Элективный курс культура общения. Элективный курс "культура делового общения" Элективные курсы по культуре речи

11.05.2011 7742 1120

Программа элективного курса для 10 класса

«Основы культуры речи»

ГУ «Средняя школа № 30 отдела образования

акимата города Костаная»

1.Пояснительная записка.

3.Требования к уровню подготовки учащихся.

4.Календарное планирование.

6.Сборник заданий и упражнений для учащихся.

7.Хрестоматия для учащихся.

8.Используемая литература.

Пояснительная записка.

Настоящая программа составлена на основе государственных общественных стандартов среднего общего образования Республики Казахстан по предмету «Основы культуры речи».

Элективный курс по основам культуры речи направлен на развитие интереса школьников, лицеистов, гимназистов к русскому языку, его прошлому, на пробуждение желания изучать историю своего языка и современное его состояние.

В процессе изучения курса учащиеся узнают: имена великих ораторов; этику ораторского выступления; эстетические качества речи; преимущества и недостатки речи; значение речи в межличностных и общественных отношениях; разновидности речи; логические и психологические приемы полемики; разновидности документации; язык телодвижений; речевой этикет как часть нравственной культуры; технические средства информирования и обслуживания; коммуникативные качества речи…

Цели изучения курса:

Расширение теоретических сведений учащихся о речевой культуре; структуре речевой коммуникации; этике ораторского выступления; эстетических качеств речи; преимуществах и недостатках речи; правилах пользования жестами, манерами, мимикой; новом и старом в речи; речевом этикете как части нравственной культуры; развитии познавательного интереса и творческой способности учащихся; формировании культуры речи у учащихся; формировании навыков самостоятельной работы у учащихся; расширении и углублении знаний в области культуры речи.

Задачи изучения курса:

Познакомить с теоретическими сведениями о речевой культуре; научить грамотно излагать свои мысли устно и письменно; сформировать качества коммуникации для установления контакта с аудиторией; видеть и оценивать преимущества и недостатки речи; применять технические средства информирования, обслуживания; произносить речь перед микрофоном и телевизионной камерой; ознакомить с основными тенденциями современного образования; осуществить компетентностный подход к образованию.

Основные компоненты содержания курса.

Курс рассчитан на 34 часа. Занятия по данной программе целесообразно проводить один раз в неделю по одному часу. Это позволит тщательно подготовиться школьникам к конференциям, диспутам, «защитам» творческих работ, деловых игр…

Программа открывает возможность привлечения учеников к самостоятельному творческому изучению риторики, ее анализу и реферированию доступной их возрасту лингвистической литературе, к подготовке сообщений по выбранной теме, к поискам отдельных слов, выражений, фразеологических оборотов…

Эта деятельность стимулирует учащихся к правильному изложению своих мыслей, делает речь выразительней и качественней, рождает новую фразеологию, прогнозирует факторы успеха в проведении беседы, помогает установить деловые контакты, утверждает речь как средство социального статуса, что и окажет положительное воздействие на повышение культуры общения школьников.

Занятия должны проводиться в разнообразной, увлекательной форме, с использованием бесед, сообщений, занимательных лингвистических игр, тестирования, творческих заданий, защиты проектов. А также шире должны применяться выставки творческих работ, уголки русского языка, дискуссии, публичные выступления…

Методы и формы обучения:

- лекции;

Практические занятия;

Творческие задания;

Дискуссии;

Сочинения;

Контрольные работы;

Публичные выступления;

Чтение наизусть;

Инсценировки;

Произнесение речи с проработкой;

Рефераты;

Результаты изучения курса:

- освоение основ курса культуры речи;

- определение общего и различия культуры речи и риторики;

- соблюдение этики ораторского выступления;

- владение эстетическими качествами речи;

- определение преимуществ и недостатков речи;

- нахождение нового и старого в речи.

Формы контроля уровня достижений учащихся и критерии оценки:

Практические занятия;

Рефераты;

Контрольные работы;

Творческие задания;

Сочинения;

Ораторские выступления.

Критерии оценки:

С учетом специфики конкретного предмета оценка «5» ставится, если ответ ученика:

Мотивирован и доказателен;

Логичен и последователен;

Литературно грамотен.

При этом важно, что:

Обобщения и выводы опираются на определенные факты, подтверждаются примерами не только примерами учебника, но и дополнительной литературы, собственными наблюдениями из окружающей жизни;

Показано умение отделять главное от второстепенного, отдельные факты от обобщений;

Имеет не более 1-2 несущественных неточностей, не вызывающих сомнений в глубоком и прочном знании учащимся программного материала.

Оценка «4» ставится за ответ, в котором учащийся обнаружил знания как основного материала, так и существенных деталей, как и при оценке «5», но допустил отдельные упущения в содержании и способах изложения материала.

Оценка «3» ставится за ответ, в котором ученик обнаружил достаточно прочные знания основного материала в пределах школьной программы, но без глубины содержания, возможны ошибки по отдельным вопросам программы, которые ученик исправил сам при дополнительных вопросах.

Оценка «2» ставится за ответ, не удовлетворяющий указанным выше требованиям, в результате допущенных грубых ошибок, свидельствующих о плохом знании учащимся фактического материала, которые ученик не в состоянии исправить даже при дополнительных вопросах.

«Основы культуры речи»

Данное пособие входит составной частью в разработанный для X класса учебный комплекс, включающий программу, сборник заданий и упражнений, хрестоматию, приложение.

Осуществляя задачи «Основных направлений реформы общеобразовательной и профессиональной школы», автор данного комплекса стремился усилить роль уроков русского языка в формировании эстетической восприимчивости, обогатить духовный мир школьников, приобщая их к самостоятельной работе, вооружая знаниями и практическими умениями в области русского языка, воспитывая нравственную подготовленность и широкое применение в практике.

Комплекс «Основы культуры речи» ориентирует учителя в первую очередь на углубленное изучение основ культуры речи, которые рассматриваются на уроках.

Курс рассчитан на 34 часа. Занятия целесообразно проводить один раз в неделю по одному часу. Каждая тема рассчитана на два часа. Прилагается словарь терминов для повторения, пройденного материала.

Цель предлагаемого комплекса-решить стоящие перед ним ответственные учебно-воспитательные задачи на новом этапе развития школы, овладеть методикой работы по комплексу, созданному в соответствии с программными требованиями и отражающему систему обучения на таком (из IX в X класс) этапе. Автор также стремился раскрыть возможности использования всего учебного комплекса, призванного помочь учителю в его методических поисках и организации деятельности учащихся.

В методическом руководстве обосновываются методы и формы преподавания русского языка, определяются план и содержание материала.

Комплекс предполагает обязательное проведение лекций учителя, практических занятий, творческих заданий, дискуссий, сочинений, контрольных работ, игр, публичных выступлений, чтений наизусть, инсценировок, рефератов, бесед, семинаров с краткими сообщениями учеников, работа с научно-популярной литературой, справочниками, терминологией, выполнение самостоятельных творческих заданий школьниками.

В состав комплекса входит сборник заданий и упражнений, где указана классная и домашняя работа учащихся. Необходимо учитывать интеллектуальный уровень учащихся, выполняя задания необходимо обратить внимание на условные обозначения сборника:

* задания средней сложности;

** задания повышенной сложности;

Д/р. задания для домашней работы.

Задания, отмеченные звездочками, могут выполняться выборочно, соответствуя интеллектуальному уровню учащихся.

Задания, которые не отмечены звездочками, предназначены для всех учащихся в классе.

Итоговое занятие-это защита проектов. Всего 26 тем. Учащиеся выбирают одну из тем в начале изучения курса. Готовят реферат, используя дополнительную литературу. Норма реферата-10-12 лисов печатного издания, с указанием источников.

