Советское изобразительное искусство. Советская живопись - история современного искусства Изобразительное искусство 20 30 годов 20 века

30-е годы - одна из интереснейших стра­ниц в истории Советского государства. Это по­ра завоеваний Арктики, штурма стратосферы, пора первых пятилеток и неслыханных побед в труде, пора гигантского строительства, раз­вернувшегося по всей стране. Тогда строили много, прочно и красиво. Очертаниям зданий передавалось деловое и мужественное настрое­ние их строителей. На карте Союза возникали новостройки, центры старых городов окай­млялись новыми районами. Строились заводы и рабочие поселки, многочисленные реки пе­рекрывались плотинами гидростанций. В пар­ках городов вырастали чаши стадионов. Среди старых домишек на пустырях вставали здания, призванные волей времени и талантом зодчих изменить традиции прошлого быта. Один из ярких примеров всей этой огромной стройки - Москва.

Совершим путешествие по Москве 30-х го­дов и посмотрим, как много изменений произо­шло в ней за несколько лет. На всей городской территории оделись в гранит воды Москвы-реки и Яузы. Совершенно изменил свой облик центр города: площади расширились, осво­бодились от старых, ветхих домов. В самом цент­ре столицы, на углу бывшего Охотного ряда и улицы Горького, по проекту архитектора А. Лангмана был построен дом Совета Министров СССР. Строгие пропорции здания, напоминающего стройный параллеле­пипед, четкое и ритмичное соотношение между оконными проемами и плоскостями стен при­дают зданию деловой и спокойный вид. Широ­кие вертикальные полосы белокаменной обли­цовки на дымчатом фасаде создают впечатле­ние торжественности, подчеркивая государст­венное значение здания.

Строги и выразительны по убранству пер­вые станции Московского метро. Над одними

перронами высокие потолки спокойно лежат на четырехгранных колоннах, над другими пере­кинулись яркие своды. Ровный электрический свет омывает полированную каменную обли­цовку. Стекло, керамика, металл, дерево сво­ими формами придают архитектуре подземных вестибюлей метро воздушность, упругость, теп­лоту. Станции все разные, хотя и близки по стилю.

Свод станции «Аэропорт» (архи­текторы В. Виленский и В. Ершов), будто раскрытый купол парашюта, рассекается стремительными белыми линиями - стропами. Мно­гогранные белые колонны подземного вести­бюля станции «Кропоткинская» (бывшая «Дворец Советов», архитекторы А. Душкин и Я. Лихтенберг) расширяются под сводом, образуя чаши, в которых скрыты источники света. Благодаря этому внутреннее простран­ство как бы увеличивается, а облик станции становится строже. Почти все станции Москов­ского метро этих лет привлекают целесообраз­ностью своей строгой, деловой архитектуры. В них нет ничего лишнего, почти каждая архитектурная деталь решает одновременно и ху­дожественные и технические задачи.

В 30-е годы многие наши зодчие стремились подчинить внешний вид зданий их функцио­нальному назначению. Вот здание редак­ции и издательства «Правда» архитектора П. Голосова. Его стены прореза­ны широкими полосами окон: ведь и литера­турному сотруднику, и печатнику свет и солн­це - большое подспорье в труде. От стеклян­ных линий окон громада комбината стала строй­нее и приветливее.

У каждого архитектурного сооружения есть свое место в ансамбле города. Далеко виден, скрывая или подчеркивая облик окружающих зданий, ажурный силуэт Крымского моста над Москвой-рекой архитектора А. Вла­сова. Этот красавец мост связывает воедино гладь реки, массив Центрального парка куль­туры и панораму города. Тело его подвешено на двух гирляндах стальных пластин, энергич­но и свободно режущих воздух, и от этого ка­жется, будто мост невесом, будто он сплетен из тонких блестящих нитей.

Дворец культуры Московско­го автозавода им. Лихачева, созданный архитекторами братьями Весниными, расположился в парке, превращенном в спор­тивный городок, у крутого обрыва, спускаю­щегося к Москве-реке (см. ст. «Архитекторы братья Веснины»).

Строительство в Москве велось тогда по еди­ному плану реконструкции столицы, приня­тому в 1935 г. Для других городов страны - Ленинграда, Новосибирска, Свердловска, Харь­кова, Баку, Тбилиси, Еревана, Душанбе и т. д. - также были разра­ботаны свои генеральные планы реконструкции.

И конечно, архитектура этих лет не могла обойтись без своих постоянных «сорат­ниц» - скульптуры и живо­писи. В ансамблях станций метрополитена, канала имени Москвы, Всесоюзной сель­скохозяйственной выставки в Москве большую роль иг­рали монументальная скуль­птура и живопись. Мозаики А. Дейнеки на плафоне стан­ции метро «Маяковская» как бы рассказывают об одном дне страны (см. ст. «А. А. Дейнека»).

Немалый вклад в развитие монументальной живописи внес Е. Лансере. Его роспи­си плафонов ресторана гости­ницы «Москва» создают ил­люзию большого пространст­ва: кажется, что не потолок, а высокий небесный свод открывается перед взором че­ловека, находящегося в зале.

Среди произведений мо­нументальной живописи 30-х

годов выделяются росписи Московского музея охраны материнства и младенчества, сделан­ные В. А. Фаворским и Л. А. Бруни. В них художники воплотили гармонию нового человека, земную красоту его чувств. Созвуч­ны росписям были и помещенные в музее скульптуры В. И. Мухиной.

Многие архитектурные сооружения 30-х го­дов невозможно представить без скульптуры. Символом этого содружества стала знамени­тая скульптурная группа В. И. Мухиной «Рабочий и колхозница» (см. илл., стр. 328-329), которая украшала совет­ский павильон на Всемирной выставке в Париже.

В 30-е годы возникали многочисленные скульптурные памятники, включавшиеся в ан­самбли площадей и улиц разных городов. Над проектами памятников работали скульпторы В. И. Мухина и И. Д. Шадр (см. статьи «В. И. Мухина» и «И. Д. Шадр»), С. Д. Меркуров и М. Г. Манизер (1891 - 1966), Н. В. Томский (р. 1900) и С. Д. Лебедева (1892-1967). В 30-е годы началась широкая реализация того плана монументальной пропаганды, который был задуман Лениным и начал осуществляться в первые годы революции.

Развитие монументального искусства и идеи синтеза всех видов искусства оказали влияние и на станковые формы живописи, скульптуры и графики. Даже в небольших станковых про­изведениях художники стремились выразить большое содержание, создать обобщенный ху­дожественный образ.

В полотне С. В. Герасимова «Колхоз­ный праздник» (Третьяковская гале­рея, Москва), как в фокусе, собраны характер­ные черты живописи тех лет. Солнце щедро посылает лучи с безоблачного неба. Природа проникнута безмятежным покоем и радостью. Прямо на лугу поставлены столы с богатым угощением. Собран, видно, отменный урожай. Герасимов рисует людей новой колхозной де­ревни: улыбающихся женщин, парня с велоси­педом, девушку-героиню, красноармейца-отпу­скника. Настроению радости способствует и жи­вописная манера Герасимова: он пишет кар­тину светлыми красками, широким движением кисти, добиваясь впечатления легкости, ощуще­ния воздушности (см. ст. «С. В. Герасимов»).

А. А. Дейнека в 30-е годы пришел уже со своей сложившейся традицией. Чувство совре­менности он передает и новыми сюжетами, и но­вой живописной формой. Полны здоровья, ис­точают радость жизни его парни в картине «Обеденный перерыв в Донбассе» (Музей латышского и русского искусства, Рига). Предчувствием больших дел живут его мальчишки в «Будущих летчиках» (см. илл., стр. 304-305). В этих картинах живопись Дейнеки, как и прежде, скупая, ла­коничная, в ней строгие и четкие ритмы, рез­кие цветовые контрасты.

Проникнута «дейнековскими» настроениями, но более мягка картина Ю. И. Пименова (р. 1903) «Новая Москва» (Третьяковская галерея, Москва). Женщина ведет автомобиль по омытой дождем площади Свердлова. Перед ней раскрывается центр новой Москвы. А вме­сте с ней и мы любуемся своей столицей.

А. А. Дейнека, Ю. И. Пименов и только начинавший тогда Г. Г. Нисский передавали новые чувства и впечатления жизни в жанро­вой картине и в пейзаже. По-своему подходил к решению новых задач уже старый в то время художник М. В. Нестеров. Он стремился создать типичный для тех лет образ человека-творца. В своих портретах он запечатлел людей, все­цело увлеченных своим делом, ушедших в поиск

научных и художественных истин (см. ст. «М. В. Нестеров» и илл., стр. 306).

В историческом жанре к широким художе­ственным обобщениям пришел Б. В. Иогансон, создавший поистине монументальные полотна «Допрос коммунистов» (см. илл., стр. 312-313) и «На старом ураль­ском заводе». Обе эти картины были вос­приняты современниками как символ пройден­ной народом дороги борьбы. Образы, созданные Иогансоном, героичны и значительны (см. ст. «Б. В. Иогансон»).

При всей общей устремленности к обобщен­ному и монументальному образу живопись, скульптуру и графику 30-х годов создавали несхожие по почерку художники. Их произве­дения отличаются друг от друга художествен­ными средствами и степенью психологической глубины, а также сюжетами и темами. Сюжет картины В. Прагера «Прощай, товарищ» предельно скуп (Третьяковская галерея, Мо­сква). Замерший в строю красный отряд отдает последние почести павшему в бою товарищу. Он лежит на носилках на заснеженной траве. О чувствах людей говорят краски - благород­но чистые, чуть минорные, нанесенные стро­гими движениями кисти.

