Кто сжег храм Артемиды Эфесской? Висячие сады Семирамиды

Семь чудес света: Храм Артемиды Эфесской

ХРАМ АРТЕМИДЫ В ЭФЕСЕ – величественный храм в честь Артемиды, богини луны, покровительницы животных и молодых девушек. Построен в 560 году до н.э. царем Лидии Крезом в городе Эфесе на побережье Малой Азии, к северу от р.Меандр.
Считается одним из так называемых «семи чудес света»; был центром почитания богини Артемиды, культ которой слился с культом местной богини плодородия, изображавшейся в виде матери-кормилицы.

Храм строился на болотистой почве, фундамент был предварительно укреплен, чтобы избежать разрушений от частых в тех местах землетрясений. Архитекторы Херсифон и Метаген с о.Крит возвели прямоугольный в плане храм (55 ? 105 м), который был окружен 127 ионическими колоннами высотой 18 м. В каждом из двух рядов главного фасада стояло по 8 колонн. Строительство храма длилось 120 лет, его закончилм архитекторы Пеонит и Деметрий.

В 356 до н.э. житель г.Эфеса Герострат, решив прославиться и увековечить свое имя, поджег знаменитый храм, в пожаре были повреждены стены, рухнула крыша. Решено было вновь отстроить святилище. На собранные средства архитектор Хейрократ перестроил храм, внеся незначительные изменения: было поднято основание храма, увеличено число ступеней. Внутри находилась огромная статуя Артемиды в виде матери-кормилицы (15 м). Скульптура была выполнена из дерева, одежда и украшения – из золота. Последующие столетия принесли немало разрушений: в 263 храм был разграблен готами, во времена Византийской империи мраморные плиты храма использовались для других построек, позже на месте храма была возведена несохранившаяся ныне христианская церковь. Но наибольшее разрушение принесла болотистая почва, на которой был расположен храм. В результате раскопок сейчас найден фундамент сооружения, обломки колонн, украшенных рельефами, они находятся в Британском музее.

Храм Артемиды в Эфесе входит в число семи чудес света – наиболее знаменитых памятников скульптуры и архитектуры, описанных еще античными историками и путешественниками, в т.ч. «отцом истории» Геродотом (р. ок. 484 – ум. ок. 425 до н.э.) в его Истории. В это число наряду с храмом Артемиды (ок. 550 до н.э.) и древнеегипетскими пирамидами (3 тыс. до н.э.) входили висячие сады Семирамиды (7 век до н.э.), мавзолей в Галикарнасе (сер. 4 в. до н.э.), Колосс Родосский (статуя Гелиоса на о.Родос, ок. 292–280 до н.э.), статуя Зевса в Олимпии (Греция, ок. 430 до н.э.), маяк на о.Фарос в Александрии (Египет, 3 в. до н.э).

До наших дней дошли почти полностью только пирамиды. Близ города Хилла в Ираке находятся руины сводчатых сооружений: по-видимому, «висячие сады» разбивались на их кровле. В Британском музее в Лондоне хранятся фрагменты скульптуры галикарнасского мавзолея (скульпторы Скопас, Тимофей, Бриаксис, Леохар). От храма Артемиды в Эфесе (ионийский диптер), отстроенного арх. Хейрократом, сохранились фундаменты. Другие «чудеса света» известны лишь по изображениям и описаниям.

Зачем Герострат сжёг храм Артемиды Эфесской?

Герострат - грек из города Эфес (Малая Азия), который в 366 г. до н.э. сжёг храм Артемиды Эфесской, считавшийся одним из семи чудес света. Сделал он это только для того (как он сознался во время пытки), чтобы его имя дошло до потомства. Хотя жители Эфеса решили не произносить его имя, Герострата упомянул древнегреческий историк Феопомп (4 в. до н.э.). По преданию, храм сгорел в ту самую ночь, когда на свет появился Александр Македонский. Имя Герострата приобрело нарицательное значение для людей, пытающихся снискать "геростратову славу" в ущерб культурным и природным памятникам.

