Характерные особенности акварельных красок. Производство акварельных красок Бумага для акварельных красок

Дорогие читатели, в данной статье мы расскажем вам о живописи акварелью, ее составе, видах, технике писания и новинках в области рисования данным материалом.

Характеристика живописи с применением акварельных красок

Акварель – это живопись с использованием водорастворимых прозрачных красок.

Ее свойства – это воздушность, легкость, тонкие переходы цвета.

Акварельная техника объединяет в себе черты графики и живописи. У графики акварель взяла ключевую роль бумаги и отсутствие рельефного мазка, у живописи – позаимствовала построение форм и пространства цветом, наличие множественных тонов.

В основном, акварелью рисуют на бумаге. Работая, приходится очень часто ее смачивать водой. Характерный размытый мазок может образоваться только на мокрой бумаге. Существуют разные способы ее смачивания. Бумагу можно натянуть на специальную рамку и затем смочить. Также ее выкладывают на мокрую фланель или на стекло. Степень смачивания непосредственно зависит от требуемого результата. Нередко художники используют и другие способы.

Чтобы вода полностью впиталась в бумагу, рекомендуется оставить маленькие лужицы на ее поверхности. Благодаря этому можно добиться различных эффектов.

Состав акварели

Акварельная краска состоит из красящего связующего пигмента (декстрин и гуммиарабик), пластификатора (инвертированный сахар и глицерин) и различных добавок. Не применив пластификатор, краска быстро становилась бы хрупкой и пересыхала. При помощи добавления антисептирующего вещества – фенола – предотвращается появление плесени. Еще одна чрезвычайно важная добавка, которая вводится для препятствия скатывания краски в капли, – это желчь быка.

Виды акварельных красок

Акварельные краски бывают двух видов: «школьные» и «художественные».

Школьные акварельные краски Профессиональные акварельные краски

Школьные краски значительно уступают художественным краскам по дисперсности, ровному слою, возможности лессировки и стойкости свету. Но самое главное – это уметь ими пользоваться. Настоящий мастер может создать шедевр, используя самые обычные школьные краски.

Новинка: акварельные карандаши

Недавно в продаже появились акварельные карандаши. Рисовать этими карандашами можно двумя способами: сначала раскрашивают необходимый участок, а потом размывают его водой, или же смачивают бумагу и потом рисуют карандашами. Благодаря второму способу можно достичь более насыщенного и яркого цвета.

Полный состав акварели у производителей указывать не принято. Чаще всего на упаковке мы найдём лишь указание пигментов, на основе которых сделана краска. Но давайте разберёмся, что ещё может скрываться внутри тюбика и какую роль выполняют различные ингредиенты.

Всё, что мы рассмотрим в этой статье - это лишь общая информация, на основании которой вы можете составить представление о рецептуре красок.
В действительности же, рецептура каждой краски каждого производителя уникальна и является коммерческой тайной.

Итак, приступим!

Красящий агент

Основой любого красящего состава является красящий агент. Именно он определяет цвет будущей краски, её красящую способность, светостойкость и многие другие свойства. Красящие агенты можно разделить на пигменты и красители.

Краситель - способное окрашивать другие материалы вещество, обычно растворимое в воде.
Пигмент - окрашенное вещество, нерастворимое в воде. Проще говоря, это цветной порошок (перетертый очень мелко), частицы которого никак не связаны друг с другом.

Если речь идёт о профессиональной акварели, то в большинстве случаев мы имеем дело именно с пигментами.

Мало того, что частицы пигмента сами по себе никак не связаны друг с другом, они ещё и не образуют никакой связи с поверхностью, на которую нанесены. Если бы мы попытались рисовать смесью пигмента с водой, после высыхания эта смесь начала бы осыпаться с листа.



Для того, чтобы обеспечить сцепление частиц пигмента с поверхностью и чтобы краска взаимодействовала с бумагой привычным нам способом, используется так называемое связующее вещество.

Также именно связующее определяет тип будущей краски. Конечно, мы с вами говорим об акварели, где используется водорастворимое связующее. Но, если вместо него взять, например, льняное масло, то мы могли бы получить масляные краски. Ведь пигменты, по большей части, в красках используются одни и те же.

Главным преимуществом связующего для акварели является то, что оно может быть повторно растворено в воде даже после полного высыхания. Именно поэтому подсохшие на палитре акварельные краски достаточно смочить водой для повторного использования, именно поэтому мы можем протирать и выбирать краску с листа и после высыхания красочного слоя.

Что может служить связующим для акварели?

Исторически люди использовали целое многообразие различных веществ - это могли быть смолы, крахмалы, клеи животного происхождения и так далее.
То есть единого варианта не было. Кстати, по одной из теорий именно поэтому акварель получила своё название не в честь связующего (как масло или акрил), а в честь своего растворителя - воды.

