Error: не определено #11234. Характеристика физической и спортивной культуры личности. ТФКиС учебное пособие. Теория физической культуры и спорта Олимпийские игры современности

Характеристика физической и спортивной культуры личности. ТФКиС учебное пособие. Теория физической культуры и спорта Олимпийские игры современности

Драндров Г. Л., Бурцев В. А., Бурцева Е. В.

Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева,

Чебоксары, Россия

В философской литературе культура определяется как общественно выработанный способ человеческой деятельности, направленной на преобразование природы, человека, социума и закреплённый в соответствующих материально-вещественных, логико-понятийных, знаково-символических, ценностно-ориентационных средствах .

Отечественные ученые придерживаются деятельностного подхода к рассмотрению феномена культуры, определяя ее как совокупность форм, способов, средств и результатов человеческой деятельности. Понятие «культура» характеризуется ими, с одной стороны, как процесс , с другой, как результаты деятельности социального субъекта по созданию и сохранению тех социальных явлений, которые оцениваются как наиболее важные, значимые ценности .

В реализации деятельностного подхода к пониманию культуры наблюдается множество вариантов, различающихся главным образом акцентами на процессуальной и результативной стороне деятельности, на ее духовной и материальной составляющих . Поэтому первая задача «культура ».

С одной стороны, культура определяется преимущественно как продукт человеческой деятельности, ее результат в виде совокупности «материальных и духовных ценностей, созданных и создаваемых человечеством в процессе общественно-исторической практики и характеризующих исторически достигнутую ступень развития общества» .

С другой стороны, акцентируется внимание на процессуальной стороне культуры, на том, что она представляет собой творческую созидательную деятельность, в ходе которой опредмечиваются ранее созданные ценности и создаются новые. Процесс развития культуры состоит в том, что человек одновременно и создает, творит культуру, опредмечивая в ней собственные сущностные силы, и формирует себя в качестве общественного существа, осваивая предшествующую культуру .

Рассматривая культуру с позиции аксиологического подхода, в ней выделяют материальные и духовные ценности, которые создаются в процессе материальной и духовной деятельности.

Материальные ценности культуры охватывают всю сферу материальной деятельности и ее результаты (орудия и средства труда, жилища, предметы повседневного обихода, одежду, средства транспорта и связи).

Духовные ценности культуры охватывают сферу сознания, духовного производства, выступают как социальные идеалы, смыслы, нормы, образцы поведения, которые определяют характер и направленность различных форм и областей социальной практики, общественных отношений, конкретных видов деятельности (познание, нравственность, воспитание, просвещение, включая право, философию, этику, эстетику, науку, искусство, литературу, мифологию, религию) .


В зависимости от того, кто выступает социальным субъектом культуры как деятельности, создающей социально значимые ценности, различают культуру личности, культуру социальной группы и культуру общества. Эти формы культуры функционируют и развиваются в процессе взаимодействия человека, группы и общества.

В соответствии с деятельностной трактовкой понятия «культура» различение ее видов осуществляется с учетом качественного своеобразия отдельных видов человеческой деятельности.

Одним из специфических видов деятельности является физическая культура. Поэтому вторая задача нашего теоретического исследования состоит в раскрытии сущности и содержания понятия «физическая культура».

Согласно ст. 2 Федерального Закона Российской Федерации «О физической культуре и спорте в РФ» физическая культура рассматривается как составная часть культуры, область социальной деятельности, представляющая собой совокупность духовных и материальных ценностей, создаваемых и используемых обществом в целях физического развития человека, укрепления его здоровья и совершенствования его двигательной активности .

Обобщая результаты теоретического исследования можно заключить, что отечественные ученые рассматривают понятие «физическая культура» как:

· вид общей культуры, качественная сторона творческой деятельности по освоению, совершенствованию, поддержанию и восстановлению ценностей в сфере физического совершенствования человека по самореализации его духовных и физических способностей в социально значимых результатах, связанных с выполнением им обязанностей в обществе ;

· жизненно важные способы и результаты использования людьми своих собственных двигательных возможностей для преобразования своих качеств, способностей, полученных от природы ;

· культура двигательной деятельности, целью и результатом которой является достижение физического совершенства через физическое (телесное и духовное) преобразование человека, расширение его двигательного потенциала и двигательного диапазона ;

· универсальный социальный институт развития, распространения и освоения культуры двигательной деятельности, как отдельного человека, так и человечества в целом ;

· совокупность материальных и духовных ценностей, используемых обществом для физического развития и физического совершенствования человека ;

· специфическая деятельность, направленная на формирование двигательных умений и навыков, повышение физической кондиции человека, сохранение и укрепление здоровья, гармоничное развитие личности ;

· деятельность, направленную на «социальное преобразование» тела человека, развитие его физических и духовных сил ;

· специфический процесс и результат человеческой деятельности, средство и способ физического совершенствования человека для выполнения социальных обязанностей ;

· специфическая сфера преобразования природы человеком и самого человека путем формирования все более совершенного организма, сознания, воли, а также развития соответствующих традиций, институтов и организаций .

Сравнивая вышеприведенные подходы к определению понятия «физическая культура», как специфического вида человеческой деятельности, можно заметить, что все исследователи связывают ее с двигательной активностью. По мнению В. К. Бальсевича, двигательная активность представляет собой целенаправленное осуществление человеком двигательных действий, направленных на совершенствование различных показателей его физического потенциала и освоение двигательных ценностей физической и спортивной культуры .

При определении специфичности физической культуры как одного из видов двигательной активности мы ориентируемся на утверждение отечественного психолога А. Н. Леонтьева о том, что за соотношением деятельностей открывается соотношение мотивов . Автор в связи с этим писал: «Реально мы всегда имеем дело с особенными деятельностями, каждая из которых отвечает определенной потребности субъекта, стремится к предмету этой потребности, угасает в результате ее удовлетворения и воспроизводится вновь – может быть уже в совсем иных, изменившихся условиях» . Поэтому специфичность физической культуры как вида деятельности обусловлена качественным своеобразием ее потребностей и мотивов .

Любая активность человека, в том числе и в виде физкультурной деятельности, приводит к определенным изменениям не только во внешней среде, но и в самом человеке как ее субъекте. К. Маркс писал, – «…Воздействуя на внешнюю природу и суммируя ее, он в то же время изменяет свою собственную природу .

«Изменение собственной природы» может выступать в качестве мотивов поведения и деятельности человека. Поэтому в качестве существенного признака физической культуры, как специфического вида двигательной активности, авторами вышеприведенных работ выделяется ее направленность на:

¨ телесное («самореализация физических способностей», «повышение физической кондиции», «преобразование способностей, полученных от природы», «телесное преобразование человека», «социальное преобразование тела», «развитие физических сил», «сохранение и укрепление физического здоровья», «формирования все более совершенного организма»);

¨ духовное («самореализация духовных способностей», «развитие духовных сил», «способы использования людьми своих собственных двигательных возможностей», «формирование двигательных умений и навыков», «гармоничное развитие личности», «преобразование самого человека», «формирование сознания и воли», «развитие человека как субъекта этой активности»).

Результатами физической культуры как специфического вида двигательной активности человека являются позитивные изменения показателей телесного и духовного развития («физическое совершенствование», «расширение двигательного потенциала и двигательного диапазона»), которые выступают как материальные и духовные ценности и в своей совокупности характеризуют физическую культуру личности.

Близким по смыслу к пониманию физической культуры как двигательной активности направленной на телесное и духовное развитие человека, как ее субъекта, является понятие «физическая активность», которое определяется В. К. Бальсевичем как целенаправленная двигательная деятельность человека, выступающая как природно и социально детерминированная необходимость и потребность организма и личности в поддержании гомеостазиса, обеспечении морфологических, функциональных, биохимических и психологических условий реализации генетической и социокультурной программ их развития в онтогенезе и преодоления факторов, ему препятствующих. По мнению В. К. Бальсевича, понятие «физическая активность» включает в себя не только двигательную деятельность саму по себе, но и категорию цели этой деятельности в самом широком смысле .

Б. Г. Ананьев отмечает, что человека можно рассматривать как индивида (природное существо), субъекта определенной деятельности, личность и индивидуальность. Поэтому изменения, возникающие у человека в результате физической активности, можно систематизировать в соответствии с этими представлениями:

· на уровне индивида физическое развитие, здоровье (уровень адаптационных возможностей отдельных функциональных систем и организма в целом), двигательные способности;

· на уровне субъекта деятельности – знания, умения и навыки владения способами деятельности;

· на уровне личности – значимые для деятельности психические свойства личности;

· на уровне индивидуальности – свойства человека как индивида, субъекта и личности, связанные с физической активностью, которые являются уникальными, неповторимыми и обусловливают повышение его социального статуса.