Работа с железом в древности считалась колдовской и поэтому опасной. Даже сегодня некоторые племена, живущие в Сахаре, считают кузнецов людьми , продавшими душу дьяволу, так что в этих местах кузнец профессия исключительно потомственная. Древние греки , хотя и были самыми цивилизованными представителями своего времени и великими изобретателями (ученые мужи этого народа еще на заре человечества изобрели массу полезных предметов - от топора и клея, до гидравлических роботов) однако, и им кузнечное дело внушало ужас. Кузница бога огня Гефеста находилась по их убеждению в недрах вулкана Этна, а отголоски особенно сильных ударов молота о наковальню, доносившихся оттуда, отзывались на простых смертных страшнейшими землетрясениями. Поэтому то, на что решились жители острова Родос , заставляет относиться к ним с большим почтением. Они решили построить на своей родине гигантскую статую бога солнца Гелиоса в благодарность за то, что "в давние времена, когда Родос был еще погружен на дно, вынес его Гелиос на поверхность и попросил у богов для себя" и сделать ее не из камня, а из металла.

Существовала легенда: когда воздвигли статую Колосса Родосского, случилось землетрясение, после которого она разрушилась. Статую восстановили, и опять случилось землетрясение. Мудрецы сказали, что, если народ снова воздвигнет статую, то остров Родос уйдет под воду.

Медь, олово и железо ценились в то время очень высоко. Но у родоссцев не было недостатка в любом из этих металлов, так как незадолго до этого, в 304 году до нашей эры, они отстояли свою независимость во время годовой осады острова армией Деметрия Полиоркета. Для покорения богатого острова Полиоркет не пожалел средств. Он привез на остров последнее слово военной технологии того времени - осадные машины, с таранами, катапультами, перекидным мостом и площадками для десанта. Гордостью осаждавшей армии была гигантская башня "гелеополида", то есть "берущая города". Гелеополида была вся окована бронзой и железом, и была настолько тяжела, что для движения требовала усилий трех с половиной тысяч человек.

Однако родосцы не покорились и Полиоркет, отступая, бросил на берегу огромную гелеополиду, тоже в своем роде чудо света, как не выполнившую свое предназначение. Этот военный трофей и пригодился родосцам. Статую своего бога-покровителя они решили сделать бронзовой. Такое важное дело можно было доверить только великому скульптору. Родосцы выбрали своего земляка Хареса из Линда, ученика прославленного Лисиппа. Главы городов заказали ему статую таких размеров, "чтобы она превосходила все остальные". Более того, сначала они хотели, чтобы статуя была отлита из бронзы (видимо её было настолько много). Потом от этой идеи отказались, указав, тем не менее, мастеру на то, что высота статуи должна быть не менее семидесяти локтей (около 36 метров).

По рассказу Плиния, на изготовление статуи было потрачено 500 талантов бронзы (13 тонн) и 300 талантов железа (7,8 тонн).

В процессе строительства Харесу пришлось помимо художественных решать и искать новейшие технические решения, ведь создание такой огромной и тяжелой статуи требовало использования самых высоких технологий античной науки. И они были применены, например, в качестве каркаса и для придания статуе эластичности (Родос часто страдал от землетрясений), были использованы не цельные, а собранные и склепанные железными обручами, каменные столбы, и вообще - каркас напоминал собой скелет человека. Потом пришла очередь кузнецов, их работа также требовала особой точности. Ведь бронзовый лист нужно было выковывать точно той формы, что требовал Харес, малейшая неточность и все нужно было переделывать.

Скульптор Харес не дожил до того дня, когда его работа была завершена. По одной из версий, когда статуя была почти готова, Харес заметил небольшую трещину в конструкции. Не в силах совладать со стыдом, скульптор покончил с собой.

По замыслу, в левой руке бог держал ниспадающее до земли покрывало, правую приложил ко лбу, словно вглядываясь в даль. Эта поза не соответствовала канонам, но Харес понимал, что колосс не удержится, если бог протянет руку вперёд в благословении. Рука обломилась бы под собственной тяжестью.

