Error: не определено #11234. «Природа в музыке. Романс» план-конспект занятия (2 класс) на тему. Путешествие в мир красоты природы, поэзии и музыки Жанровые признаки романса

«Природа в музыке. Романс» план-конспект занятия (2 класс) на тему. Путешествие в мир красоты природы, поэзии и музыки Жанровые признаки романса

Преимущественной сферой романсов Рахманинова была лирика, мир личных чувств и настроений. Поэтому они эмоционально открыты, искренни и непосредственны. Рахманинов стремился запечатлеть основное настроение того или иного поэтического текста в ярком мелодическом образе. Вместе с тем композитор отличается бережным, внимательным отношением к поэтическому слову, не допускает произвольных перестановок слов или повторов, нарушающих форму стиха.

Много романсов Рахманинов написал на стихи о природе. Композитора привлекала пейзажная лирика самых разных русских поэтов. В данной статье речь пойдет об особенностях пейзажа у А.Фета, А.К.Толстого, Ф.Тютчева, И.Бунина, к творчеству которых неоднократно обращался Рахманинов.

Чувство природы у Фета носит универсальный характер. Практически невозможно выделить чисто пейзажную лирику Фета, не порвав при этом связей с человеческой личностью, подчиненной общим законам природного бытия. Фет - великолепный знаток жизни природы. В его стихах она полнится гармонией и поэтичными событиями. Розы грустят и смеются, тонко позванивает колокольчик в цветнике. Перед нашими глазами возникают георгины, обожженные дыханием первого мороза, раскидывает ветви пушистая весенняя верба, оживает гонимое ветром перекати-поле. Фет подробно разглядывает животных, птиц, насекомых. Он различает голоса соловья, жаворонка, грачей, цапель, чибиса, кукушки, стук «вертлявого» дятла. В его стихах можно встретить лукавую рыбку, червяка, мошек, пчел, воробья, ласточек, журавлей, петуха, «серебристого» зайца, «пса сторожевого». Весь этот мир дышит, движется, радуется жизни.

Обращает на себя внимание пристрастие Фета к эффектам контрастного освещения, блеска и отражения, приводящее на память методы работы импрессионистов. Луна, свеча, гладь озера обычно воспринимаются в его стихах как реальные источники этих эффектов, а не как традиционные элегические детали:

Месяц светом с высоты
Обдап нивы,
А в овраге блеск воды,
Тень да ивы
(« Что за вечер!»)

Над озером лебедь в тростник протянул,
В воде опрокинулся лес,
Зубцами вершин он в заре потонул,
Меж двух изгибаясь небес
(«Над озером лебедь...»)

Какое счастие: и ночь, и мы одни!
Река, как зеркало, и вся блестит звездами
(«Какое счастие...»)

Тяготение к игре света и тени, предмета и отражения связано с идеалистической эстетикой Фета, с попыткой найти мир красоты и в чистом человеческом восприятии. В стихотворении «Диана», например, отражение в воде лика богини, колеблемое ветром, дает жизнь неподвижному мрамору. Блики от костра в лесу создают в воображении поэта фантастическую и праздничную картину («Ярким солнцем в лесу...»).

Стихотворение «Любо мне в комнате» целиком построено на описании проникшего в комнату лунного луча и игры света и тени на листьях деревьев. Иногда кажется, что Фет противопоставляет два мира Красоты - земную реальность и ее идеальный облик, отображенный в сознании человека. Он как будто не решается сразу определить превосходство одного из этих миров:

Кому венец: богине ль красоты,
Иль в зеркаче ее изображенью?
Поэт смущен, когда дивишься ты
Богатому его воображенью.

Но трезвою ощущение полноты реального бытия и зависимости от нее глубины человеческого восприятия мира всегда побеждает у Фета:

Не я, мой друг, а Божий мир богат,
В пылинке он лелеет жизнь и множит,
И что один твой выражает взгляд
Того поэт пересказать не может.

