Кл час основные правила культурного поведения учащихся. Классный час "культура поведения". по развитию интеллектуальных умений учащихся

БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

«ОРЛОВСКИЙ РЕСТАВРАЦИОННО-СТРОИТЕЛЬНЫЙ ТЕХНИКУМ»

Методическая разработка классного часа

«Культура в моей жизни»

Подготовил преподаватель:

Е.С.Талбизода

Орел, 2017 уч.год

План-конспект классного часа

Тема: Культура в моей жизни

Тип классного часа: нравственно-культурное воспитание

Цели:

    Воспитывать культуру поведения учащихся

    Ознакомить учащихся с основными понятиями по теме

    Формировать основы поведения в обществе и нравственные принципы у учащихся, воспитывать культуру поведения.

Задачи урока:

    Ознакомить учащихся с основными понятиями по тематике классного часа

    Напомнить учащимся о том, как правильно вести себя в той или иной среде, чтобы их посчитали воспитанными и культурными людьми

    Развить культурные и социально значимые навыки

    Выявить важность правильного поведения в обществе

Тип классного часа: воспитать нравственные и культурные аспекты учащихся, научиться правильному поведению в обществе

Оснащение: доска, компьютер, мультимедийный проектор

Форма организации урока: индивидуальная и групповая деятельность.

Хорошее воспитание не в том, что ты не прольешь соуса на скатерть, а в том, что ты не заметишь, если это сделает кто-нибудь другой.

Чехов А.П.

Здравствуйте, ребята! Сегодня наш классный час посвящен теме «Культура поведения» . Мы коснемся не только того, как надо вести себя в обществе, но и в техникуме – том месте, в котором вы проводите основную часть своего времени, но, к сожалению, не всегда можете правильно вести себя. Надеюсь, к концу занятия мы сформулируем важные для нас правила поведения и научимся им следовать. Ну, а сейчас поговорим о том, что же такое культура поведения в общем смысле этого слова.

Под культурой поведения понимают совокупность сформированных, социально значимых качеств личности, повседневных поступков человека в обществе, основанных на нормах нравственности, этики и эстетической культуре. Культура поведения выражает, во-первых, нравственные требования общества, во-вторых, усвоение положений, направляющих, регулирующих и контролирующих поступки и действия человека. Мы должны четко осознавать, что культура речи имеет глубокий внутренний смысл, так как ее наличие свидетельствует об уважении к другим людям, традициям. Во многом на культуру поведения влияет наша семья, окружение и, конечно, люди, которые являются для нас авторитетами.

А сейчас, мне бы хотелось, чтобы вы поделились на группы.

Перед вами список утверждений, одни из которых относятся к культурному человеку, другие – к человеку, пренебрегающему культурными нормами. Первая группа учащихся будет отбирать утверждения, относящиеся к человеку некультурному, пренебрегающему нормами поведения. Вторая группа выберет утверждения, которые, по их мнению, свойственны культурному человеку.

Итак, на выполнение задания вам дается 5 минут. [см. Приложение 1]

Теперь, давайте сравним наши результаты и определим, кто оказался прав. Первая группа, выступите со списком тех норм, которые характерны для некультурного человека.

(Выступает первая группа, правильные ответы: не уступить место женщине с ребенком в транспорте, сорить на улице, есть, в том числе мороженое на улице, не спрашивая разрешения у впереди идущего человека, пройти, если тротуар узкий, уступить дорогу, если ты старше, не соблюдать правила дорожного движения, проходить на свое место в театре или кино спиной к сидящим, трогать экспонаты в музее, вырывать страницы из книги, рисовать в книге, не возвращать книгу в библиотеку вовремя, бегать на перемене, толкать других, не пропускать вперед женщин и пожилых людей, не помочь пересечь улицу пожилому человеку.

Выступает вторая группа, правильные ответы: обгонять впереди идущих людей слева, уступать место старшим в транспорте, во время спектакля не разговаривать, не пересаживаться, если ты на уроке, поднять руку и ответить, на уроке внимательно слушать учителя, при выходе из транспорта подавать руку сзади идущей женщине или пожилому человеку, всегда говорить «спасибо» и «пожалуйста», вставать, если в кабинет входит преподаватель во время урока).

Как видите, ребята, культура может пригодиться нам в любом месте и при любой ситуации. Иногда бывает крайне неприятно встретить некультурного человека, который поведет себя неподобающим образом в одной из ситуаций, с которыми мы с вами ознакомились. И, согласитесь, как приятно, когда встретишь вежливого и учтивого человека. Так вот старайтесь быть такими!

С культурой поведения можно встретиться не только на улице, в театре, в транспорте и так далее, но и в месте, где вы сейчас находитесь – техникуме. Поэтому для вас наиболее актуально будет научиться вести себя здесь, том месте, которое является для вас вторым домом. Тут и возникает такое понятие, как «коллектив».

Коллекти́в (от лат. collectivus - собирательный ) - группа, совокупность людей, работающих в одной организации, на одном предприятии, объединенных совместной деятельностью в рамках какой-либо организации, цели. По виду деятельности различают трудовые, учебные, военные, спортивные, художественной самодеятельности и другие коллективы . В более широком смысле - люди, объединенные общими идеями, интересами, потребностями. В нашем случае, это учебный коллектив. В коллективе человек должен руководствоваться не только своим мнением и потребностями, советоваться с группой и принимать общее решение. Иногда, одно неверно сказанное слово или фраза могут обидеть человека. Именно поэтому нужно уметь правильно вести себя в коллективе.

Как вы думаете, какие качества характеризуют вежливого человека? Как нужно вести себя, чтобы не было обид и ссор?

(Учащиеся придумывают качества, наиболее подходящие для характеристики вежливого человека, участника коллектива. Учитель фиксирует их на доске.

Например: вежливость, доброжелательность, дружелюбие, дорожи честью, помогай слабым, будь справедливым, не унижай других, не допускай ссор и драк, угроз и крика, не будь грубым и резким, не повышай голос, будь добрым и тактичным, поступай так, как хочешь, чтобы поступали с тобой и др.)

