Error: не определено #11234. Урок литературы как основа изучения театра. Конспект занятия «Основы театрального искусства» по предмету «Основы общей и театральной культуры. Работа с языковыми и художественными средствами

Урок литературы как основа изучения театра. Конспект занятия «Основы театрального искусства» по предмету «Основы общей и театральной культуры. Работа с языковыми и художественными средствами

Ирина Кулагина
Конспект занятия «Основы театрального искусства» по предмету «Основы общей и театральной культуры»

1 год обучения

Предмет «»

Занятие №2

Тема : «Особенности театрального искусства »

План-конспект учебного занятия

Ф. И. О. педагога – Кулагина Ирина Леонидовна

Вид образовательной деятельности – театральное творчество

Название образовательной программы – дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Театр »

Направленность программы – художественная

Место учебного занятия в программе – Предмет «Основы общей и театральной культуры »

Место проведения – структурное подразделение – детский (подростковый) клуб «Созвездие»

Время проведения – октябрь

Краткая характеристика группы –группа первого года обучения, возраст учащихся 7-9 лет

Тип занятия – объяснение нового материала

Форма занятия – Занятие - беседа

Тема : «Особенности театрального искусства »

Цель занятия : Знакомство учащихся со спецификой театрального искусства

Задачи : 1. Сформировать представление о театральном искусстве , как синтезе различных видов искусства . 2. Развивать внимание, фантазию и воображение. 3. Снять психологический зажим. 4. Воспитывать умение слушать. Воспитывать интерес к театральному творчеству .

Хронометраж занятия : 90 минут

I этап - организационный Подготовка детей к работе на занятии Организация начала занятия , создание психологического настроения на учебную деятельность и активизация внимания.

Педагог : Здравствуйте, ребята, проходите, рассаживайтесь! Мне очень приятно видеть вас сегодня на занятии ! Сегодня мы с вами поздороваемся друг с другом не как обычные люди, а под музыку. Подумайте и изобразите жесты и движения в такт музыки.

Игра «Приветствие»

Педагог : Замечательно! А сейчас для того, чтобы мы еще лучше друг друга узнали, поиграем в игру «Меня зовут… Я» . Вы называете свое имя, а затем говорите про себя, какой или какая я, то есть даете себе характеристику, отвечая на этот вопрос на букву своего имени. Итак, начали!

Игра «Какой я»

Педагог : Порядок везде, в каждом, во всем! Итак, давайте все вместе наведем порядок, создадим атмосферу уюта, чтобы хотелось работать, придумывать, творить! Сядем мы с вами в полукруг. А почему? Молодцы! Только сидим мы с вами немного не так. Давайте попробуем сесть по росту, от самого низкого к самому высокому. Очень хорошо. Возьмитесь за руки, передайте друг другу свое хорошее настроение с помощью посланного импульса.

Игра «Искра»

Педагог : Хорошо! Приготовились! Следующее упражнение. Медленно : «вдох – нос, выдох – рот» , как йоги! Успокоились!

Упражнение «Йоги» (6 раз)

Педагог : Приготовимся к творческому процессу! Успокоимся. Начинаем зарядку слухового аппарата.

Разминка «Тишина»

Педагог : Какие ассоциации, мысли, размышления, аналогии вызывают услышанные вами звуки? Встали. Рот на зевок, руки в замок – потянулись. Достали потолок, пол, подросли… Встряхнулись!

Итак, начинаем занятие !

II этап - проверочный Установление правильности и осознанности выполнения домашнего задания, выявление пробелов и их коррекция Проверка домашнего задания, проверка усвоения знаний предыдущего занятия .

Педагог : На прошлом занятии мы с вами узнали , что такой страны, как театр нет на карте . Но такая страна существует, и зародилось театральное искусство очень давно . Как вы понимаете слово «искусство » ? Ребята, скажите мне, пожалуйста, что вы узнали на прошлом занятии ? Кто нам может рассказать? Что такое театр ? Где можно увидеть истоки театра ? Где зародилось театральное искусство ? Как называлась площадка, где выступали актеры? Какие театры вам еще запомнились ? Какие виды искусства встречаются в театре ? Кто для спектакля рисует декорацию и эскизы костюмов? Правильно, художник. А кто сочиняет музыку? Правильно, композитор. А кто шьет костюмы? Правильно, швеи. А кто выдает костюмы актерам? Костюмер. А кто готовит с актерами танцы? Хореограф. Молодцы. Кто репетирует с актерами, кто указывает композитору, какая музыка должна звучать, а художнику – какие должны быть декорации и так далее? Конечно же – это режиссер. Кого можно назвать душой театра ? Хорошо!

III этап - подготовительный Обеспечение мотивации и принятие детьми цели учебно – познавательной деятельности

Педагог : Сегодня, ребята, мы с вами продолжим путешествие по удивительной стране театра . Тема нашего занятия : Особенности театрального искусства . Вы узнаете, чем же театральное искусство отличается от других. Слайд 1. Сядьте удобно, чтобы всем был виден экран.

