Из опыта работы Урок. Тема: Драма «Гроза». Город Калинов и его обитатели. план-конспект урока по литературе (10 класс) на тему. Cочинение «Город Калинов и его обитатели Какой город калинов в драме гроза

Драматические события пьесы А.Н. Островского «Гроза» разворачиваются в городе Калинове. Этот городок располагается на живописном берегу Волги, с высокой кручи которого открываются взгляду необъятные российские просторы и безграничные дали. «Вид необыкновенный! Красота! Душа радуется », - восторгается местный механик самоучка Кулигин.
Картины бескрайних далей, отозвавшиеся в лирической песне. Среди долины ровныя», которую он напевает, имеют большое значение для передачи ощущения необъятных возможностей русской жизни, с одной стороны, и ограниченности быта в маленьком купеческом городке, с другой.

Великолепные картины волжского пейзажа органично вплелись в структуру пьесы. На первый взгляд, они противоречат ее драматической природе, но на самом деле - вносят в обрисовку места действия новые краски, выполняя тем самым важную художественную функцию: картиной обрывистого берега пьеса начинается, ею же она и заканчивается. Только в первом случае она рождает ощущение чего-то величественно-прекрасного и светлого, а во втором - катарсис. Пейзаж также служит для более яркой обрисовки действующих лиц - тонко чувствующих его красоту Кулигина и Катерины, с одной стороны, и всех, кто к нему равнодушен, - с другой.Гениальный драматург так тщательно воссоздал место действия, что мы можем, зрительно представить себе город Калинов, утопающий в зелени, каким он нарисован в пьесе. Мы видим его высокие заборы, и ворота с крепкими запорами, и деревянные дома с узорными ставенками и цветными занавесками окон, заставленных геранями и бальзаминами. Мы видим и трактиры, где в пьяном угаре кутят такие как Дикой и Тихон. Мы видим пыльные калиновс-кие улочки, где перед домами на скамейках беседуют обыватели, купцы и странницы и где порою издалека доносится песня под аккомпанемент гитары, а за калитками домов начинается спуск к оврагу, где ночами веселится молодежь. Нашему взору открывается галерея со сводами полуразрушенных построек; общественный сад с беседками, розовыми колоколенками и старинными золочеными церквами, где чинно прогуливаются «благородные семейства» и где развертывается общественная жизнь этого маленького купеческого городка. Наконец, мы видим волжский омут, в пучине которого суждено найти свой последний приют Катерине.

Жители Калинова ведут сонное, размеренное существовайие: «Спать ложатся очень рано, так что непривычному человеку трудно и выдержать такую сонную ночь». По праздникам чинно прогуливаются по бульвару, но «и то один вид делают, что гуляют, а сами ходят туда наряды показывать». Обыватели суеверны и покорны, у них нет стремления к культуре, наукам, их не интересуют новые идеи и мысли. Источниками новостей, слухов являются странницы, богомолки, «калики перехожие». Основой взаимоотношений людей в Калинове является материальная зависимость. Здесь деньги решают все. «Жестокие нравы, сударь, в нашем городе, жестокие! - говорит Кулигин, обращаясь к новому человеку в городе Борису. - В мещанстве, сударь, вы ничего, кроме грубости да бедности нагольной, не увидите. И никогда нам, сударь, не выбиться из этой коры. Потому что честным трудом никогда не заработать нам больше насущного хлеба. А у кого деньги, сударь, тот старается бедного закабалить, чтобы на его труды даровые еще больше денег наживать…» Говоря о толстосумах, Кулигин зорко замечает их взаимную вражду, паучью борьбу, сутяжничество, пристрастие к кляузам, проявление жадности и зависти. Он свидетельствует: «А между собой-то, сударь, как живут! Торговлю друг у друга подрывают, и не столько из корысти, сколько из зависти. Враждуют друг на друга; залучают в свои высокие-то хоромы пьяных приказчиков… А те им… злостные клаузы строчат на ближних. И начнется у них, сударь, суд да дело, и несть конца мучениям».

Ярким образным выражением проявления грубости и вражды, царящих в Калинове, становится невежественный самодур Савел Прокофьич Дикой, «ругатель» и «пронзительный мужик», как характеризуют его жители. Наделенный необузданным нравом, он запугал своих домашних (разогнал «по чердакам и чуланам»), терроризирует племянника Бориса, который «достался ему на жертву» и на котором он, по словам Кудряша, постоянно «ездит». Издевается он и над другими горожанами, обсчитывает, «куражится» над ними, «как его душе угодно», справедливо полагая, что «унять-то» его все равно некому. Брань, ругань по любому поводу - это не только привычное обращение с людьми, это его натура, его характер, - содержание всей его жизни.

Другим олицетворением «жестоких нравов» города Калинова является Марфа Игнатьевна Кабанова, «ханжа», как характеризует ее все тот же Кулигин. «Нищих оделяет, а домашних заела совсем». Кабаниха твердо стоит на страже устоявшихся порядков, заведенных в ее доме, ревностно охраняя эту жизнь от свежего ветра перемен. Она не может смириться с тем, что молодым пришелся не по вкусу ее образ жизни, что хочется им жить по-другому. Она не ругается, как Дикой. У нее свои методы устрашения, она въедливо, «как ржа железо», «точит» своих близких.

Дикой и Кабанова (один - грубо и открыто, другая - «под видом благочестия») отравляют жизнь окружающим, подавляя их, подчиняя своим порядкам, уничтожая в них светлые чувства. Для них потеря власти - потеря всего, в чем они видят смысл существования. Поэтому они так ненавидят новые обычаи, честность, искренность в проявлении чувств, тяготение молодежи к «воле».

Особая роль в «темном царстве» принадлежит таким как невежественная, лживая и наглая странница-попрошайка Феклуша. Она «странствует» по городам и весям, собирая нелепые россказни и фантастические истории - об умалении времени, о людях с песьими головами, о разбрасывании плевел, об огненном змие. Создается впечатление, что она нарочно перевирает услышанное, что ей доставляет удовольствие распространять все эти сплетни и нелепые слухи, - благодаря этому ее охотно принимают в домах Калинова и подобных ему городков. Феклуша выполняет свою миссию не бескорыстно: здесь накормят, тут напоят, там одарят. Образ Феклуши, олицетворяющей зло, лицемерие и грубое невежество, был очень типичен для изображаемой среды. Такие феклуши, разносчицы вздорных вестей, затуманивающих сознание обывателей, и богомольцы были необходимы хозяевам города, так как поддерживали авторитет их власти.

