Проект. приобщение детей к истокам русской народной культуры, через русские народные подвижные игры разработала инструктор по физической культуре ндоу. Проект на тему: Народные подвижные игры

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Русские народные игры Работу выполнила: Бахарева Ольга Алексеевна учитель начальных классов ГБОУ СОШ с. Кошки Кошкинского р-на Самарской области

2 слайд

Описание слайда:

Актуальность Важным средством нравственно-патриотического воспитания является приобщение детей к традициям народа. Родина впервые предстает перед ребенком в образах. Звуках и красках, в играх. Все это в изобилии несет в себе народное творчество, богатое и разнообразное по своему содержанию. Народные игры являются неотъемлемой частью нравственно-патриотического воспитания дошкольников. В них отражается образ жизни людей, их труд, быт, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, проявлять смекалку, выдержку, находчивость. Радость движения сочетается с духовным обогащением детей. особенность народных игр в том, что они, имея нравственную основу, учат малыша обретать гармонию с окружающим миром. У детей формируется устойчивое, заинтересованной, уважительное отношение к культуре родной страны, создается положительная эмоциональная основа для развития патриотических чувств. По содержанию народные игры лаконичны, выразительны и доступны ребенку, вызывают активную работу мысли. Русские народные подвижные игры в комплексе с другими воспитательными средствами представляют собой основу формирования гармонически развитой, активной личности, сочетающей в себе духовное богатство и физическое совершенство. * http://aida.ucoz.ru * http://aida.ucoz.ru

3 слайд

Описание слайда:

Цель: Познакомить детей с русскими народными подвижными играми, пробудить в детской душе интерес к истории и культуре страны. Задачи: 1Познакомить детей с русскими народными подвижными играми и обучить правилам игры в них; 2Развивать коммуникативные, двигательные навыки и умения через подвижные игры; 3Воспитывать интерес и любовь к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям, к народным играм. Укреплять здоровье Проблемные вопросы. 1 В какие игры на Руси играли наши бабушки? 2 В какие игры мы играем, какие бабушкины знаем? * http://aida.ucoz.ru * http://aida.ucoz.ru

4 слайд

Описание слайда:

Русские народные игры очень многообразны Детские игры, настольные игры, хороводные игры для взрослых с народными песнями, прибаутками, плясками. Игры издавна служили средством самопознания, здесь проявляли свои лучшие качества: доброту, благородство, взаимовыручку, самопожертвование ради других * http://aida.ucoz.ru * http://aida.ucoz.ru

5 слайд

Описание слайда:

Игра «Кот и мышь» Играющие (не более пяти пар) встают в два ряда лицом друг к другу, берутся за руки, образуя небольшой проход - нору. В одном ряду стоят коты, в другом - мыши. Игру начинает первая пара: кот ловит мышь, а та бегает вокруг играющих. В опасный момент мышь может спрятаться в коридоре, образованном сцепленными руками играющих. Как только кот поймал мышь, играющие встают в ряд. Начинает игру вторая пара. Игра продолжается, пока коты не переловят всех мышей. Правила игры. Коту нельзя забегать в нору. Кот и мыши не должны убегать далеко от норы. * http://aida.ucoz.ru * http://aida.ucoz.ru

6 слайд

Описание слайда:

Игра «Круговые пятнашки» Участники игры встают по кругу на расстоянии одного шага. Каждый свое место отмечает кружком. Двое водящих стоят на некотором расстоянии друг от друга, один из них - пятнашка, он догоняет второго игрока. Если убегающий видит, что пятнашка его догоняет, он просит помощи у игроков, стоящих на месте, назвав одного из них по имени. Названный игрок оставляет свое место и бежит по кругу, пятнашка догоняет уже его. Свободное место занимает игрок, который начинал игру. Свободный кружок, если успеет, может занять и пятнашка, тогда пятнашкой становится тот, кто остался без места. Игра продолжается, пятнашка догоняет игрока, который вышел из круга. * http://aida.ucoz.ru * http://aida.ucoz.ru

7 слайд

Описание слайда:

Игра «Мокрые петухи» Мокрые петухи. Эта игра основана на русской народной забаве "Петушиные бои". Для проведения данной игры вам понадобится пластиковый сосуд, вода, песок, солнечная погода. Прежде чем начать игру на песке нужно начертить круг диаметром приблизительно два - три метра. В него встают двое игроков. В руках у каждого из игроков находятся пластиковые сосуды, наполненные водой. Каждый из "петухов" поджимает одну ногу, неважно, левую или правую, кому как удобнее.После подачи сигнала ведущим игроки, передвигаясь прыжками на одной ноге, пытаются облить спину противника водой. За круг при этом выходить нельзя. Выигрывает тот игрок, который первым намочит спину противника. Мирить такой игрой поссорившихся влюбленных не рекомендуется. Желаю вам приятно привести время! Удачи! * http://aida.ucoz.ru * http://aida.ucoz.ru

8 слайд

Описание слайда:

9 слайд

Описание слайда:

Игра «Снежный ком» Играющие сооружают снежную крепость высотой 1,5-2 метра. С внутренней стороны делают вал, чтобы на нем могли расположиться защитники. По углам крепости устанавливают щиты. Перед крепо­стью три линии обороны. Их обозначают флажками или сухими ветками.Первая линия проходит в десяти метрах от крепости, вторая - в пятнадцати метрах, а третья - в двадцати метрах. Играющие делятся на две команды: штурмую­щие и защитники. По сигналу начинается штурм крепости, т.е. обстрел снежками из самой дальней зоны. Если штурмующие попали по одному разу в каж­дый из щитов, они переходят на вторую линию обороны. В это время защитники обстреливают штурмую­щих снежками. Нападающий, в которого попали снежком, выбывает из игры. Если нападающие про­шли все линии обороны, то победа за ними. Если все они поражены меткими попаданиями, то победа дос­тается защитникам. Указания; к проведению: игра проводится во дворе дома или на школьной площадке. Число участ­ников может быть до 20 - 30 человек.Если участни­ков много, можно атаковать не с одной стороны, а с четырех.В этом случае создается круговая оборона и устанавливаются четыре башни со щитами. Игроки, в которых попали снежками, выбывают из игры. * http://aida.ucoz.ru * http://aida.ucoz.ru

10 слайд

Описание слайда:

11 слайд

Описание слайда:

Игра «Поводырь» Это больше чем просто игра. Это знакомство душ, когда не отвлекают такие факторы как внешний вид и взгляд. Во внутренний круг, лицом в центр круга, встают мужчины, берутся за руки и закрывают глаза. Во внешнем кругу идут хороводом девушки под музыку. Через какое-то время по сигналу ведущего хлопок или свист девушки начинают разбирать парней - любого понравившегося из тех, что ближе стоят. Берут парня за руку и ведут по кругу, парень все это время идет с закрытыми глазами. Желательно чтобы количество девушек и парней совпадало, чтобы никто не остался стоять одиноко во внутреннем кругу. По сигналу ведущего девушки аккуратно выстраивают парней снова во внутренний круг, а сами идут хороводом дальше. Так повторяется три раза. Когда после третьего раза парней снова поставят во внутренний круг, ведущий подает сигнал - "Можно открыть глаза". Начинается подележка. Парни описывают свои ощущения, называют, кто из трех девушек им понравился, кого они хотели бы увидеть. Девушки обычно с радостью признаются и показываются. Далее во внутренний круг с закрытыми глазами встают девушки, а парни во внешнем и все повторяется. * http://aida.ucoz.ru * http://aida.ucoz.ru

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ГИМНАЗИЯ № 34»

Методическая разработка проекта по физической культуре для учащихся начальной школы «Русские народные подвижные игры »

Учитель физической культуры

МОУ «Гимназия № 34»

Зиновьева Т.В.

