Народные инструменты мордвы. Тема: «Мордовские народные музыкальные инструменты. в образовательных учреждениях РМ

Народные музыкальные инструменты эрзи - памятники традиционной музыкальной культуры этноса. Оказали влияние на зарождение и развитие многих форм традиционной музыки.

По признаку вибратора (источника звука) основными классами эрзянских инструментов являются идиофоны (самозвучащие), хордофоны (струнные) и аэрофоны (духовые).

Из идиофонов известны:

Кальдердема.
Распространены 4 вида.

Соударяемый идиофон - гладко выстроганная кленовая дощечка длиной 170-200 мм, шириной 50-70 мм, толщиной около 10 мм с ручкой длиной 100-120 мм, диаметром 20-30 мм. По обе стороны ручки при помощи полосок из сыромятной кожи прикреплялись 2 небольшие кленовые пластины.
Ударяемый идиофон - 4-гранная коробочка из цельного дерева (липа, клён, берёза) в среднем длиной 170-200 мм, шириной 100-120 мм с ручкой внизу длиной 100-150 мм. На суровую просмоленную верёвочку, прикреплен сверху за ремешок из кожи, снаружи подвешивался кусочек дубового сучка, свинца или железная гайка.
Ударяемый идиофон - полая, открытая с одного конца цилиндрическая или 4-, 6-, 8-гранная коробочка из цельного дерева с ручкой (размеры как у 2-го вида). В отличие от 2-го вида кусочек из дерева или железа подвешивался внутри коробочки.
Скребковый идиофон - гладко выстроган брус из клёна цилиндрической формы длиной 100-150 мм, шириной 70-80 мм с ручкой внизу и вырезам по краям цилиндра зубьями. Сверху к цилиндру и ручке прикреплялась деревянная прямоугольная рамка длиной 250-300 мм, шириной 100-150 мм или позднее - металлическая скоба несколько меньших размеров, в середине которой туго укреплялась гибкая деревянная пластина-вибратор (кель). Для того чтобы она лучше держалась и пружинила, в середине рамки приделывалась поперечная палочка, а в скобе - металлический стержень. При вращении рамки или скобы вокруг бруса (для чего исполнитель делал круговые движения над головой) пластина перескакивала с одного зуба на другой, издавая при этом сильные щелчки, при быстром темпе переходящие в треск.

Кальцяемат - 3, 5, реже 6 деревянных пластин из ясеня неодинаковой длины, скрепленные лыком или ремешком из кожи. При ударах по пластинам деревянными молоточками или ложками они издавали разные по высоте звуки. По тембру инструмент напоминал ксилофон.
Чавома - гладко выстроганная и пропитанная составом из сосновой смолы (живицы) и конопляного масла берёзовая или еловая резонированная доска, по которой ударяли деревянными молоточками или ложками. К краю доски крепились концы ремня (иногда для прочности доска охватывалась ремнём), за который её вешали либо на шею чуть ниже груди, либо на согнутую в локте руку или плечо исполнителя - чавиця («бьющий»).

Баяга - массивная деревянная доска из дуба, берёзы с закругленными углами длиной около 150 см, шириной 40-50 см, толщиной 12-15 см. Её подвешивали на воротца, устанавливаемые посреди села на пригорке, и били по ней дубовой палкой, деревянным молотом или пестом, оповещая жителей о важных событиях.

Баягинеть (встряхиваемый идиофон) - металлические колокольчики, нанизанные на шнур или свободно висящие на раме. По археологическим и этнографическим данным, известны следующие виды колокольчиков: кованые усечённо-коничные железные с полусферическим язычком, сильным звоном и богатой гаммой частичных тонов; полусферические из цветных металлов с шаровидным язычком, звоном высокого регистра; цилиндрические с низким звуком; продолговатой формы с неопределенным тембром. Инструменты применялись в ритуальных танцах, образуя своеобразную тембро-динамическую полифонию.

Люляма - стержень (палка), сверху которой вырезали фигурку в виде головы лошади и подвешивали к ней 5-7 колокольчиков и погремушек. Сопровождали различные ритуалы.

Диннема - гетероглотический варган, до наших дней сохранившийся у каратаев. Представляет собой подковообразную железную пластину с гибким стальным язычком посредине. На инструменте играли преимущественно плясовые мелодии.