Наконец, еще одним колоритным выразителем жестоких нравов «темного царства» является в пьесе полусумасшедшая барыня. Она грубо и жестоко грозит гибелью чужой красоте. Это ее страшные пророчества, звучащие» словно голос трагедийного рока, получают в финале свое горькое подтверждение. В статье «Луч света в темном царстве» Н.А. Добролюбов писал: «В «Грозе» особенно видна необходимость так называемых «ненужных лиц»: без них Мы не можем понять лица героини и легко можем исказить смысл всей пьесы…»

Дикой, Кабанова, Феклуша и полусумасшедшая барыня - представители старшего поколения - являются выразителями худших сторон старого мира, его темноты, мистики и жестокости. К прошлому, богатому своей самобытной культурой, своими традициями, эти персонажи отношения не имеют. Но в городе Калинове, в условиях, подавляющих, ломающих и парализующих волю, живут и представители молодого поколения. Кто-то, как Катерина, тесно связанная укладом города и зависимая от него, живет и мучается, стремится вырваться из него, а кто-то, как Варвара, Кудряш, Борис и Тихон, смиряется, принимает его законы или находит способы примириться с ними.

Тихон - сын Марфы Кабановой и муж Катерины - наделен от природы незлобивым, тихим нравом. Есть в нем и доброта, и отзывчивость, и способность к здравому суждению, и стремление вырваться на волю из тисков, в которых он оказался, но безвольность и робость перевешивают его положительные качества. Он привык.беспрекословно подчиняться матери, выполнять все, что она требует, и не способен проявить неповиновение. Он не в силах по-настоящему оценить меру страданий Катерины, не в состоянии проникнуть в ее душевный мир. Только в финале этот слабохарактерный, но внутренне противоречивый человек, поднимается до открытого осуждения тирании матери.

Борис, « молодой человек, порядочного образования », единственный, кто не принадлежит к калиновскому миру по рождению. Это душевно мягкий и деликатный, простой и скромный человек, к тому же своей образованностью, манерами, речью заметно отличается от большинства калиновцев. Он не понимает местных обычаев, но не способен ни защитить себя от оскорблений Дикого, ни «противиться пакостям, которые делают другие». Катерина сочувствует его зависимому, униженному положению. Но и нам остается только посочувствовать Катерине - ей довелось встретить на своем пути человека безвольного, подчиненного капризам и прихотям своего дяди и ничего не предпринимающего для изменения такого положения. Прав был Н.А. Добролюбов, утверждавший, что «Борис - не герой, он далеко стоит от Катерины, она и полюбила-то его на безлюдье».

Веселая и жизнерадостная Варвара - дочь Кабанихи и сестра Тихона - жизненно полнокровный образ, но от нее веет какой-то духовной примитивностью, начиная с поступков и повседневного поведения и кончая ее рассуждениями о жизни и грубовато-развязной речью. Онаприспособилась, научилась хитрить, чтобы не подчиняться матери. Она во всем слишком земная. Таков и ее протест - побег с Кудряшом, который хорошо знаком с нравами купеческой среды, но живет легко» не задумываясь. Варвара, научившаяся жить, руководствуясь принципом: «Делай что хочешь, только бы шито да крыто было», на бытовом уровне выразила свой протест, но в целом живет по законам «темного царства» и по-своему обретает согласие с ним.

Кулигин, местный механик-самоучка, который в пьесе выступает «обличителем пороков», сочувствует бедным, озабочен тем, чтобы улучшить жизнь людей, цолучив награду за открытие вечного двигателя. Он противник суеверий, поборник знаний, науки, творчества, просвещения, однако своих собственных знаний у него недостаточно.
Активного способа противостоять самодурам он не видит, а потому предпочитает покориться. Понятно, что это не тот человек, который способен привнести новизну и свежую струю в жизнь города Калинова.

Среди действующих лиц драмы нет никого, кроме Бориса, кто не принадлежал бы к калиновскому миру по рождению или воспитанию. Все они вращаются в сфере понятий и представлений замкнутой патриархальной среды. Но жизнь не стоит на месте, и самодуры ощущают, что их власть ограничивается. «Помимо их, не спросясь их, - говорит Н.А. Добролюбов, - выросла другая жизнь, с другими началами…»

Из всех действующих лиц только Катерина - натура глубоко поэтическая, исполненная высокого лиризма - устремлена в будущее. Потому что, как отмечал академик Н.Н. Скатов, «Катерина воспитана не только в узком мире купеческой семьи, она рождена не только патриархальным миром, а всем миром национальной, народной жизни, уже выплескивающимся за границы патриархальности». Катерина воплощает дух этого мира, его мечту, его порыв. Только она одна оказалась способной выразить свой протест, доказав, пусть и ценой собственной жизни, что близится конец «темного царства». Созданием такого выразительного образа А.Н. Островский показал, что и в окостеневшем мире провинциального городка может возникнуть «народный характер поразительной красоты и силы», пера которого основана на любви, на свободном мечтании о справедливости, красоте, какой то высшей правде.

Поэтическое и прозаическое, возвышенное и приземленное, человеческое и звериное - эти начала парадоксально соединились в жизни провинциального русского городка, но преобладает в этой жизни, к сожалению, мрак и гнетущая тоска, которую как нельзя лучше охарактеризовал Н.А. Добролюбов, назвав этот мир «темным царством». Этот фразеологизм - сказочного происхождения, но купеческий мир «Грозы», мы убедились в этом, лишен того поэтического, загадочно-таинственного и пленительного, что обычно свойственно сказке. «Жестокие нравы» царят в этом городе, жестокие…

