Error: не определено #11234. Маршрутная игра «Путешествие в город Веселых мастеров» с детьми старших и подготовительных групп Направленность игры. Иры в летнм лагере. Квест, игра по станциям

Маршрутная игра «Путешествие в город Веселых мастеров» с детьми старших и подготовительных групп Направленность игры. Иры в летнм лагере. Квест, игра по станциям

Маршрутная игра «Путешествие в город Веселых мастеров»

с детьми старших и подготовительных групп
Направленность игры : социально-личностная

Цель: помочь детям осознать значимость труда для жизни людей, побуждать к продуктивной деятельности и получению удовлетворения от ее результатов.
В создании игры участвовала творческая группа педагогов ДОУ №54:

зам. зав. по УВР Камалова Т.А., музыкальные руководители Шорина Т.В. и Бельдяева Т.В., педагог-психолог петрова М.А., воспитатель Щебитченко Л.Л., руководитель физвоспитания Соколова А.Д.

Ведущий : Ребята! Вы когда-нибудь слышали о городе мастеров? (Ответы детей). В этом городе живут очень добрые, веселые, смешные и умелые человечки. Вот сегодня я получила от них письмо. Послушайте, что они пишут: «Спасите! Помогите! Нас заколдовала злая волшебница Горгана. Мы теперь целыми днями только и делаем, что грустим и плачем. Наш город стал хмурым и серым и вы не встретите в нем больше ни одной улыбки, ни одного веселого лица, ни одной яркой краски. Скорее приезжайте, помогите нам!» Ну что, ребята, поможем человечкам из города мастеров? Тогда в путь!

Горгана: (звучит запись) Ха-ха-ха! Как бы не так! Кто это осмелился разрушить мои чары и расколдовать город?

Ведущий: Уважаемая колдунья Горгана. Мы отправляемся в путь по просьбе веселых человечков. Мы все тебя очень просим: пожалуйста, расколдуй город.

Горгана: Ну, что ж, раз вы такие все отважные, вот вам тру-у-у-у-удное задание: вам нужно сделать кое-чего, воспользоваться кое-чем, достать все то, что там находится, и правильно его разместить. Ха-ха-ха! Встретимся в конце пути!

Ведущий: Ребята! Давайте разделимся на 4 команды, каждая пойдет по своему маршруту спасать город (вручает воспитателям маршрутные листы). Звучит веселая музыка, дети уходят по маршрутам.

^ Станция «Улицы мастеров»

Комната речевого развития.

Проводит воспитатель Щебитченко Л.Л.

Задания для детей подготовительной группы

Чтобы вернуть в город этот домик нужно сделать его веселым и нарядным.

А для этого вам предстоит выполнить задания.

Готовы ли вы их выполнить?
Отгадайте, кто живет в этом доме? Перед вами жители. Посмотрите на звуковые схемы и скажите, кто хозяин этого дома? (Гном)

/Коллаж с изображением куклы, утки, собаки, гнома/
Угадайте, как зовут этого гнома? (По первым буквам названий предметов на карточке) ВАСЯ (в илка, а пельсин, с анки, я блоко)
Злая Горгана сняла в волшебном городе таблички с названиями улиц.

Чтобы узнать, какие улицы были в волшебном городе, достаньте из этой коробки карточку и дайте название улице. (апельсин – апельсиновая, вишня – вишневая, солнце – солнечная и т.д.)
А теперь послушайте стихотворение и добавьте словечко, чтобы получилось стихотворение. Задание называется «Подскажи словечко».

Поезд водит – (машинист)

Пашет поле – (тракторист)

Самолетом правит – (летчик)

Клеит книги – (переплетчик)

В школе учит нас – (учитель)

Строит здания – (строитель)

Красит стены нам – (маляр)

Мебель делает – (столяр)

Песни нам поет – (певец)

Торговлей занят – (продавец)

На станке ткет ткани – (ткач)

От болезней лечит – (врач)

Лекарства продает - (аптекарь)

Хлеб печет в пекарне – (пекарь)

Пишет красками – (художник)

Сапоги сошьет – (сапожник)

Часы починит – (часовщик)

Погрузит краном – (крановщик)

Рыбу ловит нам – (рыбак)

Служит на море – (моряк)

В машине возит груз – (шофер)

Хлеб убирает – (комбайнер)

За свинками следит – (свинарка)

Доит коров всегда – (доярка)

Главный в поле – (агроном)

Звезды знает – (астроном)

Ходит в горы – (альпинист)

Вглубь плывет – (аквалангист)

В доме свет провел – (монтер)

В шахте трудится – (шахтер)

В жаркой кузнице – (кузнец)

Кто всех знает МОЛОДЕЦ!

Человечки, жившие в этом городе, были хорошими мастерами. Посмотрите, солнышко, без лучиков. Лучики у солнышка появятся, если вы скажете что умели делать мастера? (ответы детей: лепить, рисовать, строить, выращивать цветы и т.д.)
Итак, вы выполнили все мои задания, и я могу одну деталь от этого дома вам вручить. (Достаю из «Чудесного мешочка» деталь и прикрепляю к домику)
^ Задания на станции для детей старшей группы
Посмотрите на мои губы и скажите, какой звук я хочу произнести? (У)

Сейчас мы будем собирать слова, в которых есть звук У.
^

Игра называется: «Пропускаем мы во двор слов особенных набор».


(Дуб, колобок, сумка, дом, лягушка, стена, кукла, дверь, утка).

В этом домике поселился жилец в названии которого есть звук О .

Кто это? (Гном)
^

В этой букве нет угла, потому она кругла


До того она кругла, покатиться бы смогла.

Что это за буква такая?(О)

Дети выкладывают под музыку «Лошадки» букву из арбузных косточек.
В городе Веселых Мастеров исчезли таблички с названиями улиц. Возьмите из волшебной коробочки карточку и скажите название улицы.

(Образование прилагательных: солнечная, виноградная и т.д.).
Гномик в домике загрустил. И у нашего солнышка очень мало лучиков. Если мы скажем про солнышко, какое оно, то лучиков у него добавится и оно согреет своим теплом маленького гномика.

^ Доброе, ласковое, жаркое, лучистое, золотистое, озорное, веселое, теплое.

Из этой чудесной книжки я хочу вам загадать загадки, а отгадки вы должны найти на этой страничке.

Загадываю загадки из книги «Уроки правильной речи» Татьяны Успенской.

Детям вручается деталь к «заколдованному домику».
^ Станция «Музыкальный город»

Виртуальная студия.

Оборудование : интерактивная доска, ноутбук, проектор, ППС «Играем с музыкой Моцарта. Волшебная флейта» (для старшей группы) и ППС «Играем с музыкой Чайковского. Щелкунчик» (для подготовительной группы)

Музыкальные руководители: Шорина Т.В. и Бельдяева Т.В.

Здравствуйте, ребята! Посмотрите, какие необычные дома в этом заколдованном городе. Как вы думаете, кто может жить в этих домах? (ответы детей).

Да! Судя по домам, в них живут мастера-музыканты. Но злая колдунья отобрала инструменты у музыкантов и спрятала их в оркестровой яме. Нам нужно выполнить задание: отгадать, какой звучит инструмент, и вернуть их музыкантам. Если вы правильно выполните задание, то сможете услышать, как они прекрасно играют вместе. (Для детей старшей группы компьютерная игра «Волшебная флейта» - Книга; для детей подготовительной группы компьютерная игра «Щелкунчик» - Голубой слон).

Ребята! Вы молодцы, хорошо справились с заданием. Но вам предстоит выполнить еще одно, не менее трудное задание.

Колдунья заколдовала не только веселых человечков, но их друзей: сказочных героев, птиц, животных. Прежде чем приступить к этому заданию, давайте расскажем стихотворение с помощью деревянных палочек. Если мы расскажем его ритмично, дружно, то сможем перейти к трудному заданию.

(Логоритмическое упражнение, сборник «Удивительный ритм»).

для подготовительной группы компьютерная игра «Щелкунчик, фрагмент «Ёлка».

После выполнения всех заданий ведущий станции отдает детям цветную деталь домика, которую нужно прикрепить к «Заколдованному домику».

^ Станция «Дом эмоций»

Театральная студия

Педагог-психолог Петрова М.А.

- Вы уже, наверное, знаете, что злая волшебница Горгана заколдовала наш город. Все краски пропали! А когда мир серый, скучный, то нет и эмоций. Все скучное, однообразное..»

Дети: «Жалко.. Грустно..»

Ребята, поможем вернуть краски и эмоции в город?

