Морской царь: "Образ властелина морей" из древних былин. Морской царь Тараторили на горке

Как тут-то в озере вода всколыбалася, Показался Царь Морской...

Былина "Садко"

В мифологическом представлении народа вода рассматривалась как особое царство со своими обитателями и владыкой.

Морской царь - повелитель всех вод, омывающих землю: морей, рек, озер и владыка над всеми подводными обитателями. Живет Морской царь в морских пучинах в хрустальном дворце. В других представлениях - во дворце из стекла, серебра, золота и драгоценных камней. Обиталище Морского царя в глубинах океана изобразил Ломоносов в "Петриаде":

В недосягаемой от смертных стороне, Между высокими кремнистыми горами, Что мы по зрению обыкли звать мелями, Покрытый золотым песком простерся дол: Столпы вокруг его огромные кристаллы, По коим обвились прекрасные кораллы. Главы их сложены из раковин витых, Превосходящих цвет дуги меж туч густых, Что кажет укротясь нам громовая буря; Помост из аспида и чистого лазуря, Палаты из одной изсечены горы; Верхи под чешуей великих рыб бугры; Уборы внутренни покров черепокожных Бесчисленных зверей во глубине возможных. Там трон жемчугами усыпанный янтарь, На нем сидит волнам седым подобный царь. В заливы, в океан десницу простирает, Сапфирным скипедром водам повелевает. Когда Морской царь веселится в своих пышных чертогах, на море разыгрывается непогода, и бушующая стихия топит корабли. В этих случаях корабельщики опускали за борт хлеб-соль, а иногда — и людей по жребию, как в былине о Садко, чтобы умилостивить Морского царя. Сказания рисуют Морского царя не только грозным властелином, но и отцом многочисленного семейства. Только нет у них с водяной царицею - "всем русалкам русалкой" - сыновей: одни дочери.

МОРСКАЯ ЦАРЕВНА

В море царевич купает коня; Слышит: "Царевич!взгляни на меня!"

Фыркает конь и ушами прядет, Брызжет и плещет и доле плывет.

Слышит царевич: "Я царская дочь! Хочешь провесть ты с царевною ночь?"

Вот показалась рука из воды, Ловит за кисти шелковой узды.

Вышла младая потом голова, В косу вплелася морская трава.

Синие очи любовью горят;

Брызги на шее, как жемчуг, дрожат.

Мыслит царевич: "Добро же! постой!" За косу ловко схватил он рукой.

Держит, рука боевая сильна: Плачет и молит и бьется она.

К берегу витязь отважно плывет; Выплыл; товарищей громко зовет:

"Эй вы! сходитесь, лихие друзья! Гляньте, как бьется добыча моя...

Что ж вы стоите смущеной толпой? Али красы не видали такой?"

Вот оглянулся царевич назад: Ахнул! померк торжествующий взгляд.

Видит: лежит на песке золотом Чудо морское с зеленым хвостом;

Хвост чешуею змеиной покрыт, Весь замирая, свиваясь, дрожит;

Пена струями сбегает с чела, Очи одела смертельная мгла.

Бледные руки хватают песок; Шепчут уста непонятный упрек...

Едет царевич задумчиво прочь. Будет он помнить про царскую дочь!

М. Ю. Лермонтов

Русские простонародные предания говорят из глубины стародавних лет о том, что все дочери Морского царя превратились в большие реки. Потому-то с ними и связаны во многих местах Руси суеверные представления — отголоски древнего обожествления вод земных. Вот что говорится о Морском царе и.его дочерях в былине "Садко".

Был Caдко беден, имел из всего добра только "гусли звончаты", с которыми хаЖивал на пиры званые, веселил народ. Сидел однаЖ-ды Садко на берегу Ильмень-озера, наигрывал на гусельках; вдруг в озере вода всколебалась - и выплыл властитель царства подводного. За игру чудесную посулил Морской царь Садко "клад из Ильмень-озера - три рыбы-золоты перья". Закинул гусельник в озеро невод, и дался ему в руки обещанный клад. Закупил на него Садко товару видимо-невидимо, стал богатым гостем-купцом господина Великого Новгорода...