Когда был срыт, окружавший статую насыпной холм, по которому доставлялись наверх детали статуи, все увидели, что скульптор Харес изобразил Гелиоса прекрасным статным юношей, стоявшим на высоком мраморном пьедестале. Его голова была украшена лучезарным венцом. Пристально всматривается бог солнца Гелиос вдаль, приложив руку ко лбу, защищаясь от своего собственного яркого света. Или, как написал Филон Византийский в своей книге "О семи чудесах света": "Тут и стоит Колосс высотой в 70 локтей, созданный по подобию Гелиоса, блистающий бог солнца, который светит и бессмертным богам, и смертным людям . Скульптору потребовалось для него столько меди, что не хватило запасов, и пришлось помогать медным рудникам всего света. И не потому ли Зевс осыпал родосцев таким богатством, чтобы в честь Гелиоса они поставили статую высотой от земли до неба?"

Объявлено о намерении реконструировать Колосса в виде световой инсталляции. Бюджет проекта оценивается в 200 миллионов евро, которые передадут международные спонсоры, а также немецкий деятель искусств Герт Хоф (Gert Hof).

Дальнейшая судьба этого чуда света печальна. Он простояла всего чуть больше полувека. Сначала эластичный каркас, во время сильнейшего землетрясения, не выдержал веса бронзовых листов. У статуи подломились колени - лучезарный Гелиос пал на землю. Но поверженный Колосс еще тысячу лет оставался чудом света, лишь немногие люди могли обхватить руками большой палец статуи. Последнее письменное свидетельство о Колоссе относится к 653 году. В этот год Муавия, будущий халиф Дамаска, завоевал Родос и продал обломки Колосса какому-то торговцу, который вывез металл статуи на девятистах верблюдах.

Верблюдами тогда меряли объемы грузов. Если карту глянете, то увидите, что Родос рядом с материком. Загрузили на корабли и вывезли на материк, где и переплавили.
15.02.10 iouri

Спасибо,очень интересно.
21.02.05 , дима

Большое спасибо за очень интересную и захватывающую информацию. Очень хотелось бы видеть побольше картинок.
03.02.05 , [email protected] Анна

Очень благодарна за сведения о прошлом, Для молодого поколения это очень важно и интересно. Ещё раз спасибо.
04.01.05 , Еля

Cпасибо вам, это очень интересно и полезно.
Кстати, всем привет!!!
17.11.04 , [email protected] Ерлан

Действительно интересно, даже всплыло в памяти, что уже об этом где-то читала. И соответственно возник тот же вопрос, что у Эли про вывоз на верблюдах:)).
13.05.04 , Женя Цвинг

О легендарных 7 чудесах света — величайших творениях человечества — все точно слышали еще в детстве, пусть даже далеко не каждый сможет вспомнить их по порядку. И хотя большинство памятников из учебника истории увидеть уже не удастся, люди успели составить на радость туристам немало других, альтернативных, списков выдающихся достопримечательностей, сохранившихся до наших дней.

Древние чудеса света

Первые попытки выделить исключительные достижения человечества в список чудес света оформились в письменном наследии древнегреческих авторов, начиная с эпохи эллинизма. «Отбор» главных памятников всех времен происходил постепенно.

Так, одним из первых исторический перечень «чудес» составил Геродот: в его «Истории» речь идет о трех грандиозных сооружениях на острове Самос — горном тоннеле, дамбе и храме Геры.

Вскоре уже другие мыслители дополнили список до семи достопримечательностей: семерка в античной Греции считалась святой цифрой, была непременным атрибутом солнечных богов и мифов о них.

Классические «7 чудес света» Древнего мира, знакомые многим по школьной программе, исторически связаны с империей Александра Македонского — второй половиной IV века до н. э. Из них две достопримечательности были древнеегипетскими, четыре располагались на территориях Древней Греции и одна — в Месопотамии (а еще точнее — в Вавилоне).

Пирамида Хеопса — самое древнее, первое чудо света и единственное, сохранившееся до наших дней. Входит в комплекс пирамид в Гизе — главную достопримечательность Египта.

