Error: не определено #11234. Джаз в культурном пространстве хх века. История музыки: джаз

Джаз в культурном пространстве хх века. История музыки: джаз

Р оберт Паттинсон, Бойд Холбрук, Ален-Фабьен Делон, A$AP Rocky — что объединяет этих людей? Все они в свое время были лицами рекламных кампаний Dior Homme. Удивлены увидеть в списке последнее имя? А зря: A$AP Rocky связан с миром моды больше, чем может показаться на первый взгляд — он завсегдатай первых рядов на самых громких показах, а недавно и вовсе создал коллекцию для британского бренда J.W. Anderson. И Раким Майерс (настоящее имя рэпера) — далеко не единственный хип-хоп-артист, который вызывает ажиотаж в модной среде.

История взаимоотношений моды и «черной» культуры началась больше века назад, а ее стартовой точкой можно обозначить тот момент, когда в Новом Орлеане группа афроамериканских музыкантов начала экспериментировать со звучанием — так зародился новый стиль: джаз. Для джазовых музыкантов создание определенного образа с помощью одежды стало своего рода актом самоидентификации: несмотря на то, что рабство к тому моменту было отменено более чем полвека назад, афроамериканцам все еще приходилось отстаивать право считаться полноценными членами общества. Джазмены носили пижонские костюмы — белые, в полоску, непременно с платком в нагрудном кармане, — галстук-бабочку и лакированные туфли. В 1920−30-е годы джазовые музыканты в каком-то смысле получили статус законодателей моды: в Нью-Йорке происходила культурная революция (так называемый «гарлемский Ренессанс»), и в черные кварталы постепенно подтягивались «белые» любители джаза, которые перенимали вкусы местных жителей не только в музыке, но и в моде.


Луи Армстронг в компании музыкантов на выступлении в Новом Орлеане, 1920-е

Если окинуть взглядом прошлое, станет понятно, что для афроамериканцев одежда всегда представляла собой яркий культурный маркер, который, во‑первых, служил визуальным отождествлением целого сообщества, а во-вторых, помогал бедным ребятам заявить о себе, поднять самооценку и сказать: «Мы здесь, и у нас есть голос». В этом контексте первым делом приходит на ум, конечно, пример зут-сьюта, который стал для афроамериканских мужчин в 1930—1940-е годы буквально манифестом культурной стратификации. Мешковатый пиджак с нарочито расширенной линией плеча, подпоясанные на талии брюки, словно на несколько размеров больше, — сам вид зут-сьюта почти кричал о том, что его обладатель хочет в прямом и переносном смысле преувеличить свою фигуру в пространстве, стать более значимым. В конечном итоге зут-сьютеры сформировали отдельную субкультуру, которая оказала заметное влияние на модные течения белого комьюнити: от тедди-боев 1950-х до знаменитых расслабленных костюмов Джорджо Армани, с которыми он ворвался в моду в 1980-е.


Зут-сьютеры, 1943 г.

К середине 1980-х на музыкальную сцену Нью-Йорка вышли исполнители хип-хопа — нового жанра, зародившегося десятилетие назад в латиноамериканских кварталах Бронкса. Как и предшествовавшие им джазмены и зут-сьютеры, темнокожие речитативщики нашли в одежде способ самоутверждения. Парень из неблагоприятного района, где стрельба при свете дня — обычное дело, мечтает подняться с социального дна, разбогатеть и больше не чувствовать себя отбросом общества. Что он делает? Правильно, идет на рынок контрафакта и покупает футболку Louis Vuitton — атрибут, пусть и поддельный, роскошной жизни, а затем отправляется читать рэп о своей нелегкой судьбе. «Fake it till you make it» — девиз, которым первое время руководствовалась добрая половина хип-хоп-движения.


Снуп Догг и Тупак Шакур на церемонии MTV Video Music Awards, 1996

Мантра сработала: спустя несколько лет хип-хоп-артисты начали появляться на новомодном музыкальном канале MTV и неплохо зарабатывать, и уже могли позволить себе купить настоящие брендированные вещи заветных Tommy Hilfiger, Ralph Lauren (возведенный в культ нью-йоркской группировкой Lo Lifes), Louis Vuitton и Gucci. Чем большую популярность набирал сам жанр и его адепты, тем более лакомым куском становились атрибуты хип-хоп культуры для индустрии люкса. Мода, которая с конца 1950-х неизменно двигалась в сторону омоложения и того, что сегодня назвали бы «хайп», постепенно начала заходить на территорию некогда маргинальной субкультуры. И вот уже в коллекции статусного Дома Chanel осень-зима 1991/1992 находится место цепям, объемным бомберам и надетым задом наперед кепкам, а следом за ней выходит легендарная рекламная кампания, в которой Кристи Тарлингтон скачет в спортивном костюме и жемчужных бусах Chanel. А в 1996-м Джанни Версаче приглашает Тупака Шакура — знатного почитателя барочных принтов Versace — пройтись по подиуму в качестве модели.