Сложно по сочетанию цвета, напряженности живописной гаммы полотно К. С. Петрова-Водкина «1919 год. Тревога». Рабочий всматривается сквозь окно в полуночную улицу. Неожиданным событием разбужены его близ­кие. Художник сознательно не договаривает сюжет. То ли белые ворвались в город, то ли совершена диверсия... Главное - в готовности его героев мужественно встретить беду, в напря­женном настроении полотна (Русский музей, Ленинград; см. ст. «К. С. Петров-Водкин»).

Более «разговорчива» языком живописи, не­жели фабулы, и картина К. Н. Истомина (1887 -1942) «Вузовки». Хрупкие фигурки девушек-студенток, увлеченно работающих за столом, даны в цветовом единстве зеленых, бе­лых, черных красок, которые передают и чис­тоту образов, и напряжение времени.

Самобытные талантливые живописцы рабо­тали в 30-е годы в союзных республиках: Е. Ахвледиани в Тбилиси, III. Мангасаров в Баку, Б. Нурали в Ашхабаде.

Развитие монументальных форм искусства не помешало лирическим или углубленно пси­хологическим жанрам. В скульптуре, напри­мер, успешно развивается портрет. Больших успехов в этом жанре добилась Сарра Лебе­дева (1892-1967) - знаток человеческих характеров, умеющая подмечать еле заметные движения души. Лебедева всегда акцентирует внимание на том особом, что присуще лишь данной модели. Ее «Ч к а л о в» - это ода­ренная цельная личность, направившая всю силу характера к достижению цели своей жиз­ни. Лебедева очень свободно лепит свои порт­реты: они не приглажены, в них есть внешние черты этюдности, но от этого они кажутся осо­бенно живыми.

Портреты В. Мухиной, напротив, всегда монументальны: они устойчивы в своей компо­зиции, массивны, энергичны.

Большой глубины понимания человеческой личности достиг в своем автопортрете скульптор А. Матвеев. Это целая автобиогра­фия, воплощенная в образе: в нем слились муд­рость, воля, сила мысли и большая челове­ческая чистота.

Великолепные портреты создает в эти годы и мастер публицистических композиций И. Шадр. Полон динамики, гнева к мещанству и порыва к свободе, к борьбе портрет молодого Горького (Третьяковская галерея, Москва), Женские образы Шадра очень лиричны.

Тема прошлого и настоящего, так ярко пред­ставшая в скульптуре и живописи, отразилась и в графике. Большинство художников в эти годы посвящают свои рисунки и гравюры сю­жетам строительства, труда. Возникает гале­рея портретов выдающихся современников: дея­телей науки, техники, рабочих, крестьян.

Книжная графика переживает в 30-е годы время расцвета и больших перемен. Все больше растет потребность в книге. Класси­ков и современных писателей издают огром­ными тиражами. В книгу приходит целое по­коление молодых мастеров. Рядом с В. А. Фа­ворским работают его ученики А. Д. Гончаров (р. 1903) и М. И. Пиков (р. 1903). Ряды иллю­страторов пополняются Кукрыниксами (см. ст. «Кукрыниксы»), Д. А. Шмариновым (р. 1907), Е. А. Кибриком (р. 1906), А. М. Каневским (р. 1898). Шмаринов создает цикл драматиче­ских иллюстраций к «Преступлению и наказа­нию» Достоевского, Кибрик - серию литогра­фий к «Кола Брюньону» Роллана, Кукрыниксы-рисунки к «Климу Самгину» Горького, Ка­невский - к Салтыкову-Щедрину.

С непринужденным юмором, увлекательно и с большой серьезностью оформляют детские книги В. В. Лебедев (1891 - 1967) и В. М. Конашевич (1888 -1966). Созданные ими образы то добродушны, то ироничны, но никогда не на­зидательны.

С. Д. Лебедева. Портрет В. П. Чка­лова. 1937. Бронза. Государственная Третьяковская галерея. Москва.

30-е годы - сложный период в жизни стра­ны. Они имели свои исторические трудности. Надвигалась война. Эти трудности отразились и в искусстве. Но основное, чем определяется искусство предвоенного десятилетия, это то, что в нем окончательно сложился метод соци­алистического реализма. Искусство утвердило свои боевые традиции, оно готово было к серь­езным и суровым испытаниям.

В 1934 году на I Всесоюзном съезде советских писателей Максим Горький сформулировал основные принципы соцреализма как метода советской литературы и искусства. Этим моментом датируется начало новой эпохи советского искусства, с более жестким идеологическим контролем и пропагандистскими схемами.

Основные принципы:

  • - Народность. Как правило, героями соцреалистических произведений становились труженики города и деревни, рабочие и крестьяне, представители технической интеллигенции и военнослужащие, большевики и беспартийные.
  • - Идейность. Показать мирный быт народа, поиск путей к новой, лучшей жизни, героические поступки с целью достижения счастливой жизни для всей людей.
  • - Конкретность. В изображении действительности показать процесс исторического развития, который в свою очередь должен соответствовать материалистическому пониманию истории (в процессе изменения условий своего бытия люди меняют и свое сознание, отношение к окружающей действительности).

В годы, последующие за этим постановлением ЦК ВКП(б) о перестройке литературно-художественных организаций, был проведен ряд крупных мероприятий, направленных на развитие искусства в требуемом для государства русле. Расширяется практика государственных заказов, творческих командировок, устроения масштабных тематических и юбилейных выставок. Советские художники создают множество произведений (панно, монументальных, декоративных) для будущего ВДНХ. Это означало важный этап возрождения монументального искусства как самостоятельного. В этих работах стало очевидным, что тяга советского искусства к монументальности является не случайной, а отражает «грандиозные перспективы развития социалистического общества» .

В 1918 году Ленин в беседе с К. Цеткин определил задачи искусства в советском обществе: «Искусство принадлежит народу. Оно должно уходить своими глубочайшими корнями в самую толщу широких трудящихся масс. Оно должно быть понятно этим массам и любимо ими. Оно должно объединять чувство, мысль и волю этих масс, подымать их. Оно должно пробуждать в них художников и развивать их».

В рассматриваемый период наряду с уже существовавшими направлениями искусства появилось несколько принципиально новых, например, авангардизм.

В рамках стиля монументализма наибольший интерес представляет скульптура. Как и все прочие направления в советском искусстве, скульптура периода имела агитационную направленность и патриотическое содержание сюжетов. Большое значение для развития скульптуры сыграл ленинский план монументальной пропаганды, принятый в 1918 г. В соответствии с этим планом по всей стране должны были устанавливаться памятники, пропагандирующие новые революционные ценности. Для работы были привлечены видные скульпторы: Н.А. Андреев (ставший впоследствии создателем скульптурной ленинианы). Другой видный скульптор этого периода -- Иван Шадр. В 1922 году он создал статуи «Рабочий», «Сеятель», «Крестьянин», «Красноармеец». Своеобразие его метода -- обобщение образа на основе конкретной жанровой завязке, мощная лепка объемов, выразительность движения, романтический пафос. Самое яркое его произведение -- «Булыжник -- орудие пролетариата. 1905 год» (1927). В том же году на территории гидроэлектростанции на Кавказе ЗАГЭС установлен его же работы памятник Ленину -- «один из лучших». Вера Мухина формируется как мастер тоже в 20-е. В этот период она создает проект памятника «Освобожденный труд» (1920, не сохранился), «Крестьянка» (1927). Из более зрелых мастеров отмечают творчество Сарры Лебедевой, которая создавала портреты. В своем понимании формы она учитывает традиции и опыт импрессионизма. Александр Матвеев характеризуется классической ясностью в понимании конструктивной основы пластики, гармоничностью скульптурных масс и соотношения объемов в пространстве («Раздевающаяся женщина», «Женщина, надевающая туфлю»), а также знаменитый «Октябрь» (1927), где в композицию включены 3 обнаженные мужские фигуры -- сочетание классических традиций и идеала «человека эпохи Революции» (атрибуты -- серп, молот, буденовка).

Виды искусства, способные «жить» на улицах, в первые годы после революции играли важнейшую роль в «формировании общественного и эстетического сознания революционного народа». Поэтому наряду с монументальной скульптурой самое активное развитие получил политический плакат. Он оказался самым мобильным и оперативным видом искусства. В период гражданской войны этот жанр характеризовался следующими качествами: «острота подачи материала, мгновенная реакция на быстро меняющиеся события, агитационная направленность, благодаря которой и сложились главные черты пластического языка плаката. Ими оказались лаконизм, условность изображения, четкость силуэта и жеста. Плакаты были чрезвычайно распространены, печатались большими тиражами и размещались повсеместно. Особое место в развитие плаката занимают Окна сатиры РОСТА, в которых выдающуюся роль сыграли Черемных, Михаил Михайлович и Владимир Маяковский. Это плакаты, сделанные по трафарету, раскрашенные от руки и со стихотворными надписями на злобу дня. Они сыграли огромную роль в политической пропаганде и стали новой образной формой. Художественное оформление празднеств -- еще одно новое явление советского искусства, не имевшее традиции. В число праздников входили годовщины Октябрьской революции, 1 мая, 8 марта и другие советские праздники. Это создало новый нетрадиционный вид искусства, благодаря которому живопись приобрела новое пространство и функции. К праздникам создавались монументальные панно, которые характеризовались огромным монументально-агитационным пафосом. Художники создавали эскизы оформления площадей и улиц.

