Конспект занятия в средней группе цирк. Тематическое занятие цирк. Дидактическая игра «На арене цирка»
Комплексное занятие в старшей группе на тему: «Цирк»
(интеграция музыкальной и изобразительной деятельности)
Программное содержание:
способствовать освоению детьми навыками иллюстрирования музыкального, литературного и телевизионного материала;
помогать развитию воображения, музыкальной памяти детей, умению слушать других исполнителей;
подводить детей к передаче в рисунках движений;
создавать условия для использования детьми предшествующего опыта как при восприятии музыкальных произведений так и в изодеятельности;
способствовать расширению кругозора и развитию чувства сопричастности к общему делу.
Материал:
стихотворение С. Маршака «Цирк»;
иллюстрации и фотографии цирка;
музыкальное произведение Д.Б. Кабалевского «Клоуны»;
«Песенка о цирке» муз. В. Шаинского, сл. Пляцковского;
Мультфильм «Впервые на арене» реж. В. Пекарь, В. Попов;
Цветные карандаши, ножницы, ½ часть А4, готовые изображения артистов цирка;
Мобиль;
Мольберт;
Ход занятия:
Детей встречает музыкальный руководитель, приглашает сесть к фортепиано.
Ребята, я предлагаю вам сейчас посмотреть на иллюстрации и узнать тему нашего занятия. Да, сегодня мы поговорим о цирке. Кто из вас был в цирке? Для чего туда приходят? (смотреть представление, увидеть что-то интересное, веселое и т.д.). Вспомните, кого вы видели там, кто там выступает? (клоуны, жонглеры, гимнасты, дрессировщики, животные-артисты, жонглёры…)
Послушайте шуточное стихотворение С.Я. Маршака «Цирк» и еще раз вспомните – кто для вас готовит представление в цирке:
Пред вами - вы знаете что?
Игрушечный цирк шапито.
Сейчас обезьяны
Забьют в барабаны,
И выйдет - вы знаете кто?
Висит на хвосте обезьянка.
А родом она - африканка.
Хоть мал ее рост,
Зато ее хвост
Длинней, чем сама обезьянка.
А это - наш Попка-дурак.
И сам он зовет себя так.
А мы называем
Его попугаем.
Наш Попка - совсем не дурак
Василий Васильевич, клоун.
Вы скоро узнаете, кто он.
При виде собак
Он сгорбится так,
Что сразу поймете вы, кто он.
А вот акробатка - Матрешка.
Покуда она еще крошка.
Но время придет,
Она подрастет -
И станет Матреной Матрешка.
Наш ослик - совсем как живой -
Умеет кивать головой.
Скажи ему: "Здравствуй,
Приятель ушастый!" -
А он и кивнет головой.
А это - оседланный конь. За повод его только тронь,
Быстрее, чем птица,
По кругу помчится
Красивый оседланный конь.
Вот два акробата-медведя,
По имени Миша и Федя.
Увидим сейчас,
Как пустятся в пляс
Мохнатые Миша и Федя.
А это - наш фокусник-еж.
На елку его позовешь, -
Все яблоки с елки
К себе на иголки
Нанижет бессовестный еж.
Вот это - машина-такси,
А кто на ней едет, - спроси.
Ее пассажирка -
Мартышка из цирка,
А пудель - водитель такси.
Вот маленький плюшевый слон.
Хоть мал он, но очень силен.
Ему еще ста нет,
А старше он станет,
Быть может, и вырастет он.
Сейчас заведем мы игрушки.
Запрыгают зайцы, лягушки.
Козел и баран
Забьют в барабан
И дружно запляшут игрушки.
А теперь давайте посмотрим на артистов цирка в мультфильме «Впервые на арене» (дети смотрят на экране проектора отрывок из мультфильма)
Скажите ребята, кто в мультфильме был самым весёлым, неугомонным, озорным?
Дети: Клоуны!