Курс «Основы культуры речи» способствует развитию познавательных, разносторонних интересов учащихся и ориентирует их на широкий выбор профессий, связанных с лингвистикой, журналистикой, информатикой и их приложениями на практике.

К каждой теме прилагаются главы в хрестоматии «Основ культуры речи», в которой даются варианты ответов: контрольных вопросов, терминов, образцы творческой и самостоятельной работы.

Скачать материал

Полный текст материала смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен только фрагмент материала.

Пояснительная записка

Наше время – время деловых, активных и предприимчивых людей. В стране созданы условия для развития творческой инициативы, открыт широкий простор для выражения различных мнений, убеждений, оценок. Все это требует развития коммуникативных возможностей современного человека.

Важнейшим средством коммуникации является слово. «Словом можно убить – и оживить, ранить – и излечить, посеять смятение и безнадежность – и одухотворить», - писал талантливый педагог В.А. Сухомлинский.

Яркое и страстное слово во все времена, как известно из истории развития человечества, оказывало большое влияние на людей, их взгляды и убеждения, дела и поступки. Человек, произносящий речь, приковывает внимание окружающих. Высказывая то или иное суждение, оратор воздействует на публику. Дейл Карнеги, автор популярной в мире и в нашей стране книги «Как приобретать друзей и оказывать влияние на людей», писал: «Умение говорить – это кратчайший путь у известности.… Почти любой может говорить так, что будет приятен и желанен в обществе, если он обладает верой в себя и людей, которая его воспламеняет».

Человек, обладающий риторическими навыками и умениями, чувствует себя уверено в самых различных ситуациях бытового, социального, делового и профессионального общения. Такому человеку намного легче установить контакт и найти взаимопонимание со знакомыми и незнакомыми людьми, с подчиненными и начальством. Только человек, владеющий словом и логикой, может добиться успехов в жизни. Но для того, чтобы овладеть логикой и речью, надо систематически работать, развивая необходимые навыки.

Цель данного спецкурса – способствовать формированию навыков и умений рационального речевого поведения, обучению ораторскому искусству, искусству воздействия на собеседника-единомышленника и оппонента, а также научить готовить и произносить убедительные речи на доступные учащимся темы с учетом интересов аудитории, участвовать в дискуссиях, отстаивая свою точку зрения.

В каждой части излагается теоретический материал, даются практические советы и рекомендации, тексты для анализа, задания для самостоятельной работы, тренинги и ролевые и деловые игры.

Изучив курс, вы сможете убедительно отстаивать свое мнение, выступать с подготовленными докладами, импровизировать на любую более или менее известную вам тему, активно включаться в деловую беседу, а также усовершенствуете свою речь, расширите кругозор, приобретете уверенность в себе и станете раскованнее и общительнее.

Программа курса

Предлагаемый элективный курс «КУЛЬТУРА И ИСКУССТВО РЕЧИ, ИЛИ КАК НАУЧИТЬСЯ КРАСИВО И УБЕДИТЕЛЬНО ГОВОРИТЬ» предназначен для учащихся Х - ХI классов и рассчитан на 34 часа.

В новый период развития нашего общества устное слово стало особенно весомым, его роль расширилась: оно сделалось орудием поиска истины и средством выражения позиции человека.

Оратор пользуется оптимальной формой подготовленной речи, которая эффективно воздействует на аудиторию в соответствии с поставленной им задачей – убедить слушателей, обращаясь к разуму и эмоциям, и добиться нужной реакции.

Предполагается изучение ораторской речи на двух уровнях: на уровне замысла и содержания, т.е. определения темы, цели речи, отбора фактического материала; на уровне композиции, т.е. расположения и порядка следования частей. Все эти уровни связаны с психологией воздействия на аудиторию, с процессом общения с нею.

Программа включает в себя темы, которые необходимо изучить с целью овладения искусством публичного выступления.

После каждой темы дается перечень умений, которые должны быть сформированы при усвоении данной темы. Выработка этих умений базируется на умениях, которые сформировались в предыдущие годы на уроках литературы, русского языка и других предметов.

В курсе представлены все разделы современной риторики: «Культура и этика общения», «Основы ораторского искусства», «Звучащая речь и ее особенности», «Основы полемического мастерства», а также включено занятие «Умение быть остроумным».

В каждой части излагается теоретический материал, задания для самостоятельной работы, тренинги и ролевые и деловые игры.

ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ ПРОГРАММЫ:

1. Способствовать формированию навыков и умений рационального речевого поведения, обучению ораторскому искусству, искусству воздействия на собеседника-единомышленника и оппонента;

2. Формирование и развитие языковой личности, которая способна словесно воплотить мысль.

3. Научить готовить и произносить убедительные речи на доступные учащимся темы с учетом интересов аудитории, участвовать в дискуссиях, отстаивая свою точку зрения.

ЗАДАЧИ:

1) Дать учащимся наиболее общее представление о сущности риторики; познакомить с этикой и культурой делового общения; показать учащимся возможности слова-действия.

2) Заложить основы знаний построения публичного высказывания, произнесения речи.

3) Выработать умения и навыки ораторского мастерства (владение речью и ее техникой, влияния на аудиторию и т.п.)

4) Научить анализировать и создавать собственную публичную речь с точки зрения ее целесообразности и эффективности.

5) Сформировать навыки культуры спора, дискуссии, полемики.

6) Развивать интерес к родному языку, литературе и культуре.

7) Сформировать потребность постоянного совершенствования своей речевой деятельности.

8) Воспитать морально-волевые качества личности (внимание, память, уверенность в себе, настойчивость, общительность, толерантность).

9) Расширить кругозор учащихся.

ОСНОВНОЙ ПРИНЦИП: обучение через действие и игру, понимание через познавание.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ содержит сведения о различных формах делового общения, о композиции публичной речи, ее логическом построении, технике речи, межличностных отношениях в процессе коммуникации.

ПРАКТИЧЕСКОЕ УСВОЕНИЕ теоретических сведений по данному курсу предполагает формирование у учащихся следующих умений и навыков:

    Умение сознательно структурировать собственную мысль, опираясь на общие законы и правила монологической речи;

    Понимать способы выражения замысла оратора в адекватной языковой форме с учетом поставленных целей;

    Овладение техникой построения речи;

    Выработка навыка структурирования замысла с учетом различных целевых установок и интерпретации информации в различных жанрах;

    Овладение основными ресурсами аргументации;

    Умение прогнозировать и устанавливать связи полученного и ожидаемыми результатами;

    Умение находить и отбирать знания, материал для реализации частных тем; (отработка навыков и умения находить нужную информацию по заданной теме в специальной литературе, расширяя и углубляя учебный материал за счет жизненных наблюдений и интеграции учебных курсов);

    Произносить свои сочинения, опираясь на знание аудитории;

    Освоение основных способов эмоционального воздействия на аудиторию;

    Умение корректно вести спор, дискуссию, полемику;

    Умение распознавать и противостоять двойственным и нечестным приемам в споре;

    Развитие коммуникативных умений и навыков культурного индивидуального и коллективного общения, выполнение правил речевого этикета в процессе публичной речи;

    Выработка собственного стиля, определенной манеры общения с людьми, реализации своей индивидуальности в речи.

ФОРМЫ КОНТРОЛЯ могут быть различными: зачеты по технике речи; составление речи (части речи) на конкретную тему (с определенной целью) или составление устных высказываний в различных жанрах на предложенные темы (составление ответов на различных уроках); произнесение «чужой» речи (конкурсы монологов, деловые и ролевые игры, тренинги и т.п.); запись речи на магнитофон, прослушивание и анализ произнесенной речи (анализ подготовленных прослушанных речей); импровизация и аргументация в процессе создания речи (просмотр видео- и телефильмов, оценка просмотренного, ответ на уроке); анализ речей с учетом этических норм, эмоционального состояния человека, приемов и методов принесения речи и т.п.; письменный анализ структуры произнесенной (услышанной) речи; произнесение собственной речи; устное планирование замысла; подражание предложенному образцу (стилизация) и т.п.

