Конные походы по горному алтаю - гостевой двор - чолмон - народные музыкальные инструменты алтая. Камус — музыкальный инструмент Алтая Камус музыкальный инструмент

Недавно задалась вопросом: Какой инструмент подходит для путешественника? А сегодня увидела в магазине инструмент - Комус. Встал вопрос выбора, какой лучше и как их вообще выбирают, по какому принципу?

Комус (варган) , впрочем как и бубен, с древности считался магическим инструментом.
Бубен - это «янский» инструмент шамана. «Янский» - потому что рассчитан на аудиторию, на слушателя, для коллективной медитации. Комус воздействует в первую очередь на того, кто играет, и в меньшей степени на слушателей. Это «иньский» инструмент.

Если вы знакомы с «энергетическими» практиками и знаете картографию изменённых состояний сознания, то варган поможет вам выйти в «верхний мир» за информацией, в «нижний мир» за силой и в «средние миры» для активных действий, преобразующих реальность. Этому может научиться любой человек. Притом надо научиться один раз и умение останется с вами на всю жизнь, так же как умение кататься на велосипеде. Со стороны это сложно, на самом деле, когда вы освоите, это будет естественно и просто, также как дышать и жить.

Природа энергетического воздействия варгана на человека

Когда мы играем на варгане, рождаются мощные вибрации. Во рту возникает, если говорить о физике явления, стоячая звуковая волна. И можно подобрать такое звучание инструмента, которое будет вступать в резонанс с основными ритмами вибраций человека. Это достигается как особенностями изготовления инструмента, так и особенностями игры на нём. В биологии известны так называемые альфа- , бета-, гамма- ритмы, свойственные головному мозгу человека. Звуковая волна, входя в резонанс с этими ритмами, вызывает измененные состояния сознания. Мир магически преображается, и мы начинаем видеть, чувствовать, ощущать то, что не замечали до этого. Этот любопытный эффект испытывает любой человек, начинающий играть на варгане. Он проявляется быстро и мощно.

Каждый раз, когда комус попадает в руки человека, он каким-то образом преображает и меняет его жизнь. Многие люди мне рассказывали чудесные истории. Комус великолепно подходит для самовыражения, импровизации, для взаимодействия с окружающим миром, действительностью… Комус притягивает к себе интересных людей, фантастические и прекрасные ситуации, события и обстоятельства.

Как играть?

Прижмите плотно основу к зубам, так, чтоб между зубами оставалась небольшая щёлка, в которую будет входить подвижный язычок варгана. Всё предельно просто. Затем металлический язычок оттягиваем. Эффект звучания возникает за счёт создания во рту резонансного контура. Сам по себе инструмент не звучит. Меняя объем этого резонансного контура, мы добиваемся разного звучания. На дальнейших этапах обучения резонансный контур захватывает гортань и дыхательные пути вплоть до диафрагмы. Существует тонкая техника игры на комусе, когда музыкант вибрирует отростками собственных легких. Этому невозможно научить - техника приходит как бы сама собой.

Игра на комусе очень похожа на пение мантры. Интересный эффект достигается, если на звучание комуса накладывается безмолвная внутренняя мантра. Она некоторым образом модулирует жёсткие вибрации варгана.

Разнообразие

Существует большое разнообразие комусов. Наилучшими считаются алтайские и якутские. Самые худшие - австрийские. Я буду покупать алтайский или шестигранный комус.

Республика Алтай – загадочный и пропитанный древними верованиями край. Здесь все необычно: магические ритуалы шаманов, неповторимая культура, экзотическая и аутентичная музыка. Известна эта республика и особыми инструментами. Камус музыкальный инструмент (знакомый еще под названием варган) имеет очень интересную легенду о своем происхождении.

Легенда о комузе

Старожилы поговаривают, что этот инструмент имеет очень необычную историю появления. Согласно легенде, охотник, идущий по лесу, услыхал прекрасные и диковинные звуки, которые были ему незнакомы. Подойдя поближе к источнику звука, он увидел медведя, залезшего на дерево и дергающего лапой щепку.

