Образ Фамусова в комедии «Горе от ума. Образ и характер Фамусова в комедии Горе от ума – художественный анализ. Грибоедов Александр Сергеевич

Образ Фамусова в комедии «Горе от ума» является воплощением представителей самодержавия, реакционно ополченного чиновничества. В начале XIX века таких людей было очень много, о них говорили друзья Грибоедова, Пушкин, декабристы. Барская среда негативно относилась ко всему новому, яро защищала старые порядки. Фамусов - это не один человек, а целое сословие невеж, для которых в жизни нет ничего важнее денег.

Характеристика барина

Приверженность богачей старому режиму и их сопротивление новизне во всех проявлениях жизни показано в комедии «Горе от ума». Фамусов - крупный чиновник, очень уважаемый в обществе человек, он близко общается со знатными дворянами, титулованные особы посещают его дом. Павел Афанасьевич по своим взглядам является старовером, приверженцем крепостнического дворянства.

Грибоедов образ Фамусова в комедии «Горе от ума» раскрыл со всех сторон. Для тех, кого он считает себе равным, барин радушный и гостеприимный хозяин, дом которого всегда открыт. Павел Афанасьевич находчивый и остроумный рассказчик, добродушный, не лишенный житейского ума человек. Это любящий отец, готовый как пожурить, так и приласкать свою дочку. К слугам он относится грубо, ворчлив, вспыльчив. Как начальник - строг и требователен.

Культурный уровень помещика

Образ Фамусова в комедии «Горе от ума» воплощает в себе полупросвещение барского сословия. Павел Афанасьевич хвастает тем, что московские девицы два слова не могут связать воедино, что у него в канцелярии полно ничего не делающей родни. Речь Фамусова говорит сама за себя, у него богатый словарный запас, в котором преобладают народные выражения, попадаются и иноязычные слова.

Но барин не в состоянии выразить сложные душевные переживания или поговорить о науке, что указывает на его низкий культурный уровень. Это обычный русский помещик, предпочитающий общаться на житейском языке.

Манера общения

Правила поведения в обществе также затрагиваются в комедии «Горе от ума». Образ Фамусова является воплощением всех русских помещиков, привыкших унижать и оскорблять слабых и бедных, льститься перед теми, кого они побаиваются или кто им выгоден. С мелким чиновником Павел Афанасьевич общается на «ты» и только высокомерным тоном. С влиятельными людьми он говорит заискивающе, прибавляет к словам частицу «с». Определенная речевая манера делает образ Фамусова в комедии «Горе от ума» реалистичным и правдивым, ведь именно так разговаривало все московское дворянство.

Грибоедов поставил себе цель разоблачить крепостническое общество, показать, куда их господство ведет Россию, и это у него получилось. Современники писателя, прочитав комедию, узнали события и факты, происходившие прямо на их глазах. Грибоедов ничего не приукрашивал, а реалистично изобразил дворянство начала XIX века. Фамусов и ему подобные активно выступали против просвещения и культуры, отказываясь от духовного и Подобная элита для России - это шаг назад. Это отлично понимал как Грибоедов, так и его современники.

Фамусов - убежденный крепостник, готовый из-за любого пустяка сослать в Сибирь «на поселенье» своих крепостных слуг, яростный ненавистник просвещения, «низкопоклонник, льстец», человек, лишенный подлинного достоинства и чести, пресмыкающийся перед высшими для получения чинов и богатства. В Фамусове запечатлены также черты реакционно настроенного чиновничества, оплота царского самодержавия.

О Фамусове Гоголь замечает: «Тип Фамусова так же глубоко постигнут… как хвастается Простакова своим невежеством, он хвастается полупросвещением, как собственным, так и всего того сословия, к которому принадлежит: хвастается тем, что московские девицы верхние выводят нотки, словечка два не скажут, все с ужимкой; что дверь у него отперта для всех, как званых, так и незваных, особенно для иностранных; что канцелярия у него набита ничего не делающей родней. Он и благопристойный степенный человек, и волокита, и читает мораль, и мастер так пообедать, что в три дни не сварится. Он даже вольнодумец, если соберется с подобными себе стариками, и в то же время готов не допустить на выстрел к столицам молодых вольнодумцев, именем которых честит всех, кто не подчинился принятым светским обычаям их общества».

