Какой голос у энрико карузо. Энрико Карузо: биография, интересные факты, фото. Смотреть что такое "Карузо, Энрико" в других словарях

Имя Энрико Карузо и сегодня находится на слуху у всех тех, кто интересуется музыкой в любых ее проявлениях. При жизни оперный певец сумел добиться небывалых профессиональных высот благодаря своему таланту и упорному труду. Но, между тем, детство Карузо не было безоблачным. Поэтому великий оперный тенор по праву относится к той категории людей, которые всего достигли самостоятельно.

Карузо: детство и юность

Родители Энрико не были богатыми людьми. Его отец трудился автомехаником. Мать была домохозяйкой и набожной женщиной. Марчелло Карузо мечтал, чтобы его сын стал инженером. Но у мальчика рано проявились музыкальные способности, и его отдали петь в церковный хор.

Когда мама Энрико тяжело заболела, мальчик молился за нее. После ее смерти он считал, что только пение в церкви делает их ближе. Умение петь церковные и народные песни вскоре пригодилось Энрико в жизни. Чтобы прокормиться, Карузо выступал на улицах Неаполя. Там его и заметил педагог по вокалу Верджине.

Эта встреча стала судьбоносной для Энрико. Он получил возможность обучаться пению у самого Винченцо Ломбарди. После его карьера пошла в гору, и Карузо отправился в свое первое турне в Россию. Там его вокальные данные были встречены бурными овациями. Затем последовали другие турне в разные страны.

Творчество уникального тенора

Энрико Карузо был первым оперным певцом, решившим записывать свои партии на пластинки. В 24 года певец исполнил партию Энцо в знаменитой «Джоконде». Тогда слава и пришла к молодому человеку в полной мере.

В «Ла Скала» Карузо попал в 1900 году. Милан принял певца хорошо, прославив его еще больше. После этого тенор выступал в Лондоне, Гамбурге и Берлине. Но «Метрополитен-опера» в Нью-Йорке стала для него настоящим домом на целых двадцать лет.

Репертуар певца всегда содержал партии, который он пел на итальянском. Кроме того, он исполнял лирические и драматические партии одинаково волшебно.

Став легендой при жизни, Карузо любил говорить о своем творчестве, но не часто распространялся о личной жизни. Между тем, он был женат, а также пережил бурный роман, который навсегда оставил след в его сердце.

Личная жизнь оперного певца

Оперная дива Ада Джакетти вскружила голову Карузо еще в молодости. Некоторое время она даже была его гражданской женой. Но роман закончился трагично. Поговаривали, что Ада убежала от Энрико с его шофером.

Да и сам Карузо не отличался верностью. Но, несмотря на разногласия, гражданская супруга все же родила Энрико сыновей. Их назвали Родольфо и Энрико.

Спустя время Карузо женился на женщине по имени Дороти. От этого брака у Карузо осталась дочь Глория. Именно Дороти оставалась с ним до самой его смерти. После кончины певца, Дороти выпустила несколько публикаций о нем.

Великий тенор: конец жизни

В 48 лет в Неаполе Карузо умер от гнойного плеврита. Люди настолько любили его творчество, что общими усилиями заказали изготовление огромной свечи, которую теперь зажигают ежегодно в день памяти тенора. Считается, что этой свечи должно хватить на 500 лет.

Певец родился 25 февраля в 1873 году. Провел детство в маленьком двухэтажном доме, который находился в промышленном районе.

Композитор Джакомо Пуччини, услышав тенор Карузо, сказал, что тот является посланником Бога. Многие хотели сотрудничать со знаменитым певцом, и даже боролись за это право.

Карузо всегда исполнял партии на их подлинном языке, избегая переводов. Еще он великолепно вживался в образ на сцене. Виртуозно владел искусством перевоплощения.

За свою жизнь певец успел записать около 500 граммофонных пластинок, где было примерно 200 оригинальных произведений.

Кроме пения, Энрико любил создавать карикатуры, играл на многих музыкальных инструментах, писал статьи о техниках вокала.

Еще он писал собственные партии. Самые известные из них – «Серенада» и «Сладостные муки».

Слава досталась певцу дорогой ценой. Пресса постоянно нападала на него. Его дом неоднократно грабили. Кроме того, у него регулярно пытались вымогать деньги.

Средства на свечу, которую создали в его честь, собирали больницы и приюты. Так как Карузо при жизни активно занимался благотворительностью.

В семье, где родился Энрико, было шестеро детей. После того, как тенор добился успеха, он окружил роскошью не только себя, но и всех членов своей семьи.

У Карузо не было классического школьного образования. Ему удалось окончить только начальную школу. Все остальное время он посвящал пению.

Энрико Карузо – человек, ставший оперной легендой. Сегодня его манеру исполнения ставят в пример всем молодым исполнителям. Партии его звучат, как образцы, на которых учат вокалу новых певцов. Его наследие живет в его творчестве и в его поступках.

(1873-1921) итальянский оперный певец

В биографии Энрико Карузо нет ничего необычного. Как и многие другие выдающиеся певцы, он обязан своим успехом прекрасным вокальным данным, трудолюбию и везению. Творческое становление Карузо происходило в те времена, когда ни о какой современной «раскрутке» с помощью видеозаписей или дисков не могло быть и речи.

