История шотландской волынки. Кратко. История большой шотландской волынки Большая шотландская волынка

Когда речь заходит о Шотландии, то сразу на ум приходят мужчины в клетчатых шерстяных юбках, мрачные горы, вересковые пустоши, пронзающий ледяной ветер, крепкий виски и, конечно же, громкая и звучная волынка. Одних она раздражает, тревожит и вносит беспокойство в душу, другим ее звуки напоминают о чем-то неуловимом, но очень близком, родном. Для самих шотландцев звук волынки - это отголоски истории, прошлого, связь с корнями, которая не теряется в веках, а становится сильнее с каждым новым поколением. Для простого обывателя неизменно одно - шотландская волынка никого не оставляет равнодушным.

Шотландская волынка

Волынка - самый популярный и знаковый элемент Шотландии. Хотя она и не является исконно шотландским музыкальным инструментом (волынка была завезена викингами), именно этот «мешок с трубками» прославил Шотландию наравне с килтом.

Как и все шотландские музыкальные инструменты, волынка создана из подручных материалов. Чаще всего ее изготавливают из козьей или вывернутой наизнанку. Из кожи делают некое подобие мешка, который наглухо зашивается со вставленными в него пятью трубками. Через одну верхнюю в волынку подается воздух. На нижней находятся отверстия для изменения звуков. Три верхних эти самые звуки и издают.

По своему звучанию волынка не похожа ни на один музыкальный инструмент. Может быть, именно это и делает ее такой уникальной.

В старину каждый клан имел собственного волынщика, который сопровождал все праздники, мероприятия и походы вождя.

Средневековые шотландские волынщики воспроизводили протяжные мелодии с трудно уловимой формой. Этот вид музыкальных произведений до сих пор носит название Пиброх (Piobaireachd) и на сегодняшний день является хрестоматийным материалом, написанным специально для шотландской волынки.

Сквозь века

Не всем известно, но шотландские музыкальные инструменты не ограничиваются одной волынкой. Этот инструмент лишь более популярен, разрекламирован и чаще используется на национальных праздниках. Логично предположить, что население этого края изобретало и другие музыкальные инструменты, поднимавшие не только боевой дух во время сражения, но и обладающие сигнальными и развлекательными свойствами.

Карникс

Достаточно редкий шотландский народный музыкальный инструмент - это карникс. Сейчас на нем, к сожалению, не играют. Последний раз он пел почти 2000 лет назад. Сейчас экспонаты, найденные археологами, хранятся в национальном музее Шотландии. Карникс, как и волынка, отличается очень мелодичным звучанием. Но если волынка порой раздражает своей «писклявостью», то карникс обладает очень нежным, бархатистым звучанием. Он так же печален, но в нем слышатся шум ветра, обитающего в горах Хайленда, запах костра и вкус соленого северного моря. Так же, как и волынка, карникс изготавливался из природных материалов, а точнее из оленьего рога. Основным его предназначением была подача боевого сигнала.

Вистл

Еще один шотландский духовой музыкальный инструмент - вистл. По виду, да и по своему звучанию, больше напоминает флейту. Временные рамки его происхождения точно не известны. Казалось, он был всегда. В отличие от карникса, вистл используется до сих пор. Особенно он любим в ирландском народном творчестве. Вистл - очень самобытный шотландский музыкальный инструмент. Название его в переводе означает "жестяной свисток".

Что объединяет духовые Шотландии?

Необычной магией звучания обладают все шотландские музыкальные инструменты. Знаменитый бурдонный (тянущийся) тон сформировался в результате использования натуральных материалов. А вековая трансформация как внешнего вида, так и материала привели к тому, что, скажем, та же волынка стала настолько родной шотландскому населению, что за последние 300 лет без нее не проходил ни один военный парад или какое-либо значимое событие.

Шотландские музыкальные инструменты, среди которых сумкодудка (англ. bagpipe) занимает господствующее положение, отличаются своей простотой и мелодичным звучанием. Кроме того, они все имели практическое назначение. Передавали сигналы, поднимали боевой дух или просто радовали в минуты отчаяния.

