Психологические проблемы после потери близкого человека. Смерть близкого человека. Проживание горя Что чувствует человек когда теряет близких

Никто не ждёт смерти. Но это то из событий, которое случается со всеми без исключения. Не известно наверняка, какой миг жизни станет последним. Бог смерти не предупреждает, как фотограф: «Готовы? Снимаю!». Он приходит внезапно и без предупреждения. Практически невозможно подготовиться к этому событию. Рядом с чужим горем мы чувствуем себя неловко. В разговоре, как правило, обходим эту тему, или просто избегаем общения – ведь приходится быть осторожным, чтобы не сказать случайно чего-то, что может ранить.

Смерть близких людей – это испытание, которое ставит под удар основы нашего существования, оставляя только один вопрос:

«Как же теперь жить?»

(Если умер близкий человек: что делать, куда обращаться, советы как переживать горе.)

Как помочь самому себе.

Разговаривайте с близкими.

Это не должно выглядеть как семейный совет: просто разговаривайте с ними про то, что беспокоит вас именно сейчас.

Обратитесь за помощью к профессионалам.

Консультант бюро ритуальных услуг сориентирует, что нужно для похорон. Психолог поможет вам найти в себе силы преодолеть тяжелый период и начать жить новой жизнью. Духовник (если вы человек верующий) поможет принять то, что невозможно изменить и найти новые смыслы в жизни.

Поговорите с теми, кто пережил или переживает что-то подобное.

Ваши чувства похожи – это может принести облегчение и, пусть на время, избавит от одиночества.

Универсальный и нормальный ответ на потерю близкого человека – это горе. Как правило, в состоянии горя человек находится около полугода. Есть несколько последовательных этапов, через которые нужно пройти человеку после потери, прежде чем вернуться к обычной жизни.

  • Принятие факта реальности потери.

Всегда есть ощущение нереальности событий. Задача состоит в том, чтобы принять тот факт, что умершего уже нет, и он не вернется. Частью принятия реальности потери есть понимание того, что воссоединение с умершим человеком невозможно, во всяком случае в этой жизни. Противопоставлением принятия потери может быть неверие в то, что произошло через определённый вид отрицания. Иногда может отрицаться сам факт потери, значение этой потери или её неотвратимость.

Полному выполнению этого этапа способствуют традиционные похоронные ритуалы, и поэтому люди, которые не присутствовали при этом или не видели тела покойного, тяжелее справляются с переживанием горя. Похоронные обряды сопровождают переход человека в иной мир, а прежде всего способствуют более лёгкому проживанию прощания с близким человеком его родных и близких.

  • Пережить боль горя.

Понятие «боль горя» включает и физическую боль в прямом смысле слова, и эмоциональную, и «поведенческую» боль. Если не пережить эмоциональную боль, появляется физическая. Если избегать эмоциональных проявлений или подавлять их, то это удлиняет процесс переживания. Нередко люди, чтобы подавить боль горя применяют алкоголь, транквилизаторы и даже наркотические средства.

Но наиболее эффективным средством эмоционального проявления горя есть слёзы . Не случайно говорят, что горе нужно выплакать. Ввиду этого, женщинам легче проявить свои страдания через слёзы, в то время как мужское невыплаканное горе может проявляться гипертоническими кризами, инфарктами и другими телесными ударами. Наверное, стоит учредить лозунг «Плачьте, если у вас горе!».

К сожалению, в обществе не принято выражать открыто чувства, которые переживает человек в трауре, оно заставляет избегать этих переживаний, обрубывать, отрицая наличие боли. Но рано или поздно те, кто избегал полного осознания горя, ломаются, у них преимущественно развивается определённая форма депрессии. Очень важно помочь человеку, чтобы он не нёс в себе боль в течение всей своей жизни.


Достижение этой цели зависит от того, какими были отношения с умершим, кем и каким был покойный. Например, домохозяйке, покойный муж которой финансово обеспечивал семью, намного тяжелее адаптироваться к новой жизни, чем финансово независимой жене. Тот, кто остался, должен привыкнуть к новой собственной роли, а иногда – и к иному уровню ответственности. С. Паркер подчеркнул важный момент, когда сказал: «Редко кто из людей, переживших утрату, чётко осознают, что потеряли. Потеря мужа, к примеру, может означать, а может и нет, потерю сексуального партнёра, компаньона, бухгалтера, садовника, воспитателя детей, слушателя, согревателя кровати и тому подобное, зависимо от особенных ролей, которые играл этот мужчина».

На этом этапе личность или семья нуждается в помощи близких, социальных работников. В этот период люди закрываются в себе, регрессируют, воспринимают себя как беспомощных, неспособных, несовершенных, снижается их самооценка. В это время люди могут переосмысливать базовые жизненные ценности и чувствовать потерю направления в жизни. Очень важно адаптироваться к этой новой жизни.