Аннотация……………………………………………………………………….3

Введение…………………………………………………………………………4

Глава 1. Теоретическая часть…………………………………………………..5

Глава 2. Практическая часть……………………………………………………………………..………11

Заключение……………………………………………………………………..12

Информационные источники……………………………………………………………………….13

Приложения…………………………………………………………………….14

Аннотация

Данная методическая разработка посвящена изучению особенностей русских народных подвижных игр и их воздействию на развитие двигательной активности школьника. В ходе организованной проектной деятельности учащиеся:

Узнали об истории народных игр;

Научились брать интервью и проводить социологический опрос;

Приобрели опыт организации массовых мероприятий;

Научились работать в команде

Введение

Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что подвижная игра - незаменимое средство пополнения ребенком знаний и представлений об окружающем мире, развития мышления, смекалки, ловкости, сноровки, ценных морально-волевых качеств. Свободу действий младший школьник реализует в подвижных играх, которые являются ведущим методом формирования физической культуры. В педагогической науке подвижные игры рассматриваются как важнейшее средство всестороннего развития ребенка. Глубокий смысл подвижных игр - в их полноценной роли в физической и духовной жизни, существующей в истории и культуре каждого народа. Подвижную игру можно назвать важнейшим воспитательным институтом, способствующим как развитию физических и умственных способностей, так и освоению нравственных норм, правил поведения, этических ценностей общества.

Подвижные игры являются одним из условий развития культуры ребенка. В них он осмысливает и познает окружающий мир, в них развивается его интеллект, фантазия, воображение, формируются социальные качества. Подвижные игры всегда являются творческой деятельностью, в которой проявляется естественная потребность ребенка в движении, необходимость найти решение двигательной задачи. Играя, ребенок не только познает окружающий мир, но и преображает его.

Воспитательное значение народных подвижных игр огромно. К.Д.Ушинский писал, что воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа.
К.Д.Ушинский также считал необходимым обратить внимание на народные игры, проработать этот богатый источник, организовать их и создать из них превосходное и могущественное воспитательное средство.

По мнению А.П.Усовой, игры, которые дети заимствуют друг от друга, младшее поколение от более старшего, созданы народом, так же как и народные песни, сказки. Именно по этому признаку они и называются народными.
На огромное воспитательное значение народных подвижных игр указывали все, кто так или иначе сталкивался с ними в своей научной и педагогической деятельности.
Прежде всего необходимо обратиться к трудам Е. А. Покровского. Этот выдающийся ученый отмечал, что в жизни русского народа различного вида игры и игрища с древнейших времен занимали весьма видное место. Он один из немногих обращал внимание на такую особенность народных игр, как отражение в них истории той или иной нации. В старину особенно много было игрищ с оттенком языческого культа, таковы, например, празднование Костромы, Ярилы и др., сопровождавшиеся большею частью шумным, крикливым весельем, песнями и играми. Начиная с ранней весны, вплоть до глубокой осени в русских деревнях при каждом народном или храмовом празднике народ издавна водил хороводы, сопровождаемые особого рода песнями и играми. Е. А. Покровский подчеркивал, что подвижные игры имеют большое воспитательное значение, так как требуют «самого обширного участия всех духовных и телесных сил: с ловким, проворным движением тела и его членов здесь соединяется смело задуманный план, быстрота решения, осмотрительность при его выполнении, присутствие духа в непредвиденных случаях, неутомимость и настойчивость в проведении плана к строго намеченной цели. Большинство такого рода игр производится на чистом воздухе, на широких пространствах, при усиленных движениях и ясно, что игры такого рода, бесспорно, содействуют наилучшему благосостоянию и развитию организма».
На основе анализа национальных игр он пришел к выводу, что характер народа, бесспорно, накладывает свой заметный отпечаток на многие проявления общественной и частной жизни людей. Этот характер сказывается также и на детских играх, отражаясь в них тем резче и отчетливее, чем с большим увлечением и непринужденностью играют дети, а значит с большею свободою для проявления своего национального характера.