Или Великая горная волынка – Great Highland Bagpipe – самая известная и популярная волынка в мире. Слово «волынка» у многих прочно ассоциируется с образом шотландца, облачённого в клетчатую ткань , в руках которого музыкальный инструмент, издающий очень громкие и завораживающие звуки. Многие уверены в том, что волынка – сугубо шотландский инструмент и является шотландским изобретением. В действительности, волынка, так же как и многие другие музыкальные инструменты, пришла в Европу с Востока. Согласно одной из существующих версий, волынка оказалась в Шотландии благодаря викингам. Её завезли туда норманны, отряды которых осуществляли морские путешествия по всей Европе и дошли до британских островов. Другая версия гласит, что волынка была завезена на территорию Шотландии древними римлянами.

Волынка – духовой инструмент, известный еще в античности. История волынки насчитывает, вероятно, несколько тысячелетий. Первый инструмент, опознанный как волынка, датируется 3000 годом до нашей эры. Он был найден при раскопках древнего города Ур на территории царства Шумер. Римский император Нерон был известен как мастер игры на различных музыкальных инструментах, в том числе он играл и на волынке. Различные виды волынок были широко распространены на землях древних славянских государств, некоторые из подобных волынок сохранились вплоть до наших дней. «Волынка да гудок – собери наш домок» – гласит русская пословица-припевка. История инструмента под названием «волынка» включает в себя обширную коллекцию архивных материалов: летописи, фрески, барельефы, статуэтки и лубочные картинки с изображениями волынок различных периодов времени. Подробнее см. галерею волынок.

Большая шотландская волынка получила свое развитие в XVI-XIX веках на северо-западе Шотландии. В средние века шотландская волынка применялась как функциональный инструмент. В кланах шотландских горцев существовала специальная должность «клановый волынщик». В обязанности кланового волынщика входило звуковое сопровождение всех церемоний и событий (в т. ч. ритуальных), торжественных дат, сходов калана и различных бытовых сигналов. Примерно в то же время стали проводиться первые чемпионаты исполнительского мастерства среди волынщиков. В старину шотландские волынщики играли протяжные мелодии с трудно уловимой формой. Этот вид музыкальных произведений носит название «Piobaireachd» («Пиброх») и сегодня является хрестоматийным материалом, написанным для шотландской волынки. Позднее появились маршевые и танцевальные формы музыки для большой шотландской волынки.

Звук шотландской волынки устрашал врагов и поднимал силу духа шотландских горцев. Поэтому неудивительно, что в течение длительного времени волынка находилась под запретом Британского Королевства. Однако впоследствии именно англичане сформировали полки шотландских горцев, которые объехали с волынками полмира, участвуя в колониальных походах Великобритании.

Свою мировую популярность великая горная волынка получила во второй половине XX-го столетия. Оркестры волынщиков стали образовывать не только в государствах, входящих в состав Британского доминиона (Канада, Австралия, Новая Зеландия), но и в других странах. Пайп бэнды (Pipe Bands – оркестры волынщиков) появились в Германии, Италии, Франции, Нидерландах, Дании, Чехии, Японии, Арабских Эмиратах и т. д. Такое масштабное увеличение интереса к шотландской волынке произошло во многом благодаря международному фестивалю военных духовых оркестров Edinburgh Military Tattoo . Начиная с 1947 г. этот фестиваль ежегодно проводится в Шотландии на плато средневекового Эдинбургского замка. Торжественный выход сводного оркестра волынщиков королевских войск Великобритании признан одним из самых масштабных и красочных шоу военных духовых оркестров в мире. Это яркое событие не могло остаться незамеченным в разных частях света.

Большой вклад в развитие мирового интереса к шотландской волынке внёс один из лучших военных оркестров волынщиков Шотландии , прославившийся своими совместными трудами с Полом Маккартни, Марком Нопфлером, а также многими рок- и поп-звёздами Великобритании и Голливуда. Именно Royal Scots Dragoon Guards Pipes & Drums впервые исполнил на волынках в Британском радио эфире «Amazing Grace». Это произведение в свое время побило все рекорды популярности, а затем стало неувядающей классикой. Песню «Amazing Grace» исполнял в свое время Сам король рок-н-ролла Элвис Пресли.

