Словесное искусство в древней руси

Введение

2. Характеристика национального стиля в русском искусстве 9-12 вв.

Заключение

Список использованной литературы


Введение

Стиль – структурное единство образной системы и приемов художественного выражения, порождаемое живой практикой развития различных видов искусств. Понятие стиль употребляется для характеристики крупной эпохи в развитии искусства, различных художественный направлений и индивидуальной манеры художника.

В период складывания и расцвета феодализма на Руси (X -XVII вв.) искусство формировалось на основе достижений художественной культуры восточнославянских племен и обитавших до них на этих землях скифов и сарматов. Естественно, что культура каждого племени и региона имело свои самобытные черты и испытывало влияние соседних земель и государств. Особенно ощутимым было влияние Византии с момента принятия Русью христианства (988 г.).

Этот период характеризуется блестящим расцветом искусства Древней Руси. Средневековое русское искусство определялось христианским мировоззрением. Для искусства этой поры характерна одна отличительная черта – монументализм форм. Особое место в нем по праву занимает архитектура. Еще в языческую пору на Руси была развита архитектура, в основном деревянная. Летописец оставил нам свидетельство, что до каменной новгородской Софии на территории Новгородского кремля стоял тринадцатиглавый деревянный Софийский собор, срубленный новгородцами в конце Х в. С христианством на Русь пришла крестово-купольная форма храма - типичная для греко-восточных православных стран.

Основным жанром древнерусской живописи являются Иконы. Христианская религия учит, что в основе иконы лежит учение о Боговоплоще-нии, то есть икона сама по себе является выражением веры. А значит, главное в иконе – вызвать у молящегося перед ней человека впечатление присутствия Бога, его причастности к жизни людей. Все это достигалось применением особых средств художественной выразительности.

Работа состоит из введения, двух частей, заключения и списка использованной литературы. Общий объем работы 16 страниц.


1. Становление искусства Древней Руси

История древнерусского искусства насчитывает почти тысячелетие. Оно зародилось в 9-10 вв., когда возникло первое феодальное государство восточных славян - Киевская Русь.

В пору уже своего государственного становления Русь испытывала сильное влияние соседней Византии, которая для своего времени была одним из наиболее культурных государств мира. Таким образом, культура Руси складывалась с самого начала как синтетическая, т.е. находящаяся под влиянием различных культурных направлений, стилей, традиций.

Одновременно Русь не просто слепо копировала чужие влияния и безоглядно заимствовала их, но применяла к своим культурным традициям, к своему дошедшему из глубины веков народному опыту, пониманию окружающего мира, своему представлению о прекрасном. Поэтому в чертах русской культуры мы постоянно сталкиваемся не только с влияниями извне, но с их порой значительной духовной переработкой, их постоянным преломлением в абсолютно русском стиле.

Формируясь и развиваясь в тесном взаимодействии со многими культурами близлежащих, а порой и весьма отдаленных стран, древнерусское искусство, представляющее целостное и ярко самобытное явление, заняло свое особое место в истории мирового искусства. По своему значению оно стоит в одном ряду с Византией и крупнейшими очагами средневековой культуры Западной Европы и Востока.

В отличие от Византии Древняя Русь вступила на путь феодализма, минуя рабовладельческий строй. Это обусловило более непосредственную и глубокую связь феодальной художественной культуры с народными художественными представлениями.

Существенные особенности древнерус-ского искусства в значительной степени определялись жизненностью патриотических идей. Уже в 11-12 вв. люди Древней Руси, жили ли они в Киеве, Новгороде или Владимире, ощущали свою связь с русской землей.

Прогрессивное значение имело принятие христианства. Оно способствовало более органичному и глубокому усвоению всего лучшего, чем обладала передовая для того времени Византия. Однако христианство, оказав сильнейшее воздействие на русскую культуру, особенно в области литературы, архитектуры, искусства, развития грамотности, школьного дела, библиотек - на те области, которые были теснейшим образом связаны с жизнью церкви, с религией, так и не смогло преодолеть народных истоков русской культуры.

Под влиянием народных традиций, устоев, привычек, под влиянием народного мировосприятия новым содержанием наполнялась и сама церковная культура, религиозная идеология. Суровое аскетическое христианство Византии на русской языческой почве с ее культом природы, поклонением солнцу, свету, ветру, с ее жизнерадостностью, жизнелюбием, глубокой человечностью существенно преобразилось, что нашло отражение во всех тех областях культуры, где византийское, христианское в своей основе культурное влияние было особенно велико. Не случайно во многих церковных памятниках культуры мы видим совершенно светские, мирские рассуждения и отражение чисто мирских страстей.

