К уроку музыки. Симфоническая музыка Как называется крупное произведение для симфонического оркестра

I. Сценическая музыка

1. Оперы

«Маддалена» , опера в одном действии, ор. 13. Сюжет и либретто М. Ливен. 1913 (1911) «Игрок» , опера в 4 актах, 6 картинах, ор. 24. Сюжет Ф. Достоевского. Либретто С. Прокофьева. 1927 (1915-16) «Любовь к трём апельсинам » , опера в 4 актах, 10 картинах с прологом, ор. 33. Либретто автора по Карло Гоцци. 1919 «Огненный ангел » , опера в 5 действиях, 7 картинах, ор. 37. Сюжет В. Брюсова. Либретто С. Прокофьева. 1919-27 «Семён Котко» , опера в 5 действиях, 7 картинах по повести В. Катаева «Я сын трудового народа», ор. 81. Либретто В. Катаева и С. Прокофьева. 1939 «Обручение в монастыре» , лирико-комическая опера в 4 действиях, 9 картинах по пьесе Шеридана «Дуэнья», ор. 86. Либретто С. Прокофьева, стихотворные тексты М. Мендельсон. 1940 «Война и мир » , опера в 5 действиях, 13 картинах с хоровым эпиграфом-прологом по роману Л. Толстого, ор. 91. Либретто С. Прокофьева и М. Мендельсон. 1941-52 «Повесть о настоящем человеке» , опера в 4 действиях, 10 картинах по одноименной повести Б. Полевого, ор. 117. Либретто С. Прокофьева и М. Мендельсон-Прокофьевой. 1947-48 «Далёкие моря» , лирико-комическая опера по пьесе B. Дыховичного «Свадебное путешествие». Либретто C. Прокофьева и М. Мендельсон-Прокофьевой. Не закончена. 1948

2. Балеты

«Сказка про шута (семерых шутов перешутившего)» , балет в 6 картинах, ор. 21. Сюжет А. Афанасьева. Либретто С. Прокофьева. 1920 (1915) «Стальной скок» , балет в 2 картинах, ор. 41. Либретто Г. Якулова и С. Прокофьева. 1924 «Блудный сын» , балет в 3 действиях, ор. 46. Либретто Б. Кохно. 1928 «На Днепре» , балет в 2 картинах, ор. 50. Либретто С. Лифаря и С. Прокофьева. 1930 «Ромео и Джульетта » , балет в 4 действиях, 10 картинах, ор. 64. Сюжет В. Шекспира. Либретто С. Радлова, А. Пиотровского, Л. Лавровского и С. Прокофьева. 1935-36 «Золушка » , балет в 3 действиях, ор. 87. Либретто Н. Волкова. 1940-44 «Сказ о каменном цветке » , балет в 4 действиях по материалам сказов П. Бажова, ор. 118. Либретто Л. Лавровского и М. Мендельсон-Прокофьевой. 1948-50

3. Музыка к театральным постановкам

«Египетские ночи» , музыка к спектаклю Камерного театра в Москве по В. Шекспиру, Б. Шоу и А. Пушкину, для малого симфонического оркестра. 1933 «Борис Годунов» , музыка к неосуществленному спектаклю в театре им. В. Э. Мейерхольда в Москве для большого симфонического оркестра, ор. 70 bis. 1936 «Евгений Онегин» , музыка к неосуществленному спектаклю Камерного театра в Москве по роману А. Пушкина, инсценировка С. Д. Кржижановского, ор. 71. 1936 «Гамлет» , музыка к спектаклю в постановке С. Радлова в Ленинградском драматическом театре, для малого симфонического оркестра, ор. 77. 1937-38

4. Музыка к кинофильмам

«Поручик Киже» , музыка к фильму для малого симфонического оркестра. 1933 «Пиковая дама» , музыка к неосуществленному фильму для большого симфонического оркестра, ор. 70. 1938 «Александр Невский» , музыка к фильму для меццо-сопрано, смешанного хора и большого симфонического оркестра. Режиссер С. М. Эйзенштейн. 1938 «Лермонтов» , музыка к фильму для большого симфонического оркестра. Режиссер А. Гендельштейн. 1941 «Тоня» , музыка к короткометражному фильму (не вышел на экран) для большого симфонического оркестра. Режиссер А. Роом. 1942 «Котовский» , музыка к фильму для большого симфонического оркестра. Режиссер А. Файнциммер. 1942 «Партизаны в степях Украины» , музыка к фильму для большого симфонического оркестра. Режиссер И. Савченко. 1942 «Иван Грозный» , музыка к фильму для меццо-сопрано и большого симфонического оркестра, ор. 116. Режиссер С. М. Эйзенштейн. 1942-45

II. Вокальная и вокально-симфоническая музыка

1. Оратории и кантаты, хоры, сюиты

Два стихотворения для женского хора и оркестра на слова К. Бальмонта, ор. 7. 1909 «Семеро их» на текст К. Бальмонта «Зовы древности», кантата для драматического тенора, смешанного хора и большого симфонического оркестра, ор. 30. 1917-18 Кантата к 20-летию Октября для симфонического оркестра, военного оркестра, оркестра аккордеонов, оркестра ударных инструментов и двух хоров на тексты Маркса, Ленина и Сталина, ор. 74. 1936-37 «Песни наших дней» , сюита для солистов, смешанного хора и симфонического оркестра, ор. 76. 1937 «Александр Невский» , кантата для меццо-сопрано (соло), смешанного хора и оркестра, ор. 78. Слова В. Луговского и С. Прокофьева. 1938-39 «Здравица» , кантата для смешанного хора с сопровождением симфонического оркестра, ор. 85. Текст народный: русский, украинский, белорусский, мордовский, кумыкский, курдский, марийский. 1939 «Баллада о мальчике, оставшемся неизвестным» , кантата для сопрано, тенора, хора и оркестра, ор. 93. Слова П. Антокольского. 1942-43 Эскизы к Гимну Советского Союза и Гимну РСФСР , ор. 98. 1943 «Расцветай, могучий край» , кантата к 30-летию Великой Октябрьской социалистической революции для смешанного хора и оркестра, ор. 114. Текст Е. Долматовского. 1947 «Зимний костёр» , сюита для чтецов, хора мальчиков и симфонического оркестра на слова С. Я. Маршака, ор. 122. 1949 «На страже мира» , оратория для меццо-сопрано, чтецов, смешанного хора, хора мальчиков и симфонического оркестра на слова С. Я. Маршака, ор. 124. 1950

