Художник Модильяни. Биография и картины Амедео Модильяни итальянского художника импрессиониста. Амедео Модильяни: биография, фото и интересные факты

12 июля 1884 года родился художник Амадео Модильяни. «Дилетант» рассказывает историю и интересные факты из его жизни.

Амедео Модильяни (Modigliani, Amedeo) (1884−1920), выдающийся итальянский живописец и скульптор. Родился 12 июля 1884 в Ливорно. После обучения в школе живописи в Ливорно у Г. Микели, в 1902 Модильяни поступил в Академию художеств во Флоренции, а немного позже — в Академию в Венеции.

В начале 1906 он приехал в Париж, где занялся поисками современного художественного языка. Испытал влияние П. Сезанна, Тулуз-Лотрека, П. Пикассо, фовизма и кубизма, но в итоге выработал собственный стиль, для которого характерен богатый и плотный цвет.


Модильяни имеет родственную связь с философом Барухом Спинозой


В ноябре 1907 Модильяни познакомился с доктором Полем Александром, который снял для него студию и стал первым коллекционером его работ. Художник стал членом группы Независимых и в 1908 и 1910 выставлял свои работы в их салоне.

Знакомство со скульптором Константином Бранкузи в 1909 сыграло основополагающую роль в развитии скульптурного творчества Модильяни. У Бранкузи Модильяни получил поддержку и ценные советы. В эти годы Модильяни в основном занимался ваянием и изучением произведений классической древности, индийской и африканской пластики. В 1912 он выставил семь скульптурных произведений на Осеннем Салоне.


Художник до 16 лет дважды был при смерти


С началом Первой мировой войны многие друзья Модильяни покинули Париж. Художника угнетали перемены в жизни, безработица, нищета. В это время он встретил английскую поэтессу Беатрис Гастингс, с которой прожил два года. Модильяни был дружен с такими разными художниками, как Пикассо, Хаим Сутин и Морис Утрилло, а также с коллекционерами и деловыми людьми — Полем Гийомом и Леопольдом Зборовским. Последний стал покровителем художника и поддерживал его творчество.



В эти годы Модильяни вернулся к живописи и создал, возможно, свои самые значительные произведения. Присущая его произведениям отвлеченность явилась следствием изучения искусства древних цивилизаций и итальянского примитива, а также влияния его друзей кубистов; в то же время его работы отличаются поразительной тонкостью психологической характеристики. Позже формальная сторона его творчества становится все более простой и классичной, сводится к сочетанию графического и цветового ритмов.


По семейному преданию, в род Модильяни входил Святой Франциск Ассизский


В 1917 Модильяни, в то время уже очень больной и склонный к алкоголизму, познакомился с Жанной Эбютерн, ставшей его спутницей в последние годы жизни. В следующем году Зборовский организовал персональную выставку художника в галерее Берты Вейль. Она не имела успеха, но вызвала скандал несколькими изображениями обнаженной натуры: их сочли неприличными, и по требованию полиции полотна были сняты. Тем не менее некоторые французские и иностранные коллекционеры проявили интерес к работам Модильяни. В 1918 художник поехал на Лазурный берег для отдыха и лечения и пробыл там некоторое время, продолжая упорно работать. Модильяни умер вскоре после возвращения в Париж, 24 января 1920. Утром следующего дня Жанна Эбютерн покончила с собой.



Модильяни знал наизусть сотни строк Леопарди и Данте


В работах Модильяни сочетаются чистота и утонченность стиля, символизм и гуманизм, языческое чувство полноты и безудержной радости жизни и патетическое переживание мук всегда неспокойной совести.

Интересные факты

1. Модильяни имеет родственную связь с философом Барухом Спинозой через свою прабабку Реджину Спинозу.

2. Родители Модильяни были евреями-сефардами. Эта этническая группа получила свое название после изгнания из Испании и Португалии (слово сефард в переводе с современного иврита означает «испанец»).

3. Амедео Модильяни был хорошо образован. Он отлично знал историю, литературу, мог часами читать стихи на память.

4. Сестра матери Лори очень любила маленького племянника Амедео. Она с детства брала его к себе и всячески развивала. Лори писала философские статьи для разных журналов, увлекалась спиритизмом и эротической поэзией, пропагандировала идеи Ницше и русского анархиста Кропоткина. Ее увлечения были близки Модильяни.

5. Художник до 16 лет дважды был при смерти. Сначала мальчик переболел плевритом, который запустил туберкулезный процесс, а потом — тифом.

6. В детстве во время лихорадки, вызванной тифом, Амедео в бреду сообщил матери о желании стать художником. Она написала об этом в своем дневнике.

7. Представляясь, Амедео говорил: «Модильяни. Еврей». Он переживал по поводу своей национальности, но выбрал тактику самоутверждения, а не отречения.

8. Моди, как его часто называли друзья и коллеги, фонетически совпадает с французским словом maudit, что в переводе означает «проклятый».

9. Согласно семейному преданию, в род по материнской линии входил Святой Франциск Ассизский.

10. Модильяни знал наизусть сотни строк Леопарди и Данте, поэзию Рембо, Бодлера, Верлена. Он взахлеб читал Ницше и Достоевского, обожал Габриэле Д’Аннунцио.

11. Также он читал наизусть «Так говорил Заратустра» и «Песни Мальдорора».

12. Модильяни с Ахматовой читал «Песни Мальдорора», которые, как она вспоминала, он «постоянно носил в кармане». В России творчество этого автора, Лотреамона, было в то время неизвестно.

