Музыкальные произведения отражающие различные человеческие чувства. Музыка и эмоции. Как передать точную эмоцию посредством музыки

Основы музыкальной психологии Федорович Елена Наримановна

8.2. Музыкальные эмоции

8.2. Музыкальные эмоции

Любая человеческая деятельность сопровождается эмоциями, вызывает эмоционально активное или пассивное отношение.

Эмоции играют в музыке главенствующую роль. Эта роль предопределяется звуковой и временно й природой музыки, способной передать переживание в движении, в процессе развития со всеми изменениями, нарастаниями, спадами, конфликтами или взаимопереходами эмоций. Музыка способна воплощать человеческое настроение, не направленное на какой-либо предмет: радость или грусть, бодрость или уныние, нежность или тревожность. Музыка может передать эмоциональную сторону интеллектуальных и волевых процессов: энергичность и сдержанность, серьезность и легкомысленность, импульсивность и упругость. Благодаря этому свойству музыка способна отразить человеческий характер. Музыка может выразить мысли-обобщения, которые относятся к динамической стороне социальных и психических явлений: гармоничность – дисгармоничность, устойчивость – неустойчивость, могущество – бессилие человека и т. д.

Восприятие и исполнение музыки оказывает сильное эмоциональное воздействие на человека благодаря свойствам звука. Звук несет колоссальный объем информации для человека. Об этом блестяще написал А. Шнабель: «Жизнь звуку дана в человеке; в нем звук стал стихией, стремлением, представлением и целью… Человеку открылось, что созданный им звук способен утолить духовную жажду и, очевидно, призван… возвышать радость и смягчать страдание. Так родилось предназначение и стремление человека творить из этой трансцендентной субстанции, из этой звучащей вибрации с помощью своего интеллекта вечно подвижный, ощутимый и все же неосязаемый мир… Результат этого творчества, который есть не что иное, как последовательность звуков, мы и называем музыкой» .

Музыка в человеческом обществе становится активным и действенным средством эмоциональной коммуникации. Музыка способна раскрыть мысли, чувства, переживания человека, события общественной жизни и картины природы, вызвать разнообразные ассоциации.

Другими словами, музыка воплощает бесконечное многообразие эмоциональных переживаний человека и все богатство духовного мира человечества.

Такие свойства звука, как тембр, регистр, громкость, артикуляция, направление движения мелодии, ее акцентуация в сочетании с темпом движения преобразуются в музыкальную интонацию. Не случайно Б. В. Асафьев назвал музыку «искусством интонируемого смысла».

Свойства музыкальной интонации подобны речевой интонации, которая доносит смысл высказывания. Однако чувства несравненно более полно могут быть выражены средствами музыки, чем сформулированы словами. Поэтому очень сложно перевести в словесную форму содержание музыки. «Этот перевод неизбежно будет неполным, грубым и приблизительным», – писал Б. М. Теплов . Основное различие между речевым высказыванием и музыкальной речью состоит в том, как выражается содержание, смысл. В речи содержание передается через значение слов языка; в музыке – непосредственно выражается в звуковых образах. Если основной функцией речи является функция обозначения, то основной функцией музыки является функция выражения (Б. М. Теплов). Похожие мысли высказывает А. Шнабель: «Среди всех искусств музыка занимает исключительное и несоизмеримое с другими видами положение. Она – везде – становление и в силу этого никогда не может быть “схвачена”. Ее невозможно описать, от нее нет никакой практической пользы; ее можно только переживать…» .

Изучая вопросы, связанные с музыкальным переживанием, Б. М. Теплов делает следующие весьма значимые выводы.

1. Переживание музыки является эмоциональным переживанием и выступает как разновидность невербального знания, как единство «аффекта и интеллекта» (Л. С. Выготский). «Внеэмоциональным путем нельзя постигнуть содержание музыки» . В то же время переживание музыки связано с ее пониманием (т. е. формы, структуры, строения музыкальной ткани и т. д.). Поэтому понимание музыки становится эмоциональным . «Музыка есть эмоциональное познание» [там же].

2. Музыкальное переживание есть переживание эмоциональное и познавательное одновременно. Познать музыку можно с помощью других методов и средств познания: сравнения с другими видами искусства, пространственными и цветовыми ассоциациями, идеями, символами. В сочетании с другими внемузыкальными средствами познания познавательное значение музыки раздвигается до широчайших пределов. При этом музыка углубляет имеющиеся знания и придает им новое качество – эмоциональную насыщенность .

Способность человека к переживанию музыки Б. М. Теплов считал признаком музыкальной одаренности, музыкальности, а ядром музыкальности – «эмоциональную отзывчивость на музыку» .

Сферу эмоций музыканты обычно передают различными словами, используемыми как синонимы: чувство, настроение, ощущение, аффект, волнение и т. п. Различия между ними проявляются в интенсивности проявления эмоции: например, ощущение – слабее, волнение – сильнее.

Или различия приобретают стилистический характер. «Аффект» употребляют применительно к теории аффектов в музыке XVII–XVIII в. ; «чувство» – по отношению к стилевому направлению сентиментализма в музыке XVIII в. ; «ощущение, волнение, настроение» – для характеристики романтической музыки XIX века.

Кроме этого, эмоциональное и суггестивное воздействие музыки связано с временно й протяженностью музыкального произведения. На этой взаимосвязи основана теория аффектов в европейской музыке эпохи барокко: один «аффект», одно чувство выдерживается на протяжении всего произведения или его крупной части. Этот аффект может усиливаться или ослабляться, но меняться на другой он не может. Так А. Кирхнер в труде «Musurgia universalis » приводит восемь аффектов, которые должна вызывать музыка: любовь, печаль, отвага, восторг, умеренность, гнев, величие, святость . Именно поэтому произведения И. С. Баха, связанные с долгим развитием одного аффекта, оказывают глубокое эмоциональное впечатление на слушателей.

XIX век принес новые открытия: музыка, способная передать внутренний мир человека, развитие или превращение его чувств, становится ведущим видом искусства, подражать которому стремится литература, поэзия, живопись. Неслучайно многообразие эпитетов, поэтических образов, программных названий, подчеркивающих характер музыкальных эмоций, встречается в творчестве Ф. Листа, Ф. Шопена, Р. Шумана, русских композиторов «Могучей кучки», П. Чайковского и др.

В музыке XX века, несмотря на антиромантические тенденции, продолжается воплощение новых эмоций: тревоги, гнева, сарказма, гротеска.

Обобщая сказанное выше, подчеркнем, что музыка содержит богатейший спектр различных эмоций, среди которых выделяют: 1) жизненные эмоции окружающего мира; 2) эмоции, адекватные эмоциям других видов искусства; 3) специфические музыкальные эмоции .

В связи с этим становится понятной сложность изучения проблемы музыкальных эмоций и отсутствие разработанной теории. Исследуя теорию музыкального содержания, В. Н. Холопова предлагает следующую классификацию важнейших типов музыкальных эмоций.

1. Эмоции как чувство жизни.

2. Эмоции как фактор саморегуляции личности.

3. Эмоции восхищения мастерством искусства.

4. Субъективные эмоции музыканта-практика – композитора, исполнителя.

5. Изображаемые в музыке эмоции (эмоции воплощаемого в музыке образа).

6. Специфические природные эмоции музыки (эмоции природного музыкального материала).