Существует одно золотое правило: «поступай с другими так, как хочешь, чтобы поступали с тобой».Это правило объединяет все религии в мире, ведь Христианство гласит: «Как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними» (Мф. 7:12). Приверженцы Ислама говорят: «ни один из вас не уверует, пока не начнет желать своему брату того же, чего желает себе» (Сунна, Хадис). В Конфуцианстве сказано: «Вот закон добра и любви: не делай другому того, чего не пожелал бы себе» («Изречения», 15:23). Буддизм также учит: «Не делай другому того, что ты счел бы злом для себя» («Удана-Варга», 5.18). И наконец, в самых древних сакральных текстах мира, «Ведах » , мы находим следующие слова: «Вот высший долг: не делай никому того, что причинило бы боль тебе» («Махабхарата», 5.1517). Именно поэтому, если мы хотим что-то изменить в мире, мы должны начать с себя.

А сейчас я предлагаю Вам попробовать сделать следующее задание.

(На экране презентация, слайд с картинками)

Я Вам буду показывать картинки, а вы будете говорить с каким из правил, норм поведения они связаны. То есть, что должен или не должен делать воспитанный человек в техникуме. И таким образом, мы сформулируем некоторые из основных правил поведения.

(Картинка 1 – нельзя сидеть в наушниках, слушать музыку на уроке.

Картинка 2 – нельзя ходить по техникуму в верхней одежде,

Картинка 3 – на занятиях необходимо отключать средства мобильной связи,

Картинка 4 – нельзя опаздывать на занятия,

Картинка 5 – если хочешь ответить, нужно поднять руку,

Картинка 6 – нужно внимательно слушать учителя,

Картинка 7 – нельзя кушать на уроке, на парте не должно быть никакой еды,

Картинка 8 – воздерживайтесь от ссор и драк,

Картинка 9 – воздерживайтесь от демонстрации интимных отношений

Картинка 10 – берегите то место, где находитесь)

Хотелось бы добавить, что есть и другие правила поведения, которым мы должны следовать, если мы находимся на уроках и на переменах:

    Соблюдать дисциплину

    В одежде избегать деталей, подчеркивающих принадлежность к субкультуре и чрезмерно открытых фасонов (вызывающе короткие юбки, глубокие декольте и т.д.).

    Быть вежливым с другими обучающимися и преподавателями, уважительно относиться к товарищам.

    Не допускать в помещении техникума нецензурную брань, выражения, унижающие достоинство человека.

    Не допускать случаев психического и физического насилия

    Выполнять требования дежурных преподавателей

    Соблюдать инструкции по охране труда на уроках химии, физики, информатики, биологии, физкультуры, практического обучения.

    Во время перемен не бегать, не толкаться

    В случае любых происшествий или травм немедленно сообщить об этом ближайшему преподавателю, куратору, классному руководителю, завучу, директору техникума.

    Курить разрешено только на строго отведенной для этого площадке.

В заключение нашего классного часа хотелось бы попросить Вас нарисовать для меня что-то, связанное с темой занятия. Это может быть идеальный ученик или какой-то условно запрещающий знак, относящийся к нормам поведения, или даже просто какая-то красиво написанная фраза, связанная с правила поведения в техникуме. Пусть это будет ваша фантазия. И пусть каждый из вас вкратце объяснит, с чем связан его рисунок.

(Учащиеся рисуют и по очереди объясняют свои рисунки)

Спасибо за сегодняшний классный час! Спасибо, что были активны. Я надеюсь, что вы почерпнули для себя много нового и что будете стараться следовать правильному поведению, как в стенах техникума, так и вне. До свидания!

не уступить место женщине с ребенком в транспорте

сорить на улице

есть, в том числе и мороженое на улице

обгонять идущих впереди людей слева

не спрашивая разрешения у впереди идущего человека, пройти, если тротуар узкий

уступить дорогу, если ты старше

уступать место старшим в транспорте

не соблюдать правила дорожного движения

проходить на свое место в театре или кино спиной к сидящим

во время спектакля не разговаривать, не пересаживаться

трогать экспонаты в музее

вырывать страницы из книги

рисовать в книге

если ты на уроке, поднять руку и ответить

не возвращать книгу в библиотеку вовремя

на уроке внимательно слушать учителя

бегать на перемене, толкать других

не пропускать вперед женщин и пожилых людей

при выходе из транспорта подавать руку сзади идущей женщине или пожилому человеку

не помочь пересечь улицу пожилому человеку

всегда говорить «спасибо» и «пожалуйста»

вставать, если в кабинет входит преподаватель во время урока

Классный час №1 "Культура общения"

Нет большей роскоши, чем роскошь человеческого общения

А. Сент-Экзюпери

Основные вопросы темы:

    Классовая и историческая сущность общения людей.

    Гуманистическое содержание современного этикета.

    Эмоциональная сторона общения. Культура чувств, способность сопереживания как формы выражения эмоциональной стороны отношений людей.

Классный час №2 "Эстетическое и этическое поведение человека"

Всегда особенно ценна

Бывает внешность той,

Чья красота озарена

Душевной красотой

Омар Хайям

В человеке все должно быть прекрасно:

и лицо, и душа, и одежда, и мысли

А.П.Чехов

Между красотой и красивостью такая разница, какая существует между живым листком,

выращенным землей, и бумажным цветком, сработанным в мастерской

К.С. Станиславский

Основные вопросы темы:

    Культура человека внутренняя и внешняя, их единство.

    Вкус и мода. Основные требования к внешнему виду.

    Что такое "манера". Манеры хорошие и плохие. Как выработать в себе хорошие манеры поведения?

    Тактичность и деликатность. Почему они так важны в общении людей?

Классные часы № 3-4 "Твое поведение в школе"

Цикл бесед на эту тему должен быть проникнут мыслью о том, что дисциплина – это дисциплина борьбы и преодоления трудностей. Воспитать в себе такую дисциплину можно и необходимо, учась в школе. В основу проведения бесед на эту тему должны быть положены Правила для учащихся школы, а также Устав школы.

Классный час № 5 "Твое поведение в общественных местах"

Основные вопросы темы:

    Как вести себя на улице?

    Умей вести себя в театре, концертном зале, кинотеатре.

    Ты в городском транспорте.

    Если ты идешь в магазин, как себя вести в нем?

Классный час № 6 "Культура взаимоотношений мальчиков и девочек, юношей и девушек"

Люблю, но реже говорю об этом

Люблю людей, но не для многих фраз.

Торгует чувством тот, кто перед светом

Всю душу выставляет напоказ

В. Шекспир "Отношение к женщине определяет степень культуры нации"

Основные вопросы темы:

    Нужны ли рыцари в наши дни?

    Девичья гордость. Как ее понимать?

Классный час № 7 "В гостях и дома"

Основные вопросы темы:

    Правила поведения за столом.

    Ты принимаешь гостей.