Из хордофонов известны:

Гайдяма - немного согнутая, расширяющаяся к одному концу берёзовая или кленовая доска длиной 800-1 000 мм, шириной с одного конца, которым упирали в пол, 120-150 мм, с другой - 30-50 мм. На неё натягивали одну струну обычно из суровой просмоленной тонкой верёвки (толстой дратвы), овечьей или реже жильной кишки. Между доской и верёвкой на расстоянии 200-250 мм вставляли надутый бычий или свиной пузырь, служивший резонатором. Лукообразным смычком из ивового или черёмухового прута (без механизма растяжки) с натянутой просмоленной суровой ниткой извлекали один низкий звук. На инструменте исполняли плясовые наигрыши в ансамбле с другими инструментами (пувамо, кайга), где гайдяме отводилась роль басового ритмизующего инструмента. В ансамбле с нудеем она настраивалась под волыночную басовую трубку, в результате чего получалась своеобразная «трёхголосная волынка».

Кайга - лютня (скрипка), имеющая общую длину 615 мм, длина резонаторной коробки - 370 мм, ширина у нижнего конца - 180 мм, верхнего - 155 мм. На верхних и нижних досках инструмента находились 3 отверстия треугольной или круглой формы. Инструмент имел 3 струны из конских волос, смычок без механизма натяжки волоса. Для него был характерен квинтовый или квинто-октавный строй. Детские инструменты составляли 2/3 величины обычной кайги.

Аэрофоны
- самый многочисленный класс эрзянских инструментов.
Сезонные изготавливались преимущественно летом из стеблей растений, листьев деревьев (лопа, килей цёков, сандеень морама, олгонь морама, зундерь и др.).

Вешкема - флейта из липовой или ивовой коры, дерева, а также тростника, реже - птичьей кости. Бытовали 2 вида.
Кувака вяшкема (длинная флейта) длиной 500-700 мм. На ней вырезалось обычно 6 грифных отверстий (вайгель варят). Инструмент без свисткового устройства.
Нурькине вяшкема (короткая продольная флейта) с 2-3 грифными отверстиями или без них со свистковым устройством. Флейта известна эрзянам с эпохи бронзы.

Кевень тутушк а - глиняная пустотелая свистулька из обожженной глины с 2 игровыми отверстиями или без них в форме птиц, домашних и диких животных. Применялась во время календарных и семейных праздников для интонирования программных наигрышей. Инструмент известен с начала 1-го тысячилетия н. э.

Нудей - кларнет из 2 полых тростниковых трубок длтной около 200 мм, диаметром 6-8 мм с вырезными на них язычками-вибраторами длиной около 20 мм и 3 грифными отверстиями на каждом стволе. Обе трубки обычно монтировались в деревянной ложе, которое вставлялось в коровий или бычий рог, служивший резонатором (иногда в качестве резонатора использовали конусообразную бересту). Инструмент обладал сильным звуком с небольшим носовым оттенком, отличался разнообразной динамикой. На нём извлекались развёрнутые 2-голосные протяжные мелодии и быстрые танцевальные наигрыши. Тип нудея существовал у эрзян в середине 2-го тысячелетия н. э.

Пувамо
- волынка.
Известны 2 вида.
Первый имел 2 мелодичные трубки из тростника, по конструкции и названию соответствовавшие нудею, и 2 басовые трубки для извлечения низких бурдонов.
Второй - озкс пувамо - применялся на молянах для исполнения обрядовых наигрышей. В отличие от первого вида он не имел басовых бурдонов. Полифоны нудея и пувамо оказали большое влияние на становление развитых форм эрзянского народного многоголосия.

Дорама - сигнальный инструмент.
По технологии изготовления выделяются 2 вида. Первый изготавливался из ветви берёзы или клёна длиной от 800 до 1 000 мм, которая раскалывалась продольно и из каждой половины выдалбливалась сердцевина. Затем обе половины прикладывались и обматывались берестой. При этом одну сторону трубки делали шире, другую уже. Второй вид представлял собой кольца липовой коры, вставленные друг в друга и заклеенные столярным клеем в форме расширяющейся трубки. Для исключения зазоров швы трубки обливались варом. Длина инструмента колебалась от 500 до 800 мм. С узкой стороны делали небольшое чашеобразное углубление или в более поздних вариантах - изредка вставляли металлический мундштук. Оба вида не имели голосовых отверстий. На них извлекались звуки обертонного ряда.

Сюро - труба из бычьего или коровьего рога. Мундштук либо вырезался в форме небольшого углубления, либо делался из катушки для ниток. В последнем случае одна сторона катушки стачивалась, вставлялась в отверстие рога, а на другой делалось углубление для губ. Сюро использовали в качестве сигнального инструмента (пастухи), а также ритуального, способного якобы отгонять злых духов.

С середины 19 века в быт эрзян повсеместно вошли балалайка и гармоника, заимствованных у русских.