С 10 века древнерусское искусство имело очень тесные связи с византийским. Из Византии привозились иконы, ткани, ювелирные изделия и многое другое. Некоторые памятники византийского искусства стали подлинной русской святыней, например знаменитая икона Владимирской Богоматери.

Греки принимали участие в украшении многих древнерусских храмов. Творчество этих художников обретало на русской почве черты, свидетельствующие о сильнейшем воздействии местных художественных вкусов. Ее характерными чертами являются стремление к монументальности, масштабности, образности в летописании; народность, цельность и простота в искусстве; изящество, глубоко гуманистическое начало в архитектуре; мягкость, жизнелюбие, доброта в живописи. И над всем этим господствовала большая слитность творца культурных ценностей с природой, его ощущение сопричастности всему человечеству, переживания за людей, за их боль и несчастья.

Не случайно опять же одним из любимых образов русской церкви и культуры стал образ святых Бориса и Глеба, человеколюбцев, непротивленцев, пострадавших за единство страны, принявших муку ради людей. Эти особенности и характерные черты культуры Древней Руси проявились не сразу.

В своих основных обличьях они развивались в течение столетий. Но потом, уже облившись в более или менее устоявшиеся формы, долго и повсеместно сохраняли свою силу. И даже тогда, когда единая Русь политически распалась, общие черты русской культуры проявлялись в культуре отдельных княжеств.


Странами, а города Владимир и Суздаль – центры северо-восточной Руси, стали наиболее развитой Частью русского государства. Древнейшая тверская икона – «Борис и Глеб» из Савво-Вишерского монастыря первой трети XIV века. Она дает возможность уловить роль домонгольского искусства центров Северо-восточной Руси. В крупных, мощных фигурах Бориса и Глеба чувствуются неизжитые традиции XIII века. ...

Антииудейными толкованиями), космографии, физиологи (переводные сборники о свойствах реальных и вымерших животных, камней и деревьев православного Юга и Востока Европы). Литература взяла на себя в культуре Древней Руси роль объединяющего центра в укореняющемся «двоеверии» и «двоекультурье». Она глубоко усвоила народную устную традицию, по вместе с тем спою главную роль русский книжник видел в...

Не только звуки, но и цифры. "А" - цифру 1, "В" - 2, "Р" - 100. И только в XVIII в. арабские цифры вытеснили "буквенные". С принятием христианства начался письменный период культуры древней Руси. После крещения киевский князь Владимир приказал "собирать у лучших людей детей и отдавать их в обучение книжное". Первые известные нам школы на Руси были созданы князем Владимиром для обучения детей...

Средневекового мира. 2. ФОРМИРОВАНИЕ НА РУСИ ОСОБОГО ТИПА ДУХОВНОСТИ И ЕЕ ВОПЛОЩЕНИЕ В АРХИТЕКТУРЕ, ИКОНОПИСИ, ЛИТЕРАТУРЕ, ФОЛЬКЛОРЕ, НАРОДНЫХ РЕМЕСЛАХ Влияние православия на развитие духовной культуры Древней Руси столь велико, что многим исследователям оно представляется единственным источником, основой и началом русской духовности. Как правило, эту позицию отстаивает большинство церковных...

По кнопке выше «Купить бумажную книгу» можно купить эту книгу с доставкой по всей России и похожие книги по самой лучшей цене в бумажном виде на сайтах официальных интернет магазинов Лабиринт, Озон, Буквоед, Читай-город, Литрес, My-shop, Book24, Books.ru.

По кнопке «Купить и скачать электронную книгу» можно купить эту книгу в электронном виде в официальном интернет магазине «ЛитРес» , и потом ее скачать на сайте Литреса.

По кнопке «Найти похожие материалы на других сайтах» можно искать похожие материалы на других сайтах.

On the buttons above you can buy the book in official online stores Labirint, Ozon and others. Also you can search related and similar materials on other sites.