  • Вообще, история создания и замысел пьесы “Гроза” очень интересны. В течение некоторого времени существовало предположение, что в основу этого произведения легли реальные события, произошедшие в русском городе Костроме в 1859 году. “Ранним утром 10 ноября 1859 года костромская мещанка Александра Павловна Клыкова исчезла из дома и то ли сама бросилась в Волгу, то ли была задушена и брошена туда. Следствие выяснило глухую драму, разыгравшуюся в нелюдимой, живущей узко торговыми интересами семье: […]
  • Цельная, честная, искренняя, она не способна ко лжи и фальши, поэтому в жестоком мире, где царят дикие и кабанихи, ее жизнь складывается так трагично. Протест Катерины против деспотизма Кабанихи - это борьба светлого, чистого, человеческого против мрака, лжи и жестокости «темного царства». Недаром Островский, который очень большое внимание уделял подбору имен и фамилий действующих лиц, дал такое имя героине «Грозы»: в переводе с греческого «Екатерина» означает «вечно чистая». Катерина - натура поэтическая. В […]
  • Александр Николаевич Островский был наделен великим талантом драматурга. Он заслуженно считается основателем русского национального театра. Его пьесы, разнообразные по тематике, прославили русскую литературу. Творчество Островского имело демократический характер. Он создавал пьесы, в которых проявлялась ненависть к самодержавно-крепостническому режиму. Писатель призывал к защите угнетенных и униженных граждан России, жаждал социальных перемен. Огромная заслуга Островского в том, что он открыл просвещенной […]
  • В «Грозе» Островский показывает жизнь русской купеческой семьи и положение в ней женщины. Характер Катерины сформировался в простой купеческой семье, где царила любовь и дочери предоставлялась полная свобода. Она приобрела и сохранила все прекрасные черты русского характера. Это чистая, открытая душа, не умеющая врать. «Обманывать‑то я не умею; скрыть‑то ничего не могу», – говорит она Варваре. В религии Катерина находила высшую правду и красоту. Ее стремление к прекрасному, доброму выражалось в молитвах. Выйдя […]
  • В драме «Гроза» Островский создал очень сложный в психологическом отношении образ – образ Катерины Кабановой. Эта молодая женщина располагает зрителя своей огромной, чистой душой, детской искренностью и добротой. Но живет она в затхлой атмосфере «темного царства» купеческих нравов. Островскому удалось создать светлый и поэтичный образ русской женщины из народа. Основная сюжетная линия пьесы – это трагический конфликт живой, чувствующей души Катерины и мертвого уклада жизни «темного царства». Честная и […]
  • Катерина Варвара Характер Искренняя, общительная, добрая, честная, набожная, но суеверная. Нежная, мягкая, в то же время, решительная. Грубоватая, веселая, но неразговорчивая: «… много разговаривать не люблю». Решительная, может дать отпор. Темперамент Страстная, вольнолюбивая, смелая, порывистая и непредсказуемая. Она сама о себе говорит «Такая я уж зародилась горячая!». Вольнолюбивая, умная, расчетливая, смелая и непокорная, не боится ни родительской, ни небесной кары. Воспитание, […]
  • «Гроза» вышла в свет в 1859 г. (накануне революционной ситуации в России, в «предгрозовую» эпоху). Ее историзм заключается в самом конфликте, непримиримых противоречиях, отраженных в пьесе. Она отвечает духу времени. «Гроза» представляет собой идиллию «темного царства». Самодурство и безгласие доведены в ней до предела. В пьесе появляется настоящая героиня из народной среды и именно описанию ее характера уделено основное внимание, а мирок города Калинова и сам конфликт описываются более обобщенно. «Их жизнь […]
  • Катерина – главный персонаж драмы Островского «Гроза», жена Тихона, невестка Кабанихи. Основная идея произведения – конфликт этой девушки с «темным царством», царством самодуров, деспотов и невежд. Узнать, почему возник этот конфликт и почему конец драмы такой трагичный, можно, поняв представления Катерины о жизни. Автор показал истоки характера героини. Из слов Катерины мы узнаем о ее детстве и отрочестве. Здесь нарисован идеальный вариант патриархальных отношений и патриархального мира вообще: «Я жила, не о […]
  • Сильное и глубокое впечатление произвела «Гроза» А. Н. Островского на его современников. Многие критики воодушевились этим произведением. Однако и в наше время оно не перестало быть интересным и злободневным. Вознесённое в разряд классической драматургии, оно и сейчас пробуждает интерес. Произвол «старшего» поколения длится многие годы, но должно произойти какое-то событие, которое могло бы преломить патриархальное самодурство. Таким событием оказывается протест и гибель Катерины, пробудившие и других […]
  • Критическая история "Грозы" начинается еще до ее появления. Чтобы спорить о "луче света в темном царстве", необходимо было открыть "Темное царство". Статья под таким названием появилась в июльском и сентябрьском номерах "Современника" за 1859 год. Она была подписана обычным псевдонимом Н. А. Добролюбова - Н. - бов. Повод для этой работы был чрезвычайно существенным. В 1859 г. Островский подводит промежуточный итог литературной деятельности: появляется его двухтомное собрание сочинений. "Мы считаем за самое […]
  • В "Грозе" Островский, оперируя незначительным количеством персонажей, сумел раскрыть сразу несколько проблем. Во-первых, это, конечно, социальный конфликт, столкновение "отцов" и "детей", их точек зрения (а если прибегнуть к обобщению, то двух исторических эпох). К старшему поколению, активно выражающему свое мнение, принадлежат Кабанова и Дикой, к младшему – Катерина, Тихон, Варвара, Кудряш и Борис. Кабанова уверена, что порядок в доме, контроль за всем, что в нем происходит, – залог правильной жизни. Правильная […]
  • Конфликт - это столкновение двух или нескольких сторон, не совпадающих во взглядах, мироощущениях. В пьесе Островского “Гроза” несколько конфликтов, но как же решить, какой из них главный? В эпоху социологизма в литературоведении считали, что социальный конфликт самый важный в пьесе. Конечно, если видеть в образе Катерины отражение стихийного протеста народных масс против сковывающих условий “темного царства” и воспринимать гибель Катерины как результат столкновения ее с самодуркой свекровью, следует […]
  • Пьеса Александра Николаевича Островского «Гроза» для нас является исторической, так как показывает быт мещанства. «Гроза» была написана в 1859 году. Она является единственным произведением задуманного, но не реализованного писателем цикла «Ночи на Волге». Главная тема произведения – описание конфликта, возникшего между двумя поколениями. Семья Кабанихи типична. Купечество держится за свои старые нравы, не желая понимать молодое поколение. А так как молодые не хотят следовать традициям, их подавляют. Я уверен, […]
  • Начнем, пожалуй, с Катерины. В пьесе "Гроза" эта дама - главная героиня. В чем проблематика данного произведения? Проблематика - это главный вопрос, который задает автор в своем творении. Так вот здесь вопрос в том, кто победит? Темное царство, которое представлено чинушами уездного городка, или светлое начало, которое представляет наша героиня. Катерина чиста душой, у нее нежное, чуткое, любящее сердце. Сама героиня глубоко враждебна против этого темного болота, но не до конца осознает это. Родилась Катерина […]
  • Особенный герой в мире Островского, примыкающий к типу бедного чиновника, обладающего чувством собственного достоинства, – Карандышев Юлий Капитонович. При этом самолюбие в нем гипертрофировано настолько, что становится заменой другим чувствам. Лариса для него – это не просто любимая девушка, она еще и «приз», дающий возможность восторжествовать над Паратовым, шикарным и богатым соперником. Одновременно Карандышев ощущает себя благодетелем, берущим в жены бесприданницу, отчасти скомпрометированную отношениями […]
  • Александра Николаевича Островского называли «Колумбом Замоскворечья», района Москвы, где жили люди из купеческого сословия. Он показал, какая напряженная, драматическая жизнь идет за высокими заборами, какие шекспировские страсти кипят порой в душах представителей так называемого «простого сословия» – купцов, лавочников, мелких служащих. Патриархальные законы уходящего в прошлое мира кажутся незыблемыми, но горячее сердце живет по собственным законам – законам любви и добра. Герои пьесы «Бедность не порок» […]
  • История любви приказчика Мити и Любы Торцовой разворачивается на фоне жизни купеческого дома. Островский в очередной раз восхитил своих поклонников замечательным знанием мира и удивительно ярким языком. В отличие от ранних пьес, в этой комедии есть не только бездушный фабрикант Коршунов и кичащийся своим богатством и силой Гордей Торцов. Им противопоставлены любезные сердцам почвенников простые и душевные люди – добрый и любящий Митя и промотавшийся пьяница Любим Торцов, оставшийся, не смотря на свое падение, […]
  • Действие драмы происходит в волжском городе Бряхимове. И в нем, как и повсюду, царят жестокие порядки. Общество здесь такое же, как и в других городах. Главная героиня пьесы – Лариса Огудалова – бесприданница. Семейство Огудаловых небогато, но, благодаря настойчивости Хариты Игнатьевны водит знакомство с сильными мира сего. Мать внушает Ларисе, что та, хотя и не имеет приданого, должна выйти замуж за богатого жениха. И Лариса до поры до времени принимает эти правила игры, наивно надеясь, что любовь и богатство […]
  • В центре внимания писателей 19 века находится человек с богатой духовной жизнью,изменчивым внутренним миром.Новый герой отражает состояние личности в эпоху социальных преобразований.Авторы не обходят вниманием и сложную обусловленность развития человеческой психики внешней материальной обстановкой.Главная особенность изображения мира героев русской литературы - психологизм, то есть способность показать изменение души героя В центре разных произведений мы видим "лишних […]
  • Роман «Мастер и Маргарита» не зря называют «закатным романом» М. Булгакова. Много лет он перестраивал, дополнял и шлифовал свое итоговое произведение. Все, что пережил М. Булгаков на своем веку - и счастливого, и тяжелого, - все свои самые главные мысли, всю душу и весь талант отдавал он этому роману. И родилось творение поистине необыкновенное. Необычно произведение, прежде всего, по жанру. Исследователи до сих пор не могут его определить. Многие считают «Мастера и Маргариту» мистическим романом, ссылаясь на […]

