Понятие профессиональной этики. Основные моральные понятия. Профессиональная и прикладная этика

Среди отраслей этической науки выделяют профессиональную этику.

Термин «профессиональная этика» обычно употребляется для обозначения не столько отрасли этической теории, сколько своеобразного нравственного кодекса людей определенной профессии.

Таковы, к примеру, «клятва Гиппократа», «Кодекс профессиональной этики адвоката».

Профессиональная этика обусловлена особенностями некоторых профессий, корпоративными интересами, профессиональной культурой. Люди, выполняющие одинаковые или близкие профессиональные функции, вырабатывают специфические традиции, объединяются на основе профессиональной солидарности, поддерживают репутацию своей социальной группы.

В каждой профессии есть свои нравственные проблемы. Но среди всех профессий можно выделить группу таких, в которых они возникают особенно часто, которые требуют повышенного внимания к нравственной стороне выполняемых функций. Профессиональная этика имеет значение прежде всего для профессий, объектом которых является человек. Там, где представители определенной профессии в силу ее специфики находятся в постоянном или даже непрерывном общении с другими людьми, связанном с воздействием на их внутренний мир, судьбу, с нравственными взаимоотношениями, существуют специфические "нравственные кодексы" людей этих профессий, специальностей. Таковы этика учителя, этика врача, этика судьи.

Существование нравственных кодексов определенных профессий - свидетельство общественного прогресса, постепенной гуманизации общества. Врачебная этика требует делать все ради здоровья больного, вопреки трудностям и даже собственной безопасности, хранить врачебную тайну, ни при каких обстоятельствах не способствовать смерти пациента.

Педагогическая этика обязывает уважать личность ученика и проявлять к нему должную требовательность, поддерживать собственную репутацию и репутацию своих коллег, заботиться о моральном доверии общества к учителю. Этика ученого включает требование бескорыстного служения истине, терпимости к другим теориям и мнениям, недопустимости плагиата в любой форме или преднамеренного искажения результатов научных исследований. Этика офицера обязывает беззаветно служить Отечеству, проявлять стойкость и мужество, заботиться о подчиненных, всемерно беречь офицерскую честь. Свои требования содержит этика профессий журналиста, писателя, художника, этика работников телевидения, сферы обслуживания и т. д.

Таким образом, профессиональная этика - это прежде всего специфический нравственный кодекс людей определенной профессии. Д. П. Котов высказывает иное мнение, считая, что следует различать понятия «профессиональная мораль (нравственность)» и «профессиональная этика», понимая под последней лишь раздел этической науки.

Профессиональная этика - это совокупность правил поведения определенной социальной группы, обеспечивающая нравственный характер взаимоотношений, обусловленных или сопряженных с профессиональной деятельностью, а также отрасль науки, изучающая специфику проявлений морали в различных видах деятельности.

Профессиональная этика распространяется на те социальные группы, к которым предъявляются обычно наиболее высокие нравственные требования.

Возникновение профессиональной этики обусловлено конкретными социально-экономическими условиями развития общества, материальными и духовными потребностями людей. В качестве первопричины выступило общественное разделение труда, появление различных видов деятельности, профессий. Ряд профессий, имеющих жизненно важное значение для всех членов общества, возникли в глубокой древности, и были известны такие профессионально-этические кодексы, как "Клятва Гиппократа", нравственные установления жрецов, исполнявших судебные функции.

Появление профессиональной этики во времени предшествовало созданию научных этических учений, теорий о ней. Повседневный опыт, необходимость в регулировании взаимоотношений людей той или иной профессии приводили к осознанию и оформлению определенных требований профессиональной этики. Профессиональная этика, возникнув как проявление повседневного морального сознания, затем уже развивалась на основе обобщенной практики поведения представителей каждой профессиональной группы. Эти обобщения содержались как в писаных, так и в неписаных кодексах поведения, так и в форме теоретических выводов. Таким образом, это свидетельствует о переходе от обыденного сознания к теоретическому сознанию в сфере профессиональной морали.

Профессиональная этика - это совокупность моральных норм, которые определяют отношение человека к своему профессиональному долгу. Содержанием профессиональной этики являются кодексы поведения, предписывающие определенный тип нравственных взаимоотношений между людьми и способы обоснования данных кодексов.

Несмотря на всеобщий характер моральных требований и наличие единой трудовой морали класса или обществ, существуют еще и специфические нормы поведения только для некоторых видов профессиональной деятельности. Возникновение и развитие таких кодексов представляет собой одну из линий нравственного прогресса человечества, поскольку они отражают возрастание ценности личности и утверждают гуманность в межличностных отношениях.

Следовательно, основное назначение профессиональной этики состоит в том, что она обеспечивает реализацию общеморальных принципов в условиях профессиональной деятельности людей, способствует успешному осуществлению профессиональных обязанностей. Профессиональная этика помогает специалисту избегать ошибок, выбирать наиболее правильную, высокоморальную линию поведения в различных ситуациях трудовой деятельности.

Задача профессиональной этики не дать готовые рецепты на все случаи жизни, но научить культуре нравственного мышления, дать надежные ориентиры для решения конкретных ситуаций, влиять на формирование нравственных установок у специалиста в соответствии со специфическими требованиями профессии, объяснение и оценку выработанных адвокатской практикой стереотипов поведения в областях, не урегулированных правом.

Профессиональная этика изучает:

  • - отношения трудовых коллективов и каждого специалиста в отдельности;
  • - нравственные качества личности специалиста, которые обеспечивают наилучшее выполнение профессионального долга;
  • - взаимоотношения внутри профессиональных коллективов, и те специфические нравственные нормы, свойственные для данной профессии;
  • - особенности профессионального воспитания.

Профессионализм и отношение к труду являются важными характеристиками морального облика личности. Они имеют первостепенное значение в личностной характеристике индивида.

Те ситуации, в которых оказываются люди в процессе выполнения своих профессиональных задач, оказывают сильное влияние на формирование профессиональной этики. В процессе труда между людьми складываются определенные моральные отношения. В них есть ряд элементов, присущих всем видам профессиональной этики.

Во-первых, это отношение к общественному труду, к участникам трудового процесса,

Во-вторых, это те моральные отношения, которые возникают в области непосредственного соприкосновения интересов профессиональных групп друг с другом и обществом.

Профессиональная этика не является следствием неравенства в степени моральности различных профессиональных групп. Просто к некоторым видам профессиональной деятельности общество проявляет повышенные моральные требования. В основном это такие профессиональные сферы, в которых сам процесс труда требует согласованности действий всех его участников. Уделяется особое внимание моральным качествам работников той сферы, которые связаны с правом распоряжаться жизнью людей, здесь речь идет не только об уровне моральности, но и в первую очередь о должном исполнении своих профессиональных обязанностей (это профессии из сфер услуг, транспорта, управления, здравоохранения, воспитания). Трудовая деятельность людей этих профессий, более чем каких-либо других, не поддается предварительной регламентации, не умещается в рамках служебных инструкций. Она по своему существу является творческой. Особенности труда этих профессиональных групп усложняют моральные отношения и к ним прибавляется новый элемент: взаимодействие с людьми - объектами деятельности. Здесь нравственная ответственность приобретает решающее значение.

Общество рассматривает нравственные качества работника как один из ведущих элементов его профессиональной пригодности. Общеморальные нормы должны быть конкретизированы в трудовой деятельности человека с учетом специфики его профессии. Таким образом, профессиональная мораль должна рассматриваться в единстве с общепринятой системой морали. Нарушение трудовой этики сопровождается разрушением общих моральных установок, и наоборот. Безответственное отношение работника к профессиональным обязанностям представляет опасность для окружающих, наносит вред обществу, может привести, в конечном счете, и к деградации самой личности.

Сейчас в России выявляется необходимость выработки нового типа профессиональной морали, которая отражает идеологию трудовой активности на основе развития рыночных отношений. Речь идет, прежде всего, о моральной идеологии нового среднего класса, составляющего подавляющее большинство рабочей силы в экономически развитом обществе.

В современном обществе личностные качества индивида начинаются с его деловой характеристики, отношения к труду, уровня профессиональной пригодности. Все это определяет исключительную актуальность вопросов, составляющих содержание профессиональной этики. Подлинный профессионализм опирается на такие моральные нормы как долг, честность, требовательность к себе и своим коллегам, ответственность за результаты своего труда.

