Error: не определено #11234. Декоративно-прикладное искусство XVIII - первой трети XIX века. Декоративно-прикладное искусство середины XVIII века Прикладное искусство 18 века

Декоративно-прикладное искусство XVIII - первой трети XIX века. Декоративно-прикладное искусство середины XVIII века Прикладное искусство 18 века

История России конца XVII - первой четверти XVIII века неотделима от имени одного из крупнейших политических деятелей России - Петра I. Значи­тельные новшества вторгаются в это время не только в область культуры и ис­кусства, но и в промышленность - металлургию, кораблестроение и т. д. В начале XVIII века появляются первые механизмы и станки для обработки металла. Многое в этой области сделано русскими механиками Нартовым, Сурниным, Собакиным и др.

Одновременно закладываются основы государственной системы общего и спе­циального образования. В1725 году учреждается Академия наук, при которой открывается отделение художественных ремесел.

А. Нартов. Токарный станок. Петровская эпоха. XVIII в.

В XVIII веке формируются но­вые принципы архитектуры и градо­строительства Этот период отме­чен усилением в формообразовании изделий характерных черт западно­европейского барокко (Голландия, Англия).

В результате начинаний Пет­ра I из дворцового цар­ского и аристократического быта быстро исчезают изделия традицион­но русских форм, еще сохраняясь в жилищах массы сельского и городского населения, а также в церковном обиходе. Именно в первой четверти XVIII ве­ка намечается то существенное раз­личие в стилевом развитии, которое осталось надолго характерным для профессионального творчества и народных художественных промыслов. В по­следних непосредственно и органично разрабатываются вековые традиции рус­ского, украинского, эстонского и т. д. прикладного искусства.

Нормы дворянского быта требуют демонстрации богатства, утонченности и блеска в жизни владетельной особы. Формы старого быта, в том числе петровского (еще деловитого, строгого), к се­редине XVIII века окончательно вытесняются. Господствующие позиции в рус­ском искусстве занимает так называемый стиль рококо, логически завершавший тенденции позднего барокко. Парадные интерьеры этого времени, например не­которые помещения Петергофского и Царскосельского дворцов, почти сплошь декорируются вычурной резьбой.

Общие особенности рокайльной орнаментации (изогнутость линий, обильная и асимметричная компоновка стилизованных или близких к натуре цветов, листьев, раковин, глазков и т. п.) полностью воспроизводятся в русской архи­тектуре и мебели того времени, керамике, одежде, каретах, парадном оружии и т. д. Но развитие русского при­кладного искусства все же пошло по вполне самостоятельному пути. Несмотря на без­условное сходство форм собственных изделий с западноевропейскими нетрудно заметить различия между ними. Так, но сравнению с французскими, изделия русской мебели обладают гораздо более свободными формами и мягче по очертаниям, прорисовке. Мастера еще удерживали навыки народной резьбы, более крупной и обобщенной, чем на Западе. Не менее характерна полихромность русских изделий и сочетание позо­лоты с покраской, редко встречающееся во Франции, а в России принятое по­всеместно.

С 60-х годов XVIII века в русской архитектуре начинается переход к класси­цизму с его лаконичными и строгими формами, обращенными к античности и от­меченными большой сдержанностью и изяществом. Этот же процесс происходит и в прикладном искусстве.

В планировке, оборудовании и деко­ре городских особняков и дворцов (архи­текторы Кокоринов, Баженов, Кваренги, Старов и др.) появляется четкая симмет­ричность, пропорциональная ясность. Стены помещений (между окон или на­против их) скрываются зеркалами и пане­лями из шелкового штофа, декоративных хлопчатобумажных тканей, сукна.

.

Диван - стиль рококо. Россия (фрагмент). Середина XVIII в.

Кресло стиля классицизм. Рос­сия. Вторая половина XVIII в.

Полы набираются из дерева различных пород, а иногда обтягиваются холстом или сукном; потолки рас­писываются (например, техника гризайль, ими­тирующая рельефную лепку). Вместо наборного паркета применяются ело­вые дощатые «под воском» полы. Стены и потолки часто обиваются тканью или выклеиваются обоя­ми. Если в парадных помещениях устраиваются внушительных размеров мраморные камины, то в интимных покоях возводятся более традицион­ные печи на тумбах или ножках, облицованные изразцами. Столь же заметно различие светиль­ников: в залах - это ювелирно выполненные и доро­гостоящие люстры, канделябры, бра, в покоях - значительно более скромные подсвечники и лам­пы. Еще больше контраста в формах парадной и бытовой мебели. Все это говорит не столько о стремлении владельцев дворцов и особняков к экономии, сколько об учете ими предметной среды как важного фактора психологически уместной атмосферы.

Большинство мебельных и ряд других изделий в конце XVIII-первой по­ловине XIX века не были постоянно нужными; при отсутствии необходимости они либо убирались, либо переносились в неактивно используемые части поме­щений. Мебель для сидения обязательно зачехлялась. В этой же связи большое развитие получила трансформируемая мебель с рабочей плоскостью - чайные и карточные столики, складной обеденный стол, стол для рукоделия, система разновысоких, помещающихся друг под другом столов и др. Все это значи­тельно повышало комфортабельность быта, тонкую дифференциацию его функционального обеспечения и разнообразие облика помещений в различных житейских ситуациях. Одновременно особо выделялся ряд бытовых процессов, проходивших в теплое время года вне здания - на террасе и в парке. В ре­зультате получают распространение новые виды изделий - садово-парковая мебель, зонтичные тенты, парковые светильники и др. В XVIII веке при отдельных усадьбах организуются крепостные мастерские, выпускающие довольно крупные партии мебели, фарфора, паласов и других изделий.

В конце XVIII века в оборудовании крупных дворцов уже ощутимо сказы­вается отделение собственно проектирования изделий (мебели, светильников, часов, шпалер и др. утвари и предметов убранства) как особой области твор­ческой деятельности от их ремесленного изготовления. В роли проектировщиков выступают в основном архитекторы и профессиональные художники. В производстве изделий на массовый рынок используются машины и механические способы обработки материалов, превра­щая инженера в ведущую фигуру производства. Это ведет к искажению и потере исконно присущих изделиям народного потребления высоких эстети­ческих качеств, к отрыву промышленности от искусства. Эта тенденция явилась закономерной в условиях капиталистического разви­тия общества и одной из главных для всего XIX века.

В ходе интенсивного развития капиталистических отношений в России XIX века увеличиваются мощности промышленного производства. К середине XIX века уже остро ощущается необходимость в художественно профессиональных кад­рах разработчиков изделий и мастеров. Для их подготовки открываются спе­циализированные учебные заведения в Москве (графа Строганова) и Петер­бурге (барона Штиглица). Само их наименование - «училища технического рисования» - говорит о появлении художника нового типа. С 1860 года полу­чает развитие специальное ремесленное образование мастеров-исполнителей. Выпускается много книг по вопросам технологии обработки различных материалов: древесины, бронзы, железа, золота и др. Выходят торговые каталоги, заменившие ранее издававшийся журнал «Эконо­мический магазин». С середины XIX века формируются науки, связанные с во­просами гигиены труда и пользования предметами быта. Однако на протяжении всего XIX столетия вся массовая фабричная про­дукция в художественном отношении остается полностью подчиненной безраз­дельно господствующему представлению о красоте как декоративно-орнамен­тальной оформленности изделий. Следствием этого было привнесение в форму большей части изделий стилевых элементов классицизма: сложных профильных завершений, каннелированных колонок, розеток, гирлянд, орнаментики по ан­тичным мотивам и др. В ряде случаев эти элементы вводились в формы даже промышленного оборудования - станков.

В стилевом развитии прикладного искусства и бытовых изделий в XIX веке хронологически условно выделяются три основных периода: продолжения тен­денций классицизма в русле так называемого ампира (первая четверть века); поздний классицизм (примерно 1830-1860 годы) и эклектизм (после 1860-х годов).

Первая четверть XIX века ознаменовалась общим подъемом идейности и строительного размаха в русской архитектуре, что вызвало значительное оживление и в прикладном искусстве.

Кресло стиля ампир. Первая четверть Х1Х века.

Победа в войне 1812 года в определенной мере ускоряет и завершает процесс формирования русской на­циональной культуры, приобретающей обще­европейское значение. Деятельность наиболее известных зодчих - Воронихина, Кваренги, Казакова, тесно связанная с классицизмом предшествующей поры, приходится только на первое десятилетие века. На смену им выдви­гается плеяда таких замечательных мастеров, как Росси, Стасов, Григорьев, Бове, принес­ших в русское искусство новые идеи, иной стилевой дух.