В XVIII века в Европе начали использовать гуммиарабик, и до сих пор именно он остаётся самым популярным акварельным связующим. Гуммиарабик - это твёрдая прозрачная смола желтоватого оттенка, состоящая из высохшего сока некоторых видов акаций.

Цена гуммиарабика достаточно высока, поэтому в бюджетных сериях и в красках общего назначения используются более дешёвые связующие. Например, активно используется декстрин - вещество, получаемое из различных крахмалов. Также в качестве замены существуют достойные варианты не только растительных, но и синтетических связующих.

Добавки и наполнители

Первая коммерческая акварель состояла в основном из пигмента, воды и гуммиарабика и представляла собой твёрдые плитки. Перед применением такие плитки необходимо было натирать на тёрке и длительное время размачивать в воде.

Чтобы наша краска имела привычную пастозную консистенцию, а в высохшем виде размачивалась от прикосновения влажной кистью, в неё добавляют различные пластификаторы и увлажнители.

Одним из наиболее популярных пластификаторов в акварели является глицерин, а в качестве увлажнителя может использоваться сахарный сироп или мёд.

И это только самые основные добавки! Помимо этого в акварели так же могут содержаться различные диспергаторы, консерванты, загустители и так далее. Важно понимать, что всё это находится в составе не просто так.

Каждый пигмент обладает своими характеристиками, и для того, чтобы изготовить из них краски примерно похожие по консистенции и поведению, требуются индивидуальный подход и уникальные рецептуры.

Стоит ещё добавить, что специальные наполнители могут использоваться для понижения концентрации пигмента и уменьшения конечной стоимости краски. Такие наполнители часто используются в красках на основе наиболее дорогих пигментов. Также нормальной практикой считается их использование в ученических сериях, это делает краски более доступными. Добавление таких наполнителей обычно не сказывается на свойствах сохранности краски. Однако чрезмерное их использование может приводить к так называемой мылкости краски и снижению её насыщенности.

Добавки и наполнители играют важную роль в составе краски и в большинстве случаев работают в пользу потребителя, если только производитель не злоупотребляет их количеством в погоне за удешевлением производства.

На этом наш краткий экскурс подошёл к концу. Теперь вы знаете наверняка, что акварельная краска - это не просто неопределённая субстанция какого-то цвета, а сложносоставное вещество, каждый элемент которого исполняет своё предназначение.

Статья подготовлена экспертами акварельной лаборатории watercolor.lab.

Акварель (фр. аquarelle - водянистая; итал. acquarello) - живописная техника, использующая специальные акварельные краски, при растворении в воде образующие прозрачную взвесь тонкого пигмента и позволяющая за счёт этого создавать эффект лёгкости, воздушности и тонких цветовых переходов. Акварельные краски наносятся, как правило на бумагу, которую часто предварительно смачивают водой для достижения особой размытой формы мазка.

Акварельная живопись вошла в употребление позже других родов живописи; еще в 1829 году Монтабер в упоминает о ней лишь вскользь, как об искусстве, не заслуживающем серьезного внимания. Однако, несмотря на ее позднее возникновение, она в короткое время сделала такие успехи, что может соперничать с живописью масляными красками. Акварель только тогда стала сильною и эффектною живописью, когда для нее начали употреблять прозрачные краски, с ретушью теней. Живопись водяными красками, но густыми и непрозрачными (живопись, гуашью) существовала гораздо ранее прозрачной акварели.

Акварель - один из поэтичных видов живописи. Лирическую, полную зарисовку или новеллу часто называют акварелью. С ней сравнивают и музыкальное сочинение, чарующее нежными прозрачными мелодиями. Акварелью можно передать безмятежную синеву небес, кружева облаков, пелену тумана. Она позволяет запечатлеть кратковременные явления природы.

Но акварели доступны и произведения капитальные, графические и живописные, камерные, монументальные, пейзажи и натюрморты, портреты и сложные композиции.

Лист белой зернистой бумаги, коробочка с красками, мягкая, послушная кисть, вода в небольшом сосуде - вот и все > акварелиста. Плюс к этому - зоркий глаз, твердая рука, знание материалов и владение техникой этого вида живописи.

Можно писать по сырой или сухой бумаге сразу, в полную силу цвета. Можно работать в многослойной технике, постепенно уточняя цветовое состояние, каждую частность. Можно избрать смешанную технику: идти от общего к детали или, напротив, от детали к общему, целому. Но в любом случае нельзя или почти нельзя исправить испорченное место: акварель не выносит малейшей затертости, замученности, неясности. Прозрачность и блеск придает ей бумага, которая должна быть белой и чистой. Белила акварелисту, как правило, не нужны.

Еще в конце 15 века выдающийся мастер немецкого возрождения А. Дьер создал много великолепных акварелей. Это были пейзажи, изображения животных и растений.