1. Культура и этика общения

Общение и его слагаемые. Субъект, объект, язык, предмет. Виды общения (контактное, дискантное; деловое, неофициальное и т.п.)

Условия эффективного общения . Обоюдное желание, удачный выбор темы интересной для собеседников, умение найти общий язык, понятный собеседнику.

Деловое общение: регламентированность, деловой этикет, речевой этикет; виды и условия эффективного слушания.

Структура деловой беседы. Начало беседы, изложение позиции и ее обоснование; выяснение позиции собеседника; совместный анализ проблемы; принятие решений.

Типичные ошибки: авторитарность; не учитывают мотивы поведения собеседника; не проявляют интереса к проблеме; не слушают собеседника; перебивают говорящих; говорят, не будучи уверенными, что их слушают; говорят долго; не используют всего банка идей.

Телефонный разговор – один из видов делового общения.

Невербальные средства общения. Мимика. Жестикуляция (виды жестов, национальные жесты). Поза.

. Формирование тактичного, делового, доброжелательного индивидуального и коллективного стиля общения, навыки и умения рационального речевого поведения, коммуникативной компетентности личности, развитие морально-волевых качеств личности (внимания, памяти, уверенности в себе, настойчивости, общительности, толерантности), умение вести содержательный разговор.

Тест «Коммуникативная культура личности». Беседа «Общение и его слагаемые». Сообщение учителя по теме. Сообщение учащегося по книге Д.Карнеги «Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей». Ролевые игры «Приветствие», «Просьба», «Выход из контакта», «Этика взаимоотношений», «Передача эмоций» (разыгрывание ситуаций, где отсутствует один из компонентов общения, умение найти выход из такой ситуации). Тренинг «Кавалер», «Комплимент». Сообщение учащегося «Типы собеседников». Практикум. Составление таблицы «Как надо и не надо слушать». Деловая игра «Как мы слушаем?». Тест «Культура телефонного общения». Деловая игра «Разговор по телефону». Сообщение учащегося по книге А.Пиза «Язык телодвижений». Практикум «Что это означает?» (умение определять готовность к общению по жестам). Вопросы, задания и упражнения для самостоятельной работы.

2. Основы ораторского искусства

Риторика как наука об убеждениях, о формах и методах речевого воздействия на аудиторию. Искусство красноречия в Древней Греции, Древнем Риме, России.

Риторические умения и навыки. Речевой аппарат, дыхание и его тренировка, голос, дикция и процесс их воспитания, интонация, паузация (тон, интенсивность звучания, темп, тембр, 7 интонационных конструкций, назначение интонации и пауз).

Индивидуальные особенности оратора.

Чувство неуверенности и страха перед выступлением.

Выработка практических умений и навыков . Подготовка школьников к психологическому контакту с аудиторией – преодоление страха, неуверенности, выработка умения свободно, раскованно держаться перед аудиторией, безошибочно реагировать на ее поведение; совершенствование речевого аппарата, дыхания, голоса, интонации; овладение техникой речи.

Примерные виды деятельности учителя и учащихся.

Доклады, сообщения учащихся об известных ораторах Древней Греции, Древнего Рима. Доклады, сообщения учащихся из истории русской школы риторики и ее мастерах. Упражнения для дыхания, дикции, голоса, интонации. Тренинг («Литературный пересказ», «Придумай рассказ», «Дополни пословицу», «Угадай пословицу»). Вопросы и задания для самостоятельной работы по теме.

3. Композиция речи

Композиция речи. План – основа композиции: предварительный план, рабочий план, основной план, простой и сложный план.

Составные части композиции. Вступление. Основная часть и методы изложения материала. Заключение. Типы композиционного построения речи: дедуктивное и индуктивное рассуждение, движение от проблемы к ее решению, опора на причинно-следственные связи, изложение от простого к сложному, от знакомого к незнакомому.

Недостатки композиции и пути их преодоления.

Анализ и оценка выступления.

Овладение учащимися навыками построения устной речи; произнесение речи по подготовленному заранее плану-конспекту, сочетание естественности и живости спонтанной речи; развитие умения оценивать, анализировать и создавать собственную публичную речь с точки зрения ее целесообразности и эффективности; умение находить и отбирать знания, материал для реализации частных тем; (отработка навыков и умения находить нужную информацию по заданной теме в специальной литературе, расширяя и углубляя учебный материал за счет жизненных наблюдений и интеграции учебных курсов); выработка навыка структурирования замысла с учетом различных целевых установок и интерпретации информации в различных жанрах; овладение техникой построения речи;

. Беседа и сообщения учащихся по теме занятия. Беседа по теме занятия. Тренинг. («Придумай рассказ», «Литературный пересказ»). Ролевые игры («Информация»). Вопросы и задания для самостоятельной работы.

4. Логические основы красноречия. Искусство быть убедительным

Логическая связь фактов, мыслей, положений публичного выступления, его подчиненность доказательству главной идеи и реализации цели убедить слушателей.

Требования диалектической логики, предъявляемые к публичному выступлению: всесторонне знание предмета, рассмотрение его в развитии, проверка утверждений практикой, конкретность истины.

Основные формально-логические законы : закон тождества, закон противоречия/непротиворечия, закон исключения третьего, закон достаточного основания.

Логические ошибки : потеря тезиса, подмена тезиса, антиномия, софизм.

Доказательства (демонстрации): их структура и виды. Структура доказательств. Виды доказательств. Способы доказательств (прямое и обратное). Доказывание и убеждение.

Требования, предъявляемые к аргументам: истинность, доказательность. Приемы аргументации (факты, цифры, статистические данные, ссылки на авторитеты).

Фактический материал и средства наглядности: правила цитирования; средства наглядности (визуальные, аудиальные, аудиовизуальные, графические)

Выработка практических умений и навыков. Умение пользоваться логическими приемами, законами, умозаключениями; умение применять различные виды и способы доказательств, соблюдая требования, предъявляемые к фактическому материалу и средствам наглядности; умение сознательно структурировать собственную мысль, опираясь на общие законы и правила монологической речи; понимать способы выражения замысла оратора в адекватной языковой форме с учетом поставленных целей; овладение основными ресурсами аргументации.

Примерные виды деятельности учителя и учащихся . Беседа и сообщения учащихся по теме занятия. Ролевые игры. («Прорыв», «Метафора», «Точка зрения»). Тренинг. («Буриме», «Гайд-парк», «Психотренинг»). Практикум. Составление памятки «Правила цитирования». Вопросы, упражнения и задания для самостоятельной работы.

5 . Владение аудиторией и способы влияния на нее

Контакт с аудиторией. Способы установления контакта со слушателями: начальная пауза, «ораторская лихорадка», жесты и мимика, техника речи.

Педагогические приемы, используемые при выступлении : прием новизны, учет интересов слушателей, создание проблемной ситуации, прием соучастия и сопереживания.

Учет особенностей аудитории и психологии слушателей . (Возраст, род занятий, интересы и т.п.)

Форма преподнесения материала.

Поведение оратора (жесты, мимика). Типы ораторов.

Выработка практических умений и навыков. Умения и навыки ораторского мастерства (владение способами установления контакта с аудиторией, влияния на слушателей, и т.п.); освоение основных способов эмоционального воздействия на аудиторию; умение произносить свои сочинения, опираясь на знание аудитории; умение прогнозировать и устанавливать связи полученного и ожидаемыми результатами;

Примерные виды деятельности учителя и учащихся . Беседа и выступления учащихся. Сообщения учащихся по книге А.Пиза «Язык телодвижений» по книгам Д.Карнеги «Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей», «Как выработать уверенность в себе и влиять на людей, выступая публично». Ролевые игры («Убеждение», «Побуждение», «Горячий стул», «Всеобщее внимание».) Тренинг («Опоздавший», «Психотренинг», «Гайд-парк»). Вопросы, упражнения и задания по теме.