И тем не менее, Энрико Карузо стал известен нашим современникам, поскольку именно он ввел в практику певца обязательные записи на пластинках, благодаря которым и сохранился его великолепный голос. Именно о нем великий дирижер Артуро Тосканини сказал в свое время: «Этот неаполитанец заставил весь мир говорить о себе». Несмотря на то, что в Италии поют, казалось бы, все, талант мальчика был замечен еще в детстве. Он родился в Неаполе в семье сторожа и к шестнадцати годам уже отличался звонким голосом, умело аккомпанируя себе на гитаре. Однако на этом он не остановился и стал брать уроки у пианиста Скирарди и маэстро де Лютно. Известный певец баритон Миссиано научил Карузо нескольким популярным песням. А по праздникам и в дни больших событий Энрико пел в хоре в церкви Святой Анны.

Первый успех пришел к нему в 1888 году, когда преподаватель церковного института патер Бронцетти выбрал его для исполнения партии в одноактной опере М. Фазанаро «Разбойники» в небольшом театре при церкви. В то время Энрико учился в вечерней гимназии.

Однажды его голос услышал певец Г. Верджине. Он сразу же оценил его возможности и уговорил отца Энрико отдать сына в Храм бельканто, как тогда называли школу пения, которой руководил сам Верджине. Там под его руководством и начал в полную меру раскрываться талант юноши. Отец согласился отдать сына, чтобы избавиться от лишнего рта, он не очень-то верил в обещания маэстро. Но сам юноша к тому времени уже был заражен искусством и с жадностью бросился изучать историю и искусство пения.

Вскоре учитель показал своего ученика известному тенору Мазини, который нашел, что у Энрико Карузо уникальный по красоте голос, но его еще нужно развивать и совершенствовать. Оценка была лестной и многообещающей, но Карузо был молод, ему хотелось быть знаменитым прямо сейчас, а тут нужно было смирять свой темперамент, лишать себя многих удовольствий. Однако благодаря железной дисциплине, огромному трудолюбию и в немалой степени честолюбию Энрико Карузо в конце концов стал тем, кем его знают миллионы поклонников.

Путь певца в большое искусство не был усеян розами. Его дебют в опере Морелли «Друг Франческо» в 1894-1895 году остался незамеченным. Лишь через год, благодаря усилиям импресарио Ф. Дзукки он познал свой первый успех в опере Гаэтано Доницетти «Фаворитка». Теперь он получает приглашения петь по всей Италии. И Карузо совершает свое первое гастрольное турне, выступив в Александрии, Казерте, Мессине, Салерно, на Сицилии.

ЭнрикоКарузо обретает материальную стабильность и одновременно попадает в зависимость. Он ангажирован на целый сезон, но плата за выступления пока что минимальная. Правда, в Палермо он выступит вместе с известной певицей сопрано А.Джакетти-Ботти, обладавшей не только прекрасной внешностью, но и драматическим талантом. Карузо сразу же влюбился в нее, позже Ада ответила на его чувство, но их отношения складывались весьма непросто. От Ады у Карузо было двое сыновей, которых он потом забрал вместе с собой в Нью-Йорк, потому что Ада постоянно гастролировала. Она никак не соглашалась бросить сцену, чтобы посвятить себя семье. В конце концов это привело к разрыву. Некоторое время воспитывать сыновей певцу помогала сестра Ады - Рина, но вскоре и она оставила его дом. Лишь через десять лет, в 1918 году, к певцу пришло наконец настоящее счастье. Он встретил Дороти Блекленк и влюбился в нее страстной, юношеской любовью. Вскоре они поженились, несмотря на протесты родителей Дороти. Она стала настоящей матерью сыновьям Энрико Карузо. Вскоре у Энрико и Дороти родилась и собственная дочь, которую назвали Глорией. Теперь певец был по-настоящему счастлив.

Настоящий дебют Карузо прошел на сцене миланского театра «Ла Скала» в ноябре 1897 года. По традиции лишь после успеха на этой прославленной сцене певец обретал истинное признание и перед ним открывались пути на все сцены мира. Успех Энрико Карузо рос от спектакля к спектаклю, и в конце месяца ему предложили контракт с невиданной суммой оплаты - тысячу лир за один выход.

Лишь один город не принял славы певца - его родной Неаполь. Тамошние театральные заправилы не могли простить великому тенору, что он давал бесплатные спектакли и лишил их заработка. Готовился скандал, но талант Карузо победил. Как и везде, спектакль закончился овацией. После этого певец поклялся никогда более не петь на неаполитанской сцене. Тем не менее он каждый год возвращался в Неаполь, проводил время с друзьями, много и охотно пел для них.

Ему довелось выступать на сценах почти всех ведущих театров мира. Наиболее успешным для певца был 1902 год, когда он выступил с Нелли Мельба в Монте-Карло. Международная известность пришла к нему после успешного выступления в том же году на сцене театра «Ковент-Гарден» в Лондоне. Но почти каждый год Энрико Карузо находил время для того, чтобы выступить на сцене «Ла Скала».

