Государственный Эрмитаж: адрес, история, коллекции музея

К рупнейший в России и один из крупнейших в мире художественных и культурно-исторических музеев впервые возник в 1764 году как частное собрание Екатерины II. Музей был открыт для посещения в 1852 году в специально построенном для этой цели здании Нового Эрмитажа. Сегодня основная экспозиционная часть занимает пять зданий, расположенных вдоль набережной Невы.

Начало истории

История коллекции Государственного Эрмитажа официально начинается с правления Екатерины II. Но ее великий предшественник Петр I тоже внес свою лепту. За время его правления в частном императорском собрании появилось множество экспонатов, которые сегодня находятся в Эрмитаже. Например, знаменитое «скифское золото» – драгоценные украшения в виде зверей, хранящиеся в Золотой кладовой. Их купил князь Гагарин для Сибирской коллекции Петра.

Вплоть до Екатерининской эпохи пополнений императорского собрания почти не было, либо они происходили случайно. Ярким примером служит коллекция «золота Моголов». В середине XVIII века иранский шах завоевал империю Великих Моголов, которая находилась на территории Индии. С посольством он отправил царице Анне Иоанновне золотые украшения и другие ювелирные изделия, буквально осыпанные бриллиантами, рубинами, сапфирами. В Петербург их доставили на слонах. Однако подарки получала уже императрица Елизавета Петровна, взошедшая на престол в результате дворцового переворота. Слоны долго будоражили жителей Петербурга, периодически убегая из вольеров. А подарки были приняты и благополучно забыты; их передали в собрание Эрмитажа уже после революции. В конце XX века выяснилось, что в Иране сокровищ Моголов почти не осталось, и самая большая коллекция драгоценностей их эпохи находится в России.

Эрмитаж в царское время

Один из наиболее важных периодов в истории музея, бесспорно, связан с именем Екатерины II, которую по праву называют его основательницей. К Зимнему дворцу, по ее указанию, была сделана пристройка, которая называлась Эрмитажем. Здесь давали обеды для круга приближенных. Гости обсуждали политику и искусство. В этой части дворца действовал особый свод правил, таких как: «оставлять все чины вне дверей», «спорить без горячности» и т. д. Здесь же хранилась частная коллекция живописи Екатерины II, она началась с приобретения собрания коммерсанта И. Э. Гоцковского, в которое входили произведения нидерландских художников. В правление Екатерины II коллекция пополнилась полотнами Тициана, Рубенса, Рафаэля и других великих мастеров, была куплена единственная в России скульптура Микеланджело «Скорчившийся мальчик». По всей Европе эмиссары императрицы приобретали для нее картины десятками и даже сотнями, нередко просто скупая уже сформировавшиеся собрания. Помимо множества картин, в Эрмитаже появилось более 10 000 монет и медалей, более 10 000 рисунков, бессчетное количество гравюр, камней и книг.

Павел I, чуждый взглядам своей матери и питавший к ней сильнейшую неприязнь, тем не менее, продолжал коллекционировать искусство, преимущественно итальянское. Однако он велел на всех картинах в коллекции поставить букву «П». Таким образом, ученые смогли точно установить, какие именно полотна поступили в Эрмитаж до начала XIX века.

С правлением Александра I связана реформа, проведенная графом Дмитрием Бутурлиным. Коллекцию поделили на несколько частей, при каждой из них появился хранитель. В эпоху Александра I собрание Эрмитажа пополнилось испанской и английской живописью. Но самые ценные приобретения связаны с центральным эпизодом его правления – войной 1812 года. Как и многие представители французской знати, графиня Богарне, бывшая супруга Наполеона Бонапарта, была обеспокоена сохранением привилегий после победы русской армии. Она решила сделать подарок Александру I, тот долго отказывался его принимать, однако Жозефина настояла. Таким образом в коллекцию Эрмитажа попала знаменитая «Камея Гонзага».

Николай I, увлеченный военным делом, оставил после себя 600 картин с изображением батальных сцен. В его правление, в 1826 году, была создана знаменитая Военная галерея 1812 года. Сам император увлекался живописью и часто позволял себе вписывать изображения солдат на полотна мастеров батальной живописи. При нем некоторые экспонаты из коллекции были раздарены или уничтожены. Однако благодаря ему появился Новый Эрмитаж, был реконструирован ансамбль уже существующих зданий.

А в 1852 году музей впервые открылся для посетителей под названием «Императорский Эрмитаж». Следующие полвека его коллекция пополнялась с разной степенью интенсивности. Одним из знаменитых приобретений того времени стала «Мадонна Бенуа» Леонардо да Винчи, купленная в 1914 году.

Эрмитаж в XX веке

История Эрмитажа в XX веке больше напоминает остросюжетный детектив, среди героев которого сотрудники музея, советские власти и российская армия. В революционный период коллекция Эрмитажа удивительным образом не пострадала. Серьезные утечки из нее начались в первые годы советской власти.

Сначала в 1920-е годы за счет царского собрания пополняли коллекции музеев союзных республик. Частично эти потери Эрмитаж компенсировал поступлениями из национализированных частных коллекций. Но в целом довоенные годы его истории пройдут под эгидой лавирования между жесткими требованиями властей открыть запасники, чтобы продавать экспонаты на запад, и искренним стремлением сотрудников сохранить самое ценное. За границу все же были проданы «Венера перед зеркалом» Тициана, «Святой Георгий» и «Мадонна Альба» Рафаэля, «Пир Клеопатры» Тьеполо и многие другие шедевры французской и итальянской живописи. Противостояние советского агентства «Антиквариат», занимавшегося продажей ценностей, и сотрудников Эрмитажа ярко иллюстрирует эпизод с отделом Востока, который возглавлял Иосиф Орбели. Комиссия агентства «Антиквариат» пришла в Эрмитаж, чтобы забрать на продажу сасанидское серебро. Попасть внутрь ее представители так и не смогли. Говорят, что Орбели грозил проглотить ключ и надолго похоронить коллекцию отдела Востока за тяжелыми дверьми музея. Разразился скандал. Директор Эрмитажа Борис Легран и Иосиф Орбели пошли на авантюру. Они написали письмо Сталину, который в итоге их поддержал. Письмо от вождя стало защитой музея. Все попытки «Антиквариата» конфисковать вещь, даже не относящуюся к отделу Востока, ни к чему не приводили. Любой экспонат, который планировали изъять, неожиданно оказывался на хранении в отделе Востока.

Благодаря сотрудникам Эрмитажа в периоды самых крупных «распродаж» из коллекции Эрмитажа он утратил минимальное количество самых ценных экспонатов. Но плата за это оказалась весьма высока. В разные годы более пятидесяти сотрудников музея были репрессированы.

Во время Великой Отечественной войны коллекцию эвакуировали на Урал, но здания музея значительно пострадали. Об уроне, который был им нанесен, свидетельствует список стройматериалов, необходимых для реставрации. Он включал 100 тонн цемента, более 60 тонн гипса, 30 километров тканей и прочее.

После окончания войны работа в Эрмитаже началась с удвоенной силой. Музею предстояло принять трофейные произведения искусства, в огромных количествах вывезенные из Германии. Как известно, Гитлер собирался открыть музей, собрав все самое лучше, что ему удалось захватить в Европе. На момент взятия Берлина советскими войсками музей готовился к открытию. Совершенно случайно в плен был захвачен его будущий директор, который рассказал о местонахождении запасников. Произведения искусства вывозили из Германии вагонами.