Достоинство и интересы представителей той или иной профессий, в конечном счете, утверждаются тем, насколько последовательно они в своей деятельности воплощают общие принципы нравственности, лишь конкретизированные применительно к специфике их труда. Необходимость в повышенной мере моральной ответственности и в долге, вытекающем из некоторых дополнительных норм поведения, как свидетельствует исторический опыт, проявляется, прежде всего, во врачебной, юридической, педагогической, научной, журналистской и художественной деятельности, т. е. в тех сферах, где труд специалиста не умещается в строгие формальные схемы, а от его эффективности зависят состояние здоровья, духовный мир и положение человека в обществе. Успешное выполнение профессиональных задач в этих сферах предполагает соединение квалифицированности специалистов с глубоким осознанием ими своей моральной ответственности, готовностью безукоризненно исполнить свой профессиональный долг.

В основе врачебной этики лежат традиционные представления о гуманном назначении труда медика, который должен руководствоваться в своих действиях соображениями телесного и духовного здоровья больного, не считаясь при этом с трудностями, а в исключительных обстоятельствах -- и с собственной безопасностью. История медицины знает много случаев, когда врачи испытывали действие нового препарата на себе, чтобы не подвергать опасности больного. К компетенции медицинской этики относятся такие сложные проблемы, как границы сохранения врачебной тайны, условия трансплантации жизненно важных органов и другие.

Гуманистическими аспектами насыщена и педагогическая этика. Она так регулирует, например, поведение учителя, чтобы оно укрепляло его авторитет, обеспечивало единство усилий педагогического коллектива. Вместе с тем она нацелена на защиту интересов детей, устанавливает пределы педагогической солидарности, реализует принцип единства уважения к личности ученика и требовательности к нему, ставит вопрос о моральном доверии общества к учителю.

В сфере науки профессиональная этика требует отстаивать истину и добиваться использования научных достижений в интересах человечества. Она формирует готовность правильно воспринимать критику, требует сочетания научной добросовестности с личной честностью исследователя, осуждает конъюнктурщину, начетничество, плагиат, попытки создания монополии той или иной научной школы, подкрепляет систему правил ведения дискуссий, способов закрепления научного приоритета, форм выражения признательности коллегам.

Сходные требования выдвигает профессиональная этика журналиста, писателя, художника, деятеля театра и кино. Особые моральные кодексы складываются и в тех видах деятельности, которые связаны не с профессиональным разделением труда, а с использованием каких-то специфических общественных функций (например, в воинской и милицейской службе, в сфере торговли и услуг, в области спорта).

О специфических кодексах поведения применительно к другим профессиям можно говорить лишь в той мере, в какой в них формируются нравственные отношения между руководителями и подчиненными, сотрудниками разных рангов и специальностей. В этом смысле можно выделить этику инженера, служебную или административную этику, экономическую этику («деловую этику», «этику бизнеса»).

Рассмотрим более подробно профессиональную этику сотрудника правоохранительных органов.

Выше уже было показано, что профессиональная этика может рассматриваться либо как теория профессиональной морали, либо как определенные моральные требования к работникам, обусловленные спецификой их профессии. Мораль утратила бы свои функции наиболее универсального регулятора поведения и деятельности людей, если бы ее требования, нормы ни были бы столь универсальны и общезначимы в обществе. Вместе с тем во всяком обществе есть такие профессии, труд работников которых наиболее строго “опекается” моралью, регламентируется ею. К числу таких профессий, бесспорно, относятся профессии сотрудников органов внутренних дел. От сотрудников органов внутренних дел профессиональная этика требует неподкупности, верности духу и букве закона, соблюдения равенства всех перед законом.

В системе ценностей любого работника правоохранительных органов проблемы профессиональной этики занимают особое место. Это обусловлено рядом объективных причин. Во-первых, борьба с преступностью и иными правонарушениями -- это не только правовая, но и моральная проблема, поскольку нельзя вести борьбу с преступностью и причинами ее порождающими, не укрепляя моральные устои общества, а без борьбы с преступностью невозможно обеспечить всемерное развитие и проявление морального фактора в его конструктивной, созидательной роли.

Во-вторых, сотрудникам органов внутренних дел приходится иметь дело, как правило, не с лучшей частью общества, что, с одной стороны, весьма неблагоприятно воздействует на их моральный облик и способно при определенных условиях привести к моральной деформации, а с другой стороны, служебная этика обязывает каждого сотрудника проявлять такт, выдержку, морально воздействовать на задержанного, арестованного, осужденного. К тому же, как показывает практика и исследования, нравственная культура сотрудников органов внутренних дел оказывает заметное дисциплинирующее, воспитательное воздействие на граждан. Не секрет также, что в условиях демократизации и гуманизации общества, расширения гласности о деятельности правоохранительных органов значение профессиональной морали их сотрудников заметно возрастает.

В наш лексикон уже прочно вошло понятие “милицейская этика”. Недостаточное внимание к профессиональной этике (и в науке, и еще больше на практике) наносит нашему обществу не только моральный, но и материальный, а в ряде случаев и политический урон, ведет к падению авторитета органов внутренних дел, ослаблению их связей с населением, снижению эффективности оперативно-служебной деятельности, подрывает престиж милицейских профессий.

Профессиональная этика здесь характеризуется такими категориями как “профессиональный долг”, “служебное достоинство”, “профессиональная честь мундира”. Имеют вполне определенное профессиональное звучание в практике органов внутренних дел и такие этические категории как “ответственность”, “справедливость”, “гуманизм”, “коллективизм” и ряд других.

Как правило, сотрудник определяет свою линию поведения, конкретные поступки, отношение к службе и людям, сверяя их с его пониманием “личного и служебного достоинства”, “профессионального долга и чести”. Если его предполагаемые действия соответствуют представлениям работника о долге, чести, достоинстве, то он охотно выполняет свои обязанности, действует инициативно, не боится взять на себя ответственность, т.к. морально он одобряет и поощряет свои действия. От сотрудника ОВД профессиональная этика требует неподкупности, верности духу и букве закона, соблюдения равенства всех перед законом.

Профессиональная этика предписывает каждой профессиональной группе соответствующие моральные качества. Однако это отнюдь не означает, что лица каждой профессиональной группы имеют уникальные, неповторимые нравственные качества. Моральных качеств и чувств насчитывается всего несколько десятков, включая как добродетели -- высоконравственные свойства человека, так и пороки -- аморальные качества. Поэтому речь может идти только о специфике проявления этих, универсальных моральных качеств личности и о значимости тех или иных из них по отношению к работникам конкретной профессии.

Так, например, мужество, смелость, решительность -- весьма положительные качества любого работника, но если данные качества выступают как желательные для пекаря, парикмахера, фотографа ателье, то по отношению к работнику органов внутренних дел они являются профессионально необходимыми. Благодушие воспитателя детского сада или школьного учителя -- скорее добродетель, чем порок, но это же качество в условиях органов внутренних дел, как правило, порождает безответственность, попустительство, беспринципность, беспечность, что чревато серьезными негативными последствиями для служебной деятельности конкретного сотрудника и всего коллектива.

Профессиональная этика, подчеркивая значимость тех или иных моральных качеств, конечно, не может и не должна предписывать, как нужно поступать сотруднику в той или иной ситуации. Поэтому это апеллирует к моральным принципам и нормам, которые регламентируют поведение и деятельность работника, не исходя из конкретной ситуации, а в соответствии с общезначимым характером моральных требований и ценностей в обществе и в данной профессиональной группе.

Однако, если моральная норма подразумевает конкретные поступки, действия и они, как правило, закреплены в правовых документах (присяге, уставах, приказах, инструкциях), то моральные принципы отражают моральные требования в предельно обобщенном виде (гуманизм, ответственность, справедливость, требовательность, коллективизм, патриотизм, принципиальность и т.д.). Своеобразие нравственных принципов заключается в форме их проявления в той или иной профессиональной деятельности. Так, гуманизм правоохранительных органов -- это не абстрактное человеколюбие, а защита интересов добропорядочных (“законопослушных”) граждан и непримиримость к правонарушениям и преступникам. От работника правоохранительных органов профессиональная этика требует гуманного отношения к правонарушителю, предоставления ему максимальных возможностей для защиты, использования силы закона не только для наказания, но и для перевоспитания преступника.

Справедливость может обеспечиваться только в равенстве всех перед законом, в верховенстве закона. Коллективизм в деятельности органов внутренних дел проявляется в личной ответственности каждого сотрудника за судьбу общего дела, за положение в коллективе, в товарищеской солидарности, и он не имеет ничего общего с круговой порукой и панибратством.

Анализируя специфику проявления общезначимых моральных ценностей и требований морали к той или иной профессиональной группе, профессиональная этика не только представляет теорию профессиональной морали, но вырабатывает практические рекомендации, повышающие эффективность служебной деятельности, способствующие нравственному воспитанию (самовоспитанию) сотрудников, укрепляющие связи органов внутренних дел с населением, их авторитет и высокий социальный статус.

Таким образом, можно сделать следующие выводы.