  • Эмоционально переосмыслить потерю, перенести эмоциональную энергию с умершего на других людей и другие отношения, продолжать жить.

Это не означает, что следует забыть человека – память о близких отношениях не проходит никогда. Это означает сохранять «светлую память», как говорят, и освободиться от тяжёлых, отягощающих чувств утраты. Пережив боль потери, люди осторожничают создавать новые близкие отношения и иногда зарекаются любить опять.

Нельзя жить лишь воспоминаниями, потому что изменения наступают только тогда, когда появляется желание что-нибудь изменить, перевернуть страницу и начать новую жизнь, как бы тяжело это не было. Человек, который застрял в воспоминаниях, закрыт для новых людей и ощущений, он лелеет свою боль, взращивает отчаяние, бередя свою рану и не разрешая ей зажить.

Одним из самых больших Даров в нашей жизни является Её Величество Смерть. Она открывает самые важные Смыслы – нам, живущим, она повелевает принять ответственность за воплощение этих Смыслов в жизнь и отбросить всё напускное и ненужное. Чем большая у вас тревога, связанная со Смертью, тем менее удовлетворены вы своей настоящей жизнью, значит, вы не выполняете своё истинное Предназначение.

Как помочь другому пережить потерю близкого человека.

Мы хотим помочь человеку, облегчить его страдания, но, как правило, не знаем, как это лучше сделать. Первый порыв – утешить, успокоить, отвлечь. Но, поступая так, мы в первую очередь беспокоимся о собственном спокойствии, потому что хотим заглушить смущение, выполнить определённую обязанность перед человеком в горе.

Если вы хотите реально помочь, нужно не отвлекать человека от его горя и не утешать – это не имеет смысла и может восприниматься как непонимание и даже оскорбление. Нужно как минимум быть рядом, а если ощущаете в себе силы – помочь ему сосредоточиться на потере, дать возможность говорить про все, что для него важно в этот момент, и столько, сколько ему нужно. В жизни каждого из нас были и потери, и боль, и отчаянье, поэтому слова горюющего обязательно найдут отклик в вашем сердце. Если вам удастся стать ближе к нему и выслушать не отстранённо, а сопереживая, вы предоставите ему возможность не быть одному, а пережить горе вместе с вами, осмыслить потерю и жить дальше.

Потеря близкого человека – это всегда острый эмоциональный шок. Независимо от того, родственник погиб в катастрофе, ушел из жизни в силу стечения непредвиденных обстоятельств или умер из-за длительного неизлечимого недуга. Потеря близкого человека – это всегда внезапное потрясение, сильнейший стресс и душераздирающий кризис, за которым следуют страдания.

Даже если наш любимый ушел из жизни после изнуряющей онкологической патологии, преодолеть которую современная медицина неспособна, психологически быть готовым к вынужденному расставанию навсегда невозможно. Любой, даже героический и хладнокровный стоик, начинает ощущать душевную боль и горечь утраты, когда наступает момент прощания.

Однако такой кризис вовсе не означает прекращение жизни для вдовы или несчастной матери. Гибель родственника ни в коей мере не должна стать виновником мрачных раздумий о бессмысленности бытия, приводящих к черной меланхолии. Потеря родственника – вовсе не веская причина погрузиться в затяжную депрессию и лелеять в голове суицидальные идеи.

Потеря супруга, родителя или ребенка – часто неизбежный аспект жизни, повлиять на который никто из ныне живущих созданий не может. Это шаг, задуманный природой или Всевышним для того, чтобы мы смогли вырасти, как личность, и стать более мужественными. Это тот этап, который позволяет взглянуть на жизнь другими глазами, пересмотреть существующие ориентиры и избрать иные приоритеты.

Потеря близкого человека: фазы переживания горя

Первое, что необходимо знать тем, кто столкнулся со смертью близкого человека – это закономерный факт: любой субъект после потери родственника в своих страданиях проходит несколько последовательных стадий. При этом продолжительность каждой из фаз – неповторима у каждого человека. Некоторые люди преодолевают процесс душевных терзаний за считанные недели, другим особам требуются годы, чтобы вернуться к полноценной жизни. Однако каждому из нас, кто столкнулся с потерей близкого человека, необходимо иметь подлинные психологические знания об особенностях каждого из этапов, чтобы понимать свое состояние и не допустить чрезмерного «застревания» на какой-то стадии.

Стадия 1. Реакции эмоционального шока

Получив известие о гибели родственника, человек испытывает сильнейший эмоциональный шок. Такое состояние может проявляться в полном оцепенении: персона «замирает» в своем горе, переставая реагировать на какие-либо сигналы внешнего мира. В такой ситуации у субъекта может наблюдаться состояние ступора, когда трагедия не дает ни пошевелиться, ни сдвинуться с места. Особа не понимает, где она сейчас находится, утрачивает ориентацию во времени, не отвечает на обращения окружающих.