Легендарные вавилонские Висячие сады Семирамиды, второе чудо света, просуществовали предположительно с конца VII века до н. э. до I века до н. э., разрушены из-за наводнений.

Храмовая статуя Зевса в Олимпии, достигавшая около 12-17 метров вместе с пьедесталом, была выполнена из слоновой кости, эбенового дерева и золота, стояла около девяти столетий: с 435 г. до н. э. до V века — сгорела в пожаре.

Руины четвертого чуда света, Артемиды в Эфесе (с VI по IV либо III век до н. э.), сейчас входят в черту турецкого города Сельчук (недалеко от Измира).

Из утраченных достопримечательностей самым стойким был Галикарнасский мавзолей. Нестандартный для середины IV века до н. э. памятник архитектуры просуществовал 19 веков: разрушен землетрясением, затем частично разобран на стройматериалы. Руины мавзолея можно увидеть в Бодруме , Турция, — именно так сейчас называется город с историческим местоположением пятого чуда света.

Землетрясения стали причиной гибели еще двух древних чудес: бронзовой статуи Колосса на острове Родос (простояла всего 65 лет, разрушена в том же III веке до н. э.) и Александрийского маяка в Египте (седьмое чудо света, рухнул в XIV веке).

Панорама Google Maps «У подножия пирамиды Хеопса (Хуфу)»

Новые семь чудес света

Список новых чудес света, каждое из которых продолжает удивлять туристов, составлен в первом десятилетии XXI века, в 2001-2007 годах. В настоящее время это самый известных из подобных рейтингов и потому, наряду со списком Всемирного наследия ЮНЕСКО, основной ориентир must see для туристов, активно путешествующих по миру. Его составил специально созданный некоммерческий фонд The New 7 Wonders of the world на основе международного голосования с помощью Интернета и других средств связи. В рамках отбора достопримечательностей было принято около 100 миллионов голосов, но поскольку условия допускали голосовать несколько раз, этот список почти сразу же после публикации стал вызывать сомнения.

Один из бесспорных лидеров списка — Великая Китайская стена . Она протянулась через север страны почти на 9 тысяч километров, а с учетом руин — более чем на 20 тысяч километров. Самая известная достопримечательность Китая органично вписана в ландшафт и представляет собой действительно впечатляющее зрелище. Для туристов открыто несколько участков. Самый популярный — Бадалин, соединен транспортом с Пекином.

Античный Колизей — знаковая достопримечательность Рима, его фирменный силуэт. Этот амфитеатр, шедевр архитекторской мысли I века нашей эры, почти сразу же после создания был провозглашен чудом света в списке римского поэта Марциала, его современника.

Символ Рио-де-Жанейро — статуя Христа-Искупителя на горе Корковадо — благословляет город, с высоты простирая над ним руки. Ночью подсвеченная фигура Христа хорошо видна практически из любой части города, однако лучший вид на нее предстает с горы Пан-де-Асукар. В списке новых 7 чудес света статуя, возведенная в честь века независимости Бразилии, — самая молодая достопримечательность, ее возраст меньше сотни лет.

Затерявшаяся посреди пустыни в Иордании Петра — столица древних царств Идумеи и Набатеи, открылась для европейцев только в XIX веке. Главные достопримечательности Петры, «каменного города», — выдолбленные в скалах красного песчаника склепы и скальный храм Эль-Дэйр.

Жемчужина мусульманского архитектурного искусства в Индии — мавзолей-мечеть Тадж-Махал в Агре, построена в XVII веке по воле падишаха Шах-Джахана в память о его третьей жене Мумтаз-Махал, умершей при родах. Неудивительно, что сегодня Тадж-Махал считается не просто выдающимся архитектурным и духовным памятником, но и символом любви. Ежегодно мраморный комплекс становится местом паломничества миллионов людей со всего мира.