Но в полной мере акварель утвердилась в странах Европы сравнительно недавно - в конце 17 - начале 18 века одними из первых ее оценили английские живописцы, в 19 веке особенно прославился своими акварелями У. Тернер, певец лондонских туманов и пенистых волн, сумрачных скал и солнечного света.

В России позапрошлого века было немало выдающихся акварелистов. К. П. Брюллов доводил листы с жанровыми сценками, портретами и пейзажами до филигранной завершенности. А. А. Иванов писал просто и легко, соединяя живой безупречный рисунок с чистыми сочными красками.

П. А. Федотов, И. Н. Крамской, Н. А. Ярошенко, В. Д. Поленов, И. Е. Репин, В. А. Серов, М. А. Врубель, В. И. Суриков. каждый из них внес богатейший вклад в русскую акварельную школу.

Нередко художники используют акварель в сочетании с другими материалами: гуашью, темперой, углем. Но в этом случае теряются главные ее качества - насыщенность, прозрачность, светоносность, т. е. именно то, что отличает акварель от любой другой техники.

Гуммиарабик (от лат. gummi - камедь и arabicus - аравийский) - вязкая прозрачная жидкость, выделяемая некоторыми видами акаций. Относится к группе растительных веществ (коллоидов), хорошо растворимых в воде. По своему составу гуммиарабик не является химически чистым веществом. Это смесь сложных органических соединений, состоящих большей частью из глюкозидо-гуммикислот (например, арабиновой кислоты и ее кальциевых, магниевых и калиевых солей). Применяется в производстве акварельных красок как клеящее вещество. После высыхания образует прозрачную, хрупкую пленку, не склонную к растрескиванию и не гигроскопичную.

Мед - смесь равных количеств фруктозы и глюкозы с примесью воды (16 - 18%), воска и небольшого количества белковых веществ.

Патока - продукт, получаемый осахариванием (гидролизом) крахмала (главным образом картофельного и маисового) разбавленными кислотами с последующим фильтрованием и увариванием сиропа до нужной консистенции.

Глицерин - густая сиропообразная жидкость, смешивающаяся с водой в любых соотношениях. Глицерин принадлежит к группе трехатомных спиртов. Весьма гигроскопичен и вводится в связующее акварельных красок для сохранения их в полусухом состоянии.

Пигменты (от лат. pigmentum - краска), в химии - окрашенные химические соединения, применяемые в виде тонких порошков для крашения пластмасс, резины, химических волокон, изготовления красок. Подразделяются на органические и неорганические.

Теоретическая часть.

Состав и свойства красок.

Акварельные краски приготовляются на водорастворимых связующих веществах, главным образом на клеях растительного происхождения, поэтому они называются водяными красками. Краски для акварельной живописи должны обладать следующими качествами.

Большой прозрачностью, ибо вся красота красочного тона при нанесении тонким слоем заключается в этом свойстве. Хорошо браться влажной кисточкой и легко размываться. Красочный слой должен легко смываться водой с поверхности бумаги или грунта.

Акварельная краска, разжиженная водой, должна ровно ложиться на бумагу и не образовывать пятен и точек. При действии прямых солнечных лучей краска должна быть светостойкой и не изменять цвета. После высыхания давать прочный, не трескающийся слой. Не проникать на обратную сторону бумаги.

Главные составные части акварельной краски - краситель и вода, но есть и другие обязательные компоненты. Прежде всего, такие вещества, которые скрепляют краску с бумагой, например гуммиарабик или древесные клеи - вещества с повышенной липкостью. Далее, нужны вязкие вещества, они помешают краске растекаться по бумаге, заставят ее лечь ровным слоем; хороши для этого мед, патока, глицерин. И последняя добавка - антисептик и дезинфицирующее вещество. Ведь мы имеем дело с веществами растительного происхождения, а их надо защищать от действия микроорганизмов(плесневелых грибков, которые обязательно захотят питаться нашими красками).

Производство красок.

Акварельные краски выпускаются в фарфоровых чашечках и тюбиках. Техника производства этих видов красок не имеет принципиального различия и в основном проходит следующие стадии обработки:

1) смешение связующего с пигментом;

2) перетир смеси;

3) подсушка до вязкой консистенции;

4) наполнение краской чашечек или тюбиков;

5) упаковка.

Для смешения пигментов со связующим веществом применяются обычно механические смесители с опрокидывающимся кузовом. Для небольших количеств чаще всего замесы приготовляются вручную в металлических эмалированных бачках при помощи деревянных лопаток. В смеситель загружается связующее вещество и вводится небольшими порциями пигмент в сухом виде или водной пастой.

При перетире на краскотерочной машине пигмент тщательно смешивается со связующим веществом в однородную красочную пасту.

Перетертая краска поступает на подсушку с целью удаления излишней влаги и получения густой пасты для фасовки в чашечки или тубы.

Подсушка пасты ведется в специальных сушильных камерах или на гранитных плитах при температуре 35 - 40° С.