Шотландская волынка сегодня изготавливается в тональности Си бемоль мажор, лад – миксолидийский. Мощность звукового давления – 108 Дб, в горах или на открытом пространстве радиус дальности звучания может достигать 6-ти км. Строй современной шотландской волынки – 446 Гц, в отличие от всех классических музыкальных инструментов, которые настраиваются в 440 Гц. Получается, что тональность шотландской волынки расположена почти посередине между Си бемоль и Си бекар, что даёт ощущение появления 25-ой тональности, помимо известных нам 24-х классических. Это действует на слушателя как «эффект 25-го кадра». Дело в том, что с детства из всех теле-, радио- и компакт носителей мы слышим любые из 24-х тональностей хорошо темперированного строя. Мы привыкли к этим созвучиям. 25-я тональность звучит для нас как новость или как сигнал, который на подсознательном и сознательном уровне привлекает наше внимание. Услышав его однажды, вы уже никогда ни с чем этот звук не спутаете. Некоторые мастера изготавливают сегодня вариант шотландской волынки с аутентичным, низким строем А = 440 Гц.

Магия звучания шотландской волынки, заключается в пронзительном тембре, громкости и постоянном сопровождении основной мелодии бурдонным тоном, который исходит из трёх труб, лежащих на плече исполнителя. Ещё одна особенность – это натуральный строй внутри лада чантера (мелодической дудки) волынки. Хорошо темперированный строй дал бы плоское созвучие интервалов относительно бурдонного тона, натуральный строй даёт очень сильное ощущение распевности. Все эти качества делают шотландскую волынку идеальным музыкальным инструментом для церемоний, парадов и создания торжественного настроения, так же как и для психической атаки. Шотландская волынка приняла участие во всех военных кампаниях Британской армии за последние 300 лет.

Шотландская волынка прошла долгий эволюционный путь развития – со временем менялся строй, лад, менялись тональности инструмента и его внешний вид. В старину существовали шотландские волынки со сдвоенным чантером, с различным количеством дронов. Окончательный вариант всем известной и ныне популярной шотландской волынки появился в XVII веке. Си бемоль мажорный чантер миксолидийского лада и три дрона, устремлённые в небо – в таком виде большая шотландская волынка дошла до наших дней практически без внешних и технологических изменений.

Шотландская большая волынка или как ее еще называют горная, является самой распространенной волынкой в мире. Многие абсолютно уверены в том, что такой инструмент, как волынка – шотландское изобретение. Но на самом деле она пришла на территорию Европы с Востока.

История волынки насчитывает порядка нескольких тысячелетий. Она была известна еще во времена античности. Первый музыкальный инструмент, который назвали волынкой, был найден при раскопах древнейшего города Ур в царстве Шумер.

Большая или горная волынка начала свое развитие в 16 – 19 веках на территории северо-западной Шотландии. В те далекие века волынка использовалась в качестве функционального инструмента. У горцев Шотландии тогда существовала должность «клановый волынщик». В его обязанности входило звуковое сопровождение всех торжеств и событий, в том числе и ритуальных процессий. Тогда же стали проводить первые соревнования по исполнительскому умению среди волынщиков.

В давние времена музыканты, играющие на волынке, воспроизводили протяжные мелодии с тяжело уловимой формой. Такой вид музыкальных произведений получил название «Piobaireachd» («Пиброх»). На сегодняшний день он является хрестоматийным материалом, который когда-либо был написан для данного музыкального инструмента. Позже были придуманы различные танцевальные и маршевые формы, предназначенные для большой волынки.

Также звуки издаваемые волынкой, в давние времена, использовались для устрашения врагов и поднятия духа горцев из Шотландии. Поэтому в течение продолжительного времени волынка была под строжайшим запретом Английского Королевства.

Мировую популярность большая горная шотландская волынка приобрела во второй половине 20 века. Стали организовываться оркестры, как в странах Британского доминиона, так и в других государствах. Такие оркестры носят названия пайп бэнды (оркестры волынщиков). Пайп бэнды появились даже в Японии и Арабских Эмиратах.

Такое развитие популярности волынка получила после проведения международного фестиваля духовых оркестров Edinburgh Military Tattoo. Данный фестиваль проводится с 1947 года, каждый год. Проводится он в Шотландии на территории Эдинбургского замка.

Кроме этого, шотландская волынка приобрела популярность благодаря военному оркестру Royal Scots Dragoon Guards Pipes & Drums, состоящему из шотландских волынщиков.

Большая шотландская волынка прошла длинный путь эволюционного развития. Со временем менялось устройство, внешний вид, лад и тональности инструмента.

На данный момент, широко распространен такой вид волынки: си бемоль мажорный чантер миксолидийского лада и три дрона, устремлённых в небо.