Глава 1. Теоретическая часть

Горячо отстаивая идею о национальном характере детских подвижных игр, Е.А.Покровский не отрицал возможность занятий гимнастикой.
Подвижные игры он рассматривал как наиболее естественную форму физических упражнений детей, соответствующих их анатомическим и психологическим особенностям. Детские подвижные игры, взятые из сокровищницы народных игр, отвечают национальным особенностям, выполняют задачу национального воспитания. Они выступают не только как фактор физического развития и воспитания, но и как средство духовного формирования личности. Е.А.Покровский писал, что игрушки и игры делаются нередко первыми средствами воспитания, давая первый толчок дальнейшему направлению характера, склада ума и призвания отдельных лиц и даже целого народа; именно национальные детские игры представляют важнейшее воспитательное средство, согласное с духом народа, по подобию того, как того же самого достигают народная речь, народная поэзия, сказки, поговорки, загадки и т. п.
Оздоравливающее, гигиеническое значение игры зависит еще от одного фактора, на значение которого непременно указывали все выдающиеся педагоги и философы, начиная с Платона, - это интерес и чувство удовольствия, радости, сопровождающие игру.
П. Ф. Лесгафт указывал, что в национальных играх ребенок приобретает знакомство с привычками и обычаями только известной местности, семейной жизни, известной среды, его окружающей. Он считал подвижные игры ценнейшим средством всестороннего воспитания личности ребенка, развития у него нравственных качеств: честности, правдивости, выдержки, дисциплины, товарищества. Одним из первых П. Ф. Лесгафт предложил использовать подвижные игры в воспитании детей. Известны его слова: «Мы должны воспользоваться играми, чтобы научить их (детей) владеть собой». В игре надо «научить их сдерживать свои расходившиеся чувствования и приучить таким образом подчинять свои действия сознанию»
На большое значение народных подвижных игр указывали не только ученые, педагоги, но и общественные деятели. Так, А.Н.Соболев (священнослужитель, участник Владимирской ученой архивной комиссии) отмечал, что «игры имеют громадное значение для детей по удовольствию, которое они им доставляют. В игре дети живут; все житейское отстоит от них в это время, их самодеятельность, творчество проявляются здесь во всей силе; в игре вырастает весь облик играющих с их вкусами, наклонностями, умственным складом и дарованиями. Процесс игры приводит в движение все существо играющего: как физическое, так и духовное. Начиная играть, дети хотят именно играть, т.е. приятно провести время, и эта приятность игры побуждает иногда детей играть до полного утомления, до тех пор, пока есть у них какие-нибудь силы для игры. Деревенские детские игры не в пример разнообразнее и веселее городских. Что ни год, то прибавляются к ним новые, изобретаемые самими же играющими; подсказывает их жизнь. И здесь зачастую проявляется острая наблюдательность малышей, обнаруживается природная русская сметка, еще не придавленная никакими тяготами житейскими».
На необходимость обратить внимание на народные игры в воспитании детей указывала педагог Е. Н. Водовозова. Она рекомендовала заимствовать игры у своего народа и разнообразить их сообразно с русской жизнью. Подвижная игра должна научить сообразительности и находчивости.
Главное условие этих игр - развить фантазию ребенка настолько, чтобы потом он сам, без помощи воспитателя, мог изобретать подобные игры.
Большое значение использованию русских народных подвижных игр придавала А. П. Усова. Она отмечала, что прежде всего игры служат несомненным доказательством таланта народа и поучительным примером того, что хорошая детская игра представляет собой образец высокого педагогического мастерства; поразительна не только та или иная отдельная игра, но также и то, как народная педагогика прекрасно определила последовательность игр от младенческих лет до зрелости.
Народные игры образны, поэтому они увлекают преимущественно детей дошкольного возраста. Игры заключают в себе элемент борьбы, состязания, а следовательно, вызывают эмоции радости, опасения и побуждают к осторожности и этим увлекают детей.
Но не зная истоков игры, не учитывая их национальные особенности, колорит, нельзя говорить, что воспитательное значение народных игр раскрыто полностью. Чтобы педагоги могли заинтересовать детей русской народной подвижной игрой, они должны прежде всего сами знать историю их появления, их воспитательное значение.
Многие виды русского фольклора, в том числе и подвижная игра, восходят в своем возникновении к первобытно-общинному строю. Но сведений об этом почти не осталось. Древние летописцы увлекались больше строем жизни взрослых людей, описанием их войн и характеров предводителей, словом, более политической стороной жизни, детям обыкновенно уделяли слишком мало внимания, а игры их представляли себе, по-видимому, как едва ли позволительные детские шалости.
Большинство народных игр уходит корнями в религиозные пласты жизни. Например, одной из причин появления подвижных игр являются обрядовые игры, связанные с суевериями, предрас-I судками. Значительная часть народного русского творчества связана с язычеством. Языческая романтика придавала особую красочность русской народной культуре.
Верования племен основывались на поклонении солнцу, огню, воде и земле. Человек ожидал от природы ниспослания земных благ, почитая предков, произнося магические заклинания и принося жертвы духам или богам.
В языческой культуре Древней Руси не существовало обособленной касты жрецов, жертвоприношения и молебны совершались любым человеком у жертвенников и статуй почитаемых тогда богов {Ярило - солнце, Белёс - покровитель скота, Мокошь - богиня воды, дождя, Сварог - бог оружия, неба и небесного огня).
Кроме этого, культура Руси развивалась на основе жесточайшей эксплуатации трудового народа, главным образом крестьянства. Все это отразилось в играх, которые являлись частью жизни русского народа.
Игрою пронизаны в разной степени практически все области устного народного творчества: от песни, которая «играется», и до свадьбы - своеобразной драматической игры с четко определенным ритуально-игровым поведением каждого персонажа. Особые формы ритуально-игрового поведения можно найти в календарных обрядах и народных игрищах, устраиваемых на Святки, Масленицу, Троицу, в Купальскую ночь и т.д.
Игра в это время была не просто досужим развлечением, а способом организации хозяйственной, семейной и общественной жизни человека. Игра учила и наставляла. Игра развивала все человеческие способности: сообразительность, наблюдательность, ловкость, выносливость, пластичность, умение общаться так, как этого требуют обстоятельства.
Интересным примером игры-обряда, во время исполнения которой пелись песни с обязательным упоминанием Лады (органического соединения аграрного божества и покровительницы брака, содержащим имя Лады), может служить общеизвестная игра «А мы просо сеяли».
А вот еще одна игра этого периода жизни русского народа, но уже из детского фольклора - горелки. О ней мы читаем у С. К.Яку-ба: «Русские историки прошлого века прямо связывали горелки с обычаями славян-язычников. Ежегодно в самый длинный день летнего солнцестояния (23 июня) у славян был праздник Ярилы (а позднее - Купалы), посвященный Солнцу. К вечеру наши далекие предки - славяне сходились на берегах рек, зажигали костры для ночных игрищ, прыгали через огонь и купались, "чтобы встретить в чистоте восходящее светило". В ту же ночь происходило и "умы-кивание" девиц. В самой древней нашей летописи - "Повести временных лет" - так говорится об этом: "Схожахуся на игрища, на плясанье, и на вся бесовская игрища, и ту умыковаху жены собе"»-Эти слова относятся к более древнему виду горелок, где парень может ловить только девушку.