В оформлении этих праздников принимали участие: Петров-Водкин, Кустодиев, Е. Лансере, С. В. Герасимов.

Советское искусствознание делило мастеров советской живописи этого периода на две группы:

  • - художники, которые стремились запечатлеть сюжеты привычным изобразительным языком фактологического отображения;
  • - художники, которые использовали более сложное, образное восприятие современности.

Они создавали образы-символы, в которых пытались выразить свое «поэтическое, вдохновенное» восприятие эпохи в ее новом состоянии. Константин Юон создал одно из первых произведений, посвященных образу революции («Новая планета», 1920, ГТГ), где событие трактовано во вселенском, космическом масштабе. Петров-Водкин в 1920 году создал картину «1918 год в Петрограде (Петроградская мадонна)», решая в ней этико-философские проблемы времени. Аркадий Рылов, как считалось, в своем пейзаже «В голубом просторе» (1918) тоже мыслит символически, выражая «свободное дыхание человечества, вырвавшегося в необъятные просторы мира, к романтическим открытиям, к свободным и сильным переживаниям».

В графике тоже прослеживаются новые образы. Николай Купреянов «в сложной технике деревянной гравюры стремится выразить свои впечатления от революции» («Броневики», 1918; «Залп Авроры», 1920). В 1930-е годы монументальная живопись стала обязательным звеном всей художественной культуры. Она зависела от развития архитектуры и прочно была с ней связана. Дореволюционные традиции продолжал в это время бывший мирискусник Евгений Лансере -- роспись ресторанного зала Казанского вокзала (1933) демонстрирует его тягу к подвижной барочной форме. Он прорывает плоскость плафона, расширяя пространство вовне. Дейнека, который также в это время вносит большой вклад в монументальную живопись, работает по-другому. Его мозаики станции «Маяковская» (1938) созданы с использованием современного стиля: острота ритма, динамика локальных красочных пятен, энергия ракурсов, условность изображения фигур и предметов. Темы в основном спортивные. Фаворский, известный график, также внес вклад и в монументальную живопись: он применил свою систему построения формы, выработанную в книжной иллюстрации, к новым задачам. Его росписи Музея охраны материнства и младенчества (1933, вместе с Львом Бруни) и Дома моделей (1935) показывают понимание им роли плоскости, соединение фрески с архитектурой с опорой на опыт древнерусской живописи. (Обе работы не сохранились).

Господствующим стилем в архитектуре 20-х годов стал конструктивизм.

Конструктивисты старались использовать новые технические возможности для создания простых, логичных, функционально оправданных форм, целесообразных конструкций. Примером архитектуры советского конструктивизма могут служить проекты братьев Весниных. Наиболее грандиозный из них - Дворец труда так и не был воплощен в жизнь, но оказал значительное влияние на развитие отечественного зодчества. К сожалению, также разрушались памятники архитектуры: только в 30-е гг. в Москве были уничтожены Сухарева башня, Храм Христа Спасителя, Чудов монастырь в Кремле, Красные ворота и сотни безвестных городских и сельских церквушек, многие из которых представляли историческую и художественную ценность.

В связи с политическим характером советского искусства создается немало художественных объединений и группировок со своими платформами и манифестами. Искусство находилось в поиске и было многообразным. Главными группировками были АХРР, ОСТ, а также «4 искусства». Ассоциация художников революционной России была основана в 1922 году. Ее ядро составляли бывшие передвижники, манера которых оказала большое влияние на подход группы -- реалистичный бытописательский язык позднего передвижничества, «хождения в народ» и тематические экспозиции. Помимо тем картин (диктовавшихся революцией) для АХРР характерно было устройство тематических выставок типа «Жизнь и быт рабочих», «Жизнь и быт Красной Армии».

Главные мастера и произведения группировки: Исаак Бродский («Выступление Ленина на Путиловском заводе», «Ленин в Смольном»), Георгий Ряжский («Делегатка», 1927; «Председательница», 1928), портретист Сергей Малютин («Портрет Фурманова», 1922), Абрам Архипов, Ефим Чепцов («Заседание сельячейки», 1924), Василий Яковлев («Транспорт налаживается», 1923), Митрофан Греков («Тачанка», 1925, более поздние «На Кубань» и «Трубачи Первой Конной», 1934). Общество художников-станковистов, основанное в 1925 году, включало художников с менее консервативными с точки зрения живописи взглядами, в основном, студентов ВХУТЕМАСа. Это были: Вильямс «Гамбургское восстание»), Дейнека («На стройке новых цехов», 1925; «Перед спуском в шахту», 1924; «Оборона Петрограда», 1928), Лабас Лучишкин («Шар улетел», «Я люблю жизнь»), Пименов («Тяжелая индустрия»), Тышлер, Штеренберг и проч. Они поддерживали лозунг возрождения и развития станковой картины, но ориентировались не на реализм, а на опыт современных им экспрессионистов. Из тем им была близка индустриализация, жизнь города и спорт. Общество «Четыре искусства» было основано художниками, входившими ранее в Мир искусства и Голубую розу, которые бережно относились к культуре и языку живописи. Самые видные члены объединения: Павел Кузнецов, Петров-Водкин, Сарьян, Фаворский и многие другие выдающиеся мастера. Для общества была характерна философская подоплека с адекватным пластическим выражением. В Общество московских художников вошли бывшие члены объединений «Московские живописцы», «Маковец» и «Бытие», а также члены «Бубнового валета». Самые активные художники: Петр Кончаловский, Илья Машков, Лентулов, Александр Куприн, Роберт Фальк, Василий Рождественский, Осмеркин, Сергей Герасимов, Николай Чернышев, Игорь Грабарь. Художники создавали «тематические» картины, используя наработанные «бубново-валетовские» и проч. тенденции авангардной школы. Творчество этих групп являлось симптомом того, что сознание мастеров старшего поколения пыталось перестроиться под новые реалии. В 1920-х годах были проведены две масштабные выставки, которые закрепили тенденции -- к 10-летию Октября и Красной армии, а также «Выставка искусства народов СССР» (1927).

Лидирующей сферой развития литературы в 20-е гг. несомненно, является поэзия. По форме литературная жизнь во многом осталась прежней. Как в начале века, тон ей задавали литературные кружки, многие из которых пережили кровавое лихолетье и продолжали действовать в 20-е гг.: символисты, футуристы, акмеисты и пр. Возникают новые кружки и объединения, однако соперничество между ними теперь выходит за пределы художественной сферы и часто приобретает политическую окраску. Наибольшее значение для развития литературы имели объединения РАПП, «Перевал», «Серапионовы братья» и ЛЕФ.

РАПП (Российская ассоциация пролетарских писателей) оформилась на I Всесоюзной конференции пролетарских писателей в 1925 г. В ее состав входили писатели (из наиболее известных А. Фадеев и Д. Фурманов) и литературные критики. Предшественником РАПП был «Пролеткульт» - одна из самых массовых организаций, основанная в 1917 г. Они третировали как «классовых врагов» практически всех писателей, не входивших в их организацию. Среди авторов, которые подвергались нападкам со стороны РАППовцев, были не только А. Ахматова, З. Гиппиус, И. Бунин, но даже такие признанные «певцы революции», как М. Горький и В. Маяковский. Идейную оппозицию РАПП составила литературная группа «Перевал».

Группа «Серапионовы братья» была создана в 1921 г. в Петроградском Доме искусств. В группу входили такие известные писатели, как В. Иванов, М. Зощенко, К. Федин и др.

ЛЕФ - левый фронт искусств. Позиции членов этой организации (В.Маяковский, Н. Асеев, С. Эйзенштейн и др.) весьма противоречивы. Сочетая футуризм с новаторством в духе пролеткульта, они выступали с весьма фантастической идеей создания некого «производственного» искусства, которое должно было выполнять в обществе утилитарную функцию обеспечения благоприятной атмосферы для материального производства. Искусство рассматривалось как элемент технического строительства, без всякого подтекста, вымысла психологизма и т. д.

Большое значение для развития русской литературы ХХ в. сыграло поэтическое творчество В. Я. Брюсова, Э. Г. Багрицкого, О. Э. Мандельштама, Б. Л. Пастернака, Д. Бедного, «крестьянских» поэтов, ярчайшим представителем которых был друг Есенина Н. А. Клюев. Особую страницу в истории отечественной литературы составляет творчество поэтов и писателей, не принявших революцию и вынужденных покинуть страну. Среди них такие имена как М. И. Цветаева, З. Н. Гиппиус, И. А. Бунин, А. Н. Толстой, В. В. Набоков. Некоторые из них, осознав невозможность для себя жить вдали от Родины, впоследствии вернулись (Цветаева, Толстой). Модернистские тенденции в литературе проявились в творчестве Е. И. Замятина, автора фантастического романа-антиутопии «Мы» (1924 г). Сатирическая литература 20-х гг. представлена рассказами М. Зощенко; романами соавторов И. Ильфа (И. А. Файнзильберга) и Е. Петрова (Е. П. Катаева) «Двенадцать стульев» (1928 г.), «Золотой теленок» (1931 г.) и др.