Настоящий бум на такого рода взаимопроникновения случился с приходом нового миллениума: растущие цены на нефть обеспечили главным игрокам на мировой политической арене безбедное существование, люди начали зарабатывать и, соответственно, тратить больше, а образ жизни в стиле лакшери стал общепризнанным bon ton. Убедительнее всех его транслировали хип-хоп-артисты, которые уже позабыли, что вообще-то изначальный посыл их творчества заключался в том, чтобы продвигать глубокие идеи борьбы за права своих братьев и сестер. Они как заведенные начали снимать многомиллионные клипы, в которых щеголяли в любезно предоставленных им вещах из последних коллекций, как бы невзначай упоминали любимые бренды в своих речитативах (первым в этом деле был Грэндмастер Флэш еще в 1982 году с нэймдроппингом Calvin Klein) и участвовали в околомодных фотосессиях (все помнят иконическое фото Lil" Kim в объективе Дэвида Лашапеля, где ее обнаженное тело покрыто монограммой LV?). Новые ролевые модели для целого поколения, адепты хип-хопа одевались нарочито вычурно: драгоценные украшения с неприлично крупными камнями («bling-bling»), анималистичные принты по соседству с меховыми шубами и максимально сексуально заряженные наряды девушек несли безмолвное послание: «Посмотри, насколько я крут и что я могу себе позволить». Подобные декламации привлекли внимание больших модных домов: в конце концов, разве не такой же образ жизни они пропагандируют? Хип-хоп стал действенным маркетинговым инструментом, который стремились так или иначе задействовать все.


Мисси Эллиотт на премьере фильма «Подводная братва», 2004 г.

Вот вам лишь несколько примеров. В 2008 году Фаррелл Уильямс объединился с Louis Vuitton, чтобы создать лимитированную коллекцию украшений, а год спустя по его стопам пошел Канье Уэст — с его легкой руки ассортимент люксового бренда пополнился линейкой кроссовок. Пожалуй, именно эти два исполнителя новой волны стали наиболее влиятельными хип-хоп-фигурами в контексте моды: Фаррелл — благодаря своему отличному вкусу и шляпам в духе «Buffalo Girls» Малкольма Макларена, а Уэст — благодаря неподдельному интересу к моде, который привел его в первые ряды показов Dior и Chloé и заставил сделать маски Maison Margiela и рубашки Céline частью своих сценических костюмов. Но на этом дело не закончилось.


Канье Уэст на концерте в рамках The Yeezus Tour в маске Maison Margiela

К примеру, пришедший в 2004 году на пост креативного директора Givenchy Риккардо Тиши то и дело обращается к уличной культуре, включая в свои коллекции вещи, традиционно считавшиеся униформой рэперов: баскетбольные шорты, свитшоты и т. д. В 2013 году модному нью-йоркскому универмагу Barney’s удалось поднять вокруг своего имени настоящую шумиху, впервые в своей истории пригласив к сотрудничеству звезду хип-хопа — Jay Z. Тот вместе с такими брендами, как Balenciaga, Balmain и Proenza Schouler, работал над специальной рождественской коллекцией для универмага, вырученные средства от которой пошли на благотворительность. Хип-хоп-исполнители все чаще стали украшать собой обложки модных журналов и становиться амбассадорами почтенных брендов с приставкой «люкс». Так, в 2014 году Канье Уэст по приглашению Оливье Рустена (они близкие друзья) вместе со своей благоверной — Ким Кардашьян — снялся для рекламной кампании Balmain. В 2015-м Рианна была назначена новым лицом рекламной кампании Dior Secret Garden, став первой в истории темнокожей девушкой, получившей такую роль. Напомним, что на сегодняшний день за спиной певицы помимо прочего — коллекция обуви для Manolo Blahnik и линейка очков для Dior.



Один за другим на свет начали появляться хип-хоп-треки, воспевающие оды брендам сегмента high luxury: Jay Z и его «Tom Ford », A$AP Rocky и «Fashion Killa », Migos и «Versace », Soulja Boy и «Gucci Bandana », Канье Уэст и «Christian Dior Denim Flow ». Не говоря уже о том, что просмотр хип-хоп-клипов стал походить на игру «Угадай мелодию»: в платье из какой коллекции какого бренда появилась Ники Минаж на второй минуте «Anaconda»? Иные работы и вовсе способны перещеголять видеокампэйны брендов: так, нашумевший альбом Бейонсе «Lemonade» заставил авторитетное онлайн-издание Business of Fashion включить его в список лучших fashion-видео сезона и поставить в пример всем остальным претендентам. И действительно, эстетическая составляющая каждого клипа в составе видеоальманаха «Lemonade» заставляет говорить о нем как о полноценном fashion-феномене.