2. Для голоса с фортепиано

Два стихотворения А. Апухтина и К. Бальмонта для голоса с ф-п., ор. 9. 1910-11 «Гадкий утёнок» (сказка Андерсена) для голоса с ф-п., ор. 18. 1914 Пять стихотворений для голоса с ф-п. , ор. 23. Слова В. Горянского, 3. Гиппиус, Б. Верина, К. Бальмонта и Н. Агнивцева. 1915 Пять стихотворений А. Ахматовой для голоса с ф-п. , ор. 27. 1916 Пять песен (без слов) для голоса с ф-п. , ор. 35. 1920 Пять стихотворений К. Бальмонта для голоса с ф-п. , ор. 36. 1921 Две песни из кинофильма «Поручик Киже» для голоса с ф-п. , ор. 60 bis. 1934 Шесть песен для голоса с ф-п. , ор. 66. Слова М. Голодного, А. Афиногенова, Т. Сикорской и народные. 1935 Три детские песни для голоса с ф-п. , ор. 68. Слова A. Барто, Н. Саконской и Л. Квитко (перевод С. Михалкова). 1936-39 Три романса на слова А. Пушкина для голоса с ф-п. , ор. 73. 1936 «Александр Невский», три песни из кинофильма (слова B. Луговского), ор 78. 1939 Семь песен для голоса с ф-п. , ор. 79. Слова А. Прокофьева, А. Благова, М. Светлова, М. Мендельсон, П. Панченко, без указания автора и народные. 1939 Семь массовых песен для голоса с ф-п. , ор. 89. Слова В. Маяковского, А. Суркова и М. Мендельсон. 1941-42 Обработки русских народных песен для голоса с ф-п. , ор. 104. Слова народные. Две тетради, 12 песен. 1944 Два дуэта, обработки русских народных песен для тенора и баса с ф-п. , ор. 106. Текст народный, записан Е. В. Гиппиусом. 1945 Песня солдатская походная, ор. 121. Слова В. Луговского. 1950

III. Для симфонического оркестра

1. Симфонии и симфониетты

Симфониетта A-dur , op. 5, в 5 частях. 1914 (1909) Классическая (Первая) симфония D-dur, op. 25, в 4 частях. 1916-17 Вторая симфония d-moll, op. 40, в 2 частях. 1924 Третья симфония c-moll, op. 44, в 4 частях. 1928 Симфониетта A-dur , op. 48, в 5 частях (третья редакция). 1929 Четвертая симфония C-dur, op 47, в 4 частях. 1930 Пятая симфония B-dur, op. 100. в 4 частях. 1944 Шестая симфония es-moll, op. 111. в 3 частях. 1945-47 Четвертая симфония C-dur, op. 112, в 4 частях. Вторая редакция. 1947 Седьмая симфония cis-moll, op. 131, в 4 частях. 1951-52

2. Другие произведения для симфонического оркестра

«Сны» , симфоническая картина для большого оркестра, ор. 6. 1910 «Осеннее» , симфонический эскиз для малого симфонического оркестра, ор. 8. 1934 (1915-1910) «Ала и Лоллий» , скифская сюита для большого симфонического оркестра, ор. 20, в 4 частях. 1914-15 «Шут» , сюита из балета для большого симфонического оркестра, ор. 21 bis, в 12 частях. 1922 Andante из Четвертой сонаты для ф-п. , транскрипция автора для симфонического оркестра, ор. 29 bis. 1934 «Любовь к трём апельсинам», симфоническая сюита из оперы , ор. 33 bis, в 6 частях. 1934

Увертюра на еврейские темы, транскрипция автора для симфонического оркестра, ор. 34. 1934

«Стальной скок» , симфоническая сюита из балета, ор. 41 bis. в 4 частях. 1926 Увертюра для флейты, гобоя, 2 кларнетов, фагота, 2 труб, тромбона, челесты, 2 арф, 2 ф-п., виолончели, 2 контрабасов и ударных B-dur, op. 42. Два варианта: для камерного оркестра из 17 человек и для большого оркестра (1928). 1926 Дивертисмент для оркестра , ор. 43, в 4 частях. 1925-29 «Блудный сын», симфоническая сюита из балета , ор. 46 bis, в 5 частях. 1929 Andante из квартета h-moll , переложение автора для струнного оркестра, ор. 50 bis. 1930 Четыре портрета и развязка из оперы «Игрок» , симфоническая сюита для большого оркестра, ор. 49. 1931 «На Днепре», сюита из балета для большого оркестра , ор. 51 bis, в 6 частях. 1933 Симфоническая песнь для большого оркестра , ор. 57. 1933 «Поручик Киже», симфоническая сюита из музыки к фильму , ор. 60, в 5 частях. 1934 «Египетские ночи», симфоническая сюита из музыки к спектаклю в Московском камерном театре, ор. 61, в 7 частях. 1934 «Ромео и Джульетта», первая сюита из балета для большого симфонического оркестра, ор. 64 bis, в 7 частях. 1936 «Ромео и Джульетта», вторая сюита из балета для большого симфонического оркестра, ор. 64 ter, в 7 частях. 1936 «Петя и волк », симфоническая сказка для детей , для чтеца и большого симфонического оркестра, ор. 67. Слова С. Прокофьева. 1936 Русская увертюра для симфонического оркестра , ор. 72. Два варианта: для четверного состава и для тройного состава. 1936 «Летний день» , детская сюита для малого оркестра, ор. 65 bis, в 7 частях. 1941 «Семён Котко», сюита для симфонического оркестра , ор. 81 bis, в 8 частях. 1941 Симфонический марш B-dur для большого оркестра, ор. 88. 1941 «1941-й год» , симфоническая сюита для большого оркестра, ор. 90, в 3 частях. 1941 «Ода на окончание войны» для 8 арф, 4 ф-п., оркестра духовых и ударных инструментов и контрабасов, ор. 105. 1945 «Ромео и Джульетта», третья сюита из балета для большого симфонического оркестра, ор. 101, в 6 частях. 1946 «Золушка», первая сюита из балета для большого симфонического оркестра, ор. 107, в 8 частях. 1946 «Золушка», вторая сюита из балета для большого симфонического оркестра, ор. 108, в 7 частях. 1946 «Золушка», третья сюита из балета для большого симфонического оркестра, ор. 109, в 8 частях. 1946 Вальсы, сюита для симфонического оркестра , ор. 110. 1946 Праздничная поэма («Тридцать лет») для симфонического оркестра, ор. 113. 1947 Пушкинские вальсы для симфонического оркестра , ор. 120. 1949 «Летняя ночь» , симфоническая сюита из оперы «Обручение в монастыре», ор. 123, в 5 частях. 1950 «Сказ о каменном цветке», свадебная сюита из балета для симфонического оркестра, ор. 126, в 5 частях. 1951 «Сказ о каменном цветке», цыганская фантазия из балета для симфонического оркестра, ор. 127. 1951 «Сказ о каменном цветке», уральская рапсодия из балета для симфонического оркестра, ор. 128. 1951 Праздничная поэма «Встреча Волги с Доном» для симфонического оркестра, ор. 130. 1951

IV. Концерты с оркестром

Первый концерт для ф-п. с оркестром Des-dur, op. 10, одночастный. 1911-12 Второй концерт для ф-п. с оркестром g-moll, op. 16, в 4 частях. 1923 (1913) Первый концерт для скрипки с оркестром D-dur, op. 19, в 3 частях. 1916-17 Третий концерт для ф-п. с оркестром C-dur, op. 26, в 3 частях. 1917-21 Четвертый концерт для ф-п. с оркестром для левой руки B-dur, op. 53, в 4 частях. 1931 Пятый концерт для ф-п. с оркестром G-dur, op. 55, в 5 частях. 1932 Концерт для виолончели с оркестром e-moll, op. 58, в 3 частях. 1933-38 Второй концерт для скрипки с оркестром g-moll. op. 63, в 3 частях. 1935 Симфония-концерт для виолончели с оркестром e-moll. ор. 125, в 3 частях. 1950-52 Концертино для виолончели с оркестром g-moll, op. 132. в 3 частях. Закончено после смерти С. Прокофьева М. Ростроповичем. 1952 Концерт для 2 ф-п. и струнного оркестра , ор. 133, в 3 частях. Не закончено. 1952

