Error: не определено #11234. Имя гаянэ в литературных произведениях. Балетное творчество А.И. Хачатуряна как классический образец современной музыки. Почему стоит пойти

Имя гаянэ в литературных произведениях. Балетное творчество А.И. Хачатуряна как классический образец современной музыки. Почему стоит пойти

А. И. Хачатурян «Гаянэ»

Балет в четырёх действиях

Осенью 1941 года А. Хачатурян приступает к работе над партитурой нового балета. Работа протекала в тесном содружестве с Ленинградским театром оперы и балета, находившимся в то время в Перми. Премьера состоялась 3 декабря 1942 года и имела большой успех.

В 1957 году в Большом театре в Москве была осуществлена новая постановка балета. Было изменено либретто, и Хачатурян переписал более половины прежней музыки. Балет вошел в историю балетного искусства нашей страны. Музыка к нему легла в основу трёх больших симфонических сюит, а отдельные номера сюит, например «Танец с саблями», приобрели мировую известность.

Балет «Гаянэ» - произведение глубоко народное по духу, цельное по музыкальному языку, отмеченное необыкновенной красочностью инструментовки.

Сюжет:

Гаянэ, дочь председателя колхоза Ованеса, помогает поймать и обезвредить Неизвестного, тайно проникшего на территорию Армении с целью выкрасть секреты геологов. В этом ей помогают друзья и любящий Гаянэ Армен. Соперник Армена Гико расплачивается жизнью за невольное содействие врагу.

Концерт Хачатуряна для скрипки с оркестром, написанный в 1940 году, принадлежит к выдающимся и наиболее популярным произведениям музыки. Популярность скрипичного концерта Хачатуряна обусловлена его большими художественными достоинствами. В жизнеутверждающих и ярких образах концерта, празднично-танцевальных и лирически-задушевных, нашли свое отражение картины красочной, счастливой жизни Армении.

Испытав благотворное влияние традиций русского классического концерта и русского симфонизма, Хачатурян создал произведение, отмеченное высоким мастерством и вместе с тем ярко народное. В концерте не использованы подлинные армянские народные напевы. Однако вся его мелодика, ладово-интонационный строй, гармония являются органическим претворением родной Хачатуряну армянской народной песенности.

Скрипичный концерт Хачатуряна состоит из 3х частей: крайние части - быстрые, стремительные, полные динамики, огня; средняя же - медленная, лирическая. Между частями концерта и отдельными темами существуют интонационные связи, что придает ему целостность и единство.

1 часть (Allegro, ре минор) написана в форме сонатного allegro. Уже короткое оркестровое вступление захватывает слушателя своей энергией и напористостью и сразу вводит в сферу активного действия.

2 часть (Andante sostenuto, ля минор) представляет собой центральный лирический образ концерта. Она ярко контрастна по отношению к крайним частям. Скрипка выступает здесь исключительно как певучий, мелодический инструмент. Это «песня без слов» в восточном стиле, в которой органически претворены интонации армянских народных напевов. В ней выражены задушевные думы, мысли о родной земле, любовь художника к своему народу, к природе Кавказа.

Финал концерта - яркая картина народного праздника. Все полно движения, устремленности, энергии, огня, радостного воодушевления. Музыка носит танцевальный характер; даже тогда, когда льется песня, продолжает звучать ритм танца. Расширяется диапазон звучания, движение становится все более стремительным. В звучании оркестра и скрипки имитируются народные инструменты.

Воплотив в своем скрипичном концерте ярко красочные музыкальные картинны из жизни народа Армении, Хачатурян применил в общей композиции своего произведения прием монотематизма: во 2 части концерта и в особенности в финале проводятся темы 1 части. Но варьирование фактуры, темпа, ритма, динамики способствует изменению их образного значения: драматические и лирические образы 1 части превращаются теперь в образы народного праздника, веселья, буйной и темпераментной пляски. Это преобразование соответствует оптимистической концепции концерта.

Балет «Гаянэ»

Балет «Гаянэ» был написан Хачатуряном в 1942 году. В суровые дни ВОВ музыка «Гаянэ» прозвучала как яркая и жизнеутверждающая повесть. Незадолго до «Гаянэ» Хачатурян написал балет «Счастье». В иной сюжетной линии раскрывающей те же образы, балет явился как бы эскизом к «Гаянэ» по теме и по музыке: лучшие номера из «Счастья» композитор ввел в «Гаянэ».