Потерянный город инков Мачу-Пикчу находится на территории современного Перу. Это шестое новое чудо света было создано как священный горный приют, когда инками правил Пачакутек — в середине XV века. Однако высокогорный город оставался обитаемым меньше века — до вторжения испанцев, которые, однако, так и не добрались до него. Всемирное открытие инкского «города среди облаков» произошло лишь в 1911 году. Многие загадки Мачу-Пикчу так и остались неразгаданными, они и сейчас не дают покоя исследователям.

Завершает список современных чудес света наследие майя — еще одной утраченной цивилизации Америки. Священный город Чичен-Ица на севере полуострова Юкатан основан примерно в VII веке нашей эры, позднее свой вклад в архитектуру комплекса внесли захватившие его тольтеки. Точно неизвестно, почему столь развитый город опустел в конце XII века. В комплекс сохранившихся памятников Чичен-Ица входят храмы-пирамиды, игровые «стадионы», руины колоннад, колодец жертвоприношений и обсерватория.

Семь чудес света.
Наш мир полон необычных и чудесных мест, которые желательно посетить всем! Подумайте сами, ради чего мы живём, ради новых гаджетов и финансового благополучия? Не лучше ли посмотреть мир, путешествовать и открывать для себя всё новые и новые горизонты неопознанного? Мы начинаем обзор лучших и самых красивых мест нашей планеты!
Несомненно наибольший интерес у всего мира вызывают семь чудес света, о которых должен знать каждый человек, от мала до велика! В этой статье мы кратко опишем каждое из 7-ми чудес света, а кликнув по заголовку и перейдя по ссылке, вы сможете более подробно ознакомиться с наиболее заинтересовавшим Вас местом.

После победы над Македонским царем Деметрием вторым, жители о-ва Родос решили увековечить знаменательное событие гигантской статуей бога Солнца — Гелиоса, который считался покровителем острова. За строительство взялся скульптор Харес, ученик Лисиппа из города Линд. Из бронзы, путём отливки была создана сорока метровая статуя. Для этого потребовалось более тринадцати тонн бронзы и восьми тонн железа. Гелиос изображенный в полный рост, стоял на постаменте из каменных блоков скрепленных железом. Строительство длилось двенадцать лет и как же обидно было жителям острова спустя примерно 60 лет, когда статуя была разрушена мощным землетрясением. Узнайте больше о великолепной статуе на о.Родос, прочитав развернутый материал — .

Архитектор Либон из города Элид воздвиг храм, который был полностью посвящен богу неба Зевсу. Сложенный из известняковых блоков, размерами 30х65 метров, храм был украшен фронтонами с изображением битв и метопами с картинами отображающими подвиги Геракла. Внутри строения располагалась огромная статуя Зевса восседавшего на троне, высотой около пятнадцати метров. К скульптуре выполненной из дерева, крепились пластины из слоновой кости и золота. Полностью золотыми были сандали, одежда и венок на голове. В 476 году, статуя была перевезена в Константинополь, где и сгорела при пожаре. Читайте подробнее о строительстве и судьбе статую в материале —

Александрия основанная в 332 году до нашей эры была своеобразным культурным центром. Здесь находились великие архитекторы, математики, учёные, поэты, астрономы. Для обеспечения безопасности судов, подходящих с моря, был воздвигнут маяк высотой 125 метров! Первый этаж был выполнен в форме прямоугольника ориентированного по сторонам света. Длина каждой из сторон составляла более тридцати метров. Второй этаж облицованный мрамором имел восемь граней и был ориентирован по направлению восьми ветров. Так же тут располагались статуи из бронзы, некоторые из которых служили флюгером, для определения направления ветра. Третий этаж был круглый и нёс на себе огромный фонарь, над которым располагался купол с семи метровой фигурой Посейдона. Огонь Александрийского маяка поддерживался практически 1000 лет, пока маяк не был разрушен землетрясением в 797 году. Сейчас на останках маяка располагается крепость, построенная Кайт-бейем в конце пятнадцатого века. Вы можете узнать ещё больше об этом грандиозном сооружении, прочитав развернутый материал —

В наше время принято называть чудом света уникальные художественные и технические творения, которые своим уровнем исполнения вызывают восхищение большинства специалистов. Но справедливости ради следует исправить этот ошибочный подход – к чудесам света относятся конкретные объекты, созданные людьми в далекой древности.