Романс Рахманинова «Какое счастье» на стихи Фета объединяет страстное лирическое чувство с образом природы. Мечтательная атмосфера тихого ночного пейзажа сменяется в момент кульминации восторженным порывом, в котором слышатся радостное упоение жизнью и жажда слияния с окружающим миром.

Пейзажная лирика А.К.Толстого подвигла Рахманинова на написание трех романсов: «Смеркалось...», «Ты помнишь ли вечер...», «Уж ты, нива моя...».

У А.К.Толстого большая часть пейзажных шедевров написана в 70-80-е годы XIX века. Страстный охотник, Толстой невольно вовлекается в своеобразные «деловые» отношения с природой, которые оборачиваются отменным знанием ее жизни. А.К.Толстой не обрамляет свои неброские, ясные пейзажи «рамкою» картины, не стремится тщательно организовать их эстетически. Он смотрит на природу более трезво, словно сознавая ее стихийную целесообразность. Порой он нарочито перечисляет непритязательные детали привычного сельского пейзажа.

В пейзажную лирику Толстого входят как звуковые, так и зрительные впечатления:

И глушь, и тишина. Лишь сонные дрозды
Как нехотя свое заканчивают пенье; От луга всходит пар...мерцающей звезды
У ног моих в воде явичось отраженье;
Прохладой дунуло, и прошлогодний лист
Зашелестел в дубах...

Рассказ льется естественно, захватывается довольно продолжительный отрезок времени: поэт уложил в стихотворение описание охоты.

Переход от картин природы к внутреннему миру человека А.К. Толстой совершает легко, чаще - по контрасту, не наделяя пейзаж многоплановостью:

Но отчего же вдруг, мучительно и страстно,
Минувшим на меня повеяло нежданно...

В другом случае поэт прямо говорит о притягательной силе явлений природы, провоцирующих его на размышления и сопоставления:

На землю желтый лист спадает за листом;
Невольно я слежу за ними взором думным...
(«Прозрачных облаков спокойное движенье...»)

Пейзажи А.К.Толстого не претендуют на грандиозность или исключительность, в них не входят описания гор, моря, широких степей. Они часто строятся на очаровании отдельных, хорошо знакомых, даже примелькавшихся деталей:

Вновь растворилась дверь на влажное крыльцо,
В полуденных лучах следы недавней стужи
Дымятся. Теплый ветр повеял нам в лицо
И морщит на полях синеющие лужи.
(«Вновь растворилась дверь...»)

Тут целый комплекс всевозможных, конкретных ощущений, в которых можно увидеть точные примеры наступившей весны.

В романсе «Ты помнишь ли вечер» Рахманинов в музыкальных звуках переплетает ощущение от восприятия природы с чувствами, рождаемыми интимной близостью с любимой. Шум моря, песни соловья, шуршание веток акации, «рев дождевого потока»,сливаясь, образуют неповторимую гармонию всепоглощающего счастья.

Одной из вершин рахманиновского вокального творчества 1890-х годов являются «Весенние воды» на стихи Тютчева.

Поэт-мыслитель, взволнованный вековечными и глубинными вопросами бытия, Тютчев был проникновенным и тонким художником. Его часто называют "певцом природы". Это название оправдано как постоянным стремлением поэта философски понять жизнь вселенной, так и присущим ему живым и непосредственным отношением к природе. Завидуя "древним народам", Тютчев во многом как бы приближался к античному миропониманию. В некоторых его стихотвореинях подвергаются переосмыслению традиционные мифологические образы ("Весенная гроза", "Видение"). В других, пользуясь олицетворениями, Тютчев прибегает к своего рода мифотворчеству ("Летний вечер", "Весенние воды"). Еще характернее для поэта романтическое представление о всеобщей одушевленности природы, лежащее в основе всей его образной системы. Доказывая, что природа "не слепок, не бездушный лик", он говорит о ней теми же словами, что и о "существе разумном":

В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык
(«Не то, что мните вы, природа...»)