Тогда, ребята, я расскажу вам историю. У каждого дома есть хозяин или хозяйка. Если хозяин хороший, то в нем прибрано, вещи разложены по местам, дом хорошо служит своему хозяину. Если в доме плохой хозяин, то в доме беспорядок, вещи разбросаны, где попало. Хозяин то и дело ищет какую-то вещь и не может найти, а ненужные вещи, наоборот, лезут в руки. Такой дом не может служить хозяину.

Также и с чувствами. Один человек может не быть хозяином своих чувств. Тогда чувства будут управлять, распоряжаться этим человеком и доставлять ему много хлопот. Другой человек может быть хорошим хозяином своих чувств, управлять ими, распоряжаться ими.

Ребята, а бывает такое, что от радости вы так придушите своего друга, что ему больно будет? А от злости что-нибудь сломаете? (Ответы детей)

Давайте тогда наводить порядок в нашем доме. В каждое окошко поселим по чувству. Чтобы и у нас был полный порядок с нашими эмоциями.

Давайте вспомним, какие у нас есть чувства. (Показываются картинки с изображением различных эмоций).

Дети : Радость. Удивление. Злость, Страх, Грусть.

Возьмите белые кружочки у вас на столах. Нарисуйте в ней любое чувство… Помните, что в нашем доме, как и в нас самих, уживаются разные эмоции. Старайтесь нарисовать разные эмоции. Пока рисуете, обращайте внимание на то, что происходит с бровями, глазами, ртом и даже носом, когда мы радуемся, грустим, боимся и удивляемся.

Теперь вы заселим наших человечков в дом и украсим их, Выберите для своего человечка детали: волосы, банты или уши.

Молодцы, ребята! Своим мастерством вы победили злое волшебство Горганы и вернули одну из деталей «заколдованного домика».

Счастливого вам пути!

^ Станция «Переход через джунгли»

Физкультурный зал. Руководитель физвоспитания Соколова А.Д.

Звучит музыка «Чунга-Чанга». Детей встречает ведущий станции в костюме мартышки. Предлагает вместе с ней отправиться в джунгли на поляну игр.
^ 1 задание «Проберись через джунгли»

Командная эстафета. Дети делятся на 2 команды. Первые игроки надевают на себя коробку, декорированную лентами, листьями. Необходимо добежать до стойки, обежать ее, вернуться к команде и передать коробку следующему игроку.
^ 2 задание «Мартышки»

На противоположных сторонах зала отмечают линии. За одной из них лежат мячи разных размеров, кегли, кубики – это «фруктовый сад». Количество предметов должно превышать количество играющих. «Сад» охраняет «сторож» - выбранный перед игрой ребенок. Остальные дети – «мартышки», у них за пояс закреплены ленточки («хвостики»). Они встают в круг на другой стороне зала, берутся за руки и по команде в указанном направлении начинают выполнять подскоки с ноги на ногу, весело произнося:
В далекой жаркой Африке живут стада мартышек.

Огромное количество веселых шалунишек

Набеги совершают на местные сады

Когда они появятся – уж точно жди беды.

Сторож ловит мартышек, стараясь выдернуть ленточку. Если это ему удалось сделать, то мартышка считается пойманной.
^ 3 задание «38 попугаев»

Командная эстафета. Оборудование: 2 «змеи» для хождения. (Пособия сшиты из ткани и наполнены синтепоном).

Дети делятся на 2 команды. Игроки по очереди проходят по «змее», возвращаются бегом обратно.

^ Ведущий станции: Какие вы ловкие и смелые. Все задания выполнили! Получайте деталь к «заколдованному домику».

Итог маршрутной игры

Пройдя все маршруты, дети возвращаются в зал

Воспитатели закрепляют домики на центральной стене. Звучит таинственная музыка и голос Горганы.

Что!! Не верю своим глазам! Вы все справились с моими трудными заданиями? Все равно не уступлю!

Ведущий : Горгана! Это не честно! Мы выполнили твое условие, Сними теперь свое колдовство с веселых человечков.

Горгана : Ни за что!

Ведущий : Ребята, давайте попробуем победить ее улыбкой и веселой песней. Исполняется песня «Улыбка» (Пока дети поют, воспитатели прикрепляют на домиках человечков, которые улыбаются).

Ведущий : Дети! Посмотрите, у нас опять веселый и счастливый город. Мы победили злую колдунью!

Электронный журнал

Делимся опытом

Маршрутная игра «В поисках клада Волшебницы Зимы»

Ирина Кадулина
старший воспитатель МАДОУ «Детский сад № 2» г. Стерлитамака Республики Башкортостан

Как организовать познавательную деятельность дошкольников и при этом удовлетворить их потребность в движении? Проведите маршрутную игру. Задания на интерактивной доске, компьютерные игры, перемещение со станции на станцию и сюрпризный момент в конце путешествия сделают игру познавательной, актуализируют имеющиеся у детей знания и умения и не дадут им соскучиться.

Встреча со Снеговиком

Маршрутные игры или игры по станциям - известный способ организации детской познавательной деятельности. В ходе игры дети демонстрируют творческие, интеллектуальные и организаторские способности.

Для организации маршрутных игр педагоги используют разные пособия, электронные образовательные ресурсы и интерактивное оборудование:

· интерактивные доски, интерактивный стол;

· телевизор, проектор, ноутбук;

· видео- и аудиозаписи.

Кроме того, самостоятельно монтируют клипы, создают презентации и электронные игры. Это делает образовательную деятельность динамичной и наглядной, развивается познавательный интерес детей, что приводит к повышению их активности и снижению утомления. При этом интерес к теме сохраняется у дошкольников и после игры.

Педагоги МАДОУ «Детский сад № 2» г. Стерлитамака проводят маршрутные игры с детьми на протяжении двух лет. Данная организация познавательной и творческой деятельности заинтересовала и детей, и взрослых. В ней участвуют дошкольники, педагоги и родители. За это время педагоги подготовили и провели маршрутные игры: «Путешествие по городу», «Такая разная бумага», «Загадочная планета Селена».

В ноябре 2016 года в рамках празднования Дня матери была организована большая маршрутная игра «Самое красивое слово МАМА!» с участием родителей, детей старшей группы и педагогов. Каждая игра интересна по-своему.

Одной из первых была маршрутная игра по станциям «В поисках клада Волшебницы Зимы». Остановимся на ней подробнее.

1-я станция - «Зима» (демонстрация видеофрагмента по теме «Природа зимой»)

Каковы цели и задачи маршрутной игры

Основная цель маршрутной игры «В поисках клада Волшебницы Зимы» - создать условия для совместной деятельности детей с использованием электронных образовательных ресурсов и интерактивного оборудования.

Задачи, которые педагоги решали в ходе данной игры:

· развить любознательность, воображение, познавательную и творческую активность дошкольников;

· обогатить активный словарь, развить связную, грамматически правильную диалогическую и монологическую речь;

· совершенствовать игровые замыслы и умения;

· закрепить коммуникативные навыки в ходе общения детей со взрослыми и сверстниками;

· способствовать сближению воспитанников группы, детей и педагогов;

· воспитывать эстетическое отношение к окружающему миру, развивать эстетические чувства;

· формировать самостоятельную творческую деятельность детей;

· создать атмосферу общей радости, хорошего настроения.

2-я станция - «Одень человека по погоде» (выполнение задания на компьютере)

Проведению маршрутной игры предшествовала предварительная работа. В ходе непрерывной образовательной деятельности педагоги проводили с детьми беседы по теме «Время года - зима», дидактические и речевые игры, рассматривали иллюстрации «Природа зимой», «Зимние забавы», смотрели презентацию «Зима».

Дошкольники отгадывали загадки, учили стихотворения и пословицы о зиме, вспомнили зимние приметы, слушали произведения П.И. Чайковского из цикла «Времена года».

Непосредственно для проведения маршрутной игры педагоги подобрали электронные образовательные ресурсы из картотеки ДОО: тематические видеозаписи, компьютерные игры-задания с учетом возраста воспитанников. Кроме того, они подготовили иллюстрации с зимними пейзажами, нарисовали карту с маршрутом, записали видеопослание Волшебницы Зимы.

По сценарию маршрутной игры дети с ведущим перемещаются по всему детскому саду. Воспитатели задействовали групповые комнаты, компьютерный класс, музыкальный зал, холл ДОО.

Воспитанники выполняют разные задания на ноутбуках, интерактивной доске, интерактивном столе, передвигаются от станции к станции, имитируя зимние игры и забавы, общаются со Снеговиком, отгадывают загадки. Таким образом, в ходе маршрутной игры педагоги организовали разные виды деятельности: игровую, коммуникативную, познавательно-исследовательскую, восприятие художественной литературы, конструирование и изобразительную деятельность, музыкальную, двигательную.