В Баку - столица Азербайджана, прошла встреча Ассоциации музыкальных музеев и коллекций. Участие в ней приняли представители и руководители музеев музыкальной направленности из стран СНГ и России. Национальный музей Адыгеи

Группа My Bloody Valentine на собственно странице в социальной сети Facebook официально объявила о том, что работы над новой пластинкой подошли к своему завершению. На данный момент неизвестно, когда именно

Как же все – таки приятно проснуться утром и начать свой завтрак вместе со свежеиспеченным хлебом, который вы приготовили исключительно своими собственными руками. А красиво нарезанный хлеб позволит вам улыбнуться

Большая шотландская волынка Great Highland Bagpipe клетчатую ткань

История большой шотландской волынки Большая шотландская волынка или Великая горная волынка – Great Highland Bagpipe – самая известная и популярная волынка в мире. Слово «волынка» у многих прочно ассоциируется с образом шотландца, облачённого в клетчатую ткань , в руках которого музыкальный инструмент, издающий очень громкие и завораживающие звуки. Многие уверены в том, что волынка – сугубо шотландский инструмент и является шотландским изобретением. В действительности, волынка, так же как и многие другие музыкальные инструменты, пришла в Европу с Востока. Согласно одной из существующих версий, волынка оказалась в Шотландии благодаря викингам. Её завезли туда норманны, отряды которых осуществляли морские путешествия по всей Европе и дошли до британских островов. Другая версия гласит, что волынка была завезена на территорию Шотландии древними римлянами.

Волынка – духовой инструмент, известный еще в античности. История волынки насчитывает, вероятно, несколько тысячелетий. Первый инструмент, опознанный как волынка, датируется 3000 годом до нашей эры. Он был найден при раскопках древнего города Ур на территории царства Шумер. Римский император Нерон был известен как мастер игры на различных музыкальных инструментах, в том числе он играл и на волынке. Различные виды волынок были широко распространены на землях древних славянских государств, некоторые из подобных волынок сохранились вплоть до наших дней. «Волынка да гудок – собери наш домок» – гласит русская пословица-припевка. История инструмента под названием «волынка» включает в себя обширную коллекцию архивных материалов: летописи, фрески, барельефы, статуэтки и лубочные картинки с изображениями волынок различных периодов времени. Подробнее см. галерею волынок.

Большая шотландская волынка получила свое развитие в XVI-XIX веках на северо-западе Шотландии. В средние века шотландская волынка применялась как функциональный инструмент. В кланах шотландских горцев существовала специальная должность «клановый волынщик». В обязанности кланового волынщика входило звуковое сопровождение всех церемоний и событий (в т. ч. ритуальных), торжественных дат, сходов калана и различных бытовых сигналов. Примерно в то же время стали проводиться первые чемпионаты исполнительского мастерства среди волынщиков. В старину шотландские волынщики играли протяжные мелодии с трудно уловимой формой. Этот вид музыкальных произведений носит название «Piobaireachd» («Пиброх») и сегодня является хрестоматийным материалом, написанным для шотландской волынки. Позднее появились маршевые и танцевальные формы музыки для большой шотландской волынки.

Звук шотландской волынки устрашал врагов и поднимал силу духа шотландских горцев. Поэтому неудивительно, что в течение длительного времени волынка находилась под запретом Британского Королевства. Однако впоследствии именно англичане сформировали полки шотландских горцев, которые объехали с волынками полмира, участвуя в колониальных походах Великобритании. Свою мировую популярность великая горная волынка получила во второй половине XX-го столетия. Оркестры волынщиков стали образовывать не только в государствах, входящих в состав Британского доминиона (Канада, Австралия, Новая Зеландия), но и в других странах. Пайп бэнды (Pipe Bands – оркестры волынщиков) появились в Германии, Италии, Франции, Нидерландах, Дании, Чехии, Японии, Арабских Эмиратах и т. д. Такое масштабное увеличение интереса к шотландской волынке произошло во многом благодаря международному фестивалю военных духовых оркестров Edinburgh Military Tattoo . Начиная с 1947 г. этот фестиваль ежегодно проводится в Шотландии на плато средневекового Эдинбургского замка. Торжественный выход сводного оркестра волынщиков королевских войск Великобритании признан одним из самых масштабных и красочных шоу военных духовых оркестров в мире. Это яркое событие не могло остаться незамеченным в разных частях света. Большой вклад в развитие мирового интереса к шотландской волынке внёс один из лучших военных оркестров волынщиков Шотландии , прославившийся своими совместными трудами с Полом Маккартни, Марком Нопфлером, а также многими рок- и поп-звёздами Великобритании и Голливуда. Именно Royal Scots Dragoon Guards Pipes & Drums впервые исполнил на волынках в Британском радио эфире «Amazing Grace». Это произведение в свое время побило все рекорды популярности, а затем стало неувядающей классикой. Песню «Amazing Grace» исполнял в свое время Сам король рок-н-ролла Элвис Пресли.