    Заботливое отношение к родителям – признак высокой культуры человека.

Приложение 5

Примерная тематика классных часов

по развитию интеллектуальных умений учащихся.

5 класс

В. И. Даль и его толковый словарь.

Я и мои способности.

Мир энциклопедий.

6 класс

Мои сильные и слабые стороны.

Как развить в себе умение слушать и слышать, смотреть и видеть?

Мои “почему?” и ответы на них.

7 класс

Глубинные тайны человеческого познания.

Внимание и внимательность. Слова одного корня?

Как научиться управлять собой.

8 класс

Талантливость и гениальность. В чем оно проявляется?

Тренировка памяти – залог будущего успеха.

9 класс

Человек и творчество. Великие творения человечества.

Разговор с самим собой по душам.

10 класс

Как научиться властвовать собой?

Мои лингвистические способности. Как они проявляются?

Недостатки человека и их влияние на его судьбу.

11 класс

Пока я мыслю, я живу.

Юмор в жизни человека.

Приложение 6

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ

«КЛАССНЫЙ ЧАС В СИСТЕМЕ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ВОСПИТАНИЯ»

ЦЕЛЬ : повышение компетенции педагогов школы в вопросах современных воспитательных технологий, способствование формированию у педагогов установки на использование личностно-ориентированного подхода в воспитательной работе, овладение классными руководителями методикой подготовки и проведения личностно-ориентированного классного часа.

ЗАДАЧИ:

    проанализировать систему подготовки и проведения классных часов в школе;

    выявить сущностные характеристики личностно-ориентированного подхода в воспитании;

    определить пути и способы освоения педагогами технологии подготовки и проведения личностно-ориентированного классного часа.

ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:

    изучение методической литературы по обсуждаемой проблеме;

    создание инициативной группы по подготовке и проведению педсовета;

    проведение анкетирования среди педагогов школы по проблеме подготовки и проведения классного часа;

    посещение классных часов с целью изучения технологий, используемых при проведении воспитательных мероприятий классными руководителями;

    разработка памяток для классных руководителей по технологии подготовки и проведения личностно-ориентированного классного часа;

    оформление стенда методической и художественной литературы по проблеме педсовета;

    подготовка инициативной группой проекта решения педагогического совета.

ХОД ПЕДСОВЕТА:

    Введение в тему педагогического совета (заместитель директора по воспитательной работе):

(На экране – тема педсовета «Классный час в системе личностно-ориентированного воспитания»).

В настоящий период радикального преобразования воспитательной практики очевидна необходимость освещения проблемы классного часа. В нынешней ситуации развития российского образования к нему относятся по-разному: в одних учебных заведениях проведение классных часов отменили, отнеся их к застойным авторитарным формам воспитательной работы. В других, наоборот, решили проводить ежедневно, отводя первый урок учебного дня для общения классного руководителя со своим классом. Приходится констатировать, что ни тот, ни другой вариант отношения к классному часу не является педагогически целесообразным. В первом случае педагоги просто потеряли специально отводимое время для общения со своими воспитанниками, а во втором – это время оказалось чрезмерно большим, чтобы использовать его строго по назначению, и учителя стали проводить вместо часов общения дополнительные учебные занятия. Разумеется, учителей волнует сегодня не только и не столько периодичность проведения классных часов, сколько содержание и способы их организации.

Целью проведения воспитательных мероприятий в форме классных часов должно являться способствование формированию у ребенка младшего школьного возраста активной жизненной позиции, интереса к общественной, познавательной, трудовой деятельности, развитию коммуникативных и организаторских способностей.

В ходе анкетирования, проведенного в 3-4 классах нашей школы, выявлено, что более 60% учащихся чувствуют себя на классном часе, как на уроке: слушают «объяснение» учителя, отвечают на вопросы. Среди основных видов деятельности школьники отмечают монологи учителя «о чем-то» (40%), разговоры об успеваемости (25%), обсуждение поведения отдельных учащихся (10%). (Результаты анкетирования выводятся на экран).

Такой подход к использованию времени ученика после уроков ни в коей мере не способствует развитию младшего школьника как члена ученического коллектива, как личности. Не всегда то, что интересно учителю, интересно и его воспитанникам, так как классными руководителями не всегда учитываются возрастные особенности детей, их умение воспринимать на слух ту или иную информацию, выполнять задуманное учителем, пусть даже интересное (по мнению взрослого), задание.

Поэтому сегодня мы говорим о новых подходах в воспитании детей через классный час. Большинство педагогов полагает, что стратегическим направлением совершенствования этой формы воспитательной работы является повышение роли классного часа в развитии личности ребенка, формировании его неповторимой индивидуальности. Рождается новый тип классного часа – личностно-ориентированный. Именно о нем и пойдет сегодня речь.

    Классный час как форма воспитательной работы

Чтобы выявить характерные черты личностно-ориентированного классного часа, особенности его подготовки и проведения, следует сначала выяснить, что в педагогике понимается под такой формой работы, как классный час. С этой целью проанализируем результаты анкетирования педагогов об их определении классного часа и об отношении классных руководителей к этому виду воспитательной работы (на экран выводятся результаты анкетирования педагогов).

Исходя из названных определений классного часа, можно выделить его характерные черты. К ним целесообразно отнести следующие:

    во-первых , это форма внеурочной воспитательной деятельности, и в отличие от урока ему не должны быть присущи академизм и поучающий тип педагогического взаимодействия;

    во-вторых , это форма фронтальной (массовой) воспитательной работы с детьми, но важно помнить и то, что при подготовке и проведении классного часа возможно использование и групповых, и индивидуальных форм воспитательной деятельности;

    в-третьих , это гибкая по составу и структуре форма воспитательного взаимодействия, однако это не означает, что все педагогические контакты классного руководителя с коллективом учащихся класса можно считать классными часами;

    в-четвертых , это форма общения классного руководителя и воспитанников, приоритетную роль в организации которой играет педагог. Эту форму воспитательной работы называют часом классного руководителя.

Из этого можно вывести следующее определение понятия «классный час»: классный час – это гибкая по составу и структуре форма фронтальной воспитательной работы, представляющая собой специально организуемое во внеурочное время общения классного руководителя с учащимися класса с целью содействия формированию классного коллектива и развитию его членов (определение выводиться на экран).