V. Для духового оркестра

Четыре марша , ор. 69. 1935-37 Марш B-dur , op. 99. 1943-44

VI. Для инструментальных ансамблей

Юмористическое скерцо для 4 фаготов , ор. 12 bis. 1912 Увертюра на еврейские темы для кларнета, 2 скрипок, альта, виолончели и ф-п. c-moll, op. 34. 1919 Квинтет для гобоя, кларнета, скрипки, альта и контрабаса g-moll, op. 39, в 6 частях. 1924 Квартет для 2 скрипок, альта и виолончели h-moll, ор. 50, в 3 частях. 1930 Соната для 2 скрипок C-dur, op. 56, в 4 частях. 1932 Первая соната для скрипки и ф-п. f-moll, op. 80, в 4 частях. 1938-46 Второй квартет (на кабардинские темы) для 2 скрипок, альта и виолончели F-dur, op. 92, в 3 частях. 1941 Соната для флейты и ф-п. D-dur, op. 94, в 4 частях. 1943 Вторая соната для скрипки и ф-п. (транскрипция сонаты для флейты и ф-п.) D-dur, op. 94 bis. 1943-44 Соната для виолончели и ф-п. C-dur, op. 119, в 3 частях. 1949

VII. Для фортепиано

1. Сонаты, сонатины

Первая соната для ф-п. f-moll, op. 1, в одной части. 1909 (1907) Вторая соната для ф-п. d-moll, op. 14, в 4 частях. 1912 Третья соната для ф-п. a-moll, op. 28, в одной части (из старых тетрадей). 1917 (1907) Четвертая соната для ф-п. c-moll, op. 29, в 3 частях (из старых тетрадей). 1917 (1908) Пятая соната для ф-п. C-dur, op. 38, в 3 частях. 1923 Две сонатины для ф-п. e-moll, op. 54, в 3 частях, и G-dur в 3 частях. 1931-32 Шестая соната для ф-п. A-dur, op. 82, в 4 частях. 1939-40 Седьмая соната для ф-п. B-dur, op. 83, в 3 частях. 1939-42 Восьмая соната для ф-п. B-dur, op. 84, в 3 частях. 1939-44 Девятая соната для ф-п. C-dur, op. 103, в 4 частях. 1947 Пятая соната для ф-п. C-dur, op. 135, в 3 частях: (новая редакция). 1952-53 Десятая соната для ф-п. e-moll, op. 137. Эскиз экспозиции (44 такта). 1953

2. Другие произведения для фортепиано

Четыре этюда для ф-п. , ор. 2. 1909 Четыре пьесы для ф-п. , ор. 3. 1911 (1907-08) Четыре пьесы Для ф-п. , ор. 4. 1910-12 (1908) Токката для ф-п. d-moll, op. 11. 1912 Десять пьес для ф-п. , ор. 12. 1913 Сарказмы , пять пьес для ф-п., ор. 17. 1912-14 Мимолётности , двадцать пьес для ф-п., ор. 22. 1915-17 Сказки старой бабушки , четыре пьесы для ф-п., ор. 31. 1918 Четыре пьесы для ф-п. , ор. 32. 1918 Вальсы Шуберта, выбранные и объединённые в сюиту , переложение для 2 ф-п. в 4 руки. 1918 Органная прелюдия и фуга d-moll Д. Букстехуде , переложение для ф-п. 1918 «Любовь к трем апельсинам», 2 фрагмента из оперы , концертная транскрипция для ф-п. автора, ор. 33 ter. Год создания неизвестен «Вещи в себе» , две пьесы для ф-п., ор. 45. 1928 Шесть пьес для ф-п. , ор. 52. 1930-31 Три пьесы для ф-п. , ор. 59. 1934 Мысли, три пьесы для ф-п. , ор. 62. 1933-34 Детская музыка , двенадцать легких пьес для ф-п., ор. 65. 1935 «Ромео и Джульетта», десять пьес для ф-п. , ор. 75. 1937 Дивертисмент, переложение автора для ф-п. , ор. 43 bis. 1938 Гавот № 4 из музыки к спектаклю «Гамлет» для ф-п. , ор. 77 bis. 1938 Три пьесы из балета «Золушка» для ф-п. , ор. 95. 1942 Три пьесы для ф-п. , ор. 96. 1941-42 Десять пьес из балета «Золушка» для ф-п. , ор. 97. 1943 Шесть пьес из балета «Золушка» для ф-п. , ор. 102. 1944

VIII. Для скрипки

Пять мелодий для скрипки и ф-п. , ор. 35 bis. 1925 Соната для скрипки solo D-dur, op. 115, в 3 частях. 1947

IX. Для виолончели

Баллада для виолончели и ф-п. c-moll, op. 15. 1912 Adagio из балета «Золушка» для виолончели с ф-п. , ор. 97 bis. 1944

Примечания

Категории:

  • Списки музыкальных произведений
  • - , советский композитор, пианист и дирижёр, народный артист РСФСР (1947). Родился в семье агронома. Заниматься музыкой начал с 5 лет под… …

    I Прокофьев Александр Андреевич , русский советский поэт, Герой Социалистического Труда (1970). Член КПСС с 1919. Первые сборники… … Большая советская энциклопедия

Средства музыкальной выразительности

Музыкальные жанры:

Жанр (в пер. с франц. – род, вид, манера) – вид искусства с определёнными, исторически

сложившимися чертами.

  1. вокально-хоровой жанр – к нему относятся произведения, созданные для исполнения

кантата, оратория, месса и др.

  1. инструментальный жанр – к нему относятся произведения, созданные для исполнения на различных музыкальных инструментах: пьеса, инструментальный цикл - сюита, соната, концерт, инструментальный ансамбль (трио, квартет, квинтет) и др.
  2. музыкально-театральный жанр - к нему относятся произведения, созданные для исполнения в театре: опера, оперетта, балет, музыка к драматическим спектаклям.
  3. симфонический жанр - к нему относятся произведения, написанные для симфонического оркестра: симфоническая пьеса, сюита, увертюра, симфония и др.

Элементы музыкальной речи:

  1. Мелодия (в пер. с греч. – песнь)- музыкальная мысль, выраженная одноголосно.

Типы мелодии:

Кантилена (распевное пение) – неторопливая певучая мелодия

Вокальная мелодия – мелодия, созданная для исполнения голосом.

Инструментальная мелодия - мелодия, созданная для исполнения на музыкальном инструменте.

2. Лад (в пер. со славянского – согласие, стройность, порядок, мир) – взаимосвязь

музыкальных звуков, их слаженность и согласованность. Из многочисленных ладов

наибольшее распостранение получили мажор и минор.

  1. Гармония (в пер. с греч. – соразмерность, связь) – объединение звуков в созвучия и их

взаимосвязь. (Другое значение слова гармония – наука об аккордах).

  1. Метр (в пер. с греч.- мера) – непрерывное и равномерное чередование сильных и слабых долей. Размер – цифровое обозначение метра.

Основные метры: двухдольный (полька, галоп, экосез),

трёхдольный (полонез, менуэт, мазурка, вальс), четырёхдольный (марш, гавот).