6. Основы полемического мастерства

Спор. Классификация: цель, социальная значимость проблемы, количество участников и слушателей, форма проведения, организованные и неорганизованные споры; предмет (предмет отсутствует, умение выделить и не потерять предмет спора; культура спора (определенность позиций, употребление понятий). Из истории искусства спора.

Полемика. Поведение полемистов (не оспаривай глупца, наличие свидетелей, индивидуальные особенности участников). Уважительное отношение к оппонентам. Выдержка и самообладание.

Доводы в споре и полемические приемы . Доводы и их особенности (сильные и слабые; адресат; воздействие на чувства слушателей). Полемические приемы (опровержение ложного тезиса фактам; критика доводов оппонента; опровержение демонстрации; юмор, ирония, сарказм; «сведение к абсурду»; прием бумеранга; атака вопросами; «довод к человеку»).

Вопросы и ответы. Виды ответов (краткие и развернутые).

Выработка практических умений и навыков. Сформировать знания, умения и навыки культуры спора, дискуссии и полемики, формирование культуры несогласия в процессе проведения споров, диспутов, полемик, спонтанных и подготовленных дискуссий; умение пользоваться в речи элементами адресации, авторизации и этикетными речевыми формулами; умение корректно вести спор, дискуссию, полемику.

Примерные виды деятельности учителя и учащихся. Беседа и выступления учащихся. Доклады и сообщения учащихся из истории искусства спора и полемики. Практикум. Составление «Памятки полемиста», «Словаря полемиста», «Памятки «Как вести дискуссию»». Ролевые игры. («Принятие решений», «Вопросы», «Политбой»). Тренинг («Считалка», «Диспут», «Импровизация», «Критики», «Диалог»). Вопросы, задания для самостоятельной работы и упражнения по теме.

7. Двойственные приемы в споре

Двойственные и некорректные приемы и уловки в споре.

Двойственные приемы («ошибка многих вопросов», «ответ вопросом на вопрос», «ответ в кредит», «оттянуть возражение»).

Психологические приемы («ставка на ложный стыд»; «подмазывание аргумента»; ссылка на возраст, образование, положение; перевод разговора на другую тему («увести разговор в сторону»); «противоречие между словом и делом»).

Некорректные приемы («перевод вопроса на точку зрения пользы или вреда», «»смещение времени действия»; самоуверенный тон; «чтение в сердцах», обсуждение, «обструкция»).

Нечестные приемы («софизм», «подмена тезиса», «фигура умолчания»; «использование ложных или недоказанных аргументов», «аксиоматическое доказательство»; «наклеивание ярлыков»; «высокомерный ответ»; «игра на самолюбии»).

Умение нейтрализовать двойственные приемы: опровержение ложного тезиса фактами; «бить врага его оружием»; «сведение к абсурду»; «довод к человеку»; «возвратный удар»; «подхват реплики»; «апелляция к публике или чувству юмора».

Выработка практических умений и навыков. Выработать умения и навыки распознавать и нейтрализовать некорректные и двойственные приемы в споре, дискуссии и полемике.

Примерные виды деятельности учителя и учащихся . Тренинг («Гайд-парк», «Психотренинг». «Волшебный сон», «Ответы на вопросы»). Ролевая игра «Обвинители и защитники». Вопросы, упражнения и задания по теме.

8. Умение прослыть остроумным

Остроумие, юмор, ирония, сарказм.

Способы создания юмористических ситуаций: глубокомысленная пауза; ложное противопоставление; ложное усиление; доведение до абсурда; остроумие нелепости; смешение стилей; псевдоглубокомыслие; намек; блатной стиль; ирония; сравнение по неявному признаку; повторение как прием остроумия; перечисление разнородных предметов; двойное истолкование; парадокс и парадоксальная ситуация; эпиграмма, каламбур и др.

Выработка практических умений и навыков. Формирование знаний, навыков и умений коммуникативной компетентности личности, формирование и развитие языковой личность, которая способна словесно воплотить мысль, умения быть остроумным; понимать способы выражения замысла оратора в адекватной языковой форме с учетом поставленных целей;

Примерные виды деятельности учителя и учащихся. Сообщения учащихся «Что такое юмор, ирония, сатира, сарказм?». Беседа «Что вызывает улыбку и смех: взгляд в прошлое или настоящее?». Тренинг («Кавалер». «Комплимент», «Доверчивость», «Расскажи анекдот», «Я остроумный»). Ролевая игра «Шутка». Упражнения и задания по теме.

Учебно-тематическое планирование курса

Кол -во часов

Основные вопросы.

Виды учебной деятельности

Культура

и этика общения

1. Общение и его слагаемые.

    Субъект, объект, язык, предмет.

    Виды общения (контактное, дискантное; деловое, неофициальное и т.п.)

2. Условия эффективного общения

    Обоюдное желание,

    Удачный выбор темы интересной для собеседников,

    Умение найти общий язык, понятный собеседнику.

3. Деловое общение.

1) регламентированность, деловой этикет, речевой этикет;

2) виды и условия эффективного слушания

3) Структура деловой беседы.

    Начало беседы,

    Изложение позиции и ее обоснование,

    Выяснение позиции собеседника,

    Совместный анализ проблемы

    Принятие решений.

Не учитывают мотивы поведения собеседника,

Не проявляют интереса к проблеме,

Не слушают собеседника,

Перебивают говорящих,

Говорят, не будучи уверенными, что их слушают

Говорят долго,

Не используют всего банка идей.

4. Телефонный разговор – один из видов делового общения.

5. Невербальные средства общения.

  • Жестикуляция (виды жестов, национальные жесты)

1.1. Тест «Коммуникативная культура личности»

1.2. Беседа «Общение и его слагаемые».

1.3. Сообщение учащегося по книге Д.Карнеги «Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей».

1.4. Ролевые игры «Приветствие», «Просьба», «Выход из контакта», «Этика взаимоотношений», «Передача эмоций» (разыгрывание ситуаций, где отсутствует один из компонентов общения, умение найти выход из такой ситуации)

1.5.Тренинг «Кавалер», «Комплимент»

1.6. Сообщение учителя по теме.

1.7. Сообщение учащегося «Типы собеседников».

1.8. Практикум. Составление таблицы «Как надо и не надо слушать».

1.9. Деловая игра «Как мы слушаем?»

1.10. Ролевая игра «Считалка».

1.11. Тест «Культура телефонного общения».

1.12. Деловая игра «Разговор по телефону».

1.13.Сообщение учащегося по книге А.Пиза «Язык телодвижений».

1.14. Практикум «Что это означает?» (умение определять готовность к общению по жестам)

1. 15. Вопросы, задания и упражнения для самостоятельной работы.

Основы ораторского искусства.

1. Из истории риторики.

2. Риторические навыки и умения.

    Речевой аппарат,

    Интонация, паузация (тон, интенсивность звучания, темп, тембр, 7 интонационных конструкций, назначение интонации и пауз).

3. Индивидуальные особенности оратора.

4. Чувство неуверенности и страха перед выступлением.

2.1. Доклады, сообщения учащихся об известных ораторах Древней Греции, Древнего Рима.

2.2. Доклады, сообщения учащихся из истории русской школы риторики и ее мастерах.

2.4.Тренинг («Литературный пересказ», «Придумай рассказ», «Дополни пословицу», «Угадай пословицу»).

Вопросы и задания для самостоятельной работы по теме.

построить свою речь?

1. Что такое композиция речи?