Самый неприятный симптом эмоционального шока – частичная потеря памяти. То есть человек утрачивает воспоминания о трагедии и не понимает, что происходит в действительности.

Также эмоциональный шок после потери близкого человека проявляется в чрезмерной активации двигательных функций и сильном психомоторном возбуждении. Персона начинает слишком энергично действовать, беря на себя все хлопоты по организации похорон, старается оказать содействие другим членам семьи.

Эмоциональный шок также характеризуется развитием алогичных и хаотичных действий и выполнением бессмысленных поступков. Человек может пуститься в бегство в неизвестном направлении или делать попытки покончить жизнь самоубийством.

В данном состоянии крайне важно не оставлять человека в одиночестве. Необходимо оказать ему посильную помощь. Однако не стоит стараться вести «грамотные» душераздирающие беседы. Разговоры в данном случае – абсолютно бесполезны, поскольку человек, потерявший близкого родственника, или вовсе не реагирует на увещевания, или впадает в ярость от попыток успокоить его. Наилучшая помощь – создать такие условия, чтобы персона смогла выплакать и прокричать свое горе. Слезы в этой ситуации – идеальный доктор, позволяющий значительно уменьшить страдания.

Стадия 2. Отрицание произошедшей трагедии

Этот этап может продолжаться до двух месяцев после потери близкого родственника. Человек уже осознает, что его близкого больше нет в живых, однако на подсознательном уровне он не может признать этого факта и смириться со случившимся горем.

Его бессознательный разум не принимает его нового статуса, поэтому «награждает» персону всякими напоминаниями об усопшем. Человеку может мерещиться в толпе силуэт его любимого человека. Он может слышать его голос и «вести» с ним разговоры. Он может находить в квартире какие-то «подтверждения» пребывания уже покойной персоны. В его сновидениях он постоянно «встречает» умершего близкого человека.

Как пережить этот этап? Нельзя бояться, а тем более «сражаться» со своими видениями. Бороться со своим подсознанием – бесполезная трата сил. Если никак не удается полностью отпустить прошлое, необходимо «пойти на уступки» требованиям своей бессознательной сферы психики. Для этого можно «вести переписку» с усопшим, составлять длинные письма-исповеди. Верующим людям отлично помогает посещение церкви и общение со священнослужителем.

Тем, которым видения покойного доставляют сильный дискомфорт, следует обязательно получить консультацию психолога или психотерапевта. Полностью изменить свое отношение к прошлому и навсегда распрощаться с напоминаниями из личной истории способно проведение сеансов гипноза. Гипнотерапия – универсальный инструмент для безболезненного «очищения» деструктивных звеньев жизненной программы. Во время сеансов гипноза человек заново переживает случившуюся драму, расставляет все требуемые акценты и отпускает произошедшее.

На этом этапе может наблюдаться явление, называемое «мумификацией». Этот термин подразумевает такие обстоятельства, когда человек всеми силами обеспечивает сохранность того, что принадлежало его умершему родственнику, как бы ожидая его скорого возвращения. Особы сберегают в неприкосновенности личные вещи усопшего, оставляют без изменений его комнату. Такой самообман помогает сохранить иллюзию, что вовсе не было никакой драмы, поэтому горевать не имеет смысла. Однако такая жизнь в мире фантазий лишь на время сохраняет спокойствие, в дальнейшем возвращаясь в виде тяжелейших раздумий о прошлом.

Еще один способ отрицания произошедшего – наделять окружающих людей чертами умершего родственника. В такой ситуации человек сознательно подыскивает объекты, которых можно идентифицировать с усопшей персоной. Он всеми силами старается построить такие же отношения с новым партнером, перенести в их общение тот стиль, который был характерен при жизни с умершим спутником. Такие попытки идентификации двух абсолютно разных людей приводят к тому, что человек перестает жить в реальном мире, переносится в собственноручно созданный удобный мир.

Еще один распространенный вариант отрицания – утверждать, что с покойным человеком вовсе не существовало никаких близких отношений. В такой ситуации персона убеждает себя и окружающих, что контакты с усопшей особой были чисто формальными, они были лишены всякой любви и взаимопонимания.

Нежелание признать истинные факты и искажение прошлого – веский довод для обращения к психотерапевту. Специалист поможет прояснить ситуацию и позволит клиенту увидеть мир в истинном свете, несмотря на свет через призму выдуманных аргументов. Признание очевидных фактов, реалистичный взгляд на жизнь – гарантия того, что субъект сможет без потери психических сил пережить потерю близкого человека.

Стадия 3. Истощение сил

В этот период человек уже принимает потерю близкого родственника и учится управлять своими чувствами. Воспоминания и боль охватывают персону «волнами». Бывают дни, когда субъект ощущает моральное спокойствие, но также наступают и моменты черной меланхолии.

