Современные немецкие композиторы список. Знаменитые немецкие композиторы и музыканты

Биография.

Vater von Carl Orff, Offizier, spielte Klavier und mehrere Streichinstrumente. Seine Mutter war auch eine gute Pianistin. Sie entdeckte ihr Sohn Begabung f?r Musik und begann seine Ausbildung. Die RUF hat gelernt, mit 5 Jahren Klavier zu spielen. Im Alter von neun Jahren schrieb er sein eigenes Puppentheater lange und kurze musikalische Ausschnitte. Alle jungbulle Kindheit an von Musik umgeben war, seine Eltern waren vier H?nde spielen, abends und sonntags. RUF bemerkt anschlie?end "?berall war Musik, beeinflusst mich, lassen Sie mich in der Kindheit und ist nicht direkt beteiligt Familienkonzerte.

Отец Карла Орфа, офицер, играл на фортепиано и нескольких струнных инструментах. Его мать также была хорошей пианисткой. Именно она обнаружила у сына талант к музыке и занялась его обучением. Орф научился играть на пианино в 5 лет. В возрасте девяти лет он уже писал длинные и короткие музыкальные отрывки для своего собственного кукольного театра. Все детство мальчика прошло в окружении музыки, его родители играли в четыре руки по вечерам и по воскресеньям. Орф впоследствии заметил «повсюду была музыка, которая влияла на меня, пусть я в младенчестве и не принимал непосредственного участия в семейных концертах».

Надпись на могиле Карла Орфа в Андексе

Человеку после происхождения его собственной фамилии обычно интересны фамилии разных выдающихся деятелей – политиков, ученых, деятелей культуры и т. д. На этой странице предлагаю ознакомиться с этимологиями фамилий ряда известных немецких и австрийских композиторов.


Поясню один термин, встречающийся почти в каждой статье о фамилии. Это – средневерхненемецкий (нем. mittelhochdeutsch, сокращенно mhd. ). Так обозначают период в истории немецкого языка – примерно с 1050 г. по 1350 г. Формирование немецких фамилий в этот период уже активно происходило, поэтому для основ фамилий приводят форму слова, какую оно имело в тот период. Это как бы исходная точка в истории фамилии. Как правило, фонетическая форма фамилий с того времени довольно сильно изменилась, в соответствии с закономерностями развитии звукового строя немецкого языка. Иной раз выявленные лексические источники основ фамилий в современном языке уже не встречаются. Тем самым фамилии служат как бы "музеем" их хранения. Поскольку в средневерхненемецкий период не было языкового единства (главной формой существования языка были многочисленные диалекты), то можно встретить и такой, например, термин, как средненижненемецкий, указывающий на то, что речь идет о нижненемецком ареале (преимущественно север Германии). Средневерхненемецкому периоду прешествовал древневерхненемецкий (сокр. др.-в.-н., нем. ahd.). К этому периоду ономасты обычно апеллируют при этимологизации личных имен.

Иоганн Себастьян Бах / нем. Johann Sebastian Bach (1685–1750) – немецкий композитор и органист, представитель эпохи барокко. Один из величайших композиторов в истории музыки. Самый известный музыкант из рода Бахов, известного своей музыкальность.


Немецкие ономасты предлагают две версии происхождения этой фамилии. С немецкого Bach переводится как ‘ручей’. Соответственно фамилия эта могла произойти от прозвища, указывающего на место проживания – у ручья. Далее от нарицательного Bach произошло множество названий населенных пунктов. Нетрудно догадаться, что все они возникли на берегу какого-нибудь ручья. Поэтому фамилия Bach может также указывать на выходцев из населенного пункта Bach. Такую фамилию давали в том случае, если человек переезжал на новое место. Ведь в самом Бахе нет никого смысла давать фамилию Бах, поскольку функцию различения людей она не сможет нормально выполнять.


В Германии и Австрии довольно много однофамильцев великого композитора. По состоянию на 31.12.2002 г. в телефонных справочниках Германии насчитывалось 8876 Бахов. В пересчете на все население страны она занимает 239-е место в частотном списке фамилий. При этом современная Тюрингия, где расположен родной город Баха Эйзенах, по удельному весу носителей этой фамилии занимает только 9-е место. На первом же месте – земля Северный Рейн – Вестфалия. В Австрии же Бахов поменьше – 205 (по состоянию на 31.12.2005 г.) и в пересчете на все население она занимает 2199-е место.