Строгость и монументальность являются характерными особенностями архитектуры и форм различных предметов быта стиля ам­пир. В последних заметно изменяются декора­тивные мотивы, точнее, расширяется их типо­логия за счет использования декоративной сим­волики Древнего Египта и Рима - грифонов, сфинксов, фасций, военных атрибутов («тро­феев»), перевитых гирляндой венков, и др. По сравнению с образчиками раннего класси­цизма вообще возрастает количество декора, его «зрительный вес» в композиционном реше­нии изделий. Монументализация, порой, как бы огрубление форм, происходит из-за большей обобщенности и геометризованности классических орнаментальных мотивов - оканта, венков, лиры, доспехов и др., которые все более удаляются от своих реальных прообразов. Почти полностью исчезает живописная (сценки, пейза­жи, букеты) роспись предметов. Орнамент стремится к пятну, контурности, аппликативности. Изделия в своем большинстве, особенно мебель, становятся крупными, массивными, но разнообразными по общей конфигурации, силуэту. Тяжеловесность ампира в предметах мебели почти пропадает уже в 1830-х годах.

С середины XIX начинаются новые искания в области архитектуры, прикладного и промышленного творчества.

Зарождается общеевропейское художественное направление, получившее название «бидермейер», по имени буржуа одного из персонажей немецкого писателя Л. Эйхродта (произведение вышло в 1870-х годах) с его идеалом уюта, интима.

Утюг фабричного производства. Россия. Вторая половина X1X в.

Во второй половине XIX века происходит дальнейшее вытеснение ручного труда из производства ути­литарно-бытовых изделий. Веками складывавшиеся способы и приемы их художественного решения, прин­ципы формообразования вступают в противоречие с новыми экономи­ческими тенденциями массовости и рентабельности производства ве­щей на рынок. Реакция на изменяю­щуюся ситуацию двойственна. Одни мастера - их большинство, идут на компромиссы. Считая неруши­мым традиционный взгляд на все бытовые вещи как предмет декора­тивно-прикладного искусства, они начинают приноравливать орнамен­тальные мотивы классицизма к воз­можностям машины и серийных тех­нологий. Появляются «эффектив­ные» виды декора и отделки изделий. Еще в 1830-х годах в Англии Генри Куль выдвигает внешне реформаторский лозунг украшать фабричные изделия элементами «из мира форм изящных искусств». Многие промышленники охотно подхватывают лозунг, стремясь максимально использовать в своих интересах привязанность потребительской массы к внешне украшенным, орнаментально обогащенным формам предметов домашней обстановки.

Другие теоретики и практики прикладного искусства (Д. Рескин, У. Мор­рис), напротив, предлагают организовать бойкот промышленности. Их кредо - чистота традиций средневекового ремесла.

В странах Западной Европы и в России впервые привлекают к себе вни­мание теоретиков и профессиональных художников кустарные артели и мастера, в творчестве которых еще сохранялись глубокие народные традиции. В России нижегородские ярмарки 1870-1890-х годов демонстрируют жизнеспособность этих традиций в новых условиях. Многие профессиональные художники - В. Васнецов, М. Врубель, Е. Поленова, К. Коровин, Н. Рерих и др. - с энту­зиазмом обращаются к народным истокам декоративного искусства. В различ­ных областях и губерниях России, в таких городах, как Псков, Воронеж, Тамбов, Москва, Каменец-Подольск и др., возникают ремесленные предприятия, в основу деятельности которых положен ручной труд. Особенно большое зна­чение для возрождения творческих угасавших промыслов имела работа ма­стерских в Абрамцове под Москвой, в Талашкине под Смоленском, предприятие П. Ваулина под Петербургом, керамическая артель «Мурава» в Москве.

Самовар. XIX в.

Россия. Вторая половина

Промышленный насос. XIX в.

Однако изделия всех этих мастерских составляли столь незначительную часть в общем по­треблении, что не могли сколь-либо за­метно влиять на массовую продукцию, хотя и доказали правомерность сущест­вования наряду с массовым машинным производством вещей декоративного твор­чества, хранящего народные традиции. В дальнейшем это подтвердилось при вторжении машинной техники в такие области декоративно-прикладного ис­кусства, как ювелирное дело (бижуте­рия), ковроткачество, пошив одежды, что и привело к резкому падению их художе­ственного качества.

В формах основной массы выпускае­мых изделий второй половины XIX века ничто новое практически еще не получает развития. Однако новизна самой общей ситуации уже в это время способствует сложению внутренних предпосылок для новаторских исканий-осознанию сти­левых поисков как важной творческой потребности, как проявления художест­венной индивидуальности мастера. Если до сих пор стилевые направления (готи­ки, эпохи Ренессанса, барокко, класси­цизма и др.) рождались и получали рас­пространение, как правило, в результате общих, почти «глобальных», стихийно кристаллизовавшихся тенденций эстети­ческого освоения мира, то с середины XIX века стилевая оригинальность рас­ценивается как прямое творческое достижение отдельного художника, архитекто­ра. В связи с этим резко активизируется интерес к наследию искусства всех вре­мен и народов. Это богатейшее наследие становится источником подражаний, пря­мых заимствований или подвергается причудливой творческой переработке.

Стол с креслом стиля модерн. Конец XIX в.

В результате основная масса изделий являет собой необычайно пеструю карти­ну, в которой мелькают то явственные, то едва уловимые реминисценции антич­ности, романской эпохи, готики, итальян­ского или французского Возрождения, искусства Византии и Древней Руси, ба­рокко и т. д., зачастую эклектически смешиваясь в оформлении одного изделия, интерьера, здания. Поэтому данный пе­риод в истории архитектуры и прикладного искусства получил наименование эк­лектического. В народный быт все же начинают вне­дряться изделия (лампы, металлические ведра, коры­та, посуда, табуреты и др.) сравнительно дешевые, но выполненные без какой-либо художественной цели, часто в уродливых формах и пло­хого качества.

Поиски нового стиля ве­дутся с учетом реальной не­обходимости в условиях машинного производства, принципиально нового под­хода к формообразованию изделий, с одной стороны, и сохранения декоративистских традиций прошлого - с другой. Буржуазия, занявшая к концу XIX века прочные позиции в экономике России, стремилась к собственной ху­дожественной идеологии в архитектуре и дизайне - культу рационального, от­носительной свободе от архаизмов дворянской культуры, поощряя в искусстве все то, что могло поспорить со стилями прошлого. Таким в конце XIX века явился стиль модерн - «новое искусство» в Бельгии, Великобритании и США, «югендстиль» в Германии, «стиль Сецессионс» в Австрии, «свободный стиль» в Италии. Название его - «модерн» (от фр. moderne) означало «новый, совре­менный»- от лат. modo - «только что, недавно». В своем чистом виде, угасая и смешиваясь с другими стилевыми течениями, он продержался сравнительно недолго, примерно до 1920 года, т. е. около 20-25 лет, как почти все стилевые направления XVII-XX веков.

Модерн разнообразен в разных странах и в творчестве отдельных мастеров, что осложняет понимание решавшихся им задач. Однако характерным стало практически полное искоренение всех ранее при­менявшихся декоративно-орнаментальных мотивов и приемов, коренное их обновление. Традиционные карнизы, розетки, капители, каннелюры, пояски «набегающей волны» и т. д. заменяются стилизованными растениями местного произрастания (лилии, ирис, гвоздика и т. п.), женскими головками с длин­ными вьющимися волосами и др. Часто декорировка вообще отсутствует, а ху­дожественный эффект достигается за счет выразительности силуэта, членений формы, линий, как правило тонко прорисованных, как бы свободно текущих, пульсирующих. В формах изделий модерна почти всегда ощутима некоторая причудливая воля художника, напряжение туго натянутой струны, утрированность пропорций. В крайних проявлениях все это резко обострено, возведено в принцип. Порой проступает пренебрежение конструктивной логикой формы, почти бутафорское увлечение зрелищной стороной задачи, особенно в решении интерьеров, зачастую эффектно театрализуемых.

При всех слабых сторонах - вычурности, порой крикливости форм, возник новый подход к ре­шению здания, интерьера, обстановки с логичностью функцио­нального, конструктивного и технологического решения.

Подсвечник стиля модерн. Начало ХХ в.

Набор посуды. Конец Х1Х в.

Туалетный стол периода модерна. Начало XX в.

Модерн в подавляющей части своих образчиков не отказался от декорирования изделий, а только заменил старые декоративные моти­вы и приемы новыми. Уже в нача­ле XX века, в пору триумфов нового стиля, снова, сначала робко, затем широко возвращается мода на ста­рые стили, что имело известную связь с начавшейся подготовкой к празднованию столетнего юбилея Отечественной войны 1812 года. Вы­ставка «Современное искусство», устроенная в Петербурге в 1903 го­ду, ясно показала рождение «классицизирующего модерна».

Итоги модерна сложны. Это очищение прикладного искусства и от эклектики, и от «антимашинизма» поборников ручных ремесел, и от неудавшихся попыток реставра­ции стилей прошлого. Это и первые симптомы выхода архитектуры и прикладного искусства на путь функционализма и конструктивизма, на путь современного дизайна. Вместе с тем, скоро обнаружив тенденцию национали­зации стиля, модерн вызвал новую волну чисто декоративистских исканий. К прикладному искусству и оформлению интерьеров обращаются многие жи­вописцы (С. Малютин, В. Васнецов, А. Бенуа, С. Головин и др.), тяготея к красочности русской сказки, к «пряничности» и т. п. В перспективе после­дующего исторического процесса, решения актуальных проблем массового ин­дустриального производства подобные опыты не могли иметь серьезного идей­но-художественного значения, хотя и давали толчок развитию другой ветви прикладного искусства - художественным промыслам и в особенности театраль­но-декорационному искусству.