ХАРАКТЕРИСТИКА ТАНЦЕВАЛЬНЫХ МЕЛОДИЙ И МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ МОРДОВСКОГО НАРОДА

Народное музыкальное искусство мордвы складывалось на протяжении многих веков в тесном взаимодействии с культурой соседних народов. В на­родной поэзии музыкант и танцор, запечатлены веселыми и жизнерадостными людьми

О широкой популярности мордовских музыкантов и танцоров свидетель­ствуют многие материалы фольклора соседних народов. В русской шуточной песне "Калинка-малинка", записанной АС. Пушкиным в 1830 г., говорится о том, как девица мыла фату на болдинском плоту и просила матушку привезти мордвина с волынкою для пляски.

В традиционном мордовском музыкально-танцевальном искусстве, орга­нично вросшем в современный быт народа, сохранились архаичные формы, восходящие к общей финно-угорской музыкальной культуре.

Танцевальному творчеству мордовского народа присуще развитые кол­лективные и одиночные (сольные) исполнительские традиции. По-своему жанру традиционные танцы подразделяются на хороводные, свадебные, пля­совые, необрядовые и заимствованные у русских или соседних народов.

Некоторые виды обрядовых песен, танцев и инструментальных плясовых наигрышей, связанные в прошлом с древним анимистическим культом свя­щенных деревьев, почитаемых зверей, домашних животных и птиц, иные со­хранились в новой функции необрядовых песен, танцев и инструментальных наигрышей.

Важное место в музыкальном искусстве мордовского народа занимает танцевальная инструментальная музыка.

Традиционные виды мордовской танцевальной инструментальной музыки тесно связаны с определенными типами музыкальных инструментов, систе­матизированных по признаку вибратора (источника звука): идиофоны, мем­бранофоны, хордофоны и аэрофоны

Источник звука инструментов класса идиофонов является упругий твер­дый материал. Они применялись преимущественно для отбивания ритма пля­сок в ансамбле с другими видами традиционных инструментов, а также для создания ритуального шума в функции оберега во многих обрядовых действи­ях.

В качестве идиофонов у мордвы использовались всевозможные предме­ты домашней утвари, которые сопровождали танец; ведра, тазы, сковородки, печные заслонки. Кроме того, танец сопровождали и другие музыкальные ин­струменты, относящиеся к группе идиофснов - это шавома - инструмент в ан­самбле с другими употреблялся для выбивания ритма плясок. Звучащим те­лом "шавомы" была гладко выстроганная л пропитанная смолой и конопляным маслом березовая доска шириной 25-30 см. С помощью ремня она подвеши­валась на шею или локоть левой руки исполнителя. Звук извлекался специ­альными небольшими деревянными молоточками ил и деревянными ложками. В ряде мест используются сольно и в ансамбле другие музыкальными инструментами для сопровождения танцев ложки, коса, с помощью которой ударами гвоздя или болта отбивался ритм плясового наигрыша, колокольчики разных размеров, которые подвешивались на ряду с монетами и звенящими метал­лическими пластинками к традиционному женскому костюму. На ритуальных свадебных плясках звон колокольчиков, монет и металлических пластинок об­разовывал своеобразную полифонию из двух противостоящих друг другу рит­мов пляски, каждый из которых имел свой особый строй и тембровый оттенок, определяемый резким звуком звенящих украшений женщин, приплясывающих в кругу, а также трещотка. Этот инструмент представлял собой гладко выстро­ганный деревянный брус цилиндрической формы длиною 15-20 см, диаметром 7-8 см, с ручкой у одного края и вырезанными по поверхности зубьями, с при­крепленной к верхнему краю цилиндру и его ручке деревянной или металличе­ской скобой.

У мембранофонов источником звуков служит натянутая перепонка из кожи или бумаги. В танцевально-музыкальном быту мордовского народа применя­ется несколько инструментов этого класса:

а) гребенка от прядильного станка ил гребенка для расчесывания волос, на которую накладывалась тонкая береста или папиросная бумага;

б) лист дерева - зеленый лист березы или липы прикладывали к губам, поддерживая двумя пальцами. В качестве одиночного инструмента он исполь­зуется для имитации птичьих голосов, а в ансамбле с другими инструмента­ми - для сопровождения танцев или плясовых наигрышей.

Источником звука хордофонов являлись одна или несколько струн, натя­нутых между двумя неподвижными досками и приводимым в колебание путем защипывания или трения. К таким инструментам, сопровождающих танцы или танцевальные действия, относятся гусли, скрипка.