IVэтап - основной Обеспечить восприятие, осмысление и первичное запоминание новых знаний

Педагог : Слайд 2. Какие только перемены не происходили на земле - эпоха следовала за эпохой, один народ сменял другой. Слайд 3. Возникали и исчезали государства, страны, в глубинах океана исчезла Атлантида, разгневанный Везувий горячей лавой залил несчастную Помпею, на долгие века пески занесли на Гиссарлыкском холме воспетую Гомером Трою. Слайд 4. Но ничто и никогда не прерывало вечного бытия театра . Слайд 5. Искусство сцены , родившись в глубокой древности, в разные времена собирало зрителей. Спектакли развлекали, воспитывали, чему-то учили. С приходом телевидения и компьютеров, театр не исчез , не растворился (как ему это не предрекали , ведь сиюминутное театральное искусство творится на глазах у зрителя и вместе с ним, а значит, доставляет удовольствие и всегда является настоящим праздником. Слайд 6. Театр относится к игровому, зрелищному виду искусства . Как вы понимаете слово «зрелище» ? Как и любой вид искусства (музыка, живопись, литература, театр имеет свои особенности, отличающие его от других видов искусства . Слайд 7. Театр – искусство синтетическое . Театральное произведение (спектакль) складывается из текста пьесы, работы режиссера, актера, художника, композитора. Другими словами, спектакль соединяет в себе разные виды искусств : музыку, изобразительную деятельность, литературу и многое другое. Слайд 8. Театр – искусство коллективное . Чтобы получился спектакль такой, каким его увидит зритель, нужно потрудиться многим людям. Актеру помогают многие творческие и технические работники театра . Таким образом, спектакль – это результат деятельности многих людей, не только тех, кто появляется на сцене, но и тех, кто шьет костюмы, мастерит предметы реквизита , устанавливает свет, встречает зрителей. Слайд 9. Театральный спектакль – это особое действие, разыгранное в пространстве сцены. Театр это то , что мы видим на самом деле и, одновременно, то, что можно придумать. В театре мир остается миром людей и для людей. События, разворачивающиеся на сцене, – не жизнь, а лишь то, что мы видим в жизни. Сама сцена, игровая площадка сделана для того, чтобы отделить публику от места, где разыгрывается представление , создать особое пространство, на котором разворачивается действие. Сцена и занавес помогают созданию мира театральности . В театральной игре в игровое действие вступают актеры между собой, а также вся постановочная группа со зрителем, который является полноправным участником театральной игры . Слайд 10. Театр – искусство живое , сиюминутное. Оно создается на глазах и при живом участии зрителей и «исчезает, как только замолкли актерские голоса и упал сценический занавес»; это «живое действие, это жизнь в образе» (Г. Бояджиев) . В отличие от всех прочих видов искусства – изобразительного , словесного и даже музыкального, произведения которых на долгое время сохраняются в качестве памятников, произведение театрального искусства – спектакль – не сохраняется в качестве памятника искусства , по которому мы могли бы судить об историческом прошлом явления. Жизнь театрального спектакля относительно кратковременна. Например, работа актеров кино отснята на пленке, зритель может пересмотреть кинофильм не один раз. А спектакль закончился, зритель ушел из театра . Слайд 11. Основа искусства театра - действие , сценические события, следующие одно за другим, существующее в настоящем, общем для актера , сценического места и зрителя. Спектакль – это действие, развертывающееся во времени и пространстве, когда актер (то есть «действующий» ) предстает перед зрителем , действуя (один или в коллективе) от лица созданного им художественного образа. Действие проявляется как возникновение и разрешение конфликта между персонажами, между персонажами и ситуацией. Из чего же складывается действие, мы поговорим с вами на последующих занятиях . Слайд 12. Давайте, посмотрим на экран и вспомним с вами отличительные признаки театрального искусства . Очень хорошо.

Педагог : Сейчас мы с вами немного отдохнем и устроим «Литературный конкурс сказочных героев» . Каждый по очереди встает и читает с максимальным «выражением» , красиво 4 строчки любого стихотворения от лица любого сказочного героя. Есть одно условие : Чтение стихотворения начинать со слов «Ничего я не боюсь, потому что я … Змей Горыныч» .

Педагог : Спасибо, ребята! Вы все были неотразимы! Все очень старались! Мне хотелось бы услышать ваше мнение о том, кто был более эмоционален и интересен вам в показе этого этюда. Высказывания детей.

Педагог : Хорошо! Значит, самым интересным сказочным героем был сегодня…. Мне хочется его поблагодарить. Ну, а со стороны зрителей самая большая благодарность : это -аплодисменты!

Педагог : Ну, а сейчас я предлагаю сыграть в игру , уже знакомую для вас «Нос, пол, потолок» .

Игра «Нос, пол, потолок»

Педагог : Помните, ваша задача : указать на то, что слышите, а не на то, что видите. Понятно? (Проводится игра) . Молодцы, ребята. Эта игра на развитие внимания. Хорошо! Сейчас я предлагаю вам встать свободно по всей свободной площадке. Вы будете перемещаться по ней под музыку, а я буду давать вам команды к действию. Ваша задача : не раздумывая, их выполнить.

Педагог : Пожар! Паника! Кораблекрушение! Шторм! Ветер! Дождь! Ураган! Темнота! Жара! Ссора! Молодцы! Все старались передать чувства в зависимости от ситуации. В другие игры мы сможем поиграть с вами на следующих занятиях .

Педагог : А сейчас, я предлагаю сесть на стульчики по алфавиту. Хорошо!

V этап -контрольный Выявить качество и уровень овладения знаниями, их коррекция Педагог : Мы сегодня очень славно потрудились.