Модерн как бы расчистил и подготовил путь для утверждения в искусстве создания бытовых вещей новых эстетических и творческих принципов, ускорил появление новой художнической профессии - художественного проектирования (дизайна).

Оформление функционализма и конструктивизма в особые направления в ар­хитектуре и художественном проектировании западных стран произошло в конце 1910-х годов в связи со стабилизацией жизни и успехами экономики после пер­вой мировой войны. Но принципиальные основы новой современной архитектуры определялись в предвоенный период в творчестве таких архитекторов, как Т. Гарнье и О. Перре (Франция), X. Берлага (Голландия), А. Лоос (Австрия), П. Беренс (Германия), Ф. Райт (США), И. Шехтель, И. Рерберг (Россия) и др. Каждый из них по-своему преодолевал воздействие модерна и боролся.

В 1918 г. при отделе ИЗО Наркомпроса образуются спецотделы по вопросам архитектуры и художественной промышленности. Серьезное внимание уделяется вопросам подготовки специалистов. В 1920 г. В.И.Ленин подписал декрет о создании Высших государственных художественно-технических мастерских (ВХУТЕМАС). Выпускниками создавались новые образцы тканей, мебели, посуды и др.

Обучение в мастерских (в 1927 году преобразованы во ВХУТЕИН Все­союзный художественно-технический институт), велось по факультетам: архитектурному, керамическому, текстильному и др. На фа­культете обработки дерева и металла под руководством А. Родченко, Д. Лисицкого, В. Татлина и других мастеров шли поиски новых форм и конструк­ций разнообразных предметов. Вся деятельность ВХУТЕМАСа была нацелена на формирование у учащихся навыков комплексного подхода к проектированию предметной среды быта и производства.

В 1920-е годы сложилось течение «производственного искусства», разви­вавшее принципы функционализма и конструктивизма, стремившееся утвердить в сознании художников эстетический идеал рационально организованного материального производства. Любые прежние формы искусства объявлялись «производственниками» буржуазными, неприемлемыми для пролетариата. Отсюда отрицание ими не только «практически бесполезного» изобразительного ис­кусства, но и всего чисто декоративного творчества, например ювелирного.В 20-е годы в нашей стране еще не созрели и технико-экономические условия для реализации их идей.

ВХУТЕМАС и «производственники» 1920-х годов идейно-эстетически были тесно связаны с «Баухаузом» и в ряде важных моментов представляли с ним, по существу, единое течение в художественном проектировании того времени. В рамках этого нового движения формировалась эстетика современного дизай­на, преодолевавшая противоречия в прикладном искусстве предшествующего периода. Практическая художественная деятельность основоположников дизай­на была развитием также арсенала художественно-выразительных средств ис­кусства создания вещей. В их произведениях (мебели, светильниках, посуде, тканях и т. д.) самое пристальное внимание обращалось на такие свойства материалов и формы, как фактура, цвет, пластическая выразительность, ритми­ческий строй, силуэт и др., которые приобрели решающее значение в компо­зиции изделий, не входя в противоречие с требованиями конструктивной логики и технологичности формы. Другое направление, успешно развивавшееся в нашей стране в 20-е годы, инженерное проектирование. В 1925 году в Москве по проекту выдающегося инженера В. Шухова воз­водится знаменитая радиобашня, ажурный силуэт которой надолго стал симво­лом советского радио. Годом раньше Я. Гаккель создает на основе последних достижений техники первый советский тепловоз, форма которого даже сегодня выглядит достаточно современ­ной. В 20-е годы осознается потребность в научных иссле­дованиях закономерностей дея­тельности человека в искусст­венно создаваемом им самим предметном окружении. Орга­низуется Центральный инсти­тут труда, в его стенах ведутся исследования по вопросам на­учной организации труда, куль­туры производства. Внимание ученых и конструкторов при­влекают вопросы биомеханики, органолептики и др. Среди при­мечательных работ тех лет - проект рабочего места води­теля трамвая (Н.Бернштейн).

Я. Гаккель. Тепловоз. Начало 1930-х гг

Уже в искусстве XVII в., особенно второй его половины, наблюдаются такие тенденции, которые подготовили почву для быстрого развития светского реалистического искусства XVIII в. Иконописная условность уступает место жизненному воспроизведению людей, пейзажей и исторических событий. Традиционный растительный орнамент, трактовавшийся довольно условно, сменяется воспроизведением реалистически переданных цветов, плодов, листьев, гирлянд и раковин. На произведениях прикладного искусства роспись на религиозные сюжеты принимает почти светский характер, иногда подчеркнуто декоративный и театрализованный. Формы предметов становятся пышными, торжественными, с большим разнообразием украшений. Исчезают многие древние виды бытовых предметов, такие, как чарки с плоскими полочками-ручками, серебряные братины. Традиционные древние ковши превращаются в чисто декоративные наградные предметы, потерявшие свой практический смысл. Появляются новые типы утвари: стаканчики, украшенные барочным орнаментом, бытовыми сценами и надписями светского содержания, кубки в виде орла, кубки из рога на стоянах и многие другие. Церковная утварь и бытовые предметы духовенства по стилю теперь ничем не отличались от чисто светских вещей, а порой и превосходили их большей пышностью и материальной ценностью.

После секуляризации земель в 1764 г. Троице-Сергиева лавра теряет свои владения, но ее богатства к этому времени были столь велики, что эта реформа не сказалась ни на размахе строительных работ в монастыре, ни на богатом оформлении церковных интерьеров, личных покоев наместника и митрополита, живших в лавре, а также и на богатстве ее ризницы и казны. В монастырь продолжали поступать вклады от императриц и высших сановников двора, московского митрополита и других духовных лиц. Как правило, это были произведения, сделанные лучшими мастерами Москвы, Петербурга, Великого Устюга, Ростова-Ярославского и других центров прикладного искусства. Поэтому лаврская коллекция прикладного искусства XVIII в. представляет самые разнообразные виды техники ювелирного дела этого времени.

Своеобразный вид, особенно с середины XVIII в., приобретает искусство чеканки по серебру. Это преимущественно виртуозно исполненные довольно высоким рельефом крупные барочные завитки в сочетании с изображением плодов, корзин с цветами, амуров, гирлянд из цветов и листьев. Чеканка часто делалась ажурной и в таком случае имела дополнительный фон, дававший подсветку узору.

Классическим образцом подобной чеканки является массивный оклад Евангелия московской работы 1754 г. вклада императрицы Елизаветы1. В высокие чеканные дробницы и наугольники вкомпонованы серебряные пластины с исполненными расписной эмалью изображениями Троицы, евангелистов, сцен из жизни Христа. Они отличаются светским характером.

Московский мастер П. Воробей сделал в 1768 г.2 серебряную миску (использовавшуюся в монастыре как водосвятная чаша). Ее украшает превосходный чеканный орнамент из своеобразных завитых картушей и широких листьев на золоченом фоне. Ножками миски служат львиные лапы, держащие в когтях гладкие шары. Московского же мастера солонка 1787 г., украшенная чеканкой и чернью,- подарок Екатерины II митрополиту Платону3.

Новый центр ювелирного дела - Петербург - представлен в собрании музея серебряным чеканным рукомоем с носиком в виде головы орла, исполненным в 1768 г. мастером Кла-асом Иоганном Элерсом4. Этот же мастер сделал чеканное серебряное блюдо с барочным орнаментом по полю и изображением библейской сцены: кит выбрасывает на берег Иону5. При этом мастер изобразил здесь берег именно Петербурга с Петропавловской крепостью и шпилем собора. Рукомой и блюдо - вклад митрополита Платона.

Вещи ритуального назначения также приобрели светский декоративный характер, а торжественность их подчеркивалась небывало большими размерами. Типичен для XVIII в. набор литургических сосудов (потир, дискос, звездица и две тарели) вклада 1789 г. А. В. Шереметьева6. Высокая чаша для причастия здесь имеет большой чеканный колоколовидный поддон, ажурный серебряный кожух на тулове чаши и дробницы с расписной финифтью. Большого диаметра дискос и тарели, специально изготовленные для этого потира, украшены гравировкой, передающей традиционные иконографические сюжеты.

Совершенно иной характер приобретает искусство скани. Вместо плоского завитка с отростками, вьющегося на ровной глади металла на древних произведениях, рисунок скани XVIII в. усложняется дополнительно наложенными поверху украшениями иногда в сочетании с эмалью и драгоценными камнями. В некоторых случаях скань делается ажурной и накладывается на дополнительный фон. Иногда же вещь делалась из сканных нитей.

