Error: не определено #11234. Вокальный ансамбль "Дружба" Vocal ensemble "Druzhba" ("Friendship") плейлист. Эдита пьеха и ансамбль"дружба" Эдита Пьеха и ансамбль"Дружба"

Вокальный ансамбль "Дружба" Vocal ensemble "Druzhba" ("Friendship") плейлист. Эдита пьеха и ансамбль"дружба" Эдита Пьеха и ансамбль"Дружба"

Художественный руководитель Александр Броневицкий Поднимать тугие паруса, Это значит, верить в чудеса. Легендарный ленинградский ансамбль «Дружба» был создан пианистом, композитором Александром Александровичем Броневицким в 1955 году. В состав самодеятельного ансамбля при консерватории, который первоначально назывался «Липка», вошли студенты из зарубежных стран Восточной Европы, которые учились ленинградских ВУЗах. В основном он предназначался для студенческих вечеров – капустников. Хочется отметить, что Александр Броневицкий /Сан Саныч/ являлся выпускником этой консерватории по классу композиции и хорового пения /1958 г/. В то время ансамбль представлял собой инструментальный квартет: рояль, электрогитара, контрабас, ударные инструменты и отдельную мужскую вокальную группу, которая состояла из одиннадцати солистов-вокалистов. Позднее, из хора польского землячества, к ним присоединилась студентка отделения психологии философского факультета Ленинградского государственного университета, молодая солистка Эдита /Мария/ Пьеха из Польши. Вскоре в артели «Лен-Грампластинка» стали издаваться первые грампластинки молодого коллектива. Первыми были записаны песни: «Песня о Варшаве» и «Песня о Берлине», солистка Эдита Пьеха. Первое успешное выступление коллектива состоялось в Новогоднюю ночь накануне 1956 года на сцене Голубого /Малого/ зала Ленинградской консерватории, где в исполнении Эдиты Пьехи прозвучала песня польского композитора Владислава Шпильмана «Автобус червонный» на слова поэта Владислава Чернушенко, который являлся также и солистом коллектива. После исполнения этой песни на музыкальном Олимпе советской эстрады засияла новая Звезда – Звезда по имени Эдита Пьеха! В этом году свет увидела грампластинки с песнями: «Мой жених» /Е.Харальд/, «Красный автобус» /В.Шпильман/, солистка Эдыта* Пьеха, «Ча-ча-ча» /кубинск.народн. песня, обр.А.Броневицкого/, «Песня о Сене» /Ги Лафарг, обр.А.Броневицкого/, «Звенит гитара над рекой» /А.Новиков - Л.Ошанин/, солист Карл Клуцис, «Колыбельная» из оперы "Порги и Бэсс" /Д.Гершвин – русск.текст Т.Сикорской/, солистка Эдита Пьеха, вокальный ансамбль «Дружба» п/у Александра Броневицкого. В репертуаре молодёжного интернационального ансамбля звучали популярные чешские, болгарские, югославские и других народов мира песни в современной аранжировке самих же музыкантов. Также в исполнении ансамбля звучали русские народные песни, а капелла, эстрадные песни о Родине, Ленинграде, Москве. В последующем Всесоюзная фирма грампластинок «Мелодия» ежегодно выпускала грампластинки с песнями в исполнении Эдиты Пьехи и ансамбля «Дружба». Также на ленинградском телевидении был снят и документальный фильм «Мастера ленинградской эстрады» /1956 г/ с участием ансамбля «Дружба». В 1957 году Эдита Пьеха и ансамбль «Дружба» успешно выступили на VI Всемирном фестивале молодёжи и студентов в Москве. За представление своей музыкальной программы «Песни народов мира» они получили золотую медаль. Название ансамбля «Дружба» по праву принадлежит Эдите, которое она предложила перед выступлением на этом фестивале. В это время была издана грампластинка «Поют участники VI фестиваля» с песнями: «Коминандо» /португальская нар.песня/, «Самые красивые глаза» /польская нар.песня/, «Арба» /английская народная шуточная песня/ в записи Молодёжного вокальный ансамбля "Дружба" Ленинградской консерватории, художественный руководитель Александр Броневицкий. Получив образование, коллектив покинули гитаристы, уехавшие домой в ГДР. Ансамбль пополнили новые музыканты, одним из них являлся лидер-гитарист Анатолий Васильев, ранее игравший на саксофоне в ленинградском джаз-оркестре под названием «Оркестр Носика» Станислава Пожлакова, в последующем популярный композитор и исполнитель своих же песен, после два года музыкант работал в джаз-оркестре Иосифа Ванштейна. В дальнейшем он работал гитаристом в оркестре под руководством Виталия Понаровского. Также в это время коллектив пополнил клавишник Теймураз Кухалев, который играл на немецком электрооргане «Ионика». Состав ансамбля состоял из музыкантов: Александр Броневицкий – рояль, Анатолий Васильев – лидер-гитара, Илья Костаков - бас-гитара, Теймураз Кухалев – клавишные инструменты, Сергей Самойлов – барабаны. С этого же года ансамбль «Дружба» стал работать на профессиональной сцене страны от Ленконцерта. В основном репертуар ансамбля строился на солистку Эдиту Пьеху, но в репертуаре звучали также песни и в исполнении солистов и мужского вокального коллектива. На протяжении всего творчества легендарного коллектива на эстраде концертная программа состояла из 2-х отделений. В первом отделении популярные песни исполняли солисты и мужская вокальная группа, а во втором звучали песни в исполнении Эдиты Пьехи. Песни звучали в музыкальных стилях: джаз, твист, рок-н-ролл, немного позднее зазвучали и в битовом звучании. Певица исполняла песни на польском и французском языках такие, как: «Каштаны» /З.Корепт/, «Мой Янек» /А.Тальховский/, «Королинка» /польская народная/, «Дождик» /З.Май - А.Броневицкий/, «Валентина-Твист» /Я.Виниковский/, «Упрямая мелодия» /Ф.Фаральдо - А.Яковская/, «Мечта» /Л.Бонфа/, «Гитара любви» /В.Скотто/, «Маленький сапожник» /Ф.Лемарк/, «Девушка из Парижа» /В.Шпильман - В.Чернушенко/ и другие. Её красивый, выразительный, низкий голос, легкий акцент в произношении придавали звучанию ансамбля оригинальность, узнаваемость и особенный шарм. Из-за многочисленных концертов Эдите пришлось перевестись с дневного на заочное отделение университета. В 1959 году коллективе работают солисты: Аванесян, Виль Окунь, Борис Писарев, Александр Дмитриев, Вилли Токарев, Михаил Бакеркин, Борис Усенко, Артур Золотов, Леонид Алахвердов. Художественный руководитель ансамбля «Дружба» Александр Броневицкий создал на советской эстраде новый жанр – театр песни, где каждый участник был солистом своего амплуа. Певица Эдита Пьеха вспоминает: «Александр Броневицкий был необыкновенно талантливым человеком. И он, конечно, опередил своё время лет так на десять - двадцать. Он был авангардным, впередсмотрящим. Он видел и чувствовал иначе, чем его современники». «Советский Союз стал для меня родиной, здесь я родилась, как артистка, а собиралась стать учительницей. Я - детище Александра Александровича Броневицкого, он открыл меня, я всем обязана ему. Он, словно Пигмалион, вылепил меня, свою Галатею», - так отметила в одном из своих интервью певица Эдита Пьеха. Во многих концертах ансамбля «Дружба» звучали песни, баллады советских и зарубежных авторов: «Вечер на рейде» /В.Соловьёв-Седой - А.Чуркин/, «Подмосковские вечера» /В.Соловьёв-Седой - М.Матусовский/, «Здравствуй» /А.Петров - С.Фогельсон/, «Я шагаю по Москве» /А.Петров - Г.Шпаликов/, «Звёзды в кондукторской сумке» /А.Петров - Л.Куклин/, «На крыльях ветра» /Б.Дилан – русск.текст Т.Сикорская/, словацкая «Танцуй, танцуй», негритянская «Колыбельная» на слова поэта Т.Спендиарова, английские песни «Лоли-Пап», солист Леонид Алахвердов, народная «Двадцать крошечных пальчиков» на слова поэта Самуила Фогельсона и другие. В 1959 году, временно, концертную деятельность коллектива худсовет Ленконцерта приостанавливает, но благодаря усилиям певицы Эдиты Пьехи и музыканта Александра Александровича Холодильного из худсовета Министерства Культуры РСФСР в Москве, вновь с эстрады звучит ансамбль «Дружба». Были и другие неприятности в творчестве молодого коллектива, кому-то из чиновников от культуры не нравился акцент певицы, другим - причёски музыкантов. Также гражданке Польши Эдите Пьехе запрещалось петь в погранзонах, воинских частях, гарнизонах, закрытых городах, были проблемы и с оплатой её работы на советской сцене, но всё это было успешно преодолено и положительно закончилось, и для артистов, и для почитателей их таланта. В 1962 году ансамбль «Дружба» стал Лауреатом Всероссийского конкурса артистов эстрады, получив I премию. Он принял участие в «Голубом Огоньке» на ЦТ. В 1963 году вновь певица участница «Голубого Огонька» на ЦТ. Она записывает грампластинку с песнями: «Венок Дуная» /О.Фельцман - Е.Долматовский/ и «Только ты» /Б.Раманд – русск.текст И.Самойлова/, которые фактически становятся визитными карточками молодой певицы и ансамбля «Дружба». Издаётся первый диск-гигант «Ансамбль "Дружба"», в который включены в основном песни, ранее изданные на миньонах коллектива.

