Характер крестьянской реформы 1861

19 февраля 1861года, в шестую годовщину своего восшествия на престол, Александр II подписал все законоположения о реформе и манифест об отмене крепостного права. Опубликован манифест был лишь через две недели, поскольку правительство опасалось народных волнений и в это время было запланировано проведение предупредительных мер.

Манифест был прочитан 5 марта 1861 г. в церквях после обедни, а на разводе в Михайловском манеже Александр сам прочитал его войскам. «Положения крестьянах, вышедших из крепостной зависимости» распространялись на 45 губерний Европейской России, в которых насчитывалось 22 563 тыс. душ крепостных крестьян, в том числе 1467 тыс. дворовых и 543 тыс., приписанных к частным заводам и фабрикам Джаншиев Г.А. Эпоха великих реформ. М., 2011. Том 1. С. 121..

19 февраля 1861 года Александр подписал «Положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости» . В этот же день царь подписал и «Манифест об освобождении крестьян» , а 5 марта были опубликованы важнейшие документы, регламентировавшие проведение реформы: «Манифест» и «Общие положения о крестьянах, вышедших иэ крепостной зависимости».

В состав «Положений» 19 февраля 1861 г. вошли: «Общее положение» , четыре «Местных положения о поземельном устройстве крестьян» , «Положение о выкупе» , «Положение об устройстве дворовых людей» , «Положение о губернских по крестьянским деламучреждениях» , а также ряд «правил» - «О порядке введения в действие Положений», «О крестьянах мелкопоместных владельцев», «О приписанных к частным горным заводам» и пр. Действие этих законодательных актов распространялось на 45 губерний.

В соответствии с этими документами формально крестьяне получали личную свободу и могли теперь свободно распоряжаться своим имуществом, заниматься торгово-промышленной деятельностью, покупать и подавать недвижимость, поступать на службу, получать образование, вести свои семейные дела. крестьянский реформа россия содержание

Однако на самом деле крестьяне еще не получали настоящую свободу. В собственности у помещика оставалась вся земля, и только часть её, обычно сокращенный земельный надел и так называемую «усадебную оседлость» (участок с избой, хозяйственными постройками, огородами и т.п.), он был обязан передать крестьянам в пользование. Таким образом русские крестьяне получили освобождение с землей, однако землей этой они могли пользоваться за определенный фиксированный оброк или отбывание барщины. За помещиком также оставалось право вотчинной полиции на территории его имения, ему в течение этого периода подчинялись сельские должностные лица, он мог требовать смены этих лиц, удаление из общины неугодных ему крестьян, вмешиваться в решения сельских и волостных сходов.

Крестьяне не могли отказаться от этих наделов в течение 9 лет. Для полного освобождения они могли выкупить в собственность усадьбу и, по соглашению с помещиком, надел, после чего становились крестьянами-собствснниками. До этого времени устанавливалось «временнообязанное положение» Семенов Н.П. Освобождение крестьян в царствование императора Александра II. Хроника деятельности комиссий по крестьянскому делу. Том 1: Первый период занятий. СПб., // СПС КОНСУЛЬТАНТ ПЛЮС - http://www.consyltantplys.ru.

Выкуп проводился при содействии правительства. Основой для вычисления выкупных платежей становилась не рыночная цена на землю, а оценка феодальных по своей природе повинностей. При заключении сделки крестьяне выплачивали 20% от суммы, а остальные 80% платило помещикам государство. Предоставленную государством ссуду крестьяне должны были выплачивать ежегодно в виде выкупных платежей в течение 49 лет, при этом, конечно, учитывались набежавшие проценты. Выкупные платежи тяжелым бременем ложились на крестьянские хозяйства. Стоимость выкупленной земли существенно превышала ее рыночную цену. В ходе выкупной операции правительство постаралось также получить назад огромные суммы, которые были предоставлены помещикам в предреформенные годы под залог земли. Если имение было заложено, то из предоставляемых помещику сумм вычиталась сумма долга. Наличными помещики получали только небольшую часть выкупной суммы, на остальную часть выдавались специальные процентные билеты Томсинов В.А. Крестьянская реформа 1861 года в России // СПС КОНСУЛЬТАНТ ПЛЮС - http://www.consyltantplys.ru.

Новые размеры наделов и платежей крестьян фиксировались в особых документах, «уставных грамотах», которые составлялись на каждое селение в течение двухлетнего срока. Размеры этих повинностей и надельной земли определялись «Местными положениями». Так, по «Великороссийскому» местному положению территория 35 губерний распределялась на 3 полосы: нечерноземную, черноземную и степную, которые делились на «местности». В первых двух полосах в зависимости от местных условий устанавливались «высший» и «низший» (1/3 от «высшего») размеры надела, а в степной полосе - один «указной» надел. Если дореформенные размеры надела превышали «высший», то могли быть произведены отрезки земли, если же надел был менее «низшего», то помещик должен был либо прирезать землю, либо сократить повинности. Отрезки производились также и в некоторых других случаях, например, когда у владельца в результате наделения крестьян землей оставалось менее 1/3 всей земли имения. Среди отрезанных земель зачастую оказывались наиболее ценные участки (лес, луга, пашня), в некоторых случаях помещики могли требовать переноса на новые места крестьянских усадеб. В результате пореформенного землеустройства для русской деревни стала характерна чересполосица.

Уставные грамоты обычно заключались с целым сельским обществом, «миром» (общиной), что должно было обеспечить круговую поруку в уплате повинностей.

Понятие сельское общество (община) означал первую и основную ячейку органов местного самоуправления, которые вводились в бывших имениях помещика. Сельское общество объединяли общие хозяйственные интересы - общие угодья и общие обязательства перед помещиком. Сельское управление здесь состояло из сельского схода, представленного дворохозяевами, старосты, его помощника и сборщика податей, избираемых на три года. Кроме них, сельский сход нанимал сельского писаря, назначал (или избирал) смотрителя запасного хлебного магазина, лесных и полевых сторожей. Сельский сход ведал вопросами общинного землепользования, раскладкой государственных и земских повинностей, имел право удалять из общества «вредных прочных членов», устранять от участия в сходе на три года тех, кто совершил какие-либо проступки. Решения схода имели законную силу, если за них высказалось большинство присутствующих на сходе. На сельском сходе избирались представители на волостной сход из расчета - один человек от 10 дворов.

Волостной сход выбирал на три года волостного старшину, его помощников и волостной суд в составе от 4 до 12 судей. Волостной сход ведал раскладкой мирских повинностей, составлением и проверкой рекрутских списков и очередностью рекрутской повинности. Волостной суд рассматривал крестьянские имущественные тяжбы, если размер претензий не превышал 100 рублей, и дела по маловажным проступкам, руководствуясь нормами обычного права. Все дела велись устно, лишь вынесенные приговоры записывались в «Книгу решений волостного суда».