Зрителей в данной игре нет, родители не участвуют. Дети объединяются в группу, общая цель которой - найти клад Волшебницы Зимы. Однако на некоторых станциях дошкольники не только взаимодействуют, но соревнуются, выполняя творческие задания. Мероприятие заканчивается в холле детского сада у главной елки.

Сценарий маршрутной игры «В поисках клада Волшебницы Зимы» для детей старшей группы с использованием электронных образовательных ресурсов и интерактивного оборудования представлен в приложении.

3-я станция - «Помоги Незнайке» (игра за интерактивным столом)

Как организовать маршрутную игру

Чтобы организовать маршрутную игру, следуйте данному алгоритму. За месяц до мероприятия соберите творческую группу педагогов, ответственных за проведение игры. Совместно с творческой группой педагогов определите время и тематику маршрутной игры.

Придумайте название и сюжет, составьте маршрут движения группы детей по помещениям детского сада.

Привлеките родителей воспитанников к участию в маршрутной игре в качестве зрителей, помощников на станциях, непосредственных участников. Кроме того, родители могут подготовить атрибуты, костюмы для детей.

Тщательно продумайте сюрпризы и открытия в конце маршрутной игры. Это обязательный этап. От него во многом зависит, с каким настроением дети будут вспоминать свое путешествие.

После проведения мероприятия проанализируйте полученные результаты. Если в игре дети проявили лучшие личностные и интеллектуальные качества, почувствовали свою успешность, значит, педагоги решили поставленные задачи.

Последний, но важный этап - подготовьте отчет и разместите фото- и видеоматериалы на сайте.

4-я станция - «Снежинки» (вырезание снежинок из бумаги)

Какие результаты вы получите

Маршрутная игра помогает достичь результатов всем участникам:

· дошкольникам - получить новые знания в доступной для их возраста игровой форме, проверить свои силы и способности при выполнении увлекательных заданий;

· воспитателям - повысить эффективность образовательного процесса, сделать занятия более интересными, увлекательными и яркими;

· родителям - лучше узнать своих детей, сблизиться с ними.

Кроме того, маршрутные игры способствуют сближению детей группы, воспитанников и педагогов, семьи и ДОО. Позволяют детям проявлять себя, показать свой кругозор, проявить лучшие качества, почувствовать себя успешными. Создают положительный эмоциональный настрой.

Если проводить данные игры регулярно, педагоги повысят профессиональное мастерство, и подготовка мероприятия со временем будет требовать меньше времени.

Также читайте статью
«Маршрутная игра „По следам снежного человека“»

Украшение елки снежинками

Приложение

Сценарий маршрутной игры «В поисках клада Волшебницы Зимы» для детей старшей группы1

Оборудование и материалы: проектор; интерактивная доска; интерактивный стол; экран для демонстрации видео; ноутбуки (по количеству детей); стойки для обозначения станций; сугробы (имитация из ткани); шапки-ушанки (по количеству детей); иллюстрации с зимним пейзажем; ножницы (по количеству детей); листы белой бумаги; бумажные снежинки; ватные комочки; видеопослание от Волшебницы Зимы; аудиозаписи.

Действующие лица: Ведущий, Снеговик - воспитатели.

Ход игры:

Звучит аудиозапись песни «Что нам нравится зимой»
(муз. Е. Тиличеевой, сл. Л. Некрасовой). Воспитатель приветствует детей.

Ведущий:
Собрались все дети в круг.
Я - твой друг, и ты - мой друг.
Дружно за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
Раз, два, три, четыре, пять -
Надо глазки закрывать.

Дети закрывают глаза. Звучит аудиозапись песни «Ёлочка»
(муз. Е. Тиличеевой, сл. М. Ивенсен). В группу входит Снеговик.

Снеговик:
Здравствуйте, дети!

Ведущий:
Ребята, давайте откроем глаза и посмотрим, кто к нам пришел. (Дети открывают глаза.) Здравствуй, Снеговик! С чем ты к нам пожаловал?

Снеговик:
Я привез вам письмо.

Ведущий:
Интересно, от кого это письмо? Что в нем написано?

Ведущий открывает конверт, достает из него письмо и карту. Затем читает письмо.

Ведущий:
«Здравствуйте, ребята! Я посылаю вам карту. На ней нарисован маршрут движения по станциям. Если вы будете правильно двигаться по этому маршруту, то вас ожидает сюрприз. Постарайтесь выполнить все мои задания. Волшебница Зима» Ребята, вы поняли, кто прислал нам это письмо?

Дети:
Волшебница Зима.

Ведущий:
Она приглашает отправиться в путешествие, в конце которого нас ждет сюрприз. Давайте рассмотрим карту.

Воспитатель рассматривает с детьми карту и задает им вопросы.

Ведущий:
Что вы видите на карте? Как вы думаете, что мы будем сегодня делать?

Дети:
Искать клад по карте, которую нам прислала Волшебница Зима.

Ведущий:
Правильно. Тогда начинаем наше путешествие за кладом. А поедем мы на лыжах. Возьмите по паре воображаемых лыж и палки. Вставайте на лыжню друг за другом. Оттолкнулись - и вперед! Не торопитесь, не наступайте друг другу на лыжи, а то упадете. Не забывайте держать дистанцию и помогать себе палками. Впереди горка. Давайте с нее съедем. Лыжи вместе, палки под мышками. Ветер свистит в ушах.

Звучит аудиозапись песни «Зимушка-зима» (муз. О. Макушина, сл. Г. Мовчана).
Дети, изображая движения на лыжах, перемещаются из группы в музыкальный зал.

Ведущий:
Мы приехали к первой станции - «Зима».

1-я станция - «Зима» (музыкальный зал)

Дети входят в музыкальный зал и выстраиваются полукругом
у большого экрана, чтобы посмотреть видеозапись
с посланием Волшебницы Зимы.

Ведущий: Ребята, свое первое задание Волшебница Зима прислала нам на видео. Давайте посмотрим его.

Волшебница Зима (видеозапись) :
Здравствуйте, детишки,
Девчонки и мальчишки!
Приглашаю вас ко мне,
В гости к зимушке-зиме!
Вы скажите мне, друзья,
А какая я - зима?

Ведущий:
Вот вам первое задание. Давайте подумаем и скажем, какая бывает зима?

1-ребенок:
Холодная, суровая.

2-й ребенок:
Вьюжная, морозная.

3-й ребенок:
Долгая.

4-й ребенок:
Снежная, красивая.

5-й ребенок:
Сказочная, волшебная.

Ведущий:
Совершенно верно. Зима бывает разной, но природа в это время года всегда поражает своей красотой. Ребята, давайте полюбуемся зимними пейзажами.

На экране демонстрируется видеофрагмент по теме «Природа зимой»
(подбирается из картотеки электронных образовательных ресурсов, имеющихся в ДОО).
Дети слушают рассказ ведущего о красоте зимней природы, отвечают на вопросы.

Вопросы для детей:

· Какое время года вы видите на фотографии?

· Чем покрыты деревья, кустарники?

· С чем их можно сравнить?

· А вам нравится зима?

· Чем она вам нравится?

· Как люди одеваются зимой?

Ведущий:
А сейчас предлагаю вам одеться потеплее и отправиться к следующей станции, где нас уже ждет Снеговик.

Звучит аудиозапись песни «Три белых коня» (муз. Е. Крылатова, сл. Л. Дербенева). Дети
надевают шапки-ушанки и вместе с ведущим перемещаются в компьютерный класс.
К этому моменту Снеговик подключает компьютеры и ноутбуки по количеству воспитанников.

2-я станция - «Одень человека по погоде»
(компьютерный класс)

На этой станции дети выполняют задание на ноутбуках «Одень человека по погоде».
Для этого используется электронное пособие с учетом возраста воспитанников.

Снеговик:
Ребята, садитесь за столы. Будем с вами выполнять задание Волшебницы Зимы.

Ведущий:
Вот вам второе задание. Рассмотрите человечка на картинке. Вспомните, что сейчас зима, на улице очень холодно. Что необходимо сделать в этой игре?

Дети:
Надо одеть человечка в теплую зимнюю одежду.

Ведущий:
Давайте еще раз перечислим предметы зимней одежды.

1-й ребенок:
Теплая куртка или пуховик.

2-й ребенок:
Теплые штаны или комбинезон.

3-й ребенок:
Зимние ботинки, сапоги или валенки.

4-й ребенок:
Шапка, шарф, варежки.

Ведущий:
Правильно. Приступайте к заданию, а то наш человечек совсем замерз.

Дети и Снеговик выполняют задание: снеговик на интерактивной доске,
а дети за столами. Снеговик выполняет задание с ошибкой.

Снеговик:
Я все выполнил и быстрее всех. Всем пока! До встречи на следующей станции.

Ведущий:
Постой, Снеговик! Мы еще не проверили, как ты справился с заданием. Ребята, посмотрите, все ли правильно он сделал.

