Какие существуют виды и жанры поэтических произведений? Жанры поэзии

Поклонники поэзии зачастую спорят, к какому жанру отнести то или иное стихотворение. В самом деле, разновидностей в том числе лирических, существует великое множество. Разобраться в них подчас по плечу лишь специалистам-филологам. Тут и элегии, и оды, и сатирические стихи, и стихотворения в прозе - всего не перечислишь. Многие жанры в наше время "сошли со сцены" и в почти не встречаются.

Рассмотрим же вкратце, какие бывают жанры. Как известно, лирические формы могут различаться по объему (малые - стихи, сонеты, эпиграммы, оды и т. д., более крупные - поэмы, баллады), по жанрам, по содержанию (любовная лирика, дружеское послание, торжественное восхваление, сатирическая эпиграмма и пр.). Стихотворные произведения могут быть строго канонизированы по форме (иметь строго определенное число строчек или строф) или же написаны в свободной форме, порой без соблюдения размера и рифмы ("белые" стихи). Впрочем, впечатление "полной свободы" стихосложения в данном случае обманчиво - любое произведение создается по определенным канонам.

Итак, основные жанры стихотворений. Классическим стихотворением считается небольшое (в отличие, например, от поэмы) литературное произведение в стихотворной форме. Начиная с 19 века является наиболее распространенной формой лирики. Ода - патетическое, торжественное произведение, прославляющее кого- или что-либо, часто исполнялась под музыку. В переводе с греческого означает "песня". Элегия - под этим названием в античной поэзии понималось написанное в форме элегического дистиха стихотворение, позже (в западноевропейской поэзии) элегиями стали называть произведения романтически-сентиментальные, повествующие о несчастной любви, разочарованиях, бренности бытия.

Баллада - это стихотворное произведение, имеющее сюжет, обычно фольклорного или исторического характера, часто на основе какой-либо легенды. Баллады часто имели таинственный, иногда мрачноватый колорит. Песня относится к словесно-музыкальному искусству. По форме обычно состоит из строф или куплетов. По содержанию может быть от лирической до сатирической, по составу исполнителей - сольной или хоровой, с музыкальным сопровождением или без такового. Песня может быть народной или профессиональной, может быть авторской (например, романс).

Многие жанры стихотворений в наши дни уже не встречаются. Это послание - произведение, обращенное к конкретному или вымышленному лицу (было популярно с античных времен примерно до середины 19 века), мадригал - стихотворение-комплимент, обращенный, чаще всего, к женщине, аполог - стихотворение нравоучительного характера.

Буколика (пастораль) - общее название двух отдельных жанров, которые часто путают - эклоги и идиллии. Эклога изображает бытовые сельские сценки, диалоги между пастухами и пастушками. Идиллия повествует о мирной и беззаботной жизни на лоне природы (часто это понятие употребляется с иронией). Обе эти разновидности зародились в античной Греции и существовали до начала 19 века.

Существуют жанры стихотворений, четко структурированных, с заданной классическими канонами формой. Это сонет, состоящий из 14 строк, включающий 2 четверостишия на 2 рифмы (называемых катренами) и 2 трехстишия (т. н. терцета) на 3 или на 2 рифмы. Сонеты появились в Италии в 13 веке и были необычайно популярны в эпоху Возрождения, нашли отражение в поэзии стилей барокко, романтизма и отчасти модернизма.

К твердым формам можно также отнести жанр разновидность стихотворения из 15 строк, причем 9-я и 15-я строки являются нерифмующимся рефреном, повторявшим начало первой строки. Кроме рондо, к твердым формам относятся триолет, ритурнель, стансы, октава, сицилиана, рондель.

Всегда популярны были и есть жанры стихотворений комического характера. - короткое нравоучительное произведение с непременной моралью в конце, героями которого обычно являлись животные и сказочные персонажи. Эпиграмма -небольшое сатирическое стихотворение, часто резко высмеивающее кого-либо. Бурлеска - разновидность комического жанра.

В отдельную группу можно выделить жанры стихотворных произведений, так или иначе основанных на варьировании грамматических форм или просто игре слов. Это акростих, из начальных букв которого можно сложить слово или фразу, анациклический стих (читаемый от начала к концу и наоборот), буриме (стихи на заранее заданную рифму), палиндром (одинаково читающееся справа налево и наоборот) и т.п.

Акростих

Акростих - это стихотворение, при написании которого первые слова строк подобраны таким образом, чтобы их начальные буквы, сложенные по порядку сверху вниз, образовывали какое-либо слово, реже - короткую фразу. Этот вариант стихосложения впервые начал применяться в Древней Греции, и только затем - в поэзии других стран. В русском стихосложении первые акростихи появились в 17 в.

Сложение таких стихотворений - довольно сложная задача. Многие авторы любят этот способ - с помощью первых букв можно передать некое послание или намекнуть на скрытый смысл всего стихотворения, хотя чаще всего из первых букв складывается имя человека, которому посвящен акростих. Для начинающих поэтов написание таких стихов может стать прекрасной тренировкой. Менее распространены мезостих и телестих - более сложные формы акростиха, когда слово или фраза составляется из средних или последних букв каждой строки.