Мировые посредники были призваны проводить правительственную линию - учитывать прежде всего государственные интересы, пересекать корыстные поползновения откровенных крепостников и требовать от них строго придерживаться рамок закона. Однако среди мировых посредников были и представители либерально-оппозиционного дворянства, критиковавшие грабительские условия реформы 1861 г. и выступавшие за дальнейшие преобразования в стране.

« Крестьянская реформа 1861 года».(8 класс)

Тип урока: изучения нового материала

Цель урока: анализ положений Манифеста 19 февраля 1861 г.

Задачи:

обучающая

развивающая

  • развивать мыслительную деятельность учащихся
  • отрабатывать навыки работы с исторической документацией

воспитывающая

  • формировать интерес к истории, к своему прошлому путем изучения исторических документов
  • воспитывать уважение к истории своего Отечества

Средства обучения:

Учебник А.Н. Боханов «История России XIX в.» ,Москва, «Русское слово» 2009.

Тексты документов для урока

«Речь Александра II в Государственном Совете.» (28 января 1861)

2.«Манифест об освобождении помещичьих крестьян от крепостной зависимости

3. «Положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости»

План урока:

причины отмены крепостного права

основные положения реформы

значение реформы

закрепление

I . Вступительное слово:

Отмена крепостного права является важным событием в истории России. В этом году исполняется 155 лет принятия крестьянской реформы. Она привела к серьезным изменениям в общественной и экономической жизни страны, стала толчком для последующих за ней реформ.

Вопросы, связанные с реформой отмены крепостного права мы разберем на основе документов и текста учебника

Давайте обсудим причины отмены крепостного права

Какое внешнеполитическое событие показало экономическую отсталость России? Поражение в Крымской войне продемонстрировало обществу несоответствие требований времени общественно-политической и экономической системы.

Была ли заинтересованность крестьян в результатах своего труда?

Крепостные крестьяне не были заинтересованы в результатах труда на земле помещика. Поэтому уровень с/х производства был низким. Отсутствие рабочих рук мешало развитию производства. Наёмными рабочими выступали крестьяне- отходники.

В 1 половине 19 века страны Европы смотрели на Россию, как на страну, где существует рабство. Поэтому отмены крепостного права требовали необходимость усиления международного престижа России.-

На рубеже 50-60-х годов 19 века усиливается крестьянское движение в крепостной деревне:1857г.-192 выступления, 1858-528, 1859-938.

В тетрадях запись:

Причины отмены крепостного права

экономические причины (кризис крепостного хозяйства)

внешнеполитические (поражение России в Крымской войне)

внутриполитические причины (рост напряженности в обществе, угроза стабильности в стране)

Была проделана большая подготовительная работа по подготовке документа.

Работа с документом «Из речи Александра II в Государственном Совете.» (28 января 1861)Текст приведён в учебнике с.164

ДОКУМЕНТ

ИЗ РЕЧИ АЛЕКСАНДРА II В ГОСУДАРСТВЕННОМ СОВЕТЕ

Дело об освобождении крестьян, которое поступило на рассмотре-ние Государственного совета, по важности своей я считаю жизненным для России вопросом, от которого будет зависеть развитие ее силы и могущества.

Я уверен, что вы все, господа, столько же убеждены, как и я, в пользе и необходимости этой меры. У меня есть еще и другое убеж-дение, а именно, что откладывать это дело нельзя; почему я требую от Государственного совета, чтобы оно было им кончено в первой поло-вине февраля и могло быть объявлено к началу полевых работ; возла-гаю это на прямую обязанность председательствующего в Государст-венном совете.

Повторяю, и это моя непременная воля, чтоб дело это теперь же было кончено. Вот уже четыре года, как оно длится и возбуждает раз-личные опасения и ожидания как в помещиках, так и в крестьянах. Вся-кое дальнейшее промедление может быть пагубно для государства.

Ответьте на вопросы к документу.

1. Что повлияло на решимость Александра II освободить крестьян?

2. Чем объясняет император необходимость проведения реформы в кратчайшие сроки?

3. Какова роль Александра II в отмене крепостного права?

4. О каких особенностях подготовки и проведения крестьянской реформы можно узнать из документа?

Таким образом Александр II «считал дело освобождения крестьян жизненно важным»

Подумайте, какие другие документы могут понадобиться для изучения темы?

1.«Манифест об освобождении помещичьих крестьян от крепостной зависимости»

2. «Положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости»

II .Основные положения реформы 1861г

Положение 19 февраля 1861г. включает в себя 17 законодательных актов, в которых подробно описана вся процедура освобождения.

Работа с текстом документа.

Фрагмент документа из «Манифеста об освобождении помещичьих крестьян от крепостной зависимости » из «Положения о выкупе» 19 февраля 1861г.

Манифест о Всемилостивейшем даровании крепостным людям прав состояния свободных сельских обывателей

Мы начали сие дело актом нашего доверия к российскому дворянству, к изведанной великими опытами преданности его престолу и готовности его к пожертвованиям на пользу Отечества. Самому дворянству предоставили мы, по собственному вызову его, причем дворянам предлежало ограничить свои права на крестьян и подъять трудности преобразования не без уменьшения своих выгод. И доверие наше оправдалось. В губернских комитетах, в лице членов их, облеченных доверием всего дворянского общества каждой губернии, дворянство добровольно отказалось от права на личность крепостных людей. В сих комитетах по собрании потребных сведений, составлены предположения о новом устройстве быта находящихся в крепостном состоянии людей и о их отношениях к помещикам.

В силу означенных новых положений, крепостные люди получат в свое время полные права свободных сельских обывателей.

Помещики, сохраняя право собственности на все принадлежащие им земли, предоставляют крестьянам, за установленные повинности, в постоянное пользование усадебную их оседлость и сверх того, для обеспечения быта их и исполнения обязанностей их пред правительством, определенное в положениях количество полевой земли и других угодий.
Пользуясь сим поземельным наделом, крестьяне за сие обязаны исполнять в пользу помещиков определенные в положениях повинности. В сем состоянии, которое есть переходное, крестьяне именуются временнообязанными.
Вместе с тем им дается право выкупать усадебную их оседлость, а с согласия помещиков они могут приобретать в собственность полевые земли и другие угодья, отведенные им в постоянное пользование.

Для правильного достижения сего мы признали за благо повелеть:
1. Открыть в каждой губернии губернское по крестьянским делам присутствие, которому вверяется высшее заведование делами крестьянских обществ, водворенных на помещичьих землях.
2. Для рассмотрения на местах недоразумений и споров, могущих возникнуть при исполнении новых положений, назначить в уездах мировых посредников и образовать из них уездные мировые съезды.
4. Составить, поверить и утвердить по каждому сельскому обществу или имению уставную грамоту, в которой будет исчислено, на основании местного положения, количество земли, предоставляемой крестьянам в постоянное пользование, и размер повинностей, причитающихся с них в пользу помещика, как за землю, так и за другие от него выгоды.
6. До истечения срока 2 - ух лет крестьянам и дворовым людям пребывать в прежнем повиновении помещикам и беспрекословно исполнять прежние их обязанности.

