Error: не определено #11234. От "щелкунчика" до "чародеев". мелодии о зиме, рождестве, новом годе. "зимняя тема в произведениях русских и зарубежных композиторов" Музыкальные фрагменты о зиме

От "щелкунчика" до "чародеев". мелодии о зиме, рождестве, новом годе. "зимняя тема в произведениях русских и зарубежных композиторов" Музыкальные фрагменты о зиме

Цель: Создать условия для воспитания чувства любви к природе, поэзии, музыке.

Задачи:

Образовательные. Грамотно и эмоционально разбирать музыкальное произведение, уметь слушать музыку и исполнять её. Продолжить освоение музыкального языка его выразительных средств. Ввести детей в звучание окружающего мира, через музыку.

Воспитательные. Воспитывать культуру слушания, способность эмоционально откликаться на музыкальное произведение. Укреплять интерес к музыке. Продолжить учить вслушиваться, всматриваться, вдумываться в музыку. Развивать творческое начало в детях.

Развивающие. Развивать навыки определения настроения музыки. Умение и навыки интонационного чистого и ритмически точного пения.

Возрастная аудитория: учащиеся 9-10 лет

Техническое оснащение: Музыкальный центр, видеопроектор, синтезатор, экран.

Музыкальные инструменты: фортепиано, синтезатор, скрипка, гитара

Скачать:


Предварительный просмотр:

Лекция - концерт

"Музыка Зимы"

Цель: Создать условия для воспитания чувства любви к природе, поэзии, музыке.

Задачи:

Образовательные. Грамотно и эмоционально разбирать музыкальное произведение, уметь слушать музыку и исполнять её. Продолжить освоение музыкального языка его выразительных средств. Ввести детей в звучание окружающего мира, через музыку.

Воспитательные. Воспитывать культуру слушания, способность эмоционально откликаться на музыкальное произведение. Укреплять интерес к музыке. Продолжить учить вслушиваться, всматриваться, вдумываться в музыку. Развивать творческое начало в детях.

Развивающие. Развивать навыки определения настроения музыки. Умение и навыки интонационного чистого и ритмически точного пения.

Возрастная аудитория: учащиеся 9-10 лет

Техническое оснащение: Музыкальный центр, видеопроектор, синтезатор, экран.

Музыкальные инструменты: фортепиано, синтезатор, скрипка, гитара

План

I. 1. Стихи о зиме.

2. Беседа о зиме (вопросы).

3. Слушание музыки А. Вивальди и П.Чайковского, выступление учащихся ДМШ.

4.Вопросы.

II. Исполнение песни.

III. Итог.

Сопровождающий материал:

Презентация с картинами Левитана, Шишкина, Моне. Портреты композиторов с фамилиями композиторов А. Вивальди, П.Чайковского.

Ход лекции – концерта

Дети входят в класс под музыку (Звучит «Метель» Г.Свиридова.)

Приветствие: «Здравствуйте, ребята!»

Стихи о зиме.

Поет зима, аукает, мохнатый лес баюкает стозвоном сосняка

Кругом с тоской глубокою плывут в страну далекую седые облака

А по двору метелица ковром шелковым стелится, но больно холодна.

(С.Есенин)

Догадались, о чем сегодня наш урок? (Слайд 2)

Тема: «Музыка Зимы»

Какой вы представляли, себе зиму, слушая стихи?

Какие звуки можно услышать зимой? (Скрип снега, звон льда, шум ветра, вой вьюги)

Какими красками можно нарисовать зиму? (Сверкающими, солнечными, серыми, мягкими)

Поднимите руку те, кто любит зиму?

А теперь посмотрите, как художники изобразили зиму.

(Показ слайдов с изображением зимы. Слайды 3,4,5,6)

Картины захватывают своей широтой, размахом, радостным цветением красок. Небо зеленое, с золотыми и розовыми облаками. Деревья одеты в шубы и шапки.