Выдающимся произведением сканного дела является дарохранительница 1789 г. вклада митрополита Платона7. Здесь и ажурная скань, и скань в сочетании с эмалью, и скань, наложенная на гладком фоне серебра. Дарохранительница имеет вид светской шкатулки, о чем говорят ее совершенно нецерковная форма, нарядная отделка и посаженные по углам цветы из тонких металлических деталей с эмалью.

Образцом искусной рельефной скани может служить оклад книги „Чиновник архиерейской службы", также вклад митрополита Платона 1789 г.8.

Большое развитие получают в XVIII в. сольвычегодские и великоустюжские эмали с их одноцветным (синим или белым) фоном, на который наложены в виде отдельных металлических пластинок человеческие фигуры, цветы и другие изображения, иногда дополнительно расцвеченные эмалями. Музей обладает большой коллекцией бытовых вещей сольвычегод-ской и устюжской работы.

В XVIII в. для интерьера храмов лавры были сделаны и монументальные сооружения из серебра по рисункам известных художников Москвы и Петербурга. Для алтаря Троицкого собора по заказу митрополита Платона был изготовлен большой серебряный семи-свечник в виде лаврового дерева9, им же были украшены серебром тябла иконостаса Троицкого собора. Московским мастером Давидом Прифом была сделана по рисунку Каравакка серебряная сень над ракой Сергия Радонежского (заказ имп. Анны Ивановны10). Таким образом, и прикладное искусство XVIII в. представлено в собрании музея наиболее характерными произведениями.

Произведения художественного ремесла в собрании музея дают возможность проследить его развитие от ранних памятников великокняжеской Москвы до конца XVIII в. На протяжении этого длительного периода менялось и совершенствовалось техническое мастерство, исчезали старые и появлялись новые формы предметов, изменялся характер украшения, всегда зависевший от эстетических взглядов, определяемых социально-экономическими и политическими условиями своего времени, развитием внутреннего и внешнего рынка, масштабами и способом производства.

На произведениях XIV-XV вв. раскрывается картина постепенного возрождения художественных ремесел после татаро-монгольского разорения русской земли в XIII в. Мастера Москвы и других художественных центров Древней Руси осваивают различные художественные приемы и совершенствуют технику мастерства.

В XVI в. Москва окончательно завоевывает ведущее место в культурной жизни страны. Прикладное искусство этого периода отличается разнообразием форм и художественных украшений, а также большим техническим мастерством. Совершенствуется сложное искусство эмали, принявшей в основном орнаментальный характер, большего мастерства достигает искусство черни по золоту, чеканки и гравировки.

Произведения из серебра бытового и церковного назначения следуют традициям народного искусства и связаны с условиями жизни народа, его обрядами и бытом.

Красочность и декоративность изделий XVII в., усложнение орнамента, появление расписных эмалей, применение в большом количестве драгоценных камней, жемчуга и цветных стекол придают более светский характер прикладному искусству.

В XVIII в. приняты новые формы предметов, реалистический характер орнамента и росписи на эмали, В собрании Загорского музея этот период представлен лучшими мастерскими Москвы и Петербурга. Их произведения позволяют судить о новых изменениях, происходящих в прикладном искусстве.

Высокое художественное мастерство произведений прикладного искусства, представленных более чем за пять столетий, ставит собрание Загорского музея на видное место в истории русской художественной культуры

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru//

Размещено на http://www.allbest.ru//

«Декоративно-прикладное искусство 18 в.»

Введение

Во второй половине XVIII века русское прикладное искусство достигло значительного подъема. Этому способствовало развитие экономики, торговли, науки и техники и в немалой степени тесные связи с архитектурой и изобразительным искусством. Росло количество крупных и мелких фабрик, заводов, мастерских, выпускающих ткани, стекло, фарфор, мебель. Помещики в своих усадьбах устраивали различные мастерские, основанные на крепостном труде.

Одно из ярких явлений русской культуры - русское народное творчество, история которого насчитывает столько же веков, сколько живёт на земле человек.

Русское декоративно-прикладное искусство, народные промыслы - явления самобытные, не имеющие аналогов в мировой культуре. Земля русская испокон веков славится своими мастерами, людьми, способными своими руками создавать и творить настоящую красоту. Через искусство народных промыслов отслеживается связь прошлого с настоящим.

Народные промыслы -- это именно то, что делает нашу культуру богатой и неповторимой. Расписные предметы, игрушки и изделия из ткани увозят с собой иностранные туристы в память о нашей стране. Почти каждый уголок России имеет собственный вид рукоделия.

Основные виды рукоделий

ДЫМКОВСКАЯ ИГРУШКА

Дымковская игрушка (вятская, кировская игрушка), русский народный художественный промысел; издавна существует в слободе Дымково (ныне на территории города Киров). Дымковскую игрушку лепят из глины, обжигают и по грунту раскрашивают темперой, включают сусальное золото. Изображает животных, всадников, дам в кринолинах, сказочные, бытовые сцены. Художественное своеобразие Дымковской игрушки определяется массивной лаконичной пластикой, подчеркнутой гармоничной декоративной росписью в виде крупного геометрического орнамента (разных цветов круги, клетки и др.).

Дымковская игрушка - самый известный из глиняных промыслов России. Она отличается предельно простой и ясной пластической формой, обобщенностью силуэта, яркой орнаментальной росписью по белому фону.

Традиционно промысел дымковской игрушки не имеет серийного поточного производства.

Хохлома - старинный русский народный промысел, возникший в 17 веке в Заволжье (селе Семино Нижегородской губернии). Это, пожалуй, самый известный вид русской народной живописи. Он представляет собой декоративную роспись по деревянной посуде и мебели, выполненную красным и черным (реже зеленым) тонами и золотом по золотистому фону. Удивительно то, что при выполнении росписи на дерево наносят не золотой, а серебристый оловянный порошок. Потом изделие покрывают специальным составом и три-четыре раза обрабатывают в печи. Тогда и появляется этот восхитительный медово-золотой цвет, благодаря которому легкая деревянная посуда кажется массивной.

БОГОРОДСКАЯ ИГРУШКА

Пёстрые деревянные курочки на подставке, фигурки кузнецов, мужика и медведя, - потяни за планку, и они застучат молоточками по маленькой наковальне... Забавные игрушки, известные на Руси с незапамятных времен, стали основным народным промыслом для жителей подмосковного села Богородское.

«Богородская игрушка» обязана своим рождением селу Богородское, расположенному ныне в Сергиево-Посадском районе Московской области. В XV веке селом владел известный московский боярин М.Б. Плещеев, после смерти которого, село вместе с крестьянами перешло по наследству его старшему сыну Андрею, а затем внуку Федору.

С 1595 года село Богородское становится собственностью Троице-Сергиева монастыря, а крестьяне - монастырскими крепостными. Именно крестьяне заложили в XVI-XVII веках основы резьбы по дереву, прославившей Богородское- нынешнюю «столицу игрушечного царства», на весь мир.

МАТРЕШКА

Матрешка - наиболее известный и любимый всеми российский сувенир, явление мирового масштаба. Первая русская матрешка появилась в конце XIX века, тем не менее она снискала небывалое признание как один из всеобъемлющих образов России, символ русского народного искусства. Предшественницей и прообразом русской матрешки стала фигурка добродушного лысого старика, буддийского мудреца Фукурумы, в которой находилось еще несколько фигурок, вложенных одна в другую. Привезена эта фигурка была с острова Хонсю. Японцы, кстати, утверждают, что первым на острове Хонсю такую игрушку выточил безвестный русский монах.

Русскую деревянную разъемную куклу назвали матрешкой. В дореволюционной провинции имя Матрена, Матреша считалось одним из наиболее распространенных русских имен, в основе которого лежит латинское слово "mater", означающее мать. Это имя ассоциировалось с матерью многочисленного семейства, обладающей хорошим здоровьем и дородной фигурой. В последствии оно сделалось нарицательным и стало означать токарное разъемное красочно расписанное деревянное изделие. Но и по сей день, матрешка остается символом материнства, плодородием, поскольку кукла с многочисленным кукольным семейством прекрасно выражает образную основу этого древнейшего символа человеческой культуры.

Первая русская матрешка, выточенная Василием Звездочкиным и расписанная Сергеем Малютиным, была восьмиместной: за девочкой с черным петухом следовал мальчик, затем опять девочка и так далее. Все фигурки отличались друг от друга, а последняя, восьмая изображала спеленатого младенца.

ОРЕНБУРГСКИЙ ПУХОВЫЙ ПЛАТОК

Основы прикладного искусства, благодаря которому Оренбург стал известен всему свету, заложили казацкие женки еще в конце XVII века, когда русские первопроходцы, закрепившись на Урале, вступили в торговые отношения с местным населением.

Суровый климат здешних мест требовал одежды теплой, но легкой. Казачки легко переняли у казахов и калмыков рукоделье из козьего пуха. Только манера вязания у степняков была сплошной, а яицкие женки стали применять русские кружевные орнаменты.