Таким образом, обобщая вышеизложенное, можно заключить, что физическая культура представляет специфический вид сознательной социально обусловленной двигательной активности человека, отличающейся направленностью на физическое развитие, сохранение и укрепление здоровья, развитие двигательных способностей и психических свойств личности, овладение знаниями и способами ее организации.

Результаты физической активности выступают как присвоенные человеком материальные и духовные ценностифизической культуры общества, и обусловливают в совокупности уникальность человека как индивида, субъекта деятельности, личности и индивидуальности.

В последние годы в научно-педагогической литературе активно используется термин «спортивная культура» . Поэтому третья задача нашего теоретического исследования состоит в раскрытии сущности и содержания понятия «спортивная культура».

Исходным для определения сущности и содержания понятия «спортивная культура» является понятие спорта.

Согласно ст. 2 ФЗ «О физической культуре и спорте в РФ», спорт определяется как составная часть физической культуры, исторически сложившаяся в форме соревновательной деятельности и специальной практики подготовки человека к соревнованиям .

Существенным признаком спорта выступает соревновательная деятельность , включающая соревновательные действия и связанные с ними отношения соперничества и сотрудничества спортсменов, специфические отношения с другими участниками: тренером, судьями, организаторами, болельщиками. Соревновательную деятельность отличает унификация входящих в ее содержание действий, условий их выполнения и способов оценки достижений в соответствии с официальными правилами соревнований, регламентация поведения спортсменов с принципами неантагонистических отношений между ними . Благодаря соревновательной деятельности спорт выступает как средство и форма выявления и социального признания физических, психических, духовных способностей в процессе соперничества, состязательности, борьбы между спортсменами.

Целью спорта является достижение спортивного мастерства и высокого спортивного результата в спортивных соревнованиях на основеорганизации тренировочного процесса.

Подготовка к соревнованиям не относится к существенным признакам спортивной деятельности – спорт в момент его зарождения существовал и без тренировочного процесса. Современный спорт высших достижений (игровые виды спорта) состоит преимущественно из серии соревнований при уменьшении количества тренировочных занятий. В этих условиях приоритетное значение отводится методу интегральной подготовки через участие в соревнованиях.

С одной стороны, тренировочная деятельность не может существовать без соревнований, т.к. соревновательная деятельность выступает системообразующим фактором, определяющим цель, задачи, содержание и процесс спортивной тренировки. С другой, тренировочная деятельность оказывает существенное влияние на соревновательный результат. Поэтому современный спорт в широком понимании включает в себя не только собственно-соревновательную деятельность, но и специальную подготовку к ней.

В. К. Бальсевич считает, что спорт как феномен общечеловеческой культуры является самодостаточной сферой человеческой деятельности, имеющей собственное предназначение, выполняя эвристические, эстетические, эталонные, оздоровительно-рекреативные, экономические и зрелищные функции .

Л. И. Лубышева отмечает, что наиболее значимыми для спортивной деятельности выступают потребности в самоорганизации спортивного стиля жизни, успехе и достижении высокого соревновательного результата .

Мы также полагаем, что специфичность спорта как вида деятельности обусловлена, в первую очередь, потребностями и внутренними мотивами , непосредственно побуждающими и направляющими к участию в соревнованиях . Спортивная деятельность привлекательна и значима для спортсмена тем, что она дает возможность реализовать себя и раскрыть свои возможности в соревновательной борьбе среди соперников, достичь победы, выигрыша.

Соревновательные мотивы, стремление к достижению успеха и самореализации в области избранного вида спорта обусловливают особенности спортивной деятельности, поведения и общения спортсмена с другими участниками спортивной деятельности, такие, как высокие физические и психические нагрузки, соблюдение режимных требований, отношения соперничества и сотрудничества.

Встраиванием спорта в систему культуры, актуализацией ценностного отношения к спорту через мотивационную сферу в процессе спортивной деятельности, создаются предпосылки развития его культурологических свойств, что позволяет говорить о культуре спортивной.

Трансформация ценностей спорта из категории общественно значимых в категорию личностно значимых позволяет говорить о наличии у спортсмена спортивной культуры личности.

Основу спортивной культуры личности, по мнению В. И. Столярова, С. Ю. Баринова, составляет позитивное ценностное отношение к спорту, в рамках которого эталоны, ценности и нормы культуры, связанные со спортом, интериоризованные индивидом, стали достоянием его собственного внутреннего мира .

Спортивная культура личности, по мнению Л. И. Лубышевой, содержит специфический результат спортивной деятельности, средства и способы преобразования физического и духовного потенциала человека путем освоения ценностей соревновательной и тренировочной деятельности, а также тех социальных отношений, которые обеспечивают ее эффективность .

Все виды спорта, получившие в настоящее время широкое признание в мире, подразделяются Л. П. Матвеевым с учетом особенностей предмета состязаний и характера двигательной деятельности на пять групп .

Своеобразие видов спорта определяет качественное своеобразия содержания спортивной культуры. Большинство видов спорта относятся к группе, для которой характерна активная двигательная деятельность с предельным проявлением физических и психических качеств. Спортивные достижения в этих видах спорта зависят от собственных двигательных возможностей спортсмена. Мы при анализе содержания понятия «спортивная культура» будем рассматривать виды спорта, относящиеся к данной группе.

В. И. Столяров, С. Ю. Баринов к основным ценностям спортивной культуры относят возможность на основе спортивных тренировок и соревнований совершенствовать свои физические кондиции, способность к систематической работе по самосовершенствованию, умение побеждать и проигрывать, не теряя своего достоинства и веры в будущий успех .

Л. И. Лубышева выделяет общекультурные, социально-психологические и специфические ценности спорта как части общей культуры. К специфическим ценностям автор относит способности спорта удовлетворять потребности человека в физическом совершенствовании, социализации, формировании здоровья, самореализации и повышении социального престижа личности в обществе путем достижения высокого результата, победы, рекорда .

В процессе занятий спортом активно осваиваются, усваиваются и присваиваются интеллектуальные, интенционные, нравственные, достиженческие, валеологические, мобилизационные ценности двигательного характера, ценности здоровьесберегающих технологий спортивной подготовки .

В. М. Выдрин отмечает, что ценности спорта могут проявляться непосредственно в виде здоровья, физического совершенствования, конкретных соревновательных достижений (занятое место, рекорд) .

Н. И. Пономарев к ценностям спорта относит: здоровье, физическую подготовленность, физическое развитие, спортивно-технические результаты, идейные, организационные, научные и методические основы спортивной тренировки, функциональное содержание спорта, общение, волевые и моральные качества, социальное признание, авторитет, чувство личного достоинства и чувство долга, самовоспитание .

В. И. Столяров к ценностям спорта относит социальные идеалы, смыслы, символы, нормы, образцы поведения, которые регулируют деятельность социального субъекта и социальные отношения в сфере спорта, определяют их характер и направленность .

Обобщая вышеприведенные подходы к выделению ценностей, присваиваемых личностью в процессе спортивной деятельности, можно их классифицировать по биологическому, психологическому, педагогическому и социальному эффектам.

Биологический эффект спортивной деятельности выражается в «формировании здоровья», в присвоении «валеологических ценностей», в «физической подготовленности и физическом развитии», в «возможности совершенствовать свои физические кондиции», «удовлетворять потребности человека в физическом совершенствовании».

Психологический эффект проявляется в «умение побеждать и проигрывать, не теряя своего достоинства и веры в будущий успех», в «способности к систематической работе по самосовершенствованию», в присвоении мобилизационных ценностей двигательного характера», в «самореализации», в «общении, волевых и моральных качествах».

Педагогический эффект заключается в присвоении интеллектуальных ценностей и ценностей здоровьесберегающих технологий спортивной подготовки», в «спортивно-технических результатах», в «научных и методических основах спортивной тренировки», в способности к «самовоспитанию».

Социальный эффект состоит в «повышении социального престижа личности в обществе путем достижения высокого результата, победы, рекорда», в «социальном признании, авторитете, чувстве личного достоинства и чувстве долга», в «социализации», в присвоении «нравственных и достиженческих ценностей», в «конкретных соревновательных достижениях», в «социальных идеалах, смыслах, символах, нормах, образцах поведения, которые регулируют деятельность социального субъекта и социальные отношения в сфере спорта».

В психологической литературе выделяются три черты спортивного характера, которые можно отнести к духовным ценностям спортивной культуры и рассматривать как результаты спортивной деятельности:

1. Спокойствие (хладнокровие) в экстремальных ситуациях соревнования, как одна из сторон отношения спортсмена к среде, к условиям деятельности, обеспечивает оптимальный уровень эмоционального возбуждения к моменту старта, что способствует успешному выступлению;

2. Уверенность в себе , как одна из сторон отношения к себе, обеспечивает высокую активность, надежность действий и помехоустойчивость, что особенно важно в сложных, изменяющихся условиях и сложных состояниях спортсмена, способствуя полной реализации достигнутого уровня подготовленности;

3. Боевой дух , как отношение к процессу и результату деятельности, определяет неукротимое стремление к борьбе к победе, к достижению соревновательной цели, до самого последнего финального усилия, выражается в наивысшей собранности, предельной мобилизации и полной отдаче всех сил спортивной борьбе. Боевой дух способствует раскрытию резервных возможностей спортсмена и позволяет достигнуть неожиданно высокого результата.