Облик Фамусова, типичного представителя реакционного московского барства, воплощен не только в «Горе от ума». Фамусовские черты отмечает в своих стихотворных характеристиках барской среды той эпохи молодой Пушкин. О них пишут и говорят многие современники Грибоедова, его друзья декабристы.

Примечательно, что в августе 1819 г. в речи на заседании Библейского общества в Киеве декабрист М. Ф. Орлов ярко нарисовал напоминающий Фамусова облик реакционера-крепостника, «любителя… не добродетелей, но только обычаев отцов наших, хулителя всех новых изобретений, врага света и стража тьмы», мечтающего о том, чтобы повергнуть Россию «к прежнему невежеству и оградить непроницаемой стеной от набегов наук и художеств».

В изображении барской Москвы «первые места, по всей справедливости, принадлежат Фамусову и Скалозубу, которые дают читателю ключ к пониманию целого исторического периода и которые своими типическими и резко обозначенными физиономиями объясняют нам и низкопоклонство Молчалина, и глупую сентиментальность Софьи, и бесплодное красноречие Чацкого. Грибоедов в своем анализе русской жизни дошел до той крайней границы, дальше которой поэт не может идти, не переставая быть поэтом и не превращаясь в ученого-исследователя» ‘. Такую оценку комедии дал Д. И. Писарев.

Разоблачая реакционность крепостнического общества, Грибоедов хотел показать, куда ведет русскую жизнь господство Фамусовых. Непримиримая вражда фамусовского лагеря к культуре и просвещению означала решительный отказ большинства дворянства от социального и духовного прогресса.

С поразительной исторической точностью и конкретностью грибоедовская сатира отражает широкий круг явлений, связанных с усилением крепостнической реакции в России 20-х гг. Многое из того, о чем говорят действующие лица комедии, остро напоминало современникам о фактах и событиях, происходивших на их глазах. Так, к негодующим словам старухи Хлёстовой:

* И впрямь с ума сойдешь от этих, от одних
* От пансионов, школ, лицеев, как бишь их,
* Да от Ланкартачных взаимных обучений…

можно привести вполне точный, реальный комментарий. Пансионы и лицей - это, конечно, пансион при Московском университете, воспитанником которого был Грибоедов, и Царск

    Комедия Грибоедова “Горе от ума” - выдающееся произведение русской и мировой драматургии. Автор ставит и разрешает важные для его времени проблемы: о государственной службе, о патриотизме, о человеческих взаимоотношениях. Он показывает горе умного человека,...

    В первой трети XIX века в русской литературе складывается тип лишнеко человека. Герои эти, среди которых наиболее известные Печорин, Онегин, Обломов, не похожи на большинство людей своего времени. Лишние люди, чей ум пытлив и глубок, “болеют болезнью...

    Они жили в самом начале XIX века... Рылеев, Одоев­ский, Кюхельбекер... Их лира поэтически воплощала ос­новные лозунги декабристов - свобода, справедливость, братство! Молодой Грибоедов был тесно связан с передо­выми людьми из тайных обществ. Его Чацкий...

    А.С. Грибоедов, поистине выдающийся драматург, до сих пор удивляет читателей мастерством создания одного из самых трудных жанров в литературе. Его драматургическое мастерство я постараюсь показать в своей работе, остановившись на главных художественных...

