Error: не определено #11234. Человек и общество в пьесе А. П. Чехова «Вишнёвый сад» (Школьные сочинения). Литература конца XIX - начала XX века Символика пьесы “вишневый сад”

Человек и общество в пьесе А. П. Чехова «Вишнёвый сад» (Школьные сочинения). Литература конца XIX - начала XX века Символика пьесы “вишневый сад”

­Человек и природа

Во многих рассказах Чехова звучит обида за непорядок, установившийся в природе, и пьеса “Вишневый сад” не является исключением. Именно природа во многом помогала русским писателям понимать взаимосвязь и единство всего живого на земле, смысл жизненного предназначения. А тема цветущего весеннего сада проходила сквозь всю русскую литературу, не минуя работы Пушкина, Гоголя, Пришвина, Бунина и других писателей.

Совсем по-новому представляется природа в произведении Чехова “Вишневый сад”. На сей раз она становится

Не просто фоном для действий и разворачивающихся событий, а скорее их участником, таким образом, получая символическое значение.

Отношение к вишневому саду и его судьбе сказывается на нравственном облике каждого из героев пьесы, которых условно можно разделить на два лагеря. Первый лагерь состоит из людей старой закалки, берегущих память о саде, в котором выросло не одно поколение. К ним относятся Раевская с Дочерью, Гаев, старый и верный Фирс, Варя.

А ко второму лагерю можно отнести малообразованную гувернантку Шарлотту Ивановну, циничного лакея Яшу, помещика Симеонова-Пищика, который только

И делает, что просит у соседей деньги в долг. Для этих людей не существует прошлого. Им все равно продадут ли вишневый сад или разобьют его на участки для сдачи в аренду.

Отдельно ото всех изображена фигура Лопахина – человека, победившего свое крепостное прошлое. Этот деловитый купец является потомком бывших крепостных, но он своим трудом заработал себе непомерное состояние и стал уважаемым в округе человеком. Ему не безразлична судьба вишневого сада.

Для него он много значит – и хорошего, и плохого. Ермолай Алексеевич оказывается перед затруднительным выбором, который, решает всю его дальнейшую судьбу. С одной стороны, он хочет вытащить Раневскую Любовь Андреевну из долговой ямы, так как она всегда была к нему добра, и с самого детства он рос в ее окружении.

С другой стороны этот вишневый сад и все, что с ним связано, одним своим существованием напоминают Лопахину о его рабском прошлом. Сам он о сложившейся ситуации говорит: “О, скорее бы все это прошло, скорее бы изменилась эта нескладная, несчастливая жизнь”. Его растерянность после покупки сада далеко не случайна. Он с болью в душе ощущает тяжесть своего нравственного преступления.

И когда он говорит, что не прочь дать “топором по вишневому саду”, это в нем говорят боль и горечь от сложившейся ситуации. Он прекрасно понимает, что для Раневской этот сад – воплощение не только красивой природы, но и родного дома. Однако другого выхода нет.

Примечательно то, что образ сада в пьесе неразрывно связан с белым цветом, а цветущие деревья символизируют чистоту, красоту и свет. С их вырубкой словно исчезает целая эпоха. Одна только Аня верит, что будет посажен новый сад “еще лучше прежнего”.

Законы природы неоспоримы: все, что уничтожено, обязательно возродится вновь. Не зря автор уделил столько внимания природе. О могуществе русских пейзажей известно испокон веков и никакие деньги не могли идти в сравнение с ними.

Мне кажется, именно эту идею Чехов хотел передать читателям, как на фоне вечной красоты природы разворачиваются несовершенные человеческие отношения.


(No Ratings Yet)


Related posts:

