Error: не определено #11234. Предложения со словосочетанием «недюжинный ум. Героиня отличается богатым внутренним миром, нерастраченными душевными силами возникновение письменности

Предложения со словосочетанием «недюжинный ум. Героиня отличается богатым внутренним миром, нерастраченными душевными силами возникновение письменности

Впоследствии к указанным взглядам добавлялись все новые и новые, однако чаще всего цивилизация рассматривалась через сопоставление с культурой. При этом все многообразие точек зрения на соотношение культуры и цивилизации, в конечном счете, сводилось к трем основным:

1 - понятия цивилизации и культуры выступают как синонимы , между ними отсутствуют сколько-нибудь существенные различия. В качестве примера можно указать на концепцию авторитетного английского историка Арнольда Тойнби . У Тойнби цивилизациями называются различные типы общества, которые выступают как относительно самостоятельные социокультурные миры. Синонимами считал эти понятия и другой известный английский ученый-этнограф Э.Б. Тайлор. Он полагал, что культура, или цивилизация, в широком этнографическом смысле слагается в своем целом из знания, верований, искусства, нравственности, законов, обычаев и некоторых других способностей и привычек, усвоенных человеком как членом общества.

2 - между культурой и цивилизацией обнаруживаются как сходства, так и важные различия . Подобного взгляда придерживался французский историк Ф. Бродель, отмечавший, что «Культура – это цивилизация, которая не достигла своей зрелости, своего социального оптимума и не обеспечила своего роста», т.е. у него культура составляет базу цивилизации, выступая в качестве одного из элементов, образующих совокупность прежде всего духовных явлений.

3 - сторонники третьего подхода резко противопоставляют культуру и цивилизацию (Г.Зиммель, О.Шпенглер, Г.Маркузе ). С этой точки зрения культура есть внутреннее духовное содержание цивилизации , тогда как цивилизация - лишь внешняя материальная оболочка культуры. Если культуру можно сравнить с мозгом общества, то цивилизация представляет собой его «вещное тело». Культура создает средства и способы развития духовного начала в человеке, она нацелена на формирование и удовлетворение его духовных запросов; цивилизация же снабжает людей средствами существования, она направлена на удовлетворение их практических нужд. Культура - это духовные ценности, образование, достижения науки, философии, искусства, а цивилизация - это степень технологического, хозяйственного, социально-политического развития общества.

В сочинениях ученых, трактующих цивилизацию таким образом, проводится мысль, что цивилизованный человек - это совсем не то, что культурный человек. Культурным человека делает «внутренняя культура» личности - превращение достижений человеческой культуры в коренные установки бытия, мышление и поведение личности. Цивилизованный же человек - это человек, обладающий лишь «внешней культурой», которая состоит в соблюдении норм и правил приличия, принятых в цивилизованном обществе.

Наиболее ярким примером в этом плане может служить теория немецкого культуролога Освальда Шпенглера, согласно которой цивилизация является умирающей, гибнущей и распадающейся культурой. Культура, по его мнению, представляет собой живой и растущий организм, она дает простор для развития искусства и литературы, для творческого расцвета личности и индивидуальности. В цивилизации нет места для художественного творчества, в ней господствуют техника и бездушный интеллект, она нивелирует людей, превращая их в безликие существа. Однако сама концепция, основанная на несовместимости культуры и цивилизации, вызвала вполне обоснованные и убедительные возражения и критику. Более приемлемыми представляются первые два подхода к пониманию соотношения культуры и цивилизации. Между этими явлениями действительно имеется много общего, они неразрывно связаны между собой и переходят друг в друга. В частности, многие ученые отмечали, что культура «прорастает» цивилизацией, а цивилизация переходит в культуру.

Цивилизованность с необходимостью предполагает наличие некоего уровня культуры, которая в свою очередь включает в себя цивилизованность. Некоторые ученые как бы растворяют культуру в цивилизации, другие же делают обратное, придавая последней предельно широкое значение.