Часто через обращения к явлениям и картинам природы Тютчев раскрывает сложный мир человеческих переживаний. У него есть стихотворения, построенные по принципу параллелизма между образом, заимствованным в природе, и тем или иным состоянием человека. Например, стихотворение «Фонтан», также положенное на музыку Рахманиновым:

Смотри, как облаком живым
Фонтан сияющий клубится;
Как пламенеет, как дробится
Его на солнце влажный дым.
Лучом поднявшись к небу, он
Коснулся высоты заветной,
Ненова пылью огнецветной
Ниспасть на землю осужден.

Иногда аналогия человека скрыта в подтекст, придавая стихотворению символический характер («Что ты клонишь над водами», «Обвеял вещею дремотой»). Но независимо от того, присутствует или нет в стихах прямая аналогия или скрытый символ, его пейзажной лирике свойственны реальные зримые приметы. Тютчевский эпитет обычно логически ясен и, в то же время, эмоционально выразителен. Таков, например, эпитет «как бы хрустальный», которым передается ощущение погожего дня ранней осени («Есть в осени первоначальной...»). Поэт умеет открыть в слове новый еще не подмеченный оттенок смысла. У него березы не одеты, а «овеяны» молодой весенней листвой («Первый лист»), ночь «испаряется» при свете «лениво» и «несмело» возникающего зимнего дня («Декабрьское утро»). Очень точные слова находит поэт, чтобы передать зрительное впечатление от радуги:

Один конец в леса вонзила.
Другим за облака ушла -
Она полнеба охватила
И в высоте изнемогла
(«Как неожиданно и ярко...»)

По характеристике музыковеда В.А.Васиной-Троссман, «Весенние воды» Рахманинова - это «гимн стихийным порывам, буйному цветению молодых сил»". Здесь слышатся настроения весеннего обновления, раскрепощения и подъема душевных сил. Образ природы приобретает широкое символическое значение. Почти как боевой клич звучит фраза «Весна идет!».

Одним из замечательнейших образцов рахманиновской вокальной лирики по глубине и емкости образного содержания является романс «Ночь печальна»на стихи И.Бунина. С Буниным композитора связывали на протяжении многих лет взаимная симпатия и общность художественных воззрений. Их сближали и роднили страстная любовь к русской природе, к приметам уже уходящей простой жизни в непосредственной близости человека к окружающему его миру, поэтичность мироощущения.

Бунин в своей лирике говорит о природе как сосредоточии гармонии. Быть естественным, как сама природа, - вот идеал Бунина-поэта. Не только восторг перед природой, но и страстная жажда воссоединения с ней - эта тема в стихотворении 16-летнего Бунина

Ты раскрой мне, природа, объятья,
Чтоб я слипся с красою твоей!
(«Шире, грудь, распахнись для принятия...»)

Бунин считает, что в естественности бытия - источник главных ценностей человеческого существования: покой, бодрость, радость. Бунин настойчиво повторяет, обогащая новыми метафорами, давно возникшее в русской лирике очеловечивание (антропоморфизм) природы. По-тютчевски звучащая поэзия фозы как символа обновления мира, прямо проецируется в человеческую жизнь. Но тютчевская тема обретает у Бунина неожиданный поворот. Поэт слышит в весенней грозе не только гром, но и тишину:

Как ты таинственна, гроза!
Как я люблю твое молчанье!
(«Полями пахнет»)

Образ одинокого путника, бредущего ночью, в глухой степи к далекой, неясной, но неудержимо притягательной цели, приобретает в кратком, лаконичном бунинском стихотворении «Ночь печальна» символическое значение:

Ночь печальна, как мечты мои.
Далеко в глухой степи широкой
Огонек мерцает одинокий...
В сердце много грусти и любви.

Но кому, и как расскажешь ты,
Что зовет тебя, чем сердце полно?
Путь далек, глухая степь безмолвна,
Ночь печальна, как мои мечты.