Вольный стих

Вольный стих несколько отличается от привычных стихотворений, где соблюдены все требования ритмики и употребляется рифма. При написании вольного стиха количество стоп в строфах не должно быть одинаковым, важно только соблюдение ритма и рифмы. В результате получается поэтическое произведение, звучащее совершенно по-иному, нежели традиционные стихи.

Чаще всего вольный стих используется в баснях, раньше он был распространен в лирических стихах, эпиграммах и эпитафиях. Интересно, что рифма в вольном стихе появляется не в соответствии с некой закономерностью, а произвольно, то есть чередования групп рифмованных друг с другом строк могут быть абсолютно любыми, при этом их последовательность может изменяться в разных частях стихотворения.

При написании вольного стиха в распоряжении автора оказывается больше выразительных средств, ведь он оказывается почти свободен от рамок ритмики. Именно поэтому многие поэты очень любят писать именно в жанре вольного стиха.

Белый стих

Белый стих характеризуется полным отсутствием рифмы, окончания его строк не имеют созвучия, однако сами строфы пишутся с учетом требований метрики, то есть они имеют одинаковое количество стоп и выдержаны в одном размере. По сравнению с вольными стихами белый стих легче воспринимается на слух. Автор при написании белого стиха имеет большую свободу в использовании выразительных средств, поэтому такие стихотворения, как правило, очень эмоциональны.

Смешанный стих

Смешанный стих представляет собой поэтическое произведение, при сложении которого может варьироваться количество стоп (ритмических групп) в строфах, а также может изменяться сам размер стиха (например, ямб может чередоваться с хореем). При написании смешанных стихов автору проще передать настроение и скрытый смысл стиха. Именно поэтому вольные стихи обычно несут в себе сильную эмоциональную нагрузку.

Верлибр

Поэзия во все времена являлась наиболее емкой и точной формой выражения чувств, мыслей и эмоций. Вместе с тем, любой стих подпадает под определенные каноны как по форме, так и по содержанию. Техника стихосложения полна условностей, придерживаться которых обязан каждый автор, соблюдая при этом размер, рифму и определенное количество строк. Исключение составляет лишь верлибр – стих, который неподвластен литературным канонам.

Впервые этот термин появился в европейской поэзии 20 века благодаря сторонникам такого литературного течения, как имажизм. Его авторство принадлежит английскому писателю, поэту и литературному критику Ричарду Олдингтону, который в 1914 году охарактеризовал этим емким словом творчество таких европейских имажистов, как Хильда Дулитл, Фрэнсис Стюарт Флинт, Эзра Паунд и Томас Эрнст Хьюм. В частности, Ричард Олдингтон отметил, что верлибр (от французского vers libre – свободный стих) является одной из наивысших форм поэзии, так как позволяет автору максимально точно передать словами свои ощущения. Справедливости ради стоит отметить, что в сборник имажистов, к которому Ричард Олдингтон написал предисловие, также вошло и его 10 «свободных стихов». Поэтому европейские критики весьма прохладно приняли поэтическую антологию, а термин верлибр на многие годы стал синонимом безвкусицы и отсутствия поэтического дара. В частности, английский критик и поэт-модернист Томас Элиот охарактеризовал приверженцев этого поэтического жанра следующим образом: «Автор верлибра свободен во всем, если не считать необходимости создавать хорошие стихи».

К середине 20 века литературный мир фактически был разделен на два противоборствующих лагеря, в которых находились сторонники и противники верлибра. Примечательно, что даже маститые поэты этого времени, строго придерживающиеся поэтических канонов, в конце концов, прибегали к помощи верлибра для того, чтобы более полно и емко донести до читателей свои идеи. При этом такие авторы, как Гийом Аполлинер, Поль Элюар, Мария Луиза Кашниц, Нелли Закс и Юрген Беккер апеллировали к тому, что верлибры – отнюдь не новая форма поэзии, и подобные стихи можно найти у авторов различных эпох. Классикой же верлибра по праву можно считать библейские заповеди , которые с детства хорошо известны каждому христианину:

«Не пожелай дома ближнего твоего;

Не желай жены ближнего твоего,

Ни поля его,

Ни раба его,

Ни рабыни его,

Ни вола его,

Ни осла его,

Ни всякого скота его,

Ничего, что у ближнего твоего».

Современные литературные критики едины во мнении, что сочинять по-настоящему образные и чувственные верлибры способны лишь люди, наделенные несомненным поэтическим даром . Именно поэтому рано или поздно приверженцы классического ямба и хорея обращаются к стихам в прозе. Но при этом работа над верлибром является гораздо более сложной, чем над обычным стихотворением. Все дело в том, что ставшие уже привычными рамки стихосложения в этом случае отсутствуют. Нет нужды тщательно рифмовать слова и соблюдать размер каждой строфы. Но при этом необходимо обладать поистине колоссальной внутренней свободой, чтобы из привычных слов создать тонкое поэтическое полотно, наполненное смыслов, чувствами и личными переживаниями.

«я смотрю на

один и тот же

абажур

уже

5 лет.

Он собрал

Пыль холостяка

И девушек, входивших сюда -

Слишком занятых,

Чтобы почистить его.

Но я не против:

Я был слишком занят,

Чтобы написать

Об этом раньше

Что лампочка светит паршиво

Все эти 5 лет» (Чарльз Буковский).