Эмоции в музыке сохраняют связь с жизненными эмоциями, но выражаются в образах фантазии. При этом главенствующим является специфический природный музыкальный материал, к которому относятся: а) моторно-ритмическая сфера; б) певческая или вокальная сфера, переносимая в звучание тембров музыкальных инструментов; в) речевая или декламационная сфера.

Моторно-ритмическая сфера воздействует ритмической периодичностью, разнообразием акцентов, мелодическими вершинами и кульминациями, звучанием гармоний и различными градациями силы звука. Данная сфера обладает универсальным воздействием на человека, вплоть до погружения в состояние гипноза.

Певческая или вокальная сфера включает весь диапазон интонаций человеческого голоса и непрерывно пополняется интонациями речевой сферы.

Речевая или декламационная сфера содержит огромный и весьма эмоциональный материал: интонации просьбы или жалобы, страха или угрозы, восторга или негодования и др.

Специфические природные эмоции музыки взаимосвязаны с изображаемыми, т. е. с эмоциями воплощаемого в музыке образа. Изображаемые эмоции – это эмоции художественного образа, композиторского замысла. В сравнении со специфическими природными эмоциями в музыке они отличаются символичностью, условностью, носят характер аллегории, художественной идеи.

Таким образом, музыкальные эмоции представляют «иерархию художественных реакций человека на разных уровнях, от преходящего настроения, локального “аффекта”, внушенного музыкальным материалом (ритм, мелос), до элементов мироощущения, мировосприятия, воспитываемых музыкальным искусством, его шедеврами. Музыка воздействует на человека с помощью веками сложившегося в ней эмоционального обобщения», – указывает В. Н. Холопова . Эмоциональное обобщение воплощает эстетические и этические идеи искусства. На основе эмоционального обобщения в музыке возникают символы, изображающие эмоции. С помощью ассоциаций, аллегорий внушается мысль о чувстве, аффекте или настроении. Музыкальные эмоции задаются художественным замыслом произведения и оказывают влияние на человеческое мироощущение. «Эмоции в музыке – это и эмоции-волнения, и эмоции-идеи, и эмоции-образы, и эмоции-концепции» .

Из книги Секрет счастливых родителей автора Биддалф Стив

4 Дети и эмоции Что же на самом деле происходит? Кажется, сейчас самое время признаться. Название этой книги – «Секрет счастливых родителей» - далек от реальности!Во взрослом мире нет абсолютно счастливых людей; думаю, никто и не хотел бы стать абсолютно счастливым. Так

Из книги Детский сад и подготовка к школе автора Бирюков Виктор

Совет 24 Музыкальные инструменты Подойдут даже игрушечные Хотим сразу внести ясность: мы отнюдь не призываем обучать детей музыке, и вот почему. В царские времена музыке в обязательном порядке учились дети привилегированных сословий. Крестьяне с рабочими могли об этом

Из книги Театральная деятельность в детском саду. Для занятий с детьми 4-5 лет автора Щеткин Анатолий Васильевич

Занятие 28. Эмоции Цель. Учить детей распознавать эмоциональные состояния (радость, грусть, страх, злость) по мимике. Совершенствовать умение связно и логично излагать свои мысли. Знакомить с основами театральной культуры.Ход занятия1. Упражнение на гласные и согласные

Из книги Гимнастика и массаж для самых маленьких. Пособие для родителей и воспитателей автора Голубева Лидия Георгиевна

Занятие 29. Эмоции Цель. Учить детей распознавать эмоции (радость, грусть, страх, злость) по мимике и интонации; изображать эти эмоции, используя жесты, движения, голос. Способствовать обогащению эмоциональной сферы.Ход занятия1. Рассматривание репродукций картин,

Из книги Ребенок третьего года жизни автора Коллектив авторов

Музыкальные ритмические занятия Очень полезны для ребенка музыкальные ритмические упражнения, которые обязательно должны включаться в повседневную жизнь. Ритм способствует развитию координации движений, помогает быстрее освоить различные упражнения, устраняет

Из книги Мой ребенок – интроверт [Как выявить скрытые таланты и подготовить к жизни в обществе] автора Лэйни Марти

Слушаем музыкальные звуки Цель приведенных ниже игр и упражнений – научить ребенка вслушиваться в музыкальные звуки, эмоционально реагировать на них. Познакомьте малыша с веселой, быстрой, медленной, громкой и тихой мелодиями.При этом старайтесь вызвать у ребенка

Из книги Дисциплина без стресса. Учителям и родителям. Как без наказаний и поощрений развивать в детях ответственность и желание учиться автора Маршалл Марвин

Блокирующие эмоции Дети-интроверты склонны испытывать чувства вины и стыда, что объясняется, как я уже говорила в главе 2, особенностями их нервной системы. Это тормозящие эмоции, которые вызывают замедление активности ребенка. Без них дети не могут научиться отличать

Из книги Чудо-ребёнок с самых пелёнок. Пошаговая методика развития ребёнка с рождения до года автора Мулюкина Елена Гумаровна

Эмоции («Э» в ЛИМЭС) Изменения вследствие успешной учебы происходят как в интеллекте, так и в эмоциях. Эмоции могут способствовать учебному процессу, а могут мешать ему.Эмоции человека управляют его вниманием, которое, в свою очередь, управляет обучением и памятью. (Sylwester).

Из книги Семь навыков эффективных родителей: Семейный тайм-менеджмент, или Как успевать все. Книга-тренинг автора Хайнц Мария

Музыкальные развивающие игры Когда вы играете на инструменте, вы покажите ребёнку, что звуки бывают разные по высоте. Высоту звучания нагляднее всего демонстрировать именно на клавишных.Про высокие звуки можно сказать, что это птичка летает и поет, а низкие сравнить с

Из книги Рожденный читать. Как подружить ребенка с книгой автора Буг Джейсон

Что такое эмоции? Радость, печаль, интерес, гнев – все это эмоции. Они играют в жизни человека огромную роль и могут дать заряд неисчерпаемой энергии, а могут выжать так, что никакая работа не будет под силу. Их столь важная роль сложилась в процессе эволюции. Эмоции

Из книги Первый год жизни малыша. 52 самые важные недели для развития ребенка автора Сосорева Елена Петровна

Моделируем эмоции Чтобы сделать чтение еще более интерактивным, я стал повторять выражения лиц персонажей книги Мо Виллемса «Делиться ли мороженым?» (Should I Share My Ice Cream?) – нашей любимицы из цикла о Слоненке и Поросенке. Ее герои сильно приподнимают брови, морщат лбы и

Из книги Качая колыбель, или Профессия «родитель» автора Шереметева Галина Борисовна

Чувства и эмоции Ваше лицо по-прежнему остается объектом изучения. Пальчики исследуют ваши глаза, ноздри, рот… Малыш начинает осознавать, что он и вы – это два разных человека: если себя дергать за волосы – делается больно, а если дернуть вас, даже если сильно, то почему-то

Из книги Как отучить ребенка капризничать автора Васильева Александра

Новые эмоции Палитра чувств малыша становится все разнообразнее. Если раньше из всей гаммы эмоций малыш выделял только положительные, то теперь в общении со взрослыми ребенок начинает уже использовать и отрицательные эмоции. Например, если малышу сейчас хочется играть,

Из книги Основы музыкальной психологии автора Федорович Елена Наримановна

Из книги автора

Из книги автора

2. МУЗЫКАЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ 2.1. Общая характеристика музыкальных способностей Способности – индивидуально-психологические свойства личности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления определенного рода деятельности. Способности не сводятся к

Влияние музыки на эмоциональную сферу человека

Для практики эстетического воспитания очень важным представляется нахождение путей формирования у школьников высокой эмоциональной культуры. Воспитание способности откликаться на всю гамму человеческих переживаний является одной из важных задач музыкального воспитания. Для этого учитель музыки должен располагать сведениями относительно того, на основе каких закономерностей происходит отражение в музыке эмоций человека.