Художники мастерски изобразили переходное состояние природы. Рыхлый, беловато-серый снег, темно-коричневые лужи, свинцово-серое небо, коричнево-серый тон хорошо передает потеплевший влажный воздух, атмосферу оттепели. Маленькие домики, покосившиеся заборчики - все это на фоне зимних красок, зимы.

Одно и то же время года художники изобразили по-разному. Как думаете, почему?

Изображая то или иное состояние природы, художник тем самым выражает свое отношение. Он не просто слепо копирует увиденное. Через картину он передает свое внутреннее состояние.

Какими выразительными средствами пользовались художники?

На первый взгляд природа зимой однообразна все снег да холод. Но ведь нет, то мороз трескучий ударит, то оттепель.…

А какой зимний день разный, то сверкающий, солнечный, звонкий, то серенький, мягкий, тихий.

Пожалуй, зима самое волшебное время года. Она дарит нам самые любимые праздники, самые веселые забавы, самые интересные сказки долгими таинственными вечерами.

Прежде, чем мы начнем слушать музыку, я хочу напомнить вам, что музыка – это особая страна, не каждому дано войти в ее прекрасный волшебный мир. Только самому внимательному слушателю она откроет свои сказочные ворота. У нас в гостях ребята из музыкальной школы.

1. Я предлагаю послушать пьесу Чайковского «Старинная французская песенка» в исполнении Кондратович Насти. (Слайд 7)

Какое настроение музыки?

Какую картину нарисовал нам композитор? (Ответы детей)

Какие краски использовал?

2. А теперь послушаем ещё одно произведение, которое называется «Колыбельная зимы» её исполнит Раковская Арина. (Слайд 8)

3. Каждый слышит зиму по – разному. Вот как, посредством музыки нарисовал это время года Антонио Вивальди. Композитор написал эпиграф к своему произведению:

Морозной гладью стелется дорога,
И человек, иззябшими ногами.

Протаптывая путь, стуча зубами,
Бежит, чтобы согреться хоть немного.

Звучит I часть концерта А.Вивальди из цикла «Времена года» «Зима». (Слайд 9)

Понравилось?

Какая зима в концерте Вивальди? (Ответы детей)

Какой темп? (Быстрый)

Динамика? (Громко, усиливается и затихает)

С какой картиной можно сравнить настроение этого музыкального произведения?

(Слайд 10)

Кто исполняет музыку? (Струнные инструменты и клавесин)

Назовите струнно-смычковые инструменты. (Скрипка, виолончель, альт, контрабас)

(Слайд 11)

Скажите, а с каким праздником приходит к нам зима? (Новый год)

Сколько время на часах, когда он наступает?

4. Послушайте пьесу «Часики» в исполнении Цокурова Ильи.

(Слайд 12)

Ну а Новый год, это конечно – же песни, танцы и веселье.

Был такой старинный танец, называется «Мазурка».

5. Послушайте пьесу для скрипки и фортепиано «Мазурка» в исполнении Семириковой Тани.

(Слайд 13)

Бурре – тоже старинный танец, послушайте его в исполнении дуэта гитаристов.

6. Ансамбль гитаристов «Бурре»

Ну и, конечно же, главный герой на зимнем празднике это кто? (Дед Мороз)

Какой характер Деда Мороза?

(Слайд 14)

6. Послушайте, как изобразил его Роберт Шуман.

(Слайд 15)

Звучит пьеса «Дед Мороз» в исполнении Свеженцевой Е.С.

Какой здесь характер музыки? (Ответы)

А теперь сравните эту пьесу с песней «Бубенчики» (Слайд 16)

7. Выступает вокальный дуэт Семирикова Т., Важенина А.

Красота природы, смена времен года, а каждое из них - осень, зима, весна и лето - неповторимое, особенное. Всегда были источником вдохновения для поэтов, музыкантов, художников! Вот как разные люди, по-разному увидели и изобразили одно и то же время года. Музыканты тоже по-разному чувствовали одно и то же время года - зиму - и выразили свои чувства через музыку.