Благодаря тому, что верлибр начисто лишен каких-либо условностей и канонов, каждый автор вправе использовать те средства выражения мыслей, который в каждом конкретном случае кажутся для него наиболее приемлемыми. Поэтому в верлибрах нередко встречается рифма, которая применяется исключительно для того, чтобы правильно расставить акценты в поэтическом произведении. Данным приемом нередко пользовались русские поэты начала 20 века , среди которых – Марина Цветаева, Анна Ахматова, Александр Блок, Лев Гумилев.

«Приключилась с ним странная хворь,

И сладчайшая на него нашла оторопь.

Все стоит и смотрит ввысь,

И не видит ни звезд, ни зорь

Зорким оком своим - отрок.

А задремлет - к нему орлы

Шумнокрылые слетаются с клекотом,

И ведут о нем дивный спор.

И один - властелин скалы -

Клювом кудри ему треплет.

Но дремучие очи сомкнув,

Но уста полураскрыв - спит себе.

И не слышит ночных гостей,

И не видит, как зоркий клюв

Златоокая вострит птица» (Марина Цветаева).

Современным же идеологом российского верлибра по праву считается Арво Метс , который теоретически обосновал необходимость использование подобной поэтической формы для более емкого и полного создания образов. «Свободный стих представляет собой качественный скачок - переход от слогового стиля речи к новой стихии - к стихии полнозначного слова. Основой, единицей в свободном стихе становится любое значимое слово».

Квантемы, пунктиры, версеты, зномы

Искусство поэзии, знакомое человечеству с еще до библейских времен, постоянно развивается. Цель поэзии максимально полно осветить состояния человеческой души, не выходя при этом из строгих форм стихотворного жанра. Однако многие поэты ищут новые стихотворные формы, которые могли бы с неожиданной стороны раскрыть и их поэтический дар, и сам язык.

Классические стихотворные формы, такие как, например, сонеты, чаще всего определяются способом рифмования (чередования мужских и женских рифм) и их расстановкой (через строку, из строки в строку и т.д.). Новые же стихотворные формы не опираются только на рифму, они становятся более «концептуальными», то есть их формальность уступает место содержательной наполняемости.

Возьмем, к примеру, новую стихотворную форму «зном», которую ввел в поэтический оборот белорусский поэт Алесь Рязанов.

«Облака плывут над землей… Не принадлежат ей, не зависят от нее. Но вдруг проливаются на землю дождем и обрушиваются молнией.
Высотный житель - орел - величественно парит в небесах. Он не знает равных себе. Но вдруг срывается вниз, к добыче - в поле зрения все, что совершается на земле.
Такова поэзия, таково искусство, такова философия: должны парить высоко и заниматься «высокими» вещами, но в то же время должны соединяться с землей - дождем, молнией, хищностью орла».

(перевод В.И. Липневич)

Как отмечают критики и сам поэт, эти поэтические отрывки (зномы - слово придуманное автором) являются не только эстетическими, но и гносеологическими единицами, раскрывающими взгляд поэта на познание мира. Теперь творец не только тот, кто может выразить свое интимное ощущение мира, но и дать читателю способ понимания, с помощью которого он сам может придти к творческому озарению.

Иногда новая стихотворная форма появляется из переосмысления того, что уже когда-то было. Такой формой, например, является версет. В форме версета были написаны, наверное, самые первые стихи человечества - библейские вирши. Современные версеты - это вариация белых стихов, когда в одной строке умещается целый абзац смысла. Возьмем, к примеру версет Мальвины Марьяновой, поэтессы писавшей в 20-е годы прошлого века.

«Тоненькие, хрупкие ниточки наших сердец оборвались.
Мы бредем разными дорогами.
Если бы кто-нибудь соединил их, мы были бы вместе…
Мимо идут люди, не слыша твоего стона, моей жалобы.
И плачут разделенные души…»

В более современном образе версеты обнаруживают себя в поэзии того же Рязанова.

«ТАБЛИЧКИ

На деревьях – таблички.
На них написано, сколько каждому дереву лет, как оно называется, каковы его толщина и высота.
Люди проходят мимо деревьев, не замечая их, – они читают таблички.
А голоса деревьев так и остаются неуслышанными,
а письмена деревьев так и остаются непрочитанными».

(перевод В. Козаровецкого)

Версеты позволяют сегодняшним поэтам говорить языком притч, обращаясь к очень древним струнам нашей души.

Пунктиры - это краткие (4-6 строк), но емкие стихотворные формы, чем-то напоминающие традиционные японские хокку, но не имеющие строгих правил составления.

«Вербы
склонились над речкой:
как это -
на бегущей воде
неподвижные отражения?»

(перевод В. Липневича)

Квантемы же отличаются недосказанностью, обрывочностью, когда читатель должен сам домыслить за автором ход его образов и выстроить картину происходящего. Приведем стихотворение еще молодого поэта Антона Летова, который осваивает квантемы.

«Рай,
Ад.
Май, не зима.
Трава растет,
Трава не знает,
Кто посадил ее.
«Сама».

Стихи в прозе

На грани между прозой и поэзией расположился промежуточный стиль написания стихотворных произведений, а именно стихи в прозе. Еще в начале 20-го века их без колебаний причисляли к поэзии, однако сегодня стихи в прозе занимают пограничное положение. Этот жанр характеризуется поэтическим содержанием, часто выдержанным размером, однако сам способ их написания крайне близок к прозаической манере изложения - здесь нет ни рифмы, ни ритма, ни четкого деления на строфы.