Во всех существующих программах музыкального воспитания и методических рекомендациях подчеркивается, что музыка является средством развития эмоциональной сферы учащихся, однако предлагаемый репертуар выстраивается по историческому, тематическому или по жанровому принципам. Ни в одной из существующих программ музыкального воспитания не удалось обнаружить принципов отбора музыкальных произведений по их эмоциональному содержанию, а также тех объективных оснований, по которым то или иное музыкальное произведение можно отнести к выражению определенного эмоционального состояния. В музыкальных программах ничего не говорится о связи ценностного отношения к объекту и характере испытываемых при этом переживаний. Как правило, констатируется, что если человек что-то любит, то это каким-то образом должно его волновать. Главный вопрос - выявление связи между эмоциональной сферой человека и закономерностями ее отражения в музыке, т.е. перевод житейских эмоций в эстетические, до сих пор в музыкознании с достаточной полнотой не раскрыт.

Поиски решения рассматриваемой проблемы имеют давнюю историю. Древнегреческие философы, в трудах которых мы находим разработку принципов этического воздействия музыки на человека, исходили из ее подражательной природы. Подражая тому или иному аффекту при помощи ритма, мелодии, тембра, звучания того или иного музыкального инструмента, музыка, по мнению древних, вызывает в слушателях тот же самый аффект, которому она подражает. В соответствии с этим положением в античной эстетике были разработаны классификации ладов, ритмов, музыкальных инструментов, которые следует применять для воспитания у личности античного гражданина соответствующих черт характера.

В средние века данная проблема изучалась в рамках теории аффектов, устанавливающей связь между эмоциональными проявлениями человека в жизни и способами их отражения в музыке. В этой теории было подробно рассмотрено взаимодействие темпов, ритмов, ладов, тембров в передаче эмоциональных состояний, их действие на людей с различными темпераментами, но законченной концепции моделирования эмоций в теории аффектов так и не было создано.

Из современных исследований следует отметить работы В.В. Медушевского, который указывает, что «принцип моделирования подразумевает наличие определенного соответствия между семантической структурой музыкального произведения и нашими интуитивными представлениями об эмоциях».

Эксперимент: Для выявления наиболее существенных параметров отражения эмоции в музыке группе пяти музыкантов-экспертов было предложено 40 музыкальных произведений с заданием разложить их по общности выражаемых в них эмоциональных состояний. Требовалось дифференцировать музыкальные произведения по параметрам «гнев», «радость», «печаль», «спокойствие». В результате эксперимента было отобрано 28 произведений, которые всеми экспертами были отнесены к выражению эмоций одной и той же модальности. Предлагаемая модель категоризации эмоций на основе двух параметров (темпа и лада) подчиняется закону количественных изменений и переходу их в качественные отличия. Одна и та же мелодия, исполненная в мажорном или же минорном ладу, быстром или медленном темпе, будет в зависимости от этого передавать другую эмоцию. Поэтому если бы мы задались целью поместить различные музыкальные произведения в предлагаемой сетке координат, то одни из них в зависимости от интенсивности выраженной эмоции будут располагаться ближе к одной из осей координат, а другие дальше. Например, очень грустное произведение будет находиться от оси ординат дальше, чем произведение, выражающее легкую элегическую печаль.

Как показывает практика педагогических наблюдений, приведенная категоризация эмоций на основе двух компонентов средств музыкальной выразительности достаточно четко проявляется при восприятии музыки эпохи барокко (А. Вивальди, И.С. Бах), венских классиков (Ф. Гайдн, В. Моцарт, Л. Бетховен), композиторов-романтиков (Ф. Шуберт, Р. Шуман, Ф.Шопен, Ф. Лист, Э. Григ, И. Брамс), русской классической музыки (П.И. Чайковский, Н.А. Римский-Корсаков, А.К. Глазунов), современной музыки (С.С. Прокофьев, Д.Д. Шостакович).

В традиционных по средствам музыкальной выразительности произведениях можно выделить следующие закономерности, которые следует учитывать при восприятии музыки для понимания заложенных в ней эмоций:

1. Медленный темп+минорная окраска звучания в обобщенном виде моделируют эмоцию печали и передают настроения грусти, уныния, скорби, сожаления об ушедшем прекрасном прошлом.

2. Медленный темп+мажорная окраска моделируют эмоциональные состояния покоя, расслабленности, удовлетворенности. Характер музыкального произведения в этом случае будет созерцательным, уравновешенным, умиротворенным.

3. Быстрый темп+минорная окраска в обобщенном виде моделируют эмоцию гнева. Характер музыки в этом случае будет напряженно-драматическим, взволнованным, страстным, героическим.

4. Быстрый темп+мажорная окраска моделируют эмоцию радости. Характер музыки жизнеутверждающий, оптимистический, веселый, радостный, ликующий.

Дальнейший анализ предложенной модели отражения эмоций в музыке показал, что в своих характеристиках она в некотором смысле изоморфна известной классификации темпераментов, предложенной Айзенком. Но вместо параметра «интроверсия-экстраверсия» в нашей модели берется темп - медленно-быстро, а вместо «стабильность-нестабильность» - параметр мажор - минор. В обеих моделях для характеристики как темперамента человека, так и настроения музыкального произведения оказывается достаточным располагать показателями двух переменных - темпа (либо психической активности, либо музыкального произведения) и качественной особенности эмоционального переживания, раскрываемого в одном случае в понятии «стабильность-нестабильность», а в другом - мажорного или минорного лада. Главное это то, что между эмоциональной жизнью человека и ее проявлением в природном темпераменте, с одной стороны, и отражением ее особенностей в музыке - с другой, существуют определенные зависимости и связи,

Известно, что холерики и сангвиники отличаются быстрым темпом психической активности, в то время как меланхолики и флегматики - более медленным. Если меланхоликов и холериков отличает неустойчивость, нестабильность настроения, то флегматиков и сангвиников будут отличать именно устойчивость, общая мажорность эмоционального мироощущения.

В упоминаемой выше теории аффектов постулировалось положение о том, что слушателям более всего нравится та музыка, которая в наибольшей степени соответствует их природному темпераменту. Была поставлена задача проверить это положение в эксперименте. 58 школьникам VIII-IX классов предлагалось прослушать несколько музыкальных произведений, выражающих различные эмоции (печаль, радость, гнев, спокойствие).

Участникам эксперимента было предложено оценить каждое из прослушанных произведений по пятибальной шкале - от -2 до +2 с градациями - «совсем не нравится», «не нравится», «безразлично», «нравится», «очень нравится». Также нужно было проранжировать прослушанные произведения по степени их предпочтения.

