Error: не определено #11234. Сочинение на тему: Встреча с грузинкой в поэме Мцыри, Лермонтов. Побег Мцыри из монастыря и три чудесных дня «на воле» (по одноименной поэме Лермонтова) Описание грузинки в поэме мцыри

Сочинение на тему: Встреча с грузинкой в поэме Мцыри, Лермонтов. Побег Мцыри из монастыря и три чудесных дня «на воле» (по одноименной поэме Лермонтова) Описание грузинки в поэме мцыри

8Г класс. ДЗ по литературе (Лермонтов «Мцыри»)

1) Прочитайте:

1. статью учебника о Лермонтове (с.247 – 249);

2. поэму Лермонтова «Мцыри» (с.250 – 268)

3. опорный материал (ниже)

. «Мцыри». Развитие литературной традиции романтической поэмы.

Романтический герой и романтический конфликт.

Над поэмой «Мцыри» поэт начал работать в 1837 году.

Лермонтов был сослан царём на Кавказ. Из курса истории вам известно, что царское правительство вело длительную войну с горцами. Лермонтов воевал в самом отдалённом и опасном пункте Кавказской линии. Но не только воевал, он любовался горными пейзажами Кавказа, историей гордого горского народа.

При созерцании прекрасных горных видов Кавказа, его соборов и монастырей прошлое оживало в воображении Лермонтова. Впечатления от мцхетского собора отразились в поэме «Мцыри».

Прежде всего, обращает на себя внимание необычность названия поэмы. «Мцыри» в переводе с грузинского – неслужащий монах, пришелец, чужеземец, чужак .

Мцыри – «естественный человек», живущий не по надуманным законам государства, подавляющим свободу человека, а по естественным законам природы, позволяющим человеку раскрыться, реализовать свои стремления. Но герой вынужден жить в неволе, в стенах чуждого ему монастыря.

В основе сюжета – реальная история о горском мальчике, привезённом в монастырь русским офицером и остававшемся в нём до конца своих дней. Лермонтов изменил концовку рассказа о судьбе монаха.

Главным героем поэмы Лермонтова делает умирающего юношу, который «мало жил, и жил в плену» . Всю жизнь (короткую, непродолжительную) он был охвачен тоской по воле, стремлением к свободе, которое было тем неудержимее, что он томился не просто в плену, а в монастыре – оплоте духовной несвободы (монахи (иноки) добровольно отреклись от всех радостей жизни). И хотя монахи жалели его, заботились о нём, существование в «хранительных стенах» монастыря оказалось для него невыносимым.


Сюжет и композиция

Поэма «Мцыри» - романтическое произведение. Сюжет ее прост: это история короткой жизни молодого юноши, послушника в грузинском монастыре. Привезенный тяжелобольным пленником в этот монастырь, он был оставлен на попечение монахам русским генералом. Выздоровев через некоторое время, постепенно «к плену он привык», «был окрещен святым отцом» и «уже хотел во цвете лет изречь монашеский обет», как вдруг решился на побег в одну из ненастных осенних ночей. Пытаясь вернуться в родную страну, из которой был вырван совсем ребенком, Мцыри скитается в лесу три дня. Убив в битве барса, тяжело раненный, Мцыри был найден монахами «в степи без чувств» и возвращен в монастырь. Но сюжет поэмы составляют не эти внешние факты жизни главного героя, а его переживания.

Композиция произведения своеобразна: поэма состоит из вступления, краткого рассказа автора о жизни героя и исповеди героя, причем порядок событий при изложении изменен.

Повествование начинается с небольшого вступления, где автор рисует вид заброшенного монастыря.

В небольшой 2-й главе рассказывается о прошлом Мцыри: как попал в монастырь, о том, что совершил побег и вскоре был найден умирающим.

Остальные 24 главы представляют собой монолог-исповедь героя. Мцыри рассказывает о тех «трех блаженных днях», которые он провел на воле, чернецу.

Форма исповеди позволяет автору раскрыть внутренний мир своего героя, ведь основная задача писателя не столько показать события жизни героя, сколько раскрыть его внутренний мир . Старик безмолвно слушает беглеца, и это позволяет читателю увидеть все происходящее с героем исключительно глазами самого героя.

В центре поэмы - образ несчастного юноши, попавшего в незнакомый и чуждый ему мир. Он не предназначен для монастырской жизни. В 3-й, 4-й и 5-й главах юноша говорит о своей жизни в монастыре и открывает душу: оказывается, смирение с неволей было кажущимся, а на самом деле он «знал одной лишь думы власть, Одну - но пламенную страсть: она, как червь», в нем жила, «Изгрызла душу и сожгла. Она мечты» его «звала От келий душных и молитв В тот чудный мир тревог и битв, Где в тучах пря­чутся скалы, Где люди вольны, как орлы». Единственное его желание - быть свободным, познать жизнь со всеми ее радостями и печалями, любить, страдать.

В 6-й и 7-й главах беглец рассказывает о том, что он увидел «на воле». Мир величественной кавказской природы, открывшийся перед юношей, резко контрастирует с видом мрачного монастыря. Здесь герой настолько погружается в воспоминания, что забывает о себе, ничего не говорит о своих чувствах. То, какими словами он рисует картины природы, характеризует его как цельную, пламенную натуру:

С 8-й главы начинается повествование о трехдневном скитании. Последовательность событий уже не нарушается, читатель шаг за шагом двигается вместе с героем, переживает вместе с ним. Мцыри рассказывает о встрече с молодой грузинкой, о том, как сбился с пути, о битве с барсом.

Главы 25-я и 26-я - прощание Мцыри и его завещание. Поняв во время скитаний, что «на родину следа не проложить уж никогда», послушник готов умереть. Те три дня, которые он провел на воле, стали самым ярким воспоминанием в жизни юноши. Смерть для него - избавление от монастыря-тюрьмы. Един­ственное, о чем сожалеет герой, что его «труп холодный и немой Не будет тлеть в земле родной, Й повесть горьких мук» его «не призовет меж стен глухих Вни­манье скорбное ничье на имя темное» его. Поэтому он просит старца похоронить его в саду, откуда виден Кавказ. Его мысли даже перед смертью,- о Родине.


Все особенности сюжета и композиции поэмы «Мцыри» позволяют сосредоточить внимание читателя на характере главного героя.

Роль лирического монолога.

