Баян и баянисты. XXIX Международный фестиваль «Баян и баянисты. От гармони - к баяну и аккордеону

Иосиф Пуриц – один из ярких представителей молодого поколения баянистов. Родился в семье музыкантов и с раннего возраста начал заниматься игрой на баяне. С 2004 по 2008 г. учился в Музыкальном колледже при МГИМ имени А. Г. Шнитке в классе профессора А. И. Леденева. Окончил Российскую академию музыки имени Гнесиных (класс профессора Ф. Р. Липса). В 2013 году выиграл Грант объединенного комитета Королевских школ музыки (ABRSM) и продолжил обучение в Лондонской Королевской академии музыки у профессора Овена Маррея.

Музыкант является лауреатом более тридцати международных конкурсов. Свою первую награду завоевал в 8-летнем возрасте, в 12 лет победил на конкурсе баянистов в Клингентале, неоднократно выступал на фестивале «Баян и баянисты» в Москве. Среди его достижений – первые премии международных конкурсов баянистов и аккордеонистов в Кастельфидардо (Италия, 2009), Arrasate Hiria в Испании (2011), в Клингентале (Германия, 2013), «Трофей мира» в Спокэйне (США, 2012), Первого Всероссийского музыкального конкурса (Москва, 2013). За последние два года музыкант был удостоен трех наград в Лондоне: премии в области классической музыки Карла Дженкинса (2014), премии Фонда Хаттори (2015) и премии меценатов Королевской академии музыки (2016).

Иосиф Пуриц гастролировал в США, Великобритании, Канаде, Австрии, Швеции, Финляндии, Германии, Чехии, Китае, Франции, Испании, Сербии, Дании и других странах. Выступал в Большом зале Московской консерватории, Концертном зале имени П. И. Чайковского, Государственной капелле Санкт-Петербурга, Карнеги-холле (Нью-Йорк), Уигмор-холле (Лондон), зале Дж. Уэстона (Торонто), зале Пекинской консерватории, Королевской академии изящных искусств Дании (Копенгаген), зале «Юнеско» в Париже.

Игорь Никифоров

Игорь Никифоров родился в Ашхабаде (Туркмения), затем семья переехала в город Апшеронск Краснодарского края. В музыкальной школе обучался по классу скрипки, в Майкопском колледже искусств перешёл в класс контрабаса. На четвёртом курсе он победил во всероссийском конкурсе учащихся средних специальных музыкальных заведений в Ростове-на-Дону. Затем продолжил обучение в Ростовской консерватории и в Российской академии музыки имени Гнесиных в Москве (класс профессора А. А. Бельского).

Музыкант гастролировал в России и за рубежом – в Германии, Франции, Италии, Испании, Португалии, Азербайджане, Туркменистане, Узбекистане, Японии, Китае, Южной Корее, США, на Украине, в странах Африки. Играл в молодёжном оркестре СНГ под управлением Владимира Спивакова.

В настоящее время – артист Большого симфонического оркестра имени П. И. Чайковского. Помимо этого, контрабасист играет в нескольких квартетах, ансамблях и камерном оркестре Российской академии музыки имени Гнесиных.

С 2013 года Игорь Никифоров – участник квартета «Страдиваленки».

Алексей Бударин

Алексей Бударин окончил Московский государственный институт музыки имени А. Г. Шнитке по классу «ударные инструменты» у Л. И. Красильниковой. В настоящее время – студент четвёртого курса Российской академии музыки имени Гнесиных в классе И. Н. Авалиани.

Исполнитель является лауреатом международных конкурсов, участником музыкальных коллективов Monkey Folk, Compromisse и других. Работал в Московском культурном фольклорном центре под руководством Людмилы Рюминой, сотрудничал с группой SunSay, Тимуром Ведерниковым и другими исполнителями.

Андрей Устинов

Андрей Устинов – музыкальный и общественный деятель, музыковед, художник, журналист, критик, издатель, продюсер. Родился в 1959 году. Один из основателей (1989) и с 1991 года главный редактор национальной газеты «Музыкальное обозрение». Инициатор, куратор, художественный руководитель, арт-директор, автор более 100 фестивальных, концертных, конкурсных, выставочных, композиторских проектов, филармонических абонементов. Среди них - «Мир музыки Всеволода Мейерхольда» в Пензе и в Москве, «Кружева» в Вологде и первый в России фестиваль документальных фильмов о музыке MusicDocFest, «Opus MO» и др.