К тридцати годам в его репертуаре насчитывалось более пятидесяти опер. Он очень тщательно отбирал материал и мог выучить понравившуюся ему партию всего за несколько дней. Вот что вспоминал выдающийся польский пианист И. Падеревский о его голосе: «Секрет успеха Карузо заключается в чудеснейшем слиянии воедино эмоций певца, внутренней выразительности и техники, что придавало его искусству красоту, эмоциональность, потрясающие слушателей».

В год своего тридцатилетия, Энрико Карузо перешагнул еще один важный рубеж - выступил на сцене американской «Метрополитен-опера». Хотя к этому времени он объехал практически весь мир, именно эта сцена считалась высшей точкой карьеры любого исполнителя. Он дебютировал в Нью-Йорке в роли Герцога в опере «Риголето» Дж.Верди в «Метрополитен-опера» и навсегда завоевал американскую публику. После первого же спектакля директор театра подписал с Карузо контракт на целый год. Так маэстро поселился в Нью-Йорке.

Впоследствии, Энрико Карузо регулярно появлялся на этой сцене вплоть до последнего года своих выступлений - 1920-го. Всего же он спел практически в 40 операх, участвуя более чем в 600 представлениях.

Репертуар Энрико Карузо поражает: он знал более ста опер на разных языках, более чем в восьмидесяти из них пел. Кроме того, он исполнял бесчисленное количество песен любого жанра, пел на английском, французском, немецком и испанском языках, от классических произведений церковной музыки до итальянских романсов XIX - начала XX века.

Несмотря на свою несколько тучноватую фигуру, Карузо считался неплохим актером. В США он снялся в нескольких звуковых фильмах. Кроме того, он много и успешно записывался на пластинки: стал первым в истории певцом, который сохранил практически все свои выступления в записях.

Собственное музыкальное творчество певца не было обширным: он оставил после себя несколько романсов - «Старые времена», «Серенада», «Сладостные муки» (последний написан вместе с Бертелеми).

Он был также известен как блестящий рисовальщик, карикатурист, оставивший сотни шаржей на своих друзей и знакомых - Крейслера, Леонкавалло, Сафонова, Тосканини, Тиренделли. Вместе с фотографиями Энрико Карузо, где он был изображен в разных ролях, эти карикатуры издавались с 1906 года в Нью-Йорке еженедельником «Фоллиа».

Последний год жизни сложился для Энрико Карузо весьма драматически. Во время исполнения оперы «Эликсир любви» в Бруклинской Академии он начал кашлять кровью. Тогда великий тенор еще не знал, что его последней работой станет роль Элеазара в опере «Дочь кардинала» Алеви в «Метрополитен-опера» на рождество 1920 года. Ему была сделана срочная операция на легком. Врачи сделали все, что было в их силах, и состояние певца начало улучшаться. Но выступать на сцене он больше не мог. Перед отъездом в Неаполь Карузо рекомендовал дирекции театра молодого певца. Это был начинавший свой путь Беньямино Джильи, будущий великий певец, ставший достойным преемником Карузо.

Чтобы окончательно восстановить свои силы, маэстро переехал в Неаполь. Но болезнь не отступила, и в августе 1921 года он скончался, оплакиваемый многими своими поклонниками. Его похоронили в хрустальном гробу, поставленном в специальной часовне. Лишь через пятнадцать лет гроб был закрыт и тело предали земле.

Еще при жизни выдающегося певца ему посвящались многие музыкальные произведения, и эта традиция сохранилась до сих пор. Популярный итальянский певец Лучо Далла, например, создал песню, которая так и называется - «Карузо», и записал ее вместе с другим великим тенором - Лучано Паваротти . А еще один гениальный тенор - Марио Ланца - сыграл роль певца в фильме «Великий Карузо», тем самым также отдав дань его памяти.

Сперва о том, что сомнений не вызывает. Это был гениальный артист. Выступая на сцене 26 лет, последние 15 он с гордостью носил титул «короля теноров», и за десять лет до смерти был признан величайшим певцом своей эпохи, которую, если говорят об оперном исполнительстве, таки называют: «карузовская».

БИОГРАФИЯ МЭТРА

Энрико Карузо родился 25 февраля 1873-го года в семье самого обычного автомеханика. Родители будущего певца - Анна Мария и Марчелло Карузо – жили очень бедно, однако наш сегодняшний герой всегда называл их очень добрыми и открытыми людьми. Интересны описания детства Карузо. Немало интересного можно узнать о выдающемся теноре из книги Алексея Булыгина «Карузо» из серии «Жизнь замечательных людей». Только послушайте:

«Из семи детей в семье Карузо вживых осталось только трое – Эррико (Энрико на неаполитанский манер), Джованни и Ассунта. Каково же была причина столь высокой детской смертности в Неаполе? Об этом размышляет сын тенора, Энрико Карузо-младший:

Считалось, что люди умирали от «неаполитанской лихорадки» (так в просторечии именовали брюшной тиф и холеру). В то время в Неаполе всюду царила грязь. Очистных сооружений не существовало. Бедняки жили в так называемых басси – комнатах на первых этажах зданий, спроектированных как склады – без окон, проточной воды и туалетов. Двери, открывавшиеся прямо на улицу, служили единственным источником вентиляции и на ночь закрывались. Множество семей жило в одном помещении с курами и козами, потому что ночью домашний скот на улице могли просто украсть.