Создание «Гаянэ», одного из прекрасных сочинений Арама Хачатуряна, было подготовлено не только первым балетом. Тема счастья человека - его живой творческой энергии, полноты его мироощущения раскрывалась Хачатуряном и в произведениях иных жанров. С другой стороны, симфоничность музыкального мышления композитора, яркая красочность и образность его музыки.

Либретто «Гаянэ», написанное К. Державиным, повествует о том, как молодая колхозница Гаянэ выходит из-под власти мужа, дезертира, подрывающего работу в колхозе; как она разоблачает его предательские действия, его связь с диверсантами, едва не став жертвой мишени, едва не став жертвою мщения, и наконец, о том, как Гаянэ узнает новую, счастливую жизнь.

1 действие.

На хлопковых полях армянского колхоза идет сбор нового урожая. Среди самых лучших, активных работников - колхозница Гаянэ. Муж её, Гико, бросает работу в колхозе и требует этого же от Гаянэ, которая отказывается исполнить его требование. Колхозники изгоняют Гико из своей среды. Свидетелем этой сцены является приехавший в колхоз начальник пограничного отряда Казаков.

2 действие.

Родные и друзья стараются развлечь Гаянэ. Появление Гико в доме заставляет гостей разойтись. К Гико являются 3 незнакомца. Гаянэ узнает о связи мужа с диверсантами и о его намерении поджечь колхоз. Попытки Гаянэ предотвратить преступный замысел тщетны.

3 действие.

Гордое становище курдов. Молодая девушка Айша ждет своего возлюбленного Армена (брат Гаянэ). Свидание Армена и Айши прервано появлением трех незнакомцев, ищущих дорогу к границе. Армен, вызвавшись быть их проводником, посылает за отрядом Казакова. Диверсанты задержаны.

Вдали вспыхивает пламя пожара - это горит подожженный колхоз. Казаков с отрядом и курды спешат на помощь колхозникам.

4 действие.

Возрожденный из пепла колхоз готовится вновь начать свою трудовую жизнь. По этому поводу в колхозе праздник. С новой жизнью колхоза начинается и новая жизнь Гаянэ. В борьбе с мужем-дезертиром она утвердила свое право на самостоятельную трудовую жизнь. Теперь Гаянэ узнала и новое, светлое чувство любви. Праздник заканчивается объявлением о предстоящей свадьбе Гаянэ и Казакова.

Действие балета развивается по двум основным направлениям: драма Гаянэ, картины народной жизни. Как и во всех лучших произведениях Хачатуряна, музыка «Гаянэ» глубоко и органично связана с музыкальной культурой закавказских народов и больше всего - родного ему армянского народа.

Хачатурян вводит в балет несколько подлинных народных мелодий. Они используются композитором не только как яркий и выразительный мелодический материал, а в соответствии с тем значением, какое они имеют в народном быту.

Композиционные и музыкально-драматургические приемы, применяемые Хачатуряном в «Гаянэ», чрезвычайно разнообразны. Преобладающее значение в балете приобретают цельные, обобщенные музыкальные характеристики: портретные зарисовки, народно-бытовые, жанровые картинки, картинки природы. Им соответствуют законченные, замкнутые музыкальные номера, в последовательном изложении которых нередко складываются яркие сюитно-симфонические циклы. Логика развития, объединяющего самостоятельные музыкальные образы в единое целое, в разных случаях различна. Так, в финальной картинке большой цикл танцев объединен происходящим праздником. В некоторых случаях чередование номеров строится на образных, эмоциональных контрастах лирического и веселого, стремительного или энергичного, мужественного, жанрового и драматического.

Четко дифференцированы музыкально-драматургические средства и в характеристиках действующих лиц: цельным портретным зарисовкам эпизодических персонажей противопоставлено сквозное драматическое музыкальное развитие в партии Гаянэ; разнообразным танцевальным ритмам, лежащим в основе музыкальных портретов друзей и родных Гаянэ, противостоит импровизационно-свободная, лирически насыщенная мелодика Гаянэ.