Исполнение песни «В лесу родилась ёлочка»

Давайте вместе с вами вспомним песню о зиме и постараемся выразить свое отношение к ней. Исполнение песни «В лесу родилась ёлочка».

(Слайды 17,18)

III.

Итог урока, обобщение.

Каждый человек в душе - художник. Красота жизни, дотронувшись до человеческой души, рождает в ней мелодию, или картину. Используя музыкальные краски, композиторы создают музыкальные картины, поэты рисуют рифмой свои образы зимы, художники - свои, поэтому мы находим в произведениях сходства и различия. Все творчество, произведения искусства – это творение рук человека.

Какими средствами выразительности пользовались поэты, художники, композиторы? Назовите общие.

Какие произведения о зиме прозвучали сегодня на уроке?

Назовите поэтов, художников, композиторов, чьи творения мы сегодня узнали.

Наш урок, посвященный прекрасному времени года закончился. На прогулке посмотрите на природу глазами Есенина, Вивальди, Чайковского, Шишкина, Левитана. Спасибо за урок!


Смена времен года – тема, которая испокон века притягивает внимание художников, творящих в различных видах искусства. Между тем музыканты, как впрочем и поэты, зачастую трактуют ее в философском ключе, проводя параллель между объективными изменениями погоды и субъективным ощущением быстротечности человеческой жизни.

Особое внимание они уделяют зиме, изображая ее как последний этап существования перед уходом в небытие. В их воображении вместе с наступлением зимы земля попадает под власть разрушительных стихий, а из глубин человеческого подсознания выползают черные силы вселенского одиночества. Однако есть авторы, которые воспринимают зиму жизнерадостно, находя в ней источник таких удовольствий, как катание на санях, маскарады, встреча Нового года, празднование Масленицы…

Попробуем проследить путь, по которому двигались композиторы XVIII-XX веков, изображая зиму в своих инструментальных опусах. Господство в этих сочинениях «чистой музыки» в большинстве случаев вынуждает авторов направлять в нужное русло ассоциативное мышление исполнителей и слушателей с помощью предваряющих текстов. Для этих целей они часто используют стихотворные эпиграфы или заглавия, изредка указывая на связь своей музыки с каким-либо конкретным сюжетом (либретто, сценарий).

XVIII век

«Тяжка зима, но радости мгновенья

Порой смягчают лик ее суровый…

Как счастлив тот, кого теплом и светом

Родной очаг укрыл от зимней стужи, –

Пусть снег и ветер злятся там, снаружи…» – эти строки входят в сонет, который предпослан одному из самых известных сочинений классической музыки, посвященных зиме. Они являются программой к четвертому скрипичному концерту Антонио Вивальди, завершающему его четырехчастный цикл «Времена года».

А. Вивальди (1678–1741) – крупнейший представитель итальянской музыки эпохи высокого барокко. В его инструментальных концертах, в частности в «Зиме», гениально предвосхищены принципы программного симфонизма, которые сто лет спустя воплотятся в «Пасторальной симфонии» Бетховена. В XIX веке их разовьют композиторы-романтики, а в XX – импрессионисты.

Темы трехчастного скрипичного концерта «Зима» А. Вивальди необычайно рельефны, конкретны, эмоциональны и по-итальянски мелодичны. Тревога и возвышенное просветление, драматическое напряжение и обаяние покоя сменяются в этом произведении столь талантливо, что и после окончания прослушивания продолжают волновать воображение. Важно и то, что музыкальный язык этого сочинения перекликается с языком лучших творений авторов XX века, созданных в русле неоклассики. Именно поэтому любой из скрипичных концертов, объединенных А. Вивальди в цикл «Времена года», и в настоящее время востребован слушателями.


XIX век

«Я больше не живу в самом себе, я часть того, что вижу», – эти строки из стихотворения Дж. Байрона, которые часто цитировал величайший композитор-романтик Ференц Лист (1811–1886), могут быть эпиграфом ко многим его сочинениям, созданным в период творческого расцвета. Этому времени принадлежит и окончательная редакция «Этюдов высшего исполнительского мастерства» – цикла, состоящего из 12 виртуозных пьес, финальной из которых является «Метель». Это сочинение заставляет вспомнить удивительное признание композитора: «…между мной и явлениями природы установились какие-то неопределенные, но вполне реальные отношения, необъяснимая, но верная взаимосвязь».