Александра Николаевича Островского по праву считают певцом купеческой среды. Его перу принадлежит около шестидесяти пьес, самые известные из которых – «Свои люди – сочтемся», «Гроза», «Бесприданница» и другие.

«Гроза», как охарактеризовал ее Добролюбов – «самое решительное произведение» автора, так как взаимные отношения самодурства и безгласности доведены в ней до трагических последствий…» Она была написана в пору общественного подъема, накануне крестьянской реформы, как бы венчала цикл пьес автора о «темном царстве».

Воображение писателя переносит нас в небольшой купеческий городок на берегу Волги, «…весь в зелени, с крутых берегов видны далекие пространства, покрытые селеньями и нивами. Благодатный летний день так и манит на воздух, под открытое небо…», полюбоваться местными красотами, погулять по бульвару. Жители уже пригляделись к прекрасной природе в окрестностях города, и она не радует глаз никому. Основную часть времени горожане проводят дома: ведут хозяйство, отдыхают, вечерами «…сидят на завалинках у ворот и занимаются благочестивыми разговорами». Они не интересуются ни чем, что выходит за границы города. О том, что на свете делается, жители Калинова узнают от странниц, которые, «сами, по немощи своей, далеко не ходили, а слыхать много слыхали». Большим почтением у горожан пользуется Феклуша, ее рассказы о землях, где живут люди с пёсьими головами, воспринимаются, как неопровержимые сведения о мире. Вовсе не бескорыстно она поддерживает Кабаниху и Дикого, их понятия о жизни, хотя эти персонажи являются предводителями «тёмного царства».

В доме Кабанихи всё построено на авторитете силы, как и у Дикого. Она заставляет близких свято чтить обряды и следовать старым обычаям «Домостроя», которые переделала на свой лад. Марфа Игнатьевна внутренне осознаёт, что её не за что уважать, но не признаётся в этом даже самой себе. Своими мелочными требованиями, напоминаниями и внушениями Кабаниха добивается беспрекословного подчинения домочадцев.

Под стать ей Дикой, самая большая радость для которого надругаться над человеком, унизить его. Брань для него ещё и способ самозащиты, когда дело коснётся денег, которые он смерть как не любит отдавать.

Но что-то уже подтачивает их власть, и они с ужасом видят, как рушатся «заветы патриархальной нравственности». Это «закон времени, закон природы и истории берёт своё, и тяжело дышат старые Кабановы, чувствуя, что есть сила выше их, которую они одолеть не могут», тем не менее, они пытаются внушить свои правила молодому поколению, и не безрезультатно.

Например, Варвара - дочь Марфы Кабановой. Главное её правило: «делай, что хочешь, только бы всё шито да крыто было». Она умна, хитра, до замужества ей хочется везде успеть, всё попробовать. Варвара приспособилась к «тёмному царству», выучила его законы. Думаю, властность и желание обманывать делает её очень похожей на свою мать.