Крестьяне, вышедшие из крепостной зависимости и приобретшие в собственность поземельные угодья на основаниях, в Положениях изложенных, именуются крестьянами-собственниками.

На крестьян, вышедших из крепостной зависимости, распространяются общие постановления законов гражданских о правах и обязанностях семейственных. На сем основании для вступления крестьян в брак и распоряжения в их семейственных делах не требуется дозволения помещиков.

Крестьянам, вышедшим из крепостной зависимости, предоставляется право наравне с другими свободными сельскими:

1) производить свободную торговлю,

2) открывать и содержать на законном основании фабрики и разные промышленные, торговые и ремесленные заведения;

3) записываться в цехи, производить ремесла в своих селениях и продавать свои изделия как в селениях, так и в городах;

4) вступать в гильдии, торговые разряды и соответствующие оным подряд. <...>

1. Определите тип документа.

2. Выпишите из документа новые понятия и термины.

3. Разбор фактов и событий, содержащихся в документе

охарактеризуйте правовое положение крестьян после отмены крепостного права;

выделите главные положения Манифеста;

определите, интересы каких общественных сил выражал данный документ

2. Работа с выписанными понятиями

Как вы поняли значение новых понятий? Учитель выслушивает ответы. Проверьте правильность, соотнеся с определениями в учебнике. Запись в тетрадь

Временнообязаннные крестьяне - крестьяне, освобожденные по реформе 1861г от крепостной зависимости, платившие помещику 20% выкупа.

Свободные сельские обыватели- крестьяне, освобожденные по реформе 1861г от крепостной зависимости и выкупившие свои наделы.

Выкупные платежи - плата крестьян за землю после отмены крепостного права

Мировые посредники - должностные лица, назначаемые для утверждения уставных грамот и разрешения споров между крестьянами и помещиком.

Уставная грамота - договор помещика с крестьянами о размере надела и условии выкупной операции.

Положения реформы. Запись в тетрадь

Личное освобождение крестьян.

Наделение землёй.

Выкупная операция.

Наделение крестьян землей обставлялось рядом условий. По закону помещик сохранял право собственности на землю, но должен был предоставить крестьянину надел за выкуп

В соответствии с законодательными документами об отмене крепостного права Россия условно была поделена на три полосы — черноземную, нечерноземную и степную,— в каждой из которых устанавливался минимальный и максимальный размер крестьянского земельного надела. Минимальный размер — это тот, меньше которого помещик не должен был предлагать крестьянину, а максимальный — тот, больше которого крестьянин не должен был требовать у помещика. В каждом конкретном случае размер надела определялся соглашением помещика и крестьянина, оформленным в виде уставной грамоты. В целом крестьяне получили на 10—40 % меньше земли, чем то ее количество, которым они пользовались до реформы. Отторгнутые у крестьян участки земли получили название «отрезки». «Отрезки» переходили помещику.

Давайте посмотрим, как была организована выкупная операция. Работа с текстом документа.

«Положение о выкупе крестьянами, вышедшими из крепостной зависимости»

64. При приобретении крестьянами в собственность их надела по взаимному добровольному соглашению с помещиком, величина платежа за приобретаемые земли зависит единственно от усмотрения договаривающихся сторон, но не менее 20% выкупной суммы: содействие же, оказываемое при сем правительством, заключается лишь в выдаче под приобретаемые земли определенной выкупной ссуды.

65. Для определения размера выкупной ссуды принимается денежный оброк, назначенный с крестьян в пользу помещика по уставной грамоте за предоставленный крестьянам в постоянное пользование усадебный и полевой надел.

66.Сумма оброка за приобретаемую землю составляет 80% и выплачивается государственной казной.

113. Крестьяне, приобретшие в собственность землю при посредстве выкупной операции, обязаны вносить в казну ежегодно взамен следовавшего помещику за сию землю оброка по шести копеек на рубль с назначенной правительством выкупной ссуды впредь до погашения оной. Таковые платежи именуются выкупными.

114. Выкупная ссуда погашается взносом выкупных платежей в продолжение сорока девяти лет со дня выдачи ссуды.

Задания к документу: 1.

Определите порядок совершения выкупной сделки (80% выкупной суммы казна сразу выплачивала помещикам, это выкупная ссуда государства крестьянам; возместить ее крестьянин должен был в течение 49 лет, платя по ссуде 6% годовых; остаток выкупной суммы — 20% — крестьяне выплачивали самостоятельно; если крестьянин выплачивал эту сумму сразу, то становился свободным, если нет — временнообязанным)

Задачи . (Предлагаю решить только в сильном классе)

Сумма выкупа определялась путём капитализации оброка. Каждый крестьянин ежегодно платил помещику оброк. После освобождения крестьян помещик переставал получать данную сумму. В то время можно было поместить в банк под 6% годовых. За выкупаемую землю крестьянин был должен заплатить столько, чтобы, положив эти деньги в банк под 6% годовых, помещик ежегодно получал бы прибыль равную сумме оброка, которую до реформы платил крестьянин .

- Посчитайте, сколько должен заплатить за землю помещику крестьянин, который ежегодно платил оброк 10 рублей?

(10р. × 100%:6% = 166 р.67 коп.)

Известно, что рыночная цена 1 десятины земли в 60-е годы 19 века в нечернозёмных губерниях - 14,5 р., а средняя величина выкупного надела-8 десятин. Какую сумму переплачивал крестьянин помещику за землю? (14,5х8=116р.-сумма, за которую на рынке можно было купить 8 десятин земли. 166,67 − 116 = 50 р.67 коп.-сумма, которую переплачивал крестьянин за землю в результате установленной выкупной операции).

- Была ли сумма выкупа справедлива?

III . Значение отмены крепостного права.

Работа с текстом учебника с 162-163

Выписать в тетрадь историческое значение отмены крепостного права.

1.Ликвидировано право собственности на людей.

2.Созданы условия для интенсивного экономического развития страны.

Реформа вызвала недовольство и помещиков и крестьян. Однако, несмотря ни на что, отмена крепостного права имела огромное значение для России. Теперь все россияне стали свободными. Было уничтожено право собственности на труд и личную свободу людей. Перед страной открылась возможность развития новых хозяйственных отношений. Александр II за эту историческую реформу получил почетное звание царь-освободитель.

IV . Закрепление. Тест

1.Отметьте права, приобретённые крестьянами по Положению 19 февраля 1861 года

а. крестьяне получили право собственности на землю

б.крестьяне могли вступать в брак без разрешения помещика

в.крестьяне могли избирать земства

2.После реформы количество земли.