В 30-х гг. появляется несколько крупных произведений, вошедших в историю русской культуры. Шолохов создает романы «Тихий Дон», «Поднятая целина». Творчество Шолохова получило мировое признание: за писательские заслуги он был удостоен Нобелевской премии. В тридцатые годы завершает свой последний роман-эпопею «Жизнь Клима Самгина» М. Горький. Огромную популярность имело творчество Н. А. Островского, автора романа «Как закалялась сталь» (1934 г.). Классиком советского исторического романа стал А. Н. Толстой («Петр I» 1929-1945 гг.). Двадцатые-тридцатые годы время расцвета детской литературы. Несколько поколений советских людей выросло на книгах К. И. Чуковского, С. Я. Маршака, А. П. Гайдара, С. В. Михалкова, А. Л. Барто, В. А. Каверина, Л. А. Кассиля, В. П. Катаева.

В 1928 г. затравленный советской критикой М. А. Булгаков безо всякой надежды на публикацию начинает писать свой лучший роман «Мастер и Маргарита». Работа над романом продолжалась до самой смерти писателя в 1940 г. Произведение это было издано только в 1966 г. В конце 80-х, увидели свет произведения А. П. Платонова (Климентова) «Чевенгур», «Котлован», «Ювенильное море». «В стол» работали поэты А. А. Ахматова, Б. Л. Пастернак. Трагична судьба Мандельштама (1891-1938). Поэт необыкновенной силы и большой изобразительной точности, оказался в числе литераторов, которые, приняв в свое время Октябрьскую революцию, не смогли ужиться в сталинском обществе. В 1938 г. он был репрессирован.

В 30-е гг. Советский Союз постепенно начинает отгораживаться от остального мира. За «железным занавесом» остались многие русские литераторы, которые, несмотря не на что продолжают работать. Писателем первой величины был поэт и прозаик Иван Алексеевич Бунин (1870-1953). Бунин с самого начала не принял революцию и эмигрировал во Францию (повесть «Митина любовь», роман «Жизнь Арсеньева», сборник рассказов «Темные аллеи»). В 1933 г. он был удостоен Нобелевской премии.

В начале 30-х гг. пришел конец существованию свободных творческих кружков и групп. В 1934 г. на I Всесоюзном съезде советских писателей был организован «Союз писателей», в который вынуждены, были вступать все люди, занимавшиеся литературным трудом. Союз писателей стал инструментом тотального контроля власти над творческим процессом. Не быть членом Союза было нельзя, т. к. в таком случае писатель лишался возможности публиковать свои произведения и, более того, мог быть привлечен к уголовной ответственности за «тунеядство». У истоков этой организации стоял М. Горький, однако его председательство в ней продолжалось недолго. После его смерти в 1936 г. председателем стал А. А. Фадеев. Помимо «Союза писателей» были организованы другие «творческие» союзы: «Союз художников», «Союз архитекторов», «Союз композиторов». В советском искусстве наступал период единообразия.

Революция высвободила мощные творческие силы. Сказалось это и на развитии отечественного театрального искусства. Возникло множество театральных коллективов. Большую роль в становлении театрального искусства сыграли Большой драматический театр в Ленинграде, первым художественным руководителем которого был А. Блок, театр им. В. Мейерхольда, театр им. Е. Вахтангова, Московский театр им. Моссовета.

К середине 20-х годов относится появление советской драматургии, оказавшей огромное влияние на развитие театрального искусства. Крупнейшими событиями театральных сезонов 1925-1927 гг. стали “Шторм” В. Билля-Белоцерковского в театре им. МГСПС, “Любовь Яровая” К. Тренева в Малом театре, “Разлом” Б. Лавренева в театре им. Е. Вахтангова и в Большом драматическом театре, “Бронепоезд 14-69” В. Иванова во МХАТе. Прочное место в репертуаре театров занимала классика. Попытки ее нового прочтения делались как академическими театрами (“Горячее сердце” А. Островского во МХАТе), так и “левыми” (“Лес” А. Островского и “Ревизор” Н. Гоголя в театре им. В. Мейерхольда).

Если драматические театры к концу первого советского десятилетия перестроили свой репертуар, то главное место в деятельности оперных и балетных коллективов занимала по-прежнему классика. Единственной крупной удачей в отражении современной темы стала постановка балета Р. Глиера “Красный мак” (“Красный цветок”). В странах Западной Европы и Америки выступили Л.В. Собинов, А.В. Нежданова, Н.С. Голованов, труппы МХАТа, Камерного театра, Студии им. Е. Вахтангова, Квартет старинных русских инструментов

Музыкальная жизнь страны в те годы связана с именами С. Прокофьева, Д. Шостаковича, А. Хачатуряна, Т. Хренникова, Д. Кабалевского, И. Дунаевского и др. Выдвинулись молодые дирижеры Е. Мравинский, Б. Хайкин. Были созданы музыкальные ансамбли, в последствии прославившие отечественную музыкальную культуру: Квартет им. Бетховена, Большой Государственный симфонический оркестр, Оркестр Государственной филармонии и др. В 1932 году был образован Союз композиторов СССР.

Наряду с актерами старшего поколения (М. Н. Ермолова, А. М. Южин, А. А. Остужев, В. И. Качалов, О. Л. Книппер- Чехова), возникает новый революционный театр. Поиски новых форм сценической выразительности характерны для театра, работавшего под руководством В. Э. Мейерхольда (ныне театр им. Мейерхольда). На сцене этого театра были поставлены пьесы В. Маяковского «Мистерия-буфф» (1921 г.), «Клоп» (1929 г.) и др. Крупный вклад в развитие театра был сделан режиссером 3-й студии МХАТ Е. Б. Вахтанговым; организатором и руководителем Камерного театра, реформатором сценического искусства А. Я. Таировым.

Одним из самых важных и интересных явлений в истории культуры 20-х гг. было начало развития советского кинематографа. Развивается кинодокументалистика, ставшая одним из самых эффективных инструментов идеологической борьбы и агитации наряду с плакатом. Важной вехой в развитии художественного игрового кино стал фильм Сергея Михайловича Эйзенштейна (1898 - 1948) «Броненосец Потемкин» (1925 г.), вошедший в число мировых шедевров. Под шквал критики попали символисты, футуристы, импрессионисты, имажинисты и пр. Их обвиняли в «формалистических вывертах», в том, что их искусство не нужно советскому народу, что оно враждебно социализму. В число «чуждых» попали композитор Д. Шостакович, режиссер С. Эйзенштейн, писатели Б. Пастернак, Ю. Олеша и др. Многие деятели искусства были репрессированы.

политический культура тоталитаризм идеология

Наталья Александровна Козлова
Челябинский областной музей искусств


ИЛЛЮЗИИ РЕАЛИЗМА. XX ВЕК.
СОВЕТСКОЕ ИСКУССТВО 30-50-Х ГГ.


30-50-е годы ХХ века – один из самых противоречивых, если не сказать одиозных периодов в истории советской страны, связанный с тоталитарной властью, властью одной партии и ее лидера, «вождя всех народов» – Сталина.
В искусстве – это период полновластного царствования соцреализма, искусственно выведенного художественного метода, базирующегося на партийности, народности и историчности (или конкретности), наследовавшего позднепередвижническую, уходящую в академизм, живописную манеру.

Изобразительный язык, ставший основой соцреализма отличался простотой и доходчивостью, но и наряду с этим своей формальной стертостью.
Кристаллизация идеи стиля «пролетарского искусства» началась еще в 20-е годы, когда откровенно и недвусмысленно объединение АХРР (Ассоциация художников революционной России) с лозунгами "художественного документализма" и "героического реализма", с полотнами «понятными и близкими народу», «доступными восприятию трудящихся масс» было противопоставлено всему «другому» искусству, а гриф АХРР - «революционное искусство» создал иллюзию, что это и есть официальное искусство. Фактически «социалистический реализм» был установлен, выпестован, наделен властью за двенадцать лет до его официального провозглашения. Даже сам термин означающий новое искусство вызвал множество дискуссий. Широко обсуждались в конце с 1927 по 1932 варианты: монументальный, синтетический, коллективный, массовый, производственный (т.е. производство искусства художником и сопроизводство его зрителем). В 1930-31 – особенно распространились термины: «пролетарский» (производственный), «тематический» (идеологический), диалектический (рассмотрение жизни объективно, со всех сторон). Термин же «социалистический» появился лишь в 1932 году, в 1934 официально провозглашен на Первом съезде писателей и после него метод «социалистического реализма» обретает статус государственной доктрины. Максим Горький откровенно декларировал соцреализм как миф: «Миф – это вымысел. Вымыслить – значит извлечь из суммы реально данного основной его смысл и воплотить в образ – так мы получим реализм».

В самой идее, формуле соцреализма заложен был иллюзионизм.
Образ становился соцреалистическим только в том случае, если в процессе работы над ним «натура» проходила «возгонку»: очищение от всего, что не соответствовало идейно-идеологической доктрине и преображение в духе романтического мифотворчества.
Соцреализм начался как грандиозная иллюзия (иллю́зия, лат. illusio - заблуждение, обман - искаженное восприятие реально существующего объекта или явления), призван был магнетически влиять на массы, цементируя возводящийся каркас новой жизни, по новым законам.