Единство и взаимосвязь трех черт спортивного характера обусловливает в большинстве случаев состояние спокойной боевой уверенности .

Лица со спортивным характером отличаются эмоциональной устойчивостью, что проявляется в стабильности соревновательных результатов, повышении эффективности соревновательной деятельности в экстремальных условиях ее выполнения и умении достойно проигрывать в честной борьбе.

Соревновательная деятельность в экстремальных условиях соперничества и сотрудничества содействует присвоению норм спортивной этики, как внутренних регуляторов взаимоотношений со всеми участниками соревнований.

Четвертая задача нашего теоретического исследования заключалась в определении соотношения физической и спортивной культуры (табл. 1).

При решении этой задачи мы отталкивались от тезиса А. Н. Леонтьева, о том, что различие между видами деятельности обусловлено различиями в мотивах, побуждающих и направляющих человека к их осуществлению .

Общими для физической и спортивной культуры являются такие мотивы, как потребность в двигательной активности, сохранение и укрепление здоровья, физическое развитие, общение, внешнее самоутверждение и формирование личности. Эти мотивы во взаимодействии между собой побуждают человека к физической активности для телесного и духовного развития.

Формирование спортивной культуры осуществляется на основе физической культуры и обусловлено возникновением и доминированием в мотивационной структуре личности соревновательных мотивов, мотивов достижения успеха и личностной самореализации в области избранного вида спорта.

Данные мотивы существенно изменяют содержание физической активности, которая дифференцируется на две взаимосвязанные части – тренировочную и соревновательную деятельность. Двигательные действия в виде физических и соревновательных упражнений под действием этих мотивов выполняются с предельным проявлением физических и психических усилий.

Вызванные спортивными мотивами изменения в содержании деятельности обусловливают присвоение человеком новых материальных (высокий уровень развития двигательных способностей, значимых для избранного вида спорта) и духовных ценностей.

Знания в области физической культуры обогащаются знаниями в области избранного вида спорта, человек овладевает способами организации занятий этим видом спорта.

Таблица. – Психологическая структура физической и спортивной культуры как видов двигательной деятельности

text_fields

text_fields

arrow_upward

Культура представляет собой процесс и результат хранения, освое­ния, развития и распространения материальных и духовных ценностей. Физическая культура — органическая часть общечеловеческой культуры. Она служит средством и способом физического совершенствования людей для выполнения ими своих социальных обязанностей.

Компонентами физической культуры являются:

  • физическое воспитание;
  • спорт;
  • физическая рекреация;
  • двигательная реабилитация.

Компоненты физической культуры связаны между собой, и в то же время, имеют специфические черты.

Физическое воспитание направлено иа всестороннее развитие чело­века и осуществляется, как правило, в образовательных учреждениях. От­личительной особенностью спорта является элемент соревновательности. Физическая рекреация предполагает использование физических упражне­ний для активного отдыха, например, в форме туризма. Ей иногда относят к фоновым видам физической культуры, которые включают также упраж­нения в рамках повседневного быта (утренняя гимнастика, прогулки и др.). Двигательная реабилитация служит для восстановления посредством физических упражнений временно утраченных физических способностей, ле­чения травм. Её разновидностью является лечебная физическая культура.

Понятия "физическое воспитание", "физическое развитие", "физическое совершенство"

text_fields

text_fields

arrow_upward

Физическое воспитание

Физическое воспитание — это процесс приобретения специальных знаний, жизненно важных двигательных умений и навыков, разносторон­него развития физических качеств и формирования потребности в занятиях физическими упражнениями. В отличие от физического воспитания физическая подготовка предполагает овладение двигательными навыками и развитие физических качеств, необходимых в конкретной профессиональ­ной или спортивной деятельности. В связи с этим говорят, например, о профессионально-прикладной физической подготовке летчика, монтажни­ка, агронома и т. д.

Физическое развитие

Физическое развитие — это процесс изменения форм и функций ор­ганизма (длины и массы тела, силы, быстроты и т, п.) либо под воздейст­вием естественных факторов (труда, быта, генетической предрасположен­ности), либо под воздействием целенаправленного использования физиче­ских упражнений. Таким образом, если физическое воспитание — это спе­циально организованный педагогический процесс, то физическое развитие может протекать естественным путем.

Физическое совершенство

Физическое совершенство - это уровень здоровья и всестороннего физического развития, соответствующий требованиям человеческой дея­тельности в определенных исторически сложившихся условиях. Достиже­ние физического совершенства является целью физического воспитания.

Понятия "спорт" и "вид спорта"

text_fields

text_fields

arrow_upward

Спорт — это игровая, соревновательная деятельность и подготовка к ней, основанная на использовании физических упражнений и направлен­ная на достижение наивысших результатов.

Эта деятельность имеет ряд особенностей:

  • наличие борьбы, конкуренции непосредственно в игре, поединке и т.п.;
  • унификация действий спортсмена, условий их выполнения и способов оценки достижений в соответствии с официальными правилами;
  • регламентация поведения спортсменов с учетом принципов неантагони­стического отношения между людьми.

Понятие «вид спорта» имеет более узкий смысл, чем «спорт». Вид спорта — это сформировавшийся в ходе развития спорта вид соревнова­тельной деятельности, отличающийся конкретным предметом состязания и правилами ведения соревновательной борьбы. К видам спорта относятся легкая и тяжелая атлетика, гимнастика, борьба, бокс и множество других.

Возникновение физической культуры

text_fields

text_fields

arrow_upward

Возникновение физической культуры было обусловлено жизнью первобытного общества. В процессе труда и, в первую очередь, охоты че­ловек приобретал необходимые навыки и умения в беге, прыжках, метани­ях, лазанье, развивал в себе силу, выносливость и другие необходимые фи­зические качества.

Субъективной предпосылкой возникновения физической культуры послужило развитие мышления, сознания первобытного человека. Совер­шая магические и ритуальные действия перед охотой, при которых много­кратно поражалось не само животное, а его изображение на скале или зем­ле, человек стал выделять физические упражнения в самостоятельный вид деятельности.

С возникновением религиозных верований элементы физических уп­ражнений связывались с религиозными обрядами. Так появились культо­вые танцы, пляски, игры.

В условиях родового строя большую роль стала играть военная под­готовка. Например, австралийцы с ранних лет упражнялись в стрельбе из лука, метании бумеранга. Первобытные племена Африки широко приме­няли в воспитании детей и юношей фехтование на палках, борьбу, упраж­нения в раскачивании на лианах.

У многих первобытных народов существовал обряд инициации (по­священия) при переходе из одной возрастной группы в другую. В инициа­циях обычно использовались физические упражнения, к которым юноши усиленно готовились.

Физические упражнения также составляли основу разнообразных игр и развлечений.

Олимпийские игры Древней Греции

text_fields

text_fields

arrow_upward

Многочисленные игры и соревнования были широко распростране­ны в рабовладельческих государствах Древнего Востока, Древнем Риме и Древней Греции. Например, в Древнем Риме традиционными были Троян­ские игры, включавшие состязания всадников в запутанных ходах лаби­ринта, гонки колесниц, борьбу, кулачный бой, метание копья и диска.

В Древней Греции занятия физическими упражнениями достигли макси­мального развития. Из всех проводимых там игр (Немейские, Дельфийские и др.) наиболее значимыми были Олимпийские игры. Согласно преданию начало им положил Геракл в XII в. до н. э., когда провел соревнования ме­жду четырьмя своими братьями в честь победы Зевса над Кроносом.

Первые известные в истории Олимпийские игры были проведены в 776 г. до н. э. в Олимпии, расположенной на Пелопонесском полуострове на юго-западе Греции. Игры проходили один раз в четыре года. Периоды между играми назывались олимпиадами.

За месяц до игр по всей территории Греции объявлялось священное перемирие (экехирия). С VIII до II в.в. до н. э. в Олимпийских играх могли участвовать только свободнорожденные греки. Рабы, варвары, а также женщины к играм не допускались. В дальнейшем к участию в играх стали допускаться атлеты негреческого происхождения.

В ранний период игры проходили в один день, в период расцвета — в пять дней. Они проводились чрезвычайно торжественно. Перед началом игр все участники давали клятву, что они честно готовились к играм и бу­дут достойно состязаться, а также приносили жертвы богам. Победители награждались оливковым венком. Кроме спортивных соревнований уст­раивались разнообразные конкурсы, выставки, культовые церемонии.