Поднимать тугие паруса,
Это значит, верить в чудеса.

Легендарный ленинградский ансамбль «Дружба» был создан пианистом, композитором Александром Александровичем Броневицким в 1955 году. В состав самодеятельного ансамбля при консерватории, который первоначально назывался «Липка», вошли студенты из зарубежных стран Восточной Европы, которые учились ленинградских ВУЗах. В основном он предназначался для студенческих вечеров – капустников. В то время ансамбль представлял собой инструментальный квартет: рояль, электрогитара, контрабас, ударные инструменты и отдельную мужскую вокальную группу, которая состояла из 11 дирижёров-хоровиков. Позднее, из хора польского землячества, к ним присоединилась молодая солистка Эдита /Мария/ Пьеха из Польши. Она училась в то время на отделении психологии философского факультета Ленинградского государственного университета. Первое успешное выступление коллектива состоялось в Новогоднюю ночь накануне 1956 года на сцене Голубого /Малого/ зала Ленинградской консерватории, где в исполнении молодой певицы Эдиты Пьехи прозвучала песня композитора В.Шпильмана «Автобус червонный» на слова поэта В.Чернушенко, который являлся также и солистом коллектива. Хочется отметить, что Александр Броневицкий /Сан Саныч/ является выпускником этой консерватории по классу композиции и хорового пения /1958 г/. После исполнения этой песни на музыкальном Олимпе советской эстрады засияла новая Звезда – Эдита Пьеха! В репертуаре молодёжного интернационального ансамбля звучали популярные чешские, болгарские, югославские и других народов мира песни в современной аранжировке самих же музыкантов. Также в исполнении ансамбля звучали русские народные песни, а капелла, эстрадные песни о Родине, Ленинграде, Москве. Вскоре в артели «Лен-Грампластинка» вышли первые грампластинки молодого коллектива. В последующем Всесоюзная фирма грамзаписи «Мелодия» ежегодно выпускала грампластинки с песнями в исполнении Эдиты Пьехи и ансамбля «Дружба». Также на ленинградском телевидении был снят и документальный фильм «Мастера ленинградской эстрады» /1956 г/. В 1957 году Эдита и ансамбль «Дружба» успешно выступили на VI Всемирном фестивале молодёжи и студентов в Москве. За представление своей музыкальной программы «Песни народов мира» они получили золотую медаль. Название ансамбля «Дружба» по праву принадлежит Эдите, которое она предложила перед выступлением на этом фестивале. Получив образование, коллектив покинули гитаристы, уехавшие домой в ГДР. Ансамбль пополнили новые музыканты, одним из них являлся лидер-гитарист Анатолий Васильев, ранее игравший на саксофоне в ленинградском джаз-оркестре под названием «Оркестр Носика» Станислава Пожлакова, в последующем популярного композитора и исполнителя своих же песен, после два года музыкант работал в джаз-оркестре Иосифа Ванштейна. В дальнейшем он работал гитаристом в оркестре под руководством Виталия Понаровского. Также в это время коллектив пополнил клавишник Тимофей Кухарев, который играл на немецком электрооргане «Ионика». С этого же года ансамбль «Дружба» стал работать на профессиональной сцене страны от Ленконцерта. В основном репертуар ансамбля строился на солистку Эдиту Пьеху, но в репертуаре звучали также песни и в исполнении солистов и мужского вокального коллектива. На протяжении всего творчества легендарного коллектива на эстраде концертная программа состояла из 2-х отделений. В первом отделении популярные песни исполняли солисты и мужская вокальная группа, а во втором звучали песни в исполнении Эдиты Пьехи. Песни звучали в музыкальных стилях: джаз, твист, рок-н-ролл, не много позднее зазвучали и в битовом звучании. Эдита исполняла песни на польском и французском языках такие, как: «Каштаны» /З.Корепт/, «Мой Янек» /А.Тальховский/, «Королинка» /польская народная/, «Дождик» /З.Май-А.Броневицкий/, «Валентина-Твист» /Я.Виниковский/, «Упрямая мелодия» /Ф.Фаральдо-А.Яковская/, «Мечта» /Л.Бонфа/, «Гитара любви» /В.Скотто/, «Песня о Сене» /Ги Лафарг/, «Маленький сапожник» /Ф.Лемарк/, «Девушка из Парижа» /В.Шпильман-В.Чернушенко/ и другие. Её красивый, выразительный, низкий голос, легкий акцент в произношении придавали звучанию ансамбля оригинальность, узнаваемость и особенный шарм. Из-за многочисленных концертов Эдите пришлось перевестись с дневного на заочное отделение университета. В 1959 году коллективе работают солисты: Аванесян, Виль Окунь, Писарев, Вилли Токарев, М.Бакеркин, Б.Усенко, А.Золотов, Леонид Алахвердов. Художественный руководитель ансамбля «Дружба» Александр Броневицкий создал на советской эстраде новый жанр – театр песни, где каждый участник был солистом своего амплуа. Певица Эдита Пьеха вспоминает: «Александр Броневицкий был необыкновенно талантливым человеком. И он, конечно, опередил своё время лет так на десять - двадцать. Он был авангардным, впередсмотрящим. Он видел и чувствовал иначе, чем его современники». Работа в этом коллективе в будущем дала старт на музыкальный Олимп певице Марии Кодряну, певцам Анатолию Королёву, Вилли Токареву, лидер-гитаристу Анатолию Васильеву, создателю и художественному руководителю легендарного ВИА «Поющие Гитары», бас-гитаристу Виктору Щепочкину, создателю и художественному руководителю ВИА «Весёлые Голоса» и многим другим. «Советский Союз стал для меня родиной, здесь я родилась, как артистка, а собиралась стать учительницей. Я - детище Александра Александровича Броневицкого, он открыл меня, я всем обязана ему. Он, словно Пигмалион, вылепил меня, свою Галатею», - так отметила в одном из своих интервью певица Эдита Пьеха. Во многих концертах ансамбля «Дружба» звучали песни, баллады советских и зарубежных авторов: «Вечер на рейде» /В.Соловьёв-Седой -А.Чуркин/, «Подмосковские вечера» /В.Соловьёв-Седой-М.Матусовский/, «Здравствуй» /А.Петров-С.Фогельсон/, «Я шагаю по Москве» /А.Петров-Г.Шпаликов/, «Звёзды в кондукторской сумке» /А.Петров-Л.Куклин/, «На крыльях ветра» /Б.Дилан-р.т.Т.Сикорская/, словацкая «Танцуй, танцуй», негритянская «Колыбельная» на слова поэта Т.Спендиарова, английские песни «Лоли-Пап», солист Леонид Алахвердов, народная «Двадцать крошечных пальчиков» на слова поэта Самуила Фогельсона и другие. В 1959 году, временно, концертную деятельность коллектива худсовет Ленконцерта приостанавливает, но благодаря усилиям певицы Эдиты Пьехи и музыканта Александра Александровича Холодильного из худсовета Министерства Культуры РСФСР в Москве, вновь с эстрады звучит ансамбль «Дружба». Были и другие неприятности в творчестве молодого коллектива, кому-то из чиновников от культуры не нравился акцент певицы, другим - причёски музыкантов. Также гражданке Польши Эдите Пьехе запрещалось петь в погранзонах, воинских частях, гарнизонах, закрытых городах, были проблемы и с оплатой её работы на советской сцене, но всё это было успешно преодолено и положительно закончилось, и для артистов, и для почитателей их таланта. В 1962 году ансамбль «Дружба» стал Лауреатом Всероссийского конкурса артистов эстрады, получив I премию. Он принял участие в «Голубом Огоньке» на ЦТ. В 1963 году вновь певица участница «Голубого Огонька» на ЦТ. В 1964 году Эдита приняла участие в съёмках в музыкальном фильме «Когда песня не кончается», режиссёр Роман Тихомиров. В репертуаре Эдиты Пьехи и ансамбля «Дружба» звучали песни: «Слушай» /Э.Лекуона-В.Крылов/, «Так легко» /Л.Лядова-Г.Ходосов/, «Белые ночи» /Г.Портнов-Н.Гвоздев/, «Прощайте, голуби» /М.Фрадкин-М.Матусовский/, «Всегда только ты» /В.Шарфенберг-К.