Error: не определено #11234. Жанровая система. Контрольная работа - Жанры и жанровая система - файл n1.doc

Жанровая система. Контрольная работа - Жанры и жанровая система - файл n1.doc

Жанр это-деление любого вида искусства по тематическим, структурными или функциональными принципами. В каждом виде искусства система жанров складывается по-своему. Например, в литературе жанры определяется аються на основании принадлежности произведения к литературному роду, ведущей эстетического качества и идейно-оценочного настроения (сатирического, патетического, трагического и др.), а также объема произведения и способа построения образа (символика, аллегория, документальность и т.п.). В музыке жанры различаются: по способу выполнения (вокальные или инструментальные, сольные, ансамблевые, оркестровые, хоровые жанры), по назначению (м арш, колыбельная, обрядовая песня и тд) по месту и условиям производства (камерная, симфоническая музыка, киномузыка т.д.). В живописи жанры определяются предметом изображения (портрет, натюрморт, пейзаж, ис торические и тд), а также по характеру изображения (станковая, монументальная, декоративная живопись, миниатюра и др.). Свои жанровые системы имеют также кинематограф, театр и другие виды искусств. Рассмотрим жанровые системы некоторых искусств. Подробнее детальніше.

В живописи по структурно-функциональным признакам выделяют следующие виды или жанры, как живопись станковая, монументальная, декоративная, иконопись , театрально-декорационный

Название станковая. Живопись происходит от того, что художник часто пишет такие работы на холсте, натянутом на подрамник и установленном на специальном станке - мольберте. Однако к станковой. Живописи могут принадлежать произведения, написанные не только на холсте, но и на картоне, деревянной доске и т.д.. Станковая. Живопись отличается главным образом самостоятельностью отдельного произведения, призна-ченистю для интерьера и м ожливистю его свободного перемещения без последствий для общего замысла и идеи. Именно к станковой живописи чаще применяется термин"картинакартина".

Иконопись - станковая по форме. Живопись культового назначения (в православии, католицизме, ламаизме и некоторых других религиях). Характер иконописи определяется иконографией - четко определенную тематику и правилами изображения событий и лиц. Священного. Писанияа.

Монументальный. Живопись - это живописное изображение на внутренних или внешних поверхностях архитектурных сооружений монументальной живописи не может быть отделен от своей основы (стены, опоры, потолка и т.п.) и и перенесен. По технике и материалом исполнения монументальный. Живопись зачастую бывает фресковой или мозаичным к монументальной живописи, как правило, относят и. Ветрараж.

Миниатюра - небольшой по размерам произведение, отличается декоративностью форм, орнаментальностью, тонкостью письма. Существуют следующие виды миниатюр книжная миниатюра (изображение в рукописной книге) лаковая мин ниатюра (Живопись на небольших лакированных изделиях - шкатулках, ювелирных изделиях и т.п.); портретная миниатюра (портретное изображение, выполненное на медальонах, табакерках, часах, перстнях. Итиі.).

Театрально-декорационное. Живопись - используется при оформлении сцены, создании театральных декораций и эскизов театральных костюмов. Характерен также для киноискусства (оформление павильона, омные имального площадки и т.п.).

Декоративный. Живопись выделяется на грани монументального, прикладного, оформительского искусства

По разделам в живописи и других видах изобразительного искусства (графике, скульптуре) выделяются жанры: портрет, пейзаж, натюрморт, исторический, мифологический, батальный, бытовой, анимали истичны.

Портрет - один из главных жанров изобразительного искусства, изображение человека или группы людей, которые реально существуют или существовали в прошлом. По характеру изображения выделяют портреты парадные, официальные и камерные. Портрет человека в виде какого-либо аллегорического, мифологического, исторического, театрального или литературного персонажа называют костюмированным. Отдельным видом портрета является автопортрет - изображают ния художником самого себя. Среди разновидностей. Живописного портрета: поясной, погрудные, попличний портреты, портрет в полный рост, групповой портрет, портрет в интерьере, портрет на фоне пейзажа и др.. В скульптуре портретное изображение может быть выполнено в виде статуи (изображение в полный рост), бюста (погрудное изображение), торса (человеческая фигура без ног или по пояспояс).

Пейзаж - жанр, в котором основным объектом изображения являются природные ландшафты, письма, архитектурные (в том числе индустриальные) сооружения, морские пейзажи и другая реально существующая или вымышленная, местность. Пе ейзаж может иметь исторический, героический, фантастический, лирический, эпический характер. Пейзаж также часто служит фоном в произведениях других жанров (портрет, исторического, мифологического, батального, анималистичног во).

Натюрморт - жанр, посвященный изображению мира вещей, предметов повседневного обихода. Объектом изображения в натюрморте могут быть также сорванные цветы, овощи, фрукты, дары моря, битая дичь, птицы. Как д дополнение к основной мотив в композицию натюрморта иногда включаются изображения людей и живых животных, насекомых, птиців.

в историческом жанре воспроизводятся. Выдающиеся события прошлого или современные события, имеющие историческое значение. Исторический. Жанр часто переплетается с другими жанрами: бытовым (образуя синтетический, так наз ваний историко-бытовой. Жанр), портретом (исторический портрет), пейзажем (исторический пейзаж), батальныем.

Батальная. Жанр воспроизводит тематику. Войны, сражений, походов и других военных событий, эпизодов. Жизнь армии и флота

Мифологический. Жанр - это изображение событий и героев мифов, легенд, сказаний

Бытовой. Жанр посвященный воспроизведению частного и повседневного общественного. Жизнь человека. Бытовые композиции иногда называют"жанровый"

анималистический жанр - вид искусства, в котором ведущим мотивом является изображение животных

Среди основных жанров драматического театра - комедия, трагедия, драма. Следует обратить внимание, что название"театр"касается искусства сценической игры, представления как таковой есть театральный драматизм может реализоваться в жанре не только драмы, но и комедии и трагедий та трагедії.

Комедия - жанр драматического произведения, развитие действия которого вызывают у зрителей разного характера смех дружелюбный, ироничный, саркастический. Комический эффект, как правило, связан с ситуациями сюжета комедии действия, поведением персонажей, поступки которых вступают в противоречие с действительностью и принятыми в ней нормами.

Трагедия -. Жанр драматического произведения, сюжет которого развивается на основе трагедийного конфликта, что создает риск гибели положительного героя или героев

Драма - разновидность драматических пьес, в которых конфликт не вступает трагической, смертельной развязки, но действие не набирает чисто комического характера. Своего рода промежуточный между трагедией и комедией. Жанр

Кинематограф в функциональном отношении делится на кино хроникально-документальное, научно-популярное, учебное и художественное. Художественные фильмы делятся по тематике на такие жанры: приключенческий (в том в числе вестерн), детектив, триллер, фантастика, фильм ужасов, мелодрама, боевик, исторический и ин.

Вестерн - особая разновидность приключенческого фильма об освоении западных земель. США XIX в (чаще всего речь идет о. Жизни ковбоев)

Боевик - фильм, в котором основное внимание уделяется непредсказуемом развитии событий. Этот. Жанр насыщенный неожиданными поворотами сюжета, в нем широко используются так называемые"аттракционные"сцены и, трюки каскадеров каскадерів.

Триллер - фильм со значительным сюжетным напряжением, который отличается от детектива временной направленностью развития событий в детективе действие движется, условно говоря, обратно,"назад"во времени, т.е. от д уже имеющегося преступления к разгадке обстоятельств его совершения. В триллере. Ж развития событий ведется в прямом временном движении - от нормального и привычного течение. Жизнь до того или иного рода трагических события и. В детективе главное - загадка, тайна, в триллере. Ж важное - нагнетание тревоги, атмосферы страха. Однако во многих современных фильмах элементы триллера и детектива переплетаются, создавая свое родную комбинацию жанрабінацію. Жанрів.

Фильм. Ужасов - это фильм с элементами фантасмагории, с обязательным присутствием ужасной фантастики. Именно элементами, фантастики фильм. Ужасов отличается от триллера

Музыка зависимости от способов выполнения делится на вокальную (в том, числе вокально-инструментальную) и инструментальную. Вокальная - это музыка, созданная для голоса или многих голосов. К жанры вокальной ной музыки относят песню, романс, арию, произведения для ансамблевого и хорового исполнения, кантату, ораторию и др.. Вокальный произведение, выполняется без слов, называют вокализом. Вокальное исполнение без ин рументального сопровождения называется пением а капеллапела.

Особенностью песни как жанра является куплетная форма с припевом. Песня может быть, например, народной или авторской и делится на следующие функциональные жанры как колыбельная, маршевая, детская, обрядовая т.д.