Дети:
Снеговик ошибся: его человечек одет не по погоде.

Ведущий:
Давайте поможем Снеговику и исправим его ошибки.

Дети исправляют ошибки.

Ведущий:
А теперь предлагаю отправиться дальше по маршруту на следующую станцию. На этот раз мы поедем на коньках. Надевайте воображаемые коньки, крепко зашнуровывайте их. Вставайте друг за другом. Руки можно заложить за спину. И скользите, как по льду!

Звучит аудиозапись «Песни про коньки» (муз. В. Богатырева, сл. Д. Червяцова).
Дети, изображая, что едут на коньках, перемещаются в кабинет
дополнительного образования. Перед входом «снимают коньки».

3-я станция - «Помоги Незнайке» (кабинет дополнительного образования)

Дети входят в кабинет дополнительного образования.
Снеговик приглашает их к интерактивному столу.

Снеговик:
Приветствую вас на станции «Помоги Незнайке».

Ведущий:
Какое задание ждет нас здесь?

Снеговик:
Ребята, Незнайка нарисовал картину. Он хотел изобразить зиму, да что-то все перепутал.
Помогите Незнайке найти ошибки на картине.

Дети выполняют задание, проверяют результат.

Ведущий:
Снеговик, мы выполнили задание. Можем отправляться на следующую станцию?

Снеговик:
Нет, Незнайка приготовил для вас загадки. Послушайте первую загадку:
Тройка, тройка прилетела.
Скакуны в той тройке белы.
А в санях сидит царица -
Белокожа, круглолица.
Как махнула рукавом,
Все покрылось серебром.
А что за тройка прилетела?

Дети:
Это зимние месяцы: декабрь, январь и февраль.

Снеговик:
Правильно.

Ведущий:
Снеговик, ребята знают не только зимние месяцы. Сейчас мы тебе это продемонстрируем.

Игра «Месяцы времен года»

Ведущий перечисляет месяцы всех времен года и намеренно делает ошибки. Когда он называет месяц не по порядку, дети громко хлопают в ладоши и исправляют его.

Снеговик:
А теперь послушайте вторую загадку Незнайки:
Белая скатерть все поле покрыла. Что это?

Дети:
Снег.

Ведущий:
Правильно. Какой снег зимой?

1-й ребенок:
Белый, пушистый.

2-й ребенок:
Чистый, воздушный.

3-й ребенок:
Но бывает мокрый и тяжелый.

4-й ребенок:
Талый, липкий.

5-й ребенок:
Холодный.

6-й ребенок:
Серебристый, искристый, блестящий.

7-й ребенок:
Махровый, хрустящий.

Дыхательная гимнастика

Игра на развитие сильного плавного выдоха. Ведущий раздает детям кусочки ваты. Под музыку «Времена года. Февраль» П.И. Чайковского по сигналу Снеговика воспитанники дуют на вату.

Снеговик:
Самое время поиграть со снегом. Представьте, что вата - это снежинки. Давайте подуем на них. Раз, два, три - дуем!

Снеговик:
Я бы с удовольствием, но у меня еще есть дела. До встречи!

Звучит аудиозапись песни «Морозный денек» (муз. М. Мильмана, сл. М. Львовского).
Дети, имитируя езду на санках, возвращаются в групповую комнату.

4-я станция - «Снежинки» (групповая комната)

Ведущий:
Мы приехали на станцию «Снежинки». Посмотрите, сколько красивых снежинок зимой падает на землю (Обращает внимание детей на экран.) И все они разные. Зима - волшебна пора!

Я предлагаю вам самим изготовить снежинки. У вас на столах лежат листы бумаги и ножницы. Садитесь на свои места. Но перед началом работы давайте посмотрим, как сделать красивую снежинку.

Звучит музыка П.И. Чайковского «Времена года. Январь».
Дети смотрят на экране этапы изготовления снежинки
и слушают объяснения ведущего. Затем самостоятельно вырезают снежинки из бумаги.
При необходимости ведущий помогает им.

Ведущий:
Молодцы! У вас получились воздушные, сказочные снежинки.
Белым пухом покрыта дорожка…
Как прозрачен воздух зимой!
Постою, полюбуюсь немножко,
Как снежинки летят надо мной!

В группу забегает Снеговик.
Видит снежинки, которые сделали дети, и удивляется.

Снеговик:
Ребята, как вы смогли сделать такие красивые снежинки? Молодцы! Мне очень нравится! Я предлагаю каждому из вас повесить свою снежинку на общей елочке.

Звучит аудиозапись песни «Зимняя сказка» (муз. А. Пинегина, сл. А. Усачева).
Дети вместе с ведущим и Снеговиком выходят в холл детского сада
и украшают елку снежинками.

Ведущий:
Посмотрите, как преобразилась наша красавица! Ребята, карта показывает, что мы прошли весь маршрут. У елочки путь заканчивается. Вы справились со всеми заданиями и дошли до цели.

Дети:
А где же клад?

Снеговик:
Ой, посмотрите, под елочкой что-то лежит.

Ведущий:
Это и есть клад - сюрприз от Волшебницы Зимы.

Ведущий и Снеговик раздают детям сладкие подарки.

1 Маршрутную игру разработали И.А. Кадулина, старший воспитатель, А.И. Кульсарина, А.З. Мухьянова, И.В. Тарасова, Н.Н. Засядько, воспитатели МАДОУ «Детский сад № 2» г. Стерлитамака. >>вернуться в текст

Ребёнок познаёт мир во всём его многообразии через те виды деятельности, которые малышу оказываются понятными и близкими. В этом контексте ведущую позицию занимает игра. Именно поэтому реализация целей и задач обучения, развития и воспитания детей в дошкольных образовательных учреждениях осуществляется через игровые элементы. Такой подход зафиксирован программными требованиями Федерального Государственного Образовательного Стандарта. Рассмотрим особенности игровой деятельности дошкольников в условиях ФГОС.

В чём заключается игровая деятельность по ФГОС

Одной из задач игровой деятельности является связь с действительностью, дети должны учится жить в современном мире

Это интересно. Известный русский педиатр, психолог и благотворитель ХIХ века Е.А. Покровский говорил: «…Дайте же детям играть, пока игра их радует, влечёт к себе и вместе с тем приносит им громадную пользу!»

Главная особенность дошкольного образования - отсутствие ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННОГО обучения, так как это не соответствует уровню развития ребёнка. Вместо этого на первый план выходит игра, через которую и происходит реализация деятельностного подхода. Однако в современном мире сместились акценты: от дворовых игр произошёл переход к индивидуальным, а от групповых - к компьютерным. Поэтому задача методической работы в детских садах - вернуть игру детям без отрыва от дня настоящего. В этом контексте и следует рассматривать вопрос об игровой деятельности дошколят.

Значение

Игра способствует самореализации ребёнка с среде сверстников

Правильно организованная и умело направляемая игра позволяет малышу

  • развиваться физически и интеллектуально;
  • формировать положительные черты характера;
  • учиться общению со сверстниками и окружающими взрослыми;
  • быстро и легко усваивать новые знания.

ФГОС опирается на схему линии развития ребёнка: чувствовать - узнавать - создавать. То есть в детском саду должно осуществляться одновременно развлечение, познание и творчество. Всё это объединяет в себе игра.

Цели и задачи

Игра способствует развитию речи ребёнка

Важным направлением вовлечения детей в игровую деятельность становится развитие знаний, умений и навыков, необходимых для решения проблем, связанных с разными областями жизни (обучение, социализация, то есть отношения с окружающими людьми, самоопределение и т.д). Кроме этого, игровая деятельность по ФГОС:

  • развивает логическое, образное, критическое мышление;
  • формирует навык выстраивания причинно-следственных связей;
  • расширяет диапазон мыслительных операций, творческие способности, фантазию;
  • воспитывает креативный подход к решению поставленных задач;
  • заставляет проявлять инициативу;
  • развивает различные психические функции, в том числе речь;
  • способствует физическому развитию.

Реализации поставленных целей помогает планомерное решение таких задач, как:

  • знакомство с нравственно-этическими понятиями (например, в контексте мероприятий, посвящённых патриотическому воспитанию);
  • общефизическая подготовка;
  • выработка стратегии «сотворчества» в разных видах игровой активности;
  • подбор игрового материала;
  • правильная организация и проведение игр.