В вышеназванном этюде автор наглядно воплощает романтическую идею о гордой и страдающей личности, находящей отголосок собственным метаниям в явлениях природы. Композиционно это выражено достаточно определенно: в сочинении ясно прослушивается взаимозависимость мелодии-декламации, несущей на себе отпечаток личной трагедии, и фактуры, изображающей окружающий мир, охваченный снежной круговертью. Все это сделано столь мастерски и талантливо, что дает повод считать «Метель» одной из самых ярких музыкальных зарисовок романтической эпохи.

В русской музыке XIX века, пожалуй, самые интересные страницы, посвященные зиме, принадлежат перу Петра Ильича Чайковского (1840-1893). Его отношение к этому времени года проявилось уже в первой симфонии, созданной в 26-летнем возрасте. Две части этого сочинения имеют программные названия: «Грезы зимнею дорогой» и «Угрюмый край, туманный край». Ни в одной из последующих пяти симфоний Чайковский не решится прибегать к словам, так как и без этого его внутренняя жизнь будет у всех на виду. Между тем первый же фрагмент первой симфонии автора свидетельствует о том, что перед нами композитор лирического направления. В связи с этим показательно, что, будучи уже признанным мастером, Чайковский писал: «Симфония... самая лирическая из всех музыкальных форм... Не должна ли она выражать все то, для чего нет слов, но что просится из души и что хочет быть высказано».

Многие исследователи творчества П.Чайковского связывают образы его первой симфонии с полотнами И. Левитана. Известно, что вторая часть симфонии создавалась композитором под впечатлением от его поездки по Ладожскому озеру на остров Валаам и поездки на водопад Иматра летом 1860 года. Показательно, что в обеих частях этого произведения образ зимней дороги, пролегающей по угрюмому краю, сливается с лирическими размышлениями героя. Об этом сочинении искусствовед Г. Шерихова пишет: «Свою первую симфонию Чайковский начинает с нежнейшей акварели, дополняя ее тонкими штрихами пера… Сквозь этот зыбкий рисунок природы просвечивает незащищенная красота живой человеческой души, для которой каждое грубое вторжение столь же губительно, как и для природного мира».

Не менее наглядные картины зимы создает П. Чайковский и в фортепианном цикле «Времена года», где каждому месяцу посвящена пьеса с литературным эпиграфом. Так январю («У камелька») предшествуют строчки А. Пушкина из стихотворения «Мечтатель» (1815):

И мирной неги уголок

Ночь сумраком одела,

В камине гаснет огонек,

И свечка нагорела.

Февралю – «Масленица» – строчки П. Вяземского из стихотворения «Масленица на чужой стороне» (1853):

Скоро Масленицы бойкой

Закипит широкий пир.

Декабрю – «Святки» – слова из баллады В. Жуковского «Светлана» (1811):

Раз в крещенский вечерок

Девушки гадали:

За ворота башмачок,

Сняв с ноги, бросали.

Эти пьесы своего рода каталог музыкального языка автора. «У камелька» – сочинение, в котором прослеживаются доверительные интонации, свойственные оперным ариям композитора. «Масленица» несет на себе отпечаток симфонических скерцо автора, а «Святки» – один из самых пленительных вальсов, которыми так знаменит П. Чайковский.