Колеблющимся телом у аэрофонов служит столб воздуха. У мордвы раз­личались аэрофоны с прерывателями, продольные флейты и флейты с внут­ренней щелью, натуральные трубы без приспособления для изменения высо­ты звуков

К таким музыкальным инструментам, которые сопровождали танцеваль­ные действия, относятся:

а) шпулька - катушка для ниток, один конец которой закрывается тонким слоем бересты или кусочком папиросной бумаги. При игре закрытая сторона прикладывается к губам, исполнитель вдуванием извлекает один звук.

б) стручок акации, который представляет собой половину расщепленного стручка акации.

в) свистковая флейта из ивового прута длиной от 30 до 70 см, с вставлен­ной в один конец трубки деревянной или костяной втулкой свистка. Инструмент отличался богатыми исполнительскими возможностями. На нем исполнялись плясовые наигрыши.

г) двойной кларнет из двух скрепленных по бокам тростниковых трубок одинакового или разного размера, длиной от 17 до 20 см. В прошлом на таком кларнете исполнялись ритуал оные пляски и инструментальные сопровождения к ритуальным песням на свадьбе, пастушьи песни, а также бытовые плясовые наигрыши.

Волынки двух видов, различавшиеся по материалу, из которого изготов­лялись и количеству трубок. Играли на волынке по преимуществу плясовые, ритуальные и бытовые танцевальные наигрыши.

Начиная с XIX в., кроме перечисленных выше инструментов, сопровож­дающих танец и танцевальные действия широко бытовали гармоники - вят­ская, саратовская, хромка и русская двухрядка.

Инструментальные плясовые наигрыши у мордвы подразделяются на наи­грыши, композиционно состоящие из двух контрастных по характеру частей - медленного вступления (ушоткс -"начале") и быстрой основной части (кштима - "пляска", "танец"), и мелодии по характеру частей нечленимые, состоящие из одной пляски или целого танцевального действия без вступления.

Ритм и структура танцевальных мелодий отличаются квадратностью и размер, как правило, четный - двух или четырехчетвертной.

Роль инструментальной музыки в крестьянском быту мордвы

Народная инструментальная музыка в духовной культуре мордвы занимала важное место. Сначала ей заинтересовались этнографы, и лишь потом этномузыкологи, причем в силу разных причин и, прежде всего, несовершенства технических средств фиксации этого искусства, инструментальная музыка гораздо более позднее, чем вокальная, стала предметом научного интереса. Первые сведения по истории, этнографии, обрядам, формам культурной жизни мордовского народа с упоминанием или подробным описанием музыкальных инструментов представлены в работах «У А. Архангельского, Ф. Голицына, В. Майнова, Л. Маркелова, П. Мельникова- Печерского, А. Примерова, К. Самородова, Г. Федяновича, М. Чувашева, А. Шахматова и др.

Благодаря разработке научно-обоснованной методики собирания, классификации и каталогизации инструментальной музыки в работах К.В. Квитки и И.В. Мациевского стало возможно появление фундаментального исследования по этноинструментоведению мордвы Н.И. Бояркина (Бояркин, 1995). Интересы ученого охватывают широкий спектр проблем, связанных с бытованием инструментальной музыки, ее жанрами, формами и стилистикой.

Не менее достоверным, хотя и закодированным источником информации, может быть устное поэтическое творчество мордовского народа, в котором явления инструментальной музыкальной культуры даны в контексте быта, веками сформировавшегося уклада жизни, в контексте этнических традиций, истории, психического склада, всего особо индивидуального комплекса представлений о прекрасном, в контексте этнической системы символов добра и зла, любви и ненависти и т.д.

«Народная инструментальная музыка - это проявляемая в звукокомплексах (с помощью звуковых орудий или выполняющих их функции частей тела человека) область традиционного духовного творчества народа, которое отражает его коллективное сознание, опыт, культуру и функционирует в связи с его внутренними духовными потребностями» (Мациевский, 1987; С. 13).

Понятие «музыкальный инструмент» в этнической культуре трактуется достаточно широко. В разных ситуациях таковыми могут оказаться и гребешки с протянутой между зубчиков бумагой, и лист дерева, и стручок акации, и обыкновенная швейная шпулька, бытовая пила, ложки. Среди традиционных музыкальных инструментов мордвы, упоминающихся в этнографических материалах и текстах песен, наиболее часто встречаются колотушка (шавома –М., чавома - Э.), деревянный ксилофон (кальхциямат - М, кальцеямат-Э), колокольчики (пайгонят - М, баягинеть - Э), варган - М, Э, скрипка (гарьзе, стрелка - М, кайга - Э), флейты (вяшкома - М, вешкема - Э); волынка (фам, уфам - М, пувама - Э), труба (дорама, торама - М). Иногда упоминаются и заимствованные инструменты, например, гармошка (I, № 1).