С 1932 по всей стране прокатилась волна организаций союзов художников (челябинский - создан в 1936 году). Для власти было существенно важно, чтобы на месте многочисленных художественных организаций двадцатых годов возник один, более управляемый «творческий союз», со своими эстетическими приоритетами.
К 1934 году все многообразие творческих объединений художников двадцатых годов идеологически репрессивными методами оказалось упразднено. Союзы художников, казалось бы уравнивавшие художников в правах, возможностях (получении заказа, мастерской), не оставляли выбора в художественном методе. Многим пришлось заплатить дорогой ценой: индивидуальность художника, под давлением требований соцреалистического канона, деформировалась до неузнаваемости, пример тому на выставке – Илья Машков, «В пионерском лагере» (1926 год), от радостной жизнеутверждающей брутальности которого ничего не осталось.
Соцреализм стал идеологическим искусством партии, мощнейшим оружием в борьбе за полновластие над человеком.

История нашего музея и его коллекции напрямую связана с проявлением тотальности соцреализма. По призыву партии сотни художников были направлены «в важнейшие промышленные и сельскохозяйственные районы Урала, Западной Сибири и Башкирии» исполнить свое прямое социальное предназначение: документально отобразить в художественной форме ростки новой индустриальной жизни, создать образы людей ударно работающих на стройках. Художники с энтузиазмом откликнулись на призыв, с желанием быть свидетелями начала невиданного расцвета молодой пролетарской страны, ее изменения из аграрной в индустриальную. Акция поражает своими масштабами.

Масштабность, монументальность, грандиозность - такие характеристики событий становятся знаком времени, выявляющим имперские претензии государства.
Результатом этих творческих командировок московских и ленинградских художников, позднее к ним присоединились коллеги Свердловска, Новосибирска, Уфы, Челябинска, стали выставки: ОТЧЕТ 1-й УРАЛЬСКОЙ БРИГАДЫ ХУДОЖНИКОВ, РАБОТАВШИХ НА НОВОСТРОЙКАХ УРАЛА И КУЗБАССА (2-я) (1932 г.) Свердловск; ставшие передвижными «Урало-Кузбасс», 1935 г. (104 художника, 375 произведений) Свердловск, Новосибирск; «Урало-Кузбасс в живописи»; Челябинск, 1936 г. в клубе тракторного завода; «Южный Урал в живописи» 1938, г. Касли, Кыштым, Каменск-Уральский и другие города Челябинской области.

Индустриальные виды обновляющихся пейзажей страны – Б.Н. Яковлева «Рудник. Сатка», портреты передовиков: «Ударник прораб Новиков» В.В. Карева, «Ударник Алюминьстроя» И.К. Колесовой, «Ударник ЮУЖД» А.Ф. Максимова, «Портрет Шестакова» Костяницына, энергичные работницы «Цеха по производству кирпичей» С. Рянгиной и другие с передвижной выставки «Урало-Кузбасс в живописи» и «Южный Урал в живописи» стали основой нашего музея 70 лет назад, в 1940 году (названы работы, экспонирующиеся на выставке «Иллюзии реализма»).

Одновременно подобная идея была высказана художниками в 1939 году, когда в Москве открылась грандиозная выставка «Индустрия социализма: «…многократно повторялось, что на ее основе может быть открыт музей современного искусства, а писатель Лев Кассиль первый высказавшийся о «художественном музей двух первых сталинских пятилеток» нарисовал красочную картину: «своеобразие того времени, самый воздух его, горение, срывы, радости, ошибки, восторги, труд, героизм, горе, прозрение, гордость людей, а особенно такой грандиозной эпохи, полной высоких чувств и величайших мыслей – все это может дать почувствовать лишь истинный художник. К этому стремились живописцы и ваятели, откликнувшиеся на призыв незабываемого Серго (Орджоникидзе) – запечатлеть в искусстве образы социалистической индустрии». (Правда, срывы, ошибки, горе, прозрение – исключались из эмоционального реестра образа советского человека, а психологизм – открыто порицался).

Музей как важное звено в пропагандистской, воспитательной работе с населением, как культурное учреждение уже приобрел высокий статус в общественном сознании.
Основоположник челябинской картинной галереи Леонид Клевенский расширил границы музея современного социалистического искусства и запрограммировал музей как классический. Спасибо ему!
Осень 1940 года. Из отчета о командировке в Челябинск проверяющего чиновника из Москвы А. Попова: «Общее количество произведений искусства 112, из них – 106 живопись, 99 – советского отдела.

Коллекция музея состоит в основном из произведений советских художников среднего и младшего поколения, в большинстве своем среднего и низкого художественного уровня, так что за счет малохудожественных картин фонд Галереи остается очень незначительным. Из советских художников старшего поколения имеется только одна хорошая картина И. Грабаря…».
И это правда, ценность произведения определялась с идеологических позиций, зачастую в ущерб художественности.

Сейчас вводится в искусствоведческий оборот произведения не только второго, но третьего эшелона, да и кто эту градацию может абсолютно точно установить? Чем полнее поле искусства, тем объективнее и полноценнее картина жизни страны и человеческих судеб.

Вместе с этим нарастает актуальность проблемы, корни которой тоже в 30-х: картины тех лет, находящиеся в музейных запасниках, сегодня в плохой сохранности. Эта тревога понятна всем музейщикам, у кого хранятся подобные произведения. Художники создавая «величайшие «произведения «величайшего» метода не заботились о технологии, о долговечности материала, в итоге – соцреализм в музеях требует реставрации больше, чем голландцы, например.
Второе рождение музея в 1952 году не только вернуло утраченное во время войны, но коллекция значительно качественно усилилась из фондов ДВХП (Дирекции выставок и художественных панорам), через Комитет по делам искусств при Министерстве РСФСР и СССР, из музеев столицы.

Произведения художников Москвы, Ленинграда, Челябинска, других городов страны запечатлевшие «героические будни» трудовых пятилеток, лица стахановцев, передовиков производства, образ цветущей послевоенной земли, составили костяк музейной коллекции советского искусства в 1952 году. Среди них выдающиеся: А. Дейнека «На женском собрании», М. Сарьян «Меднохимический комбинат в Алавердах», К. Юон «Пробная подвеска бомб», С. Луппов «Портрет стахановки Марии Колосковой», С. Герасимов «Портрет генерал-полковника Самсонова», по поводу которого журнал «Искусство» в 1949 году пишет: «…пережитки импрессионизма чувствуются во всех произведениях художника, даже в одной из его последних работ, в портрете Героя Советского Союза Самсонова, показанной на выставке «30 лет Советских Вооруженных Сил»».
В последствие этот раздел собрания постоянно пополнялся и рос значительно быстрее остальных.

В 80-е годы сотрудники музея в экспедиционных поездках заполнили художественные лакуны: музей приобрел «тихое», «формальное» искусство 30-50-х. Соцреализм и формализм – дихотомическая пара. Соцреализм появился на свет не один, а в тесной связке со своей «антитезой» – формализмом. По сути «это был реализм в самом лучшем смысле слова – новый реализм ХХ века, усвоивший открытия французских импрессионистов и постимпрессионистов, достижения русского искусства начала века, высокие традиции русского гуманизма» (М. Чегодаева). Роль «врага» ему была предуготована, с которым соцреализм, как герой-победитель, успешно борется и жизнь его наполняется активным смыслом. Формальное искусство – это небольшие, как правило, по формату вещи, не выставлявшиеся официально, их зрителями были посетители мастерских художников. Только благодаря этому они и сохранились у наследников, а музей смог приобрести редких авторов. Так собрание обогатилось произведениями Г. Шегаля, А. Шевченко, Р. Фалька, Н. Крымова, М. Аксельрода, Н. Козочкина и других.
Сейчас коллекция советской живописи насчитывает без малого две тысячи произведений (1840), из них четверть – произведения середины века, включая 50-е годы, 30-50-е составляют около 300 единиц: портреты, картины на историко-революционную, патриотическую темы, темы труда, быта, в соответствии с жанровым ранжиром социалистического искусства.

На выставке участвует малая толика их. Но каждое полотно выполняет роль проводника в ту или иную тему, жанр, обозначая образную типологию.
Наиболее востребован соцреализм был в 50-80-е годы, когда состоялось 7 постоянных экспозиций с включением советского раздела и 15 временных выставок с 70-х до наших дней. К сожалению, составить полную и достоверную выставочную биографию каждого живописного полотна, невозможно, т.к. далеко не все выставки сопровождались каталогами.

В последнее двадцатилетие из музейных фондов «вышло» несколько выставок, охватывающих интересующий нас период.
В ноябре 1990 – январе 1991 года – «Советское искусство 1920-30 гг.» (ЧОКГ), впервые предстало перед публикой искусство, авторов которого клеймили как «формалистов». Концепция той выставки изложена в сборнике докладов научно-практической конференции «Музей и художественная культура Урала» 1991 года. Автор – Л. А. Сабельфельд
К сожалению, выставка осталась без каталога, в афише – лишь перечень авторов.

Выставка, во-первых, представила цельную коллекцию живописи, графики 20-30-х, что означает включение в историко-культурный контекст, в искусствоведческий оборот;
во-вторых, обогатила представление о сложной многообразной и разноплановой художественной жизни страны 20-30х годов;
в-третьих, представила участие челябинских художников в этом едином процессе.
В 1995 году – выставка «…И помнит мир спасенный…», посвященная 50-летию Победы в Великой Отечественной войне. Живопись, графика военных лет 1941-1945гг. Издан каталог. Автор концепции выставки, каталога и статьи – Н. М. Шабалина. Сильное звено проекта – полный, классически составленный научный каталог, всегда актуальный в работе с коллекцией музея.