Людвиг ван Бетховен / нем. Ludwig van Beethoven (1770–1827) – великий немецкий композитор, дирижёр и пианист.


Его предки были крестьянами и ремесленниками из фламандского Мехелена (сейчас в Нидерландах), откуда они переселились в вестфальский Бонн. Предлог van – нижнефранкский диалектный вариант предлога von ‘из’. Биографы композитора полагают, что фамилия происходит от топонима Betuwe – название местности в современной провинции Гелдерланд на востоке Нидерландов. В тоже время, ономасты связывают фамилию композитора с одноименными топонимами в бельгийской Фландрии. Кроме того, ономасты предлагают объяснять эту фамилию из vom Rübenhof ‘со свекольного двора’ (т.е. крестьянского хозяйства, занимающегося выращиванием свеклы). При этом они указывают на заимствование из латинского beta, которое сначала означало ‘корень мангольда’, а затем ‘свекла’.


Если судить по телефонным справочникам, то для современной Германии и Австрии фамилия композитора уникальна – других ее носителей нет.

Иоганнес / нем. Johannes Brahms (1833–1897) – немецкий композитор и пианист, один из главных представителей периода романтизма.


Немецкие ономасты предлагают несколько этимологий этой фамилии.


1. Патроним (сильный генетив) от краткой формы мужского имени Abraham/Абрахам.


2. Патроним (сильный генетив) к Brahm: ‘сын того, кто живет у куста дрока или ежевики’.


3. Из средневерхненемецкого bramhus ‘дом у куста дрока или ежевики’. В этом случае прозвище, из которого возникла фамилия, указывало на место проживания.


Фамилия Brahms в Германии довольно редкая – 190 носителей в телефонных справочниках (по состоянию на 31.12.2002 г.).

Вильгельм Рихард / нем. Wilhelm Richard Wagner (1813–1883) – немецкий композитор, дирижер, драматург (автор либретто своих опер), философ. Крупнейший реформатор оперной музыки.


Этимология его фамилии прозрачна и не представляет особого труда для раскрытия. В ее основе название профессии: из средневерхненемецкого wagener ‘каретник, каретный мастер’. В современном литературном языке эта профессия обозначается словами Wagenbauer, Wagenmacher. Фамильная форма Wagner – южнонемецкая (oberdeutsch) и в Германии по своей частоте занимает 7-е место (на 31.12.2002 г. – 82074 носителей (данные телефонных справочников). Наиболее густо она представлена в земле Бавария. В нижненемецком (niederdeutsch) ареале, т. е. на севере Германии распространены ее варианты Wegener и Wegner . Другие территориальные модификации: Wahner, Wähner, Wehner, Weiner. В разных регионах Германии для обозначения профессии каретника употреблялись другие слова, от которых также образовывались фамилии: Rademacher, Rademaker (северо-запад), Stellmacher (северо-восток), Ass(en)macher (из средневерхненемецкого asse ‘ось’, в Рейнской области).

Карл Мария Фридрих Август (Эрнст) фон / нем. Carl Maria von Weber (1786–1826) – немецкий композитор, дирижер, пианист, музыкальный писатель, основоположник немецкой романтической оперы. Его фамилия семантически прозрачна. Восходит к средневерхненемецкому wëbære ‘ткач’. В современном немецком для обозначения этой профессии тоже используется слово Weber.


Это одна из самых частых фамилий Германии. На 31.12.2002 г. в телефонных справочниках было 88544 Веберов. В пересчете на все население страны эта фамилия занимала 5-е место. Наиболее густо она представлена в земле Северный Рейн – Вестфалия (композитор Вебер, напомним, родился как раз в Вестфалии).

Франц Йозеф / нем. Franz Joseph Haydn (1732–1809) – австрийский композитор, представитель венской классической школы, один из основоположников таких музыкальных жанров, как симфония и струнный квартет.


Haydn – региональная разновидность фамилии Heiden. По мнению немецких ономастов, у фамилии Heiden. может быть одна из следующих этимологий.