Слуховая палитра предков современной мордвы была заполнена множеством музыкальных звуков, сообщавших посвященному (представителю этноса) информацию большой наполненности и значимости. В утренние часы далеко по селу были слышны наигрыши пастуха, для которого игра на нюди была второй профессией. «Не владевшего игрой на нюди сельская община не нанимала пасти стадо» (Бояркин, 1984 (а); С. 61).

Среди доспехов легендарного мордовского царя и воина Тюшти - торама. В военное время голос торамы собирал войско на защиту родной земли.

Костюм женщины-мордовки удивительно красив не только зрительно, но и «на слух»: «... подвески в виде небольших колокольчиков, бубенчиков, погремушек, пластинок и цепочек к различным металлическим подвескам» при движении создавали мелодичный звон (Бояркии, 1995 (а); С.26). Не случайно говорили: «... мордовку сначала услышишь, а потом - увидишь» (Крюкова; С.22). Описание женского наряда в эрзянской песне Рождественского дома сходно с описанием звуковой звенящей партитуры (I, № 2).

Удивительно музыкальны обряды и праздники мордвы. Сохранилось множество свидетельств о разных этапах свадебного «спектакля», где упоминается инструментальная музыка (I, № 3). Праздник Рождественского дома - Роштувань кудо, посвященный духам-покровителям домашних животных, птиц, пчел и деревьев, также включал ритуалы, сопровождавшиеся игрой на музыкальных инструментах.

В дни Святок молодежь в сопровождении волынщиков и скрипачей ходила из дома в дом с песнями (Мельников; С. 51). И на осенний праздник «Тейтерень пия кудо» (Девичий пивной дом) приглашался один из традиционных скрипачей (Чувашев; С.286).

По древним верованиям мордвы за границей человеческой смерти продолжается жизнь «потусторонняя» (B.C. Брыжинский), и все, что человек не успевает сделать в земной жизни, он достигает «там», в потустороннем мире. В мокшанской песне «Швец Феденька» дается описание необычного обряда - «свадьбы с покойником»-(I, № 4). По свидетельству неизвестного автора очерка «Мордва», похороны у мордвы «... кончаются пиром, песнями, а подчас и пляскою» (Мордва; С. 234).

Языческое поклонение покровителям Неба, Земли, Воды, стихийным силам природы, зверям и растениям проявилось в многочисленных молянах мордвы, среди составных частей которого были ритуальные угощения всех участников и духов, пение - пазморо (божественных песен) и исполнение инструментальной музыки и ритуальных плясок (Мельников; С.77-78).

Музыкальные инструменты в традиционной культуре мордвы имели важное символическое значение, выступая показателем социального статуса, материального уровня, эмоционального состояния и т.д.

Символ власти -торама (дорама) в мордовском фольклоре в эпической поэзии отождествляется с голосом легендарного царя и воина Тюшти. В момент, когда Тюштя слагает с себя функции руководителя, он, прежде всего, снимает с себя дораму, которая входит в число его военных доспехов (Бояркин, 1995 (б); С.23). Символом красоты, юности в традиционной культуре являются колокольчики и их звучание: красавица Марьша, которую зовет замуж русский молодец Семен, «... одета-обута... разноряжена», и среди слагаемых этого ослепительного яркого наряда с черными сапожками, саратовскими чулочками, сдвоенными платьями и лазоревыми лентами пояс с кистями бубенчатыми (I, № 5).

Колокольчики входили и в состав головных, нагрудных и поясных украшении девушки-мордовки и были символом девичества (I, № 6). Звон символизировал готовность девушки создать семью, и потому после замужества женщина уже не должна была носить колокольчики. Колокольчик в свадебном обряде выполнял так же охранительную функцию оберега, чтоб никто не мог навредить жениху и невесте. Нередко в устно поэтическом творчестве мордовского народа упоминание колокола в функции глашатая очень важного события (I, № 7). Звон колокола слышен в момент вынимания из печки ритуального пирога «лувонь кши» (I, № 8). Со звоном колокола и бубенчиков сравнивалось ораторское мастерство свахи, подчеркивалась красота и сила ее голоса (I, № 9).

В традиционной мордовской поэзии нюди - символ грусти. Исполнитель на нюди или печалится в момент сочинения или воспроизведения наигрыша, или на долю музыканта выпала несчастливая судьба (I, № 10). «Существовал обычай играть на нюди плачевные напевы на кладбище» (Бояркин, 1995 (а); С.60).