  1. ­Дом “Вишневый сад” – одно из самых известных произведений русского классика А. П. Чехова, которое он написал незадолго до смерти. Примечательно то, что он и сам выращивал сад в Мелихове, а в Крыму рядом со своим домом имел еще один прекрасный южный сад. Таким образом, сад для него, как и для его героев, много значил. […]...
  2. Жизнь и сад Пьеса “Вишневый сад” была написана Антоном Павловичем Чеховым незадолго до его смерти. Она пропитана горечью, предчувствием неминуемого и озабоченностью судьбой своей страны, своего дома, семьи, сада. Читая это произведение, мы понимаем, что под термином “вишневый сад” автор подразумевал всю страну. Так, один из ключевых героев, Петя Трофимов, восклицает: “Вся Россия – наш […]...
  3. ­Любовь к дому В произведении великого русского классика А. П. Чехова “Вишневый сад” центральное место отведено теме дома и родины. ­Подобно вишневому саду, павшему от рук топора, умирает потихоньку и бывшая родина. Или же если посмотреть с другой стороны, не умирает, а возрождается: на смену старому поколению приходит новое, молодое поколение, исполненное веры в счастливое […]...
  4. ­Проблема счастья О пьесах Чехова говорят, что их пробирает некое ощущение постоянного неблагополучия. И, действительно, даже самый невнимательный читатель заметит, что все герои, несмотря на разрешение проблем и очевидные перемены, остаются несчастными. В чем же проблема и что для этих людей счастье? Для кого-то счастье заключается в достижении любви, успеха, признания, справедливости, здоровья, материального благополучия, […]...
  5. ­Спор поколений Пьеса Антона Павловича Чехова “Вишневый сад” необычна и удивительна. В отличие от других работ драматурга, она ставит в центр всех событий не человека, а лирический образ прекрасного вишневого сада. Он словно олицетворение красоты России былых времен. В произведении переплетаются сразу несколько поколений и, соответственно, возникает проблема разницы в мышлении, восприятии реальности. Вишневому саду […]...
  6. Здравствуй, новая жизнь Пьеса “Вишневый сад” была написана А. П. Чеховым в период существенных изменений в общественной жизни русского общества, а именно в самом начале двадцатого столетия. В воздухе чувствовалась надежда на новую жизнь, обещанную революционерами. Именно эту мысль хотел донести до читателей автор. Не последнее место в тематике произведения занимает вишневый сад и его […]...
  7. ­Нежная душа или хитрый зверь При создании своего последнего произведения Антон Павлович Чехов уделял большое внимание изображению главных героев и их социальной значимости. Одним из главных героев в пьесе “Вишневый сад” является Ермолай Лопахин – внезапно разбогатевший выходец из крепостных. Его отца знала Раневская, а сам Ермолай вырос у нее на глазах. Неудивительно, что именно […]...
  8. ­Кто из героев драмы тронул меня Пьеса “Вишневый сад” – одно из лучших произведений А. П. Чехова, показавшее драму русской интеллигенции в рамках отдельно взятой семьи. Владельцы поместья с вишневым садом люди из уважаемой и ранее состоятельной семьи – Раневская Любовь Андреевна и ее брат Гаев Леонид Андреевич. Помимо этих персонажей в пьесе задействованы семнадцатилетняя […]...
  9. Пожалуй, основным персонажем в пьесе является вишневый сад. Он дорог всем жителям имения, а особенно старшему поколению. Раневской и Гаеву сад напоминает о том времени, когда жизнь казалась веселой и безоблачной, о беззаботном детстве: Гаев (отворяет другое окно). Сад весь белый. Ты не забыла, Люба? Вот эта длинная аллея идет прямо, прямо, точно протянутый ремень, […]...
  10. Кого из героев называют недотепами? Пьеса А. П. Чехова “Вишневый сад” была написана в 1903 году и считается одной из наиболее известных в русской литературе. Она сумела передать старые идеи в новом стиле и стала примером новаторства. Сам автор уверен, что человек в душе глубоко несчастен и беспомощен перед миром. По этой причине в пьесе […]...
  11. Основными Сочинение на темуми пьесы “Вишневый сад”, написанной в 1904 году, являются: гибель дворянского гнезда, победа предприимчивого купца-промышленника над отживающими свой век Раневской и Гаевым и Сочинение на тему будущего России, связанная с образами Пети Трофимова и Ани. Прощание новой, молодой России с прошлым, с отживающим, устремленность к завтрашнему дню России – в этом заключается […]...
  12. Пьеса “Вишневый сад” – последнее произведение А. П. Чехова. Ее называют пьесой о закате дворянской жизни и о расцвете мнимых и истинных хозяев России. Действие сцены происходит в имении главной героини произведения – Любови Андреевны Раневской. Именно она является одной из представительниц дворянского сословия, которые не смогли адаптироваться к новым условиям жизни, а именно к […]...
  13. Работу над “Вишневым садом” А. П. Чехов завершил в 1903 году. Начало века было переломным для России, начиналась переоценка традиционных ценностей. Аристократия разорялась и расслаивалась. На смену обреченному дворянству приходила предприимчивая буржуазия. Именно этот факт стал основой чеховской пьесы. В “Вишневом саде” представлены персонажи разных сословий, имеющих отличное мировоззрение. Умирающий класс дворянства представлен в образах […]...