О происхождении самого название игры - «горелки» - свиде-¦гельствует русский историк, известный собиратель народных сказок А. Н.Афанасьев. Вот что он пишет по этому поводу: «На эпи-г ческом языке народных песен... поется:
Не огонь горит, не смола кипит, А горит-кипит ретиво сердце По красной девице...
Горелки начинаются с наступлением весны, когда славилась богиня Лада, когда сама природа вступает в свой благодатный союз с богом-громовиком и земля принимается за свой род. Очевидно, игре этой принадлежит глубокая древность...».
В зимние святки, на праздничных посиделках исполнялась и игровая песня «Дрема», также связанная с календарными праздниками, правила поведения в которых унаследованы от древних язычес-I ких времен. Можно предположить, что Дрема здесь - образ Солн-ца, которое будят, слегка, шутливо укоряют, ждут от него тепла:
Будет, Дремушка, дремать, Полно, Дрема, стыдно спать. Встань!
На святки же «водили Козу», которая всех веселила своими вы-I ходками. Может быть, частью драматических сценок с этим персо-\ нажем является игра, где козонька должна показать, как скачут старушки, старички, девушки, молодцы и, наконец, сама коза, т.е. веселится народ, ждет весну. Возможно, к святочной игровой | песне «Уж я золото хороню» восходит известная детская игра «Ко-i лечко» («Колечко, колечко, выйди на крылечко»).
В другой детской игре, «Кострома», ученые находят отголоски древнего языческого обрядового игрища в честь Костромы, олицетворявшей весенне-летнее божество. Молодые девушки, женщины делали из соломы чучело, одевали его в нарядный сарафан, украшали цветами, клади в корыто и, имитируя похороны, с песнями несли к реке. Там всю ночь пели, водили хороводы, а затем Кострому раздевали и бросали в реку, оплакивая ее кончину, вместе с которой кончились и все летние хороводы, гулянья. Наступало время летней страды. И в детском припеве сохранились слова о древнем значении игры:
Кострому мы наряжали, Весну-лето провожали.
Хотя в ней усилена развлекательная функция: исход игры -
то, по существу, ловишки, ведь детям надо побегать! Многие игры в символической форме показывают тепло и нежность отношений в семье. Такова, например, «Утена»:
По лугам гуляла, Гнездо совивала, Деток выводила, Деток собирала.
Народная традиция создает образ ласковый, светлый:
Плыла утена через синие озера, Ноженьки обмочила, Крылышки обмочила, Крылышки встрепенула, На бережок вспорхнула.
Доброй, надежной матерью станет она своим детям. А наши дети впитывают вместе с игрой эту нежность, разлитую в простой мелодии.
В процессе игры ведущий игры - утена показывает несложные движения в соответствии со словами текста, что позволяет использовать ее с детьми дошкольного возраста.
Христианизация Руси и введение новой веры способствовало формированию особого христианского пантеона святых и созданию христианских праздников на основе языческих. Так, зимние святки были заменены рождественской неделей, а весенние - пасхальной, что отразилось на характере игр и развлечений как молодежи, так и малых детей. Например, для святочных посиделок характерны были подвижные игры, в частности жмурки. Водящему завязывали глаза и отводили к двери; потом к нему подбегали, хлопали полотенцем, кушаком, рукавицей, ладонью, пока он не поймает себе замену. «Бытовая» - постоянный набор святочных игр. В него входили: «Кострома», «Столб», «Цепочка», «Товар забирать», «Выскочка», «В короли», «Мост мостить».
А вот на Масленицу распространено было катание молодежи с ледяных гор. В Юрьевском уезде Владимирской губернии (информация 1893 г.) молодежь каталась на Масленице с горы на скамьях и буках - низеньких соломенных корзинах, специально подмороженных. Во многих русских селениях Тверской губернии всю зиму катались с естественных гор только дети-мальчики.
Весной и летом бытовали разные игры с мячом. Одним из примеров такой игры была лапта (см. рис. 12). В.Г.Григорьев пишет, что без этой подлинно народной игры трудно представить себе жизнь мальчишек и девчонок послевоенной поры и многих более старших поколений. Упоминание об этой игре есть уже в древних русских летописях. Да и среди предметов, найденных при раскопках древнего Новгорода, есть немало мячей и сама лапта (палка-бита), давшая название игре. Значит, более тысячи лет живет эта игра в народе!
Поэт Валентин Берестов вспоминает в своем стихотворении «Лапта»:
О, радость жизни, детская игра! Век не уйти с соседского двора. За мной являлась мать. Но даже маме В лапту случалось заиграться с нами. Чего ж ей, великанше, делать тут? В нее ж л1ячом всех раньше попадут. Кидать - кидали, да не попадали... И к ужину обоих долго ждали.
О значении лапты очень метко сказал знаменитый русский писатель А. И. Куприн. Он отмечал, что эта народная игра - одна из самых интересных и полезных игр... В лапте нужны: находчивость, Изворотливость, глубокое дыхание, верность своей партии (команде), внимательность, быстрый бег, меткий глаз, твердость удара РУК и вечная уверенность в том, что тебя не победят.
Одной из увлекательнейших детских народных подвижных игр с мячом, живущих до наших дней, является штандер. Эта игра °Чень старая, в нее играли еще в прошлом веке. Играли в нее на улице, под открытым небом, играли мальчики и девочки вместе, возраст не имел значения.
В простонародье чаще всего мячи для этой игры делали из тряпок и тряпками их набивали. В северных губерниях мячи плели из лыка - ремешков, сделанных из коры липы, березы или ивы. Внутри такие мячи были пустые и набивались песком. В некоторых областях мячи делали из овечьей шерсти. Клок шерсти сначала скатывали, старались придать ему круглую форму. Когда комок хорошо укатывался, бросали его в кипяток и оставляли там на полчаса. Затем вынимали из воды, вновь катали и просушивали. Такой мяч был легким и мягким, а своей упругостью не уступал резиновому.
На вечерках, на гуляниях игрались такие игры, как: «Я по травке шла», «Заинька», «Репка», «Редька», «Водяной», «Дедушка Мазай» и другие. В таких играх, начиная с Фомина воскресенья вплоть до Петрова дня, радостно участвовали все, от мала до велика. Это была истинная школа народной игры: синтез ловкого и сильного движения, драматического ролевого действия, пения. А подспудно давалась масса сведений о том, что, допустим, редьку надо сеять, полоть, следить за всходами, а потом, как вырастет, рвать «с конца, да не сорвать с кореньца», чтобы не повредить.
Детские народные подвижные игры отражали не только обрядовые традиции, носили не только отголоски религиозных верований, а также показывали социальную жизнь различных слоев населения.
Замечательные игры «Красочки», «В горшки» являются ролевой имитацией купли-продажи на ярмарке, в торговой лавке, где разворачивается диалог покупателя и продавца, и финалом игры, как правило, является бег.
А вот любимая детская игра «Я садовником родился» открывает совсем другую жизнь. В ней - влюбленность. Она, видимо, пришла из города не раньше чем в XVIII в., когда с Петровских ассамблей пошла мода на галантность, совсем иного типа ритуальность «светских» отношений. Но и эти игры детям пришлись кстати, так как построены на любимых ими принципах: диалогичность и динамика, комичность воображаемых ситуаций, необходимость быстрой и верной реакции.
Многозвучная, веселая жизнь напоминает о себе криками продавцов, например, в игре «Съедобное-несъедобное».
Еще одной игрой, заимствованной от взрослых и дошедшей до наших времен, является игра «Кандалы» («Цепи кованые»). Предполагается, эта что игра является отголоском ритуала выбора невесты или показом стремления русских людей к свободе:

Цепи кованые,
Раскуйте нас.
Кем из вас?
- Светой (Таней и т.п.)

Г. Виноградов относит эту игру к группе игр в разбой и воровство. Случаи разбоя и воровства неминуемо должны были породить группу игр в наказание. Но обычно это - игры переродившиеся.
Отражение повседневной трудовой жизни крестьян мы видим в таких играх, как «Удочка» и «Рыбаки и рыбки». Русские деревни стояли обычно по берегам рек и речушек, озер, поэтому удочки были у каждого уважающего себя мальчишки. С интересом наблюдали ребята за ловлей рыбы большими сетями-неводами. Так как же было им не придумать игру, где можно половить рыбу удочкой или сетями?
Детская фантазия безгранична. Из поколения в поколение, от старших к младшим передавались подвижные игры и таким образом дошли до наших дней. Но кроме этого каждое поколение детей придумывало свои подвижные игры, которые можно было бы определить как современный детский игровой фольклор, например, игра в «Резиночку», в «Банки» и др.

Глава 2. Практическая часть

Физическое образование ребёнка есть база для всего остального.

Без правильно поставленной физической культуры и

спорта мы никогда не получим здорового поколения.

Луначарский А. В.

Цель: привлечение младших школьников к занятиям физкультурой и спортом, посредством русских народных подвижных игр.

Задачи:

    Знакомить с правилами поведения в природе.

    Знакомить с русскими народными подвижными играми.

    Развивать двигательную активность.

    Формировать двигательные навыки и умения: быстроту, ловкость, выносливость.

    Развивать пространственную ориентацию во время игры.

    Воспитывать интерес к физической культуре.

    Воспитывать бережное отношение к своему здоровью.

Описание работы над проектом

Данный проект был реализован с учащимися 4А класса

Для работы над проектом созданы 4 группы:

I группа: историки

    изучить историю развития русских народных игр

    подготовить теоретическую часть проекта

II группа – социологи

    придумать опросный лист по теме «Русские народные игры»

    провести социологический опрос

    провести анализ социологического опроса

III группа: аниматоры

    изучить правила нескольких народных игр

    провести «Праздник русской народной игры»

IV группа: техническая

    подготовить электронную презентацию для мероприятия «Праздник русской народной игры»

    подготовить электронный сборник для групп продленного дня с правилами русских народных игр

Заключение.