Самые ранние сведения о семи чудесах света найдены в трудах древнего философа и ученого Геродота. Пять тысяч лет до нашей эры Геродот попытался классифицировать эти чудесные и загадочные объекты. Труд Геродота, в котором он подробно описывал уникальные архитектурные шедевры древнего мира, сгорел при пожаре в Александрийской библиотеке, как и множество других уникальных рукописей. До наших дней дошли только отдельные записи в уцелевших рукописях и фрагменты сооружений, относящихся к семи чудесам света, которые найдены в результате археологических раскопок.

В небольшом сочинении Филона Византийского, имеющего название «О семи чудесах света» на двенадцати страницах описываются семь объектов древности. Но писал свой труд автор на основе услышанных рассказов других, однако сам никогда их не видел.

В Европе о семи чудесах света узнали после выхода книги «Наброски по истории архитектуры». В ней автор, Фишер фон Эрлах, скрупулезно описал семь уникальных объектов древности.

На Руси самое первое упоминание о семи чудесах света найдено в трудах Симеона Полоцкого, который в своих записях ссылается на некий византийский источник.

В перечень самых знаменитых памятников древнего мира входят: египетская пирамида в Эль-Гизе, статуя Зевса Олимпийского, Фаросский маяк, Висячие сады Семирамиды, Мавзолей в Галикарнасе, Колосс Родосский и храм Артемиды Эфесской.

Пирамиды Гизы.

Сегодня из всех перечисленных семи чудес света древнего мира сохранилась только Великая пирамида Хеопса, находящаяся в Эль-Гизе.

Около четырех тысяч лет пирамида Хеопса была самым высоким сооружением. Спроектирована и построена она была как усыпальница самого известного фараона – Хуфу (Хеопса). Строительство пирамиды завершилось в 2580 году до н.э. Затем здесь же были построены еще пирамиды для внука и сына Хеопса, а также пирамиды для цариц. Но великая пирамида Хеопса самая большая из них. Археологи предполагают, что строительство этой пирамиды осуществлялось около 20 лет и в возведении ее участвовало не менее ста тысяч человек. Для постройки потребовалось 2 млн. каменных блоков, вес каждого не менее 2,5 тонн. Рабочие использовали рычаги, блоки и пандусы для укладки без раствора и подгонки друг к другу каждого такого блока. В завершенном виде пирамида представляла собой ступенчатое сооружение. Затем ступени были закрыты отполированными белоснежными блоками из известняка. Блоки так плотно прилегали друг к другу, что между ними нельзя даже просунуть лезвие ножа. Великая пирамида вознеслась ввысь на 147 метров! Длина одной из сторон основания пирамиды Хеопса составляет 230 метров. Пирамида занимает площадь большую, чем девять футбольных полей. Древние египтяне считали, что если сохранить тело фараона, то его дух будет жить и после смерти, поэтому они мумифицировали тело фараона Хуфу и поместили его в погребальную камеру, находящуюся в центре пирамиды.

Висячие сады Семирамиды.

В шестом веке до н.э. Нововавилонский царь Навуходоносор II приказал построить дивные сады для свой жены Амитис. Являясь мидийской принцессой, она скучала в пыльном и шумном Вавилоне по своей родине, которая славилась ароматами многочисленных садов и зелеными цветущими холмами. Царь хотел не только порадовать Амитис, но и создать такой шедевр, который мог бы прославить его.

Висячие сады Семирамиды считаются вторым чудом света. Существуют летописи, которые очень подробно описывают сады вавилонского царя. Согласно найденным записям, сады были построены около 600 г до н.э. Древний Вавилон находился на берегу реки Евфрат, южнее современного Багдада. Несмотря на то, что идея создать среди засушливой вавилонской равнины цветущих садов и зеленых холмов считалась несбыточной фантазией, проект Навуходоносора II все же воплотился в жизнь.