Одной из главных ошибок было отдать на откуп авторов ведение (добавление) жанров. Чего только не найдешь на сайте, а главное – трудно определиться проза это или стихи.

С недавних пор самостоятельный ввод жанров на сайте запрещен. А в этой статье делается попытка небольшого обзора материалов литературных сайтов и энциклопедий, посвященных поэзии.

Поэзия от греческого- означает творчество, сотворение.

В узком смысле под поэзией понимают стихотворную, ритмически организованную речь. В этом смысле поэзии противопоставляют прозу.

Дополнительной мерой речи является стих (стихотворная строка), а также рифмы, метр и проч. Нередко слово поэзия употребляется в переносном смысле, означая красоту изложения изображаемого объекта, и в этом смысле поэтичным может быть назван сугубо прозаический текст. Но в данной статье коснемся только жанров поэзии.

Вот примерно такую классификацию (с небольшими вариациями) поэзии дают интернет-издания и словари:

Лирическая поэзия служит для выражения сильных чувств, а так как они обыкновенно не бывают продолжительными, то и лирические произведения всегда бывают невелики. Тогда как эпические произведения составляют иногда целые тома (например, поэмы, романы), лирические в большинстве случаев состоят из нескольких строк. Выразил поэт свое чувство - и кладет перо. Если же он, несмотря на то что чувство его охладело, будет продолжать писать, то его лирическое произведение не вызовет у читателей соответствующего настроения: передается только искреннее чувство.

Эпическая поэзия , обычно длинная повествовательная поэма, рассказывающая о героических деяниях, другое ее название – героический эпос. Истоки эпической поэзии скорее всего коренятся в доисторических повествованиях о богах и других сверхъестественных существах. Эти повествования, или мифы, вероятно, декламировались по ходу сакральных ритуалов, призывающих покровительство высших сил в достижении земного благополучия.

Философская поэзия - это стихи о жизни. Это легко объяснить - ведь любого человека волнуют вопросы жизни, смерти, отношений с окружающим миром. Человек пишущий, редко доволен своей жизнью, рассуждает на темы добра, зла, правды и лжи, часто думает о роли Создателя в управлении людскими жизнями. Темой стихов - размышлений автора становится его собственная судьба.

Публицистическая поэзия - поэзия, посвящённая актуальным вопросам общественно-политической жизни.

Сатирическая поэзия - проявление комического в искусстве, представляющее собой поэтическое унизительное обличение явлений при помощи различных комических средств: сарказма, иронии, гиперболы, гротеска, аллегории, пародии и др.

Юмористическая поэзия - Наверное. каждому человеку, если он не педант и сухарь, нравится хорошая шутка. Человек, у которого есть чувство юмора, который любит посмеяться, имеет гораздо больше причин любить жизнь и наслаждаться ею, чем угрюмый пессимист.

Детская поэзия - В поэзии для детей редко можно встретить лирику в чистом виде: предметом детской поэзии становится не содержание внутренней жизни поэта, а то, что происходит во внешнем мире, она направлена не на субъект, а на объект. Поэтому детская поэзия по преимуществу эпична, каждое стихотворение - это маленькая история со своим сюжетом.

Каждая из этих «поэзий» делится на жанры. Здесь я постараюсь дать в алфавитном порядке наиболее известные жанры поэзии (это лично мое мнение и этот список может быть продолжен и оспорен).

Баллада (от фр. ballade, итал. ballata от ballare - плясать) - жанр лирической поэзии, к которому относят произведения с повествовательным компонентом.

Развилась из народных плясовых песен любовного содержания, распространённых у южно-романских народов, первоначально в Провансе, а затем в Италии. Приблизительно с XII века балладой называлось небольшое лирическое стихотворение, состоявшее из трёх или четырёх строф, чаще же восьми, десяти или двенадцати строф, перемежающихся с припевом (рефреном), и обыкновенно имевшее содержанием любовную жалобу. Первоначально такое произведение пелось для сопровождения танцев.

Героиада (фр. heroide, греческого происхождения) - письмо в стихах от лица какого-нибудь известного героя истории или легенды; особого вида элегия, в которой выражение чувства неудовлетворенной и тоскующей любви влагаются в уста богов и героев; поэтический жанр, распространённый в литературе конца XVIII века; утратила значение с падением ложноклассицизма. (цитата из википедии)

Лимерик - форма короткого юмористического стихотворения, появившегося в Великобритании, основанного на обыгрывании бессмыслицы. Традиционно лимерик имеет пять строк, построенных по схеме AABBA, причём в каноническом виде конец последней строки повторяет конец первой. Сюжетно лимерик строится примерно так: в первой строке говорится, кто и откуда, во второй - что сделал, а далее - что из этого вышло.

Лирика, лирическая поэзия (от греч. -«исполняемый под звуки лиры, чувствительный» «лирический; лирный») воспроизводит субъективное личное чувство или настроение автора. Лирика - поэзия, объектом которой являются личные или коллективные переживания человека в форме непосредственно выражаемых чувств.