Монолог Мцыри носит характер исповеди . И это даже не монолог, а диалог-спор (хотя слов собеседника Мцыри мы не слышим ни разу).

О чём спорит юноша со своим духовником? Что отвергает? Что утверждает?

Этот спор – столкновение противоположных взглядов на жизнь, столкновение мировоззрений .

С одной стороны смирение, пассивность, боязнь потрясений, отказ от земных радостей и жалкие упования на рай небесный .

С другой стороны жажда бури, тревог, битвы, борьбы, страсть к свободе, глубоко поэтическое восприятие природы и красоты, протест против рабства духовного .

Что значит для Мцыри жить?

Что увидел Мцыри на воле?

Монолог, исповедь Мцыри не носит характер покаяния , меньше герой склонен говорить о греховности своих помыслов и дел, вымаливать за них прощение Всевышнего. Монолог Мцыри – это не исповедь в церковном смысле, а скорее всего проповедь свободы .

Защищая свои права на волю и счастье, он отрицает самые основы религиозной морали и монастырского существования . Не «кельи душные и молитвы» , а «чудный мир тревог и битв» , не одиночество в «сумрачных стенах» , а «отчизна, дом, друзья, родные» , общение с близкими и милыми людьми.

Помыслы Мцыри рвутся в страну отцов, край изобилия, роскошной, свободной природы, мудрых, гордых, воинственных людей , соединённых дружбой и боевым братством. Мысли и желания героя высоки и бескорыстны .

Атмосфера рабского смирения, самоуничижения и покорности чужда его пламенной, мятежной, пытливой натуре. Он хочет проникнуть в самую суть бытия .

Узнать, прекрасна ли земля,

Узнать, для воли иль тюрьмы

На этот свет родимся мы.

Пейзаж и его функции.

- Какой видит Мцыри природу на воле?

Мцыри в своём рассказе выбирает самые впечатляющие картины кавказской природы, помогающие понять его чувства и переживания в тот момент .

Юноша столкнулся не только с красотой окружающего мира, но и с ужасным и безобразным в нём, природа была не только благосклонна, но и безжалостна к нем у.

В начале поэмы природа изображается в ярких красках (глава 6 ). Природа (перед встречей с грузинкой – глава 11 ) напоена негой и предчувствием счастья, любви .

В конце его рассказа долина предстаёт как выжженная пустыня (глава 22 ) .

И всё же Мцыри утвердился в мысли, что мир прекрасен . Мощь и величие кавказской природы отвечали духовной силе героя, его свободолюбию и пламенному чувству.

Анализ эпизода «Встреча с барсом».

Каким мы видим Мцыри в этом бою?

Эпизод встречи с барсом – гимн силе, мужеству, сопротивлению враждебным обстоятельствам .

…с торжествующим врагом

он встретил смерть лицом к лицу,

как в битве следует бойцу?..

И эти строки не только о погибшем барсе. Ведь также гордо, «собрав остаток сил» , смело глядя смерти в лицо, умирает и сам Мцыри.

Чем эпизод «Бой с барсом» мог привлечь разных художников?

Рассматривание иллюстраций Константинова и Фаворского?

- Почему Белинский назвал Мцыри «любимым идеалом Лермонтова»?

Белинский говорил, что Мцыри – это любимый идеал Лермонтова , что это «отражение в поэзии тени его собственной личности» .

Тяжело юноше прощаться с жизнью. Горько обвиняет он себя в неспособности добиться желанной свободы . Болью отзываются в сердце читателей заключительные скорбные строки поэмы.

Но, физически сломленный («на мне печать свою тюрьма оставила…»), герой обнаруживает огромную силу духа, до последних мгновений остаётся он верен своему идеалу. Ему чужда всякая мысль о небесной гармонии:

Увы – за несколько минут

Между крутых и тёмных скал,

Где я в ребячестве играл,

Я б рай и вечность променял…

Умирающий, но не покорённый , он является символом мужества и воли .

Поэма «Мцыри» воспевает красоту подвига во имя свободы, силу, которую придаёт личности целеустремлённость .

Смысл эпиграфа – восстание против судьбы, непокорность, защита естественных прав человека, который достоин свободы и счастья.

- Так о чём же эта поэма?

Значение поэмы более широкое (не только против религиозной морали, догмы).

Передовые люди, современники поэта, да и сам поэт, чувствовали себя в николаевской России, как в тюрьме, темнице. Отсюда мотивы узничества, которые слиты с мотивами тоски по воле, стремления к борьбе, свободе.

Смысл поэмы Лермонтова - в том, чтобы прославить могущество воли, мужество, мятеж и борьбу , к каким бы трагическим результатам они ни вели.

Какое чувство остаётся после чтения поэмы?

Ответьте на вопросы учебника (с. 268-269).

Подробное решение Страница / Часть 1 200-228стр. по литературе для учащихся 7 класса, авторов Петровская Л.К. 2010

1.Какое настроение, какие чувства вызвала у вас поэма «Мцыри»? В каких местах поэмы вы сочувствовали герою, восхищались им, где испытывали сострадание, грусть? Какие эпизоды вам хотелось бы проиллюстрировать?

Поэма вызвала грустные чувства, а так же глубокое сопереживание главному герою, у которого так трагично и несправедливо сложилась судьба.

Сочувствовали, узнав о его судьбе и о том, что он рос в плену не зная кто он, не ощутив материнской и отцовской ласки, восхищались в эпизоде в схватке с барсом, где он выходит победителем. Грусть, когда понимали, что этот человек уйдет из жизни, так и не насладившись ею.

Например борьбу с барсом или встречу с грузинкой.

2.О чём рассказывает поэма? Какова её тема?

Тему «Мцыри» можно определить как рассказ о побеге из монастыря юного послушника. В произведении подробно рассмотрен бунт героя против обыденной жизни в монастыре и последовавшая за ним гибель, а также раскрывается ряд других тем и проблем. Это проблемы свободы и борьбы за свободу, непонимания окружающими, любви к родине и семье.

Пафос поэмы – романтический, здесь звучит поэтизированный призыв к борьбе, идеализируется подвиг.

Изображение сильной, смелой, свободолюбивой личности, юноши, рвущегося на волю, на родину из чуждой и враждебной ему монастырской среды. Раскрывая эту основную тему, Лермонтов ставит и частные темы, представляющие различные её грани: человек и природа, связь человека с его родиной, с народом, тяжесть вынужденного одиночества и бездействия.