1. Прозвище от средневерхненемецкого и средненижненемецкого heiden ‘язычник, идолопоклонник’, средневерхненемецкое heiden ‘языческий’. Возможно, такое прозвище дали участнику крестовых походов в страну "неверных", в "святую" землю.


2. Из омонимичного топонима (такой есть, например, в земле Северный Рейн – Вестфалия).


3. Из краткой формы к мужскому личному имени Heidenrich / Гейденрих: др.-в.-н. heit ‘существо’ + rīchi ‘могущественный’.


В Австрии фамилия Haydn на 31.12.2005 г. встретилась у 161 человека и занимала 2995-е место в частотном списке фамилий. В Германии эта фамилия встретилась у 208 человек (по состоянию на 31.12.2002 г.). В пересчете к общей численности населения Германии и Австрии в Австрии фамилия Haydn является более распространенной. При этом надо заметить, что в самой Германии эта фамилия тяготеет к югу, к границе с Австрией – порядка 80% всех немецких граждан с этой фамилией живут в земле Бавария. Иная ситуация с фамилией Heiden, с которой у фамилии Haydn общие лексические источники. В Германии она представлена шире, чем в Австрии: соответственно 1858 и 92 носителей. Причем в Германии она тяготеет к северо-западу – более 35% ее носителей живут в земле Северный Рейн – Вестфалия. Учитывая вышесказанное, из этмологий фамилии Haydn следует, очевидно, исключить вторую версию (от топонима на северо-западе Германии).

Георг Фридрих / нем. Georg Friedrich Händel (1685–1759) – немецкий композитор эпохи барокко, известный своими операми, ораториями и концертами.


Специалисты по немецкой ономастике предлагают четыре этимологии для этой фамилии.


1. Производное слова Hand ‘кисть руки’ + уменьшительно-ласкательный суффикс -l.


2. Вариант фамилии Hanel/Hänel (из имени Johannes/Иоганнес ) с добавочным интервокальным согласным -d- (или же непосредственно из указанных производных этого личного имени).


3. На юго-востоке Германии это может быть вариантом фамилии Heindel (из уменьшительно-ласкательной формы мужского имени Heinrich/Генрих ).


4. Из прозвища от средневерхненемецкого handel ‘торговля, действие, деятельность, событие, судебное разбирательство, объект торговли, товар, что имеется под рукой’.


Фамилия Händel в телефонных справочниках Германии встречается 1023 раза (на 31.12.2002 г.). В пересчете на все население страны это относительно часто. В Австрии же она очень редка – всего 6 носителей (на 31.12.2005 г.).

Вольфганг Амадей (полное имя Иоганн Хризостом Вольфганг Теофил Моцарт) / нем. Joannes Chrysostomus Wolfgang Theophilus Mozart (1756–1791) – австрийский композитор, инструменталист и дирижер, скрипач-виртуоз, клавесинист, органист.


/ нем. Strauß, Srtauss Фамилия династии австрийских музыкантов.
Наиболее известные: Иоганн (старший) (1804–1849) - композитор, дирижер и скрипач. Его сыновья: Иоганн Штраус (младший) (1825–1899) - композитор, дирижер и скрипач; Йозеф Штраус (1827–1870) – композитор; Эдуард Штраус (1835–1916) – композитор и дирижер.


Хотя фамилия Strauss в современных справочниках часто пишется с ß на конце, большинство представителей свою фамилию всегда писали с двумя ss . При этом первая и вторая записывалась разными типографскими знаками (т.н. длинным и круглым s ) – Strauſs . И только Эдуард Штраус писал с ß.


В отношении фамилии выдвигают четыре версии.


1. Из прозвища от средневерхненемецкого struz, strus ‘птица страус’. Такое прозвище могли дать по перу страуса, украшавшему шлем. Или же по характерному взгляду – в раннем рыцарском эпосе "Титурель" (около 1270 г.) есть сравнение din ougen sullen dem strouze gelichen (‘твои глаза, как у страуса’). Самое раннее упоминание фамилии – у жителя Магдебурга (около 1162 г.: Heinric Struz.