Висячие сада Семирамиды представляли собой четырёхъярусную пирамиду, ярусы которой были одновременно и террасами, и балконами. Ярусы удерживались мощными колоннами. На каждом из них были посажены уникальные растения (цветы, деревья, трава и кустарники). Семена и саженцы для садов привозились из всех стран мира. Внешне пирамида напоминала постоянно цветущий холм. Для садов была сконструирована уникальная система орошения. Круглые сутки несколько сотен рабов вращали колеса с ведрами для снабжения растений водой.

Вавилонские сады были поистине оазисом в жарком и душном Вавилоне. Царицу Амитис неизвестно почему стали называть по имени ассирийской царицы – Семирамиды, поэтому и удивительные сады Вавилона также называли висячими садами Семирамиды.

В 9 веке до нашей эры Александр Македонский так был покорен великолепием садов Вавилона, что разместил свою резиденцию во дворце. Он любил отдыхать в тени садов и вспоминать свою родную Македонию. Когда город пришел в упадок, подавать воду в сады стало некому, все растения погибли, а многочисленные землетрясения окончательно разрушили дворец. Вавилон исчез вместе с одним из красивейших объектов древности – Висячими садами Семирамиды.

Храм Артемиды в Эфесе.

Храм Артемиды в Эфесе был создан по инициативе и финансировании Александра Македонского. Внутреннее убранство храма было великолепным: прекрасные статуи и потрясающие картины, созданные самыми лучшими художниками и зодчими того времени. Но история этого храма началась задолго до этого. В 560 году до н.э. царь Лидии Крез (считался самым богатым правителем того времени) построил в городе Эфесе величественный храм в честь богини луны Артемиды, которая считалась покровительницей молодых девушек и животных. Храм был построен из местного строительного сырья – мрамора и известняка, добывавшегося в близлежащих горах. Основной особенностью храма стали гигантские мраморные колонны в количестве 120 штук. В центре храма стояла статуя богини Артемиды. Этот храм превосходил размером знаменитый тогда афинский храм Парфенон. Простоял он двести лет и в 356 году до н.э. храм был полностью сожжен. Согласно истории, поджег его Геростат, таким образом, мечтающий прославиться в века. Интересно совпадение – храм был сожжен в тот день, когда родился Александр Македонский. Прошли годы. Александр Великий посетил Эфес и приказал восстановить храм. Храм, построенный Александром, просуществовал до III века н.э. Город погибал, бухту Эфеса заносило илом. Храм подвергся разграблению готами, затапливался многочисленными наводнениями. Сегодня на месте храма можно увидеть только несколько блоков и одну восстановленную колонну.

Галикарнасский мавзолей.

Мавсол, правитель Карии, сумел достичь могущества и приобрести значительные богатства. Кария тогда входила в персидскую империю, а столицей ее стал город Галикарнас. Он решил построить для себя и своей царицы гробницу. Но, как он мечтал, гробница должна быть необычной – она должна стать памятником его богатству и могуществу. Сам Мавсол не дожил до завершения строительства этого величественного объекта, но его вдова продолжила руководить строительством. Гробницу достроили в 350 году до н.э. и назвали ее по имени царя - Мавзолеем. В дальнейшем это название стали давать величественным и внушительным гробницам.

Мавзолей в Галикарнасе представлял собой прямоугольник размерами 75х66 метров, высотой 46 метров. Прах царствующей четы хранился в золотых урнах, размещенных в усыпальнице Мавзолея. Несколько каменных львов охраняли это помещение. Над самой усыпальницей возвышался величественный храм, окруженный статуями и колоннами. На вершине здания была возведена ступенчатая пирамида. А венчало весь комплекс скульптурное изображение колесницы, которой правила царствующая чета. Через 18 столетий мощное землетрясение разрушило до основания Мавзолей. В 1489 году обломки величественной гробницы были использованы христианскими рыцарями для постройки своего замка. Сама усыпальница была безжалостно разграблена мародерами. В настоящее время части основания Мавзолея, рельефы и статуи, которые были найдены при раскопках, находятся в лондонском Британском музее.

