Мария вайсман правда весело читать. Мария хайнцрассказы. Возможность творческой свободы, думаю, привлекает в не меньшей степени, чем гонорар

Правда, весело?

К ак-то раз в дождливый майский день приходим мы с Верой из школы, а мама говорит:
- Дети! Через неделю мы едем в Крым, и с нами Аня, Кира и маленькая Лизочка!
- Без родителей?! - воскликнула Вера
- Нет, почему? С родителями, конечно.
- А Крым это что? - спросил я.
- Крым - это на Чёрном море, - сказала мама.
- А Чёрное море тёплое?
- Очень тёплое!
"На тёплое Чёрное море с Кирой и Аней, - подумал я, - вот это да"... И тихо сказал:
- Ура!
Неделя пролетела, как будто я нажал кнопку перемотки на видео. Вот мы уже собрали рюкзаки, сели в машину, потом в самолёт... Скорее, скорее, на море, с друзьями...
Наконец мы приземлились, выходим из самолёта и нас окатывает тёплым южным ветром и запахом крымских растений. Это, наверное, сон.
- Аня, где Кира? Кира, где Аня? - послышался голос мамы Ани и Киры.
Значит, всё это происходит наяву и Кира и Аня с нами.
- Правда, весело? - сказала Аня.
- Правда, - согласился я.
Из аэропорта в пансионат "Крымское приморье" мы ехали на машине. Мама восхищалась красотой степного Крыма. Я всё ждал, когда же появится море, а оно всё не появлялось. Мне стало скучно. Водитель показал нам место, где снимали "Всадника без головы"; после этого мы уснули.
Проснулся я от странного запаха. "Это море", - подумал я и открыл глаза.
- Правда, весело? - услышал я голос Ани.
- Правда, - сказал я и увидел море.
Оно оказалось гораздо больше, чем я ожидал. Я думал, взрослые всегда преувеличивают, говоря, что у моря не видно другого берега. Я был уверен, что всё-таки увижу хотя бы тоненькую его полосочку. Но я всматривался и ничего похожего на берег не видел. Только крошечный кораблик далеко-далеко.
Самое удивительное, что Чёрное море было совсем не чёрное. Море было голубое, а волны зелёные. А слева в море тихо сползала гора...
- Это гора Карадаг, - с восхищением сказала мама.
- Какая же это гора, - сказал папа, - это дракон пришёл на водопой и никак не может напиться.
- Никакой это не дракон, - сказал Кира.
- Дракон-дракон, - убеждённо сказал папа. - Видишь волны? Это он пьёт и круги бегут по воде.
- Так он живой? - спросил я.
- Конечно, живой, - сказал папа.
Мы посмотрели на Карадаг. Он действительно был похож на дракона, правда, не живого, а слегка окаменевшего. Всё-таки время от времени мы поглядывали на него с опаской.
Справа берег был не такой высокий, как Карадаг. Там были жёлто-зелёные холмы и сиреневые горы. Казалось, до них рукой подать, и хотелось отправиться туда прямо сейчас.
По набережной прогуливалась лошадь с хозяином. Мы спросили у них:
- Что там за холмы?
- Это Лисья Бухта, - ответил хозяин лошади, улыбаясь узкими глазами, - там песок и красивые камешки.
- Там живут лисы? - спросил я.
- Лис уже мало. Там дикари живут.
- Там живут несчастные люди-дикари! - запел я от радости. - Давайте пойдём туда сейчас же.
Но уже темнело, все хотели спать. К тому же мама Ани и Киры вспомнила, что Аня сегодня ещё не играла на скрипке, и они пошли домой. Я посмотрел им вслед и сказал про себя Аниным голосом: "Правда, весело?"