Почти двенадцать лет путешествовал купец Садко, и вот как-то однажды все его тридцать кораблей замерли посреди моря, словно к воде приросли Стали корабельщики Жребий кидать: кто тот грешник, чьи грехи дерЖат суда на месте? Кого требует бросить в море Морской царь? Выпал Жребий Садко, ибо он двенадцать лет плавал по морю-океану, не отблагодарив подводного владыку, не платя ему дани-пошлины. Отпустили корабельщики Садко на доске в море, и попал он во владения Морского царя Стал играть песенник для подводного владыки. От плясок Морского царя поднялась на море буря великая. По подсказке Николая-угодника, покровителя корабельщиков, Садко порвал струны, и успокоилась морская стихия. Морской царь, Желая оставить у себя чудесного гусельника, предлоЖил ему на выбор одну из своих тридцати дочерей. Все они были как на подбор, но Садко, опять по совету Николая-угодника, выбирает Чернаву (в другом варианте - Женится на Волхве-реке). После свадебного пира Садко засыпает и просыпается на берегу реки Чернавы.

Поет и на гуслях играет Садко,

Поет про царя водяного:

Как было там жить у него нелегко

И как уж он пляшет здорово;

Поет про поход без утайки про свой,

Какая чему была чередь,

— Качают в сомнении все головой,

Не могут рассказу поверить.

Наталья Бурмистрова

Представляю вашему вниманию мастер-класс по рисованию с применением нетрадиционных техник в старшей группе «Подводное царство » .

Для работы нам понадобится :

Альбомный лист;

Восковые карандаши;

Акварельные краски;

Кисти тонкая и толстая;

Баночка с водой.

Сначала на белом листе в разных местах рисуем различных рыбок восковыми карандашами. Используем яркие цвета : желтый, красный, оранжевый и другие. Лучше, если рыбки будут плавать в разных направлениях. Внизу рисуем камешки черным, коричневым или серым цветом.

Затем закрашиваем толстой кистью весь лист акварельными красками холодными цветами : синим, фиолетовым, голубым. Воды берём на кисть достаточно много, чтобы получались интересные вливания одного цвета в другой и цветовые растяжки. Чем плавнее будет переход цветов и тонов, тем эффектнее будет выглядеть работа. Изображение рыбок и камешков проступит, поскольку воск отталкивает воду.

Затем, пока синяя краска не высохла, рисуем тонкой кистью водоросли зеленым цветом в технике «по мокрому» . «Подводное царство » готово!

Вот работы наших детей :

Спасибо за внимание!

Публикации по теме:

На днях мы читали сказку русалочка и смотрели мультфильм "Ариэль" производство Уолт Дисней. Дети очень внимательно смотрели и слушали, понравилось.

Сценарий новогоднего праздника «Подводное царство» Дети в бегают в зал под веселую музыку,встают перед елкой полукругом,на которой горят огни. исполняют песню новый год. 1 ребенок: пришел.

«Подводное царство». Конспект занятия по рисованию в технике «граттаж» в старшей группе ГБОУ Школа №1861 «Загорье» Дошкольное отделение № 4 «Подводное царство» Интегрированное непосредственная образовательная деятельность.

Конспект открытого занятия по нетрадиционному рисованию в средней группе «Путешествие в подводное царство» Задачи: Формировать и обогащать представления детей о временах года, Уточнять и систематизировать представления о рыбах и местах их проживания.

Конспект занятия по рисованию в нетрадиционной технике «Подводное царство» Программное содержание: учить детей рисовать нетрадиционным способом "по мокрому листу". Развивать разнонаправленные, слитные, плавные движения.

Мини-музей «Подводное царство» Мини-музей в детском саду как форма работы с детьми и родителями Мини-музей «Подводное царство» МБДОУ № 16 Ленинск-Кузнецкого городского.

Непосредственно образовательная деятельность по нетрадиционному рисованию «Подводное царство» (подготовительная группа) Программные задачи: Образовательные: продолжать учить детей смешивать краски; учить рисовать нетрадиционным.


Морской царь - верховный владыка всех вод, омывающих землю. Когда он веселится в своих пышных подводных чертогах, то разыгрывается непогода, и бушующая стихия топит корабли. Дабы умилостивить царя, корабельщики опускают за борт хлеб-соль, а случалось, и людей по жребию, как в былине о Садко. По древним славянским преданиям, все моря и океаны - это кровь Морского царя, а реки - его дочери. Потому-то с ними и связаны во многих местах Руси суеверные представления, являющиеся отголосками древнего обожествления вод земных. Он властвует над всеми рыбами и животными, которые только водятся в морях.