В пьесе просматривается сходство Варвары и Кудряша. Иван единственный в городе Калинове, кто может ответить Дикому. «Я грубиян считаюсь; за что же он меня держит? Стало быть, я ему нужен. Ну, значит, я его и не боюсь, а пущай же он меня боится…», - говорит Кудряш.

В конце концов, Варвара и Иван покидают «тёмное царство», но, думаю, полностью освободится от старых традиций и законов им вряд ли удастся.

Теперь обратимся к истинным жертвам самодурства. Тихон – муж Катерины - безвольный и бесхарактерный, во всём слушается свою мать и потихоньку спивается. Конечно, Катерина не может любить и уважать такого человека, а душа её жаждет настоящего чувства. Она влюбляется в племянника Дикого, Бориса. Но полюбила его Катя, по меткому выражению Добролюбова, «на безлюдье». По сути своей Борис – тот же Тихон, только более образован. Он променял любовь на бабушкино наследство.

Катерина отличается от всех героев пьесы глубиной своих чувств, честностью, смелостью и решительностью. «Обманывать-то я не умею; скрыть-то ничего не могу», - говорит она Варваре. Постепенно жизнь в доме свекрови становится для неё невыносимой. Выход из этого тупика она видит в своей смерти. Поступок Кати всколыхнул это «тихое болото», ведь были и сочувствующие души, например, Кулигин – механик-самоучка. Он добр и одержим желанием сделать что-то полезное для людей, но все его намерения наталкиваются на толстую стену непонимания и невежества.

Таким образом, мы видим, что все жители Калинова принадлежат к «темному царству», которое устанавливает здесь свои правила и порядки, и никто не сможет их изменить, ведь таковы нравы этого города, и кто не сумеет приспособиться к такой среде, увы, обречен на гибель.

Предлагаю вашему вниманию два школьных сочинения по теме города Калинова из пьесы Островского «Гроза». Первое под названием «Город Калинов и его обитатели», а второе – описание этого провинциального города в необычной форме, в формате письма другу от лица Бориса.

1-е сочинение, «Город Калинов и его обитатели»

Перед созданием пьесы Островский совершил путешествие по городам Поволжья в составе экспедиции, изучавшей быт и нравы этой провинции. Поэтому образ города Калинова получился собирательный, основанный на наблюдениях писателя, и во многом напоминающий реальные города на Волге тех времен. Не случайно за звание прообраза Калинова спорили почти все города Поволжья (Торжок, Кострома, Нижний Новгород, Кинешма и другие).

Калинов стал обобщённым образом русского провинциального города. Важна именно идея похожести на типичный русский городок, действие пьесы могло происходить в любом из таких мест. Об это свидетельствует и тот факт, что в пьесе нет подробного описания города, судить о нём мы можем лишь из нескольких ремарок и косвенных описаний. Так, ремаркой с описанием открывается сама пьеса: «Общественный сад на высоком берегу Волги, за Волгой — сельский вид».

Калинов – это город с вымышленным названием, и для читателей очень полезно понять, почему город называется именно так.

С одной стороны, интересна сама семантика слова «калина» (т.к. суффикс «ов» типичен для названия русских городов, например, Псков, Тамбов, Ростов и т.д.) — это яркая, внешне очень красивая ягода (как и сам город, бульвар на высоком берегу Волги), но внутри она горькая и невкусная. Это сходно с внутренней жизнью города, той самой, что скрыта за высокими заборами – это тяжёлая, и в чем-то даже страшная жизнь. Характеристику Калинову даёт механик-самоучка Кулигин, восхищающийся красотами местной природы: «Вид необыкновенный! Красота! Душа радуется», и одновременно признающий: «Жестокие нравы в нашем городе, сударь, жестокие».

При всей внешней благоустроенности города там скучно, тоскливо, стоит душная и неприятная атмосфера. Одна из важнейших деталей города – бульвар, где никто не гуляет.

Обеспеченные же горожане предпочитают совсем иное развлечение – судиться и браниться с соседями, строить козни, да «пожирать» своих домашних. Еще одним «развлечением» становится посещение храма, куда люди приходят не для искренних молитв и общения с Богом, а для обмена сплетнями и зрелищ. Неудивительно, что город, в котором царит ханжество и лицемерие, хвалит такая же лицемерная Феклуша («Благолепный город»).

Днём Калинов полностью принадлежит чопорным людям, а по ночам гулять на бульвар выходят парочки, «ворующие» часок другой так, чтобы всё было «шито да крыто», чтобы ничто не нарушало внешнего благополучия города, жители которого живут в патриархальном укладе и читают «Домострой».

Калинов, по сути, не имеет постоянных связей с миром, он закрыт и замкнут в себе. В нём не читают газет, не узнают новостей о мире, тут с легкостью принимаются за чистую монету рассказы Феклуши о её странствиях.

Город выступает в чём-то символической силой, подпитывающей власть самодура Дикого (покидая город, он словно лишается своей силы). Бежать из города стремится Тихон, в Калинове он всегда забит и подавлен, но за его пределами пытается освободиться из оков. Даже чужак Борис ощущает давление провинциальных устоев.

Другая ассоциация, которую вызывает вымышленный город из пьесы Островского – это Калинов мост из русской сказки об Иване-крестьянском сыне и Чудо-Юде. Этот мост являлся местом, где сходились в борьбе добро и зло. Также и Калинов является сценой, где разворачивается трагедия личности Катерины, непримиримости её чистой и светлой души с порядками города, а также история её греховной любви.

Город вступает в сюжетное взаимодействие с персонажами, оттеняет их чувства и мысли. Так, в праздничный день посреди города Катерина кается в своих грехах перед всем миром, при этом фоном на стенах видны фрески страшного суда.

Ещё один элемент города – это сад, где Катерина встречается с Борисом. Он напоминает райский сад, здесь же, как и в известном библейском сюжете, совершается грехопадение Катерины.

Важную символическую роль играет и Волга, омывающая Калинов. В драме река олицетворяет собой силу, свободу, энергию, чистые чувства. Не случайно так стремится к воде Катерина (её убивает не вода, а якорь).

Город Калинов, очевидно, был нужен Островскому, чтобы показать уклад русской жизни в небольшом, провинциальном городе, которых так много в России, и любой из них, отчасти, напоминает Калинов. Калинов выступает не просто фоном, на котором разворачиваются события, он также передаёт настроение своих жителей, помогает раскрыть их характеры, в чем-то берёт на себя символическую функцию, обогащающую пьесу.