Килинзер/ и многие другие. Александр Броневицкий приглашает в обновлённый ансамбль «Дружба» музыкантов из Грузии, Армении, Эстонии, Латвии, Молдавии, Белоруссии, Украины и других республик. В составе обновлённого коллектива работают Анатолий Королёв, Валентин Акульшин /Соснов/, Виталий Коротаев, Тойво Соостер, Теймураз Кухалев, Николай Диденко, Александр Дмитриев, В.Амбарцумян, Тамара Чиаурели, М.Фикташ, Богдан Вивчаровский и другие. В это время в репертуаре ансамбля «Дружба» в основном звучат русские народные и песни советских авторов. Цыганские песни поёт гитарист и певец Юрий Чванов. Хочется отметить, что многие песни-шлягеры, написанные композитором Валентином Акульшиным /Сосновым/ на слова ленинградского поэта-песенника Михаила Рябинина, со временем вошли в репертуар певицы Марии Кодряну - «Я – Любовь», «День на двоих», песни «Полюби меня», «Весёлый дятел», «Звёздный дождь», «Любимые глаза» будут звучать в исполнении певца Анатолия Королёва и ВИА «Весёлые Голоса». Эдита в этом же году приняла участие в новогоднем «Голубом Огоньке» на ЦТ, где в её исполнении прозвучали песни: «Стать таким, как я хочу» /А.Флярковский – Р.Рождественский/, «Песенка без слов» /Л.Тарновский – Е.Герц/ и «Венок Дуная» /О.Фельцман – Е.Долматовский/. Отмечу, что в середине 60-х годов, около года, в ансамбле не работал лидер-гитарист Анатолий Васильев, который в это время поработал в оркестре под руководством Анатолия Бадхена, солист Жан Татлян, и записал, работая в оркестре радиокомитета, партию электрогитары в фильме «Я шагаю по Москве» /первое появление электрогитары в отечественном кинематографе/. В 1965 году ансамбль «Дружба» принял участие в праздничном «Голубом Огоньке» на ЦТ, посвящённому Международному дню солидарности трудящихся 1 мая. В этом же году Эдита выступила в зале знаменитой парижской «Олимпии» во Франции. В 1966 году она вновь приняла участие в «Голубом Огоньке» на ЦТ. В это время в репертуаре популярного ансамбля из Ленинграда звучали песни: «На взлёт» /А.Пахмутова – Н.Добронравов, С.Гребенников/, «Голос Земли» /А.Островский – Л.Ошанин/, «Планета-Целина» /О.Фельцман-В.Харитонов/, «Нева» /Я.Дубравин – О.Рябоконь/, «Песня о моём городе» /Я.Дубравин – Я.Голяков/, солист Анатолий Королёв, «Моя суббота» /О.Фельцман – Л.Ошанин/, «Песня о Ямайке» /А.Ойт-Х.Кармо/, солист Тойво Соостер, «Непоседа», «Приходим с моря» /Я.Френкель-М.Танич/. Солистка ансамбля Эдита Пьеха исполняла песни: «Облака» /А.Броневицкий-Р.Рождественский/, «Туристы» /А.Броневицкий-С.Фогельсон/, «Великаны и гномы» /А.Броневицкий-Л.Дербенёв/, «Воспоминание» /А.Бабаджанян-Р.Рождествеский/, «Я счастье несу» /Г.Портнов-Ю.Принцев/, «Зимняя песенка» /В.Токарев-Е.Герц/ и другие. В 1967 году на новогоднем «Голубом Огоньке» на ЦТ певица вместе с ансамблем «Дружба» исполнила песню композитора Александра Броневицкого «Это здорово» на слова поэта Игоря Шаферана, также прозвучала и песня композитора Оскара Фельцмана «Манжерок» на слова поэта Наума Олева. В этом же году Эдита Пьеха, по благословению своей мамы, приняла советское гражданство. В 1968 году на IX Всемирном фестивале молодёжи и студентов в Софии /Болгария/ певица завоевала три золотых медали, где в её исполнении прозвучали песни «Огромное небо» /О.Фельцман – Р.Рождественский/ и «Венок Дуная» /О.Фельцман – Е.Долматовский/. Она приняла участие в «Голубом Огоньке» на ЦТ, посвящённый 51-й годовщине Великой Октябрьской социалистической революции. Широкую популярность, наряду со многими песнями, в это время приобрела и песня композитора Александра Броневицкого «Мама» на слова поэта и конферансье Олега Милявского. Эта песня по воспоминаниям певицы была написана поэтом в Кисловодске на железнодорожном вокзале во время очередных гастрольных поездок по нашей стране, а музыку к песне, позднее, уже в купе скорого поезда написал Сан Саныч. С 28 июня 1965 года, из-за многочисленных сольных гастролей за рубежом Эдиты Пьехи, по приглашению Александра Броневицкого в ансамбле «Дружба» работает юная певица из Молдавии Мария Кодряну. В последующем, уже не работая в ансамбле «Дружба», в 1967 году с песней композитора Александры Пахмутовой «Нежность» на слова поэта Николая Добронравова, она успешно выступила на I Международном конкурсе эстрадной песни в городе Сочи, где заняла I место. В 1969 году Эдита Пьеха успешно выступила в зале парижской «Олимпии». Певица с теплотой вспоминает о том времени: «Я ведь была единственная советская певица, которая дважды выступала в парижском зале "Олимпия". В 1965 году с обычным номером, а в 1969-м на правах ведущей и хозяйки всей программы Ленинградского мюзик-холла, причем вела программу на французском языке». В 1969 году певице Эдите Пьехе присвоено звание Заслуженной артистки РСФСР. В 1970 году певица успешно выступила на Международном фестивале «Варадеро» на Кубе, где успешно исполнила песню-шлягер Бориса Потёмкина «Наш сосед». В репертуаре популярного коллектива звучали песни: «Антон, Иван» /Л.Стерн/, «Разноцветные кибитки» /С.Рембовский-Е.Фиковский/, «Для всех друзей» /Ю.Саульский-Г.Поженян/, «Берегите друзей» /А.Экимян-Р.Гамзатов, перевод Н.Гребнев/, «Песня о Тане Савичевой» /Е.Дога-В.Гин/ «Вальс при свечах» /О.Фельцман-А.Вознесенский/, «Ребята 70-й широты» /С.Пожлаков-Л.Лучкин/, «Снега России» /Л.Гарин, В.Успенский-Н.Олев/ и другие. Особую популярность в это время приобрела песня композитора Станислава Пожлакова «Зачем снятся сны» на слова поэта Роберта Рождественского в исполнении Эдиты Пьехи. В 1972 году на фестивале МИДЕМ в Каннах /Франция/ за рекордные тиражи грампластинок она получила Нефритовый диск. Певица приняла участие в телефестивале «Песня Года», где исполнила песни композитора Александра Флярковского «Белая Лебедь» на слова поэта Леонида Дербенёва и композитора Аркадия Островского «Песня остаётся с человеком» на слова поэта Сергея Острового в дуэте с певцом Иосифом Кобзоном, которых поддержали все участники концерта. Параллельно с выступлениями на эстраде, Эдита Пьеха снималась в отечественном кинематографе в художественных фильмах «Судьба резидента» /1970 г/, режиссёр Вениамин Дорман, «Неисправимый лгун» /1973 г/, режиссёр Виллен Азаров, «Бриллианты для диктатуры пролетариата» /1975 г/, режиссёр Григорий Кроманов. В 1974 году, во время гастрольного тура ансамбля «Дружба» по Восточной Европе, чехословацкая газета «Свободное слово» писала: «Пять музыкантов /среди них три композитора/, семь певцов, и каждый из них солист, любой из них мог бы стать у нас звездой телевидения». На протяжении многих лет с ансамблем «Дружба» сотрудничали ленинградские композиторы Станислав Пожлаков, Яков Дубравин, Александр Морозов, поэты-песенники Яков Голяков, Илья Резник, Леонид Палей, Глеб Горбовский и многие другие. В репертуаре популярного коллектива звучали песни-шлягеры: «Гвардии сестрёнка» /В.Соловьёв-Седой - Я.Голяков/, «Прости меня, прости» /В.Успенский-Л.Палей/, «Причал» /С.Пожлаков-Н.Малышев/, «Ветреный день» /С.Пожлаков-Г.Горбовский/, «Не заставляйте женщин плакать» /С.Пожлаков-Л.Щепахина/, «Разве привыкают к чудесам» /М.Польнарефф-Г.Горбовский/, «Будем петь» /Д.Руссос-А.Ольгин/, «Прощальная песня», «Снега к снегам» /А.Морозов-А.Ольгин/, «Вероника» /А.Броневицкий-И.Резник/, «Я к тебе не вернусь» /А.Петров-И.Резник/ и другие. В 1976 году, после двадцати лет работы на сцене, коллектив покидает ведущая солистка ансамбля Эдита Пьеха. Отмечу, со слов певицы, что за эти все годы творчества на эстраде в ансамбле «Дружба» фактически сменилось, примерно, 10 составов музыкантов. Певица продолжила своё дальнейшее творчество на эстраде в ансамбле под руководством пианиста Григория Клеймица /экс.ВИА «Поющие Гитары»/, в состав которого вошли и многие уже бывшие участники ансамбля «Дружба». В ансамбль Александра Броневицкого приходят новые артисты: Николай Гнатюк, Александр Троицкий, Ирина Романовская, Л.