3.Пересмотрите текст поэмы и определите особенности её композиции. Почему обо всей жизни мальчика-горца рассказано в одной второй главе, а о трёх днях - более чем в двадцати последующих? Почему повествование в них ведётся от имени самого героя?

Имеет поэма и характерные только для нее особенности: большая ее часть написана в форме исповеди. Поэма состоит из 26 глав и имеет кольцевую композицию: действие и начинается, и завершается в монастыре. Кульминационным моментом может быть назван поединок с барсом – именно в эту минуту бунтарский характер Мцыри раскрывается полностью.

Произведение содержит очень небольшое число героев. Это сам Мцыри и его воспитатель-монах, выслушавший исповедь.

Потому что эти три дня стали для Мцыри всей жизнью. Он сам говорит об этом:

…Жил, и жизнь моя,

Без этих трех блаженных дней

Была б печальней и мрачней…

Повествование от самого Мцыри, его пламенный и яркий монолог имеет большее воздействие на читателя, мы как будто попадаем в его внутренний мир.

4.Мцыри называет свой рассказ монаху «исповедью». Но это слово имеет несколько значений: покаяние в грехах перед священником; откровенное признание в чём-нибудь; сообщение своих мыслей, взглядов. В каком значении, по-вашему, употреблено это слово в произведении?

Исповедь - это откровенное, честное признание в своих поступках, сообщение своих мыслей, взглядов, стремлений; исповедаться - значит покаяться в своих грехах, ничего не утаить. Однако исповедь Мцыри - не покаяние, а утверждение своего права на свободу, волю. «И о прощенье не молю», - говорит он старому монаху, пришедшему к нему «с увещеваньем и мольбой».

5.В поэме звучит страстный, взволнованный монолог юноши. Но не кажется ли вам, что герой ведёт спор с монахом, хотя встречных вопросов не слышно? О чём этот спор? В чём, по-вашему, разница их понимания смысла жизни, счастья?

Такое ощущение присутствует, будто герои пытается донести до чернеца суть своих душевных переживаний.

Взволнованный монолог умирающего Мцыри вводит нас в мир его сокровенных дум, тайных чувств и стремлений, объясняет причину его побега. Она проста. Все дело в том, что “душой дитя, судьбой монах”, юноша был одержим “пламенной страстью” к свободе, жаждой жизни, которая звала его “в тот чудный мир тревог и битв, где в тучах прячутся скалы, где люди вольны, как орлы”. Мальчик хотел обрести утраченную родину, узнать, что такое настоящая жизнь, “прекрасна ли земля”, “для воли иль тюрьмы на этот свет родимся мы”:Также Мцыри стремился познать самого себя. И этого он смог добиться только в дни, проведенные на воле. За три дня своих скитаний Мцыри убедился в том, что человек рожден свободным, что он “быть бы мог в краю отцов не из последних удальцов”. Перед юношей впервые раскрылся мир, который был недосягаем для него в монастырских стенах.

Он не побоялся бросить вызов своему монастырскому существованию и сумел прожить жизнь именно так, как хотел - в боренье, поиске, в стремлении к свободе и счастью. Мцыри одерживает нравственную победу. Таким образом, счастье и смысл жизни главного героя поэмы заключается в преодолении духовной тюрьмы, в страсти к борьбе и свободе, в стремлении стать хозяином, а не рабом судьбы.

6.Что можно узнать из первых слов исповеди Мцыри о самом заветном его желании - о «пламенной страсти» всей его короткой жизни? К чему он стремится? Перечитайте слова юноши, характеризующие монастырь и родину (обратите внимание на изобразительные средства: эпитеты, сравнения и др.). Как эти контрастные образы (монастыря и родины) помогают понять цель побега героя (главы 3, 8), его характер?

Мцыри в начале своей исповеди говорит о своем заветном желании:

«Она мечты мои звала

От келий душных и молитв

В тот чудный мир тревог и битв,

Где в тучах прячутся скалы,

Где люди вольны, как орлы…»

Монастырь для него был тюрьмой и пленом. Он живет в абсолютно чуждом ему мире – мире монастырских молитв, смирения и послушания. Но не для того он был рожден, чтобы просить бога о милости, падая ниц перед алтарем. В Мцыри бушует кровь горцев, гордого, свободолюбивого и независимого народа. И герой, чувствуя это, начинает воплощать в реальность свою самую заветную мечту – найти путь на свою родину, на свою отчизну.

Молодой послушник лелеет полузабытые воспоминания о седых вершинах Кавказа, об отце–воине с гордым взором, в звонкой кольчуге и с ружьем, о своих играх близ горной бурной речки, о песнях своих юных сестер и о рассказах стариков. Ночью в грозу юноша решается убежать из монастыря, чтобы прийти на родину и найти отчий дом.

Для Мцыри бушующая в ночной мгле буря ближе и понятнее, чем монастырские тишина и покой:

Скажи мне, что средь этих стен

Могли бы дать вы мне взамен

Той дружбы краткой, но живой

Меж бурным сердцем и грозой?

Мцыри отказывается от рая и небесной отчизны во имя своей земной родины:

Увы! – за несколько минут

Между крутых и темных скал,

Где я в ребячестве играл,

Я б рай и вечность променял…

Молодой Мцыри стал воплощением безумной жажды свободы, стремления к безграничной воле. Его можно назвать тем, кто наравне с М.Ю.Лермонтовым, своим создателем, защищает человеческую волю и отстаивает земные права у небес.

7.Что значит для Мцыри «жить»? Почему он три дня своих "скитаний на воле, полных тревог и опасностей, называет «блаженными» и ценит дороже всей своей жизни, ведь с ним за это время происходит не так много событий?

Герой поэмы «Мцыри» мечтает вырваться из монастыря, воспринимая его как тюрьму. Жить в понимании Мцыри значит «ненавидеть и любить» , узнать и преодолеть подлинную опасность, бороться за свободу.

Он чувствует кровную связь с небесными силами. Спокойная и размеренная жизнь монастыря не истребила в герое мечту вырваться на свободу. Мцыри как дитя природы.

…Кругом меня цвел божий сад;

И снова я к земле припал

И снова вслушиваться стал

Они шептались по кустам,

Как будто речь свою вели

О тайнах неба и земли.. .