Шотландская волынка сегодня изготавливается в тональности Си бемоль мажор, лад – миксолидийский. Мощность звукового давления – 108 Дб, в горах или на открытом пространстве радиус дальности звучания может достигать 6-ти км. Строй современной шотландской волынки – 446 Гц, в отличие от всех классических музыкальных инструментов, которые настраиваются в 440 Гц. Получается, что тональность шотландской волынки расположена почти посередине между Си бемоль и Си бекар, что даёт ощущение появления 25-ой тональности, помимо известных нам 24-х классических. Это действует на слушателя как «эффект 25-го кадра». Дело в том, что с детства из всех теле-, радио- и компакт носителей мы слышим любые из 24-х тональностей хорошо темперированного строя. Мы привыкли к этим созвучиям. 25-я тональность звучит для нас как новость или как сигнал, который на подсознательном и сознательном уровне привлекает наше внимание. Услышав его однажды, вы уже никогда ни с чем этот звук не спутаете. Некоторые мастера изготавливают сегодня вариант шотландской волынки с аутентичным, низким строем А = 440 Гц. Магия звучания шотландской волынки, заключается в пронзительном тембре, громкости и постоянном сопровождении основной мелодии бурдонным тоном, который исходит из трёх труб, лежащих на плече исполнителя. Ещё одна особенность – это натуральный строй внутри лада чантера (мелодической дудки) волынки. Хорошо темперированный строй дал бы плоское созвучие интервалов относительно бурдонного тона, натуральный строй даёт очень сильное ощущение распевности. Все эти качества делают шотландскую волынку идеальным музыкальным инструментом для церемоний, парадов и создания торжественного настроения, так же как и для психической атаки. Шотландская волынка приняла участие во всех военных кампаниях Британской армии за последние 300 лет.

Шотландская волынка прошла долгий эволюционный путь развития – со временем менялся строй, лад, менялись тональности инструмента и его внешний вид. В старину существовали шотландские волынки со сдвоенным чантером, с различным количеством дронов. Окончательный вариант всем известной и ныне популярной шотландской волынки появился в XVII веке. Си бемоль мажорный чантер миксолидийского лада и три дрона, устремлённые в небо – в таком виде большая шотландская волынка дошла до наших дней практически без внешних и технологических изменений.

В Шотландии говорят, что в звучании волынки должны сочетаться голос человека с голосом животного и слышно ее должно быть за три мили. Древние шотландцы, как и представители других культур, использующих волынку, с незапамятных времен были заворожены ее долгим и непрерывным звуком.

До нас дошли сказки о волынщиках с острова Скай - клане МакКриммон и их волшебной волынке.

Серебряная дудочка МакКриммон

*******

Эйн Ог МакКриммон сидел на холме возле своего дома в Борререге, что на западе острова Скай. Сидел, сидел да так тяжко вздохнул, что трава полегла у его ног. Уже назначили день, когда в замке Данвеган (замок был родовым имением клана МакЛаудов на протяжении 800 лет) состоится состязание волынщиков, где выберут лучшего из лучших, чтобы объявить его наследным волынщиком МакЛауда из рода МакЛауд . Эйн тоже играл на волынке, да только не очень хорошо, и даже мечтать не мог, чтобы участвовать в состязании. Потому-то он и вздохнул.

Его вздох услышала фея и пожалела Эйна Ог МакКриммона. Она подлетела к нему и спросила, отчего он так печален. А когда он рассказал отчего, она молвила:

- Я слышала, как ты играешь, и нахожу, что совсем недурно. К тому же ты красив и нравишься мне. Я хочу тебе помочь.

Эйн прекрасно знал, что феям ничего не стоит превратить прозрачную воду источника в лучшее вино, или выткать из паутины пушистый шотландский плед, или заставить простую тростниковую дудочку исполнить нежную колыбельную. Словом, Эйн понял, что настала решающая минута в его жизни. Он с чувством поблагодарил фею; оставалось только ждать, что дальше будет. Фея протянула ему серебряную дудочку с круглыми дырками для пальцев.