Романс отличается от песни большей динамикой развития художественного образа (т.е. шире эмоциональной амплитудой произведения), значительной ролью инструментального сопровождения и более плотным связью слова и муз зык.

Кантата - большой вокально-инструментальное произведение для солистов, хора, оркестра. Кантата чаще начинается оркестровым вступлением и далее состоит из отдельных арий (вокальное произведение, что является своеобразным а аналогом монолога персонажа в драматическом спектакле), речитативов (способ пения, близкий к мелодической декламации, основанный на языковых интонациях, акцентах, паузах), ансамблей (музыкальный номер, в иконуеться небольшой группой певцов, - как правило, от 2 до 10-12 человек) и хоров, объединенных единой темойю.

Оратория - произведение для солистов, хора и оркестра, который отличается от кантаты большей масштабностью и наличием развернутого драматического сюжета, но, в отличие от оперы, предназначен для концертног го исполнения (т.е. выполняется без декораций и без сценической игры и театральных костюмов.

Инструментальная музыка предназначена для выполнения на музыкальных инструментах. Музыкальные инструменты делятся на духовые (медные и деревянные), струнные (струнно-смычковые и струн но-щипковые) и ударные. Клавишные и инструменты зависимости от принципа добычи звука принадлежат к разным соответствующих групп или выделяются в отдельную группу по чисто формальным принципу наличия клавиатурри.

Отдельную группу составляют также современные музыкальные электроинструменты

Классическая инструментальная музыка делится на симфоническую и камерную симфоническую называется музыка, предназначенная для исполнения симфоническим оркестром. Основные жанры симфонической музыки: симфония, увертюра, концерт, сюита, ??а также симфоническая поэма, симфоническая фантазия, дивертисмент тощщо.

Симфония (с гр"созвучие") - значительный по продолжительности выполнения произведение для симфонического оркестра из нескольких (3-4) контрастных по характеру частей. В основной состав симфонического оркестра входят: деревянная"Деревянные духовые инструменты (флейты, гобоя, кларнета, фаготы), медные духовые (валторны, трубы, тубы, тромбоны), струнно-смычковые (скрипки, альты виолончель, контрабас), ударные инструменты (литавры,. Барабу ни, тарелки, тамтамы, треугольники, трикутник).

Концерт (от лат"соревнования") - термин, который широко известен в смысле публичного исполнения музыки определенным исполнителем или группой исполнителей по заранее объявленной программе и в специально оборудованном помещении (в классической традиции - в концертном зале). Однако существует и. Жанр инструментальной музыки под названием"концерт"- это произведение, в основе которого лежит контрастное противопоставление музыкальных партий. Солис и (или нескольких солистов, меньшей части исполнителей) всему коллективу исполнителей (или его большей части). Наиболее распространенными являются концерты для одного или нескольких инструментов с оркестром (может быть, на пример, концерт для скрипки (или трубы, альта, флейты и тд) с оркестром, концерт для скрипки и флейты с оркестром, концерт для двух (трех) скрипок с оркестром и др.). Концерт - достаточно значительный по обся ние произведение, которое состоит из трех или четырех разнохарактерных частиох різнохарактерних частин.

Сюита (с фр"ряд","последовательность") - много частное музыкальное произведение, состоящее из ряда самостоятельных, контрастных по характеру пьес, объединенных общей художественной идеей. Классической является сюита, ??что стекла адаеться из разнохарактерных танцев (Аллеманда, куранта, сарабанда,. Жига, а также менуэт, пасакалья, полонез, чакона, ригодон и др.). Позже приобрели популярность сюиты, составленные из музыки к театральным с пектаклив, балетов, опер, кинофильмов. Следует заметить, что иногда сюита называют и вокальные циклазивають і вокальні цикли.

Камерно-инструментальная музыка предназначена для небольшого состава исполнителей. В прошлом так называли мушку, которая выполнялась дома. В камерно-инструментальной музыки принадлежат соната, трио, квартет, а и акож большое количество"малых камерных жанров"- небольших инструментальных пьес, среди которых ноктюрн, прелюдия, кантилена, баркарола, каприс, аллегро, анданте и др.. Следует отметить, что существуют и специальные и"камерный"оркестр, основой которого есть инструменты струнно-смычковых группы (скрипки, альты, виолончели, контрабасы), к которым в случае необходимости добавляются также некоторые деревянные духовые инструменты. Среди дру х пьес камерный оркестр может выполнять и концерты (так, чрезвычайно популярны концерты. Антонио. Вивальди"Времена года"написаны для камерного оркестраисані саме для камерного оркестру).

Соната - многочастную (чаще трехчастная) инструментальная пьеса для инструмента соло (например, для фортепиано) или для инструментального ансамбля (например, для скрипки с фортепиано, для скр рипкы с арфой, для флейты с фортепиано т.д..

Трио - пьеса, написанная специально для ансамбля из трех музы-кантов-инструменталистов. Варианты состав трио: скрипка, альт, виолончель; скрипка, виолончель, фортепиано (иногда арфа) скрипка, кларнет, фо ортепиано да ин.

Квартет - пьеса для ансамбля из четырех музыкантов-инструменталистов. Классический состав струнного квартета - две скрипки, альт и виолончель, но могут быть и другие варианты

С развитием искусства его видо-жанровая система подвергается постоянным изменениям: некоторые жанры устаревают и выходят из употребления, однако появляются новые жанры. Так, в XX в распространяются новые виды и жанры музыкального искусства, связаны прежде всего с джазом, роком. Вместо тематических жанров, на которые преимущественно делилось традиционное для. Нового времени изобразительное искусство , в современном визуальном искусстве жанровая п одели ведется по принципу чисто технической репрезентации произведения: живопись, реди-мейд, фотография, инсталляция, видео и т.д.. О специфике видов современного искусства будет идти речь в отдельной темтемі.

Главная > Документ

ЛИТЕРАТУРНЫЕ ЖАНРЫ В предшествующих главах идейное содержание и форма произведений рассматривались с учетом их принадлежно-сти к тому или иному литературному роду. Следующей ступенью в классификации произведений является деление на жанры. ПОНЯТИЕ О ЖАНРЕ. СИСТЕМЫ ЖАНРОВ В ЛИТЕРАТУРНОМ ПРОЦЕССЕ Литературные жанры (фр. genre - род, вид) - это сложившиеся в процессе развития художественной словес-ности виды произведений. Проблема жанра в самой общей форме может быть сформулирована как проблема клас-сификации произведений, выявления в них общих - жанровых - признаков. Основные трудности классифика-ции связаны с историческим изменением литературы, с эволюцией ее жанров. Количество и характер жанровых признаков (объем жанра) - величина переменная в истории литературы, что находит отражение в многообразии сменяющих друг друга жанровых теорий, а также господствующих в писательской и читательской практике представлений о жанрах. Так, для трагедии в реалистической драме XIX-XX вв. не обяза-тельны многие признаки классицистической трагедии: «благородное» происхождение героя, «кровавая» развязка, соблюдение правил о трех единствах, александрийский стих и др. В эпоху реализма трагедией считается любое драматическое произведение, раскрывающее трагический конфликт и выражающее соответствующий пафос. Таким образом, можно говорить об уменьшении жанрового объема трагедии от классицизма к реализму. Большинство жанров возникло в глубокой древности. Эволюционируя в литературном процессе, они тем не менее сохраняют некоторые устойчивые содержательные и формальные черты, позволяющие говорить о жанровой традиции. По словам М. М. Бахтина, «жанр - представи-тель творческой памяти в процессе литературного разви-тия» (21, 179). Эта метафора подчеркивает огромную роль жанров в обеспечении литературной преемственно-сти. Сами жанровые обозначения (трагедия, басня, баллада и т. д.), часто входящие в текст произведения, в его название («Ревизор. Комедия в пяти действиях»;