а. увеличилось

б. уменьшилось

в.не изменилось

3. Отрезки -это часть

а. крестьянских наделов

б.помещичьих земель

в.земель крестьян, отбираемых в пользу помещика

4. Крестьяне должны были заплатить выкуп для того, чтобы

стать лично свободными

б. стать собственниками

в. уйти от помещика

5. Размер выкупа

превосходил стоимость земли

б. отражал реальную стоимость

в. был меньше стоимости земли

6. Крестьяне считались временнообязанными

до заключения выкупной сделки

б. после уплаты выкупа

в. до уплаты долга государству

7.Временнообязанные крестьяне

а. работали на земле помещика

б. принадлежали помещику

в. платили оброк и исполняли барщину

8.Размер повинностей

а. произвольно устанавливался помещиком

б. утверждался крестьянским сходом

в. твёрдо регламентировался законом

Критерии оценивания: правильных ответов 8- оценка «5»,7,6- - оценка «4»,5-«3»,4-«2».

Основные законы реформы . 19 февраля 1861 г. Александр II подписал Манифест об освобождении крестьян, различные положения и особые правила, которые учитывали особенности регионов страны и положение различных категорий крепостного крестьянства, всего 17 документов. В «Общем положении о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости» было определено правовое положение крестьян, их административное устройство, которое везде было одинаковым. Общим было также положение о выкупе (условия выкупа наделов), об освобождении дворовых людей (через 2 года и бесплатно), о местных учреждениях по крестьянским делам.

Итак, по реформе 1861 г. крестьяне получили:

1. Личную свободу, право приобретать недвижимость, открывать промышленные и торговые заведения.

2. Землю -- усадебный и полевой наделы. Размеры полученной земли были меньше по сравнению с той землей, которой крестьяне фактически пользовались до реформы. Часть земли у них была отрезана в пользу помещиков (так называемые «отрезки»): всего в 27 губерниях крестьяне потеряли примерно 13% земли. В итоге средний надел на одну крестьянскую душу составил 3,4 десятины.

Связь крестьян с помещиками не была сразу разорвана. По закону крестьяне на некоторое время становились временнообязанными и должны были выполнять повинности в виде барщины и оброка, а затем переходили на выкуп. Этот выкуп за полученную землю крестьяне должны были выплачивать в течение 49 лет.

Выкупная операция была организована следующим образом. Государство расплачивалось с помещиками за землю, переданную крестьянам, а последние в течение 49 лет выплачивали свой долг в казну. При этом помещики не получили общую сумму выкупа -- 588 млн руб., из нее были удержаны их долги государственным кредитным учреждениям в размере 262 млн руб. Остальную сумму дворяне получили не живыми деньгами, а ценными бумагами с постепенным их погашением также в течение 49 лет.

Создание новых административных органов для проведения реформы . Авторам реформы было ясно, что если передать дело ее реализации в руки помещиков, то она будет провалена. Поэтому были созданы новые (временные) органы. Высшим учреждением стал Главный комитет об устройстве сельского состояния с непосредственным подчинением императору. Средним звеном явились губернские по крестьянским делам присутствия, председателем которых был губернатор, членами -- губернский предводитель дворянства, управляющий госимуществом и четыре местных помещика. Низшим звеном были мировые посредники, выполнявшие следующие задачи: документальное оформление новых отношений между помещиками и крестьянами, надзор за сельским самоуправлением и судебные функции. Благодаря их деятельности реформа постепенно, но неуклонно проводилась в жизнь.

Ограниченность крестьянской реформы . При всем огромном позитивном значении реформа не была свободна и от недостатков. Это объясняется тем, что реформа 1861 г. представляла собой компромисс последовательных либералов с основной массой помещиков, негативно относившихся к освобождению крестьян с землей. Мы уже видели, как в ходе обсуждения проекта реформаторам приходилось делать уступки.

В чем же заключались недостатки реформы?

1. Крестьяне получили недостаточное количество земли и вынуждены были арендовать дополнительные участки у помещиков, прежде всего пастбища, водопои и т.п.

2. Сохранялись различные формы полукрепостнической зависимости крестьян от помещиков, во-первых, в виде барщинных и оброчных повинностей и, во-вторых, за арендованную у помещиков землю крестьяне из-за отсутствия денег отрабатывали на помещичьих полях.

3. Выкупные платежи в итоге оказались значительно выше первоначально намеченной суммы.

4. Крестьяне продолжали оставаться неполноправным податным сословием, платившим подушную подать, которая не зависела от размера имущества и дохода.

5. Оставалась круговая порука -- коллективная ответственность общины за уплату налогов каждым ее членом.

6. Как следствие -- оставалось фактическое прикрепление крестьян к земле, существенное ограничение свободы передвижения.

Отношение крестьян к реформе. Крестьяне были разочарованы реформой, так как ожидали большего. Возникли разговоры о том, что помещики скрыли от крестьян подлинные документы об отмене крепостного права. На этой почве начались волнения: только в январе-мае 1861 г. состоялось 1370 массовых крестьянских выступлений. Наиболее крупным было выступление крестьян в селе Бездна Казанской губернии. Они протестовали против выкупа земли, так как традиционно считали ее своей. Войска стреляли в безоружную толпу, было убито более 350 человек. Всего за 1861 г. имело место 1889 крестьянских волнений, более половины из них было подавлено силой.

Весной 1862 г. движение возобновилось с новой силой в знак протеста против подписания уставных грамот. За этот год было зарегистрировано 544 выступления, которые вновь подавлялись вооруженной силой. В 1863 г. активно выступали крестьяне западных губерний, после этого наметился спад движения. Характерными для всех крестьянских выступлений были стихийность и неорганизованность, наличие разрозненных вспышек. В целом крестьянские волнения первых пореформенных лет отражали недовольство крестьян реформой, постепенным изменением векового уклада их жизни, неурядицами организационного периода.

Сельское хозяйство после реформы . После небольшого периода падения производства сельскохозяйственной продукции, вызванного ходом преобразований, организационной и хозяйственной перестройкой, в аграрном секторе наметился ряд позитивных процессов.

1. Начался процесс интенсификации сельского хозяйства, связанной с повышением культуры земледелия, использованием техники, удобрений, передовых технологий. Рос валовой сбор зерновых. Среднегодовой сбор зерна в 1851 -- 1860 гг. составлял 26,8 млн. т, в 1861-1870 гг. - 28,3, в 1871-1880 гг. - 31,8 млн. т.

2. Сельское хозяйство в большей степени приобретает товарный характер (помещичьи хозяйства -- 25%, кулацкие -- 30--40, середняцкие-- 15--20%).

3. Возрастал экспорт хлеба: в 1860 г. -- 5% от валового сбора, в 70-е гг. - 10, в 90-е-20%.

4. Развивалась аренда земли. Основные арендаторы -- кулацкие хозяйства (предпринимательская аренда) и бедняцкие (аренда от нужды).

5. Увеличивалось количество частновладельческой земли у крестьян: с 1862 по 1882 г. они приобрели 6 млн десятин.

6. Пошел процесс дробления крестьянских хозяйств из-за роста сельского населения, появляются мелкие и мельчайшие наделы (до 2 десятин) и безнадельные дворы (к концу XIX в. до 2,4 млн).