Утром хозяйки выносили экскременты животных и опорожняли ночные горшки, выливая их содержимое в сточную канаву. Мусор, который кидали прямо тна улицу, смывался неспешными водами городских фонтанов или собирался уличными мусорщиками, которые в конце рабочего дня сбрасывали его в залив.

… Пищу готовили на углях прямо на тротуаре. Из открытых грязных котлов несло гниющими объедками.

По городским улицам ходил продавец спагетти, толкая перед собой телегу, на которой были уже сваренные макароны, контейнер с соусом и горелка с углем. Он заново разогревал в кипящей воде порцию, подавал её на кусочке желтого картона, попутно интересуясь, нужен ли соус. Если да, то он брал полную ложку соуса и полным выдохом распределял его по всей порции спагетти…»

Антисанитария царила в Неаполе повсюду. Живописные зарисовки рисуют нам быт бедняков, которые в те годы просто не могли позволить себе лучших условий.

Однако, биография Карузо полна самых разных мифов, резко контрастирующих с его реальными фактами из жизни.

ДВОРЯНСКОЕ МОЛОКО

Существует версия, что, несмотря на происхождение из бедной семьи, Карузо был вскормлен «молоком графини». «Неаполитанская лихорадка» в год рождения Энрико, дом Карузо обошла, но у молодой матери Анны Карузо пропало молоко, поэтому выкармливать младенца ей помогала знакомая графиня, у которой в это время умер ребенок. По семейному преданию, знатная дама опекала мальчика, учила его читать и писать, а когда Анна болела, посылала ей корзины с фруктами.

В 1884 году в Неаполе вспыхнула очередная эпидемия холеры, унесшая жизнь тысячи человек. Эррико видел как в жутких муках умирали его знакомые и друзья, как трупы сбрасывали в вырытую неподалеку от города огромную яму, как по улицам носились полчища огромных крыс, изгнанные из подвалов антисептическими химикатами.

От холеры нельзя было укрыться ни дома, ни в церкви. На улице, где жила семья Карузо, в один день болезнь унесла жизни более 40 семей. Анна Карузо без устали молилась, чтобы беда миновала её дом, она верила, что её семью холера не затронула потому, что её любимый Эррико пел в церковном хоре.

Со временем с юношей стали заниматься профессиональные певцы и музыканты.

Вскоре из-за болезни умерла мать Карузо. Некоторое время спустя из-за бедственного положения своей семьи певец начал исполнять церковные композиции прямо на центральных улицах Неаполя. Таким образом, он долгое время зарабатывал деньги. Во время одного из подобных «уличных концертов» Карузо заметил один из педагогов вокальной школы Гульельмо Верджине.

Молодого певца пригласили на прослушивание, и уже очень скоро Энрике Карузо стал
заниматься музыкой с известным дирижером и педагогом Винченцо Ломбарди. Именно он организовал первые концерты молодого исполнителя в барах и ресторанах курортных районов Неаполя. Некоторое время спустя Энрико впервые почувствовал себя популярным. На его концерты всегда приходило много людей. Вскоре после выступлений к нему стали часто подходить известные представители итальянской музыкальной индустрии, которые предлагали талантливому исполнителю те или иные контракты. Таким образом, наш сегодняшний герой впервые оказался в Палермо.

ЗВЕЗДНЫЙ ЧАС

По мнению многих исследователей, именно после легендарного исполнения партии Энцо из оперы «Джоконда» о двадцатичетырехлетнем Карузо заговорили как о сложившейся звезде итальянской сцены. Звездный путь Энрико Карузо После этого триумфального успеха Энрико отправился в первое в своей жизни зарубежное турне. Как это ни странно, маршрут музыканта лежал в далекую и холодную Россию. Следом за этим последовали выступления в других странах и городах.

А уже в 1900-м году в качестве полноправной знаменитости Карузо впервые выступил на сцене легендарного миланского театра «Ла Скала». После этого наш сегодняшний герой вновь отправился на гастроли. В этот период великий итальянец выступил в лондонском Ковент-Гарден, а также дал концерты в Гамбурге, Берлине и некоторых других городах. Выступления певца проходили с неизменным успехом, однако по-настоящему волшебными и неподражаемыми стали концерты итальянского исполнителя на нью-йоркской сцене Метрополитен-опера. Выступив здесь впервые в 1903-м году, впоследствии наш сегодняшний герой почти на двадцать лет стал ведущим солистом этого театра.


Репертуар Карузо включал в себя партии как лирического, так и драматического плана. Однако с любыми оперными произведениями наш сегодняшний герой всегда справлялся одинаково виртуозно. Кроме того, стоит отметить также и тот факт, что на протяжении всей карьеры Карузо всегда включал в свой репертуар традиционные неаполитанские песни. Возможно, именно поэтому в настоящие дни Энрико остается одним из самых известных уроженцев Неаполя и всей Италии. Весьма примечательным представляется и тот факт, что именно Энрико Карузо стал одним из первых оперных исполнителей на мировой сцене, решившихся фиксировать свой репертуар на граммофонных пластинках. В значительной мере именно это обстоятельство предопределило мировую популярность тенора, и сделало его творчество доступным для широких масс. Уже при жизни Энрико Карузо называли легендой вокального искусства. Образцом для подражания этот выдающийся тенор остается также и для многих современных исполнителей.