«Евгений Онегин. Роман в стихах»), являются знаками литературной традиции; они вызывают в читателе опреде-ленное жанровое ожидание. При изучении жанров следует разграничивать их наи-более устойчивые и преходящие признаки. В рамках теоретико-литературного курса основное внимание уделя-ется характеристике наиболее устойчивых жанровых признаков. Однако важно помнить, что в лите-ратурном процессе жанр всегда предстает элементом определенной жанровой системы, принципы кото-рой зависят от конкретно-исторических особенностей художественного мышления. Поэтому, как подчеркнул Ю. Н. Тынянов, «изучение изолированных жанров вне знаков той жанровой системы, с которой они соотносятся, невозможно» (95, 276). В эволюции жанров и смене их систем отражаются общие тенденции литературного процесса и его темпы. Так, в древних литературах развитие авторского самосоз-нания было медленным, определяясь устойчивостью традиций и общими темпами национальной жизни. По-этому жанровые системы древних литератур, отличаясь сложностью и разветвленностью, характеризуются большей устойчивостью по сравнению с литературами нового вре-мени. С возникновением литературных направлений система жанров становилась предметом активного теоретического осмысления и обоснования. Так, поэтикой классицизма различались высокие, средние и низкие жанры, причем каждому из них предписывался определенный герой: например, «благородного» происхождения в трагедии и «низкого» в комедии. Жанр понимался как некое регла-ментированное содержательно-формальное единство, как норма, которой должен следовать писатель; смешивать различные жанры не разрешалось. В дальнейшем рационалистическую систему жанров классицизма разрушили сентименталисты и романтики, защищавшие свободу творчества от всяких «правил», в том числе и от «оков» жанра. Романтизм выдвинул в противо-вес классицизму такие жанры, которые давали больший простор выражению субъективных переживаний. Клас-сицистическая ода, героическая поэма, трагедия, сатира уступили место элегии, балладе, лиро-эпической роман-тической поэме, историческому роману; при этом границы между жанрами сознательно размывались. Однако жанры романтизма по-своему были также несвободны от норма- 399

тивности. Подлинное освобождение от жесткого жанрово-го регламента стало возможным лишь с развитием реализ-ма, оно было связано с преодолением субъективной одно-сторонности в самом творчестве. В реалистической литера-туре, соотносящей развитие характеров с обстоятельствами в их исторической конкретности, следование традиции жанров могло осуществляться гораздо свободнее, что вело в целом к уменьшению их объемов. Во всех европейских литературах XIX в. происходит резкая перестройка жанро-вой системы. Жанры стали восприниматься как эстетически равноценные и открытые для творческого поиска типы произведений. Такой подход к жанрам свойствен и нашему времени.

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ЖАНРОВОЙ КЛАССИФИКАЦИИ ЛИТЕРАТУРНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ Жанровые признаки, имеющие наиболее устойчивый, исторически повторим ы и характер, кладутся в основу литературоведческой классификации произведе-ний. В качестве литературоведческих терминов в основном используются традиционные жанровые обозначения - басня, баллада, поэма, роман и т. д., - стихийно возникав-шие в литературе и обраставшие в процессе жанровой эволюции широким кругом ассоциаций. Отсюда возмож-ность несоответствий между литературоведчески-ми и писательскими, читательскими жанровыми обозначе-ниями произведений. Например, авторские обозначения «Мертвых душ» как поэмы или «Медного всадника» как петербургской повести, важные для уяснения замысла произведений и «реставрации» жанровых норм 1830 - 1840-х годов, плохо вписываются в современную жанровую классификацию; в ее рамках жанры этих произведений определяются иначе. Важнейшим жанровым признаком произведений явля-ется его принадлежность к тому или иному литературному роду: выделяются эпические, драматические, лирические, лиро-эпические жанры. Внутри родов различаются виды - устойчивые формальные, композиционно-стилистические структуры, которые целесообразно назвать родовыми формами (77, 209). Они дифференцируются в зависи-мости от организации речи в произведении - стихотворной или прозаической (в устном народном эпосе есть стихотворная форма - песня и прозаическая сказка; в литературном эпосе соответственно поэма и рассказ, 400 повесть), от объема текстов (эпическая песня, например былина, и эпопея - это малая и большая стихо-творные эпические формы; рассказ и повесть - малая и средняя прозаические формы). Кроме того, основанием для выделения родовых форм в эпосе могут быть прин-ципы сюжетосложения (так, новелла предпола-гает особое сюжетное построение), в стихотворной лири-ке - твердые строфические формы (сонет, рондо, триолет), в драме - то или иное отношение к театру (драма для чтения, для кукольного театра) и т. п. Во всех родах литературы произведения могут образовывать цикл (rp. kyklos - круг, колесо), подчи-ненный общему замыслу («Миргород» Гоголя, «Театр Клары Гасуль» Мериме, «Стихи о Прекрасной Даме» Блока). Все эти особенности имеют жанровое значение. В драме, во многих лирических и некоторых эпических жанрах деление традиционно связано также с пафосом произведений. Например, трагедия пронизана трагическим пафосом, комедия - сатирическим или юмористическим, сатира - сатирическим, ода - героическим. Наряду со всеми этими признаками жанров, обозначе-ния которых возникли давно и стали традиционными, для характеристики произведения важны также жанровые особенности содержания, заключающиеся в некоторых общих свойствах его проблематики. Изучение жанровой проблематики имеет свою научную традицию. Понятия, с нею связанные, разрабатывались Гегелем в «Эстетике», Ал-ром Н. Веселовским в «Исторической поэтике». В на-стоящее время жанровая проблематика привлекает прис-тальное внимание многих советских ученых (87, 76, 22). Ее исследование помогает уяснить историческую стадиаль-ность в развитии художественного содержания. Еще на поздней ступени развития первобытнообщинно-го строя и далее в эпоху первоначального формирования государственной жизни сначала в устном народном твор-честве, а затем и в художественной литературе наибольшее значение имели произведения с национально-и с т о-рической (в большинстве случаев героической) проблематикой (см. гл. V). В таких произведениях интерес певцов и сказителей, а потом и писателей сосредоточивал-ся на событиях, которыми решалась историческая судьба народов и государств и для которых огромное значение имела деятельность отдельных выдающихся личностей, берущих на себя инициативу в осуществлении защиты тех или иных национальных интересов. Произведения с такой 401

проблематикой возникали и в последующие исторические эпохи, возникают они и в наше время.

Позднее, когда у разных народов уже сложился клас-сово-государственный строй, в литературе возникла новая, нравоописательная проблематика. Она заключа-лась в том, что писатели обращали преимущественное внимание на определенный гражданский или социально-бытовой уклад жизни общества, отдельных его слоев и выражали в своих произведениях его идейное отрицание или утверждение. Произведения с такой проблематикой создавались и в последующие эпохи, вплоть до нашего времени. С разложением феодализма и началом формирования буржуазных отношений в литературе разных стран появи-лись произведения, получившие название романов и новелл. При различии масштаба сюжетов и объема текстов это - произведения романические по проблематике. Особенность такой проблематики (намеченной еще в про-заических произведениях античности) заключалась в том, что внимание писателей было направлено на жизнь и судьбу отдельной личности, на развитие ее характера в столкновении с окружающей средой. Произведения с такой проблематикой в дальнейшем получали все боль-шее значение. Жанровая проблематика является в произведении одним из стилеобразующих факторов, обус-ловливающих, как будет показано ниже, некоторые особен-ности индивидуализации персонажей, их расстановку, ту или иную функцию и соответствующее построение сюжета, определенные стилистические тенденции. Таким образом, произведения по общим особенностям своей проблематики могут быть отнесены в основном к одной из трех больших жанровых групп (хотя бывают произведения переходного характера, а так-же соединяющие в себе различные типы проблематики). В каждую группу входят произведения различных родов и родовых форм, а также различные по своему пафосу. В итоге общая жанровая классификация произведений оказывается перекрестной, или полицентри-ческой. Поскольку наиболее фундаментальными явля-ются родовые различия произведений, рассмотрим последовательно эпические, драматические, лирические и лиро-эпические жанры, выделяя в пределах каждого из родов другие - перекрестные - линии деления. ЭПИЧЕСКИЕ ЖАНРЫ Вследствие широты и многогранности изображения характеров в эпических произведениях, по сравнению с драмой и лирикой, особенно отчетливо и ярко выступает их жанровая проблематика. Она раскрывается в самых разных родовых формах. Так, националь-но-историческими по своей проблематике могут быть и песня, и сказка, и рассказ, и повесть. В классификации родовых форм в литературном эпосе очень важны различия в объеме текстов произведений. Наряду с малой (рассказ) и средней (повесть) прозаичес-кими формами выделяют большую эпическую форму, которую часто называют романом. Название это неточно, так как роман заключает в себе особое, романическое содержание, а в большой эпической форме может выра-зиться и национально-историческое («Тарас Бульба» Гоголя), и нравоописательное содержание («История одно-го города» Салтыкова-Щедрина). Объем текста произведе-ния в эпосе не возникает сам по себе, но определяется полнотой воссоздания характеров и конфликтов, а отсюда и масштабами сюжета. Так, в отличие от повести и большой эпической формы, рассказу не свойственна развернутая система персонажей, в нем нет сложной эволюции харак-теров и их подробной индивидуализации. На ранней стадии развития эпоса в нем возникали национально-исторические жанры, в которых личность показана в ее активном участии в событиях национальной жизни. Эта связь особенно ярко обнаруживается в опреде-ленных исторических ситуациях - в национально-освобо-дительных войнах, революционных движениях, которые обычно и являются сюжетной основой таких произведений. В характерах главных героев подчеркнуты их действия и устремления, связанные с общеколлективными нацио-нальными интересами и идеалами. Героическая народная песня принадле-жит к древнейшим жанрам этой группы (см. гл. II). Первоначально это была, по-видимому, «песнь о победах и поражениях» (Ал-р Н. Веселовский), создаваемая по свежим следам межплеменных войн, а затем постепенно складывалась устная традиция песенного повествования о наиболее значительных героях и событиях. Историческое предание в этом повествовании долгое время было тесно переплетено с мифологическими мотивировками событий. Главный герой в таких произведениях - лучший представи- 403

тель коллектива (Ахилл и Гектор в «Илиаде» Гомера, Зигфрид в «Песни о Нибелунгах»). Гиперболическое изображение физической мощи богатыря сочеталось с большим вниманием к его нравственным качествам. Героический эпос хорошо отражает историческое развитие патриотического чувства, достигающего особой осознанно-сти в период развитой государственности («Песнь о Ро-ланде»).