7. Сокращалось помещичье землевладение: с 87 млн десятин в 1861 г. до 53 млн десятин к концу XIX в.

8. Вновь начали расти долги помещиков: к началу 1880-х гг. они составили 400 млн руб., к концу 1880-х гг. -- уже 600 млн.

Таким образом, отмена крепостного права способствовала быстрому развитию капиталистических отношений в сельском хозяйстве, несмотря на сохранение целого ряда пережитков крепостничества, о чем говорилось выше.

Развитие капитализма в промышленности . Крестьянская реформа, наряду с другими либеральными реформами, и прежде всего финансовой, ускорила промышленное развитие страны.

1. Возросли темпы развития промышленного переворота, который в основном закончился к началу 1880-х гг. Капиталистическая фабрика окончательно вытесняет мануфактуру.

2. Наиболее быстрыми темпами развивалась легкая промышленность; постепенно капиталы переливались в тяжелую.

3. В индустриальном развитии России активно участвовал иностранный капитал, в основном из Франции, Бельгии, Англии, Германии. Он устремлялся в горнодобывающую, химическую отрасли промышленности, машиностроение.

4. Формировались новые промышленные районы: Донбасс, Криворожье, Бакинский нефтедобывающий район.

5. Развернулось бурное железнодорожное строительство,

6. Следствием всех этих процессов явился быстрый рост пролетариата (к сер. 1890-х гг. -- примерно 10 млн) и буржуазии (2,4 млн) Реформы в России XVIII-XX вв.: опыт и уроки: Учеб. пособие/Под ред. проф. Я.А. Пляйса. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Вузовский учебник: ИНФРА-М., 2011. - 509 с..

Крестьянская реформа 1861 г. - буржуазная реформа, отменившая крепостное право и способствовавшая развитию капитализма в России.

Была вызвана рядом объективных социально-экономических предпосылок - крепостничество препятствовало индустриальной модернизации страны, необходимой для ее экономического развития. Субъективные политические предпосылки обусловили поражение России в Крымской войне 1853-1856 гг., а также нравственная готовность императора Александра II стать одним из инициаторов реформы в качестве первого лица в государстве.

Подготовка реформы началась в январе 1857 г. в традиционном для России Секретном комитете по крестьянскому делу, однако его медлительность и, главное, недовольство дворянства, обеспокоенного непроверенными слухами о программе реформы, вызвали необходимость ее проведения в условиях большей гласности.

20 ноября 1857 г. в рескрипте виленскому губернатору В. И. Назимову дворянству было рекомендовано создавать местные губернские комитеты для разработки своих проектов реформы и изложен план правительства: уничтожение личной зависимости крестьян; сохранение помещичьей собственности на землю и обязанности крестьян выполнять барщину или платить оброк за отданную им землю; предоставление крестьянину права выкупа своей усадьбы (жилой дом и хозяйственные постройки). Рескрипт положил начало открытой подготовки реформы, возложенной на созданный в феврале 1858 г. Главный комитет по крестьянскому делу. Комитету поручалось выработать общую программу реформы, которая должна была максимально удовлетворить интересы дворянства и обеспечить спокойствие в государстве.

Основным предметом споров в губернских комитетах между консервативными и либеральными помещиками (крестьяне от обсуждения были отстранены) стал вопрос о размере наделов, предоставляемых крестьянам, и объеме их повинностей. В итоге было выработано два варианта проектов, в которых решение спорных вопросов зависело от плодородия почвы: в черноземных районах помещики стремились максимально сократить крестьянские наделы, увеличив при этом стоимость каждой десятины земли; в нечерноземной зоне дворяне были готовы увеличить крестьянские наделы, но за большой выкуп.

В годы знаменитой крестьянской реформы в России в середине девятнадцатого века в разных регионах страны стоимость земли - в результате начатых преобразований - изменялась по-разному. В одних дорожала, в других, наоборот, дешевела. Дома крестьян были разные: на землях Центральной России дома были бревенчатые, в южных широтах, особенно в Малороссии - мазанки. В наше с вами время выбор материалов для строительства дома несравненно расширился. Но всё-таки предпочтение и сегодня отдают обычно бюджетным вариантам. Так, стоимость дома из пеноблоков выгодно отличает его от многих иных. Это инновационный стройматериал. Крупные кирпичи нарезают из застывшей специальной бетонной смеси. Размер и вес этого материала определяют и более высокую скорость строительства дома.

Оба варианта проекта реформы поступили в Редакционные комиссии (пред. Я. И. Ростовцев), учрежденные в марте 1859 г. при Главном комитете для обобщения всех предложений. При их обсуждении в угоду консерваторам размеры наделов крестьян были урезаны, а их повинности увеличены. 10 октября 1860 г. проект реформы поступил в Главный комитет, 28 января - в Государственный совет, утвердивший проект 16 февраля 1861 г.

19 февраля 1961 г. Александр II подписал два законодательных документа, положивших начало проведению реформы: Манифест «О всемилостивейшем даровании крепостным людям прав состояния свободных сельских обывателей и об устройстве их быта» и «Положения о крестьянах, выходящих из крепостной зависимости».

В тот же день Главный комитет по крестьянскому делу был заменен Главным комитетом «Об устройстве сельского состояния» (пред. - великий князь Константин Николаевич). Его задача - осуществлять высшее наблюдение за введением в действие «Положений» 19 февраля, рассматривать проекты законов, дополнявших и развивавших основные установления этого документа, изменявших правовое и поземельное состояние удельных и государственных крестьян, а также принимать решения по спорным и административным делам. На местах были учреждены губернские по крестьянским делам присутствия.

Обнародование Манифеста и «Положений» 19 февраля в Петербурге и Москве состоялось 5 марта, в провинции растянулось до 2 апреля.

В Манифесте и «Положениях» рассматривались три основных вопроса: личное освобождение крестьян, наделение их землей и порядок совершения выкупной сделки между помещиком и «сельским обществом» (общиной).

Манифест лицемерно акцентировал «добровольность» и «жертвенность» Дворянства, по инициативе которого царь даровал крестьянам личную свободу и общегражданские права. Крестьянин мог владеть движимым и недвижимым имуществом, самостоятельно заключать сделки, выступать как юридическое лицо, защищать свои права в суде, поступать на службу и в учебные заведения, жениться по своему выбору, менять место жительства, переходить в сословие мещан и купцов. Освободив крестьян, правительство начало создавать в деревне выборные органы их местного самоуправления.

Вместе с тем права крестьян ограничивались, так как сохранялось общинное землепользование, переделы наделов, круговая порука (особенно при выплате налогов и выполнении государственных повинностей). Крестьяне оставались единственным сословием, которое платило подушную подать, несло рекрутскую повинность и могло быть подвергнуто телесному наказанию. Кроме того, полное освобождение крестьян откладывалось на два года - они обязаны были выполнять прежние повинности до 19 февраля 1863 г.