Программа Олимпийских игр, вначале состоявшая только из бега на одну греческую стадию (192 м), впоследствии расширялась за счет состя­заний в пентатлоне (пятиборье, включавшем бег на одну стадию, метание диска, метание копья на точность, прыжок в длину, борьбу), беге с оружи­ем (мечом и щитом), кулачном бое, панкратионе (соединении борьбы с ку­лачным боем), гонках колесниц, верховой езде. В играх принимали участие Аристотель, Сократ, Геродот. Чемпионом по кулачному бою был Пифагор.

Появление и распространение христианства, боровшегося против языческой веры и проповедовавшего аскетизм, повлекло за собой прекра­щение Олимпийских праздников. В 394 г. римский император Феодосий I издал эдикт о запрещении Олимпийских игр.

При феодализме игры с элементами соревнований были лишь ча­стью народных праздников или рыцарских турниров и уже не имели тако­го значения, как в античной культуре. Существенное внимание целена­правленным занятиям физическими упражнениями стало уделяться только с наступлением Эпохи Возрождения. Спорт и другие компоненты физиче­ской культуры в современном их понимании получили действительно ши­рокое распространение в течение XIX и начале XX в.в.

Олимпийские игры современности

text_fields

text_fields

arrow_upward

В 1894 г., ровно через полторы тысячи лет после запрещения древ­них Олимпийских игр, на Международном атлетическом конгрессе в Па­риже был создан Международный олимпийский комитет (МОК), и с 1896 г. началось проведение современных Олимпийских игр. В деле воз­рождения Олимпийских игр большую роль сыграл французский педагог и просветитель Пьер де Кубертен (1863-1937). Он возглавлял МОК до 1925 г.

Олимпийские игры проводятся в соответствии с олимпийской хар­тией (уставом), определяющей основные правила игр, цели и задачи МОК. Спортсмены и судьи приносят олимпийскую клятву — честно сорев­новаться и честно судить. Олимпийский девиз — «Быстрее, выше, сильнее!»

Олимпийская атрибутика включает олимпийский символ в виде пяти переплетенных колец разного цвета, означающих единение спорт­сменов пяти континентов; олимпийский флаг белого цвета с олимпийским символом в центре; олимпийский талисман.

Олимпийский церемониал состоит из торжественного открытия и закрытия игр, награждений. На открытии в числе других церемоний про­изводится зажжение в чаше стадиона олимпийского огня. Огонь доставля­ется факельной эстафетой из Греции, где в древней Олимпии он зажигает­ся от солнечных лучей с помощью большого вогнутого зеркала.

Первые Олимпийские игры современности состоялись в 1896 г. в Афинах. В дальнейшем они проводились каждые четыре года за исключе­нием 1916, 1940, 1944 г.г. в,периоды первой и второй мировых войн. С 1924 г., в те же годы, что и летние, стали проводиться зимние Олимпий­ские игры. С 1994 г. зимние и летние игры проводятся с интервалом в два года. В настоящее время продолжительность игр составляет 16-18 дней.

Если в первых играх в Афинах приняли участие 311 спортсменов из 13 стран, соревновавшихся в 9 видах спорта, то в XXVI играх в Атланте участвовали 10,5 тыс. спортсменов из 197 стран, боровшихся за 271 ком­плект медалей. XXVII игры в Сиднее собрали уже 11 тыс. спортсменов из 200 стран. В их программу был включен ряд новых дисциплин, таких, как синхронные прыжки в воду, женское водное поло, женское метание молота и др. Неизмеримо выросли результаты. Например, в беге на 100 м резуль­тат улучшился с 12,0 с до 9,79 с; в прыжках в длину — с 6,35 м до 8,95 м; в прыжках в высоту — с 1,81 м до 2,45 м.

На Олимпийских играх успешно выступали российские и советские спортсмены. На IV играх в Лондоне (1908) золотую медаль в фигурном ка­тании на коньках завоевал Н. А. Панин-Коломенкин. Советские спортсме­ны в общей сложности 12 раз занимали первое место в неофициальном ко­мандном зачете. Непременными участниками всех Олимпийских игр были спортсмены Петербурга-Ленинграда. Среди них Людмила Пинаева, став­шая победительницей трех Олимпийских игр в гонках на байдарках, гим­наст Александр Дитятин, завоевавший десять олимпийских медалей, из которых три золотые, пловец Владимир Сальников, ставший обладателем четырех золотых медалей, легкоатлетки Татьяна Казанкина и Тамара Пресс, у которых по три высшие награды. Значительную часть олимпий­ских команд составляли и продолжают составлять студенты-спортсмены, в том числе, нефизкультурных вузов. Например, в числе выпускников одно­го только Санкт-Петербургского Государственного Университета олим­пийские чемпионы Геннадий Шатков, Эльвира Озолина, Юрий Тармак, Андрей Крылов.

Крупнейшие современные спортивные соревнования

text_fields

text_fields

arrow_upward

На современном этапе кроме Олимпийских игр проводится большое количество крупных спортивных соревнований. Их организация осуществ­ляется международными спортивными объединениями. Кроме МОК к ним относятся международные спортивные федерации, такие, как Междуна­родная любительская легкоатлетическая федерация (ИААФ), Междуна­родная федерация футбольных ассоциаций (ФИФА), Международная шахматная федерация (ФИДЕ). Существуют также региональные спор­тивные организации, например, Высший совет спорта Африки, Федера­ция азиатских игр, Международный комитет средиземноморских игр и др.

К проведению соревнований имеют отношение и такие спортивные объединения, как Международная федерация спортивной медицины, Меж­дународная ассоциация психологии спорта и др.

Международные соревнования могут быть комплексными или по одному виду спорта. К первым относятся Всемирные универсиады, Все­мирные Маккабиады (проходят в Израиле раз в четыре года), Африкан­ские, Панамериканские, Средиземноморские игры и др. Ко вторым отно­сятся чемпионаты мира и Европы; соревнования, ставшие международны­ми, как, например, проводимое в Уимблдоне первенство Англии по тенни­су; розыгрыши кубков и призов; мемориалы памяти выдающихся спорт­сменов и тренеров, например, Мемориал братьев Знаменских по легкой ат­летике. Чемпионаты проходят, как правило, короткое время в одной стра­не, и в них выявляются чемпионы. Кубковые соревнования состоят из не­скольких этапов, проводятся на протяжении сезона в разных странах, и по их результатам определяются обладатели кубка.

Соревнования также делятся на официальные и товарищеские. К товарищеским можно отнести многочисленные матчевые встречи с уча­стием клубных и национальных команд.

text_fields

text_fields

arrow_upward

Современный спорт подразделяется на два основных направления: массовый спорт и спорт высших достижений или большой спорт.

Массовый спорт характеризуется значительным количеством зани­мающихся, сравнительно невысоким уровнем результатов, зависимостью занятий спортом от другой доминирующей деятельности. Его целью явля­ется укрепление здоровья, улучшение физической подготовленности и ак­тивный отдых.

К массовому спорту относится юношеский спорт, которым занима­ются в общеобразовательных и спортивных школах, большая часть сту­денческого спорта, взрослый спорт, развиваемый в клубах и секциях по месту работы и жительства, армейский спорт. В последнее время во всем мире большую популярность приобрел ветеранский спорт, в котором по своим возрастным группам принимают участие мужчины начиная с 40 лет и женщины с 35 лет. Существует также специальный (паралимпийский) спорт или спорт инвалидов, в рамках которого проводятся соревнования разного уровня. Самыми крупными из них являются Паралимпийские иг­ры, проходящие через несколько недель после Олимпийских игр.

Спорт высших достижений характеризуется необыкновенной двига­тельной одаренностью занимающихся, большими затратами времени и энергии, доминирующим положением в жизни. Его целью является дости­жение максимально возможных результатов или побед на крупнейших соревнованиях. Спортсмены тренируются и участвуют в соревнованиях как правило в составе сборных команд. Спорт высших достижений — это, за редким исключением, профессиональный спорт, где человек работает на пределе своих возможностей. Такой труд в целом достаточно высоко опла­чивается. Например, за Первое место на чемпионате мира по легкой атле­тике спортсмен получает 100 тыс. долларов.

Организационные основы физической культуры

text_fields

text_fields

arrow_upward

В нашей стране управление в области физической культуры осуще­ствляется на основе принятых в 1993 г. «Основ законодательства Россий­ской Федерации о физической культуре и спорте». В 1999 г. вышла новая редакция этого закона. Управление производится в двух формах: государственной и общественной.