13. Фильм «Монпарнас-19» Ахматова назвала «пошлым».

14. У Модильяни был сын, от которого тот отказался еще до рождения мальчика.

15. Как-то в канун Рождества Модильяни нарядился Санта-Клаусом и у входа в кафе «Ротонда» бесплатно раздавал пастилки с гашишем. Не подозревая об наличии «секретной начинки», посетители кафе с удовольствием глотали их. Тем вечером опьяненная богема едва не разнесла «Ротонду»: представители высших творческих кругов Парижа били лампы, обливали потолок и стены ромом.

16. Работы Модильяни стали известны и востребованы сразу после его смерти — их начали раскупать уже во время его похорон. При жизни, в отличие от Пикассо или Шагала, он был совершенно неизвестен.

Амеде́о (Иеди́дия) Клеме́нте Модилья́ни (итал. Amedeo Clemente Modigliani ; 12 июля 1884, Ливорно, Королевство Италия - 24 января 1920, Париж, Третья французская республика) - итальянский художник и скульптор, один из самых известных художников конца XIX - начала XX века, представитель экспрессионизма .

Модильяни вырос в Италии, где изучал античное искусство и творчество мастеров эпохи Возрождения, пока в 1906 году не переехал в Париж. В Париже он познакомился с такими художниками, как Пабло Пикассо и Константин Брынкуши , оказавшими большое влияние на его творчество. Модильяни имел слабое здоровье - он часто страдал от заболеваний лёгких и в возрасте 35 лет умер от туберкулёзного менингита. О жизни художника известно лишь из немногих достоверных источников.

Наследие Модильяни составляют главным образом картины и эскизы, однако с 1909 по 1914 годы он занимался в основном скульптурами. Как на полотнах, так и в скульптуре, основным мотивом Модильяни являлся человек. Помимо этого, сохранились несколько пейзажей; натюрморты и картины жанрового характера не интересовали художника. Часто Модильяни обращался к произведениям представителей Ренессанса, а также к популярному в то время африканскому искусству. В то же время творчество Модильяни нельзя отнести ни к одному из современных направлений того времени, как например, кубизм или фовизм . Из-за этого искусствоведы рассматривают творчество Модильяни отдельно от основных течений того времени. При жизни работы Модильяни не имели успеха и стали популярными лишь после смерти художника: на двух аукционах «Сотбис» в 2010 году две картины Модильяни были проданы за 60,6 и 68,9 млн долларов США, а в 2015 году «Лежащая обнажённая» была продана на аукционе «Кристис» за 170,4 млн долларов США.

Амедео (Иедидия) Модильяни родился в семье евреев-сефардов Фламинио Модильяни и Евгении Гарсен в Ливорно (Тоскана, Италия). Он был самым младшим (четвёртым) из детей. Его старший брат, Джузеппе Эмануэле Модильяни (1872-1947, семейное имя Мено), - впоследствии известный итальянский политик-антифашист. Прадед его матери, Соломон Гарсен, и его жена Реджина Спиноза поселились в Ливорно ещё в XVIII веке (однако их сын Джузеппе в 1835 году переехал в Марсель); семья отца перебралась в Ливорно из Рима в середине XIX века (сам отец родился в Риме в 1840 году). Фламинио Модильяни (сын Эмануэле Модильяни и Олимпии Делла Рокка) был горным инженером, руководил угольными шахтами в Сардинии и управлял почти тридцатью акрами лесных угодий, которыми владела его семья.

Ко времени появления на свет Амедео (семейное имя Дедо) дела семьи (торговля дровами и углём) пришли в упадок; матери, в 1855 году родившейся и выросшей в Марселе, приходилось зарабатывать на жизнь преподаванием французского языка и переводами, в том числе произведений Габриеле д’Аннунцио. В 1886 году в доме Модильяни поселился его дед - обедневший и перебравшийся к дочери из Марселя Исаако Гарсен, который до своей смерти в 1894 году серьёзно занимался воспитанием внуков. В доме также жила его тётя Габриэла Гарсен (впоследствии покончившая жизнь самоубийством) и таким образом Амедео с детства был погружён во французскую речь, что позже облегчило ему интеграцию в Париже. Считается, что именно романтическая натура матери оказала огромное влияние на мировоззрение юного Модильяни. Её дневник, который она начала вести вскоре после рождения Амедео, является одним из немногих документальных источников о жизни художника.

В возрасте 11 лет Модильяни заболел плевритом, в 1898 году - тифом, который был в то время неизлечимым заболеванием. Это стало поворотной точкой в его жизни. По рассказам его матери, лёжа в лихорадочном бреду, Модильяни бредил шедеврами итальянских мастеров, а также распознал своё предназначение в качестве художника. После выздоровления родители позволили Амедео бросить школу, чтобы тот мог начать брать уроки рисования и живописи в ливорнской Академии искусств.

Это часть статьи Википедии, используемая под лицензией CC-BY-SA. Полный текст статьи здесь →

(1884-1920) итальянский художник, график и скульптор

В современном сознании облик Амедео Модильяни во многом сложился под влиянием блестящей игры французского актера Жерара Филипа в фильме «Монпарнас-19». Он создал образ непризнанного гения, умершего в одиночестве и нищете. Но это верно лишь отчасти: современники признавали талант Амедео Модильяни. Однако в начале века в Париже было много художников, и не все из них смогли самоутвердиться, стать известными и богатыми. Тем не менее легенда была создана, и очень трудно изменить сложившийся стереотип.