Мадригал (фр. madrigal, итал. madrigale) - в классической поэзии небольшое по объёму лирическое стихотворение-комплимент, стихотворение хвалебного содержания. Песня на родном (материнском) языке - небольшое музыкально-поэтическое произведение, обычно любовно-лирического содержания; первоначально одноголосная песня на итальянском языке.В XIV-XVI веках поэтические мадригалы создавались, как правило, для музыкального воплощения. Позднее литературный мадригал не связывался с музыкой и представлял собой жанр салонной и альбомной поэзии.

Пастурель (фр. pastourelle)) - повествовательная песня о встрече лирического героя (как правило, рыцаря) с пастушкой (pastoure) и его заигрываниях, часто прерываемых агрессивным вмешательством друга пастушки.

Поэма - крупное стихотворное произведение с повествовательным или лирическим сюжетом. Поэмой называют также древнюю и средневековую эпопею, безымянную и авторскую.

Роман в стихах - литературный жанр, сочетающий присущие роману свойства композиции, системы персонажей со стихотворной формой.

Рубаи (во множественном числе «рубайат - четверостишие; форма лирической поэзии, широко распространённая на Ближнем и Среднем Востоке.

Рыцарская поэзия - одним из самых ярких выражений миросозерцания, выработанного рыцарством. Является поэзией провансальских трубадуров.

Стансы (фр. stance от итал. Stanza - помещение, комната, остановка) - лиро-эпическое произведение, состоящее из композиционно законченных строф, обособленных друг от друга. Это выражается в запрещении смысловых переносов из одной строфы в другую и в обязательности самостоятельных рифм, не повторяющихся в других строфах.

Стансы - в поэзии 18-19 вв. небольшое элегическое стихотворение (чаще медитативного содержания, реже любовного) с несложным строфическим строением (обычно 4-стишия 4-стопного ямба) (Большой энциклопедический словарь). Например, «Аул Бастунджи» Лермонтова, «Домик в Коломне» Пушкина.

Травести (от итал. travestire - переодевать) - род юмористической (иногда сатирической) поэзии, в которой поэтический сюжет серьёзного или возвышенного содержания представляется в комическом виде тем, что его содержание облекается в несоответствующую его характеру форму (отсюда и название), между тем как в пародии в тесном смысле, наоборот, сохраняется серьёзная форма, но содержание ей не соответствует. Смотря по роду поэзии, травести может быть эпической, лирической и драматической. (цитата из википедии).

Философская поэма - жанр философской литературы.

Хайку (ранее хокку) - жанр традиционной японской лирической поэзии.

Элегия - жанр лирической поэзии; в ранней античной поэзии - стихотворение, написанное элегическим дистихом, независимо от содержания; позднее (Каллимах, Овидий) - стихотворение с характером задумчивой грусти. В новоевропейской поэзии элегия сохраняет устойчивые черты: интимность, мотивы разочарования, несчастливой любви, одиночества, бренности земного бытия, определяет риторичность в изображении эмоций; классический жанр сентиментализма и романтизма. (цитата из википедии). Эпиграмма (др.-греч. «надпись»)) - небольшое сатирическое стихотворение, высмеивающее какое-либо лицо или общественное явление

Лирика (от греч. lyra – музыкальный инструмент, под аккомпанемент которого исполнялись стихи, песни), род литературы, в котором первичен не объект, а субъект высказывания и его отношение к изображаемому. Центральным персонажем лирического произведения оказывается сам его создатель, и прежде всего его внутренний мир. Это объективация лирического переживания в форме лирического переживания (отчуждение личного состояния, но снова в личных формах).

Лирический герой, образ поэта в лирике, один из способов раскрытия авторского сознания. Лирический герой – художественный двойник автора-поэта, вырастающий из текста лирических композиций (цикл, книга стихов, лирическая поэма, вся совокупность лирики) как четко очерченная фигура или жизненная роль, как лицо, наделенное определенностью индивидуальной судьбы, психологической отчетливостью внутреннего мира, а подчас и чертами пластического облика. Это понятие впервые сформулировано Ю. Тыняновым в 1921 году применительно к творчеству А. Блока. Лирический герой – это «я» сотворенное» (М. Пришвин). Вместе с тем такому образу сопутствуют особая искренность и «документальность» лирического излияния, самонаблюдение и исповедь преобладают над вымыслом. При обращении к образу лирического героя необходимо помнить о его: 1) целостности; 2) неадекватности его автору. Внимание к внутренней жизни лирического героя, переменам, состояниям, ощущениям.

В литературоведении существует классификация лирики по жанрам и темам (любовная, гражданская, философская, пейзажная).

Выделяют также лирику медитативную (размышления над вечными проблемами бытия) и суггестивную (внушающую, сосредоточенную на передаче эмоционального состояния).

Лирические жанры: дифирамбы, гимны, ямбы, песни, элегии, сатиры, причитания, плачи, тенсоны, альбы, баллады, пастореллы, сирвенты, канцоны, мадригалы, сонеты, триолеты, послания.

Исторический принцип классификации лирики:

В народном творчестве лирические произведения различались либо по бытовой функции (причитания: свадебные, похоронные, рекрутские, песни: плясовые, игровые, хороводные, свадебные, колядные), либо по напеву (протяжные, частые).

В античной литературе – по характеру исполнения: хоровая и монодическая, декламационная и песенная, элегическая и сатирическая; гимн, дифирамб, пеан, ода, схолия, френос, элегия, энкомия, эпиталама, эпиграмма, эпитафия, ямбы.