Высшим государственным органом управления физической культу­рой является Государственный комитет Российской Федерации по фи­зической культуре и спорту. Комитеты по физической культуре имеются в субъектах федерации, а также при краевых, областных, городских и рай­онных администрациях. С другой стороны, работу в области физической культуры проводят отдельные министерства, в состав которых входят со­ответствующие отделы и научно-методические советы. Самостоятельным органом, занимающимся развитием олимпийского спорта в стране и рас­ширением спортивных связей, служит Национальный олимпийский ко­митет России (НОК).

Государственное управление охватывает дошкольные учреждения, общеобразовательные и детско-юношеские спортивные школы, а также школы высшего спортивного мастерства, высшие и средние специальные учебные заведения, воинские части, лечебно-профилактические учрежде­ния.

В структуру общественных органов управления физической культу­рой входят: физкультурно-спортивное общество профсоюзов «Россия», ве­домственные общественно-государственные объединения, например, физкультурно-спортивное общество «Динамо», советы по туризму, общества охотников и рыболовов, клубы любителей бега и др.

Первичными звеньями общественно-физкультурного движения яв­ляются коллективы физической культуры и спортивные клубы. Они соз­даются в учреждениях и на предприятиях, в учебных заведениях, по месту жительства.

Государственные и общественные формы управления физической культурой тесно связаны между собой и представлены совместно в боль­шинстве учебных и трудовых коллективов.

Происходящие в обществе в последнее время динамичные процессы нашли свое отражение и в сфере организации физической культуры. Изме­нились условия подготовки и стимулирования труда высококлассных спортсменов, широкое распространение получили платные оздоровитель­ные услуги, предоставляемые как на базе государственных учреждений, так и частным образом.

Студенческие спортивные организации и соревнования

text_fields

text_fields

arrow_upward

Первичным государственным подразделением, осуществляющим учебно-тренировочную работу и проведение спортивных соревнований в вузе, является кафедра физического воспитания. Занятия проходят на ос­новном, специальном отделении (для студентов, имеющих ограничения по состоянию здоровья) и на отделении спортивного совершенствования. Первичным общественным подразделением является спортивный клуб вуза. Кафедра и клуб взаимодействуют с ректоратом, профсоюзной организацией вуза и вышестоящими государственными и общественными ор­ганами управления физической культурой.

Значительную роль в развитии студенческого спорта играет создан­ное в 1993 г. общественное объединение студентов и работников высшей школы — Российский студенческий спортивный союз. В его задачи вхо­дит организация и проведение студенческих соревнований внутри страны и развитие международных спортивных связей. Международные студенче­ские спортивные соревнования проводятся под эгидой Международной федерации университетского спорта (ФИСУ).

Система студенческих спортивных соревнований объединяет внутривузовские, межвузовские и международные соревнования.

Внутривузовские соревнования включают зачетные соревнования на учебных занятиях, соревнования на первенство учебных групп, курсов, факультетов, общежитий вуза.

Межвузовские соревнования включают районные, городские, зо­нальные и всероссийские студенческие соревнования. Распространены со­ревнования между вузами одного профиля, например, аграрными, желез­нодорожными, медицинскими и т.д. Сильнейшие студенты-спортсмены участвуют в соревнованиях в составе различных сборных команд.

Международные соревнования включают товарищеские встречи ме­жду отдельными вузами разных стран, Всемирные универсиады, проводи­мые ФИСУ раз в два года по нечетным годам, чемпионаты ФИСУ. В со­ставе сборных команд России на чемпионатах Европы, мира и на Олим­пийских играх, как правило, больше половины составляют студенты.

Самос благородное соревнование - соревнование в человечности.

Публилий Сир

Большинство отечественных ученых рассматривают спорт и его виды, требующие проявления двигательной деятельности, как неотъемлемую часть физической культуры, которая, в свою очередь, занимает свое достойное место в общечеловеческой культуре.

Общечеловеческую культуру в широком смысле слова определяют как творческую созидательную деятельность, основанную на творческом освоении мирового культурного наследия. Причем здесь важны не только результаты такой деятельности, но и сам ее характер, то, в какой мере она способствует духовному развитию человека и всех его связей с жизнью: теоретических, экономических, политических, эстетических, нравственных.

Спорт как компонент физической культуры производит ценности спортивной культуры и олимпийской культуры. Чтобы понять, что собой представляет спортивная этика как наука, следует разобраться в дефинициях этих социокультурных явлений.

Спортивная культура и олимпийская культура

Мужествен не только тот, кто побеждает врагов, но и гот, кто господствует над своими страстями.

Демокрит

Спорт уже давно стал социально значимым явлением, поскольку его ценностный потенциал способствует прогрессу развития и общества, и личности. Соответственно различают спортивную культуру на уровне общества и на уровне отдельной личности.

Спортивная культура - это наработанные в обществе и передающиеся ив поколения в поколение ценности, социальные процессы и отношения, складывающиеся в ходе соревнований и спортивной подготовки к ним. Участие в соревнованиях преследует цель достижения первенства или установления рекорда посредством физического и духовного совершенствования.

Спортивная культура на уровне общества содержит три важнейших ценностных компонента:

  • 1. Общекультурный ценностный компонент спортивной культуры включает социальные процессы правового, экономического, политического, информационного и образовательного полей социального пространства.
  • 2. Социально-психологический ценностный компонент спортивной культуры обеспечивается уровнем общественного сознания, общественного мнения, интересов, мотивов, ценностных ориентаций людей, а также уровнем взаимоотношений, которые выстраиваются в сфере спорта (тренер - спортсмен, спортсмен - спортивный коллектив и т. д.).
  • 3. Специфический компонент ценностного потенциала спортивной культуры выражается в способности спорта удовлетворять потребности человека в физическом совершенствовании, социализации, формировании здоровья, самореализации и повышении социального престижа личности в обществе путем достижения высокого результата, победы, рекорда. Осваивается данная группа ценностей путем спортивного совершенствования и воспитания личности.

Спортивная культура личности понимается как интегративное личностное образование, включающее систему средств, способов и результатов физкультурно-спортивной деятельности, направленной на восприятие, воспроизведение, создание и распространение физкультурно-спортивных ценностей и технологий. Спортивная культура личности формируется в процессе интериоризации (усваивания) личностью культурно-образовательного потенциала, ценностей и технологий спорта, а также в результате накопления опыта физкультурно-спортивной деятельности и наполнения ее л и ч ностн ы м см ыслом.

По Л. И. Лубышевой, спортивная культура личности содержит в себе пять компонентов:

  • 1. Когнитивный компонент включает в себя знания в области физической культуры и спорта, а также убеждения в необходимости физкультурно-спортивной деятельности.
  • 2. Рефлексивно-деятельностный компонент подразумевает рефлективное отношение личности к ценностям спорта и физической культуры, физкультурно-спортивной деятельности, а также к себе как субъекту этой деятельности.
  • 3. Социально-коммуникативный компонент свидетельствует о высоком уровне коммуникации с соперниками, товарищами, тренерами, болельщиками, который формируется в процессе спортивной деятельности на основе уважения, взаимопонимания и взаимодействия.
  • 4. Эмоционально-волевой компонент предполагает способность личности к преодолению препятствий и трудностей в процессе физкультурно-спортивной деятельности.
  • 5. Аксиологический компонент представляет собой ценности физической культуры и спорта, ценностные ориентации, мотивы, смыслы, цели и средства их достижения .

Олимпийская культура является определенной разновидностью спортивной культуры. Она возникает и развивается на основе того, что значимым, ценным для социального субъекта становится олимпийское движение и все, что связано с ним:

  • - олимпизм как идеология этого движения, которая определяет его социальные идеалы, цели и задачи;
  • - Олимпийские игры как вершина олимпийского движения (по определению Олимпийской хартии);
  • - подготовка к этим Играм и т. д.

Таким образом, в основе олимпийской культуры лежит ценностное отношение к спорту, которое соответствует олимпийским идеалам.

Олимпийская культура - это прежде всего специфическая философия жизни, включающая в себя духовные ценности спорта.

Она несет в себе исторический, мировоззренческий, аксиологический потенциал. Уже сейчас олимпийская культура, сложившаяся на основе идеалов Олимпийской хартии, наполняет физическую культуру и спорт духовным, гуманистическим смыслом, преодолевая практику утилитарного отношения к этим видам деятельности.

Олимпийская культура, как и культура вообще, это культура определенного социального субъекта, которым может быть отдельный человек, социальная группа или общество в целом. В зависимости от этого правомерно говорить соответственно об олимпийской культуре отдельной личности, социальной группы или общества в целом.

Олимпийская культура личности содержит следующие компоненты, связанные с основными ценностями олимпийской культуры:

  • 1) знания (информационный блок);
  • 2) интересы, потребности, ценностные ориентации и т. п. (мотивационный блок);
  • 3) способности, умения и навыки (операционный блок);
  • 4) типы, образцы, модели поведения, стиль (образ) жизни человека, систему его взаимоотношений с другими людьми (блок реального поведения).