Биографические сведения о Амедео Модильяни противоречивы и крайне скудны. Так, согласно одной из легенд, предполагали, что мать художника происходила из рода Б. Спинозы. На самом же деле знаменитый философ умер, не оставив потомства.

Что же касается отца, то он не был владельцем банка, как об этом говорили почитатели Модильяни, а являлся лишь его основателем. Поэтому к области выдумки относится и тот факт, что у бедного художника в Италии были богатые родственники, которые вовремя не поддержали его.

На самом же деле и отец и мать Амедео Модильяни происходили из ортодоксальных еврейских семей. Его предки поселились в Ливорно, где мать будущего художника Евгения Гарсен вышла замуж за Фламинио Модильяни. У них родилось четверо детей - Эммануэле, будущий адвокат и депутат парламента, Маргерита, ставшая приемной матерью дочери художника, Умберто, ставший инженером, и, наконец, Амедео. К моменту его рождения семья находилась на грани разорения, и лишь с помощью друзей Модильяни смогли хоть как-то встать на ноги. Больше других помог Амедео Гарсен, старший брат Евгении. Он и в дальнейшем помогал будущему художнику, которого назвали в честь дяди.

Амедео Модильяни достаточно хорошо учился, но школа совсем не интересовала его. В 1898 году он перенес тяжелую болезнь - тиф. Видимо, в это время Модильяни и осознал, что может рисовать. Вскоре рисование настолько захватило его, что он начал просить мать найти ему учителя. В двенадцать лет Амедео начал заниматься в студии, которой руководил Гульельмо Микели, сторонник постимпрессионизма. Однако становление Амедео Модильяни проходило под влиянием многих художников. На его творчестве сказалось увлечение отечественными художниками, прежде всего представителями сьенской и флорентийской школы - Сандро Боттичелли и Филиппо Лишш.

В конце 1900 года Амедео Модильяни вновь заболел - тиф дал осложнение на легкие. По совету врачей он отправился на юг и два года прожил в Неаполе. Там он впервые начал рисовать скульптуру и архитектуру. В этюдах скульптур неаполитанских соборов уже видны овалы его будущих картин.

В 1902 году Амедео Модильяни вернулся в Ливорно, но вскоре вновь покинул родину. Несколько месяцев он посещал Свободную школу обнаженной натуры во Флоренции. Это учебное заведение являлось филиалом Института изящных искусств в Венеции. Там его учителем стал известный график Фаттори. От него Модильяни перенял непреходящую любовь к линии, простоте формы при постоянном сохранении объема. Модильяни любил рисовать обнаженных, любуясь хрупкостью и изяществом женского тела. Он создает в основном камерные портреты, избегая нарочитой вычурности, свойственной, например, картинам Пикассо. Он также уделял большое значение пространству, добиваясь нарочитой асимметричности. Вместе с тем его работы отличает особый лиризм, при их изучении рождается ощущение хрупкости, ненадежности внешнего мира.

С помощью дяди, банкира Амедео Гарсена, Амедео Модильяни несколько раз ездит в Венецию. Но постепенно он начинает понимать, что обязательно должен попасть в Париж, который тогда считался художественной Меккой. В 1906 году Модильяни наконец поселяется в Париже.

Вначале он записался в Академию Коларосси, но вскоре покинул ее, поскольку не мог смириться с рамками академической традиции. Амедео Модильяни снимает мастерскую на Монмартре, где и появились его первые парижские работы. Но через год художник переезжает с Монмартра. В то время у него появляется почитатель - доктор Поль Александр. Вместе с братом доктор содержал своеобразный приют для бедных художников. Там Модильяни и поселился осенью 1907 года. Именно Александр стал покупателем «Еврейки», за которую тогда заплатил всего двести франков.

А чуть позже он убедил Амедео Модильяни отдать работы на выставку Салона независимых. В конце 1907 года там были выставлены пять произведений итальянского мастера. Знакомые доктора раскупили эти картины. Осенью Модильяни снова выставляется в Салоне, но на этот раз его работы никто не покупает. Депрессия, полное одиночество, в котором художник оказался из-за своего «взрывного» характера, пристрастие к алкоголю стали причиной появления своеобразного внутреннего барьера, который так мешал ему все последующие годы.

Амедео Модильяни постоянно общался со своими современниками - Ж. Браком, М. Вламинком, Пабло Пикассо . Судьба отведет ему всего четырнадцать лет для творчества. За это время из юноши сложится интересный художник, который создаст свой неповторимый способ изображения фигур и человеческих лиц, где будут доминировать лебединые шеи, удлиненные овалы, несколько вытянутые туловища, миндалевидные глаза без зрачков.

Вместе с тем все персонажи Модильяни легко узнаваемы, хотя перед нами именно авторское видение своих героев, близких одновременно декадентской стилизации и африканской скульптуре.

Портреты Амедео Модильяни написаны отчасти и под влиянием творчества Сезанна, чью большую выставку он видел в 1907 году. От увлеченности Сезанном идут попытки передать предмет через особое пластическое пространство и новую палитру красок. Но Модильяни и в этом случае сохраняет за собой необычайное видение героя, почти всегда изображая сидящего человека, как, например, на его картине «Сидящий мальчик».

Жалея художника, некоторые специально заказывали ему картины, чтобы поддержать его. Но в основном он рисовал близких людей - М. Жакоба, Л. Зборовского, П. Пикассо, Д. Риверу. Один цикл портретов был навеян в 1914 году встречей с русской поэтессой Анной Ахматовой . К сожалению, из всего цикла сохранился только один рисунок, тот, что Ахматова увезла с собой. В нем доминантой пространства является знаменитая бегущая линия Амедео Модильяни.