  14. Для начала, давайте порассуждаем, что было бы, если сад не продали именно Лопахину. Давайте просто представим, что на торгах ни у кого не было денег, кроме тетки из Ярославля. Дом ушел бы за 15 тысяч, все стали бы радоваться. Но что дальше? Это немного скрасило бы финансовое положение семьи, т. к. грубо говоря, и дом […]...
  15. В середине 1890-х годов А. П. Чехов возвращается к драматургическим произведениям. И кажется, что в пьесе драматург пытается перенести основные принципы “объективной” прозы. Сюжетной остроте идет на смену внешне спокойное течение событий. Такими можно назвать многие пьесы Чехова. Но обратимся к комедии “Вишневый сад”. Здесь перед нами предстает достаточно банальная сюжетная картина, характерная для отражения […]...
  16. Прошлое, настоящее и будущее в пьесе Чехова “Вишневый сад” Пьеса “Вишневый сад” вышла в свет в самом начале XX века и является своего рода итоговым произведением А. П. Чехова. В этой работе он наиболее ярко выразил свои размышления по поводу прошлого, настоящего и будущего России. Он сумел мастерски показать реальную обстановку в обществе накануне первой […]...
  17. Антон Павлович Чехов – великий драматург русской литературы. Этот писатель привнес много новизны. И прежде чем анализировать одну из его пьес, нужно сказать о том, что же именно было новым в творчестве Чехова. В первую очередь, его новаторство заключалось в том, что его пьесы строятся не на конфликте, а на глубоком анализе характеров героев, их […]...
  18. Пьесу “Вишневый сад” ее автор, известный русский писатель А. П. Чехов назвал комедией. Но с первых же строк произведения мы понимаем, что если это и комедия, то очень грустная. Ведь с самого начала становится понятным, что имение, в которое происходят все события, так же, как и его обитатели, обречено. Раневской, Гаеву, Ане и Варе не […]...
  19. “Вишневый сад” – последнее произведение Антона Павловича Чехова, завершающее его творческую биографию, его идейные и художественные искания. Выработанные им новые стилевые принципы, новые “приемы” построения сюжета и композиции воплотились в этой пьесе в таких образных открытиях, которые возвысили реалистическое изображение жизни до широких символических обобщений, до прозрения будущих форм человеческих отношений в подспудных глубинах текущей […]...
  20. Жизнь и сад (по пьесе А. П. Чехова “Вишневый сад”) “Вишневый сад” – последнее произведение Чехова. Неизлечимо больной, осознающий свою близкую кончину, писатель мучительно раз­мышляет о судьбе страны, о том, кому можно доверить Россию, ее красо­ту и богатство. Вишневый сад – образ сложный и неоднозначный. Это и конкретный сад, привычный для русских селений, но это […]...
  21. К сожалению, в современном мире люди все больше и больше отрываются от природы. Это грустно и неприятно, но в этом мало удивительного. Концентрация людей, которые проживают в городах, постоянно растет. В свою очередь, города представляют собой места с ограниченным количеством природы. Таким образом, человек отрывается от природы, начинает чувствовать себя чем-то другим, чем природа, хотя […]...
  22. “Вишневый сад” А. П. Чехова оставляет в душе неизгладимое впечатление. До конца пьесы читателя не отпускает чувство беспокойства и смятения. О чем же предупреждает писатель своим произведением? Мне кажется, авторская позиция выражена в самой идее произведения – неизбежности грядущих перемен как для поместного дворянства (на примере судеб аристократов Раневской и Гаева), так и для государства, […]...
  23. В пьесе “Вишневый сад” не прослеживается ярко выраженного конфликта. А. П. Чехов скрыл его за бытовыми трудностями действующих лиц. Ключевым образом драмы, несомненно, является сад, вокруг которого и развиваются события. Мысли и воспоминания героев пьесы связаны с вишневым садом. Действие происходит в конкретном имении, внешний конфликт автор заменил на драматизм переживаний сценических персонажей. Через описание […]...
  24. ­Человек и природа Роман Чингиза Айтматова “Плаха” посвящен философским проблемам добра и зла, а также извечному вопросу сохранения природы. Автор новаторски подошел к теме противостояния человека и природы. Он показал, как люди уничтожают невинных сайгаков в заповедниках Средней Азии, не жалея вертолетов, военных машин, автоматной пальбы. При этом они ни на секунду не задумываются о […]...
  25. Так, в “Трех сестрах” героини высказывают свои сокровенные желания и мечты “по поводу” приезда в город Вершинина, его знакомства с Андреем… Так, дядя Ваня произносит, точнее, выкрикивает свои исповедальные признания о даром прожитой жизни и стреляет в Серебрякова только – по видимости – потому, что тот предложил заложить имение. За этим выстрелом – накопившаяся годами […]...
  26. Тема природы – одна из главных и любимых тем в творчестве русского поэта XIX века Федора Тютчева. Этот человек был тонким лириком, умевшим подсмотреть за кулисами природы самое сокровенное действо и описать его живо и с чувством. Когда Тютчев затрагивает тему природы, он делится с нами своим убеждением, что природа одушевленная, она живет так же, […]...
  27. Многие авторы, так или иначе, затрагивали тему любви в своих произведениях. Эта тема никогда не перестанет быть актуальной. Не обошел ее своим вниманием и Антон Павлович Чехов. В его произведениях тема любви раскрывается глубоко и по-особенному, по Чеховски. Что же говорит нам о любви А. П. Чехов? Обратимся к героям пьесы “Вишневый сад”. Уже на […]...