Личностный опросник Айзенка «Экстраверсия-нейротизм» (форма А), позволил выявить темперамент участников эксперимента. В ходе анализа восемь анкет были исключены как недостоверные, так как количество баллов по шкале «Ложь» превышало 5 единиц. Из оставшихся 50 анкет в 21 случае мы получили совпадение выявленного при помощи опросника темперамента школьника с характером наиболее понравившейся музыки. В 29 случаях школьникам нравилась та музыка, которая не соответствовала особенностям их темперамента. Таким образом, предположение о том, что школьникам больше всего должна нравиться та музыка, которая в наибольшей степени соответствует их природному темпераменту, подтвердилось не полностью. Мы обнаружили, что предпочтение музыкальных произведений, настроение которых соответствует особенностям темперамента того или иного школьника, отмечается главным образом у тех из них, которые обладают, небольшим музыкальным опытом. Музыкально развитые учащиеся, живо реагирующие на музыку, ставили высокие оценки всем прослушанным произведениям и затруднялись в выборе наиболее понравившегося. Такие школьники как бы отходили от своих природных предпочтений и могли оценивать положительно музыку иного по сравнению с их темпераментом характера. Можно предполагать, что живость реагирования на музыкальные произведения, различные по характеру, говорит о развитости эмоциональной сферы учащихся. Однако нахождение более тонких корреляций между уровнем развития эмоциональной сферы учащегося, уровнем его музыкальной отзывчивости и особенностями его природного темперамента требует дальнейшего изучения.

Музыкальное воспитание, предлагая учащимся в содержании музыкальных произведений эмоции различной модальности, делает их одновременно и более способными к переживанию тех эмоциональных состояний, которые не входят в структуру эмоций их природного темперамента, тем самым расширяя и углубляя контакты с окружающими людьми и действительностью.

……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………. ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ ОТЗЫВЧИВОСТЬ НА МУЗЫКУ

Особое место в повышении уровня нравственной и эстетической культуры подрастающего поколения принадлежит музыке, которая, активно воздействуя на сознание человека и его эмоциональную сферу, является важнейшим, незаменимым средством духовного развития личности. Восприятие выразительного значения музыкального языка, проникновение в содержание произведения, в его эмоциональный смысл, возможно только при наличии способности эмоционально отзываться на музыку, поэтому воспитание в детях любви к музыке, умения сопереживать заключенному в ней образно-эмоциональному смыслу является одной из основных задач музыкального воспитания детей.

В психологии эмоциональную отзывчивость (восприимчивость, чувствительность) понимают :

    как свойство индивида легко, быстро и гибко эмоционально реагировать на различные воздействия – социальные события, процесс общения, особенности партнёров и т.д.

    как эмоциональную реакцию на состояние другого человека, как основную форму проявления действенного эмоционального отношения к другим людям, включающую сопереживание и сочувствие;

    как показатель развития гуманных чувств и коллективистских отношений.

Эмоциональная отзывчивость на произведения искусства понимается :

    как умение откликаться на события, явления, произведения разных жанров;

    как способность сопереживать героям, соотносить литературные факты с жизненным опытом;

    как способность эмоционального сопереживания музыке;

    как эмоциональный отклик на произведения искусства.

Эмоциональная отзывчивость выступает отправной точкой развития эстетических чувств, отношений, потребностей, а также эстетических вкусов и интересов личности.

Эстетические чувства и эстетические эмоции составляют высший этап развития человеческих чувств, являются показателем уровня духовной жизни человека.

По И. Канту «эмоциональная отзывчивость является катализатором мышления (точнее интеллекта), поскольку изначально облагораживает ум, эстетизируя его».

Дошкольный возраст это период, когда преобладает чувственное познание мира. Именно в этом возрасте необходимо учить душу трудиться: сопереживать другому человеку, его чувствам, мыслям, настроениям.

Эстетическое воспитание направлено на развитие умений дошкольников воспринимать, чувствовать и понимать прекрасное, замечать хорошее и плохое, творчески самостоятельно действовать, приобщаясь тем самым к различным видам художественной деятельности.

Одним из ярких средств воспитания является музыка. Эмоциональная отзывчивость на музыку – основа музыкальности. Она связана с развитием эмоциональной отзывчивости и в отношениях с людьми, с воспитанием таких качеств личности, как доброта, умение сочувствовать другому человеку (А.И. Катинене, М.Л. Палавандишвили, О.П. Радынова).

Музыка есть эмоциональное познание. Поэтому основным признаком музыкальности Б.М. Теплов называет переживание музыки, при котором постигается ее содержание. «Поскольку музыкальное переживание по своему существу – эмоциональное переживание и иначе как эмоциональным путем нельзя понять содержание музыки, центром музыкальности является способность человека эмоционально отзываться на музыку ».

Разработки уроков (конспекты уроков)

Основное общее образование

Линия УМК В. В. Алеева. Музыка (5-9)

Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственности за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.

УМК по музыке Т. И. Науменко, В. В. Алеева.

Тип урока: комбинированный (закрепление, изучение нового материала)

Вид урока: урок-размышление.

Художественно-педагогическая идея: « Весь трепет жизни всех веков и рас // Живет в тебе. Всегда. Теперь. Сейчас.» Максимилиан Волошин

Цель урока: Cформировать у учащихся установку на общечеловеческие нравственные и духовные ценности, подготовить к восприятию сложного, порой противоречивого внутреннего мира человека, воссозданного в музыке разных эпох.

Задачи:

  • образовательная: сформировать представление о стилевых особенностях творчества русского композитора П. И. Чайковского на примере увертюры-фантазии «Ромео и Джульетта» и способности бардовской песни раскрывать эмоциональный мир человека.
  • воспитательная: воспитать у учащихся через творчество П. И. Чайковского и Ю. Визбора духовно-нравственные качества: гуманизм, взаимопонимание, преданность, умение находить компромисс, неприятие насилия над личностью, веру в добро и любовь.
  • развивающая: развить эмоциональную отзывчивость и музыкальное мышление.

Оборудование: ПК, мультимедиапроектор, ИД, интерактивная презентация, презентация Power Point, фортепиано.

План урока:

Структура урока

Действия учителя

Действия учащихся

1. Орг. момент – 2-3 мин.

Приветствие. Посадка.

Вход в класс, приветствие, подготовка к уроку.

2. Актуализация знаний - 5 мин.

Задает вопросы по пройденному материалу по теме «Мир человеческих чувств»

Отвечают на вопросы учителя.

3. Слушание музыки – 15 мин.

Знакомит с новым произведением по данной теме, которое будет звучать на уроке, его авторами и жанром, предлагает обратиться к презентации и по тексту пролога выделить и назвать главные образы, которые могли бы стать главными в музыке. (Презентация в Power Point).

Слушают речь учителя, пролог из трагедии и выделяют главные образы данного произведения.

Предлагает, представив себя композиторами, попытаться создать музыкальные образы, руководствуясь таблицами Интерактивной презентации.

После выявления главных образов создают с помощью Интерактивной презентации предполагаемые музыкальные версии этих образов.

Учитель предлагает вслушаться в музыку П. И. Чайковского и сравнить свои предположения о музыкальных образах с композиторским выражением.

После создания предполагаемых образов слушают музыку П. И. Чайковского и сравнивают со своими образами и делают выводы, насколько совпали мнения слушателей и композитора.

Предлагает повторное слушание для определения выраженных в музыке человеческих чувств.

Слушают повторно фрагмент произведения и определяют выраженные в каждом образе чувства.

Дает домашнее задание и обобщает разговор стихами.

Записывают домашнее задание.

4. Хоровое пение – 18 мин.

Знакомит и показывает песню Ю. Визбора «Ты у меня одна», предлагая сопоставить мир человеческих чувств.

Учащиеся прослушивают песню и определяют, какие чувства выражает эта песня, чем схожа с произведением П. И. Чайковского и в чем ее отличие.