Ирина ГАЛКИНА

Рассказать друзьям

VII Всероссийская научно-практическая педагогическая конференция с международным участием

Этнокультурное образование: опыт и перспективы

Секция 10

Развитие этнокультурного направления в преподавании предметов образовательной области «Искусство», воспитании и дополнительном образовании детей и подростков

Алексеева Л.А,

учитель музыки «Лицей №43» г. Саранск

Мордовские народные музыкальные инструменты - памятники традиционной музыкальной культуры этноса

Понятие «музыкальный инструмент» в этнической культуре трактуется достаточно широко. В разных ситуациях таковыми могут оказаться и гребешки с протянутой между зубчиков бумагой, и лист дерева, и стручок акации, и обыкновенная швейная шпулька, бытовая пила, ложки. Среди традиционных музыкальных инструментов мордвы, упоминающийся в этнографических материалах и текстах песен, наиболее часто встречаются колотушка (шавома–М., чавома - Э.), деревянный ксилофон (кальхциямат - М, кальцеямат-Э), колокольчики (пайгонят - М, баягинеть - Э), варган - М, Э, скрипка (гарьзе, стрелка - М, кайга - Э), флейты (вяшкома - М, вешкема - Э); волынка (фам, уфам - М, пувама - Э), труба (дорама, торама - М). Иногда упоминаются и заимствованные инструменты, например, гармошка.

Музыкальные инструменты в традиционной культуре мордвы имели важное символическое значение, выступая показателем социального статуса, материального уровня, эмоционального состояния и т.д.. Символ власти -торама (дорама) в мордовском фольклоре в эпической поэзии отождествляется с голосом легендарного царя и воина Тюшти. В момент, когда Тюштя слагает с себя функции руководителя, он прежде всего снимает с себя дораму, которая входит в число его военных доспехов. Символом красоты, юности в традиционной культуре являются колокольчики и их звучание: красавица Марьша, которую зовет замуж русский молодец Семен, «...одета-обута... разноряжена», и среди слагаемых этого ослепительного яркого наряда с черными сапожками, саратовскими чулочками, сдвоенными платьями и лазоревыми лентами пояс с кистями бубенчатыми.

Колокольчики входили и в состав головных, нагрудных и поясных украшении девушки-мордовки и были символом девичества. Звон символизировал готовность девушки создать семью, и потому после замужества женщина уже не должна была носить колокольчики. Колокольчик в свадебном обряде выполнял так же охранительную функцию оберега, чтоб никто не мог навредить жениху и невесте. Нередко в устно поэтическом творчестве мордовского народа упоминание колокола в функции глашатая очень важного события. Звон колокола слышен в момент вынимания из печки ритуального пирога «лувонькши». Со звоном колокола и бубенчиков сравнивалось ораторское мастерство свахи, подчеркивалась красота и сила ее голоса.

В традиционной мордовской поэзии нюди - символ грусти. Исполнитель на нюди или печалится в момент сочинения или воспроизведения наигрыша, или на долю музыканта выпала несчастливая судьба. «Существовал обычай играть на нюди плачевные напевы на кладбище». Если в семье были музыкальные инструменты и в роду кто-то умел играть на них, то это указывало на определенный сословный уровень.

В традиционной музыкальной культуре мордвы инструментальная музыка занимала важное место. Как составная часть духовного наследия народа она была неотъемлемым атрибутом быта мордвы, в том числе языческих обрядов и праздников (календарных и семейно-бытовых); инструментальной музыке придавалось магическое, лечебное и воспитательное значение.

Музыкальные инструменты были значимы как символы власти, красоты, девичества, оберега. Музыканты-исполнители пользовались любовью и уважением народа, у них был высокий социальный статус в обществе. В недрах народного инструментального исполнительства зарождались ростки музыкального профессионализма.

Слуховая палитра предков современной мордвы была заполнена множеством музыкальных звуков. В утренние часы далеко по селу были слышны наигрыши пастуха, для которого игра на нюди была второй профессией. «Не владевшего игрой на нюди сельская община не нанимала пасти стадо».

Среди доспехов легендарного мордовского царя и воина Тюшти - торама. В военное время голос торамы собирал войско на защиту родной земли.

Удивительно музыкальны обряды и праздники мордвы. Сохранилось множество свидетельств о разных этапах свадебного «спектакля», где упоминается инструментальная музыка. Праздник Рождественского дома - Роштуванькудо, посвященный духам-покровителям домашних животных, птиц, пчел и деревьев, также включал ритуалы, сопровождавшиеся игрой на музыкальных инструментах.

В дни Святок молодежь в сопровождении волынщиков и скрипачей ходила из дома в дом с песнями. И на осенний праздник «Тейтерень пия кудо» (Девичий пивной дом) приглашался один из традиционных скрипачей.