Жемчужины европейской коллекции

Диптих Робера Кампена, «Мадонна Бенуа» Леонардо да Винчи, «Юдифь» Джорджоне, «Женский портрет» Корреджо, «Св. Себастьян Тициана», «Лютнист» Караваджо, «Возвращение блудного сына» Рембрандта, «Дама в голубом Гейнсборо».

За последующие годы кое-что возвратилось в европейские коллекции. Но многое осталось на территории России и по сей день. Сегодня в экспозиции Эрмитажа представлены трофейные картины Мане, Ван Гога, Тулуз-Лотрека и других. Однако вполне вероятно, что содержание некоторых из запасников по-прежнему не известно ни широкой публике, ни научному сообществу. Споры вокруг трофейных произведений ведутся до сих пор.

Сегодня Эрмитаж – еще и крупный научно-исследовательский центр.

Комплекс зданий музея Эрмитаж

Зимний дворец

Резиденция российских императоров, построена по проекту Бартоломео Растрелли. Работы по ее возведению начались в эпоху царствования Елизаветы Петровны и закончены при Петре III в 1762 году.

Малый Эрмитаж

Дворец. Построен при Екатерине II Ю. М. Фельтеном и Ж. Б. Валлен-Деламотом.

Большой Эрмитаж

Дворец, построенный Ю. М. Фельтеном в 1787 году для хранения пополнившейся коллекции Екатерины II.

Театр Эрмитажа

Построен по указу Екатерины II архитектором Джакомо Кварнеги для показа спектаклей и проведения маскарадов.

Новый Эрмитаж

Здание построено при Николае I архитектором Лео фон Кленце специально для демонстрации экспонатов императорской коллекции.

За последние годы в известных музеях мира появились специальные выставочные залы, связанные с Эрмитажем. Открылись его новые филиалы: Музей фарфора и Музей гвардии в здании Главного штаба.

Пересказать всю историю Эрмитажа – все равно что изложить историю России, настолько важным явлением в жизни страны является этот музей. Будучи непосредственно связанным со многими событиями отечественной истории, Эрмитаж всегда оставался домом. Что бы ни происходило, здесь всегда кто-то жил. И каждый оставлял после себя что-то свое.

Эрмитаж – самый крупный и один старейших музеев во всей России. Он возник в 1764 году, являясь тогда частным собранием императрицы. Только спустя почти сто лет двери Эрмитажа открылись для посетителей, и галерея превратилась в государственный музей. Тогда собрание картин занимало всего одно здание, а сегодня основная часть экспозиции располагается в пяти зданиях, которые находятся на самом берегу Невы в центре Санкт-Петербурга.

Официальная история коллекции картин Эрмитажа начинается с Екатерины II, которая любила зарубежное искусство и заказывала картины самых известных художников своего времени. Все началось с Зимнего дворца – здания возле Дворцовой площади, к которому, по велению императрицы, была пристроена новая часть под названием Эрмитаж. Это место стало обителью искусства, науки и изысканных бесед самых почитаемых гостей правительницы.

Первым большим приобретением Екатерины II стала коллекция Горцковского, которая теперь является основой собрания нидерландской живописи в Эрмитаже. Затем императрица приобрела произведения Рафаэля, Тицина, Рубенса и многих других великих мастеров живописи. Эмиссары Екатерины занимались покупкой произведений искусства по всей Европе, и в результате коллекция разрослась до огромных размеров.

Следующие правители также старались уделять как можно больше внимания собранию Эрмитажа, ведь он стал визитной карточкой России. Александр I пополнил коллекцию английской и испанской живописью, знаменитой на весь мир «Камеей Гонзага». При Николае I в музее появились сотни картин на батальную тему, и в 1826 году им была открыта Военная галерея.

В 1852 году музей был открыт для всеобщего посещения и получил официальное название «Императорский Эрмитаж». В XX веке коллекция сильно пострадала из-за советской власти и многочисленных войн, из нее пропали известные экспонаты, и практически не происходило пополнение. Сотрудники и хранители Эрмитажа как могли пытались сохранить его собрание, и только благодаря им многие полота до сих пор весят на его стенах.

На сегодняшний день Эрмитаж является не только крупнейшим музеем России, но и самым большим и успешным научно-исследовательским центром на отечественной территории. Ежегодно его посещают миллионы человек, а филиалы появляются и в других городах. Эрмитаж – это жемчужина Петербурга, любимое место туристов и обязательная точка маршрута для посещения каждым прибывшим в Северную столицу России.

Эрмитаж краткая информация.

Один из знаменитейших музеев мира. В него выстраиваются километровые очереди, независимо от погоды на улице. Он имеет много филиалов, свой театр, оркестр и необычных котов.

Читайте данную статью, и вам станет известна краткая история Эрмитажа. Вы познакомитесь с некоторыми экспонатами и роскошной атмосферой залов. Мы поговорим о разных зданиях, включенных в комплекс музея.

Информация будет интересна всем любителям национальной культуры и ценителям шедевров мирового искусства.

Эрмитаж в Российской империи

Прежде чем начать описание Эрмитажа, стоит вкратце познакомиться с его историей. Огромнейшая в наши дни коллекция, которая размещается во многих залах разных зданий, когда-то началась с личного собрания картин Екатерины Великой.

В 1764 году она получила его в счет долга Йоханна Гоцковского российскому князю Владимиру Долгорукому. Коллекция включала в себя более трех сотен картин, доставленных из Берлина. Общая стоимость полотен колеблется в пределах ста восьмидесяти тысяч немецких талеров восемнадцатого века.

Таким образом, история Эрмитажа началась с произведений Бабюрена, ван Дейка, Балена, Рембрандта, Рубенса, Йорданса и остальных нидерландских и фламандских живописцев. Из первоначального перечня картин сегодня в сохранности осталось девяносто шесть шедевров. О том, куда пропали остальные, мы поговорим в других частях статьи.

Первоначально помещения для коллекции отводились в залах Зимнего дворца. Позже было построено здание, которое сегодня известно как Малый Эрмитаж (фото располагается ниже). Но в процессе существования музея Екатерина Великая следила за увеличением числа экспонатов. Постепенно места стало не хватать, и за шестнадцать лет был построен архитектором Фельтеном Большой (или Старый) Эрмитаж.

За восемнадцатый век коллекция пополнилась многими тысячами произведений искусства. Были приобретены собрания саксонского министра, графа Генриха фон Брюля, коллекции французского барона Пьера Кроза, а также ряд шедевров из собрания премьер-министра Великобритании Роберта Уолпола.

В девятнадцатом столетии дело императрицы Екатерины Великой продолжили Александр I и Николай I. Они закупали уже не просто целые коллекции у разных знатных европейцев, а дополняли собрания эпох, стилей и отдельных художников. Так были приобретены «Лютнист» Караваджо и «Поклонение волхвов» Боттичелли.

Большую роль в популяризации Эрмитажа сыграл Николай I. В 1852 году он открывает экспозицию для всеобщего обзора. До этого времени шедеврами могли полюбоваться только избранные лица из высших слоев общества. После открытия коллекции для публики в Новом Эрмитаже посещаемость достигла пятидесяти тысяч человек в первый год.