  28. 1-й конкурс: “Кто это говорит?” Задание: Прочитайте выразительно отрывок, определите героя и дайте ему характеристику. 1. “Вся Россия наш сад. Земля велика и прекрасна, есть на ней много чудесных мест. (Пауза.) Подумайте… ваш дед, прадед и все ваши предки были крепостники, владевшие живыми душами, и неужели с каждой вишни в саду, с каждого листка, с […]...
  29. Самое страшное в жизни – это быть счастливым в прошлом. Вольтер В большинстве религий, у большинства народов есть понятие рая – места, куда попадают души тех, кто жил в соответствии с религиозными заповедями. Но для большинства людей это понятие гораздо шире и не связано со смертью. Что же мы называем раем? Иногда мы можем слышать […]...
  30. Большинство литературоведов, изучавших творчество известного русского поэта и писателя М. Ю. Лермонтова, отмечали одну из главных особенностей его произведений: безобразным и трагичным явлениям реальной жизни он старался противопоставить прекрасный и гармоничный мир природы. Лирический герой поэмы “Мцыри” становится жертвой беспощадных законов, в основу которых положена дисгармония, насилие, вражда и зло. Мцыри, волею судьбы еще ребенком […]...
  31. “Записки охотника” были событием в литературной жизни начала 50-х годов XIX в. Тургенев показал глубокую содержа­тельность и духовность русского крестьянина, разнообразие ха­рактеров, полнее всего проявляющихся на фоне пейзажа. Природа в “Записках…” выступает в нескольких функциях. Прежде всего Тургенев изображает природу, чтобы показать красоту России, ее величие и таинственность. Писатель создает лирические картины утра, восхода солнца, […]...
  32. ­Человек и природа Тема природы и таежных пейзажей занимает важное место в произведениях В. П. Астафьева. Не исключением стал и рассказ “Васюткино озеро”, в котором тринадцатилетний мальчик провел пять дней наедине с бескрайним лесом. Дедушка мальчика с детства учил его уважать законы тайги. Также он часто отмечал, что прогресс и цивилизация плохо отражаются на природных […]...
  33. А. П. Чехов был не только мастером рассказа, его талант распространялся и на другие жанры. Так, давно стали бессмертными пьесы Чехова, наполненные тонким символизмом и жизненностью. Одним из самых лучших и известных произведений этого жанра считается “Вишневый сад”. Эта пьеса была написана в 1903 году, почти перед смертью писателя. В “Вишневом саде” Чехов раскрывает свои […]...
  34. “Вишневый сад”, несомненно, одна из лучших пьес А. П. Чехова. Здесь затронуты важные философские проблемы – мучительной гибели старого, прихода ему на смену нового, непонятного, угрожающего. Автор показывает драму русской жизни конца 19 века: вишневый сад, который является символом помещичьей России, попадает в руки предприимчивого купца. Так Чехов пытается понять и проанализировать переход от старых […]...
  35. Человек и природа в сказке-были М. М. Пришвина “Кладовая солнца” Творчеству Михаила Пришвина характерна великая любовь к природе. В своих произведениях он нередко изображал взаимоотношения человека с природой, поведение человека в мире природы. В мире литературы этот писатель славится именно как певец радостной жизни природы. Сказка-быль “Кладовая солнца” не является исключением. В ней он также […]...
  36. План сочинения 1. Введение 2. Образ вишневого сада в произведении: А) Что символизирует вишневый сад? Б) Три поколения в пьесе 3. Проблемы пьесы А) Внутренний и внешний конфликт 4. Мое отношение к произведению Вот уже больше века на сценах многих театров, причем не только российских, с успехом идет пьеса “Вишневый сад”. Режиссеры все ищут в […]...
  37. Раневская Раневская Любовь Андреевна – главная героиня пьесы А. П. Чехова “Вишневый сад”, помещица и хозяйка имения с вишневым садом. Несколько лет тому назад умер ее муж, а затем трагически погиб сын Гриша. После этого она поспешно уехала в Париж, оставив имение, слуг и приемную дочь Варвару. Там она купила дачу в Монтоне, которую впоследствии […]...
  38. Давно ушли в прошлое многие события, вол­новавшие поэта Сергея Есенина, но каждое новое поколение открывает для себя в его творчестве нечто близкое и дорогое. Объяснить данное явле­ние довольно просто: поэзия Есенина рождена любовью к человеку и природе. М. Горький пи­сал: “… Сергей Есенин не столько человек, сколь­ко орган, созданный природой исключительно для поэзии, для выражения […]...
  39. Пьесы А. Н. Островского “Гроза” и А. П. Чехова “Вишневый сад” различны и по проблематике, и по настроению, и по содержанию, но художественные функции пейзажа в обеих пьесах схожи. Та нагрузка, которую несет пейзаж, отражена и в названиях пьес. Пейзаж у Островского и Чехова является не только фоном, природа становится действующим лицом, а у Чехова […]...
  40. Исследователи творчества М. Ю. Лермонтова отмечали одну из характерных особенностей его поэтики: отвратительным, отрицательным явле­ниям реальной жизни поэт противопоставляет гармоничный, прекрасный мир природы. В обще­стве людей царят зло, вражда, насилие, дисгар­мония, и лирический герой поэмы “Мцыри” ста­новится жертвой этих беспощадных законов. Злою волею оторванный от родной земли, еще ребенком Мцыри осознает весь ужас своего поло­жения. […]...
Сочинение на тему: Человек и природа в пьесе Вишневый сад, Чехов