Садитесь на ковер и послушайте музыку, вспомните как она называется и кто её написал? (Дети слушают пьесу Д.Кабалевского «Клоуны») В беседе дети вспоминают и повторяют характер музыки, ее части, особенности их звучания, историю клоунов (беседа О.П. Радыновой из программы «Музыкальные шедевры»)
После беседы педагог и музыкальный руководитель предлагают детям отправиться на занятии в цирк под песню «Песенка о цирке». Дети подпевают и отправляются к столам с приготовленным художественным материалом).
Беседа возле столов проводит педагог:
Как все мы любим цирк. Чего и кого там только нет! Играет оркестр, зажигаются огни, звери танцуют, артисты ходят по канату, медведи ездят на велосипедах и кувыркаются как люди. Фокусник вынимает из шляпы зайца, силачи кидают гири, а клоуны смешат нас до слёз. Под куполом цирка летают воздушакробаты. Они в воздухе перелетают с одной перекладины на другую. А какие у них у всех костюмы! Все расшиты блёстками, бисером! Вот это наш купол (показывает на мобиль). Он пока пуст. Но скоро под этот шатер съедутся все циркачи. Я предлагаю вам придумать, нарисовать и одеть в костюмы цирковых артистов своих человечков.
Педагог на мольберте располагает готовые фигурки артистов цирка и рассматривает их вместе с детьми. Затем детей приглашают за столы, где они занимаются творчеством.
После того как дети нарисуют, раскрасят и вырежут циркачей, все приносят своих человечков и вешают на мобиль, рассматривают, делятся впечатлениями.
Филиппова Алёна Анатольевна
МБДОУ "Приморский детский сад"
Конспект занятия
Тема: Цирк
Цель . Создать условия для развития игровой деятельности детей. Развивать инициативу, организаторские способности.
З адачи.
Образовательные. Познакомить детей с иркутским цирком, расширить знания о работниках цирка.
Развивающие . Развивать творческое воображение, зрительное и слуховое восприятие, внимание. Коммуникативные навыки через побуждения детей объяснение своих действий. Физическое развитие.
Воспитательные . Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, взрослым и животным.
Педагогические технологии : закреплять игровые технологий.
Мотивация: личностной заинтересованности
Игровой материал:
строительный материал (для подготовки арены, костюмы клоунов, фокусника, маски для артистов-животных (лошади, собаки, атрибуты для дрессировщика; для буфета: игрушечные пирожные, "сладкая вата", деньги;
билеты, звукозапись с цирковой музыкой.
Предварительная работа:
Беседы с детьми на тему: "Иркутский цирк "
"Как я ходил с родителями в цирк".
Чтение стихов и рассказов о цирке.
Рассматривание картинок по теме цирк.
Просмотр мультфильмов " Бонифаций на каникулах", " Каштанка".
Постройка арены из стройматериалов.
Изготовление атрибутов для игры: нос для клоуна, маски (собачки и лошадки) совместно с воспитателем.
Изготовление билетов, и денег.
Словарная работа : кассир,артист, гимнаст, клоун, дрессировщик, фокусник, конферансье, буфетчица, зрители.
Ход игры:
Ребята посмотрите к нам в группу прилетел воздушный шарик, и на нем что-то привязано (на ниточки привязан конверт), А вы ходите узнать, что находится в этом конверте, давайте посмотрим. Достаем письмо, и читаем
Внимание, внимание! Сегодня в цирке,
состоится представление!
Воспитатель: Ребята, а вы хотели бы сходить в цирк? (ответы детей) И мне тоже очень хочется сходить в цирк, но он находится от нас очень далеко.
И мы сейчас не можем туда добраться. Что же мы с вами будим делать?
Предложение детей самим построить в группе цирк. Что же нам для этого нужно сделать?
Для этого нужно подготовить группу. Дети вместе с воспитателем готовят группу: делают арену из стройматериалов, определяют место для зрителей, место для буфета. Дети распределяют между собой роли.
Роли распределены.
Дети-зрители подходят к кассе и приобретают билеты. Дети-артисты идут готовиться к выступлению.