При подергивании деревянного сучка и образовывались странная, но очень завораживающая мелодия. Охотника посетила мысль: а не смастерить ли музыкальный инструмент, способного издавать такие пленительные звуки. Так и появился смычковый губной инструмент – камус (комуз).

Большинство алтайцев называет комус варганом (от древнеславянского – «варга»), что означает «уста», «губа», «рот».

Реальное происхождение этого музыкального инструмента до сих пор остается загадкой, так как существует всего лишь одна единственная легенда. Известно много разновидностей варгана. Прелесть этого инструмента в том, что не нужно проходить специального обучения игре на комусе, так как извлекать таинственные звуки нужно душой. Каждый может погрузиться в состояние приятного расслабления, на время отрешиться от мирских забот и ощутить душевную гармонию.

Именно благодаря природному происхождению варгана, играя на нем, алтайцы испытывают умиротворение и крайнее спокойствие. Если кому-то предоставлялась прекрасная возможность побывать на Алтае, то, наверняка, была редкая возможность услышать мелодию, извлекаемую комусом, так как каждый житель этого края чрезвычайно гордится своим народным инструментом.

А если кто-то только собирается посетить родину этого дивного народа, то, несомненно, стоит хотя бы раз услышать пение загадочного варгана.

Способность варгана исцелять

Алтайцы уверены, что варган обладает целебными свойствами. Не вызывает сомнений и то, что этот инструмент способен развивать тонкий музыкальный слух, творческие возможности, благотворно влиять на психологическое и физическое здоровье.

Конечно, быстрого эффекта ждать не стоит, но если запастись терпением, то гармония телесного и душевного обязательно будет восстановлена.

Чему способствует игра на комусе

  1. Восстанавливает душевное равновесие. Благодаря тому, что во время игры на варгане человек погружается в медитативное состояние, он успокаивается и испытывает крайнее умиротворение. Как известно, здоровье напрямую зависит от способности расслабляться. И уже давно не секрет, что проблемы с самочувствием – последствия регулярных стрессов.
  2. Благодаря активному функционированию дыхательной системы очищаются легкие. А это напрямую влияет на полноценное наполнение организма кислородом.
  3. Помогает прекрасно избавиться от неприятного запаха изо рта.
  4. Обновляются клетки организма, омолаживаются все системы, улучшается обмен веществ, укрепляется иммунитет.
  5. Происходит нормализация кровяного давления. Высокое понижается до нормы, а низкое, наоборот – повышается.
  6. Все системы организма оздоравливаются, приходят в норму благодаря активным процессам регенерации.

Для этого требуется всего ничего – научиться играть на этом простом, но в то же время уникальном инструменте. По 5-7 минут поначалу, а потом можно и больше. В зависимости от того, сколько вам захочется играть. Не поленитесь, и вы отметите положительные изменения в своем здоровье и душевном равновесии.

Камус влияет на человеческую судьбу

Камус музыкальный инструмент, который так и не изучен предприимчивыми учеными. Среди алтайцев существует поверье, что помимо целебных свойств, варган еще способен благотворно повлиять на судьбу человека. Это происходит тогда, когда он впервые берет в руки инструмент и начинает играть.

Тяжелая действительность не кажется такой угрюмой, мир будто бы окрашивается в яркие волшебные краски, заставляя человека поверить в чудеса. Жизнь притягивает больше хороших людей, делает окружающую действительность дружелюбной и преподносит приятные сюрпризы. Варган помогает слиться с природным началом, лучше познать себя, раскрыть свой потенциал.

После занятия на варгане, человек испытывает умиротворение, неспешность. Снимается раздражительность, усталость и недовольство жизнью. Также нет место и гневу, который проходит бесследно, оставляя после себя только уравновешенное и благодушное состояние. Появляется совсем другой взгляд на мир – беспорочный, светлый и оптимистичный. Все это возможно только в одном случае – при регулярной игре на варгане и использовании его только в прямом назначении.

Хотя камус музыкальный инструмент очень простой в использовании и его внешнее оформление вовсе незамысловато, он способен изменить в жизни человека многое. А все дело в естественном звучании, завораживающем играющего и слушателя.