Сочинение «Характеристика города Калинова в форме дружеского письма»

Любезный мой друг!

Давно я не писал писем, но сейчас душа просит. Пишу к тебе, чтобы рассказать о своей жизни в городе Калинове, где нахожусь с недавнего времени. Если ты вдруг задашься вопросом о том, как же я попал сюда, то могу уверить тебя, что это было не самым благополучным стечением обстоятельств. Не вызывает сомнений красота этого места, но люди тут — сброд. Приехал я сюда к своему дядюшке, Савелу Прокофьевичу. Дядюшка по завещанию батюшки моего должен нам с сестрой некую сумму, которую мы получим только в том случаи, если будем к нему почтительны. Милый друг, это кажется почти невозможным! Настолько он самодур, что только дай ему малейший повод для гнева - страдать будет все семейство и каждый, кого встретит он на своём пути. Рад, что сестра осталась дома и не поехала со мной, ей бы совсем худо было тут.

Калинов — заурядный провинциальный город, единственное, что, возможно, заставляет здесь душу шириться, так это вид на Волгу, но не более того. В остальном очень серо, скучно. Множество купеческих домов, бульвар, да церквушка — ничего кроме, здесь, пожалуй, ты не найдёшь.

Весь город как будто никого кроме двух купцов не видит: только дядька мой, да ещё одна купчиха — Кабаниха. Они здесь словно во главе всего, все подчинено им, а они, в свою очередь, никого ни во что не ставят: каждый должен их слушать и выполнять, что велено.

Время здесь будто совсем мертвое, люди узколобые, никто и представить себе не может, что за пределами их городка есть ещё мир, живой мир, который не стоит на месте. Они даже не осознают масштаба собственной катастрофы. Стоит отдать им должное в том, что работают в большинстве своём не покладая рук, но ведь совсем замерли они в этом, увязли. Они невежды, верят во все, что сказано им, потому то так скучна и однообразна жизнь их. Единственный, с кем я могу маломальски говорить о чем-либо — Кулигин, но он здесь пропадёт, растеряет все, что есть в его голове, чужой он тут.

Так вот и проживаю дни свои в этой трущобе. Силы выносить все это уже на исходе, да и бросил бы давно, не будь сестры со мной, а так терпеть приходиться, не могу я ее подвести.

У тебя как дела, милый друг? Все ещё пишешь свои романы, или совсем со службой забросил писательство? Расскажи мне обо всем, что у тебя на душе, хочу знать все до мельчайших подробностей!

До следующего письма, крепко обнимаю тебя.

С наилучшими пожеланиями,

Ваш преданный друг Борис Григорьевич.

Октября 14, 1859 года

Сочинение предоставлено Греховой Юлией.

План урока.

Тема урока: «Город Калинов и его обитатели» (А.Н. Островский «Гроза»)

Цели урока:

дидактическая: ознакомить обучающихся с предысторией возникновения замысла по написанию драмы «Гроза», используя фрагменты статьи А.Н. Островского («Путешествие по Волге от истоков до Нижнего Новгорода»); проанализировать созданный автором образ города Калинова и его жителей через прочтение, комментирование отдельных действий и явлений пьесы; просмотр видеофрагментов кинофильма «Гроза» 1933г. (постановка В. Петрова); прослушивание аудиофрагментов «Звуки природы. Грозы таинственные звуки»

развивающая: сформировать поисковый стиль мышления, развивать кругозор при работе с материалом текста; делать самостоятельные выводы; расширить представление учащихся о мастерстве писателя-драматурга; развивать познавательную деятельность, внимание; оттачивать чистоту и правильность речи при чтении

воспитательная: привить интерес к предмету, а также к пьесам А.Н. Островского; развивать целеустремленность; умение работать в команде; воспитывать у учащихся любовь к своей Родине, её культуре и традициям

Тип урока: урок изучения нового материала

Методы проведения: устный (фронтальный) опрос; работа с текстом пьесы «Гроза», интерактивной доской; выполнение самостоятельной проверочной работы

Оборудование урока: учебник литературы; текст драмы «Гроза»; портрет А.Н. Островского; иллюстрации к произведению; портрет главной героини – Катерины, выполненный студенткой группы; презентация по целям и задачам урока; презентация по произведению; видеофрагменты из кинофильма «Гроза» 1933 г. (постановка В. Петрова) ; аудиофрагменты «Звуки природы. Грозы таинственные звуки»; раздаточный материал к уроку

Ход урока

    Организационный момент:

Выявление отсутствующих студентов, мобилизация внимания, проверочная беседа по готовности к уроку.

Вступительное слово преподавателя. Сообщение темы и целей урока. На доске записан эпиграф: «Гроза» - картина с натуры, бойко написанная свежими, густыми, самоцветными красками…» Д.И. Писарев.

    Актуализация познавательной деятельности:

Связь с материалом прошлого урока.

Особое внимание русских писателей в 50-60-х годах привлекали три темы: крепостное право, появление на арене общественной жизни новой силы – разночинной интеллигенции и положение женщины в стране. Но в ряду тем, выдвинутых жизнью, была еще одна, требовавшая неотложного освещения. Это – тирания самодурства, денег и старозаветного авторитета в купеческом быту. Задачу обличения экономической и духовной тирании «темного царства» и поставил перед собой Островский в драме «Гроза».

    Изучение нового материала

В 1855 году Морское министерство России снарядило этнографическую экспедицию для изучения быта и культуры поволжских городов. А.Н. Островский также являлся членом экспедиции. Огромные впечатления, которые произвела на него эта поездка, нашли отражение во многих произведениях писателя.

На партах у ребят находится раздаточный материал – фрагменты из статьи А.Н. Островского «Путешествие по Волге от истоков до Нижнего Новгорода». (Приложение 1).

Ребята, сегодня мы с вами, на основе прочитанного, дадим характеристику как жителям этого необычайно красивого, утопающего в зелени, города Калинова (обобщенный образ провинциальных городов России), так и тем, прежде всего, от кого зависит духовная атмосфера, царящая в городе.

Анализ действия 1, явления 1.

Вопрос к классу: - Какое впечатление оставляет Кулигин при первом знакомстве с ним? (Основной прием, с помощью которого раскрывается образ Кулигина, - его речь.)