Чижевская и другие. Также из ВИА «Поющие Гитары», художественный руководитель Анатолий Васильев, коллектив пополнил певец и гитарист Евгений Броневицкий, младший брат Сан Саныча. Евгений известен слушателям по работе в ВИА «Поющие Гитары», как исполнитель песен-шлягеров: «Сумерки» /А.Васильев-К.Рыжов/, «Нет тебя прекрасней» /Ю.Антонов-А.Азизов, М.Беляков/ и многих других. Какое-то время с ансамблем «Дружба» сотрудничала солистка Ленинградского мюзик-холла Галина Невара. В 1988 году Александра Александровича Броневицкого не стало, не стало и ансамбля «Дружбы», в котором он на протяжении многих лет являлся идейным вдохновителем и руководителем. За все годы своего творчества ансамбль выступил во многих городах Советского Союза, гастролировал в Польше, Венгрии, Финляндии, Германии, Австрии, Чехословакии, Монголии, США, Латинской Америки и во многих других странах и материках мира. В 1998 году состоялось плодотворное возрождение репертуара ансамбля «Дружба» бывшими участниками легендарного коллектива, а также музыкантами, ранее работавших в других музыкальных коллективах. В составе ансамбля «Дружба» вошли:
Андрей Аникин – автор проекта, вокал,
Феликс Кудашев – гитара, вокал,
Николай Шамрай – гитара, вокал,
Вячеслав Дружинин – гармонь, вокал,
Юрий Раскин – най, труба, флейта, кларнет, барабаны, вокал,
Елена Кваскова – хормейстер.
В 2000 году коллективу присвоено звание ансамбль «Дружба» имени Александра Броневицкого. Участники ансамбля выступают во многих программах на телевидении и радио. В этом же году в Санк-Петербурге состоялся праздничный концерт легендарного ансамбля «Дружба» - «45 лет на сцене», на котором многие популярные артисты поздравили юбиляров. Немного позднее, в театре Эстрады прошел очередной концерт «Золотые шлягеры прошлых лет». В дальнейшем их гастрольный путь пролёг по многим городам нашей страны, также музыканты приняли участие в VI Международном фестивале «Золотой Шлягер – 2000», который прошёл в Могилёве. В этом же году в серии «Парк Звёзд» вышел альбом «Эдита Пьеха. Приди, любовь, приди» /CD/ в который, наряду с новыми песнями, вошли и песни, исполняемые ранее певицей в ансамбле «Дружба». В 2002 году в серии «Великие исполнители России XX века» /CD/ вышли два альбома песнями-шлягерами в исполнении Эдиты Пьехи и ансамбля «Дружба». В 2003 году участники ансамбля «Дружба» имени Александра Броневицкого выпустили альбом «Город Детства» с лучшими песнями. В 2005 году в Санкт-Петербурге состоялся праздничный концерт коллектива, посвящённый 50-летию ансамбля «Дружба». В этом же году вышел альбом Эдиты Пьехи в серии «GRAND COLLECLION» /CD/ в который вошли и песни в исполнении певицы, будучи солисткой ансамбля «Дружба». 31 июля 2006 года, в день своего Рождения, Эдита Пьеха подготовила концертную программу в БКЗ «Октябрьский» в Санкт-Петербурге памяти выдающему музыканту, композитору XX века, художественному руководителю ансамбля «Дружба» Александру Броневицкому, которому бы в этом году исполнилось бы 75 лет. Эдита Станиславовна Пьеха решила посвятить свой день Рождения своему "крестному отцу" - Александру Броневицкому. Певица отметила: «Хочу сделать посмертный подарок человеку, который был моим крёстным отцом на эстраде, наставником и мужем». На сцене БКЗ "Октябрьский" выступили те артисты, кто знал и любил этого замечательного человека. Они напомнили зрителям его песни. Вместе с Эдитой Пьехой выступили ее дочь - Илона Броневицкая, внук - Станислав Пьеха, Евгений Броневицкий - брат композитора, а также исполнители и музыканты, в разные годы, работавшие в ансамбле "Дружба": Виталий Коротаев, Анатолий Фокин, Леонид Алахвердов, Николай Диденко, Вилли Токарев и Юрий Капитанаки. Эдита Пьеха с благодарностью вспоминает своё становление, как певицы на эстраде: «Я безмерно благодарна Сан Санычу за то, что он сделал для меня. Не было бы его – не было бы и той Пьехи, которую вы знаете сегодня. Он создал меня как певицу, артистку, бывая порой невероятно строгим, требовательным и даже деспотичным. Он говорил, что я некрасива, сутула, фальшиво пою и не умею двигаться на сцене. Это меня заводило. Я искала самые модные журналы, соображая, какой мне выбрать макияж, фасон платья, как подрисовать глаза, губы и т. д. Просила друзей записывать наши концерты на магнитофон, чтобы потом анализировать недостатки. В тайне от Броневицкого наняла себе педагога по вокалу. И все же – мне повезло. Сан Саныч был новатором в творчестве, и сегодня, исполняя его песни в концертах, я убеждаюсь, что они по-прежнему живы и любимы». Это песни-шлягеры всех времён и народов: «Хорошо» /А.Броневицкий – М.Яковлев/, «Мне казалось» /А.Броневицкий – С.Фогельсон/, «Грусть» /В.Шеповалов-К.Рыжов/, «Каравелла» /В.Калле – А.Калле/, «Горечь» /В.Калле – М.Цветаева/, «Я иду и пою» /В.Хомутов – А.Ольгин/, «Так уж бывает» /Я.Френкель – М.Танич, И.Шаферан/, «А любовь, как песня» /О.Фельцман – В.Харитонов/, «Ничего не вижу» /О.Фельцман – Л.Ошанин/, «Радуга» /А.Флярковский – М.Танич/, «Город детства» /Ф.Миллер – Р.Рождественский/, «Белая ночь» /М.Фрадкин – Е.Долматовский/, солистка Эдита Пьеха, «Улыбайся, человек» /В.Дмитриев-М.Рябинин/, «Невские моржи» /А.Броневицкий – С.Фогельсон/, «Свидание с Ленинградом» /Я.Дубравин-В.Сергеев/, «Ты с нами, Ленинград» /Я.Дубравин-Н.Пилюцкий/, солист Анатолий Королёв, «О, Мари!» /Э.Капуа-В.Руссо/, солист М.Бакеркин, «Старая мелодия» /А.Ойт-А.Синг, р.т.Л.Дербенёв/, солист Тойво Соостер, «Любимые руки» /В.Калле – Л.Ошанин/, солисты Б.Усенко, М.Бакеркин, «Любовь-Беда» /О.Фельцман-М.Геттуев, перевод Я.Серпина/, солист Виталий Коротаев, «Воскресная прогулка» /А.Броневицкий – С.Фогельсон/, «Голубые города» /А.Петров – Л.Куклин/, «Сколько видано» /Я.Френкель – И.Шаферан/, «Для всех людей» /Ю.Саульский – Г.Поженян/ и много других в исполнении участников легендарного ансамбля «Дружба». В ноябре 2006 года ансамбль «Дружба» имени А.Броневицкого выпустил свой очередной альбом «Сколько видано» на CD с лучшими песнями-шлягерами XX века. Коллектив много гастролирует по городам нашей страны и за рубежом. В этом же году в серии «Золотая коллекция “Ретро”» на CD вышел альбом с лучшими песнями 50-70 годов XX столетия в исполнении Эдиты Пьехи и ансамбля «Дружба». В 2007 году вышли альбомы «Любовь» на CD и «Ни дня без песни» в формате MP3 с песнями в исполнении певицы, когда она являлась солисткой легендарного ансамбля. Также в этом же году вышли альбомы в серии «Золотая коллекция “Ретро”»: «Эдита Пьеха: Девушка из Парижа» /DVD/, «Эдита Пьеха: Придёт и к Вам любовь» /1976г/ и «Эдита Пьеха. Золотая коллекция Ретро» /2 DVD/ с композициями в чёрно-белом и цветном изображении, которое охватывает самый ранний период творчества певицы и ансамбля «Дружба». 29 февраля 2008 года в БКЗ «Октябрьский в Санк-Петербурге ансамбль «Дружба» имени Александра Броневицкого, наряду со многими артистами, принял участие в юбилейном концерте, посвященному 60-летию композитора Сергея Касторского. В настоящее время в коллективе работают музыканты: Андрей Аникин, Феликс Кудашев, Николай Шамрай, Александр Мицын и Александр Бородай. Мы сердечно благодарны участникам легендарного ленинградского ансамбля «Дружба», художественный руководитель Александр Броневицкий - одному из первых первооткрывателей и за их очередную страничку развития эстрадной песни в нашей стране. Пожелаем же неповторимой эстрадной артистке Эдите Пьехе, а также продолжателям музыкального наследия ансамблю «Дружба» имени Александра Броневицкого, новых песен и многочисленных встреч со своими зрителями и поклонниками.