Трехдневные скитания Мцыри уверили его в том, что мир прекрасен, дали ему полноту ощущения и понимания жизни.

Что прежде всего поразило Мцыри на воле? Прочитайте у описания природы Кавказа, которую мы видим глазами Мцыри (глава 6). Как это характеризует героя? Почему он так пристально вглядывается в открывшийся ему мир? Какие подобия человеческой жизни видит он в природе? На какие вопросы он ищет в ней ответы (глава 8)?

Красота окружающего беглеца нового мира оставила в его душе неизгладимое впечатление. Гармония природы восхитила его, дала почувствовать, что и он является частью этого удивительного мира. И бушующий, усиленный грозою горный поток, стремящийся вырваться из тесного ущелья, тоже заводит «дружбу» с Мцыри, как и ночная гроза. И навсегда остаются у него в душе пышные поля, зеленые холмы, темные скалы и виденные вдали, сквозь туман, покрытые снегом горы далекой отчизны. Герой будто понимает голос природы, чувствует ее всем нутром. Он думает о том кто, он, какова настоящая жизнь, которой он никогда не знал.

Какие воспоминания о родине (глава 7) приходят к нему при виде картин кавказской природы? В чём Мцыри видит истинное счастье жизни?

В монастыре Мцыри мечтал о встрече со «стороной своей родной». Во время своих очередных воспоминаний об Отчизне, доме, друзьях, родных он произнёс клятву, в которой выразил желание «пылающую грудь прижать с тоской к груди другой, хоть незнакомой, но родной».

На воле Мцыри увидел пышные поля, деревья, груды скал, холмы… Чувство свободы, лёгкости, пространства, вид гор родной кавказской природы напомнил юноше его отцовский дом, родной аул, его жителей, табуны лошадей. Перед ним промелькнул образ его отца (в боевой одежде с кольчугой, ружьём и характерным гордым и непреклонным взглядом). Он воспомнил своих сестёр, их колыбельные песни, немногочисленные детские игры на песке. Мцыри очень любил окружающую природу во всём её разнообразии и красоте, и только она являлась его единственным другом на протяжении всей жизни. Мцыри видит истинное счастье и смысл жизни главного героя поэмы заключается в преодолении духовной тюрьмы, в страсти к борьбе и свободе, в стремлении стать хозяином, а не рабом судьбы.

Какие чувства испытывает герой при встрече с грузинской девушкой? Почему же он не пошёл за ней в саклю?

Огромным эмоциональным потрясением становится для Мцыри встреча с красавицей-грузинкой. Образ темноокой смуглянки живо тронул его сердце, не знавшее еще любви. Однако юноша, побеждая нахлынувшие чувства, отказывается от личного счастья во имя идеала свободы, к которой он стремится.

Встреча с грузинкой, как видим, на героя повлияла очень сильно, так, что он видит её во сне. Этот эпизод подтверждает, что у Мцыри «огненная душа» , «могучий дух» , исполинская натура.

Почему бой с барсом становится самым важным эпизодом в скитаниях Мцыри? Как проявляет он себя в этом бою? Что даёт ему силы? Почему эта опасная, обессилившая героя встреча вызывает в нём чувство торжества и счастья?

Мцыри видел в барсе достойного соперника и злобного врага, как и он жаждущего свободы. Поединок, состоявшийся между ними, был поединком физической силы и силы духа. Пусть герой слаб и изможден болезнью, но им движет огромная воля к победе, поэтому в этой битве зверь и человек равны.

Битва Мцыри с разъяренным барсом – это кульминация трех его вольных дней, до предела символичная. Барс олицетворяет злую мощь и волю природы, которая отвернулась от героя. Мотив «дружбы-вражды» героя с природой в этом эпизоде достигает апофеоза.

И в этой смертельной схватке Мцыри проявляет высшую форму героизма – душевный героизм. Всё, что угрожает его свободе, должно быть сломлено и повержено. И он смело расправляется со всеми роковыми обстоятельствами, которые мешают ему быть свободным, а в данном случае их олицетворяет барс.

Дремавшие ранее инстинкты просыпаются, и всю нерастраченную энергию Мцыри вкладывает в борьбу. Его движения молниеносны, глаз точен, и рука не дрогнула. Побеждая разъяренного зверя, он берет верх и над всеми остальными, зримыми и незримыми врагами.

Что все эти события помогают юноше узнать о жизни и, главное, о себе?

Перед юношей впервые раскрылся мир, который был недосягаем для него в монастырских стенах. Мцыри обращает внимание на каждую предстающую его взору картину природы, вслушивается в многоголосный мир звуков. А красота и великолепие Кавказа просто ослепляют героя, в его памяти сохраняются “пышные поля, холмы, покрытые венцом древ, разросшихся кругом”, “горные хребты, причудливые, как мечты”. Яркость красок, многообразие звуков, великолепие беспредельно голубого свода ранним утром - все это богатство пейзажа наполнило душу героя ощущением слияния с природой. Он чувствует ту гармонию, единение, братство, которые не дано было ему познать в обществе людей: Но мы видим, что этот восхитительный мир таит в себе много опасностей. Мцыри пришлось испытать и страх “грозящей бездны на краю”, и жажду, и “страданье голода”, и смертельную схватку с барсом. Умирая, юноша просит перенести его в сад: Привет прощальный мне пришлет.. . Лермонтов показывает, что в эти последние минуты для Мцыри нет ничего ближе природы, для него ветерок с Кавказа - единственный друг и брат. Через образ Мцыри, автор утверждает любовь к жизни и воле как высшие человеческие ценности.

8.Почему же Мцыри погибает? Как он сам это объясняет? Согласны ли вы с героем?

Каким вы видите Мцыри перед смертью? Раскаивается ли он в своём побеге? Примиряется ли со своей судьбой? В чём смысл его «завещания»? Можно ли говорить о поражении Мцыри?

В крови Мцыри текла бурная кровь, которую не могли утихомирить монастырские стены. Он свободный человек и в неволе (монастыре) жить не мог. Убежав во время грозы, Мцыри впервые видит мир, который был скрыт от него за монастырскими стенами. Поэтому он так пристально вглядывается в каждую открывающуюся ему картину, вслушивается в многоголосый мир звуков. Мцыри ослепляет красота, великолепие Кавказа. Он сохраняет в памяти "пышные поля, холмы, покрытые венцом дерев, разросшихся кругом", "горные хребты, причудливые, как мечты". Эти картины вызывают в герое смутные воспоминания о родной стране, которой он был лишен ребенком.