Педагог : Ребята, мы с вами узнали сегодня очень много нового. Кто помнит тему нашего занятия ? А кто может сказать, для чего нужен был театр в разные времена ? Сейчас век электроники, кино, телевидения. Смогла ли эта эпоха уничтожить театр ? Что для человека театр ? К какому виду искусства относится театр ? Как вы понимаете слово «зрелище» ? Какие особенности театра вы запомнили ? Какие виды искусств объединяет в себе театральное искусство ? Людей каких профессий можно назвать создателями спектакля? Где происходит действие спектакля? Почему театр называют искусством живым , сиюминутным?

VI этап - итоговый Дать анализ и оценку успешности достижения цели и наметить перспективу последующей работы. Педагог : Ребята, сегодня вы все успешно поработали, узнали много нового. Хорошо справились с заданием. Вы все молодцы! У вас получились замечательные образы, которые вы создавали в этюдах и упражнениях. На последующих занятиях мы продолжим пополнять свои знания о театре и узнаем об этой прекрасной стране много интересного.

VII этап - рефлективный Мотивация детей на самооценку. Педагог : Скажите мне, пожалуйста, что вам запомнилось, понравилось сегодня?

Каковы были задачи? Что решили? Что было не понятно? Кому было хорошо на занятии ? Почему? Кто получил творческое удовлетворение? Что у вас сегодня получилось? Что понравилось в собственной работе? Кто верил в свой успех?

VIII этап - информационный Обеспечить понимание цели, содержания и способов выполнения домашнего задания Педагог : Дети, сегодня на занятии мы очень много работали. Если сегодня у кого-то что-то не получилось, получится обязательно в следующий раз. Желаю вам удачи!

Педагог : Спасибо вам за внимание! Успехов всегда и во всем! Вручаю вам смайлик и хочу, чтобы вы задали вопрос любому из нашего круга и сами высказали свое мнение о сегодняшнем занятии , ответив на вопросы друзей.

Игра «Поговори с друзьями»

Педагог : Спасибо за работу! Очень рада буду с вами встретиться на следующем занятии ! До свидания! Вопросы.

Разделы: Внеклассная работа

Театр должен просвещать ум.
Он должен наполнять светом наш мозг...
Ромен Ролан

Экспозиция.

“Театр – высшая инстанция для решения жизненных вопросов”, - писал А. И. Герцен.

Мир, окружающий нас, настолько многогранен и динамичен, что современному человеку не представляется возможным постичь его во всем многообразии. Постоянное изменение духовно-нравственных ценностей, экономических и социальных условий, действительно, не позволяет “остановиться”, чтобы переосмыслить все те “новообразования”, которые происходят у нас в процессе личностного роста.

Это “непрерывное движение жизни” требует пересмотра и корректировкиосновных подходов к изучению цикла гуманитарных дисциплин, в частности, литературы. Несомненно, приоритетными для образования остаются задачи формирования у гимназистов общечеловеческих ценностей (способности к сопереживанию, состраданию, умению чувствовать и понимать красоту окружающего мира), воспитания личности, способной к самостоятельному осмыслению как художественного слова, так и явлений действительности, способной создавать собственный творческий продукт.

В этой ситуации закономерным является процесс появления в деятельности педагогов новых практик, способных решить данные задачи. Такой практикой гуманитарного образования является “театральный урок”. Обращение к миру театра – не случайно, поскольку именно через призму театральных постановок нам, гимназистам и учителям, легче взглянуть на собственную жизнь, на собственные проблемы и трудности, проще разобраться и переоценить какие-либо переломные моменты в жизни.

“Без творческих поисков нет подлинного искусства”, - говорил Д. Шостакович.

Вятская гуманитарная гимназия активно разрабатывает и апробирует практики гуманитарного образования. Это, так называемые, уроки: “музейный, музыкальный, театральный”; интегративная образовательная экспедиция и др.

Развитие действия.

Интерпретация (лат. interpretatio – разъяснение, истолкование) - в искусстве - творческое освоение художественныхпроизведений, связанное с его избирательным прочтением: в обработках и транскрипциях, в художественном чтении, режиссерском сценарии, актерской роли, музыкальном исполнении... Если интерпретация рассматривается как метод литературоведения, то этоистолкование смысла произведений в определеннойкультурно-исторической ситуации его прочтения. В искусстве илитературоведении интерпретация основана на принципиальной многозначности художественного образа.

Всякий текст понимается, воспринимается каждым субъектом по-своему. Для глубокого понимания театральной постановки, текста художественного произведения мы разработали так называемый “театральный урок”.

Опираясь на высказывание Шарля Баре, мы можем сформулировать определение “театрального урока”.

Итак, театральный урок – это практика гуманитарного образования, где постижение художественного произведения и самого себя строится в особой культурно-образовательной среде и на основе переживаний субъективного опыта автора текста, режиссера и подростка-зрителя.

Под гуманитарным образованием мы понимаем человеко-ориентированное образование, направленное на развитие “человеческого в человеке” (В. И. Слободчиков). Под особой культурно-образовательной средой мы понимаем способность говорить на языке искусства, глубоко проникать в специфику данного искусства, а также благоприятные условия для раскрытия и самореализации личности.

Таким образом, театральный урок позволяет закрепить первичные знания по теории литературы о театре, приобретенные практические навыки посещения театра и, интегрируя имеющийся опыт, вывести гимназистов на новый уровень осмысления себя, события, других.

Основой для проведения театрального урока является какое-либо театральное событие в жизни города, области или изучение программных произведений по литературе, спектакли по которым проходят в театре. В редких случаях возможна работа с видеоматериалами театральных постановок.

Кульминация.