После удаления части воды сгустившаяся паста раскатывается в ленты толщиной в 1 см, разрезается на отдельные квадратные кусочки размером по площади кюветки и укладывается в чашечку.

Сверху краска закладывается листочком целлофана и, наконец, обертывается фольгой и бумагой с этикеткой. При выпуске акварельных красок в тубах, наполнение туб пастой производится автоматически тубонабивочными машинами.

Особенности акварельных красок.

Акварельная живопись прозрачна, чиста и ярка по тону, что трудно достигнуть посредством лессировок масляными красками. В акварели легче достигнуть тончайших оттенков и переходов. Акварельные краски употребляются также в подмалевке для масляной живописи.

Оттенок акварельных красок при высыхании изменяется - светлеет. Изменение это происходит от испарения воды, в связи с этим промежутки между частицами пигмента в накраске заполняются воздухом, краски значительно более отражают свет. Разница показателей преломления воздуха и воды вызывает изменение цвета высохшей и свежей накраски.

Сильное разбавление красок водой при тонком нанесении на бумагу уменьшает количество связующего вещества, и краска теряет в тоне и становится менее прочной. При нанесении нескольких слоев акварельной краски на одно место получается перенасыщение связующим веществом, и появляются пятна.

При покрытии картин, исполненных акварелью, очень важно, чтобы все краски более или менее равномерно и в достаточном количестве были насыщены связующим веществом.

Если отдельные части красочного слоя содержат недостаточное количество клея, то лак, проникая в красочный слой, создает для пигмента иную среду, не сходную в оптическом отношении с клеем, и сильно изменит ее в цвете. Когда же краски содержат достаточное количество связующего, то при покрытии лаком восстановится их интенсивность и первоначальный блеск.

Практическая часть.

В старых книгах часто встречаются названия экзотических красителей: красный сандал, кверцитрон, кармин, сепия, кампешевое дерево. Некоторые из этих красителей применяют и поныне, но в очень небольших количествах, главным образом для приготовления художественных красок. Ведь природные красители с такими красивыми названиями получают из растений и животных, а это дорого и сложно. Зато натуральные красящие вещества очень ярки, прочны, светостойки.

Любопытно было бы проверить. Но каким образом? Кампешевое дерево растет в Южной Америке, сандал - в Южной Азии, сепию добывают из каракатиц, кармин - из кошенили (крошечных насекомых).

И все же получить природные красители даже в домашних условиях, даже в средней полосе нашей страны вполне возможно! И в привычных для нас растениях есть красящие вещества, пусть даже не такие и не такие стойкие. Наши предки часто ими пользовались. Мы тоже попробовали извлечь красители из растений, а потом на их основе изготовили акварельные краски.

Все красители готовились одним и тем же способом: измельчением растений или каких-либо их частей и получением концентрированных отваров путем долгого кипячения в воде.

Очень важное замечание: для опытов мы брали только те растения, которые разрешено собирать, и ни в коем случае не использовали растения, взятые под охрану.

Опыт 1. Получение красного красителя.

Мы получили его из стебля зверобоя (отвар подкислили столовым уксусом). Можно также использовать ольховую кору, которую необходимо положить в воду на несколько дней, а потом приготовить отвар. Красный краситель можно извлечь также из корней конского щавеля, но в этом случае необходимо прибавить к готовому отвару немного алюминиевых квасцов - иначе цвет будет тусклым.

Опыт 2. Получение синего красителя

Этот цвет получили из корней девясила (он, как зверобой, относится к лекарственным травам). Для этого корни сначала подержали (2-3 часа) в нашатырном спирте - водном растворе аммиака. Так же синий краситель можно добыть также из цветов живокости и корней птичьей гречишки.

Опыт 3. Получение желтого и коричневого красителя

При отваре сухой кожуры репчатого лука получили коричневый краситель разных оттенков, от почти желтого до темно - коричневого (результат зависит от времени кипячения). Другой источник такого красителя - сухая кора жостера.

Опыт 4. Получение черного красителя

Черный пигмент получают из отвара ягод и корней воронца. Но мы получили его другим, более простым способом: добавили железный купорос к одному из полученных ранее отваров. Почти все наши отвары содержат дубильные вещества типа танина. И в присутствии солей двухвалентного железа они становятся черными.

После того, как мы запаслись достаточным количеством густых разноцветных отваров, приступили к изготовлению акварельных красок. Вместо гуммиарабика в качестве клеящего вещества мы использовали вишневую камедь, натеки на стволах, которые можно собирать прямо с деревьев. Правда, такой клей в воде растворяется с трудом, но для ускорения процесса мы добавили немного кислоты.

Для краски каждого цвета приготовили 5-7 мл клеевого раствора примерно 50%-ной концентрации. Смешали его с равным количеством меда, добавили немного глицерина. В качестве антисептика использовали 5%-ный раствор фенола (карболовую кислоту). Этого вещества нужно очень мало, буквально несколько капель.