Значительной фигурой в искусствоведении второй половины девятнадцатого века был Андрей Сомов, который был смотрителем музея в течение двадцати двух лет. Он составил несколько каталогов произведений итальянского и испанского искусства, которые экспонировались в залах Эрмитажа.

Ситуация резко изменилась после отречения Николая II от престола и прихода к власти большевиков.

История Эрмитажа после 1917 года

В двадцатых годах двадцатого века история Эрмитажа претерпевает некоторые изменения. Коллекция пополняется из многих собраний имперской знати. Например, из залов Зимнего дворца была перенесена большая часть предметов интерьера, сокровища Великих Моголов.

В коллекцию вливались части расформированных собраний из Музея нового западного искусства (работы европейских импрессионистов и полотна Щукина, Морозова). Но галерея Эрмитаж несла и потери. Так, Бриллиантовая комната Зимнего дворца переехала в Московский Кремль, а основные работы художников семнадцатого века оказались в Музее изобразительных искусств.

Переломным моментом стала распродажа шедевров в течение пяти лет (с 1929 по 1934 года). Это было неожиданным ударом по коллекции. За это время более сорока полотен потерял Эрмитаж (фото одного из них расположено ниже). Например, «Благовещение» Яна ван Эйка сегодня хранится в музее Вашингтона.

Следующим испытанием стала Великая Отечественная война. Удивительный факт, но ни один экземпляр из двух миллионов эвакуированных на Урал экспонатов не был утерян. После возвращения лишь несколько из них нуждались в реставрации.

В 1945 году Эрмитаж значительно пополнил коллекцию за счет берлинских трофеев. Были перевезены Пергамский алтарь и часть вещей из Египта. Но в 1958 году правительство Советского Союза возвращает их в Германскую Демократическую республику.

После перестройки и падения советского государства Эрмитаж одним из первых объявил о хранящихся в его запасниках произведениях, которые для всего мира считались утраченными.

Кроме этого, с помощью специально созданного фонда постепенно заполняются пробелы в экспонатах двадцатого века. Так, были приобретены произведения Сутина, Руо, Утрилло и других художников.

Появляется проект «Эрмитаж 20\21», в ходе которого планируются покупки и показ работ современных авторов.

В 2006 году была небольшая конфузия с пропажей двухсот мелких экспонатов (ювелирных изделий, столового серебра, икон и пр.). Но следствие быстро установило виновников краж, и большинство вещей удалось вернуть.

Залы Большого Эрмитажа

Для новичка залы Эрмитажа являются подобием бесконечного лабиринта Кносского дворца на Крите. Здесь объединены три здания, в которых находятся двадцать восемь секций и около четырех сотен помещений.

Итак, история которого была рассмотрена ранее, был открыт для публичного обозрения императором Николаем I. С того времени коллекции музея значительно пополнились.

Сегодня здесь можно увидеть искусство Средней Азии, античных государств, Древнего Египта и Востока, памятники различных культур на территории Древней Сибири. Также в двух галереях представлена богатейшая коллекция драгоценностей.

На втором этаже посетители насладятся не только шикарным собранием оружия, но и полотнами западноевропейских мастеров. Здесь есть работы фландрийских, голландских, итальянских, английских, германских, испанских и французских художников.

Существует и современная галерея. Эрмитаж ей отвел часть помещений на третьем этаже. В этих залах экскурсанты смогут увидеть не только картины западноевропейских авторов девятнадцатого и двадцатого века. Также здесь представлены предметы искусства и культуры Византийской империи, стран Центральной Азии и Дальнего Востока.

Здания

В Санкт-Петербурге здания Эрмитажа составляют целостную архитектурную композицию. В нее входит пять главных объектов, два служебных и четыре отдельных помещения.

Основу ансамбля составляют постройки на Дворцовой площади северной столицы. Здесь находятся Зимний дворец, Малый, Большой и Новый Эрмитаж, а также Эрмитажный театр.

С советского времени Зимний дворец отдан музею для размещения экспозиции. Этот дом являлся некогда главнейшим императорским зданием в Российском государстве. Он был построен в середине восемнадцатого века знаменитым архитектором Растрелли. До отречения Николая II это была основная зимняя резиденция правящей династии Романовых.

Но главные залы Эрмитажа располагаются не здесь. Большинство предметов экспонируются в трех специальных зданиях - Большом, Малом и Новом Эрмитаже.
Первое было построено Фельтеном в конце восемнадцатого века. Оно располагается на набережной и предназначалось для показа художественных собраний.

Малый Эрмитаж состоит из Висячего сада, а также двух павильонов - Северного и Южного. Он возведен немного раньше Большого и является связующим звеном между классическими Эрмитажами и Зимним дворцом в стиле барокко.

Новый Эрмитаж построен в неогреке. Он создавался специально для размещения в нем художественной коллекции «для публичного осмотра».

Также здания Эрмитажа включают в себя гараж из шлакоблоков и запасной дом Зимнего дворца. Эти постройки считаются вспомогательными и служебными.

Вне в распоряжении музея находятся фондохранилище «Старая Деревня», Восточное крыло Главного штаба, дворец Меншикова и музей фарфорового завода.

Театр

История и архитектура зданий Эрмитажа часто заимствует различные идеи у западноевропейских мастеров. Не оказался исключением и театр.

Его в конце восемнадцатого века спроектировал и возвел итальянец Интерьер и внутренняя композиция были созданы под влиянием театра Олимпико в Виченце. Таким образом, в Санкт-Петербурге повторена часть идей Андреа Палладио.

В фойе до сих пор заметна «история Эрмитажа». Посетители смогут воочию увидеть стропила и деревянные перекрытия конца восемнадцатого века.

Само же здание театра построено на месте первого Зимнего дворца времен императора Петра Алексеевича. От старого дома сохранили только фундамент.

Примечательно, что по линии набережной находится Эрмитажный мост, который соединяет два Адмиралтейских острова и ведет от театра к Старому Эрмитажу.

Новый Эрмитаж

История и архитектура Эрмитажа полностью отражают поспешность, с которой императрица Екатерина Великая взялась за воплощение идеи под впечатлением от западноевропейской моды. В конце восемнадцатого века стало популярным среди знатного сословия собирать коллекции произведений искусства.

Императрица купила первую партию картин и заказала построить здание, которое сегодня известно как Малый Эрмитаж. Но еще до завершения работ стало понятным, что помещение слишком маленькое и неспособно вместить все новинки. Поэтому через семь лет начали возводить Большой Эрмитаж.

Через полвека здание начало портиться, а случившийся в 1837 году пожар и вовсе сделал вынужденным начало нового строительства. Таким образом, из Мюнхена Николай I привозит архитектора Кленце, который и начал проектировать Новый Эрмитаж. Санкт-Петербург стал для него реализацией неудавшихся идей.

В помещении отражены замыслы архитектора, которые не нашли отклика в Афинах. В целом постройка должна была отчасти напоминать Пинакотеку, Глиптотеку, Пантехнион и королевскую резиденцию в Греции.

В 1852 году состоялось открытие новых залов. Экспонаты для них выбирал лично сам император.

Экспонаты

Далее мы с вами рассмотрим экспонаты Эрмитажа. В залах этого музея представлено развитие искусства с эпохи первобытнообщинного строя до наших дней. Особенно интересные подборки материала из археологических коллекций.