Принципы и формы игры

Дети должны чётко понимать правила игры

Чтобы приём «работал», нужно его правильно применять. Для этого ФГОС предусмотрены следующие принципы внедрения игровой деятельности в работу дошкольного учреждения:

  • свободное вовлечение в игру (нельзя принуждать малышей играть, это может спровоцировать «эффект обратной петли», и ребёнок откажется и от других видов взаимодействия);
  • исключение занятий, попирающих нормы общественной морали (например, игра на деньги или вещи), или унижающих достоинство играющих;
  • отсутствие показательной назидательности и дидактичности (то есть не стоит перегружать занятие информацией);
  • чёткое понимание ребятами правил игры;
  • исключительно положительное влияние на эмоциональную, интеллектуальную сферы участников;
  • достаточное количество времени и материально-технической базы для игры;
  • наличие игровой среды для мальчиков и для девочек;
  • своевременное изменение формы и содержания игр в зависимости от возраста ребят;
  • создание условий для демонстрации самостоятельной активности детей (театральной, интеллектуальной, конструктивной, двигательной).
  • доступность предметно-игровой среды для всех участников.

По форме игры могут быть:

  • индивидуальные, где каждый борется сам за себя;
  • групповые, в которых малыш чувствует ответственность за свои действия.

Также стоит сказать и о такой форме, как проект, который может быть и индивидуальным, и групповым, а также иметь разные временные рамки для осуществления.

Программные документы

  • Письмо Минобразования РФ от 17.05.1995 №61/19–12 «О психолого-педагогических требованиях к играм и игрушкам в современных условиях»
  • Письмо Минобразования РФ от 15 марта 2014г.№03–51–46 ин/14–03 Примерные требования к содержанию развивающей среды детей дошкольного возраста, воспитывающихся в семье.
  • Федеральный закон РФ от 29 декабря 2010г. №436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»
  • Приказ Минобрнауки от 17 октября 2013г.№1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»
  • Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 №26» Об утверждении СанПин 2.4.1.3049–13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений».

Детальный анализ этих документов позволяет сделать вывод о том, что в современное правовое поле для определения сути системы образования в дошкольном учреждении, были внесены существенные коррективы в сравнении с программными документами предыдущих лет.

Условия развития игровой деятельности в свете ФГОС

Креативный подход воспитателя в составлении игр касается всех аспектов: от разработки сценария до моделирования костюмов

Реализации технологии игры в дошкольном учреждении имеет ряд особенностей. Среди основополагающих черт можно выделить

  • креативный подход воспитателя к работе;
  • выбор игры, которая позволит решать задачи обучения, развития и воспитания на конкретном этапе развития ребёнка;
  • учёт личностных качеств играющих;
  • хронометраж.

Используемые игры можно разделить на две группы:

  • с фиксируемыми правилами (например, лото);
  • свободные игры, то есть правила игры являются скрытыми (это удобно, например, тогда, когда идёт обучение чтению - дети должны помочь неумеющему читать взрослому обучиться этому навыку и пр).

Список приёмов по ФГОС

Физическое развитие малышей также реализуется через игру

По ФГОС игры делятся на:

  • досуговые (служат отличным развлечением в моменты пауз между основными видами активности или для объединения ребят во время прогулок – «Ручеёк», пальчиковые игры и т.д);
  • подвижные (способствуют физическому развитию - физкультминутки, разминки и т.д.);
  • театрализованные (решают задачи формирования выразительности речи, интеллектуального, эстетического, коммуникативного воспитания, развивают творческие способности - постановки сказок, инсценировки отрывков из прочитанных книг и т.д.);
  • компьютерные (с обязательным обучающим компонентом);
  • игры с правилами (учат малышей соблюдать правила, а также показывают, что перед «законом» равны все - лото, домино и т.д.);
  • сюжетно-ролевые игры (развивают игровой опыт дошколят, открывают новые горизонты отображения мира – «Дочки-матери», «Козаки-Разбойники», «Снегурочка» и т.д.)

Видео: Сюжетно-ролевые занятия в младшей, средней и старшей группах

Видео: «Путешествие» для старшей группы

Эти виды игр применяются в работе с детьми любого возраста, с учётом уровня развития малышей. Так, например, лото в младшей группе представляет собой отдельные картинки животных, которые нужно правильно расположить на плакате с изображением нескольких зверей.

Современные виды игровой деятельности

Игра-культурная практика позволяет через моделирование игрового пространства реализовать поставленные образовательные цели, например, проверить с помощью «капитана корабля» способность «экипажа» осуществлять простейшие арифметические действия в пределах 10

Что касается дошкольного образования в наши дни, то набор игровых технологий в рамках обозначенного ФГОС перечня типов игр дополнился, что связано с практической направленностью образования на всех ступенях взаимодействия с детьми. Так, Надежда Александровна Короткова, кандидат психологических наук, занимающаяся вопросами дошкольного воспитания, выделила 2 вида игровой деятельности:

  • игра-культурная практика (сюжетная игра, свободная игра);
  • игра-педагогическая форма (сюжетно-ролевая дидактическая игра, дидактическая игра с правилами).

Игровая образовательная ситуация

Известный русский педагог В.А. Сухомлинский говорил: «Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире».

Игровая деятельность может реализовываться в двух направлениях: первое - дети сами устанавливают правила, придумывают содержание игры на основании имеющихся атрибутов (игрушек или другого доступного инвентаря), второе - на основании игровой технологии осуществляется процесс обучения, развития и воспитания. В последнем случае весь организационный момент остаётся за взрослым. Именно о таком приёме, который называется игровой обучающей ситуацией (ИОС) и способствует преодолению разрыва между ведущей игровой деятельностью в данный момент от учебной в будущем, и пойдёт речь далее. Для ИОС характерны следующие черты:

  • незамысловатый сюжет, который требует много времени;
  • специально организованное игровое пространство;
  • наличие дидактической цели и воспитательной задачи;
  • направляющая роль воспитателя.

Типы ИОС

Исходя из вышеизложенного, можно выделить несколько типов игровых образовательных ситуаций в зависимости от того, что сопровождает игру:

  • использование игрушек-аналогов (например, сопоставление неживого аналога с живым - муляжа растения с комнатным цветком);
  • связь с литературным персонажем (например, включение в работу таких всем известных героев, как Незнайка, Петрушка, Буратино);
  • ИОС-путешествия (игры, моделирующие поход в лес, зоопарк, музей и т.д).

Примеры

Видео: Физкультурное занятие «Игрушечный городок»

Видео: Сюжетная образовательная ситуация по ПДД в средней группе

Видео: Занятие «Путешествие по математике с Машей и медведем»

Суть социо-игровой технологии

Использование социо-игровой технологии предполагает работу в малых группах (чаще всего по 6–8 человек)

Одной из современных форм воплощения игровой деятельности является социо-игровая технология. Это такая организация собственных действий ребёнка, в которой он делает, слушает и говорит, то есть малыш участвует в составлении правил, сочинении сюжета игры . Такая комплексная задача и отличает эту технологию от игры в привычном понимании, где ребёнок чаще всего выступает в роли «исполнителя». Более того, социо-игровое взаимодействие предполагает обязательное наличие «договора», правил и общения. Другими словами, дети могут даже спорить, но с целью договориться и доработать правила. Авторы технологии Е.Е. Шулешко, А.П. Ершова, В.М. Букатов выделили ряд принципов такой деятельности.

  • Педагог - равноправный партнёр. Он умеет интересно играть, организует игры, выдумывает их.
  • Снятие судейской роли с педагога и передача её детям предопределяет снятие страха ошибки у детей.
  • Свобода и самостоятельность в выборе детьми знаний, умений и навыков. Свобода не означает вседозволенность. Это подчинение своих действий общим правилам.
  • Смена мизансцены, то есть обстановки, когда дети могут общаться в разных уголках группы, примеряя на себя разные роли (например, сначала охотники за сокровищами, а потом разбойники, которые эти ценности охраняют, в роли сокровищ могут выступать правильные ответы на арифметические примеры).
  • Ориентация на индивидуальные открытия. Дети становятся соучастниками игры, то есть, как было сказано выше, могут дорабатывать или изменять правила игры.
  • Преодоление трудностей. У детей не вызывает интереса то, что просто, а что трудно, то более интересно (так, куда занимательнее тренироваться вместе с Лунтиком над замысловатой скороговоркой, чем повторять одну и ту же простую вместе с Вупсенем и Пупсенем).
  • Движение и активность.
  • Работа детей в малых группах, в основном, в шестёрках, бывает в четвёрках и тройках.

Преимущество такого рода активности в том, что она определяет малыша не как объект образования, а как субъект, то есть полноправного участника процесса.