Все компоненты будущей краски смешали. Основа краски готова, нет только самого важного - красителя. Добавляли его в последнюю очередь в виде густого отвара, взяв его примерно столько же, сколько у нас получилось основы для краски.

Вот, собственно и вся процедура. Краска у нас получилась не твердая, какую продают в магазинах. Однако художники пользуются похожими по консистенции полужидкими акварельными красками в тюбиках.

Лёгкие, как бы воздушные, цветовые линии, кажущаяся полупрозрачность композиции - такой эффект достигается при использовании техники акварель.

Для приготовления акварельных красок можно применять минеральные, анилиновые и растительные краски. Анилиновые краски редко применяются, так как, впитываясь в бумагу, они прокрашивают ее насквозь, вследствие чего их нельзя отмыть с рисунка и ослабить тон. Не смываются они также с кисти.

АКВАРЕЛЬ И ЕЁ СВОЙСТВА (полная авторская версия статьи)

Александр Денисов, профессор кафедры рисунка и живописи МГТУ им. А.Н. Косыгина

А кварель-это водяные краски. Но акварелью также называют и технику живописи, и отдельное произведение, выполненное акварельными красками. Основное качество акварели - прозрачность и мягкость красочного слоя, нанесенного на белый лист бумаги.

Французский художник Э. Делакруа писал: «То, Что дает тонкость и блеск живописи на белой бумаге, без сомнения, есть прозрачность, заключающаяся в существе белой бумаги. Свет, пронизывающий нанесенную на белую поверхность краску - даже в самых густых тенях - создает блеск и особую светимость акварели. Прелесть этой живописи еще и в мягкости, естественности переходов одного цвета в другой, безграничном разнообразии тончайших оттенков».

Однако кажущаяся простота и легкость, с какой художник - профессионал создает свои картины в технике акварели, обманчива. Акварельная живопись требует мастерства владения кистью, умения безошибочно положить на поверхность бумаги краску - от широкой смелой заливки, до четкого завершающего мазка. При этом необходимы знания, как акварельные краски ведут себя на различных видах бумаг, какой эффект они дают при наложении друг на друга, какими красками можно писать по сырой бумаге в технике «a la prima», и при этом они останутся такими же сочными и насыщенными.

Акварель - очень древняя техника. В эпоху Возрождения Альбрехт Дюрер создавал замечательные акварели. Они до сих пор звучат очень современно, поражают свежестью, чистотой, легкостью красок. Расцвет акварели в странах Европы приходится на ХVIII век. Она привлекла особое внимание живописцев - романтиков. Самым известным мастером акварели в Англии был У. Тернер, открывший огромные возможности этой техники в создании романтических образов природы. Он совершенствовал акварельную технику, работая на влажном листе бумаги, что создавало эффект мягкого перехода одного цвета в другой.

В России в первой половине XIX века взлет акварельной живописи связан с именем К. Брюллова. Художник применял разнообразную технику: писал сразу в один слой, клал краску в два - три слоя по сухой поверхности бумаги, многократно прописывал детали тонкой кистью. При этом акварели сохраняли свежесть, прозрачность и воздушность.

Прекрасные акварели создавали И. Крамской, Н. Ярошенко, В. Поленов, В. Серов, И. Репин, В. Суриков, А. Иванов. Очень характерны акварели М. Врубеля. Они восхищают обилием тончайших цветовых и тоновых переходов, светящихся бликов, движением. Даже самые незначительные предметы изображенные художником, наполняются смыслом и очарованием - цветы, камни, раковины, волны, облака…

В изобразительном искусстве акварель занимает особое место потому, что ею можно создавать и живописные, и графические, и декоративные произведения - в зависимости от задач, которые ставит перед собой художник. Широки возможности акварели - ее краски то сочны и звонки, то воздушны, едва уловимы, то плотны и напряжены.

Акварелист должен обладать развитым чувством цвета, знать возможности различных сортов бумаги и особенности акварельных красок, которыми он работает.

Сейчас существует огромное количество различных фирм, как в России, так и за рубежом производящих акварельные краски, но не все они соответствуют тем высоким требованиям, которые предъявляют к ним художники, работающие в технике акварельной живописи. Сравнивать достоинства и недостатки профессиональных и полупрофессиональных красок - не имеет смысла, т.к. их различия очевидны, и спутать их трудно. Наша же задача протестировать современные профессиональные акварельные краски различных мировых производителей и посмотреть, какими возможностями они обладают и для какой определенной техники они подходят.

Для тестирования мы взяли несколько наборов акварельных красок: AQUAFINE (DALER-ROWNEY, Англия) , VENEZIA (MAIMERI, Италия) , «СТУДИЯ» (ОАО "ГАММА", Москва), «БЕЛЫЕ НОЧИ» (Завод художественных красок, Санкт-Петербург).