Главное – это прочувствовать инструмент, слиться с ним. Это не просто средство извлечения звука, это важный атрибут жизни. Для человека, играющего на комусе, он должен стать надежным товарищем.

Чтобы варган благотворно мог влиять на состояние своего хозяина, ему необходимо всегда находиться рядом с ним.

Видео: Что есть камус (комуз), мастер-класс

На вопрос В какой стране пользуется популярностью применение вот этого музыкального инструмента? заданный автором хитростный лучший ответ это Это Алтай, Бурятия, Тыва или Башкирия, флейта шоор
Курай, Шоор, Сур
КУРАЙ - башкирский и татарский духовой музыкальный инструмент: продольная открытая флейта из стебля зонтичного растения.
Башкиры говорят: "Как себя помним, так и курай помним". О древности курая говорит, например, такой факт: башкирская народная мелодия "Звенящие журавли", исполняемая только на курае, имеет более чем 1000-летнюю историю.
На алтае, в туве и бурятии этот инструмент называют шоор или сур
Имеет 4-5 игровых отверстия на лицевой стороне и 1 на тыльной. Длина 45-100 см. Диапазон в объёме сексты, с помощью передувания достигает 2-2,5 октав.
Известные кураисты издавна сопровождали свою игру горловым пением. Если кураист (шоорист) владеет умением горлового пения, то он считался мастером высшего класса
Изготавливают подобные инструменты обычно из высушенного борщевика, тростника или гречихи
Народные музыкальные интсрументы алтайцев: топшур - щипковый, икили - смычковый, шоор - духовой, комыс (комус) - язычковый.
Бытовые музыкальные инструменты: амыргы (манок) - духовой, шатра (трещетка) - шумовой, камчы - кнут, эдски (манок) - духовой, кирлее, то же что тана-топчы, шанг - колокольчик средних размеров, конко - маленький колокольчик.
Играют на таких инструментах в этих республиках, но изображения на флаге пока не нашла
Видео можно посмотреть здесь:
Шоор
Когда поют шоор: комус
С души спадает тяжкий груз…
Я живо горы представляю…
К струе пригоршни подставляю,
Что бьет с крутой вершины вниз,
Где брызги с грохотом сплелись.
И сердце радостно воспрянет
Среди алтайских гор,
Когда поют камус, шоор,
Как будто солнышко заглянет
К нам в гости полночью в окно.
Скажу по совести, по чести,
Когда шоор с камусом вместе
Поют, душе не все равно.
В. Куницин
Шоор представляет собой тип продольной флейты, сходной с башкирским кураем, киргизской сыбызги, но не имеющей боковых, отверстий. До сих пор шоор изготавливается из пустотелого ровного стебля высохшего растения (пучки. Обычная длина шоора 50-80 см с диаметром 1,5-3 см. С обеих сторон он открыт. Более широкий конец дудки прижимается у правой половины рта к верхним зубам. При вдувании в него воздуха, образуется свистящий звук, который регулируется указательным пальцам на другом конце.
Строй определенной высоты не имеет, так как зависит от длины и диаметра дудки. В основном шоор распространен среди чабанов и пастухов.
Если все смычковые и щипковые музыкальные инструменты получили свою форму примерно в один исторический период, то группа деревянных духовых развивалась неровно. Одни инструменты известны со времен глубокой древности, другие появились недавно. Но что удивительно, все они до сих пор продолжают совершенствоваться и к каждый имеет вполне индивидуальную конструкцию. Общим у них является способ извлечения звука.
Как же возникает звук на шооре и других духовых инструментах? Звучащим телом здесь является воздушный столб, заключенный в трубке. При вдувании исполнителем струи воздуха, столб приходит в колебание. Если закрыть все имеющиеся отверстия на корпусе, то получим самый низкий звук. А если будем открывать отверстия постепенно, столб воздуха, естественно, станет короче и звук повысится. На алтайской дудке-шооре исполнитель получает ряд звуков в виде обертонов от основного. Поэтому определенного звукоряда на нем нет, но практически, затратив большой труд, возможно получить этот ряд в пределах октавы и более.

