Error: не определено #11234. Виды театров для детей. «Виды кукольных театров в детском саду и дома. Изготовление театральных кукол

Виды театров для детей. «Виды кукольных театров в детском саду и дома. Изготовление театральных кукол

Номинация «Методическая работа в ДОУ»

Я приглашаю вас в удивительный мир детского театра.

Театр - это яркие положительные эмоции, благодаря которым мы имеем возможность управлять формированием духовных потребностей ребенка, обогащать и развивать его личность.

Главная цель моей работы с детьми - развитие творческой личности ребенка дошкольного возраста. Я нашла единственно правильный и эффективный, интересный для себя и детей способ реализации этой цели - организацию театральной деятельности в детском саду. В этом направлении я работаю на протяжении уже нескольких лет. За это время я и мои воспитанники, при помощи коллег и родителей - мы вместе построили наш детский театр.

Здание нашего театра прочно держится на основных принципах:

  • принципе наглядности и доступности . Этот принцип основан на том, что театральная деятельность близка и понятна ребенку, так как неразрывно связана с игрой;
  • принципе свободы и самостоятельности , позволяющем ребенку самому выбирать роль в действии и определять свое отношение к этой роли;
  • принципе сочетания , позволяющем использование коллективных и индивидуальных форм и способов работы, дающем возможность развития творческой личности ребенка в разнообразной деятельности;
  • принципе системности и последовательности , который реализуется в том, что занятия проводятся в рамках театральной студии.

В окошках нашего театра вы видите весёлые лица ребятишек, они как бы приглашают нас войти. Давайте поднимемся по этим ступеням, войдем в гостеприимные, широко отрытые двери и погрузимся в волшебный мир театральной деятельности в детском саду.

Занятия с детьми в нашем театре строятся на использовании театральной педагогики, адаптированной для детей, в ней увеличены игровые моменты. Работа ведется по следующим направлениям:

Каждое направление решает группу задач.

Культура и техника речи. Не только для актеров - для всех людей необходимо владение внятной, связной, правильной, грамотной и красивой речью. На занятиях театральной деятельностью происходит совершенствование речевого аппарата детей, развитие речевого дыхания и правильной артикуляции, дикции, развитие речи. Мы используем разный материал: артикуляционные гимнастики для губ и языка, скороговорки, чистоговорки и стихи, упражнения на дыхание и голос, на интонационную выразительность.

Ритмопластика. Этот раздел включает в себя комплексные ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения, призванные развивать координацию движений, учить создавать образы животных с помощью пластики и помочь обрести детям ощущение гармонии своего тела с окружающим миром.

Основы театральной культуры. Театр - это не только прелставление, но ещё и целый мир новых слов и понятий, которые в обыденной жизни не употребляются. Это «сцена», «занавес», «кулисы». Знакомство еще со многими удивительными словами и понятиями ожидает тех, кто пожелает заглянуть за кулисы театра.

Работа над спектаклем базируется на авторских пьесах по русским народным сказкам.

Сказка радует и нас, взрослых, оптимизмом, добротой, любовью ко всему живому, сочувствием к слабому. Сказка воспитывает нравственность, ведь через сказку дети впервые прикасаются к пониманию добра и зла, трудолюбия и лености, любви и ненависти и другим нравственным понятиям. Легко драматизируются любимые детьми сказки «Репка», «Колобок», «Теремок».

В старшей группе с детьми уже можно создавать полноценные спектакли по сказке. Ребенок, входя в сказку, получает роль одного из героев, тем самым приближается к культуре своего народа, к нашей системе ценностей, к русскому менталитету. А с каким удовольствием дети переодеваются, создавая новый образ! Композиция создается детьми в основном для зрителей-детей. Поэтому в зале всегда царит особая атмосфера доверия ко всему, что происходит на сцене. Она объединяет и исполнителей и зрителей в едином творческом порыве.

Занятия театральной деятельностью требуют от детей систематичности в работе, трудолюбия, решительности, настойчивости в достижении цели, а это ведет к развитию волевых качеств личности, что является неплохой базой не только для последующего обучения в школе, но и для успешности в дальнейшей жизни.

Как невозможно построить большое и красивое здание в одиночку, так и нельзя создать театр одному. Увлеченные, творческие работники нашего детского сада с удовольствием сами исполняют разные роли в развлечениях и досугах, театрализованных занятиях, на праздниках, и, конечно, привлекают детей к театральной деятельности. За это время нами накоплен немалый опыт, а костюмерная пополнилась яркими, красивыми костюмами.

Театр объединяет в себе все виды искусства, что дает возможность говорить с детьми не только о его истории, но и о живописи, об архитектуре, истории костюма и декоративно-прикладного искусства. Убеждена, только в процессе театральной деятельности возможно всестороннее развитие творческой личности ребенка. Театральное воспитание помогает выявить и подготовить наиболее одаренных, способных детей. Пусть они не станут великими актерами, но, безусловно, вырастут яркими, талантливыми, творческими личностями.

У наших ребят в процессе театральной деятельности формируются новые умения и навыки:

  • они умеют произносить скороговорки в разном темпе;
  • умеют действовать согласованно;
  • умеют снимать напряжение с отдельных групп мышц;
  • умеют строить простейший диалог;
  • знают несколько артикуляционных упражнений;
  • умеют произносить фразу с разной интонацией.

Процесс создания сказки настолько увлекает детей, что они знают слова друг друга, поют песни из спектакля и на прогулке, и в вечернее время, поставив книжки на стол и имитируя игру на пианино, и даже дома. На диаграмме вы видите, как увеличилось количество детей с высоким уровнем знаний и умений по всем разделам театральной деятельности по сравнению с началом учебного года.

К зданию нашего детского театра ведут разные дорожки. Дорожка связи с родителями выложена розовыми камешками. На них представлены все виды работы с родителями воспитанников:

  • индивидуальные беседы;
  • доклады;
  • дни открытых дверей;
  • открытые просмотры спектаклей, праздников, сказок, игр;
  • совместная работа по подготовке театрализованных представлений.

Эта дорожка первоначально имела одно направление - от детского театра к родителям. Но постепенно родители начали понимать необходимость театральной работы в детском саду, увидели развитие детей и интерес к такой деятельности, и стали активно нам помогать в подготовке спектаклей, их оформлении, подборе атрибутов.

Другая дорожка - связь со школой и Домом детского творчества. Со школой нас во многом связывает то, что в группу ходят дети педагогов из МБОУ Лосевская СОШ №1, тоже люди увлеченные и открытые для помощи нам. От ДДТ у нас в детском саду работает театральная студия «Буратино».

Зелеными стрелочками показан творческий рост детского коллектива. Это наша дорога в будущее. Мы уже имеем опыт показа спектаклей для детей других групп нашего детского сада, выступлений перед родителями, и постановка спектаклей на районных семинарах и методических объединениях, я думаю, нам вполне по силам.

Театральная деятельность в детском саду помогает нам, взрослым, не только воплощать свои идеи, демонстрировать свои таланты, но и оставаться в некотором смысле детьми. А нашим воспитанникам она дарит радость от общения со сказкой, эмоциональное наслаждение и незабываемые впечатления на всю жизнь!