Под руководством Андрея Устинова проходили фестивали, концерты, выставки, лекции, дни газеты «Музыкальное обозрение», музыкально-информационные форумы в Москве, Санкт-Петербурге, Владивостоке, Екатеринбурге, Иваново, Казани, Костомукше, Краснодаре, Красноярске, Курске, Магадане, Магнитогорске, Мурманске, Нижнем Новгороде, Новосибирске, Петрозаводске, Петропавловске-Камчатском, Ростове на Дону, Ростове-Великом, Салавате, Самаре, Саратове, Воронеже, Сургуте, Томске, Уфе, Ханты-Мансийске, Якутске.

Автор и ведущий абонементов в Московской филармонии: «Персона – композитор», «Музыка войны. Сталинские премии. Камерная музыка 1941–1945 (к 70-летию Великой Победы)», «www.баян.ru», «Альт – флейта – контрабас», «Вайнберг. Возвращение», «Мир музыки Мейерхольда», «MusicDocFest: Рихтер и Мравинский, Шостакович и Свиридов в фильмах Андрея Золотова».

Организатор, куратор и ведущий круглых столов, научных конференций. Создатель Ассоциации музыкальных конкурсов (2000) и Председатель Совета АМКР. Руководитель пресс-центров Международного конкурса имени П. И. Чайковского. Работал в жюри 40 всероссийских и международных конкурсов по разным специальностям. Выступает с мастер-классами и лекциями по музыкальной журналистике. Заслуженный деятель искусств России.

ПРЕДИСЛОВИЕ

Сборники «Баян и баянисты» получили заслуженное признание широкого круга читателей- -педагогов, студентов, концертирующих музыкантов, руководителей коллективов художественной самодеятельности. По сути, эта серия явилась осуществлением давней мечты баянистов о создании теоретической основы баянного искусства, которое за последние два-три десятилетия достигло значительных успехов. Материалы, публикуемые в сборниках, подводят итоги этих достижений и намечают пути дальнейшего совершенствования искусства игры на баяне.

В данный выпуск включены четыре статьи, авторами которых являются известные методисты, педагоги и исполнители.
Сборник открывается статьей В. Зиновьева «Инструментовка фортепианных произведений для оркестра баянистов». Владимир Михайлович Зиновьев родился в 1939 году в г. Горьком. Музыкальное образование получил в Пермском музыкальном училище, а затем в Музыкально-педагогическом институте имени Гнесиных, который окончил по классу баяна заслуженного деятеля искусств РСФСР доцента А. Е. Онегина и по классу дирижирования заслуженного деятеля искусств РСФСР и. о. профессора А. Б. Позднякова. Свою педагогическую деятельность Зиновьев начал в Новомосковском музыкальном училище, где руководил баянным оркестром и оркестром народных инструментов. В 1968 году он переходит на преподавательскую работу в Институт имени Гнесиных; в 1970 году становится художественным руководителем институтского оркестра баянистов. Деятельность Зиновьева получила высокую оценку на 2-м Московском молодежном фестивале русской народной и советской музыки: руководимому им оркестру была присуждена первая премия.
Работая с баянным оркестром, Зиновьев приобрел богатый опыт инструментовки, которым он и делится на страницах этой книги. Статья «Инструментовка фортепианных произведений для оркестра баянистов» содержит несколько глав: автор знакомит читателя с различными составами баянных оркестров и оформлением партитур, рассматривает оркестровые функции и приемы оркестровки, способствующие обогащению звучания одинаковых по тембру инструментов, и подробно анализирует особенности инструментовки фортепианных произведений. Все основные положения ярко иллюстрируются нотными примерами.

Следующая статья - «О переложениях и транскрипциях» - написана талантливым баянистом Фридрихом Робертовичем Липсом . Он родился в 1948 году в г. Еманжелинске Челябинской области. На баяне он начал играть в пятилетнем возрасте. Учился в детской музыкальной школе, потом в Магнитогорском музыкальном училище, которое окончил с отличием за три года; дальнейшее музыкальное образование получил в Музыкально-педагогическом институте имени Гнесиных (класс баяна заслуженного деятеля искусств РСФСР доцента С. М. Колобкова) и в ассистентуре. В настоящее время Липc совмещает преподавательскую работу в Институте имени Гнесиных с широкой концертной деятельностью. Он неоднократно выступал в различных городах нашей страны и за рубежом. В 1969 году он принимал участие в Международном конкурсе баянистов и аккордеонистов в г. Клингентале (ГДР) и получил золотую медаль и звание лауреата.
Выдающееся исполнительское мастерство и отличное знание возможностей современного концертного баяна позволили молодому музыканту создать множество транскрипций, вошедших в его концертный репертуар.