Современный американский исследователь С.Хантингтон определяет цивилизацию как культурную общность наивысшего ранга . На уровне цивилизаций, по его мнению, выделяются самые широкие культурные единства людей и самые общие социально-культурные различия между ними.

В то же время, при более строгом подходе, культура и цивилизация могут рассматриваться как относительно самостоятельные явления, поскольку в каждом из них можно выделить специфические, только им присущие черты и особенности. Это дает основание для существования двух отдельных научных дисциплин - культурологии и цивилиографии , каждая из которых имеет свой предмет изучения.

Суммируя все вышесказанное, отметим, что понятие цивилизации имеет множество значений. В русском языке слово «цивилизация» не имеет однозначно определенного значения. В отечественной традиции термин «цивилизация» принято связывать с общественным, социальным аспектом, а термин «культура» - с личностным.

Следует подчеркнуть, что цивилизация – понятие внеэтническое: особенности цивилизации определяются не этнонациональным составом населения, а характером социокультурного устройства общества. Одна и та же цивилизация может развиваться разными народами в разное время и в разных местах земного шара.

Итак, что же такое цивилизация?

При всем разнообразии существующих точек зрения на цивилизацию они во многом совпадают относительно ряда ее черт.

Наиболее важными признаками и чертами цивилизации считаются:

- образование государства;

- возникновение письменности;

Отделение земледелия от ремесла;

Расслоение общества на классы;

Появление городов.

При этом наличие первых двух признаков практически всеми признается обязательным, а необходимость остальных нередко ставится под сомнение. В цивилизации особую роль играет технология , с помощью которой общество устанавливает отношения с природой. Взаимоотношение цивилизации и культуры можно выразить также как постоянное взаимовлияние друг на друга, и это взаимовлияние основывается на специфике исторической эпохи. Историческую динамику соотношения культуры и цивилизации можно выразить следующим образом:

Формирование различных теорий цивилизаций, как было замечено выше, началось еще в 18 в. и продолжается до настоящего времени. Из всех имеющихся теорий можно выделить две основные - теория стадиального развития и теория локальных цивилизаций . Теория стадиального развития изучает цивилизации как единый процесс прогрессивного развития человечества, в котором выделяются определенные стадии (этапы).

В теории стадиального развития эволюция цивилизации позволяет выделить 3 основные стадии:

1 - аграрно-традиционная , характерная для рабовладельческого и феодального общества. В ней господствует культура патриархального типа, которой присущи такие черты, как близость к природе, консерватизм, прочность традиций и обычаев, большая роль семейно-родственных связей, замкнутость быта, слабость межкультурных контактов, господство фольклорно-этнического начала в искусстве и т.п. Разновидностями аграрной цивилизации являются земледельческая (с оседлым образом жизни) и скотоводческая (у кочевых народов) с соответствующими им культурами.

2 - индустриальная , связанная с капитализмом. Индустриальная цивилизация отличается приоритетом городской культуры, ускоренными темпами жизни, большей свободой нравов и выбора жизненных ценностей, быстрым ростом образования, развитием средств коммуникации и информации, усилением мобильности населения и проч.

3 - по мнению многих ученых, в настоящее время на Западе идет перерастание индустриальной цивилизации в цивилизацию нового типа -

- постиндустриальную или информационную , что вызывает крупные перемены в культуре общества.

Теория «локальных» цивилизаций изучает большие, сложившиеся общности, которые имеют свои особенности социально-экономического и культурного развития. Как уже отмечалось, основоположником учения о существовании локальных цивилизаций является О. Шпенглер.

Обе теории дают возможность с разных сторон рассматривать историю человеческого развития. Согласно стадиальной теории развития на первый план выходят единые для всего человечества законы развития. В теории локальных цивилизаций рассматривается индивидуальное разнообразие исторического процесса. Что касается количества «традиционных, локальных» цивилизаций, то, действительно, ученые называют разное их число.

Типы цивилизаций.