КОНЧИНА КАРУЗО, ПРИЧИНА СМЕРТИ

Энрико Карузо много выступал и гастролировал. А потому известие о его смерти стало во многом неожиданным для его поклонников в разных странах мира.

А потому известие о его смерти стало во многом неожиданным для его поклонников в разных странах мира. Энрико Карузо умер от гнойного плеврита В возрасте 48-ми лет великий тенор скончался в родном Неаполе в результате гнойного плеврита. После его смерти в память о выдающемся оперном исполнителе был изготовлена специальная восковая свеча, огромных размеров. Было обещано, что каждый год эта свеча будет зажигаться перед ликом святой Мадонны. По некоторым подсчетам, лишь только спустя 500 лет исполинская свеча должна догореть.

В книге Алексея Булыгина «Карузо» можно найти воспоминания коллег и поклонников великого тенора:

В одно из интервью наш современник, тенор Никола Мартинуччии на вопрос, кого из его певцов он больше всего любит слушать, ответил:

- Конечно Карузо. Когда я его слушаю, то хочется в отчаянии биться головой о стену – ну как после этого вообще можно петь?!

По мере развития средств звукозаписи в Европе и Америке велась работа по сохранению и реставрации пластинок «короля теноров». С помощью монтажа на записи голоса Карузо накладывалось оркестровое сопровождение, придававшее номерам менее архаичное звучание. В таком обновленном виде пластинки Карузо выпускались (по-прежнему огромными тиражами) на протяжении 1950-1980-х годов.

Еще при жизни имя Карузо стало нарицательным, олицетворяя высшую форму одаренности в вокальной сфере. Лучший комплимент тенору – поставить его имя рядом с Карузо. Так, варшавского кантора Гершона Сироту называют «еврейским Карузо», Юсси Бьерлинга – шведским, Лео Слезака – австрийским, Марио Ланца – американским.

ПАМЯТЬ О КАРУЗО

В 1951 году, спустя 30 лет после смерти певца, на экраны вышли два фильма – В Америке – «Великий Карузо», в Италии – «Энрико Карузо: легенда одного голоса».

В титрах первого из них значится, что в основе событий фильмов – книга, написанная Дороти Карузо, вдовой артиста.

Успех «Великого Кароузо» был официально закреплен «Оскаром», следующие годы фильм утвердил в сознании зрителей … абсолютно искаженный образ Карузо.

Энрико Карузо (1873-1921) - итальянский оперный певец. Он родился 25 февраля 1873 года в семье бедных рабочих. Родители видели в сыне инженера, но он с детства мечтал стать музыкантом. Только невероятное трудолюбие вкупе с талантом помогло мальчику выбраться из нищеты, стать известным на весь мир. Даже сейчас люди продолжают чтить его память, вспоминать великолепное исполнение лирических и драматических произведений. Особенно хорошо у музыканта получались традиционные неаполитанские песни. Примечательно, что у Карузо было минимальное музыкальное образование. Он обучался в вечерней школе. Преподавателем для тенора стал пианист Скирарди и маэстро де Лютно. Также юношу обучал бархатный баритон Миссиано.

Тяжёлое детство

Энрико был третьим ребёнком в бедной семье, после его появления у Марчелло и Анны-Марии Карузо родилось ещё четверо детей. Как известно, всего мать родила за свою жизнь 18 детей, но выжило только 12 из них. Семья проживала в одном из бедных промышленных районов Неаполя. После окончания начальной школы мальчик отказался учиться дальше, хотя родители видели в нём инженера. Он хотел идти к своей мечте, посвятить жизнь музыке, поэтому отправился в хор небольшого местного храма.

В возрасте 15 лет будущий певец потерял мать. После её смерти он устроился работать в автомастерскую к своему отцу. Одновременно с этим Энрико начал подрабатывать, выступая на церковных праздниках в Сан Джованелло. Карузо считал, что в церкви погибшая мать сможет услышать его пение, поэтому посвящал этому занятию всё своё время. Прихожане восхищались его тенором, иногда даже предлагали спеть для своих возлюбленных. За это они щедро платили талантливому парню.

Позднее он начал выступать на улицах. Именно тогда Энрико услышал педагог Гульельмо Верджине. Он пригласил юношу на прослушивание, вскоре тот стал учеником известного дирижёра Винченцо Ломбарди. Преподаватель во всём поддерживал своего подопечного, именно он организовал первые концерты для Карузо в местных барах и ресторанах. Кроме того, педагог посоветовал сменить имя Эррико (данное при рождении) на более благозвучный псевдоним.

Первое появление на сцене

Шестнадцатого ноября 1894 года состоялся дебют исполнителя на сцене «Театро нуово». Он исполнил партию в опере Морелли «Друг Франческо», певцу удалось сразу привлечь внимание зрителей и критиков. Через некоторое время он спел в опере «Сельская честь», затем исполнил заглавную партию в «Фаусте». В 1895 Энрико впервые отправился на гастроли за границу.