Лучший друг медуз

У моря бывает разное настроение. Мы с Верой научились узнавать его по цвету. Это очень просто. Если море нежных оттенков - голубого, розового и зелёного, значит, оно сонное и играть с нами сегодня не будет. Если краски более яркие, значит, настроение у моря хорошее, игривое, скоро появятся волны и - верхом на них - барашки. А вот когда море действительно становится чёрным, значит, море рассердилось, штормит и купаться нельзя.
Должен заметить, я не большой любитель купаться. Первые две недели я вообще не залезал в воду. Нет, я был совершенно здоров. Причина была другая. Сначала камешки. Они, конечно, красивые, но заходить по ним в воду... Сами попробуйте... Потом в море нагнало тысячи крылатых муравьёв. Откуда они взялись? Я долго ломал голову и пришёл к выводу, что где-то размыло небольшой остров с огромным муравейником.
Но самой главной причиной моего некупания были медузы. Нет, они, конечно, мне нравились, эти прозрачные загадочные медузы, но только издалека. Встречаться с ними в воде мне совсем не хотелось.
- Филя, иди искупайся, - говорила Вера.
- Не хочу, медузы жгутся.
- Они не жгутся, они маленькие и милые, - говорила Вера, похлопывая ладошкой маленькую медузку.
- Они скользкие и противные, - говорил я и был сам себе противен, потому что считал себя другом всех зверей.
- И совсем они не противные, они гладенькие, - говорила Вера, поглаживая медузку на ладони.
- Их просто очень много, - сказал я и решил, что никогда не буду купаться.
Как-то раз я сидел на берегу, читал книгу о морских животных и мечтал встретиться с ними в море. Рядом копошился в воде какой-то мальчишка и громко орал. Я сначала никак не мог понять, чем он занят. Оказалось, он вылавливает медуз, подносит их ко рту и громко кричит. Я не выдержал и спросил:
- Что ты орёшь?
- Я медузам ору в самое ухо, чтобы они сдохли от страха, - сказал мальчишка.
Этого ему показалось мало. Он стал зарывать медуз в горячие камни. Тут уж я заорал:
- Ты что делаешь?! Прекрати сейчас же!
- А чего? - не поворачиваясь, буркнул мальчишка.
- А то! Они живые! Им больно!
- Они плохие, они склизкие.
- Они гладкие, им так легче плавать, - сказал я и почувствовал, что начинаю любить медуз.
- Они не гладкие, а гадкие, - продолжал мальчишка.
- Сам ты гадкий, а медузы очень красивые, они - морские бабочки, - сказал я, пытаясь разгрести камни и выбросить медузу в море.
- Да ладно тебе, их там и так полно, они купаться мешают. И никакие они не бабочки. Бабочки вот так летают, а эти вот так: бэ-э-э, - и он, растопырив руки-ноги, показал, как плавают медузы.
- Вовсе не так. Они красиво плавают. И тебя не трогают. А ты вообще плавать не умеешь, - сказал я.
- Я-то умею плавать. А вот ты не умеешь, потому что сам медуз боишься, - сказал мальчишка, противно ухмыляясь.
Мне было ужасно неприятно это слышать. Слишком уж было похоже на правду.
- Это я-то боюсь? Сейчас посмотрим, кто чего боится! - Я со всей силы толкнул его в воду.
Он быстро поднялся и стал злобно на меня надвигаться. Я не стал его ждать и с разбегу плюхнулся в море. Я стал грести руками, как краб, а ногами, как лягушка. И вдруг почувствовал, что плыву! Это оказалось так просто. И очень помогли мне медузы, тем, что совсем не мешали. Как будто чувствовали, что теперь я их лучший друг.

В поисках жабы

Однажды к нам прибежал наш приятель Сашка в большом волнении.
- Филя! Филя! У нас гигантская жаба завелась! Говорят, величиной с добермана! Она всю ночь квакала. Никто не мог спать. Она квакала, как динозавр...
- Да-а-а? Интересно. Никогда ещё не слышал, как квакает динозавр.
- Да, как динозавр! Утром мы побежали туда, где квакало, и нашли там следы... Огромные... Знаешь, какие? Как у страуса!
- Да-а-а... Это очень интересно. - Я мысленно пролистывал свою любимую энциклопедию по зоологии, которая осталась в Москве. Как бы она мне сейчас пригодилась! - Значит, говоришь, жаба. Ростом с добермана. Квакает, как динозавр, и следы у неё, как у страуса. Что-то ничего похожего я ни в одной книге не видел. Это, наверное, какой-то новый вид жабы, мутант какой-то, - заключил я.
- Да-да, мутант! Точно мутант! - радостно запрыгал Сашка.
- Хотелось бы её увидеть, - сказал я и почувствовал, что стою на пороге великого открытия.
- А побежали, - с готовностью сказал Сашка, и мы побежали. И Вера, конечно, с нами.
Сашка отдыхал в вагончиках на горе. Он привёл нас к вагончику, откуда доносилось кваканье динозавровой жабы. Место было пустынное и мрачноватое. В ржавом вагончике уже давно никто не жил. Он весь зарос травой. На ступенях, в окнах и на крыше буйно росла трава и какие-то цветочки. Это показалось мне крайне подозрительным. Видимо, земля вокруг вагончика была чем-то особенным посыпана. Это и могло привести к возникновению нового вида жабы.
- Точно-точно, - радостно закивал Сашка.
Он показал нам несколько толстых стеблей, сломанных на высоте моего пупка и сказал:
- Это жаба скакала и траву помяла.
Мне стало не по себе. Если жаба примяла траву на высоте моего пупка, то что же это за жаба...
Мы обошли вокруг вагончика. Тут и там попадалась примятая трава и сломанные стебли тростника.
- А вот эти цветы она схапала, - гордо сказал Сашка и показал на куст золотых шаров. Золотых шаров на нём не было, остались одни стебли. Зрелище было жуткое.
- Вера, почеши мне спинку, - сказал я, потому что по спине у меня поползли мелкие… эти, как их, мурашки. А Вера, будто не слыша меня, стала грызть ворот своей майки.
- А где же следы? - спросил я, пытаясь самостоятельно почесать себе спину.
- Сейчас покажу, - ответил Сашка, и лицо его стало серьёзным. - Только осторожно идите, а то следы затопчете.
Между вагончиками была небольшая песочная площадка величиной с пляжное полотенце. Сашка ткнул в неё пальцем и сказал:
- Вот, даже больше, чем у страуса.
Следы и вправду были похожи на лягушачьи, хотя мне, честно говоря, давно не приходилось встречать.лягушачьи следы. Величиной же они были со слоновью ступню и только по форме отдалённо напоминали страусиные.
Не успел я почувствовать, что ноги мои становятся ватными, как вдруг совсем рядом раздалось удивительно мерзкое кваканье. Жаба-мутант была совсем близко. Мы с Верой быстро переглянулись, и я понял, что она совершенно не хочет встретиться с жабой, так же, как и я.
Со всех ног бросились мы с горы, подальше от этого вагончика. Я даже забыл, что у меня ватные ноги и что я стоял на пороге великого открытия. К тому же я ещё не всё прочёл о жабах. Может быть, эта жаба уже давно открыта. А впрочем, ни в одной книге не услышишь крика жабы-мутанта, да ещё так близко. Это счастье для настоящего учёного. Остаётся только один вопрос: что делала жаба на горе, вдалеке от воды, которую обычно жабы так любят.
Все эти мысли не давали уснуть, и я долго ворочался в кровати.
Проснулся я от громкого шёпота:
- Филя! Филя! - шептал под нашим окном Сашка. - К нам сегодня ночью огромная летучая мышь залетела и форточку сломала! Побежали, посмотрим!
"Не такой я дурак, чтобы бегать по всяким пустякам", - подумал я и притворился спящим.