2. План – основа композиции:

    Предварительный план,

    Рабочий план,

    Основной план,

    Простой и сложный план.

3. Составные части композиции

    Вступление,

    Основная часть и методы изложения материала,

    Заключение.

4. Недостатки композиции и пути их преодоления.

5. Анализ и оценка выступления.

3.1. Беседа и сообщения учащихся по теме занятия.

3.2. Тренинг. («Придумай рассказ», «Литературный пересказ»).

3.3.Ролевые игры («Информация»).

3.4. Вопросы и задания для самостоятельной работы.

Искусство быть убедитель

1.Требования диалектической логики, предъявляемые к публичному выступлению:

    всесторонне знание предмета,

    рассмотрение его в развитии,

    проверка утверждений практикой,

    конкретность истины.

2. Основные формально-логические законы

    закон тождества,

    закон противоречия/непротиворечия

    закон исключения третьего,

    закон достаточного основания.

3. Логические ошибки.

    Потеря тезиса,

    Подмена тезиса,

    Антиномия

4. Доказательства (демонстрации): их структура и виды.

    Структура доказательств,

    Виды доказательств,

    Доказывание и убеждение.

5. Фактический материал и средства наглядности:

    Правила цитирования;

Средства наглядности (визуальные, аудиальные, аудиовизуальные, графические)

4.1. Беседа и сообщения учащихся по теме занятия.

4.2. Ролевые игры. («Прорыв», «Метафора», «Точка зрения»).

4.3. Тренинг. («Буриме», «Гайд-парк», «Психотренинг»).

4.4. Практикум. Составление памятки «Правила цитирования».

4.5. Вопросы, упражнения и задания для самостоятельной работы.

Как владеть аудиторией и влиять на нее?

1. Контакт с аудиторией. Что это такое?

2. Способы установления контакта со слушателями.

    Начальная пауза,

    «Ораторская лихорадка»,

    Жесты и мимика,

    Техника речи.

3. Учет особенностей аудитории и психологии слушате­лей. (Возраст, род занятий, интересы и т.п.)

4.Форма преподнесения материала.

5. Поведение оратора (жесты, мимика)

5.1. Беседа и выступления учащихся.

5.2. Сообщения учащихся по книгам А.Пиза «Язык телодвижений», Д.Карнеги «Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей», «Как выработать уверенность в себе и влиять на людей, выступая публично».

5.3. Ролевые игры («Убеждение», «Побуждение», «Горячий стул», «Всеобщее внимание».)

5.4.Тренинг. «Опоздавший», «Психотренинг», «Гайд-парк»).

5.5. Вопросы, упражнения и задания по теме.

Основы полемическо

го мастерства.

    Классификация (Цель, социальная значимость проблемы, количество участников и слушателей, форма проведения, организованные и неорганизованные споры),

    Предмет (предмет отсутствует, умение выделить и не потерять предмет спора),

    Культура спора (определенность позиций, употребление понятий)

    Из истории искусства спора.

2. Полемика:

    Поведение полемистов (не оспаривай глупца, наличие свидетелей, индивидуальные особенности участников),

    Уважительное отношение к оппонентам,

    Выдержка и самообладание.

3. Доводы в споре и полемические приемы.

    Доводы и их особенности (сильные и слабые; адресат; воздействие на чувства слушателей)

    Полемические приемы (опровержение ложного тезиса фактам; критика доводов оппонента; опровержение демонстрации; юмор, ирония, сарказм; «сведение к абсурду»; прием бумеранга; атака вопросами; «довод к человеку»)

4. Вопросы и ответы (Искусство отвечать на вопросы, виды ответов).

    Классификация вопросов (уточняющие и восполняющие, простые и сложные, корректные и некорректные, благожелательные и неблагожелательные, острые).

Виды ответов (краткие и развернутые).

6.1. Беседа и выступления учащихся.

6.2. Доклады и сообщения учащихся из истории искусства спора и полемики.

6.3. Практикум. Составление «Памятки полемиста», «Словаря полемиста», «Памятки «Как вести дискуссию».

6.4. Ролевые игры. («Принятие решений», «Вопросы», «Политбой»).

6.5. Тренинг («Считалка», «Диспут», «Импровизация», «Критики», «Диалог»).

6.6. Вопросы, задания для самостоятельной работы и упражнения по теме.

Двойствен

ные приемы в споре.

1. Двойственные и некорректные приемы и уловки в споре:

    Двойственные приемы («ошибка многих вопросов», «ответ вопросом на вопрос», «ответ в кредит», «оттянуть возражение»)

    Психологические приемы («ставка на ложный стыд»; «подмазывание аргумента»; ссылка на возраст, образование, положение; перевод разговора на другую тему («увести разговор в сторону»); «противоречие между словом и делом»);

    Некорректные приемы («перевод вопроса на точку зрения пользы или вреда», «»смещение времени действия»; самоуверенный тон; «чтение в сердцах», обсуждение, «обструкция»);

    Нечестные приемы ((«софизм», «подмена тезиса», «фигура умолчания»; «использование ложных или недоказанных аргументов», «аксиоматическое доказательство»; «наклеивание ярлыков»; «огульное несогласие»; «высокомерный ответ»; «игра на самолюбии»).

2. Умение нейтрализовать двойственные приемы:

    опровержение ложного тезиса фактами;

    «бить врага его оружием»;

    «сведение к абсурду»; «довод к человеку»;

    «возвратный удар»;

    «подхват реплики»;

«апелляция к публике или чувству юмора»).

7.1. Тренинг. («Гайд-парк», «Психотренинг». «Волшебный сон», «Ответы на вопросы»)

7.2. Вопросы, упражнения и задания по теме.

7.3. Ролевая игра «Обвинители и защитники».

Как прослыть остроумным?

1.Остроумие, юмор, ирония, сарказм.

2.Способы создания юмористических ситуаций:

    глубокомысленная пауза,

    ложное противопоставление,

    ложное усиление,

    доведение до абсурда,

    остроумие нелепости,

    смешение стилей,

    псевдоглубокомыслие,

  • блатной стиль,

  • сравнение по неявному признаку,

    повторение как прием остроумия,

    перечисление разнородных предметов,

    двойное истолкование,

    парадокс и парадоксальная ситуация,

    эпиграмма.

8.1. Сообщения учащихся «Что такое юмор, ирония, сатира, сарказм?»

8.2. Беседа «Что вызывает улыбку и смех: взгляд в прошлого и настоящее?»

8.3. Тренинг. («Кавалер». «Комплимент», «Доверчивость», «Расскажи анекдот», «Я остроумный».)

8.4. Ролевая игра «Шутка».

8.5. Упражнения и задания по теме.

Итоговое

Деловая игра. («Детектив», «Прием на работу», «Обвинители и защитники».)

Литература

    Введенская М.А., Павлова Л.Г. Культура и искусство речи. Современная риторика. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1996.

    Игры – Обучение, тренинг, досуг… / Под ред. Петрусинского В.В.// В 4-х книгах. – М.: Новая школа, 1994.

    Михайличенко Н.А. Риторика: учебное пособие для учащихся гимназий, лицеев и школ гуманитарного профиля. – М.: Новая школа, 1994.

    Мучник Б.С. Культура письменной речи: Формирование стилистического мышления: Пособие для учащихся 10-11 классов средних школ, гимназий. – 2-е изд., исправленное и дополненное. – М.: Аспект Пресс, 1996.

    Павлова Л. Г. Психология спора. - Владивосток, 1988.

    Павлова Л.Г. Спор, дискуссия, полемика: Книга для учащихся старших классов средней школы. – М.: Просвещение, 1991.

    Соколова В.В. Культура речи и культура общения. – М.: Просвещение, 1995.