Одной из первых стран, которые посетил Карузо, стала Россия. После этого он выступал во многих населённых пунктах, завоевав себе армию поклонников по всему миру. В 1900 г. музыкант впервые появился на сцене легендарного театра «Ла Скала», который находится в Милане.

Всемирный успех

После гастролей в Европе певец впервые выступил в Лондоне, это случилось в 1902 году. Через год он повторил успех в Нью-Йорке, исполнив роль Герцога Мантуанского на сцене «Метрополитен-опера». Зрители высоко оценили талант тенора, с того времени он стал главной звездой американского театра. Энрико регулярно пел партии из французских и итальянских опер. Его репертуар насчитывал огромное количество произведений.

Свой первый серьёзный гонорар певец потратил на увеселительные заведения. Позже он несколько раз появлялся на сцене в нетрезвом виде, из-за этого чуть было не испортил свою карьеру. Кроме того, Энрико ежедневно выкуривал по две пачки египетских сигарет. Он рисковал своим здоровьем и голосом ради пагубной привычки, не задумываясь о последствиях.

Именно Карузо стал первым оперным исполнителем, который согласился записать голос на граммофонные пластинки. Благодаря этому его репертуар сохранился на долгие годы. Сейчас существует около 500 записанных дисков певца.

Личная жизнь

Энрико производил невероятное впечатление на женщин. Когда его карьера только начиналась, юноша намеревался жениться на дочери руководителя театра. Но в последний момент он передумал, сбежал с церемонии с балериной. Спустя некоторое время музыкант познакомился со своей коллегой Адой Гиачетти. Она была старше его на десять лет, но разница в возрасте не помешала бурному роману.

Вскоре после знакомства влюблённые начали жить в гражданском браке. За 11 лет супруга родила четверых сыновей. Из них остались в живых только Родольфо и Энрико, названные в честь персонажей «Риголетто». Женщина пожертвовала карьерой ради семьи, но Карузо не захотел остепениться. Он регулярно флиртовал, хотя и не изменял Аде. В итоге жена не выдержала, она сбежала с водителем семьи.

Тенор разозлился на возлюбленную, в отместку он начал встречаться с её младшей сестрой. Гиачетти подала в суд с требованием вернуть украденные драгоценности, она не собиралась мириться с бывшим мужем. Закончилась эта история тем, что Аде удалось добиться от супруга выплаты ежемесячного пособия.

В возрасте 45 лет Энрико встретил свою первую официальную жену. Ею стала дочь американского миллионера Дороти Парк Бенжамин. Она была младше супруга на 20 лет. Отец отказывался давать благословение на их союз, он даже лишил дочь наследства. В это время музыкант сходил с ума от ревности. Он хотел откормить жену до такого состояния, чтобы её не считали привлекательной другие мужчины.

Последнее появление Карузо на сцене датируется 24 декабрем 1920 годом. Он сильно заболел из-за перенесённой аварии, поэтому вернулся в Италию. Тенор умер от плеврита 2 августа 1921 г., его похоронили в Неаполе. Отпевание происходило в церкви Сан-Франческо-ди-Паола. После смерти мужа Дороти издала две книги о его жизни. Они были написаны в 1928 и 1945 гг., состояли преимущественно из любовных писем от певца для любимой супруги.

, Королевство Италия

Страна

Королевство Италия Королевство Италия

Профессии Певческий голос Коллективы

Биография

Энрико Карузо скончался утром 2 августа 1921 года в Неаполе в возрасте 48 лет от гнойного плеврита . Его тело было забальзамировано и на протяжении длительного времени выставлялось для всеобщего обозрения в стеклянном саркофаге. В 1929 году по настоянию его вдовы, Дороти Карузо, был захоронен в каменной гробнице. После его смерти в его честь была изготовлена гигантская восковая свеча на средства благодарных ему людей. Эта свеча должна зажигаться раз в год перед ликом Мадонны. По расчётам, эта свеча должна зажигаться на протяжении 500 лет.

Пример голоса

    "Sì, pel ciel marmoreo giuro!"
    Запись 1914 года. Титта Руффо и Энрико Карузо в опере Джузеппе Верди "Отелло "

Факты

Напишите отзыв о статье "Карузо, Энрико"