Сюда относятся палеолитические Венеры из Костенок, скифское золото, вещи из захоронения в плиты с петроглифами и другие шедевры эпохи культур Великой Степи.

Отдельно стоит коснуться экспонатов античных залов. Здесь представлено более ста тысяч предметов. Вы сможете увидеть более пятнадцати тысяч расписных ваз, около десяти тысяч ценнейших античных гемм, а также сто двадцать римских портретов.

Древнегреческие экспонаты Эрмитажа дополняются потрясающим собранием терракотовых статуэток из города Танагр в Беотии.

Нумизматическая коллекция составляет более одного миллиона монет. Здесь представлены античные и восточные, русские и западноевропейские образцы. Кроме этого содержится около семидесяти пяти тысяч памятных медалей, пятидесяти тысяч значков, ордена, печати и прочие предметы.

Однако самой знаменитой, несомненно, является подборка полотен художников, которые относятся к различным периодам и стилям.

Итальянские мастера с тринадцатый по восемнадцатый век: Тициан и Джорджоне, да Винчи и Рафаэль, Караваджо, Тьеполо и другие. Нидерландская живопись выражена в полотнах Робера Кампена, ван Лейдена, ван дер Вейдена и т.д. Также есть фламандцы Рубенс и Снейдерс, Йорданс и ван Дейк.

Испанская коллекция является самой большой в мире, за исключением музеев Испании. Здесь можно насладиться работами Эль Греко, де Рибера, Моралеса и остальных.

Из англичан экспонируются полотна Кнеллера, Добсона, Рейнолдса, Лоуренса и т. д. Из французов - Желле, Миньяр, Делакруа, Ренуар, Моне, Дега и другие.

При всем многообразии коллекция имеет много пробелов. Например, сюрреалисты и некоторые другие направления практически не представлены в Эрмитаже.

Оркестр

Но в Санкт-Петербурге славится не только умопомрачительная коллекция Эрмитажа. Популярным является также знаменитый оркестр.

Этот неожиданный русско-литовский проект был создан на смене эпох. В 1989 году, когда гласность и перестройка поднимали «железный занавес», а Советский Союз рушился, Саулюс Сондецкис создает оркестр под названием «Санкт-Петербург Камерата».

Основу группы составляли студенты городской консерватории, у которых этот литовец преподавал.

В следующем году директор Эрмитажа, приглашает их играть под патронатом этого учреждения. Впоследствии на некоторое время «Камерата» подписывает контракт со звукозаписывающей фирмой «Sony Classical».

А в 1994 году после череды переговоров группа вновь возвращается под патронат музея и получает окончательное название «Оркестр Государственного Эрмитажа».

В 1997 году создается Эрмитажная академия музыки, основу которой составляет этот коллектив. Сегодня оркестр дает концерты в Эрмитажном театре и других исторических залах.

А его бессменный руководитель получил в 2009 году как выдающийся деятель культуры и за укрепление отношений между двумя государствами.

Знаменитые эрмитажные коты

Коты Эрмитажа - это неподражаемая городская легенда и просто потрясающий факт. Сегодня на территории музея проживает около семидесяти животных. Они имеют все документы, включая ветеринарные карточки и паспорта. Кроме этого, кошки числятся официально, как «высококвалифицированные специалисты по очистке подвалов музея от крыс».

Таким образом, коллекция Эрмитажа содержится в полной безопасности от нашествия грызунов. Только несколько раз было такое, что крысы наплодили дворец.

Первую кошку в Зимний дворец привез царь Петр Великий из путешествия по Западной Европе. После, Елизавета Петровна во время поездки в Казань заметила отсутствие в городе грызунов из-за большого количества кошек-крысоловов. Специальным указом самые крупные особи были переселены в Санкт-Петербург.

Впоследствии Екатерина Великая разделяет животных на комнатных и надворных. К первым относились исключительно русские голубые коты.

Второй раз, когда расплодились крысы, был во время блокады Ленинграда в годы Великой Отечественной войны. Но после ее окончания в город завезли два вагона кошек, из которых лучших определили в музей.

Сегодня все коты Эрмитажа стерилизуются. У них есть свои личные места для сна и миски. Работники музея их ласково зовут «эрмиками». А на территории достопримечательности стоят таблички, призывающие быть осторожными. Они размещаются как вынужденная мера, так как много животных гибнет под автомобилями во время различных ремонтных работ.

Филиалы

Вы ошибаетесь, если думаете, что существует один Эрмитаж. Санкт-Петербург имеет несколько филиалов этого музея по всему миру.

Первые попытки создания отделений были в начале двадцать первого века. Открылись залы в Лондоне и Лас-Вегасе, но через семь лет они были закрыты.
Более удачным оказалось сотрудничество с Италией. Первая экспозиция здесь появилась в 2006 году в замке д’Эсте. Это здание считается визитной карточкой города Феррара. Рассматриваются также варианты с Вероной и Мантуей.

Но самым знаменитым иностранным отделом является Эрмитаж на Амстеле, в городе Амстердам. Он был открыт в 2004 году, а позже для создания завершенной композиции была реконструирована целая улица и здание Амстелхоф.

В Российской Федерации филиалы есть в Казани и Выборге, планируется в Омске в 2016 году.

Таким образом, в данной статье мы с вами познакомились с потрясающим музеем Российской Федерации. Эрмитаж - это не просто место, где экспонируются шедевры, а частичка культуры со своей историей и особенностями.

Удачи вам, дорогие читатели. Ярких вам впечатлений и красочных путешествий!

Эрмитаж Эрмита́ж

в Санкт-Петербурге (от франц. ermitage - место уединения), один из крупнейших в мире художественных и культурно-исторических музеев. Возник в 1764 как частное собрание Екатерины II, открыт для публики в 1852. Богатейшие коллекции памятников первобытной, древневосточной, древнеегипетской, античной и средневековой культур, искусства Западной и Восточной Европы, археологические и художественные памятники Азии, памятники русской культуры VIII-XIX вв. Реставрационный отдел. Здания Эрмитажа - Зимний дворец (1754-62, архитектор В. В. Растрелли), Малый Эрмитаж (1764-67, архитектор Ж. Б. Валлен-Деламот), Старый Эрмитаж (1771-87, архитектор Ю. М. Фельтен), Новый Эрмитаж (1839-52, архитектор Л. фон Кленце), Эрмитажный театр (1783-87, архитектор Дж. Кваренги) - выдающийся архитектурный ансамбль.