Прежде всего, значение профессиональной этики в целом не ограничивается рамками той или иной профессии. Её специфика имеет более широкое применение. Осуществление требований профессиональной этики нередко оказывается наилучшей формой осуществления объективно существующих моральных норм, воплощающей в конкретном виде отдельные, принятые в обществе моральные требования.

Профессиональная этика обобщает, систематизирует, научно обосновывает принципы, нормы и другие элементы морали, доказывает разумность и прогрессивность одних и подвергает научной критике другие; способствует воспитанию людей, помогает им целенаправленно выработать такие моральные представления, принципы и нормы, чувства, убеждения, идеалы, привычки и качества, которые отвечают задачам их поведения, в том числе и профессионального.

В понятие профессиональной этики сотрудника правоохранительных органов входит особая, порой даже пунктуальная и педантичная приверженность духу и букве закона, соблюдение принципов справедливости и гуманизма, твёрдое моральное убеждение в необходимости строгого соблюдения требований закона независимо от личных и служебных выгод или трудностей. Сотрудник ОВД всегда должен помнить, что именно ему общество доверило охрану правопорядка и потому сам он должен быть образцом, эталоном в его соблюдении. И никакие личные выгоды не должны стоять между ним и требованиями закона.

В частности, с законностью несовместимы ни с правовой, ни с нравственной точек зрения такие методы, как использование анонимных доносов, принуждение к признанию угрозами, моральным давлением (не говоря уже о физическом) на обвиняемого либо свидетелей с целью получения необходимых показаний, использование такого вынужденного признания в качестве доказательства виновности. Административно-карьеристские соображения, неспособность противостоять давлению со стороны руководства и защитить свои охраняемые законом прерогативы независимости, беспристрастности, желание сработать на «показатель» - вот основные причины, ведущие к грубым нарушениям профессиональной этики и служебного долга сотрудниками ОВД и другими представителями юридической профессии.

Литература

Барщевский М.Ю. Адвокатская этика. -- Самара, 1999.

Власенков В.В. Этика сотрудников правоохранительных органов. Учебник. -- М.: Щит-М, 2003.

Гофштейн М.А. О кодексе профессиональной этики адвоката. //Сб. статей Проблемы российской адвокатуры. -- М.: 1997.

Кодекс профессиональной этики адвоката. /Библиотечка Российской газеты, выпуск № 4, 2003.

Кокорев Л. Д., Котов Д. П.. Этика уголовного процесса: Учебное пособие. -- Воронеж:. Изд-во Воронежского государственного университета, 1993.

Основы этических знаний / под ред. профессора М.Н. Росенко. -- М.: Изд. "Лань", 1998 .

Профессиональная этика сотрудников правоохранительных органов. Под ред. проф. А.В.Опалева и проф. Г.В.Дубова. -- М.: Юрайт, 2001.

Словарь по этике. Под ред. И. С. Кона. -- М.: Политиздат, 1990

Страница 25 из 32

Понятие профессиональной этики. Мораль профессионала

Регулятивное действие морали обладает одной важной особенностью: оно варьируется в зависимости от сферы, характера деятельности. Поэтому правомерна постановка вопроса о профессиональных моральных системах как о таких модификациях общей морали, которые не отменяют необходимых, единых для всего общества моральных предписаний, не изменяют их существа и смысла, но существенно варьируются в соответствии с особенностями этих форм деятельности.

О профессиональной морали как о существовании специфических комплексов нравственных норм, выражающих моральные обязанности субъектов определенной формы деятельности, правомерно говорить в силу того, что помимо своего основного назначения любая деятельность имеет нравственный аспект и подлежит моральному регулированию. Тем более это касается профессионалов. Ситуации, в которых приходится действовать специалисту, часто требуют высокого сознания моральной ответственности, принципиального определения нравственной позиции, своего отношения к людям и духовным ценностям, оказывающимся в сфере профессиональных интересов. Поэтому профессионализм рассматривается как нравственная черта личности. И хотя под профессионализмом чаще всего подразумевают высокий уровень деловых качеств человека, связанных с суммой чисто профессиональных знаний и навыков, его не сводят только к этому уровню. Подлинный профессионализм неизбежно включает в себя нравственную доминанту, реализующуюся в глубоком понимании специалистом своего профессионального долга, в самом щепетильном отношении к вопросам профессиональной чести, в высокой профессиональной ответственности.

Профессиональная мораль – это совокупность моральных норм, ценностей и идеалов, которые определяют отношение человека к своему профессиональному долгу. Профессиональная мораль включает:

1) моральные взаимоотношения между индивидами в той или иной сфере профессиональной деятельности;

2) моральные взаимоотношения, которые возникают в области непосредственного соприкосновения интересов профессиональных групп друг с другом;

3) моральные взаимоотношения этих профессиональных групп с обществом.

Профессиональная мораль возникает по мере развития общественного разделения труда и возникновения профессий. Повседневной опыт, необходимость в регулировании взаимоотношений людей той или иной профессии приводит к осознанию и оформлению требований профессиональной морали. Профессиональная этика, возникнув как проявление повседневного морального сознания, затем уже развивалась на основе обобщенной практики поведения представителей каждой профессиональной группы. Эти обобщения содержались как в писаных, так и в неписаных кодексах поведения .

Возникновение первых профессиональных этических кодексов происходило в глубокой древности. В качестве таких кодексов следует рассматривать нравственные установления для жрецов, выполняющих священнические и судебные функции, кодекс врачевателей, наиболее известный как «Клятва Гиппократа» и др. Наиболее широкое распространение профессионально-этические кодексы получили в условиях ремесленного разделения труда в период становления средневековых цехов (XI-XII вв.). Именно тогда исследователи констатируют наличие в цеховых уставах нравственных требований по отношению к профессии, характеру труда, соучастникам трудового процесса.

Создание профессиональных кодексов свидетельствовало о переходе от обыденного морального профессионального сознания к теоретическому. А это значит, что произошло формирование профессиональной этики. Профессиональная этика формирует нормы, стандарты, требования, характерные для определенных видов профессиональной деятельности. Таким образом, профессиональная этика – это кодекс поведения, предписывающий тип отношений, который представляется наилучшим с точки зрения выполнения работником своих профессиональных обязанностей в той или иной сфере деятельности.

Следует признать, что выражение «профессиональная этика» в известной мере условно, ибо, как отмечалось выше, обозначает не что иное, как профессиональные моральные кодексы. И с этой точки зрения правомерно говорить о профессиональной морали. Однако выражение «профессиональная мораль» подразумевает стихийность в образовании специализированных моральных норм. Употребление же понятия «профессиональная этика» оправдано в том смысле, что оно делает ударение на важности особо тщательно продуманной разработки моральных норм. Нормы профессиональной морали создаются определенными заинтересованными организациями с привлечением теоретиков, в них содержится значительный элемент рационального обоснования. Хотя следует ясно понимать, что социальным регулятором в специализированной профессиональной деятельности выступают нормы морали, а этика – это форма их обоснования и систематизации.

В принципе возможна разработка профессиональной этики любой профессиональной деятельности. Однако к некоторым видам профессиональной деятельности общество проявляет повышенные моральные требования. В основном это такие профессиональные сферы, в которых сам процесс деятельности требует согласования действий всех его участников. Особое же внимание уделяется нравственному содержанию деятельности тех профессиональных групп, объектом которых выступает человек. Это вызывает более высокую и многогранную ответственность. Возникает необходимость в дополнительных побуждениях и нормах поведения.



Оглавление
Основные моральные понятия. Профессиональная и прикладная этика.
ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПЛАН
ОСНОВНЫЕ ЖИЗНЕННЫЕ ПОЗИЦИИ И НРАВСТВЕННЫЕ ПРИНЦИПЫ
Аскетизм
Эгоизм
Альтруизм
Аморализм
Имморализм
Утилитаризм
Прагматизм
Нигилизм
Подвижничество
Самоотверженность
Нравственные ценности и КАТЕГОРИИ морального сознания
Добро и зло, добродетель

Этика философская наука, объектом изучения которой является мораль, это учение о нравственности. Мировоззрен­ческая сторона этики состоит в том, что цели практической деятельности человека формулируются в ней в форме идей о должном и нравственном в виде идеалов, моральных принци­пов и норм поведения, в учении о назначении человека и смысле его жизни.

Этика, помимо тех массовых действий, которые становятся обычаем, охватывает индивидуально исключительные по­ступки и их мотивы, которые по своему существу выходят за рамки данной социальной системы, обретают историческое или нравственное значение для последующих эпох как прояв­ление подвижничества и героизма, как высшие достижения и образцы человеческой нравственности. Подобные поступки регулируются уже не общепринятыми нормами, но идеалами, понятиями добра, справедливости, совести и дают пример об­раза жизни, отличного от распространенного в данном обще­стве, являются предвестниками новой, все более человечной реальности.