В статье «О переложениях и транскрипциях» Липc делает краткий исторический обзор жанра транскрипций, анализирует его истоки и сущность и дает ценные рекомендации относительно переложения фортепианных произведений для баяна. С яркой доказательностью автор утверждает художественную ценность этого жанра и выступает страстным пропагандистом классического музыкального наследия.
Авторы статьи «Произведения Ю. Н. Шишакова в репертуаре баянистов» - В. Беляков и В. Морозов работают в Уфимском институте искусств. Вячеслав Филиппович Беляков родился в 1939 году в Москве. В 1959 году окончил училище, а в 1963-м - Институт имени Гнесиных по классу профессора Н. Я. Чайкина. В студенческие годы Беляков руководил художественной самодеятельностью, работал педагогом в детской музыкальной школе. По окончании учебы он едет в Уфу, где ему предлагают возглавить кафедру народных инструментов в Институте искусств; с 1974 года он проректор института. За большую научно-педагогическую работу ему было присвоено ученое звание доцента. Беляков известен и как талантливый исполнитель, выступавший не только в нашей стране, но и за рубежом - в Австрии, Италии, Франции, Швеции, Чехословакии, Индии, Непале, странах Латинской Америки и др.; он лауреат Международного конкурса в Клюнгентале (1962). В 1968 году Белякову было присвоено звание заслуженного деятеля искусств Башк. АССР, а в 1974-м заслуженного деятеля искусств РСФСР.

Владимир Гаврилович Морозов родился в 1944 году в г. Уфе. Музыкальное образование получил в Уфимском музыкальном училище и в Музыкально-педагогическом институте имени Гнесиных. После окончания института работал в музыкальном училище г. Салавата; с 1974 года преподает в Уфимском институте искусств.

В своей статье авторы рассказывают о творческой биографии советского композитора заслуженного деятеля искусств РСФСР Юрия Николаевича Шишакова , внесшего значительный вклад в баянную литературу, и подробно разбирают два его произведения - Концерт для баяна с оркестром русских народных инструментов и Сонату для баяна.

Статья «Исполнение как форма существования музыкального произведения» принадлежит методисту и педагогу Юрию Тимофеевичу Акимову. Он родился в 1934 году в Москве. Учился в Московском музыкальном училище имени Октябрьской революции, потом в Музыкально-педагогическом институте имени Гнесиных (класс заслуженного деятеля искусств РCФСР доцента А. А. Суркова); в 1962 году окончил аспирантуру при Московском институте культуры. Во время учебы Акимов несколько лет преподавал в музыкальной школе; с 1059 года по 1970-й работал в Институте культуры-сначала преподавателем, а затем заведующим кафедрой народных инструментов. В 1968 году он был утвержден в ученом звании доцента. В 1970 году Акимов переходит на преподавательскую работу в Институт имени Гнесиных; с 1974 года он заведующий кафедрой народных инструментов этого института.

Имя Акимова широко известно среди баянистов: его знают как автора методических работ, в том числе «Прогрессивной школы игры на баяне », многих обработок, переложений, а также как составителя целого ряда репертуарных и педагогических сборников.
В статье «Исполнение как форма существования музыкального произведения» Акимов делает попытку раскрыть с позиций марксистско-ленинской философии один из сложных вопросов музыкальной эстетики - о понятии «музыкальное произведение» - и в этой связи определить роль исполнителя в его создании. Сопоставляя различные философские концепции, автор заключает, что, лишь «оставаясь верным идее композитора. и в то же время ощущая пульс современности», исполнитель может создать яркое творение и сделать произведение «достоянием общественного сознания». В связи с затронутой проблемой в статье рассматриваются некоторые актуальные вопросы баянного искусства.
А. Басурманов