Средневековье – трубадуры (альба, баллада, романс, пастореллла, канцона, сирвента, тенсона, плач), труверы (песни о крестовых походах, ткацкие песни, песни о неудачном замужестве).

Ренессанс – канцона, сонет, мадригал, триолет, рондо, рондель.

Альба (прованс alba, букв. рассвет) жанр средневековой куртуазной лирики: утренняя песня о тайном ночном любовном свидании, прерываемом утренней зарей; по форме – преимущественно строфически оформленный диалог. Сложилась у трубадуров. Ср. серена: «вечерняя песня» – приглашение к свиданию (см. Серенада ).

Анакреонтическая поэзия, легкая жизнерадостная лирика, распространенная в европейских литературах Возрождения и Просвещения. Образцом А. п. служил позднегреческий сборник стихов «Анакреонтика», созданных в подражание древне-греческому поэту Анакреонту и позднее ошибочно ему приписанных. Основные мотивы анакреонтики – земные радости, вино, любовь, реже – политическое свободомыслие. Анакреонтические стихи в России писали М.В. Ломоносов, Г.Р. Державин, К.Н. Батюшков.

Баллада (франц. ballade, от прованс. ballada – танцевальная песня), 1) твердая форма франц. поэзии XIV–XV веков: три строфы на одинаковые рифмы (ababbcbc – для 8-сложного и ababbccdcd для 10-сложного стиха) с рефреном и заключительной полустрофой – «посылкой» (обращением адресату). Яркие образцы – в поэзии Фр. Вийона. Распространение за пределами французской поэзии получила лишь в стилизациях (В. Брюсов, М. Кузмин). 2) Лиро-эпический жанр англ.-шотл. народной поэзии XIV–XVI века на исторические (позднее даже на сказочные и бытовые) темы – о пограничных войнах, о нац. народном легендарном герое – Робине Гуде – обычно с трагизмом, таинственностью, отрывистым повествованием, драматическим диалогом. Интерес к народной балладе в эпоху предромантизма и романтизма породил аналогичный жанр литературной баллады (В. Скотт, Г. Бюргер, Ф. Шиллер, А. Мицкевич, В. Жуковский, А. Пушкин, М. Лермонтов, А. Толстой); здесь обычно разрабатывалась сказочная или историческая тематика, современные темы привлекались редко, обычно с целью героизации события или, наоборот, иронически (Г. Гейне). В советской поэзии форму баллады часто получали стихи о подвигах в годы Великой Отечественной войны (Н. Тихонов, К. Симонов).

Буколическая поэзия (греч. bukolika, от bukolikos – пастушеский) жанр античной поэзии эллинистического и римского времени (III век до н.э. – V век нашей эры), небольшие стихотворения гекзаметром в повествовательной или диалогической форме с описанием мирной жизни пастухов, их простого быта, нежной любви и свирельных песен (часто с использованием фольклорных мотивов). Произведения буколической поэзии назывались идиллиями (букв. – картинка) или эклогами (букв. – выборка), впоследствии условно считалось, что идиллия требует больше чувства, а эклога – больше действия. Зачинателем и классиком греческой буколической поэзии был Феокрит, римской – Вергилий. В новоевропейской литературе буколическая поэзия, скрестившись со средневековым фольклором в пастореле XII – XIII веков, породила разнообразные жанры пасторали XIV – XVIII веков. К буколической поэзии примыкает роман Лонга «Дафнис и Хлоя».

Газель (арабская газаль), вид моноримического лирического стихотворения (обычно 12-15 бейтов). Распространена в поэзии Бл. и Ср. Востока и Юго-Вост. Азии. Скорее всего, возникла из доисламской персидской народной лирической песни и окончательно сформировалась к XIII – XIV веку. В первом бейте рифмуются оба полустишия, далее идет рифмовка по схеме ba, ca, da… В последнем бейте должен быть упомянут тахаллус автора. Каждый бейт газели, как правило, содержит законченную мысль и имеет как бы самостоятельное значение. Высокой степени совершенства жанр достиг в творчестве персидских и таджикских поэтов Рудаки, Саади, Хафиза.

Гимн (греч. gymnos – хвала), торжеств. песнь на стихи программного характера. Известны гимны государственные, революционные, религиозные, в честь исторических событий и т.д. Древнейшие гимны восходят к литературе ранних государственных образований Египта, Месопотамии, Индии (напр., гимн «Ригведы»). В гимне усматривают зачатки эпоса, лирики, драмы.

Дифирамб (греч. dithyrambos), жанр античной лирики, возникший (видимо, в Др. Греции) как хоровая песнь, гимн в честь бога Диониса или Вакха, позднее – в честь других богов и героев. Сопровождался оргаистическим танцем; имел зачатки диалога (между запевалой и хором), способствовал возникновению античной драмы. Литературно оформился в VII веке до н. э., расцвет в V – VI векa до нашей эры (поэзия Симонида Киосского, Пиндара). В новой европейской литературе встречаются подражания древнему дифирамбу (например, у Ф. Шиллера, И. Гердера, сатирич. – у Ф. Ницше).

Кантата (от итал. cantata, от лат. canto – пою). 1) Крупное стихотворное произведение, рассчитанное на музыкальное сопровождение, обычно в форме чередования арий, речетативов и хоров, написанных разными размерами; по содержанию – обычно праздничные стихи на случай, высокого аллегорического стиля, близкие к пиндарической оде. Различались кантаты более религиозного и эпического содержания (оратории) и более светского и лирического (собственно кантаты). Разрабатывались в искусстве барокко и классицизма XVII – XVIII веков (Ж.Б. Руссо, Г.Р. Державин).