  1. Новое!
Не надобно другого образца, Когда в глазах пример отца. ...Прошедшего житья подлейшие черты. А. С. Грибоедов Павел Афанасьевич Фамусов - один из главных героев комедии «Горе от ума», идеолог старой барской Москвы - появляется перед читателем и зрителем в тот мо­мент, когда открывается его нравственное, моральное (вернее, безнравственное и амо­ральное) лицо. Он снисходительно заигрывает с хорошенькой служанкой, но при по­явлении Софьи теряет свою важность и становится смешным. В следующей сцене он лицемерно хвастает своим «монашеским» поведением. Откуда же такая важность и самоуверенность? Кто он такой? Фамусов - знатный, богатый дворянин, крупный чиновник. Он гордится своим происхождением (его дядя, Максим Петрович, был известен при дворе Екатерины), дружбой с такими «тузами», как Фома Фомич, князья Тугоуховские, Хлестова, гра­фини Хрюмины, «не нынче - завтра генерал» Скалозуб. У него, Фамусова, богатый, хлебосольный дом, этот человек гостеприимен, живет на широкую ногу. Он поклон­ник и защитник старины, ее обычаев, дворянских традиций и уклада жизни, считая себя патриотом, расхваливает Москву, образ жизни московских бар. Что же ценит он в старой дворянской Москве? Он, крепостник по убеждениям, не считает крепостных равными себе; уверен, что поступает правильно, окружая себя на службе родственниками, чтобы, представляя «к крестику иль к местечку», иметь возможность «порадеть родному человеку». До­стойными членами общества Фамусов считает только богатеев. Он уверен, что «по отцу и сыну честь», самодовольно заявляет: Будь плохонький, а если наберется Душ тысячки две родовых, Тот и жених. Отношение к службе у него тоже своеобразное: А у меня что дело, что не дело, Обычай мой такой: Подписано - так с плеч долой! О гражданском долге, как видим, речь не идет. Служба для Фамусова - только сред­ство получения чинов, наград, денег. Самое важное для него как для чиновника - умение «обойтись» с вышестоящими людьми, угодить им и таким путем выслужиться. Кто же для Фамусова образец? Это его дядя Максим Петрович, вельможа екате­рининского времени. Этот важный барин «на золоте едал», «езжал-то вечно цугом», имел «надменный нрав». «Когда же надо подслужиться, и он сгибался вперегиб», ста­новился шутом и таким путем приобрел влияние при дворе. Восхищается Фамусов и Кузьмой Петровичем, почтенным камергером, богачом, который «на богатой был же­нат, переженил детей, внучат». Таким людям он старается подражать, их ставит в пример молодежи. Воспитание молодого поколения - одна из волнующих его тем. Фамусов неглуп, он понимает, что от молодежи зависит будущее страны. В просвещении он видит опас­ность, угрожающую привычным устоям жизни. Он говорит с ненавистью: Ученье - вот чума, ученость - вот причина, Что нынче, пуще, чем когда, Безумных развелось людей, и дел, и мнений... Заканчивает свою мысль он категорическим требованием: ...уж коли зло пресечь, Забрать все книги бы да сжечь. Фамусов подсмеивается над принятым тогда в дворянских семьях России «фран­цузским» воспитанием, однако и сам следует моде, хотя называет французов-учите­лей «побродягами». Он уверен, что детей надо воспитывать в духе подражания стар­шим. «Учились бы, на старших глядя», - внушает он Чацкому, а дочери говорит, что лучший образец он сам. Самодовольный до крайности, любящий всех поучать, Фамусов ненавидит и бо­ится молодых людей, поборников нового, которые Отказываются подражать «старшим», а стремятся к свободе, к просвещению, науке, искусству, хотят «служить делу, а не лицам», отказываются «прислуживаться». Забыв, что Чацкий воспитывался в его доме, он с возмущением называет юношу «карбонари», «опасным человеком», кричит: «Он вольность хочет проповедать!», «Да он властей не признает!» Причины его беспокой­ства ясны: Чацкий высказывается против того строя и тех порядков, которые явля­ются основой благополучия Фамусова и его сторонников. К моральным качествам человека барин-крепостник никаких требований не предъявляет. Богатство - вот его бог. Поэтому грубый солдафон Скалозуб, а вовсе не Чацкий, кажется ему подходящим женихом для дочери. Поэтому, напуганный стра­стными нападками Чацкого на «век минувший», Фамусов с готовностью подхватыва­ет и охотно распространяет сплетню о его сумасшествии. Он еще чувствует себя до­статочно сильным: вокруг единомышленники, имеющие власть, влияние. Чацкий уедет, неприятная история с Молчалиным забудется... Конечно, Фамусова волнует, «что станет говорить княгиня Марья Алексевна», и свой гнев, свое раздражение он выплескивает на слуг, еще раз показывая, что их он людьми не считает, его власть над ними безгранична. «В работу вас! На поселенье вас!» - это не пустые угрозы. И все-таки самоуверенность его поколеблена. Как идеолог старой барской Москвы он не может не понимать, что стоит на зыбкой почве, что таким, как он, нанесен удар «ка­чеством силы свежей» (И. А. Гончаров). Грибоедовым создан очень интересный герой, прекрасно отражающий свое вре­мя, раскрывающий те его стороны, против которых выступили истинные патриоты России - декабристы. Многочисленные Фамусовы принадлежат истории. Но грибоедовский герой, с его откровенным консерватизмом, сочетанием высокомерия и заис­кивания, яркой, колоритной речью, незабываем.