Знакомство с Ахматовой нельзя считать случайным. Не следует забывать о том, что уже в юности Модильяни прошел через влияние философа Ф. Ницше, а также поэта и писателя Г. Д"Аннунцио. Он прекрасно знал классическую итальянскую и новую французскую символистскую поэзию, читал наизусть Ф. Вийона, Данте, Ш. Бодлера и Артюра Рембо . В начале XX века придет увлечение философией А. Бергсона.

Разносторонность интересов, страсть к путешествиям, желание постоянно открывать для себя новое в общении с современниками обусловили обращение Модильяни к разным формам искусства. Практически одновременно с серьезными живописными работами появляются и его скульптуры.

Избрав для себя стезю свободного художника, Модильяни ведет богемный образ жизни. Он не заканчивает художественные школы, а только находится в них, пробует гашиш и превращается из застенчивого скромного юноши в культовую фигуру. Все знавшие Модильяни отмечают его необычную внешность и склонность к неординарным поступкам. Вместе с тем склонность к алкоголю и наркотикам можно объяснить тем, что он стремился преодолеть внутреннюю неуверенность или просто поддавался влиянию друзей.

Амедео Модильяни многое роднит с Матиссом - лаконизм линии, четкость силуэта, обобщенность формы. Но у Модильяни нет матиссовского монументализма, его образы гораздо камернее, интимнее (женские портреты, обнаженная натура), линия Модильяни обладает необычайной красотой. Обобщенный рисунок передает хрупкость и изящество женского тела, гибкость длинной шеи, острую характерность мужской позы. Художника узнаешь по определенному типу лиц: близко посаженные глаза, лаконичная линия маленького рта, четкий овал, но эти повторяемые приемы письма и рисунка ничуть не уничтожают индивидуальности каждого образа.

В конце своего жизненного пути Амедео Модильяни встретил начинающую художницу Жанну Эбютерн, и они стали жить вместе. Как обычно, Модильяни нарисовал портрет ставшего близким для него человека. Но, в отличие от прежних подруг, она стала для него лучом счастья и света. Однако их связь была недолгой. Зимой 1920 года Модильяни тихо угас в госпитале. После похорон Жанна вернулась к родителям. Но там она оказалась в полной изоляции, поскольку католическая семья не смогла смириться с тем, что ее мужем стал еврей. Несмотря на то, что в это время Жанна ждала их второго ребенка, она не захотела жить без возлюбленного и выбросилась из окна. Ее похоронили через несколько дней.

После смерти родителей маленькую Жанну воспитывали родственники Модильяни, они сохранили некоторые его картины и не мешали девочке увлекаться живописью. Когда она выросла, то стала биографом отца и создала о нем книгу.

Творческое наследие Амедео Модильяни разошлось по всему миру. Правда, многие работы художника не сохранились из-за кочевого образа жизни автора. Нередко Модильяни расплачивался своими картинами, дарил их друзьям или отдавал на хранение. Некоторые из них погибли, поскольку шла Первая мировая война. Так пропала, например, папка с рисунками, оставленная русским писателем И. Эренбургом в посольстве Временного правительства в 1917 году.

Амедео Модильяни стал своеобразным символом своей непростой эпохи. Похоронили его на кладбище Пер-Лашез. На могиле краткая надпись - «Смерть настигла его на пороге славы».

Память об итальянском художнике Амадео Модильяни запечатлелась в его странном прозвище Моди (от фр. maudit - «проклятый»), одновременно уменьшительно-ласкательном и пророческом. Всего того, что Модильяни удостоился после своей трагической кончины, ему так не хватало при жизни: успеха, славы, одобрения критиков.

В день его рождения 12 июля попробуем рассказать историю художника, держа, однако, в уме, что последнюю страницу его биографии закрыла трагическая и ранняя смерть.

Амадео Модильяни родился в итальянском городе Ливорно в 1884 году. На доме, некогда принадлежавшем семейству Модильяни, сегодня висит мемориальная доска.

Важную роль в жизни Амадео сыграла его мать Евгения Гарсен. Она вспоминает, что сын впервые озвучил свое желание стать художником в возрасте 14 лет, находясь на грани жизни и смерти, в опасном приступе тифозной лихорадки: «И вдруг - подсознательное желание, выраженное в бреду. Никогда до этого момента он не говорил о том, что, возможно, представлялось ему несбыточной мечтой». (На фото - мать художника Евгения Гарсен.)

Тяжелая болезнь явилась толчком к пробуждению замечательного художественного дара. Евгения обещала сыну пригласить учителя рисования, как только он поправится. И странное дело, больной очень быстро начал выздоравливать.

«Он не занимается ничем, кроме живописи, с необыкновенным пылом, который меня удивляет и восхищает… Его учитель очень им доволен», - пишет Евгения через несколько месяцев после того, как Амадео начал брать уроки живописи.

В возрасте 17 лет Амадео Модильяни записывается в «Вольную академию рисования обнаженной натуры» во Флоренции. Для благонамеренных обывателей той эпохи академия казалась прибежищем лени и безделья, но будущего художника мало заботило чужое мнение. (На фото - вид на кафедральный собор Санта-Мария-дель-Фьоре, Флоренция.)

Еще через год Моди отправляется в Венецию, где продолжает свое обучение живописи. Здесь он знакомится с чилийским художником Мануэлем Ортисом де Сарате, который до последнего дня оставался в числе преданных друзей Амадео. (На фото - карандашный портрет Мануэля Ортиса де Сарате, выполненный Амадео Модильяни.)