В 2005 году к юбилею окончания Великой Отечественной войны – выставка «Вам жить завещаем…» представила живопись второй половины 40-х–50-х годов созидательно-пафосного звучания, что соответствовало настроению победившего советского народа. Издан каталог с цветными репродукциями, позволяющий выстроить визуальный образ экспозиции.
Таким образом, казалось бы, коллекция соцреалистического искусства и искусства предстоявшего ему десятилетия отсмотрена в хрестоматийном классическом варианте. И все же, как оказалось, ресурсы ее не исчерпаны и новые презентации произведений возможны.

Поэтому одна из задач выставки «Иллюзии реализма» – ввести в научный оборот живописные работы, ни разу не представленные зрителю. Каждая – подлинный документ эпохи и за каждой – непростая судьба художника.

В процессе подготовки сделан ряд уточнений в атрибуции, расширены сведения об авторах. Так «Портрет ударника Алюминьстроя» (Ж-31) приписываемый Колесову А. оказался кисти Ирины Константиновны Колесовой (1902-1980) урожденной москвички. «Была красива, не очень счастлива, любила путешествовать». Была близка к «левым» театральным и литературным кругам, познакомилась с В.Маяковским, о котором оставила интересные мемуары, будучи художником-оформителем присутствовала на репетициях МХАТа «Дней Турбинных», тогда же написала портрет Михаила Булгакова и актеров театра. С 1927 года жила в Ленинграде – вот и все, пожалуй, что известно об этой женщине. Вместе с биографией художницы в пространство нашего города «врывается» художественная среда Москвы, Ленинграда, Челябинску – неведомая, и образ художественной жизни тех лет становится значительно глубже, сложнее. Участвовала в выставках с 1929 по 1958 годы, выставлялась с группой «Круг художников». Это многое объясняет в живописной манере художницы: она пыталась выполнить требование времени – быть документально-конкретной, ей удалась портретность в образе рабочего, как нового неведомого героя, который так открыто, без робости, разрушая четвертую стену, рассматривает стоящих перед ним. Образ получился яркий, энергичный. От ее «круговского» влияния – этюдность, пространство, с плывущими облаками, что за его спиной, романтичное, знаковое, намечающее главные акценты внимания: легко написанные, узнаваемые во времени фигуры женщин, голубое небо над ними, красный флаг над стройкой. Судьба ее наследия нам пока не известна.
Небольшой портретной работе «Счетовод колхоза» (Ж-126) авторство априори приписывалось художнику Тимошенко Л.Я. Изменение направления поиска привело к успеху: автор – художница Тимошенко Лидия Яковлевна (1903-1976), участница художественного объединения «Круг художников», выставлялась множество раз с И.Колесовой и, надо полагать, они знали друг друга. Л.Тимошенко – жена известного советского графика Евгения Кибрика. Она прожила наполненную творческую жизнь, не вступая ни в какие компромиссы с советской действительностью. Ее произведения сохранились, некоторые из них, в коллекции ленинградского ВЗ «Манеж» и участвуют по сей день в выставках.

Портрет, несмотря на малые размеры, несет черты монументальности, так колористически лаконичен: черно-белый с ярким красно-коричневым акцентом деревянных счет. «Надо гораздо строже относиться к цвету и форме. Основа должна быть тематическая, но нужно ее утвердить формой, а не дробить форму и не мутить цвет в честь тематики, это обессмысливает труд» – молодая художница вгрызалась в существо живописности: «В каждой вещи должна быть своя тема – цветовой мотив. Он должен быть органичен, как сплав. А сюжет, литература – лицо, руки должны быть необходимыми частями цветовой гаммы. Только тогда все будут на своем месте и все будет выражено. Мне кажется, что я буду очень хорошим живописцем, но это придет позднее». Из дневника Лидии Тимошенко, 1934 год.

Уточнены эпизоды жизни, творчества ленинградца Петровского Ивана Владимировича. Как и предыдущие его коллеги, он участник совместных выставок ленинградских художников, но выставляется крайне избирательно, как правило – с обществом им. А. Куинджи. Его прелестный, этюдного свойства, пейзаж «Выходной день на Неве» (Ж-181) был рекомендован для выставки «Индустрия социализма». Свободная пленэрная живопись, сохраняющая милые узнаваемые подробности выходного отдыха, заражает зрителя радостным ощущением светлого, солнечного дня. Художник прожил короткую жизнь, погиб в 1941. Нам известно о нем немногое, но этого достаточно, чтобы понять: он жил, сохраняя человеческое достоинство, свое индивидуальное творческое лицо. Произведения И.Петровского в коллекции ленинградского ВЗ «Манеж», участвуют в выставках.

И, наконец, Максимов А.Ф. – автор «Ударника ЮУЖД» Ж-146. Ленинградец. Уточнено немногое – имя обрело отчество. Максимов – участник знаменитой Первой государственной сводной выставки в Эрмитаже в 1919 году. Активен в выставочной жизни города, страны. Его образ ударника строится на контрасте: крайне зажатая, скованная фигура, лицо с застывшим выражением и стремительная перспектива пути, пассажирского состава удаляющегося в «светлые перламутровые дали».
Провозглашенный соцреализм не был однородным в своем течении, особенно в начальной стадии, когда еще сильно было влияние «прошлой», «формалистской», «авангардной» художественной жизни. В разной степени проявленность иных, не соцреалистических, стилистических предпочтений очевидна и у названных выше ленинградских художников и, конечно, у Сарьяна М.С., он всегда оставался верен декоративности, которая была органичной составляющей его природного художественного дара, у непокорного Дейнеки А.А, создававшего образы идеальных советских людей. Произведения этих художников написаны в 1932-37 годы, когда принципы соцреализма – уже становились догмами, но все же пробивался романтический дух, желание творческой свободы, проявлялся свой почерк, свое эмоциональное, непосредственное отношение к миру. Эти «документы» эпохи становятся точкой отсчета в направлении академизации соцреализма и его потерь.
Выросло несколько поколений людей в стране без социализма, появилась временная дистанция позволяющая спокойно без вящего пристрастия, рассматривать, анализировать, делать предварительные выводы относительно художественных, социально-художественных явлений, существующих в другом временном пласте, в ином социальном пространстве, с «позиций максимальной исследовательской корректности и моральной ответственности. (А. Морозов)
В последние годы повышенный интерес к теме соцреализма и в России, и за рубежом проявился в серии выставок, исследований, новых подходов его классификации.

Выставки в России, Германии, Франции:
1. Москва-Берлин/Берлин - Москва. 1900-1950. 1996г.
2. «Коммунизм: фабрика мечты» 2003. Кураторы Б. Гройс и З. Трегулова. Франкфурт.
3. «Советский идеализм» Живопись и кино 1925-1939. 2005 – 2006 Куратор - Е. Деготь. Льеж. Франция.
4. «Красноармейская студия» 1918-1946. К 90-летию РККА. 2008 Интерроса, РОСИЗО. Кураторы – И. Бакштейн, З. Трегулова.
5. «Борьба за знамя»: Советское искусство между Сталиным и Троцким. 1926-1936» 2008 г. Москва, Новый Манеж. Куратор - Е. Деготь.
6. Соцреализм: инвентаризация архива. Искусство 30-40-х из собрания РОСИЗО. Выставка к 50-летию РОСИЗО и 10-летию музея современного искусства. Куратор З. Трегулова. 2009.
7. Гимн труду. 1910-1970-е годы. ГРМ. 2010.
Выставки, когда в центре внимания оказывается политически «левое», антибуржуазное советское искусство, «советский модернизм», создают прецедент, способствующий формированию нового взгляда на советское искусство, что позволит поставить его в контекст мирового искусства.
Особенность коллекции челябинского музея в том, что в ней сильна, при всем старании выровнять картину, линия официального, утвердившегося соцреалистического искусства.

Художественный материал выставки позволяет проследить эволюцию соцреализма, изменение его стилистической окраски:
- от романтических, еще революционно-идеалистических образов, когда только что сформулированный соцреализм невольно наполнялся свежим, порой наивным, чувством предугадывания жизни как иллюзорного «светлого пути», поэтому так много чистого голубого неба, в портретах ударников строек Урало-Кузбасса, так предельно ясна идейная программа произведения Александра Дейнеки «На женском собрании», выявленная ясной композиционной схемой и колористическим выбором;
- к уже отточенной формуле соцреалистического канона, ортодоксально воплотившейся в произведении К. Юона «Пробная подвеска бом», где и тема: «враг не пройдет», и стилистическая форма – все соответствует представлению о соцреалистической станковой тематической картине, которая написана на важную социально-политическую тему, по своей функции аналогична плакату, а по принципу построения – документу, тексту.

Все тексты, введенные в содержательную канву произведений, хорошо читаемы и выполняют роль дополнительной характеристики персонажей, событий, как правило – политического свойства: в «Портрете Ольги Перовской» Н. Русакова газеты «Правда» и «Советская культура», лежащие на столике рядом с бюстом Сталина, гаранты политической грамотности и благонадежности не только модели, но и автора.