В тесной преемственной связи с литературными обра-ботками народных героических песен и эпопей, также получивших название поэм, возникла поэма как соб-ственно литературный жанр. Эта связь обнаруживается и в выборе сюжетов (обычно рассказывается о важном историческом событии), и в принципах гиперболического изображения могущества героя, и в объективном тоне повествования. Однако многие героические литературные поэмы уступают народному эпосу в свежести и непосред-ственности мировосприятия («Энеида» Вергилия),а поэмы классицизма откровенно подражательны («Франсиада» П. Ронсара, «Генриада» Вольтера, «Россиада» М. Хе-раскова). Гораздо значительнее в идейном отношении оказались поэмы, в которых национально-историческая проблематика раскрывалась в новых аспектах, обусловленных револю-ционными ситуациями в жизни общества. Так, в поэмах К. Рылеева «Войнаровский», «Наливайко» утверждается новый тип героя-борца, для которого независимость отечества неотделима от мечты о свободе и социальной справедливости. В литературной прозе национально-историческая про-блематика раскрывалась прежде всего в повестях, отражавших реальные исторические события; таковы в древнерусской литературе «Слово о полку Игореве» (некоторые исследователи, исходя из ритмичности речи «Слова», называют его поэмой), «Повесть о разорении Рязани Батыем». В новой литературе в героической повес-ти появляется вымышленный герой («Тарас Бульба» Гоголя, «Железный поток» Серафимовича). Жанры национально-исторического эпоса успешно развиваются в литературе социалистического реализма. Новое качество героизма революционной борьбы, защиты социалистического Отечества ярко раскрыты в таких поэмах, как «Владимир Ильич Ленин» Маяковского, «Василий Теркин» Твардовского, а также в повестях («Бронепоезд 14-69» Вс. Иванова, «Непокоренные» Горба- 404 това) и рассказах («Сорок первый» Лавренева, «Судьба человека» Шолохова). Воспевая героические подвиги современников, писатели отказываются от наив-ного в наше время гиперболического стиля. Герой поэмы «Василий Теркин» - рядовой боец; ничем, кроме особой выдержки и находчивости, не отличается он от своих товарищей, но именно поэтому воспринимается читателем как глубоко типическое лицо, как олицетворение мужества всего народа. Если в национально-исторических жанрах общество в лице героев показано в развитии, в борьбе за осущест-вление общенациональных задач, то в нравоописательных жанрах, которые появились позднее, изображается отно-сительно устойчивое состояние всего общества или какой-то отдельной социальной среды. И это состоя-ние всегда как-то оценивается автором: нравоописательные произведения пронизаны пафосом идейного ут-верждения или отрицания. Характеры в нравоописании подчеркнуто «репрезента-тивны», его герои - представители своей социальной среды, воплощение ее недостатков или достоинств. Поэтому и сюжеты произведений обычно не строятся на развитии какого-то принципиального идейного конфликта между героями и средой: эти конфликты часто случайны и созда-ны для того, чтобы лучше и ярче показать сущность гражданского или бытового состояния среды. Так, в «По-вести о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем» Гоголя два главных героя. Их образ жизни раскрывает внутреннюю ничтожность жизни мирго-родских обывателей, а через них и многочисленных низо-вых слоев дворянства. Между Иваном Ивановичем и Ива-ном Никифоровичем нет существенных различий; их разные наружность, привычки, манеры речи только подчеркивают внутреннюю близость. И остальные персонажи, роль кото-рых в сюжете второстепенна (судья, городничий), похожи на двух главных героев. А происшествия, описанные в повести, - все подробности ссоры бывших друзей - не изменяют, не развивают характеры,- но раскрывают их истинную основу. Воспетая рассказчиком в начале повести дружба героев оказывается комичной иллюзией. Нравоописательные эпические жанры возникают еще в фольклоре. В сатирических бытовых сказ-ка х, в лиро-эпическом жанре басни уже оформился принцип нравоописательной типизации; в персонаже подчеркнуты какие-то устойчивые нравственные качества.

В античной литературе одним из ранних нравоописа-тельных произведений была поэма Гесиода «Труды и дни». Гесиод - поэт крестьянского труда, и цель его поэмы - обличить дурные нравы современности, научить крестьянина быть счастливым, не тягаясь с «соколами» (под которыми разумеются аристократы). Продолжателем Гесиода в римской литературе был Вергилий, создавший поэму «Георгики». В античной литературе возникает также и нравоописательный жанр идиллии (гр. eidyllion - картинка, вид). В стихотворных идиллиях Феокрита утверждалась прелесть патриархальной пастушеской жиз-ни на лоне природы. Эти идиллии часто выражают сентимен-тальное восприятие жизни, не изменяющее автору и тогда, когда речь идет о любовной тоске, неудаче или даже смерти героя («Тирсис или песня»). Сходным пафосом пронизаны и прозаические античные идиллии («Дафнис и Хлоя» Лонга).

В средневековой и ренессансной литературе получили большое распространение нравоописательные сатири-ческие жанры. В них часто в развитых сюжетах изобра-жались и высмеивались различные нравственные пороки старого феодального общества. Таковы, например, сати-рические поэмы («Корабль дураков» С. Бранта), вос-создающие галерею комических типов (скрягу, невежду, брюзгу и т. д.), или прозаические сатиры («Похвала Глупости» Эразма Роттердамского). В ренессансной и просветительской литературе оформляется намечавший-ся ранее художественно-публицистический жанр утопии (гр. ои - не и topos - место, буквально: место, которого нет). В утопиях изображалось вымышленное идеальное, по представлениям авторов, общество, свободное от недос-татков («Утопия» Т. Мора, «Город Солнца» Т. Кампанел-лы). Очень часто просветительская нравоописательная проза представляет собой сочетание утопии и сатиры («Путешествия Гулливера» Дж. Свифта). И в литературе XIX-XX вв. широко представлены утопия, сатира, идил-лия, часто взаимодействующие в системе одного произведе-ния («Борьба миров» Г. Уэллса, «Туманность Андромеды» И. Ефремова, «451° по Фаренгейту» Р. Бредбери). Обусловленность характера обстоятельствами, «выведе-ние» самой нравственности из социальных условий - эти достижения критического реализма XIX в. придали новое качество нравоописательной проблематике. В русской классической литературе эта проблематика объединяет многие эпические жанры. Часто им свойственна свободная,

«панорамная» композиция. Так, в основе композиции поэмы Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» - сказоч-ное путешествие мужиков, которые встречают на своем пути попа, помещика, крестьян и т. д., выслушивают множество историй-исповедей. В результате перед читате-лем встает развернутая и сложная картина крестьянско-помещичьей пореформенной Руси. Сходны принципы сюжетосложения и в прозаических произведениях, в которых преобладает нравоописательная проблематика, - «Мертвых душах» Гоголя, в сатирических «сборниках» и «обозрениях» Салтыкова-Щедрина. И советские прозаики и поэты создают нравоописательные повести («Двенад-цать стульев» Ильфа и Петрова, «Прощание с Матёрой» В. Распутина), рассказы («За тремя волоками» В. Бе-лова), поэмы («Страна Муравия» Твардовского). В отличие от нравоописательных произведений в рома-нических жанрах изображение социальной среды, того или иного состояния общества является лишь фоном, на котором раскрывается главное для автора - развитие характера отдельной личности в ее отношениях со средой. Характеры здесь изображаются в их внешнем или внут-реннем становлении, развитии. Поэтому и сю-жеты обычно подчинены развитию конфликтов между героями, они мотивируют внутреннее изменение харак-теров. Романтическая жанровая проблематика отдаленно на-мечена еще в народной волшебной сказке, по-вествующей о судьбе одного человека, отбившегося от пле-мени и достигшего личных целей с помощью различных чудесных сил. В литературном эпосе романическая проблематика объединяет целую группу жанров, ведущим из которых является роман - значительный по мас-штабам сюжета, преимущественно прозаический жанр. Само слово «роман» обозначало первоначально в средне-вековой Европе повествовательные произведения на ро-манских (не латинском) языках; ретроспективно рома-нами стали называться и некоторые повествовательные произведения античной художественной прозы. В истории европейского романа можно выделить ряд исторически сложившихся типов, последовательно сме-нявших друг друга. Возникший в эллинистическую эпоху античный роман («Левкиппа и Клитофонт» Ахилла Татия, «Эфиопика» Гелиодора и др.) своим вымышленным любовно-приключенческим сюжетом отличался от эпоса, опирающегося на мифологию и исторические предания.