- Вот, возьми,- сказала она Эйну.- Вставь ее в свою волынку, и стоит тебе прикоснуться к ней пальцами, она послушно исполнит сладчайшую музыку. И твоим сыновьям она будет повиноваться, как тебе, и сыновьям твоих сыновей, и их сыновьям, и так всем продолжателям рода МакКриммонов. Только помни: к этой серебряной дудочке вы должны относиться бережно и с любовью, потому что она не простая, а волшебная. Если случится, что кто-нибудь из МакКриммонов обидит или оскорбит ее чем-нибудь, ваш род навсегда потеряет свой музыкальный дар.

Эйн Ог взял волшебную дудочку и поспешил в Данвеган.Там уже собрались все знаменитые волынщики горной Шотландии. Они один за другим исполняли на своих волынках те же мелодии, что играли их отцы и деды. И каждый новый волынщик, казалось, играет еще с большим мастерством, чем предыдущий. Когда подошла очередь Эйна Ога, он вставил волшебную дудочку в свою волынку и заиграл. Все слушали затаив дыхание. Никогда еще им не приходилось слушать такого волынщика. И волынка была волшебная, и музыка лилась волшебная.

Сомнений не оставалось - вот кто достоин быть наследным волынщиком МакЛауда из рода МакЛауд. Так все решили, и все так и вышло. Судьи все, как один, заявили, что еще никогда не случалось им слушать такого волшебного музыканта.

С того дня МакКриммоны с острова Скай, поколение за поколением, оставались знаменитыми волынщиками и композиторами. Они основали в родном Борререге школу волынщиков, в которую стекались ученики со всех концов Шотландии и Ирландии. Курс обучения в этой школе был не маленький: семь лет, чтобы стать просто волынщиком. Прослыть же хорошим волынщиком мог только тот, у кого в роду уже сменилось семь поколений волынщиков.

Прошли века, а МакКриммоны так и оставались волынщиками у МакЛаудов, пока не настал день, который оказался роковым в их славной истории.

Глава рода МакЛауд возвращался с соседнего острова Расей домой. Место волынщика было на носу его галеры, и занимал его один из МакКриммонов. День выдался ветреный, и на море была сильная качка. Легкое судно так и швыряло вверх и вниз, вверх и вниз на вспененных волнах.

- Сыграй нам, МакКриммон, чтобы поднять наш дух,- попросил МакЛауд.

МакКриммон прикоснулся пальцами к серебряной дудочке. Однако сильная качка мешала ему играть, пальцы то и дело соскальзывали, когда галеру бросало туда и сюда. Буря разыгралась нешуточная. Накатившая волна обдала МакКриммона с ног до головы, брызги затуманили ему глаза, и он невольно взял несколько фальшивых нот. Еще ни один волынщик из рода МакКриммонов не брал фальшивых нот на волшебной волынке! И вот этот несчастный бросил в сердцах свою волынку, позабыв совсем о наказе доброй феи, подарившей серебряную дудочку Эйн Огу, хотя отец не раз рассказывал ему эту историю.

- Ах эта жалкая дудка! - воскликнул он в злую минуту.- Разве можно выжать из нее хоть одну правильную ноту!

Не успел он сказать это, как уже пожалел о своих словах. Про себя-то он знал, что они несправедливы. Да было поздно. Серебряная дудочка выскользнула из его рук и упала за борт в бушующее зеленое море. Волшебные чары распались. Ни сам МакКриммон, ни его сын, ни сын его сына не могли уже больше так хорошо играть на волынке. И слава знаменитой школы МакКриммонов вскоре угасла, а сама школа пришла в упадок.

Волынка - древний язычковый духовой инструмент. Эта сумкодудка (англ. bagpipe ) известна у многих народов под разными именами: гайта, дуда, дудельзак, коза, сарнай, чимпой, шувыр и др. Тем не менее, шотландцы считают волынку своим национальным инструментом.

Шотландская волынка сегодня самая известная, самая популярная и самая громкая. Она развивалась в XVI–XIX веках в горных районах и на западных островах Шотландии и представляет собой воздушный резервуар (мех) из козьей или овечьей шкуры, в который вделаны маленькая трубка для нагнетания воздуха, игровая трубка чантер с пищиком и девятью игровыми отверстиями для исполнения мелодии и три бурдонные трубки для непрерывно тянущихся и не изменяющихся по высоте звуков.