Олимпийская культура определенной социальной группы и общества в целом включает в себя социальные институты, обеспечивающие производство, потребление, сохранение, тиражирование и развитие тех социальных явлений, которые в рамках данной культуры рассматриваются как ценности.

Важно учитывать, что олимпийская культура, как и спортивная культура, а также культура в целом, носит конкретно-исторический характер. На различных этапах общественного развития, в различных социально-экономических и культурных условиях она может существенно видоизменяться, модифицироваться, приобретать разнообразные формы. Так, например, культура, возникшая на базе Олимпийских игр античности, и олимпийская культура, связанная с современным олимпийским движением, существенно отличаются друг от друга.

  • См.: Лубышева Л. И. Структура и содержание спортивной культуры личности // Теория и практика физической культуры. 2013. № 3. С. 10.

В процессе многолетних исследований влияния спорта на общество, был выявлен факт, что занятия спортом оказывают огромное воздействие на физическое и духовное состояние личности. Установлено влияние спорта на взаимоотношения людей, уровень коммуникабельности, способность самоопределения и реализации своего потенциала. Спорт является инструментом формирования культуры человечества.

Место спорта среди человеческих ценностей заметно возрастает, т.к. спортивные занятия ‒ это универсальный инструмент саморазвития, творческого самовыражения и самореализации. Спорт является отражением той социально-культурной системы, в условиях которой происходит его развитие. В российском обществе последних десятилетий произошли существенные изменения, что сказалось на преобразовании ценностных ориентаций и отношения к физической культуре и спорту.

В советский период общество характеризовалось коллективизмом, ответственностью перед группой и отдельными людьми. На его смену пришло постиндустриальное, опирающееся на рыночную экономику. Действия людей начали основываться, в первую очередь, на личных интересах, полученная индивидуалистическая ориентация, подкрепляется правом приватности образа жизни. Повышается личная ответственность за своим поступки, за свою судьбу и жизненный путь.

В течение реформ последних десятилетий была разрушена советская система физической культуры, массовое физкультурно-спортивное движение практически лишилось значимой государственной поддержки. Занятия спортом и физическое развитие превратились в частное дело, из-за коммерциализации значительной доли физкультурно-оздоровительных услуг. Это привело к заметному уменьшению числа людей, занимающихся спортом, к снижению значимости спорта в общей системе ценностей россиян и, как следствие, к ухудшению общественного уровня жизни.

Рыночные отношения, доминирующие над обществом, а также освобождение государства от социальных обязательств, влияет на систему ценностей отдельных слоев населения. На ценности спорта и здорового образа жизни ориентированы, в большей степени, представители высших слоев общества, для которых спортивные занятия становятся частью моды и престижного потребления. Представители низких социальных групп, наоборот, считают занятия спортом ненужными и бессмысленными.

В процессе многолетних исследований влияния спорта на общество, был выявлен факт, что занятия спортом оказывают огромное воздействие на физическое и духовное состояние личности. Установлено влияние спорта на взаимоотношения людей, уровень коммуникабельности, способность самоопределения и реализации своего потенциала. Спорт является инструментом формирования культуры человечества

Феномен спорта является многогранным явлением современности. По структуре допустима классификация спорта по двум направлениям - спорт высших достижений и массовый спорт. Первое - спорт высших достижений, подразумевает борьбу за первое место в спортивных соревнованиях. Второе, противоположное, - массовый спорт, который выполняет функцию оздоровления людей, посредством самовыражения и самореализации индивида, удовлетворения потребности в физическом развитии и досуге. Массовый спорт - универсальный инструмент для устранения асоциальных явлений.

Спорт - один из компонентов физической культуры общества, который сложился исторически в форме деятельности, подготавливающей человека к соревнованиям и самих соревнований. Именно соревновательный элемент отличает спорт от физкультуры. Тренировки и в спорте и в физкультуре включают в себя аналогичные действия и упражнения, но целью спортсмена является оценивание, путем соревновательной деятельности, своих физических возможностей в отдельных дисциплинах и сравнение своих результатов с успехами других. В то время как физкультурник заинтересован в развитии физических качеств для оздоровления и личностного совершенствования.

Массовый спорт позволяет совершенствовать физические качества и расширять возможности, укреплять здоровье и продлевать долголетие, противостоять нежелательным воздействиям на организм современного производства и условий повседневной жизни, задействуя при этом большое количество членов общества.

Цель занятий различными видами спорта - укрепить здоровье, улучшить физическое развитие, подготовленность и активно отдохнуть. Это связано с решением ряда частных задач: повысить функциональные возможности отдельных систем организма, скорректировать физическое развитие и телосложение, повысить общую работоспособность, овладеть необходимыми умениями и навыками, полезно провести досуг, достичь физического совершенства.

Задачи массового спорта во многом идентичны задачам физкультуры, однако отличаются компонентом реализации спортивной направленности тренировочного процесса.

К элементам массового спорта в России приобщают уже школьников, а в некоторых видах спорта и дошкольников. Именно массовый спорт имеет наибольшее распространение в студенческих коллективах. Как показывает практика, в нефизкультурных вузах страны в сфере массового спорта регулярные тренировки во внеурочное время проводят от 10 до 25% студентов. Современная программа по учебной дисциплине «Физическая культура» для студентов высших учебных заведений позволяет практически каждому здоровому студенту любой направленности приобщиться к тому или иному виду массового спорта. Вид спорта, систему тренировок, а так же время их проведения выбирает сам студент, исходя из своих желаний, потребностей и возможностей.

Массовый спорт включает все те виды физкультурно-спортивной деятельности различных групп и слоев населения, которые направлены не на достижение высших спортивных результатов и материальных выгод, а на развитие в соответствии с собственными потребностями и на решение различных социальных задач. Стоит отметить, что спортивная деятельность дополняет профессиональную и не являются ключевой, определяющей в жизни человека.

Спорт предполагает не только физическое развитие. Крупное значение отводится спорт в формировании многочисленных психических качеств и свойств человека, выступая своеобразной «школой воли», «школой эмоций», «школой характера». Это связано с высокими требованиями, предъявляемыми спортивных соревнований и всей спортивной деятельности к проявлению волевых качеств и к саморегуляции.

Проблема человеческой ценности спорта и его роли в современном мире была и остается дискуссионной в исследованиях ученых. Понятие «гуманизация спорта» тесно связано с концепцией гуманизма, в которой гуманным признается все, что содействует полноценному развитию человека, укреплению его здоровья, удовлетворению его потребностей. Однако же, самая высокоорганизованная и совершенная деятельность будет рассматриваться как антигуманная, если она направлена против здоровья, счастья, самореализации и самого существования человека.

Современные исследователь положительно оценивают спорт с точки зрения гуманистических ценностей и идеалов. Учёные отмечают важную роль спорта как инструмента сохранения и укрепления здоровья людей, а так же развития их физических и личностных. спорт выступает важным элементом в системе ценностей современной культуры.

Тем не менее, существуют сторонники негативной оценки спорта с позиций гуманизма, утверждающие, что современный спорт наносит вред сотрудничеству, формирует порочное разделение людей на победителей и проигравших; развивает негативные качества личности, например эгоизм, агрессивность, зависть, порождает стремление победить любой ценой, даже за счет здоровья, нарушения нравственных норм.

Существование противоположных оценок гуманистических ценностей спорта связано с тем, что за спортом закрепляется некая абстрактная, неизменная сущность, при этом исследователи опираются на отдельные, изолированно взятые факты, и не берут в расчет отличительные моменты между двумя основными направлениями в современном спорте: спортом высших достижений и массовым спортом, которые, очевидно, обладают различным ценностным и гуманистическим потенциалом.

Значение спорта сегодня высоко, он занимает одну из наивысших позитий среди видов человеческой деятельности. Однако, спорт высших достижений не ушел далеко вперед от развития физической культуры и массового спорта, их социокультурная значимость не находится ниже.

Профессионализация спорта невозможна без развития физической культуры и массового спорта. С некоторой условностью можно рассматривать спорт как символ, концентрированное выражение принципов и проблем современности, как области, в которой характерные для данного общества принципы равенства возможностей, достижения высоких результатов и конкуренции проявляются и применяются особенно наглядно и целенаправленно.

Следует отметить, что современная цивилизация ориентируется на материальные ценности. Конкуренция растет, повышается коммерциализация всех сфер общественной деятельности. Вместе с тем при помощи индустриальной цивилизации сущность человеческой страсти,коей также является и спорт, осуществляется не только во всей своей целостности, но и во всей своей человечности. Дух состязательности моделирует ситуацию человеческого самоопределения, которое осуществляется в системе «Я- Другой» или «Я - Другие». Самоопределение возможно, если «я» сопоставляю свои показатели с показателями «Другого».