2. Среди немецких фамилий есть группа фамилий, восходящих к т. н. именам домовладений. Их могли давать по разным причинам, например, по предмету на гербе или вывеске. К имени домовладения восходит вторая часть в именовании жителя нижнесаксонского Эшеде – Heyne vamm Strause (около 1428/38 г.)


3. Из прозвища от средневерхненемецкого struz ‘сопротивление, раздор, конфликт, поединок’, которое мог получить скандальный, неуживчивый человек.


4. По месту проживания от от средневерхненемецкого struz ‘кустарник’.


Нетрудно увидеть, что неоднозначность этимологии в данном случае объясняется многозначностью предполагаемого исходного слова struz.


Фамилия Штраус встречается и а Австрии, и в Германии. Причем в Германии несколько чаще. На 31.12.2002 в немецких телефонных справочниках было 1193 Штрауса, что в пересчете на все население страны дает 316-е место в частотном списке фамилий. В Австрии на 31.12.2005 г. было 643 Штраусов, что позволяет этой фамилии занимать 383-е место.

Франц Петер / нем. Franz Peter Schubert (1797–1828) – великий австрийский композитор, один из основоположников романтизма в музыке.


Фамилия Шуберт имеет довольно прозрачную семантику. Она восходит к средневерхненемецким schuochwürhte, schuochworhte, schuchwarte ‘сапожник’. То есть входит в группу фамилий от названий профессий. В Австрии на 31.12.2005 г. проживало 989 Шубертов. В частотном списке она там занимала 276-е место. В Германии же она намного частотнее. На 31.12.2002 г. в телефонных справочниках было 27558 Шубертов. В пересчете ко всему населению страны она занимала 50-е место.

Роберт / нем. Robert Schumann (1810–1856) – немецкий композитор, дирижер, музыкальный критик, педагог.


Фамилия относится к группе отпрофессиональных фамилий (Berufsfamiliennamen), т. е. в ее основе лежит название профессии. Это средневерхненемецкое schuochman ‘сапожник’. Любопытно, что и основа фамилия композитора Франца Шуберта также переводится как ‘сапожник’. В немецком литературном языке профессия сапожника обозначается прежде всего словом Schuster, реже употребляется существительное Schuhmacher. От этих двух слов у немцев также образованы фамилии. Интересно посмотреть на соотношение этих трех фамилий, имеющих отношение к названию профессии сапожника, в Германии.


Если обратиться к телефонным справочникам (по состоянию на 31.12.2002 г.), то выясняется, что самой частотной из этой троицы является Schuster – 22377 носителей и 64-е место в частотном списке немецких фамилий. Фамилия Schumann встречается несколько реже и с 13632 носителями занимает 137-е место. Самая редкая из трех – Schuhmacher (всего 2981 абонент и 988-е место). Но различия касаются не только частоты, но и регионов распространения. Так, фамилия Schuster чаще всего встречается в Баварии (около 40% всех Шустеров). Фамилию Schuhmacher чаще всего можно встретить в Баден-Вюртемберге (более 40% всех Шумахеров). А вот фамилия Schumann преобладает в Саксонии (около 20% всех Шуманов). Стоит напомнить, что родной город Роберта Шумана – Цвиккау – расположен как раз в Саксонии. То есть вполне закономерно, что далекий предок композитора стал Шуманом, а не Шустером или Шумахером.


© Назаров Алоис

Германия является родиной многих выдающихся композиторов и музыкантов: Иоганна Себастьяна Баха, Рихарда Вагнера, Иоганнеса Брамса и др. Кроме того, это одна из немногих стран, оказавших значительное влияние на становление в мире таких музыкальных жанров, как поп, рок и электроника.

Отцом классической музыки в Европе по праву считается Иоганн Себастьян Бах , родившийся в 1685 году в немецком городке Айзенах. С ранними годами жизни этого прославленного композитора можно познакомиться, посетив музей Баха , расположенный в его родном городе. Наследие Иоганна Себастьяна Баха хранится в музее в Лейпциге , открытом на территории дома, где композитор провел последние годы своей жизни.

Музей Баха в Лейпциге, Германия (Фото © Appaloosa_LE / commons.wikimedia.org/ Лицензия CC-BY-SA-3.0)


Одним из выдающихся современников Баха был Георг Фридрих Гендель , родившийся в 1685 году в Галле. Ознакомиться с его жизнью и творчеством можно в доме-музее композитора, расположенном в его родном городе. Музыка Генделя вдохновила многих талантливых венских композиторов.