  1. Ритм (в пер.с греч.- соразмерность) – чередование длительностей, звуков и пауз.

Виды ритма:

Ровный – нечастая смена длительностей с преобладанием одинаковых.

Пунктирный (в пер. с лат. – точка) – группа из двух звуков, один из которых втрое короче другого (восьмая с точкой и шестнадцатая).

Синкопа (в пер. с греч. – пропуск, сокращение) – несовпадение ритмического и динамического акцентов с метрическим. (смещение сильной доли на слабую).

Остинато (в пер. с итал. – упрямый, упорный) – многократно повторяющийся

ритмический или мелодический оборот.

6. Диапазон (в пер. с греч. – через всё) – расстояние от самого низкого до самого высокого

звука, который может издать инструмент или голос.

  1. Регистр – часть звукового диапазона музыкального инструмента или голоса, содержащая

звуки, схожие по окраске (различают верхний, средний и нижний регистры).

  1. Динамика – сила звука, его громкость. Динамические оттенки – специальные термины,

определяющие степень громкости музыкального произведения.

  1. Темп (в пер. с лат. – время) – скорость движения музыки. В музыкальных произведениях

темп обозначается специальными терминами.

  1. Штрих (в пер. с итал. – направление, черта) – способ извлечения звука при пении, игре на музыкальных инструментах.

Основные штрихи:

Легато – связно, плавно

Стаккато – отрывисто, остро

Нон легато – отделяя каждый звук

  1. Фактура (в пер. с лат. – обработка, устройство) – музыкальная ткань произведения,

способ изложения музыки. Элементы фактуры: мелодия, аккорды, бас, средние голоса,

Основные типы фактуры:

Монодия (в пер. с греч. – песня одного певца) – одноголосие или одна мелодическая

Полифоническая фактура (в пер. с греч. – много звуков) – в ней музыкальная ткань

складывается из сочетания нескольких мелодических голосов. Каждый голос –

самостоятельная мелодия.

Гомофонно-гармоническая фактура или гомофония (в пер. с греч. – главный ведущий

звук) – в ней отчётливо различается ведущий голос – мелодия, а остальные голоса ей

аккомпанируют.

типы аккомпанемента:

аккордовый, бас – аккорд, гармонические фигурации.

Аккордовая фактура – это последовательность аккордов, в которых верхний голос

представляет собой мелодию.

  1. Тембр (в пер. с франц. – метка, отличительный знак) – особая окраска звука музыкального

октавы. Исполнители: Тамара Милашкина, Галина Вишневская, Монсеррат Кабалье и др.

Разновидность сопрано - Колоратурное сопрано.

Колоратура (в пер. с итал. – украшение) – быстрые виртуозные пассажи и мелизмы,

служащие для украшения сольной вокальной партии.

Меццо-сопрано – средний женский певческий голос с диапазоном «ля» малой октавы – «ля»

(«си бемоль») второй октавы. Исполнители: Надежда Обухова, Ирина Архипова,

Елена Образцова и др.

Контральто – самый низкий женский певческий голос с диапазоном «фа» малой октавы – «фа»

второй октавы. Исполнители: Тамара Синявская и др.

Исполнители: Леонид Собинов, Сергей Лемешев, Иван Козловский, Вадим Козин, Энрико

Карузо, Пласидо Доминго, Лучано Паваротти, Хосе Карерас и др.

октавы. Исполнители: Юрий Гуляев, Дмитрий Хворостовский, Тита Руффо и др.

Исполнители: Фёдор Шаляпин, Борис Штоколов, Евгений Нестеренко и др.

Вокальная музыка

Вокальные произведения могут быть исполнены с сопровождением на музыкальных инструментах и без сопровождения – а, капелла.

Вокальная музыка может исполняться:

Соло – одним певцом

Вокальным ансамблем – дуэт (2), трио (3), квартет (4) и т.д.

Хором – большой состав исполнителей от 15 человек и более.

Хоры

хоры могут быть различны по составу исполнителей:

Мужские

Женские

Детские

Смешанные

хоры могут быть различны по манере исполнения:

Академические – исполняющие классическую музыку и современные произведения, поющие

«прикрытым» «округлым» звуком.

Народные – поющие в особой манере «открытым» звуком.

Жанры вокальной музыки

Песня – наиболее распостранённый жанр вокальной музыки.

Народные песни родились и жили в народе. Никем не записанные устно передавались из поколения в поколение. Исполнитель был в то же время и творцом: в каждую песню привносил что-то своё, новое. Наиболее известные виды народно-песенного творчества – это колыбельные песни, детские игровые песни, прибаутки, плясовые, шуточные, хороводные, игровые, трудовые, обрядовые, исторические, былины, лирические песни.

Массовая песня как жанр стала развиваться с 20 х годов 20 века. Массовые песни близки народным потому что их любят и знают все, часто поют по-своему, слегка изменяя мелодию и не зная имени поэта и композитора. Этапы развития массовой песни: песни гражданской войны, песни 30 х годов, песни ВОВ и т.д.

Эстрадные песни получили большое распостранение во второй половине 20 века. Их исполняют с

эстрады исполнители – профессионалы.

Авторские (бардовские) песни наибольшую популярность получили в 60 е годы 20 века. В авторской песне поэт, композитор и исполнитель представлены в одном лице. Наиболее яркие её представители – Владимир Высоцкий, Булат Окуджава, Александр Розембаум, Сегей Никитин и др.

Романс – вокальное произведение для голоса с сопровождением.

Появились романсы в Испании, откуда распостранились по всей Европе. В Россию попали в 19 веке из Франции и сначала исполнялись только на французском языке. Вокальные произведения на русский текст назывались «российскими песнями».

С течением времени значение слова «романс» расширилось. Романсом стали называть произведение для голоса с сопровождением, написанное в более сложной форме, чем песня. В песнях мелодии куплета и припева повторяются, отражая общее содержание текста. В романсе же мелодия, меняясь, гибко следует за словом. Огромная роль отводится аккомпанементу (чаще всего – партии фортепиано)

Кантата и оратория.

Жанр оратории зародился в церкви. В Риме, в конце 16 века, когда верующие католики стали собираться в специальных помещениях при церкви – ораториях – для чтения и толкования библии. Их проповеди обязательно сопровождала музыка. Так возникли особые произведения на библейские сюжеты для солистов, хора и инструментального ансамбля – оратории. В 18 веке появились светские оратории т.е. предназначенные для концертного исполнения. Их первый создатель – Г.Ф.Гендель. Важно помнить, что в отличие от оперы, в оратории нет театрального действия.

В 17 веке появляется близкий оратории жанр – кантата – концертно-вокальная пьеса лирического, поздравительного или приветственного характера, состоящая из арий и речитативов. Исполнялась солистами или хором в сопровождении оркестра. (отличие от оратории – отсутствие сюжета)

Много замечательных кантат написал И.С.Бах.

В настоящее время стираются грани различия между ораторией и кантатой:

Теперь это - крупные многочастные вокально – симфонические произведения, основные темы которых: прославление Родины, образы героев, героическое прошлое народа, борьба за мир и т.п.

Ария – самый яркий сольный номер в опере.

Это вокальный монолог, в котором наиболее полно и разносторонне характеризуется герой и рисуется его музыкальный портрет. В классической опере ария по форме сложнее, чем песня.