Такой роман был построен по определенной схеме: не-ожиданная разлука влюбленных, их разнообразные зло-ключения и счастливое соединение в конце произведения.

Сочетание любовного и приключенческого элементов характерно и для рыцарского романа, популярного в средневековой Европе (романы артуровского цикла, об Амадисе Галльском, о Тристане и Изольде). Рыцарь изо-бражался идеальным влюбленным, готовым на любые ис-пытания ради дамы сердца. В «Тристане и Изольде» тема любви получила глубокое гуманистическое звучание: герои романа невольно вступают в конфликт с нормами своей среды, их любовь поэтизируется, она оказывается «силь-нее смерти». Хотя роман имеет давнюю историю, его подлинный расцвет начинается за пределами средневековья. Романи-ческая проблематика приобретает в эпоху Возрождения новое качество. Развитие буржуазных отношений и распа-дение феодальных связей было мощным стимулом роста личного самосознания, личной инициативы, и все это не могло не отразиться на судьбах романа и родственных ему жанров. Появляется новелла (итал. novella - но-вость) - тип романического рассказа, который часто рассматривают как форму, подготовляющую роман («Де-камерон» Дж. Боккаччо). В XVI-XVIII вв. оформляется плутовской ро-ман («Жизнь Ласарильо с Тормеса», «История Жиль Бла-за из Сантильяны» А.-Р. Лесажа). Его тема - восхожде-ние инициативного человека из низших сословий по соци-альной лестнице. Плутовской роман широко осваивает стихию частной жизни и интересен конкретным воссозда-нием обычных житейских ситуаций. Его сюжет состоит из цепочки эпизодов, связанных судьбой главного героя; таким образом в рамках романа создается вместе с тем и нравоописательная панорама. Событийное начало пре-обладает в плутовском романе над психологическим, внеш-няя подвижность героя - над внутренним развитием ха-рактера. В XVIII в. складывается такая важная черта романа, как изображение характера во внутреннем раз-витии и связанный с ним психологизм («Исто-рия кавалера де Грие и Манон Леско» А.-Ф. Прево, «Юлия, или Новая Элоиза» Ж.-Ж. Руссо, «Кларисса» С. Ричард-сона). Его сюжет имеет более концентрическое, четкое строение, так как подчинен развитию характера в едином конфликте.

Тредиаковский усваивает основные доктрины классицизма: рацио­налистичность, следование правилам, подражания образцам. 1:Ода о сдаче города Гданска" являет собой пример одного из самых основных стихо­творных жанров русской литературы XVIII века - торжественной "по­хвальной"" оды. К оде автор приложил теоретическое "Рассуждение об оде вообще", в котором впервые дается жанровое определение оды. Позднее Тредиаковским были написаны теоретические рассуждения о жанре эпи­ческой поэмы ("Предъизъяснения об ироической пииме") и комедии ("Рас­суждения о комедии вообще"). Тредиаковский ввел е литературный оби­ход и ряд других жанров - послание, любовную элегию, оду, стансы, эпи­грамму, мадригал, рондо, сонет. Впервые дано у нас Тредиаковским пере­ложение басен Эзопа. В 1752 году он издал первое и единственное собра­ние своих сочинения в 2-х томах - "Сочинение как стихами, так и прозой".

"Тилемахида"

Лучшим произведением Тредиаковского является "Тилемахида" - переложение в форме эпической поэмы французского политико- нравоучительного романа Фенелона ""Похождения Телемака". Это произведение импонировало Тредиаковскому скрытой сатирической струей, направленной против "неправедных царей" (это вызвало раздражение Екате­рины II. которая попыталась принизить значение "Тилемахиды", высмеи­вая во «Всякой всячине" ее манеру и стиль). "Тилемахида» замечательна в истории русской литературы тем, что в ней впервые употреблен в большом произведении нерифмованный гекзаметр, составленный из дактилей и хо­реев и приближающийся к античному размеру поэм Гомера. Исследовате­ли сходятся в том, что гекзаметр употреблен Тредиаковским чрезвычайно удачно, Встречаются и крайние точки зрения. Следует определенно ска­зать, - писал С. Бонди, - что гексаметр Тредиаковского один из лучших в русской литературе по ритму. Он во всяком случае лучше в этом отно­шении гексаметра Гнедича. Дельвига и Пушкина, гораздо богаче и разно­образнее его".

Велико значение Тредиаковского как ученого филолога и стиховеда. Именно он является родоначальником русской фи­лологии. Эту его заслугу подчеркивал Пушкин: ""Его грамматические и филологические изыскания очень замечательны. Он имел о русском стихо­сложении обширнейшее понятие, нежели Ломоносов и Сумароков <...> Вообще изучение Тредиаковского приносит более пользы, нежели изуче­ние прочих наших старых писателей" (Пушкин А.С. Полн. собр. соч. / А.С. Пушкин. - Т. XI. - С. 227). Это мнение гения русской словесности не сле­дует забывать молодому филологу, который за несовершенной формой не всегда умеет разглядеть ценное содержание.

Тексты

Тредиаковский В.К. Новый и краткий способ к сложению российских стихов; Мнение о начале поэзии и стихов вообще; Песенка любовна; Эпистола от Российской поэзии к Аполлину; Стихи похвальные России; Ода торжественная о сдаче города Гданска; К читателю (предисловие к "Езде в остров любви"): Тилемахида (отрывки) / В.К. Тредиаковский // Русская литература XVIII века. 1700-1775: хрестоматия // сост. В.А. Западов. - М, 1979.-С. 88-97.

Основная литература

Серман И.З. Русский классицизм: Поэзия. Драма. Сатира / И.З. Серман. - Л., 1973.-С. 101 -113.

Москвичева Г.В. Русский классицизм / Г.В. Москвичева. - М., 1986. - С. 20 - 42.

Жанр - это конкретная форма бытования данного издания в журнальном мире. В формировании жанров взаимодействуют не­сколько составляющих: публицистика, информация, художествен­ные произведения, изобразительный ряд.

Различное их сочетание и рождает конкретные жанры, например научный и производствен­ный.

Условно жанры можно разделить на 3 группы:

1. Информационные:

Хроника - факт без подробностей. Небольшие сообщения, не имеющие заголовка. Обычно публикуются подборками.

Извещение - факт без подробностей, адресованный оп-ределенному кругу читателей (извещение о кончине, сообщение о ликвидации предприятия ит.д.).

Информация (заметка, новость, информационное сообщение, «бегущая строка», историческая справка, сравнение, характеристика героев) - оперативное и актуальное изложение сущности факта с некоторыми подробностями. Часто публикуется в подборке. Содержит заголовок, допускает подзаголовок. Может включать в себя краткое изложение предыстории факта, события или явления.

Зарисовка - обобщение фактов и описание обстановки. Образный рассказ журналиста о своих впечатлениях.

Информационное интервью - изложение фактов от имени того, с кем ведется беседа. Диалог журналиста с собеседником, имеющий целью краткое освещение факта, события, явления.

Информационный отчет (общий, тематический, с комментариями) - последовательное изложение основных фактов либо в хронологическом порядке, либо освещение нескольких, наиболее важных. Допустимо высказывание своей точки зрения либо цитирование действующих лиц.

Обозрение - важнейшие факты, события, явления жизни за определенный период (сводки, итоги).

Информационная корреспонденция - освещение фактов, событий, явлений за счет объема, повествовательности и широты освещения, их детализирование.

Репортаж (событийный, тематический, постановочный) - освещение фактов, событий, явлений через непосредственное восприятиежурналиста или действующего лица, побывавших«на месте происшествия». Репортаж сочетает в себе элементы нескольких жанров. Часто иллюстрируется фотоснимками. Допускается эмоциональность, субъективные ощущения. Используется прямая речь, короткие диалоги.