Кадр из клипаBeyonce «Formation"

Так что же было раньше — курица или яйцо? Вернее, что имеет первоочередное значение в отношениях между модной индустрией и афроамериканской культурой, которая на сегодняшний день проявляет себя преимущественно через хип-хоп? Кто получает больше выгоды: Бейонсе, которая, выгуливая в своем клипе новехонький наряд от Gucci, создает себе статус fashion-иконы? Или Gucci, для которого подобный product placement — появиться в видео одной из главных звезд современной музыкальной индустрии, поднимающей в своих песнях актуальные проблемы — от феминизма до расового равноправия, — абсолютная победа в стремлении заставить говорить о себе буквально всех? Очевидно, однозначного ответа на эти вопросы нет: если бы союз не был взаимовыгоден для обеих сторон, он вообще вряд ли случился бы. Интересно другое: два самых свежих примера — A$AP Rocky в рекламной кампании Dior Homme и Мисси Эллиотт у Marc Jacobs — не апеллируют, в отличие от предыдущих прецедентов, лишь к имиджевой, внешней стороне героев. Что Крис ван Аш, креативный директор мужской линии Dior, что Марк Джейкобс в один голос говорят: для них эти персонажи — ролевые модели, вдохновляющие не только своей манерой одеваться, но и талантом, который помог им добиться успеха. Правда это или нет, но такой подход — ключевой для современной индустрии моды и маркетинга вообще: за красивой оболочкой непременно должно скрываться нечто более стоящее и убедительное. Fashion-конгломераты начали видеть за «черной» культурой не просто bling-bling, и это большой прорыв.


Джаз является сравнительно «молодым» феноменом культуры ХХ века и его ровесником. Зародившись в Соединенных Штатах Америки, в процессе своей эволюции он вышел за рамки чисто американского феномена, распространившись по всему миру и неся с собой определенный образ осознания окружающей действительности. В связи с этим стали появляться попытки осмысления джаза как феномена культуры. В начале своего становления джаз был выражением идей экзистенциализма (по мнению исследователей джазовую музыку предпочитало молодое «потерянное поколение» США и Западной Европы периода после Первой мировой войны), в изобразительном искусстве ХХ века - выразителем идей футуризма и авангардизма (образы гротеска и сарказма). Полемика по вопросам сущности джаза и его основных принципов - свободы (импровизации) и диало-гичности - велась на протяжение второй половины ХХ века среди культурологов и социологов в области музыкознания, в частности джазологии. В диссертационном исследовании «Влияние джаза на профессиональное композиторское творчество Западной Европы первых десятилетий XX века» М. Матюхина обосновывает точку зрения, что в процессе эволюции джаз приобрел черты постмодерна, аточнее такого его базисного принципа как игра «в качестве способа отгородиться от реальности и возможности украсить серую повседневность... как игра в жизнь». На протяжении всего ХХ века в философии и социологии существовали также и крайние точки зрения на искусство джаза как на негативное, дионисийское, порождающее хаос и приводящее к распаду. Таковы точки зрения А. Лосева и Т. Адорно. Однако искусство джаза постоянно находится в процессе эволюции, будучи открытым к социальным явлениям окружающей жизни и движению философской мысли.

В джазовом феномене чисто музыкальными средствами воплощена субстанциальная - жизненно важная для человека - идея СВОБОДЫ. Эта идея, как отмечает в своих исследованиях российский исследователь В. Ерохин, «.сердцевина содержания и формы джазового искусства, его структурно-семантическая доминанта» . Ни в одной другой сфере художественного творчества она доныне не была выражена с такой силой и убедительностью. Для деятельной и духовно богатой личности свобода - одна из высших ценностей. Джазовое искусство являет собой музыкальную модель «контролируемой свободы». Следует отметить, что джазовый характер музыки по-настоящему выявляется лишь в реальном звучании (не «на бумаге»), хотя нотный текст может создавать для этого определенные предпосылки. В джазе чаще, чем в других формах музицирования, возникает импровизация, которая придает каждой звучащей композиции спонтанность, индивидуальность, а при применении новой концепции в ней - уникальность. Однако импровизация это не только свобода и индивидуальность (личность), но и способность производить большое количество вариантов определенного мелодического конструкта, что развивает креативность и эврис-тичность. Специфичным для джазового творчества является отсутствие разделенности на композитора с одной стороны и исполнителя с другой, а также открытость (определяемая как «экзистенциальная коммуникативность» ) данного вида музицирования для слушателя, который может принять участие в процессе исполнения-создания джазовой композиции посредством хлопков и других шумовых эффектов. Также джазовое искусство позволяет органично сочетать в себе как эстетику развлекательности и гедонизма, так и мистику восточной философии, прагматику и «интеллектуализм» западного рационализма.