На этой стадии некоторые люди, не сумевшие пережить трагедию, погружаются в глубокую депрессию. У них возникает чувство вины из-за того, что они остались в живых, а их близкий покинул этот мир. Они всеми силами стараются подобрать доказательства своей виновности, трактуя, что именно они – причина кончины их родственника.

У других особ на этой стадии появляется агрессия, направленная на других людей. Они винят весь белый свет, что их близкого человека нет в живых. Они обвиняют докторов, полицейских, государство. Они конфликтуют с другими членами общества, поскольку те существуют на белом свете, а их родственник уже пребывает в ином мире.

Самое страшное проявление этой стадии – возникновение навязчивых идей о бессмысленности жизни. Человек пускается в философские размышления о том, что есть жизнь, и приходит к абсурдному выводу, что лучший для него исход – смерть. Нередко на этом этапе особы, не сумевшие пережить потерю близкого человека, предпринимают попытки покончить жизнь самоубийством. Они не видят перспективы в своем дальнейшем существовании, не представляют жизни без любимого родственника, не имеют никаких желаний, планов и целей и попросту не хотят двигаться в будущее, замерев в прошлом.

Когда у человека определяется депрессивное состояние, крайне важно незамедлительно обратиться за врачебной помощью, поскольку нередко выбраться из пучины депрессии самостоятельно невозможно. Во время сеансов психотерапии или при использовании техник гипноза пациент обретает возможность получить полный контроль над своим внутренним миром. Врач помогает клиенту принять близкого человека в роли умершего и направляет страдающую личность на поиск новых жизненных ориентиров.

Обнаружив «ядро» проблемы, которое скрыто в глубинных недрах психики, гипнолог помогает устранить разрушительные компоненты жизненного сценария, отравляющие настоящее и мешающие будущему пациента. В состоянии гипнотического транса врач проводит словесную установку – внушение, ориентированное на обретение веры в собственные силы у изможденного трагедией человека.

Всем, кто не находит в себе сил двигаться дальше после потери близкого человека, следует обратиться за помощью к психологу или психотерапевту. Специалист поможет избавиться от чувства беспомощности и обрести жизненные силы для дальнейшего строительства счастливого будущего, свободного от страхов и тревоги.

"У меня сегодня много дела: надо память до конца убить, надо, чтобы душа окаменела, надо снова научиться жить" — Анна Ахматова.

Самое тяжёлое, что может пережить каждый из нас — это потеря близкого человека.

Горе, постигшее человека, которое несравнимо ни с чем. Чаще всего оно приходит внезапно, когда его не ждут. Когда человек теряет самого близкого человека, земля словно уходит из-под ног.

Жизнь теряет смысл. И с этого момента жизнь делится До и После.

Я написала эту статью, потому что сама это пережила. Обучаясь на семейного психолога я выбрала тему диплома, которая была наиболее мне тяжела. Написав диплом, я проработала своё горе: моя мама умерла десять лет назад и только сейчас спустя столько лет я смогла её отпустить и продолжать жить дальше. Конечно, мне помогали специалисты психологи Центра, где я обучалась. А теперь я сама помогаю людям прожить горе утраты близких людей.

Я надеюсь, что эта статья в чём-то сможет помочь и вам.

"Мы оплакиваем того, кого потеряли, а должны бы радоваться тому, что имели вообще" — К. Дж. Уэллс. "Смерть — это нейтральное событие, которое мы привыкли окрашивать в цвет страха" — И. Ялом.

Смерть является неотъемлемой частью той общей семьи, в которой живёт человек. Смерть — это биологическое событие, завершающее жизнь. Это жизненное событие оказывает сильное эмоциональное воздействие на мышление человека и вызывает наибольшую эмоциональную реактивность в поведении окружающих людей.

Синдром утраты (иногда его принято называть "острое горе") — это сильные эмоции, переживаемые в результате утраты близкого, любимого человека. "Утрата может быть временной (разлука) или постоянной (смерть), реальной или воображаемой, физической или психологической" (Изард, 1999).

Сильные эмоции, переживаемые человеком, когда он лишается близкого, любимого человека в результате его смерти называются горем.

Горе — это также процесс, при помощи которого человек работает с болью утраты, вновь обретая чувство равновесия и полноты жизни. Хотя преобладающей эмоцией при утрате является печаль, тут также присутствуют эмоции страха, гнева, вины и стыда.

Горе — процесс необходимый, и его нельзя считать проявлением слабости, так как это способ, посредством которого человек восстанавливается после ощутимой потери.

Выделяют три уровня риска в ситуациях переживания горя (Олифирович Н.И. "Психология семейных кризисов"):

  1. Минимальный риск. Члены семьи открыто выражают свои чувства, оказывают поддержку друг другу и принимают её со стороны расширенной семьи, друзей, соседей. Сохраняется способность идентифицировать проблемы и искать пути их разрешения.
  2. Средний риск. Реакция горя протекает с осложнениями: у отдельных членов семьи могут наблюдаться депрессивные реакции; семья не принимает поддержку. Данные реакции могут осложняться в случае наличия многочисленных предыдущих потерь, неразрешённых конфликтов с умершим.
  3. Высокий риск. У членов семьи может появиться эксцентричное (грубое, жестокое) поведение; тяжёлая депрессия; попытки и угроза суицида; злоупотребление лекарствами или алкоголем; тяжёлая бессонница. К этой же категории относятся ситуации полного отсутствия проявления горя в семье.