  • В. ЗИНОВЬЕВ. Инструментовка фортепианных произведений для оркестра баянистов
  • Ф. ЛИПС. О переложениях и транскрипциях
  • В. БЕЛЯКОВ, В. МОРОЗОВ. Произведения Ю. Н. Шишакова в репертуаре баянистов
  • Ю. АКИМОВ. Исполнение как форма существования музыкального произведения

Скачать пособие

Музыкальный инструмент: Баян

Тембровая палитра существующих ныне музыкальных инструментов чрезвычайно богата, ведь каждый из них обладает своим неповторимым голосом. Например, у скрипки он певуче чарующий, у трубы – пронзительно блестящий, у челесты – прозрачно хрустальный. Однако есть один инструмент, который имеет редкую способность имитации различных тембров. Он может звучать как флейта, кларнет, фагот и даже как орган. Этот инструмент называется баян и его по праву можно назвать маленьким оркестром. Баяну, с его большими художественными возможностями, подвластно многое - от аккомпанемента простых народных песен, до сложных шедевров мировой классики. Пользующийся большой популярностью, он звучит и на больших концертных сценах и является неизменным участником праздничных застолий, недаром баян называют «душой русского народа».

Баян является одной из самых усовершенствованных разновидностей гармоники, имеющей хроматический звукоряд.

Историю и множество интересных фактов об этом музыкальном инструменте читайте на нашей странице.

Звук

Баян, имеющий богатый музыкально-выразительный потенциал, открывает перед исполнителями большие возможности для творчества. Яркий звук отличается насыщенностью, выразительностью и мелодичностью, а тончайшая филировка придает тембру особую красочность. На инструменте возможно исполнение красивых романтичных мелодий, а также драматически мрачных музыкальных произведений.


Звук на баяне образуется из-за колебания язычков в голосовых планках под действием воздуха, который создает меховая камера и характеризуется особой динамической пластичностью. На инструменте возможно исполнение нежнейшего прозрачного пиано и фанфарного форте.

Баян, в силу своей конструктивной особенности (наличие регистров), обладает разнообразной тембральной палитрой звука - от полнозвучного органного, до мягкого и теплого скрипичного. Тремоло на баяне очень похоже на тремоло скрипки, а динамический объем инструмента создает впечатление, что играет полный оркестр.


Диапазон баяна довольно большой и составляет 5 октав, начиная от «ми» большой октавы и заканчивая «ля» четвертой .

Фото :

Интересные факты:

  • Инструмент с названием «баян» существует только в России, в других странах подобные инструменты называют кнопочными аккордеонами.
  • Предшественница баяна - «ливенская» гармонь имела необычайно длинные меха, почти два метра. Такой гармонью можно было себя обмотать.
  • В Москве находится самый большой в мире музей гармоник, одной из разновидностей которой является баян.

  • В советское время лучшие концертные баяны индивидуальной сборки «Россия» и «Юпитер» изготавливаемые на московской государственной фабрике и, отличавшиеся высоким качеством звучания, стоили очень дорого. Их стоимость равнялась цене легкового отечественного автомобиля, а иногда даже двух, в зависимости от марки. Сейчас стоимость концертного многотембрового баяна довольно высока и доходит до 15 тысяч евро.
  • Первый концертный многотембровый баян был создан в 1951 году для баяниста Ю. Кузнецова.
  • На концертных баянах есть очень удобное приспособление - переключение регистров находится под подбородком у исполнителя, что дает возможность музыканту не отвлекаться во время исполнения.
  • В Советском Союзе одно время производили электронные баяны, однако это нововведение не прижилось, поскольку в то же время в обиход вошли синтезаторы, которые получили большое распространение.
  • Звучание баяна во время Великой Отечественной Войны поднимало боевой дух солдат, вдохновляло на подвиги. Он звучал всюду: в землянках, на привалах и на полях сражений.
  • Звучание баяна очень эффектно используют в своих композициях современные музыкальные группы, такие как «Любе», «Вопли Видоплясова», «Billy’s Band».
  • Известные фирмы по производству профессиональных концертных баянов, которые пользуются спросом и хорошо зарекомендовали себя, находятся в России - это московская фабрика «Юпитер» и «Тульская гармонь», а также в Италии: «Bugari», «Viktoria», «ZeroSette», «Pigini», «Scandalli», «Borsini».
  • В последние годы словом «баян» нередко называют несвежую «затрепанную», «бородатую» уже застарелую шутку или анекдот.