Воспитатель берёт на себя роль конферансье и фокусника.
Звучат 3 звонка. Звучит музыка. Зрители аплодируют. Конферансье объявляет выступление гимнаста. Гаснет свет в половине группы.
На арену выходит гимнаст:
1. И. п. : Руки вдоль туловища. Ноги вместе. Поочерёдно поднимает одну руку (плавно, затем опускает. Поднимает другую руку (плавно). Выполняет 2 раза каждой рукой. Возвращается в И. п.
2. И. п. : Руки вытянуты вперёд. Ноги слегка расставлены. Поочерёдно поднимает ноги, тянется одной ногой к противоположной руке.
Выполняет 2 раза каждой ногой. Возвращается в И. п.
3. И. п. : Руки на поясе. Ноги вместе. Выполняет наклон вперед, стараясь руками дотянуться до пяток. 2 раза.
4. И. п. : Руки на поясе. Ноги крест накрест. Выполняет приседания, стараясь присесть как можно ниже. 2 раза.
5. Выполняет упражнение " шпагат".
Выступление гимнаста окончено. Зрители аплодируют. Конферансье объявляет выступление дрессировщика с собаками. Появляется дрессировщик с 2 собаками (дети).
Звучит музыка.
Дрессировщик даёт команды собакам:
1. Сесть на стул.
2. Перепрыгнуть через верёвочку.
3. Встать на задние лапы.
4. Выполнить поклон.
Выступление дрессировщика окончено. Зрители аплодируют.
Конферансье объявляет выступление клоунов.
Звучит музыка. На арене появляются клоуны:
1. Выходят, играя пальцами около носа.
2. Садятся на пол, ноги раздвинуты, перекатывают друг другу мяч.
3. Один предлагает другому сесть и подкладывает ему на стул пищащую игрушку. Другой садится, игрушка пищит.
4. Второй клоун угощает первого конфетой. Первый клоун берет её, разворачивает, там пусто. Он расстраивается.
Звучат аплодисменты.
Конферансье объявляет антракт и сообщает зрителям о том, что после антракта их ждет выступление дрессированных лошадей и фокусника. Зажигается свет.
Дети-зрители проходят в буфет, приобретают "пирожные" и "сладкую вату".
Звучат 3 звонка. Все занимают свои места.
Конферансье объявляет выступление дрессированных лошадей.
На арену выходят дрессировщик и 2 лошади (дети). Звучит музыка.
1. Скачут галопом по арене.
2. Идут красиво с высоким подниманием колена.
3. Встают на колени. Выполняют поклоны головой. Кланяются.
Зрители аплодируют.
Объявляется выступление фокусника. Появляется фокусник с волшебной коробочкой. Показывает фокусы:
1. Фокус с пальцами.
2. Фокус " Что в шляпе?".
3. Фокус с волшебной коробочкой.
При выполнении фокусов говорит заклинание. Зрители аплодируют.
Конферансье объявляет об окончании представления.
После окончания игры воспитатель поддерживает разговоры детей о прошедшей игре, при этом отмечая ролевое поведение отдельных участников игры, их игровое взаимодействие и взаимоотношения, а также использование средств игрового замещения.
для детей среднего возраста (4-5 лет)
Образовательная область: познание.
Интеграция образовательных областей: социализация, коммуникация, двигательная, музыка, чтение художественной литературы.
Тип: интегрированное.
Возраст детей: 3 – 4 года.
Формы непосредственной образовательной деятельности: беседа, решение проблемных ситуаций, игровые упражнения, игры и упражнения под музыку.
Формы организации: группа, подгруппа.
Задачи:
Образовательные: Расширять представление детей о цирке; закрепить знания детей об артистах, выступающих в цирке; закреплять у детей навыки счета в пределах 5-ти; закреплять у детей представление о цвете; закреплять представление о домашних и диких животных; закрепить умение воспроизводить узор по образцу.
Развивающие: Развивать мелкую моторику рук; развивать у детей психические процессы: логическое мышление, внимание, память, пространственное воображение.