Обобщив ответы детей, предлагает разучить песню и работает над разучиванием I и II куплетов.

Учащиеся разучивают песню.

5. Закрепление и обобщение – 4 мин.

Задает вопросы о прослушанном и исполненном музыкальном материале, их значение в понимании и раскрытии темы урока и делает обобщение.

Отвечают на вопросы учителя, закрепляя пройденный материал. Слушают обобщение учителя.

Ход урока

1. Оргмомент

Вход в класс, приветствие, посадка.

2. Актуализация знаний

У: Сегодня мы продолжим с вами разговор о музыке, посвященной вечной теме в искусстве. Может быть, вы вспомните и сами назовете, что это за тема?

Д: Это тема – «Мир человеческих чувств».

У: Верно, а как вы думаете, часто ли художники, поэты, музыканты, драматурги обращались и обращаются к этой теме?

Д: Достаточно часто.

У: Давайте обратимся к художественно-педагогической идее нашего урока, вдумайтесь в ее смысл и скажите, как она сможет работать в нашем уроке, почему именно ее я выбрала для сегодняшнего урока? (Читаю).

Д: Эти строки скрывают в себе очень широкий и глубокий смысл. Они говорят о том, что сегодняшний человек, наш современник, переживает те же чувства, что испытывали другие люди. Новые поколения не изобретают новых отношений и чувств, они переживают те же, что могли пережить люди, жившие далеко от нас и в пространстве и во времени.

У: Молодцы, вы очень точно поняли смысл этих строк. Скажите, а как мы сможем ее связать с произведениями искусства, в частности с музыкой, которая будет звучать на уроке?

Д: Любое произведение искусства говорит нам о людях, их переживаниях, страстях. А музыка именно тот язык, который, как ни одно искусство, ярко и понятно расскажет об этом!

3. Слушание

У: Замечательно, вы разобрались в направленности нашего сегодняшнего урока, и я приглашаю вас к знакомству с новым музыкальным произведением, которое раскроет перед нами удивительный мир – мир человеческих чувств.

Взгляните на экран (Слайды 3, 11 и 12 ).

Сегодня мы узнаем печальную историю, которую поведал миру почти 4 века назад великий английский драматург, поэт и актер – Уильям Шекспир. Человек, которого больше всего интересовали человеческие отношения, чувства и готовность отстаивать свои взгляды и принципы, даже погибая за них. Эта история рассказана в трагедии «Ромео и Джульетта». Послушайте ее начало – Пролог – и подумайте, что является основой сюжета? (Слайд 4 )

Д: Сюжет этого произведения основан на конфликте двух враждующих семей, который привел к гибели их детей.

У: Как вы думаете, почему погибли их дети – их звали Ромео – сын Монтекки и Джульетта – дочь Капулетти?

Д: Наверное, потому, что полюбили и хотели быть всегда вместе, но родители, скорее всего, не допустили этого, таким образом они остались вместе и воспротивились слепой ненужной вражде.

У: Взгляните на задание и подумайте над ним. (Слайд 5 ) Есть ли место человеческим чувствам в этой непростой истории?

Д: Да, конечно, здесь могут проявиться очень разные, яркие и противоречивые чувства.

У: Ну, а какие же, на ваш взгляд, образы композитор, который бы стал писать музыку к этой истории, должен был обязательно показать?

Д: Скорее всего это Любовь Ромео и Джульетты и Вражда родителей.

У: Верно, вы, как настоящие композиторы, справились с этой задачей! Вы выделили и назвали главные образы. Но давайте уточним, какой образ показать первым – Любовь или Вражду? Что было сначала?

Д: Вражда. Но, несмотря на нее, появилась Любовь!

У: Молодцы! Взгляните на экран, как точно у вас все получилось! (Слайды 6 и 7 ).

А теперь давайте попробуем «сочинить» музыку этих образов, прибегнув к основным музыкально-выразительным средствам и используя Интерактивную презентацию (или таблицы на слайдах 15 и 16 ).

(Учащиеся подбирают музыкально-выразительные средства к образу Вражды и образу Любви, тем самым создавая образы в целом). Проверяем полученный результат, уточняем.

У: Ну, что ж, вы настоящие мастера, очень ярко представили образы. А теперь я хочу вас познакомить с уже созданной музыкой по этой трагедии. Автором этой музыки является хорошо нам знакомый композитор – Петр Ильич Чайковский (Слайд 8 ). Это увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта».

Знаком ли вам жанр увертюра ? Что это такое?

Д: Увертюра – оркестровое вступление к опере, балету, спектаклю или кинофильму, в котором в краткой форме показаны главные образы произведения. Иногда увертюра может быть самостоятельным симфоническим произведением.

У: Вполне исчерпывающий ответ, осталось только выяснить, к какому типу отнести нашу увертюру?

Д: Скорее всего, это самостоятельное произведение.

У: Да, действительно, это так. Сегодня мы услышим фрагмент из увертюры П.И.Чайковского, слушая музыку, попытайтесь ответить на данные вопросы – (Слайд 10 ).

Слушание фрагмента увертюры П.И.Чайковского «Ромео и Джульетта».

Ответы детей на вопросы №1 и 2, помещенные на слайде №10, пометка в таблице матрицей зеленого цвета совпавшие элементы с выбором композитора и красным – отличающиеся (в простой таблице + и -).

Повторное слушание фрагмента и ответы на оставшиеся задания. Проверка их.

У: Ребята, мне бы хотелось, чтобы вы еще и еще раз вдумались не только в музыку этого произведения, но и над поступком наших героев. Напишите дома в тетрадях свое размышление о том, как вы относитесь к поступку Ромео и Джульетты, сумели ли они таким образом сохранить свои чувства или их любовь умерла вместе с ними? Как вы думаете, каков финал этой увертюры, какой темой, Вражды или Любви, закончит автор свою увертюру и почему?

(Запись домашнего задания).

Таким образом, мы сегодня с вами еще раз смогли убедиться в том, что музыка очень ярко может передавать чувства людей до малейших оттенков и не только передавать, но и заставлять слушателя, то есть нас с вами сопереживать им.

Они уносят дух – властительные звуки!
В них – упоение мучительных страстей,
В них – голос плачущей разлуки,
В них – радость юности моей!

Взволнованное сердце замирает,
Но я тоски не властен утолить;
Душа безумная томится и желает
И петь, и плакать, и любить!

В. Красов

4. Хоровое пение

У: Ребята, сегодня я хочу представить вам еще одно музыкальное произведение – песню, созданную в 20 веке известным бардом Юрием Визбором (слайд 10 ). Юрий Визбор – поэт, бард, журналист, сценарист, создатель молодежной радиостанции, сам снялся в нескольких фильмах. Большая часть его песен связана с альпинистской тематикой. Послушайте его песню и скажите, может ли современная музыка выражать чувства людей? Есть ли сходство у этой песни с музыкой П.Чайковского, о чем говорит она и как звучит?

Прослушивание песни Ю.Визбора «Ты у меня одна» и беседа о ней.

Учитель обобщает ответы детей и делает вывод, что и в 20 веке и во всех других эпохах люди любят, страдают, проносят свои чувства через любые невзгоды и испытания, как и герои Уильяма Шекспира.

Разучивание песни, при разучивании использует приемы «эхо», пение по цепочке и др.

При работе над песней уделить особое внимание манере исполнения: негромкое, теплое, задушевное звучание должно правдиво передать ту доверительную дружескую обстановку, в которой обычно исполняются бардовские песни.