В процессе деятельности по подготовке и проведению классных часов возможно решение следующих педагогических задач:

    обогащение сознания учащихся знаниями о природе, обществе, человеке;

    формирование у детей умений и навыков мыслительной и практической деятельности;

    развитие эмоционально-чувственной сферы и ценностно-смыслового ядра личности ребенка;

    содействие становлению и проявлению субъектности и индивидуальности учащегося, его творческих способностей;

    формирование классного коллектива как благоприятной среды развития и жизнедеятельности школьников.

Разумеется, что решение всех перечисленных задач следует связывать не с неким отдельным часом общения учителя со своими воспитанниками, пусть даже блестяще проведенным, а с хорошо продуманной и детально разработанной системой их организации, где каждому классному часу отводится определенное место и роль.

Какое же место в этой системе должен занять личностно-ориентированный классный час? В чем заключается его основное предназначение? Постараемся найти ответы на эти вопросы. Мы полагаем, что главное его предназначение связано с решением задачи содействия становлению и проявлению индивидуальности учащегося, его творческих способностей. Чтобы реализовать это предназначение, надо внести изменения во все компоненты классного часа.

    Технология подготовки и проведения личностно-ориентированного классного часа

(практическая часть педсовета проводится руководителем методического объединения классных руководителей)

Чтобы педагоги, присутствующие на сегодняшнем педсовете, имели возможность лучше понять технологию подготовки и проведения личностно-ориентированного классного часа, предлагаем Вам на практике смоделировать алгоритм совместной деятельности классного руководителя и его воспитанников (педагогам предлагается распределиться на 4 группы и создать экспертную группу).

Первый шаг – составление педагогом совместно с учащимися и их родителями тематики классных часов на новый учебный год. Участникам каждой группы, в состав которой входят «учащиеся», «родители», «классные руководители», используя метод брейнсторминга («мозгового штурма»), предлагается определить темы классных часов, учитывая возрастные особенности, интересы младших школьников. (Работа в группах 5-7 минут, заслушивание представителей групп, оценка работы экспертной группой).

Второй шаг – уточнение темы классного часа и генерирование идей по его подготовке и проведению. Используя методику составления цветограммы «Почва», из тем, определенных участниками групп, предлагается распределить темы классных часов на «слои». Верхний «слой» - карточки зеленого цвета – первоочередные темы, подлежащие обсуждению на классном часе; средний «слой» – карточки желтого цвета – то, что следует обсудить во вторую очередь; нижний – карточки красного цвета – то, что можно обсудить еще позже (представители групп зачитывают результаты выполнения задания). В результате работы предлагается уточненная тема классного часа «Я в мире, мир вокруг меня».

Третий шаг – уточнение цели, содержания, даты и места проведения классного часа, формирование сообщества его организаторов (совета дела, инициативной или творческой группы). Этот этап не представляет сложности для организаторов классного часа.

Четвертый шаг – это индивидуальная и групповая деятельность по подготовке классного часа. Группам предлагаются различные виды заданий: 1 группе – по словарям найти определение понятия «толерантность», 2 группе – найти примеры известных произведений, в которых герои были непохожими на других (литературные произведения, кинофильмы, песни); 3 группе – выработать свод правил толерантного поведения; 4 группе – индивидуальное задание: выучить стихотворение А. Усачева «Удивительный гном»; коллективное задание – подобрать вопросы для этого стихотворения.

Пятый шаг – составление учителем совместно с другими организаторами сценарного плана классного часа. Этот этап подготовки классного часа очень важен, так как он определяет алгоритм проведения воспитательного мероприятия. Классный руководитель должен подумать и найти оптимальный вариант проведения классного часа, рационально распределив его время, в то же время включив в сценарный план эмоционально-психический настрой и мотивационную подготовку к участию в коллективном разговоре и деятельности; продумать моменты, когда дети смогут проявить свою индивидуальность и творческие способности; каким образом подвести итоги классного часа, чтобы стимулировать дальнейшую деятельность по самопознанию и саморазвитию. Также следует предусмотреть время для незапрограммированных ситуаций, возникающих в ходе проведения классного часа.

Шестой шаг – проведение классного часа (моделирование хода проведения классного часа с участниками педсовета).

    Введение в тему классного часа.

Как разнообразен мир вокруг нас. Как противоречив мир внутри нас. Сегодня мы рассмотрим одну из граней внутреннего мира каждого из нас – индивидуальность. Легко ли быть индивидуальным?

    Эмоционально-психологическая подготовка к занятию.

Участникам предлагается из различных по цвету листов бумаги любым способом изготовить макет птицы (вырезать, сложить, нарисовать). Обратить внимание на то, что все птицы непохожи друг на друга, так же как и все люди. Можно предложить объяснить свой выбор цвета бумаги.

    Чтение одним из участников стихотворения А. Усачева «Удивительный гном». Вопросы:

    О чем это стихотворение?

    Что делает нас непохожими на других?

    Что такое индивидуальность?

Каждый участник придумывает два качества, характеризующие его (условие – качества должны начинаться на ту же букву, что и его имя. Например, Татьяна – творческая, терпеливая и т.д.).

    Диагностика «Мой портрет в интерьере».

На фоне своего автопортрета нарисовать (или написать) то, что для него значимо и без чего автопортрет не значим. Это и станет интерьером автопортрета.

    Просмотр мультфильма «Адажио». Вопросы по просмотренному:

    Объясните причины того, что никто не любил белую птицу, и она стала предметом нападок со стороны других?

    Кажутся ли вам эти причины обоснованными и справедливыми?

    Считаете ли вы, что люди относятся друг к другу не всегда справедливо?

    Вспомните известные случаи несправедливого, а может быть даже жестокого отношения (ответы группы № 2).

    Мы все очень разные, но мы должны жить рядом и понимать друг друга. Существует понятие «толерантность». В разных языках оно трактуется по-разному (группа № 1 предлагает варианты объяснения этого понятия в разных языках – английском, французском, арабском, персидском, русском).

    Какими качествами должен обладать толерантный человек? (зачитываются результаты подготовительной работы группы № 3).

    Игра «Вместе мы поможем друг другу вырасти»: стать в круг друг за другом, положить лист бумаги на спину впередистоящему. Написать то хорошее, что есть в соседе. Снять листы и прочитать, что там написано.

    Заключительная часть: Каждый из нас неповторим, уникален. Пусть ваша звездочка по имени Индивидуальность всегда живет рядом с вами, удивительная, неповторимая, независимая и дружелюбная!

Седьмой шаг – анализ и оценка результативности классного часа и деятельности по его подготовке и проведению. Участникам педсовета предлагается ответить на вопросы анкеты для выявления результативности проведенного «воспитательного мероприятия»:

    Значима ли для вас лично тема классного часа? Да. Нет. Не могу ответить.