Чуть более 40 лет назад 2 декабря 1967 года в Москве произошло знаменательное событие, которое сыграло немалую роль в дальнейшем развитии столичной эстрады. Именно в этот день впервые на гастроли в столицу приехал ленинградский вокально-инструментальный ансамбль «Поющие гитары». Вот, что писал в те дни «Московский комсомолец»: «Везде есть ныне мальчики с гитарами – в школах, в институтах, в учреждениях. Гитара становится некоронованной королевой эстрады. Но пока, пожалуй, только один коллектив гитаристов в нашей стране достоин того, чтобы говорить о нем всерьез. Это «Поющие гитары».

Думаю, что человека, беседа с которым предлагается вашему вниманию, представлять никому не надо. Патриарх вокально-инструментального жанра, создатель первого ВИА страны. Иногда его еще называют «дедушкой русского рока». Руководитель ВИА «Поющие гитары» Анатолий Васильев.

– Позвольте, сначала я скажу несколько слов о том, что было до «Поющих гитар». Раньше я занимался джазом. Это был 1953-54 год. Джаз в СССР был полностью закрыт. Я в то время учился на третьем курсе техникума. Мы со Славой Пожлаковым и Геной Гольштейном организовали джазовое трио. Первое время я играл на саксофоне, Гена – на кларнете, Слава – на аккордеоне. А чуть позже мы уже стали трио саксофонистов.

Анатолий Васильев. 1953 год

Мы очень любили джаз, слушали его по ночам. Слава купил магнитофон «Днепр-1». Это был первый советский магнитофон. Помните? Здоровенный такой ящик, открывающийся! И вот на этот магнитофон мы по ночам записывали джаз. А утром собирались у Славы, слушали, снимали ноты, писали оркестровки. И вечерами на танцах мы уже играли самые последние американские хиты. Представляете? Только появляется какой-то новый рок-н-ролл, а через неделю он уже в нашем репертуаре!

Слава Пожлаков замечательно пел рок-н-роллы! Потрясающе пел! А Гена Гольштейн и сейчас считается одним из лучших саксофонистов в нашей стране. Популярность у нас была бешеная! Бывало, выходишь на Невский – все узнают, все уже знают, где мы играем, что играем. А играли мы тогда, в основном, в институтах, на студенческих вечеринках. В народе нас называли «Оркестр Носика» – это администратор у нас был с длинным таким носом.