2) Крупное вокально-инструментальное произведение торжественного или лиро-эпического характера, состоящее из сольных (арии, речетативы), ансамблевых и хоровых частей. Русские композиторы второй половины XIX–XX веков сочиняли кантаты на поэтические тексты, специально для этой цели не предназначавшиеся («Москва» П. Чайковского на стихи А. Майкова, «На поле Куликовом» Ю. Шапорина на стихи А. Блока).

Мадригал (франц. Madrigal, итал. Madrigale, от позднелат. Matricale – песня на родном материнском языке), небольшое стихотворение, написанное вольным стихом, преимущественно любовно-комплиментарного (реже отвлеченно-медитативного) содержания, обычно с парадоксальным заострением в концовке (сближающим мадригал с эпиграммой). Сложился в итальянской поэзии XVI веков на основе мадригала XIV–XV веков – короткой любовной песни (под музыку) с мотивами буколической поэзии; был популярен в салонной культуре Европы XVII–XVIII века (в России – Н. Карамзин).

Макароническая поэзии (итал. poesia maccheronica), сатирическая или шуточная поэзия, в которой комизм достигается смешением слов и форм из разных языков. Русская макароническая поэзия была основана главным образом на пародировании речи дворян-французоманов.

Послание, эпистола (греч. epistole), лит. жанр, стихотворное письмо. В европейской поэзии впервые появилось у Горация, живет в латинской новоязычной поэзии средневековья и Возрождения, расцветает в эпоху классицизма XVII–XVIII вв. (Н. Буало, Вольтер, А. Поп, А.П. Сумароков). В эпоху романтизма теряет жанровые признаки (В.А. Жуковский, К.Н. Батюшков, А.С. Пушкин «Послание цензору»), а к середине XIX века исчезает как жанр.

Формальный признак послания – наличие обращения к конкретному адресату и соответственно такие мотивы, как просьбы, пожелание, увещевание. Содержание послания по традиции – преимущественно морально-философское и дидактическое, но были многочисленные послания повествовательные, панегирические, сатирические, любовные и пр. Грань между посланием и другими жанрами, разрабатывавшими то же содержание, по мере ослабления формальных признаков стиралась, поэтому многие послания близки к сатирам (Гораций), элегиям (Овидий), дидактической поэме (А. Поп), лирическим стихам неопределенного жанра («Во глубине сибирских руд» А.С. Пушкина).

Ода (от греч. ode – песня), жанр лирической поэзии. В античности слово «ода» вначале не имело терминологического значения, затем стало обозначать преимущественно написанную строфами лирическую хоровую песню торжественного, приподнятого, морализующего характера (особенно песни Пиндара). В эпоху Возрождения и барокко (XVI–XVII века) слово применялось преимущественно к патетической высокой лирике, ориентирующейся на античные образцы (Пиндара, Горация) и написанной строфическими стихами (П. Ронсар). В поэзии классицизма ода (XVII–XVIII века) – ведущий жанр высокого стиля с каноническими темами (прославление Бога, отечества, жизненной мудрости), приемами (тихий или стремительный приступ, наличие отступлений, дозволенный лирический беспорядок) и видами (оды духовные торжественные – пиндарические, нравоучительные – горацианские, любовные – анакреонтические). Классики жанра – Ф. Малерб, Ж.Б. Руссо. В России – М.В. Ломоносов и А.П. Сумароков (соответственно «восторженный» и «ясный» типы). В эпоху предромантизма (конец XVIII века) жанровые признаки оды расшатываются (Г.Р. Державин).

Твердые формы – это стихотворные формы, в которых традицией более или менее твердо определены и объем, и строфическое строение стихотворения. По предсказуемости формальных элементов твердые формы близки к строфам, но в строфах повторение тождественных форм совершается внутри одного стихотворения, а в твердых формах – между разными стихотворениями одной традиции.

По строгости организации различаются твердые формы, в которых 1) и объем, и строфика фиксированы (сонет, триолет, рондо, рондель, секстина ; 2) объем не фиксирован, строфика фиксирована (терцины, вилланель, ритурнель ; 3) ни объем, ни строфика не фиксированы (канцона, виреле, глосса ).

Вилланель (франц. Villanelle – сел. песня) – твердая стихотворная форма: 6 строф с рифмовкой А 1 bA 2 abA 1 abA 2 abA 1 abA 2 abA 1 A 2 , где А 1 и А 2 – повторяющиеся припевы. Сложилась во французской поэзии XVI века по образцу имитаций итальянских народных песен, распространение получила лишь в стилизациях («Все это было сон мгновенный…» В.Я. Брюсова).

Виреле (франц. virelai – рефрен, припев, основанный на звукоподражании) – песенная форма в средневековой французской поэзии: припев + 2-членная строфа нетождественного с припевом строения + 1-членная строфа тождественного с припевом строения +припев: АВВА +(сd +cd+ аbba+АВВА).