Перед тем как приехать в Венецию, Мануэль долгое время жил в Париже. Именно он рассказал Амадео о соблазнах французской столицы, о необыкновенной свободе тамошнего общества, атмосфере Монмартра, новых художественных течениях, изящной грации улиц, уюте кафе и иллюзорной легкости парижского бытия.

Амадео Модильяни выехал в Париж прохладным январским днем 1906 года. Это путешествие было для него мучительным и противоречивым: с одной стороны - сладостный миг исполнения желания, а с другой - ощущение надлома и расставания с прошлым.

Моди прекрасно говорил по-французски, этому языку мать выучила его еще в детстве. Одет он был с элегантностью, возможно, даже несколько напыщенной и явно диссонирующей с образом художника. Амадео проголосовал, подзывая фиакр, погрузил багаж и назвал адрес гостиницы в самом центре. Первое время он носил шикарный черный костюм, заботливо подогнанный по фигуре, под пиджаком - белую рубашку и галстук. Наряд завершала прогулочная трость, которая постоянно мешала, Модильяни неловко вертел ее в руках или носил под мышкой.

В течение первых двух недель пребывания в Париже Модильяни постоянно менял гостиницы, переезжая с места на место (что, похоже, было знаком глубокого беспокойства), пока окончательно не осел на холме Монмартр, известном месте обитания художников. Холм был зелен от огородов и виноградников и сер от бараков и ветряных мельниц, здесь царил деревенский уклад жизни. (На фото - Монмартр, 1907 год.)

Если справедливо утверждение, что «тебе действительно принадлежат только те деньги, которые ты тратишь», то Модильяни даже в нищете был богачом. Он немедленно пускал по ветру все, что у него было. Такая бездумная трата средств давала почву слухам о его зажиточности, но эти разговоры быстро сошли на нет. Предполагаемые богатства оказались лишь небольшими сбережениями его матери.

По обыкновению того времени почти все художники Монмартра пребывали в состоянии нищеты. Они вели беспорядочную и хаотичную жизнь, но Амадео выделялся даже на их фоне: он постоянно попадал в неприятности и передряги, а его фигура еще при жизни начала обрастать ореолом легенд. За несколько месяцев парижской жизни из скромного юноши Модильяни превратился в одного из самых знаменитых алкоголиков Монмартра.

Рассказывали, например, как однажды вечером Модильяни явился пьяным в кабаре «Проворный кролик» (одно из излюбленных мест сбора артистической богемы того времени) и спровоцировал общую драку, во время которой посуда разлеталась вдребезги. С этого момента хозяин заведения больше не пускал Моди на порог. (На фото - кабаре «Проворный кролик».)

Манера пития Амадео Модильяни отрицала любой ритуал, он пил торопливо, большими глотками, не ощущая от выпитого никакого удовольствия. За короткое время он пристрастился к . Похоже, что алкоголь помогал художнику преодолеть природную застенчивость, которую захмелевший Амадео старался скрыть под маской развязного нахала.

Обоюдное пристрастие к алкоголю и совместные попойки способствовали установлению доверительных отношений между Амадео Модильяни и его приятелем - художником . «Было горестно видеть их обнявшихся в каком-то неустойчивом равновесии, один еле-еле стоит на ногах, другой тоже вот-вот кувыркнется», - вспоминал художественный критик Андре Варно. Пикассо однажды при виде двух друзей сухо заметил: «Рядом с Утрилло Модильяни уже пьян». (На фото - Морис Утрилло.)

В конце 1907 года Амадео Модильяни встретил своего первого настоящего мецената Поля Александра - молодого врача, который был старше его всего на три года. Поль дал художнику почувствовать, что ценит его талант, успокаивал, смягчал негативные последствия многих его выходок, очень помог тем, что предоставил в распоряжение Модильяни помещение для работы, покупал картины и рисунки, договаривался с натурщицами. (На фото - портрет Поля Александра работы Амадео Модильяни.)

С началом Первой мировой войны жизнь в Париже изменилась, многие художники не остались в стороне от всеобщей мобилизации. Амадео Модильяни, провозгласивший себя социалистом и противником войны, жаждал попасть на фронт, но был забракован военным медиком, отказавшимся признать его годным к службе по причине слабого здоровья. Итальянская гордость Модильяни была уязвлена, и он отреагировал в свойственной ему манере - стал употреблять еще больше алкоголя и гашиша. (На фото - Париж, 1915 год.)

Модильяни понимал, что чувство, которое он чаще всего внушал людям, - в лучшем случае сострадание, а в худшем - отторжение и неприязнь, но ничего не мог с собой поделать. Окружающие уже так привыкли к его образу пьяницы, едва держащегося на ногах и готового торговать своими рисунками в обмен на стакан вина, что Амадео так и поступал, демонстрируя то, что в психологии называют «ожидаемым поведением».

В феврале 1917 года Модильяни встретил Жанну Эбютерн - женщину, которая на короткий срок разделила его судьбу, оставшись рядом до конца. Художнику на тот момент было тридцать три года, Жанне - девятнадцать. (На фото - Жанна Эбютерн.)

Некоторый свет на природу взаимоотношений Жанны и Амадео проливают воспоминания современников: «Захмелевший, он сидит на скамье, не зная, что делать, куда идти. Со стороны бульвара Монпарнас появляется Жанна. Она в пальто и с теплым шарфом в руках. Тревожно осмотревшись по сторонам, она наконец заметила его, села рядом и повязала на шею шарф - ведь у него кашель и высокая температура. Моди молчит, обняв ее за плечи, и они надолго застывают в таком положении, прижавшись друг к другу и не говоря ни слова. Потом, все так же обнявшись, идут вместе домой». (На фото - портрет Жанны Эбютерн работы Амадео Модильяни.)