Хачатурян последовательно проводит в отношении каждого из действующих лиц принцип лейтмотивов, что сообщает образам и всему произведению музыкальную ценность и сценическую конкретность. Благодаря многообразию и развитию мелодий Гаянэ музыкальный образ её приобретает гораздо большую гибкость в сравнении с другими персонажами балета. Образ Гаянэ раскрыт композитором в последовательном развитии, по мере эволюции её чувств: от затаенной скорби («Танец Гаянэ», № 6) и первых проблесков нового чувства («Танец Гаянэ», № 8), через полную драматизма борьбу (2 действие) - к новому светлому чувству, новой жизни (вступление к 4 действие, № 26).

«Танец Гаянэ» (№ 6) - скорбный, сдержанный монолог. Его выразительность сосредоточена в проникновенной и вместе с тем напряженной по развитию мелодии.

Иной круг образов передает другое «ариозо» Гаянэ - «Танец Гаянэ» (№ 8, после встречи с начальником пограничного отряда Казаковым) - взволнованное, трепетное, словно предвещающее начало нового, светлого чувства. И здесь композитор придерживается строгой экономии выразительных средств. Это - соло арфы, построенное на широких пассажей.

Теперь следует «Колыбельная» (№ 13), где вступительная мелодия героев, мерная, еще носит следы драматизма предыдущей сцены. Но по мере развития та же тема в звучании скрипок, с активизирующим мелодию варьированием, в новой, более напряженной гармонизации приобретает более широкое лирическое значение. Дальнейшее изменение темы совсем нарушает рамки колыбельной песни: она звучит как драматический монолог Гаянэ.

Портрет Гаянэ, данный композитором разнообразно, отличается вместе с тем удивительным музыкальным единством. Это особенно ясно на примере дуэта с Казаковым. И здесь композитор стремится к сохранению общего лика героини: та же широкая, импровизационного склада мелодия, глубоко лиричная, но впервые светлая, мажорная; та же интимность, камерность звучания сольных инструментов.

Сосем иной принцип лежит в основе музыкальной обрисовки других действующих лиц: Нунэ и Карена, брата Гаянэ - Армена, курдской девушки Айши.

Ярко и выпукло написан «портрет» Айши, молодой курдской девушки, - «Танец Айши» (№ 16). Композитор сумел сочетать протяжную, неторопливую, восточного склада мелодию, прихотливо ритмизованную, с четким и плавным движением вальса, сообщающим музыке характер мягкой лиричности.

В «Танце Айши» вариационный принцип развития сочетается с трехчасовой формой; динамика, движение - с четкостью симметрично построения.

«Танец розовых девушек» (№ 7) отличается необычайной свежестью, изяществом и грацией движения. Мелодия его предельно ясна по рисунку, как бы объединяет в себе четкость маршевой поступи, сообщающей музыке бодрость, и прихотливость танцевальных ритмов.

«Танец с саблями» (№ 35), энергичных, темпераментный, по своему замыслу связан с традицией показа силы, удали, ловкости на народных праздниках. Быстрый темп, волевой равномерный ритм, скандирование мелодии, звонкие и резкие оркестровые звучания - все это воспроизводит быстроту и ритмичность движений, сабельные удары.

Один из ярких номеров «Танцевальной сюиты» 4 действия - «Лезгинка». В ней поражает очень тонкое, чуткое проникновение в существо народной музыки. Все в «Лезгинке» идет от слушания народной музыки. «Лезгинка» являет пример того, как Хачатурян, целиком основываясь на принципах народной музыки, свободно и смело развивает их до масштабов симфонического мышления.