“Если бы смысл театра был только в развлекательном зрелище, быть может, и не стоило бы класть в него столько труда. Но театр есть искусство отражать жизнь ”, - утверждал К. Станиславский.

Опираясь на высказывание К. Станиславского, отметим, что посещение театра мы преобразуем в образовательное событие, которое позволяет осмыслить художественное произведение в разных интерпретациях.

Важное условие реализации данной практики – интеграция урочной и внеурочной деятельности. Театральный урок как гуманитарная практика представляет собой складывающуюся систему уроков, направленную на реализацию в течение всего учебного года и включающую 2-4 театральных урока в год. Реализация данной практики проходит поэтапно. Мы можем выделить три основных этапа: подготовительный, собственно театральный и этап рефлексии. Остановимся на каждом этапе поподробнее.

Первый этап – подготовительный.

Подготовительный этап направлен на создание условий для понимания языка произведений искусства (литературного и театрального), возможности разговаривать на нем, для эмоционального развития и обогащения личности, для отражения личностных переживаний гимназистов в текстах и различных творческих работах.

На этом этапе проводятся уроки подготовительного плана :

  • Важнейшим из них является урок-овладение театральной лексикой (работа над театральным словариком, отработка владения театральной лексикой). Не смогут дети свободно использовать театральную лексику в собственной речи, пока мы, учителя, их этому не научим. Поэтому в данном случае необходимо не только познакомиться с театральной лексикой, но и включить ее в контекст, чтобы эта лексика обрела для гимназиста смысловое значение.
  • Другим важным уроком подготовительного плана является урок – обсуждение выбора спектакля . Обычно это урок проходит в технологии проблемногообучения. Чтобы спектакль стал для гимназиста личностно значимым, необходимо учитывать несколько взаимосвязанных факторов: соотношение школьной программы, театрального репертуара и, самое главное, тех проблем, которые волнуют подростка “здесь” и “сейчас”, на данном этапе его личностного становления (это могут быть как школьные, так и нравственные проблемы, проблемы самосознания, проблемы личного выбора...).
  • Урок-изучение творческого пути автора пьесы. Если запланировано посещение спектакля по произведению, которое не входит в рамки обязательной образовательной программы, то на этом этапе гимназисты получают первичные знания об авторе произведения, учатся самостоятельно находить и обрабатывать информацию (урок с выходом в интернет, где учитель показывает, как можно найти информацию об этом авторе – ссылки на интерактивной доске)
  • Урок-мастерская идейно-художественного замысла автора. На этом уроке гимназисты учатся самостоятельно определять идейно-художественный замысел автора пьесы.
  • Урок-мастерская интерпретации художественного замысла режиссером. На этом этапе гимназисты знакомятся с режиссером постановки, рассматривается вопрос интерпретации авторского произведения и режиссерского прочтения. Внимание гимназистов акцентируется на актуальностиданногоспектакля, на тех аспектах диалога со зрителем, которые режиссер отражает. Знакомство и освоение гимназистами языка театра. Гимназисты знакомятся на более глубоком уровне с основными неотъемлемыми элементами театрального действия: игра актеров, костюмы, оформление (декорации, музыкальное сопровождение, световое оформление).
  • Урок - заочная экскурсия или виртуальная экскурсия за кулисы театра.

Второй этап – театральный.

Это непосредственное посещение спектакля. На этом этапе происходит эмоциональное воздействие на гимназиста, проживание и переживание театрального действия, и, самое важное, происходит процесс сопереживания каждого момента спектакля совместно с другими гимназистами. Более зримой, видимой и слышимой становится на сцене жизнь героев театральной постановки не только благодаря интонационной и смысловой выразительности слова, но и благодаря другим компонентам спектакля: игре актеров, музыкальному сопровождению, световому оформлению, художественно-изобразительному решению.

Третий этап – рефлексивный.

Этот этап предполагает отражение в текстах различных жанров и других формах впечатлений от театральной постановки. На этом этапе проводятся занятия рефлексивного плана. Рефлексивный этап можно разделить на три взаимосвязанные части: осмысление увиденного в форме тренингов и уроков-встреч, создание творческих работ и создание работ других форм осмысления.

  1. Тренинговое занятие направлено на осмысление всего увиденного в театре. На этом занятии предлагается ряд “упражнений”, позволяющих перейти на качественно новый уровень осознания приобретенного опыта. Все “упражнения” основаны на “педагогике переживания”, базирующейся на аутентичных (не наигранных или конструируемых) интенсивных переживаниях в целях их включения в процесс личностного роста. Целью этих тренинговых занятий является возможность на основе пережитого вербализировать собственные эмоции в группе одноклассников. Для подросткового возраста очень важным является момент озвучивания собственного эмоционального переживания, это позволяет более глубоко понять не только себя, но и услышать другого человека. В данном случае мы опираемся на методику упражнений, разработанных Клаудией Майер, театральным педагогом Германии.
    Урок – встреча с режиссером, актерами театра, возможность вести живой диалог.
  2. Создание творческих письменных работ как отражение в текстах личностного опыта через призму авторского осмысления. Первая группа – работы разных жанров: отзыв, эссе, рецензия, сочинение-рассуждение, статья в газету, написание сценария и др. Вторая группа – работы исследовательского характера. Третья группа– работы творческого характера: альманахи, сборники творческих работ, поэтические сборники.
  3. Выполнение работ других форм на выбор. Это фотовыставки/фоторепортажи, видеофильмы и презентации, рисунки к спектаклю, собственные постановки отдельных сцен литературного произведения и др.