5. Закрепление и обобщение урока

У: С какой музыкой мы сегодня встретились на уроке?

В какое время были созданы эти произведения? Что общего у этих произведений?

Чему научила нас музыка сегодня?

Ответы детей.

Обратитесь еще раз к художественно-педагогической идее сегодняшнего урока и скажите, нашли ли мы подтверждение смысла их в музыке и разговоре на этом уроке?

Ну, что ж, пришла пора прощаться, урок закончился, но я надеюсь, что сегодняшний урок заставит нас с вами еще и еще раз поразмышлять над чувствами и взаимоотношениями людей, будет учить нас строить эти взаимоотношения и развивать чувства.

Литература:

  1. Кабалевский Д. Б. «Как рассказывать детям о музыке?» М., «Просвещение», 1989.
  2. «Музыка». Программа для общеобразовательных учреждений. В. В. Алеев, Т. И. Науменко. М., «Дрофа», 2003.
  3. «Музыка» Т. И. Науменко, В. В. Алеев. Учебник для общеобразовательных учебных заведений, 8 класс. М., «Дрофа», 2002.
  4. «Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия», версия 2004 г., ресурсы Интернет, www.KM.ru .
  5. Смолина Е.А. «Современный урок музыки». Творческие приемы и задания. Ярославль, Академия развития, 2006.
  6. «Я познаю мир» Детская энциклопедия, том «Музыка», М., «Астрель» 2002.
  7. «…И музыка, и слово…» (Стихи к музыкальным произведениям). Составитель Н. В. Лещова, ГОУ СПО «Омский музыкально-педагогический колледж», Омск, 2005.
  • Cформировать у учащихся установку на общечеловеческие нравственные и духовные ценности, подготовить к восприятию сложного, порой противоречивого внутреннего мира человека, воссозданного в музыке разных эпох.

Задачи:

Образовательная:

  • сформировать представление о стилевых особенностях творчества русского композитора П.И.Чайковского на примере увертюры-фантазии “Ромео и Джульетта”и
  • способности бардовской песни раскрывать эмоциональный мир человека.

Развивающая:

  • развить эмоциональную отзывчивость и музыкальное мышление;

Воспитательная:

  • воспитать у учащихся через творчество П.И.Чайковского и Ю. Визбора духовно-нравственные качества: гуманизм, взаимопонимание, преданность, умение находить компромисс, неприятие насилия над личностью, веру в добро и любовь.

Оборудование: ПК, мультимедиапроектор, ИД, интерактивная презентация, презентация Power Point, фортепиано.

План урока:

Структура урока Действия учителя Действия учащихся
1.Орг. момент – 2–3 мин. Приветствие. Посадка. Вход в класс, приветствие, подготовка к уроку.
2. Актуализация знаний – 5 мин. Задает вопросы по пройденному материалу по теме “Мир человеческих чувств” Отвечают на вопросы учителя.
3 Слушание музыки – 15 мин. Знакомит с новым произведением по данной теме, которое будет звучать на уроке, его авторами и жанром, предлагает обратиться к презентации и по тексту пролога выделить и назвать главные образы, которые могли бы стать главными в музыке. (Презентация Рр-слайды).

Предлагает, представив себя композиторами, попытаться создать музыкальные образы, руководствуясь таблицами Интерактивной презентации.

Учитель предлагает вслушаться в музыку П.И.Чайковского и сравнить свои предположения музыкальных образов с композиторским выражением.

Предлагает повторное слушание для определения выраженных в музыке человеческих чувств.

Дает домашнее задание и обобщает разговор стихами.

Слушают беседу учителя, пролог из трагедии и выделяют главные образы данного произведения.

После выявления главных образов, создают с помощью Интерактивной презентации предполагаемые музыкальные версии этих образов.

После создания предполагаемых образов, слушают музыку П.И.Чайковского и сравнивают со своими образами и делают выводы, насколько совпали мнения слушателей и композитора.

Слушают повторно фрагмент произведения и определяют выраженные в каждом образе чувства.

Записывают домашнее задание.

4. Хоровое пение – 18мин. Знакомит и показывает песню Ю.Визбора “Ты у меня одна”, предлагая сопоставить мир человеческих чувств.

Обобщив ответы детей, предлагает разучить песню и работает над разучиванием I и II куплетов.

Учащиеся прослушивают песню и определяют, какие чувства выражает эта песня, чем схожа с произведением П.Чайковского и в чем ее отличие.

Учащиеся разучивают песню.

5. Закрепление и обобщение – 4 мин. Задает вопросы о прослушанном и исполненном музыкальном материале, их значение в понимании и раскрытии темы урока и делает обобщение. Отвечают на вопросы учителя, закрепляя пройденный материал. Слушают обобщение учителя.

Ход урока

1. Организационный момент

Вход в класс, приветствие, посадка.

2. Актуализация знаний

У: Сегодня мы продолжим с вами разговор о музыке, посвященной вечной теме в искусстве. Может быть, вы вспомните и сами назовете, что это за тема?

Д: Это тема – “Мир человеческих чувств”.

У: Верно, а как вы думаете, часто ли художники, поэты, музыканты, драматурги обращались и обращаются к этой теме?

Д: Достаточно часто.

У: Давайте обратимся к художественно-педагогической идее нашего урока, вдумайтесь в ее смысл и скажите, как она сможет работать в нашем уроке, почему именно ее я выбрала для сегодняшнего урока? (Читаю).

Д: Эти строки скрывают в себе очень широкий и глубокий смысл. Они говорят о том, что сегодняшний человек, наш современник, переживает те же чувства, что испытывали другие люди. Новые поколения не изобретают новых отношений и чувств, они переживают те же, что могли пережить люди, жившие далеко от нас и в пространстве и во времени.

У: Молодцы, вы очень точно поняли смысл этих строк. Скажите, а как мы сможем ее связать с произведениями искусства, в частности с музыкой, которая будет звучать на уроке?

Д: Любое произведение искусства говорит нам о людях, их переживаниях, страстях. А музыка именно тот язык, который, как ни одно искусство, ярко и понятно расскажет об этом!

3. Слушание

У: Замечательно вы разобрались в направленности нашего сегодняшнего урока, и я приглашаю вас к знакомству с новым музыкальным произведением, которое раскроет перед нами удивительный мир – мир человеческих чувств.

Взгляните на экран (Слайды 3,11 и 12, см. Приложение 3 ).

– Сегодня мы узнаем печальную историю, которую поведал миру почти 4 века назад великий английский драматург, поэт и актер – Уильям Шекспир. Человек, которого больше всего интересовали человеческие отношения, чувства и готовность отстаивать свои взгляды и принципы, даже погибая за них. Эта история рассказана в трагедии “Ромео и Джульетта”. Послушайте ее начало – Пролог – и подумайте, что является основой сюжета? (Слайд 4)

Д: Сюжет этого произведения основан на конфликте двух враждующих семей, который привел к гибели их детей.

У: Как вы думаете, почему погибли их дети – их звали Ромео – сын Монтекки и Джульетта – дочь Капулетти?

Д: Наверное, потому, что полюбили и хотели быть всегда вместе, но родители, скорее всего, не допустили этого, таким образом они остались вместе и воспротивились слепой ненужной вражде.

У: Взгляните на задание и подуматйте над ним. (Слайд 5) Есть ли место человеческим чувствам в этой непростой истории?

Д: Да, конечно, здесь могут проявиться очень разные, яркие и противоречивые чувства.