Необходимость приобщения молодого поколения к национальной культуре трактуется народной мудростью: наше сегодня, как никогда наше прошлое, также творит традиции будущего. Что скажут о них наши потомки? Наши дети должны хорошо знать не только историю Российского государства, но и традиции национальной культуры, осознавать, понимать и активно участвовать в возрождении национальной культуры; самореализовать себя как личность любящую свою Родину, свой народ и все что связано с народной культурой: русские народные танцы, в которых дети черпают русские нравы, обычаи и русский дух свободы творчества в русской пляске, или устный народный фольклор: считалки, стихи, потешки, прибаутки, народные игры, в которые дети очень любят играть. Игры являются неотъемлемой частью интернационального, художественного и физического воспитания детей разного возраста. Особенность народных игр, в том, что они, имея нравственную основу, обучают развивающуюся личность социальной гармонизации. Народные игры учат личность тому, что цену имеет не любое личное достижение, а такое, которое непротиворечиво вписано в жизнь детского сообщества. Считается, что только народные игры являются истинно художественной и естественной основой для успешного воспитания. Народные игры это естественная среда, в которой искусство переплетено с жизнью людей. Народные игры способствуют воспитанию сознательной дисциплины, воли, настойчивости в преодолении трудностей, приучают детей быть честными и правдивыми. Игры в естественной форме ненавязчиво учат ребёнка быть добрым, трудолюбивым, любить природу, гордиться своим родным краем.

Информационные источники.

    Бобырь Е. Б. Формирование физических качеств у старших дошкольников на занятиях подвижными играми. - Режим доступа: [#"justify".Воронин А. С. Словарь терминов по общей и социальной педагогике. - Екатеринбург: ГОУ-ВПО УГТУ-УПИ, 2006. - 135 с.

    Громова О. Е. Спортивные игры для детей. - М.: ТЦ Сфера, 2003. - 128 с.

    Литвинова М.Ф. Русские народные подвижные игры. - М.: Просвещение, 1986. - 82 с.

    Степаненкова Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка. - 2-е изд., испр. - М.: Издательский центр «Академия», 2006. - 368 с.

    Татульян О. В. Методическая разработка по физкультуре

ОЛЬГА Багапова
Педагогический проект «Народные подвижные игры Урала»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида «Родничок».

Педагогический проект

«Народные подвижные игры Урала".

Составила: воспитатель Багапова Ольга Юрьевна

Название проекта:«Народные подвижные игры Урала".

Актуальность темы: Мир детства не может быть без игры. Игра в жизни ребёнка – это минуты радости, забавы, соревнования, она ведёт ребёнка по жизни. Детские игры многообразны, это игры с игрушками, игры с движениями, игры-состязания, игры с мячом и другим спортивным инвентарём. В дошкольном возрасте дети играют постоянно - это их естественная потребность, это способ познания окружающего.

Весёлые подвижные игры – это наше детство. Кто не помнит неизменных пряток, салочек, ловишек! Когда они возникли? Кто придумал эти игры? На этот вопрос только один ответ: они созданы народом так же, как сказки и песни. И мы, и наши дети любят играть в русские народные подвижные. Русские народные подвижные игры имеют многовековую историю, они сохранились и дошли и до наших дней из глубокой старины, передавались из поколения в поколение, соблюдая национальные традицию.

В этих играх отражается любовь народа к веселью, движениям, удальству. Есть игры- забавы с придумыванием нелепиц, со смешными движениями, жестами, «выкупом фантов» Шутки и юмор характерны для этих игр. Русские народные игры ценны для детей в педагогическом отношении: они оказывают большое внимание на воспитание ума, характера, воли, укрепляют ребёнка.

Воспитательное значение народных подвижных игр огромно. К. Д. Ушинский писал, что воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа.

Он также считал необходимым обратить внимание на народные игры, проработать этот богатый источник, организовать их и создать из них превосходное и могущественное воспитательное средство.

В России всегда любили играть в игры, как подвижные, так и нет.

Русские игры очень разнообразны, в них заложен дух и история русского народа. Не исключением являет и Урал.

Тематическое поле: Что такое народные подвижные игры Урала?

Ожидаемые результаты:

использование детьми в активной речи потешек, считалок, загадок.

дети умеют играть в русские народные подвижные игры, используют считалки.

создать систему работы, по приобщению детей к истокам русской народной культуры, через русские народные подвижные игры Урала.

привлечь родителей в воспитательно-образовательный процесс через проведение русских народных подвижных игр.

Создание картотек игр, считалок.

Цель : Воспитание и развитие детей на идеях народной педагогики, физическое воспитание детей 4-5 лет, формирование здорового образа жизни детей посредствам подвижных игр.

Задачи проекта:

Обучение народным подвижным играм и совместным действиям.

Развитие физических качеств: ловкости, равновесия, быстроты движений посредством народных подвижных игр.

Закрепление основных движений: бега, прыжков, метания в ходе проведения народных подвижных игр.

Воспитание любви к родному краю, самостоятельности в принятии решений.

Использовать все виды фольклора (сказки, песенки, потешки, пословицы, поговорки, загадки, хороводы, так как фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.

Вид проекта:

По составу участников: групповой (дети, родители, педагоги);

По целевой установке: информационный, игровой,

По срокам реализации: средне – срочный (апрель- сентябрь 2014г.)

Состав участников: дети, родители, педагоги группы, инструктор по ФК.

Форма представления: демонстрация презентации проекта «Народные подвижные игры Урала".

Материально-технические ресурсы, необходимые для выполнения проекта : мячи, карандаши, пластилин, флажки, бубен, колокольчик, платок, маски животных, скакалка, магнитофон, проектор, фотоаппарат.

Сценарий совместной деятельности по решению задач:

Этапы Формы взаимодействия Содержание деятельности Сроки Ответственные

подготовительный Педагоги - дети Беседа: «Какие подвижные игры вы знаете?»,

Беседа: «Откуда игры к нам пришли?» 1.04 -14.04.2014 Педагоги группы

Педагоги - родители Обсуждение с родителями вопросов связанными с реализацией проекта. Педагоги группы

Деятельность - педагогов - Обсуждение целей и задач проекта.

Подготовка атрибутов к играм.

Составление перспективного плана.

Подбор наглядного материала. Педагоги группы

Основной Педагоги - дети - Изготовление атрибутов к играм,

Заучивание потешек, считалок,

Разгадывание загадок о животных и птицах,

Разучивание народных подвижных игр,

НОД лепка: «Слепи любимого персонажа народной игры»

Беседа о пользе подвижных игр

Рассматривание иллюстраций

Педагоги группы.

Инструктор по ФК

Педагоги – родители - Консультации для родителей.

Папка передвижка «Народные игры Урала»

Анкетирование родителей «Приобщение детей к истокам народной культуры»

Педагоги группы

Деятельность – педагогов

Консультация для педагогов: «Классификация народных игр»

Консультация для педагогов: «Организация проведения подвижных игр на прогулке»;

Разработка картотеки: подвижные игры Урала, малоподвижные, хороводные.

Оснащение материально технической базы.

Инструктор по ФК

Педагоги группы

Родители - дети - изготовление атрибутов

Организация подвижных игр

Изготовление рисунков «моя любимая народная подвижная игра»

Заключительный Педагоги –дети -родители - оформление альбома рисунков: «Моя любимая народная подвижная игра»

Подведение итогов оформления материалов проекта,

Спортивный праздник «Моя любимая народная подвижная игра»

Педагоги группы

Инструктор по ФК

презентационный Деятельность педагогов Презентация проекта Педагог группы

Технологическая карта проекта:

Образовательная область

Вид деятельности Содержание деятельности

Познавательное развитие Познавательный, познавательно-исследовательский, продуктивный. - Беседы: «Какие подвижные игры вы знаете?», «Откуда игры к нам пришли?»,

Наблюдение за играми детей старшей и подготовительной группы,

Рассматривание иллюстраций, альбомов народных подвижных игр в старые времена.