В учебнике главы о Бунине, Заболоцком, Маяковском, Твардовском, Ахматовой, методический аппарат ко всем главам (вопросы и задания, "Обогащайте свою речь", воспоминания, "В творческой лаборатории писателя" и пр.), разделы "Романсы и песни на слова русских писателей XIX-XX веков", о художественном чтении (советы В.С. Ланового, A.М. Бруссер), "Краткий словарь литературоведческих терминов" подготовлены В.Я. Коровиной. Глава о Шолохове (совместно с И.С. Збарским), словарь имен, раздел "Литературные места России" подготовлены B.П. Журавлёвым. Разделы "Древнерусская литература", "Русская литература XVIII века", "Шедевры русской литературы XIX века", "Поэзия XIX века", "Литература XX века. Штрихи к портретам писателей", рассказы о писателях: Ломоносове, Державине, Радищеве, Карамзине, Жуковском, Грибоедове, Пушкине, Лермонтове, Гоголе, Достоевском, Островском, Л. Толстом, Чехове, Блоке, Есенине, Цветаевой, Пастернаке, Солженицыне, Катулле, Горации, Данте, Шекспире, Гёте - подготовлены В.И. Коровиным. Главы о Шолохове (совместно с В.П. Журавлёвым) и о Булгакове подготовлены И.С. Збарским.

Древнерусская литература.
Словесное искусство Древней Руси берет свое начало в Средние века и относится к концу X и первым годам XI столетия. Это время от нас столь далеко, что живущему сейчас человеку трудно понять ушедший в глубину веков своеобразный и теперь уже ставший таинственным книжный и культурный мир. Для того чтобы проникнуть в него, надо знать историю, религию, особенности эстетических представлений тогдашнего человека.

С принятием христианства, православия как государственной религии, пришедшей к нам из Византии через земли южных славян, главным образом через Болгарию, в Древней Руси появились книги - церковно-служебные и повествовательно-исторические. Они были написаны на церковно-славянском языке. Так Древняя Русь приобщалась к греческой и общеславянской православной письменности и культуре.

Оглавление
Слово к девятиклассникам
Древнерусская литература
О «Слове о полку Игореве» (По Д. С. Лихачеву)
Из истории рукописи (По Н. К. Гудзию)
Слово о полку Игореве (Пер. Н.А.Заболоцкого)
Развивайте дар слова 84
Русская литература XVIII века 86
Классицизм
М. В. Ломоносов 42
Вечернее размышление о Божием Величестве при случае великого северного сияния 50
Ода на день восшествия на Всероссийский престол Ее Величества государыни императрицы Елисаветы Петровны 1747 года 51
Развивайте дар слова 58
Г. Р. Державин 59
Властителям и судиям 63
Памятник 64
В творческой лаборатории Г. Р. Державина 65
Развивайте дар слова 67
A. Н. Радищев 68
Н. М. Карамзин 75

В творческой лаборатории Н. М. Карамзина 83
Сентиментализм 84
Бедная Лиза 85
Осень 102
Развивайте дар слова 104
Шедевры русской литературы XIX века 106
Поэзия XIX века
Романтизм 112
B. А. Жуковский Ill
Лирический герой 124
Особенности поэтического языка Жуковского 125
В творческой лаборатории В. А. Жуковского
Светлана 132
Развивайте дар слова 140
А. С. Грибоедов 141
О комедии «Горе от ума» (1824) 147
И. А. Гончаров. Мильон терзаний (Критический этюд) 158
Развивайте дар слова 166
А. С. Пушкин 167
Биография А. С. Пушкина 171
К Чаадаеву 172
К морю 175
Пророк 178
Анчар 181
«На холмах Грузии лежит ночная мгла...» 185
«Я вас любил: любовь еще, быть может...» 186
Бесы 188
Поразмышляем вместе 190
«Я памятник себе воздвиг нерукотворный...» 192
Моцарт и Сальери 199
Реализм 214
О романе «Евгений Онегин» 215
В творческой лаборатории А. С. Пушкина 242
М. Ю. Лермонтов 250
Биография М. Ю. Лермонтова 252
Два поэтических мира 252
В творческой лаборатории М. Ю. Лермонтова 254
Парус 259
Смерть Поэта 263
Родина 267
Дума 269
Пророк 273
Поэт 275
«Нет, не тебя так пылко я люблю...» 280
И скучно и грустно 282
«Нет, я не Байрон, я другой...» 284
«Поцелуями прежде считал...» 284
«Расстались мы; но твой портрет...» 284
«Есть речи - значенье...» 285
Предсказание 285
Молитва 285
Нищий 286
«Я жить хочу! хочу печали...» 287
О романе «Герой нашего времени» 288
В творческой лаборатории М. Ю. Лермонтова. К истории создания романа «Герой нашего времени» 315
Н. В. Гоголь 319
В творческой лаборатории Н. В. Гоголя 323
О поэме «Мертвые души» 325.