Знаменитые творения Георга Фридриха Генделя:

  • Оркестровые сюиты «Музыка на воде » (Water Music).
  • Оратория «Мессия » (Messiah).
  • Сюита «Музыка для королевского фейерверка » (Music for the Royal Fireworks).

В 1809 году в Гамбурге родился еще один будущий композитор, прославившийся на весь мир, – Феликс Мендельсон-Бартольди . Он открыл миру не только свою музыку, но и великолепные композиции Баха. Самым известным произведением композитора является «Свадебный марш », также известный как «Марш Мендельсона », созданный в 1842 году для пьесы «Сон в летнюю ночь».

В 1813 году в Лейпциге родился Рихард Вагнер , которому было суждено в будущем стать ведущим композитором Германии XIX ст. Его творчеством восхищался баварский монарх Людвиг II, а Адольф Гитлер сделал композитора иконой фашистского режима.


Портрет Рихарда Вагнера (Фото © Jean Christen / commons.wikimedia.org / Лицензия Gemeinfrei)

Знаменитые произведения Рихарда Вагнера:

  • «Валькирия » (Die Walküre).
  • «Тристан и Изольда » (Tristan und Isolde).
  • «Лоэнгрин » (Lohengrin).
  • «Летучий голландец » (Der Fliegende Hollaender).
  • «Гибель богов » (Götterdämmerung).

В 1833 году в Гамбурге родился Иоганнес Брамс , который в будущем прославился своими симфониями, фортепианными и камерными концертами. Он стал одним из главных представителей эпохи романтизма.

Среди самых известных произведений Иоганнеса Брамса:

  • Немецкий реквием (Ein deutsches Requiem).
  • Три венгерских танца .
  • Четыре симфонии : №1, 2, 3 и 4.
  • Двойной концерт для скрипки и виолончели .

В Берлине в 20-х гг прошлого столетия вырос венский композитор Арнольд Шёнберг , осуществивший переворот в классической музыке. А его ученик, Ганс Эйслер , после возвращения в Восточную Германию из изгнания, написал национальный гимн ГДР «Восставшая из руин » (Auferstanden aus Ruinen).

Современная музыка

Огромной популярностью в Германии пользуется джаз . На территории страны открыто множество джаз-клубов. Самым известным немецким композитором и исполнителем данного музыкального стиля является Тиль Брёнер , выпустивший в 2006 году вместе с итальянской певицей Меделейн Пейру и бывшей первой леди Франции Карлой Бруни свой альбом «Oceana ».

Одним из самых известных немецких музыкальных коллективов, которые прославились за пределами Германии, стала группа Scorpions . Свои песни группа исполняла на английском языке. Еще одной известной за рубежом группой стала Rammstein , прославившаяся за свои провокационные тексты и откровенные видеоклипы.

Из популярных инструментальных групп стоит отметить Kraftwerk и Tangerine Dream . Группа Kraftwerk заложила основы музыкального стиля техно, положившего начало всемирно известному берлинскому Параду Любви в данном стиле.

Такие легендарные участники движения «Новой немецкой волны » (Neue Deutsche Welle), как эпатажная певица Нина Хаген , парк-группа Die Toten Hosen и рок-группа Die Aerzte , никогда не будут забыты. Их произведения до сих пор звучат повсюду в Германии.

Оркестры

Поклонникам оркестровой музыки обязательно следует посетить концерты:

  • Берлинского филармонического оркестра (Berliner Philharmoniker). Это самый престижный и крупный оркестр в Германии, основанный в 1882 г.
  • Берлинского камерного симфонического оркестра (Philharmonisches Kammerorchester Berlin), созданного в 1991 г. Он фокусируется преимущественно на произведениях 20-х гг прошлого столетия.
  • Дрезденского филармонического оркестра (Dresdner Philharmoniker), основанного в 1870 г.
  • Лейпцигского оркестра Гевандхауза (Gewandhausorchester Leipzig), который ведет свою давнюю историю с 1743 г. Это один из ведущих оркестров Германии Он был назван в честь своего основного зала.
  • Мюнхенского симфонического оркестра (Munich Symphonic Sound Orchestra), музыканты которого играют на классических инструментах, а также на ударных, синтезаторе и электрогитаре.