"Вся Россия -- наш сад" (образ России в пьесе А.П. Чехова "Вишневый сад")

Пьеса "Вишневый сад" -- своеобразная поэма о прошлом, настоящем и будущем России. Тема Родины -- внутренняя сквозная тема этой, по определению автора, комедии. Можно сказать, что это произведение -- одно из сложнейших в драматургическом наследии А.П. Чехова. В этой пьесе переплетены, органически слиты элементы пародии, драмы и даже трагедии. Все это понадобилось автору для того, чтобы максимально полно воссоздать образ России. Герои "Вишневого сада" воплощают определенную ипостась этого образа. Раневская, Гаев -- прошлое, Лопахин -- один из наиболее противоречивых персонажей -- и прошлое, и, в определенной мере, настоящее, Аня -- будущее.

Хозяева вишневого сада ни красоты прошлого, ни красоты будущего не видят. Лопахин и люди, подобные ему, также далеки от этой красоты. Чехов считал, что придут новые люди, которые посадят новые, неизмеримо более прекрасные сады, превратят всю землю в волшебный сад.

В пьесе есть и постоянная чеховская грусть, печаль о гибнущей напрасно красоте. Можно сказать, что в ней звучат вариации на излюбленную тему А.П. Чехова. Это мотив красоты, которая противоречит себе, прекрасного, в котором есть ложь, скрытое безобразие. Как мне кажется, в этой пьесе автор в определенной мере развивает мысль Л. Толстого о том, что "нет величия там, где нет простоты, добра и правды". Для А.П. Чехова важно, что красота должна слиться с правдой, только тогда она будет истинной. И тот волшебный сад, о котором говорит Аня, и есть символ красоты, слившейся с правдой. Автор убежден в неизбежности этого, именно поэтому печаль в "Вишневом саде" светла. Многие критики считают, что пьеса пронизана чувством прощания с уходящей жизнью, со всем хорошим и отвратительным, что в ней было, но и радостным приветствием новому, юному.

Раневская и Гаев, хозяева прекрасного вишневого сада, не умеют сохранить его, заботиться о нем. Для автора сад -- символ России, прекрасной и трагической страны. И Любовь Андреевна, и ее брат -- добрые, по-своему милые, абсолютно непрактичные люди. Они чувствуют красоту, волшебное очарование вишневого сада, но они, по мнению автора, люди пустые, люди без родины. Все их рассуждения о том, что имение необходимо спасти, что они не смогут жить без вишневого сада, дома, с которым связано столько радостных и трагических воспоминаний, ни к чему не приводят. Кажется, что они уже внутренне свыклись с потерей имения. Раневская размышляет о возможности возвращения в Париж, Гаев как бы примеряет на себя должность банковского служащего.

Они испытывают даже некоторое облегчение, когда свершается "катастрофа", им можно больше не волноваться, не "хлопотать". Показательны слова Гаева: "В самом деле, теперь все хорошо. До продажи вишневого сада мы все волновались, страдали, а потом, когда копирование запрещено вопрос был решен окончательно, бесповоротно, все успокоились, повеселели даже". Любовь Андреевна подтверждает это: "Нервы мои лучше, это правда", хотя, когда приходит первое известие о продаже вишневого сада, она заявляет: "Я сейчас умру". Чрезвычайно важна, на наш взгляд, чеховская ремарка. Услышав смех Яши в ответ на свои слова Раневская, спрашивает его с легкой досадой: "Ну чему вы смеетесь? Чему рады?" А ведь, казалось бы, смех лакея должен был потрясти ее так же, как потряс бы смех над могилою близкого человека, ведь она "сейчас умрет". Но нет ужаса, нет потрясения, есть всего лишь "легкая досада". Автор подчеркивает, что ни Гаев, ни Раневская не способны не только на серьезные действия, но даже глубокие чувства. Новый хозяин вишневого сада, Лопахин, слишком тесно связан с прошлым, чтобы олицетворять будущее. Но, как мне кажется, он отнюдь не полностью представляет в пьесе и настоящее России. Лопахин -- натура сложная и противоречивая. Он не только "хищный зверь, который съедает все, что попадается ему на пути", как говорит о нем Петя Трофимов. Он по-своему пытается усовершенствовать жизнь, думает о будущем, Лопахин предлагает собственную программу. Как человек умный и наблюдательный, стремится извлечь из них пользу не только для себя. Так, например, этот герой считает, что "до сих пор в деревне были только господа и мужики, а теперь появились еще дачники, может случиться, что на своей одной десятине он займется хозяйством, и тогда ваш вишневый сад станет счастливым, богатым, роскошным...".