Опасности, с которыми сталкивается Мцыри, являются романтическими символами зла, которое сопровождает человека всю жизнь. Но здесь они предельно сконцентрированы, так как подлинная жизнь Мцыри сжата до трех дней. И в свой предсмертный час, осознавая трагическую безнадежность своего положения, герой не променял ее на "рай и вечность". Через всю свою короткую жизнь Мцыри пронес могучую страсть к свободе, к борьбе.

На первый взгляд может показаться, что герой потерпел поражение. Но это не так. Ведь он не побоялся бросить вызов своему монастырскому существованию и сумел прожить жизнь именно так, как хотел - в боренье, поиске, в стремлении к свободе и счастью. Мцыри одерживает нравственную победу. Таким образом, счастье и смысл жизни главного героя поэмы заключается в преодолении духовной тюрьмы, в страсти к борьбе и свободе, в стремлении стать хозяином, а не рабом судьбы.

9.Каково ваше отношение к герою? Что главное в его ха-рактере?

Педставление о свободе связано у Мцыри с мечтой о возвращении на Родину. Быть свободным - значит для него вырваться из монастырского плена и вернуться в родной аул. В душе его постоянно жил образ неизвестного, но желанного «чудного мира тревог и битв». Личность Мцыри, его характер раскрывается в том, какие картины привлекают героя, и как он о них говорит. Его поражает богатство и яркость природы, резко контрастирующее с монотонностью монастырского существования. И в пристальном внимании, с каким герой смотрит на окружающий мир, ощущается его любовь к жизни, стремление ко всему прекрасному в ней, сочувствие всему живому.На свободе с новой силой раскрылась любовь Мцыри к родине, которая слилась для юноши со стремлением к вольности. На свободе он познал «блаженство вольности» и укрепился в своей жажде земного счастья. Прожив три дня вне стен монастыря, Мцыри понял, что он смел и бесстрашен. «Пламенная страсть» Мцыри – любовь к родине - делает его целеустремленным и твердым.

Жить на свободе для главного героя означает находиться в постоянных поисках, тревоге, бороться и побеждать, а главное - испытывать блаженство «вольности святой» - в этих переживаниях очень ярко раскрывается пламенный характер Мцыри. Только настоящая жизнь проверяет человека и показывает, на что он способен. Мцыри увидел природу в ее многообразии, ощутил ее жизнь, испытал радость общения с ней. Да, мир прекрасен! -таков смысл рассказа Мцыри об увиденном. Его монолог – гимн этому миру. И то, что мир прекрасен, полон красок и звуков, полон радости, дает герою ответ на второй вопрос: зачем создан человек, зачем он живет? Человек рожден для воли, а не для тюрьмы.

10.Что сближает героев поэм Лермонтова - Мцыри и Ка-лашникова?

Считаем, что их сближает сила духа, воля, жажда справедливости. В основе сюжета обеих поэм лежит стремление героя к достижению определенной цели. В «Песне про купца Калашникова» Степан Парамонович стремится отомстить обидчику и отстоять семейную честь. Главный мотив, побуждающий Калашникова к действию, - чувство семейного долга и собственного достоинства. В поэме «Мцыри» герой стремится вырваться из монастырского плена на свободу. Главный мотив, побуждающий его к побегу из монастыря,- это свободолюбие, это взгляд на жизнь как на активное действие, это отказ от жизни, если она не борьба.

11.Почему Белинский назвал Мцыри «любимым идеалом поэта»? Что дорого Лермонтову в этом герое?

Страстную тоску передовых современников Лермонтова по прекрасной, свободной отчизне воплотил поэт в поэме “Мцыри”.

Замысел поэмы о монахе, рвущемся на свободу, Лермонтов вынашивал десять лет. В поэму “Мцыри ” Лермонтов включил строки из своих ранних поэм.

Лермонтов страстно протестовал против всех видов рабства, боролся за право людей на земное человеческое счастье.

Сосланный весной 1837 года на Кавказ, он проезжал по Военно-Грузинской дороге. Близ станции Мцхеты, под Тифлисом, существовал некогда монастырь. Здесь встретил поэт блудившего среди развалин и могильных плит дряхлого старика. Это был монах-горец. Старик рассказал Лермонтову, как ещё ребёнком был взят в плен русскими и отдан на воспитание в монастырь. Он вспоминал, как тосковал тогда по родине, как мечтал вернуться домой. Но постепенно свыкся со совей тюрьмой, втянулся в однообразную монастырскую жизнь и стал монахом.

Рассказ старика, который в юности был в мцхетском монастыре послушником, или по-грузински “Мцыри”, отвечал собственными мыслями Лермонтова, которые он вынашивал много-много лет. В творческой тетради семнадцатилетнего поэта читаем: “Написать записки молодого монаха 17-ти лет. С детства он в монастыре, священных книг, ничего не читал. Страстная дума таится – Идеалы.”

Но поэт не мог найти для этого замысла воплощения: всё написанное до сих пор не удовлетворяло. Самое трудное заключалось в слове “идеалы”.

Прошло восемь лет, и Лермонтов воплотил свой старый замысел в поэме “Мцыри”. Родной дом, отчизна, свобода, жизнь, борьба – всё соединилось в едином лучезарном созвездии и наполняет душу читателя томительной тоской мечты.

Гимн высокой “пламенной страсти”, гимн романтическому горению – вот что такое поэма “Мцыри”:

Я знал одной лишь думы власть,

Одну – но пламенную страсть …

В своей поэме Лермонтов стремился противопоставить своим безвольным и бессильным современникам смелого и свободолюбивого человека, готового пойти на всё для достижения поставленной цели, готового до конца отстаивать свою свободу.

Стремление к свободе стало у Лермонтова “тоской ” по воле, сделалось страстью, охватившей всё существо человека. В обстановке, сложившейся после 1825 года, поэт не потерял веры в революционное дело. Побеждает стремление “действовать”, как писал поэт. Романтическая мечта создаёт нового героя, волевого и сильного, пламенного и мужественного, готового, по мнению Лермонтова, к дальнейшей борьбе.

12.Какова основная мысль поэмы? Чем схожи между собой поэма «Мцыри» и стихотворение «Парус»?