В Беларуси джазовая музыка зазвучала с концертной эстрады с организацией в 1940 году Государственного джазового оркестра под управлением Э. Рознера, а затем благодаря творческой и концертной деятельности Ю. Бельзацкого, Б. Райского, М. Финберга и других музыкантов этот вид музыкального искусства получил дальнейшее развитие. Повторив первую эволюционную ступень развития мирового джаза (западноевропейского и российского) - бытуя в сфере легкого жанра- с течением времени белорусский джаз преодолел развлекательный уровень, превратившись на данном этапе в музыку интеллектуальную и даже элитарную. Минуя эпоху стагнации, в которой данный вид искусства пребывал с середины 1960-х годов, существуя лишь как фоновая музыка (что было обусловлено политической обстановкой в СССР), к концу семидесятых годов белорусский джаз влился в мощный поток джазового фестивального движения, охватившего все советское культурное пространство, давшего толчок для нового эволюционного витка. Джаз переместился на сцены концертных залов, превратившись в музыку, которую надо осмысливать (данный переход в американском джазе был осуществлен в 1940-е гг. и ознаменовал собой рождение современного джаза). На современном этапе существует две тенденции функционирования джазового искусства- это креативное направление, которое развивает творческая деятельность музыкантов бигбэнд Национального концертного оркестра Республики Беларусь под управлением М. Финберга и различных малых составов внутри данного коллектива. Также поиск нового осуществляется в творческой деятельности Президентского оркестра республики Беларусь под управлением В. Бабарикина в области сочетания академической, джазовой, рок и популярной музыки, в концертных выступлениях и студийных записях музыкантов группы «Яблочный чай» и сольных программах П. Аракеляна и Д. Пукста. С другой стороны, существует противоположная тенденция на сохранение джазовой традиции, так называемого мэйнстрима, которая существует в рамках фестивалей и концертов, проводимых во Дворце профсоюзов в качестве заседаний Минского джазового клуба Е. Владимирова и выступлений коллективов, исполняющих музыку в стиле раннего и позднего классического джаза- диксиленда «Ренессанс» под управлением В. Лап-тенка и «Никс джаз бэнд» под управлением Н. Федорен-ко. Также постоянно осуществляется обмен музыкальными идеями в рамках гастрольных концертов западных (американских как непосредственных носителей традиции, европейских как в большей степени экспериментального направления) и российских джазовых музыкантов. В белорусском музыкальном искусстве внимание к джазу проявляется среди композиторов академической традиции. Данный вид взаимодействия носит характер авторского концептуального осмысления жанрово-стилевых идиом и сущности джазовой музыки.
Таким образом, белорусский джаз развивается в контексте современного европейского джаза и на данном этапе является средством расширения культурного пространства Республики Беларусь.

Литература

  1. Матюхина, М. Влияние джаза на профессиональное композиторское творчество Западной Европы первых десятилетийXXвека [Электронныйресурс]: Дис. ..канд. искусствоведения: 17. 00. 02. М. Матюхина - М., 2003.
  2. Адорно, Теодор В. Избранное: социология музыки Теодор В. Адорно. - М.-СПб.: Университетская книга, 1998.
  3. Ерохин, В. De musica instrumentalis: Германия.1960-1990. Аналитические очерки/В. Ерохин. - М.: Музыка, 1997.
  4. Яскевич, Я. С. Прикладная интернетика: словарь терминов: Учеб.-методич. пособие для аспирантов и слушателей системы повышения квалификации Я. С. Яскевич, И. Л. Андреев, Н. В. Кривошеев. - Минск: РИВШ БГУ, 2003 . - 80 с.

Познакомить учащихся с музыкальным стилем - “джаз” и историей возникновения этого музыкального направления. Расширить представление о характерных особенностях стиля. Послушать знаменитых исполнителями джазовой музыки и выделить средства музыкальной выразительности, характерные для джаза: синкопированный ритм, преобладание духовых и ударных музыкальных инструментов. Пояснить значение понятий «симфоджаз» и закрепить понятия « блюз», «регтайм», «спиричуэл».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока: «Джаз, как явление музыкальной культуры 20 столетия».

Цели и задачи:

1) познакомить учащихся с музыкальным стилем - “джаз”; историей возникновения этого музыкального направления; с характерными особенностями стиля; со знаменитыми исполнителями джазовой музыки; выделить средства музыкальной выразительности, характерные для джаза: синкопированный ритм, преобладание духовых и ударных музыкальных инструментов.

2) формировать у учащихся представления о джазовой культуре;

3) обучать культуре слушания;

4) учиться высказывать собственные мысли относительно музыкальной формы, звучания и образного содержания музыкальных произведений;

5) пояснить значение понятий «симфоджаз» и закрепить понятия «джаз», « блюз», «регтайм», «спиричуэлс»;

6) формировать вокально – хоровые навыки и уметь выделять главное в содержании и звучании музыкального произведения;

5) воспитывать эстетический вкус учащихся;

Методы и формы работы:

Коллективно – групповая, индивидуальная, проблемно – поисковые + диалог.

Оборудование: магнитофон, фортепиано, диски с записью джаза, компьютер, мультимедийная установка, раздаточный материал(картинки с музыкальными джазовыми инструментами).

Тип урока: комбинированный, развивающий (формирование новых знаний).

Ход урока:

1.Орг. момент

Эпиграф:

Джаз – это наслаждение свободой самовыражения.

Д. Эллингтон.

Джаз – это музыка. Она пользуется теми же самыми нотами, каким пользовался Бах.

Дж. Гершвин.

Если вы, слушая музыку, не притопываете ногой, вам никогда не понять, что такое джаз.

Луи Армстронг.

Мотивация

2. Подготовка учащихся к работе на основном этапе(слайд №1)

Учитель -

Давайте, ребята, сейчас вместе поразмышляем о музыке.

Жизнь движется, идет своим чередом, и музыка не стоит на месте – она развивается вместе со временем. Бесспорно, Музыка – важная часть жизни любого человека. Одним из первых вопросов, которые задают при знакомстве, является: «А какую музыку ты слушаешь?» Действительно, самое типичное разделение для нашего и вашего поколения – разделение по музыкальным пристрастиям. А какую роль в твоей жизни играет музыка?

(Ответы учащихся)

Музыка сопровождает человека на протяжении всей его жизни.