Приложение 2: Культура и техника речи

Приложение 3: Ритмопластика

Театрализация в детском саду


План

1. Развитие детей в театрализованной деятельности

а) Что такое театр и его истоки

б) Значение и специфика театрального искусства

в) Приобщение детей к театрализованной деятельности

г) Характеристика театрализованных игр

д) Классификация театрализованных игр

а) Формы организации театрализованной деятельности

б) Младшая группа

в) Средняя группа

г) Старшая группа

д) Подготовительная группа

3. Кукольный театр

а) Виды театров

б) виды кукол

в) Организация уголка театрализованной деятельности

а) Умения и навыки педагога в организации театрализованной деятельности

б) Основные направления работы с детьми

1.Развитие детей в театрализованной деятельности

а) Что такое театр и его истоки

Что такое театр? Это лучшее, по утверждению К.С. Станиславского, средство для общения людей, для понимания их сокровенных чувств. Это чудо, способное развивать в ребёнке творческие задатки, стимулировать развитие психических процессов, совершенствовать телесную пластичность, формировать творческую активность; способствовать сокращению духовной пропасти между взрослыми и детьми. Вся жизнь ребёнка насыщена игрой, каждый ребёнок хочет сыграть в ней свою роль. В игре ребёнок не только получает информацию об окружающем мире, законах общества, красоте человеческих отношений, но и учится жить в этом мире, строить взаимоотношения с окружающими, а это в свою очередь, требует творческой активности личности, умения держать себя в обществе. Античный театр - театральное искусство Древней Греции, Древнего Рима, стран Ближнего Востока (VI в. до н. э. IV- V вв. н. э.) В эту пору возникло европейское театральное искусство. У всех народов мира с древнейших времён существуют праздники, связанные с ежегодными циклами умирания и возрождения природы, со сбором урожая. Эти обряды дали жизнь драме и театру Греции, Рима. В Греции они были посвящены богу Дионису. Хор ряженых и запевала не просто исполняли песню, между ними возникал диалог, а значит – активная мимика, действие. В Риме на праздниках урожая пелись весёлые, потешные песни, в которых редко звучали актуальные темы, социальные мотивы; исполнялись танцы (пластическая культура движения, жеста). Таким образом, у истоков театра – народное искусство, возникшее как необходимый элемент в социальной и духовной жизни людей, как массовое зрелище. В Древней Греции театр состоял из орхестры (круглая площадка, на которой выступали актеры, и хор вокруг которой располагались зрители), зрительных мест, скены (место переодевания и выход актёров к зрителям, которая находилась за пределами круга орхестры). Позже, к скене стали пристраивать параскении, где хранилось имущество театра; пароды – проходы между сценой и местами для зрителей. Древнегреческий актёр (мог быть только мужчина) мог по ходу спектакля играть несколько ролей, меняя маски.

Греки придумали представлять сказания о своих богах и героях в живых лицах, поняли, как поучительно и занятно может быть театральное зрелище. где вместо рассказчика перед слушателями выступали те самые люди, о которых рассказывается в сказке (мифе). От греков мы позаимствовали и само слово " театр", которое по-гречески произносится театрон и означает " зрелище ".

В России истоком театра был школьный театр, популярен – домашний. Именно учебный театр, любительские подмостки сыграли определённую роль в появлении профессионального театра. Школьные театры, появившиеся в XVI – XVII вв. в учебных заведениях, впервые ставят пьесы о русской истории и современной России. В XIX в. огромную роль в воспитании и образовании детей играют театры, созданные в гимназиях, кадетских корпусах, воспитательных домах. Популярен был и крестьянский театр для детей. В европейских странах традиция театра для детей связана с рождественскими постановками игровых действий на библейские и фольклорные сюжеты.

б. Значение и специфика театрального искусства

Значение и специфика театрального искусства заключаются в сопереживании, познавательности, коммуникативности, воздействии художественного образа на личность. Театр - один из самых доступных видов искусства для детей, помогающий решить многие актуальные проблемы педагогики и психологии, связанные:

С художественным образованием и воспитанием детей;

Формированием эстетического вкуса;

Нравственным воспитанием;

Развитием коммуникативных качеств личности;

Воспитанием воли, развитием памяти, воображения, инициативности, фантазии, речи;

Созданием положительного эмоционального настроя, снятием напряжённости, решением конфликтных ситуаций через игру.

Театрализованная деятельность в детском саду - возможность раскрытия творческого потенциала ребёнка, воспитания творческой направленности личности. Дети учатся замечать в окружающем мире интересные идеи, воплощать их, создавать свой художественный образ персонажа, у них развиваются творческое воображение, ассоциативное мышление, умение видеть необычное в обыденном. Театральное искусство близко и понятно как детям, так и взрослым, прежде всего потому, что в основе его лежит игра. Театрализованная игра - одно из ярких эмоциональных средств, формирующих художественный вкус детей.

Коллективная театрализованная деятельность направлена на целостное воздействие на личность ребёнка, его раскрепощение, самостоятельное творчество, развитие ведущих психических процессов; способствует самопознанию и самовыражению личности; создаёт условия для социализации, усиливая адаптационные способности, корректирует коммуникативные качества, помогает осознанию чувства удовлетворения, радости, успешности.

в. Приобщение детей к театрализованной деятельности

Приобщение детей к театрализованной деятельности способствует освоению мира человеческих чувств, коммуникативных навыков, развитию способности к сопереживанию. С первыми театрализованными действиями малыши знакомятся очень рано в процессе разнообразных игр-забав, хороводов. При прослушивании выразительного чтения стихов и сказок взрослыми. Должны использоваться разные возможности для того, чтобы обыграть какой - либо предмет или событие, пробуждая фантазию ребёнка. Например, я на прогулке говорю, увидев ворону: «Посмотрите, какая красивая и любопытная ворона прилетела. Она сидит на ветке и каркает, это она с вами здоровается. Давайте мы ей улыбнёмся и тоже поздороваемся. А теперь полетаем и покаркаем, как ворона».

С театрализованными представлениями дети могут познакомиться при просмотре спектаклей, цирковых представлений, спектакля кукольного театра как в постановке профессиональных артистов, так и педагогов, родителей, старших детей. В повседневной жизни я использую разнообразные кукольные театры (бибабо, теневой, пальчиковый, настольный), а также обычные игрушки для инсценировки знакомых детям стихов и сказок («Репка», «Теремок», «Колобок», «Курочка Ряба» и др.). Привлекаю детей к участию в инсценировках, обсуждаю с ними увиденное. Детям раннего возраста сложно произнести текст роли полностью, поэтому они проговаривают некоторые фразы, изображая жестами действия персонажей. Например, при инсценировании сказки «Репка» малыши «тянут» репку, при разыгрывании сказки «Курочка Ряба» изображают плач деда и бабы, показывают, как мышка хвостиком махнула и пищат за неё. Малыши могут не только сами исполнять некоторые роли, но и действовать кукольными персонажами. В процессе таких игр-инсценировок, действуя вместе со взрослым и подражая ему, малыши учатся понимать и использовать язык мимики и жестов, совершенствуют свою речь, в которой важными составляющими являются эмоциональная окраска и интонация. Очень важно само желание ребёнка участвовать в игре-инсценировке, его эмоциональное состояние. Стремление детей показать, что испытывает персонаж, помогает им осваивать азбуку взаимоотношений. Сопереживание героям инсценировок развивает чувства ребёнка, представления о плохих и хороших человеческих качествах.

Занятия театральной деятельностью с детьми развивают не только психические функции личности ребёнка, художественные способности, творческий потенциал, но и общечеловеческую способность к межличностному взаимодействию, творчеству в любой области, помогают адаптироваться в обществе, почувствовать себя успешным. Взрослый призван помогать ребёнку открывать черты прекрасного в окружающем мире, приобщать его к доступным видам художественно-эстетической деятельности.