Лермонтов пронизывает всю поэму идеей борьбы за свободу, протестом против сковывающих человеческую личность общественных условий. Счастье жизни для Мцыри в борьбе за поставленную им себе цель - обрести родину и свободу.

Поэма “Мцыри” - один из последних классических образцов русской романтической поэзии. Проблематика этого произведения тесно связана С центральными темами лирического творчества Лермонтова: темой одиночества, неудовлетворенности окружающим миром, жаждой борьбы и свободы.

Мцыри - герой-борец, протестующий против насилия над личностью. Он жаждет воли, свободы, “просит бури”, подобно парусу, не удовлетворяясь тихой судьбой монаха, не покоряясь року:

Таких две жизни за одну,

Но только полную тревог,

Я променял бы, если б мог.

Тюрьмой стал для Мцыри монастырь. Его желание “узнать, для воли иль тюрьмы на этот свет родимся мы”, обусловлено страстным порывом к свободе. Короткие дни побега стали для него временно обретенной волей. Только вне монастыря он жил.

И лирический герой стихотворения “Парус” не находит успокоения в реальной жизни, не может пойти на примирение с действительностью:

Под ним струя светлей лазури,

Над ним луч солнца золотой...

А он, мятежный, просит бури,

Как будто в бурях есть покой!

Разве не так же Мцыри, “как брат, обняться с бурей был бы рад”? В этом стихотворении выражено неискоренимое стремление достичь недостижимого. Постоянная борьба, постоянный поиск, непрерывное стремление к активному действию - вот в чем поэт видел смысл жизни. Именно этим высоким смыслом автор наполнил и поэму “Мцыри”: хотя герою не удалось найти путь в родимую страну, “где люди вольны, как орлы”, Лермонтов прославил поиски могущества воли, мужества, мятеж и борьбу, к каким бы трагическим результатам они ни вели.

13.Найдите и рассмотрите репродукции иллюстраций разных художников к поэме И. Тоидзе (с. 218), Ф. Константинова (форзац II), Л. Пастернака, И. Глазунова. Какие из них вам больше понравились и почему?

Больше всего понравились иллюстрации И.Тоидзе и Л.Пастернака. В первом отражен захватывающий момент схватки с барсом – очень динамично и ярко, во втором эпизод исповеди Мцыри. Эти иллюстрации очень хорошо позволяют представить себе Мцыри, его черты, внешность, силу характера и воли.

Бой Мцыри с барсом - это ключевой эпизод в поэме, кроме того, он наиболее известен и изучен. Сцена неоднократно иллюстрировалась художниками. Стоит вспомнить работы Н. Дубовского, О. Пастернака, а также гравюры, которые были выполнены Ф. Константиновым.

«Мцыри»: бой с барсом - анализ

Для литературоведов и критиков, изучавших данную поэму, анализ указанного эпизода имеет огромное значение. Бой Мцыри с барсом раскрывает основные черты характера героя, поэтому он является ключом для понимания произведения. В небольшой поэме интересующий нас эпизод занимает четыре строфы - с 16 по 19. Отводя столько места для него, а также размещая сцену в середине произведения, Михаил Юрьевич Лермонтов подчеркивает композиционно значимость эпизода.

Вначале описывается подробно барс. Важно заметить и то, что характеристика зверя дается героем без неприязни и страха, напротив, юноша Мцыри заворожен силой и красотой хищника. Автор использует много сравнений, говорит, что глаза барса светятся словно огни, шерсть отливается серебром. В темном лесу под лунным светом он напоминает ожившую сказку, одно из старинных преданий, возможно, рассказанных когда-то ребенку его сестрами и матерью.

Зверь

Рассматривая бой Мцыри с барсом, следует отметить, что хищник, подобно главному герою, наслаждается ночью, он весело играет. Все определения, относящиеся в поэме к зверю, описывают его как ребенка, которым он и является, ведь перед нами дитя природы. Барс символизирует мощь земли, для которой и животное, и человек - равнозначно необходимые элементы.

Битва

Оба участника битвы одинаково прекрасны, достойны жизни и свободны. Для Мцыри сражение с барсом - это проверка его сил, которые не находят в монастыре должного применения. «Рука судьбы» героя вела иным путем. Он привык себя считать слабым, пригодным лишь к постам и молитвам. Однако после победы над хищником, он с гордостью открывает в себе новые возможности. Благодаря множеству глаголов, указывающих на скорую смену действия, которые использует автор, можно целиком представить себе невероятно завораживающий бой Мцыри с барсом: насыщенный событиями и динамичный.

Настроение наиболее точно передано словами: «дернулся», «успел», «рванулся». На протяжении всей сцены тревога за главного героя не угасает. Однако Мцыри побеждает, преодолев не барса, а силы судьбы и природы, враждебно настроенные против юноши. Как бы темен ни был лес, герой не оставит свое желание о возвращении на родину.

В поэме “Мцыри” Михаил Юрьевич Лермонтов повествует о человеке, который всем сердцем любит свою Родину, свой народ, но вынужден находиться вдали от родных мест, и это причиняет ему самые тяжелые страдания. Юноша не живет, а существует в мрачных стенах монастыря, не имея возможности вернуться в свои родные края. Его сердце терзают тоска и печаль по родным и близким людям, по вольной жизни на лоне природы. Однажды Мцыри решает откликнуться на собственные душевные призывы и сбежать из тюрьмы, в которую превратился для него монастырь.

не знает дороги домой и убегает из монастыря в полную неизвестность, прекрасно понимая, что в случае неудачи, его ждет погибель. Но мечта о Родине настолько велика, что даже возможная смерть не страшит юношу.

В свой первый день на свободе Мцыри наслаждается великолепной, пышной природой родного Кавказа. Он восхищается ее красками, зачарованно слушает пение птиц и шум горных потоков, наблюдает и всматривается во все, происходящее рядом с ним. Здесь Мцыри случайно встретил юную красавицу-грузинку, и его сердце забилось быстрее, охваченное незнакомым волнением страсти. Но юноша подавил в себе этот любовный порыв. Он

должен продолжить свой путь на Родину, к свободе. Ради этой цели Мцыри готов отказаться от личного счастья.

Следующим испытанием для Мцыри стала встреча с барсом. Дикий барс могуч и красив. Схватка с ним была страшна, но Мцыри победил зверя, испытав впервые страсть битвы и радость победы. Желание вернуться в край отцов и стать настоящим воином разгорелось в душе героя еще сильнее прежнего. Еще ненавистнее для него стал плен монастыря, где юноша рос и был одинок и несчастен.