Чехов так писал о нем: "Лопахин, правда, купец, но порядочный человек во всех смыслах". Безусловно, Лопахин -- образ отнюдь не лишенный привлекательности, с его страстью к труду необходимо бы делать настоящее и большое дело, у него поистине творческих размах. Именно этот персонаж говорит: "...господи, ты дал нам громадные леса, необъятные поля, глубочайшие горизонты, и, живя тут, мы сами должны бы по-настоящему быть великанами...". А Лопахину приходится совершать и отнюдь не красивые поступки, например, купить вишневый сад у обанкротившихся владельцев. Однако этот персонаж не лишен понимания прекрасного, способен понимать, что приобрел "имение, прекрасней которого ничего нет на свете", осознавать, что значит его поступок для других. Он испытывает одновременно и восторг, и хмельную удаль, и печаль.

Увидев слезы Раневской, Лопахин с надрывом говорит: "О, скорее бы все это прошло, скорее бы изменилась как-нибудь наша нескладная, несчастливая жизнь". Если бы он был "хищный зверь", нечто, "необходимое для обмена веществ", разве был бы он способен произнести такие слова, испытывать такие чувства. В образе Лопахина заключена, следовательно, определенная двойственность. Он одновременно испытывает печаль о прошлом, пытается изменить настоящее, думает и о будущем России.

На наш взгляд, настоящее отражает в пьесе и образ Пети Трофимова, хотя он, казалось бы, обращен в будущее. Да, за этим героем чувствуется определенное общественное движение, ясно чувствуется, что он совсем не одинок. Но его роль заключается, по-видимому, в том, чтобы показать другим неприглядность жизни, помочь осознать необходимость перемен, сказать "прощай, старая жизнь!". Ведь отнюдь не случайно не Петя Трофимов, а Аня говорит: "Здравствуй, новая жизнь!". Думается, что в пьесе есть лишь один образ, который мог бы гармонически слиться с красотой вишневого сада. А именно Аня -- олицетворение весны, будущего. Эта героиня сумела понять суть всех речей Пети, осознать, что, как писал Чехов, все давно уже состарилось, отжило и все только ждет не то конца, не то начала чего-то молодого, свежего". Она идет вперед, чтобы изменить жизнь, превратить всю Россию в цветущий сад.

А.П. Чехов мечтал о скором расцвете России, и отразил эту мечту в пьесе "Вишневый сад". Однако и в этом произведении, на наш взгляд, нет однозначного финала. С одной стороны -- радостная музыка утверждения новой жизни, с другой -- трагический звук оборвавшейся струны "замирающий и печальный", а затем -- "наступает тишина, и только слышно, как далеко в саду топором стучат по дереву".

В этом произведении А.П. Чехова заключена и тончайшая лирика, и острая сатира. "Вишневый сад" -- и веселая, и грустная, вечная пьеса о страстно любимой автором родине, о ее грядущем расцвете. Именно поэтому к ней будут обращаться все новые и новые поколения читателей.


Любое общество состоит из конкретных людей, они, в свою очередь, являются отражением этого общества, эпохи и ценностей, присущих тому времени. Люди придумывают идеологии и правила жизни и сами же вынуждены потом их соблюдать. Несоответствие своему времени всегда выбивает человека из социума, при этом обращая пристальное внимание окружающих на него самого. Проблему человека в обществе поднимают многие поэты, писатели, драматурги. Рассмотрим, как данную проблему решает Чехов в пьесе "Вишнёвый сад".

Антон Павлович пытался отразить общественные противоречия, связанные с изменениями в экономическом устройстве.

Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ

Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.


Например, Лопахин умело вливается в новую экономическую жизнь страны. Для него важнее всего - иметь деньги. Ермолая Алексеевича можно назвать своеобразным бизнесменом того времени. Он знает, как стоит обращаться с поместьем и вишнёвым садом, практичен, умеет управлять бюджетом, заработать деньги. Для получения большей выгоды Лопахин придумывает план: вырубить сад и разбить его на небольшие участки, которые можно сдавать в аренду. Такой предприимчивый делец и олицетворяет человека, умело адаптирующегося под условия окружающего мира, не упускающего возможности получше устроиться в новом обществе.

Противоположностью Лопахина является Раневская. Любовь Андреевна, привыкшая к жизни в достатке и даже роскоши, не может жить по средствам и, будучи полностью в долгах, всё равно продолжает жить на широкую ногу. Даже когда на продажу было выставлено её единственное оставшееся имение, она всё равно питается в ресторанах, раздаёт чаевые. А когда прислугу нечем было кормить, отдаёт золотой прохожему. Раневская не понимает, что для дворянина недостаточно иметь некий внешний лоск, ещё необходимо с умом пользоваться финансами и управлять имением. Это требует новое время.