г. Характеристика театрализованных игр

Игра - наиболее доступный и интересный для ребёнка способ переработки, выражения эмоций, впечатлений. Детство проходит в мире ролевых игр, помогающих ребёнку освоить правила и законы взрослых. Игры можно рассматривать как импровизированные театральные постановки, в которых кукла или сам ребёнок имеет свой реквизит, игрушки, мебель, одежду и т. д. Ребёнку предоставляется возможность побывать в роли актёра, режиссёра, декоратора, бутафора, музыканта, поэта и тем самым самовыразиться. Каждый ребёнок играет свою роль по-своему, но все копируют в своих играх взрослых. Поэтому в детском саду театрализованной деятельности уделяется особое значение, всем видам детского театра, что поможет сформировать правильную модель поведения в современном мире, повысить культуру ребёнка, познакомить его с детской литературой, музыкой, изобразительным искусством, правилами этикета, обрядами, традициями. Театрализованная игра - одно из эффективных средств социализации дошкольника в процессе осмысления им нравственного подтекста литературного произведения, участия в игре, создающей благоприятные условия для развития чувства партнёрства. В ходе совершенствования диалогов и монологов, освоения выразительности речи наиболее эффективно происходит речевое развитие. Театрализованная игра - это действия в заданной художественным произведением или заранее оговоренной сюжетом реальности, т. е. она может носить репродуктивный характер. Театрализованная игра близка к сюжетной игре. Сюжетно-ролевая и театрализованные игры имеют общую структуру: замысел, сюжет, содержание, игровая ситуация, роль, ролевое действие, правила. Творчество проявляется в том, что ребёнок передаёт свои чувства в изображаемом действии, художественно передаёт замысел, варьирует своё поведение в роли, по-своему использует предметы и заменитель в игре. Различие между сюжетно-ролевой и театрализованной игрой состоит в том, что в сюжетно-ролевой игре дети отражают жизненные явления, а в театрализованной берут сюжеты из литературных произведений. В сюжетно-ролевой игре нет конечного продукта, результата игры, а в театрализованной может быть такой продукт - поставленный спектакль, инсценировка. Особенность театрализованной игры - литературная или фольклорная основа содержания и наличие зрителей. В театрализованных играх игровое действие, предмет, костюм или кукла имеют большое значение, так как облегчают принятие ребёнком роли, определяющей выбор игровых действий. Образ героя, его основные черты действия, переживания определены содержанием произведения. Творчество ребёнка проявляется в правдивом изображении персонажа. Для этого надо понять персонаж, его поступки, представить его состояние, чувства, уметь анализировать и оценивать действия. Это во многом зависит от опыта ребёнка: чем разнообразнее его впечатления об окружающей жизни, тем богаче воображение, чувства, способность мыслить. При разыгрывании спектакля в деятельности детей и настоящих артистов много общего. Детей также волнуют впечатления, реакция зрителей, результат (как изобразили).

д. Классификация театрализованных игр

Существует несколько точек зрения на классификацию игр, составляющих театрально-игровую деятельность. По классификации Л.С. Фурминой - это предметные (действующими лицами являются предметы: игрушки, куклы) и непредметные (дети в образе действующего лица исполняют взятую на себя роль). Театрализованную игру исследователь Л.В. Артёмова делит на две группы: драматизации и режиссёрские .

В играх-драматизациях ребёнок самостоятельно создаёт образ с помощью комплекса средств выразительности (интонация, мимика. пантомима), производит собственные действия исполнения роли, исполняет какой либо сюжет с заранее существующим сценарием, не являющимся жёстким каноном, а служащим канвой, в пределах которой развивается импровизация (разыгрывание сюжета без предварительной подготовки). Дети переживают за своего героя, действуют от его имени, привнося в персонаж свою личность. Именно поэтому герой, сыгранный одним ребёнком, будет совсем не похожа героя, сыгранного другим. Игры-драматизации могут исполняться без зрителей или носить характер концертного исполнения. Если они разыгрываются в обычной театральной форме (сцена, занавес, декорации, костюмы и т. д.) или в форме массового сюжетного зрелища - их называют театрализациями.

Виды драматизации:

Игры-имитации образов животных, людей, литературных персонажей;

Ролевые диалоги на основе текста;

Инсценировки произведений;

Постановки спектаклей по одному или нескольким произведениям;

Игры-импровизации с разыгрыванием сюжета без предварительной подготовки.

Режиссёрские игры могут быть групповыми: каждый ведёт игрушки в общем сюжете или выступает как режиссёр импровизированного концерта, спектакля. При этом накапливается опыт общения, согласования замыслов и сюжетных действий. В режиссёрской игре ребёнок не является сценическим персонажем, действует за игрушечного героя, выступает в роли сценариста и режиссёра, управляет игрушками или их заместителями.

Режиссёрские игры классифицируются в соответствии с разнообразием театров (настольный, плоскостной, бибабо, пальчиковый, марионеток, теневой, на фланелеграфе и др.) По мнению других исследователей игры можно разделить на две основные группы: сюжетно-ролевые (творческие) и игры с правилами .

Сюжетно-ролевые - это игры на бытовые темы, с производственной тематикой, строительные игры, игры с природным материалом, театрализованные игры, игры-забавы, развлечения.

К играм с правилами относятся дидактические игры (игры с предметами и игрушками, словесные дидактические, настольно-печатные, музыкально-дидактические игры) и подвижные (сюжетные, бессюжетные, с элементами спорта). В играх с правилами следует обращать внимание на сочетание увлекательной задачи и активной деятельности на основе умственного усилия; это мобилизует интеллектуальный потенциал ребёнка.

Важное значение в возникновении у детей театрализованной игры - имеет сюжетно-ролевая игра. Особенность театрализованной игры состоит в том, что со временем дети уже не удовлетворяются в своих играх только изображением деятельности взрослых, их начинают увлекать игры, навеянными литературными произведениями (на героическую, трудовую, историческую тематику). Детей больше увлекает сам сюжет, его правдивое изображение, чем выразительность исполняемых ролей. Таким образом, именно сюжетно-ролевая игра является своеобразным плацдармом, на котором получает своё дальнейшее развитие театрализованная игра.

В ряде исследований театрализованные игры делятся по средствам изображения в зависимости от ведущих способов эмоциональной выразительности сюжета.

2. Организация театрализованной деятельности дошкольников на разных возрастных этапах

а. Формы организации театрализованной деятельности

Выбирая материал для инсценировки, нужно отталкиваться от возрастных возможностей, знаний и умений детей, обогащать их жизненный опыт, побуждать интерес к новым знаниям, расширять творческий потенциал:

1. Совместная театрализованная деятельность взрослых и детей, музей кукол, театральное занятие, театрализованная игра на праздниках и развлечениях.

2. Самостоятельная театрально-художественная деятельность, театрализованные игра в повседневной жизни.

3. Мини-игры на других занятиях, театрализованные игры-спектакли, посещение детьми театров совместно с родителями, мини-сценки с куклами в ходе изучения регионального компонента с детьми, привлечение главной куклы - Петрушки в решение познавательных задач.

б. Младшая группа

В возрасте 2 - 3 лет малыши живо интересуются играми с куклой, их впечатляют небольшие сюжеты, показанные воспитателем, они с удовольствием выражают свои эмоции в двигательных образах-импровизациях под музыку. Именно на основе первых впечатлений от художественной игры впоследствии будут развиваться творческие способности детей. Вначале это будут короткие инсценировки, например, портретная зарисовка и диалог воспитателя и персонажа с детьми. Например, я показываю куклу детям:

К вам пришла кукла Катя в нарядном платье. Что это у Кати? (Бантик.) Да, это бантик. А это что? (Шляпка) Что у неё на ножках? (Туфельки) Давайте попросим Катю поплясать: «Катя, попляши пожалуйста». (Катя пляшет.) Катя, наши дети тоже умеют плясать. Посмотри. (Дети пляшут под «Гопачок» укр. нар, мелодию).

Катя: Я - кукла Катя. У меня красивые платье и шляпка. Я люблю петь. Я спою вам весёлую песенку. (Дети слушают песню " Куколка" муз. Красева).

Я спрашиваю у детей:

Хорошая песенка? Вам понравилась кукла Катя? Давайте пригласим Катю ещё к нам прийти в гости. Приходи к нам, Катя, еще, пожалуйста.