В культурологии ставится вопрос о типологии цивилизаций. Типы цивилизаций можно выделять по таким признакам, как экономический строй общества, организация политической власти, господство определенной религии в общественном сознании, языковая общность и сходство природных условий и др.

Так, например, беря за основу экономический строй общества, в качестве различных цивилизаций можно рассматривать выделенные К.Марксом общественно-экономические формации - рабовладельческую, феодальную, капиталистическую, социалистическую. Как особые типы цивилизаций можно рассматривать сложившиеся в древности региональные социокультурные миры Египта, Китая, Ирана, Месопотамии.

Многие ученые также предлагают разделить все цивилизации на 2 типа:

- техногенные , характерные для Западной Европы;

- психогенные (традиционные) , характерные для восточных стран, примером которых может служить индийская цивилизация прошлого.

Различия между техногенной и психогенной (традиционной) цивилизациями выросли из различий в понимании человека, природы, истины, власти, личности и пр. Эти типы цивилизаций существуют одновременно.

В зависимости от масштаба рассмотрения цивилизация может быть:

- глобальной, т.е. мировой;

Континентальной (напр., европейская);

Национальной (французская, английская);

Региональной (североафриканская, латиноамериканская).

Учебная задача - создание сочинения-рассуждения в жанре литературно-критической статьи.

Возможный план сочинения на тему «Татьяна - русская душою…»
с краткими комментариями.

I . Место образа Татьяны Лариной в образной системе романа «Евгений Онегин».

Образ Татьяны важен для раскрытия идейного смысла произведения , поскольку с ним связано убеждение Пушкина в том, что человеку всегда доступно понимание возвышенных целей и возможность подняться над духовной средой.

II . Психологический портрет пушкинской героини.

Героиня отличается богатым внутренним миром, нерастраченными душевными силами. Татьяна умна, своеобразна, самобытна. От природы она одарена умом, воображением. Своеобразием натуры она выделяется среди помещичьей среды и светского общества, понимает его пошлость, праздность, пустоту жизни. Она мечтает о человеке, который внес бы в ее жизнь высокое содержание, был бы похож на героев ее любимых романов.

1. Условия воспитания героини: «они хранили в жизни мирной привычки милой старины…» Вместе с семейным воспитанием Татьяна приобрела основы народной нравственности , чистоты.

2. Своеобразие характера в детстве и ранней юности.

Формирование характера с самого раннего детства происходит на природе, он развивается свободно, не испытывая никаких чуждых влияний. Татьяна отталкивала от себя все пошлое, не соответствующее ее романтическому восприятию мира.

3. Причины, повлиявшие на формирование ее характера:

    общение с народом, любовь к няне;

    русская природа;

    патриархальность семейного уклада.

4. Гармоничность натуры Татьяны:

    незаурядный ум;

    нравственная чистота;

    глубина чувств;

    верность долгу.

III . В. Г. Белинский о Татьяне Лариной.

Пушкин любит свою героиню за цельность, благородство, простоту характера,
за ум, пламенное и нежное чувство , за ее веру в избранную мечту, живую волю. В понимании Пушкина Татьяна - идеал русской женщины. Пушкин «первый воспроизвел, в лице Татьяны, русскую женщину».

Возможный план - краткий и развернутый с комментариями -
сочинения на тему «Евгений Онегин - лишний человек».

I . Исторические обстоятельства, частью которых стали, являлись автор и его герой. Черты эпохи, в которой создавался роман «Евгений Онегин».

II . Евгений Онегин - «лишний человек».

1. Происхождение героя.

2. Воспитание Онегина:

    уровень знаний;

    неумение трудиться;

    утонченные манеры;

    времяпрепровождение.

3. Разочарованность Онегина и ее причины.

4. Поиски удовлетворения духовных запросов:

    чтение книг;

    попытки писать;

    путешествия;

    преобразования в деревне.