К разновидностям арии относятся: ариозо, ариетта, каватина.

Перед ариями в опере обычно звучит речитатив.

Речитатив – род вокальной музыки, основанной на речевых интонациях.

Строится свободно, приближаясь к речи.

Месса - многочастное произведение церковной музыки для хора, солистов с инструментальным

сопровождением

Месса – воспоминание о страданиях, крестной смерти и воскрешении Христа. Происходит христианское таинство – благодарение, а хлеб и вино превращаются в тело и кровь Христа.

Месса состоит их обязательных песнопений:

· Kirie eleison – Господи, помилуй

· Gloria – слава в вышних Богу

· Credo – верую

· Sanctus – свят

· Benedictus – благословен

· Agnus Dei - Агнец Божий (напоминание о традиции резать ягнёнка в жертву, ведь Христос так же принёс себя в жертву)

Соединённые вместе эти песнопения одновременно показывают образ Божий и рассказывают о тех чувствах, что испытывает человек перед Богом.

Инструментальная музыка

Ансамбль инструментальный

(Ансамбль – совместно, согласно)

Камертон – инструмент в виде двузубой вилочки, издающий один звук «ля».

Изобретён в 1711 г. Джоном Шором.

С помощью камертона все музыканты настраивают свои инструменты для совместной игры.

Камерные ансамбли (от латин. слова камера – т.е комната) – небольшие устойчивые типы ансамблей, где инструменты хорошо уравновешивают друг друга по звучности.

Наиболее распостранёнными камерными ансамблями являются:

Струнный квартет – в его состав входят 2 скрипки, альт и виолончель

Струнное трио – в его состав входят скрипка, альт и виолончель

Фортепианное трио – в его состав входят скрипка, виолончель и фортепиано

Существуют ансамбли, состоящие только из скрипачей или только из арф и т.д.

Виды оркестров

Оркестр – коллектив музыкантов, совместно исполняющий инструментальную музыку.

Дирижёр – руководитель оркестра.

За многие годы способы дирижирования многократно менялись:

дирижёры находились за сценой, перед оркестром, за оркестром, в середине оркестра. Во время игры то сидели, то ходили. Дирижировали молча, пели, кричали во весь голос, играли на одном из инструментов.

Дирижировали огромным жезлом; рулоном бумаги, свёрнутой в трубку; ударами ноги, обутой в сандалии, подошвы которой были обиты железом; смычком; дирижёрской палочкой – баттутой.

Раньше дирижёры стояли спиной к оркестру. Немецкий композитор Рихард Вагнер в 19 в. нарушил эту традицию и повернулся лицом к оркестру.

Партитура – нотная запись многоголосного музыкального произведения, в которой объединены партии отдельных инструментов

Симфонический оркестр:

Рождение первых оркестров связано с появлением оперы в 16 – 17 в.в. Группу музыкантов помещали отдельно на специальной небольшой площадке перед сценой, которая называлась «орхестра». Набор инструментов в первых оркестрах был непостоянным: виолы (предшественницы скрипки и виолончели), 2-3-скрипки, несколько лютен, трубы, флейты, клавесин. Одновременно все эти инструменты звучали лишь во вступительной пьесе, которая в те времена называлась «симфония». Вплоть до 18 века композиторы искали наилучшее сочетание инструментов в оркестре.

Венские классики – Й.Гайдн и В.А.Моцарт – определили состав классического симфонического оркестра.

Современный симфонический оркестр насчитывает в своём составе до 100 музыкантов

Четыре основные группы симфонического оркестра

Иногда в оркестр включаются: арфа, орган, рояль, челеста (в пер. с итал. небесная – ударно-клавишный инструмент, напоминающий маленькое пианино. Тембр – нежный. хрустальный)

Духовой оркестр

В основном звучит на эстрадах, расположенных на открытом воздухе, сопровождает шествия, марши. Звучность его особенно мощная, яркая. Основные инструменты духового оркестра – медные: кларнеты, трубы, валторны. Есть и деревянные духовые: флейты, кларнеты, а в больших оркестрах ещё гобои и фаготы, а также ударные – барабаны, литавры, тарелки. Существуют произведения, написанные специально для духового оркестра, но часто исполняются симфонические произведения, оркестрованные для духового состава.

Эстрадный оркестр

Наиболее разнообразен по составу инструментов и размерам – от большого, похожего на симфонический, до совсем маленького, похожего скорее на ансамбль. В эстрадных оркестрах часто вводятся гавайские гитары, саксофоны и много ударных инструментов. Эстрадным оркестром исполняется: музыка танцевальная, различные разновидности песен, музыкальные произведения развлекательного характера, несложные по содержанию популярные классические произведения.

Знамениты эстрадные оркестры под руководством О.Лундстрема, П.Мориа, Б.Гудмена, и др.

Оркестр народных инструментов

Их составы различны, т.к. у каждого народа есть свои национальные инструменты. В России в оркестр народных инструментов входят

Струнные щипковые инструменты: домры, балалайки, гусли,

Духовые – свирели, жалейки, рожки, сопели, флейты

Баяны, гармоники

Большая группа ударных инструментов

Первый профессиональный оркестр народных инструментов был создан в 1888 г. под руководством известного музыканта В.В.Андреева.

Джаз – оркестры

В отличие от симфонического оркестра, в джазовом нет постоянного состава инструментов. Джаз – это всегда ансамбль солистов. В джаз оркестрах присутствует фортепиано, саксафоны, банджо, гитары. Могут быть включены струнные – смычковые, тромбоны, трубы и кларнеты. Очень велика и разнообразна группа ударных инструментов.

Основные особенности джаза - это импровизационность (способность солистов сочинять музыку прямо во время исполнения); ритмическая свобода.

Первые джаз - оркестры появились в Америке – самый известный мастер джаза: Луи Армстронг.

В России первый джаз - оркестр был создан Леонидом Утёсовым.

Строение музыкальных произведений. Музыкальная форма. Музыкальная тема.

Тема (в пер. с греч. – то, что положено в основу) – основная музыкальная мысль произведения. В одном произведении могут быть одна или несколько (как правило контрастных) тем.

Лейтмотив (в пер. с нем. – направляющий мотив) – фраза или целая тема, многократно

повторяемая в произведении.

Повторность – такое проведение темы, при котором она проходит несколько раз без изменений или с незначительными изменениями.

Секвентность – многократное повторение темы без изменений на разной высоте.

Вариантность – многократное повторение темы со значительными изменениями.

Мотивная разработка (развитие) – вычленение из темы ярких элементов (мотивов) и их

секвентное, регистровое, тембровое, тональное развитие.

Музыкальная форма

Форма (в пер. с латин. – образ, очертание) – построение музыкального произведения, соотношение его частей.

Элементы музыкальной формы: мотив, фраза, предложение.

Мотив (в пер. с итал. – основание) – наименьший элемент музыкальной формы. Как правило, мотив содержит один акцент и равен одному такту.

Фраза (в пер. с греч. – выражение) – элемент музыкальной формы, который содержит два или

несколько мотивов. Объём фразы от двух до четырёх тактов. Иногда фразы не делятся на мотивы.

Предложение – относительно законченный элемент музыкальной формы, состоящий из нескольких фраз. Объём предложения от четырёх до восьми тактов. Встречаются предложения не делимые на фразы.