Золотая рыбка

Мама сказала, что на волнорезе надо вести себя хорошо, а то можно упасть в море. Получается, надо просто стоять посреди этой железобетонной плиты и не двигаться. Тогда и ходить на волнорез незачем. А хочется посмотреть, как там рыбы и крабы.
Один мальчик, Игорь, удил рыбу. У него была отличная удочка и очень хорошие червяки. Я ходил вокруг него и громко вздыхал, хотел попросить подержать удочку и всё не решался.
- Везёт же тебе, - сказал я, - у тебя и удочка, и червяки...
- Удочку бабушка подарила, а червяков сам накопал. Долго копал, земля сухая, они глубоко заползли, ещё выниматься не хотели. Я их прямо руками выковыривал, - с гордостью сказал Игорь.
- Здорово, - сказал я.
Конечно, жаль червяков. Не знаю, смог бы я вытаскивать их из земли руками, а вот о такой удочке я давно мечтал.
- Да, везёт тебе, - опять сказал я.
- Чего везёт? - не понял Игорь. - Вон только одну поймал. Другие только червяков объедают.
Маленькая серебряная рыбка плавала в пластмассовой коробке. Интересно, как же объедают червяков другие рыбки?
Я лёг на волнорез и свесил голову вниз... Вот, оказывается, как надо вести себя на волнорезе! Совсем не опасно, и всё прекрасно видно.
Я увидел множество мальков. Они стайками носились туда-сюда, как школьники на перемене. Вон первый класс выплыл на прогулку, это совсем маленькие. А вон второй, покрупнее и поменьше числом. В третьем классе всего несколько толстеньких малёчков.Чем они старше, тем самостоятельнее. Ой... ой, а это ясли! Целая куча мальков, похожих на мелкие гвоздики, ринулась куда-то. А где же воспитатель? Вот он, еле поспевает за ними. Какая красивая рыбка-воспитатель! Чешуйки так и сверкают... Да ведь это же золотая рыбка, самая настоящая! Она плыла медленно и вдруг остановилась прямо подо мной. Может быть, она хочет выполнить какое-нибудь скромное желание одного хорошего мальчика или девочки? Рыбка вильнула хвостиком и спряталась за камень. Я загадал: если она выплывет снова, то выполнит все мои желания.
Прибежали Кира, Аня и Вера. Они тоже легли на живот и увидели рыбку. Рыбка была рада с ними познакомиться. Она то и дело выплывала из-за камня и выслушивала наши желания. Желания у нас были очень простые.
Например, Кира хотел, чтобы у него была змея, ну, можно даже не ядовитая. Ещё игуана, ну, можно даже не очень большая. И ещё скат, можно даже не электрический, а простой морской скат.
Игорь, у которого рыбки съели всех червяков, лёг рядом с нами и сказал:
- Хочу, чтобы бабушка подарила мне удочку-донку, чтобы из проруби ловить. А то я в Новособирске живу. У нас всё время зима. Лето маленькое. Или пусть я сюда к бабушке перееду, в Феодосию. Здесь лето большое.
- Я бы тоже переехала, - сказала Вера, - но вообще-то у меня уже сбылось желание, у меня уже есть собака Ватсон. Я пока не знаю, чего хочу.
- А вот моё желание никогда не сбудется, - уверенно сказала Аня. - Я хочу настоящую лошадь, но мама никак не разрешает её завести. - Аня стала очень грустной и чуть не заплакала.
- Смотрите, смотрите! - закричала Вера. - Рыбка вильнула хвостиком... Значит, всё сбудется!
Аня посмотрела на рыбку, раздумала плакать и стала надеяться.
Теперь была моя очередь загадывать желание, и я сказал:
- На Новый год я загадал желание - научиться летать. Так и не сбылось. Может, ты мне поможешь, рыбка? Я очень хотел бы летать, я готов даже стать для этого бабочкой. На некоторое время. Ещё я хочу быть героем-одиночкой и всех спасать, но не адвокатом, как хочет мама, а просто властелином мира, и отменить все войны. Ещё я хочу изобрести таблетку, чтобы навсегда остаться маленьким. Она будет состоять из детской крови, детского плювка и детского дыхка...
Все задумались. Рыбка изумлённо таращила золотые глазки. Она не ожидала, что будет столько желаний. И это было ещё не всё.
- А я хочу стать врачом, - сказала Вера. - И не просто врачом, а ветеринаром.
- Я тоже хочу стать ветеринаром, но не просто, а лечить только лошадей, - сказала Аня.
- А я буду моряком, только в южных морях плавать, - сказал Игорь.
- А я буду холостяком, - тихо сказал Кира.
С берега послышался пронзительный крик мамы Ани и Киры:
- Аня, где Кира? Кира, где Аня? Идём обедать!
Рыбка махнула нам хвостиком и уплыла. Наверное, тоже обедать. Но я знаю, она к нам ещё приплывёт...