Это сопоставление - необходимый атрибута спортивной деятельности, оцениваемый извне. Но сложности есть и тут. Отношение человека к своим возможностям (в частности, возможности проявлять свою активность сверх нормы) не похоже на безразличие, проявляемое вовсю по отношению к способным случиться с ними происшествиям. «Человек, - пишет Э. Левинас, - отныне брошен в среду возможностей, по отношению к которым он отныне ангажирован, которыми он отныне вовлечен, отныне он либо воспользовался ими, либо упустил их. Они не добавляются к его существованию извне, как акциденции».

Возможности не предстают перед человеком в виде готовых образов, которые он может оценить с разных сторон. Возможности, скорее, - это основные способы существования человека, поскольку существовать для человека как раз и означает воспользоваться собственными возможностями или, же упустить их. Возможность активности сверх нормы представляет опасность, она должна регулировать и быть подкреплена каким-либо положительным результатом. Тем не менее, сверхнормативная активность несет пользу для выживания человеческого рода в целом, несмотря на опасность для отдельно взятого человека. Человек развивается, раскрываясь, пользуясь своими возможностями. Присущие индивиду возможности в процессе его деятельности постепенно «изнуряют» себя; и если индивид не обладает фундаментальной потенцией возвращения к самому себе, этой изначальной позицией, занятой по отношению к собственному существованию, то само основное бытие человеческого существования оказывается поставленным под вопрос.

В России тенденция массового спорта начала своё развитие в 30-е годы 20 века. Революция, гражданские войны, отрицательно настроенные по отношению к стране государства - все эти факторы поставили перед руководством задачу - повысить уровень физической подготовки граждан, на случай вспышки народных недовольств или иностранных нападений. По всей стране создавались стрельбища, тиры, аэроклубы, военно-спортивные кружки, в которые молодые люди осваивали различные специальности, востребованные в военное время - телеграфист, пилот, медсестра, санитар и многие другие. Главным организатором нового движение выступал комсомол, по инициативе которого был открыт первый Всесоюзный физкультурный комплекс «Готов к труду и обороне». Целью организации которого являлось введение единого комплекса принципов и нормативов спортивного воспитания и физкультурной подготовки. В стране вводились обязательные занятия, организовывались все условия для возможности самостоятельных занятий спорта в качестве досуга. Велась активная пропаганда здорового образа жизни, физкультуры и спорта. На протяжении десятилетий советские граждане активно участвовали в спортивной жизни страны, девушки и юноши гордились значками, полученными за высокий результат сдачи норм «ГТО».

Комплекс имел такую притягательную силу, что миллионы молодых людей Советского Союза с высочайшим энтузиазмом шли в спорт и достигали таких результатов, что являлись лучшими спортсменами мира в разным областях. Система ГТО являлась мощным стимулом. Подготовка к выполнению нормативов развивала все группы мышцы, повышала уровень выносливости и здоровья. Благодаря этой системе наша страна вырастила лучших мировых космонавтов, что естественным образом положительно сказалось на международном положении СССР.

В 2013 году, накануне проведения Олимпиады в России, руководством страны было выдвинуто предложение возрождения комплекса ГТО. В результате кропотливой подготовки в марте 2014 года был издан указ «О Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе «Готов к труду и обороне» (ГТО)», постановляющего о вводе в действие комплекса с 1 сентября 2014 года.

Организаторы современного проекта ГТО называют возрождение комплекса «Готов к труду и обороне» в школах и вузах принципиально важным для формирования у молодого поколения таких качеств как целеустремлённость и уверенности в себе и своих возможностях.

Таким образом, возвращение ГТО в Россию, несомненно, востребовано новым временем и существующими социальными факторами. Большинство россиян позитивно встретили новое, точнее хорошо забытое старое, течение. Здоровье народа, к сожалению, снизившееся в последние году под воздействием стрессов, ухудшения уровня жизни в постсоветский период, бесценно, и его основа закладывается в том числе (а, возможно, и главным образом) подобными общегосударственными мероприятиями регулярного характера. Наработанный десятилетиями механизм основы системы физического воспитания жизнеспособен, и можно надеяться, что его реализация вскоре инициирует прогресс в развитии российского спорта.

Физическая культура студентов представляет собой неразрывную составную часть высшего гуманитарного образования. Она выступает качественной и результирующей мерой комплексного воздействия различных форм, средств и методов на личность будущего специалиста в процессе формирования его профессиональной компетенции. Материализованным результатом этого процесса является уровень индивидуальной физической культуры каждого студента, его духовность, уровень развития профессионально значимых способностей.

Содержание физической культуры студентов, стратегия приоритетных направлений в её развитии подвержены активному влиянию социально-экономических факторов. Государственная политика в области высшего образования определяет социальный заказ на будущего специалиста и степень его физической готовности. Существенным недостатком содержания физической культуры студенческой молодежи 80-х годов является её несомненный консерватизм, унитарность и выраженная деперсонализация (неспособность человека к личностному самовыражению в отношениях с другими людьми). Поэтому, на современном этапе перехода вузов Российской Федерации на многоуровневую систему образования, остро встала проблема поиска новых нетрадиционных подходов, позволяющих повысить её эффективность.

Закон Российской Федерации "Об образовании" предоставляет широкие возможности для переосмысления ценностей физической культуры студентов, в новом спектре осветить её образовательные, воспитательные и оздоровительные функции. Этот закон определяет содержание физической культуры студентов как самостоятельную сферу деятельности в федеральном социокультурном пространстве, выделяя при этом её образовательные приоритеты.

Перед студенческой молодежью сегодня обществом поставлена глобальная социально-экономическая задача по интегрированию отечественного культурного потенциала в мировое сообщество. Однако её реализация по силам только специалистам новой формации, отвечающим по целому комплексу профессиональных и личностных качеств современным требованиям. Помимо глубоких профессиональных знаний по избранной специальности такой специалист должен обладать: высокими физическими кондициями и работоспособностью, личной физической культурой, духовностью, неформальными лидерскими качествами. Он должен не бояться конкуренции, уметь принимать самостоятельные решения, т.е. быть творчески мыслящей, активной и высоконравственной личностью. Наметившаяся сегодня стратегия развития физической культуры студентов, выражаемая в тенденции отхода от унитарной концепции, либерализации и последовательной гуманизации педагогического процесса является гарантом формирования специалиста новой формации.

Структура физической культуры студентов включает три относительно самостоятельных блока: физическое воспитание, студенческий спорт и активный досуг. Для деятельности студентов в сфере физического воспитания приоритетными являются образовательные аспекты.

Целью физического образования является удовлетворение объективной потребности студентов в освоении системы специальных знаний, приобретении профессионально значимых умений и навыков. В соответствии с 12 статьей "Основ законодательства Российской Федерации о физической культуре и спорте" в круг обязанностей специалистов, работающих в сфере студенческой физической культуры входит проведение мероприятий по формированию потребностей студентов в здоровом образе жизни и самосовершенствовании. Гуманистическая направленность педагогического процесса предполагает целенаправленную интеграцию биологических и социальных потребностей, интеллектуальных и нравственных аспектов при реализации генетически обусловленных природных задатков каждого студента на протяжении его обучения в вузе.

Таким образом, создаются объективные предпосылки к преодолению односторонности и фрагментарности подготовки специалистов в вузе, приданию педагогическому процессу комплексного, целостного характера. Объективным критерием эффективности этого концептуального подхода является существенное сокращение сроков социально-психологической адаптации студентов к обучению в вузе, повышение их социальной активности, качественное повышение учебно-познавательной продуктивности, повышение духовности личности каждого студента.

Студенческий спорт представляет собою обобщенную категорию деятельности студентов в форме соревнования и подготовки к нему с целью достижения предельных результатов в избранной спортивной специализации. Это требует от студента проявления максимальных психофизических кондиций, мобилизации его резервных возможностей.

Занятия спортом выступают формой самовыражения и самоутверждения студента, определяя его образ жизни, общекультурные и социально-значимые приоритеты. На передний план в спорте выдвигается стремление к успеху, поощряется стремление личности к реализации своих возможностей в рамках определенного спортивного сценария. Результатом сопряженной учебной и спортивной деятельности студентов является формирование социально значимых качеств: социальной активности, самостоятельности, уверенности в своих силах, а также честолюбия.

В сфере активного досуга реализуются, главным образом, биологические потребности студентов в двигательной активности, здоровом образе жизни, получении удовольствия от занятий различными формами физической культуры. Высокая вариативность выбора студентами формы активного досуга подвержена сильному влиянию флуктуации культурных и социальных факторов, синергично взаимодействующих с биологическими запросами личности.