ЭРМИТАЖ

ЭРМИТА́Ж в Санкт-Петербурге (от франц. ermitage - место уединения), один из крупнейших в мире художественных и культурно-исторических музеев. Возник в 1764 как частное собрание Екатерины II, открыт для публики в 1852. Богатейшие коллекции памятников первобытной, древневосточной, древнеегипетской, античной и средневековой культур, искусства Западной и Восточной Европы, археологические и художественные памятники Азии, памятники русской культуры 8-19 веков. Реставрационный отдел.
Здания Эрмитажа - Зимний дворец (1754-1762, архитектор В. В. Растрелли (см. РАСТРЕЛЛИ Варфоломей Варфоломеевич) ), Малый Эрмитаж (1764-1767, архитектор Ж. Б. Валлен-Деламот (см. ВАЛЛЕН-ДЕЛАМОТ Жан Батист Мишель) ), Старый Эрмитаж (1771-1787, архитектор Ю. М. Фельтен (см. ФЕЛЬТЕН Юрий Матвеевич) ), Новый Эрмитаж (1839-1852, архитектор Л. фон Кленце (см. КЛЕНЦЕ Лео фон) ), Эрмитажный театр (1783-1787, архитектор Джиакомо Кваренги (см. КВАРЕНГИ Джакомо) ) - выдающийся архитектурный ансамбль. В 1754 императрица Елизавета Петровна (см. ЕЛИЗАВЕТА Петровна) утвердила проект новой резиденции, предложенный ведущим архитектором русского барокко Ф. Б. Растрелли. Строительство дворца продолжалось восемь лет, которые пришлись на закат царствования Елизаветы Петровны и краткое правление Петра III (см. ПЕТР III Федорович) . Екатерина II (см. ЕКАТЕРИНА II) потребовала внести изменения в первоначальный проект в соответствии с новой архитектурной модой - стилем классицизм (см. КЛАССИЦИЗМ) . Осенью 1763 Екатерина II, возвратившись после коронационных торжеств из Москвы в Петербург, становится полновластной хозяйкой Зимнего дворца.
По заказу императрицы были построены здания Малого и Большого Эрмитажей, возведено здание Эрмитажного театра, - сложился тот неповторимый ансамбль дворцовых зданий, который ныне занимает музей Государственный Эрмитаж.
Екатерина II приобретает собрания произведений искусства, которые положили начало будущему музею Эрмитаж, основательницей которого она считается. В 1764 была куплена коллекция, собранная берлинским купцом И. Э. Гоцковским для прусского короля Фридриха II (см. ФРИДРИХ II Великий) . Собрания насчитывали 225 картин, преимущественно фламандских и голландских, наряду с несколькими произведениями итальянских художников 17 в. Среди лучших в коллекции - «Портрет молодого человека с перчаткой в руке» Ф. Халса (см. ХАЛС Франс) и «Гуляки» Я. Стена (см. СТЕН Ян) .
В 1765-66 гг. по желанию императрицы, рядом с парадной резиденцией - Зимним дворцом, архитектор Ю.М. Фельтен возвел 2-этажный корпус. Черты уходящего барокко (см. БАРОККО) и зарождающегося классицизма органично и естественно соединились в облике этого здания. Позже, в 1767-69 гг., архитектор Ж. Б. Валлен-Деламот построил на берегу Невы павильон для уединенного отдыха с парадным залом, несколькими гостиными и оранжереей. Здание, оформленное в стиле раннего классицизма, отличают строгие пропорции, соразмерные архитектурным членениям Зимнего дворца. Созданный в конце 18 в. архитектурный ансамбль получил название Малый Эрмитаж. Художественные коллекции, размещенные в продольных галереях, положили начало собраниям императорского музея.
Летом 1769 в Петербург прибыла купленная у наследников коллекция Г. Брюля, содержавшая множество гравюр и рисунков, свыше 600 картин голландской, французской, фламандской, итальянской и немецкой школ. Среди шедевров коллекции - полотна Рембрандта (см. РЕМБРАНДТ) «Портрет ученого», «Портрет старика в красном», Рубенса (см. РУБЕНС Питер Пауль) «Персей и Андромеда», работы Пуссена (см. ПУССЕН Никола) «Снятие с креста» и Ватто (см. ВАТТО Антуан) «Затруднительное предложение», а также пейзажи кисти Рейсдаля (см. РЕЙСДАЛ Якоб ван) . С этой коллекцией в Эрмитаж поступила серия видов Дрездена и Пирны, исполненная по заказу коллекционера итальянским художником Беллотто (см. БЕЛЛОТТО Бернардо) . Среди итальянских картин особый интерес вызывает полотно Тьеполо (см. ТЬЕПОЛО Джованни Баттиста) «Меценат представляет Августу свободные искусства», написанное около 1745.
В 1771-87 гг. по заказу Екатерины II для размещения дворцовых коллекций и библиотеки на берегу Невы рядом с Малым Эрмитажем было построено здание, превосходящее его своими размерами и получившее имя «Большого Эрмитажа». Созданное архитектором Ю. М. Фельтеном 3-этажное строение органично вписалось в существовавший дворцовый ансамбль. В 1792.Дж. Кваренги пристроил к Большому Эрмитажу корпус, в котором разместились Лоджии Рафаэля - близкое к оригиналу повторение знаменитой галереи папского дворца в Ватикане. Переходная галерея соединила новое здание с Северным павильоном Малого Эрмитажа, а арка через Зимнюю канавку - с театром. В 1772 в Париже состоялась покупка знаменитой картинной галереи, принадлежавшей скончавшемуся за 2 года до этого А. Кроза. Коллекция обогатила музей такими шедеврами как «Святое семейство» Рафаэля (см. РАФАЭЛЬ САНТИ) , «Юдифь» Джорджоне (см. ДЖОРДЖОНЕ) , «Даная» Тициана (см. ТИЦИАН) , «Даная» и «Святое семейство» Рембрандта, «Оплакивание Христа» Веронезе (см. ВЕРОНЕЗЕ Паоло) . Среди произведений Рубенса были приобретены «Вакх» и «Портрет камеристки», эскизы для Люксембургского дворца в Париже. Ван Дейк (см. ВАН ДЕЙК Антонис) был представлен 6 портретами, в том числе автопортретом. Помимо картин итальянской, голландской и фламандской школ, коллекция Кроза была исключительно богата полотнами французских мастеров 17-18 вв.: Ленена (см. ЛЕНЕН) , Пуссена, Миньяра, Ларжильера (см. ЛАРЖИЛЬЕР Никола) , Ватто (см. ВАТТО Антуан) , Ланкре (см. ЛАНКРЕ Никола) , Шардена (см. ШАРДЕН Жан Батист Симеон) .
Приобретение в 1779 в Англии знаменитой галереи Уолпола (198 картин) стало одним из важнейших событий в истории Эрмитажа. Собрание заложило основу эрмитажной коллекции итальянской живописи 17 в. - с ним пришли картины Джордано «Вакх» и «Кузница Вулкана», Г. Рени (см. РЕНИ Гвидо) «Спор отцов церкви», С. Розы (см. РОЗА Сальваторе) «Блудный сын» и «Демокрит и Протагор».Исключительно обогатилась коллекция фламандской живописи, которая за единичными исключениями приняла с этого момента свой нынешний облик. Тогда поступили «Пейзаж с возчиками камней», «Пир у Симона Фарисея», эскизы маслом триумфальных арок Рубенса, многие работы Ван Дейка (см. ВАН ДЕЙК Антонис) - «Мадонна с Куропатками» и портреты лондонского периода, 4 огромные «Лавки» и «Птичий концерт» Снейдерса (см. СНЕЙДЕРС Франс) . В составе этого собрания Эрмитаж приобрел шедевры других школ - «Святое семейство» и «Моисей иссекающий воду из скалы» Пуссена, «Непорочное зачатие» и «Поклонение пастухов» Мурильо (см. МУРИЛЬО Бартоломе Эстебан) , «Жертвоприношение Авраама» Рембрандта. В 1781 была приобретена коллекция графа Бодуэна, насчитывавшая 119 картин преимущественно голландской и фламандской школ. Она включала 9 картин Рембрандта, среди которых «Портрет старика», «Портрет старушки», «Портрет Иеремиаса де Деккера», «Девушка примеряющая серьги», а также полотна Ван Дейка, Остаде (см. ОСТАДЕ) , Рейсдала, Тенирса Младшего (см. ТЕНИРС Давид) .
В 1787 было завершено строительство Эрмитажного театра по проекту архитектора Дж. Кваренги (см. КВАРЕНГИ Джакомо) . Здание, отличающееся гармонией и уравновешенностью архитектурных масс, является прекрасным образцом русского классицизма конца 18 в. По его же проекту был создан к 1795 Большой тронный (Георгиевский) зал, уничтоженный пожаром в 1837.
Вступление русских войск в Париж в 1815 г. ознаменовалось приобретением собрания, обогатившего Эрмитаж рядом первоклассных произведений из галереи Мальмезонского дворца. К наиболее ценным приобретениям Эрмитажа относятся «Святое семейство» А. дель Сарто (см. АНДРЕА ДЕЛЬ САРТО) , две одноименные картины - «Снятие с креста» кисти Рембрандта и Рубенса, серия полотен Клода Лоррена (см. ЛОРРЕН Клод) , посвященная времени суток, «Бокал лимонада» Терборха (см. ТЕРБОРХ Герард) , «Завтрак» Метсю (см. МЕТСЮ Габриель) , «Ферма Поттера». Собрание Эрмитажа обогатилось работами итальянской, голландской, фламандской школ. Большое значение для Эрмитажа имело приобретение четырех статуй Кановы (см. КАНОВА Антонио) : «Геба», «Парис», «Танцовщица» и «Психея и Амур».
В 1826 по проекту К. Росси (см. РОССИ Карл Иванович) была создана галерея 1812 года. На стенах галереи в пять рядов были помещены 332 поясных портрета генералов - героев Отечественной войны 1812 года. К 1833 были закончены Фельдмаршальский и Петровский залы по проекту О. Монферрана (см. МОНФЕРРАН Август Августович) . Вечером 17 декабря 1837 в Зимнем дворце произошел сильный пожар, приведший из-за конструктивных ошибок архитектора Монферрана к трагическим последствиям. Небывалый пожар полностью уничтожил великолепную отделку царской резиденции, стерев целую эпоху в истории дворца. Почти сразу после пожара начались восстановительные работы, порученные архитектору В. П. Стасову (см. СТАСОВ Василий Петрович) . К 1841 большая часть Эрмитажа была восстановлена в прежнем виде.
В 1850 в Венеции была приобретены картины из дворца Барбариго, где в конце 16 в. умер Тициан (см. ТИЦИАН) . Ко времени этой покупки в собрании Эрмитажа уже были 3 картины великого венецианца: «Даная» и «Портрет молодой женщины» (коллекция Кроза, 1772), «Бегство в Египет» (коллекция Брюля, 1769). К ним прибавились еще 5 работ, среди которых шедевры - «Кающаяся Мария Магдалина», «Святой Себастьян».