В случае среднего и высокого риска семья нуждается в помощи специалистов: семейных психологов, психиатра, психотерапевта, социального работника.

Смерть нарушает функциональное равновесие семьи. Интенсивность эмоциональной реакции определяется функциональным уровнем эмоциональной интеграции семьи в данный момент или функциональной важностью того её члена который умер. Количество времени необходимое семье для того чтобы восстановить эмоциональное равновесие, зависит от эмоциональной интеграции в семье и от интенсивности на рушения.

Наиболее часто после смерти значимого члена семьи возникает "Волна эмоционального потрясения" — это сеть скрытых толчков (серия важных жизненных событий), которые могут произойти в любом звене расширенной семейной системы в течении месяцев или даже лет. "Не всегда смерть одинаково тяжело переживается семьёй, случается, что смерть несёт семье облегчение, и за ней следует более благополучный период" (М. Боуэн).

Пока работа остаётся незаконченной, в нас сохраняется напряжение и мы недоступны для чего-либо иного.

Стадии траура, Элизабет Кюблер-Росс "О смерти и умирании", которая всю жизнь проработала с умирающими и их близкими, выделила 7 стадий траура:

  1. Шок, резкий упадок сил.
  2. Отказ, Отрицание, неприятие действительности "Не может быть, это происходит не со мной".
  3. Гнев, протест, возмущение "Это несправедливо, почему это произошло со мной / с ним / с ней?!!"
  4. Торг, попытка заключить сделку с судьбой.
  5. Страх, Депрессия Потеря интереса к жизни.
  6. Принятие смирение. Человек, у которого было достаточно времени на внутреннюю работу, и который получил нужную помощь, достигает стадии принятия. Ясность и обретённый мир.
  7. Надежда присутствует на протяжении всех этапов.

Цель "работы горя" (Линдеманн Эрих, 1984) состоит в том, чтобы пережить его, стать независимым от утраты, приспособиться к изменившейся жизни и найти новые отношения с людьми и миром.

Существует несколько форм осложнённого синдрома потери (Моховиков, 2001 г.):

  1. Хроническое горе. При этой наиболее частой форме переживание потери носит постоянный характер, и интеграция утраты не наступает . Среди признаков преобладает тоска по человеку, с которым существовала тесная эмоциональная связь. Даже спустя многие годы малейшее напоминание об утрате вызывает интенсивные переживания.
  2. Конфликтное (преувеличенное) горе. Один или несколько признаков потери искажаются или чрезмерно усиливаются, прежде всего, чувства вины и гнева, образующие порочный круг контрастных переживаний, мешающий совладанию с горем и затягивающий прохождение острого периода. Выход может достигаться через эйфорические состояния, переходящие в длительную депрессию с идеями самообвинения.
  3. Подавленное (маскированное) горе. Проявления горя незначительны или полностью отсутствуют. Вместо них появляются соматические жалобы, признаки болезни, отмечавшиеся у умершего, с последующим развитием длительной ипохондрии. Например, описываются состояния "кластерной головной боли", которая может продолжаться в течение нескольких месяцев и складываться из множества отдельных приступов. Осознание их связи с утратой отсутствует.
  4. Неожиданное горе. Внезапность делает почти невозможным принятие и интеграцию утраты. Их развитие задерживается, преобладают интенсивные чувства тревоги, самообвинения и депрессия, осложняющие ежедневную жизнь. Весьма характерно возникновение мыслей о самоубийстве и его планирование.
  5. Отставленное горе. Его переживание откладывается на длительное время. Сразу после утраты возникают эмоциональные проявления, но затем "работа горя" прекращается. В дальнейшем новая потеря или напоминание о прежней запускают механизм переживания. Посещая врача, человек неоднократно говорит об утрате. Дома не желает что-либо менять, расставаться с дорогими вещами или, наоборот, стремится полностью изменить жизнь (сменить обстановку, квартиру, иногда — город).
  6. Отсутствующее горе. При этой форме отсутствуют какие-либо внешние проявления, как если бы утраты не было вообще. Человек полностью отрицает её или остаётся в состоянии шока.

В последнее время широкое распространение получил взгляд на работу с синдромом утраты , предложенный Дж. Ворденом. Концепция Вордена, хотя и не единственная, сейчас остаётся самой популярной среди людей, работающих с утратой (Сидорова, 2001).