От Крещения Руси до Петровских реформ прошло около семи столетий, и несложно понять, что на протяжении такого продолжительног о периода во многих несхожих жанрах, в трудах сотен талантливых книжников словесное искусство не могло оставаться строго единообразным и неизменным. Действительно, в разные эпохи, у разных авторов, в текстах различной направленности древнерусское словесное искусство всякий раз поворачивается к нам своими новыми гранями. И все-таки можно отыскать черты, свойственные большинству наиболее совершенных и в то же время показательных произведений древнерусской словесности, — притом такие черты, которые отличают древнерусское искусство слова от того, что было свойственно другим эпохам и культурам.


Законы древнерусской словесности нашим современникам часто кажутся чуждыми и странными (это ощущали уже люди XIX в.). В ней господствовала непривычная для нас жанровая система: практически отсутствовали важнейшие в наше время литературные формы — повествование о вымышленных персонажах (роман, рассказ) и лирическое стихотворение с его обычной тематикой; только в конце древнерусской эпохи появились стихосложение и театр. Основные древнерусские жанры — житие святого, торжественная церковная проповедь (Слово), летопись, повесть о воинском походе и др. — самим своим содержанием не похожи на то, что теперь называют литературой. Столь же далекой от нас может показаться и их поэтика, которую далеко не сразу разглядели и разгадали читатели литературы Нового времени. В ХХ в. многие историки, философы, богословы, всем сердцем любившие Россию и желавшие защитить и прославить Древнюю Русь, все-таки называли ее «немой», не проявившей словесного дара и призывали искать ее единственное откровение в области изобразительных искусств — архитектуры и живописи (фрески, иконы). Найти пути к пониманию древнерусского искусства слова удалось только в результате его внимательного изучения.

Древнерусская литература принадлежит к числу средневековых литератур, для которых характерно господство традиции — или, говоря иначе, канона. В соответствии с идеей традиции, от сочинителя вновь создаваемого текста не ждут яркой новизны, большой оригинальности, смелого выражения своих мыслей и чувств. От него требуется верность истине (а истина, в отличие от заблуждений, может быть только одна) и художественному опыту и вкусу предшествующих поколений. Человеку, далекому от канонического искусства, оно может показаться однообразным, и нужны усилия, для того чтобы понять его правду, смысл и величие. Но, может быть, еще труднее — и притом важнее — увидеть, что традиции и каноны ничуть не мешали лучшим средневековым мастерам проявить свое искусство. Наиболее проницательные исследователи отмечают, что великие авторы умели проявить себя, не борясь с канонами, а, наоборот, ужесточая их требования, ужесточая требования к себе. Иконописец Андрей Рублев достиг в рамках этого канона такого совершенства, что еще в древнерусскую эпоху был признан образцом для подражания. То же относится к древнерусским мастерам слова: они и следовали традиции, и умели, не отступая от нее, проявить свое особое искусство; но, для того чтобы понять его, нужно сличать разные тексты, внимательно относиться к кажущимся «мелочам», ценить оттенки.