Вечное стремление к недостижимому - один из основных мотивов романтического искусства - такова в представлении художника-романтика вся человеческая жизнь. Рахманинов тонко уловил лирическую многозначность поэтического текста Бунина. В широкой выразительной мелодии слышится страстная жажда жизни.

С.Рахманинова с полным правом можно назвать певцом природы. В своих пейзажных романсах он достиг таких же блистательных художественных высот, каких достигли в пейзажной лирике А. Фет, А.К. Толстой, Ф. Тютчев, И. Бунин. Искусство пейзажа объединяет Рахманинова и этих поэтов. Острота зрения, тонкость изображения, любовное внимание к мельчайшим подробностям жизни родной русской природы, совершенство владения многоцветной «кистью» делают стихи отечественных поэтов и романсы Рахманинова бессмертными.

Материалы конференции «Ф.И. Шаляпин и С.В. Рахманинов - вершины музыкального творчества XX века». Тамбов, 2003.

Комплект урока по музык 3 класс, 2 урок Е.Д.Критская "Природа и музыка-романс"

Просмотр содержимого документа
«Природа и музыка-романс»

Дата:

Класс: 3

Номер урока и четверть: 2:1

Тема раздела: “Россия-Родина моя”.

Тема урока: «Природа и музыка-романс».

Цель урока:

Задачи - Образовательная:

    Воспитательная:

    Развивающая:

Музыкальный материал:

    Романс Чайковского «Благославляю вас леса»

    романс «Я помню чудное мгновенье» М.Глинка

    «Жаворонок» М.И.Глинки.

Оборудование:

    магнитофон, колонки;

    Презентация

ХОД УРОКА

1 этап. Организационный момент.

Вход под музыку.

Музыкальное приветствие.

2 этап подготовка к новому материалу.

Мы продолжаем с вами путешествие в мир музыки.

Ребята мы с вами знаем, что песня относиться к вокальному искусству. А какие отличительные особенности песен вы знаете? (Исполняет хор, певцы. Аккомпанирует пианино. Веселые, грустные, о маме, о Родине, о жизни. Народные, композиторские).

Сегодня мы познакомимся с еще одним видом вокального искусства… Каким? В этом нам поможет кроссворд, разгадав его, мы узнаем, Слайд 2

2. громко, тихо.
Кто наигрывает мне?

Без ошибки, без изъяна,
Ну, конечно... (фортепиано)

3 Птичьи трели это-…

И капели это -… (музыка)

4. Шаляпин всем на зависть пел,
Талант огромный он имел,
Всё потому, что изучал
Искусство, что зовут... (вокал)

5. Нужно, чтобы меня спеть,
Музыкальный слух иметь.
Чтобы лучше прозвучало,
Выучи слова сначала . (песня)

6. Низким голосом медведь может громко зареветь.
Слышно льва, хоть он не близко. Его голос тоже низкий.
Назовите мне сейчас самый низкий голос ... (бас).

Наверно вы уже догадались, что речь сегодня пойдет? (о РОМАНСЕ)

3 этап. Изучение нового материала.

Слайд 3

Ребята, дома вы нарисовали картины к Четвертой Симфонии П.И. Чайковского.

Что вы изобразили на своих картинах? (Демонстрация картин под музыку П.И. Чайковского)

Почему именно природу? (потому что мелодия второй части Четвертой симфонии помогает нам увидеть картины природы.)

Что такое мелодия?

слайд 4 - Ребята, сегодня мы продолжим знакомство с творчеством великого русского композитора П.И. Чайковским и послушаем его романс «Благословляю вас, леса» на стихи русского поэта А. Толстого.

Чайковский писал романсы на протяжении всей своей творческой жизни. Первые вокальные пьесы, и среди них романс "Мой гений, мой ангел, мой друг" на слова А.Фета , вышли из-под пера юноши Чайковского - ученика Училища Правоведения во второй половине 50-х, и это были первые известные нам опыты композиции. Всего композитор написал 103 романса и песни, семь вокальных ансамблей (дуэтов и трио).