5. Основные черты характера Онегина:

    резкий охлажденный ум;

    эгоизм;

    правдивость;

    знание и понимание людей;

    неудовлетворенность жизнью.

6. Отношение героя к окружающим:

    к Татьяне;

    к Ленскому;

    к поместному дворянству.

III . Трагичность образа Онегина, ставшего литературным типом.

Развернутый план сочинения с комментариями.

I . Вступление.

1. Важной особенностью пушкинского творчества является его необычная
по размерам и скорости эволюция.

2. Наилучшим свидетельством авторской эволюции становится пушкинский роман в стихах «Евгений Онегин». Метаморфозы, которые переживает поэт, - центральная тема самого «Евгения Онегина». Роман писался в течение семи лет (1823-1831); за это время менялись исторические обстоятельства , частью которых становился автор и его герой, замысел романа, менялся сам поэт, менялись представления автора о своих героях, отношение к ним.

3. Евгений Онегин - меняющийся герой. Он меняется от главы к главе, при этом внутри одной главы авторская точка зрения на Онегина тоже может меняться. Основной принцип в изображении меняющегося («живого», «незастывшего») героя - «принцип противоречия».

II . Главная часть.

1. Противоречия в изображении Онегина.

а) В начале первой главы герой сатирически показан как типичный представитель светского общества (стоит перечислить типические характеристики Онегина как светского человека).

б) В конце первой главы - элегическое изображение Онегина как романтического («байронического») героя (перечислить черты онегинского романтизма, близкие самому автору: «Мечтам невольная преданность, // Неподражательная странность», «томление» («Томила жизнь: обоих нас»), усталость от жизни («В обоих сердца жар угас») и др.

в) Автор отдает себе отчет в противоречивости своего героя: «Противоречий очень много, // Но их исправить не хочу». Сам роман должен разъяснить , почему Автор не хочет «исправить» противоречия героя.

2. Загадка Онегина и ее разрешение:

а) Кто же такой Онегин? Этот вопрос поставила перед собой любящая его Татьяна. Первоначально она искала в нем героя «возвышенных» романов - или «ангела», или «демона» («Кто ты, мой ангел ли хранитель, // Или коварный искуситель?»). Уже после дуэли Татьяна вновь задается этим вопросом: «Созданье ада иль небес, // Сей ангел, сей надменный бес, // Что ж он?»

б) Пушкин не дает простого ответа на этот вопрос. Ангел или бес, положительный или отрицательный герой? Ни то, ни другое. Татьяна пытается разгадать Онегина по тем книгам, которые он читает, по его меткам на полях этих книг -
и догадывается: «Уж не пародия ли он?»

в) Однако и эта догадка лишь отчасти верна. Когда в VIII главе те же оценки даны Онегину светским мнением, автор возражает: «Зачем же так неблагосклонно вы отзываетесь о нем?» Да, в Онегине есть «пародия»; да, его поведение во многом определяется сменой масок («Мельмота, космополита, патриота, Гарольда...»), но разгадка его в ином.

г) Так кто же он? Он человек - сложный , меняющийся, противоречивый. В недоумении те, кто ищет в нем однозначность литературного героя; разгадка - в живой человеческой неоднозначности Онегина. Такой сложный герой впервые введен в русскую литературу Пушкиным.

3. Онегин - лишний человек.

а) Онегин - «лишний человек», особый человеческий тип. Определяя тот характер, который открывался Татьяне при чтении любимых онегинских книг, автор указывает на важнейшую черту своего Героя: «С его озлобленным умом, // Кипящим в действии пустом». «Пустое действие» - вот ключ для понимания Онегина. Онегин, одаренный человек, один из лучших людей своего времени,
не сделал ничего , кроме зла: убил друга, принес несчастье любящей его женщине: «Дожив без цели, без трудов // До двадцати шести годов, // Томясь в бездействии досуга, // Без службы, без жены, без дел, // Ничем заняться не умел».

б) В этом трагическое противоречие Онегина: человек, который мог бы сделать многое, оказывается в этой жизни «лишним».