ПАВЛОПОСАДСКИЙ ПЛАТОК

Яркие и легкие, женственные павлопосадские платки всегда модны и актуальны. И сегодня оригинальные рисунки дополняются различными элементами вроде бахромы, создаются в разных цветовых гаммах и остаются прекрасным аксессуаром практически к любому образу.

Павлово-посадские набивные, шерстяные и полушерстяные платки, украшенные традиционным красочным набивным орнаментом, возникли в подмосковном городе Павловский Посад в 1860-80-х гг. Район Павловского Посада (территория бывшего Богородского уезда) - один из старейших российских текстильных центров. В 18 - первой половине 19 вв. богородские платки и сарафанные ткани отличались особой красотой вытканного золотной нитью орнамента. Позднее здесь широко распространилось шелкоткачество, а с 1860-х гг. начался выпуск шерстяных и полушерстяных платков, украшенных красочным набивным орнаментом. Постепенно производство разрасталось и приобретало ярко выраженный национальный характер.

РОСТОВСКАЯ ФИНИФТЬ

Ростовская финифть - уникальный традиционный народно -художественный промысел, который возник во второй половине XVIII в. как иконописный промысел. В этом ряду он родственен Палеху, Мстёре, Холую, только материал достаточно редкий - живопись по эмали. «Финифть» произошла от греческого существительного цЭггпт (фенгос), означающего «мерцание». Специальные краски (изобретённые в 1632 г. французским ювелиром Жаном Тутеном) на основе стекла с добавлением окислов металлов наносятся на металлическую основу (стальной, медный, серебряный, золотой лист) и закрепляются обжигом в печи. Ростовская финифть входит в десятку лучших народных промыслов России.

Гжель - это название живописного подмосковного региона, что в 60-ти километрах от Москвы. Слово "гжель" сегодня невероятно популярно. С ним ассоциируется красотой гармония, сказка и быль. Фарфор с нарядной синей росписью и многоцветная майолика известны теперь не только в России, но и за ее пределами. Гжельские изделия привлекают к себе всех, кто любит прекрасное, богатой фантазией и гармоничностью, высоким профессионализмом их создателей. Гжель - это колыбель и основной центр русской керамики. Здесь сформировались ее лучшие черты и проявились высшие достижения народного искусства.

Сколько же лет этому русскому народному промыслу? Археологические исследования на территории Гжели подтверждают существование здесь гончарного ремесла с начала XIV века. И неудивительно, гжельская земля издавна была богата лесами, реками, высококачественными глинами,.. "которой нигде не видал я белизною превосходнее". С тех пор за свою более чем шести вековую историю Гжель переживала разные периоды.

Конец XIX - начало XX веков стали периодом глубокого кризиса. Казалось, гжельское искусство погибло навсегда.

Послевоенное время связано с началом возрождения промысла и поиском своего образного языка. Для этого потребовались годы кропотливой и неустанной работы, обучение новых мастеров. В результате это привело к успеху. дымковский игрушка матрешка гжельский прикладной

1972 году создано объединение "Гжель", на основе шести маленьких производств, расположенных в нескольких деревнях. Творческие группы разрабатывали новые образцы. Были созданы полностью новые формы изделий. Живопись стала более богатой, и выполняет художественные требования существующего дня.

ТАГИЛЬСКИЙ ПОДНОС

Уральская лаковая живопись по металлу возникла в XVIII в. при нижнетагильских заводах. Тагильский поднос старше жостовского. Именно Нижний Тагил считается родиной российской росписи по металлу. Уральские заводчики Демидовы, будучи главными заказчиками расписных изделий, всячески поддерживали лаковый промысел. Тагильскую роспись по металлу нельзя спутать ни с какой другой: ей присущи богатство красок, чистота и изящество в обработке цветов, законченность композиции, утончённая вязь орнаментов.

Жостовская роспись - народный промысел художественной росписи металлических подносов, существующий в деревне Жостово Мытищинского района Московской области. Промысел расписных металлических подносов возник в середине XVIII в. на Урале, где были расположены металлургические заводы Демидовых. Только в первой половине XIX в. подносы стали изготавливать в деревнях Московской губернии - Жостове, Троицком, Новосельцеве. Подмосковный промысел вскоре стал ведущим.

Жостовские подносы - это картины, в основном, цветочных орнаментов, творцами которых были простые русские крестьяне. Они принесли в лаковую живопись яркую жизнерадостность красок, простоту и доходчивость образов, меткость характеристик, четкость рисунка.

Роспись выполняют приемами свободного кистевого мазка, без предварительного нанесения рисунка. Чаще всего используется черный фон. Объемы цветов и листьев как бы вырастают из глубины фона. Это делают путем постепенного перехода от темных тонов к более светлым. В росписи как будто оживают цветы.

Современная технология изготовления подносов мало отличается от применявшейся ранее мастерами деревни Жостово. Тонкий лист железа прессуется в нужной форме, для придания жесткости края подноса завальцовываются, выравнивается поверхность. Лицевая поверхность подноса грунтуется и шпатлюется, а затем ошкуривается и покрывается черным (реже иного цвета) лаком. Подносы просушиваются в печах при температуре до 90 градусов С. Покрытие производится трижды, после чего цветная поверхность подноса приобретает блеск.

ФЕДОСКИНО

Федоскинская миниатюра, вид традиционной русской лаковой миниатюрной живописи масляными красками на папье-маше, сложившийся в конце 18 в. в подмосковном селе Федоскино.

Производство изделий из папье-маше возникло в 1798, когда купец П.И. Коробов организовал в купленном им сельце Данилкове (в настоящее время входит в состав Федоскина) козыречное производство. Несколькими годами позже Коробов побывал на фабрике Иоганна Штобвассера в Браушвейге, перенял там технологию изделий из папье-маше и завел на своей фабрике изготовление популярных в то время табакерок, украшенных наклеенными на крышку гравюрами, иногда раскрашенными и покрытыми лаком. Во второй четверти 19 в. табакерки, бисерницы, шкатулки и другие изделия стали украшать живописными миниатюрами, выполненными масляными красками в классической живописной манере.

Мастера работали на фабрике по найму, многие из них были выходцами из иконописных мастерских Сергиева Посада и Москвы, некоторые имели художественное образование, полученное в Строгановском училище. Известны имена некоторых из них - С. И. Бородкин, А. А. Шаврин, А. В. Тихомиров, Д. А. Крылов и др.

Излюбленными мотивами росписи федоскинских миниатюристов стали популярные в то время сюжеты: "тройки", "чаепития", сцены из русской и малороссийской крестьянской жизни. Наиболее всего ценились ларцы, украшенные сложными многофигурными композициями - копиями картин русских и западноевропейских художников.

Федоскинская миниатюра исполняется масляными красками в три-четыре слоя - последовательно выполняются замалевок (общий набросок композиции), пропись или перемалевка (более детальная проработка), лессировка (моделирование изображения прозрачными красками) и бликовка (завершение произведения светлыми красками, передающими блики на предметах).

Палехская миниатюра не имеет аналогов во всем мире. Она выполняется на папье-маше и только потом переносится на поверхность шкатулок всевозможных форм и размеров.

Своеобразное и тонкое искусство лаковой миниатюры Палеха вобрало в себя как основу принципы древнерусской живописи и народного творчества. В настоящее время палехская миниатюра является неотъемлемой частью отечественного декоративно-прикладного искусства в целом. Наряду с развитием древних традиций оно несeт в себе поэтическое видение мира, свойственное русским народным сказкам и песням.

Рождение этого искусства в Палехе не случайно. Оно явилось закономерным результатом развития многовековых традиций в новых исторических условиях, унаследовав мастерство многих поколений иконописцев. Старый палехский опыт богат и многообразен. Издавна в Палехе изучались и сохранялись традиции древнерусского искусства.

Самостоятельный палехский стиль иконописания сформировался только к середине XVIII века. Он вобрал в себя и развил основные принципы и элементы новгородской и строгановской школ и живописи Поволжья второй половины XVII века. В XVII-XIX веках палехские мастера неоднократно выполняли заказы на иконы в новгородском стиле или в характере московской фрязи.

Заключение

Умение выявить эстетические качества материала всегда отличало русских мастеров, которая проявлялась во всех сферах жизни от быта до архитектуры, где мастерство выразилось в камнерезном искусстве.

Расцвет ювелирного искусства в России наступает к середине XVIII века и продолжается на протяжении всего столетия.

В этот период больших успехов достигают мастера серебряного дела. В соответствии с новыми вкусами формы серебряных сервизов просты и четки. Их украшают каннелюры, античные орнаменты. На серебряных стаканах, табакерках мастера Великого Устюга воспроизводят с гравюр изображения античных сцен, побед русских войск.

Выдающееся явление в прикладном искусстве XVIII века - стальные художественные изделия тульских мастеров: мебель, шкатулки, подсвечники, пуговицы, пряжки, табакерки.