Иногда в наших сказках Морской царь является в виде лютого жеребца, которого должен объездить сильномогучий богатырь. Иногда даже обращается черной тучей, которая исторгает из себя множество воды и грозные молнии. В первоначальном значении Морской царь был богом дождевых туч, которые изверглись на землю и образовали на ней моря, куда и переместился владыка вод. Образ первоначального творца и создателя мира - очевидно, Дыя (или Дива) - со временем разделился на Перуна - повелителя гроз, бога ветров Стрибога и Морского царя.

ВАСИЛИСА ПРЕМУДРАЯ

Жил-был царь. Поехал он однажды на борзом коне на войну, и долго его дома не было. Вот ехал он обратно с победой, и начала его томить жажда. Увидал большое озеро и решил из него напиться, только припал к воде, его кто-то хвать за бороду - и тащит. А это был Морской царь, владыка всех вод земных. Начал несчастный просить-молить, чтобы отпустил его морской властелин, но он взамен потребовал себе того, чего царь у себя дома не знает. Согласился царь, не ведая, что в его отсутствие жена родила сына.

Прошло двадцать лет, настало время долг платить. Поплакали царь с царицею, да делать нечего - простились с сыном навек. Пришел Иван-царевич на берег морской, видит - летят двенадцать голубиц. Прилетели, ударились оземь - стали девицами несказанной красоты и побежали в море купаться. А перья их остались на берегу лежать - не отличишь от сорочек! Иван-царевич взял да украл у одной сорочку.

Девицы воротились, одиннадцать обратились в голубиц и улетели, а двенадцатая, самая красивая, сорочки найти не может. Иван кричит из-за кустов:

Красавица, пойдешь за меня замуж, - отдам твои перышки, нет - сожгу!

Делать нечего, она согласилась. Тогда царевич вышел и сорочку отдал. Очень он пришелся по сердцу красавице! Обменялись они обручальными кольцами, девица сказала, что она дочь Морского царя, Василиса Премудрая, а с Иваном в подводном царстве встретится, - и улетела вслед за сестрами.

И.Я.Билибин. Василиса Премудрая и морской царь. 1931

Пришел Иван в подводное царство, а властелин-то гневается, что царевич долго не приходил. Даже хотел его казнить, но царевич показал кольцо Василисы: я-де твой зять, не можешь ты меня убить! - у Морского царя и руки опустились.

Делать нечего, сыграли свадьбу.

Ничего, - говорит Морской царь своим советникам, - рано или поздно я все равно Ивана сожру, а дочку так образумлю, что забудет глупости.

Подслушала это Василиса Премудрая, и ночью они с царевичем тайком вышли из дворца, сели на резвых коней и понеслись прочь из подводного царства на святую Русь.

Морской царь проведал про это и ринулся в погоню.

Слышу я людскую молвь и конский топ, - говорит Иван.

Это погоня за нами!

Обратила Василиса Премудрая коней озером, царевича селезнем, а сама сделалась уткой. Прискакал Морской царь, сразу догадался, кто эти селезень с уткой, ударился о сыру землю и обратился орлом, чтобы их убить. Да не тут-то было: только разлетится сверху, а утка и селезень вдруг в воду нырнут. Орел опять разлетится, а они опять нырнут. Нипочем их не возьмешь! Устал Морской царь, махнул крылом - и полетел в свое царство несолоно хлебавши. А Иван-царевич с Василисой вышли на святую Русь и жили в стольном граде долго и счастливо.

М. ЛОМОНОСОВ. «ПЕТРИАДА»

В недосягаемой от смертных стороне,
Между высокими кремнистыми горами,
Что мы по зрению обыкли звать мелями,
Покрытый золотым песком простерся дол:
Столпы вокруг его огромные кристаллы,
По коим обвились прекрасные кораллы.
Главы их сложены из раковин витых,
Превосходящих цвет дуги меж туч густых,
Что кажет укротясь нам громовая буря;
Помост из аспида и чистого лазуря,
Палаты из одной изсечены горы;
Верхи под чешуей великих рыб бугры;
Уборы внутренни покров черепокожных
Бесчисленных зверей во глубине возможных,
Там трон - жемчугами усыпанный янтарь,
На нем сидит волнам седым подобный Царь.
В заливы, в океан десницу простирает,
Сапфирным скипетром водам повелевает.
Одежда царская - порфира и виссон,
Что сильные моря несут ему пред трон.