История создания

Вскоре после окончания консерватории, в конце 1930-х годов, Хачатурян получил заказ на музыку к балету «Счастье». Спектакль с традиционным для того времени сюжетом о счастливой жизни «под сталинским солнцем» и столь же традиционным мотивом шпионажа и врагов советской власти готовился к декаде армянского искусства в Москве. Такие декады, посвященные искусству, поочередно, всех республик, входящих в состав СССР, проводились регулярно. Композитор вспоминал: «Весну и лето 1939 года я провел в Армении, собирая материал для будущего балета «Счастье». Здесь-то и началось глубочайшее изучение мелодий родного края, народного творчества...» Напряженная работа над балетом продолжалась полгода. В сентябре балет был поставлен в Армянском театре оперы и балета, а через месяц показан в Москве и прошел с большим успехом как первый опыт этого жанра в армянской музыке. Однако в нем были отмечены недостатки, касающиеся, в частности, сценарной и музыкальной драматургии. Через несколько лет композитор вернулся к этому замыслу, ориентируясь на новое либретто, написанное известным театроведом и филологом К. Державиным (1903—1956). Переработанный балет, получивший название «Гаянэ» — по имени главной героини, готовился к постановке в Ленинградском театре оперы и балета имени Кирова (Мариинском). Однако начавшаяся Великая Отечественная война поломала все планы. Театр был эвакуирован в Пермь. Туда же для продолжения совместной работы над балетом приехал и композитор. «Осенью 1941 года... я вернулся к работе над балетом, — вспоминал Хачатурян. — Сегодня может показаться странным, что в те дни суровых испытаний могла идти речь о балетном спектакле. Война и балет? Понятия действительно несовместимые. Но, как показала жизнь, в моем замысле отобразить... тему великого всенародного подъема, единения людей перед лицом грозного нашествия не было ничего странного. Балет был задуман как патриотический спектакль, утверждающий тему любви и верности Родине». В ноябре 1942 года в своем дневнике композитор записал: «По просьбе театра уже после окончания партитуры я дописал «Танец курдов» — тот самый, который стал позднее называться «Танцем с саблями». Я начал сочинять его в три часа дня и, не отрываясь, работал до двух часов ночи. Утром следующего дня были переписаны оркестровые голоса и состоялась репетиция, а вечером — генеральная репетиция всего балета. «Танец с саблями» сразу же произвел впечатление и на оркестр, и на балет, и на присутствовавших в зале...»

А. Хачатурян балет «Гаянэ»

Балет «Гаянэ» стоит особняком не только в музыкальном наследии А.И. Хачатуряна , но и в истории балетного театра. Это яркий пример произведения искусства, созданного по политическому заказу. «Гаянэ» принадлежит неоспоримая пальма первенства по количеству постановок. При этом каждый последующий либреттист менял сюжетную канву спектакля в угоду историческому моменту, а композитор, в свою очередь, перекраивал партитуру, чтобы она соответствовала новой драматургии. Но, как бы ни трактовались образы главных героев, в какую сторону ни менялась бы сюжетная концепция, этот балет принимался зрителями восторженно на всех сценах мира, где он исполнялся, благодаря самобытности музыки, гармонично соединившей в себе классические основы и ярко выраженный национальный характер.

Краткое содержание балета Хачатуряна «» и множество интересных фактов об этом произведении читайте на нашей странице.

Действующие лица

Описание

Ованес руководитель колхоза
бригадир лучшей колхозной бригады, дочь Ованеса
Армен возлюбленный Гаянэ
Гико соперник Армена
Нунэ подруга Гаянэ
Карен работник колхоза
Казаков начальник группы геологов
Неизвестный

Краткое содержание «Гаянэ»


Сюжет разворачивается в 30-е годы XX века в Армении, недалеко от границы. Темной ночью недалеко от горного селения появляется Неизвестный, который замышляет диверсию. Утром жители селения отправляются на работу в сад. Среди них бригадир девичьей колхозной бригады красавица Гаянэ, в которую влюблены двое молодых людей - Гико и Армен. Гико пытается рассказать девушке о своих чувствах, но она отвергает его притязания.

В село приезжают геологи во главе с начальником группы Казаковым, среди них мелькает фигура Неизвестного. Армен показывает Казакову и его товарищам кусочки руды, случайно найденные им в предгорьях, и провожает группу к этому месту. Выясняется, что ему удалось обнаружить залежи редкого металла. Когда об этом узнает Неизвестный, он проникает в дом Ованеса, где остановились геологи, желая похитить документы и образцы руды. На месте преступления его застает Гаянэ. Чтобы замести следы, Неизвестный поджигает дом, где находится девушка. Но Гико спасает Гаянэ и разоблачает незнакомца, которого забирают подоспевшие пограничники. Апофеозом балета становится общий праздник, на котором все персонажи восславляют дружбу народов и Родину.



В современной версии балета от первоначального замысла остался только любовный треугольник Гаянэ, Армена и Гико. События происходят в армянской деревне. Среди ее жителей - юная красавица Гаянэ, в которую влюблен Армен. Их любовь хочет разбить неудачливый соперник Армена Гико. Он всеми силами старается завоевать расположение девушки. Это ему не удается, и он решается на месть. Гико устраивает похищение красавицы, но слух о злодеянии быстро расходится по всему селению. Возмущенные жители помогают Армену найти и освободить Гаянэ, а Гико вынужден спасаться бегством от презрения односельчан. Балет заканчивается веселой свадьбой, на которой все танцуют и веселятся.