Когда я окончил техникум, пошел работать в артель ленинградского радио по ремонту музыкальных инструментов. Там я собрал всех наших ребят и сделал джаз-оркестр. Году в 1955-56, когда Пожлаков уже ушел служить в армию, один товарищ мне сказал: «Есть один очень хороший музыкант – военный дирижер. Правда, он недавно вышел из тюрьмы и теперь ищет работу. Может быть, возьмете его к себе?» – Я согласился.

Оркестр Носика. 1954 год. Это Славка Пожлаков сидит, это я (Анатолий Васильев), это Генка Гольштейн, а это еще у нас потом один саксофонист был

Нас познакомили. Это оказался не кто иной, как Иосиф Владимирович Вайнштейн! Он окончил школу военных дирижеров и работал руководителем оркестра в «Астории». А потом за взятки какие-то его посадили на два года. То ли он давал кому-то, то ли ему. Не знаю, в чем там дело. Короче, посадили. Вайнштейн оказался очень деловым человеком. Первое, что он сделал – пианино из кабинета зам. директора артели отправил к себе домой. И потом я все время приходил к нему домой, переписывал старые аранжировки на новый состав. Переделывал с трех саксофонов на четыре, на пять. В общем, он стал у нас руководителем оркестра.

Начало 60-х. Ансамбль «Дружба» исполняет рок-н-ролл. В шкуре Леня Алахвердов

Летом 1957 года как-то случайно на улице мы встретились с джазовым скрипачом Аликом Лесковичем, который частенько играл с нами на джазовых халтурах. Он меня спрашивает: «Толя, ты слышал ансамбль «Дружба»?». – Я отвечаю: «Слышал. Здорово поют ребята!». Алик говорит: «Им срочно нужен гитарист. Давай я тебя с Броневицким познакомлю». А я тогда уже немного играл на гитаре. Первый звукосниматель у меня появился еще в 1953 году. Самопальный, конечно. У меня был один товарищ, который все время что-то изобретал. Я его все лето уговаривал сделать мне звукосниматель, и он мне сделал такую колобашку, которую я потом подвешивал на пластилине под струны на деку. А гитара у меня была самая обычная с декой.

Я, вообще-то, больше любил играть на саксофоне. Но когда появились рок-н-роллы, стал играть на гитаре, потому что в рок-н-ролле без гитары делать нечего. Тем более, по образованию я струнник. Начинал с балалайки и мандолины. Но умею играть еще и на баяне. В юном возрасте каждое лето подрабатывал в пионерских лагерях – играл на баяне, как говорится, за стол и дом. У меня даже где-то фотография есть: я сижу на линейке с баяном на фоне огромного портрета Сталина. Мне лет 14 тогда было.

Но вернемся к «Дружбе». Это было сразу после фестиваля молодежи и студентов. Гитарист и бас-гитарист у них были немцами – они тогда как раз закончили обучение в СССР и уехали на Родину. Лескович привел меня к Броневицкому. Броневицкий меня послушал и пригласил в ансамбль. И последующие 8 лет у меня были связаны с «Дружбой». Я работал и в первом составе, и во втором, и в третьем.

Ансамбль «Дружба». Справа стоит Александр Броневицкий, рядом с ним Анатолий Васильев

Первый состав, конечно, был самым сильным. Там Чернушенко пел. Позже он был руководителем Ленинградской консерватории, а теперь руководит нашей капеллой. Дирижер нашего симфонического оркестра Дмитриев тоже пел в первом составе «Дружбы». Я даже присутствовал на собрании (конечно, с правом совещательного голоса, а не решающего), на котором стоял вопрос – оставлять или увольнять Броневицкого (он не из самых сильных музыкантов был). Там все были дирижеры не хуже Сан Саныча. Но он был диктатор. И это очень не нравилось ребятам, многие с ним конфликтовали. Но все-таки большинством голосов решили его оставить. Из-за Эдиты. Жалко было терять такую солистку.

Начало 60-х. Я с «Дружбой» попал в Германию и увидел в магазине электрогитары. Представляете мое состояние!

Первое время в «Дружбе», я играл на обычной гитаре. Кроме меня был еще басист. Ударных никаких не было. Сан Саныч играл на рояле. Микрофон был один на всех. Он стоял перед Пьехой, а сзади – хор и оркестр. На Эдиту тогда жутко ругались в газетах. Мол, микрофонная певица, своего голоса нет, так она в микрофон шепчет. А потом я с «Дружбой» попал в Германию и увидел в магазине электрогитары.

Представляете мое состояние?! В общем, я привез из Германии электрогитару. Народ сбегался смотреть. Ни у кого же не было электрических гитар. Только самопальные. Даже с фабрики Луначарского, где делали гитары, ко мне целая делегация приходила. У меня на столе положили бумагу, и срисовывали форму гитары.

Кстати, у «Дружбы» у самых первых в нашей стране появился и электроорган – «Ионика», ГДР-овская. Тима Кухарев на нем играл. Бас-гитара тоже у нас появилась впервые в стране. Народ смотрел, что это такое вдруг – без контрабаса! Ударник тогда у нас уже тоже появился. Мы замечательно играли рок-н-ролл. Я такое соло на гитаре выдавал, что ой-ой-ой! А пел Леня Алахвердов. Он на сцене появлялся на канате и в шкуре, как Тарзан. Вообще, в «Дружбе» было много замечательных певцов: Бакеркин, Аванесян, Писарев… Позже появились Соостер, Королев. Кстати, вы знаете, как Королев в «Дружбе» появился? Не знаете? Могу рассказать.

У нас был концерт в ЦПКиО. Пока ждали своего выхода, я стал бродить по ЦПКиО. А там везде духовые оркестры играют. Захожу на какую-то точку. Смотрю – поет хор Ленинградского военного округа. И там парнишка-цыган, красивый такой, с колоссальным голосом. Я дождался, когда он отпел, пошел за кулисы, нашел его, и говорю: «Я работаю в ансамбле «Дружба». Хочешь, представлю тебя Броневицкому?» Привел его к Шуре, говорю: «Шура, послушай! Парень колоссальный!» Броневицкий послушал, и они договорились. Королев начал у нас работать, еще дослуживая в армии – наша директриса его быстро отмазала.

1966 год. Турбаза в Ново-Михайловке. Лев Вильдавский, Владимир Калинин, Галина Баранова, Анатолий Васильев, Евгений Броневицкий, Сергей Лавровский

Но не все было так просто. Первый раз я ушел от Броневицкого, когда нас уволили. У нас тогда забастовка была. Первая музыкантская забастовка. Это был декабрь 1963 или январь 1964 года. Тема была одна: мы все только попереженились, а тут постоянно из гастролей в гастроли, из гастролей в гастроли, постоянно вне дома. Вот и тогда мы тоже два месяца были на гастролях. После этого должны были месяц сидеть в Ленинграде. А потом еще два месяца гастролей.

Вдруг мы узнаем, что Сан Саныч этот ленинградский месяц занял Москвой. Получается так, что мы вообще полгода не заезжаем в Ленинград. Все время на гастролях. Мы возмутились, подали заявления об увольнении и уехали домой. А Сан Саныч с Пьехой и тремя музыкантами поехали на гастроли в Москву. Нас всех уволили по статье. После этого мне вообще не давали работать нигде в Питере. Куда б я ни сунулся, нет, нет и нет. Бадхен решил мне помочь и пригласил меня к себе гитаристом. Мы аккомпанировали Татляну. Целый месяц, по-моему, были гастроли в театре эстрады. Бадхен меня спрятал, посадил у самой стенки, чтобы видно не было. Но Коркин разглядел. Пришел: «Васильев, а Вы что здесь делаете?» – «Как что? На гитаре играю» – «Чтоб я Вас здесь больше не видел!»