Еще одним инструментальным вальсом, ставшим в последнее десятилетие визитной карточкой русского гения, является «Вальс снежных хлопьев» из балета «Щелкунчик». Новому всплеску интереса к этому сочинению способствовал талант выдающегося художника Андрея Шемякина (р.1943): он вместе с дирижером Валерием Гергиевым в 2001 году осуществил в Мариинском театре новую постановку «Щелкунчика». В ней А. Шемякин не только погрузил зрителей в причудливо-ужасный мир образов сказки Гофмана, но и поставил перед фактом откровенного «святотатства» – выпустил на сцену «снежинок», облаченных в черные трико, усеянные ослепительно-белыми кружками. В результате художник добился невероятного зрительного эффекта: на темном фоне декораций очертания фигур танцовщиц как бы растворились, а рассыпанные по их одеяниям «снежки» искрились и кружились, создавая иллюзию вьюги немыслимой красоты. Шемякин рассказывал, что образ черных снежинок родился у него после того, как он увидел в окно снежный вихрь на фоне ночного неба.

Композиторам русской школы всегда были близки образы фатальной стихии, которая властвует над человеческой жизнью, и в картинах зимы они находили им достойное воплощение. В список сочинений, связанных с этой тематикой, в полной мере можно включить этюд-картину Рахманинова ми бемоль минор ор. 33, этюд Скрябина Фа диез мажор ор. 42, сцену метели из оперы Римского-Корсакова «Кащей Бессмертный».

Между тем есть произведение, посвященное временам года, в котором зима нашла своего преданного почитателя. Речь идет об Александре Глазунове (1865–1936) и его балете «Времена года» (1900), задуманном в духе спектаклей при французском дворе XVI-XVII веков. Глазуновский талант «музыкального живописца» ярко осветил все это сочинение, однако с особенной силой раскрылся при описании образов зимы. Известно, что Н. Л. Римский-Корсаков – автор опер «Снегурочка» и «Ночь перед Рождеством», после репетиции первой картины «Времен года» Глазунова сказал: «Вот одна из лучших в русской музыке зим!» В связи с этим хочется привести слова А. Глазунова, написанные им в Париже незадолго до кончины: «Снегу не было...», «Скучаю по северной зиме, снегу здесь не дождешься…», «Жаль, что больше не увижу северной зимы и саней, по которым очень соскучился!»

Основоположником импрессионизма в европейской музыке был Клод Дебюсси (1862–1918) - французский композитор и музыкальный критик. Убежденный пантеист, он неоднократно озвучивал свое творческое кредо: «красота природы способна возбудить художественную фантазию композитора».

Потребность Дебюсси передать в звуках переменчивое состояние природы и волшебные краски ее ускользающей красоты толкнула композитора на поиски новых выразительных средств. Это коснулось не только музыкального языка в узком смысле слова, но и самих образов, которые в его сочинениях полны разнообразной символики. Цель автора – возбудить фантазию слушателей, направив ее в сферу всевозможных ассоциаций. Наглядной иллюстрацией к этому является его прелюдия «Шаги на снегу». Тема пьесы – «застывший, словно «вмерзший» в фактуру шаг, который гипнотизирует слушателя, не отпускает его внимание, заставляя непрерывно следить, как прочерчивается и теряется вдали траектория скорбного пути по заснеженной равнине» (Э. Денисов). Многие исследователи полагают, что подобная степень концентрации выразительности возводит мотив «Шагов» в степень «аллегории Времени и Судьбы».

В отличие от «Шагов на снегу», которая считается едва ли не самой загадочной и странной прелюдией К. Дебюсси, его пьеса «Снег танцует» из сюиты «Детский уголок» ясна и понятна. Дополняя серию всевозможных токкат автора, она примечательна своим необычным импрессионистским колоритом, что «позволяет ее отнести к наиболее интересным и новаторским страницам цикла». Фортепианное письмо пьесы «Снег танцует» прозрачно и элегантно, что, скорее всего, связано с «детским» характером этой музыки. По стилю оно близко клавирным произведениям композиторов XVII века, в частности миниатюрам Л. Куперена (1626–1661).

XX век

Собразами зимы связана и музыка выдающегося русского композитора Георгия Свиридова (1915–1998), созданная к кинофильму по повести Пушкина «Метель». Оркестровая сюита, составленная автором в 1974 году из музыки к этому фильму, принесла ее автору всенародную любовь. Из этого сочинения наибольшей популярностью пользуется «Вальс» – он как нельзя более соответствует духу пушкинской повести, раскрывая простодушие ее героев, которым свойственно цельное, гармоничное восприятие жизни.