Информационный комментарий - разъяснение факта или набора фактов компетентным лицом или отношение автора к данной проблеме или чьему-либо мнению.

Опрос - публикация коллективного мнения по одному или нескольким актуальным вопросам или проблемам.

Вопрос-ответ («горячая линия», «прямая связь») - ответ специалиста или редакции на вопросы читателей.

«Пинг-понг» - короткие ответы на короткие вопросы.

Совет - узкоспециализированный жанр. Совет специалиста по актуальным проблемам («советы дачникам», «в помощь автолюбителю» и т.д.).

Пресс-релиз - презентация фактов, объектов, субъектов и событий, служащая сырьем или одним из источников для подготовки публикаций разного жанра.

Некролог - рассказ об этапахжизни умершего со словами прощания и скорби.

2. Аналитические:

Аналитический отчет - активное сопоставление фактов, поиск слабых мест, расстановка акцентов, комментирование, резюме.

Аналитическая корреспонденция - оперативные и конкретные описание и анализ фактов, последующие выводы. Корреспонденция сочетает в себе элементы нескольких жанров. Проблемы рассматриваются методом дедукции (по отдельности, от частного к общему).

Статья (пропагандистская, проблемная, обобщающая, критическая) - обобщение и анализ фактов, событий, явлений. Проблемы рассматриваются методом индукции (путем разложения на части, от общего - к частному). Статья характеризуется глубоким анализом предмета освещения, обобщением фактов, вскрытием закономерностей в развитии явлений, многогранным исследованием причинно-следственных связей.

Аналитическое интервью («в поисках истины») - диалог между журналистом и собеседником, в ходе которого вопросы ставятся так, чтобы ответы интервьюируемого как можно глубже раскрыли суть выбранной темы.

Беседа - диалог между журналистом и собеседником, в котором журналист выступает как специалист в той или иной области.

Круглый стол - процесс общения, в котором принимает участие несколько человек - специалистов в той или иной области, объединенных решением одной или более проблем.

Аналитический комментарий - помимо разъяснения фактов компетентным лицом, призван публично выразить мнение по отношению к событию, факту, явлению.

Анкета - определение коллективного мнения по тем или иным проблемам, обобщение результатов, оценка и резюме.

Мониторинг - фиксация показателей динамики развития определенных явлений, событий, фактов. Допускаются комментарии автора или компетентных лиц.

Рецензия - основанный на аргументах отзыв о факте, событии, явлении (чаще всего, о произведении литературы, искусства).

Обзор (обозрение) - сквозное наблюдение и анализ фактов, событий, явлений («в мире спорта», «международная панорама» и т.д.).

Прогноз - предсказание фактов, событий, явлений, процессов, их развитие.

Версия - предположение, основанное на детальном изучении фактов, событий, явлений, подкрепленное имеющимися или дополнительными аргументами.

Эксперимент («примерка шкуры») - моделирование си-туации с помощью исследования проблемы изнутри (журналист стал нищим, богатым и т.д.).

Письмо (открытое письмо) - непосредственное обращение автора к конкретному адресату (обычно - к высокопоставленному должностному лицу), имеющее целью либо привлечение внимания к проблеме, либо ответное проявление реакции нате или иные факты, события, явления.

Исповедь («крик души») - в классическом варианте - публикация письма или подборки писем из читательской почты. Характеризуется высокими эмоциональностью и откровенностью.

3. Художественно-публицистические:

Очерк (сюжетный, описательный) - факт отходит на второй план. Важен не факт, а его восприятие и трактовка. Допускается его типизирование и образная трактовка. Главным является впечатление и мысль журналиста, порожденные фактом, событием, явлением. Очерк сочетает в себе элементы нескольких жанров.

Фельетон - актуальная критика фактов, событий, явлений, личностей с помощью особых приемов изложения (образность, юмор, ирония и т.д.).

Памфлет - актуальная критика, в основном - социально-политическое обличение фактов, событий, явлений, личностей, насыщенное эмоциями и эпитетами.

Пародия - подражание фактам, событиям, явлениям, личностям, акцентирующее внимание на преувеличении недостатков, имеющее целью раскритиковать объект пародии смехом читателя.

Сатирический комментарий - комментарий фактов, событий, явлений, построенный на критике и высмеивании их недостатков (нелогичности, непоследовательности, глупости и т.д.).

Житейская история - детальное художественное изображение фактов, событий, явлений, личностей. Допускается деление персонажей на «плохих» и «хороших».

Легенда - вымышленное произведение. Фантазия журналиста часто основывается на реальных или условно реальных фактах, событиях, явлениях и личностях.

Эпитафия - произведение, освещающее факты, события, явления, личности, встречавшиеся на жизненном пути покойного, насыщенное эмоциями.

Анекдот (прибаутка) - сатирическое или юмористическое произведение, в основе которой лежит вымышленная или реальная история.

Шутка - вымышленное сатирическое или юмористическое произведение.

Розыгрыш («Добрый обман») - вымышленное произведение, посвященное тем или иным фактам, событиям, явлениям, личностям, датам (например, розыгрыш читателей 1 апреля).

Игра («раздача слонов»)- метод привлечения внимания читателей к изданию, стимулируя победу в том или иной игре (конкурсе, викторине и т.д.) выдачей призов.

Впрочем, строгое разделение по жанрам в постсоветской журналистике существует лишь в теории. Жанрам свойственно взаимопроникновение, и на практике границы между ними часто размыты.

В международной журналистике наибольшее распространение получили четыре жанра:

1. Новости (заметка);

2. Новостная статья с элементами анализа;

3. Тематический очерк;

4. Комментарий (мнение).

Сейчас в журналистике стали исчезать целые жанры аналитического и проблемного характера. Исчезают слова публицистика, газетные жанры.

Журналисты становятся более мобильными, много работают за компьютером. Однако имеются тенденции уменьшения серьезных аналитических материалов... Изменился проблемный материал. Уменьшилась разносторонность публикаций.

В редакциях больше всего используется план очередного номера и недельный план номеров. Господство на полосах заметок, интервью, отчетов, корреспонденций - жанров оперативной информации - неблагоприятно сказалось на масштабности и глубине анализа событий и ситуаций, о которых сообщают газеты.

Среди общественно-политических изданий можно выделить как минимум три жанра: теоретико-проблемный журнал («Свободная мысль»), «тонкий» общественно-политический и литературно-ху­дожественный журнал (иллюстрированное издание «Мир женщи­ны» и преимущественно текстовое типа «Диалог»), общественно-политический еженедельник («Новое время», «Эхо планеты», «Ито­ги»). Большинство изданий этого направления, не претендуя на изобразительное насыщение и оформительскую броскость, в ос­новном заполнены публицистическими материалами и докумен­тальными фотографиями.

В традиционном для России жанре - «толстом» литературно-художественном журнале, кроме публикации литературных про­изведений, представлены общественная и научная публицистика, критика и библиография. В последние годы некоторые редакции изменили каноническое определение «литературно-художествен­ный и общественно-политический журнал» на более свободные: «журнал литературы и общественной мысли» («Новый мир»), «жур­нал русской культуры» («Москва»), «литературный, публицисти­ческий и религиозный журнал» («Континент»). Но это скорее иде­ологические, а не жанровые новации.

К популярным жанрам относятся журналы, не имеющие чет­кого определения приоритетного предмета - тут и жизнь звезд, и спорт, и книжные новинки, и занимательные истории, и горос­копы, и бытовые советы, и всякая увлекательная смесь. Показа­тельна в этом отношении структура «Огонька», сменившего свой прежний жанр общественно-политического и литературно-худо­жественного иллюстрированного еженедельника на жанр общена­ционального иллюстрированного журнала, в котором есть ново­сти, российская политика, экономика, региональные программы, частная жизнь, расследования, культура, массовая культура, на­ука и техника, здоровье, досуг, масс-медиа, спецпроекты, спорт, фотоиллюстрации (полтора десятка отделов-направлений!). Достаточно гибким является жанр научно-популярного журна­ла («Химия и жизнь», «Здоровье», «Терра инкогнита», «Знание - сила»).

Среди других жанров легко различимы семейные журналы, юмористические издания для детей младших возрастов.