Формы

Формы осуществления социо-игровой активности могут быть следующими:

  • Игры с правилами, которые могут меняться в зависимости от ситуации (например, все участники - Незнайки, они задают взрослому вопросы по теме, а в следующий раз все дети - Знайки, а в роли Незнайки - игрушка, которой малыши разъясняют то, что ещё вчера не знали сами).
  • Игры-соревнования.
  • Игры-драматизации (то есть постановки сюжетов сказок, мероприятий).
  • Режиссёрские игры (когда ребёнок сам придумывает сюжет для игры, но при этом игрушка не отождествляется с ребёнком).
  • Сюжетно-ролевые игры (малыш берёт на себя роль персонажа, отождествляет себя с куклой, например).
  • Сказкотерапия (в незатейливых сюжетах дети видят себя и свои поступки, например, «Сказки о малыше Похожем-на-тебя», «Сказки от капризов» и т.д).
  • Приёмы, социально-направленные на создание ситуации успеха и комфортности (например, при изучении алфавита задание может быть таким: помоги Незнайке найти пропавшие буквы в азбуке, спрятанные в загадках).
  • Самопрезентация (рассказ о себе в виде поочерёдных ответов на вопросы ведущего-взрослого, например, в сопровождении передачи какого-то «эстафетного объекта» от одного участника к другому).

Примеры социо-игровой активности

Все приёмы этой технологии могут применяться в разных возрастных группах: форма остаётся неизменной, а вот содержательный компонент может варьироваться в зависимости от уровня подготовки детей.

«Волшебная палочка» (в форме самопрезентации)

Суть игры: дети становятся в круг и получают «волшебную палочку» (например, указку). Задача игроков: передавая друг другу предмет, отвечать на вопрос, поставленный взрослым. Например, «Какая твоя любимая игрушка?». Далее задание усложняется: «Почему она тебе нравится, назови 3 причины». Затем можно расширить круг вопросов - от личных к общеизвестным: «Назови самые популярные сегодня игрушки».

«Говорим хором» (социо-направленный приём)

Суть игры: дети делятся на группы, воспитатель задаёт вопрос. Задача ребят хором ответить на него. Благодаря коллективному ответу, даже те ребята, которые не уверены в ответе или не знают его, не будут чувствовать себя некомфортно.

«Таинственная шапка» (игра с правилами с элементами социо-направленности)

Суть игры: в шляпу кладём написанные на листочках вопросы (если ребёнок читать не умеет, то ему помогает воспитатель), малыши по очереди тянут вопросы и отвечают на них. Так можно в игровой форме повторить элементарные арифметические действия, правила дорожного движения и т.д. За счёт того, что шляпа попадает в руки ко всем, каждый ребёнок чувствует себя ведущим, то есть лидером.

Видео: Социо-игровой подход в развитии коммуникативых навыков дошкольников

Компьютерные игры

Грамотное использование компьютера в детском саду может принести неоспоримую пользу интеллектуальному развитию ребёнка

Информационные технологии (в частности, игры) в дошкольном образовании, наряду с общепринятым мнением о вреде для психического и физического здоровья детей, обладают рядом неоспоримых преимуществ перед другими игровыми технологиями. Компьютерные игры:

  • помогают быстрее перейти от наглядно-действенного к наглядно-образному мышлению, что является важной ступенью развития логики;
  • способствуют формированию умения анализировать;
  • ускоряют процесс управления собственной внешней деятельностью (так, малышу нужно одновременно совершать действия мышью и наблюдать за изображением на экране) и т.д.

Таким образом, компьютерные игры позволяют ребятам значительно быстрее осуществить переход от простейших форм мышления к сложным.

Примеры

Использование этой игровой технологии зависит от материально-технической базы дошкольного учреждения. Но если в детском саду такие занятия не проводятся, родителям следует знать, какие компьютерные игры, рекомендованные методистами, могут применяться в домашних условиях. Скачать эти игры может любой желающий, достаточно ввести название в строку поиска.

  • «В поисках Немо. Подводная школа» (средняя группа). Цель: познакомиться с животным миром планеты. Дети смогут узнать о жизни зверей в дикой природе, об их привычках и повадках, а также смогут узнать, как строит свой дом бобр, полетают с летучей мышью в поисках пропитания и увидят обустройство муравейника.
  • «Весёлая азбука» (старшая группа). Цель: закрепление и совершенствование навыка делить слова на слоги, делать звуковой анализ слов. Малыши смогут разбивать слова на части, составлять новые слова, объединять их в простые предложения.
  • «Планета чисел для малышей» (младшая группа). Цель: научиться считать до 10, дать представления о простых геометрических фигурах, научить сравнивать. Ребята знакомятся с кругом, квадратом, треугольником, соотносят фигуры по цветам, размерам. Учатся счёту до 10.

Как провести правильный анализ?

Целесообразность тех или иных игровых технологий оценивается, в том числе, и по активности ребёнка

Мониторинг успешности использования игровых приёмов в детском саду проводится 3 раза в год (в начале, в конце учебного года, а также в середине). Оценке подвергается вся группа детей, проводит диагностику воспитатель или лицо, задействованное в том или ином занятии. Осуществляется этот анализ по 3 аспектам:

  • организационный компонент;
  • деятельность взрослого (воспитателя, учителя физкультуры, музработника);
  • деятельность ребёнка.

Таблица «Анализ игровой деятельности дошкольников»

Аспект анализа Критерии анализа Оценка
Да Нет Частично Другое
Организация и проведение игры Соответствие целей задачам группы
Соответствие уровню развития детей
Соответствие программе
Соответствие санитарным нормам
Соответствие материально-технической базы условиям игры
Деятельность воспитателя Разнообразие приёмов для решения задач игры
Соответствие приёмов возрасту малышей
Правильность применения приёмов
Деятельность детей Усвоение содержания игры
Активность, внимание, интерес к занятию (оценивается как минимум 2 критерия)
Соответствие поведения условиям занятия
Соответствие знаний, умений и навыков норме

По итогам заполнения таблицы можно увидеть те методические пробелы, которые обозначены в графе «нет». На эти критерии нужно обратить внимание особенно, изменив форму игровой деятельности или внеся доработки в её содержание.

Игра для дошкольников - это ведущий вид деятельности. Именно через него дети узнают мир, учатся взаимодействовать с другими людьми, познают себя. Задача взрослого разнообразить эту практику интересными формами проведения игр. При этом нужно ориентироваться на те требования, которые выдвигаются к подобного рода деятельности ФГОС и другими документами, регулирующими процесс образования дошкольников. Правильно организованная работа обеспечит высокие достижения в обучении, развитии и воспитании будущих школьников.

Проблема по формированию самостоятельности изучается многими отечественными и зарубежными специалистами. На сегодняшний день является актуальным рассмотрение самостоятельности как качества личности, являющееся базовым для формирования ключевых компетенций дошкольника. В данной статье описано, как с помощью маршрутной игры развивать инициативу и самостоятельность дошкольников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Маршрутная игра

как средство развития инициативы и самостоятельности дошкольников

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Светлолобовский детский сад «Сказка» № 7

Проблема по формированию самостоятельности изучается многими отечественными и зарубежными специалистами. На сегодняшний день является актуальным рассмотрение самостоятельности как качества личности, являющееся базовым для формирования ключевых компетенций дошкольника.

Прежде чем говорить о том, как же воспитывать в детях самостоятельность и инициативность, а так же когда необходимо это делать, нужно определиться с данными понятиями. Специалисты определяют самостоятельность таким образом:

  • умение действовать по собственной инициативе, замечать необходимость своего участия в тех или иных обстоятельствах;
  • умение выполнять привычные дела без обращения за помощью и контроля взрослого;
  • умение осознанно действовать в ситуации заданных требований и условий деятельности;
  • умение осуществлять элементарный самоконтроль и самооценку результатов деятельности;
  • умение переносить известные способы действий в новые условия.

В педагогической литературе инициативность рассматривается чаще всего как качество школьника, его усилия, направленные на удовлетворение познавательных интересов и потребностей. Однако среди ученых нет единого мнения о данном феномене. Ильин Е.П. (2000) рассматривает инициативность как частный случай самостоятельности. В то время, как Годин Г.Н, Елисеева З.Н. считают самостоятельность одним из критериев инициативы.

В своей практике в целях пробуждения у дошкольников инициативности и самостоятельности я применяю различные методы и приемы. Изучая литературу по данному вопросу, я узнала о разных видах игр, которые повышают детскую инициативность и самостоятельность. К ним можно отнести маршрутную игру, которая помогает приобрести уверенность в своих действиях и направляет детей делать самостоятельно выбор в процессе совместной и самостоятельной деятельностях.

Маршрутная игра – это игра, в которой имеется определённый маршрут (в зависимости от темы игры), на протяжении которого дети выполняют различные задания, достигая конечной цели.

Новизна маршрутной игры состоит в самой её форме проведения, которая влияет на развитие инициативы и самостоятельности детей. Дети выходят за рамки своей группы и игровой площадки (в зависимости от того, где проходит игра), самостоятельно группой детей перемещаются по маршрутам, выполняя задания. Задания подобраны таким образом, что на каждой станции ребёнок может проявить инициативу в той или иной деятельности, в той деятельности, в которой чувствует себя наиболее уверенно.