Победы на Евровидении

Германия является одной из немногих стран, которые принимают участие в Евровидении с первого года его создания. Страна завоевала награды на этом престижном музыкальном конкурсе в:

  • 1982 г (Харрогейт, Великобритания) – певица Николь , выступившая с песней «Ein bißchen Frieden ».
  • 2010 г (Осло, Норвегия) – певица Лена Майер-Ландрут . Победу певице принесла песня «Satellite ».

(Фото © pxhere.com / Лицензия CC0 Public Domain)

Как мы экономим на отелях до 25%?

Все очень просто – мы используем специальный поисковик RoomGuru по 70 сервисам бронирования отелей и квартир с наилучшей ценой.

Бонус на аренду квартир 2100 рублей

Вместо отелей можно забронировать квартиру (дешевле в среднем в 1,5-2 раза) на AirBnB.com , очень удобный всемирный и известный сервис аренды квартир с бонусом 2100 рублей при регистрации

Топики на немецком языке с переводом

Знаменитые немецкие композиторы и музыканты

Clara Wieck und Robert Schumann – Клара Вик и Роберт Шуман

Ich möchte über die erste Liebe von Clara Wieck und Robert Schumann erzählen. Я хотел бы рассказать о первой любви Клары Вик и Роберта Шумана.

Beide lebten in der Stadt Leipzig. Оба жили в городе Лейпциге.

Sie besuchten die Musikschule und lernten dort kennen. Они посещали музыкальную школу и познакомились там.

Sie verliebten sich. Они влюбились друг в друга.

Aber der Vater von Clara, Musiklehrer von Beruf, war gegen diese Liebe. Но отец Клары, учитель музыки по профессии, был против этой любви.

Er wollte, dass seine Tochter die berühmte Pianistin wurde. Он хотел, чтобы его дочь стала знаменитой пианисткой.

Seiner Meinung nach wird diese Liebe ihr (Clara) stören. По его мнению, эта любовь будет ей (Кларе) мешать.

Aber die jungen Menschen heirateten sich. Но молодые люди поженились.

Diese Geschichte geschah vor fast 200 Jahren in Leipzig. Эта история произошла почти 200 лет назад в Лейпциге.

Clara wurde zur berühmten Pianistin und Robert – zum berühmten Komponist. Клара стала знаменитой пианисткой, а Роберт – знаменитым композитором.

Der Traum des Claras Vaters wurde real (reell). Мечта отца Клары осуществилась.

Знаменитые немецкие композиторы и музыканты

Wolfgang Amadeus Mozart – Вольфганг Амадей Моцарт

Wolfgang Amadeus Mozart war der berühmte österreichische Komponist und Musiker. Вольфганг Амадей Моцарт был знаменитым австрийским композитором и музыкантом.

Er lebte im 18. Jahrhundert. Он жил в 18 веке.

Er hatte eine Schwester. У него была сестра.

Seine Schwester spielte Klavier gut. Его сестра хорошо играла на фортепиано.

Das Kind war sehr talentiert. Ребенок был очень талантливым.

Der Vater war Musiker und Kapellmeister. Отец был музыкантом и капельмейстером.

Er machte auf das Talent seines Sohnes aufmerksam. Он обратил внимание на талант своего сына.

Der Vater gab ihm täglich die Musikstunden. Отец ежедневно давал ему уроки музыки.

Mit 4 Jahren spielte er ausgezeichnet Klavier und Geige. С 4 лет он отлично играл на фортепиано и скрипке.

Schon mit fünf Jahren gab das Kind sein erstes Konzert. Уже в 5 лет ребенок дал свой первый концерт.

Man nannte ihn ein Wunderkind. Его называли вундеркиндом.

Die Kinder, mit dem Vater an der Spitze, besuchten viele Länder von Europa. Дети во главе с отцом посетили многие страны Европы.

Sie traten vor dem Publikum auf und hatten einen großen Erfolg. Они выступали перед публикой и имели большой успех.

Als Komponist hatte er in damaliger Zeit keinen Erfolg. Как композитор он в то время не имел успеха.