Театрализованная игра тесно связана с сюжетно-ролевой игрой, поэтому большинство игр отражают круг повседневных интересов детей: игры с куклами, с машинками, в стройку, в больницу и т. д. Знакомые стихи и песенки являются хорошим игровым материалом. Показывая мини-пьески в настольном театре, на фланелеграфе, в технике бибабо, при помощи отдельных игрушек и кукол, воспитатель передаёт палитру переживаний через интонацию, а по возможности и через внешние действия героя. Все слова и движения персонажей должны ясно определяться, различаться по своему характеру и настроению, следовать нужно в небыстром темпе и действие должно быть непродолжительным. С целью раскрепощения и устранения внутренней скованности малышей проводятся специальные этюды, упражнения на развитие эмоций. Например, простые этюды «Солнышко встаёт», «Солнышко садиться», в которых эмоциональное состояние передаётся детям при помощи словесной (солнышко встаёт и солнышко садится) и музыкальной (мелодия движется вверх и вниз) установок, побуждающих выполнять соответствующие движения. Используя склонность детей к подражанию, можно добиться выразительной имитации голосом различных звуков живой и неживой природы. Например, дети, изображая ветер, надувают щёки, делая это старательно и беззаботно. Упражнение усложняется, когда перед ними встаёт задача подуть так, чтобы спугнуть злого волка, лица детей делаются устрашающими, в глазах передаётся гамма самых разнообразных чувств. Театрализованная игра позволяет ребёнку вступить в особые отношения с окружающим миром, в которые он не может вступить сам в силу ограниченности своих возможностей, способствует развитию положительных эмоций, воображения, в дальнейшем соотносить различные впечатления со своим личным опытом в самостоятельной игровой деятельности.

в. Средняя группа

Ребёнок постепенно переходит:

От игры " для себя " к игре, ориентированной на зрителя;

Игры, в которой главное - сам процесс, к игре, где значимы и процесс и результат;

Игры в малой группе сверстников, исполняющих аналогичные роли, к игре в группе из пяти-семи сверстников, ролевые позиции которых различны (равноправие, подчинение, управление);

Создание в игре-драматизации простого образа к воплощению целостного образа, в котором сочетаются эмоции, настроения героя, их смена.

Углубляется интерес к театрализованным играм. Дети учатся сочетать в роли движение и текст, движение и слово, развивать чувство партнёрства, использовать пантомиму двух-четырёх действующих лиц. Театрально-игровой опыт детей расширяется за счёт освоения игры-драматизации. В работе с детьми используются:

Многоперсонажные игры - драматизации по текстам двух – трёх - частных сказок о животных и волшебных сказок («Гуси-лебеди»);

Игры - драматизации по рассказам по рассказам на тему " Труд взрослых";

Постановка спектакля по произведению.

Театрально - игровые этюды и упражнения по «Угадай, что я делаю», положительно влияют на развитие психических качеств детей: восприятия, ассоциативно - образного мышления, воображения, памяти, внимания. В ходе такого перевоплощения происходит совершенствование эмоциональной сферы; дети мгновенно, в рамках заданного образа, реагируют на смену музыкальных характеристик, подражают новым героям. Импровизационность становится основой работой на этапе обсуждения способов воплощения образов героев, и на этапе анализа результатов театрализованной игры, детей подводят к идее о том, что одного и того же героя, ситуацию, сюжет можно показать по-разному. Развивается режиссёрская игра. Необходимо поощрять желание придумать свои способы реализации задуманного, действовать в зависимости от своего понимания содержания текста.

г. Старшая группа

Дети продолжают совершенствовать свои исполнительские умения, развивается чувство партнёрства. Проводятся прогулки, наблюдения за окружающим (поведение животных, людей, их интонации, движения.) Для развития воображения проходят такие задания, как: «Представьте море, песчаный берег. Мы лежим на тёплом песке, загораем. У нас хорошее настроение. Поболтали ногами, опустили их, разгребли тёплый песок руками» и т. д. Создавая обстановку свободы и раскованности, необходимо побуждать детей фантазировать, видоизменять, комбинировать, сочинять, импровизировать на основе уже имеющегося опыта. Так, они могут переиначивать начало и концовки знакомых сюжетов, придумывать новые обстоятельства, в которые попадает герой, вводить в действие новых персонажей. Используются мимические и пантомические этюды и этюды на запоминание физических действий. Дети подключаются к придумыванию оформления сказок, отражению их в изобразительной деятельности. В драматизации дети проявляют себя очень эмоционально и непосредственно, сам процесс драматизации захватывает ребёнка гораздо сильнее, чем результат. Артистические способности детей развиваются от выступления к выступлению. Совместное обсуждение постановки спектакля, коллективная работа по его воплощению, само проведение спектакля - всё это сближает участников творческого процесса, делает их союзниками, коллегами в общем деле, партнёрами. Работа по развитию театрализованной деятельности и формированию творческих способностей детей приносит ощутимые результаты. Искусство театра, являясь одним из важнейших факторов эстетических наклонностей, интересов, практических умений. В процессе театрализованной деятельности складывается особое, эстетическое отношение к окружающему миру, развиваются общие психические процессы: восприятие, образное мышление, воображение, внимание, память и др.

д. Подготовительная группа

Дети подготовительной к школе группы живо интересуются театром как видом искусства. Их увлекают рассказы об истории театра и театрального искусства, о внутреннем обустройстве театрального помещения для зрителей (фойе с фотографиями артистов и сцен из спектаклей, гардероб, зрительный зал, буфет) и для работников театра (сцена, зрительный зал, репетиционные комнаты, костюмерная, гримёрная, художественная мастерская). Интересны детям и театральные профессии (режиссёр, актёр, гримёр, художник и др.). Дошкольники уже знают основные правила поведения в театре и стараются не нарушать их, когда приходят на представление. Подготовить их к посещению театра помогут специальные игры - беседы, викторины. Например: «Как Лисёнок в театр ходил», " Правила поведения в зрительном зале" и др. Знакомство с различными видами театра способствует накоплению живых театральных впечатлений, овладению навыком их осмысления и эстетическому восприятию.

Игра - драматизация часто становится спектаклем, в котором дети играют для зрителей, а не для себя, им доступны режиссёрские игры, где персонажи - куклы, послушные ребёнку. Это требует от него умения регулировать своё поведение, движения, обдумывать свои слова. Дети продолжают разыгрывать небольшие сюжеты, используя разные виды театра: настольный, бибабо, стендовый, пальчиковый; придумывать и разыгрывать диалоги, выражая интонацией особенности характера и настроения героя.

В подготовительной группе важное место занимает не только подготовка и проведение спектакля, но и последующая работа. Выясняется степень усвоения содержания воспринимаемого и разыгрываемого спектакля в специальной беседе с детьми, в ходе которой высказываются мнения о содержании пьесы, даются характеристики действующим персонажам, анализируются средства выразительности. Для выявления степени усвоения детьми материала можно использовать метод ассоциаций. Например, на отдельном занятии дети вспоминают весь сюжет спектакля в сопровождении музыкальных произведений, звучавших в ходе него, и, используя те же атрибуты, которые были на сцене. Повторное обращение к постановке способствует лучшему запоминанию и пониманию её содержания, акцентирует внимание детей на особенностях выразительных средств, даёт возможность вновь пережить испытанные чувства. В этом возрасте детей уже не устраивают готовые сюжеты - им хочется придумывать свои и для этого должны предоставляться необходимые условия:

Нацеливать детей на создание собственных поделок для режиссёрской настольной театрализованной игры;

Знакомить их с интересными рассказами и сказками, способствующими созданию собственного замысла;

Давать детям возможность отражать замыслы в движении, пении, рисовании;

Проявлять инициативу и творчество как пример для подражания.