III . Заключение.

Характер, созданный А. С. Пушкиным, стал для русской литературы типическим. Вслед за Онегиным появились лермонтовский Печорин, тургеневский Рудин, гончаровский Обломов. Все они объединены тем, что их высокие таланты оказались «лишними» для общества - отчасти по причине их слабости, отчасти же по вине общества (которому они служили укором). Истоки многих тем в русской литературе восходят к Пушкину; одна из них - тема «лишнего человека».

Материалы к сочинению на тему «Лирические отступления как неотъемлемая композиционная составляющая романа “Евгений Онегин”».

Возможные эпиграфы к работе.

Отступления, бесспорно, подобны солнечному свету; они составляют жизнь и душу чтения. Изымите их из книги, - она потеряет всякую цену: холодная, беспросветная зима воцарится на каждой ее странице.

Л. Стерн

«Онегин» есть самое задушевное произведение Пушкина... Здесь вся жизнь, вся душа, вся любовь его; здесь его чувства, понятия, идеалы.

В. Г. Белинский

Ключевое понятие.

Лирические отступления - это внесюжетный элемент, который позволяет автору обратиться к читателям со страниц своего произведения непосредственно ,
а не от лица кого-либо из действующих персонажей.

Речевые обороты, позволяющие охарактеризовать черты личности повествователя, проявляющиеся в его суждениях:

План сочинения.

I. Место лирических отступлений в романе «Евгений Онегин».

II. Роль лирических отступлений.

2. Расширение пространственных и временных границ повествования.

3. Создание культурно-исторического образа эпохи.

III. Главное действующее лицо в романе «Евгений Онегин» - автор или его герой?

Недюжинный … Орфографический словарь-справочник

недюжинный - недюжинный ум … Словарь русской идиоматики

См … Словарь синонимов

НЕДЮЖИННЫЙ, недюжинная, недюжинное. Не обычный, выдающийся, выделяющийся (значением, способностями, силой и т.п.). Недюжинный ум. Недюжинная сила. Недюжинный человек. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

НЕДЮЖИННЫЙ, ая, ое. Выдающийся, выделяющийся своими способностями. Н. талант. | сущ. недюжинность, и, жен. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

недюжинный - ая, ое. Выделяющийся среди других; незаурядный. Проезжий офицер поручик Козельцов был офицер недюжинный. // Лев Толстой. Севастопольские рассказы // НЕДЮЖИННОСТЬ … Словарь забытых и трудных слов из произведений русской литературы ХVIII-ХIХ веков

Прил. Выдающийся по своим качествам; незаурядный. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

Недюжинный, недюжинная, недюжинное, недюжинные, недюжинного, недюжинной, недюжинного, недюжинных, недюжинному, недюжинной, недюжинному, недюжинным, недюжинный, недюжинную, недюжинное, недюжинные, недюжинного, недюжинную, недюжинное, недюжинных,… … Формы слов

недюжинный - нед южинный (незаурядный) … Русский орфографический словарь

недюжинный - … Орфографический словарь русского языка

недюжинный - A/ пр см. Приложение II (незаурядный, особенный) Только ты, только ты всё дивилась вослед черным, синим, оранжевым ромбам… «N писатель недю/жинный, сноб и атлет, наделенный огромным апломбом…» В. В. Набоков, «Ах, угонят их в … Словарь ударений русского языка

Книги

  • Сергей Алексеевич Коровин. 1858-1908 , П. Суздалев. Почти ни один историк русской живописи второй половины XIX века не прошел мимо Сергея Алексеевича Коровина, не посвятив ему хотя бы нескольких строк своей книги; темне менее выдающийся…
  • Записки из Алексеевского равелина , Александр Осипович Корнилович. Александр Осипович Корнилович (1800-1834) - штабс-капитан Гвардейского Генерального штаба, историк, литератор, чьи талант, разносторонняя одаренность и образованностьвыделяли его даже среди…

Правда, у некоторых лица выражали недюжинный ум , но их осанка и манеры показывали, что они попали в среду, для которой не были подготовлены воспитанием.