Темы игр могут быть разнообразными, в зависимости от интересов детей, запросов родителей, приоритетного направления детского сада и т.д. В рамках подготовки педагоги знакомят детей с материалом по теме игры, актуализируют имеющийся багаж умений.

Хочется привести пример заключительного мероприятия - развлечения месяца для детей в форме маршрутной игры морской тематики, которую мы проводили в летний период. Участниками мероприятия выступали воспитанники средней, старшей, подготовительной групп.

Остановимся подробнее на этапах работы:

  1. Самоподготовка (изучение технологии проведения маршрутных игр).

Замысел игры заключался в том, что воспитанники вместе с педагогами отправляются в морское путешествие на поиски сокровища. Все участники мероприятия делятся на команды, получают маршрутные листы с указанием станций, на которых дети самостоятельно выполняют задания, предлагаемые сказочными героями и, получая подсказку, двигаются дальше, пока не достигнут заключительной станции, где спрятан клад с сокровищами.

В процессе подготовки принимали участие все педагоги детского сада, музыкальный руководитель и инструктор по физической культуре, Совместно были подобраны игры (задания) на развитие памяти, внимания, логического мышления, наблюдательности ловкости. Самое важное правило для педагогов было то, что ведущую роль в игре брали на себя дети, педагоги могли лишь только корректировать и поправлять ребятишек.

  1. Предварительная работа (с родителями, педагогами, воспитанниками).

С участниками мероприятия были проведены консультация «Что такое маршрутная игра? Для чего она нужна?», оформлены памятки в группах «Почему нельзя забирать ребенка во время проведения маршрутной игры?». На данном этапе происходило обсуждение костюмов согласно тематике игры. Многие родители были привлечены в качестве участников.

  1. Создание предметно-пространственной среды

На данном этапе происходил выбор игрового пространства, оформление пунктов игры, подбор музыкального сопровождения.

  1. Изготовление необходимых атрибутов игры

Педагогический коллектив, совместно с родителями занимался изготовлением карт, подбором заданий, соответственно тематике. Большое внимание педагогический коллектив уделил содержанию заданий, которые предлагались на станциях, подбору музыкального и мультимедийного сопровождения, которые выступали одним из важных факторов стимулирующих движения дошкольников, повышающих их эмоциональность и определяющих их ритм и темп.

  1. Проведение игры.

В начале мероприятия в игровой форме было организовано формирование разновозрастных команд, затем процесс выбора капитана своей команды, выбора названия команды, и продумывания девиза. В задачу воспитателя входила и предварительная работа с детьми по заучиванию различных девизов, речёвок.

Детям было предложено найти спрятанный Бармалеем настоящий клад. Но, чтобы его найти, ребятам нужно было пройти несколько станций и на каждой выполнить интересное задание: отобрать полезные продукты на ужин для моряков, поймать рыбку в океане, также ребятам приходилось состязаться в ловкости и быстроте, дальности метания и т.д.

На каждой станции по завершению выполнения задания выдавалась подсказка-маршрут, по которому они должны были двигаться дальше. После того, как все кусочки карты были собраны, дети узнали, что настоящий клад спрятан в заброшенном тереме, на сказочном острове, в котором жил Бармалей. Детям необходимо было освободить терем от Бармалея. Ребята выполняли все задания Бармалея и наконец, достигли долгожданного момента, когда он вынес сундук с сокровищами.

  1. Анализ.

При подготовке и проведении маршрутной игры важно соблюдать определённые требования:

  • содержание заданий и условия организации игры необходимо выстраивать в соответствии с возрастными возможностями дошкольников;
  • сюжет игры должен быть интересен и понятен детям;
  • точно продуманы и составлены маршруты движения команд.

Очень ценно, по моему мнению, то, что группы разновозрастные. Опыт создания и развития детско-взрослого сообщества убеждает в том, что это очень действенный путь для успешной социализации детей разного возраста. Конечно, социализация детей и передача опыта от старших к младшим происходит стихийно, но в условиях педагогической организации этого процесса достигаются значительные социализирующие результаты, воспитательные и развивающие эффекты. Младшие дети получают опыт выполнения поручений в подготовке и проведении разного рода дел и заданий, наблюдают за работой старших ребят, анализируют и соотносят результаты проведения дел. Старшие ребята становиться наиболее ответственными, инициативными.

Маршрутная игра позволяет дошкольникам действовать самостоятельно, по собственной инициативе, проявить лучшие качества, почувствовать себя успешным, почувствовать себя в ситуации выбора участника по совместной деятельности или собственно деятельности, в которой ребёнок, по его мнению, преуспевает .

Литература

  1. Бакина М. Современные дети, современные игры // Дошкольное воспитание - 2011 -№4. - с.58-60.
  2. Котенева О. Н., Талькова Л. К. Развитие самостоятельности и инициативности дошкольников на занятиях физической культурой в условиях реализации ФГОС ДО // Вопросы дошкольной педагогики. - 2017. - №2. - С. 30-32.
  3. Леднева С. Путешествуем, играем, познаем и развиваем! // Дошкольное воспитание № 4,2009.
  4. Лосик Е. И. Роль педагога дошкольного учреждения в развитии познавательной активности старших дошкольников [Текст] / Е. И. Лосик // Теория и практика образования в современном мире: материалы II междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, ноябрь 2012 г.). - СПб.: Реноме, 2012. - С. 47-49.

Интернет-ресурсы:

  1. «Методика проведения игр на местности» https://summercamp.ru/Методика_проведения_игр_на_местности

  1. Пономарева А.А. Статья « Проектирование технологий организации преемственности в деятельности детско-взрослых сообществ» https://dolschool14.ru/nauchrabota/26-statya-ponomareva-a-a


Сценарий игры по станциям для всех групп детского сада

Игра по станциям "Поиски спрятанного сокровища"

Цель : способствовать творческим проявлениям детей, формированию навыков культурного отдыха.
Задачи :1.Доставить детям удовольствие, дать заряд бодрости и хорошего настроения на весь день.2.Воспитывать у детей чувство дружбы, взаимовыручки, умение работать в команде.Детей всех групп встречает на спортивной площадке детского сада Пеппи-Длинный Чулок.
Пеппи: Здравствуйте, ребята! Мы сегодня собрались здесь, для того чтобы поиграть. Вы любите игры? А вы когда-нибудь искали сокровища? Ребята, на самом деле я пришла к вам за помощью. Помогите мне найти клад, который где-то здесь зарыли пираты.
Но всё не так просто. Эти пираты разорвали карту на 20 кусочков , а чтобы эти кусочки собрать, вам надо пройти 5 испытаний . Если мы найдем все кусочки карты, то сможем ее собрать и узнать точное место, где зарыты наши сокровища!
Пеппи раздает каждой группе маршрутный лист, на котором написаны станции и порядок их прохождения. На прохождение одного испытания даётся 10 минут. Если дети справились с заданиями, то группа получает один кусочек карты.
Младшая группа:
1.Загадочный остров
2.Музыкальный Остров
3.Сказочный остров
4.Спортивный остров
5.Остров Великих мастеров
Средняя группа:
1.Сказочный остров
2.Загадочный остров
3.Спортивный остров
4.Остров Великих мастеров
5.Музыкальный Остров
Старшая группа:
1.Спортивный остров
2.Остров Великих мастеров
3.Музыкальный остров
4.Загадочный остров
5.Сказочный остров
Подготовительная группа:
1.Музыкальный остров
2.Спортивный остров
3.Остров великих мастеров
4.Сказочный остров
5.Загадочный остров

МУЗЫКАЛЬНЫЙ ОСТРОВ
Детям дают прослушать музыкальные фрагменты, а они должны отгадать как называется песня (или какие-то слова из этой песни) и из какого мультфильма.
Дети должны станцевать танец под предложенную музыку.

ОСТРОВ МАСТЕРОВ
Младшая группа: аппликация «Оденем девочку и мальчика на прогулку.
Средняя группа:аппликация «Бабочка-красавица»
Старшая группа:оригами «Птички – невелички» (журавль)
Подготовительная группа: модульное оригами «Тюльпан»

ЗАГАДОЧНЫЙ ОСТРОВ
Детям загадывают загадки.

Младшая группа:
1.Ку-ка-ре-ку кричит он звонко,
Хлопает крыльями громко-громко,
Курочек верный пастух,
Как зовут его? (петух).

2.Он сидит послушный очень
Лаять он совсем не хочет,
Шерстью он большой оброс,
Ну конечно это - (пёс).

3.Под дождём она гуляет,
Щипать травку обожает,
Кря кричит,
Всё это шутка,
Ну конечно это - (утка).