Продолжительность спектакля
I Акт II Акт III Акт
35 мин. 35 мин. 25 мин.

Фото :

Интересные факты:

  • Автор признавался, что «Гаянэ» занимает особенное место в его сердце и творчестве, поскольку это «единственный балет на советскую тему, 25 лет не сходивший со сцены».
  • Танцевальный дивертисмент, куда входят «Танец с саблями», «Лезгинка», «Колыбельная» и другие номера из балета, почти 50 лет оставался непременной частью спектаклей выпускников Академии русского балета им. Вагановой.
  • Популярнейшего во всем мире «Танца с саблями» изначально в партитуре «Гаянэ» не было. Но незадолго до премьеры директор театра попросил Хачатуряна добавить в заключительный акт танцевальный номер. Композитор сначала наотрез отказался, но потом передумал и всего за 11 часов смог создать настоящий шедевр. Отдавая хореографу партитуру этого номера, он в сердцах написал на титульном листе: «Черт возьми, в угоду балету!»
  • Современники утверждали, что зажигательный «Танец с саблями » даже Сталина заставлял всякий раз притоптывать в такт ритму - поэтому произведение звучало по радио почти каждый день.
  • Музыка к балету «Гаянэ» принесла ее автору Араму Хачатуряну высокую награду - Сталинскую премию I степени.
  • Всемирную известность музыке «Гаянэ» принесли три симфонические сюиты, которые Хачатурян «выкроил» из балетной партитуры.
  • «Танец с саблями» стал самой узнаваемой музыкой из балета «Гаянэ». В США Хачатуряна стали называть «мистер Сэйбрданс» («мистер Танец-с-саблями»). Его мотив можно услышать в фильмах, мультфильмах, программах фигуристов. С 1948 г. он звучал в американских музыкальных автоматах и стал первой записью Чикагского симфонического оркестра.
  • Два главных создателя первой версии балета «Гаянэ» либреттист Константин Державин и хореограф Нина Анисимова составляли не просто творческий тандем, а были семейной парой.
  • В 1938 году в жизни будущего постановщика «Гаянэ» Нины Анисимовой наступила черная полоса. Ее, танцовщицу с мировым именем, обвинили в том, что она участвовала на театральных банкетах, гостями которых часто становились представители иностранных делегаций, и осудили на 5 лет с отбыванием наказания в Карагандинском трудовом лагере. Ее спас муж - либреттист Константин Державин, не побоявшийся заступиться за танцовщицу.
  • В 40-70-е годы прошлого века балет «Гаянэ» можно было увидеть на зарубежных театральных подмостках. За этот период спектакль неоднократно ставился в ГДР, ФРГ, Чехословакии, Болгарии, Польше.
  • Мотив «Танца с саблями» можно услышать в мультипликационном сериале «Симпсоны», в мультфильме «Мадагаскар 3», шестом выпуске мультфильма «Ну, погоди!», в кинофильмах «Властелин любви», «Бумажные птицы», «Город призраков», «Бестолковая защита», «Простое желание», «Хижина дяди Тома», «Сумеречная зона» и других.

Популярные номера из балета «Гаянэ»

Танец с саблями - слушать

Лезгинка - слушать

Вальс - слушать

Колыбельная - слушать

История создания «Гаянэ»

Впервые увлекся балетной темой в 1939 году. Поводом для этого стала дружеская беседа композитора с советским партийным деятелем Анастасом Микояном, который в преддверии декады армянского искусства высказал мысль о необходимости появления национального армянского балета. Хачатурян с энтузиазмом окунулся в рабочий процесс.

Перед композитором стояла непростая задача - написать музыку, которая стала бы благодатной основой для хореографической постановки и одновременно обладала хорошо узнаваемым национальным своеобразием. Так появился балет «Счастье». Либретто к нему написал Геворк Ованесян. Глубокое погружение в мир национальной музыкальной культуры, ритмы и мелодии армянского народа вкупе с самобытным талантом композитора сделали свое дело: спектакль, поставленный в Армянском театре оперы и балета, привезли в Москву, где он прошел с большим успехом. Однако критики не преминули указать на минусы «Счастья», в первую очередь - драматургию, которая оказалась гораздо слабее музыки. Лучше всех осознавал это сам композитор.