Развязка.

“Главное в художественном творчестве - увидеть и осмыслить новое , что даёт право браться за перо или кисть”, - писал В. Борисов.

Все этапы театрального урока не только взаимосвязаны и логически определены, главное, они отражены в “Рабочей тетради”, которая разрабатывается специально для данного театрального урока педагогом совместно с режиссером. Эта тетрадь состоит из трех основных частей в соответствии с тремя основными этапами данной гуманитарной практики. На протяжении всего театрального урока гимназист работает с этой тетрадью.

Рабочая тетрадь используется педагогом и как форма гуманитарной экспертизы, позволяющей проследить изменения в духовно-нравственном развитии гимназиста.

“Тoлкoвaтeль, пeдaгoг и зepкaлo - тpи ликa peжиccepa”, - А. Васильев.

Финал любой пьесы – это эмоционально-смысловое завершение. В нашем случае – это проведение тренинговых занятий, связанных с первичным осмыслением увиденного. Это возможность через разработанную систему рефлексивных действий подвести подростка-зрителя к пониманию авторских замыслов и собственных открытий. Система тренинговых занятий строится по определенной схеме: “включение” в занятие, основная часть и рефлексивная часть тренинга.

1. В первой части тренинга предлагаются игры, позволяющие создать дружественную, открытую обстановку, помогающие настроиться на совместную продуктивную, творческую, работу:

Упражнение “Импульс” - ведущий передает “импульс” в виде хлопка в ладоши по кругу в одном направлении, затем упражнение усложняется: “импульс” передается в разных направлениях. Главное, чтобы участники вовремя ловили “импульс” и передавали его другим.

- “Исследование пространства” - участники двигаются в хаотичном порядке, главное условие – они должны во время движения заполнять все пространство помещения и не должны сталкиваться друг с другом. Ведущий определяет скорость движения участников.

Упражнение“Шеренга” - участники с закрытыми глазами должны построиться по росту, по размеру обуви, по длине волос, по начальной букве имени, главное условие – запрещается разговаривать.

2. Рассмотрим некоторые упражнения из основной части тренинга. Упражнения, которые проводятся на этом этапе, направлены на осмысление театральной постановки на более глубоком уровне:

Упражнение “Ассоциация” -каждый по кругу называет первую ассоциацию, которая появилась у него после просмотра спектакля.

Упражнение “Вербализация” - гимназисты должны попробовать рассказать тем, кто не видел спектакль, о том, что происходило на сцене.

Упражнение “Фото спектакля” - первый участник принимает позу (по мотивам спектакля), второй – дополняет первого, третий – второго и т.д., не выходя за рамки заданной темы (спектакля). Затем “фотограф” делает “снимок”. Фотографию можно повторить: первый участник меняет позу, остальные тоже меняют свои позы в той последовательности, в которой они делали это в первый раз, и дополняя предыдущего участника.

3. Заканчивается тренинговое занятие рефлексивным этапом, на котором происходит озвучивание собственного эмоционального переживания, что достаточно сложно и важно для гимназистов 13-14 лет. Предлагаю несколько возможных вариантов рефлексии:

Упражнение “Записки” - участникам предлагается написать адресные записки с пожеланиями друг другу. Содержание записок не озвучивается.

- “Круг” - все участники встают в большой круг, закрывают глаза и поднимают руки, затем каждый начинает двигаться к центру круга до тех пор, пока не соприкоснется каждой рукой с ладонью другого участника. По просьбе ведущего все участники открывают глаза, ведущий смотрит, сколько кругов в результате образовалось и не остался ли кто-то один.

Упражнение “Клубок” - в кругу участники передают клубок друг другу, при этом говорят фразу, начинающуюся следующими словами “я благодарен тебе за...” или “я рад сегодняшней встрече, потому что...”.

Такие занятия могут проводиться как учителем-предметником, тьютором, так и режиссером постановки.

“У каждого человека под шляпой - свой театр, где развертываются драмы, часто более сложные, чем те, что даются в театрах”, - Т. Карлейль

2012 год – спектакль “Сокровища лесных эльфов”, автор Реетта Ниемеля, режиссер Борис Павлович, театральный урок “Что есть сокровище человека”.

Гуманитарная практика “театрального урока” позволила взглянуть на формирование духовно-нравственных ценностей гимназистов по-другому. Я увидела, что гимназисты научились понимать язык художественного произведения, овладели театральной лексикой, испытывая при этом радость от самого процесса познания. Безусловным результатом я считаю чувство единения, духовной сопричастности в ходе проведения “театрального урока”. Эта практика не только обогатила мои представления о потенциальных возможностях гимназистов и перспективах образовательного процесса, но и помогла открыть новые грани личности учеников.

Не нужно быть педагогом, чтобы понимать, что сегодня важна и уникальна каждая личность. Креативность ребенка чаще всего проявляется не на уроках, а в интернет-пространстве. Очень важно при работе с талантливыми детьми направлять их креативность на решение учебных, жизненных задач, задач личностного развития. Театр идет в противовес виртуальной реальности в пользу “живого” общения и “живого” знания. Соприкосновение с театральным искусством помогает нам, педагогам, заглянуть “под шляпу” каждого ученика, признать его индивидуальность, помочь в разрешении проблем в процессе личностного становления гимназиста.

В 2012-2013 учебном году мы с Борисом Павловичем планируем разработать и провести еще два театральных урока.

Тема : Н. В.Гоголь. Знакомство с комедией «Ревизор».