(Лабораторная работа)

  • Контрольная работа №3 Вариант №1(Чертов) (Документ)
  • Тепляшина А.Н. Сатирические жанры современной публицистики (Документ)
  • Контрольная работа - Корпоративные информационные системы предприятий (Лабораторная работа)
  • Контрольная работа - Организация как управляемая система (Лабораторная работа)
  • Контрольная работа - Составление бюджета для предприятия (Лабораторная работа)
  • Контрольная работа по Дискретной математике (Лабораторная работа)
  • Контрольная работа - Правовая информационно-поисковая система (Лабораторная работа)
  • Контрольная работа - Миграция, как проблема современного общества (Лабораторная работа)
  • Контрольная работа - Инженерное благоустройство (Лабораторная работа)
  • Шпоры по литературоведению (Шпаргалка)
  • n1.doc

    Введение

    Термин «жанр» возник в эстетике французского Классицизма середины XVII в., хотя жанровое самоопределение существовало много раньше. В XVIв. теоретики академического искусства разделили его на «высокий» и «низкий» жанр в зависимости от предмета изображения, темы, сюжета. Это деление укрепилось в практике европейских художественных академий XVII-XIX вв. В живописи «высоким» считались исторический (героический) и мифологический жанры, «низким» - портрет (за исключением парадного, церемониального, статуарного), пейзаж, натюрморт. В литературе существовало противопоставление трагедии и комедии. Церковь со своей стороны канонизировала иконографию иконописи, алтарной живописной и скульптурной композиции, картины на библейские сюжеты.

    Категория литературного жанра - категория историческая. Литературные жанры появляются только на определенной стадии развития искусства слова и затем постоянно меняются и сменяются. Дело не только в том, что одни жанры приходят на смену другим и ни один жанр не является для литературы «вечным»,- дело еще и в том, что меняются самые принципы выделения отдельных жанров, меняются типы и характер жанров, их функции в ту или иную эпоху. Современное деление на жанры, основывающееся на чисто литературных признаках, появляется сравнительно поздно. Для русской литературы чисто литературные принципы выделения жанров вступают в силу в основном в XVII в. До этого времени литературные жанры в той или иной степени несут, помимо литературных функций, функции внелитературные. Многие литературные жанры имеют истоки и корни в фольклоре.
    Жанр и жанровая система

    Литературные жанры – это группы произведений, выделяемые в рамках родов литературы. Каждый из них обладает определенным комплексом устойчивых свойств.

    Жанры с трудом поддаются систематизации и классификации (в отличие от родов литературы), упорно сопротивляются им. Прежде всего потому, что их очень много: в каждой художественной культуре жанры специфичны. К тому же жанры имеют разный исторический объем. Одни бытуют на протяжении всей истории словесного искусства (какова, например, вечно живая от Эзопа до С.В. Михалкова басня); другие же соотнесены с определенными эпохами.

    На основании тех или иных типологических свойств (т.е. присущих целому ряду сочинений) произведение относят к определенному литературному роду (эпос, драма, лирика, а также их сочетания); к стихам или прозе; в нем выделяют доминирующую эстетическую категорию (трагическое, комическое, героическое и т.д.) и др.

    При определении жанра прежде всего учитывается родовая принадлежность произведения. К эпическим жанрам относятся: рассказ, повесть, роман, литературная сказка, поэма, эпопея и др.; к драматическим – трагедия, драма, комедия, водевиль, мелодрама и др.; к лирическим – лирическое стихотворение, восходящие к античности ода, гимн, элегия, сатира (в стихах), эпиграмма, возникшие в эпоху Возрождения сонет, мадригал и др. Есть жанры, в которых сочетаются различные родовые начала: лирическая поэма, баллада, басня, лирическая драма (например "Роза и крест" А.Блока), драматическая поэма ("Каин" Дж.Г.Байрона) и др. Но в некоторых жанрах трудно определить родовую основу; так, "внеродовыми формами" можно считать очерки, литературу "потока сознания", эссеистику.

    Картина усложняется еще и потому, что одним и тем же словом нередко обозначаются жанровые явления глубоко различные.

    Слово «элегия» обозначает несколько жанровых образований. Элегии ранних эпох и культур обладают различными признаками. Что являет собой элегия как таковая и в чем ее надэпохальная уникальность, сказать невозможно в принципе. Единственно корректным является определение элегии «вообще» как «жанра лирической поэзии».

    Подобный характер имеют и многие иные жанровые обозначения (поэма, роман, сатира и т.п.).

    Существующие жанровые обозначения фиксируют различные стороны произведений. Так, слово «трагедия» констатирует причастность данной группы драматических произведений определенному эмоционально-смысловому настрою (пафосу); слово «повесть» говорит о принадлежности произведений эпическому роду литературы и о «среднем» объеме текста (меньшем, чем у романов, и большем, чем у новелл и рассказов); сонет является лирическим жанром, который характеризуется, прежде всего, строго определенным объемом (14 стихов) и специфической системой рифм и так далее.

    Авторы нередко обозначают жанр своих произведений произвольно, вне соответствия привычному словоупотреблению. Так, Н.В. Гоголь назвал «Мертвые души» поэмой; «Дом у дороги» А.Т. Твардовского имеет Подзаголовок «лирическая хроника», «Василий Теркин»– «книга про бойца».

    Ориентироваться в процессах эволюции жанров и нескончаемом «разнобое» жанровых обозначений теоретикам литературы, естественно, непросто. Однако литературоведение нашего столетия неоднократно намечало, а в какой-то мере и осуществляло разработку понятия «литературный жанр» не только в аспекте конкретном, историко-литературном (исследования отдельных жанровых образований), но и собственно теоретическом.

    Рассмотрение жанров непредставимо без обращения к организации, структуре, форме литературных произведений. Об этом настойчиво говорили теоретики формальной школы. Основополагающим в подходе русских формалистов к художественному произведению (прежде всего к поэтическому) было утверждение, что именно форма делает поэзию поэзией, определяя специфику последней.

    Наследуя традиции формальной школы, а вместе с тем и пересматривая некоторые ее положения, ученые обратили пристальное внимание на смысловую сторону жанров, оперируя терминами «жанровая сущность» и «жанровое содержание». Пальма первенства здесь принадлежит М.М. Бахтину, который говорил, что жанровая форма неразрывными узами связана с тематикой произведений и чертами миросозерцания их авторов.

    Подчеркивая, что жанровые свойства произведений составляют нерасторжимое единство, Бахтин вместе с тем разграничивал формальный (структурный) и собственно содержательный аспекты жанра. Он отмечал, что такие укорененные в античности жанровые наименования, как эпопея, трагедия, идиллия, характеризовавшие структуру произведений, позже, в применении к литературе Нового времени, «употребляются как обозначение жанровой сущности.

    В том же русле – концепция литературных жанров Г.Н. Поспелова, который в 1940-е годы предпринял оригинальный опыт систематизации жанровых явлений. Он разграничил жанровые формы «внешние» («замкнутое композиционно-стилистическое целое») и «внутренние» («специфически жанровое содержание» как принцип «образного мышления» и «познавательной трактовки характеров»). Расценив внешние (композиционно-стилистические) жанровые формы как содержательно нейтральные (в этом поспеловская концепция жанров, что неоднократно отмечалось, одностороння и уязвима), ученый сосредоточился на внутренней стороне жанров. Он выделил и охарактеризовал три надэпохальные жанровые группы, положив в основу их разграничения социологический принцип: тип соотношений между художественно постигаемым человеком и обществом, социальной средой в широком смысле.

    Наряду с эпопеями, былинами и одами, о которых Н.Г. Поспелов говорил как о произведениях национально-исторического жанрового содержания,ученый выделял еще одну: мифологическую, содержащую «народные образно-фантастические объяснения происхождения тех или иных явлений природы и культуры». Эти жанры он относил только к «предыскусству» исторически ранних, «языческих» обществ, полагая, что «мифологическая группа жанров, при переходе народов на более высокие ступени общественной жизни, не получила своего дальнейшего развития».

    Характеристика жанровых групп, которая дана Г.Н. Поспеловым, обладает достоинством четкой системности. Вместе с тем она неполна. Теперь, когда с отечественного литературоведения снят запрет на обсуждение религиозно-философской проблематики искусства, к сказанному ученым нетрудно добавить, что существует и является глубоко значимой группа литературно-художественных жанров, где человек соотносится не столько с жизнью общества, сколько с космическими началами, универсальными законами миропорядка и высшими силами бытия. Таковыми являются притча, житие, мистерия, религиозно-философская лирика.

    Названные жанры, не укладывающиеся в какие-либо социологические построения, правомерно определить как онтологические (онтология – учение о бытии).

    У истоков жанров, которые мы назвали онтологическими,– мифологическая архаика, и прежде всего – мифы о сотворении мира, именуемые этиологическими (или космологическими).