При игре волынку держат перед собой или под мышкой. Музыкант вдувает воздух через специальную трубку и, нажимая локтем левой руки на резервуар, заполненный воздухом, правой начинает играть на игровой трубке. При перерывах в нагнетании воздуха волынщик прижимает мех к корпусу, и звучание продолжается.

Волынка – духовой инструмент, известный еще в античности. История волынки насчитывает, вероятно, несколько тысячелетий. Первый инструмент, опознанный как волынка, датируется 3000 годом до нашей эры. Он был найден при раскопках древнего города Ур на территории царства Шумер. Римский император Нерон был известен как мастер игры на различных музыкальных инструментах, в том числе он играл и на волынке. Различные виды волынок были широко распространены на землях древних славянских государств, некоторые из подобных волынок сохранились вплоть до наших дней. «Волынка да гудок – собери наш домок» – гласит русская пословица-припевка. История инструмента под названием «волынка» включает в себя обширную коллекцию архивных материалов: летописи, фрески, барельефы, статуэтки и лубочные картинки с изображениями волынок различных периодов времени.

Большая шотландская волынка или Великая горная волынка – Great Highland Bagpipe – самая известная и популярная волынка в мире. Слово «волынка» у многих прочно ассоциируется с образом шотландца, облачённого в клетчатую ткань, в руках которого музыкальный инструмент, издающий очень громкие и завораживающие звуки. Многие уверены в том, что волынка – сугубо шотландский инструмент и является шотландским изобретением. В действительности, волынка, так же как и многие другие музыкальные инструменты, пришла в Европу с Востока. Согласно одной из существующих версий, волынка оказалась в Шотландии благодаря викингам. Её завезли туда норманны, отряды которых осуществляли морские путешествия по всей Европе и дошли до британских островов. Другая версия гласит, что волынка была завезена на территорию Шотландии древними римлянами. И если арфа кельтов была инструментом богов и друидов, то земная музыка волынки вошла в жизнь шотландских крестьян, пастухов, солдат и королей.

Бесчисленными нитями связаны звуки волынки с душой шотландцев, с их горестями и радостями. В старину волынщики играли медленные, протяжные мелодии пиброх, услаждая слух горцев и пастухов. На пирах в замках королей, на народном гулянье без волынки не обходилось. В средние века ее использовали кланы горцев как ритуальный и сигнальный инструмент.

Большая шотландская волынка получила свое развитие в XVI-XIX веках на северо-западе Шотландии. В средние века шотландская волынка применялась как функциональный инструмент. В кланах шотландских горцев существовала специальная должность «клановый волынщик» . В обязанности кланового волынщика входило звуковое сопровождение всех церемоний и событий (в т. ч. ритуальных), торжественных дат, сходов калана и различных бытовых сигналов. Примерно в то же время стали проводиться первые чемпионаты исполнительского мастерства среди волынщиков. В старину шотландские волынщики играли протяжные мелодии с трудно уловимой формой. Этот вид музыкальных произведений носит название «Piobaireachd» («Пиброх») и сегодня является хрестоматийным материалом, написанным для шотландской волынки. Позднее появились маршевые и танцевальные формы музыки для большой шотландской волынки.

Звук шотландской волынки устрашал врагов и поднимал силу духа шотландских горцев. Поэтому неудивительно, что в течение длительного времени волынка находилась под запретом Британского Королевства. Однако впоследствии именно англичане сформировали полки шотландских горцев, которые объехали с волынками полмира, участвуя в колониальных походах Великобритании.

Свою мировую популярность великая горная волынка получила во второй половине XX-го столетия. Оркестры волынщиков стали образовывать не только в государствах, входящих в состав Британского доминиона (Канада, Австралия, Новая Зеландия), но и в других странах. Пайп бэнды (Pipe Bands – оркестры волынщиков) появились в Германии, Италии, Франции, Нидерландах, Дании, Чехии, Японии, Арабских Эмиратах и т. д. Такое масштабное увеличение интереса к шотландской волынке произошло во многом благодаря международному фестивалю военных духовых оркестров . Начиная с 1947 г. этот фестиваль ежегодно проводится в Шотландии на плато средневекового Эдинбургского замка . Торжественный выход сводного оркестра волынщиков королевских войск Великобритании признан одним из самых масштабных и красочных шоу военных духовых оркестров в мире. Это яркое событие не могло остаться незамеченным в разных частях света.