4.У меня есть к вам вопрос –
Кто испачкал рот и нос?
Кто в луже целый день сидит?
Хрюкая и жиром заплывая,
Подскажите мне друзья –
Как зовут её - (свинья).

5.Каждый вечер, так легко,
Она даёт нам молоко.
Говорит она два слова,
Как зовут её - (корова).

6.Ночью он совсем не спит,
Дом от мышек сторожит,
Молоко из миски пьёт,
Ну конечно это - (кот).

7.Всё время по лесу он рыщет,
Он в кустах кого-то ищет.
Он из кустов зубами щёлк,
Кто скажите это - (волк).

8.Любит красную морковку,
Грызёт капусту очень ловко,
Скачет он то тут, то там,
По лесам и по полям,
Серый, белый и косой,
Кто скажите он такой - (заяц).

9.По тропинке в лесу,
Я большое яблоко несу,
На иголки я похож,
Звать меня конечно - (ёж).

Средняя группа:
1.У меня есть к вам вопрос - Кто испачкал рот и нос?
Кто в луже целый день сидит? Хрюкая и жиром заплывая,
Подскажите мне друзья - Как зовут её - (свинья).

2.Ночью он совсем не спит, Дом от мышек сторожит,
Молоко из миски пьёт, Ну конечно это - (кот).

3.Он твердит одно - га-га, Кто обидел? Где? Когда?
Никого я не боюсь, Ну конечно это - (гусь).

4.Он зимой в берлоге спит, Потихонечку храпит,
А проснётся, ну реветь, Как зовут его - (медведь).

5.Над цветком она жужжит, К улью быстро так летит,
Мёд свой в соты отдала, Как зовут её - (пчела).

6.Верёвка по земле ползёт, Вот язычок, открытый рот,
Всех укусить, готова Я, Потому что Я - (змея).

7.Всё время по лесу он рыщет, Он в кустах кого-то ищет.
Он из кустов зубами щёлк, Кто скажите это - (волк).

8.Любит красную морковку, Грызёт капусту очень ловко,
Скачет он то тут, то там, По лесам и по полям,
Серый, белый и косой, Кто скажите он такой - (заяц).

9.Он серый, большой, На четырёх столбах,
Посмотришь на него, И скажешь только, ах!
Хобот кверху поднимает, Всех из фонтана поливает,
Мне скажите, кто же он? Ну конечно это - (слон).

10.Царь зверей раскатисто рычит, Всех зверей собрать спешит,
На камень грациозно сев, Скажите, кто же это - (лев).

11.Апельсины и бананы очень любят… (обезьяны).

Старшая группа и подготовительная:
Загадки с подвохом:
1.Говорит нам папа басом:
«Я люблю конфеты с…(не с мясом, а с орехом или джемом)

2.Попросила мама Юлю
Ей чайку налить в…(не кастрюлю, а в чашку)

3.Во дворе трещит мороз -
Шапку ты одень на…(не на нос, а на голову)

4.День рожденья на носу - испекли мы…(не колбасу, а торт)

6.Моим сестричкам маленьким
Купили к лету…(не валенки, а босоножки)

7.На базар идут старушки
Покупать себе…(не игрушки, а продукты)

8.На уроках будешь спать - за ответ получишь…(не пять, а два)

9.Слышала вся улица как мычала...(не курица, а корова)

СПОРТИВНЫЙ ОСТРОВ
Младшая группа:
Пройти полосу препятствия: пройти по мостику и не упасть, затем пропрыгать по кочкам на двух ногах (обручам), затем пролезть через дупло (дугу).

Средняя группа:
Пройти полосу препятствия: пройти по мостику и не упасть, затем пропрыгать по кочкам на двух ногах (обручам), затем пролезть через дупло (турник).

Старшая группа:

Подготовительная группа:
Пройти полосу препятствия: пройти по мостику и не упасть, затем пропрыгать по кочкам на одной ноге (обручам), затем пролезть через дупло (турник).

СКАЗОЧНЫЙ ОСТРОВ
Младшая группа:
1) Игра «Волшебная палочка». (Мы будем друг другу передавать волшебную палочку и называть свою самую любимую сказку).
2) Отгадайте сказочную загадку, я буду начинать, а вы помогайте:
Как-то раз в лесу густом
Вырос домик под… (кустом).
Рада мышка-поскребушка
И зеленая …(лягушка).
Рад и побегайчик –
Длинноухий… (зайчик).
Ничего, что ростом мал
Меховой домишко –
И кабан туда попал,
И лиса, и ….(мишка).
Всем хватило места в нем –
Вот какой чудесный… (дом)
Как он называется? (его дедушка потерял) (Рукавичка)
3) Игра «Превращалки»: превращение детей испуганных мышек, в весёлых лягушек, нахмуримся как мишки, потрясёмся под кустиком как зайчики, превратимся в лисичку-плутовку: она смотрит по сторонам, озирается, чтобы её никто не увидел.

Средняя группа:
Игра«Узнай сказку по отрывку».

1.Красна девица грустна -
Приближается весна.
Ей на солнце тяжко.
Слезы льет, бедняжка.(«Снегурочка»)

2.А дорога - далека,
А корзинка - нелегка.
Сесть бы Мишке на пенек,
Съесть бы вкусный пирожок.(«Маша и медведь»)

3.Нет ни речки, ни пруда.
Где воды напиться?
Очень вкусная вода
В ямке от копытца.(«Сестрица Аленушкаи братец Иванушка»)

4.У отца был мальчик странный,
Необычный, деревянный,
На земле и под водой
Ищет ключик золотой,
Всюду нос сует свой длинный...
Кто же это?..(Буратино)

5.Толстяк живет на крыше,
Летает он всех выше.(Карлсон)

6.Возле леса, на опушке
Трое их живет в избушке.
Там три стула и три кружки.
Три кроватки, три подушки.
Угадайте без подсказки,
Кто герои этой сказки?(Три медведя)

7.Лечит маленьких детей,
Лечит птичек и зверей,
Сквозь очки свои глядит
Добрый доктор... (Айболит).

8.На сметане мешен,
На окошке стужен,
Круглый бок, румяный бок
Покатился... (Колобок).

9.Она красива и мила,
А имя ей от слова "зола".(Золушка)

10.Носик круглый, пятачком,
Им в земле удобно рыться,
Хвостик маленький крючком,
Вместо туфелек - копытца.
Трое их - и до чего же
Братья дружные похожи.
Отгадайте без подсказки,
Кто герои этой сказки?(Три поросенка)

Старшая и подготовительная группы:
1.Конкурс: «Перепутанные названия сказок – перевёртыши»
«Домик-домок» - Терем-теремок
«Прекрасный цыплёнок» - Гадкий утёнок
«Лягушка-домоседка» - Лягушка путешественница
«Мышь в туфлях» - Кот в сапогах
«Принц на тыкве» - Принцесса на горошине
«Утки-селезни» - Гуси-лебеди

2.Ребята, а теперь, давайте отгадаем, кто прислал мне телеграммы, из какой сказки персонажи:
«Спасите! Нас съел серый волк…» (козлята из сказки «Волк и семеро козлят»)
«Очень расстроена. Нечаянно разбила яичко…» (мышка из сказки «Курочка-ряба»)
«Дорогие гости! Помогите! Паука злодея зарубите…» (Муха-Цокотуха)
«Прибыть на ваш остров не могу, от меня убежали брюки…» (грязнули из «Мойдодыра»)
«Очень устала так как была в гостях у медведей…..» (Маша из сказки «Три медведя»)
«Иду к больной бабушке по лесу и несу пирожки и горшочек с маслом… (Красная шапочка)
«Помогите, за мной гонятся бандиты и хотят забрать 5 золотых монет…(Буратино, сказка «Золотой ключик)
«Эй вы звери, выходите, Крокодила победите,Чтобы жадный крокодил Солнце в небо воротил…» (2 барана из сказки К.Чуковского «Краденое солнце»)
«Не сможем прибыть к вам на остров, так как сидим втроем в каменном доме и прячемся от волка…» (Три поросенка)
«Я не смогу к вам попасть на остров, так как у меня больше не осталось ни одного волшебного лепестка, последний потратила на мальчика Ваню…(девочка Женя из сказки «Цветик-семицветик»)

После того как дети пройдут все испытания и соберутся на спортивной площадке Пеппи предлагает собрать из кусочков «Карту, где отмечено место спрятанных сокровищ». Все вместе дети собирают карту и находят указанное место, где надо выкопать клад. От каждой группы выходит один представитель (самый активный) и вчетвером дети вырывают сундук со спрятанными в нем сладостями.
Пеппи благодарит детей за помощь и уходит.

Вверх