Примечания

Литература

На русском языке
  • Булыгин А. К. Карузо М.: Молодая гвардия, 2010. 438 с. (Жизнь замечательных людей : сер. биогр.; вып. 1264).
  • Ильин Ю., Михеев С. Великий Карузо. СПб.: Глаголъ, 1995. 264 с.
  • Торторелли В. Энрико Карузо / Пер. с итал. Н. В. Вишневской; Общая редакция И. И. Мартынова. - М .: Музыка , 1965. - 176, с. - 75 000 экз.
  • Фучито С., Бейер Б. Дж. Искусство пения и вокальная методика Энрико Карузо / Пер. с нем. СПб.: Композитор, 2004. 56 с.
  • Энрико Карузо на сцене и в жизни / пер. с англ. П.П.Малькова; общая редакция М.П.Малькова. - М .: Аграф, 2002. - 480 с. - (Волшебная флейта). - 1500 экз. - ISBN 5-7784-0206-6 .
  • Мальков М.П. /Энрико Карузо на сцене и в жизни:М.Аграф, 2002, стр.450-460.
На иностранных языках
  • Bolig, J. R. Caruso records: a history and discography. Mainspring Press, 2002. 216 p.
  • Caruso, Dorothy. Enrico Caruso: His Life and Death, with discography by Jack Caidin. Grant Press, 2007. 316 p.
  • Caruso D., Goddard, T. Wings Of Song. New York, 1928. 220 p.
  • Caruso, Enrico, Jr. Caruso’s Caricatures. Dover Publications, 1993. 214 p.
  • Caruso, Enrico, Jr. My Father and My Family (Opera Biography Series, № 2). Amadeus Press, 2003. 488 p.
  • Fucito, Salvatore. Caruso and the Art of Singing. Dover Publications, 1995. 224 p.
  • Gara, Eugenio, Caruso: Storia di un emigrante. Milan: Rizzoli, 1947. 281 p.
  • Gargano, Pietro & Cesarini, Gianni. Caruso, Vita e arte di un grande cantante. Longanesi, 1990. 336 p.
  • Gargano, Pietro. Una vita una leggenda. Editoriale Giorgio Mondadori, 1997. 159 p.
  • Greenfield, Howard S. Caruso: An Illustrated Life. Trafalgar Square Publishing, 1991. 192 p.
  • Jackson, Stanley. Caruso. Stein And Day Publishers. New York, 1972. 302 p.
  • Key P. V. R., Zirato В., Enrico Caruso: A Biography. Boston: Little, Brown, and Co, 1922. 459 p.
  • Michele, Mary di. Tenor of Love: A Novel. Penguin Canada, 2004. 336 p.
  • Mouchon, Jean-Pierre. Enrico Caruso: His Life and Voice. Gap, France: Editions Ophrys, 1974. 74 p.
  • Robinson, Francis. Caruso His Life in Pictures. With discography by John Secrist. N. York and London Studio Publications, inc., 1957. 159 p.
  • Scott, Michael. The Great Caruso. Northeastern University Press, 1989. 322 p.
  • Vaccaro, Riccardo. Caruso. Edizioni Scientifiche Italiane, 1995. 466 p.
  • Ybarra, T. E. Caruso: the Man of Naples and the Voice of Gold. New-York: Harcourt, Brace and Company, 1953. 315 p.

См. также

  • в книге «100 великих вокалистов»

Ссылки

Отрывок, характеризующий Карузо, Энрико

Он взглянул на нее, и серьезная страстность выражения ее лица поразила его. Лицо ее говорило: «Зачем спрашивать? Зачем сомневаться в том, чего нельзя не знать? Зачем говорить, когда нельзя словами выразить того, что чувствуешь».
Она приблизилась к нему и остановилась. Он взял ее руку и поцеловал.
– Любите ли вы меня?
– Да, да, – как будто с досадой проговорила Наташа, громко вздохнула, другой раз, чаще и чаще, и зарыдала.
– Об чем? Что с вами?
– Ах, я так счастлива, – отвечала она, улыбнулась сквозь слезы, нагнулась ближе к нему, подумала секунду, как будто спрашивая себя, можно ли это, и поцеловала его.
Князь Андрей держал ее руки, смотрел ей в глаза, и не находил в своей душе прежней любви к ней. В душе его вдруг повернулось что то: не было прежней поэтической и таинственной прелести желания, а была жалость к ее женской и детской слабости, был страх перед ее преданностью и доверчивостью, тяжелое и вместе радостное сознание долга, навеки связавшего его с нею. Настоящее чувство, хотя и не было так светло и поэтично как прежнее, было серьезнее и сильнее.
– Сказала ли вам maman, что это не может быть раньше года? – сказал князь Андрей, продолжая глядеть в ее глаза. «Неужели это я, та девочка ребенок (все так говорили обо мне) думала Наташа, неужели я теперь с этой минуты жена, равная этого чужого, милого, умного человека, уважаемого даже отцом моим. Неужели это правда! неужели правда, что теперь уже нельзя шутить жизнию, теперь уж я большая, теперь уж лежит на мне ответственность за всякое мое дело и слово? Да, что он спросил у меня?»
– Нет, – отвечала она, но она не понимала того, что он спрашивал.
– Простите меня, – сказал князь Андрей, – но вы так молоды, а я уже так много испытал жизни. Мне страшно за вас. Вы не знаете себя.
Наташа с сосредоточенным вниманием слушала, стараясь понять смысл его слов и не понимала.
– Как ни тяжел мне будет этот год, отсрочивающий мое счастье, – продолжал князь Андрей, – в этот срок вы поверите себя. Я прошу вас через год сделать мое счастье; но вы свободны: помолвка наша останется тайной и, ежели вы убедились бы, что вы не любите меня, или полюбили бы… – сказал князь Андрей с неестественной улыбкой.
– Зачем вы это говорите? – перебила его Наташа. – Вы знаете, что с того самого дня, как вы в первый раз приехали в Отрадное, я полюбила вас, – сказала она, твердо уверенная, что она говорила правду.
– В год вы узнаете себя…
– Целый год! – вдруг сказала Наташа, теперь только поняв то, что свадьба отсрочена на год. – Да отчего ж год? Отчего ж год?… – Князь Андрей стал ей объяснять причины этой отсрочки. Наташа не слушала его.
– И нельзя иначе? – спросила она. Князь Андрей ничего не ответил, но в лице его выразилась невозможность изменить это решение.
– Это ужасно! Нет, это ужасно, ужасно! – вдруг заговорила Наташа и опять зарыдала. – Я умру, дожидаясь года: это нельзя, это ужасно. – Она взглянула в лицо своего жениха и увидала на нем выражение сострадания и недоумения.
– Нет, нет, я всё сделаю, – сказала она, вдруг остановив слезы, – я так счастлива! – Отец и мать вошли в комнату и благословили жениха и невесту.
С этого дня князь Андрей женихом стал ездить к Ростовым.