/ 22
ХудшийЛучший

Алтайская народная музыка имеет свои, ей одной присущие, характерные особенности пентатонического строя. В основе лада лежит пятиступенная гамма с несколько видоизмененными полутоновыми сочетаниями. Алтайские мелодии не велики по диапазону и редко превышают интервал октавы. Гармонические сопровождения на топшуре и икили пению обычно слагаются из созвучия кварт, квинта, а иногда из больших секст и малых септим. Топшур и икили настраиваются в интервал кварту.

Народные музыкальные интсрументы алтайцев: топшур - щипковый, - смычковый, шоор - духовой, комыс (комус) - язычковый.

Бытовые музыкальные инструменты: амыргы (манок) - духовой, шатра (трещотка) - шумовой, камчы - кнут, эдски (манок) - духовой, кирлее , то же что тана-топчы , шанг - колокольчик средних размеров, конко - маленький колокольчик.

Народные музыкальные инструменты алтайцев

Топшур - двухструнный музыкальный инструмент, по своему виду сходный с казахской домброй. Корпус и гриф топшура целиком вырезаются из одного куска дерева (кедра). Долбленый овальный корпус покрывают сверху тоненькой дощечкой или сыромятной телячьей кожей. Струны изготовлялись из конского волоса, свитого веревочкой. Волос подбирается белый. На верхней деке прорезается отверстие, гриф не имеет ладов. Звук, извлекаемый на струнах, напоминает звучание туго натянутой нити, но чище и ярче. Перед игрой топшур, имеющий кожаную верхнюю деку, подсушивают.

Определенной высоты строя для топшура нет. Струны настраиваются на кварту так, как это удобно для голоса исполнителя. "Топшур настраивается квартой, но она не урегулирована: звучит немного выше чистой и ниже увеличенной. Ее скорее можно отнести к особому разряду интервалов, называемых "острыми" У азиатов они воспринимаются как консонанс, т.е. ей начинается и заканчивается пение. Встречаются чаще других интервалов, господствующий интервал кроме квинты топшур в аккомпанементе дает чистую квинту, большую и малые сексту.

Аккомпанемент на топшуре - вариации. В зависимости от содержания сказания кайчы используют различные приемы игры на топшуре: "бряцанье" (удары) пальцами по обеим струнам, "pizzikato" (щипки) большим пальцем, "тремоло" (частые удары по одной струне). При изображении скачки богатыря на коне, ритм и приемы исполнения резко меняются, рисуя картину стремительного движения. В лирических местах сказания преобладает "тремоло" или "пицикато" (на одной струне).

Икили - похож на топшур, но с более высокой подставкой. Играют на икили лучковым смычком, сделанного из ивового прута, на который натягивается волос. Его натирают смолой лиственницы или кедра. При игре инструмент ставят на левое колено или держат между ног наклоненным, слегка прижимая корпус к коленям. Смычок натяжной колодки не имеет, поэтому во время игры ослабевший волос подтягивается пальцем правой руки. Струны волосяные. Звук негромкий, но мелодичный и богатый. Строй квартовый, несколько выше по диапазону, чем у топшура. В народе встречается двойной инструмент - с одной стороны икили, с другой - топшур. Икили использовал кожонгчи - исполнитель лирических, бытовых, исторических песен. Часто кайчы и кожонгчи одно и то же лицо. Известны ансамбли национальных инструментов с инструментами топшур прима, топшур тенор и с бас-топшур и икили - прима-икили, тенор-икили, бас-икили, секунда- и альт-икили.

Шоор - тип продольной флейты, сходный с башкирским народным инструментом кураем, но не имеющий боковых отверстий. Шоор изготавливается из пустотелого ровного стебля высохшего растения камургай, длиной не менее 50-60 см, диаметр у основания 1,5-2 см. С обеих сторон шоор открыт. Более широкий конец трубки прижимается у правой половины рта к верхним зубам. При вдувании воздуха получается свистящий звук. Периодически закрывая и открывая выходное отверстие, а также изменяя напор воздуха, исполнитель получает звуки, обертона основного главного тона. Звучание шоора мягкое, переливчатое. Строй определенной высоты не имеет, зависит от длины инструмента. Распространен в основном среди чабанов.