По устойчивости традиции, по обилию значительных текстов особенно замечательна древнерусская церковная словесность. Собственно древнерусские произведения, в первую очередь в жанре жития и Слова, соседствовали с количественно резко преобладавшими переводами. Со времен Кирилла и Мефодия переписывались библейские книги — Евангелия, Псалтирь и др.; также переписывались или заново переводились с греческого сочинения Отцов Церкви и прочие необходимые церковные книги. Сочинители, переводчики, редакторы и переписчики (писцы) работали бок о бок, а нередко в нескольких ролях и просто выступал один человек. Древнерусская церковная словесность насквозь пронизана духом Библии и буквальными заимствованиями из нее. Библейская цитата — одно из самых устойчивых и выразительных словесных средств древнерусского текста. Цитаты могли различаться по объему (от словосочетания из двух слов до обширной выписки), по наличию прямой ссылки на библейский текст (от прямого указания на источник до лишенного любых указаний растворения библейской цитаты в своем тексте), по степени буквальности: требуя строжайшей верности подлиннику при переписывании текста, древнерусская традиция разрешала цитировать Библию существенно более вольно, если при этом не происходило смысловой подмены или передержки. Нередко несколько библейских цитат следовали одна за другой, и только этой цитатной вязью порождался смысл контекста. Наряду с Библией источниками заимствования и образцами служили сочинения предшествующих авторов: сначала только византийских Отцов Церкви, а со временем и древнерусских писателей прежних эпох. Из таких образцов могли наследовать композиционную схему, общий смысл, отдельные выражения, тогда как развитие и разработка этого исходного материала у хороших древнерусских авторов всегда носили самостоятельный характер. Подлинным мастером использования авторитетных источников в глубоких самостоятельных сочинениях был церковный оратор XII в. Кирилл Туровский. Во многих случаях трактовка какой-либо темы, повествовательного эпизода, описания или рассуждения становилась своего рода «общим местом» (топосом): во многих текстах наблюдалось явное сходство, но не буквальное совпадение. Скажем, в разных местах своих сочинений Кирилл Туровский описывает явления в мироздании во время крестной смерти Христа так: «виде… солнце помьркъше и землю трясущюся» (видел… солнце померкшее и землю трясущуюся), «ужаснуся небо и земля трепещеть… солнце помьрче и камение распадеся» (ужаснулось небо, и земля трепещет… солнце померкло, и камни распались), «солнце помрачи и землею потрясе, и твари всей плакатися створи» (солнце помрачил и землю потряс и весь мир заставил плакать), «солнце помрачи и луну в кровь преложи, и тма бысть по всеи земли… землею потрясе и камение распадеся» (солнце помрачил и луну погрузил в кровь, и тьма была по всей земле… землю потряс и камни распались). Исключительную роль играли также устойчивые словосочетания большой смысловой емкости, так называемые формулы, встречающиеся в древнерусских текстах, особенно старшей поры, очень часто; в церковной словесности их источниками были Библия или богослужебные книги, в произведениях, близких фольклору, — устная народная традиция, в текстах юридических и исторических — терминология древнего права и т. д. Таковы формулы «Солнце правды», «радость и веселие», «молитвою и постом», «гнев ярости Своея», «и бысть сеча велика», «дати плечи» (бежать) и т. д. В более поздний период формулы все чаще разрушаются и отдельные слова объединяются в словосочетания и предложения без посредства формул.

Дата поступления: 26 Января 2013 в 17:07
Автор работы: b**************@mail.ru
Тип: доклад

Скачать полностью (4.58 Кб)

Прикрепленные файлы: 1 файл

Скачать документ

древнерусская культура.doc

- 28.50 Кб

Сообщение по теме “Древнерусская литература”.

Кольчугин Богдан Алексеевич

Словесное искусство Древней Руси берет свое начало в Средние века и относится к концу X и первым годам XI столетия. Это время от нас столь далеко, что живущему сейчас человеку трудно понять ушедший в глубину веков своеобразный и теперь уже ставший таинственным книжный и культурный мир. Для того чтобы проникнуть в него, надо знать историю, религию, особенности эстетических представлений тогдашнего человека.

С принятием христианства, православия как государственной религии, пришедшей к нам из Византии через земли южных славян, главным образом через Болгарию, в Древней Руси появились книги - церковно-служебные и повествовательно-исторические. Они были написаны на церковно-славянском языке. Так Древняя Русь приобщалась к греческой и общеславянской православной письменности и культуре.

Древнерусская литература описывала различные исторические события - походы князей, сражения против печенегов и половцев, битвы князей за киевский престол. Средневековый писатель хорошо знал причину происходивших событий: все они были для него проявлениями Божьей воли. Древнерусская литература отличается высокой духовностью. Ее главный интерес сосредоточен на жизни человеческой души, на воспитании и совершенствовании нравственного начала в человеке, тогда как внешнее, предметное отступает на второй план.

Каждый жанр был непосредственно связан с практической жизнью и обслуживал свою область деятельности. Летописание было вызвано потребностью государства иметь свою письменную историю. Жанры богослужебной литературы (Пролог, Апостол, Часослов и др.) предназначались для отправления церковных служб (треб) и обрядов. Ратные подвиги изображались в воинских повестях. Путешествия с разной целью - в хождениях. Описания жизни святых или князей - в житиях, также имевших свои отличия. Для каждого жанра был установлен свой канон1. Письменная литература развивала эпические жанры (повесть, сказание), лирические (слово, поучение), лиро-эпические (житие). Среди жанров существовала строгая иерархия: главным жанром считалось Священное Писание, за ним шли гимнография и «слова», толкующие Писание и разъясняющие смысл христианских

праздников, затем - жития святых. В XVII веке древнерусская литература обогатилась стихотворными формами, жанрами сатиры и драмы, а житие святого перерастает в повесть бытового или мемуарно-автобиографического характера.