Обручения не было и никому не было объявлено о помолвке Болконского с Наташей; на этом настоял князь Андрей. Он говорил, что так как он причиной отсрочки, то он и должен нести всю тяжесть ее. Он говорил, что он навеки связал себя своим словом, но что он не хочет связывать Наташу и предоставляет ей полную свободу. Ежели она через полгода почувствует, что она не любит его, она будет в своем праве, ежели откажет ему. Само собою разумеется, что ни родители, ни Наташа не хотели слышать об этом; но князь Андрей настаивал на своем. Князь Андрей бывал каждый день у Ростовых, но не как жених обращался с Наташей: он говорил ей вы и целовал только ее руку. Между князем Андреем и Наташей после дня предложения установились совсем другие чем прежде, близкие, простые отношения. Они как будто до сих пор не знали друг друга. И он и она любили вспоминать о том, как они смотрели друг на друга, когда были еще ничем, теперь оба они чувствовали себя совсем другими существами: тогда притворными, теперь простыми и искренними. Сначала в семействе чувствовалась неловкость в обращении с князем Андреем; он казался человеком из чуждого мира, и Наташа долго приучала домашних к князю Андрею и с гордостью уверяла всех, что он только кажется таким особенным, а что он такой же, как и все, и что она его не боится и что никто не должен бояться его. После нескольких дней, в семействе к нему привыкли и не стесняясь вели при нем прежний образ жизни, в котором он принимал участие. Он про хозяйство умел говорить с графом и про наряды с графиней и Наташей, и про альбомы и канву с Соней. Иногда домашние Ростовы между собою и при князе Андрее удивлялись тому, как всё это случилось и как очевидны были предзнаменования этого: и приезд князя Андрея в Отрадное, и их приезд в Петербург, и сходство между Наташей и князем Андреем, которое заметила няня в первый приезд князя Андрея, и столкновение в 1805 м году между Андреем и Николаем, и еще много других предзнаменований того, что случилось, было замечено домашними.
В доме царствовала та поэтическая скука и молчаливость, которая всегда сопутствует присутствию жениха и невесты. Часто сидя вместе, все молчали. Иногда вставали и уходили, и жених с невестой, оставаясь одни, всё также молчали. Редко они говорили о будущей своей жизни. Князю Андрею страшно и совестно было говорить об этом. Наташа разделяла это чувство, как и все его чувства, которые она постоянно угадывала. Один раз Наташа стала расспрашивать про его сына. Князь Андрей покраснел, что с ним часто случалось теперь и что особенно любила Наташа, и сказал, что сын его не будет жить с ними.
– Отчего? – испуганно сказала Наташа.
– Я не могу отнять его у деда и потом…
– Как бы я его любила! – сказала Наташа, тотчас же угадав его мысль; но я знаю, вы хотите, чтобы не было предлогов обвинять вас и меня.
Старый граф иногда подходил к князю Андрею, целовал его, спрашивал у него совета на счет воспитания Пети или службы Николая. Старая графиня вздыхала, глядя на них. Соня боялась всякую минуту быть лишней и старалась находить предлоги оставлять их одних, когда им этого и не нужно было. Когда князь Андрей говорил (он очень хорошо рассказывал), Наташа с гордостью слушала его; когда она говорила, то со страхом и радостью замечала, что он внимательно и испытующе смотрит на нее. Она с недоумением спрашивала себя: «Что он ищет во мне? Чего то он добивается своим взглядом! Что, как нет во мне того, что он ищет этим взглядом?» Иногда она входила в свойственное ей безумно веселое расположение духа, и тогда она особенно любила слушать и смотреть, как князь Андрей смеялся. Он редко смеялся, но зато, когда он смеялся, то отдавался весь своему смеху, и всякий раз после этого смеха она чувствовала себя ближе к нему. Наташа была бы совершенно счастлива, ежели бы мысль о предстоящей и приближающейся разлуке не пугала ее, так как и он бледнел и холодел при одной мысли о том.
Накануне своего отъезда из Петербурга, князь Андрей привез с собой Пьера, со времени бала ни разу не бывшего у Ростовых. Пьер казался растерянным и смущенным. Он разговаривал с матерью. Наташа села с Соней у шахматного столика, приглашая этим к себе князя Андрея. Он подошел к ним.



Вверх