Важнейшими категориями универсальной этики являются справедливость, долг, совесть, ответственность, достоинство, честь, гуманизм. Универсальная этика относится к нормам поведения, кото­рые являются обязательными для всех людей, независимо от их социальной принадлежности, национальности, профессии и т.д. Вместе с тем профессиональная деятельность приводит к различного рода специфичным этическим проблемам, которые разрешить в рамках универсальной этики затруднительно или не представляется возможным. Таким образом, по мере углуб­ления общественного разделения труда возникает потребность в развитии профессиональной этики, которая отражает про­фессиональную мораль как конкретизацию общих нравствен­ных принципов, норм применительно к особенностям видов профессиональной деятельности.

В качестве источника, родоначальника всех этических принципов приверженцы различных научных направлений, религий и эзотерических учений выделяют безусловную лю­бовь. На это указывают и некоторые источники по профессио­нальной этике.

Под профессиональной этикой понимается обычно некий нравственный кодекс людей определенной профессии. Это со­вокупность правил поведения таких людей, соблюдение кото­рых обеспечивает нравственный характер взаимоотношений, связанных с профессиональной деятельностью. Так, этика врача отражена в «Клятве Гиппократа»; существуют различ­ные деловые моральные кодексы, правила профессиональной этики и добросовестной деятельности, есть административная этика, юридическая этика, этика руководства организацией, этика управленческого консультирования и т.д.

Специфичные объекты труда, орудия труда, используемые приемы работы и решаемые задачи обусловливают возникно­вение повторяющихся ситуаций, уникальных для данной про­фессии, возможно, трудностей и в ряде случаев рисков, угроз и опасностей. Подобного рода ситуации, риски и угрозы тре­буют от человека определенного, оптимального с точки зре­ния возможности гармонизации ситуаций, нейтрализации рис­ков и угроз, избегания опасностей поведения человека, его действий и даже психологических реакций. В указанных по­вторяющихся ситуациях периодически возникают некие моральные искушения, конфликты интересов, этические дилем­мы. Практика вырабатывает адекватные способы и методы разрешения возникающих конфликтов и гармонизации возни­кающих сложных ситуаций. Постепенно складываются спе­цифичные связи и отношения людей, свойственные конкрет­ной профессиональной группе.

Таким образом, профессиональная этика относится к под­разумевающему или конкретно обусловленному набору норм или кодексу поведения, которыми руководствуются прини­мающие решения в своих профессиональных ролях. Такого рода нормы оказывают благотворное влияние на разрешение этически спорных вопросов, которые возникают в ходе про­фессиональной деятельности.

Выполнение требований профессиональной этики, с одной стороны, дает некоторые гарантии эффективности профессио­нальной деятельности, а с другой – защищает клиента, соци­альные группы и общество в целом от недобросовестных про­фессиональных действий. Неуклонное следование указанным требованиям означает для специалиста высокую профессио­нальную репутацию.

Профессиональная этика имеет особое значение для профес­сий, к которым предъявляются наиболее высокие нравственные требования, объектом которых является человек. Среди них – профессии врача, учителя, судьи, адвоката, сотрудника право­охранительных органов, и особенно руководителя, менеджера любого уровня.

Данное учебное пособие представляет собой краткое справочное издание по основным проблемам профессиональной этики и этикета. Пособие рассчитано на учащихся специальных учебных заведений. Оно может также использоваться действующими специалистами.

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Профессиональная этика и этикет (Н. Г. Шредер, 2009) предоставлен нашим книжным партнёром - компанией ЛитРес .

Глава 2. Особенности профессиональной этики

2.1. Сущность профессиональной этики

В системе этического знания важное место занимают различные виды прикладной этики, определяющие и разрабатывающие нравственные нормы общения людей применительно к различным сферам деятельности. В процессе исторического развития общества, особенно в XX в., возникли многие специальные виды морали, в числе которых видное место занимает профессиональная этика.

Общество может нормально функционировать и развиваться только в результате непрерывного процесса производства материальных и духовных ценностей, и от того, какими по своим нравственным целям и содержанию являются отношения людей в обеспечении этого процесса, во многом зависит благополучие субъектов труда и общества.

Профессиональная этика представляет собой совокупность моральных норм, правил, принципов, которые регулируют отношение человека к своим профессиональным обязанностям, долгу, а также взаимоотношения людей в трудовой деятельности.

♦ нормы поведения, предписывающие определенный тип нравственных взаимоотношений между людьми, которые являются оптимальными с точки зрения выполнения ими своей профессиональной деятельности;

♦ обоснование, толкование кодексов, задач и целей профессии.

Профессиональная этика как составная часть морали основывается на ее общих принципах и установках, но рассматривает их с позиций специфических проблем в различных видах трудовой деятельности.

Структура профессиональной этики определяется наличием следующих элементов:

♦ отношение людей к труду, а через его характеристики к другим людям (трудолюбие, добросовестность, бережливость, аккуратность, самоотверженность и др.; антиподы – леность, недобросовестность, халатность и др.);

♦ мотивация трудовой деятельности (общественное благо, заработок, устройство личной жизни и др.; антиподы – карьеризм, тщеславие, корыстолюбие и др.);

♦ управленческо-производственная регламентация трудовых обязанностей (постановка цели производственной деятельности, организация труда в коллективе, поощрение добросовестных работников и др.);

♦ средства реализации целей (обучение, воспитание, пример, авторитет руководителя и др.);

♦ оценка результатов деятельности (экономическая, хозяйственная, управленческая, моральная и др.), их общественной значимости;

♦ теоретическая разработка вопросов профессиональной этики в связи с развитием общественного производства, углублением разделения труда, возникновением новых видов деятельности.

Профессиональная этика изучает:

♦ качества личности специалиста, необходимые для выполнения профессионального долга;

♦ нравственные взаимоотношения специалистов и объектов их деятельности (педагог – ученик, врач – больной, продавец – покупатель);

♦ взаимоотношения людей внутри трудового коллектива и нормы, которые их регулируют;

♦ цели и методы профессионального обучения и воспитания.

Профессиональная этика:

♦ является ответственной, обязательной, но вместе с тем добровольной, т. е. свободной, деятельностью людей, которые подчиняются правилам, но лично независимы, сообразуются с законом, но выполняют долг;

♦ существует в обществе со сложившейся моралью и отражает отличия моральных требований к специалистам от общечеловеческих или общепринятых в обществе норм и традиций поведения. В этой связи профессиональную этику подчас называют профессиональной моралью;

♦ затрагивает область человеческих отношений, развивается в особенности в тех профессиях, где работа требует непосредственных контактов с людьми. Особое внимание уделяется моральным качествам тех работников, которые связаны с правом распоряжаться жизнью людей (это представители управления, транспорта, сферы услуг, здравоохранения, воспитания). Безответственное отношение работников этих сфер к своим обязанностям опасно для окружающих, наносит вред коллективу и приводит к деградации личности;

♦ устанавливает стандарты поведения специалистов, понимая под качеством их работы наилучший результат для людей, надежность и эффективность товаров и услуг;

♦ конкретизирует требования общества к моральным аспектам деятельности специалистов. Принципы профессиональной этики высвечивают нравственные ценности лучшей, наиболее образованной и компетентной части общества, которая берет на себя ответственность за положение дел на предприятиях.

Профессиональную этику в некоторых случаях именуют профессиональной деонтологией, или учением о долге. Термин «деонтология» первоначально отождествлялся с учением о нравственности, затем стал пониматься как одна из концепций морали и наконец как один из разделов этики. Но профессиональная этика – более широкое понятие, поскольку наряду с деонтологическими аспектами предполагает также определенные обязательства и нормы как внутри профессиональной среды, так и вне работы.

Основная функция норм профессиональной этики состоит в том, чтобы исключить влияние случайных, чисто субъективных мотивов и обстоятельств, психологических состояний, обеспечить надежность, предсказуемость, стандартность и общепринятость поведения. Нормы формируют ожидаемое поведение, понятное окружающим.

Профессиональная мораль не может рассматриваться вне единства с общепринятой системой морали. Только на основе принципов и норм общей морали возможны обобщение нового морального опыта в сфере труда, определение новых норм и запретов профессиональной морали, преодоление отживших правил и оценок. В свою очередь нарушение трудовой этики сопровождается нарушением и общих моральных установок. При наличии несоответствия между системой морали и содержанием профессиональных кодексов, возникновении коллизии между ними предпочтение должно быть отдано общим принципам нравственности, поскольку они глубже и основательнее определяют перемены в условиях жизнедеятельности людей, в том числе в сфере профессиональной деятельности.