Для художника занимающегося акварельной живописью играют немаловажную роль, как сами краски, так и удобство их использования. Взяв коробку с красками DALER-ROWNEY «AQUAFINE» , оказалось, что определить на взгляд какие цвета перед нами практически не возможно - черные, синие, темно красные и коричневые выглядели как одно и тоже темное пятно без каких либо существенных цветовых различий, и только желтые, охры, алая и светло - зеленая имели свой собственный цвет. Остальные же краски пришлось определять опытным путем, пробуя каждый цвет на палитре. И в дальнейшем, во время работы над акварельным листом это существенно мешало и тормозило творческий процесс. Хотя сама работа этими красками оставляет приятное ощущение, т.к. они легко смешиваются и дают тонкие акварельные переходы. Удобно и то, что краски легко набираются на кисть и мягко ложатся на бумагу.

Есть и существенный недостаток этих красок - при высыхании они довольно сильно теряют свою тональную насыщенность, а при работе по сырой бумаге в технике «ala prima» - они теряют и тональную и цветовую насыщенность почти в половину, и добиться контрастной живописи возможно только по сухой бумаге, перекрывая несколькими слоями ранее положенные мазки. При этом краски не дают прозрачный слой, а ложатся как гуашь, перекрывая собой предыдущий цвет.

Краски Итальянской фирмы MAIMERI «VENEZIA» - мягкая акварель в тюбиках. Эти краски производят впечатление внешним дизайном, внушительными для акварели тюбиками 15 ml - эстетикой подачи хороших дорогих художественных красок, где все продумано и работает на то, чтобы при покупке выбрали именно их. Но нас сейчас интересует самое главное - насколько они удобны в работе, и насколько пигменты сохраняют свои свойства и цветовые характеристики при взаимодействии с акварельной бумагой.

Уже первые мазки показали, что краски достойны внимания художников профессионально занимающихся акварельной живописью - хорошая цветовая палитра, сочные синие, красные, прозрачные желтые, охры мягко взаимодействуют между собой, создавая дополнительные цветовые нюансы акварельной техники. К сожалению коричневые и черные пигменты, даже при повторном наложении мазка на мазок не набирают нужной тональной насыщенности. Черная же краска даже при многослойной прописи выглядит как сепия. Есть существенное неудобство и при работе этими красками - поскольку акварель в тюбиках мягкая и выдавливается на палитру, то при насыщенной живописи пигмент не всегда равномерно набирается на кисть и так же неравномерно ложится на поверхность бумаги. При лессировках, когда краски многократно наносятся на предыдущие высохшие слои - эти недостатки не сильно заметны, но при работе по сырой поверхности бумаги в технике «ala prima» - это сильно мешает и вылезает наружу неравномерными сгустками красочного слоя, который при высыхании разрушает цельность положенного мазка. Мягкая акварель больше подходит для классической живописи, хотя при определенном опыте работы этими красками и в технике по сырому художник акварелист создает великолепные образцы современной живописи.

Следующие краски, которые мы взяли для теста - это набор акварельных красок «СТУДИЯ», выпускаемых ОАО «ГАММА». Двадцать четыре цвета - палитра не уступает лучшим образцам зарубежных профессионалных акварельных красок. Четыре вида синих - от классического ультрамарина до бирюзовой, хорошая подборка желтых, охры, сиен, красных вместе с остальными красками создают богатую цветовую гамму.

При работе лессировками по сухой поверхности - краски дают прозрачный слой, а при повторных прописях хорошо набирают тон и цвет, не забивая при этом структуру акварельной бумаги. Пигменты хорошо смешиваются и равномерно ложатся на лист. В технике «ala prima» - краски без проблем дают равномерный мазок, мягко перетекая друг в друга, создавая при этом массу тончайших акварельных нюансов дополняя без того богатую цветовую палитру. Как художник с большим стажем работающий в технике акварельной живописи, я был несколько удивлен, не найдя в этом наборе изумрудно-зеленую краску, которая присутствует во всех профессиональных наборах мировых изготовителей акварельных красок, и та зеленая, которая возможно должна была заменить изумрудно-зеленую, «звучит» более глухо.

Из недостатков можно отметить один - некоторые цвета, такие как сине-зеленая, виридоновая зеленая, охра красная и нейтральная черная, при более густом, кроющем мазке после высыхания оставляют блестящий след. В этом случае связующее акварели - водный раствор растительного клея - гуммиарабика, выходит наружу, концентрируясь в плотных мазках он создает защитный слой пигмента, но при этом, неравномерно высыхая остается блестящим пятном. Это не способствует цельному восприятию матового листа, а в выставочных залах при направленном точечном освещении такие места начинают бликовать, не давая зрителям в полной мере увидеть написанное произведение. Но, зная особенности конкретных колеров этот недостаток легко избежать. Хорошо размешанная краска дает ровный кроющий слой, оставаясь матовой после высыхания. В остальном краски превосходят многие аналогичные мировые образцы.