Леопольд Зборовский, являвшийся на тот момент меценатом Амадео Модильяни, был очень доволен появлением Жанны в жизни Моди и надеялся, что она окажет на него положительное влияние, заставит поберечь здоровье и отказаться от пагубных привычек. Эта надежда, однако, оказалась тщетной. (На фото - портрет Леопольда Зборовского работы Амадео Модильяни.)

Поздней осенью 1917 года хозяйка престижной галереи Берта Вайль объявила, что организует первую персональную выставку Модильяни. Желая привлечь посетителей, Леопольд Зборовский выставил пару ню на витрину, что дало мгновенный эффект, превзошедший самые смелые ожидания мецената. У витрины столпилось много народа, раздавались возмущенные выкрики, кто-то с сальными шутками стал комментировать увиденное.

Галерея, где проходила эта первая персональная выставка Модильяни, очень неудачно расположилась вблизи отделения полиции. Поднявшийся переполох привлек внимание комиссара, который послал посмотреть, что происходит, а по итогам этого рейда приказал хозяйке галереи немедленно закрыть выставку.

Эта первая и последняя прижизненная выставка Модильяни все же сослужила Амадео добрую службу. Скандал, сопровождавший ее закрытие, стал широко известен в Париже, и имя художника было у всех на устах. Годы войны не способствовали развитию рынка искусств, поэтому такая невольная реклама сделала свое дело - картины Модильяни стали покупать.

29 ноября 1918 года Жанна Эбютерн родила дочку, ее, как и мать, назвали Жанной. Амадео был так счастлив, что, выйдя из больницы, рассказал о новорожденной всем, кто попадался ему на пути. Потом решил отметить это событие в бистро, а когда пришел в канцелярию зарегистрировать рождение девочки, двери ее оказались закрыты. (На фото - Жанна, дочь Амадео Модильяни.)

Итак, последний акт драмы. 1 января 1920 года Леопольд Зборовский, обеспокоенный здоровьем Модильяни, запер его дома, чтобы тот оставался в постели. Художник громко требовал выпустить его и в конце концов сбежал по пожарной лестнице. Но надо же было такому случиться, что навстречу Модильяни попался Морис Утрилло, выпущенный из психиатрической больницы. Радость, объятия, бурное застолье, начало которому было положено в бистро, а продолжение - дома у Амадео, куда тем временем пришла беременная вторым ребенком Жанна.

На следующий день Модильяни снова пил и до поздней ночи бродил по холодным, пустынным улицам. Компания приятелей уговаривала Амадео вернуться домой к Жанне, но тот ничего не хотел слушать, а затем принялся оскорблять окружающих, ругался, кричал, что у него нет друзей и никогда не было. Потом он вдруг сел на ледяную скамейку и пригласил всех последовать его примеру. Моди тогда привиделся причал в порту Ливорно. Обессиленный художник бредил.

В последнее время у Модильяни все чаще случались помрачения рассудка: в бреду он беседовал с воображаемыми людьми, а в мчавшихся по бульвару освещенных машинах видел китайских драконов.

25 января в сопровождении своего отца Жанна Эбютерн пришла в больницу попрощаться с Модильяни, и той же ночью она покончила с собой, шагнув из окна спальни в родительском доме. Жанна находилась на девятом месяце беременности.

В то время как похороны Амадео прошли очень торжественно, о погребении Жанны этого сказать нельзя. Напрасно друзья пытались убедить родителей девушки похоронить молодых людей в одной могиле. Это предложение было напрочь отвергнуто супругами Эбютерн.

Однако всего лишь два года спустя останки Жанны были перемещены в могилу Моди на парижском кладбище Пер-Лашез. Могильная плита хранит последнюю запись в книге их жизни, сделанную на итальянском языке: «Амадео Модильяни. Художник. Родился в Ливорно 12 июля 1884. Умер в Париже 24 января 1920. Смерть настигла его в преддверии славы.
Жанна Эбютерн. Родилась в Париже 6 апреля 1898. Умерла в Париже 25 января 1920. Верная спутница Амадео Модильяни, принесшая в жертву ему свою жизнь».

Амеде́о Клеме́нте Модилья́ни - итальянский художник и скульптор, один из самых известных художников конца XIX - начала XX века, яркий представитель экспрессионизма.

Биография Амадео Модильяни

«Человеческое лицо - высшее творение природы» - эти слова художника могли бы стать эпиграфом к его творчеству.

Модильяни Амедео (Modigliani Amedeo) (1884-1920), итальянский живописец, скульптор, график, рисовальщик; принадлежал к «Парижской школе». Родился Модильяни в Ливорно 12 июля 1884 года. Начал учиться искусству живописи в 1898 году в мастерской скульптора Габриэле Микели. С 1902 года занимался в «Свободной школе рисования с обнаженной натуры» при Флорентийской Академии художеств, главным образом, у живописца Джованни Фаттори, с именем которого в итальянской живописи связывается течение «маккьяйоли», родственное французскому «ташизму». В 1903 году, переехав в Венецию, Модильяни учился в «Свободной школе обнаженной натуры» Венецианского Института изящных искусств. С 1906 года обосновался в Париже, где брал уроки в Академии живописи Коларосси. В 1907 году Модильяни впервые показал свои работы в «Осеннем салоне», с 1908 года выставлялся в «Салоне независимых». В кафе «Ротонда» на бульваре Монпарнас, где собирались писатели и художники, Модильяни был в кругу друзей, живших, как и он, проблемами искусства. В эти годы художник обостренно ищет свою «линию души», как назвал творческие поиски Модильяни его друг, поэт Жан Кокто. Если первые произведения парижского периода исполнены в манере, близкой графике Тулуз-Лотрека, то уже в 1907 художник открыл для себя живопись Сезанна, познакомился с Пабло Пикассо и некоторое время находился под влиянием этих мастеров.