Его фамилию производили от слова «фама», что по-латыни значит «молва»; указывалось, что этим Грибоедов хотел подчеркнуть, что Фамусов боится молвы, общественного мнения. Производят фамилию «Фамусов» и от латинского слова «фамосус» - знаменитый, известный. (Данный материал поможет грамотно написать и по теме Образ и характер Фамусова в комедии Горе от ума. Краткое содержание не дает понять весь смысл произведения, поэтому этот материал будет полезен для глубокого осмысления творчества писателей и поэтов, а так же их романов, повестей, рассказов, пьес, стихотворений. ) Павел Афанасьевич Фамусов - богатый барин-помещик и крупный чиновник. Он известный человек в кругу московского барства. Это подчёркивается и его фамилией Фамусов - родовитый дворянин: он в родстве с вельможей Максимом Петровичем, близко знаком с камергером Кузьмой Петровичем и титулованными дворянами, посещающими его дом.

Фамусов - реалистически созданный образ. Он раскрыт всесторонне - и как помещик, и как чиновник, и как отец.

По своим взглядам он «старовер», ярый защитник прав крепостнического дворянства, противник новизны во всех областях политической и общественной жизни. Фамусов - поклонник дворянской Москвы, её обычаев, образа жизни московского дворянства. У себя дома он гостеприимный, радушный хозяин, остроумный и находчивый рассказчик, любящий отец, властный барин. На службе он строгий начальник, покровитель своих родственников. Он не лишён практического, житейского ума, добродушия, но в то же время и ворчлив, вспыльчив, льстив перед теми, в ком заинтересован или кого побаивается.

Особенности его натуры с замечательной полнотой выражаются в его языке. Его речь типична для московского барина.

По составу словарь Фамусова очень разнообразен. В его речи встречаются народные слова и выражения: зелье, невзначай, подитка, откудова, против будущей недели, давно полковники, бьют баклуши, в ус никого не дуют и т. п. Попадаются и иноязычные слова: симфония, квартал, куртаг, карбонарий. Но характерно, что в языке Фамусова, прекрасно владеющего речью, нет слов, выражающих сложные душевные переживания, научные понятия, - это указывает на его невысокий культурный уровень. Фамусов говорит житейским языком. Оттого в его синтаксисе много разговорных выражений и простонародных оборотов речи: «Ну, выкинул ж ты штуку!», «Чуть из постели прыг!» Своей речью, её словарём и синтаксисом Фамусов как бы желает подчеркнуть, что он русский барин, не чуждающийся простонародной речи. Это несколько отличает его от других представителей его общества.

Но натура Фамусова ярче проявляется в интонациях в тех оттенках, которые приобретает его речь в зависимости от того, с кем он говорит.

Начальнически высокомерный с мелким чиновником Молчалиным, к которому он всё время обращается на «ты», Фамусов держится с Чацким, как с - человеком своего круга. Льстиво, заискивающе говорит Фамусов с влиятельным Скалозубом: «Сергей Сергеич, дорогой!», «Прошу покорно», «позвольте», «помилуйте»; прибавляет в разговоре с ним к словам частицу - с: «к нам сюда-с», «вот-с, Чацкого, мне друга, Андрея Ильича покойного сынок» и т. п.

Со слугами он груб, кричит на них: «Ослы! сто раз вам повторять?»

Образ Фамусова-отца ярко раскрывается в его обращении с Софьей. Он и журит её", и ласкает, и упрекает, и заботится о ней. Он и обращается к ней по-разному: Софья, Софьюшка, Софья Павловна, мой друг, дочка, сударыня.