Внеклассное мероприятие «Час поэзии м музыке о зиме».

Цели и задачи : познакомить учащихся с творчеством русских поэтов и композиторов, научить чувствовать и понимать поэтические и музыкальные образы, наблюдать красоту природы, воспитывать чувство патриотизма и любовь к своей Родине.

Сегодня я предлагаю вам прикоснуться к чуду Поэзии и музыки!

Зимняя природа побуждает людей творить. Композиторы пишут музыку и посвящают ее природе. Художники это делают с помощью красок, а поэты рисуют картины зимы словами.

(Показ слайдов)

…Здравствуй русская молодка,

Раскрасавица - душа,

Белоснежная лебедка,

Здравствуй, матушка зима!

    Звучит Вивальди «Зима» - в современной обработке.

Показ слайдов о зиме).

Первый снег

И.А. Бунин

Зимним холодом пахнуло

На поля и на леса.

Ярким пурпуром зажглися

Пред закатом небеса.

Ночью буря бушевала,

А с рассветом на село,

На пруды, на сад пустынный

Первым снегом понесло.

И сегодня над широкой

Белой скатертью полей

Мы простились с запоздалой

Вереницею гусей.

А.С. Пушкин

«Вот север, тучи нагоняя…»

Вот север, тучи нагоняя,

Дохнул завыл – и вот сама

Идет волшебница зима.

Пришла, рассыпалась; клоками

Повисла на суках дубов;

Легла волнистыми коврами

Среди полей, вокруг холмов;

Брега с недвижною рекою

Сравняла пухлой пеленою,

Блеснул мороз. И рады мы

Проказам матушки зимы.

А что же такого необычного и волшебного происходит зимой? Приходит зима, выпадает снег, становится холодно. Мороз разукрашивает своими узорами окна домов, украшает ветки деревьев, речка покрывается хрустальным льдом, снег переливается при свете солнца. Все становится как в сказке, волшебным, таинственным.

    Звучит Чайковский «Декабрь».

(Показ слайдов)

Пороша

С. Есенин

…Еду. Тихо. Слышны звоны

Под копытом на снегу,

Только серые вороны

Расшумелись на лугу

Заколдован невидимкой,

Дремлет лес под сказку сна,

Словно белою косынкой

Подвязалася сосна.

Понагнулась, как старушка,

Оперлася на клюку,

А над самою макушкой

Долбит дятел на суку.

Скачет конь, простору много,

Валит снег и стелет шаль.

Бесконечная дорога

Убегает лентой вдаль.

Чародейкою Зимою…

Ф. Тютчев

Чародейкою Зимою

Околдован лес стоит,

И под снежной бахромою

Неподвижною, немою

Чудной жизнью он блестит.

И стоит, он околдован,

Не мертвец и не живой

Сном волшебным очарован,

Весь опутан, весь окован

Легкой цепью пуховой…

Солнце зимнее ли мещет

На него свой луч косой –

В нем ничто не затрепещет,

Он весь вспыхнет и заблещет

Ослепительной красой.

Да, ребята, белая и холодная пришла на землю зима. Утонул в снегу лес. Снег идет медленно, неторопливо. И все, что попадается ему на пути, снег красит в белый цвет.

    Звучит Чайковский «Январь».

(Показ Слайдов).

«Зима»

И.З. Суриков

Белый снег пушистый

В воздухе кружится

И на землю тихо

Падает, ложится.

И под утро снегом

Поле забелело,

Точно пеленою

Все его одело.