«Положения» регламентировали процесс выделения крестьянам земли и размер наделов. Территория России была условно разделена на три полосы: черноземную, нечерноземную и степную. В каждой устанавливался «высший» и «низший» размеры крестьянского полевого надела. В этих пределах заключалась добровольная сделка крестьянской общины с помещиком. Их поземельные отношения и объем повинностей закреплялись уставной грамотой на каждое имение. Для урегулирования споров между помещиком и крестьянской общиной привлекались мировые посредники (они же проверяли правильность составления уставной грамоты).

При решении земельного вопроса крестьянские наделы были значительно урезаны. Если до реформы крестьянин пользовался наделом, превышающим высшую норму в полосе, то этот «излишек» отчуждался в пользу помещика. В целом по стране крестьяне получили на 20% земли меньше, чем они обрабатывали раньше. Так образовались «отрезки», отобранные помещиками у крестьян.

Освобождение крестьян и получение ими надельной (общинной) земли было тесно увязано с оплатой ее стоимости, т. е. фактически крестьяне платили не только за землю, но и за личное освобождение. Исключение составляли так называемые дарственные наделы, полученные бесплатно и составлявшие!/4 высшей нормы надела. Получение дарственного надела освобождало от выкупных платежей, но перейти «на дар» крестьянин мог только с разрешения помещика, от власти которого он сразу же освобождался. Большинство дарственников, получивших «нищенские» (или «сиротские») наделы, оказались в крайне бедственном положении и впоследствии неоднократно обращались за помощью к земствам.

Выкупная сделка осуществлялась между помещиком и всей общиной. Накануне реформы стоимость земли была завышена в 1,5 раза по сравнению с прежней рыночной ценой. У крестьян не было денег, необходимых для выплаты всей стоимости земли. Чтобы помещики получили выкупные суммы единовременно, была разработана схема, выгодная и помещикам, и государству. По ней крестьяне должны были сами выплатить владельцу земли 20% ее стоимости (деньгами или отработками), а на выплату остальных 80% они получали от правительства ссуду, которую должны были ежегодно возвращать в течение 49 лет в форме выкупных платежей с начислением 6% годовых. К 1906 г., когда крестьяне упорной борьбой добились отмены выкупных платежей, они выплатили государству 1,54 млрд руб., в 3 раза больше реальной рыночной стоимости земли в 1861 г. 

До уплаты помещику 20% стоимости земли крестьяне назывались временнообязанными - они должны были платить оброк и выполнять барщину. Поскольку помещики не торопились терять даровой труд крестьянства, они во многих случаях тормозили совершение выкупной сделки. Поэтому в ряде районов перевод крестьян на выкуп растянулся на 20 лет. Лишь 28 декабря 1881 г. было издано «Положение», предусматривавшее обязательность перевода крестьян на выкуп и прекращение их временнообязнного состояния.

Реформа 1861 г. имела очень большое значение: она принесла свободу 23 млн крепостных крестьян; расчистила дорогу для социально-экономической эволюции России по капиталистическому пути и модернизации экономики; создала импульс для проведения либеральных социально-политических преобразований и совершенствования системы государственного управления. Современники справедливо называли реформу Великой.

Вместе с тем реформа имела половинчатый характер: тяжесть выкупных платежей обрекала крестьян на нищету; они фактически не получили земли и остались в экономической зависимости от помещиков, сохранивших свою главную собственность. Следовательно, реформа не сняла аграрного вопроса в России, который сохранял свою остроту до начала XX в.

Орлов А.С., Георгиева Н.Г., Георгиев В.А. Исторический словарь. 2-е изд. М., 2012, с. 254-257.

1861г – отмена крепостного права. Отмена крепостного права – институт, к-рый играет важную роль в жизни гос-ва. Институт сформировался в сер 17 столетия, крепостнический режим оформится в сер 18в. При его помощи изымается прибавочный продукт. Три формы ренты: барщина, натур оброк, денежный оброк, подушная подать. Подушная подать – прямой налог, важнейшая статья поступления. Пока страна аграрная, она не может обойтись без этого института.

Крестьяне становятся субъектом права. Разные наделы будут выдаваться.

Три зоны: черноземная зона – самый мал. Надел давался крестьянам. На даже в этой зоне нет единого надела. Делиться на 8 местностей, внутри каждой местности – свой размер надела. Оговаривают помещики максимум и минимум. Максиму от 3-6 десятин. Минимум – чуть меньше 1 до 2 десятин.

Нечерноземная зона – формируется промышленный регион, дают больше земли крестьянам. Эта зона делится на 9 местностей. Минимум 1-2 десятины, максимум 3-7.

Степная зона – слабая населенность региона, наличие большого кол-ва неосвоенных земель. Помещик готов отдать большие наделы. 12 местностей. 6-12 десятин. На уровне Государственного совета появятся важные дополнения как отрезки, прирезки,Прирезки – когда дореформенный надел меньше установленного минимума, поэтому нужно додать крестьянину до минимального уровня. Отрезки – размер дореформенный это одно, размер пореформенный это другое. Дореформенный больше. Эта разница и есть отрезки. Массовое явления. Крестьянин оказывается в экономической зависимости от помещика. Дарственный надел – максимальный размер надела делится на 4 части, ¼ - дарственный надел, ¾ - остаются за помещиком. Крестьянин потерял землю. Данный надел давался за выкуп. Сумма выкупа и критерий, заложенный в эту сумма. Понятие рыночная стоимость земли, помещик должен получать тот же размер дохода, к-рый был и до отмены КП. Надо было взять с крестьянина ту сумма, к-рая будет в банке под 6% приносить доход. Выкупая землю крестьянин покупает свою личную свободу.

Положение 1861г содержит 5 основных частей:

1) Положение по личному освобождению крестьян – личная свобода и свободное право распоряжаться имуществом. Право юридического лица, заключение сделок. Объект права. Право участие в институтах местного управления.

2) Положение о наделение крестьянина землей. Из двух частей – усадьба(дом, приусадебный участок) и пашня(земля для обработки). Ревизским душам давался, женщинам надел не давали, т.к. не входили в учетную группу.



3) Положение о выкупе. В основу выкупа была положена стоимость того надела, к-рым наделялся крестьянин. Крестьянин выкупал у помещика свою земли. Что является механизмом исчисления стоимости выкупаемой земли? Авторы реформы либералы Ростовцев и Милютин положили в основу исчисления стоимости тот доход, к-рый помещик получал от крестьянина до реформы. Для этого крестьянин клал свои деньги в банк, чтобы они под проценты давали помещику его же сумму до реформы – форма капитализированного оброка. Крестьянин выкупает свободу, к-рая дарована ему 1ым положением.

4) Положение о выкупной операции, крестьянин получает выкупную сумму, выдаваемую помещику гос-вом, крестьянин должен был погасить это в течение 49 лет. Крестьянин сумевший выкупить надел – становились лично свободными. Положение временнообязанных длилось 49 лет, у тех, кто своевременно не выкупился. Те кто в течение 49 лет под 6% не выплатит. В выигрыше оказывается русский царь. Положены в основу буржуазные капиталистические механизмы были крепостническими, отвечали основной массе помещиков, к-рые могли бы начать некое новое капиталистическое хоз-во.