Совершенствованию отдельных элементов движений, интонаций помогают специальные упражнения и гимнастика, которую дошкольники могут проводить сами. Они придумывают и задают сверстникам какой-либо образ, сопровождая его словом, жестом, интонацией, позой, мимикой. Работа строится по структуре: чтение, беседа, исполнение отрывка, анализ выразительности воспроизведения. Важно предоставлять детям больше свободы в действиях, фантазии при имитации движений.

Например, упражнение на звуковое воображение:

Можешь ли ты услышать, что говорит облако? Может, оно поёт, вздыхает? Представь и услышишь необыкновенные звуки или придумай свои, никому пока неизвестные. Опиши или нарисуй свой собственный звук.

Игра «Кто я?» Представь и расскажи. Я:

Ветерок;

Макаронина;

3. Кукольный театр

Кукольный театр существует очень давно. Древние народы верили, что на небе, на земле, под землёй, в воде живут разные боги, злые и добрые духи, сверхъестественные существа. Чтобы им молиться, люди делали изображения больших и маленьких кукол из камня, глины, кости или дерева. Вокруг таких кукол плясали, носили их на носилках, возили на колесницах, спинах слонов, устраивали хитрые приспособления для открывания глаз, кивания головами, оскаливания зубов у кукол. Постепенно такие зрелища всё больше стали походить на театральные представления. На протяжении тысячи лет во всех странах мира с помощью кукол разыгрывались легенды о богах, демонах, джинах, ангелах, высмеивались человеческие пороки: глупость, жадность, трусость, жестокость. В России в XVIIв. наиболее популярным кукольным театром был театр Петрушки. Петрушка - любимый герой из скоморохов, дававших представление для зрителей. Это удалой смельчак и задира, в любой ситуации сохранявший чувство юмора и оптимизм. В XVIIIв. в России появился Петрушка - перчаточная кукла, которой управлял бродячий кукольник. Кукольный театр – вид театральных представлений, в которых действуют куклы, приводимые в движение актёрами-кукловодами, чаще всего скрытыми от зрителей.

а) Виды театров

Существует несколько классификаций игр в кукольный театр для детей дошкольного возраста. Например, педагоги Л.В. Куцакова, С.И. Мерзлякова рассматривают:

Настольный кукольный театр (театр на плоской картинке, на кружках, магнитный настольный, конусный, театр игрушки (готовая, самодельная);

Стендовый театр (фланелёграф, теневой, магнитный стендовый, стенд-книжка);

Театр на руке (пальчиковый, картинки на руке, варежковый, перчаточный, теней);

Верховые куклы (на гапите, на ложках, бибабо, тростевые);

Напольные куклы (марионетки, конусный театр);

Театр живой куклы (театр с " живой куклой", ростовые, люди-куклы, театр масок, танта-морески).

Например, Г.В. Генов так классифицирует виды театров для дошкольников:

Картонажный;

Магнитный;

Настольный;

Пяти пальцев;

Ручных теней;

- «живых теней»;

Пальчиковый теневой;

Книжка-театр;

Театр кукол для одного исполнителя.

б. Виды кукол

Для организации театрализованной деятельности можно использовать игрушки и куклы, выпускаемые промышленностью (настольные театры, бибабо). Но наибольшую воспитательную ценность имеют игрушки, изготовленные самими детьми, сто развивает изобразительные навыки, ручные умения, творческие способности. Игрушки для настольного театра могут быть выполнены из бумаги, картона поролона, коробок, проволоки, природного материала и др.

По способу управления различают пять основных видов кукол :

марионетки, перчаточные, тростевые, на палке, теневые.

Марионетка - кукла, ходящая по полу; к её голове, ногам и рукам прикреплены нити, с помощью которых её водит актёр, находящийся над ней, на специальном помосте. Кукол перчаточных, тростевых и на палке называют верховыми: актёр держит кукол над собой. Перчаточная кукла надевается непосредственно на руку, с тростевой куклой актёр работает двумя руками: одной держит корпус, второй управляет тростями, прикреплёнными к рукам куклы. Теневая кукла - плоское изображение живого существа, отбрасывающее тень на экран, служащий сценой. Так же используются: фланелёграф, плоские игрушки, игрушки из конусов и цилиндров, игрушки из поролона, магнитный театр, игрушки из коробок, игрушки - говорушки, игрушки из природных материалов, пальчиковый театр, куклы-перчатки, куклы из варежек, из картона, куклы-танцоры, куклы из воздушных шаров.Театральная кукла берёт начало от куклы-символа, куклы-предмета, которые действовали в различных ритуалах и обрядах Древнего Египта, Индии, в античной Европе. Самыми старыми признаются куклы стран Азии (особенно Китая).

в. Организация уголка театрализованной деятельности

В группах детского сада организованы уголки для театрализованных представлений, спектаклей. В них отводится место для режиссёрских игр с пальчиковым, настольным, стендовым театром, театром шариков и кубиков, костюмов, на рукавичках. В уголке располагаются:

Различные виды театров: бибабо, настольный, марионеточный, театр на фланелёграфе и др.;

Реквизит для разыгрывания сценок и спектаклей: набор кукол, ширмы для кукольного театра, костюмы, элементы костюмов, маски;

Атрибуты для различных игровых позиций: театральный реквизит, грим, декорации, стул режиссёра, сценарии, книги, образцы музыкальных произведений, места для зрителей, афиши, касса, билеты, карандаши, краски, клей, виды бумаги, природный материал.

Занятия театральной деятельностью должны предоставить детям возможность не только изучать и познавать окружающий мир через постижение сказок, но жить в гармони с ним, получать удовлетворение от занятий, разнообразие деятельности, успешного выполнения задания.

4. Роль педагога в организации театрализованной деятельности

а. Умения и навыки педагога в организации театрализованной деятельности

Для всестороннего развития ребёнка средствами театрально-игровой деятельности в первую очередь организуется педагогический театр в соответствии с целями дошкольного образования. Работа самих педагогов требует от них необходимых артистических качеств, желания профессионально заниматься над развитием сценической пластики и речи, музыкальных способностей. При помощи театральной практики педагог накапливает знания, умения и навыки, необходимые ему в образовательной работе. Он становится стресссоустойчивым, артистичным, приобретает режиссёрские качества, умение заинтересовать детей выразительным воплощением в роли, его речь образна, используются «говорящие» жесты, мимика, движение, интонация. Педагог должен уметь выразительно читать, рассказывать, смотреть и видеть, слушать и слышать, быть готовым к любому превращению, т.е. обладать основами актёрского мастерства и навыками режиссуры.

Главные условия – эмоциональное отношение взрослого ко всему происходящему искренность и неподдельность чувств. Интонация голоса педагога – образец для подражания. Педагогическое руководство игровой деятельностью в детском саду включает:

Воспитание у ребенка основ общей культуры.

Приобщение детей к искусству театра.

Развитие творческой активности и игровых умений детей.

Роль педагога в воспитании основ общей культуры состоит в том, чтобы воспитать у ребёнка потребности духовного свойства, выступающие главной побудительной силой поведения личности, источником её активности, основанием всей сложности системы мотивации, составляющей ядро личности. Этому способствуют привитие норм морали, нравственно – ценностная ориентация детей на высокохудожественные образцы (в музыке, изобразительном, в хореографическом, театральном искусстве, архитектуре, литературе), привитие навыков общения и взаимодействия с партнёром в разного рода деятельности. Театрализованные игры основаны на разыгрывание сказок. Русская народная сказка радует детей своим оптимизмом, добротой любовью ко всему живому, мудрой ясностью в понимании жизни, сочувствием слабому, лукавством и юмором, при этом формируется опыт социальных навыков поведения, а любимые герои становятся образцами для подражания.

б. Основные направления работы с детьми

Театральная игра

Задачи: Учить детей ориентироваться в пространстве, равномерно размещаться по площадке, строить диалог с партнёром на заданную тему. Развивать способность произвольно напрягать и расслаблять отдельные группы мышц, запоминать слова героев спектаклей, развивать зрительное слуховое внимание, память, наблюдательность, образное мышление, фантазию, воображение, интерес к сценическому искусству.