Об этом свидетельствуют работы 1908-1909 годов («Еврейка», 1908, «Виолончелист», 1909, - обе в частном собрании, Париж).

Особенно важную роль в формировании индивидуального стиля Модильяни сыграло также его увлечение африканской скульптурой, ее грубовато-простыми, но выразительными формами и чистой линией силуэта.

Вместе с тем искусство родной Италии и прежде всего рисунки Боттичелли, живопись треченто и виртуозно сложная графика маньеристов - источники вдохновения мастера. Наиболее полно раскрылся сложный талант Модильяни в портретном жанре.

«Человек - вот, что меня интересует. Человеческое лицо - наивысшее создание природы. Для меня это неисчерпаемый источник», - пишет Модильяни. Никогда не делая портретов на заказ, художник писал только людей, судьбы которых хорошо знал, Модильяни словно воссоздавал свой собственный образ модели.

В остро выразительных портретах Диего Риверы (1914, Художественный музей, Сан-Паулу), Пабло Пикассо (1915, частное собрание, Женева), Макса Жакоба (1916, частное собрание, Париж), Жана Кокто (частное собрание, Нью-Йорк), Хаима Сутина (1917, Национальная галерея искусства, Вашингтон) художником точно найдены детали, жест, линия силуэта, цветовые доминанты, ключ к пониманию всего образа - всегда тонко уловленное характерное «состояние души».

Творчество Амадео Клементе Модильяни

В ряду других выдающихся французских мастеров начала века Модильяни кажется наиболее связанным с классической традицией.

Его не увлекали эксперименты кубистов с «чистым» пространством и временем, он не стремился, подобно фовистам, к воплощению универсальных закономерностей жизни. Для Модильяни человек был «миром, который порой стоит многих миров», и человеческая личность в ее неповторимом своеобразии-единственным источником образов. Но, в отличие от портретистов предшествующих эпох, он не создавал живописного «зеркала» натуры. Характерно, что, работая всегда с натуры, он не столько «срисовывал» ее черты, сколько сверял их со своим внутренним видением. Используя утонченную стилизацию облика модели и отвлеченные ритмы линий и пластических масс, с помощью их экспрессии, динамичных «сдвигов» и гармонического единства Модильяни создавал свои свободно-поэтические, чисто духовные, овеянные печалью образы.

Наиболее характерная черта его стиля-особая роль линии, однако во всех своих лучших работах художник добивался гармонии линии и цвета, богатства валеров, объединенных в обобщенные цветовые зоны.

Скульптурная цельность объемов сочетается в его картинах с лепкой цветом, пространство кажется впрессованным в плоскость холста, а линия не только очерчивает предметы, но и соединяет пространственные планы. В общей мягкости стиля Модильяни, в свете, наполняющем его работы, ясно ощутима итальянская основа его искусства.

Модильяни почти никогда не писал буржуа и богатых заказчиков.

Его персонажи-простые люди, служанки, крестьяне, а также окружающие его художники и поэты. Каждый из образов продиктован натурой. Женщины полны утонченной грации или простонародной энергии, выглядят то надменными, то беззащитными. В «Автопортрете» изображение воплощает сдержанный лирический порыв, кажется наполненным изнутри музыкой. Своего друга и почти единственного «маршана» поэта Л. Зборовского Модильяни изображает погруженным в мечты, художника-экспрессиониста X. Сутина- открытым и импульсивным, более классичного живописца М. Кислинга-упрямым и внутренне сжатым. В пластическом решении портрета Макса Жакоба утонченность неотделима от современных синкопированных ритмов… При всей своей неповторимости эти портреты несут в себе черты единого почерка (миндалевидные или напоминающие озера глаза, стреловидные носы, поджатые губы, преобладание овальных и удлиненных форм и т.д.) и единого видения. Во всех них ощущаются сострадание и нежность к человеку, мягкий, созерцательно-замкнутый лиризм.

Модильяни не стремится разгадать загадку личности своих героев, напротив, каждый его образ являет свою особую тайну и красоту.

Автопортрет Портрет поэта Зборовского Портрет Хаима Сутина

Не менее яркая страница его творчества-изображение обнаженной натуры. По сравнению с обнаженными других современных мастеров, в частности А. Матисса, «ню» Модильяни кажутся всегда индивидуальными и портретными. Тем контрастнее выглядит претворение полной непосредственной жизни натуры в образы, очищенные от всего эмпирического, исполненные просветленной и вневременной красоты. В этих образах сохраняется конкретно-чувственное начало, но оно «сублимировано», одухотворено, переведено на язык музыкально-текучих линий и гармоний насыщенных охристых тонов - светло-золотистых, рыжевато-красных, темно-коричневых.

Почти неисчерпаемая часть наследия Модильяни-рисунки (портреты или «ню»), выполненные карандашом, тушью, чернилами, акварелью или пастелью.