Так речевой манерой Грибоедов делает ещё более ярким правдивый образ Фамусова, этого типичного представителя московского дворянства начала XIX века.

Если домашнее задание на тему: » Образ и характер Фамусова в комедии Горе от ума – художественный анализ. Грибоедов Александр Сергеевич оказалось вам полезным, то мы будем вам признательны, если вы разместите ссылку на эту сообщение у себя на страничке в вашей социальной сети.

 
  • Свежие новости

  • Категории

  • Новости

  • Сочинения по теме

      Фамусов и его окружение. (2) В моей комедии 25 глупцов на одного здравомыслящего. А. С. Грибоедов В комедии А. С. Грибоедова «Горе от Його прізвище робили від слова «фама», що по-латинському значить «поголоска»; вказувалося, що цим Грибоєдов хотів підкреслити, що Фамусов боїться поголоски, Образ Чацкого в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума». (2) В моей комедии 25 глупцов на одного здравомыслящего человека. И Личность и общество в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» Александр Сергеевич Грибоедов реалистически изобразил в своей комедии «Горе от Грибоедов А. С.Сочинение по произведению на тему: Барская Москва в изображении А. С. Грибоедова. А. С. Грибоедов написал комедию "Горе от
  • Рейтинг сочинений

      Пастух у Ручейка пел жалобно, в тоске, Свою беду и свой урон невозвратимый: Ягненок у него любимый Недавно утонул в

      Сюжетно-ролевые игры для детей. Сценарии игр. "С выдумкой идем по жизни" Эта игра выявит самого наблюдательного игрока и позволит им

      Обратимые и необратимые химические реакции. Химическое равновесие. Смещение химического равновесия под действием различных факторов 1. Химическое равновесие в системе 2NO(г)

      Ниобий в компактном состоянии представляет собой блестящий серебристо-белый (или серый в порошкообразном виде) парамагнитный металл с объёмноцентрированной кубической кристаллической решеткой.

      Имя существительное. Насыщение текста существительными может стать средством языковой изобразительности. Текст стихотворения А. А. Фета «Шепот, робкое дыханье...», в свое

Меню статьи:

В мире редко встретишь учение, которое бы пропагандировало насилие, ложь и обман. В большинстве своем мировые догмы утверждают принципы гуманности, миролюбия и добропорядочного отношения к другим людям, однако, реальная жизнь далека от этих учений.

Несмотря на все старания, в обществе преобладают коварство и обман. Такая тенденция характерна для любых социальных групп. Однако, осознание того, что элита общества также не лишена этих пороков человечества, действует удручающее – хочется верить, что в мире существует некий идеал общества и это не утопия.

Фамусовское общество, вполне вероятно, могло бы послужить такой идеальной моделью, но этого не происходит. С помощью разоблачения Александра Чацкого читатель узнает о пороках и негативных качествах характера, типичных для аристократов.

Обличение аристократии происходит на примере управляющего государственного учреждения в Москве Павла Афанасьевича Фамусова. Он не обладает ни уникальной биографией, ни уникальным характером – все его качества типичны для аристократии того времени.

Семейная жизнь Фамусова

В повести читатель знакомится с уже сформировавшимся, зрелым как биологически, так и психологически человеком.

Его точный возраст в пьесе не указан – на момент разворачивания основных событий он человек солидного возраста: «В мои лета не можно же пускаться мне вприсядку» – так говорит о своем возрасте сам Фамусов.

Семейная жизнь Павла Афанасьевича не была безоблачной – его жена умерла, и он женился повторно на некой «мадам Розье». Фамусов не может похвалиться большим количеством продолжателей его рода – у него один ребенок – дочка Соня, рожденная от первой жены.

Фамусов не лишен чувства сострадания – он взял к себе на воспитание сына своего друга – Александра Чацкого, после того, как мальчик осиротел. Александр сохранил приятные впечатления о своем воспитателе и после возвращения с длительной заграничной поездки, первым делом наносит визит Павлу Афанасьевичу. Искренне говоря, его уважение и благодарность по отношению к Фамусову – не единственная причина визита. Чацкий влюблен в Соню и рассчитывает на женитьбу с девушкой.