    Ханин М.И. Практикум по культуре речи, или Как научиться красиво и убедительно говорить: учеб. пособие. – СПб.: Паритет, 2002.

МБОУ СОШ №1 с валеологическим направлением города Можги Удмуртской республики

Планирование

элективного курса

«Культурный аспект российской истории»

Преподаватель: Смирнова Е.В.

10-11 класс

Можга, 2013

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Актуальность . Глубокие социальные изменения, повсеместно происходящие в мире в начале XXI столетия, отражают переход к новому типу цивилизации, связанному с широким использованием новейших, в том числе информационных, технологий. В докладе Римского клуба 1991 года эти процессы были названы «первой глобальной революцией», которая « формируется под воздействием геостратегических потрясений, социальных, технологических, культурных и этических факторов…». На наших глазах видоизменяется система ценностей, что имеет подчас непредсказуемые последствия. Утрату ценностей (аномию) нередко ставят в разряд глобальных проблем, считая, что «затруднения человечества» во многом вызваны несовершенством поведения человека, его этических норм…»

Сегодня, в период перехода к информационной, или постиндустриальной, культуре, отличающейся такими чертами, как интегрированный характер, гибкость, подвижность мышления, диалогичность, толерантность и теснейшая коммуникация на всех уровнях, особую остроту приобретает вопрос подготовки Человека, соответствующего этой новой культуре. В значительной степени само существование цивилизации зависит от процессов становления нового типа личности как системообразующего элемента общества.

Во введении к Концепции государственного стандарта общего образования читаем: «Развитие личности – смысл и цель современного образования... Новыми нормами становятся жизнь в постоянно изменяющихся условиях, что требует умения решать постоянно возникающие новые, нестандартные проблемы; жизнь в условиях поликультурного общества». Таким образом, государство предложило не просто очередное совершенствование системы обучения, а принципиально новую образовательную цель в соответствии с изменяющимися историческими условиями. Актуальность приобретают способы формирования и воспитания личности, способной интериозировать, воспроизводить и приращивать содержание культуры.

Элективный курс «Культурный аспект российской истории » поможет педагогу в решении этих проблем. Освоение курса позволит учащимся осознать истоки и проявление специфики различных сфер российской истории, постигнуть смысл исторических событий и явлений в их культурном выражении, углубить и систематизировать знания по истории России, способствует реализации гуманитарного потенциала исторического образования.

Необходимость введения курса. Появление этого курса в старших классах обусловлено не только необходимостью становления ученика как субъекта российской культуры, но и предназначено в максимальной степени подготовить их к Единому государственному экзамену по истории. В условиях реформирования российской системы образования, поисков объективных оценок качества образования актуализировались проблемы подготовки учащихся к успешному прохождению итоговой аттестации в форме ЕГЭ. Проводимый уже в течение нескольких лет Единый экзамен по истории выявил факт дефицита знаний выпускников по «…целому блоку учебного материала, связанному с изучением вопросов истории культуры» (Отчет ФИПИ о результатах ЕГЭ по истории 2011 г, с.25). Разработка данной программы обусловлена запросами, как учителей истории восполнить пробелы в уровне подготовки учащихся по предмету, так и запросами учеников в осмыслении стратегии действий при подготовке к единому государственному экзамену.

Элективный курс «Культурный аспект российской истории» позволяет организовать изучение культурологических вопросов, входящих в структуру контрольно-измерительных материалов по истории на качественно новом уровне, и существенно повысить компетентность учащихся в вопросах духовно-культурного аспекта российской истории.

Место курса в образовательном процессе . Курс предназначен для изучения в старших классах средней (полной) школы на профильном уровне. Являясь курсом гуманитарного цикла, он может войти в третий предметный блок профильного обучения одного из следующих профилей: гуманитарного, социально-экономического, универсального (общеобразовательного) и др.

Программа курса предполагает углубление содержания профильного курса по истории России; позволяет подготовиться к решению заданий по культуре России, включенным в контрольно – измерительные материалы ЕГЭ по истории, на повышенном уровне; удовлетворяет познавательные и творческие интересы старшеклассников.

Предмет курса - отечественная культура от ее зарождения до настоящего времени. Курс расширяет возможности понимания исторического процесса, позволяет ощутить живое движение национального духа, опираясь на знания по истории Отечества. Автор рассматривает культуру как несущую конструкцию, глубинную суть национальной истории.

Цель изучения курса - введение учащихся в мир русской культуры, создание возможностей для активизации познавательных и духовных потребностей учащихся в осмыслении российской истории, организация условий для самостоятельного постижения старшеклассниками российских духовных ценностей.

Цель изучения курса связана с необходимостью, во-первых, профессиональной ориентации учащихся выпускных классов, во-вторых, интеграции сложившихся у них знаний и представлений в целостную картину мира, в-третьих, поддержки изучения базового курса и установления преемственности между базовым и элективным курсом.

Задачи преподавания курса:


  • формирование основ культурологического мышления;

  • развитие познавательного и креативного потенциала личности;

  • создание условия для живого общения учащихся с шедеврами русской культуры, обогащение их духовного мира через опыт поколений;

  • развивать понимание законов культуры, способность быть вдумчивым читателем, слушателем, зрителем, т.е. развивать способность и стремление воспринимать культуру в течение всей жизни, и именно с этой целью дать определенную сумму знаний, раскрыть наиболее важные законы сложного процесса развития культуры.
Своеобразие предлагаемого курса состоит в том, что каждая культурно-историческая эпоха представлена в динамике и взаимосвязи культурных и исторических явлений. Это позволяет рассматривать культуру как саморазвивающуюся систему, выявить ее место в российской истории. При таком подходе достигается понимание истории России как целостного процесса.

Данная программа была разработана и апробирована как учебная модифицированная в МОУ СОШ № 1 с.Арзгир Арзгирского района Ставропольского края в течение 2 лет. При написании основной части программы использовались идеи изучения курса по истории русской культуры на профильном уровне Н. П. Берляковой, Е. Б. Фирсовой. Содержание разделов и методика преподавания курса планировались с применением материалов программ и учебников Л. А. Рапацкой «Русская художественная культура» (профильный уровень), Л. Г. Емохоновой «Мировая художественная культура», А. А. Аронова « Мировая художественная культура. Россия. Конец 19 - 20 век».

Содержание программы курса «Культурный аспект российской истории» базируется на принципе культурных доминант с выделением наиболее ярких памятников каждой исторической эпохи. Это позволяет через знакомство с одним произведением даже одного мастера уловить мировоззренческие особенности и художественные идеи времени, поэтому при составлении программы был проведен тщательный отбор памятников культуры, наиболее знаковых для каждого периода российской истории.

Программа рассчитана на 2 года обучения (10 - 11 класс) и предполагает изучение курса в течение 68 часов, из расчета 1 учебный час в неделю.

Структурно курс построен по хронологически-проблемному принципу, что позволяет избежать перенасыщенности информацией, четче обозначить ключевые события культурной истории России. Логика исторического линейного развития – от культуры Древней Руси до культуры современной России – дает основу для сравнительного анализа, «межвременного диалога» культуры при сохранении единства культурных ареалов.

Предлагаемый курс основан на взаимодействии гуманистического, ценностного, культурологического, деятельностного, историко-проблемного подходов . Синтез данных подходов основан на их совместимости, непротиворечивости позиций. Подходы отражают гуманистическую направленность образования, характеризуют личностно-ориентированную специфику обучения.

Программа данного элективного курса осуществляет следующие функции:

Компенсаторную (формирует необходимый запас знаний, умений, опыта);

Трансляционную (поддерживает непрерывность в исторической пространстве, преемственность культурной системы, передает из прошлого в настоящее и из настоящего в будущее образцы культурного поведения, которые прошли длительную апробацию, приобрели ценностную окраску и объективно отвечают потребностям общества);

Персоналистическую (обеспечивает понимание собственной уникальности, настраивает на позитивно-критическое мышление, закладывает основы для осуществления продуктивной рефлексивной деятельности и личностного выбора человека, согласования его собственного поведения с социальными нормами);

Созидательную (создает условия для самореализации, самовыражения, саморазвития личности, для выработки инновационных типов поведения на основе усвоенных образцов).