2.2. Происхождение профессиональной этики

Разделение труда привело к появлению множества профессий. Некоторые из них возникли уже в глубокой древности. Вопросы профессионального разделения труда рассматривались такими мыслителями древности, как Платон, Аристотель и др. Именно к этому периоду относятся нравственные установления жрецов, исполнявших судебные функции, клятва Гиппократа в медицинской практике и другие профессионально-этические кодексы, регулирующие отношения работников к своим профессиональным обязанностям.

Первые профессионально-моральные кодексы как уставы целевого назначения появились в XII в., когда происходило становление средневековой цеховой организации труда. Их возникновение отразило интересы определенных социальных групп, объединенных социальным статусом и характером трудовой деятельности. Профессиональные нравственные нормы и требования, зафиксированные в цеховых уставах ремесленников Средневековья, изменялись и уточнялись в зависимости от уровня разделения труда в обществе и изменения содержания деятельности представителей самих профессий. Многочисленные уставы определяли жизнь цехов и мануфактур в городах (распределение заказов, сбыт товаров, закупка сырья, подготовка мастеров и др.).

Появление профессиональной этики во времени предшествовало созданию соответствующих научных этических теорий. Повседневный опыт, необходимость в регулировании взаимоотношений людей той или иной профессии приводили к осознанию и оформлению определенных требований профессиональной этики. Возникнув как проявление повседневного, обыденного морального сознания, профессиональная этика в дальнейшем развивалась на основе обобщения практики поведения представителей каждой профессиональной группы. Эти обобщения суммировались как в письменно оформленных, так и в неписаных кодексах поведения профессиональных различных групп, а также в форме теоретических выводов, что свидетельствовало о переходе от обыденного к теоретическому сознанию в сфере профессиональной морали.

В новейшее время эти вопросы рассматривали О. Конт, Э. Дюркгейм и другие представители позитивизма. Научное объяснение их с материалистических позиций впервые дали К. Маркс и Ф. Энгельс.

Ныне за рубежом широко представлены специализированные моральные кодексы, которые до мелочей регламентируют процесс трудовой деятельности – поведение людей различного ранга на производстве, общение руководителей с подчиненными, манера одеваться, жесты и т. д.

Активную роль в становлении и усвоении норм профессиональной этики играет общественное мнение. При взаимодействии людей общественное мнение переходит в нравственную норму, которая в свою очередь может быть предметом критики со стороны общественного мнения. Различные виды профессиональной этики имеют свои традиции. Это, прежде всего, те общечеловеческие моральные нормы в сфере труда, которые человечество пронесло через различные общественные эпохи и сохранило, хотя часто в измененном виде.

Становление современного информационного общества сопряжено с возрастанием значимости профессионализма, компетентности, появлением новых профессий, происходят изменения в традиционных сферах труда. Формирующиеся профессии рождают соответствующие моральные кодексы трудовых отношений, усложняются и дополняются профессиональные кодексы, составляя системное образование на основе общих норм и принципов морали, в совокупности охватывают все виды профессиональных отношений.

2.3. Виды профессиональной этики

Развитие общества, сопровождаясь постоянным углублением специализации производства, его усложнением, дифференциацией условий труда, требует непрерывного совершенствования профессиональной деятельности. Это влечет за собой соответствующую конкретизацию

профессиональных обязанностей, определяет необходимость разработки новых систем моральных требований в различных сферах труда. Типологический анализ сферы трудовой деятельности позволяет не только определить объективные основания норм профессиональной этики, но и выделить ее основные виды.

В зависимости от сферы трудовой деятельности (производственно-экономической, научной, педагогической, художественной, экологической и т. д.) профессиональная этика подразделяется на соответствующие виды: этика врача, педагога, журналиста, ученого, актера, художника, предпринимателя, инженера, строителя и др. Внутри видов профессиональной деятельности выделяется множество подвидов. Например, этика инженера подразделяется в зависимости от специфики деятельности на такие ее подвиды, как этика инженера-программиста, инженера средств связи и др. В педагогической этике выделяются этика педагогов общеобразовательных учебных заведений, преподавателей высшей школы, педагогов дошкольного воспитания и т. д.

Выделение видов и подвидов профессиональной этики свидетельствует о многообразии нормативных требований к специалистам, необходимости учитывать специфику моральных отношений в каждой конкретной сфере профессионального труда. При этом существуют общие профессиональные моральные нормы, которые выступают как руководящие начала, правила, образцы, требования к профессиональной деятельности человека на основе гуманистических идеалов.

В зависимости от специфики моральных требований в различных видах профессиональной деятельности определяется значимость нравственных норм, регулирующих отношения специалистов. Но некоторые профессии характеризуются повышенными моральными требованиями. Это профессии, объектами которых выступают человек, его жизнь, здоровье, формирование его профессиональных и духовных качеств (медицина, воспитание, обучение и др.). Данные сферы труда не поддаются запрограммированной технологической упорядоченности, для них невозможна жесткая регламентация, требуются творческая активность, максимум гуманизма и самоотдачи профессионала. Повышенные моральные требования определяют для них первостепенное значение чувства долга и высокую меру ответственности. Они с необходимостью включают дополнительные моральные нормы поведения – порядочность в общественной и личной жизни, бескорыстность, самоотверженность и др.

Каждый вид профессиональной этики определяется своеобразием профессиональной деятельности, имеет свои специфические аспекты в реализации норм и принципов морали, что и составляет содержание профессионального морального кодекса. Так, этика ученого предполагает такие моральные качества, как научная добросовестность, честность, ответственность за окружающую природу. Профессионально-нравственную позицию журналиста определяют такие категории, как профессиональный долг, профессиональная совесть, достоинство, честь.

На современном этапе в России возрождается этика бизнеса и деловых отношений. Этикет предпринимательской деятельности предполагает, прежде всего:

♦ уважение власти, законов, партнеров по бизнесу;

♦ целеустремленность. Моральные ценности делового человека не должны идти вразрез с целями и ценностями организации;

♦ верность слову;

♦ доброжелательность в отношениях с членами коллектива;

♦ честность и правдивость, позитивный имидж;

♦ уважение права частной собственности;

♦ внимательность к людям, потребителям товаров и услуг;

♦ постоянное совершенствование (например, стать лучшим в мире предпринимателем).

Многие черты профессиональной этики распространились в другие профессии из медицины. Это связано с тем, что именно в медицине впервые были сформулированы заповеди профессионального поведения по отношению к больному. Согласно врачебной этике, медицинский работник должен все знания и силы посвящать охране и улучшению здоровья человека, лечению и предупреждению заболеваний; быть всегда готовым оказать медицинскую помощь; внимательно и заботливо относиться к больному; хранить врачебную тайну; постоянно совершенствовать свое профессиональное мастерство; во всех действиях руководствоваться принципами морали и т. д.

Достаточно разработана также педагогическая этика, изучающая особенности педагогической морали, ее принципы и функции. На базе педагогической этики разрабатываются основы педагогического этикета, представляющего собой совокупность правил общения и поведения людей, профессионально занимающихся обучением и воспитанием подрастающего поколения: педагог должен любить свою профессию, должен знать психологию учащихся, интересоваться их внутренним миром, изучать их индивидуальные способности.

Ныне существует более тысячи профессий, и их количество постоянно увеличивается. Гуманизация отношений между людьми актуализирует значимость представителей гуманитарных профессий – журналистов, психологов, библиотекарей, музейных работников, педагогов, деятелей искусства. В гуманитарной области профессиональная этика связана, прежде всего, с приращением гуманитарных ценностей. Но долг гуманитариев не ограничен узкими рамками конкретной ответственности по месту работы – это также участие в формировании общественного мнения. Гуманитарий как профессионал создает и пропагандирует социально значимые идеи. Гуманитарии призваны удовлетворять потребность общества в обнародовании знаний, сведений, в пропаганде нового, прогрессивного в культуре. Профессиональный долг гуманитария – иметь навыки общения, умение правильно и доходчиво говорить, легко выражать свои мысли в устной и письменной формах.

Требования к поведению представителя разных профессий не всегда выражены в четкой, упорядоченной системе. Многие правила деятельности просто общеприняты. Часть новых профессий не имеет пока устоявшихся традиций и длительной истории (программисты, робототехники и т. и.). Но есть сферы деятельности, где отступление от правил исключается, например, дипломатический протокол предполагает строгое выполнение этикетных правил.

2.4. Принципы и нормы профессиональной этики

«Золотым правилом» нравственности считается правило, согласно которому не следует делать другим того, чего не желаешь себе. Существует и положительная обратная формулировка данного правила «Относись к другим так, как хотел бы, чтобы относились к тебе. В сложных ситуациях, когда человек затрудняется в выборе линии поведения, он может мысленно поставить себя на место собеседника и представить, что хотел бы увидеть и услышать в данной ситуации.