Исходя из этой ситуации, можно сделать вывод, что Павел Афанасьевич был хорошим воспитателем, он умел расположить к себе Александра в любом возрасте, иначе бы Чацкий с таким рвением не стремился нанести ему визит.


Однако встреча Фамусова с Чацким стала поводом для разочарования и ссоры. Александр начинает анализировать действия и позицию своего воспитателя и приходит к крайне неудовлетворительным, с его стороны, результатам.

Государственная служба Фамусова

С Фамусовым читатель знакомится уже тогда, когда он находится в должности управляющего « в казенном месте», о том, как он получил эту должность, и каковым был его карьерный путь Грибоедов не уточняет.

Известно, что Фамусов предпочитает видеть среди своих коллег-сотрудников родственников: «При мне служащие чужие очень редки».

Павел Афанасьевич окружил себе на работе родственниками, он любит порадовать их повышением в должности или очередной наградой, но делает это не просто так – Фамусову чуждо понятие бескорыстности.

Личностные качества и привычки Фамусова


В первую очередь выделяются корыстные мотивы. Сам он человек богатый и обеспеченный, поэтому при выборе своего будущего зятя он ориентируется на перспективность роста как карьерного, так и финансового молодого человека, ведь в понятии Фамусова первое неотъемлемо от второго.

Сам же Фамусов зависим от чинов, он считает, что человек, обладающий должным чином и многими наградами уже априори достойный уважения.

«Вы, страстные к чинам» – такую характеристику ему дает Чацкий. Помимо желания добиться чина, у его зятя еще должно быть достаточное финансовое обеспечение. При этом Павла Афанасьевича не интересует моральность и добропорядочность молодого человека.

Исходя из такой позиции, Александр Чацкий выглядит крайне непривлекательным кандидатом в мужья Соне Фамусовой. Он ушел из военной службы, гражданская служба у него так же не вызывает интереса, конечно, Чацкий обладает родовым поместьем, но это не вызывает в глазах Фамусова надежности и перспективы: «Кто беден, тот тебе не пара».

Ошарашенный таким приговором, Чацкий все же не теряет надежду на воссоединение с возлюбленной, но дальнейшее развитие конфликта заставляет Чацкого отказаться от этой идеи.

Фамусов высоко ценит достижения периода правления Екатерины ІІ, а идеалом человека считает Максим Максимыча, который сумел благодаря подлизничеству и способностью угодить достичь высот в карьере и находился в почете:

На куртаге ему случилось обступиться;
Упал, да так, что чуть затылка не пришиб;
Изволили смеяться; как же он?
Упал вдруго́рядь – уж нарочно,
А хохот пуще, он и в третий так же точно.
А? как по-вашему? по-нашему – смышлен.

Руководствуясь старыми принципами, Фамусов оценивает человека по его состоянию, а умение получить нужное, даже путем унижения, становится предметом восхищения.

Фамусов пренебрежительно относится к людям, служащим у него, он испытывает некую долю облегчения, ругая и крича на своих крепостных. Фразы типа «Ослы! сто раз вам повторять?» и «Ты, Филька, ты прямой чурбан» – обычное явление в его словарном запасе.

К слову, постоянное недовольство характерно для Павла Афанасьевича. Он недоволен слугами, недоволен новым временем, современной молодежью, науками и деятелями культуры.

Конфликт Чацкого и Фамусова

Образы Чацкого и Фамусова обличают «век нынешний» и «век минувший». Фамусов придерживается консервативности взглядом и считает, что нужно придерживаться порядков былых времен, ибо предки были мудрее современников. Фамусов все проводит в сравнении «было» и «стало».

Ему сложно осознать, что время предков прошло и поменялись требования общества:

В пятнадцать лет учителей научат!
А наши старички?? – Как их возьмет задор,
Засудят об делах, что слово – приговор, –
Ведь столбовые всё, в ус никого не дуют;
И об правительстве иной раз так толкуют,
Что если б кто подслушал их…

Кроме такого разделения, образы Фамусова и Чацкого разграничивают мир плотских наслаждений и мир духовный. Фамусов и подобные ему люди руководствуются в жизни основными потребностями организма, не заботясь о своем духовном и нравственном развитии. Они воплощают в себе человека, как представителя животного мира.




Вверх