Воспитательные: воспитывать аккуратность, точность, усидчивость, целеустремленность, воспитывать познавательный интерес; доделывать начатую работу до конца и получать эмоциональное удовлетворение от проделанной работы;
Обогащать словарь детей словами: артист, фокусник, жонглёр, дрессировщик, клоун, цирк
Введение нового слова: арена.
Оборудование и материалы:
Проектор, аудиоматериал, слайд-презентация, баночки с водой (внутри крышка окрашивается в определенный цвет), коробка для фокуса, игрушка, платок, наборы кубики Никитины +карточки с примерами узоров, атрибуты к физминутки: маски-тигрята, обручи, 2 мешочка для клоуна, зонтик.
Ход непосредственно образовательной деятельности
Воспитатель: Ребята, я приглашаю вас в наш красивый, нарядный зал. У меня есть для вас что-то очень интересное. Это – зонтик.
Этот зонтик непростой, он волшебный – вон какой!
Ты крутись, крутись, крутись, возле цирка очутись!
Воспитатель: Ребята, посмотрите, где это мы?
Дети: Это цирк!
Воспитатель: А вы любите цирк?
Дети: Да!
Воспитатель: А какое у вас настроение, когда вы находитесь в цирке?
Дети: Веселое, радостное.
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, кто выступает в цирке? Как называют этих людей?
Дети: Артисты.
Воспитатель: А кто знает, как называется сцена, на которой выступают артисты?
Дети: Арена.
Воспитатель: Ребята, мы с вами сегодня познакомимся с артистами цирка и сами попробуем стать артистами.
Воспитатель обращает внимание детей на экран.
Воспитатель: Посмотрите, ребята, внимательно, кто это?
Дети: Фокусник.
Воспитатель: Правильно, фокусник. А что фокусник делает в цирке?
Дети: Показывает фокусы.
Воспитатель: Ребята, я вам открою маленький секрет, я тоже умею показывать фокусы. Хотите я вам покажу?
Дети: Да!
Воспитатель показывает фокус с коробочкой, у нее двойное дно и в нужный момент появляется игрушка.
Воспитатель: Ребята, а хотите, я вас научу показывать фокусы?
Дети: Да!
Воспитатель: Перед вами стоят самые обычные баночки с водой. Вода в них какая?
Дети: Прозрачная.
Воспитатель: А теперь мне понадобится помощник.
Воспитатель приглашает одного ребенка, ребенок берет баночку с водой в руки, воспитатель накрывает ее платочком, говорит «волшебные слова», ребенок встряхивает, вода в баночке окрашивается. Ребенок говорит, какого цвета стала вода. Затем воспитатель накрывает платочком все баночки с прозрачной водой, говорит «волшебные слова», и дети поочередно встряхивают баночки с водой, называя изменившийся цвет. Воспитатель предлагает посчитать, сколько всего баночек с водой окрасились. Затем проводится дидактическая игра «Какого цвета не стало?».
Воспитатель снова обращает внимание детей на экран. На экране появляется жонглер с кубиками.
Воспитатель: Интересно, ребята, а кто это?
Дети: это жонглер.
Воспитатель: Правильно. Он жонглирует разными предметами: кубики, колечки, мячики и др. Ребята, мы тоже с вами умеем играть с кубиками, и не только играть. Но и составлять из них узоры.
Воспитатель предлагает детям кубики Никитина. Проводится дидактическая игра «Составь узор».
Воспитатель: Ребята, наше путешествие по цирку продолжается, на экране появляется…Ребята, кто это?
Дети: Дрессировщик.
Воспитатель: А что делает дрессировщик в цирке?
Дети: Дрессирует животных.
Воспитатель: А каких животных?
Дети: И диких, и домашних.
Воспитатель: Каких диких животных вы видели в цирке?
Дети (поочередно): слонов, тигров, обезьян и т.д.
Воспитатель: А с какими домашними животными работает дрессировщик?