В повседневной жизни и в деловом общении можно использовать и такой принцип-подсказку «Если не знаешь, как поступить, поступай по закону».

Фактически все этические принципы и предписанные нормы поведения формулируются с учетом данных положений.

Частные принципы вытекают из конкретных условий, содержания и специфики той или иной профессии. К числу частных принципов можно отнести следующие:

принцип здравого смысла : нормы профессиональной этики не должны противоречить здравому смыслу, а здравый смысл подсказывает, что профессиональный этикет в целом направлен на поддержание порядка, организованности, экономию времени и другие разумные цели;

принцип удобства: этические нормы не должны сковывать деловых отношений. Удобным в профессиональной деятельности должно быть все – от планировки служебного помещения до размещения оборудования в нем, от деловой одежды до правил поведения на работе. Причем удобства должны быть обеспечены всем участникам деловых процессов;

принцип целесообразности. Суть этого принципа в том, что каждое предписание деловой этики должно служить определенным целям;

принцип консерватизма. Консерватизм во внешнем облике делового человека, в его манерах, склонностях невольно вызывает ассоциации с чем-то незыблемым, прочным, надежным, а надежный партнер в делах – желание для каждого делового человека. Надежность, фундаментальность, стабильность – привлекательные в деловом мире черты. Они имеют содержательную связь с консерватизмом;

принцип непринужденности. Важно, чтобы профессиональная этика не превращалась в искусственно навязываемое явление. Нормы этики должны быть естественны, легко и без напряжения исполняться;

принцип «Не навреди». Следствием этого принципа является отсутствие права на ошибку. В законодательствах практически всех цивилизованных государств предусмотрены санкции за ошибочные действия профессионалов. Профессионализм предполагает полное сознание ответственности, сосредоточенности, максимальной концентрации на работе. Конечно, люди остаются людьми, а значит, могут ошибиться, но недопустимы халатность, ошибка по недосмотру, по лености или равнодушию;

принцип максимально высокого качества работы является общим для всех профессий в пределах оговоренных возможностей. Способность профессионала творчески развиваться, совершенствовать свое мастерство не только прибавляет ему опыта, но и упрочивает его авторитет;

принцип сохранения профессиональной тайны , конфиденциальности (от лат. confidentia – «доверие») сведений о клиентах, информационных запросах, услугах, технологиях, рецептах. Если в личных отношениях от человека ожидают искренности и открытости, то профессиональная мораль диктует, что специалист всегда должен помнить о необходимости сохранения в тайне специальной информации, связанной с его работой. Профессиональная тайна ведет отсчет еще с клятвы Гиппократа. Профессиональная тайна является принципиальной в государственной, военной службе, банковском деле и т. п. Профессиональная тайна может иметь статус государственной, военной, коммерческой, врачебной, предусматривать различные степени ответственности – от служебной до уголовно наказуемой;

конфликт интересов. Во всех профессиях требуется отказ от использования служебного положения в личных целях. Профессиональная этика утверждает первичность служебных обязанностей и вторичность личного долга. Профессионал не имеет права получать иных доходов за труд, кроме оговоренной заработной платы. Коротко этот принцип может быть понят как отсутствие привилегий в связи с профессией. Конфликт интересов преодолевается выполнением профессионального долга;

принцип коллегиальности. Этот принцип выступает прямым следствием общественной сущности человека, ориентируя последнего на подчинение своих личных интересов общественным. Человек, руководствующийся принципом коллегиальности, испытывает чувство сопричастности к делам коллектива, его целям, задачам.

Принятие коллективных решений, касающихся стратегии развития корпорации, организации, объединение усилий для оперативного реагирования в сложных ситуациях не утрачивает актуальности и на современном этапе, когда степень индивидуальной ответственности повышается. Во многих профессиях и ныне не являются исключением коллективные поиски решения трудных профессиональных задач, регулярно проводятся производственные совещания – планерки, пятиминутки, кафедры и проч., в которых обязаны принимать деятельное участие все работники.

В производственных коллективах отмечают юбилеи, дни рождения, свадьбы сотрудников, поздравляют с особыми успехами. Не остаются без внимания и горестные события, когда тот или иной человек особенно нуждается в поддержке и сострадании;

право на критику. Профессионал обязан уметь критиковать работу коллег, не ущемляя достоинства других работников, а также правильно принимать критику в свой адрес. Понимание необходимости критического анализа деятельности, конструктивных поисков лучшего результата является условием движения вперед. Но в этом вопросе наиболее важно проявлять заботу об этике взаимоотношений сотрудников, не допускать критику личности, а не идеи, сведения счетов, психологической конфронтации;

гедонистический принцип. Гедонизм – принцип этики, согласно которому стремление к наслаждению и избежанию страданий является естественным правом человека. Гедонизм в профессиональной

деятельности приветствует все, что продлевает удовольствие от жизни, смягчает неудобства и сглаживает неприятности. Гедонизм сообщает товарам и услугам наряду с полезностью и эффективностью комфортность и приятность. Внешняя приветливость, доброжелательность работников оставляют не только приятное впечатление у клиента, но сообщают ему хорошее настроение.

Гедонизм обязывает профессионала к оптимизму, энергичности, умению вдохновлять. Особую роль играет улыбка. Она открывает дорогу к сердцам других людей. В торговле, например, улыбка увеличивает количество продаж.

Следовательно, этикетная культура должна быть проявлением общей нравственной культуры, воспитанности человека, его внутреннего отношения к окружающим.

Профессиональная этика также базируется на общенравственных нормах. Одной из самых необходимых норм выступает вежливость, проявляющаяся во многих конкретных правилах поведения: в приветствии, обращении к человеку, в умении помнить его имя и отчество, важнейшие даты его жизни. Истинная вежливость непременно доброжелательна, так как она – одно из проявлений искренней благожелательности по отношению к людям. Благожелательность – обязательная база вежливости. Непременным условием вежливости является искренность.

Другими важнейшими нормами выступают тактичность и чуткость. Содержанием этих качеств являются внимание, глубокое уважение к тем, с кем мы общаемся, желание и умение их понять, почувствовать, что может доставить им удовольствие, радость или, наоборот, вызвать раздражение, досаду, обиду.

Тактичность, чуткость проявляются в чувстве меры, которую следует соблюдать в разговоре, в деловых контактах, в умении чувствовать границу, за которой слова и поступки могут вызвать у человека незаслуженную обиду, огорчение, боль.

Тактичный человек всегда учитывает конкретные обстоятельства: разницу возраста, пола, общественного положения, место разговора, наличие или отсутствие посторонних. В основе тактичного поведения лежит также умение владеть собой.

Обязательное условие тактичности – это уважение к другому, проявляющееся, в частности, в умении выслушать его, в способности быстро и безошибочно определить реакцию собеседника на то или иное высказывание.

Важной этикетной нормой выступает скромность, проявляющаяся в том, что человек не стремится показать себя лучше, способнее, умнее других, не подчеркивает своего превосходства, не требует для себя никаких привилегий, особых удобств, услуг. Вместе с тем скромность не должна проявляться в робости и застенчивости.

Неизменным спутником и советчиком должна быть деликатность. Это слово наиболее емко выражает то, что, мы имеем в виду, когда говорим о чутком, тонком отношении к окружающим, к их чувствам. Но деликатность не должна превращаться в льстивость, приводить к восхвалению всего увиденного и услышанного.

Наряду с данными общепринятыми нормами важными в профессиональной этике моральными нормами выступают также честность, правдивость, обязательность, трудолюбие, справедливость, соблюдение обещаний и договоров.

Данные принципы и нормы не всегда учитываются в реальной практике деловых отношений. Порой сам язык этики рассматривается как помеха в деловых отношениях. Часто в деловом мире вообще стараются избегать разговоров о морали, этических идеалах, долге, социальных обязанностях, ответственности. Эти проблемы воспринимаются как «не относящиеся к делу». Но соблюдение этических принципов и норм является важным, это необходимо и для повышения эффективности производства, и для укрепления деловых связей, деловых отношений в целом.

Принципы и нормы этически грамотного поведения конкретизируются в правилах этикета в конкретных ситуациях.

2.5. Классификация этических кодексов

Вопрос кодексов (от codex – «книга, свод законов») заслуживает особого внимания. Кодексы профессиональных объединений создаются как дополнение к законодательству, регулирующему деятельность профессионалов, как правило, по их собственной инициативе, в результате самоопределения, при участии юристов, специалистов по этике, для повышения ответственности специалистов за свои действия. Они напоминают о нравственных целях профессии, являются итогом осмысления конкретных этических проблем. В кодексах формулируются стандарты профессионального поведения, отмечаются наиболее важные правила деятельности.