Цель : знакомство с театральной постановкой, с историей создания комедии, развитие познавательных способностей учащихся, обучение внимательному прочтению авторского текста, повторение основных теоретических понятий.

Оборудование : афиша, театральные программки, словарь Даля В. И., карточки, презентация.

Оформление : Ученик раздает программки у входа. Музыка, воспроизведение на экране картинки, звуков перед началом спектакля (кинофильм « Война и мир»)

Вбегают мальчишки (одеты, как уличные мальчишки 19 века).

1 мальчишка: Покупайте билеты, новое сочинение Гоголя!

2 Мальчишка: Новое сочинение Николая Васильевича Гоголя!

1 мальчишка: Комедия «Ревизор» сегодня в Александринском театре!

Раздают программки и садятся.

Из-за занавеса выходят девочка и парень (дамы и господин) садятся на места.

Музыка и шум театра.

1 дама: Господа, вы слышали, что это новое сочинение Николая Васильевича Гоголя.

2 дама: Это который «Ночь перед рождеством написал»?

2 дама: Как, Александр Сергеевич?!

1 дама: Да, господа, представляете, будто бы его самого приняли за проверяющего, т. е. ревизора, когда он проезжал по Нежинской губернии!

Учитель: Здравствуйте, сегодня у нас необычный . И вы все это уже почувствовали. Мы первый раз попадаем в мир театра, первый раз знакомимся с литературным произведением, написанным специально для постановки в театре. Такой род литературы называется драмой. (Посмотрели на доску, на свои карточки). А какой еще род литературы мы уже знаем? (Эпос, лирика). Любое произведение для сцены называется пьесой.

Открыть слайды.

Драма – род литературы.

· Пьеса – драматическое произведение, написанное специально для театральной постановки.

· Комедия – драматическое произведение веселого, жизнерадостного характера, осмеивающее отрицательные качества человеческого характера, недостатки в общественной жизни, быту.

· Ремарка – замечание на полях или между строк, пояснение автора пьесы для режиссера или актеров.

· Ревизор – проверяющий.

· Инкогнито – тайно, скрытно.

Литературоведческий комментарий.

Для того, чтобы понять произведение “Ревизор”, мы с вами поговорим о том, каковы же особенности литературного произведения, предназначенного для театра, для постановки на сцене (это произведение называется Пьесой ).

В пьесе в диалогической и монологической форме воссоздается речь действующих лиц, их поступки. В Ремарках , пояснениях для постановщиков спектакля и актеров, сообщается, какие действующие лица участвуют в пьесе, каковы они по возрасту, внешнему виду, положению, какими родственными отношениями связаны (эти авторские ремарки называются Афишей );

Учитель: Мы видим афишу на занавесе нашего театра. Точно такая же афиша

Слайд афиши

Слайд театра

Это старейший театр России. Он назван так в честь жены императора Николая Первого Александры Федоровны. В 18, 19 и начале 20 веков он являлся главным императорским театром, судьбой которого занимались Российские императоры. До появления «Ревизора» здесь ставили только переведенные иностранные пьесы. Гоголь, возмущаясь этим, писал:

Слайд «Гоголь»

« Русского мы просим! Своего давайте нам! Что нам французы и весь заморский народ? Разве мало у нас нашего народа? Русских характеров? Давайте нам наших плутов! На сцену их! Пусть видит их весь народ! Пусть посмеется им!» И написал комедию «Ревизор». Где «решился собрать все дурное в России, и за одним разом посмеяться надо всем».

Директор(ученик) : Мы разоримся! У нас благородный театр, где благородные люди смотрят на благородных иностранных героев. Кто к нам пойдет смотреть на русских чиновников? Что в них интересного, срам один, мон ами, это низко и неблагородно. Мы разоримся!

Режиссер(ученик) : Спокойно, голубчик. Мы должны подчиниться Его Высочайшему повелению. Ведь сам император одобрил эту постановку.

Директор : Да знаю, знаю. Но ведь разоримся, как пить дать разоримся!

1 дама: Посмотрите, господа, тут в программке какие-то замечания для господ актеров.

2 дама: Да, действительно, очень интересно.

Учитель: Да, давайте и мы обратимся к нашей комедии. А что такое комедия, вы уже догадались? Если еще нет, то нам поможет наш уважаемый словарь.

Словарь (ученица) – читает, что значит комедия (на слайде)

Уч.: Откроем наши учебники и познакомимся с действующими лицами «Ревизора» (Ученики читают по очереди).

Ант. Ант. Сквозник - Дмухановский

Мы встречаем у Гоголя очень много «говорящих» фамилий. Это прием повсюду в его произведениях. Не стал исключением и Городничий. Посмотрим, что расскажет о характере его фамилия. Господин Словарь?

Словарь(ученица) : Согласно словарю Даля, сквозник – это «хитрый, зоркий умом, проницательный человек, пройда, пройдоха, опытный плут и пролаз». Есть еще и вторая часть фамилии. Прочтем, что дмухан – это «напыщенность, гордость, киченье. спесь, чванство».

Учитель: Итак, Сквозник-Дмухановский – городничий. Что это за должность в 19 веке? У вас на столах есть карточки – это выдержки из исторических документов. У кого карточка с определением «Городничий»?

Ученик: Городничий-это..

ГОРОДНИЧИЙ.

Гл. Х1Х. О городничем и его должности.

253. В каждом уездном городе назначается городничий.