Дети: С кошками, собаками, лошадками.
Воспитатель: Правильно, ребята, дрессировщик дрессирует как диких, так и домашних животных. А для этого ему просто необходимо огромное терпение и … любовь к животным. А когда животные – артисты выполняют задание, то дрессировщик дает им небольшое угощение: или кусочек мяса, или кусочек морковки, или кусочек сахара – кто что любит.
Воспитатель: Ребята, а хотите мы с вами сейчас превратимся в маленьких тигрят- артистов?
Дети: Да!
Воспитатель: Я сейчас произнесу «волшебные слова»:
Вы, ребятки, покружитесь,
И в тигряток превратитесь!
Воспитатель одевает ребятам шапочки «тигрят» и под музыку проводит физкультминутку.
Воспитатель: А сейчас, мои тигрятки, превратитесь-ка в ребят.
Воспитатель: Ребята, вы слышите? Кто это так громко смеется в цирке? Кто в цирке самый веселый?
Дети: Клоун.
Воспитатель: Конечно, клоун. А что клоун делает в цирке?
Дети: Веселится, шутит, играет.
Появляется веселый клоун.
Клоун: Здравствуйте, ребята! Я веселый озорной клоун Билли Бом!В цирке я не всегда выступаю один. Со мной мои друзья. Хотите узнать, кто это?
Клоун загадывает загадки про животных:
1. Гладишь – ласкается,
Дразнишь – кусается. (Собака)
2. Маленькие, усатенькие,
Со спинкой полосатенькой.
Бегали, играли,
Перчатки потеряли. (котята)
3. Хвост с узорами,
Сапоги со шпорами.
Зарю любит встречать,
Громко песни распевать. (Петушок)
Клоун: Молодцы, ребята. Все загадки отгадали.
Воспитатель: Билли Бом, а что у тебя за красивый мешочек?
Клоун: Ой, совсем забыл! Это мешочек не простой, а волшебный. А хотите, чтобы этот мешочек наполнился и стал большим?
Дети: Да!
Клоун проводит фокус с мешочком. В нужный момент появляется полный мешочек.
Воспитатель: Ребята, вам понравилось?
Дети: Да!
Воспитатель: А что делают зрители, если им понравилось выступление?
Дети: громко хлопают в ладоши.
Дети хлопают в ладоши.
Проводится дидактическая игра «Чудесный мешочек».
Клоун благодарит детей, раздает угощение и приглашает ребят на настоящее цирковое представление.
Воспитатель: Ребята, наше путешествие подошло к концу и нам пора возвращаться обратно в детский сад. А поможет нам волшебный зонтик.
Вы под зонтик все идите, дружно ручку покрутите.
Ты крутись, крутись, крутись, в детском саде очутись!
Воспитатель: Ребята, где вы сегодня побывали? Что вам больше всего понравилось? Запомнилось?
Тема : Как вести себя в цирке?
Цель : закрепить знания о поведении в общественных местах (театре, кино и т. п.); объяснить правила поведения в цирке: до начала представления, во время представления, в антракте; сформировать понимание того, что основной принцип поведения в театре, цирке, кино и в любом общественном месте - это вести себя скромно, не привлекать к себе излишнего внимания окружающих, никому не причинять беспокойства, не мешать; закрепить навыки невербального поведения: негромкость речи, скромность в поведении, умение выразить одобрение с помощью аплодисментов, сдержанность в выражении чувств, отсутствие резких движений, недопустимость шалостей в зале, громких криков.
Ход занятия
Ребята, Воронеж - город, богатый культурными ценностями. В нашем городе можно сходить в кино, театр, музей, художественную выставку, цирк, кукольный театр и т.д. Но в каждом общественном месте существуют определенные правила поведения. Вот мы с вами и закрепим эти очень важные правила, когда отправимся все вместе в цирк. Кто желает, присоединяйтесь к нам. Сначала нам нужно взять билеты. Где мы покупаем билеты? (В кассе.)