    Онтологический аспект жанров выдвигается на первый план в ряде зарубежных теорий XX в. Содержательная (смысловая) основа литературных жанров, как видно, привлекает к себе самое пристальное внимание ученых XX в. И осмысливается она по-разному.

    Канонизация жанров .

    Жанры постепенно приобретают и накапливают свои признаки - необходимые и достаточные условия своей идентичности, затем «живут», разделяя участь всего живого, то есть терпя изменения; иногда «умирают», уходят из живого литературного процесса, иногда возвращаются к жизни, обычно в преобразованном виде.

    Жанровые нормы и правила (каноны) первоначально формировались стихийно, на почве обрядов с их ритуалами и традиций народной культуры. «И в традиционном фольклоре, и в архаической литературе жанровые структуры неотделимы от внелитературных ситуаций, жанровые законы непосредственно сливаются с правилами ритуального и житейского приличия».

    Позже, по мере упрочнения в художественной деятельности рефлексии, некоторые жанровые каноны обрели облик четко сформулированных положений (постулатов). Канон жанра – это «определенная система устойчивых и твердых жанровых признаков».

    Традиционные жанры, будучи строго формализованы, существуют отдельно друг от друга, порознь. Границы между ними явственны и четки. Подобного рода жанровые образования следуют определенным нормам и правилам, которые вырабатываются традицией и обязательны для авторов.

    В эпохи нормативных поэтик (от античности до XVII–XVIII вв.) наряду с жанрами, которые рекомендовались и регламентировались теоретиками, существовали и такие жанры, которые в течение ряда столетий не получали теоретического обоснования, но тоже обладали устойчивыми структурными свойствами. Таковы сказки, басни, новеллы и подобные последним смеховые сценические произведения, а также многие традиционные лирические жанры (включая фольклорные).

    Жанровые структуры видоизменились (и весьма резко) в литературе последних двух-трех столетий, особенно - в постромантические эпохи. Они стали податливыми и гибкими, утратили каноническую строгость, а потому открыли широкие просторы для проявления индивидуально-авторской инициативы.

    «Деканонизация» жанровых структур дала о себе знать уже в XVIII в. В XIX–XX вв. это, как правило, уже не изолированные друг от друга явления, обладающие ярко выраженным набором свойств, а группы произведений, в которых с большей или меньшей отчетливостью просматриваются те или иные формальные и содержательные предпочтения и акценты.

    Соответственно, в литературе существует два рода жанровых структур: готовые, завершенные, твердые формы (канонические жанры)(например – сонет) и жанровые формы неканонические: гибкие, открытые всяческим трансформациям, перестройкам, обновлениям (например - элегии или новеллы в литературе Нового времени).

    Жанры, по словам Д.С. Лихачева, «вступают во взаимодействие, поддерживают существование друг друга и одновременно конкурируют друг с другом»; поэтому нужно изучать не только отдельные жанры и их историю, но и «систему жанров каждой данной эпохи».При этом жанры определенным образом оцениваются читающей публикой, критиками, создателями «поэтик» и манифестов, писателями и учеными. Они трактуются как достойные или, напротив, не достойные внимания художественно просвещенных людей; как высокие и низкие; как поистине современные либо устаревшие, себя исчерпавшие; как магистральные или маргинальные (периферийные). Эти оценки и трактовки создают иерархии жанров, которые со временем меняются. Некоторые из жанров получают максимально высокую оценку. Подобного рода жанры, опираясь на терминологию формальной школы, называют канонизированными. Канонизированной именуют также ту часть литературы прошлого, которая признана лучшей, вершинной, образцовой, т.е. классикой.

    Если в эпохи нормативных эстетик канонизировались высокие жанры, то в близкие нам времена иерархически поднимаются те жанровые начала, которые раньше находились вне рамок «строгой» литературы.

    При этом традиционные высокие жанры вызывают к себе отчужденно-критическое отношение, мыслятся как исчерпанные. «В смене жанров любопытно постоянное вытеснение высоких жанров низкими»,– отмечал Б.В. Томашевский, констатируя в литературной современности процесс «канонизации низких жанров».

    В XX в., как видно, иерархически возвышаются по преимуществу жанры новые (или принципиально обновленные) в противовес тем, которые были авторитетны в предшествующую эпоху. При этом места лидеров занимают жанровые образования, обладающие свободными, открытыми структурами: предметом канонизации парадоксальным образом оказываются жанры неканонические, предпочтение отдается всему тому в литературе, что непричастно формам готовым, устоявшимся, стабильным.

    Роман - ведущий жанр литературы.

    Ведущим жанром литературы последних столетий признан роман.

    В противоположность классическому эпосу роман сосредоточен на изображении исторического настоящего и судеб отдельных личностей, обычных людей, ищущих себя и свое предназначение в «прозаическом» мире, утратившем первозданную стабильность, цельность и сакральность (поэтичность). Даже если в романе действие перенесено в прошлое, это прошлое всегда оценивается и воспринимается как непосредственно предшествующее настоящему и с настоящим соотносимое.

    Роман (по Бахтину) способен открывать в человеке не только определившиеся в поведении свойства, но и нереализованные возможности, некий личностный потенциал: «Одной из основных внутренних тем романа является именно тема неадекватности герою его судьбы и его положения», человек здесь может быть « или больше своей судьбы, или меньше своей человечности».

    Почва для становления и упрочения романа возникает там, где наличествует интерес к человеку, который обладает хотя бы относительной независимостью от установлений социальной среды с ее императивами, обрядами, ритуалами, которому не свойственна «стадная» включенность в социум. Отчуждение человека от социума и миропорядка было интерпретировано М.М. Бахтиным как необходимо доминирующее в романе.

    В классической романистике XIX в. опора героя на самого себя представала чаще всего в освещении двойственном: с одной стороны, как достойное человека «самостоянье», возвышенное, привлекательное, чарующее, с другой – в качестве источника заблуждений и жизненных поражений. При этом многие романные герои стремятся преодолеть свою уединенность и отчужденность.

    В многовековой истории романа явственно просматриваются два его типа, более или менее соответствующие двум стадиям литературного развития. Это, во-первых, произведения остро событийные, основанные на внешнем действии, герои которых стремятся к достижению каких-то локальных целей. Таковы романы авантюрные, в частности плутовские, рыцарские, «романы карьеры», а также приключенческие и детективные.

    Во-вторых, это романы, возобладавшие в литературе последние двух-трех столетий, когда одной из центральных проблем общественной мысли, художественного творчества и культуры в целом стало духовное самостоянье человека. С действием внешним здесь успешно соперничает внутреннее действие: событийность заметно ослабляется, и на первый план выдвигается сознание героя в его многоплановости и сложности, с его нескончаемой динамикой и психологическими нюансами.

    Одна из важнейших черт романа и родственной ему повести (особенно в XIX–XX вв.) – пристальное внимание авторов к окружающей героев микросреде. Вне воссоздания микросреды романисту очень трудно показать внутренний мир личности.

    Романы, сосредоточенные на связях человека с близкой ему реальностью и, как правило, отдающие предпочтение внутреннему действию, стали своего рода центром литературы. Они самым серьезным образом повлияли на все иные жанры, даже их преобразили.

    В XXв. в русской литературе при всех эстетических переоценках роман остается «жанром жанров», правда так называемая «эпоха постмодерна», ослабляет позиции романа – как и всей художественной литературы, «изящной словесности». «Объективная действительность», «живая жизнь», бывшие предметом изображения романа стали восприниматься иначе: не столь цельно и самотождественно.
    Вывод.

    Жанры составляют важнейшее связующее звено между писателями разных эпох, без которого развитие литературы непредставимо. По словам С.С. Аверинцева, «фон, на котором можно рассматривать силуэт писателя, всегда двусоставен: любой писатель – современник своих современников, товарищей по эпохе, но также продолжатель своих предшественников, товарищей по жанру».

    Жанр как реальность существует в литературе как обязательное качество творческого процесса и процесса восприятия. Даже если автор декларативно настроен «против жанра», это не отменяет жанрового измерения в его произведении. О проблеме жанра как неизбежности наследства выразительно сказал О.Э.Мандельштам в стихотворении «Я не слыхал рассказов Оссиана»(1914):

    И не одно сокровище, быть может,

    Минуя внуков, к правнукам уйдет,

    И снова скальд чужую песню сложит

    И как свою ее произнесет.
    Список литературы:

    1.Поспелов Г.Н. К вопросу о поэтических жанрах . 1948

    2.Бахтин М.М. Эпос и роман . М. 1975

    3.Лихачев Д.С. Поэтика древнерусской литературы . М.1979

    4. Томашевский Б.В. Теория литературы. Поэтика . М. 1999

    5. Хализев В.Е. Теория литературы. М.1999

    Вверх