Глосса – твердая форма в испанской поэзии XIV–XVII веков: стих из нескольких строф (обычно 4 децимы), последние строки которых составляют особую строфу (вводное мотто), комментируемую последующими строфами (пример см. в романе Сервантеса «Дон Кихот», ч.II, гл.18). В других литературах малоупотребительна; ср., например, аналогично построенные стихотворения В. Брюсова «Витраж-триптих» и «Парки бабье лепетанье…».

Канцона (от итал. canzone – песня) – полутвердая форма итал. поэзии. Строфа классической канцоны состоит из восходящей части (два члена с тождественным расположением коротких и длинных стихов) и нисходящей части (один член, кода {итал. coda, букв. хвост: 1) нисходящая часть строф песенно-плясового происхождения, замыкающая двучленную часть; 2) дополнительные строки, т. е. сверх 14-ти в конце шуточного сонета}). Целое стихотворение состоит из 5-7 строф и еще одной коды. В других литературах употребительна в стилизациях. Пример строфы канцоны (Вяч. Иванов по схеме Петрарки: AbC+AbС+сDdEE, где большие буквы длинные, а малые – короткие стихи):

Великий Колокол на богомолье

Тебя позвал …Тоской

Затрепетала вдруг нетерпеливой

И вырвалась душа в свое приволье

(На подвиг иль покой?)

Из ласковых оков любви ревнивой…

И вновь над тонкой нивой

Тебя я вижу сирою Церерой:

С печалию и верой

Зовешь ты дождь и солнце на поля,

Где пленный дождь еще таит земля.


Выведено слов: 19 из 19

(11) АЛЕЙКСАНДРЕ -

  • Испанский поэт, представитель «поколения 27 года». Лауреат Нобелевской премии по литературе 1977 года «За выдающееся поэтическое творчество, которое отражает положение человека в космосе и современном обществе и в то же время представляет собой величественное свидетельство возрождения традиций испанской поэзии в период между мировыми войнами». (фамилия)
  • (8) БАЛЬМОНТ -

    • Поэт-символист, переводчик, эссеист, один из виднейших представителей русской поэзии Серебряного века. Опубликовал 35 поэтических сборников, 20 книг прозы, переводил с многих языков. Автор автобиографической прозы, мемуаров, филологических трактатов, историко-литературных исследований и критических эссе. (фамилия)
    (7) БУРЛЕСК -(4) ВИДА -
    • Итальянский деятель церкви, поэт XVI века, автор аллегорической поэмы "Шахматы любви", трактата "Об искусстве поэзии"
    (6) ГАЗЕЛЬ -
    • Вид моноримического лирического стихотворения в восточной поэзии
    • Вид моноримического лирического стихотворения в поэзии многих народов Востока
    (6) ДАСТАН -(12) ИМПРОВИЗАЦИЯ -
    • Произведение искусства, которое создаётся во время процесса исполнения. Импровизации создаются во многих видах художественного творчества: в поэзии, музыке, танце, театре и др. Истоками импровизации является народное творчество
    (7) КУКУШКА -
    • Мы просто внимательно слушаем это животное, в индусской поэзии местными виды играют примерно ту же роль, что у нас соловей: их песнями заслушиваются
    (6) ЛИРИКА -
    • Вид поэзии, выражающий чувства и переживания поэта
    (6) МУЗЫКА -
    • Астрономия, история, комедия, разные виды поэзии, торжественные песни, танец, трагедия. Все это древние греки называли одним словом. Каким
    (7) ПАРОДИЯ -
    • Это слово в переводе с греческого означает "перепев" и в античности обозначало род поэзии, который передает видоизмененное содержание серьезных произведений
    • Это слово в переводе с греческого означает "перепев" и в античности обозначало род поэзии, который передает видоизмененное содержание серьезных произведений. что это за слово
    (8) ПЛАСТИКА -
    • ж. греч. искусство изображать предметы в полном, круглом, толстом виде, ваяньем или лепкою; применяется и к живописи, и даже к поэзии; живо, верно, округло, выпукло. Пластический, пластичный, согласный с пластикою. Пластичность художественной вещи, жизненная полнота и круглота, изящная округлость. Пластик, пластический художник
    (6) ПОЭЗИЯ -
    • ж. изящество в письменности все художественное, духовно и нравственно прекрасное, выраженное словами, и притом более мерною речью. Поэзией, отвлеченно, зовут изящество, красоту, как свойство, качество, не выраженное на словах, и самое творчество, способность, дар отрешаться от насущного, возноситься мечтою, воображеньем в высшие пределы, создавая первообразы красоты наконец зовут поэзией самые сочиненья, писанья этого рода и придуманные для сего правила: стихи, стихотворения и науку стихотворства. Одни считали поэзию рабским подражаньем природе другие- видениями из духовного Мира третьи видят в ней соединенье добра (любви) и истины. Поэт м. пиита, человек, одаренный природою способностью чувствовать, сознавать поэзию и передавать ее словами, творить изящное стихотворец. Поэтичный, -ческий, относящ. к поэзии, ее содержащий изящный. Поэма ж. поэтичное повествованье, стихотворный рассказцелостного содержанья
    (5) РЕМБО -
    • французский классик поэзии, боявшийся, что другие увидят его "так же, как я вижу их"
    (6) СИМУРГ -
    • фантом, его никому не дано увидеть, на языке поэзии выражение «увидеть Симурга» означает - осуществить несбыточную мечту
    (5) СОНЕТ -


Вверх