Большой вклад в развитие мирового интереса к шотландской волынке внёс один из лучших военных оркестров волынщиков Шотландии Royal Scots Dragoon Guards Pipes & Drums , прославившийся своими совместными трудами с Полом Маккартни, Марком Нопфлером, а также многими рок- и поп-звёздами Великобритании и Голливуда. Именно Royal Scots Dragoon Guards Pipes & Drums впервые исполнил на волынках в Британском радио эфире «Amazing Grace». Это произведение в свое время побило все рекорды популярности, а затем стало неувядающей классикой. Песню «Amazing Grace» исполнял в свое время Сам король рок-н-ролла Элвис Пресли.

«Time To Say Goodbye» в исполнении Royal Scots Dragoon Guards

Если существует большая шотландская волынка, то, само собой разумеется, существует и малая шотландская волынка. В основу малой шотландской волынки (The Scottish smallpipes) легла малая нортумбрийская волынка (the Northumbrian smallpipes) . Ее аппликатура идентичная большой шотландской волынке (the Great Highland Bagpipe) . Примечательно, что конец чантера (мелодическая трубка, на которой играют) остается открытым; нет клапанов, а в звучании преобладает легато, и реже стаккато, диапазон составляет 9 нот.

Многие из волынщиков, играющих на большой шотландской волынке используют эту волынку в качестве второго инструмента. Похоже, что малая шотландская волынка является результатом объединения принципов нортумбрийской волынки и аппликатуры большой шотландской.

Шотландская волынка сегодня изготавливается в тональности Си бемоль мажор, лад – миксолидийский. Мощность звукового давления – 108 Дб , в горах или на открытом пространстве радиус дальности звучания может достигать 6-ти км . Строй современной шотландской волынки – 446 Гц , в отличие от всех классических музыкальных инструментов, которые настраиваются в 440 Гц. Получается, что тональность шотландской волынки расположена почти посередине между Си бемоль и Си бекар, что даёт ощущение появления 25-ой тональности, помимо известных нам 24-х классических. Это действует на слушателя как «эффект 25-го кадра». Дело в том, что с детства из всех теле-, радио- и компакт носителей мы слышим любые из 24-х тональностей хорошо темперированного строя. Мы привыкли к этим созвучиям. 25-я тональность звучит для нас как новость или как сигнал, который на подсознательном и сознательном уровне привлекает наше внимание. Услышав его однажды, вы уже никогда ни с чем этот звук не спутаете. Некоторые мастера изготавливают сегодня вариант шотландской волынки с аутентичным, низким строем А = 440 Гц.

Магия звучания шотландской волынки, заключается в пронзительном тембре, громкости и постоянном сопровождении основной мелодии бурдонным тоном, который исходит из трёх труб, лежащих на плече исполнителя. Ещё одна особенность – это натуральный строй внутри лада чантера (мелодической трубки) волынки. Хорошо темперированный строй дал бы плоское созвучие интервалов относительно бурдонного тона, натуральный строй даёт очень сильное ощущение распевности. Все эти качества делают шотландскую волынку идеальным музыкальным инструментом для церемоний, парадов и создания торжественного настроения, так же как и для психической атаки. Шотландская волынка приняла участие во всех военных кампаниях Британской армии за последние 300 лет.

Тема « Last Of The Mohicans » в исполнении Royal Scots Dragoon Guard

Шотландская волынка прошла долгий эволюционный путь развития – со временем менялся строй, лад, менялись тональности инструмента и его внешний вид. В старину существовали шотландские волынки со сдвоенным чантером, с различным количеством дронов (трубки, торчащие из мешка, дающие дополнительный звук) . Окончательный вариант всем известной и ныне популярной шотландской волынки появился в XVII веке. Си бемоль мажорный чантер миксолидийского лада и три дрона, устремлённые в небо – в таком виде большая шотландская волынка дошла до наших дней практически без внешних и технологических изменений.

Традиции возвращаются, и шотландская волынка переживает сейчас новый пик популярности. Число людей, увлекающихся игрой на этом замечательном замечательном инструменте, растет во всем мире.

Mint

Использованы материалы: ; ; ; ;

Вверх