Ритмопластика

Задачи: Развивать умение произвольно реагировать на команду или музыкальный сигнал, готовность действовать согласовано, развивать координацию движения, учить запоминать заданные позы и образно передавать их.

Культура и техника речи

Задачи: Развивать речевое дыхание и правильною артикуляцию, чёткую дикцию, разнообразную интонацию логику речи; учить сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы; произносить скороговорки и стихи, пополнять словарный запас.

Основы театральной культуры

Задачи: Познакомить детей с театральной терминологией, с основными видами театрального искусства, воспитывать культуру поведения в театре.

Работа над спектаклем

Задачи: Учить сочинять этюды по сказкам; развивать навыки действий с воображаемыми предметами; развивать умение пользоваться интонациями, выражающими разнообразные эмоциональные состояния (грустно, радостно, сердито, удивленно, восхищённо, жалобно и т.д.).

5. Театрализованная деятельность совместно с другими занятиями

Театрализованная деятельность в детском саду может включаться во все занятия, совместную деятельность детей и взрослых в свободное время, самостоятельную деятельность, в работу студий и кружков, праздников, развлечений. Например, интегрированное занятие по театрально – игровой и изобразительной деятельности для детей первой младшей группы «Рукавичка»:

занятие начинается с показа кукольного спектакля по сказке «Рукавичка».

Сказочница : Ехал дед на санях и потерял в дороге рукавичку. Лежит рукавичка, мимо бежит мышка.

Мышка: Вот так хатка-невеличка,

Из овчины рукавичка

На дороге лежит.

В рукавичке буду жить.

Мышка прячется в рукавичку. Появляется заяц.

Заяц : Серый зайчик-побегайчик

Я по ельничку бежал,

Я от шороха дрожал,

Я дорогу к своей норке

С перепугу потерял.

Ой, рукавичка!

Кто, кто в рукавичке живёт?

Мышка: Я – мышка-норушка.

Заяц: Я – зайчик - побегайчик. Пусти и меня.

Мышка : Иди ко мне жить.

Заяц прячется в рукавичку. Появляется лиса.

Лиса: По кусточкам, по лесам

Ходит рыжая лиса.

Ищет норку – где-нибудь,

Приютиться и уснуть.

Что это? Рукавичка!

Кто, кто в рукавичке живёт?

Мышка : Я – мышка-норушка.

Заяц: Я – зайчик - побегайчик. А ты кто?

Лиса : Лисичку – сестричку пустите в рукавичку.

Мышка : Иди к нам жить.

Лиса прячется в рукавичку. Появляется медведь.

Медведь: Трещат кусты под лапою,

Под лапою мохнатою.

Иду, бреду по ельничку,

По хрусткому валежничку.

Ой, рукавичка! Кто, кто в рукавичке живет?

Мышка: Я мышка – норушка

Заяц: Я – зайчик - побегайчик.

Лиса: Я – лисичка сестричка! А ты кто?

Медведь : Я – мишка косолапый. Пустите и меня жить.

Мышка : Куда же мы тебя пустим, нам и так здесь тесно

Медведь : А что же мне делать?

Сказочница показывает медведю белую рукавичку.

Медведь (опускает голову) нет, она мне не нравится. У зверей рукавичка яркая, красивая. А это совсем не нарядная. Я не хочу такую рукавичку.

Сказочница : Ребята, мишка совсем расстроился. А мы ему можем помочь. Как мы поможем мишке? Мы можем украсить рукавичку красивыми узорами.

Дети разрисовывают каждый свою рукавичку.

После рассматривания готовых работ сказочница благодарит ребят и предлагает им подарить украшенные рукавички медведю.

Развивается эмоциональная отзывчивость на кукольное представление, учатся внимательно следить за сюжетом сказки дослушивать её до конца. Творческое изображение в движении (ритмопластика) повадок животных – героев сказки. Нужно стремиться создать такую атмосферу, среду для детей, чтобы они всегда с огромным желанием играли и постигали удивительный, волшебный мир. Мир, название которому – театр!

Используемая литература

1. МигуноваЕ.В. Театральная педагогика в детском саду, ТЦ Сфера, 2009 год.

2. Щёткин А.В. Театральная деятельность в детском саду Мозаика – Синтез, 2008 год.

3. Додокина Н.Д., Евдокимова Е.С. Семейный театр в детском саду, Мозаика – Синтез, 2008 год

4. Губанова Н.Ф. Игровая деятельность в детском саду Мозаика – Синтез, 2008 год.

5. Баранова Е.В, Савельева А.М. От навыков к творчеству Мозаика – Синтез, 2009.

6. Губанова Н.Ф. Развитие игровой деятельности Мозаика – Синтез, 2008.

Театральное искусство понятное и доступное детям, так как в его основе заложена игра. Театр воздействует на зрителя художественным словом, действием, цветом, музыкой.
Важно уже с дошкольных лет развивать у детей интерес к театру, желание посещать его, участвовать в театральных играх, несложных спектаклях. Потребность детей в игре проявляется очень рано. Уже в 2-3 года дети охотно изображают косолапого мишку, зайчика-побегайчика, хитрую лисичку. Они легко, с удовольствием перевоплощаются из одного образа в другой. Их действия одноплановые, подражательного, имитационного характера, но при этом эмоционально насыщенные.

Маленькие дети — благодарные зрители, если с ними умеют разговаривать со сцены, учитывая особенности их развития. Главное, чтобы родители понимали, куда и с какой целью можно повести ребенка. В настоящий театр, например, двух — трехлетних малышей вести рано. Репертуар детских спектаклей, как правило, не рассчитан на этот возраст. Поэтому предлагаем создать театр дома или в детском саду. Для детей раннего возраста (до 3-х лет) можно начать с самого простого, например, представления с игрушками, к которым привлекаются и малыши.

Новые игрушки (куклы, собачки, мишки и т.д.) и без труда взрослого сначала вызывают у ребенка восторг, интерес, удивление. Со временем новизна восприятия исчезает, появляются другие впечатления, которые становятся более весомыми. И забытые игрушки скучают где-то по углам. Чем помочь, чтобы они надолго вошли в жизнь малыша и стали его любимцами?


Детский театр в детском саду: с чего начать?

Уже с детства привлекайте детей к театрально-игровой деятельности. Станьте режиссером и создайте театр. Для дошкольников — это разыгрывание элементарных жизненных ситуаций с игрушками, инсценировка знакомых литературных произведений: песенок, стихов, сказок, рассказов.

Советуем уже при знакомстве ребенка с новой игрушкой придумать несложный сюжет: собака заблудилась и ищет себе настоящего друга; кукла — маленькая дочь, которая нуждается в уходе и любви; мишка объелся меда, ему необходима помощь семейного врача.

Обыграть можно любую детскую игрушку, от простых действий с ней постепенно перейти к маленьким несложным сюжетам. И в дальнейшем эти сюжетные линии развивать, опираясь на жизненный опыт. Взрослый тоже включается в игру и берет на себя определенные роли, показывает образец, как можно действовать в той или иной ситуации, по ходу игры импровизирует, говорит конкретной игрушкой, стимулирует ребенка, чтобы он мыслил, действовал, отвечала. Это так называемые игры-импровизации.

Детский театр дома

Если у ребенка есть своя любимая игрушка (Карлсон, Буратино, Барби и т.п.), сделайте из нее главного героя домашнего детского театра, с которым каждый день происходят удивительные приключения. Постепенно расширяйте его круг общения, включая в игру другие игрушки.
Не стоит забывать про пальчиковый театр, который также очень полезен для дошкольников.
С помощью выбранного главного героя можно говорить обо всем на свете. Если он чем-то ошибается, делает что-то неправильно, то его исправляют и учат сами малыши. Эти несложные импровизации приносят им настоящее удовольствие. Они и не замечают, что любимый персонаж говорит голосом папы или мамы.
Должен ли ребенок принимать участие в спектакле?
Постепенно детей уже не удовлетворяет роль зрителя, они сами подсказывают сюжет, охотно включаются в события, разыгрываются с игрушками, разговаривают с персонажами историй как с равными, способны выражать собственные чувства мимикой, жестами, движениями, интонацией.