    Комфортно или нет вы чувствовали себя на мероприятии? Да. Нет. Не могу ответить.

    Имели ли вы возможность проявить свои индивидуальные или творческие способности? Да. Нет. Не могу ответить.

    Имели ли вы возможность обогатить свой жизненный опыт? Да. Нет. Не могу ответить.

    Носил ли классный час духовно-нравственную ценность? Да. Нет. Не могу ответить.

    Какова степень вашей вовлеченности в подготовку и проведение классного часа? Да. Нет. Не могу ответить.

3. Обобщающая часть (заместитель директора по воспитательной работе).

Из всего услышанного на сегодняшнем педсовете давайте совместно определим общие и характерные черты традиционного и личностно-ориентированного классного часа (анализ памятки).

Традиционный классный час

Личностно-ориентированный классный час

Целевой компонент

Направленность на усвоение учащимися принятых в обществе ценностей, норм отношений и образцов поведения, т.е. на формирование в личности ребенка социально типичного.

Целевые установки связаны, прежде всего, с развитием индивидуальности и субъектности ребенка, проектированием и становлением уникального образа его жизнедеятельности.

Организационно-деятельностный компонент

Главным и часто единственным организатором совместной деятельности и общения выступает классный руководитель. Взаимодействие участников классного часа строится на основе монолога, фронтальных и групповых форм работы, субъектно-объектных отношений между педагогом и другими членами классного сообщества. Совместная деятельность, как правило жестко регламентируется и осуществляется в строгом соответствии с разработанным учителем планом классного часа.

Учащиеся являются полноправными организаторами классного часа, происходящей на нем совместной деятельности. Акцент делается на активном и заинтересованном участии каждого ребенка, актуализации его жизненного опыта, проявлении и развитии его индивидуальности. Педагог заботится о создании для детей и взрослых ситуаций выбора и успеха. Преобладают субъект-объектные отношения, диалоговые и полилоговые формы общения.

Оценочно-аналитический компонент

При анализе и оценке эффективности классного часа внимание обращается на объем, новизну и духовную ценность передаваемой детям информации, культуру и оригинальность ее изложения, качество ее усвоения учащимися.

В качестве критериев оценки результативности классного часа выступают проявление и обогащение жизненного опыта ребенка, индивидуально-личностное значение усваиваемой информации, влияние на развитие индивидуальности и творческих способностей учащихся, комфортность и активность их участия в классном часе.

4. Заключительная часть. Завершая разговор об организационно-методических аспектах личностно-ориентированного классного часа, следует подчеркнуть, что успешность проведения такого часа общения классного руководителя со своими воспитанниками зависит не только от освоения педагогом технологии его организации, но от того, насколько принципы личностно-ориентированного подхода поняты и приняты учителем, насколько они соответствуют его педагогическому кредо.

Понятно, что такой классный час нельзя проводить по указке сверху. Он не только готовится на основе слепого воплощения технологических конструкций. Для созидания личностно-ориентированного взаимодействия педагогу необходимо безгранично верить и доверять ученикам, видеть смысл педагогической деятельности не в формирующем воздействии на детей, а в стимулировании и поддержке их внутренних сил и стремлений.

Желаем Вам успехов в Вашей работе!

ПРОЕКТ РЕШЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОВЕТА

    Отметить системный характер проведения классных часов в соответствии с планом работы школы.

    Классным руководителям совершенствовать методику подготовки и проведения классных часов, разнообразить формы, приемы и методы их организации.

    Активно овладевать технологией использования личностно-ориентированного подхода при подготовке и проведении классных часов, используя материалы педагогического совета.

    Заместителю директора по воспитательной работе и руководителю методического объединения классных руководителей разработать критерии анализа и самоанализа личностно-ориентированного классного часа.

Классный час « О культуре поведения»

Участники: студенты 22 группы, куратор

Цели:

1) содействовать формированию познавательного интереса к этическому знанию, основам этической культуры;

2) побуждать обучающихся к самосовершенствованию.

Оформление, оборудование и инвентарь:

на доске:

а) тема классного часа и слова поэта Александра Межирова:

Нелёгок труд заводов и полей,

Но есть работа много тяжелей.

Работа эта – быть среди людей.

б) «чаша мудрости» (можно нарисовать мелом или использовать заранее приготовленный рисунок на бумаге) и прикреплённые к ней листочки с ситуациями, педагогическими задачами, высказываниями или афоризмами из области этикета;

Ход проведения.

I. Вступительное слово куратора, в котором называется тема классного часа и зачитываются слова поэта А. Межирова. Совместно с обучающимися даётся объяснение понятия «культура поведения». (Культура поведения – это совокупность форм повседневного поведения человека (в труде, в быту, в общении с другими людьми овокупность форм повседневного поведения человека () называется тема классного часа и слова поэта А. 0000000000000000000000000 ) , в которых находят внешнее выражение моральные и эстетические нормы этого поведения).

II. Предлагается работа с «чашей мудрости». Желающие вынимают из «чаши» листок, где обозначены ситуациями, педагогическими задачи, высказывания или афоризмы из области этикета. Прочитав написанное, ученик обосновывает своё решение или комментирует высказывание.

Задания-вопросы:

1.Откуда берётся мнение о человеке, которого совсем не знаешь? (В прежние времена люди придавали первому впечатлению ещё большее значение, чем теперь. Судили даже по внешности. Древнегреческий философ Аристотель писал, что человек, у которого руки достают до колен, смел, честен, свободен в обращении, а тот, у кого взъерошенные, лохматые волосы, - трусоват.

Настоящую сенсацию произвёл выпущенный в 1775 г. Философский трактат швейцарского писателя Лафатера «Физиогномические фрагменты», в котором автор пытается найти связь духовных качеств человека со строением его скелета и чертами лица. С ним спорил его современник, руководствовавшийся тезисом: внешность обманчива. И хотя споры длятся до сих пор, нельзя отрицать, что 90% строят свои отношения с человеком на основе первого впечатления.)

2.Если ты не знаешь имени человека, к которому обращаешься, как начать фразу? («Простите пожалуйста …» или «Будьте добры, пожалуйста …»)

3.Зачем люди ходят в гости? (Можно рассказать случай из жизни Вольтера.)

4.Почему родилась поговорка: «Дарёному коню в зубы не смотрят»? (Можно рассказать случай из жизниМоцарта.)

5.Из какой знаменитой книги эти советы?