Возникнув как способ конкретизации должностных обязанностей в историческом прошлом, этические кодексы берут начало со знаменитой клятвы Гиппократа. Постепенно они становятся сводами законов внутри корпоративного пользования, эффективной формой контроля деятельности специалистов.

В профессионально однородных организациях таких, как банки и консалтинговые компании, часто разрабатываются кодексы, которые описывают в первую очередь профессиональные проблемы. Содержание этических кодексов регламентирует поведение работников в сложных профессиональных этических ситуациях. Например, в банковской деятельности кодекс описывает способы обращения со сведениями об устойчивости банка, с конфиденциальной информацией о клиенте; запрещает использовать эти сведения для личных целей.

Развитию корпоративной культуры способствует включение в кодекс идеологической части о миссии и ценностях компании. При этом кодекс может быть значительного объема, иметь сложное специфическое содержание и адресоваться всем работникам компании.

Структурно кодекс может содержать такие разделы:

♦ введение;

♦ послание руководителя организации;

♦ основная миссия организации, ее цели;

♦ каким должен быть работник организации;

♦ трудовые династии;

♦ традиции и ритуалы организации;

♦ конкурсы профессионального мастерства;

♦ взаимоотношения с другими организациями;

♦ общественная жизнь организации;

♦ отношения между руководителями и подчиненными;

♦ отношения между руководителями;

♦ отношение к женщинам – работницам организации;

♦ отношение к молодежи, работающей в организации;

♦ отношение организации к пенсионерам;

♦ требования к деловому костюму работников организации.

Создание кодекса не ограничивается написанием текста документа. Существует специфика исполнения подобных документов: нельзя заставить исполнять этический кодекс. Чтобы кодекс действительно работал, еще на этапе его создания предусматривают включение в процесс разработки документа по возможности всех работников компании. Только при том условии, что каждый работник примет кодекс корпоративной этики, он будет реально исполняться.

Профессиональные кодексы выполняют следующие функции:

репутационная – формирование доверия к компании со стороны внешних групп (описание политик, традиционно закрепляемых в международной практике по отношению к клиентам, поставщикам, подрядчикам и т. д.) с целью повышения инвестиционной привлекательности компании. Наличие у компании кодекса корпоративной этики становится общемировым стандартом ведения бизнеса;

управленческая – регламентация поведения в сложных этических ситуациях;

развития корпоративной культуры.

В кодексе предусматриваются пути повышения эффективности деятельности работников:

♦ регламентация приоритетов во взаимодействии со значимыми внешними группами;

♦ определение порядка принятия решений в сложных этических ситуациях, а также неприемлемых форм поведения.

Классификация кодексов. В настоящее время сложились три типа этических кодексов:

1) регулятивный документ с конкретно разработанными правилами, включая санкции по отношению к нарушителям. Такие кодексы разрабатываются авторитетными специалистами и принимаются на специальных симпозиумах;

2) относительно краткие хартии, декларации, создаются в процессе формирования профессионального сообщества. Это своего рода декларации о намерениях;

3) подробные кодексы отдельных фирм, организаций, включающие конкретные обязательства работников перед клиентами и партнерами, сотрудниками и обществом.

Многие крупные корпорации, стремясь поддержать свой имидж в глазах широкой публики и найти свою линию поведения, разрабатывают этические кодексы. Характерной их особенностью является то, что разделы, содержащие рекомендации по решению этических проблем, разработаны более подробно и тщательно, чем прочие разделы. Большинство кодексов базируется на внутреннем корпоративном контроле за их соблюдением. Публичный (внешний) со стороны общественных организаций и государственный контроль над соблюдением кодекса требует создания соответствующей государственной структуры, довольно дорогой, что обременительно для бюджета любой страны. Весьма сложной проблемой остается разработка единой системы мотивации работников к соблюдению этического кодекса. Безусловно, невозможно охарактеризовать и рассмотреть в кодексе любую этическую проблему, с которой могут столкнуться работники. Вместе с тем наличие служебных инструкций позволяет решать этические вопросы, встречающиеся наиболее часто.

Кодексы представляют собой своеобразные справочники по правильному поведению. Само существование этического кодекса как коллективного этического стандарта помогает работникам проникнуться пониманием этичности своих деловых решений. Письменная форма придает кодексам еще большую значимость. Кодексы могут обеспечить определенный уровень юридической защиты как компании в целом, так и каждому работнику в отдельности.

Многие компании формируют специальные подразделения или нанимают специально работников для создания этических кодексов. При этом работников компании знакомят с положениями этих кодексов. Создается также система поощрения работников, учитывающих вопросы этики при принятии решений и при условии соответствия их служебного поведения этическим нормам, зафиксированным в кодексах.

2.6. Культура одежды делового человека

Основой этикетной культуры в одежде является вкус. Одеваться со вкусом – это значит проявлять внимание к окружающим. Безусловно, мнения о том, что такое «хороший вкус», могут расходиться, но в них имеется много общего. Именно хороший вкус всегда подскажет человеку его собственный стиль – в одежде, прическе и т. п. Хороший вкус позволяет, следуя моде, применять и приспосабливать ее к собственной внешности, характеру. Безвкусным является слепое следование моде, ее утрированное восприятие. Внешний облик делового человека во многом определяет эффективность профессиональных связей и способствует созданию необходимой рабочей атмосферы.

Одежда должна быть опрятной, вычищенной и выглаженной, так как аккуратность и подтянутость в одежде часто ассоциируются с организованностью в работе, с умением ценить свое и чужое время. Неопрятность – синоним суетливости, забывчивости.

Каждая профессиональная группа людей имеет свой стиль одежды, внешнего вида. Но можно выделить и общую характеристику стиля делового человека – консерватизм (так как деловая сфера почти не подвержена случайным влияниям); умеренность, (не должно быть слишком резких цветовых контрастов, излишне вычурных фасонов одежды или обуви и т. п.) Деловой человек должен выглядеть уверенным в себе, солидным, элегантным, внушающим доверие, не лишенным вкуса, надежным, порядочным, аккуратным.

Деловой этикет более снисходителен к женщине, позволяя ей отходить от жестких стандартов. Отклонения касаются, прежде всего, цвета. Хотя основной вид деловой повседневной одежды у женщины, как и у мужчины, – костюм, гамма цветов женского костюма весьма обширна в отличие от мужского, которому предписан крайне скупой выбор – серый и синий цвета, для торжественных случаев – черный.

Умение найти свой стиль в одежде, выглядеть привлекательно и свежо является особенно важным в работе с людьми. Работники, не жалеющие усилий для достижения этого, воспринимаются часто и как более компетентные, они легче продвигаются по служебной лестнице.

2.7. Поведение в общественных местах

Профессионалы, безусловно, большую часть времени проводят на работе. Но им приходится ежедневно добираться на службу в общественном транспорте, они посещают магазины, выставки, конференции, ходят в театр, в кино, ездят в командировки. От того, как они ведут себя в общественных местах, зависят настроение и душевное состояние не только их, но и окружающих. Поэтому и на улице, и в общественных местах недопустимо нарушение правил хорошего тона.

Правила поведения на улице не какие-то особые. В нашей стране правостороннее движение, поэтому на улице принято держаться правой стороны. При движении по улице важно не задевать окружающих локтями, зонтом, сумкой. Если тротуар достаточно широк, не стоит идти посередине, а тем более против движения. Но если другого пути нет, то обязательно нужно извиниться в том случае, если вы мешаете кому-нибудь, идущему навстречу. Нельзя при большом потоке людей резко пересекать пешеходную зону и протискиваться сквозь толпу. Идущего спереди обходят слева, а идущих навстречу – справа. Если тротуар узок, то мужчина должен уступить дорогу женщине, пожилому человеку и при необходимости даже сойти с тротуара (конечно, младший должен уступить дорогу старшему). Разговаривать с собеседником следует, отойдя от идущей массы пешеходов.

Сумку, портфель, различные вещи лучше держать в правой руке. Не следует размахивать руками, особенно если в руках – зонт, трость, портфель.

Громкий смех и разговор, восклицания и жесты, привлекающие внимание окружающих, на улице не приняты. Не следует оглядываться вслед проходящим пешеходам. Нужно быть приветливым и доброжелательным при обращении кого-либо с тем или иным вопросом. Если на улице появилась потребность обратиться к прохожему с вопросом, то вопрос необходимо заранее сформулировать кратко и точно. Остановив прохожего или обратившись к постовому милиционеру (полицейскому), обязательно необходимо извиниться за причиненное беспокойство. За разъяснение следует обязательно поблагодарить. В этом случае не следует забывать об улыбке. Задавая вопросы, вы произведете благоприятное впечатление и больше вероятность того, что получите необходимые сведения.