У: Ну, а какие же, на ваш взгляд, образы композитор, который бы стал писать музыку к этой истории, должен был обязательно показать?

Д: Скорее всего это Любовь Ромео и Джульетты и Вражда родителей.

У: Верно, вы, как настоящие композиторы справились с этой задачей! Вы выделили и назвали главные образы. Но давайте уточним, какой образ показать первым – Любовь или Вражду? Что было сначала?

Д: Вражда. Но, несмотря на нее, появилась Любовь!

У: Молодцы! Взгляните на экран, как точно у вас все получилось! (Слайды 6 и 7).

А теперь давайте попробуем “сочинить” музыку этих образов, прибегнув к основным музыкально-выразительным средствам и используя Интерактивную презентацию (или таблицы на слайдах 15 и 16).

(Учащиеся подбирают музыкально-выразительные средства к образу Вражды и образу Любви, тем самым создавая образы в целом. Целесообразно дать задания по группам (рядам) или мальчики-девочки, чтобы ускорить работу над проектированием образов. Приложение 1 ). Проверяем полученный результат, уточняем.

У: Ну, что ж вы настоящие мастера, очень ярко представили образы. А теперь я хочу вас познакомить с уже созданной музыкой по этой трагедии. Автором этой музыки является хорошо нам знакомый композитор – Петр Ильич Чайковский (Слайд 8). Это Увертюра – фантазия “Ромео и Джульетта”.

Знаком ли вам жанр – увертюра? Что это такое?

Д: Увертюра – оркестровое вступление к опере, балету, спектаклю или кинофильму, в котором в краткой форме показаны главные образы произведения. Иногда увертюра может быть самостоятельным симфоническим произведением.

У: Вполне исчерпывающий ответ, осталось только выяснить, к какому типу отнести нашу увертюру?

Д: Скорее всего это- самостоятельное произведение.

У: Да, действительно, это так. Сегодня мы услышим фрагмент из увертюры П.И.Чайковского, слушая музыку, попытайтесь ответить на данные вопросы – (Слайд 10).

Слушание фрагмента увертюры П.И.Чайковского “Ромео и Джульетта”.

Ответы детей на вопросы №1 и 2, помещенные на слайде 10 , пометка в таблице матрицей зеленого цвета совпавшие элементы с выбором композитора и красным – отличающиеся (в простой таблице + и -).

Повторное слушание фрагмента и ответы на оставшиеся задания. Проверка их.

У: Ребята, мне бы хотелось, чтобы вы еще и еще раз вдумались не только в музыку этого произведения, но и над поступком наших героев. Напишите дома в тетрадях свое размышление о том, как вы относитесь к поступку Ромео и Джульетты, сумели ли они таким образом сохранить свои чувства или их любовь умерла вместе с ними? Как выдумаете, каков финал этой увертюры, какой темой, Вражды или Любви, закончит автор свою увертюру и почему?

(Запись домашнего задания).

– Таким образом, мы сегодня с вами еще раз смогли убедиться в том, что музыка очень ярко может передавать чувства людей до малейших оттенков и не только передавать, но и заставлять слушателя, то есть нас с вами сопереживать им.

“Они уносят дух – властительные звуки!
В них – упоение мучительных страстей,
В них – голос плачущей разлуки,
В них – радость юности моей!

Взволнованное сердце замирает,
Но я тоски не властен утолить;
Душа безумная томится и желает
И петь, и плакать, и любить!”
(В. Красов )

4. Хоровое пение

У: Ребята, сегодня я хочу представить вам еще одно музыкальное произведение – песню, рожденную в 20 веке известным бардом Юрием Визбором (слайд 10). Юрий Визбор – поэт, бард, журналист, сценарист, создатель молодежной радиостанции, сам снялся в нескольких фильмах. Большая часть его песен связана с альпинистской тематикой. Послушайте его песню и скажите, может ли современная музыка выражать чувства людей? Есть ли сходство у этой песни с музыкой П.Чайковского, о чем говорит она и как звучит?

Показ песни Ю.Визбора “Ты у меня одна” и беседа о ней.

Учитель обобщает ответы детей и делает вывод, что и в 20 веке и во всех других эпохах люди любят, страдают, проносят свои чувства через любые невзгоды и испытания, как и герои Уильяма Шекспира.

Разучивание песни, при разучивании использует приемы “эхо”, пение по цепочке и др.

При работе над песней уделить особое внимание манере исполнения: негромкое, теплое, задушевное звучание должно правдиво передать ту доверительную дружескую обстановку, в которой обычно исполняются бардовские песни.

5. Закрепление и обобщение урока

У: С какой музыкой мы сегодня встретились на уроке? В какое время были созданы эти произведения? Что общего у этих произведений? Чему научила нас музыка сегодня?

Ответы детей.

– Обратитесь еще раз к художественно-педагогической идее сегодняшнего урока и скажите, нашли ли мы подтверждение смысла их в музыке и разговоре на этом уроке? Выскажите кратко свое отношение к сегодняшнему разговору на уроке в синквейне.

(Заранее заготовленные шаблоны синквейна раздать. Приложение 2 )

Ну, что ж, пришла пора прощаться, урок закончился, но я надеюсь, что сегодняшний урок заставит нас с вами еще и еще раз поразмышлять над чувствами и взаимоотношениями людей, будет учить нас строить эти взаимоотношения и развивать чувства.

Литература:

  1. Кабалевский Д.Б. “Как рассказывать детям о музыке?” М., “Просвещение”1989.
  2. “Музыка” - программа для общеобразовательных учреждений, В.В.Алеев, Т.И.Науменко. М., “Дрофа” 2003.
  3. “Музыка” Т.И.Науменко, В.В.Алеев. Учебник для общеобразовательных учебных заведений, 8 класс. М., “Дрофа” 2002
  4. “Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия”, версия 2004г., ресурсы Интернет, www.KM.ru
  5. Смолина Е.А. “Современный урок музыки”. Творческие приемы и задания. Ярославль, Академия развития, 2006.
  6. “Я познаю мир” Детская энциклопедия, том “Музыка”, М., “Астрель” 2002.
  7. “…И музыка и слово…” (Стихи к музыкальным произведениям) составитель Н.В.Лещова ГОУ СПО “Омский музыкально-педагогический колледж”, Омск,2005.

Центром любого лирического произведения становится человек. Если в песне или рассказе нет людей, то каждый предмет описывается сквозь призму чувств автора или вымышленного героя.

Лирический образ

В художественном, музыкальном произведении есть персонаж, которого описывает автор, наделяя его какими-то характерными чертами. В лирике - роде произведений, основанном на эмоциональном раскрытии самого повествователя и его персонажа - он полностью обнажает душу и сердце.

Читатель или слушатель может определить все чувства, которые таят в себе лирические образы. Только внимательная публика прочитает послание автора через его произведение.

Что такое лирика?

Это род пришедший из Древней Греции. Он был назван в честь струнного инструмента - лиры. Во время таких концертов древние артисты передавали свою чувствительную сторону с помощью музыки. Самым распространенным заблуждением стало то, что лирика основывается на меланхоличных мотивах. Это не правда. Она может фокусироваться на одной эмоции, но чаще всего отражает целый спектр: горе, радость, печаль, веселье. Какие бы чувства ни испытывал человек, если они выносятся на первый план в искусстве, оно становится лирическим.