Период – простейшая музыкальная форма, которая содержит законченную или относительно

законченную мысль. Период состоит из двух (реже трёх) предложений. Объём периода

от восьми до шестнадцати тактов. Периоды бывают:

Повторного строения (когда второе предложение повторяет первое буквально или с

небольшими изменениями. Схема: а + а или а + а 1)

Неповторного строения (когда второе предложение не повторяет первое. Схема: а + б)

Различают формы простые и сложные:

Простой – называют форму, в которой каждая часть не больше периода.

Сложной – называют форму, в которой хотя бы одна часть больше периода.

К любой из форм может быть дано вступление и заключение (кода).

Простая двухчастная форма

Музыкальная форма, состоящая из двух частей, каждая из которых не больше периода

Разновидности:

Репризная – где второе предложение второй части повторяет одно из предложений первой части

например:

Чайковский «Старинная французская песенка». Схема: А Б

а + а 1 б + а 2

Безрепризная – состоящая из двух разных периодов. Например:

Чайковский «Шарманщик поёт». Схема: А Б

а + б с + с 1

Простая трёхчастная форма

Музыкальная форма, состоящая из трёх частей, каждая из которых не больше периода.

Разновидности:

Репризная – где третья часть является повторением первой части буквально или с небольшими

изменениями. Например:

Чайковский «Марш деревянных солдатиков» Схема: А Б А

а + а 1 б + б 1 а 2 + а 3

Безрепризная – в которой третья часть не является репризой первой части. Например:

Чайковский «Неаполитанская песенка». Схема: А Б С

а + а 1 б + б с + с 1

Сложная трёхчастная форма

Трёхчастная репризная форма, в которой крайние части являются простой дву4хчастной или трёхчастной формой, а средняя часть контрастна крайним и представляет собой любую простую форму.

Например: Чайковский «Вальс». Схема:

а + а 1 б + б 1 с + с 1 а + а 1 б + б 1

(простая двухчастная) (период) (простая двухчастная)

Форма рондо

Рондо (в пер. с франц. – круг, хоровод) – музыкальная форма, в которой основная тема повторяется

не менее трёх раз, чередуясь с другими темами – эпизодами.

Основная тема называется рефрен (в пер. с франц. – припев).

Рефрен и эпизоды могут быть изложены в любой простой форме.

Схема: А Б А С А

Форма вариаций

Форма вариаций – музыкальная форма, в которой тема излагается повторно с изменениями.

Видоизменённое повторение темы называется вариацией (в пер. с латин. – изменение,

разнообразие).

В вариациях могут изменяться любые элементы музыкальной речи.

Количество вариаций от двух до нескольких десятков.

Тема может быть написана в любой простой форме. Но чаще всего – в простой двухчастной.

Схема: А А 1 А 2 А 3 А 4 и т.д.

Тема 1 вар. 2 вар. 3 вар. 4 вар.

Сонатная форма

Сонатная форма – музыкальная форма, основанная на сопоставлении развитии двух тем, обычно

контрастных.

Сонатная форма состоит из трёх разделов.

1 раздел – экспозиция (в пер. с латин. – показ) – завязка действия.

В экспозиции излагаются две основные темы – Главная и Побочная .

Главная тема звучит в основной, главной тональности произведения, а Побочная тема - в другой тональности.

Главная и Побочная темы соединяются Связующей темой.

Завершает экспозицию Заключительная тема.

2 раздел – разработка – драматический центр сонатной формы;

сопоставление, столкновение и развитие тем, изложенных в экспозиции. Для разработки характерна частая смена тональностей. Основной приём развития тем – мотивная разработка.

3 раздел – реприза – развязка действия.

Проведение материала экспозиции в главной тональности.

Экспозиция Разработка Реприза

Гл.т. Связ.т. Поб.т. Закл.т. Гл.т. Связ.т. Поб.т. Закл.т.

Т------------- D, VI, III T T

Циклические формы

Цикл – в пер. с греч. – круг.

Циклические формы – музыкальные формы, состоящие из нескольких самостоятельных

контрастных частей, объединённых одним замыслом.

Важнейшие циклические формы – сюита, сонатный цикл.

Сюита.

Старинная сюита (16 – 18 в.в.) – цикл разнохарактерных старинных танцев, написанных в одной

тональности.

Основные танцы старинной сюиты:

Умеренная алеманда (немецкий четырёхдольный)

Оживлённая куранта (французский трёхдольный)

Медленная сарабанда (испанский трёхдольный)

Быстрая жига (английский трёхдольный)

иногда в старинную сюиту включали менуэт, гавот, буре и другие танцы, а также нетанцевальные пьесы – прелюдию, фугу, арию, рондо.

Примеры старинных сюит в творчестве Г.Генделя, И.С.Баха, Ф.Куперена, Ж.Люлли, Ж.Рамо.

Новая сюита (19 – 20 в.в.) – цикл ярко контрастных пьес, написанных в разных тональностях.

В новой сюите преобладают нетанцевальные пьесы.

Примеры Новой сюиты:

П.И.Чайковский «Времена года»;

М.П.Мусоргский «Картинки с выставки»;

Э.Григ «Пер Гюнт»;

Н.А.Римский – Корсаков «Шехеразада»;

К.Сен – Санс «Карнавал животных».

Сонатный цикл - музыкальная форма, в которой хотя бы одна часть написана в сонатной форме.

Сонатный цикл для одного или двух исполнителей соло называется – соната;

для трёх исполнителей – трио;

для четырёх исполнителей – квартет;

для пятерых исполнителей – квинтет.

Сонатный цикл, написанный для симфонического оркестра, называется – симфония;

для солирующего инструмента и оркестра – концерт.

Трёхчастные циклы – соната, концерт.

Четырёхчастные циклы – симфония, квартет, квинтет.

Полифонические формы

Полифония (греческое poly - много, phone - голос, звук) - вид многоголосия, который появился намного раньше гомофонии и получил широчайшее распространение еще в XVI и XVII в.в. Здесь все голоса ведут свои самостоятельные и равно важные, одинаково выразительные мелодии.
В полифоническом искусстве возникли свои особые жанры: это пассакалья, чакона, инвенция и канон . Все эти пьесы используют прием имитации.

Имитация означает «подражание», то есть повторение мелодии в другом голосе.

Например, Канон основан на строгой, непрерывной имитации одной и той же мелодии во всех голосах. Голоса повторяют мелодию ведущего голоса, вступая раньше, чем эта мелодия окончится у предыдущего.
Вершина полифонического искусства – фуга. Наивысшего расцвета эта форма полифонии достигла в творчестве Иоганна Себастьяна Баха .
Слово «Фуга» произошло от латинского «бег». Сочиняется фуга по особым, весьма строгим законам. В основе фуги лежит, как правило, одна музыкальная тема - яркая, хорошо запоминающаяся. Это тема звучит последовательно в разных голосах. В зависимости от количества голосов, фуга может быть двухголосной, трехголосной, четырехголосной и т.д.
По строению фуга делится на три части:

Первая - экспозиция, где тема проводится по всем голосам. При каждом проведении темы ей сопутствует мелодия в другом голосе, называемая противосложением . В фуге есть участки, где тема отсутствует, это - интермедии, они располагаются между проведением темы.
Вторая часть фуги называется разработка, тема там подвергается развитию, проходя попеременно по разным голосам.
Третий раздел – реприза, здесь темы проходят в главной тональности. В репризе для ускорения музыкального развития часто используется прием стретта. Это такая имитиация, где каждое последующее проведение темы вступает раньше, чем она заканчивается в другом голосе.
К репризе примыкает кода, подводящая итог развития фуги.
Встречаются в музыкальной литературе фуги, написанные не на одну, а на две или даже три темы. Тогда они называются, соответственно, двойными и тройными. Очень часто фуге предшествует небольшая пьеса – фантазия, вариация или хорал. Но особенно популярны были циклы «прелюдия и фуга». И.С. Бах написал 48 прелюдий и фуг и объединил их в два тома под называнием «Хорошо темперированный клавир».