Мцыри глубоко презирал людей, которые видели смысл своей жизни в смиренном монастырском существовании. Прожив всю жизнь в заточении, герой страстно мечтает увидеть родную землю, свой дом, своих родных. Но его мечте не суждено было осуществиться. Мцыри не смог найти дорогу домой и вновь оказался у стен тюрьмы-монастыря. Он был замучен и смертельно ранен, но, познав вкус свободы, уже ни о чем не сожалел. Три дня свободы, которые он провел на воле, стали для него самыми счастливыми в жизни.

Мцыри умирает, но его образ свободолюбивого, мужественного и целеустремленного человека становится идеалом для многих поколений людей.


(Пока оценок нет)

Другие работы по этой теме:

  1. Бой с барсом­ Поэма М. Ю. Лермонтова “Мцыри” сама по себе довольно эмоциональная, но самое большое впечатление на читателя производит эпизод “Бой с барсом”. Автор...
  2. Поэма “Мцыри стала настоящим гимном стремлению и любви к свободе. Через образ главного героя поэт смог наиболее полно раскрыть собственную душу, самого себя и свои...
  3. М. Лермонтов поэтическое произведение “Мцыри” создал в 1839 году. С темой он определился во время пребывания на Кавказе. Лермонтову в этом помог служитель монастыря, знакомый...
  4. ­Встреча с грузинкой Романтическая поэма М. Ю. Лермонтова, написанная в 1839 году, стала одним из лучших произведений своего времени. Главный герой поэмы – юный Мцыри,...
  5. Поэма “Мцыри” – величайшее произведение русской романтической литературы. Главный герой поэмы – человек, у которого, по словам критика В. Г. Белинского, “могучий дух”, “огненная душа”...
  6. Почему Мцыри бежал из монастыря? “Мцыри” – романтическая поэма, написанная М. Ю. Лермонтовым в 1839 году, повествует о трагической судьбе пленного горского мальчика, совершившего побег...
  7. Творческое наследие поэта М. Ю. Лермонтова велико и беспредельно. В русскую литературу он вошел как поэт действия и силы, в произведениях которого прослеживается постоянный поиск...

Всё творчество Лермонтова пронизывает образ Кавказа. Гордые вольные люди, величественная и властная природа с юных лет впечатляли поэта, что проявляется уже в ранних его стихотворениях. Он не обходил стороной и одну из основных тенденций литературы первой половины 19 века – изображение романтического героя. И вот эти две главных темы сошлись в одном из лучших сочинений автора – поэме «Мцыри».

Для этого произведения невероятно важен исторический контекст – те события, которые повлекли за собой плен Мцыри. В России первая половина девятнадцатого столетия – это эпоха покорения кавказских земель. Это не только присоединение территорий к Российской империи, но и подчинение горных народов православию и царской власти. Вполне возможно представить себе, как грузинский мальчик, оставшийся сиротой после очередного сражения, попадает на воспитание в православный монастырь. История знает такие примеры: таково было детство художника П. З. Захарова. Существуют предположения, что Лермонтов взял в основу сюжета рассказ монаха, которого встретил на военных дорогах Грузии. Обращался автор и к местному фольклору, о чём свидетельствует сцена схватки с барсом: в основу этого эпизода легла народная песня о юноше и тигре.

Поэма «Мцыри» написана Лермонтовым в 1839 году. Она много редактировалась во избежание запрета цензуры. В основном, были убраны фрагменты, в которых особенно воспевается свобода, или звучат антиправославные мотивы.

О чем произведение?

Действие в книге происходит на Кавказе. В начале поэмы Лермонтов воспроизводит предысторию о том, как главный герой попал в монастырь: русский генерал вёз пленного ребенка. Мальчик был очень слаб, и его приютил в своей келье монах, тем самым священнослужитель спас ему жизнь. Суть «Мцыри» заключается в том, чтобы выразить его протест против этого спасения в неволе, которое не только губит его, но еще и мучает.

Основную часть поэмы составляет исповедь главного героя. Вот, о чем там говорится: пленник признаётся, что был несчастлив все эти годы, стены монастыря для него равносильны тюрьме, здесь ему не найти понимания. За 3 дня вне плена молодой человек проживает целую жизнь.

Во-первых, юноша вспоминает свои детские годы, отца. Он ощущает в этот период своё предназначение, осознаёт, какая кровь течет в его жилах.

Во-вторых, он встречает молодую грузинку, которая шла за водой. Возможно, это первая девушка, которую он видит за последние несколько лет.

В-третьих, у него происходит схватка с барсом. Герой инстинктивно сражается со зверем, ведь в стенах монастыря его не могли научить боевым искусствам. Чувство опасности пробудило в нём его истинное воинственное начало, и юноша побеждает врага.

Истощенный и израненный, к концу третьего дня блуждания, беглец вынужден с горечью признаться себе: не зная, куда идти, он сделал круг и вернулся к своей злосчастной тюрьме – монастырю. Умирая, он завещает похоронить себя в саду, где цветёт акация.

Жанр и направление

Трудно представить себе эпоху романтизма в литературе без жанра поэмы. «Мцыри» входит в тематическую группу сочинений Лермонтова о романтическом герое. Написанные ранее «Боярин Орша», «Исповедь» предвосхитили поэму о сбежавшем послушнике.

Более точное определение жанра «Мцыри» — романтическая поэма. Одной из характерных черт произведения является отражение идей героя. Юноша стремится к свободе, для него воля – цель жизни, главное счастье. Ради своей мечты он готов пожертвовать жизнью. Всё это позволяет считать Мцыри романтическим героем.

Не только Лермонтов в своём творчестве разрабатывал такой особый жанр поэмы. В первую очередь, можно сравнить «Мцыри» с поэмой К.Ф. Рылеева «Наливайко», сюжет которой восходит к эпохе борьбы казачества за независимость.

Другой особенностью романтической поэмы является исповедальный характер, что также свойственно «Мцыри». Исповедь содержит, как правило, повествование о надеждах и мечтах героя, его признания, порой неожиданные. Откровение отражает силу его духа, характер.