Конструкция баяна

Баян, представляющий довольно сложную конструкцию, состоит из двух основных секций: левой и правой, соединенных между собой мехом.

1. Правая часть инструмента - это коробка прямоугольной формы, с прикрепленными к ней грифом и декой, с вмонтированными в нее механизмами. При нажатии на клавишу, механизм поднимает клапаны, тем самым пропуская воздух к резонаторам с голосовыми планками и язычками.

Для изготовления коробки и деки используются резонаторные породы древесины: ель, береза, клен.

К коробке крепится решетка, а также переключатели регистров (если таковы предусмотрены конструкцией) которые служат для изменения тембра. На коробке также находятся два больших ремня для фиксации инструмента во время исполнения.

На грифе в хроматическом порядке расположены игровые клавиши в три, четыре или пять рядов.

2. Левый корпус – это тоже коробка прямоугольной формы, в которой на внешней стороне находится левая клавиатура инструмента, содержащая пять, а иногда шесть рядов кнопок: два – басы, остальные ряды готовые аккорды (мажорные, минорные, септаккорды и уменьшенные септаккорды). На левом корпусе имеется регистр для переключения готовой или выборной системы звукоизвлечения, а также малый ремень, при помощи которого левая рука приводит в движение меховую камеру.


В левом корпусе располагается дека со сложными механизмами для извлечения звуков в двух системах для левой руки: готовой и готово-выборной.

Меховая камера, прикрепляемая к корпусу рамками, изготавливается из специального картона и сверху оклеивается тканью.

Вес многотембрового концертного баяна достигает 15 кг.

Разновидности баяна


Большое баянное семейство делится на две группы: обычные баяны и оркестровые.

Обычные имеют два вида, которые отличаются друг от друга системами аккомпанемента в левой руке: готовая и готово–выборная.

  • Готовая система аккомпанемента состоит из басов и готовых аккордов.
  • Готово–выборная имеет две системы: готовую и выборную, которые меняются при помощи специального регистра. Выборная система имеет полный хроматический звукоряд, что увеличивает исполнительские возможности инструмента, но в то же время усложняет технику игры.

Оркестровые баяны, в силу своей конструктивной особенности имеющие клавиатуру только с правой стороны корпуса, также делятся на два вида:

  • первый - инструменты отличаются по звуковысотному диапазону: контрабас, бас, тенор, альт, прима, и пикколо;
  • второй - отличаются по тембру: баян-труба, фагот , флейта, кларнет , гобой.

Применение и репертуар


Спектр применения баяна очень широк, его можно услышать и на сценах больших концертных залов в качестве солирующего, ансамблевого, оркестрового инструмента и в самодеятельных ансамблях и оркестрах народных инструментов. Большой популярностью пользуются коллективы, состоящие только из баянистов. Очень часто баян используют как аккомпанирующий инструмент или просто в быту на различных семейных праздниках.

Инструмент очень универсален, на нем исполняют произведения композиторов прошлых эпох, а также музыку современных жанров: джаза, рока и техно.

Великолепно звучат на баяне сочинения И.С. Баха, В.А. Моцарта , Н. Паганини, Л.В. Бетховена , И. Брамса, Ф. Листа , К. Дебюсси, Д. Верди , Ж. Бизе. Д. Гершвина, Г. Малера, М. Мусоргского, М. Равеля, Н. Римского-Корсакова, А. Скрябина, Д. Шостаковича, П. Чайковского, Д. Верди и многих других классиков.

Сегодня все больше современных композиторов пишут для инструмента разные произведения: сонаты, концерты и оригинальные эстрадные пьесы. Л. Пригожин, Г. Банщиков, С. Губайдулина, С. Ахунов, Х. Валпола, П. Макконен, М. Мурто – их музыкальные композиции для баяна очень эффектно звучат на концертной сцене.

Произведения для баяна

Н. Чайкин - Концерт для баяна и оркестра (слушать)

П. Макконен - "Полёт над временем" (слушать)

Исполнители


Поскольку в России баян очень быстро завоевывал популярность, исполнительское искусство на нем развивалось очень интенсивно. В связи постоянным усовершенствованием инструмента перед музыкантами открывались все больше творческих возможностей. Особо следует отметить вклад в развитие исполнительского мастерства баянистов–новаторов: А. Палетаева, который первый перешел на пятипальцевую аппликатуру вместо используемой ранее четырехпальцевой, увеличив тем самым технические возможности инструмента; Ю. Казакова - первого исполнителя на многотембровом готово-выборном баяне.