Романсом называют сольную песню с инструментальным сопровождением. Слово это испанское, и первоначально оно обозначало песню, исполняемую по-романски, то есть по-испански. В старину романс пели под аккомпанемент гитары, лютни, клавесина, позднее- в сопровождении фортепиано. В романсе особенно тонко и глубоко раскрываются чувства человека, его душевный мир, отношение к жизни, к природе. Романсами называют и инструментальные пьесы с выразительной песенной мелодией.

Слушаем романс Чайковского «Благословляю вас, леса»

О чем поется в романсе?

- Кто исполняет романс?

Какая по характеру мелодия романса?

О чем нам рассказала музыка этого романса?

О какой природе мы сегодня слушали романс?

Как он называется?

Кто написал этот романс?

Как вы думаете, чем песня отличается от романса? (Песня связана с жизнью, с настроением, а романсы-с чувствами. Романс отличает более тонкий поэтический текст. Обязательно сольное исполнение с инструментальным сопровождением).

А по звучанию, исполнению ? (Плавные, лиричные, красивые, мелодичные, трепетные)

Давайте ближе познакомимся с романсом.

Слайд 5-7. Романс - это вокальное сочинение, написанное на небольшое стихотворение лирического содержания, (часто на тему любви) для голоса с инструментальным сопровождением.

Слово «романс» пришло из Испании

Романсом называли народную песню лирического или героического содержания.

Слайд 8 Музыкальные поэты. Огромное влияние на развитие русского романса оказала поэзия. Обратите внимание на музыкальных поэтов.

Слайд 9 Композиторы. Для композиторов романс стал тем жанром, в котором они могли выразить новые образы, картины, настроения (слайд).

-Давайте послушаем еще один романс всем нам известного композитора М.И.Глинки

-Слайд 10 Слушаем романс «Я помню чудное мгновенье» М.Глинка-А.Пушкин(фрагмент)

Какие чувства вызвала у вас эта музыка? Что вы можете сказать о ней?

Романс «Жаворонок» Слайд 11-12

Слушание музыки

О чем этот романс, кто исполнял, ин-т. Какие изобразительные моменты вы услышали в романсе ? (о птице, которая должна улететь, грустная, красивая мелодия, сопрано, фортепьяно)

Посмотрите на репродукции картин, и скажите какая картина больше всего подходит именно к романсу «Жаворонок»? Почему? Слайд 13-14

Исполняем романс.

4 этап. Подведение итогов урока.

Слайд 15 Блиц-опрос: что такое романс?

Слайд 16 Вывод на экране Жанровые признаки романса:

Каким цветом вы бы изобразили свои ощущения, после прослушивания романсов? (Дети рисуют на листочках и в конце урока прикрепляют на доску).

Ответы ребят…

6 этап. Д\З

Слайд 17 Домашним заданием будет следующее: нарисовать иллюстрацию к романсу М.Глинки «Жаворонок».

Просмотр содержимого презентации
«Презентация к конспекту урока - "Романс"»



Сегодня я нисколько не боюсь,

С двадцатым веком временно расстаться,

Позвольте, я в любви вам объяснюсь

Высоким слогом русского романса.


П.И. Чайковским романс -«Благословляю вас, леса» на стихи русского поэта А. Толстого.

Всего композитор написал:

103 романса и песни, семь вокальных ансамблей (дуэтов и трио).



В России романс первоначально возникает в дворянской столичной среде и носит салонный характер.

Он предназначен для узкого круга лиц, которые собираются на вечера.


  • Слово «романс» пришло из Испании , где первоначально обозначало стихотворение на испанском ("романском") языке , рассчитанное на музыкальное исполнение с инструментальным сопровождением.
  • Романсом называли народную песню лирического или героического содержания. Распространившись в других странах, музыкальный термин «романс» стал обозначать вокальный жанр.

А.Н.Плещеев

М.Ю. Лермонтов

А.К.Толстой

А.С.Пушкин

И.С.Тургенев

А.А. Фет

Н.А.Некрасов

Ф.И.Тютчев


А.Е.Варламов

А. А. Алябьев

М.И. Глинка

Н.А.Римский - Корсаков

С.В. Рахманинов

П.И.Чайковский


Я помню чудное мгновенье.