Речевое развитие Коммуникационный - Разучивание потешек, считалок,

Составление рассказа по картинке (про подвижную игру, что за игра.)

Д/и «Угадай подвижную игру по картинке»

Разгадывание загадок о животных и птицах

Физическое Физический - Разучивание и проведение подвижных игр.

Спортивный праздник «Моя любимая народная подвижная игра»

Социально- коммуникативное развитие Игровой, познавательный, коммуникативный Беседа о правилах игры.

Беседа: «Приобщение детей к культуре Урала»

Художественно- эстетическое развитие Творческий, музыкально- художественный - изготовление атрибутов к подвижным играм,

Изготовление альбома: «Моя любимая подвижная народная игра»,

Лепка: «Персонажи народных подвижных игр»

Описание достигнутых образовательных результатов:

Дети используют в активной речи потешки, считалки. Знают и умеют играть в народные игры, используют считалки. Созданы картотеки подвижные игры Урала; картотека считалок; картотека малоподвижных игр; Картотека хороводных игр. Родители активно участвовали в проведении проекта.

Литература:

1. М. Ф. Литвинова. Русские народные подвижные игры. М. : Айрис-пресс, 2003.

2. О. Л. Князева, М. Д. Маханева. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие. – СПБ. : Детство-Пресс, 2010г.

3. Картотека «Русских народных подвижных игр»;

4. Картотека «Малоподвижные игры»;

5. Картотека «Считалок»;

6. Картотека «Потешек»;

7. Картотека «Хороводных игр».


Актуальность В настоящее время актуальной является задача сохранения национальных традиций, формирование национального самосознания человека. Наблюдения показывают, что у современного ребенка, который живет в условиях города, слабо выражено ощущение принадлежности к русскому народу. Доступность и выразительность народных игр активирует мыслительную деятельность ребенка, способствует расширению представлений о культурном наследии русского народа, развитию психических процессов. Поэтому проблема приобщения дошкольников к русским народным играм актуальна и соответствует потребностям времени и детского сада. Только через народную педагогику возможно приобщение к культурным ценностям, наследию русского народа. Возродить русские народные игры, воспитание и развитие детей средствами русской народной культуры, русских национальных традиций, а так же системное развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством приобщения к истокам русских народных игр, воспитание любви и интереса к истории своего народа


Тип проекта: информационный, игровой, среднесрочный (март-май) Цель: воспитание у детей интереса и любви к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаем, традициям, к народному календарю, к народным играм Задачи: Обучение народным подвижным играм и совместным действиям. Развитие физических качеств: ловкости, равновесия, быстроты движений посредством народных подвижных игр. Закрепление основных движений: бега, прыжков, метания в ходе проведения народных подвижных игр. Воспитание любви к родному краю, самостоятельности в принятии решений. Использовать все виды фольклора (сказки, песенки, потешки, заклички, пословицы, поговорки, загадки, хороводы, подвижные игры), так как фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.


Направления работы по приобщению детей к русской национальной культуре: Создание предметно- развивающей среды Широкое использование фольклора (сказок, песен, частушек, пословиц, поговорок и т.п.) Знакомство с традиционными и обрядовыми праздниками. Знакомство с русскими народными играми.


Ожидаемый результат развитие диалогической и монологической речи детей. использование детьми в активной речи потешек, считалок, загадок. дети научаться играть в русские народные подвижные игры, используют считалки. дети будут проявлять инициативу и самостоятельность в выборе роли, сюжета, средств перевоплощения. Эмоционально откликаться на переживания персонажей сказок, потешек.


Формы работы Родители: Консультации «Русская народная игра в жизни дошкольника», «Использование потешек, скороговорок в повседневной жизни дошкольника» Дети: Беседы о истории русских народных игр Разучивание народных игр, считалок Интегрированное занятие «Русская изба» Развлечения «Во поле березка стояла» Неделя театра: «Русская народная сказка» Воспитатели: Картотека « Русских народных игр» Картотека «Старинные считалки, потешки» Консультация « Развитие ребенка через народную игру»

В Музее Русских Забав под открытым небом, созданном специально для возрождения русской народной игры, краеведами собраны игры, в которые вятские крестьяне играли век и более назад. Предлагаем Вашему вниманию некоторые из них:

Малечина-калечина

Малечина-калечина — старинная народная игра. Игра состоит в том, что палочку ставят вертикально на кончике одного или двух пальцев руки (нельзя поддерживать палку другой рукой) и, обращаясь к малечине, проговаривают речитативом стишок:

«Малечина-калечина,
сколько часов до вечера?
Раз, два, три...»

Считают, пока удается удерживать палочку от падения. Когда палка покачнулась, ее подхватывают второй рукой, не допуская, чтобы она упала. Победителя определяют по величине числа, до которого он досчитал.

Бабки

На Руси «Бабки» были широко распространены уже в VI-VIII вв. и являлись любимой игрой. Для игры берутся бабки - специально обработанные кости суставов ног коров, свиней, овец. У русских в наибольшем почете коровьи бабки: они более крупные и в них можно попасть с большого расстояния. У каждого игрока должна быть своя бита и 3-10 бабок. В качестве биты берется наиболее крупная и увесистая бабка (внутреннюю полость ее часто заливают свинцом или оловом). Сами игры бабки разделяются на бесчисленные виды. Вот пример одного из них. Игроки ставят на ровном месте по гнезду на битку. Потом определяют условное расстояние - коны. Кому прежде начинать игру - бить и кому после, о том мечут жеребьи. Игроки, становясь на черту, бьют битками по старшинству. Если сшибут бабки, на кону стоящие, то их считают своим выигрышем. Когда они все пробьют, тогда каждый переходит за кон к своим биткам и бьет с того места, где лежит его биток; чья далее лежит, тот прежде начинает и бить, а остальные доканчивают игру по расстоянию своих битков.

Веревочка

Веревочка — старинная свадебная игра, увеселяет на сговорах людей женатых и семейных, на посиделках и молодечнике девушек, одних, без мужчин. Но это бывало прежде; ныне забавляются веревочкою без разбора все свадебные сговорщики. Сваха вносит в горницу веревочку, концы которой сват или дружка завязывают одним узлом. Игроки хватаются за эту веревку обеими руками, составляя из себя круг около ее. В средину круга становится сват или сваха для зачину. Обходя кругом всех, сваха — кому говорит красное словцо, кому поет присказку или завидит сказку, стараясь высказать в ней характеры сговорщиков. Ее словам, хотя иногда довольно обидным, отвечают похвалою, улыбкою и добрым молодечеством. Круговой — так называют свата, стоящего в средине игроков — среди россказней, замечает: кто смотрит по сторонам, и, подкараулив, тотчас бьет его по руке. Оплошный становится в круг, при всеобщем смехе, и заводит свои россказни. Иногда, вместо побасенок, игроки поют свадебные песни.

Репка

Забава по мотивам русской народной сказки «Репка». Все играющие встают друг за другом, обхватив предыдущего вокруг пояса. Первый игрок обхватывает небольшой ствол дерева или столб. «Дед» начинает тянуть последнего играющего, стараясь оторвать его от остальных. Есть и другой вариант игры: Игроки садятся друг против друга, упираясь ногами в ноги соперника. Руками держатся за палку. По команде начинают, не вставая с места, тянуть друг друга на себя. Выигрывает тот, кто перетянет соперника.