Николая Русакова эти атрибуты благонадежности не спасут, он погибнет, будет расстрелян в 1941 году. Дистанция между прошлым и нашим знанием дальнейшей истории, судьбы страны, отдельных людей рождает сильный эмоциональный отклик.
Грандиозных размеров «Заседание Наркомтяжпрома» А. Герасимова (в духе неосуществленных архитектурных проектов гигантского здания Наркомтяжпрома на Красной площади) – красноречиво оповещает о заказчике полотна – государстве, как могучей, всесильной системе. Монотонная горизонтальная композиция намеренно максимально приближена к первому плану, масштабы фигур персонажей, а среди них знатные люди страны: С. Орджоникидзе, И. Ф. Тевосян, А. Стаханов, А. Бусыгин, – настолько сопоставимы со зрителем, что возникает не художественное пространство, а полная иллюзия включения зрителя в событие, развертывающееся на полотне, например можно «сесть за стол» или «взять книгу», лежащую на столе. Произошла фантастическая вещь: не искусство изображает реальных людей – реальному человеку надлежит воссоединиться с художественным изображением, как бы войти в панно, зашагать в одном строю с Победителями. Соцреалистическая картина «выполнила» свою миссию: проиллюстрировала мифологему всенародного сопричастия важному государственному делу.
От энергетически пустотелого, не оправдывающего свои гигантские размеры «Наркомтяжпрома», рукой подать до застыло-академической помпезности в «Творческом содружестве» Б. Щербакова, произведении впервые представленном публике.

Еще около середины 30-х гг. под видом борьбы с эстетским «субъективизмом», «формалистической заумью» казенный соцреализм осуществляет реабилитацию старого академического понимания мастерства с характерным для него требованием законченности «изображения, культом «точного» рисования и объективно правдивого построения композиции.

Стилем соцреализма стал «вполне конкретный, натуралистический академизм. В нем имелось все, что наиболее соответствовало той задаче, которую искусство призвано было решать: эффектная помпезность, декоративная нарядность, создающая атмосферу приподнятости, возвышающей человека над повседневностью и в то же время доходчивость и понятность, убедительная натуральность – «как в жизни» – нравящаяся широкому кругу зрителей и внушающая ему безоговорочную веру в правду всего представленного на картине». (М. Чегодаева)
Угасание, иссякание магического духа эксперимента привело к постромантическому образованию – советскому салону.

(Екатерина Деготь, выделяя подлинно пролетарское искусство, советский модернизм, 1926-1936гг, с острой формой, изобразительной условностью, законно может определить остальное соцреалистическое искусство как советский салон, которому она категорически отказала в присутствии на выставке «Борьба за знамя».)
Совет Национальностей П. Соколова-Скаля и Б. Иогансона – образец политически конъюнктурной картины, с присущей времени идеализацией, не лишенной колористической художественности, но в целом вялой, с невыявленной внутренней программой – типичный политический салон, реализующий очередной миф о братстве народов страны Советов.

«Богатырское» полотно А. Бубнова «Тарас Бульба» оставило память о себе у нескольких поколений челябинцев и всякий раз, появляясь в экспозиции, вызывает радостные воспоминания о грядущем лете, о счастье погрузиться в цветущее разнотравье, наслаждаясь живописной роскошью. И, несмотря на размерную огромность литературных персонажей, главным героем остается цветущая земля! Гедонистический вариант советского искусства, советского салона. А детские образы Ф. Сычкова, Ф. Решетникова, Л. Рыбченковой? В них замешаны и национальные мотивы, и назидательно-воспитательные, и умильно-бессознательное отношение к теме счастливого детства. Этакий советский лубочный салон.

Несомненным остается одно, то, что собирает эту живописную многоголосицу в единую картину, единую экспозицию – художественное качество произведений, живописный талант авторов. Только эта подлинность и будет всегда волновать зрителя. Через все временные препоны, политические салоны, академические язвы красота является в мир, чтобы он осмыслил себя как красоту.

И какая удача, если можно вернуть из небытия авторство картине!
Прикасаясь к судьбе художника, даже через осколочные сведения, сопоставляя с временем, в котором жизнь каждого и жизнь страны были неотделимы, осознаешь, сколько же требовалось мужества, внутренней силы, чтобы выстоять, остаться верным себе… Вот эти стержневые качества, как связи от поколения к поколению должны наследоваться.

«Неужели только страдая можно сделать искусство? Хочется полного счастья. А от счастья тупеешь. А вот когда страданьем вывернуто все наизнанку, реальность кажется сном, а сон – реальностью, кисть свободно ложится на холст. И страсть заставляет делать решительные движения, краска нравится острая, терпкая, и не боишься ее класть. И вдруг светится холст…» Лидия Тимошенко.
«…Неужели кто-то вспомнил, что мы были…?»

Подробнее об изданиях Музея смотрите

Начало 30-х годов отмечено появлением важнейших партийных документов, стимулирующих объединение и развитие творческих сил. Постановление Центрального Комитета Коммунистической партии от 23 апреля 1932 года благотворно сказалось и на музыкальной культуре.

Ликвидируется Российская ассоциация пролетарских музыкантов (Ассоциация современной музыки фактически распалась раньше), намечаются пути дальнейшего развития реалистической музыки, утверждаются демократические традиции русского классического музыкального искусства.

В 1932 году организовался Союз советских композиторов, положивший начало объединению музыкантов на основе метода социалистического реализма. Советское музыкальное творчество перешло на новый этап.

Огромный размах получает песенное творчество. Жанр массовой песни становится лабораторией новых средств мелодической выразительности, и процесс «песенного обновления» охватывает все виды музыки - оперную, симфоническую, кантат-но-ораториальную, камерную, инструментальную. Тематика песен многообразна, как многообразны и их мелодии.

Среди произведений песенного жанра особенно выделяются в это время боевые песни А. Александрова, песни И. Дунаевского с их звонким весельем, юношеской энергией, светлой лирикой (такие, как всемирно известная «Песня о Родине», «Песня о Каховке», «Марш веселых ребят» и др.), своеобразные песни В. Захарова, посвященные новой жизни колхозной деревни («Вдоль деревни», «И кто его знает», «Провожанье»), песни братьев Покрасс («Если завтра война», «Конармейская»), М. Блантера («Катюша» и др.), С. Каца, К. Листова, Б. Мокроусова, В. Соловь-ева-Седого.

Песенный жанр развивался в тесном содружестве композиторов с поэтами М. Исаковским, В. Лебедевым-Кумачом, В. Гусевым, А. Сурковым и другими. Широкой популярности советских песен способствовало появление звукового кино. Сойдя с экрана, они надолго пережили фильмы, к которым были написаны.

Оперный театр в 30-е годы обогатился реалистическими произведениями на современную тему, доступными по языку, правдивыми по содержанию, хотя и не всегда свободными от недостатков (слабость драматургии, неполное использование широких вокальных форм, развитых ансамблей).

Оперы И. Дзержинского «Тихий Дон» и «Поднятая целина» отличались ярким мелодическим началом, реалистической характеристикой героев. Заключительный хор «От края идо края» из «Тихого Дона» стал одной из самых популярных массовых песен. Опера Т. Хренникова «В бурю» также наполнена драматическими характеристиками, самобытной мелодикой, выразительными народными хорами.

Интересное преломление получили элементы французской народной музыки в опере Д. Кабалевского «Кола Брюньон», отмеченной большим профессиональным мастерством, тонкостью музыкальных характеристик.

Для оперы С. Прокофьева «Семен Котко» были характерны отказ от массовой пе-сенности и преобладание речитатива.

Различные тенденции в творчестве советских композиторов стали в 1935-1939 гг. предметом дискуссий о путях развития оперного искусства.

К современной теме обращались и композиторы, работавшие в жанре оперетты,- И. Дунаевский, М. Блантер, Б. Александров.

В балетном жанре реалистические тенденции были представлены такими значительными произведениями, как «Пламя Парижа» и «Бахчисарайский фонтан» Б. Асафьева, «Лауренсия» А. Крейна, музыкально-хореографическая трагедия С. Прокофьева «Ромео и Джульетта». Появились первые национальные балеты в Грузии, Белоруссии, на Украине.

Успехи в жанре симфонической музыки тоже были связаны с проникновением песенно-мелодического начала, демократизацией образов, наполнением их конкретным жизненным содержанием, усилением тенденций программности, обращением к песенно-танцевальным мелодиям народов СССР.

В 30-е годы расцветает творчество крупнейших советских симфонистов старшего поколения, становятся зрелыми таланты молодых. В симфонической музыке усиливаются реалистические тенденции, находят отражение темы современности. Н. Мясковский создает в этот период десять симфоний (от 12-й до 21-й). С. Прокофьев пишет патриотическую кантату «Александр Невский», 2-й концерт для скрипки, симфоническую сказку «Петя и волк», Д. Шостакович - грандиозную по замыслу и глубине содержания 5-ю симфонию, а также 6-ю симфонию, фортепианный квинтет, квартет, музыку к кинофильму «Встречный».

Много значительных произведений в симфоническом жанре было посвящено историко-революционным и героическим темам: 2-я симфония Д. Кабалевского, симфония-кантата Ю. Шапорина «На поле Куликовом». Ценный вклад в реалистическую музыку внес А. Хачатурян (1-я симфония, фортепианный и скрипичный концерты, балет «Гаянэ»).

Крупные симфонические произведения написали и другие композиторы, в том числе композиторы советских национальных республик.

На большую высоту поднялось исполнительское искусство. Выдающимся вокалистам А. Неждановой, А. Пирогову, Н. Обуховой, М. Степановой, И. Паторжинскому и другим было присуждено звание народного артиста СССР.

Молодые советские музыканты Э. Гилельс, Д. Ойстрах, Я. Флиер, Я. Зак на международных конкурсах в Варшаве, Вене, Брюсселе завоевали первые премии. Имена Г. Улановой, М. Семеновой, 0. Лепешинской, В. Чабукиани стали гордостью советского и мирового хореографического искусства.