Главные герои и их характеристика

Для определения образа главного героя необходимо учитывать, что значит слово «мцыри». В грузинском есть два значения: послушник и пришелец. Изначально Лермонтов хотел назвать поэму «бэри», что по-грузински – монах, но именно «мцыри» максимально отражает сущность персонажа.

Почему Мцыри совершил побег? Его не пытали в монастыре, не заставляли делать непосильную работу. Однако же были причины, из-за которых герой страдал. Во-первых, мечтою юноши было обретение близкого человека, пусть не родственника, но одной нации, одной крови. Выросший сиротой, он мечтал хотя бы на мгновение ощутить тепло понимающей души. Другая цель героя – воля. Годы, проведённые в келье, он не может назвать жизнью, только на свободе он смог осознать, кто он есть на самом деле.

Важно отметить, что, несмотря на неудачу, персонаж «Мцыри» не жалуется на судьбу, он не проклинает себя, а уверенно принимает это испытание и даже радуется, что его мрачную жизнь украсили эти три дня.

Невозможно создание образа романтического героя без мотива любви. Эту цель несёт в себе упоминание в исповеди о молодой грузинке, когда юноша сам признаётся: «думы пылкие мои//Смутились…». и его мысли подробно описаны нами в сочинении.

В своей схватке с барсом герой проявил невероятную смелость и стойкость, риск и энергия сражения пробудили в нём дух предков, но молодому человеку не суждено обрести свободу и счастье. Таково авторское воплощение темы рока в образе Мцыри.

Темы

  • Свобода. Эта тема пронизывает поэму на двух уровнях. Первый – глобальный: Грузия подчиняется Российской империи, второй – касается лично главного героя поэмы: он мечтает о вольной жизни. Мцыри не желает смиряться со своим пленом в монастыре и совершает побег. Но от своей судьбы ему не уйти, и юноша через три дня, сделав круг, возвращается к ненавистным стенам.
  • Одиночество. Одной из причин побега был поиск близких по духу и крови людей. Мцыри одинок среди священнослужителей, он, скорее, чувствует своё родство с природой, чем с ними. Молодой человек вырос сиротой, он чужой для обоих миров: и для монастыря, и для горцев. Храм для него – плен, а к самостоятельной жизни, как показал его побег, послушник оказался не приспособлен.
  • Война. Герой «Мцыри» не участвовал в сражениях, но был рожден для них. Его отец был мужественным защитником своего народа, но его сын стал жертвой войны. Именно она оставила мальчика сиротой, именно из-за неё он не знал семьи, ласки, счастливого детства, а только монастырь и молитвы.
  • Любовь. Несчастный изгнанник не знает, что такое семья, у него нет друзей, все светлые воспоминания обращены детству. Но встреча с молодой грузинкой пробуждает в герое новые чувства. Мцыри понимает, что счастье возможно и сейчас, только бы найти верную дорогу, но жизнь распорядилась иначе.

Проблематика

Проблема угнетения личности всегда волновала Лермонтова. Поэт горячо любил Кавказ, бывал там в детстве, несколько раз был отправлен туда на войну. Исполняя свой долг перед родиной, писатель воевал и мужественно сражался, но, в то же время, в глубине души он сочувствовал невинным жертвам этой политической кампании. Эти свои переживания Михаил Юрьевич выразил в образе главного героя поэмы. Казалось бы, Мцыри должен быть благодарен генералу, ведь по его милости не погиб еще ребёнком, но своё пребывание в монастыре он жизнью назвать не может. Так, изобразив жизнь одного, автор показал судьбу многих, что позволило читателям совершенно по-иному взглянуть на Кавказские войны. Таким образом, творец затронул и политические, и социальные проблемы, вытекающие из любого насильственного действия со стороны государства. Официально воюют только солдаты, но в реальности в кровавый круговорот вовлечены мирные жители, семьи и судьбы которых – разменная монета для реализации масштабных планов его величества.

Идея произведения

Поэма построена на антитезе свободы и плена, но в контексте эпохи, когда жил и творил Лермонтов, эти понятия имели гораздо более широкое значение. Неслучайно, опасаясь цензуры, поэт самостоятельно правил и вычеркивал некоторые фрагменты. Неудачное бегство юноши можно рассматривать как аллегорию на Декабрьское восстание: неволя монастыря – гнёт самодержавия, обреченная на неудачу попытка освободиться – выступление декабристов. Таким образом, основная мысль в «Мцыри» была зашифрована и скрыта от властей, чтобы читатели смогли ее найти между строк.

Так Лермонтов отзывается в поэме не только на проблему покорения кавказских народов, но и на события 1825 года. Автор наделяет героя не только смелостью, выносливостью и бунтарским характером, молодой человек благороден, несмотря на свою печальную судьбу, он ни на кого не держит зла. В этом и смысл «Мцыри» — показать мятеж души без зла и жажды мести, чистый, красивый и обреченный порыв, каковым стало восстание декабристов.

Чему учит?

Поэма заставляет задуматься о том, что у любой военной победы есть и своя обратная сторона: Грузия была присоединена к России в 1801 году, однако при этом пострадали не только армии, но и мирные жители, ни в чём не повинные дети, как главный герой «Мцыри». Главная мысль в поэме «Мцыри» — гуманистическая: это не должно повториться вновь.

Лермонтов призывает бороться и противостоять судьбе до конца, никогда не терять надежды. И даже в случае неудачи не роптать на жизнь, а мужественно принимать все испытания. Поскольку поэт наделил своего персонажа всеми этими качествами, читатель воспринимает его, несмотря на неудачный и спонтанный побег, не как несчастную жертву, а как истинного героя.

Критика

Литературный мир с восторгом принял поэму «Мцыри». Лермонтова начали осыпать похвалами за его творение ещё до выхода произведения в печать. Например, А. Н. Муравьев вспоминает о прочтении автором только что написанной книги: «…никакая повесть не производила на меня столь сильного впечатления». С.Т. Аксаков в «Истории моего знакомства с Гоголем» пишет о прекрасном авторском прочтении «Мцыри» на именинах Гоголя в 1840 году.

Наиболее авторитетный критик того времени В.Г. Белинский очень высоко ценил это произведение. В своей статье о поэме «Мцыри» он подчеркивает, насколько удачно поэтом выбраны размер и ритм и сравнивает звучание стихов с ударами меча. Он видит в книге отражение личности Лермонтова и восхищается изображением природы.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!
Вверх