Я буду кассиром, а вы будете покупать у меня билеты в цирк. Вы можете выбрать номер ряда. Например, ты, Оля, хочешь сидеть в третьем ряду. Что ты мне скажешь? Как ты обратишься к кассиру? Каждый из вас должен подойти к кассе, попросить у кассира билет и расплатиться.
Все покупают билеты.
Билеты у нас в руках. Что указано в билете? (Время начала представления, номер ряда, номер места.)
А можно немножко опоздать? (Нет.)
Почему? (Потому что в темноте трудно найти свое место и будешь мешать зрителям.)
Теперь подходим к цирку. Двери широко распахнуты. В дверях стоит билетер.
Ваши билеты. Проходите, пожалуйста. Раздевайтесь побыстрее.
Дети имитируют движения.
А номерок кто забыл взять? Зачем в гардеробе дают номерок? Можно ли его терять? (ответы детей)
Что нужно сказать гардеробщице, когда она подала номерок? (Спасибо.)
Вот мы и в цирке. Входим в огромное помещение. Как называется это место? (Фойе.)
Что интересного можно увидеть в фойе? (Много людей, на стенах интересные фотографии артистов, афиши, рекламы, аквариумы с рыбками, клетки с птицами, фотостудию, продают цветы, мелкие игрушки, надувные шары, буфет.)
Прозвенел звонок, и мы должны занять свои места в зале. Для чего звенит звонок? (Предупреждает зрителей, что скоро начнется представление.)
Заходим и видим необычный зал - круглый. Как называется сцена в цирке? (Арена.)
Чем зал в цирке необычен? (Высокий, круглый, ступеньки высокие, загородки, канаты, опилки на арене и т. д., а вверху - купол цирка.)
Ребята, под куполом цирка много разных канатов. Для чего они? (Для страховки артистов, для выступления гимнастов, акробатов и т. д.)
А кто вам больше всего нравится в цирке? (Клоуны, воздушные гимнасты, птицы, звери.)
А как называется артист, который обучает собак, львов, медведей, голубей? (Дрессировщик.)
А как называется артист, который виртуозно подкидывает и ловит разные предметы? (Жонглер.)
А как называется артист, который показывает чудеса? (Фокусник.)
Идет веселое представление на арене цирка, и вдруг во время номера раздается чей-то голос: «Бабушка, я пить хочу, дай мне водички!» Или раздается скрипучий шелест фольги от шоколада или шуршание пакетов из- под хрустящих чипсов. Ребята, как вы думаете, допустимо это во время представления? (Нет.)
Почему? (Мешает артистам выступать, мешаем зрителям смотреть, сами пропускаем интересное, надо терпеть, попить и поесть можно в антракте.)
Что запрещается делать во время представления? (Громко говорить, вставать с места, ходить, кормить животных, вертеться, выбегать на арену, чавкать, шуршать фантиками, бросать фантики и обертки от мороженого под кресло и т. д.)
А что же можно делать во время представления? (Смотреть, улыбаться, смеяться, радоваться и обязательно аплодировать.)
Зачем артистам аплодируют? (Это знак благодарности, восхищения, преклонения перед талантом.)
Вот и закончилась первая часть представления, объявили антракт. Кто-то сразу сорвался с места и, не дослушав артиста, побежал занимать место в буфете. Кто-то начал громко разговаривать и кричать. Кто-то стал кататься по перилам широкой лестницы. Кто-то побежал по фойе и чуть не сбил продавца шарами. Вот так по-разному ведут себя дети в антракте. А что же можно делать в антракте? (Походить по фойе, размяться после долгого сидения, сходить спокойно в буфет, в туалет. Если желаешь - сфотографироваться на память с клоуном и зверями, купить какую-нибудь игрушку на память, съесть мороженое и т. д. Не спешить, не бегать. В цирк ходят отдохнуть, развлечься, посмеяться, порадоваться, а не для того, чтобы бегать, есть в буфете и во время представления и т. д.)
Дети, когда пойдете в цирк или театр, не забудьте эти простые правила.