Древнерусская литература, насчитывая семь веков, прошла долгий и впечатляющий путь развития.


Краткое описание

Древнерусская литература описывала различные исторические события - походы князей, сражения против печенегов и половцев, битвы князей за киевский престол. Средневековый писатель хорошо знал причину происходивших событий: все они были для него проявлениями Божьей воли. Древнерусская литература отличается высокой духовностью. Ее главный интерес сосредоточен на жизни человеческой души, на воспитании и совершенствовании нравственного начала в человеке, тогда как внешнее, предметное отступает на второй план.

Включает в себя несколько эпох: от времен правления Ярослава Мудрого и до времен царствования Петра. Его истоки тесно связаны с разнообразными традициями в которых оружие, убранство и одежда обязательно должны быть украшены орнаментами, а статуэтки наделялись магическими свойствами и олицетворяли всевозможные силы природы.

Искусство Древней Руси: архитектура

В этот период большое внимание уделяется строительству монументальных грандиозных сооружений из таких материалов, как камень и дерево. Возводят преимущественно избы, храмы, оборонительные перегородки на насыпных валах, мосты через реки, мостовые, гридницы, хоромы знати и терема. Строения должны быть колоритно расписаны, иметь затейливые кровли и быть украшены резными узорами.

Искусство Древней Руси выводит на совершенно новый этап храмовое строительство. Благодаря византийским зодчим, церкви начинают строить, используя крестовокупольную четырехстолпную конструкцию. Ее основная идея заключается в том, что с помощью колонн или столбов помещение делится на продольные части (нефы). На барабане, расположенном на центральных опорах, располагается купол, а центральное пространство как бы образует крест. С восточной стороны должны располагаться алтарные помещения.

В 11-12 веках искусство Древней Руси характеризуется бурным ростом храмового строительства. В Киеве - художественном центре древнерусского государства - в этот период было возведено более четырехсот соборов, Золотые ворота (парадный въезд в город) и около восьми рынков.

Главное культовое здание этого времени - Софийский собор. Он увенчан двенадцатью куполами, украшен фресками, мозаикой, отделан майоликой, резным и полированным камнем.

Каменные соборы были также построены в Чернигове (Спасо-Преображенский), Полоцке и Новгороде (Софийский).

Изобразительное искусство Древней Руси

Появление христианства привнесло в живопись несколько иное содержание. Строгость византийского искусства явно противоречила привычному для славян языческому и радостному восприятию мира. Под кистью древнерусских художников аскетичная манера живописи Византии превращается в символичные творения, близкие славянской натуре.

Иконы пишут преимущественно на дереве.

Искусство Древней Руси характеризуется развитием фресковой живописи и мозаики. В этой области наблюдаются попытки создания собственного стиля. Новгородская школа в своих работах использовала яркость и большую контрастность цвета. Образцы изобразительно искусство киевской школы отличает более нежная палитра.

Фигуры на мозаиках и фресках отражают определенный сюжет, они неподвижны и фронтальны, а размер олицетворяет важность их смысловой нагрузки.

Прикладное искусство Древней Руси

Здесь нашли отражение образы древней языческой мифологии. Деревянная утварь, резные корабли, мебель, ювелирные изделия и ткани, расшитые золотом, насквозь пронизаны символическими образами. Обнаруженные в кладах вещи украшены рисунками животных.

Женские украшения с разнообразными символическими изображениями имели непосредственное ритуальное значение. Серебряные височные подвески в виде звезды, золотые цепочки, монисто из медальонов, бус, крестиков, усыпанное зернью с тончайшей сканью, серебряные широкие браслеты и перстни из драгоценных металлов с изображением головы льва - это придавало праздничному женскому одеянию богатство и многоцветность.

Высокого уровня достигла мелка пластики и лицевое шитье. Изделия с использованием этих техник создавались главным образом в монастырях и мастерских при дворе Великого Князя. Шитье выполнялось разноцветными шелками, преимущественно гладью. Вышивальщицы создали множество уникальных произведений не уступающих живописным полотнам.



Вверх