Расцвет русского прикладного искусства XVIII века был связан с творчеством архитекторов Казакова, Старова, Кваренги, Камерона, Воронихина и целого ряда обученных народных художников. Но его подлинную славу создали в большинстве своем оставшиеся безвестными крепостные мастера - мебельщики, резчики, ткачи, камнерезы, ювелиры, стеклоделы, керамисты….

Литература

История русского искусства. Ответственные редакторы И.А. Бартенев, Р.И. Власова - М.,1987

История русского искусства. Под ред. И.Э. Грабаря. Т. 1-12 (разделы декоративно-прикладного искусства). М.: 1953-1961

Русское декоративно-прикладное искусство. Под ред. А.И. Леонова. Т. 1-3. М.: 1962-1965

Рыбаков Б.А. Русское прикладное искусство X-XIII веков. Л.: 1971

Василенко В.М. Русское прикладное искусство. Истоки и становление. I в. до н.э. - XIII в. н.э. М.: 1977

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Традиции изготовления художественных изделий. Художественные изделия из бересты. Богородская резная игрушка. Абрамцево–кудринская, или хотьковская резьба по дереву. Палехская и Федоскинская лаковая живопись. Настоящая русская красавица - матрешка.

    реферат , добавлен 24.06.2009

    Этнографическое и декоративно-прикладное искусство алтайцев конца XIX – начала XX века. Ювелирное дело и обработка металла. Обработка войлока и мягких материалов из ткани. Декоративно-прикладное искусство казахов. Характеристика народных промыслов.

    курсовая работа , добавлен 07.06.2014

    Архитектура XVIII века. Скульптура ХVIII века. Живопись первой половины ХVIII века. Живопись второй половины ХVIII века. Гравюра первой половины ХVIII века. Гравюра второй половины XVIII века. Прикладное искусство первой половины XVIII века.

    курсовая работа , добавлен 26.10.2002

    Период столкновения исключающих друг друга художественных устремлений в XVII-XVIII веках. Проявление черт светского искусства в русской иконописи. Открытие иконописной мастерской при Оружейной палате в Кремле. Фресковая живопись, исторический жанр.

    презентация , добавлен 25.12.2013

    Декоративно-прикладное искусство. Секрет восточного фарфора. Появление фаянса и майолики. Керамика в России. Народный художественный керамический промысел. Гжель, дымковская игрушка. Производство игрушек в начале XIX века. Направления русской керамики.

    презентация , добавлен 18.12.2014

    Скопинская керамика и игрушка, история развития. Сезонный гончарный промысел на местных красных глинах в деревнях Каргопольского уезда. Дымковская, вятская и кировская игрушка, её наиболее распространённые сюжеты. Искусство филимоновских мастериц.

    реферат , добавлен 15.06.2012

    Тенденции в развитии русской живописи, осваивание художниками линейной перспективы. Распространение техники живописи маслом, возникновение новых жанров. Особое место портретной живописи, развитие реалистического направления в русской живописи XVIII века.

    презентация , добавлен 30.11.2011

    Народные художественные промыслы. Народное декоративно-прикладное искусство. Изготовление глиняной посуды. Чернышинская игрушка. Как оживала древняя игрушка. Выставка народной игрушки. Как рождается красота. Творчество Евдокии Ильиничны Лукьяновой.

    контрольная работа , добавлен 21.08.2008

    Анализ творчества русских живописцев конца XVIII века: Рокотова, Левицкого, Боровиковского. Наиболее яркие представители русской живописи XIX в.: Кипренский, Тропинин, Венецианов, Брюллов, Федотов, Иванов. Перемены в технике и развитие портретного жанра.

    курсовая работа , добавлен 21.09.2012

    Время взлета общественного самосознания и общественной мысли, расцвета искусства. Живопись русских художников – Рокотова, Левицкого, Боровиковского, Лосенко, Шибанова. Преобладание реалистического направления, историческая, пейзажная, бытовая живопись.

Во второй половине XVIII века русское прикладное искусство достигло значительного подъема. Этому способствовало развитие экономики, торговли, науки и техники и в немалой степени тесные связи с архитектурой и изобразительным искусством. Росло количество крупных и мелких фабрик, заводов, мастерских, выпускающих ткани, стекло, фарфор, мебель. Помещики в своих усадьбах устраивали различные мастерские, основанные на крепостном труде.

Гуманистические идеи просветительства своеобразно отражались в прикладном искусстве конца XVIII века. Мастеров этого времени отличали внимание к личным вкусам и потребностям человека, поиски удобства в окружающей среде.

Новый стиль - русский классицизм - на рубеже 1770-1780-х годов утверждался во всех видах прикладного искусства. Зодчие М. Ф. Казаков, И. Е. Старов, Д. Кваренги, Ч. Камерон, А. Н. Воронихин создавали интерьеры в духе благородной простоты и сдержанности с четким членением частей, с конструктивно оправданным расположением как пластического, так и живописного архитектурного декора.

В этих же принципах проектировались для дворцовых помещений мебель, канделябры, люстры. В орнаментике мебели, посуды, тканей, построенной в четком ритме, появились античные мотивы - акант, меандр, ионики, живо трактованные цветы, гирлянды, изображения амуров, сфинксов. Позолота, цветовая гамма становились мягче и сдержаннее, чем в середине XVIII века.

В конце XVIII века увлечение античностью заставило отказаться даже от сложного и пышного костюма. Вошли в моду легкие свободные платья со струящимися складками, с высоким поясом на античный манер (В. Л. Боровиковский. "Портрет М. И. Лопухиной". 1797).

Синтез искусств в русском классицизме строится по принципу гармоничного сочетания всех видов искусств.

Мебель. В период классицизма ее формы просты, уравновешены, четко построены, ритмы спокойны. Очертания еще сохраняли некоторую мягкость, округлость, но уже выделялись вертикальные и горизонтальные линии. Украшения (невысокая резьба, росписи, бронзовые и латунные накладки) подчеркивали выразительность конструкций. Больше проявлялось заботы об удобстве. Для парадных комнат разного назначения проектировались комплекты-гарнитуры: гостиной, кабинета, парадной спальни, зала. Возникли новые мебельные формы: столы для карточной игры, рукоделия, легкие переносные столики-бобики (с крышкой в виде боба), различного вида комоды. Большое распространение получили диваны, а в кабинетной мебели бюро-секретеры, бюро с цилиндрической закатывающейся крышкой.

Как и в предыдущие периоды, русская мебель по сравнению с западной массивнее, обобщеннее, проще в деталях. Материалом для нее служили местные породы дерева - липа, береза (с позолотой и окрашиванием в светлые тона), орех, дуб, тополь, ясень, груша, мореный дуб. В конце XVIII века стали использовать карельскую березу и привозную цветную древесину красного дерева, амаранта, палисандра и других пород. Мастера умели показать их красоту, строение, цвет, блеск, искусно подчеркнутые полировкой.

Больших достижений русские мастера добились в технике набора (маркетри). Суть ее - в составлении из кусочков цветной древесины орнаментов и целых Картин (обычно по гравюрам) на поверхности деревянных предметов. Подобного рода работы известны не только у столичных придворных мебельщиков, но и у бывших крепостных, работавших в Москве и Подмосковье: Никифора Васильева (ил. 78), Матвея Веретенникова и безымянных мастеров Твери, Архангельска, вводивших в набор моржовую кость. Образцы высокого искусства резьбы мебели Останкинского дворца принадлежат крепостным Ивану Мочалину, Гавриле Немкову и другим. В Петербурге славились мебельные и резные работы мастеров из Охты, переведенных в столицу из разных мест еще при Петре I. Художественный облик мебели завершала обивка узорными шелками, бархатом, набивными ситцами, льняными тканями, гармонировавшая с убранством стен.

Ткани. Из всех отраслей промышленности во второй половине XVIII века наиболее успешно развивалась текстильная (Москва, Иваново, Ярославль, Владимирская губерния). Ее подъем определяли не только крупные мануфактуры, но и небольшие крестьянские предприятия. Особого совершенства достигли мастера в новых узорных льняных тканях со сложными переплетениями, с игрой естественных серебристо-белых оттенков льна. Здесь сказались традиции крестьянского ткачества, глубокое понимание материала. Вырабатывались и массовая дешевая пестрядь и крашенина. Значительно улучшились декоративные качества цветного сукна и шерстяных тканей.

Бурно развивалось производство шелковых тканей для платьев и декоративных тканей, платков, лент (ил. 80). К концу XVIII века они не уступали по качеству французским - лучшим в Европе. Русские ткачи научились применять разнообразные нити, сложнейшие ткацкие переплетения, напоминающие вышивку. Композиционными приемами, богатством палитры в декоративных тканях достигались передача пространства, тонкость переходов тонов, точность рисунка цветов, птиц, пейзажей. Такие ткани использовали в отделке дворцов, посылали в качестве подарков за границу.


В тканях для платьев, особенно в сарафанных тканях, вплоть до 1780-х - 1790-х годов применялись узоры из сложных, волнообразных цветочных гирлянд, лент, бус. Но постепенно гирлянды заменялись полосами, узоры становились проще, их ритмы более плавными, цветовая гамма светлее, мягче.