Создались крупные государственные исполнительские коллективы - Государственный симфонический оркестр, Государственный ансамбль танца, Государственный хор СССР.

Образование

30-е гг. - один из самых противоречивых периодов в истории не только политического, экономического, но и культурного развития Советского государства. В области образования, прежде всего, продолжалась борьба с неграмотностью. Всеобщее обязательное начальное обучение в целом по стране было осуществлено к концу второй пятилетки (1937 г.). В 1937 г. в городах было введено всеобщее обязательное семилетнее (неполное среднее) образование, а в 1939 г. поставлена задача перехода ко всеобщему среднему образованию (десятилетке). Однако обучение в старших классах стало с 1940 г. платным (300 руб. в год). Это переключило интерес большинства городской молодежи с общеобразовательной школы на ремесленные училища и школы фабрично-заводского обучения (ФЗО), готовившие кадровые резервы квалифицированной рабочей силы.

В начале 30-х г.г. была отвергнута господствовавшая в 20-е г.г. теория отмирания школы. Всеобуч сопровождался серьезной реформой начальной и средней школы, поворотом к традициям дореволюционной школы с ее фундаментальностью знаний. В школах ввели строго определенное расписание занятий, жесткую регламентацию учебной и общественной работы школьников. Основной формой организации учебного процесса стал урок. Вместо «рассыпных книг» вводились стабильные учебники по основам наук. Но, как и в 20-е г.г., обучение стремились приблизить к производству. Большинство школьников вело общественную работу в рамках пионерской и комсомольской организаций. В 1934 г. постановлением ЦК ВКП(б) и СНК СССР было восстановлено преподавание истории в школах, а в Московском и Ленинградском университетах открылись исторические факультеты, готовившие высококвалифицированных учителей-историков.

В высшем образовании с 1932 г. упор был сделан на качество и фундаментальность подготовки специалистов. Были восстановлены вступительные Экзамены в вузы, бригадно-лабораторный метод обучения заменен лекционно-семинарским, коллективная ответственность за качество учебы - индивидуальной. Отменялись партийные мобилизации на учебу в вузы (парттысячники), бронирование мест для женщин, социальные ограничения при приеме в вузы и; наконец, знаменитые рабфаки. Для повышения ответственности и роли преподавателей в учебном процессе СНК установил в 1934 г. ученые степени и звания.

Наука

В 1930-е гг, главной особенностью развития науки стал крутой поворот к нуждам экономического развития страны. Как и прежде, главным научным центром страны была Академия наук СССР, филиалы которой с 1932 г. стали создаваться в столицах союзных республик. Более тысячи научно-исследовательких институтов АН СССР и хозяйственных наркоматов разрабатывали основные научно-технические проблемы, предусмотренные государственными планами.

В начале 1930-х г.г, на основе разработок советских химиков во главе с академиком С.В.Лебедевым было налажено производство синтетического каучука из этилового спирта. В 1932 г. геологи под руководством академика И.М.Губкина открыли новые нефтеносные районы на Урале и в Башкирии, названные «Вторым Баку». Академик Н.И.Вавилов собрал крупнейшую в мире уникальную коллекцию культурных растений пяти континентов для изучения и практического использования. Особенно значительными были научные разработки физиков - А.Ф.Иоффе, С.И.Вавилова, Д.С.Рождественского, П.Л.Капицы, И.Е.Тамма, И.В.Курчатова, Л.Д.Лан-дау и многих других, работавших на оборону. В 1933 г. группа изучения реактивного движения (ГИРД) создала и запустила первые советские ракеты. В эту группу входили и будущий создатель первого в мире реактивного оружия («Катюши») АТ.Костиков и будущий главный конструктор космических кораблей С.П.Королев. К этому времени относится начало изучения советскими учеными стратосферы. В 1933 г. первый советский стратостат «СССР» поднялся на высоту 19 км. В 1934 г. второй стратостат «Осоавиахим-1» с экипажем поднялся на высоту 22 км. Вторая разведка космоса закончилась гибелью экипажа, но это не остановило научные разработки.

Особую страницу в научную летопись 30-х г.г. вписали исследователи Арктики во главе с О.Ю.Шмидтом. В июле 1933 г. он возглавил научную экспедицию через Ледовитый океан на корабле «Челюскин», который вскоре попал в ледовое сжатие и в феврале 1934 г. затонул. В далеком Чукотском море на дрейфующей льдине полярники создали «лагерь Шмидта». Только в апреле их сняли с льдины. За героизм при спасении полярников Советское правительство впервые присвоило звание Героев Советского Союза летчикам. В 1937 г. изучение и освоение Арктики продолжили И.Д.Папанин, Э.Т Кренкель, Е.К.Федоров, П.П.Ширшов. За 274 суток четверка полярников продрейфовала на льдине в океане от Северного полюса более 2500 км. В районе Северного полюса были созданы опорные метео- и радиостанции. Благодаря им в 1937 г. летчики В.П.Чкалов, Г.Ф.Байдуков и А.В.Беляков впервые по кратчайшей прямой совершили через полюс беспосадочный перелет в США.

Значительных успехов достигло также советское авиастроение (разработка конструкции цельнометаллического самолета А.Н.Туполевым и др.), однако в конце 1930-х гг. многие ученые и в том числе авиаконструкторы, были арестованы. Некоторые из них продолжили свои работы в заключении в сцециальных лабораториях системы НКВД.

В области общественных наук особое значение придавалось новому прочтению истории коммунистической партии. За работами историков внимательно следил лично И.В.Сталин, требовавший искоренить троцкистские концепции в историко-партийной науке. В 1938 г. под редакцией ЦК ВКП(б) при участии И.В.Сталина вышел «Краткий курс истории ВКП(б)», который на многие годы стал главным ориентиром общественно-политических исследований.

В 1937-1938 гг. резкой критике была подвергнута научная историческая школа умершего в 1932 г. академика М.Н.Покровского. Его имя было снято с названия Московского государственного университета, которому в 1940 г. присвоили имя М.В.Ломоносова.

Во второй половине 1930-х г.г. резко усилился процесс политизации и идеологизации советской науки. В научных дискуссиях стали активно использовать политические ярлыки. Оппоненты часто лишались не только работы по специальности, но свободы и жизни. Президент ВАСХНИЛ Н.И.Вавилов в 1935 г. был отстранен от руководства академией и вскоре арестован. Два последующих президента были расстреляны, а ВАСХНИЛ возглавил Т.Д.Лысенко, пообещавший Сталину решить зерновую проблему путем выведения ветвистой пшеницы.

Литература и искусство

Развитие литературы и искусства в 1930-е гг.определялось постановлением ЦК ВКП(б) «О перестройке литературно-художественных организаций» (1932). Все объединения творческой интеллигенции были ликвидированы, начался процесс создания единых «отраслевых» организаций республиканского и всесоюзного масштаба. В 1932 г. были созданы Союз советских архитекторов, Союз советских писателей, республиканские союзы советских композиторов и художников. Крупным событием в культурной жизни страны стал I съезд советских писателей, состоявшийся в августе 1934 г. и избравший председателем правления Союза писателей А.М.Горького. Горький, окончательно вернувшийся на родину в 1931 г., стал активным пропагандистом социалистического реализма, который провозглашался основным художественным методом. Соцреализм требовал сочетать историческую конкретность художественного изображения действительности с воспитанием трудящихся «в духе социализма».

В 1936-1937 гг. развернулась борьба с формализмом в литературе и искусстве. Новаторство в музыкальном и театральном искусстве осуждалось; современная драма, сатира, любовная лирика фактически запрещались; неполитические темы сворачивались. В книгах, фильмах, пьесах, музыке господствовала военная тема.

К числу важнейших достижений советской литературы 1930-х г.г. относятся романы «Жизнь Клима Самгина» A.M. Горького, «Поднятая целина» М.А.Шолохова, «Как закалялась сталь» Н.А.Островского, «Петр Первый» А.Н.Толстого, книги для детей А.П.Гайдара и др. Продолжалось поэтическое творчество А.А.Ахматовой, Б.Л.Пастернака, О.Э. Мандельштама. Следует отметить также драматургию Н.Погодина, Л.Леонова, Вс.Вишневского и др.

Крупнейшими явлениями в музыкальной жизни стали произведения С.С.Прокофьева (музыка к кинофильму «Александр Невский»), А.И.Хачатуряна (музыка к кинофильму «Маскарад»), Д.Д.Шостаковича (опера «Леди Макбет Мценского уезда», запрещена в 1936 г. «за формализм»). Широкую популярность приобрели песни И.Дунаевского, А.Александрова, В.Соловьева-Седого.

Значительный шаг в своем развитии сделала кинематография (фильмы «Чапаев» С. и Г.Васильевых, «Депутат Балтики» И.Хейфица и А.Зархи, «Александр Невский» С.Эйзенштейна, комедии Г.Александрова «Веселые ребята», «Цирк»).

В живописи активно разрабатывались историко-революционная тематика («Смерть комиссара» К. Петрова-Водкина, «Оборона Петрограда» А.Дейнеки, «Трубачи Первой конной армии» М.Грекова и др.), а также портретный жанр (произведения М.Нестерова, П.Корина и др.). Наиболее выдающимся скульптурным произведением 1930-х гг. стал монумент В.Мухиной «Рабочий и колхозница».



Вверх