На улице категорически не рекомендуется есть. Если вы проголодались, зайдите в кафе, в крайнем случае, можно остановиться у киоска-бистро, чтобы перекусить. Не следует на улице пользоваться жевательными резинками, так как жующий человек выглядит не эстетично и его вид может быть неприятен другим.

На улице нельзя плевать. Если с вами что-нибудь случилось, и появилась необходимость выплюнуть, лучше воспользоваться носовым платком или бумажной салфеткой.

Обычно мужчины на улице курят (в ряде стран это запрещено). Женщина на улице может закурить только в самых исключительных случаях. Если у мужчины попросили прикурить, вежливее будет протянуть зажигалку или спички, чем дымящую сигарету.

Правила поведения в общественном транспорте также основаны на общепринятых правилах. Именно нарушение «кодекса поведения пассажира», что пока еще не редкость, становится причиной плохого самочувствия и низкой работоспособности. Правила для пассажиров достаточно просты, их легко запомнить: в метро, трамвае, троллейбусе, автобусе сначала дается возможность выйти. Преимущества имеют выходящие, и только потом наступает черед входящих.

Мужчина должен пропустить вперед женщину, пожилого мужчину, инвалида, а при необходимости помочь им при посадке. Если транспорт переполнен, необходимо постараться встать так, чтобы как можно меньше мешать окружающим.

Молодые люди должны уступать место пожилым людям, беременным женщинам, женщинам с маленькими детьми. Принять предложение занять уступленное место следует со словами благодарности.

В транспорте неприлично громко разговаривать и жестикулировать, совсем не обязательно окружающим принимать участие в решении семейных или служебных дел.

Если вы читаете в транспорте газету или книгу, старайтесь ее держать так, чтобы не мешать соседям. Неприлично заглядывать через плечо в книгу, газету или журнал, который читает другой пассажир.

В транспорте не принято причесываться и приводить себя в порядок. Совершенно недопустимо находиться в салоне с мороженым, хот-догом или открытой булочкой. Нельзя в транспорте ездить в грязной, пачкающей одежде.

Не следует в транспорте отвечать на грубые замечания других пассажиров, вступать с ними в полемику. Не вступив в пререкания, не ответив грубостью на грубость, вы будете выглядеть более привлекательно.

Правила поведения в предприятии торговли. Деловой человек часто исполняет роль покупателя. Находясь в магазине, нужно придерживаться в целом таких же правил, как и в любом другом общественном месте.

При входе в магазин следует пропустить выходящих. В маленьком магазине принято приветствовать продавца. В таком магазине покупателю может быть предложена помощь в подборе нужного товара. При выходе следует не забыть попрощаться.

С выбираемыми товарами следует обращаться осторожно, стараться не помять, не испачкать. Продукты нельзя трогать руками (для этого есть специальные вилки, лопатки).

Подходя к кассе, нужно иметь наготове приблизительную сумму, необходимую для покупки. Обращаться к продавцу следует только на «вы» независимо от его возраста. Отказываясь от покупки, следует поблагодарить продавца за проявленное внимание.

В магазине, как и в любом другом общественном месте, нужно стараться не обращать на себя особого внимания, не обсуждать громко своих проблем.

В крупных супермаркетах в каждом отделе есть дежурный продавец, к которому можно обратиться за консультацией и помощью. Но обычно в таких магазинах покупатель самостоятельно отбирает нужный товар в специальную корзину.

Большое распространение во многих странах, а в последнее время и в России получила практика заказа товаров по телефону с доставкой специальным посыльным на дом или на работу. Для заказа бытовых товаров по телефону существует и такая услуга, как «товары почтой», когда интересующий товар можно заказать, выбрав его по каталогу. Сейчас все шире распространяется практика заказа товаров через Интернет.

В любом торговом учреждении покупатель обычно имеет дело с продавцом и кассиром. По тому, как они выглядят, судят об уровне магазина в целом. Не зря говорят, что продавец – лицо магазина.

Продавец должен вести себя приветливо, быть опрятно и чисто одетым, независимо от того, чем торгует. Продавец должен быть всегда готовым прийти на помощь покупателю.

Правила посещения заведений культуры. К посещению театра, кино – готовятся заранее: покупают билеты и так планируют свое время, чтобы не опоздать на представление. В театр обычно надевают нарядное платье, выходной костюм. Приходить в театр принято заранее, чтобы успеть раздеться, сдать верхнюю одежду в гардероб. Войдя в вестибюль театра, мужчины снимают головные уборы. В зрительный зал первым входит мужчина. Проходить по ряду к своему месту следует лицом к сидящим.

Знакомых в зрительном зале приветствуют легким кивком головы, улыбкой, руку подают только тем, кто оказался рядом.

В театре принято соблюдать тишину, за исключением тех случаев, когда действие прерывается аплодисментами.

Правила посещения выставок, музеев. Посещение музея, выставки, картинной галереи и т. п. требует большого количества свободного времени, и к визиту в музей готовятся заранее. Это означает, что надо узнать по возможности об экспозиции данного музея, картинной галерее, а если музей достаточно велик, лучше заранее решить, что именно следует смотреть. Для этого можно воспользоваться каталогом музея или путеводителем по выставке. Поскольку известно, что человек в состоянии полноценно воспринимать информацию, сохраняя внимание, в течение примерно трех часов стоит выбрать либо интересующие вас произведения, либо творчество одного художника или скульптора, либо какой-то один отдел, посвященный определенному периоду.

В музеях и на многих выставках принято снимать верхнюю одежду, сдавать в гардероб или камеру хранения сумки и портфели, в ряде музеев нужно надевать специальную обувь.

При просмотре не следует слишком близко подходить к экспонатам и тем более трогать их руками. Воспитанный человек не будет в музейных залах бурно реагировать на увиденное, выражая свой восторг или негодование.

Во время экскурсии воспитанные люди молча слушают рассказ гида. С экскурсоводами не принято вести дискуссии. Нельзя переговариваться громко с другими членами группы, а вопросы можно задавать только во время пауз, которые специально делает экскурсовод, или по окончании осмотра. Следует быть сдержанным как в словах, так и жестах.

Правила поведения в командировке. Собираясь в дорогу, следует не забывать основных правил поведения в поезде, самолете, при проживании в гостинице.

К поезду желательно прийти немного раньше, чтобы было достаточно времени спокойно войти в вагон, разложить багаж. Если вы едете не один, а со спутницей или спутником старше вас, следует войти в вагон первым, разложить багаж, а уж затем помочь спутнице или пожилому человеку войти в вагон. Войдя в купе, следует поздороваться, но представляться и представлять своих спутников соседям по купе не обязательно. Обычно места в поезде занимают согласно купленным билетам, однако вежливый человек предложит свое нижнее (более удобное) место пожилому человеку, женщине, матери с ребенком. Принято помочь разложить им багаж.

Если поездка короткая и время в пути приходится на день, то переодеваться в поезде не обязательно. Важно только предусмотреть, чтобы одежда не сильно измялась, не потеряла вид, не стала неопрятной. Если поездка длительная, лучше переодеться в дорожный (можно в спортивный) костюм. Неприлично выглядят женщина в домашнем халате и мужчина в пижаме. На ногах должна быть удобная обувь, но не домашние тапочки. Знакомиться с попутчиками не обязательно. Вы можете не вести долгих разговоров со случайными людьми. Болтливость – признак плохого воспитания. Однако если находится общая тема для разговора с попутчиками, то его следует поддержать. Длительная поездка вместе не знакомых до этого людей не будет утомительной, если все попутчики будут предупредительны друг к другу, тактичны и вежливы.

Еда, которую берет с собой пассажир в поезд, не должна иметь резкого запаха, не должна быть скоропортящейся. Следует запастись салфетками. Есть нужно (как, впрочем, и везде), аккуратно. Бумагу, банки, пакеты следует аккуратно собрать и выбросить. Остатки еды лучше сложить в сумку, не оставляя ничего на столе.

Не совсем тактично, когда люди, занимающие нижние места в купе, как бы присваивают себе преимущественное право пользования столиком.

В купе и коридорах вагона не принято курить. Обычно для этой цели используют тамбур. Курить можно также в вагоне-ресторане. Но в ресторане поезда, в отличие от обычных ресторанов, не принято долго засиживаться, чтобы не задерживать других пассажиров, желающих поесть.

Подъезжая к месту назначения, нужно вовремя привести себя в порядок, переодеться и собрать багаж. Выходя из купе, нужно вежливо попрощаться со своими соседями и пожелать им счастливого пути. Если мужчина едет с женщиной, должен выйти первым, вынести багаж и помочь выйти своей спутнице.

Конец ознакомительного фрагмента.



Вверх