В 1842-51 гг. был возведен в историческом стиле Новый Эрмитаж. Для его строительства Николай I (см. НИКОЛАЙ I Павлович) пригласил немецкого зодчего Л. фон Кленце (см. КЛЕНЦЕ Лео фон) , стоявшего у истоков европейской музейной архитектуры. Осуществление проекта Л. фон Кленце было поручено архитекторам В. П. Стасову и Н. Е. Ефимову. Интерьеры музея сохранились до нашего времени в почти неприкосновенном виде.
В 1858 было завершено оформление Павильонного зала по проекту А. И. Штакеншнейдера (см. ШТАКЕНШНЕЙДЕР Андрей Иванович) , а в 1860 им же были созданы парадные интерьеры Большого Эрмитажа. Приобретенное в 1861 собрание маркиза Кампана обогатило античные коллекции Эрмитажа. Собрание музея пополнилось интереснейшими этрусскими памятниками, италийскими и аттическими вазами и бронзами, в том числе знаменитой «Царицей ваз». Вместе с древностями были куплены фрески, вышедшие из мастерской Рафаэля. В 1864 граф Литта, владевший в Милане фамильной картинной галереей, которая пользовалась известностью в Италии, обратился в Эрмитаж с предложением продать ее. Выехавший на место С. А. Гедеонов (см. ГЕДЕОНОВ Степан Александрович) , директор Императорского Эрмитажа, отобрал из состава галереи 4 картины. Самой ценной среди них была «Мадонна с младенцем» Леонардо да Винчи (см. ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ) , называющаяся с тех пор: «Мадонна Литта». В 1870 у графа Конестабиле была куплена «Мадонна Конестабиле» Рафаэля.
В 1884 была приобретена коллекция русского дипломата А. Базилевского. В ней были прекрасно представлены памятники раннехристианского и византийского искусства, церковная утварь романской и готической эпохи, изделия из резной кости 13-14 вв., рейнские и лиможские эмали (см. ЛИМОЖСКАЯ ЭМАЛЬ) 12-16 вв., венецианское (см. ВЕНЕЦИАНСКОЕ СТЕКЛО) и немецкое стекло, итальянская майолика (см. МАЙОЛИКА) , французские и испано-мавританские фаянсы. Покупку этого собрания можно считать одним из наиболее удачных приобретений целых собраний, сделанных Эрмитажем за все время его истории. В 1885 в Эрмитаж была передана коллекция Арсенала из Царского Села - богатейшая коллекция доспехов и оружия, возникшая в первой четверти 19 в.
В 1914 коллекцию Эрмитажа украсила «Мадонна с цветком» («Мадонна Бенуа») Леонардо да Винчи. Первая мировая война прервала нормальную жизнь музея. В августе часть ценностей, в том числе Галерея драгоценностей, была вывезена в Москву. Однако Картинная галерея оставалась на месте.
В марте 1917 после Февральской революции на общем собрании сотрудников Эрмитажа было решено работу в музее продолжать в полном объеме, но публику временно не пускать. 30 октября 1917 народный комиссар просвещения в советском правительстве А. В. Луначарский (см. ЛУНАЧАРСКИЙ Анатолий Васильевич) объявил Зимний дворец и Эрмитаж государственными музеями. В 1919 открылись первые выставки произведений живописи из оставшихся в Петрограде картин и экспозиция «Заупокойный культ Древнего Египта». К ноябрю 1920 завершился процесс возвращения эвакуированных в Москву художественных ценностей. 2 января 1921 состоялось открытие для публики залов Картинной галереи, а в следующем году других экспозиций. 11 января 1920 был открыт Музей Октябрьской революции, созданный в Зимнем дворце по решению Петроградского совета. В нем были представлены материалы по истории освободительного движения в России и революционных событий 1917 года. Одновременно открылись для обозрения жилые покои дворца. Как музей Октябрьской революции и одновременно как художественно-исторический музей Зимний дворец просуществовал до начала Великой Отечественной войны. В 1922 в Эрмитаж была переведена Кушелевская галерея - прекрасное собрание европейской живописи, созданное поколениями семьи Безбородко и переданное в 1862 по завещанию ее владельца Н. А. Безбородко в Академию художеств. Таким образом, с поступлением этой коллекции, в которой были полотна таких крупных художников, как Делакруа (см. ДЕЛАКРУА Эжен) , Руссо (см. РУССО Анри (Таможенник)) , Дюпре (см. ДЮПРЕ Жюль) , Диаз (см. ДИАЗ Нарсис Виржиль) , Декан (см. ДЕКАН Александр Габриель) , Коро (см. КОРО Камиль) , Тройон (см. ТРУАЙОН Констан) , Милле (см. МИЛЛЕ Жан Франсуа) была заполнена лакуна - отсутствие европейской живописи 19 в. Постепенно в Эрмитаж перешла первоклассная коллекция европейского и восточного прикладного искусства из Училища технического рисования А. Штиглица.
1930-е гг. были тяжелым периодом в истории Картинной галереи. Эрмитаж стал главным источником добычи денег для обеспечения общей государственной политики и влияния за счет продажи памятников искусства. Неоправданные ни с экономической, ни с политической точки зрения распродажи художественных ценностей в 1928-33 гг. нанесли тяжелый и невосполнимый урон музею. Из Эрмитажа изымали вещи для отправки на европейские аукционы: в антиквариат было выделено 2880 картин, 350 из которых представляли собою произведения значительной художественной ценности, а 59 - шедевры мирового значения; и лишь некоторые из них, не найдя покупателя, возвращались обратно, но 48 знаменитых шедевра навсегда покинули стены музея. Начиная с 1932, чтобы поддержать престиж союзных республик, сотни картин и памятников прикладного искусства передавались из Эрмитажа в картинные галереи и музеи Украины, Белоруссии, Кавказа, а также провинциальные города России.
С началом Великой Отечественной войны более 1 млн. произведений искусства были эвакуированы в Свердловск. 8 ноября 1945 восстановленные залы музея были вновь открыты для публики, однако реставрация Эрмитажа, в который попало около 20 снарядов, продолжалась еще долгие годы.
Крупнейшим событием в жизни Эрмитажа была передача в 1948 316 картин из закрытого еще до войны в Москве Музея нового западноевропейского искусства. Коллекции музея были поделены между Эрмитажем и Музеем изобразительных искусств имени А. С. Пушкина в Москве. В основном это были вещи из собраний двух великих московских коллекционеров - С. Щукина (см. ЩУКИН Сергей Иванович) и И. Морозова (см. МОРОЗОВ Иван Абрамович) . В Эрмитаж поступили первоклассные по качеству картины западноевропейских художников конца 19 - начала 20 в.: К. Моне (см. МОНЕ Клод) , О. Ренуара (см. РЕНУАР Огюст) , П. Сезанна (см. СЕЗАНН Поль) , П. Гогена (см. ГОГЕН Поль) , А. Марке (см. МАРКЕ Альберт) , П. Боннара (см. БОННАР Пьер) , А. Матисса (см. МАТИСС Анри) , П. Пикассо (см. ПИКАССО Пабло) . При разделе коллекций московского музея директор Эрмитажа И. А. Орбели (см. ОРБЕЛИ Иосиф Абгарович) отобрал полотна, игравшие основополагающую роль в истории искусства 20 в.: «Красную комнату», «Танец», «Музыку», «Семейный портрет» Матисса; «Две сестры», «Танец с покрывалами», «Три женщины» Пикассо; триптих Боннара «У Средиземного моря».
В настоящее время в Эрмитаже представлены:
1. Коллекция памятников древних и раннесредневековых культур, насчитывающая почти 2 млн. единиц хранения и являющаяся одной из первоклассных и крупнейших в России.
2. Коллекция античных древностей, насчитывающая свыше 106 тыс. памятников, представляющих культуру и искусство Древней Греции, Древней Италии и Рима, античных колоний Северного Причерноморья.
3. Коллекция западноевропейского искусства, насчитывающая около 600 тыс. экспонатов и являющаяся одной из лучших в мире (коллекция отражает все этапы развития западноевропейского искусства от средних веков до нашего времени, в собрании сосредоточены произведения выдающихся художников Англии, Германии, Голландии, Испании, Италии, Фландрии, Франции и других стран Западной Европы).
4. Коллекция Арсенала, насчитывающая более 15 тыс. предметов русского, западноевропейского и восточного оружия и дающая исчерпывающую картину развития оружейного искусства с эпохи раннего Средневековья до начала 20 в. По количеству и широте подбора экспонатов она является самой большой в России и одной из лучших в мире.
5. Около 180 тыс. экспонатов, представляющих культуру Востока. Среди них произведения живописи, скульптуры, прикладного искусства, в том числе ювелирного, предметы культа и быта древних народов, образцы письменности. Экспозиции, занимающие более 50 залов, знакомят с коллекциями памятников культуры и искусства Древнего Египта, Месопотамии, Средней Азии, Кавказа, Византии, стран Ближнего и Дальнего Востока, Индии.
6. Собрание Русского отдела Эрмитажа, насчитывающее свыше 300 тыс. экспонатов, отражает тысячелетнюю историю России.
7. Нумизматическая коллекция. Основную часть нумизматического собрания составляют монеты: античные (около 120 тыс.), восточные (свыше 220 тыс.), русские (около 300 тыс.) и западные (около 360 000). В состав нумизматической коллекции также входят памятные медали (около 75 тыс.), ордена, наградные знаки и медали, значки (около 50 тыс.) и разнообразные сфрагистические материалы.
8. Галерея драгоценностей, состоящее из двух разделов: первая экспозиция «Золотая кладовая (Евразия, Античное Причерноморье, Восток)» представляет около 1,5 тыс. золотых изделий (c 7 в. до н. э. по 19 в.),основная идея второй экспозиции - «Бриллиантовой кладовой» - заключается в показе развития ювелирного дела на протяжении многовековой истории человечества - от 3 тысячелетия до н. э. до начала 20 столетия.
Среди других экспозиций, следует выделить: дворец Петра I, дворец Меншикова, Главный штаб, музей Ломоносовского фарфорового завода, экспозицию Эрмитажа в Константиновском дворце.