Российская баянная школа сейчас очень хорошо известна во всем мире, и исполнительское искусство в настоящее время все более процветает. Наши музыканты постоянно становятся лауреатами различных международных конкурсов. На большую концертную сцену выходит очень много молодых исполнителей, однако необходимо выделить имена таких выдающихся музыкантов, как И. Паницкий, Ф. Липс, А. Скляров, Ю. Вострелов, Ю. Ткачёв, В. Петров, Г. Зайцев, В. Гридин, В. Бесфамильнов, В. Зубицкий, О. Шаров, А. Беляев, В. Романько, В. Галкин, И. Завадский, Э. Митченко, В. Розанов, А. Полетаев, которые своим немеркнущим, исполненным вдохновения искусством, внесли весомый вклад в развитие современной исполнительской школы.

История баяна


У каждого инструмента есть своя история, а у баяна есть еще и предыстория. Началась она в Древнем Китае во 2-3 тысячелетии до нашей эры. Именно там родился инструмент, являющийся прародителем современного баяна. Шэн – язычковый духовой музыкальный инструмент, представляющий корпус с приделанными по кругу трубочками из бамбука или тростника с медными язычками внутри. В России он появился во времена монголо–татарского ига, а затем по торговым путям попал и в европейские страны.

В Европе в начале 19 века, использовав принцип звукоизвлечения шэна, немецкий органный мастер Фридрих Бушман придумал механизм, помогавший ему в настройке инструментов, и который впоследствии стал предшественником гармони. Несколько позже австриец армянского происхождения К. Демиан модифицировал изобретение Ф.Бушмана, преобразовав его в первую гармонь.

В России гармоника появилась во второй четверти 19 века, ее привозили из-за границы, покупали на ярмарках у иностранных торговых людей как диковинку. Инструмент, который мог сыграть мелодию и аккомпанировать, быстро завоевал популярность среди городских и сельских жителей. Без ее участия не проходило не одно празднество, гармонь наряду с балалайкой стала символом русской культуры.

Во многих русских губерниях стали создаваться мастерские, а затем и фабрики, которые изготавливали свои местные разновидности гармоней: тульские, саратовские, вятские, ливанские, бологоевские, череповецкие, касимовские, елецкие.

У первых русских гармоней был только один ряд кнопок, двухрядными они стали во второй половине 19 века, по аналогии с конструкцией, которую тогда усовершенствовали в Европе.

Музыканты-гармонисты были в основном самоучки, но вытворяли чудеса исполнительского мастерства, несмотря на то, что инструмент по конструкции являлся достаточно примитивным. Одним из таких самородков был рабочий из города Тулы Н.И. Белобородов. Будучи заядлым гармонистом, он мечтал о создании инструмента, который бы имел больше исполнительских возможностей.

В 1871 году под руководством Н.И. Белобородова мастер П. Чулков создал двухрядную гармонь, имеющую полный хроматический строй.


В конце 19 века, в 1891 году, после усовершенствования немецким мастером Г. Мирвальдом, гармонь стала трехрядной, с хроматическим звукорядом, последовательно расположенным по косым рядам. Несколько позже в 1897 году итальянский мастер П. Сопрани запатентовал свое новое изобретение – извлечение готовых мажорных и минорных трезвучий, доминантсептаккордов на левой клавиатуре. В этом же году, но в России, мастером П.Чулковым на выставке был представлен инструмент с гнутой механикой в "левой руке", которая тоже позволял одним нажимом на клавишу извлекать готовые аккорды. Таким образом, гармонь постепенно преобразовывалась и становилась баяном.

В 1907 году мастером-конструктором П. Стерлиговым. по поручению музыканта-гармониста Орланского-Титаренко. был изготовлен сложный четырехрядный инструмент, получивший название «Баян», в память древнерусского сказителя. Инструмент быстро совершенствовался и уже 1929 году П. Стерлигов изобрел баян с готово-выборной системой на левой клавиатуре.

Рост популярности инструмента сопровождается постоянным его развитием и совершенствованием. Тембральные возможности баяна делают его поистине уникальным, ведь он может звучать как орган или как духовые и струнные инструменты. Баян в России всенародно любим - это и академический инструмент, звучащий со сцены в большом концертном зале, и символ хорошего настроения, веселящий народ на сельской завалинке.