В 1750-1760-х годах в Петербурге и позже в Москве, в с. Иваново (ныне г. Иваново) развивалось производство ситцев (хлопчатобумажная ткань с набивным узором заварными, нелиняющими красками и последующим лощением). В узорах ситцев мастера, особенно ивановские, своеобразно перерабатывали мотивы шелковых тканей. На основе народной набойки они сочетали сочное живописное пятно и графическую разделку (контуры рисунка, решетки, точки фона). Сначала ситцы были очень дороги. К концу XVIII века стали вырабатывать их дешевые сорта.

Фарфор. К концу XVIII века русский фарфор становится одним из лучших в Европе. Успешно работал Казенный фарфоровый завод в Петербурге. Его изделия отличались белизной чуть теплой тональности, блестящей глазурью, высоким техническим качеством. Формы посуды, ваз, их роспись не уступали западным.

Создается наиболее значительный из сервизов - Арабесковый для придворных приемов (1784, ил. 77). Настольное украшение этого сервиза из девяти аллегорических скульптур прославляет присоединение Грузии и Крыма, "добродетели" Екатерины II (скульптор Ж. Д. Рашет). В нем господствуют характерные для классицизма конца XVIII века спокойные позы, легкая позолота, строгие по пропорциям формы сервизной посуды с росписью в виде арабесок, по мотивам античных орнаментов.




В 1780-х годах создается серия скульптур "Народы России" (творческая переработка гравюр) - ярко декоративная, с характерными образами - представителями отдельных народностей (якут, самоед, татарин). Выпускались скульптурные фигурки уличных продавцов, ремесленников, изображенных в движении, в работе. Фарфоровая скульптура на многие десятилетия становится любимым украшением дворянских интерьеров.

Из частных фарфоровых заводов завод Франца Гарднера (1765) (с. Вербилки под Москвой) оказывается наиболее жизнеспособным. Уже в конце XVIII века он выполняет сервизы для царского дома с оригинальным использованием в росписях мотивов русских орденов. Довольно дешевая гарднеровская фарфоровая посуда, отличающаяся простотой форм, сочной цветочной росписью, близкой к народным традициям, имела успех и в столице и в провинции (ил. 79).

Стекло. Подлинную славу русскому стеклу последней трети XVIII века приносит цветное стекло. М. В. Ломоносов работами по теории цвета и технологии цветных стекол открыл новые пути русскому стеклоделию, обогатил палитру стекла, возродил русскую мозаику. Он организовал в деревне Усть-Рудица Петербургской губернии фабрику для производства смальт, бисера и стекла. Мастера Казенного завода в Петербурге Дружинин и Кириллов прошли обучение варки цветного стекла у Ломоносова. Завод осваивает выработку стекла глубоких и чистых тонов - синего, фиолетового, розово-красного, изумрудно-зеленого. Теперь в его производстве господствует уже не гравированный хрусталь, а тонкое цветное и бесцветное стекло. Рюмки, бокалы, графины получают гладкие формы, в которых тулово плавно переходит в ножку, создавая мягкие, изящные контуры. Росписи золотом и серебром гирлянд, бантов, звезд, вензелей спокойны по ритму, подчеркивают пластические объемы сосудов.

Вырабатывается и так называемое молочно-белое стекло (кружки, графины, церковные предметы), напоминающие внешним видом и характером росписей более дорогой фарфор.

К концу XVIII века развиваются и достигают больших успехов частные стекольные заводы Бахметьева в Пензенской губернии, Мальцевых во Владимирской и Орловской губерниях и многие другие. Их бесцветное и цветное стекло, хрусталь широко распространяются по всей России.

Художественная обработка металла. Расцвет ювелирного искусства в России наступает к середине XVIII века и продолжается на протяжении всего столетия. Оно располагает художественными материалами необыкновенной красоты: это бриллианты, изумруды, сапфиры и другие драгоценные и полудрагоценные камни, живописные эмали, цветные металлы (золото, серебро, платина, сплавы). Искусство огранки камней достигает высокой степени совершенства. Чтобы усилить игру камня, ювелиры находят разнообразные художественно-технические приемы монтировки, подвижного закрепления деталей. Художники-ювелиры создают прихотливые по формам, многокрасочные украшения: серьги, кольца, табакерки, пряжки для башмаков, пуговицы для роскошных костюмов как мужских, так и женских.

В последней трети XVIII века формы ювелирных украшений приобретают уравновешенность, цветовая гамма драгоценных камней становится строже.

В этот период больших успехов достигают мастера серебряного дела. В соответствии с новыми вкусами формы серебряных сервизов просты и четки. Их украшают каннелюры, античные орнаменты. На серебряных стаканах, табакерках мастера Великого Устюга воспроизводят с гравюр изображения античных сцен, побед русских войск.

Выдающееся явление в прикладном искусстве XVIII века - стальные художественные изделия тульских мастеров: мебель, шкатулки, подсвечники, пуговицы, пряжки, табакерки. Декоративный эффект своих произведений они строят на противопоставлении гладкой светлой стали и украшений в виде граненых кусочков, сверкающих как алмазы. Мастера применяют воронение (термическая обработка в горне при разных температурах) металла, дающее различные оттенки - зеленые, синие, лиловые, от густых до высветленных. Традиции народного искусства сказываются в любви к яркому цвету, в глубоком понимании материала.

Цветной камень. Во второй половине XVIII века открываются месторождения мраморов, вишнево-розового орлеца на Урале, многоцветных яшм, пестрых брекчий, порфиров Алтая, синих байкальских лазуритов. Кроме Петергофской (1722-1723) и Екатеринбургской (начало 1730-х гг.), в самом сердце Алтая начинает работать в 1787 году Локтевская фабрика (с 1802 г. ее заменяет Колыванская). Появляются широкие возможности применения цветного камня в отделке и украшении монументально-декоративных произведений дворцовых интерьеров.

Умение выявить эстетические качества материала всегда отличало русских мастеров, но особенно ярко оно выразилось в камнерезном искусстве. Работая по проектам архитекторов, камнерезы артистично раскрывают сказочную красоту камня, его природный рисунок, необыкновенные оттенки цвета, блеск, усиливая их прекрасной полировкой. Золоченая бронза в виде ручек, наверший лишь дополняет, подчеркивает форму. Проекты для камнерезных изделий, обелисков, ваз, в основе которых лежали античные формы, создавали Кваренги, Воронихин.

Расцвет русского прикладного искусства XVIII века был связан с творчеством архитекторов Казакова, Старова, Кваренги, Камерона, Воронихина и целого ряда обученных народных художников. Но его подлинную славу создали в большинстве своем оставшиеся безвестными крепостные мастера - мебельщики, резчики, ткачи, камнерезы, ювелиры, стеклоделы, керамисты.

Отражение переломного характера петровской эпохи в декоративно-прикладном искусстве. Западноевропейские художественные влияния (Голландия, Англия, Франция, Италия). Процессы сложения сословного строя и упрочения светской культуры и их влияние на развитие декоративно-прикладного искусства. Многослойность декоративно-прикладного искусства, неравномерность развития его отдельных сфер. Сохранение и развитие традиционных направлений (провинциальная и народная культура, церковное искусство).

Совершенствование техники ремесленного и мануфактурного производства. Зарождение художественной промышленности (изготовление шпалер, художественного стекла, фаянса, гранение камня, производство шелка и сукна). Мануфактурное производство модных вещей, предметов роскоши. Открытие и разработка месторождений меди, олова, серебра, цветного камня, высококачественных глин.

Роль Академии наук в "процветании вольных художеств и мануфактур", отражение новых естественнонаучных и технических интересов в декоративно-прикладном искусстве. Новые формы обучения и подготовки мастеров на художественных мануфактурах. Закрытие мастерских Оружейной палаты. Пенсионерство и его роль в развитии отдельных видов декоративно-прикладного искусства. Возникновение цеховых организаций ремесленников в России. Работа иностранных мастеров в разных областях декоративно-прикладного искусства.

Художественный стиль в декоративно-прикладном искусстве. Мода, ее воздействие на смену вкусов, изменение предметной среды. Появление новых типов предметов, обновление эстетических представлений в декоративно-прикладном искусстве. Тенденции синтеза искусств. Роль архитектуры, монументального искусства, графики и иллюстрированных изданий в развитии декоративно-прикладного искусства. Декоративные тенденции барочной культуры в оформлении празднеств, комплексах триумфальных ворот, садово-парковом искусстве.

Искусство оформления интерьера как особый вид художественной деятельности в творчестве архитекторов первой четверти XVIII века. Первые интерьерные работы и основные стилевые тенденции (барокко, рококо, классицизм). Новые типы помещений (кабинеты, парадные спальни, гостиные, «токарни», «картинные залы») и их предметное наполнение (Летний дворец, дворец А.Д.Меншикова, Большой Петергофский дворец, Монплезир). Работы французских мастеров. «Шинуазери» в интерьерах петровской эпохи.