Колосс Родосский.

Пятым чудом света древнего мира считается статуя Колосса Родосского. Гигантская статуя стояла в портовом городе на острове Родос. Жители Родоса считали себя независимыми торговцами и старались не вмешиваться в чужие военные конфликты, но им не удалось избежать того, что их самих неоднократно завоевывали. В IV веке народу Родоса удалось отстоять свой город от нашествия воинственных греков. В ознаменование этой победы решили построить статую бога солнца Гелиоса. Точное месторасположения и вид статуи остался неизвестным для нас, из летописей следует только то, что выполнена она была из бронзы и достигала в высоту тридцать три метра. Чтобы сделать ее устойчивой, во время строительства ее полую оболочку заполняли камнями. Возводилась она 12 лет! В 280 году до н.э. Колосс стал в полный рост над родосской бухтой. Через 50 лет произошло сильное землетрясение, и Колосс рухнул, переломившись на уровне колен. Местный оракул потребовал не восстанавливать статую. 900 лет каждый приезжий на Родос мог взглянуть на статую поверженного бога. В 654 году н.э. сирийский князь, захвативший остров, снял со статуи все бронзовые пластины и увез их в Сирию.

Александрийский маяк.

В III веке до н.э. на острове Форос, недалеко от берега александрийской бухты был построен маяк, чтобы помочь кораблям, проходящим рифы на подходе к александрийскому порту. Маяк высотой в 117 метров состоял из трех массивных мраморных башен. На вершине одной из башен стояла статуя Зевса. Ночью маяк отражал языки пламени, а днем над ним взвивался столб дыма. Для работы маяка требовалось большое количество топлива. Дерево привозили к маяку многочисленные мулы и лошади. Вместо зеркал, направляющих свет в море, использовались бронзовые пластины. Простоял Форосский маяк 1500 лет и был уничтожен землетрясением. На обломках маяка мусульмане построили свой военный форт. Этот военный объект до сих пор стоит на месте фаросского маяка.

Олимпийская статуя Зевса.

Три тысячи лет назад Олимпия являлась религиозным центром Греции. В то время наиболее почитаемым греческим божеством был царь богов – Зевс. Регулярно проводились празднества, включая и спортивные соревнования. Считается, что первые Олимпийские игры были проведены в 776 году до н.э. После этого 1100 лет проводились соревнования с периодичностью раз в четыре года. На время проведения игр прекращались все войны, чтобы дать участникам прибыть на место соревнований. Граждане Олимпии решили возвести в городе величественный храм, посвященный Зевсу. Десять лет ушло на его строительство. В храме должна была находиться статуя Зевса. Скульптор Фидий с подручными сначала создали деревянный каркас скульптуры, затем покрыли его пластинами из слоновой кости, одежда же бога была выполнена из золотых листов. Несмотря на огромное количество деталей, из которых состояла скульптура, смотрелась она как монолитная фигура. Зевс величественно восседал на троне, украшенном драгоценными камнями и инкрустированном черным деревом. Статуя в высоту достигала 13 метров, доходя до потолка храма. На протяжении 800 лет после ее создания статуя Зевса в Олимпии была седьмым чудом света. Римский император Калигула пожелал, чтобы статую перенесли в Рим. По легенде, когда прибыли рабочие, посланные императором, статуя разразилась громким хохотом, и рабочие в испуге разбежались. В 391 году н.э. римляне запретили проведение Олимпийских игр и закрыли все греческие храмы. Через несколько лет статую Зевса перевезли в Константинополь. В 462 г.н.э. дворец, где находилась статуя, сгорел. Храм в Олимпии был разрушен землетрясением. Человечество потеряло одно из своих чудес – статую Зевса в Олимпии.

Остается надеяться, что когда-нибудь мировые технологии достигнут такого уровня, что смогут воссоздать семь чудес света древнего мира. И это будет поистине дань памяти поколений талантливым зодчим древности, создавших шедевры архитектуры, которым нет равных в современном мире.



Вверх