МОРСКАЯ ПУЧИНА - КРУГОМ ГЛАЗА

Морская Пучина - Кругом Глаза - прекрасный, поэтичный образ Океан-моря, наделенный особыми, волшебными свойствами, умом и душою. Она сродни древнегреческому божеству Аргусу - тысячеглазому, всевидящему великану, олицетворяющему ночное небо, что отражается в зеркале морей, извечно пленяя людей красотой.

ОПРОМЕТЧИВЫЙ БОГАТЫРЬ

Жил на свете новгородский богатырь Василий Буслаевич. Не знал он, куда девать свою богатырскую силушку.

Такова же дружина его была.

Плыл как-то Василий Буслаевич «через море к зеленым лужкам». Видит - лежит впереди Морская Пучина - Кругом Глаза.

Начал Василий вокруг Морской Пучины похаживать, сафьян-сапожком ее попины-вать.

Посмотрела на богатыря новгородского Морская Пучина - Кругом Глаза:

Не пинай меня, - говорит, - не то сам тут будешь!

Смешлива была дружина Буслаевича, начали дружинники Пучину перескакивать: все до единого перескочили.

Прыгнул Василий - дважды перескочил, но задел ненароком за Пучину пальцем правой ноги...

Тут ему и последний, смертный час пришел - Пучина его поглотила!

Методическая разработка по проведению урока литературного чтения по теме: Русская народная сказка «Морской царь и Василиса Премудрая»(3класс УМК Гармония).

Цель: знакомство с русской народной сказкой «Морской царь и Василиса Премудрая» Задачи: 1) Образовательные : создать условия для формирования выразительного чтения, учиться находить ответы на вопросы из текста, способствовать овладению речевой и коммуникативной культурой через участие в диалоге (работа в парах) и высказывание собственного мнения . 2) Развивающие: способствовать развитию устной речи, познавательного интереса, развитию воображения, творческого мышления и способностей. 3) Воспитательные : создать условия для воспитания, любви и бережного отношения к русскому фольклору, взаимопомощи и уважения, воспитания чувства, товарищества.
    Организационный момент.
Учитель. Литературное чтение – прекрасный урок, Много полезного в каждой из строк. Стих этот будет, сказка, рассказ: Выучите их – они учат вас! Пусть этот урок принесет нам радость общения и наполнит наши души прекрасными чувствами. Подарите каждому По кусочку солнышка, Пусть добром наполняются Души их до донышка.
    Речевая разминка.
а) Работа над скороговоркой.

Три сороки тараторки,

Тараторили на горке.

б) Первый ряд прочитайте радостно, второй ряд грустно, третий ряд удивленно, все вместе рассержено.

    Проверка домашнего задания.
а) Учащиеся демонстрируют сделанные ими в тетрадях рисунки, а их одноклассники определяют, какому вопросу относятся та или иная иллюстрация, ы также выборочно зачитывают из текста ответ на данный вопрос. Подобным образом проводится работа по всем вопросам, перечисленным в задание № 5 к сказке. б) Работа в группах. По одному желающему от группы, пересказать сказку «Дочь семилетка» от лица бедного, сменяя друг друга. 4. Ведение в тему урока. Учитель. Как называется раздел, с которым мы начали знакомство. Дети. Мудрец отличен от глупца тем, что он мыслит до конца. Учитель. О чем будут произведения в этом разделе? Дети. О мудрости и глупости. Учитель. Произведения, какого жанра собраны в этом разделе? Дети. Сказки. Учитель. Сказка – ложь, да в ней намек – добрым молодцам урок. Как вы понимаете эту поговорку? Учитель. Какие виды сказок вам известны? Дети. Бытовые, сказки о животных, волшебные. Учитель. Приведите примеры. Многие из этих сказок представлены на нашей тематической выставке книг. Посмотрите внимательно на обложки книг. Учитель. Почему на некоторых из них указан автор, а на других его нет? Кто сочиняет сказки? Дети. Бывают сказки авторские, а бывают народные. 5.Подготовка к восприятию.

Упражнения читай слова слитно.

И ван – царевич Хожу – высматриваю До поры – времени Давным-давно Подождали – подождали Целовать – миловать Чисто – начисто Красная девица Добрый молодец Церковь Б ожия Святая Р усь

Читай внимательно.