Забава «Вишенка»

Эта забава предназначена для молодых парней и девушек на выданье. Все становятся плечом к плечу в две шеренги друг напротив друга на расстоянии вытянутой руки (или чуть ближе). Участники выставляют перед собой руки на уровне чуть выше пояса ладонями вверх или сцепляют руки в замок для более крепкого соединения. Получается коридор. Доброволец (вишенка), разбегается и рыбкой прыгает на руки в начале коридора. Задача прокидать вишенку до конца коридора. Вишенка должен вытянуть руки вперед и держать ноги вместе. Коридор должен немного присесть и одновременно с криком «Ээээ-х» подбрасывать вишенку вверх и вперед по коридору. Главное здесь побольше разбежаться и повыше да подальше полететь, а после этого руки товарищей добросят игрока до девушки, которую нужно поцеловать. После переката по волнам из рук на пару десятков метров поцелуй получается очень чувственным. Главное в игре - вовремя затормозить, а то пролетишь нужный адресат.

Горелки

Старинная русская забава. В Горелки играли девушки и холостые молодые мужчины. Водящим всегда выбирался парень, и ловить он мог только девушку, так что игра давала возможность знакомиться, общаться, выбирать невесту. «Холостые парни и девицы устанавливаются парами в длинный ряд, а один из молодцев, которому по жребию достается гореть, становится впереди всех и произносит:

— «Горю, горю пень!»

— «Чего ты горишь?» - спрашивает девичий голос.

— «Красной девицы хочу».

— «Какой?»

— «Тебя, молодой!»

При этих словах одна пара разбегается в разные стороны, стараясь снова сойтись друг с дружкою и схватиться руками; а который горел - тот бросается ловить себе подругу. Если ему удастся поймать девушку прежде, чем она сойдется со своей парою, то они становятся в ряд, а оставшийся одиноким заступает его место. Если же не удастся поймать, то он продолжает гоняться за другими парами, которые, после тех же вопросов и ответов, бегают по очереди». А.Н.Афанасьев

Ручеек

Ни один праздник в старые времена не обходился у молодых людей без этой игры. Тут вам и борьба за любимую, и ревность, и испытание чувств, и волшебное прикосновение к руке избранной. Игра замечательная, мудрая и крайне многозначительная. Играющие встают друг за другом парами, обычно юноша и девушка, берутся за руки и держат их высоко над головой. Из сцепленных рук получается длинный коридор. Игрок, кому пара не досталась, идет к «истоку» ручейка и, проходя под сцепленными руками, ищет себе пару. Взявшись за руки, новая пара пробирается в конец коридора, а тот, чью пару разбили, идет в начало «ручейка». И проходя под сцепленными руками, уводит с собой того, кто ему симпатичен. Так «ручеек» движется — чем больше участников, тем веселее игра, особенно весело проводить под музыку.

Кубарь

В Древней Руси игры с кубарем были одними из самых распространенных. Уже в X в. кубарь имел настолько совершенную форму, что она почти не менялась до наших дней. Простейшие кубари вытесывались топором и ножом из деревянного цилиндра путем стесывания его нижнего конца до формы конуса. Обязательной принадлежностью игр с кубарем является кнутик (веревочка на короткой палке) или просто веревочка, с помощью которых кубарь раскручивается до быстрого и устойчивого вращения. Кубарь запускается по-разному. Иногда его раскручивают между ладонями, а чаще накручивают на кубарь веревочку и с силой дергают за ее конец. Это придает кубарю вращательное движение, которое затем можно поддерживать, подхлестывая кубарь кнутиком или веревочкой. Кубарь при этом не падает, а только слегка подпрыгивает «как живой» и начинает вращаться еще быстрее, продвигаясь постепенно в определенном направлении. Умелые игроки соревнуются, гоняя кубарь по условленному направлению, часто извилистому, лавируя между различными преградами или преодолевая препятствие.

Чижик

Чижик — игра детская, веселит детей удачно и печалит нечаянными побоями. Старший из детей очерчивает на земле мелом или острой палочкой квадрат - «клетку», в ее середине устанавливает камень, на который кладет палочку - «чижик». Все по очереди подходят к «клетке» с другой длинной палкой и бьют по «чижику», который от удара подлетает вверх. Тогда другие игроки бьют «чижика» на лету, стараясь загнать его в обратно в «клетку». Игра продолжается дотоле, пока явится кто-нибудь из игроков с разбитым лицом и с криком начинает доискиваться виноватого. Но так как побои скоро забываются детьми, то игра Чижик скоро возобновляется.

Заря

Игроки встают в круг, руки держат за спиной, а одному из играющих - «заря» ходит сзади с лентой и говорит:

Заря - зарница,

Красная девица,

По полю ходила,

Ключи обронила,

Ключи золотые,

Ленты голубые,

Кольца обвитые —

За водой пошла!

С последними словами водящий осторожно кладет ленту на плечо одному из играющих, который, заметив это, быстро берет ленту, и они оба бегут в разные стороны по кругу. Тот, кто останется без места, становится «зарей».

Петушки

Мальчишки любят задираться, толкаться, даже драться, - словом, петушиться. Но настоящие мальчишеские бои проводились не как-нибудь, а по правилам. Для игры очерчивали небольшой круг, и двое игроков становились в его центр. Правила были строгие - руки у парней отведены за спину, на двух ногах стоять нельзя, только на одной ноге прыгай. Парням можно было толкаться плечами, грудью, спиной, но не головой и не руками. Если тебе удалось толкнуть соперника так, что он ступил на землю второй ногой или выпрыгнул за границу круга, ты победил.

Оплеухи

Старая добрая забава для парней. На лавку напротив друг друга садятся два молодца, скрестив ноги под лавкой, и наносят друг другу «оплеухи». Узкая лавка и скрещенные ноги мешают наносить сильные удары напряженной рукой. Раз один из парней попытался ударить посильней, да еще и кулаком, что против правил, но ему же стало хуже - он стал жертвой собственной непогашенной инерции и узкой скамейки и полетел на землю.

Бой мешками

Двое добрых молодцев встают или садятся на бревно, в руки берут по мешку и по команде начинают бить соперника мешком, стараясь сбросить его с бревна на землю. Для сложности можно одну руку держать плотно прижатой к пояснице, а действовать другой рукой. Здесь большее значение приобретает умение двигаться, чувствовать движение противника, использовать его инерцию.

Катание по шестам

Эта народная зимняя забава когда-то была широко распространена в губерниях России. На склоне горы или бугра кладется под уклон параллельно друг другу на расстоянии около 1 метра два ровных, гладко обструганных шеста (жерди) длиной 15-20 м. Получаются два гладких рельса, по которым можно скатиться с горы. Шесты неоднократно поливают водой, чтобы они прочно вымерзли и стали скользкими. Желающий прокатиться по шестам подбирает себе напарника схожего по росту и весу. Напарники встают на шесты лицом друг к другу, поддерживая один другого руками за плечи или талию. Впрочем, способы могут быть самые разные, лишь бы устоять при быстром скольжении вниз. Согласованность действий, умение удерживать равновесие, изобретательность, смелость позволяют некоторым прокатиться в самых удалых и комических позах.