Практическим результатом программы должно стать умение учеников учиться в соответствии со своими индивидуальными возможностями и планами, создавая образовательные продукты организационно - деятельностного и предметного плана, обеспечивающее эффективное усвоение учениками образовательных стандартов на личностно-значимом уровне. Значительное место в программе отведено современной российской культуре, знание и понимание которой способствует самоидентификации молодых людей в современном мире, их успешной адаптации, выбору индивидуального культурного развития и будущей профессии, успешное прохождение итоговой аттестации по истории в формате ЕГЭ.

Организация работы по данному курсу требует индивидуализации соотношения внешней информационной и внутренней смысловой стороны в изложении материала. В программе спроектированы уроки, которые косвенно проектируют развитие учеников. И в этом контексте чрезвычайно важен смысловой центр, идея, положенная в основу взаимодействия педагога с детьми, вдохновляющая и направляющая его. Речь идет о своеобразной художественно-педагогической сверхзадаче (смысловой доминанте). Можно выделить четыре типа художественно-педагогических сверхзадач уроков данного курса: погружение, постижение, сравнение, обобщение.

Для успешной реализации художественно-педагогической сверхзадачи важен тип урока. В данном курсе предлагаются следующие типы уроков: урок «образ – модель», урок «исследование», урок «созерцание», урок «тренинг», урок «панорама». Гибкое соотношение типа урока и поставленной смысловой доминанты доказало свою эффективность на практике, повысив уровень эмоциональной отзывчивости и творческую активность учащихся.

В процессе преподавания необходимо динамично интегрировать различные информационные источники, знаковые системы, типы текстов. Решительное предпочтение следует отдавать коллективным методам работы - творческая мастерская, драматизация, игровое занятие, коллективная творческая работа.

Программа предлагает примерное тематическое планирование с указанием количества часов по разделам и темам, а также часов, отведенных на теоретическую и практическую часть курса. Сопровождается приложением , в котором раскрываются методические рекомендации по отдельным темам курса, содержится дидактический материал для учителя, электронное приложение в виде интерактивной программы для тестового контроля в ходе тренинга.

Важное значение в успешной реализации программы имеет заинтересованность не только педагога, но и обучаемых в совместной деятельности. В связи с этим используются различные методы создания положительной мотивации обучаемых:

Эмоциональные:


  • ситуация успеха;

  • поощрение и порицание;

  • познавательная игра;

  • свободный выбор задания;

  • удовлетворение желания быть значимой личностью.
Волевые:

  • предъявление образовательных требований;

  • формирование ответственного отношения к получению знаний;

  • информирование о прогнозируемых результатах образования.
Социальные:

  • развитие желания быть полезными обществу;

  • создание ситуации взаимопомощи, взаимопроверки и заинтересованности в результатах коллективной работы.
Познавательные:

  • опора на субъективный опыт ребенка;

  • решение творческих задач;

  • создание проблемных ситуаций.
Ожидаемые результаты развития ученика :

  • владение ключевыми понятиями культурно-исторической эпохи;

  • владение элементами исследовательской работы, связанной с поиском, отбором, анализом, обобщением материала, умением выдвигать гипотезы и осуществлять их проверку;

  • умение выявить культурную доминанту исторического времени через специфику картины мира и системы ценностей;

  • умение классифицировать исторические события через культурный опыт, биографию человека;

  • умение определять культурно-исторические эпохи в истории России через ведущие формы культурного творчества;

  • умение определять стилевые особенности памятников отечественной литературы и искусства, сопоставлять имена крупнейших деятелей культуры с контекстом данной культурно-исторической эпохи;

  • умение систематизировать полученные знания (составлять аннотации, рецензии, схемы, таблицы и т.д.);

  • умение представить результаты своей деятельности в форме исторического эссе, рецензии, презентации, тезисов, реферата, выступления на конференции и т.п.
Работа над каждым разделом предполагает активизацию творческих возможностей учеников, развитие навыков аналитического мышления и критического анализа.
Оценка результативности.

Подходы и принципы к организации контроля

1. Индивидуальный характер контроля.

2. Систематичность, регулярность проведения контроля.

3. Разнообразие форм проведения, обеспечивающее выполнение обучающей, развивающей и воспитывающей функций контроля.

4. Контроль должен охватывать все разделы учебной программы, обеспечивать проверку теоретических знаний, интеллектуальных и практических умений и навыков учащихся.

5. Объективность контроля.

6. Дифференцированный подход, учитывающий специфические особенности всего учебного материала и его разделов, а также индивидуальные качества детей.

Формы и методы отслеживания результативности

За время обучения учащиеся проходят входной, текущий, рубежный контроль (беседа, игра, анкетирование).

При рассмотрении каждой темы ученикам предлагаются обучающие, развивающие, интеллектуальные и творческие задания.

Итоговым контролем выполнения программы в целом являются работы учащихся (рефераты, исследования, проекты, схемы, банк гипотез, карты размышлений, виртуальные выставки), представленные на семинарах и отчетном фестивале. Творческие работы учащихся наглядно иллюстрируют и заинтересованность темой, и уровень усвоения навыков и общий рост каждого ученика. После изучения каждого раздела проводятся уроки – тренинги , на которых разбираются модели заданий части 1 (А), части 2 (В), части 3 (С) контрольно-измерительных материалов ЕГЭ по истории по соответствующей содержательной линии и тренинг по выполнению этих заданий. Всего в курсе таких уроков предполагается семь.
Формы подведения итогов и способы оценивания достижений учащихся.

Подведение итогов и оценивание деятельности учащихся может проводится в традиционной форме: оценка за ответ на уроке, оценка за контрольную работу, за выполнение тестового задания и т. д., а также в сочетании с инновационными методами аттестации: дифференцированный зачет по контрольным вопросам, реферат, мини-исследование, интервьюирование, доклад по заданной теме, мультимедийная презентация и др.

С учетом того, что данный курс является элективным, т.е. выбирается учащимися инициативно, по их желанию и с учетом направленности познавательных интересов, целесообразно при оценке результата использовать такую систему оценивания, как портфолио достижений учащегося .

Учебно-тематический план (10 класс – 34 часа)


темы


Разделы, темы

Всего часов

В том числе

теория

практика

Вводный урок. Культура как смысл истории

1

1

Раздел 1. Культура средневековой Руси: истоки, ценностные основания, содержание

10

3

7

1

Мир культуры Древней Руси как ценностное основание русской культуры

3

1

2

2

Русская культура в условиях борьбы за независимость и единство в 13-15 веках

3

1

2

3

Московское царство как культурная эпоха

3

1

2

Тренинг по разделу «Культура средневековой Руси»

1

1

Раздел 2 . Культура русского Просвещения

13

4

9

4

Русская культура на пороге нового времени

3

1

2

5

Эпоха Просвещения в России

3

1

2

6

Художественный образ 18 века

3

1

2

7

«Золотой век» русской культуры

3

1

2

Тренинг по разделу «Культура русского Просвещения»

1

1

Раздел 3. Классическая русская культура 19 века

9

2

7

8

Дискуссия о национальной идее в 1830-1850-х гг.

2

1

1

9

Традиционная культура в 19 веке: провинция, усадьба, крестьянский мир

3

1

2

10

Русская культура второй половины 19 века

3

3

Тренинг по разделу «Классическая русская культура 19 века»

1

1

Итоговый урок. Культурное наследие России от язычества до классики.