256. Городничий сам и все в городе живущие обязаны клятвою перед всемогущим богом в сохранении ненарушимо подданнической верности к особе И. В. Городничему поручается и предписывается бдение, дабы никто, в противность подданического долга и послушания, в городе ничего не предпринял и не учинил.

257. …Городничий должен сохранять в городе благочиние, добронравие и порядок, иметь смотрение за постами, переправами и улицами, иметь попечение за казёнными строениями.

«Учреждение о губерниях» 1775 г.

«Городнич Iй – полиц Iймейстеръ уездного или заштатнаго города, начальник полиц Iи».

Городничий заведует долговыми тюрьмами, адресными столами, расквартированием и содержанием местного войскового гарнизона, в его ведении находятся богоугодные заведения, включая больницы и дома призрения убогих...»

Учитель:Хлопов – от « хлоп»- пустое, хлопок.

ПОЧТМЕЙСТЕР

Из словаря В. Даля.

Почта - 1) учреждение срочного сообщения, для пересылки писем, вещей, а иногда и для езды путников.

2) место приёма писем и посылок, почтамт и почтовые конторы, место содержания лошадей для едущих по почте на переменных. Кроме того, в обязанности почтмейстера входило: предоставление проезжающим по почте лошадей.

Почтамт - центральное учреждение почтового ведомства. В Петербурге находился на Почтамтской улице.

Почтамт в столицах заведует губернскими почтовыми конторами; им управляет почтдиректор, а конторами правят почтмейстеры.

Почтмейстер - чиновник, управляющий почтовой конторой .

«Генерал-губернатор Западной Сибири Пестель. был настоящий римский проконсул, причём из самых яростных. Он завёл открытый, систематический грабёж во всём крае. Ни одно письмо не переходило границы нераспечатанным, и горе человеку, который осмелился написать что-нибудь о его правлении.»

Герцен А. И.

Судебные должности были выборные.

Судья являлся вторым лицом по своему служебному положению после городничего.

Уездный судья большею частью не знал законов и ограничивал свою деятельность подписыванием бумаг.

ПОПЕЧИТЕЛЬ БОГОУГОДНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ

Чиновники, поставленные на местах, должны были следить за созданием народных школ, сиротских домов, больниц, приютов для бедных, домов престарелых. Должность надзирателя над этими чиновниками занимал попечитель богоугодных заведений. Он должен был следить, чему и как учат детей, как содержатся больничные и школьные помещения, как кормят и содержат больных и престарелых, куда расходуются государственные средства.

СМОТРИТЕЛЬ УЧИЛИЩ

1. В приходских училищах за порядком учения наблюдает смотритель училища того уезда, к которому они принадлежат.

2. В каждом уездном городе должно быть, по крайней мере, одно уездное училище.

3. Смотрители уездных училищ подчинены губернскому директору во всех отношениях по училищам, в их ведении находящимся.

1 дама(ученица) : Почему-то в списке действующих лиц нет никакого ревизора. В чем же дело? Может, у меня опечатка? 2 Дама(ученица) : Нет, у меня тоже нет, странно. Господин(ученик): Это штучки Гоголя, он любит напустить тайн, загадок. Известный мастер! 1 дама : Как интересно!

ЛИТЕРАТУРА и ТЕАТР – два вида искусства, общим для которых является слово

Дата добавления: 2013-01-16

Театрализация – один из самых популярных методов работы не только учителей-словесников. Ее используют все учителя, стремящиеся сделать свой урок интересным и разнообразным.

Но урок литературы – всегда маленький спектакль , в котором «играют все», даже самые «тихие» актеры, втянутые в действие как будто поневоле, но их мимика и выражение глаз выдадут их внимание и интерес к происходящему. Но это особый театр, где импровизация – душа всего. Кажется, режиссер готов к любому изменению в «сценарии», предвидит реакцию актеров на некоторые вопросы, но даже он не всегда знает все варианты разворачивающегося театрального действия.

Современные уроки литературы выгодно отличаются, если учитель владеет театральными приемами организации педагогической деятельности. Умению организовать работу на уроке помогают социоигровые приемы, которые предлагает учителям театральная педагогика. И тогда в инсценировании и режиссуре урока появляется групповая работа, которая дает возможность участвовать всем детям в разных позициях: смена лидерства, смена ролевых функций «учитель–ученик».

Учителя организовывают учебную деятельность так, чтобы дети взаимообучали друг друга, обменивались информацией, а для этого им надо создать проблемную ситуацию.

Инсценировка отдельных эпизодов создает на уроке благоприятную эмоциональную атмосферу для восприятия и углубленного понимания литературных произведений. Такие занятия предоставляют подросткам возможность раскрыть индивидуальные способности, экспериментировать, демонстрировать свои умения. В связи с данными целями необходимо решение следующих задач:

  • установить точки соприкосновения двух предметов;
  • выявить общие понятия.

Закономерная взаимосвязь литературы и театра постигается учащимися на уроках анализа художественных произведений. Таким образом, литература и театр неотделимы и естественно дополняют друг друга.

Задача учителя состоит в том, чтобы поддержать интерес школьников к урокам литературы, помочь понять характеры героев.

В рамках урока литературы есть возможность наиболее целесообразно использовать элементы театрализации, так как литература и театр – два вида искусства, общим для которых является слово.

Сопоставление текста произведения с театральным изображением отдельных сцен усиливает эмоциональную сторону анализа художественного произведения, расширяет знания и умения учащихся. Привлечение театрализованных сцен на уроки литературы является одним из важных аспектов реализации межпредметных связей, которые способствуют формированию мировоззрения учащихся, их эстетическому развитию. Основная задача этих уроков – развитие таких качеств, как память, образное мышление, речь.