© Rosalind Wiseman, 2013

© Абдуллин Н., перевод на русский язык, 2014

© Издание на русском языке, оформление.

ООО «Издательская Группа «Азбука-Аттикус», 2014

АЗБУКА-БИЗНЕС®

Все права защищены. Никакая часть электронной версии этой книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме и какими бы то ни было средствами, включая размещение в сети Интернет и в корпоративных сетях, для частного и публичного использования без письменного разрешения владельца авторских прав.

© Электронная версия книги подготовлена компанией ЛитРес (www.litres.ru)

Список аббревиатур

СЦМС (Соответствие центровым мужским стандартам) – упражнение, которое помогает выделить негласные правила поведения.

ВП (внешний периметр) – состоит из ребят, которые в глазах сверстников вообще не принадлежат к социальной системе: анархисты, шутники, политики, успешные фанаты какого-либо одного предмета или вида спорта и те, у кого вообще нет навыков социального общения.

СПОР (Сценарий и Подготовка к Обязательному Разговору) – метод перенаправления негативных эмоций в конструктивное русло, когда вы с кем-то ссоритесь или о ком-то беспокоитесь.

БПЧИ – боязнь пропустить что-нибудь интересное.

1. Пора войти в Мир мальчиков

Как у всех нормальных родителей, голова у меня по утрам просто пухнет – ведь дел невпроворот. 12 апреля 2011 года я проснулась с мыслью: «Пора написать книгу о мальчиках». Много лет я мечтала выпустить дополнение к книге о девочках «Queen Bees and Wannabes» («Королева улья, или Как выжить в Мире девочек»). Учителя и родители постоянно спрашивали: когда, ну когда?! А я отвечала: как только, так сразу. Оставалось понять, когда это «только» наступит… Так уж вышло, что я сама мать двоих мальчиков. И смех и грех: как может автор книг о девочках воспитывать сыновей?!

Я всегда помогала мальчикам, за что неизменно получаю от них благодарственные письма. Правда, опубликовать наши диалоги до сих пор не решалась. Встречаются среди их бед не особо серьезные, вроде: «Как сказать девочке, что она мне нравится?», или: «Как сказать девочке, что она мне не нравится?», или: «Как сделать, чтобы меня не дразнили мелким?». Встречаются проблемы и посерьезнее, например: «Наш тренер обзывает одного мальчика педиком, остальные ему поддакивают. Мне противно, но из-за родителей я боюсь уйти из команды. Отец всегда, всегда меня в чем-нибудь винит, говорит, что я лентяй и врун. Всякий раз, как он отчитывает меня, хочется орать, но я просто молчу и улыбаюсь. Мама оправдывает отца, а я так больше не могу. Что делать?»

Я все боялась, что для мальчиков не удастся написать столь же вдохновенную книгу, как для девочек. Боялась, что не знаю мальчиков достаточно хорошо. Что они не станут делиться сокровенным. Мальчики – они ведь сложнее, чем мы привыкли думать. За их сдержанными ответами типа: «Все нормально» кроется куда больше, чем слышится, однако я сомневалась, что смогу удовлетворить справедливые чаяния одновременно самих мальчиков, их родителей и тех, кому есть до мальчиков дело.

Я ждала знака.

И получила его, когда меньше всего ожидала. Весной 2011 года я встретилась с президентом Cartoon Network Стю Снайдером и вице-президентом Эллис Кан, чтобы обсудить сотрудничество в ходе их кампании «Скажи школьному насилию “Нет!”». Со мной на встречу отправилась Эмили Гибсон, которая всегда помогает мне выработать стратегию работы с новыми партнерами. Как обычно, Эллис сразу взяла с места в карьер:

– Стю, ваша затея мне не по душе. Наверное, потому что ваш основной зритель – мальчики, а Розалинд больше известна как автор книг для девочек. Зачем она вам?

Стю не растерялся и сразу же выдал:

– Я по ее глазам вижу, что она хочет работать с нами.

Что он такого увидал в моих глазах? Что показалось ему необычным?