Анализ действия 1, явления 3. – Как относится Кулигин к представителям «темного царства», к нравам, которые царят в городе? – Какой прием использует автор, рассказывая о жизни людей в городе? (Контраст). – Каковы жители, которые проживают здесь? (Сопоставление возможности получения информации в то время и на сегодняшний день. Странницы – СМИ, телевидение, радио, газеты, интернет.) Учащиеся анализируют образ Феклуши (странницы), работа с текстом пьесы. Действие 3, явление 1. Ведется просмотр фрагментов из кинофильма «Гроза". Драматург использует прием контраста (монолог Кулигина – монолог Феклуши.). Проводится обсуждение.

Студенты записывают вывод: город Калинов противоречив. С одной стороны – это чудесное место, где располагается город. Пейзаж как бы подчеркивает несоответствие между мёртвым, неподвижным бытом калиновцев и их «жестокими нравами». Жители живут замкнутой и чуждой общественных интересов жизнью. Невежество и полный умственный застой характерны для быта этого города.

Особенности раскрытия характеров героев (сообщения учащихся о своих наблюдениях над тексом). Ребята зачитывают свои записи, комментируют их. Предоставление презентации студентами по произведению.

Ставится акцент на «различение» персонажей на представителей «темного царства» или «хозяев» жизни и их «жертв». Основной прием раскрытия характеров – речевая характеристика героев. Обращается внимание на анализ их основных реплик.

Дикой: «Ты червяк. Захочу – помилую, захочу – раздавлю»

(Речь его всегда груба, насыщена бранными, оскорбительными выражениями. Чувствует свою власть над людьми, самодур)

Кабаниха: «Давно вижу, что вам воли хочется». «Вот куда воля-то ведет»

(«Ханжа, сударь! Нищих оделяет, а домашних заела совсем», «точит как ржа железо")

Кудряш: «Ну значит, я его и не боюсь, а пущай же он меня боится»

(Бойкий, ловкий, умеющий постоять за себя)

Феклуша: «И купечество все народ благочестивый, добродетелями многими украшенный»

(Живет за счет обывательской темноты и невежества)

Кулигин: «Лучше уж стерпеть»

(Олицетворяет лучшую часть жителей города, но он одинок в своих стремлениях)

Варвара: «И я не обманщицей была, да выучилась». «А по- моему, делай, что хочешь, только бы шито да крыто было»

(Просто и легко смотрит на жизнь, не мучается угрызениями совести, отстаивает свою свободу, не поддается матери)

Тихон: «Да я, маменька, и не хочу своей волей жить. Где уж мне своей волей жить!»

(Добрый, но безвольный, пьет и мечтает вырваться из дома, по-своему любит жену, но невольно становится одним из виновников её гибели)

Борис: «Не по своей воле еду: дядя посылает»

(По уровню развития стоит значительно выше окружающей его среды, искренне любит Катерину, но не решителен, не способен бороться за своё счастье.)

Вопрос к классу: - Какое место занимает Катерина в этой системе образов?

Чтение и анализ текста . Действие 1, явление 7 . Действие 2, явление 10. Ведется запись.

Катерина – натура поэтически-мечтательная. В родительском доме ей жилось радостно, легко и привольно, « маменька в ней души не чаяла». Жила она замкнутым внутренним миром, погружаясь порой в сны наяву. Язык Катерины значительно богаче языка других персонажей драмы. Непреодолимый внутренний конфликт разъедает её душу противоречиями. Катастрофа наступает именно потому, что Катерина не хочет и не может таить своего «греха». Выразительное чтение монолога Катерины (Действие 5, явление 4.) Одновременно проходит прослушивание аудиофрагмента «Звуки природы. Грозы таинственные звуки».

Просмотр фрагментов из кинофильма «Гроза».

По-разному роль в пьесе играет гроза. Если это природное явление, то непременно происходит вторжение в сложную душевную драму героини. Наступает она в момент наиболее сильных переживаний Катерины. Идет сообщение студентов о самостоятельных наблюдениях над текстом. Анализ и комментирование. Действие 1, явление 10. Действие 4, явление 4. Выразительное чтение.

Действие 5, явление 1. Гроза в обществе – ощущение людьми каких-то изменений, возможно пробуждение самосознания и значимости.

    Закрепление материала

Для закрепления пройденного материала на уроке проводится фронтальный опрос по тексту произведения. Преподаватель называет ключевые слова, а учащиеся должны указать, о ком идет речь:

    Жестокие нравы, вражда (Кулигин)

    Благочестивый, добродетели, обетованная (Феклуша)

    Ханжа, неумолимый враг всего нового, внешне бесстрастна, сурова (Кабаниха)

    Лишний, неволя, образованный (Борис Григорьевич)

    Грубиян, озорничать, конторщик (Кудряш)

    Деньги, необузданный произвол, невежество (Дикой)

    Шито-крыто, обманщик (Варвара)

    Связанный, мучиться, ослушаться (Тихон)

Следующий этап включает в себя выполнение проверочной работы также по драме «Гроза» по вариантам.

Студентами записывается вывод: А.Н. Островский в своем произведении изобразил процесс постепенного разрушения патриархального мира, его обреченность. Гроза является олицетворением перемен в жизни общества, именно поэтому название пьесы звучит так многозначительно и символично. И.С. Тургенев в письме А.А. Фету в 1860 году отмечал, что «Гроза» - «удивительнейшее, великолепнейшее произведение русского могучего таланта…»

    Подведение итогов урока

Обсуждение преподавателем совместно со студентами о достижении поставленных целей и выполнение задач. Выставление отметок. Сообщение темы домашнего задания: законспектировать критическую статью Н.А. Добролюбова «Луч света в тёмном царстве».

Преподаватель русского языка и литературы Татаренко Л.Г.