В наше время музыка, даже самая лучшая, стала доступней воды из крана. Но так же, как вы не станете пить любую воду, вы не должны окунаться бездумно в мир музыки. Я хочу помочь вам не захлебнуться в этом многообразии современных стилей и направлений, а понять их лучше, чтобы каждый мог сделать выбор для себя.

(Слушание и определение современных стилей в музыке)

3.Основной этап (слайд № 2)

Учитель: Сегодня на урок я пришла не одна. Со мной таинственный господин, имени которого мы не знаем. Кто он, откуда явился к нам? Каков его характер? Для нас это пока загадка. Но я предлагаю определить его имя.

Первая буква – руководитель оркестра (дирижёр) Д

Вторая буква - понятие, обозначающее разновидность музыкального произведения по различным признакам (жанр) Ж

Третья буква – сольный номер оперы (ария) А

Четвёртая буква – певец – солист, исполняющий запев З

(запевала)

Наш урок я хочу провести в виде передачи «Музыкальный калейдоскоп». Чтобы лучше представить образ Джаза, попробуем проследить историю его жизни.

Итак, мы начинаем…(слайд№ 3 )

«Если вы, слушая эту музыку, не притопываете ногой, вам никогда не понять, что такое джаз», - говорил Луи Армстронг, один из самых популярных музыкантов прошлого столетия (пример шоу икс – фактор: Яков Головко)

Слушаем Луи Армстронга «Go down mouses»

Родился джаз на юге США в начале 20-го века и с поразительной быстротой распространился по всему мир. Родиной джаза - город Новый Орлеан, где великая река Миссисипи впадает в океан.(слайд № 4)

Здесь, как и по всему югу Америки, жило много негров, бывших рабов с плантаций.

Вопрос: Как Вы думаете, трудно ли жилось неграм в ту пору? (Бичер Стоун « Хижина Дяди Тома»)

- (слайд № 5)

Джаз возник в США среди угнетённого, бесправного негритянского населения, среди потомков черных рабов, когда-то насильно увезенных со своей родины. Невольники находили утешение в музыке, негры удивительно музыкальны. Особенно тонко и изощренно их чувство ритма. В редкие часы отдыха они пели, аккомпанируя себе хлопками в ладоши, ударами по пустым ящикам, жестянкам – всему, что находилось под рукой. Шли годы. В памяти стирались воспоминания о музыке страны предков, на слух воспринималось то, что звучало вокруг – музыка белых. А те пели, в основном, христианские религиозные гимны. И негры тоже стали их петь. Но петь по-своему, вкладывая в них всю свою боль, надежду на лучшую жизнь. Так возникли негритянские духовные песни спиричуэлс.

Небольшие оркестры джаз – бенды разъезжали на грузовиках и телегах, и устраивали настоящие музыкальные сражения. Судила собравшаяся толпа.

Вопрос: А знаете ли Вы, какая участь ожидала побеждённый оркестр?

С шумным весельем толпа привязывала один грузовик или телегу к другому – побеждённые тащили победителей. Вот такое уличное воспитание получил в детстве наш джаз.

(слайд № 6)

Слово «jazz», первоначально «jazz-band», стало применяться в середине 1-го десятилетия 20 в. в южных штатах для обозначения музыки, создаваемой небольшими нью-орлеанскими ансамблями (в составе трубы, кларнета, тромбона, банджо, тубы или контрабаса, ударных и фортепиано (Обратите внимание на инструменты)

Сорванец с улицы подрос, и лет в 15 отправился из родного города (какого?) на людей посмотреть и себя показать. Да к тому же время пришло и о заработке подумать. (слайд № 7) Больше всего работы оказалось в двух городах Америки – Чикаго и Нью-Йорке. Работа пришлась ему по вкусу – развлекать публику музыкой и танцами в клубах и увеселительных заведениях.

Так прошла ранняя юность нашего Джаза…

А через несколько лет у Джаза уже была мировая слава. Джаз разъезжал по Америке и Европе. И везде умудрился завести верных друзей. Талантливые люди в разных странах не просто подражали Джазу, а делали это по-своему.

Когда Джаз сделался совсем знаменитым, все вокруг стали спрашивать, откуда он свои таланты унаследовал. И убедились – от серьёзного Спиричуэла, грустного Блюза, весёлого Регтайма.

Попадая из Африки в Америку в качестве рабов, негры привозили туда и свои обычаи. Музыка – одна из них.

Музыка для африканцев носит, прежде всего, социальный характер, имеет ритуальный смысл, служит выражением чувств.

Многие элементы, присущие негритянской музыкальной культуре, отражены в музыке.

1) Спиричуэлс (щелчки пальцами)

2)Блюз

3)Регтайм

Работа в терминологических словарях (слайд № 8)

Спиричуэл – повлиял на развитие джазового стиля, песни американских негров религиозного содержания . (слушание музыки спиричуэлса )

Блюз - народная песня американских негров с грустным, печальным оттенком. (слайд № 9 ) (слушание музыки блюза)

Блюз вошел в мировую культуру одновременно с ранним джазом, и как казалось в те годы, в неразрывной связи с ним. Во – первых, что такое блюз вообще. Это светские лирические песни негров, живших вдоль реки Миссисипи. Это были сольные песни в сопровождении банджо или гитары. По своему жизненному содержанию блюзы совсем не похожи на возвышенные скорбные, полные веры, страдания и протеста хоровые песнопения спиричуэла. В блюзах тоска соединена с веселым отчаянием, безверием. Негритянский поэт Хьюс писал: «Блюзы на меня всегда производили впечатление беспредельно грустной музыки. Гораздо более грустной, чем спиричуэл. Это потому, что в блюзах горесть не смягчена слезами, а наоборот ожесточена смехом, противоречивым смехом горя, который рождается, когда нет веры, на которую можно опереться ».