В 1764 г. Екатерина II приобрела коллекцию, собранную берлинским купцом И.Э. Гоцковским для прусского короля Фридриха II. Иоганн Эрнст Гоцковский - крупная фигура в торговом мире, основатель шелковой фабрики и Берлинского фарфорового завода, был одним из комиссионеров прусского короля по приобретению произведений искусства. Фридрих II, обладавший к этому времени прекрасной коллекцией современной французской живописи, поручил Гоцковскому покупать для него полотна старых мастеров. Негоциант ревностно взялся за порученное ему дело и быстро составил большое собрание картин.

Однако Семилетняя война, принесшая Пруссии поражение, вынудила монарха отказаться от покупки. Это поставило И.Э. Гоцковского, имевшего финансовые обязательства перед русским государством, в трудное положение. И тогда предприимчивый купец предложил России - победительнице в войне - приобрести картины в счет его долга. Екатерина II оценила возможность нанести удар самолюбию Фридриха II и представить в выгодном свете состояние русской казны, потери которой в войне были не менее прусских. Собрание отличалось неоднородным художественным уровнем, так как И.Э. Гоцковский не обладал серьезными познаниями в искусстве. Оно насчитывало 225 картин, преимущественно кисти фламандских и голландских мастеров, наряду с несколькими произведениями итальянских художников XVII в. Среди лучших в коллекции - «Портрет молодого человека с перчаткой в руке» Франса Хальса и «Гуляки» Яна Стена.

ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА

1754-1762 гг. - строительство Зимнего дворца.

1764 г. - покупка Екатериной II коллекции И. Э. Гоцковского.

1764-1775 гг. - строительство Малого Эрмитажа.

1771-1787 гг.- строительство Большого Эрмитажа.

1783-1787 гг. - строительство Эрмитажного театра.

1820-1827 гг. - строительство Главного штаба.

1826 г. - создание «Галереи 1812 года» в Зимнем дворце.

1842-1851 гг. - строительство Нового Эрмитажа.

1914 г. - организация в Зимнем дворце военного госпиталя.

1917 г. - штурм Зимнего дворца большевиками, объявлением Эрмитажа государственным музеем.

1920-1930 гг. - передача в Эрмитаж национализированных частных коллекций.

1941 г. - эвакуация экспонатов Эрмитажа на Урал.

1942 г. - организация бомбоубежищ в подвалах Эрмитажа.

1945 г. - возвращение в Эрмитаж эвакуированных коллекций и его открытие для посетителей.

1948 г. - приобретение Эрмитажем коллекции живописи конца 19-начала 20 века.

1981 г. - открытие филиала Государственного Эрмитажа в Меншиковском дворце.

ЭРМИТАЖ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

Художественный и культурно-исторический музей, один из крупнейших музеев мира. Занимает пять связанных друг с другом зданий на Дворцовой набережной: Зимний дворец (1754-62, архитектор В. В. Растрелли), Малый Эрмитаж (1764-67, архитектор Ж. Б. М. Валлен-Деламот), Старый Эрмитаж (1771-87, архитектор Ю. М. Фельтен), Новый Эрмитаж (1839-52, архитектор Л. фон Кленце), Эрмитажный театр (1783-87, архитектор Дж. Кваренги). В начале 1980-х гг. после реставрации Эрмитаж был передан большой дворец Меншикова на Васильевском острове (XVIII в.). Датой основания Эрмитажа считается 1764, когда Екатериной II была куплена в Берлине коллекция картин преимущественно голландской и фламандской школ. Значительное число произведений размещалось в апартаментах Зимнего дворца, называвшихся «Эрмитаж» (от франц. ermitage - место уединения; позднее это название перешло на картинную галерею). Для дворца производились закупки за границей крупных частных коллекций картин: Брюля (1769), Кроза (1772), Уолпола (1779) и др. Каталог картин Зимнего дворца уже в 1774 насчитывал 2080 произведений. Наряду с картинами в собрание поступали коллекции гравюр и рисунков, античных древностей, произведения западноевропейского декоративно- прикладного искусства, глиптики, монеты и медали, а также книги (библиотека Вольтера). В XIX в. в Эрмитаж стали поступать и материалы археологических раскопок, а также случайные находки, составившие, в частности, основу знаменитой скифской коллекции. Эрмитаж играл важную роль в развитии русской культуры. В первой половине XIX в. для него было построено специальное музейное здание (Новый Эрмитаж). Посещение Эрмитаж было ограниченным, экскурсии до конца XIX в. в музее не допускались. За расширение доступа в Эрмитаж боролась прогрессивная русская интеллигенция. В 1917 значительная часть коллекции Эрмитажа была эвакуирована в Москву (возвращена в Петроград в 1920). После Октябрьской революции 1917 коллекция Эрмитажа значительно увеличились за счёт национализированных собраний Строгановых, Юсуповых, Шуваловых и др. Музею постепенно были переданы все помещения Зимнего дворца. Была перестроена вся деятельность Эрмитажа, организованы новые отделы. В годы Великой Отечественной войны 1941-45 значительная часть коллекции Эрмитажа была эвакуирована, но в Эрмитаже и в дни блокады продолжалась музейная работа. Ныне Эрмитаж состоит из восьми отделов: первобытной культуры, античного мира, культуры народов Востока, истории русской культуры (включает дворцовые интерьеры и «Галерею 1812 года» - портреты героев Отечественной войны 1812, а также бывший дворец Меншикова), нумизматики, западноевропейского искусства (живопись Леонардо да Винчи, Рафаэля, Тициана, Джорджоне, Д. Веласкеса, Б. Э. Мурильо, П. П. Рубенса, А. Ван Дейка, Ф. Халса, Рембрандта, Я. Рёйсдала, X. Хольбейна Младшего, Л. Кранаха Старшего, Дж. Рейнолдса, Т. Гейнсборо, братьев Ленен, Н. Пуссена, А. Ватто, Ж. О. Д. Энгра, Э. Делакруа, К. Моне, О. Ренуара, П. Сезанна, П. Пикассо. А. Матисса, Р. Гуттузо и др., скульптура Микеланджело, Ж. А. Гудона, О. Родена и др.; графическая коллекция, произведения декоративно- прикладного искусства).

Популярная художественная энциклопедия. М., 1986

ЛЕГЕНДЫ И МИФЫ ЭРМИТАЖА

Существует множество легенд, связанных с самым известным музеем России. Часть этих легенд касается потайных подземных ходов, которые якобы соединяют здания Эрмитажа с другими зданиями Петербурга. Среди зданий, с которыми Эрмитаж может быть связан подземными ходами, чаще других упоминается Главный штаб, Капелла и особняк М. Кшесинской, в котором сегодня находится Музей политической истории России. Еще больше историй рассказывают о всевозможных потайных дверях и коридорах внутри зданий Эрмитажа и о маленьких тайниках-сейфах в стенах.

Не забыты и призраки живших в Зимнем дворце императоров и их приближенных: если верить некоторым сотрудникам музея, они время от времени, чаще всего вечером, когда в залах уже нет посетителей, якобы попадаются им на глаза, а по ночам иногда задевают включенную сигнализацию.

Рассказывают различные легендарные истории и об экспонатах Эрмитажа. Множество слухов, например, ходило о деревянной фигуре - так называемой «Восковой персоне», сделанной европейскими и российскими мастерами после смерти императора. Многие видевшие ее люди рассказывали, что деревянный Петр у них на глазах вставал, кланялся, а потом указывал пальцем на дверь, выпроваживая незваного гостя вон. В 20 веке реставраторы, разбиравшие фигуру на части, обнаружили, что в ней действительно есть шарниры, благодаря которым ее можно было ставить или сажать в кресло. Однако никакого механизма, позволявшего фигуре самостоятельно двигаться, в «Восковой персоне» нет. Тем не менее, миф о том, что когда-то деревянный царь мог вставать, а, возможно, делает это и теперь, продолжает существовать: есть даже люди, утверждающие, что работники Эрмитажа «по старой дружбе» давали им посмотреть, как это происходит.

Другая история связана со скандально-известной картиной К. Малевича «Черный квадрат». С тех пор как Эрмитаж приобрел эту картину, посетители не устают рассказывать об исходящей от нее «темной» или «негативной» энергии. Кому-то перед картиной становится плохо, кто-то, наоборот, приходит от нее в сильное возбуждение. Самих сотрудников музея «Черный квадрат» нисколько не беспокоит, а среди членов студенческого и школьного клубов особым шиком считается подойти к картине и, глядя в нее, как в зеркало, поправить прическу.



Вверх