Александра Николаевича Островского по праву считают певцом купеческой среды. Его перу принадлежит около шестидесяти пьес, самые известные из которых – “Свои люди – сочтемся”, “Гроза”, “Бесприданница” и другие.
“Гроза”, как охарактеризовал ее Добролюбов – “самое решительное произведение” автора, так как взаимные отношения самодурства и безгласности доведены в ней до трагических последствий…” Она была написана в пору общественного подъема, накануне крестьянской реформы, как бы венчала цикл пьес

Автора о “темном царстве”.
Воображение писателя переносит нас в небольшой купеческий городок на берегу Волги, “…весь в зелени, с крутых берегов видны далекие пространства, покрытые селеньями и нивами. Благодатный летний день так и манит на воздух, под открытое небо…”, полюбоваться местными красотами, погулять по бульвару. Жители уже пригляделись к прекрасной природе в окрестностях города, и она не радует глаз никому. Основную часть времени горожане проводят дома: ведут хозяйство, отдыхают, вечерами “…сидят на завалинках у ворот и занимаются благочестивыми разговорами”. Они не интересуются ни чем, что выходит за границы города. О том, что на свете делается, жители Калинова узнают от странниц, которые, “сами, по немощи своей, далеко не ходили, а слыхать много слыхали”. Большим почтением у горожан пользуется Феклуша, ее рассказы о землях, где живут люди с песьими головами, воспринимаются, как неопровержимые сведения о мире. Вовсе не бескорыстно она поддерживает Кабаниху и Дикого, их понятия о жизни, хотя эти персонажи являются предводителями “темного царства”.
В доме Кабанихи все построено на авторитете силы, как и у Дикого. Она заставляет близких свято чтить обряды и следовать старым обычаям “Домостроя”, которые переделала на свой лад. Марфа Игнатьевна внутренне осознает, что ее не за что уважать, но не признается в этом даже самой себе. Своими мелочными требованиями, напоминаниями и внушениями Кабаниха добивается беспрекословного подчинения домочадцев.
Брань для него еще и способ самозащиты, когда дело коснется денег, которые он смерть как не любит отдавать.
Но что-то уже подтачивает их власть, и они с ужасом видят, как рушатся “заветы патриархальной нравственности”. Это “закон времени, закон природы и истории берет свое, и тяжело дышат старые Кабановы, чувствуя, что есть сила выше их, которую они одолеть не могут”, тем не менее, они пытаются внушить свои правила молодому поколению, и не безрезультатно.
Например, Варвара – дочь Марфы Кабановой. Главное ее правило: “делай, что хочешь, только бы все шито да крыто было”. Она умна, хитра, до замужества ей хочется везде успеть, все попробовать. Варвара приспособилась к “темному царству”, выучила его законы. Думаю, властность и желание обманывать делает ее очень похожей на свою мать.
В пьесе просматривается сходство Варвары и Кудряша. Иван единственный в городе Калинове, кто может ответить Дикому. “Я грубиян считаюсь; за что же он меня держит? Стало быть, я ему нужен. Ну, значит, я его и не боюсь, а пущай же он меня боится…”, – говорит Кудряш.
В конце концов, Варвара и Иван покидают “темное царство”, но, думаю, полностью освободится от старых традиций и законов им вряд ли удастся.
Теперь обратимся к истинным жертвам самодурства. Тихон – муж Катерины – безвольный и бесхарактерный, во всем слушается свою мать и потихоньку спивается. Конечно, Катерина не может любить и уважать такого человека, а душа ее жаждет настоящего чувства. Она влюбляется в племянника Дикого, Бориса. Но полюбила его Катя, по меткому выражению Добролюбова, “на безлюдье”. По сути своей Борис – тот же Тихон, только более образован. Он променял любовь на бабушкино наследство.
Катерина отличается от всех героев пьесы глубиной своих чувств, честностью, смелостью и решительностью. “Обманывать-то я не умею; скрыть-то ничего не могу”, – говорит она Варваре.
Выход из этого тупика она видит в своей смерти. Поступок Кати всколыхнул это “тихое болото”, ведь были и сочувствующие души, например, Кулигин – механик-самоучка. Он добр и одержим желанием сделать что-то полезное для людей, но все его намерения наталкиваются на толстую стену непонимания и невежества.
Таким образом, мы видим, что все жители Калинова принадлежат к “темному царству”, которое устанавливает здесь свои правила и порядки, и никто не сможет их изменить, ведь таковы нравы этого города, и кто не сумеет приспособиться к такой среде, увы, обречен на гибель.

(Пока оценок нет)

Другие сочинения:

  1. Конфликт пьесы А. Н. Островского “Гроза” построен на трагическом противоборстве личности со средой – с миром патриархального купечества, “темным царством” города Калинова. На мой взгляд, Островский сравнивает мир этого города со сказочным миром русской сказки. Все здесь подчинено законам и Read More ......
  2. Комедия “Ревизор” является злободневной уже более 150 лет. Россия царская, Россия советская, Россия демократическая. Но не меняются люди, сохраняются прежние порядки, отношения между начальством и подчиненными, городом и деревней, поэтому когда мы читаем “Ревизора” сегодня, то узнаем современный провинциальный город Read More ......
  3. “…она представляет собою ужасное зрелище страны, где… есть только огромные корпорации разных служебных воров и грабителей”. В. Г. Белинский. Драматургия Н. В. Гоголя явилась новым словом в истории русского театра. Новаторство великого русского писателя и драматурга ярче всего проявилось в Read More ......
  4. Пьеса А. Н. Островского “Гроза” была написана в 1859 году. В том же году она была поставлена в театрах Москвы и Петербурга и вот уже много лет не сходит со сцен всех театров мира. За это время пьеса претерпела множество Read More ......
  5. Отличительное своеобразие пьесы в том, что большая часть персонажей не играет роли в развитии драматургической интриги Костылевы – Наташа – Пепел. При желании можно было бы смоделировать такую драматургическую ситуацию, в которой все персонажи стали бы активными участниками главной сюжетной Read More ......
  6. Зевс – верховный бог древнегреческого пантеона. В образе Зевса в “Илиаде” отразилось отношение греков к своим царям. Царь в античном обществе считался лучшим из людей и стоял намного выше остального населения. Зевс – это тот же царь богов, только в Read More ......
  7. Село Степанчиково и его обитатели Бывший гусар, сорокалетний полковник в отставке Егор Ильич Ростанев – владелец богатого и благоустроенного поместья Степанчикова, где проживает вместе с матерью, вдовой генерала Крахоткина, незамужней сестрой, дочерью Сашенькой пятнадцати лет и сыном Илюшей восьми лет. Read More ......
  8. На страницах повести “Капитанская дочка” А. Пушкину удается с великим мастерством не только отобразить исторические события 1770-х годов, связанные с пугачевским восстанием, но и показать разнообразие и многогранность характеров и судеб обитателей Белогорской крепости – тесного и замкнутого мирка. Мы Read More ......
Город Калинов и его обитатели

Вверх