За диким, отчаявшимся весельем блюзов скрывается трагедия всего народа.

Регтайм танцевальная музыка особого, ритмического склада. (слайд № 10)

Регтайм был музыкой, всецело предназначенной для фортепиано. Почему же из всех возможных инструментов, известных в Америке, проводником регтайма стало фортепиано?

А как вы думаете, ребята?

(Ответы учащихся)

Суть дела в том, что фортепиано было самым распространенным, самым «домашним», доступным в исполнительском смысле инструментом Америки той эпохи .(слушание музыки регтайма)

Джаз повзрослел. Надоела ему слава неугомонного весельчака и танцора. Он хотел, чтобы к нему относились внимательно и серьёзно, чтобы любили его не только в минуты шумных развлечений. Характер его становился переменчивым. Прежде его хвалили за горячий нрав, теперь его видели чересчур уж спокойным, порой даже холодным. А бывало каким-то дёрганым, нервным. И благородного общества перестал чураться – его стали видеть в филармонии и оперном театре.(Пример нашей филармонии)

Побывал он и в нашей стране, и даже в нашем городе существует (Молодежный джаз-бенд Fusion Band в программе: "Джаз-рок-фанк-соул Оркестр консерватории)

Сегодня джаз чрезвычайно разнообразен. Он включает в себя огромное количество стилей и направлений.(на листочках узнаете)

Учитель : Для закрепления материала предлагаю тесты.

Попробуем нарисовать психологический портрет Джаза:

1) учтивость, религиозность, важность – от(спиричуэлса);

2) нежность, романтичность, мечтательность – от(блюза);

3) веселый нрав, жизнерадостность, живость характера – от (регтайма).

С этим направлением в музыке вы встречались в 6 классе, вспомните прекрасную колыбельную песню из оперы Дж. Гершвина « Порги и Бесс».

(слайд № 11)

Джордж Гершвин - известный американский композитор первой половины 20 столетия. В своём творчестве он сумел объединить казалось бы несовместимое: музыку европейского позднего романтизма, джаза и эстрады.(слайд № 6)

Композитор родился в бедном районе Нью – Йорка – Бруклине и со временем не раз называл себя « воспитанником бруклинских негров.»

Чем же он так прославился?

Ведь в ту пору (первая половина 20 века) в Америке были и другие композиторы.

Гершвин был первым, кто в основу своей музыки положил негритянскую народную музыку джазового характера, сочетая ее с приемами европейской симфонической музыки. Это было неожиданно, необычно и обратило на себя внимание во всем мире.

Так возник стиль музыки, получивший название «симфоджаз».

Может, вы сами попытаетесь расшифровать это слово?

-(Это слияние симфонической музыки и джаза.)

Слушание отрывок из « Порги и Бес»

Что лежит в основе джазовой музыки? (слайд № 12)

Импровизация. Джазовый музыкант выступает и автором того, что играет.

Джазовый импровизатор это не композитор и исполнитель в одном лице, а особый тип художника. Он создаёт музыкальное произведение во взаимодействии с партнёрами по – ансамблю, поэтому импровизация -это искусство игры, диалога, многостороннего общения на языке музыки.

Ритм

Характерный сбивчивый (синкопированный) , акцент не на сильную, а на слабую долю, преобладание ударных и духовых музыкальных инструментов.

Роль ритма в джазе – это главное. Существование ритм. – группы принципиально для джаза. Само по себе вдохновенное чувство ритма, которое неизменно демонстрирует джазовый артист, способно вызвать восторг публики.

Джаз – ровесник XX века и одна из самых больших его знаменитостей. Ему уже более 100лет. По человеческим понятиям – старик. А по музыкальным, его возраст – сущий пустяк. Ведь очень многое в музыке живет столетиями и даже тысячелетиями.

А теперь попробуем создать образ Джаза с помощью музыкальных красок. Для этого нам нужно отобрать инструменты, характерные лишь для него.

(Учитель показывает инструменты, дети сигнализируют карточками о наличие инструмента в джаз-бэнде).

Вывод: излюбленные инструменты Джаза: труба, тромбон, кларнет, рояль, контрабас, саксофон, гитара, ударные – барабаны, тарелки.

5. ВОКАЛЬНО-ХОРОВАЯ РАБОТА

Сегодня я познакомлю Вас с новой песней. Ваша задача – определить стиль, в котором она написана.

Разбор песни Исидора Бейлина(родился в 1888 году), выходца из России, который в 14 лет оказался с родителями в США и стол одним из самых известных во всём мире композиторов американской популярной музыки.

Песня « Самый лучший в мире – джаз» - разбор, исполнение.