- Не хватай первым блюда и не дуй в жидкое, чтобы везде брызгало. Не сопи, егда яси (когда ешь).

- Когда что тебе предложат, то возьми часть из того, прочее отдай другому.

- Над ествою не чавкай, как свинья, и головы не чеши. Не проглотив куска, не говори.

- Около своей тарелкой не делай забора из костей, корок, хлеба и прочего…(«Юности честное зерцало»)

6.Что надо помнить, чтобы по усам текло, а в рот попало? (Необходимо помнить, какие блюда чем есть.)

7.Чему служила раньше частица «с»? (В России в XIX в. частица «с» была распространена как частица вежливого обращения. Она могла присоединяться к любому знаменательному слову. Она возникла из обращения «сударь». Особое распространение получила в чиновничьей сфере и постепенно стала восприниматься как выражение угодливости.)

8.Как охарактеризовать с точки зрения этикета поведение Евгения Онегина?

Все хлопает, Онегин входит.

Идет меж кресел по ногам…

9.Назовите главные, с вашей точки зрения, правила этикета.

«Испив» полностью «чашу мудрости», учащиеся приходят к выводу, что человек живёт в обществе и должен соблюдать определённые правила поведения: правила поведения дома, в школе и других общественных местах.

III. Теперь мы проведем викторину и узнаем, кто лучше всех знает правила поведения.

1. Ты идешь с товарищем на улице. Он поздоровался с незнако­мым тебе человеком. Надо ли поздороваться и тебе? (Да).

2. Вы вошли в автобус с задней площадки и увидели, что у пе­редней двери стоят ваши друзья. Надо ли поздороваться с ними? Как? (Кивнуть, махнуть рукой).

3. Вы часто встречаете человека, когда идете в колледж, но незнако­мы с ним. Надо ли здороваться? (Приветствовать людей, с которы­ ми часто встречаешься, даже если ты с ним не знаком, обязательно).

4.Мальчик в автобусе сидит у окна, девочка - со стороны про­хода. Подошла женщина с ребенком на руках. Кто должен усту­пить место? (Мальчик, а девочка или пересаживается к окну, или встает и пропускает маму с малышом).

5. Ты едешь с тренировки. На тебе теплый свитер; так хочется открыть окно в автобусе, тем более, что и народу немного: сзади сидят бабушка и малыш с папой. Можно ли это сделать? (Нужно спросить разрешение у других пассажиров: «Вам не помешает, если я открою окно?»)

6. Кто должен первым закончить разговор по телефону: кто по­звонил или кому позвонили? (Тот, кто позвонил; однако, если вы звоните старшим, пусть конец разговору положат они).

7. Правда ли, что если кто-то чихнет, нельзя говорить «Будьте здо­ровы»? Что можно? (Лучше всего не обратить на это внимание).

8. Если тебе принесли завернутый подарок, можно его развернуть и посмотреть? Говорят, что если начинаешь сразу разворачивать, то показываешь свою жадность. (Надо развернуть, поблагодарить; гостю ведь тоже интересно, понравился ли подарок).

9. На вечере мальчик приглашает девочку танцевать. Она отка­зывается. Он спрашивает: «Почему?» Что должна отвечать де­вочка? (Этикет разрешает девушке отказаться от приглашения на танец, не объясняя причины).

10. Ваш знакомый едет в другой город, и вы хотите передать с ним письмо подруге. Нужно ли заклеивать конверт? (Нет, этим вы обидите друга, проявляя недоверие к нему).

11. Катя, Зина, Оля уселись во дворе на лавочке. Оле нужно рас­сказать Кате по секрету то, что касается их двоих. Можно ли это сделать прямо тут же? (Секретничать двум людям в присутствии третьего человека нельзя: он может подумать, что речь идет о нем или что ему не доверяют).

12. Вам подарили вещь, которая у вас уже есть или вам не нуж­на, не нравится. Что вы скажете тому, кто ее подарил? (Не следу­ ет огорчать человека, который хотел доставить вам приятное своим подарком).

13. Ребята часто берут друг у друга взаймы деньги и разные вещи. Составьте несколько правил одалживания, которым следуют вос­питанные люди. (Брать взаймы надо только в случае крайней не­ обходимости. Возвращать долг в точно указанный срок с обяза­ тельной благодарностью. Никогда не одалживать такие предметы, как расческа, мочалка, одежда - это негигиенично; не следует брать взаймы предмет, который легко может быть испорчен (кас­ сету, пластинку); не полагается одалживать редкие и дорогие предметы, которые, в случае утраты или порчи, никакими деньга­ ми не возместишь, например, редкую коллекционную марку, ка­ кую-то особенную фотографию, которая существует в единствен­ ном экземпляре (старинную книгу и т.д.)

Куратор: Теперь вам предстоит найти ошибки в поведении людей.

В школьном коридоре разговаривают учителя. Олег увидел среди них куратора я и вежливо сказал: «Здравствуйте, Елена Александровна». (Надо здороваться со всеми учителями).

В дверь постучали. Сергей, продолжая есть, крикнул: «Входите, открыто!» Вошла Марина, она пришла за книгой. (Надо встретить; по­мочь раздеться; если есть возможность - предложить поужинать; если нет - отложить ужин; предложить Марине какое-либо занятие, пока Сергей будет искать книгу).

Скоро в колледж. Уроки еще не сделаны. А мама просила начистить картошки и протереть пол. Но Игорь никак не возьмется за дело. С утра к нему пришли два брата-соседа и все не уходят. Что делать? (Надо вежливо сказать, что у него есть дела, попросить извинения и пригласить гостей прийти в другой раз).

Лена и мама тщательно готовились ко дню рождения: жарили пи­рожки, пекли торт, купили мороженого и даже сделали молочный кок­тейль. Гости засыпали Лену подарками, чинно уселись за стол, быстро управились с угощениями. И заскучали. Девочки сбились на диване, листали книжку, смеялись. Мальчики в другом углу играли в шашки.- Айда, ребята, шайбу погоняем, - сказал кто-то. И мальчики заторо­пились. Следом ушли и девочки. (Лена уделила много внимания столу и не подумала, чем займутся гости. Если бы мама не ушла, то она на­ шла бы выход из положения, помогла бы Лене объединить ребят).

Пока отец брал билет в автобусе, сын захватил удобное сиденье, устроился основательно и закричал: «Папа, иди скорее, я тебе место занял!» Отец подошел, наклонился к уху сына и сказал: ...Что он мог сказать? («Сын, не забыл ли ты, что мы с тобой мужчины?»)