В 1941 году он, по предложению руководства Ленинградского театра оперы и балета им. Кирова, начал работать над обновленной версией балета с другим либретто, написанным известным литературоведом и театральным критиком Константином Державиным. Многие фрагменты партитуры он оставил в неприкосновенности, сохранив все самые интересные находки, отличавшие первую редакцию. Новый балет получил название «Гаянэ» - в честь главной героини, и именно этот спектакль перенял эстафетную палочку «Счастья» в сохранении традиций армянской национальной музыки и культуры на балетной сцене. Работа над «Гаянэ» началась в Ленинграде, а продолжилась уже в Перми, куда с началом войны композитор был отправлен в эвакуацию, как и театральная труппа Кировского театра. Условия, в которых рождалось новое музыкальное детище Хачатуряна, соответствовали суровому военному времени. Композитор работал в холодном гостиничном номере, где из обстановки находились только кровать, стол, табурет и фортепиано. В 1942 году 700 страниц балетной партитуры были готовы.

Постановки


Премьерный показ «Гаянэ» выпал на 9 декабря 1942 года. В эти дни на фронте разворачивалось героическое сражение за Сталинград. Но зал Пермского театра оперы и балета был полон. Действо, разворачивающееся на сцене под жизнеутверждающую музыку Хачатуряна, укрепляло в душах зрителей веру в победу. В качестве постановщика четырехактного спектакля дебютировала Нина Анисимова - одна из ярчайших танцовщиц характерного плана Кировского (ныне -Мариинского) театра, учившаяся у самой Агриппины Вагановой. Блестящая школа, глубокое понимание природы национального танца и безупречное чувство стиля позволили Нине Александровне создать спектакль, который закрепился в репертуаре театра на долгие годы. У Анисимовой с самого начала работы над балетом была мечта «создать свою Армению». Для этой цели она пригласила армянского танцовщика, который показал ей элементы народного армянского танца.

Исполнительский состав премьерного спектакля был поистине звездным. В роли Гаянэ на сцену вышла прима театра и любимица публики Наталия Дудинская, ее партнерами были Константин Сергеев, Николай Зубковский, Татьяна Вечеслова, Борис Шавров. Успех премьеры был обусловлен не только талантом артистов, но и драматургией спектакля, лейтмотивом которого являлась защита родной земли от врагов.

После возвращения в Ленинград в 1945 году Кировский театр показал «Гаянэ» на родной сцене, но уже с некоторыми сюжетными изменениями и обновленной сценографией, созданной художником Вадимом Рындиным. В 1952 году спектакль был еще раз переработан.

22 мая 1957 года премьерный показ балета «Гаянэ» прошел в Большом театре. Постановщик Василий Вайнонен, опирающийся на предложенное либретто Бориса Плетнева, сделал из оригинальной четырехактной версии балет, состоящий из пролога, 3 актов и 7 картин. Для этой редакции балета Хачатурян переработал почти треть написанной до этого музыки. Партии Гаянэ и Армена с блеском исполнили солисты Большого Раиса Стручкова и Юрий Кондратов. Всего на сцене Большого балет «Гаянэ» пережил три редакции. Последняя из них увидела свет в 1984 году.

До начала 1980-х годов балет с неизменным успехом шел на сценах отечественных и зарубежных театров. Одно из самых интересных художественных решений предложил Борис Эйфмана, поставивший «Гаянэ» в качестве своего дипломного спектакля в 1972 г. на сцене Ленинградского Малого театра оперы и балета. Хореограф-постановщик сосредоточил внимание на социальной драме. Историческим фоном для сюжета был выбран период становления советских порядков в Армении. Гико в этой версии превратился в мужа Гаянэ. Будучи сыном кулака Мацака, он не может отречься от отца. Его жена Гаянэ происходит из бедной семьи, и ей приходится выбирать между любовью к мужу и своими убеждениями. Главная героиня делает выбор в пользу новой власти, которую в балете представляет Армен. Спектакль в художественной интерпретации Эйфмана насчитывает 173 показа.