Видео: слушать баян

Баян, аккордеон, гармоника… Для людей неискушенных, далеких от музыки, между этими инструментами нет никакой разницы: и то гармошка, и это гармошка. Такие люди могут спокойно прийти в магазин музыкальных инструментов и, указывая на аккордеон, попросить: «Дайте мне вот эту гармонь!» Аккордеонистов они путают с баянистами, а тех и других - с гармонистами...

А между тем различия есть, и довольно существенные. Но чтобы понять, чем отличается баян от аккордеона, нужно сказать несколько слов об их общем прародителе.

Гармонь - двоюродная сестра варгана

Все гармони, так же как баяны и аккордеоны, относятся к язычковым музыкальным инструментам. Поскольку у них есть клавиатура, то их одновременно считают и клавишными, точнее клавишно-пневматическими. Но все же главная примета, отличающая любую гармонь, - это язычок, гибкая стальная пластинка, при вибрации которой и получается звук. В разных инструментах язычок приводится в движение по-разному. Например, на варгане играют, прижимая его к зубам и одновременно ударяя по язычку пальцами, а резонатором здесь служит рот. Раскрывая его поуже или пошире, можно получать звуки разного тембра.

Как устроена гармонь?

У гармони язычки колеблются в потоке воздуха, который нагнетает исполнитель, сжимая и растягивая мех. Они закреплены на металлических планках с прорезями, через которые и проходит воздух, и бывают разных размеров: одни массивнее и больше - эти язычки дают более низкие звуки, другие полегче и поменьше - здесь звуки получаются более высокими.

На каждой планке с двух сторон закреплено два язычка, разделенных кожаным клапаном таким образом, что при сжатии меха вибрирует только один из них, а при растяжении - другой. Соответственно, и прорезей, которые перекрывают язычки, тоже две.

Для усиления звука служат воздушные камеры - резонаторы, к которым прикрепляются планки. Эти резонаторы деревянные (как правило, еловые). Вместе с планками они собраны в блоки, которые устанавливаются внутрь корпуса гармони на деку - особую перегородку с отверстиями. Резонаторные блоки расположены с той стороны деки, которая ближе к меху, а со стороны корпуса находятся клапаны для подачи воздуха. Эти клапаны соединены с кнопками и прикрыты решеткой.

При нажатии кнопок клапаны открываются, воздух проходит через деку, и язычки колеблются, создавая звук.

Иногда размеры язычков на звуковых планках, а значит, их музыкальный тон, могут отличаться. Поэтому все гармони делятся на две большие группы: в одной язычки на «входе» и «выходе» одинаковые, самая знаменитая гармонь такого типа - хромка. Во второй группе эти язычки различаются, что дает звуки разной высоты. К этому типу относятся такие гармони, как тальянка (искаженное «итальянка»).

Отличия левой и правой клавиатур

Кнопки левой клавиатуры располагаются на самом корпусе. Она предназначена для аккомпанемента. Нажатие одной кнопки на ней открывает сразу несколько резонаторных камер, и звучит целый аккорд.

На правой клавиатуре играют саму мелодию. Здесь кнопки находятся на грифе, прикрепленном к корпусу, и снабжены металлическими рычагами, уходящими к клапанам. Они расположены в один или несколько рядов (отсюда названия «однорядка», «двухрядка» и т. д.). Нажатие одной кнопки открывает только один резонатор - и поэтому звучит одиночный чистый музыкальный тон.

Первые ручные гармоники

В 1783 году чешский мастер Киршник, проживавший в Петербурге, открыл новый (как ему казалось) способ извлекать звуки - при помощи металлических язычков. В 1821 году берлинский мастер Бушман на основе этого способа создал губную гармонику, а в следующем году попробовал присоединить к ней мех. В 1829 году венский изобретатель Кирилл Демиан придумал инструмент, который он назвал аккордеоном, потому что левая клавиатура его была такой же, как у современных гармоник, - аккордовой: нажатие одной кнопки давало целый аккорд. Впрочем, правой клавиатуры у этого инструмента еще не было.

Приблизительно в 1830-е годы новинка проникла в Россию, обзавелась там простецким именем - гармошка - и завоевала большую популярность.