Так я оказался в оркестре радиокомитета. Я записывал партию электрогитары в фильме «Я шагаю по Москве». Это было первое появление электрогитары в отечественном кино. Потом на Невском встречает меня худрук Ленконцерта Полячек. Спрашивает: «Толя, где Вы?» – «Я на радио» – «Идите к Броневицкому. У него договоренность с дирекцией, что Вас на работу никуда не возьмут, пока Вы не вернетесь назад». Пришлось вернуться. Не сидеть же без работы.

Юрий Чванов исполняет песню «Был один парень». 1967 год

Но я ушел от него в 1966 году. Навсегда. Я подал заявление, и он по закону не мог меня не отпустить. К нам тогда приехал итальянский ансамбль Марино Марини. Я был у них на концерте, и мне жутко понравилось то, что они сами пели и играли. Я хотел сделать такой же ансамбль. Мне тогда Серега Лавровский очень здорово помог! Организатор он был замечательный. Наша первая поездка – в Ново-Михайловку – это чисто его заслуга.

Володя Калинин сделал нашу первую аппаратуру. Он все умел делать. Так что наша первая аппаратура – это его личная работа. Лева Вильдавский с нами был с самого начала. Кстати, это он познакомил меня с Женей Броневицким. Женя в то время вообще не знал, что такое бас-гитара, он только на рояле немножко умел играть. Я привез ему из Германии первую бас-гитару, которую он дома прятал в шкафу, чтобы Сан Саныч не заметил, что его младший брат на басу занимается.

Изначально планировалось, что солистом у нас будет Анатолий Королев. Но он буквально за несколько недель отказался. И я оказался в ужасном положении – петь некому! У нас поющих-то никого практически не было – только Женька и я. Но мы собирались подпевать, а не а петь сольно. Я договорился с замечательной певицей Галей Барановой, и она поехала с нами вместо Королева.

«Поющие гитары». 1969 год. Молдавия

На турбазе мы жили в помещении магазина. Там же и репетировали целыми днями, пока отдыхающие были на пляже или в турпоходах. Учились петь и играть одновременно. А вечерами, когда народ возвращался из похода, устраивались танцы. Наша задача была играть. Что играть? А то, что умеем. Я тогда где-то достал запись группы «Шедоуз», саунд мне там очень понравился. Вот тогда у нас появились «Аппачи», «Тореро», «Цыганочка», и много еще чего.

Володька сделал из магнитофона самопальный ревербератор. Мы его ставили сбоку на стуле. Народ балдел, совершенно ничего не понимая. Звук-то был необычный. Ни у кого такого не было. Гитара с эхом звучит, и микрофоны с эхом звучат. Народ первый раз такой звук услышал. Никто не знал, что это такое. И вот я играю на гитаре, а сзади стоит компания, и я слышу, что один мужик объясняет: «Думаете, что это они сами играют? Не-е-е-т… Вот видите, там магнитофон стоит. Там все записано, а они только делают вид. Сейчас смотрите, что будет». Пошел и выдернул вилку из розетки. Магнитофон остановился, но мы продолжаем играть и петь. Только звук другой. Я до сих пор помню совершенно ошалелые глаза этого мужика. Он был в полной уверенности, что вообще ничего не будет!

Для Специального радио

Январь 2008

Эдита Пьеха и ансамбль"Дружба"

Руководитель ансамбля
Александр Броневицкий

Родилась во Франции 31 июля 1937. Родители - поляки, жили во Франции, куда приехали в поисках работы. Обучаясь в школе, пела в хоре, училась в педагогическом лицее (закончила с отличием) и на курсах русского языка в Гданьске. В 1955 приехала в Ленинград; учась на отделении психологии философского факультета Ленинградского университета, принимала участие в студенческих концертах; в новогоднюю ночь с 1955 на 1956 по приглашению А. Броневицкого выступила с вокальным ансамблем "ДРУЖБА" с шуточной песенкой на польском языке "Червоный автобус". Затем стала солисткой ансамбля, который в 1957 с программой "Песни народов мира" завоевал золотую медаль и звание лауреатов 6-го Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Москве, выступал во Франции, Польше, Чехословакии, ФРГ, Финляндии, ГДР, Монголии, США, Австрии. В 1976 организовала свой ансамбль, музыкальным руководителем которого стал выпускник Ленинградской консерватории Григорий Клеймиц. Первое выступление ансамбля было на Всероссийском конкурсе исполнителей советской песни в Сочи в октябре 1976 и принесло победу - коллектив был удостоен почетного диплома. Работала с композиторами А. Флярковским, О. Фельцманом, А. Петровым, Г. Портновым, Я. Френкелем, А. Пахмутовой, поэтами Р. Рождественским, Е. Долматовским, Н. Добронравовым и др. Более 10 дисков-гигантов записано на фирме "Мелодия", песни из которых вошли в золотой фонд советской эстрады: Огромное небо, Люди, улыбнитесь миру, Город детства, Венок Дуная, Встреча друзей и др. Многие из этих песен были выпущены фирмами грамзаписи во Франции, на Кубе, в ГДР, Польше. Гастролировала более чем в 20 странах мира. На Кубе была удостоена титула "Госпожа песня", дважды выходила на сцену парижского зала "Олимпия", стала первой из советских эстрадных звезд, выступивших в Афганистане. Является победительницей многих международных конкурсов вокалистов. В 1968 на 9-м Всемирном фестивале молодежи и студентов в Софии на конкурсе политической песни завоевала золотую медаль; одна из этих песен - Следующий - композитора В. Успенского получила первую премию на конкурсе, организованном фестивальным Комитетом борьбы с фашизмом. Фирма "Мелодия" отметила певицу "Нефритовым диском" - наградой, присуждаемой актеру за рекордные, миллионные тиражи его записей.

Награждена орденами Трудового Красного Знамени, Дружбы народов.

Снималась в фильмах:
Когда песня не кончается (1964)
Судьба резидента (1970)
Неисправимый лгун (1973)
Бриллианты для диктатуры пролетариата (1975)
Стажер (1976)
Музыкальные игры (1989)

Броневицкии Александр Александрович

(08.07.1931, Севастополь- 13.04.1988, Нальчик) - композитор, хоровой дирижер.

Окончил Ленингр. консерваторию (1958), факты хорового дирижирования и композиторский. В 1955 создал самодеятельный вокальный ансамбль, участниками стали студенты, в основном будущие дирижеры, приехавшие учиться из стран Восточной Европы. Интернациональный состав подсказал название- "Дружба". Увлекшись идеей аккордового звучания знакомых мелодий, его участники аранжировали популярные чешские, болгарские и другие песни, исполняли их в сопровождении ритм-группы (фортепиано, ударные, контрабас). К восьми солистам в том же 1955 добавилась солистка - студентка Ленингр. ун-та Э. Пьеха, исполнявшая французские и польские песенки. Ее выразительный, низкий голос, легкий акцент придавали звучанию ансамбля оригинальность и особый шарм. Ансамбль привлекал слаженностью, музыкальностью, молодым задором и не в последнюю очередь "заграничным" репертуаром, часть которого исполнялась на языке оригинала, что в те времена было большой редкостью. На VI Всемирном фестивале молодежи и студентов в Москве (1957) программа "Песни народов мира" получила золотую медаль. Выступления на радио, ТВ, записи на пластинки принесли популярность. С 1957 молодежный ансамбль "Дружба" становится профессиональным коллективом Ленконцерта. Но, окончив консерваторию, бывшие студенты разъехались.

Около года ушло у Б. на формирование нового состава. Программа с участием В. Окуня, М. Бакеркина, А. Золотова, Л. Алахвердова и др. (каждый из них был солистом со своим амплуа) вышла в 1959. Несколько прежних, восстановленных номеров дополнились новыми песнями: итальянской "Воляре", польскими "Каштаны", "Каролинка", французской "Гитара любви" и др.