– Я смотрю ей в глаза и буквально читаю в них: мальчики, – пояснил Стю. Что он имел в виду? Потом до меня дошло: взгляд, о каком я писала в одной из своих книг «Queen Bee Moms and King Pin Dads» («Мамы Девочек-королев и папы Вожаков»). Взгляд этот сообщает всем окружающим:

«Дома меня в знак любви расстреливают из пистолета с присосками. Мне периодически пишет и звонит директор школы. Как-то я нажала “отклонить вызов”, не желая выслушивать, что там учудили мои сорванцы. В своих идиотских выходках они в любой момент могут разбить или сломать что-нибудь ценное, пораниться. Могут пренебречь гигиеной, и начнется такое, что любого другого взрослого на моем месте стошнит. Но раз уж я мама этих детишек, приходится отчитывать их, лечить их царапины и ушибы или вести к тому, кто – качая головой и недоумевая от их глупости – точно сможет их “подлатать”. И да, эти юные нарушители все уберут за собой – уж я их заставлю!»

Наутро после возвращения из Атланты, я проснулась с намерением засесть за написание новой книги.

КАК Я СТАЛА «ЭКСПЕРТОМ ПО ВОСПИТАНИЮ»

Я не только автор книг по воспитанию девочек – я еще почти двадцать лет проработала в различных школах. Потом основала Owning up, некоммерческую организацию, в которой учащимся средних и старших классов преподавали основы социальной справедливости и этики лидерства – по мною же разработанной методике. Позднее на основе этого опыта я стала работать со школьными администраторами и педагогами. И через восемь лет такой практики написала книгу для родителей девочек – о том, как видят мир их дочери и как им помочь вырасти и повзрослеть.

Я писала о девочках, потому что наше понимание дочерей, связь между их дружбой и личностным развитием оставляли желать лучшего. К 2000-м годам много было написано о самооценке, о том, как следить за внешностью, но среди массы литературы я не находила ничего для широкой аудитории, что рассказывало бы о групповом поведении девочек. О конфликтах в среде девочек незаслуженно забывали: они якобы надуманны, девочки просто вредничают… Девочек не учили с достоинством решать проблемы. Их приучали мириться с негласными правилами того, что я для себя называю Миром девочек; в результате они не умели адаптироваться в обществе как настоящие девушки и женщины.

Сейчас уже и не вспомнить, в связи с чем это произошло, однако перед выходом книги «Королева улья» в журнале New York Times появилась статья обо мне, озаглавленная «Дрянные девчонки». Спустя несколько дней позвонил мой литагент и сообщил: со мной хочет поговорить некая Тина Фей – она якобы желает купить права на книгу. Я понятия не имела, кто такая Тина Фей, у меня совсем недавно родился старший сын Илайджа, и я уставала настолько, что в конце дня без сил падала на диван перед телевизором.

Нет, я отнюдь не прыгала от радости: мол, ура, мою книгу собираются экранизировать! К тому моменту я успела пресытиться вниманием прессы и индустрии развлечений. Мне даже пару раз предлагали продать права на биографический фильм – думали, получится невероятно захватывающая история о женщине, которая, не успевая менять испачканную ребенком одежду, отчаянно ищет средства для скромной некоммерческой организации.

Впрочем, на звонок я ответила, и за двадцать минут Тина Фей меня уломала. Если уж кто и был способен взяться за безумный проект – а именно, превратить в полноценный фильм книгу по воспитанию, – то это Тина Фей. Я лишь попросила ее не снимать глупый фильм. Тина обещала постараться, и я ей поверила. Я не просто сразу распознала в ней умного человека – я поняла, что нами движут одинаковые принципы: работая на публику, работай по полной. (К слову, двенадцать лет родительского опыта научили меня терпимее относиться к посредственностям.)

Чтобы сузить результаты поисковой выдачи, можно уточнить запрос, указав поля, по которым производить поиск. Список полей представлен выше. Например:

Можно искать по нескольким полям одновременно:

Логически операторы

По умолчанию используется оператор AND .
Оператор AND означает, что документ должен соответствовать всем элементам в группе:

исследование разработка

Оператор OR означает, что документ должен соответствовать одному из значений в группе:

исследование OR разработка

Оператор NOT исключает документы, содержащие данный элемент:

исследование NOT разработка

Тип поиска

При написании запроса можно указывать способ, по которому фраза будет искаться. Поддерживается четыре метода: поиск с учетом морфологии, без морфологии, поиск префикса, поиск фразы.
По-умолчанию, поиск производится с учетом морфологии.
Для поиска без морфологии, перед словами в фразе достаточно поставить знак "доллар":

$ исследование $ развития

Для поиска префикса нужно поставить звездочку после запроса:

исследование*

Для поиска фразы нужно заключить запрос в двойные кавычки:

" исследование и разработка"

Поиск по синонимам

Для включения в результаты поиска синонимов слова нужно поставить решётку "# " перед словом или перед выражением в скобках.
В применении к одному слову для него будет найдено до трёх синонимов.
В применении к выражению в скобках к каждому слову будет добавлен синоним, если он был найден.
Не сочетается с поиском без морфологии, поиском по префиксу или поиском по фразе.