(песня с текстом находится на парте у каждого ученика)

Учитель: Джаз – уникальное явление 20 века, музыкальный феномен. Он представляет широкую панораму звуков и вызывает множество эмоций – нужно лишь суметь их услышать и позволить наслаждаться ими.

Рефлексия:

Подводя итог, постараемся вспомнить всё, о чём говорилось на этом уроке.

1. Как же появился джаз? Откуда берутся его истоки?

2. Какие направления джаза вы сегодня услышали? (регтайм, блюз).

3. Американский композитор xx века.

4. Сочинение музыки во время её исполнения.

5. Жанр негритянской песни, повлиявший на развитие джазового стиля. Негритянская религиозная песня.

Домашнее задание

Учитель: Ребята, откройте дневники и запишите домашнее задание. Задание по группам: 1-я группа подготовит информацию о Луи Армстронге, 2-я группа – о Дж. Гершвине.

Анализ уровня активности учащихся, оценка знаний.

Выставление оценок за работу на уроке в журнал и дневники учащихся.

Мистер Джаз прощается с Вами. До новых встреч, юные ценители искусства!

Под музыку дети выходят из класса.


Джаз (англ. Jazz) - форма музыкального искусства, возникшая в начале XX века в США в результате синтеза африканской и европейской культур и получившая впоследствии повсеместное распространение.

Джаз - потрясающая музыка, живая, непрестанно развивающаяcя, вобравшая ритмический гений Африки, сокровища тысячелетнего искусства игры на барабанах, ритуальных, обрядовых песнопений. Добавьте хоровое и сольное пение баптистских, протестантских церквей - противоположные вещи слились воедино, подарив миру удивительное искусство! История джаза необычна, динамична, наполнена удивительными событиями, которые повлияли на мировой музыкальный процесс.

Что такое джаз?

Характерные черты:

  • полиритмия, основанная на синкопированных ритмах,
  • бит - регулярная пульсация,
  • свинг - отклонение от бита, комплекс приёмов исполнения ритмической фактуры,
  • импровизационность,
  • красочный гармонический и тембровый ряд.

Это направление музыки возникло в начале двадцатого века в результате синтеза африканской и европейской культур как искусство, основанное на импровизации в сочетании с заранее продуманной, но не обязательно записанной формой композиции. Импровизировать могут одновременно несколько исполнителей, даже если в ансамбле явно слышен солирующий голос. Законченный художественный образ произведения зависит от взаимодействия членов ансамбля между собой и с аудиторией.

Дальнейшее развитие нового музыкального направления происходило за счёт освоения композиторами новых ритмических, гармонических моделей.

Кроме особой выразительной роли ритма были унаследованы другие черты африканской музыки - трактовка всех инструментов как ударных, ритмических; преобладание разговорных интонаций в пении, подражание разговорной речи при игре на гитаре , фортепиано, ударных инструментах.

История возникновения джаза

Истоки джаза лежат в традициях африканской музыки. Ее основоположниками можно считать народы африканского континента. Привезённые в Новый свет из Африки рабы не были выходцами из одного рода, часто не понимали друг друга. Необходимость взаимодействия и общения привела к объединению, созданию единой культуры, в том числе и музыкальной. Для нее характерны сложные ритмы, танцы с притоптыванием, прихлопыванием. Они вместе с блюзовыми мотивами дали новое музыкальное направление.

Процессы смешивания африканской музыкальной культуры и европейской, которая претерпела серьёзные изменения, происходили начиная с восемнадцатого века, и в девятнадцатом привели к возникновению нового музыкального направления. Поэтому всемирная история джаза неотделима от истории американского джаза.

История развития джаза

История зарождения джаза берет свое начало в Новом Орлеане, на американском юге. Для этого этапа характерна коллективная импровизация нескольких вариантов одной и той же мелодии трубачом (главный голос), кларнетистом и тромбонистом на фоне маршевого аккомпанемента медного баса и ударных. Знаковый день - 26 февраля 1917 года - тогда в нью-йоркской студии фирмы «Victor» пятеро белых музыкантов из Нового Орлеана записали первую грампластинку. До выхода этой пластинки джаз оставался маргинальным явлением, музыкальным фольклором, а после - за несколько недель ошеломил, потряс всю Америку. Запись принадлежала легендарному «Original Dixieland Jazz Band». Так американский джаз начал свое гордое шествие по свету.

В 20-е годы были найдены основные черты будущих стилей: равномерная пульсация контрабаса и ударных, способствовавшая свингу, виртуозное солирование, манера вокальной импровизации без слов при помощи отдельных слогов ("скэт"). Значительное место занял блюз. Позднее оба этапа - новоорлеанский, чикагский - объединяются термином "диксиленд".

В американском джазе 20-х годов возникла стройная система, получившая название "свинг". Для свинга характерно появление нового типа оркестра - биг-бэнда. С увеличением оркестра пришлось отказаться от коллективной импровизации, перейти к исполнению аранжировок, записанных на ноты. Аранжировка стала одним из первых проявлений композиторского начала.

Биг-бэнд состоит из трех групп инструментов - секций, каждая может звучать как один многоголосный инструмент: секции саксофонов (позднее с кларнетами), "медной" секции (трубы и тромбоны), ритмической секции (фортепьяно, гитара, контрабас, ударные).