Что же мы видим в итоге? Раневская разоряется окончательно, теряя свой вишнёвый сад, а Лопахин теперь богат, и он понимает, что скоро его состояние увеличится. Да, безусловно, нам жаль Любовь Андреевну, но время "раневских" ушло, и таким как она, нужно меняться, чтобы полноценно существовать.

Общество порой жестоко. Чтобы жить в нём хорошо и достойно, нужно стараться быть энергичным, целеустремлённым и, конечно, прогрессивным, ведь сам мир меняется каждый день, а мы должны ему соответствовать.

Обновлено: 2018-02-05

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

Особенности драматургии Чехова

До Антона Чехова русский театр переживал кризис, именно он внес неоценимый вклад в его развитие, вдохнув в него новую жизнь. Драматург выхватывал небольшие зарисовки из повседневной жизни своих героев, приближая драматургию к реальности. Его пьесы заставляли зрителя задуматься, хотя в них не было интриг, открытых конфликтов, но они отражали внутреннюю тревогу переломного исторического времени, когда общество застыло в предчувствии скорых перемен, а героями становились все социальные слои. Видимая простота сюжета знакомила с историями персонажей до описываемых событий, давая возможность домыслить, что же будет с ними после. Так удивительным образом смешались прошлое, настоящее, будущее в пьесе «Вишневый сад», путем соединения людей не столько разных поколений, сколько разных эпох. И одним из «подводных течений», характерных для пьес Чехова, стало размышление автора о судьбе России, а тема будущего заняла центральное место в «Вишневом саде».

Прошлое, настоящее и будущее на страницах пьесы «Вишневый сад»

Так каким же образом встретились прошлое, настоящее и будущее на страницах пьесы «Вишневый сад»? Чехов как бы разделил всех героев на эти три категории, изобразив их очень ярко.

Прошлое в пьесе «Вишневый сад» представлено Раневской, Гаевым и Фирсом – самым старым персонажем всего действа. Именно они больше всех говорят о том, что было, для них прошлое- это время, в котором все было легко и прекрасно. Были господа и слуги, у каждого было свое место и предназначение. Для Фирса отмена крепостного права стало величайшим горем, он не захотел воли, оставшись в имении. Он искренне любил семью Раневской и Гаева, оставшись преданным им до самого конца. Для аристократов Любови Андреевны и ее брата- прошлое это время, когда им не нужно было думать о таких низменных вещах как деньги. Они наслаждались жизнью, занимаясь тем, что приносит удовольствие, умея ценить красоту нематериальных вещей – им тяжело приспособиться к новым порядкам, при которых на смену высокоморальных ценностей приходят ценности вещественные. Для них унизительно говорить о деньгах, о способах их заработка, и реальное предложение Лопахина сдать в аренду землю занятую, по сути, никчемным садом, воспринимается как пошлость. Не способные принять решения о будущем вишневого сада, они поддаются течению жизни и просто плывут по нему. Раневская с деньгами тетки, присланных для Ани, уезжает в Париж, а Гаев идет служить в банк. Смерть Фирса в конце пьесы очень символична, как бы говоря, что аристократия как социальный класс изжила себя, и ей нет места, в том виде, в каком она была до отмены крепостничества.

Лопахин стал представителем настоящего в пьесе «Вишневый сад». «Мужик мужиком», как он сам говорит о себе, мыслящий по- новому, умеющий зарабатывать используя свой ум и чутье. Петя Трофимов даже сравнивает его с хищником, но с хищником, обладающим тонкой артистичной натурой. И это приносит Лопахину много душевных переживаний. Он прекрасно осознает всю красоту старого вишневого сада, который будет вырублен по его воле, но поступить иначе не может. Его предки были крепостными, отец владел лавкой, а он стал «беложилеточником», сколотив немалое состояние. Чехов делал особый упор на персонаже Лопахина, ведь он был не типичным купцом, к которым с пренебрежением многие относились. Он сам себя сделал, проложив дорогу своим трудом и желанием быть лучше, чем его предки не только в плане финансовой независимости, но и в образованности. Во многом Чехов соотносил себя с Лопахиным, ведь их родословные схожи.

Аня и Петя Трофимов олицетворяют собой будущее. Они молоды, полны сил и энергии. А самое главное – у них есть желание менять свои жизни. Но, вот только, Петя мастер говорить и рассуждать, о прекрасном и справедливом будущем, а обличать свои речи в действие не умеет. Именно это мешает ему окончить университет или хоть как-то устроить свою жизнь. Петя отрицает всякие привязанности – будь то место или другой человек. Он увлекает своими идеями наивную Аню, но у нее уже готов план, как устроить свою жизнь. Она воодушевлена и готова «посадить новый сад, еще краше прежднего». Однако будущее в пьесе Чехова «Вишневый сад» очень неопределенное и смутное. Кроме образованных Ани и Пети, есть еще и Яша с Дуняшей, и они тоже – будущее. Причем, если Дуняша, просто глупенькая крестьянская девушка, то Яша – это уже совсем другой тип. На смену Гаевым и Раневским приходят Лопахины, но ведь и Лопахиных тоже предстоит кому-то сменить. Если вспомнить историю, то через 13 лет, после написания этой пьесы, к власти пришли именно такие вот Яши – беспринципные, пустые и жестокие, не привязанные ни к кому и ничему.