Языческое поклонение покровителям Неба, Земли, Воды, стихийным силам природы, зверям и растениям проявилось в многочисленных молянах мордвы, среди составных частей которого были ритуальные угощения всех участников и духов, пение - пазморо (божественных песен) и исполнение инструментальной музыки и ритуальных плясок.

Отношение к музыкальному инструменту было очень бережным и трепетным, о чем свидетельствует одна из мордовских загадок о гарьзе (скрипке), в которой скрипка называется ребеночком (единственным).

Волшебство инструментальной музыки простиралось и в область врачевания. Считалось, что звуки нюди могут остановить кровотечение.

Музыкант-инструменталист в народе пользовался огромным уважением и любовью. Он не просто прекрасный мастер своего дела (хорошо играет на волынке, например), но и обладает лучшими человеческими качествами, да и внешне очень привлекателен. В песне «Велеть песа окольцява пичень кудня» молодцы-нюдийщики - краше девиц-красавиц, краше невест.

Волынщик в мордовской деревне - завидный жених, и классический тому пример в песне «Аляняце вешенн тянза» («Тебя ищет батюшка»): ни за сына дьякона, который понудит молиться, ни за писаря-скрипуна, который понудит держать лучину, девушка замуж не идет. Лишь когда в качестве возможной кандидатуры предлагают пильшика-песенника, сына волынщика, в ответ звучит согласие.

Много информации о традиционной культуре мордвы содержат образные описания звучания инструментов, их «голосов». В устно- поэтическом творчестве не говорят «играть» на музыкальном инструменте, а говорят «петь». Некоторые музыкальные инструменты уже в имени своем содержат «певческое» начало, так как в каждом из названий инструментов присутствует слово «петь»: сендиень морама (М), сандеень морама (Э) - флейта из тростника (дословно «сенди», «сандей» - тростник, «морамс» - петь, а также – пяшень морама (М), пекшень морама (Э) – флейта из липы («пяше, пекше» - липа) и другие.

С самого начала процесс создания и усовершенствования музыкальных инструментов шел двумя путями: приближение к тембру человеческого голоса или стремление к точному воспроизведению голосов природы. Так, например, инструмент может «завопить девушкой», как в загадке про нюди: «Кие тейтерьке мужавты?» («Кто девушкой вопит?»). Звонкий женский голос нередко сравнивали с колокольчиком.

Музыкальные инструменты могут передать и звуки «...окружающей человека природы - пение птиц, крики и топот животных, шум ветра, раскаты грома и другие».

В устно-поэтическом творчестве мордовского народа музыкант наделен лучшими человеческими достоинствами, очень привлекателен внешне. В недрах традиционного искусства мордвы зарождался профессионализм: складывались музыкальные династии (сын волынщика - тоже волынщик), владение ремеслом передавалось по наследству (обучали игре на инструменте и изготовлению инструмента с детства), организовывались своеобразные исполнительские конкурсы, ансамблевая игра требовала репетиций, исполнители имели высокую оплату творческого труда («девицы нанимают за известную плату волынщика»), существовали наигрыши специально для слушания, а не только для сопровождения пения и танца.

Кальтеима

Кальгердема

Чакалка

Нюди

Рубель валек

Люлямо

Юлия Михайлова
Конспект занятия «Город музыкальных инструментов» к проекту «В стране музыкальных инструментов Мордовии»

Занятие № 1

Тема : «»

Цель : - развивать у детей творческий процесс восприятия музыки через игру на доступных ребенку музыкальных инструментах ;

Формировать у детей слуховые представления, чувство ритма, тембра, динамики;

Привить интерес к мордовским музыкальным инструментам .

Ход занятия

Педагог :

Ребята, сегодня мы с вами начинаем необычное путешествие. Это путешествие в сказочную страну музыкальных инструментов нашей республики- Мордовии .

А раз в этой стране живут музыкальные инструменты , значит, в ней живут и звуки, и волшебная музыка . Слышите? Звучит мордовская музыка .

Сегодня мы с вами посетим Город музыкальных инструментов . Ребята, а вы знаете, что инструменты бывают разные ?

Бывают ударные музыкальные инструменты , звук происходит от удара по инструменту , как например барабан, духовые- звучат, когда в них дуют, это дудочка, свирель, труба; струнные- состоят из струн, по которым играют смычками или щипают пальцами. (показы картинок) . Среди музыкальных инструментов мордвы , наиболее часто встречаются колотушка (шавома–М., чавома - Э., деревянный ксилофон (кальхциямат - М, кальцеямат-Э, колокольчики (пайгонят - М, баягинеть - Э, варган - М, Э, скрипка (гарьзе, стрелка - М, кайга - Э, флейты (вяшкома - М, вешкема - Э) ; волынка (фам, уфам - М, пувама - Э, труба (дорама, торама - М) . Иногда упоминаются и заимствованные инструменты , например, гармошка.