Благодаря своему недюжинному уму он научился сохранять здоровье с помощью тщательного наблюдения за своим физическим и психологическим состоянием.

Нужна была сильная рука, недюжинный ум , крепкая воля, чтобы разрубить хитросплетённый клубок этой чудовищной измены и освободить от них страну.

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Вопрос: прикид - это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

Нейтральное

Положительное

Отрицательное

Именно им принадлежит патент на самую гнусную ложь, какая есть на свете, ложь, осенённую порой недюжинным умом , образованием и муравьиной предприимчивостью.

Нельзя сказать, чтобы расчёт был плох; напротив, в нём видна значительная доля чисто русской сметливости, глазомера и вообще недюжинного ума .

Человек, рождённый под влиянием этого гения, наделён недюжинным умом . Находит своё призвание в гуманитарных науках. Известность придёт к нему с юных лет.

Глубокие залысины выдавали его недюжинный ум , а короткие, казалось, неуклюжие пальцы творили чудеса как на хирургическом, так и на кухонном столе.

Но любопытна в этом романе, конечно, не фабула, а то, что автор вплетает в него много рассуждений и сентенций, в которых сказывается уже недюжинный ум .

Люди, постоянно заявляющие о своём недюжинном уме , огромном богатстве или дружеских отношениях со знаменитостями, как правило, не очень-то себя любят.

Это некий синтез женственности и твёрдости, недюжинного ума и при этом удивительной лёгкости в общении, проницательности и непосредственности.

И все эти начальники как один блистали самодурскими, патерналистскими замашками, требовательностью, неспособностью прощать чужие ошибки и недюжинным умом (хотя это не всегда радовало).

Бесспорно, человек, который так точно и кратко смог изложить сущность человеческой жизни в целом и смысл медицинского дела в частности, должен был обладать недюжинным умом , мудростью, тонким вниманием и иметь за плечами многолетний опыт.

Организатор должен, во-первых, обладать необходимыми знаниями и недюжинным умом , во-вторых, длинной волей и сильным характером, и, в-третьих, иметь суггестивные способности, и быть обученным методам успешного манипулирования людьми и организационной работе.

Но неизменно в заключение сообщал, что на всё это не стоит рассчитывать, поскольку успешное приземление зависит только от мастерства парашютиста, который должен обладать недюжинным умом и уметь им вовремя воспользоваться.

Они всё, как один, производят впечатление очень приличных людей; людей безупречной выдержки и недюжинного ума ; в манерах ни следа развязности или угодливости; сразу чувствуется в них наблюдательность, а когда к ним обратишься - быстрота соображения; и всегда их лица носят более или менее явственный отпечаток непрестанного и сильного умственного напряжения.

Мать его была очень суеверна и совсем необразованна, отец же, напротив, отличался здравыми понятиями и своим недюжинным умом понимал многое, недоступное его жене, родным и знакомым.

Этот отрывистый разговор происходил в день самоубийства князя в одном из комфортабельных номеров «Hotel des Anglais» между вошедшим в номер мужчиной, среднего роста, лет тридцати пяти, с добродушным чисто русским лицом, невольно вызывавшим симпатию, с грустным выражением добрых серых глаз, в которых светился недюжинный ум , и молодой женщиной, светлой шатенкой, лет двадцати пяти, сидевшей в глубоком кресле с французской книжкой в руках.

Происходя из очень видной семьи шотландских горцев и сохраняя в себе основные черты их пылкого и впечатлительного характера, она соединяла их в себе с недюжинным умом , порядочным образованием и замечательным тактом.

Она была простого происхождения, не отличалась красотой, не получила образования, но обладала большой душевной привлекательностью, недюжинным умом и привлекательной внешности, она имела особый статус: во всём государстве не было практически никого, равного ей по положению.

Вверх