Комыс - алтайский варган (комус) . Устройство его простое: подковообразный удлиненный ободок со стальной вибрирующей пластиной в середине. При исполнении дает органный пункт довольно сильной звучности (жужжащий в малой октаве) и мелодию (второй октавой выше), напоминающую по тембру флажолеты скрипки. Самими алтайцами куется из мягкого железа или необработанной стали.

Бубен (тюнгур) принадлежит к разряду ударных инструментов и употребляется исключительно при камлании. Остов бубна деревянный, на обечайку натягивается шкура животного и подвешивается к обечайке ремнями. "В открытую сторону бубна крепится деревянная перекладина, за которую кам держит бубен, и две железных. На коже бубна выцарапываются рисунки животных, птиц и человека. На железных перекладинах навешиваются маленькие загнутые железки и тряпочки различных цветов. При ударе, который делается особой колотушкой орбы, получается сильный гул и бряцанье железок. При камлании бубен накаливается на огне и доводят до высоты, понятной самому каму. Бубен у aлтaйцев в повседневной жизни как ударный музыкальный инструмент не используется, т.к. является сугубой культовой принадлежностью шамана.

Дьядаан скифская арфа. Инструмент найден в Пазырыкском кургане археологом Руденко С.И. в 1939 г. Оригинал хранится в Эрмитаже г. Санкт Петербурга, датирован около 500 г. до н.э. Копия изготовлена мастером Гнездиловым А.И. (г. Барнаул). Изготавливался из цельного дерева, струны натягивались жильные. Звучит в песне "Алтын Кёль" на альбоме "Там, где рождается Алтай" ансамбля Алтай Кай (играет Элес Тадыкин)

Бытовые музыкальные инструменты

Бытовые музыкальные инструменты алтайцев создают звуки, приближающие к звукам природы, т.е. звукоподражание - наиболее точное изображение каждого конкретного животного, птицы: пение кукушки, зловещий хохот совы, вой волка, крик журавля, голос и взмах крыльев ворона, голоса утки, белки, бурундука, медведя и т.д. или создание образа зверей и птиц человеческим голосом. Многие инструменты использовались на охоте.

Амыргы. На нем имитировали крик марала. Изготавливается из полого рога животного или древесины. Звуки извлекаются обертонного ряда втягиванием в себя воздуха.

При охоте на косулю или кабаргу используют манок эдиски , изготавливаемый из бересты. Высокий звук этого инструмента напоминает крик самки кабарги и ее детеныша. Иногда вместо бересты используют листья бадана (кылбыш) или осoки (кыйар олон).

Звукоподражательный охотничий прием - манок на волка: голос и ладони рук, сложенные в виде раковины - кош-адыш . Имитируется вой волка. Этот же способ может служить для звукоподражания голосам приц - филина, совы, кукушки. Изменяя тембр и манеру имитации приманивают других зверей, например, бурундука.

Щипковый шумовой музыкальный инструмент - шатра . Деревянная трещотка из бруска березы, ее шумом изгоняли овец.

Звуковым орудием скотоводов был бич, кнут - камчы . Его свист, разрезающий воздух, хлесткое щелканье, звучащее громче выстрела, помогает управлять большим стадом или табуном. Камчы - неприменный атрибут мужского традиционного костюма.

Кирлее и тана-топчы имеют характерный звук, похожий на жужжание, гудение, завывание, вой ветра.

Шанг - колокольчик средних размеров с сильным, звонким, долго незатухающим звуком.

Конко - небольшой колокольчик. Маленькие колокольчики подшивали к украшениям девушки. По звону знали, что девушка далеко не ушла и не украдена.

Бытовые перкуссионные инструменты: кушкан - сбруя седла, дьярын - косточка, баранья лопатка, копыта, кузук, кумургай - шумовой пучок.

Вверх