Инвенции

Слово инвенция в переводе с латинского означает «выдумка». Собственно выдумкой является тема инвенции – короткая выразительная мелодия. Далее строение инвенции почти не отличается от строения фуги, только всё гораздо проще и доступнее для исполнения начинающих музыкантов.

Тема – короткая выразительная музыкальная фраза, проходящая по очереди во всех голосах.

Противосложение – мелодия в другом голосе, сопутствующая проведению темы.

Интермедии – располагаются между проведениями темы.

Скачать:

Предварительный просмотр:

https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Игра «Угадай музыкальный инструмент» Задание: Назовите инструменты, исполняющие темы героев сказки С.С.Прокофьева «Петя и волк».

Гобой Какой инструмент исполняет тему Птички? Флейта

Какой инструмент исполняет тему Дедушки? Фагот Гобой

Флейта Какой инструмент исполняет тему Кошки? Кларнет

Флейта Какой инструмент исполняет тему Уточки? Гобой

Струнные смычковые Какие инструменты исполняют тему Пети? Деревянные духовые

Приглашаю вас на сказку «Петя и волк»

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

«Сказка по лесу идёт» Муз. В. Пшеничникова

Сказка по лесу идёт, Сказку за руку ведёт, Из реки выходит сказка, Из трамвая, из ворот.

Это что за хоровод? Это – сказок хоровод! Сказка – умница и прелесть, С нами рядышком живёт.

Чтобы, чтобы, чтобы снова Добрый Злова победил. Чтобы, Добрый чтобы Злова Стать хорошим убедил.

А за мной и за тобой Сказки бегают гурьбой. Обожаемые сказки Слаще ягоды любой.

В сказке солнышко горит, Справедливость в ней царит. Сказка умница и прелесть, Ей повсюду путь открыт!

Чтобы, чтобы, чтобы снова Добрый Злова победил. Чтобы, Добрый чтобы Злова Стать хорошим убедил.

Чтобы, чтобы, чтобы снова Добрый Злова победил. Чтобы, Добрый чтобы Злова Стать хорошим убедил.

Чтобы, чтобы, чтобы снова Добрый Злова победил. Чтобы, Добрый чтобы Злова Стать хорошим убедил.

Чтобы, чтобы, чтобы снова Добрый Злова победил. Чтобы, Добрый чтобы Злова Стать хорошим убедил.

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

«Инструменты симфонического оркестра в сказке С.Прокофьева «Петя и волк» Ответы к тестам:

Струнные смычковые Деревянные духовые Ударные № 1: Какие инструменты исполняют тему Пети? Задание №2:

Подумайте ещё! Подумайте ещё!

Правильно! Струнные смычковые

Задание №3: Флейта Гобой Кларнет Какой инструмент исполняет тему Кошки? № 2:

Не спешите!

Правильно! КЛАРНЕТ

Задание №4: Флейта Кларнет Гобой Какой инструмент исполняет тему птички? № 3:

Подумайте ещё!

ФЛЕЙТА Правильно!

Задание №5: Кларнет Фагот Какой инструмент исполняет тему Дедушки? № 4: Флейта

Подумайте ещё!

Правильно! ФАГОТ

Какой инструмент исполняет тему Уточки? Кларнет Гобой № 5: Флейта

Ай, яй, яй! Не спешите!

ГОБОЙ Правильно!

Предварительный просмотр:

Технологическая карта модели урока по программе «Искусство. Музыка» (Т.И.Науменко, В.В.Алеев)

Учитель музыки МБУ «Гимназия № 39» Малова Дарья Анатольевна

Тема: «Образ Великой Отечественной войны в Седьмой симфонии Д. Шостаковича».

Тип урока: урок открытия новых знаний

Класс 7

Цель урока: Воспитание части общей духовной культуры учащихся через музыкальное искусство, а так же развитие патриотизма в сознании школьников

Задачи урока:

1) Обучающая : формировать понятие о музыке Шостаковича, как музыке соответствующей духу времени; дать понятие о жанре симфонии на примере 7 симфонии Д. Шостаковича

2) Развивающая : развивать навыки эмоционально-осознанного восприятия симфонической музыки, умение анализировать музыкальное произведение, осознавать неразрывную связь между композиторской деятельностью и историческими событиями, контролировать свои учебные действия.

3) Воспитательная: воспитывать уважение, гордость и чувство благодарности по отношению к русскому народу, особенно, к поколению, пережившему Ленинградскую блокаду.

Основные понятия: симфония, кульминация, средства выразительности (динамические оттенки, темп, инструменты, тембр…)

Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, парная, самостоятельная

Оборудование: Методическое пособие, исторические справки, выдержки из биографии Д. Шостаковича, составленные учителем, карточки с заданиями по группам. экран, проектор, видео-фрагменты из жизни блокадного Ленинграда, музыкальный центр, записи фрагментов 7 симфонии Д. Шостаковича, аудио-нарезка песен военных лет, фотография памятника «Разорванное кольцо» (А3), презентация, лавровые листочки для венка.

Ход урока:

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Планируемые результаты УУД

I. Орг. момент

Определение темы занятия

Постановка целей занятия

Вступительное слово учителя, эмоциональный настрой на активную творческую работу.

Учитель ставит проблемный вопрос, ответить на который учащиеся смогут в конце урока.

Слушают, готовятся к восприятию

Составляют из отдельных слов фразу «Музы молчат, когда грохочут пушки» и обсуждают, какой знак (., ?, … или!) надо поставить в конце него. Определяют тему занятия, цели.

Организационная, психологическая готовность к занятию. Умение рассуждать, прислушиваться к чужому мнению, ставить перед собой цели. У мение оформлять свои мысли в устной форме; умение слушать и понимать речь других.

II. Актуализация знаний, введение их в контекст нового знания

Проводит фронтальную беседу с целью выяснения того, что дети узнали о жизни в Ленинграде во время блокады, биографические и музыковедческие сведения, необходимые для изучения темы.

Обращаясь по очереди к искусствоведам, историкам и биографам, учитель вместе с учениками открывает новое понятие «симфония», обстоятельства написания Д. Шостаковичем 7 симфонии и ее особенности.

Изучают предложенный текст, разделившись на 3 группы: историки, биографы и музыковеды. Участвуют в общей беседе, отвечая на поставленные учителем вопросы.

Участвуют в беседе, опираясь на свои знания и предложенный текст.

Умение ориентироваться в тексте, искать необходимую информацию, формулирование ответов на вопросы;

умение ориентироваться в своей системе знаний: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.

Открытие нового.