Основные виды произведений - поэзия, музыка, послание. Самыми древними лирическими текстами считаются "Песнь Песней", которую написал легендарный царь Соломон, и Псалмы Давида. Первое произведение - это поэма, второе - относится к религиозной лирике.

Данный вид творений может быть просто отрезком или отступлением в большом произведении, во время которого главный герой переживает ряд чувств и делится ими с публикой.

Что делает уникальным лирику?

Основная черта такого рода произведений заключается в том, что, помимо чувств и личных ощущений от каких-то явлений, автор ничего не описывает. Словно со сцены звучит индивидуальная исповедь. Развития активных событий нет.

Главные характерные особенности:

  • бездействие,
  • чувства и эмоции,
  • настроение.

Древние времена

Лирика начинала свое развитие в античной Греции. Яркими представителями этого стиля в то время считались Стесихор и Алкман, которые прославляли героев и государство. Наибольшего рассвета лирика достигла в первом веке, в период деятельности Вергилия, автора "Энеиды", и Овидия с его "Метаморфозами". Главными темами моральных переживаний авторы выбирали любовь. У нее были самые различные драматические образы: любовь к отцу (как у Энея), любовь к родине, к близким людям.

Средневековье и эпоха Возрождения

В Средние века главными лириками были трубадуры. Они странствовали по разным селениям, пели, читали стихи, играли на флейтах. Своим творчеством трубадуры объединили различные виды лирики в один. Они даже давали театрализованные представления.

Эпоха Возрождения привнесла расцвет любовной лирики в мировое искусство. Из поэтов самыми знаменитыми стали Данте, Петрарка, В то же время появились музыкальные баллады. Ярким представителем жанра стал Карл Орлеанский.

Лирика была не только любовной в указанный период. У Ульриха фон Гуттена она носила целиком полемический характер. Лирические образы, примеры которых брались у философов и музыкантов классической эпохи, приходилось делать более современными, менее эмоциональными. Но все же несчастная любовь героя Петрарки к его прелестной Лауре доминировала во всех дальнейших произведениях. Его поэмы брали за основу.

В Англии лирика развивалась мало. В народе возникла песня о Робин Гуде в стиле лирической баллады. Уильям Шекспир как первооткрыватель этого литературного рода в своей стране вынес на первый план драматические образы страдальца и мученика Гамлета, укрывающего правду Макбета и других героев.

Недалекое прошлое

Девятнадцатый век пестрит именами лириков: Фридрих Шиллер, Иоганн Вольфганг фон Гете, Уильям Вордсворт, Перси Биши Шелли, Альфред де Мюссе...

В России известными поэтами, работающими в этом стиле, были Александр Пушкин, Василий Жуковский, Михаил Лермонтов, Кондратий Рылеев, Владимир Одоевский.

Описание героя в лирике

В произведении такого рода необязательно главным действующим лицом будет человек. Лирический герой - это мужчина, женщина, ребенок, старик, природа, небесное светило, время года. Только автор может выбрать тот объект, который наделит в итоге эмоциями. Создатель произведения старается вложить собственные мысли в уста своих лирических образов. Он не переносит себя полностью на героя, зато наделяет теми чувствами, что испытывает.

Даже если автор и не собирался выносить свои личные переживания на показ, он не может избежать этого. Главный лирический образ станет отражением мировоззрения, восприятия музыканта или писателя. Основной герой проявляет все те черты, которые свойственны человеку настоящего времени, его общественному классу. В этом образе каждый для себя может вынести урок, сокрытый автором внутри произведения.

Лирические образы в музыке

Лирика передается через музыку. Она наиболее близка с ней. Музыка без слов может высказать все чувства, которые не так и сложно понять внимательному человеку. Лирические образы в мелодии могут передаваться с помощью инструмента или вокала.

Среди инструментальных лирических произведений выделяются классические работы Моцарта, Шуберта, Дебюсси, Бетховена, Вивальди, Чайковского, Рахманинова и других С помощью мелодий они формировали лирические образы. Ярким примером является Девятая симфония Бетховена. Композитор фокусируется на целом народе, лирическом образом выступает весь этнос. В музыке звучат попытки примирить враждующих людей.

Бетховен в течении всей жизни старался привносить положительные черты всем своим образам. Он говорил: "То, что исходит от сердца, должно к нему и вести". Многие исследователи берут это высказывание на вооружение при формировании определения лирического образа в целом. В «Весенней сонате» мелодия рассказывает о природе, о пробуждении мира после зимнего сна. Лирические образы в музыке композитора воплотились в абстрактные понятия - весну, радость, свободу.

У Чайковского в цикле «Времена года» природа также становится главной. У Дебюсси лирический образ сосредоточен на Луне в композиции «Нежность». Каждый маэстро находил вдохновение в природе, человеке, в каком-то моменте. Все это потом становилось главной темой в музыке.

В числе самых известных романсов с лирическими образами можно назвать:

  • «Прекрасная мельничиха», «Зимний путь» Шуберта,
  • «К далекой возлюбленной» Бетховена,
  • «Романс о романсе» - слова Ахмадулиной, музыка Петрова,
  • «Я вас любил» - слова Пушкина, музыка Шереметьева,
  • «Тонкая рябина» И. Сурикова.

Лирические образы в литературе

Наиболее всего данный проявился в поэзии. Именно в ней наиболее часто раскрываются лирические образы персонажей путем описания их волнений. Поэты привносили собственное «я» в произведения. Герой становился двойником автора строк. Появлялось описание судьбы человека, его внутреннего мира, а также некоторых характерных черт, повадок. Такая - особенная - поэзия навсегда была увековечена Байроном, Лермонтовым, Гейне, Петраркой, Пушкиным.

Эти великие гении негласно изобрели основные правила в выбранном жанре, по которым и формировались лирические образы. Произведения становились более мягкими, индивидуальными, интимными. Литераторы называют этих поэтов романтиками, что лишний раз подчеркивает тонкую связь со стилем. Тем не менее в лирической поэме может и не быть своего «я». Так, примером могут выступать стихотворения Блока, где автор не переносит себя в произведение. То же касается и Фета.

Пушкин в стихах «Телега жизни», «К Чаадаеву» делал акцент не на «я», а на «мы» - в них он выступает наравне со своими персонажами.

В русской литературе герой может даже быть антиподом по своему духовному мировоззрению поэту. Яркими примерами такого стилистического направления являются образы в русской литературе в произведениях:

  • «Бородино» Михаила Юрьевича Лермонтова,
  • «Черная шаль», «Я здесь, Инезилья…», «Паж, или Пятнадцатый год», «Подражания Корану» Александра Сергеевича Пушкина,
  • «Филантроп», «Нравственный человек», «Огородник» Николая Алексеевича Некрасова.

Это не полный список произведений. Лирические образы в них стали знаковыми для русской литературы.

В поэмах Сергея Есенина такой всплеск эмоций был переложен на коня. А у Марины Цветаевой присутствуют герои в виде птиц. Поэты наделяли персонажей собственными чувствами, соединив в один образ.

Многие исследователи лирического героя в России, в том числе и Гудковский, Гинзбурш, Роднянская, полагают, что сама аудитория дополняет его своим восприятием. Каждый человек может представить те чувства, которые испытывает герой произведения, по-своему. Он руководствуется теми эмоциями, которые были вызваны музыкой или поэмой, балладой или театральным действом. Вечные образы в литературе подтверждают эту теорию. Автор лирического образа пытается передать свое виденье, полагаясь на то, что публика поймет его.

Вверх