Постепенно репертуар расширялся, приобретал качественно иной характер. Для "Дружбы" стали писать О. Фельцман, А. Пахмутова, А. Петров, А. Флярковский, Г. Портнов, пробует свои силы в композиции и сам Б. Определился сценический облик ансамбля как "театра песни", чему способствовала режиссерская одаренность Б. Используя мизансцены, элементы бутафории, световые эффекты, он стремился к музыкально-пластической образности, к сценическому решению каждого номера ("зримой песне"). К 1964 состав "Дружбы" обновился в третий раз. Б. снова собирает интернациональный состав солистов: Т. Соостер из Таллинна, Н. Диденко из Белоруссии, В. Амбарцумян из Армении, Т. Чиаурели из Грузии, М. Фикташ и Б. Вивгаровский с Украины. Каждый из них исполнял свои песни на родном языке. Программы почти целиком состояли из произведений советских авторов, в том числе и самого Б. ("Мама", ст. Р. Рождественского, "Край березовый", 1972, "Тюльпаны Байконура". 1978. обе на ст. И. Резника, "Птица", муз. и ст. Б. и др.). "Дружба" и ее руководитель стали первооткрывателями многих песен ("Огромное небо" и "Ничего не вижу" Фелышана, "Стань таким" Флярковского и др.). Обращаясь к молодежной аудитории, Б. хотел говорить на ее языке, жить ее ритмами. Ему принадлежит один из первых советских твистов ("Хорошо"), обработка некоторых русских народных песен ("Метелица", "Сама садик я садила" и др.) в "битовом" стиле. В 70-х гг. изменилось музыкальное сопровождение: вместо контрабаса зазвучали гитары, появился электроорган. Обстоятельства сложились так, что в 1978 "Дружбу" покинула выросшая в ней Пъеха. Б. пытается перестроить программы, работает с Л. Чижевской, И. Романовской, Н. Гнатюком, А. Троицким. Но прежнего успеха не было.

"Дружба" во главе с Б. гастролировала в Италии, Франции, Польше, Чехословакии. Лауреат Всерос. конкурса артистов эстрады (1962) - первая премия.

Лит.: Гершуни Е. Дружба с "Дружбой" // СЭЦ. 1970. № 9; Мищевская Г., Ермишев П. Эдита Пьеха // Певцы советской эстрады. М., 1977; Скороходов Г. Звезды советской эстрады. М., 1986.

— Как так получилось, что ты, заслуженный исполнитель тяжёлого рока — и вдруг оказался в составе ВИА «Дружба»? С этого вопроса началась наша беседа с музыкантом.

Павел Колесник : — Это и радостная и немного грустная история… На самом деле, я очень давно знаком ребятами из ансамбля «Дружба». Помню, они меня пригласили на свой сольный концерт, посвящённый 55-летию коллектива. Правда, не в качестве зрителя, а ведущим (ведь я профессиональный ведущий!) Где-то в середине концерта, послушав «Дружбу» из-за кулис, я вышел на сцену, чтобы объявить очередного гостя, я сказал в зрительный зал (а в зале не было ни единого свободного места): «Думаю, пора «завязывать» с роком и напроситься на роль одного из солистов в этот легендарный ансамбль!» А, как известно, мысли материальны. Правда, стоит отметить, что группу «Август» я не оставил. Недавно получилось так, что в один день мы с «Дружбой» выступали на дне города Стрельна в 18.40, а уже в 21.40 — на дне города в Сертолово с «Августом». Причём, расстояние между городами составило более 70 километров.

Так о чём я…? Да, как я оказался в «Дружбе». 14 февраля мне позвонил Николай Шамрай и сказал, что я им нужен, как воздух! Я спросил: «А что случилось? У вас же есть Саша Бородай, в конце концов Саша Ретюнский». На что услышал в ответ: «Бородай нас покинул (у него новый проект), а Ретюнский сегодня умер…» Вот это поворот, подумал я. Надо выручать ребят, тем более, что у них на 26 февраля намечен сольный концерт. Я быстренько впрягся в работу и, как оказалось, неплохо-таки вписался в коллектив. Во всяком случае, зрители на концерте принимали меня бурными аплодисментами и криками «браво!» Так что адаптация получилась лёгкой и, не побоюсь этого слова, приятной. Теперь мы работаем очень много, но, как говориться, одно другому не мешает. Я прекрасно себя чувствую как в «Дружбе», так и в «Августе»!

- Как выглядит нынешний состав ВИА «Дружба» имени А. Броневицкого? Расскажи о своих коллегах и о репертуаре.

— Сегодня в ансамбле четыре человека. Это, как уже сказал выше, Николай Шамрай, Феликс Кудашев, я и Андрей Аникин — руководитель, который пел ещё с Эдитой Станиславовной Пьехой. Кстати, Андрей ещё и прекрасный поэт. Он написал целый ряд стихов и для «Августа» («Дорога в никуда», «Гаснет день», «Демон» и много ещё чего). Музыканты все профессионалы, солисты. Наша программа готовится именно с учётом этого. Мы много песен поём квартетом и обязательно по паре вещей исполняем на концертах сольно. А репертуар… Это прекрасные песни, хорошая, добротная советская эстрада. Достаточно заглянуть на наш официальный сайт , и многие читатели без труда узнают до боли знакомые мелодии: «Ребята 70-й широты», «Невские моржи», «Одиннадцатый маршрут», «Главное, ребята, сердцем не стареть», «Надежда, «Песня остаётся с человеком»… На сегодняшний день в репертуаре более семидесяти песен.

- Ощущения от участия в рок-концерте и концерте эстрадном — безусловно, на мой взгляд, разные вещи. Где тебе легче выступать как вокалисту и артисту — в «Августе» или в «Дружбе»?

— На самом деле, любая сцена, будь то рок или эстрада — всё требует полной отдачи. Конечно, в «Августе» я всё время солирую и это физически тяжело, а в «Дружбе» мы поём вчетвером и каждый дополняет друг друга. Вообще, атмосфера в коллективе очень благоприятна для творчества! В «Дружбе» нет такого: мол, я работаю в составе сорок лет, а ты только пришёл… Нет, ничего подобного и близко не наблюдается. Все музыканты взрослые, самодостаточные люди. Каждый успел поработать, пусть и не в «Дружбе», так в других известных коллективах. Нам делить абсолютно нечего! Название ансамбля говорит само за себя — «Дружба»!
Хочется сказать, что лично я, чем искренне горжусь, воспитан не на западной музыке (во времена нашего детства и отчасти юности мы даже не имели возможности слушать зарубежные песни), а на песнях таких величин советской эстрады, как Вадим Мулерман, Муслим Магомаев, Майя Кристалинская, Эдуард Хиль и многие ВИА тех лет. Это настоящая «Old School”, добрая старая школа. Сейчас нет таких вокалистов, а жаль…

- А как, кстати, продвигается твоя работа над сольным альбомом?

— Работа кипит! Всё уже почти готово. Жду, когда наш клавишник пропишет свои партии — и в студию: писать вокал, всё сводить и далее, выпуск альбома, в который войдут 12 песен и два бонуса. Скажу больше: я затеял ещё один альбом. Решил сотворить нечто для себя необычное. Он будет очень напоминать стилистику Стинга. Уже написано десять композиций.

А все стихи к обоим альбомам написал мой большой друг, московский поэт, член Союза Писателей России Анатолий Жуков . А всю музыку ко второму альбому написал мой давний друг, петербургский музыкант и композитор Игорь Верховский. Так что к Новому году придём сразу с двумя новенькими альбомами!

Нельзя также не сказать, коль скоро мы сегодня в большей степени говорим о «Дружбе», что в декабре мы будем проводить большой концерт в честь (только не пугайтесь!) 60-летия ансамбля! Так что приезжайте к нам, зовите в гости. Мы с удовольствием примем любое приглашение!

Вверх