Трехкомпонентная структура физической культуры студентов определяет специфику выделения дифференцированных целей и педагогических задач каждого её структурного блока. Тем не менее, это не является существенным препятствием к определению генеральной цели физической культуры студентов: целенаправленного формирования гармонично развитой, высоко духовной и высоконравственной личности, квалифицированного специалиста, овладевшего устойчивыми знаниями и навыками в сфере физической культуры.

Занятия по физическому воспитанию строятся таким образом, чтобы обеспечить максимальный профессионально-прикладной эффект при воспитании предприимчивости, оригинальности мышления, настойчивости, честолюбия, интуиции, способности идти на риск.

Стратегия приоритетных направлений государственной политики в сфере физкультурного образования студентов, отражающая возрастание количество сверхсложных систем и технологий, информатизацию всех сфер жизни общества, определяет новые требования к творческой подготовке будущего специалиста, его готовность к высокопроизводительному труду. Их реализация связана с раскрытием психофизических возможностей студенческой молодежи, гармоническим развитием ее физических, интеллектуальных и духовных сил путем использования физических упражнений, различных видов двигательной активности, рационального питания, природосообразного режима труда и отдыха. Используемая с этой целью физкультурная деятельность связана с физическим упражнением, сущность которого отражает целенаправленно выполняемые двигательные действия, включающими как моторно-исполнительные (операционные механизмы ), так и познавательные, проектно-смысловые и эмоционально-оценочные аспекты. Таким образом, свои развивающие и формирующие функции физическая культура студентов наиболее полно реализует в системе физического воспитания, направленного на решение следующих основных задач:

  • всестороннее развитие физических способностей и на этой основе укрепление здоровья и обеспечение высокой работоспособности;
  • овладение техникой двигательных действий различных видов спорта;
  • овладение специальными знаниями, формирование потребности систематически заниматься физическими упражнениями;
  • обеспечение необходимой физической подготовленности в соответствии с требованиями избранной профессии;
  • освоение организаторских умений и навыков по проведению самостоятельных форм занятий физической культурой.

Одной из важнейших задач в преподавании учебной дисциплины "Физическая культура" является внедрение в молодежную среду ценностей физического воспитания, которое рассматривается как базовый фактор физкультурного образования, способствующий общему и профессиональному развитию личности.

1.4. Ценности физической культуры и спорта

Рассматривая физическую культуру в ценностном аспекте, следует выделять следующие группы ценностей:

  • интеллектуальные (знания о методах и средствах развития физического потенциала человека),
  • двигательные (лучшие образцы моторной деятельности, достигаемые в процессе физического воспитания и спортивной подготовке),
  • технологические (комплексы методических руководств, практических рекомендаций, методики оздоровительной и спортивной тренировки, формы организации физической активности, ее ресурсного обеспечения),
  • интенционные (сформированность общественного мнения, престижность физической культуры в обществе),
  • мобилизационные (способность к рациональной организации бюджета времени).

Физическая культура и спорт воспитывают у студентов потребность в организации здорового стиля жизни, что тесно связано с воспитанием их ценностного отношения к предмету путем развития клубной деятельности (объединяющей студентов по интересам), способствуя активизации их творческой деятельности в овладении навыками продуктивной самостоятельной работы. Это предусматривает создание физкультурного пространства (инфраструктуры физической культуры), способствующей объединению студенческого актива, привлечению из студенческой среды волонтеров, участвующих в организации массовых физкультурных мероприятий (спортивных вечеров, массовых соревнований), в целом обеспечивающих усиление роли различных форм студенческого самоуправления, развития демократических основ творческой самореализации студенческой молодежи.

Спорт, создающий ценности спортивной культуры, всегда являлся мощным социальным феноменом и средством успешной социализации. Об этом свидетельствуют и научные данные, и примеры жизненного пути многих выдающихся спортсменов. По данным социологических опросов современной молодежи, спортсменов, становится ясно, что именно спорт оказал значительное влияние на их представление об общественной жизни и мире в целом.

При правильной организации спортивной деятельности она может стать серьезным и действенным средством формирования социальной активности и здорового образа жизни и стиля детей и молодежи. Однако современная система физического воспитания при всем ее зачастую хаотичном многообразии форм не смогла привлечь основную массу детей и молодежи к занятиям различными упражнениями. Это не позволило использовать в качестве основного средства физического воспитания самое главное достижение спортивной культуры.

Taк, из социологических данных известно, что подавляющее большинство школьников и студентов хотели бы заниматься спортом, однако их желание искусственно сдерживается организационно-управленческими и программно-методическими недоработками и недооценкой спорта как эффективного инструмента развития личности подрастающего человека, который вступает в социальную жизнь.

Люди, прошедшие школу спорта, убеждены, что спорт помог им воспитать веру в свои силы и возможности, а также умело ими воспользоваться. Спорт учит идти на разумные жертвы ради достижения цели. Уроки, усвоенные юными спортсменами на спортивном поле , затем, как правило, помогают им в жизни. Многие из спортсменов утверждают, что спорт сделал из них человека, способного быть личностью. Посредством спорта реализуется принцип современной жизни - "рассчитывать на самого себя". Это означает, что достижение успеха в любом виде деятельности зависит, прежде всего, от личных индивидуальных качеств: честолюбия, инициативы, трудолюбия, терпения, волевых качеств и трезвой оценки своих возможностей. Успешно развить эти качества можно, прежде всего, в спортивной деятельности. Однако эффективность социализации личности в спорте во многом зависит от того, какие ценности спортивной культуры осваиваются человеком, как организован процесс спортивного воспитания.

Спорт вырос в социально значимое явление, поскольку его ценностный потенциал обеспечивает прогресс развития и общества, и личности. Рассматривая спорт как часть общей культуры, мы выделяем в структуре его ценностей три важнейших компонента:

  • общекультурный;
  • социально-психологический;
  • специфический.

Общекультурный компонент ценностей спортивной культуры составляют социальные процессы правового, экономического, политического, информационного и образовательного полей социального пространства.

Социально-психологический компонент ценностей спортивной культуры обеспечивается уровнем общественного сознания, общественного мнения, интересов, мотивов, ценностных ориентаций людей, а также уровнем взаимоотношений, которые выстраиваются в сфере спорта ("тренер-спортсмен", и "спортсмен - спортивный коллектив" и т.д.).

Специфический компонент ценностного потенциала спортивной культуры выражается в способности спорта удовлетворять потребности человека в физическом совершенствовании, социализации, формировании здоровья, самореализации и повышении социального престижа личности в обществе путем достижения высокого результата, победы, рекорда. Осваивается данная группа ценностей путем спортивного совершенствования и воспитания.

В целом освоение ценностей спортивной культуры возможно только в процессе организации активности человека в сфере спорта.

Однако на сегодняшний день к занятиям спортом привлечено не более 10% населения России. Тем самым не используется в полной мере ценностный потенциал спортивной культуры. В то же время тревожно звучит сигнал педагогов и социологов о демографическом кризисе, отсутствии национальной идеи в российском обществе, духовном и физическом неблагополучии страны. В связи с этими обстоятельствами перед образованием ставится задача формирования жизнеспособной личности. Жизнеспособность - это стремление человека выжить, не деградируя в ухудшающихся условиях социальной и культурной среды, воспроизвести и воспитать жизнестойкое в биологическом и социальном плане потомство, стать индивидуальностью, сформировать смысложизненные установки, самоутвердиться, найти себя, реализовать свои задатки и творческие возможности, преобразуя при этом среду обитания, делая ее более благополучной для жизни, не деформируя и не уничтожая ее.

Это интегральное качество человека, обладающего совокупностью ценностных ориентаций, личностных установок, разносторонних способностей, базовых знаний, позволяющих ему успешно функционировать и гармонично развиваться в изменяющемся социуме. В личностном контексте жизнеспособность проявляется в высоком уровне социальной активности, направленной, прежде всего, на формирование самого себя в соответствии с заданными целями личностного и профессионального самоопределения.

Вопросы для самоконтроля

Дайте определение и раскройте содержание основных понятий физической культуры и спорта:

  1. "физическая культура",
  2. "физическое воспитание",
  3. "спорт",
  4. "физическая рекреация",
  5. "двигательная реабилитация",
  6. "физическая подготовка",
  7. "физическое развитие",
  8. "физические упражнения".
  9. История развития физической культуры в Древнем мире.
  10. История развития физической культуры в СССР.
  11. История развития физической культуры в России.
  12. Цели и задачи физической культуры в высшем учебном заведении.
  13. Физическая культура студентов: структура, характеристика.
  14. Охарактеризуйте деятельность Российского студенческого спортивного союза.
  15. Интеллектуальные ценности физической культуры и спорта.
  16. Двигательные ценности физической культуры и спорта.
  17. Технологические ценности физической культуры и спорта.
  18. Интенционные ценности физической культуры и спорта.
Вверх