Seine wunderschönen Werke wurden nicht gespielt. Его восхитительные произведения не играли.

Er lebte in Not. Он жил в нужде.

Er wurde schwer krank und starb 1791 im Alter von 35 Jahren. Он тяжело заболел и умер в 1791 году в возрасте 35 лет.

Während seines kurzen Lebens schuf er sehr viele Konzerte, Opern, Symphonien. За свою короткую жизнь он создал много концертов, опер, симфоний.

Das sind „Figaro Hochzeit“, „Don Juan“, „Die Zauberflöte“. Это «Свадьба Фигаро», «Дон Жуан», «Волшебная флейта».

Aber später nach seinem Tode wurden seine Werke sehr populär. Но позже, после его смерти, его произведения стали очень популярными.

Heute begeistert seine Musik die Menschen. Сейчас его музыка восхищает людей.

Man sagt, dass seine Musik heilt. Говорят, что его музыка лечит.

Шуман Роберт Александер, немецкий композитор.
Родился 8 июня 1810 г. в городе Цвиккау в семье книгоиздателя. Занятия музыкой начал с семи лет.

В своём творчестве композитор уделял большое внимание фортепианной музыке. Большая часть фортепианных произведений Шумана — это циклы из небольших пьес лирико-драматического, изобразительного и «портретного» жанров, связанных между собой внутренней сюжетно-психологической линией. Вместе с произведениями вариационного и сонатного типов у Шумана есть фортепьянные циклы, построенные по принципу сюиты или альбома пьес: «Фантастические отрывки», «Детские сцены», «Альбом для юношества».
«Альбом для юношества» ор.68 был создан Робертом Шуманом в 1848 году. История его создания тесно связана с личным, отцовским музыкальным опытом. В октябре Шуман писал своему другу Карлу Рейнеке - ’’первые пьесы я написал ко дню рождения моей старшей дочери, а потом и остальные’’. Первоначальное название сборника «Рождественский альбом». Помимо нотного материала черновая рукопись включала в себя наставления юным музыкантам, в краткой афористической форме раскрывающие художественное кредо Шумана. Он планировал расположить их между пьесами. Идея эта осуществлена не была. Впервые афоризмы, число которых увеличилось с 31 до 68, были опубликованы в «Новой музыкальной газете» в специальном приложении под заглавием « Домашние и жизненные правила для музыкантов», а затем перепечатаны в приложении ко второму изданию. Успеху первого издания «Альбома для юношества» немало способствовал его титульный лист, оформленный известным немецким художником, профессором Дрезденской Академии художеств Людвигом Рихтером. Сын художника, Генрих Рихтер был учеником Шумана по композиции в 1848-49 годах. Шуманом были указаны десять наиболее важных, по его мнению пьес, к которым по его пояснениям и были созданы художником виньетки на обложку издания. Это пьесы - Время сбора винограда, Первая утрата, Веселый крестьянин, Хороводная, Весенняя песнь, Песенка жнецов, Миньона, Кнехт Рупрехт, Смелый наездник и Зимняя пора. Существовало мнение среди педагогов, современников автора, что «Альбом» нелогично построен и пьесы слишком трудны для исполнения детьми. Действительно, пьесы расположены не в порядке возрастания трудностей и амплитуда их сложности чрезвычайно высока, но вспомним, что во времена Шумана, в середине XIX века, не существовало еще систематизации учебных материалов. Кроме того, автор вообще не стремился следовать канонам современного педагогического репертуара. В этот период времени было естественным, что различные школы публиковали материал для шести - семи лет обучения. Значение « Альбома» для фортепианной педагогики состоит в том, что Р. Шуман явился создателем совершенно нового и глубоко новаторского фортепианного стиля, вероятно поэтому пьесы оказались гораздо труднее того репертуара, который использовали в то время педагоги. Напрашивается аналогия с И.С.Бахом, который тоже шел впереди своего времени, создавая пьесы для учеников намного труднее общераспространённого уровня обучения. Чтобы оценить новизну этой музыки достаточно обратить внимание на тот учебный репертуар, которым пользовались педагоги в то время. Это были не только популярные фортепианные школы лучших педагогов того времени, но и произведения многочисленных недоучек.



Вверх