Именно в театрализации возможна апробация школьниками накопленных литературоведческих знаний, а также выражение эмоционального восприятия. Будучи однажды сыгранной, игра останется в памяти как некое творчество, как ценность. Пятиклассники и шестиклассники зачастую подражают любимым героям, они сопровождают свою, часто нескладную речь, жестами, мимикой, характерными движениями. Такая форма учебного процесса помогает надолго сохранить в памяти яркие и глубокие впечатления от изученного произведения, так как обращается не только к разуму ученика, но и к его чувствам.

Театрализация охватывает разные художественные аспекты: выбор репертуара, сценическую речь, сценическое движение, создание сценариев, изготовление костюмов, декораций, реквизита, рисунок, живопись и т. д. Тем самым создаются благоприятные условия для формирования эстетических ценностей (чувство красоты).

В современной школе педагоги все чаще обращаются к разного рода театрализации. Театрализация и игра уже давно входят в большинство традиционных предметов – в форме ролевых игр, творческих экзаменов. Освоение самого принципа игры, умение взять на себя ту или иную роль, обучение способам общения с аудиторией, умение концентрироваться и многое другое все чаще становится необходимой реальностью учебного процесса.

Услышать голоса разных героев помогает такой методический прием, как «проживание» образа. Условия игры таковы: каждый выбирает роль одного из героев романа и пытается представить себя на его месте (задание домашнее). Вхождение в образ происходит с первых минут урока. (Важно, что ребята находятся в круге, видят лицо друг друга).

Учитель: Вы знакомы? Представьтесь друг другу. Слово о себе.
Что вы думаете о мире, в котором живете? Как поступает он с вами?
(Представление героев, которое начинается с попытки перевоплощения.
Я, Мармеладов...
Я, Дуня, сестра Раскольникова...
Я, Пульхерия Александровна Раскольникова, мать Родиона...
Я, Сонечка Мармеладова...
Я, Катерина Ивановна...
Я, Родион Романович Раскольников...).

В момент краткого рассказа о своей жизни и месте в этом мире «герой» пытается оценить себя и других участников диалога. Возможность задать вопрос любому – непременное условие в данной ситуации. Так, например, на вопрос Алене Ивановне, старухе-процентщице, о ее сестре: «Почему она так жестока и несправедлива к ней?» был сразу же дан ответ: «А почему она позволяла такое отношение к себе? Значит, Лизавета заслужила это».

То есть дети, играя в театр, находятся в прочной зависимости друг от друга, свободно фантазируют, находят выход из трудной ситуации мгновенно.

Учитель: А вы, Петр Иванович Лужин, и вы, господин Свидригайлов, – кто в этом мире? «Сильные мира сего?» Почему?
Слово Раскольникову. В чем был ваш эксперимент и удался ли он?
Ваше отношение к Раскольникову, кто желает высказаться?

В ходе разговора возникает естественное обсуждение проблем романа, где звучит и слово Сони, ее «правда», и «правда» Лужина и Свидригайлова, и попытка выбора Раскольникова – чью правду принимает он и почему?

Задача учителя на данном уроке-спектакле – постановка вопросов-раздражителей , которые заставляют ученика мыслить, вникать в проблему, позволяют еще раз обратиться к роману и подумать о жизни.

Такой урок дает пищу для размышления и не заканчивается со звонком – ребята еще долго обсуждают его, теперь уже выйдя из образов и высказывая свое мнение. На следующем уроке целесообразно это обсуждение довести до логического конца, дав возможность оценить игру-исполнение каждого из героев, естественно, с учетом знания текста и правдоподобия исполнения роли. Кстати, иное обсуждение бывает не менее интересно, чем сам урок.

Уроки с элементами театрализации, ролевыми играми и другими методами театральной педагогики положительно воспринимаются учениками и их родителями. Нельзя не заметить рост интереса у школьников к всемирной истории, культуре, искусству. Ребенку гораздо интереснее комбинировать полученные знания, переводить их в образы, сочетать с художественным вымыслом.

Так у подростка формируется новая психология – творца, созидателя. Такое состояние импонирует ему, поскольку в этом возрасте человек стремится стать взрослым, самостоятельным, самоутвердиться.

Использованные источники:

  • Ершова А. П. Уроки театра на уроках в школе. – М., 1992.
  • Зепалова Т. С. Уроки литературы и театр: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1982. – С. 175.
  • Ильев В. А., Технология театральной педагогики в формировании и реализации замысла школьного урока. – М.: АО «Аспект Пресс», 1993. – С. 127.
  • Качурин М.Г. Два крыла, или литературный театр на уроке // Пути и формы анализа художественного произведения. – Владимир, 1991. – С. 11–24.
  • Леонов А. А. Театральные игры на уроке литературы // Театр и образование. – М., 1992. – С. 63–71.
  • Львова Ю. Л. Творческая лаборатория учителя: Из опыта работы. – М.: Просвещение, 1980. – С. 192.
  • Маранцман В. Г. Театр и школа // Литература в школе. – 1991. – № 1. – С. 131–140.
  • Основы системы Станиславского: учебное пособие / авт.-сост. Н. В. Киселева, В. А. Фролов. – Ростов н/Д.: Феникс, 2000.
  • Станиславский К. С. Собр. соч. в 8 т. – М., 1954–1961.
Вверх