А.С. Пушкин

М.И. Глинка


Романс «Жаворонок»

М.И.Глинка – Н.В. Кукольник


Между небом и землей песня раздается,

Неисходною струей громче, громче льется.

Не видать певца полей, где поет так громко

Над подруженькой своей, жаворонок звонкий

Ветер песенку несет, а кому, не знает…

Та, кому она, поймет, от кого узнает.

Лейся песенка моя, песнь надежды сладкой,.

Кто то вспомнит про меня и вздохнет украдкой.


Илларион Прянишников «Жестокие романсы»

Василий Тропинин « Гитарист»

Сергей Судейкин «Романс Глинки»



  • 1 Что такое романс?
  • 2Какие композиторы и поэты писали романсы?
  • 3 Какие инструменты сопровождают пение романсов?

Жанровые признаки романса:

  • содержание романса всегда лирично;
  • Текст посвящён какому-либо переживанию, обычно любовному;
  • В романсе мелодия сложнее тесно связана со стихом;
  • отсутствие куплетно -припевной формы;

  • Нарисовать иллюстрацию к романсу «Жаворонок» М. Глинки

Природа удивительно разнообразна красками и формами. А сколько красоты в лесу, на лугу, среди поля, у реки, у озера! А сколько в природе звуков, целые многоголосия хоров насекомых, птиц, и других животных!

Природа-настоящий храм красоты, и не случайно все поэты, художники, музыканты черпали свои замыслы, наблюдая их в окружении природы.
Музыка и стихи - это то прекрасное, без чего человек не может жить. Многие композиторы, поэты сочиняли прекрасные произведения о красоте природы. В природе есть душа, в ней есть язык, и каждому дано услышать этот язык, понять его. Многим талантливым людям, поэтам, музыкантам удалось понять язык природы и всем сердцем полюбить ее, поэтому, и создали они много прекрасных произведений.
Звуки природы послужили основой для создания многих музыкальных произведений. Природа мощно звучит в музыке. Музыка была уже у древних людей. Первобытные люди стремились изучать звуки окружающего мира, они помогали им ориентироваться, узнавать об опасности, охотится. Наблюдая за предметами и явлениями природы, они создали первые музыкальные инструменты - барабан, арфу, флейту. Музыканты всегда учились у природы. Даже звуки колокола, которые раздаются в церковные праздники, звучат благодоря тому, что колокол создали по подобию цветка колокольчика.
В 1500 в Италии был сделан медный цветок, случайно его ударили, и раздался мелодичный звон, колоколом заинтересовались служители религиозного культа и вот он звучит, радуя прихожан своим звоном. Учились у природы и великие музыканты: Чайковский не выходил из леса, когда писал детские песенки о природе и цикл “Времена года”. Лес подсказывал ему настроение и мотивы музыкального произведения.

Особое место у нас в репертуаре заняли романсы Сергея Васильевича Рахманинова.

Его отличают чуткость к поэтическому тексту, которая рождала мелодию, полную живой «дышащей» фразировки.
Одним из самых лучших романсов Рахманинова на слова Ф. Тютчева является "Весенние воды", полный будоражащей силы пробуждения природы, молодости, радости и оптимизма.

Ещё в полях белеет снег,
А воды уж весной шумят.
Бегут и будят сонный брег,
Бегут и блещут и гласят..
Они гласят во все концы:
"Весна идёт, весна идёт!
Мы молодой весны гонцы,
Она нас выслала вперёд!"

Рахманинов. "Весенние воды".


Рахманинов. Романс "Весенние воды".


Стихи великого русского поэта Федора Ивановича Тютчева с детских лет известны всем русским людям. Еще не научившись читать и писать, мы наизусть помним его проникновенные строки.

Люблю грозу в начале мая,
Когда весенний, первый гром,
Как бы резвяся и играя,
Грохочет в небе голубом.