От гармони - к баяну и аккордеону

Но музыканты сразу заметили, что у простых гармоней есть и недостатки. Например, у них ограниченный звуковой диапазон (мало октав). Как правило, они имеют только одну тональность, и бывают либо мажорными, либо минорными.

Поэтому уже скоро встал вопрос об изобретении такого музыкального инструмента, который имел бы достоинства гармони, но при этом обладал бы обширным звукорядом и равномерно темперированным музыкальным строем (т. е. таким строем, где каждая октава делится на 12 математически равных полутонов). Этот строй применяется в академической музыке уже несколько веков. Другое его название - «полный хроматический звукоряд».

На протяжении 19-го века различные фирмы и мастера в Европе и в России работали над усовершенствованием гармони. К левой клавиатуре добавилась правая, появились различные прообразы баяна и аккордеона с фортепианной клавиатурой - среди них «рояльная гармошка» из города Ельца и хроматическая гармоника Николая Ивановича Белобородова, созданная в 1870 году.

В 1907 изобретатель Петр Егорович Стерлигов изготовил первый трехрядный баян, а в 1913 году - и пятирядный.

Примерно в то же время в Европе распространились хроматические гармоники с фортепианной клавиатурой, то есть современные аккордеоны. В Советский Союз они попали приблизительно в 1930-е годы.

Баян и аккордеон: сходство

Во-первых, как уже говорилось в статье, и баян, и аккордеон - гармоники хроматические, то есть обладают равномерно темперированным строем (12 полутонов на октаву) и большим диапазоном октав.

Во-вторых, устройство баяна и аккордеона похоже, в частности левая клавиатура. Она предназначена для басовых нот (первые два ряда кнопок) и для аккордов (четыре остальных ряда - мажор, минор, септаккорд, уменьшенный септаккорд).

Типы баянов и аккордеонов

Приходя в магазин музыкальных инструментов, чтобы купить себе подходящую гармонику, нужно знать, что есть еще один важный нюанс.

Как баяны, так и аккордеоны делятся на три типа: готовые, выборные, и готово-выборные. У готовых левая клавиатура настроена так, как описано выше. У выборных она, точно так же, как и правая, нужна для того, чтобы извлекать не аккорды, а отдельные ноты. У третьего типа - готово-выборных - между двумя режимами можно переключаться. Для переключения на левой клавиатуре есть специальная клавиша-регистр. В выборном режиме ряды с аккордами превращаются в подобие правой клавиатуры четырехрядного баяна, только отраженное зеркально.

Музыканты-профессионалы больше всего любят именно готово-выборные аккордеоны и баяны, так как возможности у этих инструментов очень широки. Они немного сложнее в освоении, чем готовые, зато сыграть на них можно практически все, что угодно - даже фуги Баха.

Чем отличается баян от аккордеона

Помимо разной формы корпуса (у баяна она более прямоугольная, у аккордеона - более округлая), и формы грифа (у аккордеона гриф длиннее), главное, чем отличается баян от аккордеона, - это клавиатура для правой руки.

На правой клавиатуре баяна расположены от трех до пяти рядов кнопок, представляющих полный хроматический звукоряд и охватывающих диапазон 5-6 октав. Бывают как 3-рядные, так и 5-рядные баяны, причем у пятирядного баяна первый и второй ряды кнопок аналогичны четвертому и пятому. При игре на нем это облегчает переход из одной тональности в другую.

Правая клавиатура аккордеона - это ряд массивных клавиш, похожих на фортепианные. Как правило, на грифе расположена 41 клавиша. Еще правая клавиатура имеет несколько переключателей регистров. С их помощью меняют тембр звука или его высоту, делая звук на октаву выше или ниже. У концертных моделей аккордеонов есть и такие переключатели, которые можно нажимать подбородком, не прерывая игры.

Однако сама клавиатура аккордеона охватывает меньший диапазон, чем клавиатура баяна. Будучи подобным баяну музыкальным инструментом, аккордеон (если не принимать во внимание переключатели регистров) может брать только три с половиной октавы.

И наконец, главное, чем отличается баян от аккордеона, - это звучание. В аккордеоне голосовые язычки настраивают с небольшим разнобоем, у музыкантов это называется «в разлив», что дает более бархатистый звук. У баяна язычки настроены в унисон, и звук более чистый.



Вверх