Когда действия ребенка с игрушками становятся более сложными, подчиняются заранее продуманному плану, уже можно обратиться к текстам песен, стихов, несложных и знакомых сказок и попробовать их разыгрывать как с наглядностью, так и без нее. Если текст достаточно объемный, сначала желательно предложить малышу воспроизвести отдельные эпизоды произведения, а потом уже полностью весь сюжет. Кроме обычных представлений с игрушками можно использовать пальчиковый театр, который поможет детям развивать моторику рук.


Различные театрализованные представления на основе сказок привлекают детей, потому что доступны и соответствуют их интересам. Они способствуют формированию инициативности, самостоятельности, ответственности, умению различать добро и зло, развивают речь, мимику, жесты, навыки культуры общения, дают возможность с детства приобщиться к волшебному миру театрального искусства. Пальчиковый театр в дошкольном возрасте поможет развивать мелкую моторику рук.

Конечно, это еще не настоящий театр. В детском саду такие игры-импровизации с игрушками называют «театром игрушки», потому что здесь присутствуют его элементы: выполнение ролей, выявление некоторых черт характера персонажей, попытки передать их и тому подобное. Главное — включить ребенка в импровизированный диалог, развернуть с героями-игрушками общие действия. Таким образом, в театрализованной деятельности малыш без дидактического нажима учится определенным игровым приемам, активизируются его воображение, фантазия, проявляются элементы творчества.

Привлекая детей к драматизации сказок и других литературных произведений с игрушками, сначала вместе подберите такие, которые соответствуют выбранному сюжету. Важно, чтобы при его воспроизведении персонажи разговаривали, выполняли определенные действия в соответствии с текстом. Для разыгрывания литературных произведений можно использовать не только обычные игрушки, но и настольный игрушечный театр.

Какие игрушки и инвентарь следует купить в детский сад для организации театра?

Для организации детского театра могут понадобиться игрушки, персонажи различных произведений. В продаже имеются готовые комплекты плоскостного настольного театра по сюжетам разных сказок. Такой комплект — это своеобразная модель, с помощью которой ребенок может проигрывать не только фрагменты, но и всю сказку, говоря слова каждого персонажа и действуя за каждого из них. Дошкольники хорошо воспринимают диалогическую речь, взаимодействие между персонажами, поэтому от разыгрывания различных текстов с наглядностью постепенно можно переходить к выполнению ими ролей в совместной со взрослыми театрализованной деятельности: во время игр-имитаций, драматизаций сказок, инсценировке и чтении по ролям стихов, написанных в диалогической форме.

По возможности увеличивайте количество действующих лиц, привлекайте к творчеству детей из старших групп. Чем старше дети, тем больше надо обращать их внимание на осмысление содержания художественного произведения, особенности характеров и поведения различных персонажей, которые действуют, движутся, говорят по-своему, по-разному.

Как подготовить театральный спектакль?

Полезно вместе пофантазировать о каждом герое, придумать маленькие рассказы. Это расширит детские представления об игровых образах. Важно побудить дошкольников к творческой самостоятельности, можно предложить показать, например, как упорно работает петушок и в то же время как танцуют и поют легкомысленные мышата (сказка «Петушок и двое мышат»).

Старшие дошкольники уже способны передавать настроение, душевное состояние героев. Учите детей с детства овладевать средствами эмоциональной выразительности, то есть выражать чувства мимикой, жестами, интонацией, словами, эмоциями. Упражняйте их в этом. Например, можно предложить малышу показать, как радуются дед и баба, когда курочка снесла яичко и как скорбят, когда оно разбилось, спеть песенки Колобка (уверенно и дерзко, удивленно, радостно, грустно) или Козы-дерезы («страшным» голосом).

Все это помогает ребенку «войти в образ». Такое постепенное включение дошкольника в театрально-игровую деятельность дает положительные результаты. В шесть лет он уже может быть не только ее участником и исполнителем определенных ролей, но и «режиссером», который разрабатывает собственные сценарии и самостоятельно показывает спектакль «театра игрушек» или кукольного театра. Может быть инициатором и организатором игр-драматизаций среди сверстников по сюжетам знакомых художественных произведений, может передавать характерные особенности определенного сценического образа и, главное, реализовать потребности в самовыражении, общении, выявлении личностного отношения к своему герою. Организация элементарной театрализованной деятельности детей дома и в дошкольном заведении способствует формированию у них интереса к театру как виду искусства, определенных представлений о театре, театральной терминологии, эстетического восприятия театральных представлений.

Каким может быть театр в детском саду?

К режиссерским играм относятся настольный, теневой, театр бибабо, кукольный театр. Атрибут — признак персонажа, который символизирует его типичные свойства.

Теневой театр — относится к режиссерским театральным играм. Это показ спектаклей с помощью экрана из прозрачной ткани, вырезанных темного цвета фигур персонажей и яркого источника света.

Пальчиковый театр — это показ сказочного действа, где исполнители ролей спрятаны, а персонажи одеваются на пальцы рук, имея специальное строение атрибутов, это неплохая гимнастика для рук. Пальчиковый театр предполагает наличие специальных декораций. По ходу действий движутся или одним или всеми пальцами, проговаривая текст и передвигая руку.

Кукольный театр — искусство систематическое, где применяются и художественное слово, и наглядный образ — кукла, и живописно-декоративное оформление, и музыкальное сопровождение.
Смотреть видео фильм « »:

Бибабо - простейшаякукла, состоящая из головы и платья в виде перчатки. Голова имеет специальное отверстие под указательный палец, а большой и средний палец служат для жестикуляции руками куклы Такая кукла определила судьбу Сергея Образцова, который в своих воспоминаниях пишет: Мама подарила мне маленькую смешную куклу. Называлась эта кукла Бибабо и состояла из целлулоидной головки и синего халатика, надевающегося на руку, как перчатка… Все, что ни делал Бибабо, было смешно и немного трогательно. Я его и любил, и жалел, как любят и жалеют дети маленьких котят. Даже гулять я его брал с собой, и он торчал в рукаве моего полушубка, рассматривая прохожих, городового, детей на Чистопрудном бульваре или витрину магазина… Не потому ли, что небо голубое, а земля мне любовница в этой праздничной чистке, я дарю вам стихи, веселые, как бибабо и острые и нужные, как зубочистки! (Владимир Маяковский)

Ладошковый театр на тарелках Маски-рукавички. Театр сделан из одноразовых бумажных тарелок. Раскрашен акварельными красками, покрыт бесцветным лаком.

Театр тантамарески Тантамареска – стенд с ярким рисунком, который содержит забавный сюжет, а на месте голов персонажей вырезаны отверстия. Персонажам придаются интересные позы, можно разместить их на фоне сказочной страны или космических просторов, это зависит от вашей фантазии. Тантамареска – это кукла, при помощи которой отрабатывается мимика, эмоциональная выразительность речи и жестикуляция, выразительность движений.

1. Знакомство с театральной куклой Би-ба-бо и театрализованными играми. 2. Игры-имитации. 3. Отработка основных эмоций. Первая младшая группа

Последовательное знакомство с видами театров, основами актерского мастерства. 1. Игры-имитации отдельных действий человека, животных и птиц. 2. Игра-имитация образов хорошо знакомых сказочных персонажей. 3. Игра-импровизация под музыку. 4. Однотемная бессловесная игра-импровизация с одним персонажем по текстам стихов и прибауток. Вторая младшая группа

5. Игра-импровизация по текстам коротких сказок, рассказов, стихов. 6. Ролевой диалог героев сказок. 7. Инсценирование фрагментов сказок о животных. 8. Однотемная игра-импровизация с несколькими персонажами по народным сказкам и авторским текстам.