Подавая вещи гардеробщику, ни в коем случае не перебрасывайте пальто за барьер. Пусть он сам поработает. Если так сделает каждый из нескольких сотен зрителей, у гардеробщика на руках разовьются пре­красные мускулы. Правильный ли это совет?

Номерок лучше повесить на палец, так будет удобно вращать его в фойе и во время концерта. Согласны?

Если ваши места в середине ряда, не торопитесь занимать их. Пусть сначала сядут все остальные. Зато потом, когда вы будете проходить, им придется встать. Это как зарядка, полезно для здоровья. Верно, ребята?

Как только вы уселись на месте, начинайте хлопать. Ведь просто не­ справедливо, что вы уже готовы, а представление или фильм не начинается.

    Не забудьте: вам с товарищем не так часто приходится просидеть рядом 1,5-2 часа. Используйте эту возможность, чтобы рассказать все новости. Одно плохо: приходится иногда напрягать голосовые связки, так как мешает громкая музыка.

    Купите в буфете шоколадку, но сразу не ешьте. Идите в зал и, звонко шурша фольгой, разверните только тогда, когда певец или скрипач выйдут на сцену. Знаете, как приятно есть шоколадку и конфеты под музыку?!

    Помните, что долго сохранять неподвижность очень вредно для организма. Поэтому побольше двигайтесь: поворачивайтесь, наклоняй­тесь, упирайтесь ногами в спинку переднего стула и спихивайте руки соседей с подлокотников.

    Не будьте эгоистами. Если вам известно содержание фильма или спектакля, быстренько расскажите самое главное соседям.

    Вручая подарок, не скрывай своего огорчения по поводу утраты такой замечательной вещи. Ведь если ваше лицо в этот момент будет радостным, могут подумать, что ты преподносишь сущий пустяк, о котором и жалеть-то не стоит.

    Всем знакомым, друзьям, гостям обязательно покажи подарок и объяви: «Это я Вовке подарил». А то вдруг кто-нибудь подумает, что ты пришел с пустыми руками, получится неудобно.

    Проследи за судьбой подарка. Время от времени напоминай другу: «Помнишь, я тебе чехлы для коньков подарил?» Будь дипломатом: интересуйся как бы невзначай: «А где, кстати, чехлы, которые я тебе в позапрошлом году подарил?»

    В тех печальных случаях, когда обладатель подарка оказался недос­тойным человеком и, по твоему мнению, плохо обращается с подарком или с тобой лично, будь решителен и тверд. Требуй подарок обратно. Может быть, это научит зазнайку ценить настоящую дружбу и щедрость?

    Товарищ привел меня в шахматный кружок и говорит: «Знакомь­ся». Я стал каждому руку подавать и называть себя по имени. А они смеются, что я 9 раз сказал: «Руслан». Как же тогда знакомиться? (На­до было товарищу представить Руслана и затем назвать имена ребят).

Куратор: А теперь проверим, всегда ли вы себя правильно ведете? Предлагаю тест, а вы на листочках ставите + или - при ответе на вопрос.

  1. Если тебе приходится неожиданно задержаться в школе, на прогулке или внезапно уйти из дому, сообщаешь ли ты об этом к родным запиской или по телефону?

    Бывают ли случаи, что родители заняты какой-то большой работой (генеральной уборкой, ремонтом), а тебя отправляют на улицу или в кино, «чтобы не крутился под ногами»?

    Отложи на минутку книжку и осмотри квартиру. Нет ли в комнате вещей, которые лежат не на месте?

    Можешь ли ты сразу, никуда не заглядывая, назвать дни рождения родителей, братьев, бабушки?

    Известно ли тебе, какая вещь срочно необходима матери или отцу и когда они собираются ее приобрести?

    Случается ли, что, помимо маминого поручения, ты выполня­ешь еще какую-нибудь работу «от себя», по своей инициативе (например, тебя просили протереть пол в прихожей, а ты еще и всю обувь привел в порядок)?

    Мама угощает тебя апельсином, пирожным, конфетой. Все­гда ли ты проверяешь, досталось ли вкусное взрослым?

    У родителей свободный вечер. Они собираются в гости. Выражаешь ли ты свое желание не оставаться дома (про­сишь их не уходить, требуешь взять с собой, говоришь, что тебе одному страшно, или, может быть, молча сидишь с кислым и недовольным лицом)?

    У вас дома взрослые гости. Приходится ли родным напоми­нать тебе, что надо заняться каким-то тихим делом, не мешать взрослым, не вмешиваться в их разговор?

    Стесняешься ли ты дома, в гостях, в музее подать маме пальто или оказать другие знаки внимания?

А теперь подсчитайте свой результат. Если у тебя одинаковое количество «+» и «-» , то ты правильно себя ведешь, если «-» больше, то тебе следует подумать над своим поведением.

III . Заключительная часть

В заключении нашего классного часа хочется сказать:

Что поставим в основе воспитанности, которая определяет культуру поведения? (Уважение к человеку.)

В чём проявляется уважение к человеку? (В приветливости, учтивости, тактичности, деликатности, естественности, сдержанности, терпимости.)

Что они определяют? (Степень проявления уважения к другому человеку и способ его выражения.)

Цель занятия : привитие детям потребности культурного поведения.

Задачи:

Развивать навыки культурного поведения в общественных местах.

Формировать положительные моральные качества.

Формировать умение давать самооценку и взаимооценку поступкам, высказывать свое мнение по теме.

Развивать творческие способности детей.

Ход мероприятия.

Что такое “этикет”? Это каждый знает:

То нельзя и сё нельзя. Кто же возражает?
Пошутили мы, друзья, в этом нет сомненья.
А теперь серьёзное дадим определенье.

“Этикет – это правила поведения человека среди других людей.”

Человеку многое надо знать: и на каком расстоянии надо находиться, когда беседуешь с разными людьми, и как к ним обращаться, и как вести себя за столом. Как одеваться, каким должно быть поведение в общественных местах. И многое другое. Люди придумали правила для всех случаев поведения и назвали их этикетом.

А как называют человека, который знает все правила этикета и соблюдает их?

Его называют культурным.

Его называют воспитанным человеком.

- Но какие правила этикета, к сожалению, часто нарушаются в школе?

Случаи из школьной жизни”

Друзья, вот вам на всякий случай

Стихи о школьнике одном.

Его зовут …, а впрочем,

Мы лучше здесь его не назовем.