Настраивает на восприятие музыкальных фрагментов, цтитируя стихи И. Сачкова о том, в каких условиях исполнялась 7 симфония в блокадном Ленинграде.

Предлагает поработать со списком музыкальных образов.

Организует фронтальную беседу, в ходе которой проводится анализ музыкальных фрагментов (музыкальный образ и средства выразительности, с помощью которых автор создает этот образ)

Помогает учащимся сделать вывод о важности 7 симфонии Д.Шостаковича не только для жителей блокадного Ленинграда, но и для их потомков.

Организует возложение лаврового венка к памятнику «Разорванное кольцо» (фотография формата А3)

Организует исполнение 1 куплета пени «Поклонимся великим тем годам»

Слушают фрагменты симфонии.

Составляют, обсуждая в парах, перечень слов, характеризующих первый и второй фрагменты.

Участвуя в беседе, сообща, определяют черты музыкального образа первого и второго фрагментов, анализируют их с точки зрения средств музыкальной выразительности, определяют, к какой части симфонии относятся фрагменты.

Делают вывод о необходимости 7 симфонии для укрепления духа жителей блокадного Лениниграда,

Осмысливают свое отношение к этим людям.

Пишут на листах лавра и зачитывают небольшое послание ленинградцам. Возлагают венок из этих листьев лавра перед памятником «Разорванное кольцо»

Исполняют 1 куплет пени «Поклонимся великим тем годам» перед памятником «Разорванное кольцо»

Умение воспринимать музыку и

Коммуникативные: допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии; учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию.

Подведение итогов. Рефлексия.

Предлагает составить и записать в тетрадь определение понятия «симфония»

Возвращает учеников к проблеме, возникшей в начале урока и предлагает ее разрешить. Что помогло нам решить нашу проблему?

Составляют и записывают в тетрадь понятие «симфония»

Определяют, какой должна быть фраза, чтобы мы могли с ней согласиться («Когда грохочут пушки, музы не молчат!», «Когда грохочут музы, пушки молчат!» и др.)

Домашнее задание.

Предлагаю вам дома узнать, какие еще произведения были написаны в годы войны: рассказы, стихи, песни. И рассказать о них в классе.

Записывают домашнее задание а дневник.

Как называются музыкальные инструменты, изображённые ниже?

Какие инструменты солируют в этих музыкальных произведениях?

1. К. Сен-Санс. «Лебедь» из сюиты «Карнавал животных»

2. И. Бах. «Шутка» из оркестровой сюиты си минор

3. Н. Римский-Корсаков. «Полёт шмеля» из оперы «Сказка о царе Салтане»

4. А. Лядов. «Шуточная» из «Восьми русских песен для оркестра»

5. П. Чайковский. «Вальс цветов» (основная тема) из балета «Щелкунчик»

6. Н. Римский-Корсаков. Тема Шахерезады из симфонической сюиты «Шахерезада»

7. К. Сен-Санс. «Слон» из сюиты «Карнавал животных»

8. П. Чайковский. «Танец Феи Драже» из балета «Щелкунчик»

9. С. Прокофьев.Тема дедушки из симфонической сказки «Петя и волк»

Инструменты: валторны, виолончель, кларнет, контрабас, скрипка, фагот, флейта, флейта-пикколо, челеста.

Кроссворд


По горизонтали . 3. Скорость исполнения музыкального произведения. 4.Медный духовой инструмент с выдвижной трубкой-кулисой. 5. Низкий мужской голос. 6. Соотношение звуков по длине, чередование длительностей. 8. Окраска звука, присущая голосу или инструменту. 10.Медный духовой инструмент, название которого переводится как «лесной рог». 12. Высокий мужской голос.

По вертикали . 1. Последовательность аккордов, их сочетание между собой.

2. Высокий струнно-смычковый инструмент. 5. Средний мужской голос. 7.Самый низкий из группы струнно-смычковых инструментов. 9. Шумовой ударный инструмент. 11. Деревянный духовой инструмент.

Диагностическая работа по музыке для 6 классов

Инструкция для учащихся.

Период выполнения диагностической работы 1 урок.

Работа состоит из 3 частей, включающих в себя 14 заданий.

Часть 1

Задания 1-10

К каждому заданию приводится три варианта ответа, из которых только один верный. Впишите в бланк ответа в соответствии с цифрой задания правильную букву.

Часть 2

Задания 11-12

Выбор правильного ответа на соответствие термина и его определения, автора музыки и его произведения.

Впишите в бланк ответа в соответствии с цифрой задания правильную букву.

Часть 3

Задания 13-14

13. В конце задания имеются слова, которые необходимо по смыслу вставить в текст. Данные слова впишите в бланк ответов.

14. Следует дать развёрнутое пояснение в бланке ответов.

При выполнении заданий Вы можете пользоваться черновиком. Обращаем Ваше внимание на то, что записи в черновике не будут учитываться при оценивании работы.

Баллы, полученные Вами за все выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.

Желаем успеха!

Часть I

1. Литературные произведения, которые в древности принято было не рассказывать, а петь:

а) загадки;

б) сказки;

в) былины.

2. Музыкальное произведение, предназначенное для пения без слов:

а) вокализ;

в) романс.

3. Торжественная государственная песня:

в) кантата.

4.Произведение для симфонического оркестра и солирующего инструмента:

а) концерт;

в) симфония.

5. Подберите правильное определение слову полифония :

а) в переводе с греческого это слово означает многозвучие – вид многоголосия, которое основано на одновременном сочетании двух и более самостоятельных мелодий.

б) музыкальная форма, состоящая из многократного повторения основного раздела – рефрена, с которым чередуются эпизоды.

в) музыкальная форма, состоящая из темы и её видоизмененных повторений.

а) композитор М. И. Глинка и поэт В.Гёте

б) композитор М. И. Глинка и поэт А.С.Пушкин;

в) композитор П.И.Чайковский и поэт А.С.Пушкин.

7. Н. А. Римский-Корсаков написал к 100-летию А. С. Пушкина оперу:

а) «Садко»;

б) «Снегурочка»;

в) «Сказка о царе Салтане».

8. Санкт-Петербургская консерватория носит имя:

а) М.И.Глинки;

б) Н. А. Римского-Корсакова;

в) П. И. Чайковского.

9. Государственная академическая капелла Санкт-Петербурга носит имя:

а) М.И.Глинки;

б) Н. А. Римского-Корсакова;

в) П. И. Чайковского.

10. Из перечисленных фамилий выберите только фамилии известных вам русских композиторов:

а) К.И.Чуковский, А.С.Пушкин, Н.В. Некрасов;

б) Ф.Шуберт, Э.Григ, Л.Бетховен;

в) В.Кикта, В.Гаврилин, С.Рахманинов.

Часть II

11. Установите соответствие между названиями средств выразительности с их определениями:

12.Сопоставьте названия произведений и композиторов:

Часть III

    Вставить пропущенные слова по смыслу:

В своём дневнике художник В.Борис-Мусатов пишет о взаимопроникновении музыки и живописи:

« Я сижу дома и задаю ____________________ себе одному.

В них вместо ______________все краски. Я _______________________________.

Мечты мои всегда впереди. Они мне создают целые _________________________.

Мои помыслы – краски, мои краски - __________________».

Слова: импровизация, напевы, звуки, концерты, симфонии.

    Обоснуйте выбор слов-терминов.

Вверх