Кукольный театр следует объединить с театрализованной игрой. 1. Многоперсонажные игры-драматизации по текстам двух-трехчастных сказок о животных и волшебных сказок. 2. Игры-драматизации по текстам рассказов на темы «Дети и их игры» , «Ребята и зверята» , «Труд взрослых» . 3. Постановка спектакля по произведению. Средняя группа

4. Знакомство с мимикой и пантомимикой. 5. Постановки театра по поэтическим и прозаическим произведениям (С. Маршак «Сказка о глупом мышонке» , К. Чуковский «Путаница»). 6. Пальчиковый театр в самостоятельной деятельности («Жили у бабуси» , С. Михалков «Котята» , Л. Зубкова «Мы делили апельсин»)

Старшая группа В старшей группе все дети активно участвуют в театрализованных играх и драматизациях. 1. Детям уже доступны самостоятельные постановки спектаклей, в том числе и на основе «коллажа» из нескольких литературных произведений. 2. Добавляются кулы-марионетки, куклы с живой рукой. 3. Используются русские народные сказки-басни о животных.

В подготовительной группе театрализованные игры отличаются более сложными характерами героев, трудными для разработки мизансценами (расположение актеров на сцене). Развиваются умения одни и те же действия выполнять в разных ситуациях, обстоятельствах и по разному. Воспитывается доброжелательность и коммуникабельность в общении со сверстниками. Дети учатся адекватно реагировать на поведение партнеров. Дети сочиняют этюды с нафантазированными обстоятельствами. Подготовительная группа

Просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним; Игры-драматизации; Упражнения для социально-эмоционального развития; Коррекционно-развивающие игры; Упражнения по дикции (артикуляционная гимнастика); Задания для развития речевой интонационной выразительности; Игры-превращения («учись владеть своим телом»), образные упражнения; Упражнения на развитие детской пластики; Содержание занятий по театрализованной деятельности

Ритмические минутки (логоритмика); Пальчиковый игротренинг для развития моторики рук, необходимый для кукловождения; Упражнения на развитие выразительной мимики, элементы искусства пантомими; Театральные этюды; Отдельные упражнения по этике во время драматизаций; Подготовка (репетиции) и разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок;

Знакомство не только с текстом сказки, но и средствами ее драматизации – жестом, мимикой, движением, костюмом, декорациями (реквизит), мизансценой и т. д. Одним из условий успешного освоения детьми театрализованной деятельности, совершенствования речи является эффективное взаимодействие с родителями. Таким образом, театрализованная игра оказывает влияние на развитие связной речи у детей в том случае, если будет вызывать интерес и желание включиться в игру, а также будут учитываться возрастные и индивидуальные способности.

Все театрализованные игры можно разделить на две основные группы: драматизации и режиссёрские. В играх – драматизациях ребёнок, исполняя роль в качестве «артиста», самостоятельно создаёт образ с помощью комплекса средств выразительности.

Видами драматизации являются: игры - имитации образов животных, людей, литературных персонажей. Игры - драматизации это ролевые диалоги на основе текста. А вот в режиссерской игре «артистами» являются игрушки или их заместители, а ребёнок, организуя деятельность как «сценарист и режиссёр» управляет «артистами». «Озвучивая» героев и комментируя сюжет, он использует разные средства выразительности.

Виды режиссёрских игр определяются в соответствии с разнообразием театров, используемых в детском саду: настольный, плоскостной и объемный, кукольный теневой, пальчиковый и т.д. Для того чтобы развить самостоятельность и творчество детей в процессе театрализованной деятельности, необходимо выделить несколько условий:

Обогащение среды атрибутами театрализованной деятельности и свободное освоение детьми этой среды (мини театр, который периодически пополняется новыми атрибутами и декорациями);

  • содержание игр должно соответствовать интересам и возможностям детей;
  • содержательное общение педагога и детей;
  • театрально-игровая среда должна быть динамично изменяющейся, а в ее создании принимают участие дети;
  • обучение детей выразительным средствам театрализованной деятельности:

Мимика – говорит нам без слов о тех или иных чувств и настроениях человека, то есть когда лицо выражает какие –либо эмоции.

Жесты – динамические движение тела: рук, ног, головы и т.д., а так же поза.

Пантомимика – мимика в сочетании с жестами.

В младшем дошкольном возрасте педагог создает условия для индивидуальных режиссерских игр с помощью насыщения предметно-игровой среды мелкими образными игрушками (куколки, матрешки, звери, технические игрушки, конструкторы, мебель и др.). Участие педагога в индивидуальных режиссерских играх проявляется в разыгрывании им бытовых и сказочных ситуаций (из потешек, произведений В.Берестова, Е.Благининой и др.), показе пользования ролевой речью, звукоподражанием, втягивании ребенка в игру, подсказывании реплик, объяснении действий.

В средней группе педагог создает условия для коллективных режиссерских игр. В предметно-игровой среде кроме образных игрушек должен быть разнообразный бросовый материал (дощечки, катушки, небьющиеся пузырьки и др.), способствующий развитию воображения, способности действовать с предметами-заместителями. Организуя режиссерские игры, педагог занимает позицию помощника: просит ребенка пояснить смысл действий, побуждает к ролевой речи («Что сказал?», «Куда пошел?), иногда выступая носителем игровых умений, показывая при помощи игрушек и предметов-заместителей фантастические истории, что помогает ребенку включиться в подобную деятельность.

Старший дошкольный возраст – период расцвета режиссерской игры, которая становится полноценной совместной деятельностью. Содержанием игр являются фантастические сюжеты, в которых реальность переплетается с событиями из мультфильмов, книг. Предметно-игровая среда для режиссерских игр конструируется на основе полифункционального игрового материала (карта-макет игрового пространства). Его использование помогает ребенку придумывать и разыгрывать события, составляющие сюжетную канву, представить сюжетную ситуацию еще до ее разыгрывания, а затем конкретизировать в процессе режиссерской игры, наполнив ее игровыми событиями. Близость структуры игрового и сказочного сюжета дает возможность использовать литературную сказку как основу для развития сюжетосложения.

В каждой возрастной группе желательно наличие уголка для театрализованных представлений, спектаклей. В них отводится место для режиссёрских игр с пальчиковым, настольным, стендовым театром, театром шариков и кубиков, костюмов, на рукавичках. В уголке располагаются:

  • различные виды театров: бибабо, настольный, марионеточный, театр на фланелёграфе и др.;
  • реквизит для разыгрывания сценок и спектаклей: набор кукол, ширмы для кукольного театра, костюмы, элементы костюмов, маски;
  • атрибуты для различных игровых позиций: театральный реквизит, грим, декорации, стул режиссёра, сценарии, книги, образцы музыкальных произведений, места для зрителей, афиши, касса, билеты, карандаши, краски, клей, виды бумаги, природный материал.

Классификация театрализованных игр

У детей младшего дошкольного возраста отмечается первичное освоение режиссерской театрализованной игры через:

  • настольный театр игрушек;
  • настольный плоскостной театр;
  • плоскостной театра на фланелеграфе;
  • пальчиковый театр.

В возрасте 4-5 лет ребенок осваивает разные виды настольного театра:

  • мягкой игрушки;
  • деревянный театр;
  • конусный театр;
  • театр народной игрушки;
  • плоскостных фигур;
  • театр ложек;
  • театр верховых кукол (без ширмы, а к концу учебного года – и с ширмой) и т.д.

В старшей и подготовительной возрастных группах , детей можно знакомить с марионетками, театром «живой руки», платочный театр, люди – куклы.

Вверх