Она очень удобна для диагностики и работы с актуальным горем, а также если приходится иметь дело с чувством утраты, не пережитым много лет назад и вскрывшимся во время терапии, начатой по совершенно другому поводу.

Предложен вариант описания реакции утраты не по стадиям или фазам, а через четыре задачи , которые должны быть выполнены горюющим при нормальном течении процесса. Эти задачи, по сути, схожи с теми, которые решает ребёнок по мере взросления и отделения от матери.

Первая задача — признание факта потери. Когда кто-то умирает, даже в случае ожидаемой смерти, нормально возникновение чувства, будто ничего не случилось. Поэтому, прежде всего, нужно признать факт утраты, осознать, что любимый человек умер, он ушёл и никогда не вернётся. Это поведение "поиска" направлено на восстановление связи. В норме это поведение должно сменяться поведением, направленным на отказ от связи с умершим. Нередко встречается противоположное поведение — отрицание произошедшего. Если человек не преодолевает отрицания, тогда "работа горя" блокируется на самых ранних этапах. Отрицание может использоваться на разных уровнях и принимать разные формы, но, как правило, включает в себя либо отрицание факта потери, либо её значимости, либо необратимости .

Отрицание факта потери может варьировать от лёгкого расстройства до тяжёлых психотических форм, когда человек проводит несколько дней в квартире с умершим, прежде чем замечает, что тот умер.

Чаще встречающаяся и менее патологичная форма проявления отрицания была названа "мумификацией". В таких случаях человек сохраняет всё так, как было при умершем, чтобы всё время быть готовым к его возвращению. Ещё более лёгкая форма отрицания, когда человек "видит" умершего в ком-нибудь другом — например, овдовевшая женщина видит мужа в своём внуке.

Другой способ, которым люди избегают реальности потери, — отрицание значимости утраты. В этом случае они говорят что-то вроде: "Мы не были близки" , "Он был плохим отцом", или "Я по нему не скучаю". Иногда люди поспешно убирают все личные вещи покойного, всё, что может о нём напомнить, — это поведение, противоположное мумификации. Таким образом, пережившие утрату оберегают себя от того, чтобы столкнуться лицом к лицу с реальностью потери. Те, кто демонстрируют такое поведение, относятся к группе риска развития патологических реакций утраты.

Другое проявление отрицания — "избирательное забывание ". В этом случае человек забывает что-то, касающееся покойного.

Третий способ избежать осознания потери — отрицание необратимости утраты . Вариант этого поведения — увлечение спиритизмом. Иррациональная надежда вновь воссоединиться с умершим нормальна в первые недели после потери, когда поведение направлено на восстановление связи, но если эта надежда становится устойчивой — это ненормально.

Вторая задача горя состоит в том, чтобы пережить боль потери. Имеется в виду, что нужно пережить все сложные чувства, которые сопутствуют утрате.

Если горюющий не может почувствовать и прожить боль потери, которая есть всегда, она должна быть выявлена и проработана с помощью терапевта, иначе боль проявит себя в других формах, например через психосоматику или расстройства поведения.

Реакции боли индивидуальны, и не все испытывают боль одинаковой силы. У горюющего часто нарушается контакт не только с внешней реальностью, но и с внутренними переживаниями. Боль утраты ощущается не всегда, иногда утрата переживается как апатия, отсутствие чувств, но она должна обязательно быть проработана.

Выполнение этой задачи осложняется окружающими. Часто находящиеся рядом люди испытывают дискомфорт от сильной боли и чувств горюющего, они не знают, что с этим делать, и сознательно или бессознательно сообщают ему: "Ты не должен горевать" . Это невысказанное пожелание окружающих часто вступает во взаимодействие с собственными психологическими защитами человека, пережившего утрату, что приводит к отрицанию необходимости или неизбежности процесса горя. Иногда это даже выражается следующими словами: "Я не должна о нем плакать" или: "Я не должен горевать" , "Сейчас не время горевать" . Тогда проявления горя блокируются, не происходит отреагирования и эмоции не приходят к своему логическому завершению.

Избегание выполнения второй задачи достигается разными способами. Это может быть отрицание (negation)наличия боли или других мучительных чувств. В других случаях это может быть избегание мучительных мыслей . Например, могут допускаться только позитивные, "приятные" мысли об умершем, вплоть до полной идеализации. Возможно избегание всяческих воспоминаний о покойном. Некоторые люди начинают с этой целью употреблять алкоголь или наркотики. Другие используют "географический способ" — непрерывные путешествия или непрерывную работу с большим напряжением, которое не позволяет задуматься о чем-нибудь, кроме повседневных дел. Людям необходимо решить эту трудную задачу, открыть и прожить боль, не разрушаясь. Её нужно прожить, чтобы не нести через всю жизнь. Если этого не сделать, позже возвращаться к этим переживаниям будет мучительнее и труднее, чем если сразу пережить их. Отсроченное переживание боли труднее ещё и потому, что если боль утраты переживается спустя значительное время, человек уже не может получить того сочувствия и поддержки от окружающих, которые обычно оказываются сразу после потери и которые помогают справиться с горем.