# исследование

Группировка

Для того, чтобы сгруппировать поисковые фразы нужно использовать скобки. Это позволяет управлять булевой логикой запроса.
Например, нужно составить запрос: найти документы у которых автор Иванов или Петров, и заглавие содержит слова исследование или разработка:

Приблизительный поиск слова

Для приблизительного поиска нужно поставить тильду "~ " в конце слова из фразы. Например:

бром~

При поиске будут найдены такие слова, как "бром", "ром", "пром" и т.д.
Можно дополнительно указать максимальное количество возможных правок: 0, 1 или 2. Например:

бром~1

По умолчанию допускается 2 правки.

Критерий близости

Для поиска по критерию близости, нужно поставить тильду "~ " в конце фразы. Например, для того, чтобы найти документы со словами исследование и разработка в пределах 2 слов, используйте следующий запрос:

" исследование разработка"~2

Релевантность выражений

Для изменения релевантности отдельных выражений в поиске используйте знак "^ " в конце выражения, после чего укажите уровень релевантности этого выражения по отношению к остальным.
Чем выше уровень, тем более релевантно данное выражение.
Например, в данном выражении слово "исследование" в четыре раза релевантнее слова "разработка":

исследование^4 разработка

По умолчанию, уровень равен 1. Допустимые значения - положительное вещественное число.

Поиск в интервале

Для указания интервала, в котором должно находиться значение какого-то поля, следует указать в скобках граничные значения, разделенные оператором TO .
Будет произведена лексикографическая сортировка.

Такой запрос вернёт результаты с автором, начиная от Иванова и заканчивая Петровым, но Иванов и Петров не будут включены в результат.
Для того, чтобы включить значение в интервал, используйте квадратные скобки. Для исключения значения используйте фигурные скобки.

Книгу рассказов "Тоска по лобзику " можно назвать продолжением книги "Правда весело?". Близнецы Вера и Филипп выросли и пошли в школу. Их ждут радостные открытия и глубочайшие разочарования. Открытия Филипп совершает не только в школе, но и на каждом шагу, даже не выходя со своего дачного участка. Ему везет на разные события, например, ему и всей его семье(которую он, надо сказать, называет "семьей сумасшедших" довелось увидеть самую настоящую летающую тарелку. Он рассказывает о своих одноклассниках, о том, как нашел друга в неожиданном месте, о своих домашних питомцах. Наконец, Филипп размышляет о смысле жизни. Филипп не просто рассказывает о чем-то, из каждого события он делает какие-то выводы, с которыми можно и поспорить.
Это правдивая книга о счастливом детстве, в котором дети ходят в Пушкинский музей и Большой театр и размышляют о том, что значит быть настоящим художником. В этой книге родители стараются понять своих детей. В этой книге почти не встречается слово...

Читать полностью

Книгу рассказов "Тоска по лобзику" можно назвать продолжением книги "Правда весело?". Близнецы Вера и Филипп выросли и пошли в школу. Их ждут радостные открытия и глубочайшие разочарования. Открытия Филипп совершает не только в школе, но и на каждом шагу, даже не выходя со своего дачного участка. Ему везет на разные события, например, ему и всей его семье(которую он, надо сказать, называет "семьей сумасшедших" довелось увидеть самую настоящую летающую тарелку. Он рассказывает о своих одноклассниках, о том, как нашел друга в неожиданном месте, о своих домашних питомцах. Наконец, Филипп размышляет о смысле жизни. Филипп не просто рассказывает о чем-то, из каждого события он делает какие-то выводы, с которыми можно и поспорить.
Это правдивая книга о счастливом детстве, в котором дети ходят в Пушкинский музей и Большой театр и размышляют о том, что значит быть настоящим художником. В этой книге родители стараются понять своих детей. В этой книге почти не встречается слово компьютер. Это книга о последнем поколении детей, которые еще не знают, что такое социальные сети. Все события жизни они обсуждают непосредственно со своими близкими, друзьями, соседями, а не на страницах своего аккаунта. Эта книга может показаться кому-то очень веселой. А кому-то - грустной. В этой книге и родители и дети узнают много интересного не только о мальчике Филиппе, но и о себе самих.
Поскольку Маша Вайсман написала эти рассказы от лица мальчика Филиппа, то и художник Петр Перевезенцев нарисовал к ним картинки, похожие на детские рисунки. Поэтому в книге есть множество зарисованных подробностей детской жизни…

Скрыть

I. Организационный момент.

Встали все у парт красиво,

Поздоровались учтиво.

Тихо сели, спинки прямо.

Мы легонечко вздохнем

И урок с тобой начнем.

Подготовим речевой аппарат.

II.Речевая разминка.

1. Чистоговорки.

Да-да-да,да-да-да- не ходи, Вадим, туда!
Ду-ду-ду,ду-ду-ду- Все равно туда пойду.
Ди-ди-ди,ди-ди-ди-Ты ж одетый, не ходи!
Да-да-да,да-да-да-Ой! Холодная вода!
Де-де-де,де-де-де-Вот беда! Вадим, ты где?
Ды-ды-ды,ды-ды-ды- Только слышно из воды.