Повинности, к-рые несет крестьянин(натуральные, барщина, денежный оброк) барщина ограничивалась 30 днями в год для женщин, 40- для мужчин. Размер денежного оброка должен был в каждой губернии соответствовать дореформенной. От 8 до 12 рублей в год, наивысший устанавливался в 25 км от Питера, наименьший для черноземных губерний 8-9р. 19 февраля 1861 г. Александр II подписал манифест "О всемилостивейшем даровании крепостным людям прав состояния свободных сельских обывателей" и "Положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости".

Крестьяне получили личную свободу и большинство общегражданских прав. Учреждалось крестьянское самоуправление, которому передавался сбор податей и ряд судебных полномочий. В то же время крестьяне по-прежнему платили подушную подать, несли рекрутскую повинность, подвергались телесным наказаниям. Сохранялась община и общинное землевладение.



Авторы крестьянской реформы считали, что устойчивое аграрное развитие России обеспечит сосуществование двух типов хозяйств - крупного помещичьего и мелкого крестьянского . Поэтому крестьянам предоставлялись наделы полевой земли, однако, они в среднем на 20% были меньше тех участков, которыми крестьяне пользовались при крепостном праве. Малоземелье крестьян сильно осложнило пореформенное аграрное развитие.

За землю крестьяне должны были выплатить помещикам выкуп, величина которого в 1,5 раза превышала рыночную стоимость земли. 80% выкупной суммы помещикам выплачивало государство, причем долги помещиков государству вычитались из выплачиваемой им суммы. Крестьяне в течение пятидесяти лет должны были выплачивать долг государству с процентами.

С 1858 по 1863 гг. была проведена реформа удельных (принадлежавших императорской фамилии), а в 1866 г. - реформа государственных крестьян. Крестьянская реформа создала значительные возможности для аграрного развития России, однако, она сохранила и немало пережитков (сословная обособленность крестьян, община). Большие сложности создавало и крестьянское малоземелье. Поэтому в будущем реформа непременно нуждалась в дальнейшем развитии - застой или поворот назад грозил революцией. Реформа сосредоточила значительные средства в руках государства, однако из-за этого она оказалась весьма тяжела для крестьян; это затормозило развитие крестьянского хозяйства.

В «Положении» 19 февраля 1861 г. вошли: «Общее положение», четыре «Местных положения о поземельном устройстве крестьян», «Положение о выкупе», «Положение о устройстве Дворовых людей», «Положение о губернских по крестьянским делам учреждениях», а также ряд "правил" - «О порядке введения в действие Положений», «О крестьянах мелкопоместных владельцев», «О приписанных к частным горным заводам людях» и пр. Действие этих законодательных актов распространялось на 45 губерний.

Ликвидация феодальных отношений в деревне - не единовременный акт 1861 г., а длительный процесс, растянувшийся более чем два десятилетия. Полное освобождение крестьяне получали не сразу с момента обнародования Манифеста и "Положений" 19 февраля 1861 г. В Манифесте объявлялось, что крестьяне в течение еще двух лет (до 19 февраля 1863 г. - срок введения в действие "Положений") обязаны были отбывать хотя и в несколько измененном виде, но по сути дела те же самые повинности, что и при крепостном праве.

Отменялись лишь особо ненавистные крестьянам так называемые "добавочные сборы" натурой : яйцами, маслом, льном, холстом, шерстью, грибами и пр. Обычно вся тяжесть этих поборов ложилась на женщин, поэтому их отмену крестьяне метко окрестили "бабьей волей ".

Кроме того, помещикам запрещалось переводить крестьян в дворовые , а оброчных на барщину . В барщинных имениях размеры барщины сокращались со 135-140 дней с тягла в год до 70, несколько сокращалась подводная повинность.

Но и после 1863 г. крестьяне долгое время находились на положении "временнообязанных ", т. е. обязанных нести установленные "Положениями" феодальные повинности - платить оброк и выполнять барщину.

Завершающим актом ликвидации феодальных отношений в бывшей помещичьей деревне являлся перевод крестьян на выкуп. Окончательная дата перевода на выкуп и, следовательно, прекращения временнообязанного положения крестьян законом не была определена. Однако разрешался перевод крестьян на выкуп сразу же по обнародовании "Положений" либо по обоюдному соглашению их с помещиком, либо по его одностороннему требованию (сами крестьяне требовать перевода их на выкуп не могли).

Правовое положение крестьян

По Манифесту крестьяне сразу получали личную свободу . Необходимо подчеркнуть важность этого акта: борьба за "волю" занимала главное место в многовековой истории крестьянского движения.

Богатые крестьяне шли на значительные траты, чтобы выкупиться на волю. И вот в 1861 г. бывший крепостной, являвшийся до этого фактически полной собственностью помещика, который мог отнять у него все его достояние, а его самого с семьей или отдельно от нее продать, заложить, подарить, теперь не только получал возможность свободно распоряжаться своей личностью, но и ряд общих имущественных и гражданских прав: от своего имени выступать в суде, заключать разного рода имущественные и гражданские сделки, открывать торговые и промышленные заведения, переходить в другие сословия. Все это давало больший простор крестьянскому предпринимательству, способствовало росту отхода на заработки и, следовательно, складыванию рынка рабочей силы, а главное - раскрепощало крестьян нравственно.

Правда, вопрос о личном освобождении крестьян в 1861г. не получил еще окончательного разрешения. Черты внеэкономического принуждения еще продолжали сохраняться на период времени обязанного состояния крестьян: за помещиком оставалось право вотчинной полиции на территории его имения, ему в течение этого периода подчинялись сельские должностные лица, он мог требовать смены этих лиц, удаления из общины неугодных ему крестьян, вмешиваться в решения сельских и волостных сходов. Но с переводом крестьян на выкуп эта опека над ними помещика прекращалась.

Последующие реформы в области суда, местного управления образования, военной службы расширяли права крестьянства: крестьянин мог быть избран в присяжные заседатели новых судов, в органы земского самоуправления, ему открывался доступ в средние и высшие учебные заведения. Конечно, этим полностью не снималась сословная неравноправность крестьянства . Оно продолжало оставаться низшим, податным сословием. Крестьяне обязаны были нести подушную подать и разного рода другие денежные и натуральные повинности, подвергались телесным наказаниям, от которых были освобождены другие, привилегированные сословия.

Крестьянское самоуправление

Со дня обнародования Манифеста 19 февраля 1861 г. предусматривалось ввести в селениях бывших помещичьих крестьян в девятимесячный срок "крестьянское общественное управление". Оно было введено в течение лета 1861 г. За образец его было взято крестьянское самоуправление в государственной деревне, созданное в 1837-1841 гг. реформой П.Д. Киселева.