Следующая задача, с которой должен справиться горюющий, это организация окружения, где ощущается отсутствие усопшего. Когда человек теряет близкого, он теряет не только объект, которому адресованы чувства и от которого чувства получаются, он лишается определённого уклада жизни. Умерший близкий участвовал в быту, требовал выполнения каких-то действий или определённого поведения, исполнения каких-либо ролей, брал на себя часть обязанностей. И это уходит вместе с ним. Эта пустота должна быть восполнена, и жизнь необходимо организовать на новый лад .

Организация нового окружения означает разные вещи для разных людей, в зависимости от тех отношений, в которых они были с умершим, и от тех ролей, которые умерший играл в их жизни. Горюющий может этого и не осознавать. Даже если клиент не осознаёт роли умершего, терапевту нужно для себя наметить, что клиент потерял и как это может быть восполнено. Иногда стоит это обсудить с клиентом. Часто клиент спонтанно начинает делать это сам во время сессии. Горюющий должен приобретать новые навыки. Семья может оказать поддержку в их приобретении. Часто у горюющего вырабатываются новые способы преодоления возникших трудностей и перед ним открываются новые возможности, так что происходит переформулирование факта потери в нечто, имеющее также позитивный смысл. Это частый вариант успешного завершения третьей задачи.

Последняя, четвёртая, задача — это выстроить новое отношение к умершему и продолжать жить. Решение этой четвёртой задачи не предполагает ни забвения, ни отсутствия эмоций, а только их перестройку. Эмоциональное отношение к умершему должно перемениться таким образом, чтобы появилась возможность продолжать жить, вступать в новые эмоционально насыщенные отношения.

Иногда людям кажется, что если их эмоциональная связь с умершим ослабнет, то тем самым они оскорбят его память и это будет предательством. В некоторых случаях может возникать страх того, что новые близкие отношения могут тоже закончиться и придётся снова пройти через боль утраты — такое бывает особенно часто, если чувство потери ещё свежо. В других случаях выполнению этой задачи может противиться близкое окружение, например дети, могут протестовать в случае новой привязанности у овдовевшей матери. За этим нередко стоит обида: мать нашла для себя замену умершему мужу, а для ребёнка нет замены умершему отцу. Или наоборот — если кто-то из детей нашёл себе партнёра, у овдовевшего родителя может возникать протест, ревность, чувство, что сын или дочь собирается вести полноценную жизнь, а отец или мать остаётся в одиночестве. Это поддерживается культурой, особенно у женщин. Поведение "верной вдовы" одобряется социумом.

Выполнению этой задачи препятствуют запрет на новую любовь, фиксация на прошлой связи или избегание возможности вновь столкнуться с утратой близкого человека. Все эти барьеры, как правило, окрашены чувством вины.

Признаком того, что эта задача не решается, горе не стихает и не завершается период траура, часто бывает ощущение, что "жизнь стоит на месте", "после его смерти я не живу", нарастает беспокойство. Завершением выполнения этой задачи можно считать возникновение убеждения, что можно любить другого человека — любовь к усопшему не стала от этого меньше.

Момент, который можно считать завершением траура, неочевиден. Некоторые авторы называют конкретные временные сроки — месяц, год или два. Однако нельзя определить конкретный срок, на протяжении которого будет разворачиваться переживание утраты. Её можно считать завершённой тогда, когда человек, переживший потерю, сделает все четыре шага, решит все четыре задачи горя. Признаком этого является способность адресовать большую часть чувств не усопшему, а другим людям, быть восприимчивым к новым впечатлениям и событиям жизни, способность говорить об умершем без сильной боли. Печаль остаётся, она естественна, когда человек говорит или думает о том, кого он любил и потерял, но это уже печаль спокойная, "светлая". "Работа горя" завершена, когда тот, кто пережил утрату, вновь способен вести нормальную жизнь, он чувствует себя адаптированным, когда есть интерес к жизни, освоены новые роли, создалось новое окружение и он может в нем функционировать адекватно своему социальному статусу и складу характера.

Каждый день на планете по тем или иным причинам умирают люди. Это печальное событие приводит к тому, что близкие родственники и друзья впадают в состояние утраты, которое может длиться годами. Отрицание, чувство вины, депрессия, которые появляются после смерти родного человека – реакции, считаемые абсолютно нормальными при проживании травмы потери.

Психологи считают, что в среднем индивидуум проходит все стадии пребывания в горе из-за смерти близкого человека за год. Особенно остро человек может переживать внезапную и преждевременную смерть собственного ребенка. Нередки случаи, когда отсутствие полноценного сна, истеричное состояние, чувство опустошения приводят к серьезным нарушениям психики, в том числе к депрессии клинического характера.