Рисование являлось как бы способом существования художника-в нем находили воплощение присущая Модильяни любовь к линии, его постоянная жажда творчества и его неистощимый интерес к людям; карандашными набросками он часто расплачивался за чашку кофе или тарелку еды. Созданные с одного раза, без исправлений, эти рисунки впечатляют стилевой энергией, образной законченностью, точностью формы.

Интересные факты: сексуальная жизнь и драма

Сексуальная жизнь

Модильяни любил женщин, а те любили его. Сотни, возможно, тысячи женщин побывали в постели этого элегантного красавца.

Еще в школе Амедео заметил, что девочки обращают на него особое внимание. Модильяни рассказывал, что в 15 лет его соблазнила горничная, работающая в их доме.

Хотя он, как многие его коллеги, был не прочь пройтись по борделям, все же основная масса его любовниц были его же натурщицами.

А в течение своей карьеры он поменял сотни натурщиц. Многие позировали ему обнаженными, в течение сеанса несколько раз прерываясь на занятия любовью.

Больше всего Модильяни нравились женщины простые, например, прачки, крестьянки, официантки.

Этим девушкам ужасно льстило внимание красивого художника, и они покорно отдавали ему себя.

Сексуальные партнеры

Несмотря на множество сексуальных партнерш, любил Модильяни в своей жизни только двух женщин.

Первой была Беатрис Хастингс, английская аристократка, поэтесса, пятью годами старше художника. Они познакомились в 1914 году и сразу же стали неразлучными любовниками.

Они вместе пили, развлекались и частенько дрались. Модильяни в ярости мог таскать ее за волосы по тротуару, если подозревал во внимании к другим мужчинам.

Но, несмотря на все эти грязные сцены, именно Беатрис была его главным источником вдохновения. В период расцвета их любви Модильяни создал свои лучшие произведения. Все же этот бурный роман не мог существовать долго. В 1916 году Беатрис сбежала от Модильяни. С тех пор они больше не виделись.

Художник горевал по своей неверной подруге, но недолго.

В июле 1917 года Модильяни познакомился с 19-летней Жанной Эбютерн.

Молодая студентка происходила из французской семьи католиков. Субтильная бледная девушка и художник поселились вместе, несмотря на сопротивление родителей Жанны, не желавшим зятя-еврея. Жанна не только была моделью для произведений художника, она пережила с ним годы тяжелой болезни, периоды грубости и откровенного дебоширства.

В ноябре 1918 года Жанна родила Модильяни дочь, а в июле 1919 года он предложил ей пожениться, «как только придут все бумаги».

Почему они так и не поженились, остается загадкой, так как эти двое были, что называется, созданы друг для друга и оставались вместе до самой его смерти 6 месяцев спустя.

Когда Модильяни лежал при смерти в Париже, он предложил Жанне присоединиться к нему в смерти, «чтобы я мог быть с моей любимой моделью в раю и вместе с ней наслаждаться вечным блаженством».

В день похорон художника Жанна находилась на грани отчаяния, но не плакала, а только все время молчала.

Беременная их вторым ребенком, она бросилась с пятого этажа и разбилась насмерть.

Через год, по настоянию семьи Модильяни, их соединили под одной могильной плитой. Вторая надпись на ней гласила:

Жанна Эбютерн. Родилась в Париже в апреле 1898 года. Умерла в Париже 25 января 1920. Верная спутница Амедео Модильяни, не захотевшая пережить разлуку с ним.

Модильяни и Анна Ахматова

А. А. Ахматова познакомилась с Амедео Модильяни в 1910 году в Париже, во время свадебного путешествия.

Знакомство ее с А. Модильяни продолжилось в 1911 году, тогда же художник создал 16 рисунков — портретов А. А. Ахматовой. В своем очерке об Амедео Модильяни она писала:

В 10-м году я видела его чрезвычайно редко, всего несколько раз. Тем не менее он всю зиму писал мне. (Я запомнила несколько фраз из его писем, одна из них: Vous etes en moi comme une hantise / Вы во мне как наваждение). Что он сочинял стихи, он мне не сказал.

Как я теперь понимаю, его больше всего поразило во мне свойство угадывать мысли, видеть чужие сны и прочие мелочи, к которым знающие меня давно привыкли.

В это время Модильяни бредил Египтом. Он водил меня в Лувр смотреть Египетский отдел, уверял, что все остальное недостойно внимания. Рисовал мою голову в убранстве египетских цариц и танцовщиц и казался совершенно захвачен великим искусством Египта. Очевидно, Египет был его последним увлечением. Уже скоро он становится столь самобытным, что ничего не хочется вспоминать, глядя на его холсты.

Рисовал он меня не с натуры, а у себя дома, — эти рисунки дарил мне. Их было шестнадцать. Он просил, чтобы я их окантовала и повесила в моей комнате. Они погибли в царскосельском доме в первые годы революции. Уцелел один, в нем, к сожалению, меньше, чем в остальных, предчувствуются его будущие».

Библиография и фильмография

Литература

  • Паризо К. «Модильяни», М., Текст, 2008.
  • Виленкин В. В. «Амедео Модильяни», М. 1970.

Фильмография

  • В 1957 году француз Жак Беккер снял фильм «Монпарнас, 19» («Любовники Монпарнаса») с Жераром Филипом в главной роли.
  • В 2004 году британец Мик Дэвис снял фильм «Модильяни», главную роль сыграл Энди Гарсиа.

При написании этой статьи были использованы материалы таких сайтов: bibliotekar.ru ,

Если вы нашли неточности или желаете дополнить эту статью, присылайте нам информацию на электронный адрес admin@сайт, мы и наши читатели будем вам очень благодарны.



Вверх