Вводились сельские и волостные органы управления. Первой ячейкой являлось сельское общество, которое до этого составляло имение помещика. Оно могло состоять из одного или нескольких селений или части селения. Сельское общество (общину) объединяли общие хозяйственные интересы - общие угодья и общие обязательства перед помещиком. Сельское управление здесь состояло из сельского схода, представленного всеми дворохозяевами, старосты , его помощника и сборщика податей , избираемых на 3 года. На сельском сходе избирались представители на волосной сход из расчета один человек от 10 дворов.

Сельский сход ведал вопросами общинного землепользования, раскладкой государственных и земских повинностей, имел право удалять из общества "вредных и порочных членов", устранять от участия в сходе на три года тех, кто совершил какие-либо проступки. Решения схода имели законную силу, если за них высказалось большинство присутствовавших на сходе.

Несколько смежных сельских обществ, в которых числилось в общей сложности от 300 до 2 тыс. крестьян муж.пола, составляли волость .

Волостной сход выбирал на 3 года волостного старшину, его помощников и волостной суд в составе от 4 до 12 судей . Часто из-за неграмотности старшины ключевой фигурой в волости являлся служивший по найму схода волостной писарь . Волостной сход ведал раскладкой мирских повинностей, составлением и проверкой рекрутских списков и очередностью рекрутской повинности. При рассмотрении рекрутских дел на сходе присутствовали назначаемые в рекруты юноши и их родители. Волостной старшина, как и сельский староста, выполнял ряд административно-хозяйственных функций: следил за "порядком и благочинием" в волости, в его обязанность входило задержание бродяг, дезертиров и вообще всех "подозрительных" лиц, "пресечение ложных слухов". Волостной суд рассматривал крестьянские имущественные тяжбы, если размер претензий не превышал 100 рублей, и дела по маловажным проступкам, руководствуясь нормами обычного права.

Сельские старосты и волостные старшины обязаны были беспрекословно выполнять требования представителей "установленных властей": мирового посредника, судебного следователя, чинов полиции.

Мировые посредники

Большое значение в проведении в жизнь крестьянской реформы на местах имел созданный летом 1861 г. институт мировых посредников , на которых были возложены многочисленные посреднические и административные функции : проверка, утверждение и введение уставных грамот (определявших пореформенные повинности и поземельные отношения крестьян с помещиками), удостоверение выкупных актов при переходе крестьян на выкуп, разбор споров между крестьянами и помещиками, утверждение в должности сельских старост и волостных старшин, надзор за органами крестьянского управления.

Мировых посредников назначал Сенат из местных потомственных дворян-землевладельцев по представлению губернаторов и (совместно) губернских предводителей дворянства

Мировые посредники были призваны проводить правительственную линию - учитывать прежде всего государственные интересы, пресекать корыстные поползновения откровенных крепостников и требовать от них строго придерживаться рамок закона

На практике мировые посредники в своем большинстве не были "беспристрастными примирителями" разногласий между крестьянами и помещиками. Будучи сами помещиками, мировые посредники защищали в первую очередь помещичьи интересы , порой шли даже на нарушение закона.

Наиболее либеральным был состав мировых посредников, избранных на первое трехлетие (мировые посредники "первого призыва"). Среди них были декабристы А.Е. Розен, П.Н. Свистунов, М.А. Назимов, петрашевцы Н.С. Кашкин и Н.А. Спешнев, писатель Л.Н. Толстой и известный хирург Н.И. Пирогов.

Однако вскоре такие мировые посредники были либо удалены со своих должностей, либо сами подали в отставку.

Крестьянский надел

Центральное место в реформе занимал вопрос о земле . Изданный закон исходил из принципа признания за помещиками права собственности на всю землю в их имениях, в том числе на крестьянскую надельную, а крестьяне объявлялись лишь пользователями своих наделов, обязанными отбывать за них установленные "Положениями" повинности (оброк или барщину).Чтобы стать собственником своей надельной земли, крестьянин должен был выкупить ее у помещика.

При определении норм крестьянских наделов учитывались местные особенности природных и экономических условий. Исходя из этого, вся территория Европейской России была разделена на три полосы - нечерноземную, черноземную и степную , а полосы, в свою очередь, делились на местности (от 10 до 15 в каждой полосе).

В нечерноземной и черноземной полосах устанавливались высшая и низшая (1/3 высшей) нормы наделов, а в степной - одна , так называемая, указная норма .

Закон предусматривал отрезку от крестьянского надела в пользу помещика , если дореформенные его размеры превышали высшую или указную нормы, и прирезку , если он не достигал низшей нормы.

Тяжесть отрезков для крестьян заключалась не только в их размерах. Особое значение имело то, какие земли попадали в отрезки. Хотя законом было запрещено отрезать пахотные земли, но получалось так, что крестьяне лишались наиболее необходимых им угодий (лугов, выгонов, водопоев), без которых было невозможно нормальное ведение хозяйства.

Тогда крестьянин был вынужден арендовать у помещика эти "отрезные земли". Отрезки превратились, таким образом, в руках помещиков в весьма эффективное средство найма на крестьян и стали базисом отработочной системы ведения помещичьего хозяйства .

Землевладение крестьян было "утеснено" не только отрезками, но и чересполосицей лишением крестьян лесных угодий (лес включался в крестьянский надел лишь в некоторых северных губерниях).

Наиболее обделенными оказались крестъяне-дарственники получившие дарственные (нищенские или, как называли крестьяне "сиротские") наделы. Дарственников насчитывалось 461 душ муж пола. "В дар" им было предоставлено 485 тыс. десятин - по 1,05 десятины на душу (против 3,3 десятины остальных крестьян). По закону помещик не мог принудить крестьянина взять дарственный надел. Но нередко крестьяне оказывались поставленными в такие условия, когда они были вынуждены соглашаться на дарственный надел и даже требовать его, если их дореформенный надел приближался к низшей норме, а повинности за землю превосходили доходность с нее. Стремление перейти "на дар" проявлялось преимущественно в слабозаселенных многоземельных губерниях и главным образом в первые годы проведения реформы, когда здесь рыночные и арендные цены на землю были сравнительно невелики.

К получению дарственного надела особенно стремилась небольшая группа зажиточных крестьян, имевшая денежные средства для покупки земли "на стороне" я и желавшая наладить предпринимательское хозяйство на собственной, покупной земле.

Большинство же дарственников, согласившихся на "бесплатный" небольшой надел, просчиталось и оказалось в крайне бедственном положении.

Наделение крестьян землёй носило принудительный характер;помещик обязывался предоставить крестьянину надел, а крестьянин взять его.

По закону после 1870 г. крестьянин мог отказаться от надела. Но право отказа от надела по истечении этого срока было обставлено условиями, сводившими его на нет: крестьянин должен был полностью рассчитаться со всеми податями и повинностями, включая и рекрутскую. Правом отказа от надела смогли воспользоваться после 1870 г. лишь 9,3 тыс. душ муж.пола.



Вверх