И последний набор, который мы решили протестировать - это художественные акварельные краски, пользующиеся большой популярностью среди художников акварелистов, выпускаемые Заводом художественных красок Санкт-Петербурга «БЕЛЫЕ НОЧИ» . Краски знакомые с детства. Не одно поколение художников создавало свои произведения красками выпускаемые именно этим заводом. Многие акварелисты, перебирая свои этюды, написанные тридцать лет назад в суровых условиях Арктики, далеких поездках по Средней Азии, в экстремальных условиях Заполярья, могут с гордостью сказать, что краски выдержали проверку временем, они сохранили свою насыщенность, сочность, свежесть, такое впечатление, что листы написаны совсем недавно, а ведь прошел немалый срок. Это были далекие семидесятые…

Сейчас передо мной лежит современная коробка акварельных художественных красок «БЕЛЫЕ НОЧИ» выпущенная в 2005 году. Колер легко набирается в ворс кисти и так же легко ложится на белый лист акварельной бумаги. Цвет распределяется по поверхности равномерно и в густых, и в прозрачных мазках, после высыхания остается матовым, не теряя свою насыщенность. В технике «ala prima» по сырому листу бумаги краски дают множество тончайших акварельных переходов, плавно втекая друг в друга, но при этом, более густые рисующие мазки сохраняют свою форму и насыщенность. Красочный слой не забивает структуру бумаги, он дает ей возможность как бы светиться изнутри, и даже при повторных прописях сохраняет свою акварельность. Ни что не мешает творческому процессу при работе этими красками.

Следущая задача, которую мы перед собой поставили - выяснить характерные особенности поведения акварельных красок при использовании распространенных технических приемов, которыми пользуются художники-акварелисты при написании своих произведений. Во время живописи, пока акварель еще не высохла, ее можно снять жестким кусочком картона, металлическим лезвием или черенком кисти, оставляя тонкие светлые линии и небольшие плоскости, а после высыхания появляется возможность промыть нужные участки почти до белого листа бумаги. Кистью это сделать почти невозможно, поэтому мы использовали для нашей цели лекало и морскую губку.

После того, как краски фирмы DALER-ROWNEY «AQUAFINE » мазками легли на акварельный лист - мы металлическим лезвием сняли слой колера с поверхности бумаги. Без труда получились светлые, почти белые линии - в сыром виде краски легко управляемы. Когда акварельный слой высох, мы попробовали смыть его при помощи лекала и губки. Оказалось, что промыть до бела его не возможно. Колер проник сквозь проклеенную поверхность листа и впитался в волокно бумажной массы. Это значит, что такими красками нужно писать в один сеанс наверняка, без последующих исправлений смывом.

Такой же тест, проведенный с красками фирмы MAIMERI «VENEZIA» - показал, что мягкие краски при процарапывании лезвием не снимаются до конца, оставляя затекшие края и цветовой подмалевок, а при полном высыхании красочного слоя с использованием губки и лекала - колер смывается избирательно, в зависимости от плотности и толщины положенных мазков.

Акварельные краски Российских производителей ОАО ГАММА «СТУДИЯ» и краски выпускаемые Заводом художественных красок Санкт-Петербурга «БЕЛЫЕ НОЧИ» можно объеденить в одну группу т.к. существенных различий при использовании технических приемов в этом тесте между ними нет.

Полувлажная поверхность почти полностью снимается лезвием, кусочком жесткого картона, черенком кисти, от тонкой линии до более широкой поверхности, а после полного высыхания по лекалу можно практически полностью смыть акварельный слой, который конечно не будет абсолютно белый, но приближен к нему. К краскам, которые не смываются до бела - относятся: кармин, краплак и фиолетово - розовые.

«СТУДИЯ» (ОАО "ГАММА")

▼ «БЕЛЫЕ НОЧИ» (Завод художественных красок)

Акварель – это художественные краски на основе растительного клея, растворимые водой. Она ложиться тонким полупрозрачным слоем, что является ее особенностью. Впервые акварель была создана в Китае во II веке н.э. Акварелью рисуют на специальной акварельной бумаге, которая отличается от обычной толщиной, плотностью и фактурой, кисти обычно используются мягкие – белка или колонок. Акварель перед нанесением на бумагу разводится водой, после высыхание может храниться достаточно долгое время.

О ЧЁМ СТАТЬЯ?

Состав разных цветов

А вы знаете из чего делают акварельные краски? Для их изготовления используются анилиновые, минеральные и растительные компоненты. Однако анилиновое вещество применяется реже всего, так как оно дает устойчивый насыщенный цвет, пропитывая бумагу насквозь, не размываясь водой, что исключает самую важную особенность акварельных красок – полупрозрачное нанесение.