Темный лес что шапкой

Принакрылся чудной

И заснул под нею

Крепко, непробудно…

Божьи дни коротки,

Солнце светит мало, -

Вот пришли морозцы

И зима настала…

Чудесен вид зимней природы! Лучи солнца осыпают холодным блеском всю землю. В прозрачном воздухе сверкает красивыми звездочками пушистый иней. Околдованный лес запел песню. (муз. Чайковского или Вивальди)

Зима опускается на землю во всей своей красе. Сверкает Снег, вспыхивают и гаснут искры-блестки. Ясные березки распустили кружевные веточки, сияют на солнце нежно-розовой тонкой берестой.

    Звучит Чайковский «Февраль».

(Показ слайдов).

«Береза»

С. Есенин

Белая береза

Под моим окном

Принакрылась снегом,

Точно серебром.

На пушистых ветках

Снежною каймой

Распустились кисти

Белой бахромой.

И стоит береза

В сонной тишине,

И горят снежинки

В золотом огне.

А заря, лениво

Обходя кругом

Обсыпает ветки

Новым серебром.

Тишиной, спокойствием, чистотой веет от спящей красавицы природы.

Видимо, сюда редко ступает нога человека.

Заметает пурга

Белый путь.

Хочет в мягких снегах

Потонуть.

Ветер резвый уснул

Ни проехать в лесу,

Ни пройти…

С. Есенин

Снег, снег – царство снега. Все в лесу в сказочно белых сугробах. Мороз сковал стволы деревьев. Волшебница – зима торжествует, она властвует.

    Звучит Вивальди. Из альбома «Времена года» - «Зима».

(Показ слайдов).

«Не ветер бушует над бором…»

Н. Некрасов

Не ветер бушует над бором,

Не с гор побежали ручьи,

Мороз-воевода дозором

Обходит владенья свои.

Глядит, хорошо ли метели

Лесные тропы занесли,

И нет ли где трещины, щели,

И нет ли где голой земли?

Пушисты ли сосен вершины,

Красив ли узор на дубах?

И крепко ли скованы льдины

В великих и малых водах?

Идет – по деревьям шагает,

Трещит по замерзлой воде,

И яркое солнце играет

В косматой его бороде…

«Поет зама-аукает…»

С. Есенин

Поет зама-аукает,

Мохнатый лес баюкает

Стозвоном сосняка.

Кругом с тоской глубокою

Плывут в страну далекую

Седые облака

А по двору метелица

Ковром шелковым стелется,

Но больно холодна.

Воробышки игривые,

Как детки сиротливые,

Прижались у окна.

Озябли пташки малые,

Голодные, усталые,

И жмутся поплотней.

А вьюга с ревом бешеным

Стучит по ставням свешенным

И злится все сильней.

И дремлют пташки нежные

Под эти вихри снежные

У мерзлого окна.

И снится им прекрасная,

В улыбках солнца ясная

Красавица весна.

«Опрятней модного паркета…»

А.С. Пушкин

Опрятней модного паркета,

Блистает речка, льдом одета;

Мальчишек радостный народ

Коньками звучно режет лед;

На красных лапках гусь тяжелый,

Задумать плыть по лону вод,

Ступает бережно на лед.

Скользит и падает; веселый

Мелькает, вьется первый снег,

Звездами падая на брег.

Мороз и солнце! На деревьях иней! Задремали березки, нарядились ели в теплые шубки… Сколько приятных впечатлений дарит нам зима! А сколько радости и веселья доставляют нам зимние развлечения.

«Хорошо играть зимой»

Зима-зимушка, зима

Ты бела и холодна!

С неба падают снежинки,

Вот какая красота,

Белый снег лежит в лесу,

На деревьях, на носу.

Я смахну рукой снежинку,

Отщипну от шишки льдинку.

С горки в саночках спущусь

И на лыжах прокачусь.

Хорошо играть зимой

И не хочется домой!

Вот сколько чудесного, радостного несет нам с собой зима! Зима – это еще и прекрасные, волшебные, загадочные, полные волшебства Новогодние праздники.

Послушаем Па-де-де из балета «Щелкунчик» П.И.Чайковского и постараемся услышать волшебные и сказочные звуки.

    Звучит Па-де-де из балета «Щелкунчик».

(Показ слайдов).

Вверх