Последствия сильных переживаний после смерти близкого человека

Люди, потерявшие своих близких, могут испытывать навязчивый синдром, который выражается в наличии неосознаваемых мыслей, состояний, фобий, а также непроизвольных движений. Данное состояние способность доставить еще больше психологического дискомфорта данным лицам. Навязчивость неприятных суждений, которые они вновь и вновь перебирают в голове, считаются ложными. Но при попытке убедить себя в этом, высказывая прямо противоположные фразы, люди могут еще сильнее погрузиться в страдания, вызванные потерей своего близкого.

Данные состояния могут проявляться у эмоциональных людей, отличающихся повышенной чувствительностью и ранимостью. Сам факт смерти родного человека способен ввести их в состояние невроза, не говоря уже про обострение , органических нарушений центральной нервной системы, как закономерность – навязчивые мысли. Они подразделяются на аффективно нейтральные и тягостно аффектные.

Первая группа достаточно безобидна. К ним относятся безотчетно возникающие вопросы обсессивного характера («почему так случилось?»). Сюда же можно отнести регулярный мысленный повтор различных имен, чисел, фраз, которые говорил умерший человек.

Вторая группа – мысли, обладающие контрастом или постоянные сомнения. Некоторые начинают в красках представлять, как именно умер близкий человек, словно проживая наяву момент его смерти. Также можно говорить о сомнениях в отношении тех или иных поступков (закрыт ли кран с водой, выключен ли утюг)

Фобии после потери родного человека

После смерти близкого человеку могут диагностироваться следующие виды фобии или навязчивой боязни:

  1. Агиофобия -страх перед церковными предметами. Люди, которые похоронили родных, могут долгое время находиться в состоянии фрустрации, выражая категорический протест против посещения церкви. Оставаясь в одиночестве, больные могут признать наличие неприятного чувства, которое связано с интерьером и различными предметами в церкви. Дополнительно может возникать иерофобия – фобия перед священником.
  2. Атаз - боязнь позабыть о чем-то или остаться одному, когда про тебя все забудут. В большинстве случае ее испытывают люди, похоронившие человека, который являлся их единственным близким другом. Люди подверженные атаз , стараются всячески напоминать о своем существовании, активно приглашать в гости, заводить множество знакомств, казаться чересчур навязчивыми. К данной форме фобии можно отнести иолофобию и исолофобию – доходящую до крайности мысль, что человек останется совершенно один.
  3. Богифобия - страх привидений, призраков, который в этом случае заключается в том, что человек постоянно представляет себе встречу с умершим, как на яву.
  4. Виккафобия - боязнь магов, колдунов, различных экстрасенсов. Смерть близкого человека может вызвать у окружающих мысль, что данный инцидент связан с применением каких-то потусторонних сил, наложением порчи, проклятия.
  5. Гадефобия - страх перед адом. Некоторые люди, начиная размышлять о поступках умершего человека, его основных этапах жизни и чертах характера, приходят к мысли, что он мог попасть далеко не в райские условия после смерти.
  6. Дистихифобия - фобия перед непредвиденными обстоятельствами, которые могут привести к смерти. Данная боязнь может возникнуть, когда родные люди умирают внезапно, становясь жертвой несчастного случая.
  7. Иатрофобия - боязнь врачей. Чаще всего возникает, когда специалисты лечебного заведения причастны к смерти близкого человека или не смогли спасти его жизнь в силу, не зависящих от них факторов.
  8. Карцинофобия - боязнь опухолей ракового характера, которая может возникнуть, если человек похоронил близкого, скончавшегося от ракового заболевания.

Некрофобия – навязчивая боязнь смертельного исхода и атрибутики, связанной с похоронами. Никто не станет отрицать, что переживание смерти и посещение похорон – это значительный удар по нервной системе.

Стоит упомянуть о наличии компульсивных расстройств. Это – навязчивые состояния, которое проявляется в совершенно неосознаваемых, ненужных, а порой и опасных действиях. Суть их в противоположности пожеланий или требований близких людей. К примеру, навязчивая мысль совершить акт в отношении кого-либо или же прыгнуть под поезд. В данном случае страдающих расстройством мучает страх, что их желание может вправду сбыться.

В отличие от компульсивных расстройств, навязчивые действия всегда осуществляются против воли. Манипуляции, которые совершает страдающий данной фобией, абсолютно непосредственны. Такой человек способен длительное время трясти головой, трогать волосы, покусывать губы.

К навязчивым состояниям следует отнести и ритуалы, обладающие смыслом некоего заклинания. Причем это заклинание должно быть связано с имеющимися страхами. В этом состоянии некоторые больные боятся, что может произойти какой-либо несчастный случай. Ритуалы могут заключаться в совершении отдельных действий, которые можно назвать привычными. Выбор лишь одного маршрута, транспорта или места в вагоне. После того, как ритуал выполнен, можно говорить о наступлении психического облегчения.



Вверх