“Спасибо”, “здравствуйте”, “простите” -

Произносить он не привык,

Простого слова “извините”

Не одолел его язык.

Ему бывает часто лень

Сказать при встрече: “Добрый день!”

Казалось бы, простое слово.

А он стесняется, молчит,

И в лучшем случае “здорово”

Он вместо “здравствуй” говорит.

А вместо слова “до свидания”

Не говорит он ничего.

Или заявит на прощанье:

“Ну, я пошел, пока, всего…”

Не скажет он друзьям по школе:

“Алеша, Петя, Ваня, Толя”.

Своих друзей зовет он только:

“Алешка, Петька, Ванька. Толька”.

Ребята, мы не можем тут

Сказать вам, как его зовут.

Мы честно вас предупреждаем,

Что имени его не знаем.

Но может быть, он вам знаком

И вы встречались с ним где-либо,

Тогда скажите нам о нем,

А мы … Мы скажем вам “спасибо”.

Внимание! Словарь вежливых слов!

Прошу вас хором заканчивать начатые мной фразы:

Растает даже ледяная глыба

От слова теплого (спасибо ).

Зазеленеет старый пень,

Когда услышит (добрый день ).

Если больше есть не в силах,

Скажем маме мы (спасибо ).

Мальчик вежливый и развитый

Говорит при встрече (здравствуйте ).

Когда нас бранят за шалости,

Говорим (прости, пожалуйста )

И во Франции, и в Дании

На прощанье говорят (до свидания )

Внимательно послушайте стихотворение и определите, вежлив Витя или нет?

Малыша обидел Витя,
Но перед школою в строю
Витя просит:
“Извините, я ошибку признаю”.
На урок пришёл учитель,
Положил на стол журнал,
Следом Витя:
“Извините, я немного опоздал”.
Спор давно ведётся в классе
Вежлив Витя или нет?
Разберитесь в споре нашем
И пришлите нам ответ.

^ Правила поведения в школе.

При встрече со взрослыми людьми всегда здоровайся первым, даже если они тебе незнакомы.

    Всегда помни, что ты не один. Не бегай в коридоре и на лестницах. Это часто приводит к различным неприятностям и даже травмам.

    Проявляй внимание к своим друзьям и одноклассникам, старайся, чтобы твои слова и поступки не обидели их.

    Старайся всегда поддерживать в своей родной школе чистоту и порядок.

Культурный человек, прежде всего, аккуратен в одежде.

Он знает, как нужно одеваться в разных случаях, чего не скажешь о герое стихотворения В. Лившица.

Тротуар ему не нужен,

Расстегнувши воротник,

По канавам и по лужам

Он шагает напрямик!

Он портфель нести не хочет,

По земле его волочит.

Слез ремень на левый бок.

Из штанины вырван клок.

Мне, признаться, неприятно –

Что он делал?

Где он был?

Как на лбу возникли пятна

Фиолетовых чернил?

Почему на брюках глина?

Почему фуражка блином

И расстегнут воротник?

Кто он, этот ученик?

Ребята, как можно назвать такого ученика? (Ответы детей).

Если хочешь быть красивым.

    Одежда всегда должна соответствовать своему назначению и твоему возрасту.

    Все предметы и части твоего костюма должны сочетаться друг с другом по цвету и по стилю.

    В одежде важны опрятность и аккуратность. Следи, чтобы твоя одежда всегда была чистой и отглаженной. Твоя обувь должна быть тоже всегда начищена, независимо от погоды.

В наше время без телефона обойтись просто невозможно. Мы все привыкли к этому распространённому средству общения как к чему – то обыденному. У многих школьников теперь есть личный мобильный телефон. Но вот каждый ли школьник знает о том, что существует телефонный этикет?

^ ПОЧЕМУ ТЕЛЕФОН ЗАНЯТ?

По телефону день-деньской

Нельзя к нам дозвониться!

Живет народ у нас такой -

Ответственные лица:

Живут у нас три школьника

Да первоклассник Коленька.

Придут домой ученики -

И начинаются звонки,

Звонки без передышки.

А кто звонит? Ученики,

Такие же мальчишки.

Андрей, что задано, скажи?..

Ах, повторяем падежи?

Все снова, по порядку?

Ну ладно, трубку подержи,

Я поищу тетрадку.

Сережа, вот какой вопрос:

Кто полушария унес?

Я в парте шарил, шарил,

Нет карты полушарий!...

Взывает в трубке кто-то:

А по ботанике леса,

Луга или болото?

Звонят, звонят ученики...

Зачем писать им в дневники,

Какой урок им задан?

Ведь телефон-то рядом!

Звони друг другу на дом!

Звонят, звонят ученики...

У них пустые дневники,

У нас звонки, звонки, звонки...

А первоклассник Колечка

Звонит Смирновой Галочке -

Сказать, что пишет палочки

И не устал нисколечко.

Правила общения по телефону.

    Не следует звонить по телефону часто и в позднее время, даже если ты будешь тревожить очень близкого тебе человека.

    Никогда не обращайся по телефону к незнакомому человеку на «ты».

    Недопустимо телефонное хулиганство. За ложные вызовы и телефонное хулиганство нарушителей ждут большие штрафы.

    Нельзя долго и громко разговаривать по мобильному телефону в общественных местах.

В народе говорят…

    От вежливых слов язык не отсохнет.

    Про доброе дело говори смело.

    Ласковое слово и ласковый вид и свирепого зверя к рукам приманит.

    Сумел провиниться, сумей и повиниться.

    Спорить – спорь, а браниться – грех.

Наш праздник вежливости окончен, но хочется верить, что всегда среди вас, ребята, будут настоящие друзья, мужественные и благородные люди, способные всегда прийти на помощь, защитить слабого, люди сильные, смелые, благородные – настоящие рыцари и джентльмены!

Этикет – не этикетка

И не новенький костюм,

Это – жизненная сметка,

И воспитанность, и ум.

Во дворе и в школьном классе,

Дома и когда в гостях

Прост и вежлив оставайся –

Это вовсе не пустяк.

Вместо окрика злого

Лучше доброе слово

И улыбку не надо стеречь.

Жизнь устроена мудро:

Это вовсе не трудно –

Берегите, пожалуйста, речь!

А как нам добрые слова нужны!
Не раз мы в этом убедились сами,
А может не слова - дела важны?
Дела - делами, а слова - словами.
Они живут у каждого из нас,
На дне души до времени хранимы,
Чтоб их произнести в тот самый час,
Когда они другим необходимы.



Вверх