Одни из самых распространенных компонентов – минеральный. Его преимущество в прочности и дешевизне. Так для изготовления акварели измельченные и замешанные с водой цветовые пигменты соединяются с связующим веществом и полученную массу расфасовывают в тубу, кюветы или прессуют в форму лепешки.

В качестве вещества связующего все компоненты применяют рыбий или вишневый клей, гумми-арабик, леденцовый сахар, желатин и другие. Самую качественную акварель изготовляют с добавлением гумми-арабики, иногда с примесью леденцового сахара (от 20 до 40%), а также столярным клеем или декстрином в различных пропорциях.

Разные виды минеральных веществ соответствуют конкретному оттенку акварели.

Свинцовые белила с большим количеством примеси тяжелого шпата дают белый цвет. Белоснежный оттенок получается из свинцовых белил высшего сорта – Кремзервейс.

Желтый цвет изготавливают из крона желтого — хромовосвинцовой соли, а также применяется желтый кармин, охра, сернистый кадмий и др. Эти краски различаются по оттенкам от светло-желтого и лимонного до насыщенного оранжевого и охристого. Особенность желтых красок – изменение оттенка на солнечном свете. Если акварель сделана на основе крона следует учесть, что ее нельзя соединять с красками, в составе которых есть сера, т.е. с синими оттенками.

Красные оттенки изготавливаются из Сурика свинцового – минеральной краски, которая имеет ярко-красный цвет, высший сорт — Миньоранж. Готовый оттенок акварели зависит от степени измельчения частиц: чем тоньше, тем ярче получается цвет.

Красный цвет также получают из кармина. Однако его происхождение не минеральное, а животное, что придает такой краски специфическое свойство – нерастворимость в воде.

Оттенки синего изготавливаются из искусственного ультрамарина. Его оттенки колеблется от небесно-голубого до темно-синего. Более светлый цвет получается из минеральных компонентов тонкого разлома.

Также лазурь берлинская голубая является основой синих акварельных красок, ее цвет – темно-синий.

Индиго — темно-синий цвет с медно-красным отливом, может быть, минерального или растительного происхождения.

Зеленые оттенки получают за счет смешивания синих и желтых красок или их изготавливают из крона зеленого, ярь-медянки, киноварь зеленой, хромовой зелени, ультрамарин зеленый и др.

Процесс изготовления

Как делают акварель? Процесс изготовления акварели начинается с подбора нужного оттенка минеральной краски. Выбрать его можно из уже готового сырья или путем смешивания нескольких цветов. Если оттенок слишком насыщенный его ослабевают путем добавления белил.

Наиболее важный момент в производстве – тщательное измельчение минерального сырья. Так как минеральные краски часто не растворяются в воде, а окрашивание происходит за счет прикрепления частиц краски к бумажной поверхности.

  • Первичное минеральное сырье выпускается в кусках или порошке крупного помола.
  • Далее минеральные краски измельчаются в краскотерке, бегунах, шаровых мельницах или каменной ступке, если она изготавливается вручную. Чем мельче полученные частицы, тем выше сорт акварельной краски.
  • Затем полученную массу соединяют со связующим веществом, например, с гумми-арабиком. Так для красного цвета, изготавливающегося из кармина, подходит только раствор леденца, а раствор декстрина применяется для изумрудной зелени и хромового цвета.
  • Количество связующего вещества зависит от минерального сырья, так меньше всего его требуют белый и черный цвет, а больше всего оттенки охры.
  • После соединения минеральной краски с водным раствором связующего вещества получается глинообразное тесто и раскатывается толщиной 5-8 мм, после чего его оставляют сушиться на 12 – 20 часов.
  • Если акварель в дальнейшим будет расфасована в тубу, то помимо связующего вещества добавляется некристаллизующийся жидкий мед или глицерин.
  • В зависимости от формы выпуска жидкая фасуется в банку, полужидкая акварель — в тубу, твердая – в кювет или плитку.
  • Когда акварель достаточно затвердела ее формируют в выбранную форму. Готовая масса нарезается на соответствующие кусочки и приклеивается на плитку столярным или рыбьим клеем.

Второй способ приготовления

Глицерин заливается в реактор с дополнительными связующими элементами. Далее в дежу (специальная чаща) добавляется красящий пигмент, и вся полученная масса определенное время замешивается. Затем тонкой струей заготовка акварели поступает в краскотеручную машину, предназначенную для конкретного цвета, и перетирается. Далее масса поступает в чаны, из которых по специальным шлангам, переливается в фасовочную машину, где цвета фасуют в готовую тару для выпуска на продажу, а затем уже акварель высушивается в течение двух суток.

Пример изготовления синей краски

Минеральную краску берлинской лазури тонко измельчают, соединяют с водой и соляной кислотой, а затем доводят до кипения. После чего краска оседает, лишняя жидкость сливается. В полученную массу добавляют гумми-арабик, клей, который предварительно растворен в воде, и при измеренной температуре нагревают до получения пасты густой консистенции.



Вверх