1

1

ИТОГО

34 ч.

9 ч.

25 ч.

Элективный курс «Культурный аспект российской истории»

Учебно-тематический план (11 класс – 34 часа)


темы


Разделы, темы

Всего часов

В том числе

теория

практика

Вводный урок. Феномен культуры России 20 века

1

1

Раздел 4. Серебряный век русской культуры и его альтернативы

14

4

10

11

«Новая» русская культура рубежа веков

4

1

3

12

Условия появления и формы массовой городской культуры в России

5

2

3

13

Революция и судьбы культуры

3

1

2

Тренинг по разделу «Серебряный век русской культуры и его альтернативы»

2

2

Раздел 5 . Культура советского общества

10

2

8

14

Становление культуры советского общества в 1930-1940 гг.

4

1

3

15

Официальное и неофициальное пространство советской икультуры

4

1

3

Тренинг по разделу «Культура советского общества»

1

1

Раздел 6. Культура постсоветской России

8

2

7

16

Историческое самосознание и ценностные ориентиры постсоветского общества

3

1

2

17

Культурное пространство постсоветского общества

3

1

2

Тренинг по разделу «Культура постсоветской России»

1

1

Мини-конференция. Защита творческой работы

2

2

Итоговый урок. Поиск смысла и нового образа культуры в современном обществе.

1

1

ИТОГО

34 ч.

9 ч.

25 ч.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

10 класс.

Вводный урок. Культура как смысл истории. (1 ч.)

Понятие «культура». Культура. Человек. История. Культура как человеческое осмысление истории, основа формирования национального самосознания. Культура как способ познания человеком мира. Культурные явления как «знаки культуры», ее язык.

Культура как саморазвивающаяся система. Взаимосвязь культурных и исторических явлений. Содержание понятия «культурно-историческая эпоха». Механизмы саморазвития культуры. Роль системы жизненных ценностей в формировании культурно-исторической эпохи. Понятия «культурный диалог» и «культурная доминанта» в истории культуры.

Культура как смысл истории. Роль культуры в эпоху глобализирующегося мира.

Ключевые понятия : культура, культурно-историческая эпоха, культурный диалог, система жизненных ценностей (ценностные ориентации).

Раздел 1.

Культура средневековой Руси: истоки, ценностные основания, содержание (10 ч.)

Пояснительная записка

Программа элективного курса «Русская художественная культура от Древней Руси до конца XIX века» основана на концепции, согласно которой высокий духовно-нравственный потенциал русского искусства позволяет рассматривать отечественную художественную традицию как ведущую в культурологическом образовании учащихся общеобразовательных учреждений.

Элективный курс имеет интегрированный характер, включающий в себя сведения о разных видах искусств и литературы. В основу элективного курса положена история культуры и искусства России со времени зарождения славянской нации по конец XIX века.

Цель элективного курса – формирование у учащихся представления о русской художественной культуре как о величайшей национальной и общечеловеческой ценности, воплотившей вневременные духовные и нравственные идеалы.

Задачи элективного курса

  1. Показать русскую художественную культуру как целостность, вобравшую исторический опыт русского народа, его миропонимание и отразившую русский национальный менталитет.
  2. Дать представление об истоках и основных этапах исторического развития русской художественной культуры, выявить закономерности ее эволюции в соотнесенности с традициями европейской и мировой культуры.
  3. На материале конкретных произведений литературы, живописи, музыки, зодчества, театра и других видов искусства раскрыть особенности художественно-образного мышления великих русским мастеров.

Предназначение программы. Материал элективного курса рассчитан на учащихся 10-11 классов.

Основные функции элективного курса. Элективный курс может выполнять три основные функции:

  • выступать в роли «надстройки», дополнения содержания профильного курса;
  • развивать содержание одного из базисных курсов, изучение которого в данной школе осуществляется на минимальном общеобразовательном уровне;
  • быть направленным на удовлетворение познавательных интересов отдельных школьников в областях деятельности человека как бы выходящих за рамки выбранного ими профиля.

Актуальность элективного курса определяется тем, что в современных педагогических теориях все большее значение приобретают идеи гуманизации содержания гражданского образования и воспитания. Это получает подтверждение на практике: в общеобразовательных школах широко развиваются учебные предметы, связанные с гуманитарной областью знаний.

Новизна программы

Эвристическая направленность на формирование художественной культуры учащихся как части культуры духовной, приобщение школьников к миру искусств, общечеловеческим и национальным ценностям через собственное творчество учащихся и освоение художественного опыта прошлого.

Основные умения и навыки учащихся

Учащиеся должны знать:

  • основные эпохи в развитии русской художественной культуры;
  • основные стили и направления в русской художественной культуре;
  • роль древнерусского искусства для современности;
  • роль и место русского классического наследия в художественной культуре современности;
  • выдающиеся памятники русского искусства и культуры;
  • основные понятия, определения, термины, связанные с историей русской художественной культуры.

Учащиеся должны уметь:

  • отличать и анализировать произведения русской художественной культуры;
  • давать самостоятельную оценку произведений искусства, характерных для различных эпох и стилей;
  • объяснить роль и значение русской художественной культуры для духовного развития современного человека;
  • пользоваться словарной и справочной литературой по искусству, художественными произведениями, анализировать и интерпретировать текст.

Учебно-тематический план

Количество часов

Тема урока

Введение. Цели и задачи элективного курса.

Принятие христианства. Искусство Киевской Руси.

Азбука архитектуры. Особенности древнерусской архитектуры.

Золотое кольцо России. Древние русские монастыри. Древнерусские города.

Древнерусская живопись. Русская икона.

Письменность и книгопечатание.

Искусство Москвы.

Колокольные звоны.

«Живое дерево ремесел». Декоративно-прикладное искусство. Русские народные промыслы.

«Круглый год». Русские народные праздники.

Искусство эпохи Просвещения. Искусство и культура Петровской эпохи.

Изобразительное искусство Петровской эпохи. Станковый портрет.

Портрет 18 века: Аргунов, Рокотов, Левицкий, Боровиковский.

Русский классицизм в архитектуре Санкт-Петербурга.

Русские художники 19 века. Художники-передвижники.

«Музыка - душа народа». Творчество великих русских композиторов 19 века: М.И. Глинки, П.И. Чайковского, М.П. Мусоргского – «Могучая кучка».

Итоговый контроль.

Литература

  1. Энциклопедический словарь юного художника. – М.: «Просвещение», 1987.
  2. Энциклопедический словарь юного историка. – РА: «Просвещение», 1990.
  3. История русского и советского искусства / под ред. Д.В. Сарабьянова. – М.: Высшая школа, 1989.
  4. Рапацкая, Д.А., Русское искусство XVIII века. (Рассвет на Неве). – М.: 1995.
  5. Барская, Н.А. Сюжеты и образы древнерусской живописи. – М.: «Просвещение», 1993.
  6. Юдин В., Дни величальные. Страницы народного христианского календаря. – Саратов; Приволжское книжное издательство, 1992.
  7. Кузнецова, Э.В., Исторический и батальный жанр. – М.: «Просвещение», 1992.
  8. Розенвассер, В.Б. Беседы об искусстве. – М.: «Просвещение», 1979.
  9. Рябцев, Ю.С. История русской культуры: рабочая тетрадь: 2 ч, - М.: Владос, 2001.
  10. Беседы о живописи в школе. Искусство.- М.: 1996.
  11. Русская культура. В помощь школьнику. – М.: Конвес, 1997.
  12. Газета «Искусство» с 1996 г, приложение к газете «Первое сентября»
  13. Рапацкая, Л.А. Русская художественная культура, X-XI классы. Программа для общеобразовательных учреждений. – М.: «Просвещение», 2003.
  14. Русская художественная культура: учебник для 10 класса. – М.: «Просвещение».


Вверх