В XXI веке балет «Гаянэ» фактически исчез со сцены. Главной причиной тому стал сценарий, утративший социальную актуальность. Но «Гаянэ» по-прежнему остается одним из главных культурных символов Армении. В репертуаре Армянского академического театра оперы и балета им. Спендиарова балет Хачатуряна занимает почетное место. Спектакль, поставленный народным артистом Армении Виленом Галстяном, имел огромный успех не только в России, но и за рубежом -в Египте, Турции, Бахрейне, Объединенных Арабских Эмиратах. В 2014 году балет «Гаянэ», почти после полувекового перерыва, был показан в Мариинском театре в Петербурге, откуда 50 с лишним лет назад начался большой путь спектакля по театральным сценам мира. Галстян, выступивший в данном случае еще и в роли сценариста, убрал из либретто все сюжетные линии, связанные с политическими мотивами. От первоначального балета остались только трогающая душу история любви и завораживающая своей энергетикой музыка Арама Хачатуряна.

Отдельные танцевальные номера, написанные композитором для «», - такие, как «Лезгинка», «Вальс», «Колыбельная» и, конечно, непревзойденный «Танец с саблями », - давно перешагнули рамки балета и обрели самостоятельную жизнь. Они являются украшением многих концертов, их танцуют на всех сценических площадках мира, и популярность их с годами только растет. В их самобытной музыке и хореографии есть глубина, искренность, страсть, любовь - все, что близко и понятно каждому человеческому сердцу.

Видео: смотреть балет «Гаянэ» Хачатуряна

Б алет «Гаянэ» примечателен, прежде всего, музыкой Арама Хачатуряна, либретто же специалисты справедливо называют ходульным. Оно написано сценаристом и либреттистом Константином Державиным в 1940-м году на основе предыдущего балета Хачатуряна «Счастье». В «Гаянэ» композитор сохранил все лучшее, что было в «Счастье», и существенно дополнил, развил партитуру. Премьера балета состоялась в 1942-м году, в Перми, где находился в эвакуации Ленинградский театр оперы и балета им. Кирова. Потом советские театры часто обращались к балету Хачатуряна. «Гаянэ» ставили в Свердловске, Ереване, Киеве, Риге, Новосибирске, Челябинске. В Кировском театре его возобновляли еще два раза – в 1945-м и 1952-м. На сцене главного музыкального театра страны – Большого – «Гаянэ» впервые поставили в 1957-м. Вашему вниманию предлагается запись гораздо более поздней постановки.

Итак, главным достоинством «Гаянэ» специалисты считают именно музыку. «Еще работая над музыкой балета «Счастье», Хачатурян обратился к армянскому фольклору, - читаем в книге «История современной отечественной музыки». – Все это вошло в «Гаянэ». И хотя собственно народных мелодий в балете немного, интонационная природа армянской музыки воссоздается через ритмические, ладо-гармонические особенности, сближая сочинение с традицией русской классической «музыки о Востоке»». Кстати, именно для балета «Гаянэ» Хачатурян написал «Танец с саблями», исполняемый частенько как самостоятельное произведение. В части же хореографии балет распадается на отдельные выходы. «Разнохарактерные сольные номера и дуэты, драматические сцены, обобщенно симфонизированные («Сбор хлопка», «Танец хлопка», «Танец розовых девушек» и другие), фольклорные танцы («Лезгинка», «Русская пляска», «Щалахо», «Узундара», «Гопак») – все это составляет объемную и контрастную партитуру балета» («История современной отечественной музыки»).

Почему в армянской истории находится место гопаку, русской пляске и прочим танцам народов СССР? В финале этого сюжета на праздник урожая в армянский колхоз прибывают гости из братских республик. Но до того в горном колхозе и окрестностях разворачивается совершенно детективный сюжет. В горы Армении спускается на парашюте шпион. Он будет следить за геологами – те, с помощью смышленого чабана Армена, открыли неподалеку от колхоза залежи редкой и ценной руды. Естественно, бдительные советские колхозники разоблачат врага. Но параллельно со шпионским в балете разворачивается, конечно, любовный сюжет. Чабан Армен и дочь председателя колхоза Гаянэ любят друг друга, но им приходится то и дело отражать нападки ревнивого Гико, поклонника Гаянэ.

Сегодня «Гаянэ» кажется памятником особой эпохе советского искусства, когда прославление братства народов приобретало причудливые формы. Но это не мешает наслаждаться могучей музыкой Арама Хачатуряна и высоким мастерством артистов балета Большого театра.

Вверх