Ансамблевое решение предметной среды. Возникновение проектной деятельности в области материальной культуры и декоративно-прикладного искусства.

Развитие мебельного дела. Новые типы и формы мебели, материалы и способы украшения. Влияние английской и голландской мебели. Барокко и рококо в мебели.


Резьба по дереву, ее роль в интерьере. Резные рельефы. Иконостас Петропавловского собора. Корабельная резьба и каретное дело.

Серебряное дело. Сохранение традиций XVII в. Создание цехов золотых и серебряных дел мастеров. Ювелирное искусство. Портретная миниатюра на эмали. Орденские знаки и «жалованные» персоны. Первые мастера живописной миниатюры – Григорий Мусикийский и Андрей Овсов.

Керамика и фаянс петровской эпохи. Голландские изразцы в интерьере. Расширение импорта фаянсовых изделий из Англии и Голландии. Первая частная мануфактура А. Гребенщикова в Москве, появление отечественного тонкого фаянса.

Увеличение потребления стекла, основание стекольных заводов в Ямбурге и Жабино под Петербургом. Зеркала и осветительные приборы. Формирование стиля парадной дворцовой посуды с матовой гравировкой. Первая частная стекольная и хрустальная фабрика Мальцова в Можайском уезде.

Резьба по камню и гранение драгоценного камня. Основание первых гранильных фабрики в Петергофе и в Екатеринбурге. Резьба по кости. Основные техники резьбы, стилистические приемы. Традиции Холмогор. Появление токарных станков, изменение форм изделий. Петровская токарня и А. Нартов. Влияние гравюры и иллюстрированной книги на резьбу по кости. Основание Тульского оружейного завода, развитие искусства художественной обработки стали в декоративных изделиях.

Типология костюма. Смена средневекового платья на костюм европейского образца. Установление Петром правил ношения и типов дворянского платья. Введение уставной одежды и униформы для армии и флота, для чиновников. Появление новых мануфактур в связи с изменениями в костюме. Замена восточных тканей на западноевропейские. Образцы мужского костюма из гардероба Петра I.

Основание Петербургской шпалерной мануфактуры. Обучение русских мастеров.

Декоративно-прикладное искусство эпохи Анны Иоанновны. Художественное серебро. Основание казенного стекольного завода на Фонтанке в Петербурге. Деятельность шпалерной мануфактуры. Стиль шпалер и применение в интерьере. Л.Каравак и его проекты в области декоративного искусства.

Оживление в художественной культуре в царствование Елизаветы Петровны. Преобладание французских влияний. Барокко и рококо в русском искусстве. Рококо в интерьере, костюме, ювелирном искусстве, садово-парковом искусстве. Синтез архитектуры и декоративно-прикладного искусства в интерьерах барокко и рококо. Работы В.В.Растрелли и А.Ринальди в области интерьера. Декоративные материалы и приемы отделки интерьеров. Типы мебели барокко и рококо. Ткани в интерьере. Осветительные приборы. Ансамбль в различных видах декоративно-прикладного искусства середины и второй половины века.

Серебряное дело. Утверждение стилистики барокко. Монументально-декоративные произведения. Большие парадные сервизы. Изменение форм предметов, новые типы посуды для новых продуктов. Ювелирное искусство. Деятельность придворных мастеров. Стиль рококо в ювелирном искусстве. Типы женских украшений. Цветной камень в ювелирном искусстве.

Костюм, его образ, тип кроя, материалы, аксессуары, характер отделки. Влияние французской моды. Барокко и рококо в женском и мужском костюме.

Изобретение отечественного фарфора. Основание фарфоровой мануфактуры в Петербурге. Деятельность Д.И.Виноградова и «виноградовский» период развития русского фарфора. Первые дворцовые сервизы, вазы, мелкая пластика. Создание казенного фаянсового завода в Петербурге.

Гравированное стекло елизаветинской эпохи. Деятельность Петербургского казенного стекольного завода и завода на р. Назье. Барокко и рококо в художественном стекле. Стекло в убранстве дворцовых интерьеров В.В.Растрелли. Частные заводы Немчиновых и Мальцовых. Опыты М.В.Ломоносова в области цветного стекла, начало его производства на Усть-Рудицкой фабрике.

Резьба по кости. Стилистика рококо, творчество резчика Осипа Дудина.

Декоративно-прикладное искусство второй половины XVIII в.

Классицизм в декоративно-прикладном искусстве 1760–1790 гг. Соединение стилистики рококо с античными мотивами. Роль архитекторов в декоративно-прикладном искусстве эпохи классицизма. Обучение мастеров декоративно-прикладного искусства в Академии художеств.

Интерьер раннего классицизма. Материалы и формы, колорит, скульптурное убранство, удешевление декоративной отделки. Интерьерные работы Ч. Камерона. Круг декоративных приемов, новые материалы, образ помещений и ансамбль. Интерьеры В. Бренны.

Мебель классицизма, характер, формы, влияния. Античные прототипы. Новые виды мебели. Участие архитекторов в развитии мебельного искусства в России (Бренна, Львов, Камерон, Воронихин). Мебель Д. Рентгена в России. Мастерская Г. Гамбса и И.Отта. Стиль «жакоб» в русской мебели. Смена материалов в мебельном искусстве (красное дерево, золоченое дерево, тополь, карельская береза). Ткань и вышивка в мебели.

Мастерская Споля в Москве. Резной декор в интерьерах М. Казакова. Резная мебель Останкинского дворца. Расцвет техники набора в русской мебели второй половины века, способы исполнения и материалы. Мебельное производство на Охте в Петербурге. Папье-маше как материал мебели и декоративного искусства.

Русская и французская художественная бронза. Основные виды изделий и декоративные техники. Бронза и стекло в осветительных приборах. Бронза в отделке каменных и фарфоровых ваз и мебели. Деятельность Литейного дома. Иностранные мастера-бронзовщики в Петербурге (П.Ажи, И.Цех и др.).

Костюм. Изменение типов и силуэта одежды в 1770-1780-е годы. Введение форменного дворянского платья. Парадное придворное платье, использование стилизованных национальных форм. «Греческий стиль» 1790-х годов в костюме и прическах. Коренное изменение конструкции костюма. Мода на платки, шарфы, накидки, мантильи, шали.

Ювелирное искусство. Деятельность И.Позье, Дюбюлона, Ж.Адора, И.Г. Шарфа, И.В.Буха, братьев Дюваль. Большая императорская корона. Придворная алмазная мастерская. Художественное серебро. Влияние французского серебра стиля Людовика XVI. Искусство черни по серебру. Возрастание роли северных ювелирных центров – Вологды, Великого Устюга. Фабрика черневых и финифтяных изделий братьев Поповых в Великом Устюге. Эмаль с серебряными накладками.

Фарфор, техники изготовления и декорирования. Императорский фарфоровый завод. Ранний классицизм в формах и декоре изделий. Влияние европейского фарфора и фаянса. Деятельность Ж.-Д. Рашетта. Контакты ИФЗ с Академией художеств. Декоративные вазы и дворцовые сервизы в интерьере эпохи классицизма. Большие парадные сервизы, их состав, характер оформления. Поиски целесообразных форм предметов и приемов декорирования изделий. Фарфоровая пластика (серии фигур "Народы России", "Торговцы и разносчики"). Жанровый рисунок и гравюра в фарфоровой скульптуре и росписи по фарфору. Изделия из бисквита. «Павловский» фарфор конца 1790-х годов.

Фабрика Ф.Гарднера в Вербилках. Орденские сервизы.

Художественное стекло. Завод Г.Потемкина в Озерках. Цветное стекло и хрусталь. Стекло в интерьерах Ч. Камерона. Императорский стеклянный завод в 1790-е годы. Связь изделий императорских фарфорового и стеклянного заводов. Завод Бахметева в Пензенской губернии. Расцвет живописи по стеклу в 1780-90-х годах. Готические мотивы в художественном стекле.

Деятельность шпалерной мануфактуры. Связь шпалер с общим направлением в русской живописи (историческая тема, аллегория, портрет в шпалере). Переход от рококо к классицизму. Шпалеры в оформлении интерьера.

Резьба по камню. Роль Ч.Камерона в развитии культуры цветного камня и его применения в интерьере. Новые приемы использования камня, «русская мозаика». Деятельность Петергофской гранильной фабрики. Открытие новых месторождений цветного камня на Урале и на Алтае. Екатеринбургская фабрика и Колыванский завод. Изобретение машин для обработки камня. Вазы по рисункам А. Воронихина и Д. Кваренги.

Расцвет тульской стали (мебель и декоративные изделия). Дворянские и купеческие фабрики. Фабрика лаковой миниатюры П.И. Коробова. Возникновение промыслов при художественных мануфактурах. Развитие художественных промыслов во второй половине XVIII века: хохломская роспись, кружевоплетение, узорное ткачество, ковроткачество, художественный металл и др.

Вверх