2.Скороговорка:

Дятел, дятел- наш приятель
Дуб долбит, как долотом.
Помоги нам, дядя дятел,
Для скворцов построить дом.

Итог: Итак, мы подготовили речевой аппарат к дальнейшей работе.

III . Актуализация знаний. Проверка домашнего задания.

Какой раздел учебника мы изучаем?

Какие произведения этого раздела читали?

На уроке тишина

Нам особенно нужна.

Уходите, разговоры,

В вестибюли, в коридоры,

И заданье проверять.

Пересказ рассказа Н.Носова «Мишкина каша»

IV .Постановка темы урока.

Слайд 1.

Вспомните, как называется рассказ, в 1-ой части учебника, который мы читали раньше.

Как найти название рассказа этой писательницы? (По содержанию 1 части учебника )

Кто главный герой этого рассказа?(мальчик Филя)

Где происходят события описанные в рассказе?(на отдыхе, на море)

Как называется раздел учебника, в котором мы изучаем произведения?("Продолжаем разгадывать секреты смешного")

Слайд1 (щелчок)

Прочитайте на слайде название, которое мы будем читать сегодня на уроке.

Постановка целей:

Какие цели поставим перед собой?

(1.Познакомиться с произведением.

2. Продолжить разгадывать секреты смешного.

3. Узнать, каким предстанет перед нами главный герой.)

V .Работа по теме урока

Работа с произведением М. Вайсман «Приставочка моя любименькая».

1. Работа с текстом до чтения.

– Прочитайте ещё раз заглавие произведения.

Подумайте, о чём пойдёт речь в этом произведении?

Что обозначает слово приставочка? (Заслушивание ответов детей)

Куда необходимо заглянуть, чтобы уточнить значение этого слова? Какое умение нам пригодится? (Умение работать с толковым словарём. (Т.сл. с.148))

(Заслушивание статьи из толкового словаря с.148)

Приставка - (компьютерная приставка). Устройство с видеоиграми, которое подключают к телевизору. Например: играть на компьютерной приставке.

Почему в названии произведения слово приставка употреблено ласково и ещё она названа "моя любименькая"? О чём это говорит?

Куда надо посмотреть, чтобы определить страницу учебника на которой будем работать? (В содержание учебника.)

– Рассмотрите иллюстрацию к этому произведению. Как вы думаете, о чём и оком пойдёт речь в произведении? (Мы опять видим мальчика Филю.)

Действительно, речь пойдёт о том же мальчике Филе, который приехал с семьёй отдыхать на море.

В этом тексте есть ещё слово, значение которого необходимо уточнить. Найдите его на странице 86 хрестоматии.

Куда нужно обратиться за разъяснением его значения? (тол. словарь с.134)

Дылда - Высокий, нескладный человек. Например: посмотри, какой дылда!

2. Работа с текстом во время чтения.

1. Чтение по отрывкам и беседа на осмысление после каждого отрывка.

«Небольшое вступление» читает учитель (Два первых предложения).

Вопрос после чтения:

а) Дальнейшее чтение текста учителем до слов "- На-ка, кыш малявка!"

Кто выступает в роли рассказчика? (мальчик Филя)

Можем ли мы сказать сколько лет было Филе? (маленький, если 10 лет для него это дылда)

Подберите синоним к слову дылда. (Большой, высокий, взрослый.)

Что ещё говорит о том, что главный герой по сравнению с дылдой был маленьким? ("стряхнул меня со стула...", "назвал - малявка")

б ) Чтение дальше по тексту до слов (...поиграть, ну хоть пять минуток!)

Что вы узнали о герое?

Хотелось ли мальчику поиграть на компьютерной приставке?

Как сильно? Какие слова из текста говорят об этом? (...что мурашки по спине побежали...)

Почему мама не разрешала ему играть? ("...сидеть в духоте", "ничего не читает", "дёргаются", "сплошные двойки и ночные кошмары")

Что можно сказать о характере мамы? Какая она?

Как Филя отнёсся к этому дылде? (обиделся)

Докажите (..становлюсь красным и злым, и в глазах у меня защипало)

А что случилось через секунду? (Он увидел, как мальчик хорошо играет на приставочке и замер.)

Как вы думаете изменилось ли мнение Фили об этом дылде, когда он увидел как тот играет? (Позавидовал, то же захотел научиться хорошо играть.)

Как решил Действовать Филя, чтобы получить разрешение поиграть? (упросить)

Умеет ли он это делать? (Да)

Подтвердите словами из текста ("нежно взял руку", "нежно заглянул ей в глаза", "...мамочка, я так тебя люблю...")

Получилось ли добиться разрешения у мамы?

А как вы поняли, что мама против?(отбросили руку)

Обратите внимание на выделенные места в тексте. Как называется такой приём?(приём КОНТРАСТА: нежно взял и отбросила руку)

А ещё какой приём? (Рука превратилась в змею. приём СРАВНЕНИЯ)

Что сразу сказал Филя маме? (Всё, не надо...)

Почему он трижды повторяет эти слова?

Отказался ли мальчик от своей мечты поиграть в приставочку?