А чтобы лучше познакомиться с мордовскими музыкальными инструментами , я вам расскажу сказку. А вы мне будете помогать.

Один музыкант вошел в дом с большой коробкой. В ней были разные музыкальные инструменты . Он вынул из неё колокольчик, ложки, трещотки, барабан, свистульки, бубенцы и еще много других.

Завтра у моего сына день рождения, и вы все пригодитесь.

Наступила ночь, и вдруг в тишине затрещали трещотки :

Трах-тах-тах. Интересно, кого из нас выберет именинник?

Барабанные палочки подпрыгнули и выбили на барабане короткую дробь.

Трам-там-там! Что это за инструмент – трещотки ? Деревянные дощечки, надетые на шнурок. Треска много, а музыки никакой . Конечно, мальчик выберет барабан. Под мой бой он сможет и маршировать и танцевать.

Дин-дон, дин-дон, - заволновался колокольчик, - от вас, барабан, один только бой и шум, а я умею весело звенеть, так что для танцев я больше подхожу.

Тра-та-та, дзинь-дзинь-дзинь, - вступили в разговор ложки. – Вы ошибаетесь, если думаете, что ложки – не музыкальные инструменты . Мы сделаны из самого музыкального дерева – клена и умеем цокать очень звонко, а звяканье колокольчиков украшает нашу музыку .

Не шумите малыши, посмотрите, это что за музыкальные инструменты ? - сердито гудел стоящий в углу огромный барабан.

Дин-дон! И на нас они совсем не похожи. - удивился колокольчик.

Мы ваши родственники- мы мордовские народные инструменты .

Музыкальные инструменты пошумели , затихли и уснули. Проснулись они от веселого смеха и топота. В гости к мальчику пришли дети. Их ручки быстро разодрали разные музыкальные инструменты , и пошло веселье. Все инструменты заиграли свои мелодии.

Трах-тах-тах – трещали трещотки.

Трам-там-там – били барабанные палочки.

Динь-дон! – звенел колокольчик.

Тра-та-та, дзинь-дзинь-дзинь – разговаривали ложки.

Тут вошел отец мальчика. Он взял мордовские инструменты , показал детям, как на них нужно играть. Ребята взяли все инструменты и началось общее веселье.

Мы все из одной семьи музыкальных инструментов , и у нас свои названия.

Меня зовут колотушка!

А я – веселая свистулька.

Я нюди- говорила грустная дудочка!

Нам не нужно спорить, - разводила меха гармошка, и все инструменты с ней были согласны !

Педагог : Ребята, ну вот мы и прослушали сказку о музыкальных инструментах , и теперь я хочу провести небольшую викторину по сказке. Ответьте мне на вопросы и получите жетон победителя.

Вопросы викторины

1. Чем ударные инструменты отличаются от струнных и духовых инструментов ?

2. Звучание какого музыкального инструмента из сказки вам нравиться больше и почему?

3. Если бы музыкальные инструменты попросили вас разрешить их спор, что бы вы им сказали?

4. Придумайте свои веселые названия для разных музыкальных инструментов .

Педагог подводит итоги викторины и награждает самый активных её участников памятными медальками с изображениями музыкальных инструментов .

используемые источники.

http://muzichka1.ucoz.ru/

Валдоня (Светлячок) : Программа и метод. рекомендации

Публикации по теме:

Цель: Знакомство с русскими народными музыкальными инструментами: бубен, свирель, трещотки, балалайка, домра и другие инструменты.

«Путешествие в страну музыкальных инструментов» НОД в подготовительной группе (проводилось с незнакомыми детьми) Цель: знакомить детей с шумовыми музыкальными инструментами Оздоровительные задачи: подготовка органов.

Конспект непосредственно образовательной деятельности «Путешествие в мир музыкальных инструментов»(разновозрастная группа) Цель: Расширять.

Конспект НОД для средней группы «Путешествие в страну музыкальных инструментов» Конспект НОД для средней группы «Путешествие в страну музыкальных инструментов» Задачи: 1. Воспитывать любовь к музыке, бережное отношение.

Конспект НОД «В стране музыкальных инструментов». Для детей подготовительной группы Цель: Формировать основы музыкальной культуры дошкольников. Развивать музыкальные и творческие способности на основе синтеза различных видов.

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «В мире музыкальных инструментов» Цель:Расширять представления детей о многообразии музыкальных инструментов. Задачи: 1. Познакомить детей с музыкальными инструментами. 2.

Вверх