ТИХОНЬКО – ТИХОХОНЬКО УВИДЕЛА – УВИДАЛА ОБРАТИЛА – ОБОРОТИЛА Работа в парах. Лексическая работа. Объясни значение выражений: «красная девица», «голова с плеч долой». Из каких двух слов образовано и что обозначает слово ЧАСТОКОЛ? 6. Работа в тетрадях.
7. Постановка темы и целей, и задач на урок. Учитель. Вы можете назвать тему нашего урока? Дети. «Морской царь и Василиса Премудрая». Русская народная сказка. Учитель. Зная тему, подумайте, какую цель поставим перед собой. Дети. Познакомиться с русской народной сказкой «Морской царь и Василиса Премудрая». Учитель. Какие поставите задачи? Дети. Выразительно читать сказку, пополнить свой словарный запас, уметь задавать вопросы, работать сплоченно в группе, с уважением относить друг к другу, находить правильные ответы. 8. Физкультминутка В темном лесу есть избушка (шаги на месте), Стоит задом наперед (поворот). В этой избушке есть старушка (наклоны вправо и влево), Бабушка – Яга живет (поворот обратно). Нос крючком (показать нос), Глаза большие (показать глаза), Словно угольки горят. Ух, сердитая какая! (грозим пальцем) Дыбом волосы стоят (руки вверх). 9. Знакомство с текстом. Комбинированный способ чтения. Учитель. Читает те фрагменты, которые, считает наиболее трудными для учащихся своего класса, наиболее эмоциональными. На первом уроке по сказке текст читается до слов «Не много не мало прошло времени». (С.66) 10. Перечитывание и работа с текстом. Дети отвечают на вопрос 1 учебника. Почему царь отдал сына Водяному? - Кем были прекрасные голубки? Как они выглядели? Подтвердите словами из текста. - Каким представляли подводное царство люди слагавшие сказки? Прочитайте.

Рисование словесных картин.

    Каким ты представляешь подводное царство? Каким ты представляешь морского царя?
- Каким было первое задание Морского царя для Ивана царевича? Найдите этот эпизод в сказке и прочитайте. - Каким было второе задание? Третье задание? - Почему Василиса Премудрая помогла Ивану Царевичу? 11. Итог урока, рефлексия. Учитель. С какой сказкой мы познакомились сегодня? Дети. «Морской царь и Василиса премудрая». Учитель. Кто ее автор? Дети. Русский народ. Учитель. К какому виду она относится? Дети. К волшебному. Учитель. Чему научила эта сказка? Дети. Нужно всегда приходить на помощь тому, кто в этом нуждается. Учитель. Достигли мы поставленной цели? Какие задачи мы планировали? Домашнее задание. Подготовить пересказ прочитанной сказки. Творческое задание. Нарисовать в тетради портрет морского царя или подводное царство. Подведем итог урока. У вас на партах имеются карточки, которые вам необходимо заполонить. Подумайте, как вы работали сегодня на уроке, довольны ли вы своей работой? Интересно ли вам было на уроке или наоборот скучно? Был ли для вас этот урок полезным? Все ли вы поняли? Выберите из двух предполагаемых вариантов тот ответ, который вам больше подходит, и обведите его ручкой.
    1) На уроке я работал активно/пассивно. 2) Своей работой на уроке я доволен/недоволен. 3) Урок для меня показался коротким/длинным. 4) Материал урока мне понятен/непонятен. 5) Материал урока полезен/бесполезен. 6) Материал урока интересен/скучен.
Учитель. Поднимите руки те, кто сегодня проявил активность. А теперь поднимите руки те, кто доволен своей работой на уроке. Для кого показался урок коротким? Для кого показался урок длинным? Поднимите руки, кому было все понятно на уроке. А кто считает, что урок был интересным и прошел с пользой. Я благодарю всех за активную работу на уроке. Урок окончен.

Используемая литература:

    Учебник О. В. Кубасова литературное чтение для 3 класса 1 часть Смоленск, ассоциация 21 век, 2012 год. Рабочая тетрадь часть 1 О. В. Кубасова литературное чтение Смоленск, ассоциация 21 век, 2012 год. Методические рекомендации к учебнику для 3 класса общеобразовательных учреждений О. В. Кубасова, Смоленск, ассоциация 21 век, 2013 год. Уроки литературного чтения с применением информационных технологией. 1-2 классы. Методическое пособие с электронным приложением / О. А. Архипова, Т. В. Белых (и др.); сост. Е. С. Галанжина. – М.; Планета, 2011.-240 с.- (Современная школа).


Вверх