Как решил действовать Филя? (...я обратился к папе)

Что сказал папа? (сразу разрешил, но с одним условием).

А вы в жизни применяете такую хитрость: попросить у мамы, если не разрешит - у папы.

Какую игру выбрал Филя? (где борются дав противника)

Как долго играл Филя в игру? (5 минут)

Почему так мало? (....будто я немного не в себе)

Как мама отреагировала на его игру? (заплакала и ушла)

Что можно сказать о маме, как это её характеризует? (любит, боится за него)

Хотелось ли Филе заканчивать игру?

Подтвердите словами из текста.(...так и быть...)

Но всё равно он был счастлив!

Как вы думаете, успокоился ли Филя? Предположите, как дальше будут развиваться события?

Хорошо ли Филя знает свою маму?

Подтвердите словами из текста. (заполз на колени, так легче просить, не может запретить, когда на коленях маленький мальчик)

Сразу мама разрешила Филе поиграть?

Почему? Что для мамы было важно? (Чтобы получалось и в жизни, не только на приставке.)

Какую хитрость придумал наш герой, чтобы мама разрешила? (...постепенно у меня появится привычка побеждать в жизни).

Сработала ли это хитрость? (Да.)

е) Чтение текста до конца.

К какому выводу приходит Филя, когда обнаруживает, что дылда плавает в нарукавниках? (Выходит, что в жизни я его уже победил.)

Чем Филя решает заняться? (Теперь ничего не стоит научиться жать на кнопки..., побежал к моей любимой приставочке.)

Каким стал Филя в конце рассказа? (уверенным в себе)

3. Выявление восприятия прочитанного.

Работа в парах.

а ) Составление плана рассказа.

Прочитайте план на карточках на парте.

Слайд

"Мне так хотелось поиграть, что мурашки по спине побежали."

"Просто, когда я жал на кнопки, у меня подпрыгивали ноги и дрожали руки."

"В жизни я его уже победил"

"Мама отбросила мою руку, как будто она превратилась в змею".

"Было бы неплохо, если бы и в жизни что-то получалось."

Какой это план? (цитатный)

Последовательно ли он составлен?

Определите последовательность. Впишите в кружочки соответствующие цифры. (1,4,2,5,3)

Проверьте по эталону.

Кто справился с заданием?

б) Разбираем секреты смешного.

Какие секреты смешного нам помогла открыть Мария Вайсман? Обратите внимание на подчёркнутые места.

Объясним для каждого случая.

1 случай (с.86) Смешно, кто-то чего-то не понимает. (Мальчику хочется поиграть на приставке, а мама говорит, что лучше не сидеть в духоте, а пойти купаться и гулять).

2 случай (с.87) Смешно, когда противопоставляются ожидание и реальность.(Хочет играть целыми днями, но согласен и на пять минуток.)

3 случай (с.87) Смешно, когда есть преувеличение (приём) (Полторы минуты - мучительные).

4 случай (с.89) Смешно, когда получается наоборот. (Читает хорошие книжки, а нравятся игры, где сплошной мордобой).

А у вас бывает так, чтоб вашим родителям не нравится то, что нравится вам? - Какой выход из подобных ситуаций вы нашли?

в) Работа над образом главного героя.

Кто главный герой рассказа?

Что вы можете сказать о мальчике?

Какие слова и поступки доказывают, что он:

Ласковый;

Настойчивый;

Стал уверенный.

Найдите слова, которые показывают как Филя уговаривает и убеждает маму разрешить ему играть на приставке. Постарайтесь голосом передать характер мальчика. (Чтение по ролям)

Работа в группах.

Составление синквейна.

Составим синквейн, выразим своё отношение к Филе.

Какие умения нам помогут справится с этой работой? (Умение работать с текстом, выделять главное, находить необходимую информацию в тексте и записывать самую суть.)

Слайд (Правила составления синквейна:

1. В первой строчке тема (1 слово - существительное.)

2. Вторая строчка - описание темы (2 слова - прилагательные.)

3. Третья строчка - описание действия (3 слова -глаголы.)

4. Четвёртая строчка - фраза из 4 слов, которые повторяют суть темы.

5.Пятая строка - это синоним из одного слова. который повторяет суть темы.

Например:

1. Филя.

2.Добрый, ласковый.

3. Просит, добивается, играет.

4. В жизни он победил.

5. Молодец!

VI . Итог урока. Рефлексия

Что нового узнали?

Какое произведение читали?

К какому разделу отнесём это произведение?

-В чем же секрет смешного?

Вспомните, какие цели мы ставили перед собой. Удалось ли их достичь?

Что нового вы узнали?

– Что вам показалось на уроке самым интересным?

Чтобы оценить свою работу на уроке, заполните таблицу достижений.

Оцени себя

1. Я внимательно читал и изучал текст

2. Старался находить ответы на все вопросы.

3. Искал значение слов в словаре.

4. Принимал активное участие в обсуждении текста.

5. Работал над составлением плана рассказа.

6. Активно помогал составлять синквейн.

Домашнее задание:

Выбрать задание по силам:

1. Придумать свою историю о Филе и записать её.

2. Пересказ рассказа.

3.Чтение по ролям.

Вверх