Люлька

Для этой забавы нужна веревка длиной 2-3 метра. Веревку держат двое, а можно один из концов привязать к дереву. Веревку не крутят, а лишь раскачивают над землей на разной высоте - от 10 сантиметров и выше. Парни и девушки по одному (или парами) разбегаются и перепрыгивают через раскачиваемую веревку или же начинают прыгать разными способами: с сомкнутыми ногами, на одной ноге, со скрещенными ногами, с поворотом при прыжке и т. д. Прыгают, пока не совершат ошибки. Допустивший ошибку сменяет одного из качающих веревку. Ошибкой считается не только неудачный прыжок, но и любое задевание веревки.

Бирюльки

Бирюльки — это небольшие соломинки (или палочки - деревянные, камышовые, костяные или из любого другого, даже искусственного материала) сантиметров в 10 длиной, а числом от шестидесяти до ста. Пучок бросают на стол, или любую ровную поверхность, так, что бирюльки ложатся в хаотичном беспорядке одна на другую и рядом. Играющие участники забавы строго поочередно снимают их по одной - как удобнее: пальцами или специальным проволочным крючком, насаженным на палочку. Кто чуть только пошевелит соседнюю бирюльку, сразу передает крючок следующему игроку. Так продолжают, пока не разберут полностью всю кучу. Выигрывает тот участник, у кого накопилось самое большее число безупречно снятых бирюлек. К некоторым бирюлькам приделывают головки, называя их: король, генерал, полковник и т. д.; можно также придать палочкам вид копья, ножа, пилы, лопаты и т. п. За такие особые бирюльки начисляют большее число очков.

Жмурки

Водящего игрока называют «жмуркой».

Жмурке завязывают глаза (обычно шарфиком или платком). Раскручивают его и после спрашивают:

— Кот, кот, на чем стоишь?

— На квашне.

— Что в квашне?

— Лови мышей, а не нас.

После этого игроки разбегаются, а жмурка их ловит. Жмурка должен поймать любого другого игрока и опознать. В случае успеха, пойманный становиться жмуркой. Игрокам можно бегать, застывать на одном месте, «дразнить» водящего, чтобы обратить на себя его внимание и, может быть, таким образом спасти того игрока, к которому водящий или «жмурка» подошел слишком близко.

Бубенцы

Это старая русская игра. Играющие встают в круг. На середину выходят двое - один с бубенцом или колокольчиком, а другому завязывают глаза. Все остальные поют:

Тpынцы-бpынцы, бубенцы,

Раззвонились удальцы:

Диги-диги-диги-дон,

Отгадай, откуда звон!

После этих слов игрок с завязанными глазами должен по звуку бубенца поймать увертывающегося от него участника. Когда участник с бубенцом пойман, он становится водящим, а второй игрок становится в общий круг.

Золотые ворота

В этой игре двое игроков встают друг напротив друга и, взявшись за руки, поднимают их вверх. Получаются «ворота». Остальные встают друг за другом и кладут руки на плечи идущему впереди либо просто берутся за руки. Получившаяся цепочка должна пройти под воротами. А «ворота» в это время произносят:

Золотые ворота

Пропускают не всегда!

Первый раз прощается,

Второй раз запрещается,

А на третий раз

Не пропустим вас!

После этих слов «ворота» резко опускают руки, и те игроки, которые оказались пойманными, тоже становятся «воротами». Постепенно количество «ворот» увеличивается, а цепочка уменьшается. Игра заканчивается, когда все игроки становятся «воротами».

Гуси-лебеди

Выбрав двух или одного волка, в зависимости от количества играющих, выбирают вожака, того, который начинает игру. Все остальные становятся гусями. Вожак становится на одном конце площадки, гуси - на другом, а волки в стороне прячутся. Вожак похаживает, поглядывает, и, заметив волков, бежит на свое место, хлопает руками и кричит:

— Гуси-лебеди, домой!

— Бегите, летите домой, стоят волки за горой!

— А чего волкам надо?

— Серых гусей щипать да косточки глодать!

После этих слов гуси должны успеть добежать к вожаку, пока их не сцапали волки. Пойманные гуси выходят из игры, а оставшиеся игроки повторяют игру снова до тех пор, пока волки не переловят всех гусей.

Катание пасхальных яиц

Катание яиц — соревновательная игра, её цель — получить яйца других игроков. На ровной площадке устанавливается дорожка (также называемая катком или лотком), представляющая собой желоб, изготовленный из картона или дерева, в торце которого выкладывают крашеные яйца, а также игрушки и прочие безделушки. Дорожка может быть наклонной, а форма ее варьируется. Иногда обходятся без специальной дорожки, яйца при этом катают по полу или по траве. Каждый игрок катит своё яйцо по дорожке. Если он попадет в какой-то из предметов, этот предмет выигран. Если же яйцо не задевает никакой предмет, его оставляют на площадке, и оно может достаться другому игроку в качестве приза.

Слон

Слон — старинная русская игра, которую особенно любят мальчики, так как игра выявляет самых сильных и выносливых. Игроки делятся на две равные по силам и по числу участников команды. Одна из команд - слон, другая запрыгивает на него. Самый крепкий и сильный игрок становится впереди лицом к стене, опираясь о нее, согнувшись и опустив голову. Следующий участник обхватывает его за пояс и прячет голову, за ним третий, четвертый и так далее. Они должны крепко держаться друг за друга, изображая слона. Участники другой команды по очереди разбегаются и запрыгивают на спину слона так, чтобы сесть верхом как можно дальше вперед, оставив место для следующих. Задача играющих - всей командой остаться на слоне и не свалиться в течение 10 секунд. После этого участники команд меняются ролями.

Целуй, девка, молодца

Для игры потребуется много участников — девушек и парней. Играющие встают в круг, а кто-то один становится в центр. Затем все начинают двигаться: круг вращается в одну сторону, тот, кто в центре, в другую. Игрок в центре вращается с закрытыми глазами и вытянутой впереди себя рукой. Все напевают:

Шла матрешка по дорожке,

Потеряла две сережки,

Две сережки, два кольца,

Целуй, девка, молодца.

С последними словами все останавливаются. Игрок, на которого указывает рука ведущего выходит в центр. Игроки становятся друг к другу спиной и на счет «три» поворачивают голову налево или направо; если стороны совпадают, то счастливчики целуются!

Заводила

Сначала все игроки становятся в круг лицом к центру. Водящий отходит в сторону от игроков, которые, в свою очередь, выбирают «заводилу». «Заводила» показывает всем остальным игрокам различные движения, а игроки повторяют эти движения, не отставая от «заводилы». Водящий должен отгадать, кто является «заводилой». Если после 20 секунд ему это не удается, водящий выбывает из игры, а игроки выбирают себе нового водящего.

Колечко-колечко

Все сидят на лавочке. Выбирается водящий. У него между ладошек лежит колечко или другой маленький предмет. Остальные держат свои ладошки сомкнутыми. Водящий с колечком обходит всех и будто бы кладет им колечко. Но кому он положил, знает только тот, кому колечко попало. Другие должны наблюдать и догадаться, у кого находится этот предмет. Когда водящий скажет: «колечко-колечко, выйди на крылечко», тот, у кого оно есть, должен выскочить, а остальные, если догадались, задержать его. Если удалось выскочить, он начинает водить, если нет — водит тот, кто задержал. Причем задерживать можно только локтями, так как ладони остаются сомкнутыми.



Вверх