В пьесе «Вишневом саде» герои прошлого, настоящего и будущего были собраны в одном месте, вот только объединены они не внутренним желанием быть вместе и обмениваться своими мечтами, желаниями, опытом. Старый сад и дом держит их, и как только они исчезают, разрывается связь между героями и временем, которое они отражают.

Связь времен сегодня

Только самые великие творения способны отражать действительность даже через много лет после своего создания. Так произошло и с пьесой « Вишневый сад». История циклична, развивается и меняется общество, моральные и этические нормы так же подвергаются переосмыслению. Жизнь человека не возможна без памяти о прошлом, в бездействии в настоящем, и без веры в будущее. На смену одному поколению приходит другое, одни строят, другие разрушают. Так было во времена Чехова, так происходит и сейчас. Прав был драматург, говоря, что «Вся Россия – наш сад», и только от нас зависит, будет ли он цвести и плодоносить, или же будет вырублен под самый корень.

Рассуждение автора о прошлом, настоящем и будущем в комедии, о людях и поколениях, о России заставляют задуматься и в наши дни. Эти мысли будут полезны 10 классов при написании сочинения на тему «Прошлое, настоящее, будущее в пьесе «Вишнёвый сад»».

Тест по произведению


Человек – это неотъемлемая часть общества. Никто не может жить вне социума. Индивид сможет развиваться, показать свою индивидуальность только в коллективе. По моему мнению, именно окружение формирует человеческую личность. Каждому отдельному человеку приходится жить по общественным правилам, соблюдать моральные нормы общества. Но мир меняется, и общество не стоит на месте.

Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ

Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.


На смену старым принципам, ценностям, старым традициям приходят новые. Всем ли по душе эти перемены? Каждый ли готов жить в новых условиях?

Проблема взаимодействия человека и общества волновала многих писателей, среди них и Антон Павлович Чехов. Его пьеса «Вишнёвый сад» описывает представителей разного времени. Каждое поколение резко отличается друг от друга. Я думаю, это связано как раз с динамично меняющимся обществом. В произведении описывается время, когда отменили крепостное право, дворянство уходит в прошлое, на смену приходит новое поколение с иными взглядами на жизнь. К сожалению, не все герои смогли приспособиться к новым условиям. Рассмотрим некоторых из них.

Раневская, хозяйка вишнёвого сада, является представительницей прошлого, уходящего помещичьего строя. Любовь Андреевна привыкла ни в чём не нуждаться. Она легкомыслена, тратит деньги на ветер, помогает прохожим (отдаёт золотой первому встречному), хотя сама на краю гибели. Прошлое является олицетворением самого лучшего в её жизни. Героиня живёт воспоминаниями, тем временем, когда она крепко стояла на ногах. Из-за своей привычки ссорить деньгами Раневская вся в долгах, она разорена.

В отличие от своей бывшей хозяйки Лопахин смог приспособиться к изменениям в общественной жизни. Ермолай Алексеевич был крепостным, он с детства привык к труду и работе. Это практичный, предприимчивый, трудолюбивый и упорный человек. Именно этими качествами характеризуются люди настоящего времени, к которому и относится герой. Лопахин смог встать на ноги, и сейчас он ни в чём не нуждающийся купец, готовый дать в долг.

А вот Фирс, представитель прошлого, как и Раневская не смог самостоятельно жить в изменившемся обществе. Он как был крепостным в имении Раневской, так и остался верной слугой для неё.

Теперь обратимся к поколению будущего. Это личности с революционными идеями. Петя, например, считает, что надо забыть о прошлом, уничтожить его, жить в настоящем и стремиться к будущему. Однако герои этого времени только философствуют, мечтают. Они ничего не делают для исполнения своих желаний.

Таким образом, я доказала, что общество не стоит на месте, оно меняется от одного поколения к другому. Но, к сожалению, не каждый человек может приспособиться к изменениям. Например, дворянство, привыкшее праздно жить и спускать всё впустую, так и осталось в прошлом. Те, кто умеет упорно работать, не умеющие стоять на месте, готовы идти со временем. Новые идеи в социум вносит будущее поколение. То есть можно утверждать, что общество движет молодёжь. Правда, хочется надеяться, что молодое поколение будет что-то делать, чтобы привести свои идеи в жизнь.

Обновлено: 2019-01-28

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

Вверх