В жизни поэта любовь и природа занимают особое место.

. И. Тютчева принято называть певцом любви и природы. Он был действительно мастером стихотворных пейзажей, но его вдохновенные стихи начисто лишены пустого и бездумного любования, они глубоко философичны. Для Тютчева природа отождествляется с человеком, природа для него - разумное существо, наделенное способностью любить, страдать, ненавидеть, восхищать и восхищаться:

Федор Тютчев. Стихотворения.


Тема природы впервые с такой силой и пафосом прозвучала в лирике Чайковского. Этот романс - одно из самых совершенных творений Чайковского. Он относится к числу сравнительно немногих страниц его музыки, исполненных внутренней гармонии, полноты счастья.

.П. Чайковский находился под обаянием лиризма стихов А. Толстого, их яркой открытой эмоциональности. Эти их художественные качества помогли Чайковскому создать серию шедевров вокальной лирики на стихи А. Толстого - 11 лирических романсов и 2 дуэта, вобравших в себя целую гамму человеческих чувств, Романс «Благословляю вас, леса» стал выражением собственных мыслей композитора о природе и мироздании.

Благословляю вас, леса,
Долины, нивы, горы, воды,
Благословляю я свободу
И голубые небеса.
И посох мой благословляю,
И эту бедную суму,
И степь от краю и до краю,
И солнца свет, и ночи тьму,
И одинокую тропинку,
По коей, нищий, я иду,
И в поле каждую былинку,
И в небе каждую звезду.
О, если б мог всю жизнь смешать я,
Всю душу вместе с вами слить;
О, если б мог в мои объятья
Я вас, враги, друзья и братья,
И всю природу заключить!

Чайковский. Романс "Благославляю вас леса".


Русский композитор Римский-Корсаков знал о море не понаслышке. Гардемарином, а потом мичманом на клипере «Алмаз» он проделал далёкий путь к североамериканскому побережью. Любимые им морские образы возникают во многих его творениях.
Такова, например, тема «океана-моря синего» в опере «Садко». Буквально в нескольких звуках автор передаёт скрытую мощь океана, и этот мотив пронизывает всю оперу.

Римский - Корсаков. Вступление к опере "Садко".


Ещё одна любимая тема музыкальных произведений о природе - восход солнца. Тут сразу приходят на ум две самые известные утренние темы, чем-то перекликающиеся между собой. Каждая по-своему точно передаёт пробуждение природы. Это романтическое «Утро» Э. Грига и торжественный «Рассвет на Москве-реке» М. П. Мусоргского.
Рассвет Мусоргского начинается с пастушьей мелодии, в крепнущее оркестровое звучание словно вплетается звон колоколов, и над рекой всё выше поднимается солнце, покрывая воду золотой рябью.


Мусоргский. "Рассвет на Москве реке".



Среди музыкальных произведений о природе особняком стоит «большая зоологическая фантазия» Сен-Санса для камерного ансамбля. Несерьёзность замысла определила судьбу произведения: «Карнавал», партитуру которого Сен-Санс даже запретил публиковать при жизни, полностью исполнялся только в кругу друзей композитора.». Единственный номер цикла, опубликованный и исполнявшийся публично при жизни Сен-Санса, - знаменитый «Лебедь», ставший в 1907 году и шедевром балетного искусства в исполнении великой Анны Павловой.

Сен-Санс. "Лебедь"


Гайдн, как и его предшественник, широко использует возможности разных инструментов для передачи звуков природы, например летней грозы, стрекотания кузнечиков и лягушачьего хора. У Гайдна музыкальные произведения о природе связываются с жизнью людей - они почти всегда присутствуют на его «картинах». Так, например, в финале 103-ей симфонии мы словно находимся в лесу и слышим сигналы охотников, для изображения которых композитор прибегает к известному средству - золотому ходу валторн. Послушайте:

Гайдн. Симфония № 103, финал.


Текст составлен из разных источников.

Вверх