Появилась сольная импровизация, основанная на "квадрате" ("хорусе"). "Квадрат" - это одна вариация, равная по продолжительности (числу тактов) теме, исполняемая на фоне того же, что и основная тема, аккордового сопровождения, к которому импровизатор подстраивает новые мелодические обороты.

В 30-е годы стал популярен американский блюз, получила распространение песенная форма из 32 тактов. В свинге начал широко применяется "рифф" - двух-четырёх тактовая ритмически гибкая реплика. Ее исполняет оркестр, пока импровизирует солист.

Среди первых биг-бэндов - оркестры под руководством знаменитых джазовых музыкантов - Флетчера Хендерсона, Каунта Бэйси, Бенни Гудмена, Глена Миллера, Дюка Эллингтона. Последний уже в 40-е годы обратился к крупным циклическим формам, основанным на негритянском, латиноамериканском фольклоре.

Американский джаз 30-х годов коммерциализировался. Поэтому в среде любителей и знатоков истории происхождения джаза возникло движение за возрождение более ранних, подлинных стилей. Решающую роль сыграли небольшие негритянские ансамбли 40-х годов, отбросившие все рассчитанное на внешний эффект: эстрадность, танцевальность, песенность. Тема проигрывалась в унисон и почти не звучала в оригинальном виде, аккомпанемент уже не требовал танцевальной регулярности.

Этот стиль, открывающий современную эпоху, получил название "боп" или "бибоп". Эксперименты талантливых американских музыкантов и исполнителей джаза- Чарли Паркера, Диззи Гиллеспи, Телониуса Монка и других - фактически положили начало развитию самостоятельного вида искусства, лишь внешне связанного с эстрадно-танцевальным жанром.

С конца 40-х до середины 60-х годов развитие происходило в двух направлениях. Первое включало стили "cool" - "прохладный", и "west coast" - “западное побережье”. Для них характерно широкое использование опыта классической и современной серьезной музыки - развитые концертные формы, полифония. Второе направление включало стили "хардбоп" - "горячий", "энергичный" и близкий ему “soul-jazz" (в переводе с английского "soul" - "душа"), сочетавшие принципы старого бибопа с традициями негритянского фольклора, темпераментные ритмы и интонации спиричуэлов.

Оба этих направления имеют много общего в стремлении освободиться от деления импровизации на отдельные квадраты, а также свинговать вальсовые и более сложные размеры.

Были предприняты попытки создания произведений крупной формы - симфоджаз. Например "Рапсодия в блюзовых тонах" Дж. Гершвина, ряд сочинений И.Ф. Стравинского. С середины 50-х гг. эксперименты по соединению принципов джаза и современной музыки вновь получили распространение, уже под названием "третье течение", также и у русских исполнителей ("Концерт для оркестра" А.Я. Эшпая, произведения М.М. Кажлаева, 2-й концерт для фортепьяно с оркестром Р.К. Щедрина, 1-я симфония А.Г. Шнитке). Вообще, история появления джаза богата на эксперименты, тесно переплетается с развитием классической музыки, ее новаторских направлений.

С начала 60-х гг. начинаются активные эксперименты со спонтанной импровизацией, не ограниченной даже конкретной музыкальной темой - Freejazz. Однако еще большее значение получает ладовый принцип: каждый раз заново выбирается ряд звуков - лад, а не четко различимые квадраты. В поисках таких ладов музыканты обращается к культурам Азии, Африки, Европы и др. В 70-е гг. приходят электроинструменты и ритмы молодежной рок-музыки, основанной на более мелком, чем ранее, дроблении такта. Этот стиль получает сначала название "fusion", т.е. "сплав".

Говоря кратко, история джаза - это повествование о поиске, единении, смелых экспериментах, горячей любви к музыке.

Российским музыкантам и любителям музыки безусловно любопытна история возникновения джаза в советском союзе.

В довоенный период джаз в нашей стране развивался внутри эстрадных оркестров. В 1929 году Леонид Утесов организовал эстрадный оркестр и назвал свой коллектив "Tea-джаз". Стиль "диксиленд" и "свинг" практиковался в оркестрах А.В. Варламова, Н.Г. Минха, А.Н. Цфасмана и других. С середины 50-х гг. начинают развиваться небольшие любительских коллективы ("Восьмерка ЦДРИ", "Ленинградский диксиленд"). В них получили путевку в жизнь многие видные исполнители.

В 70-е годы начинается подготовка кадров на эстрадных отделениях музыкальных училищ, издаются учебные пособия, ноты, пластинки.

С 1973 года пианист Л.А. Чижик стал выступать с "вечерами джазовой импровизации". Регулярно выступают ансамбли под руководством И. Брил, "Арсенал", "Аллегро", "Каданс" (Москва), квинтет Д.С. Голощекина (Ленинград), коллективы В. Ганелина и В. Чекасина (Вильнюс), Р. Раубишко (Рига), Л. Винцкевича (Курск), Л. Саарсалу (Таллин), А. Любченко (Днепропетровск), М. Юлдыбаева (Уфа), оркестр О.Л. Лундстрема, коллективов К.А. Орбеляна, А.А. Кролла ("Современник").

Джаз в современном мире

Сегодняшний мир музыки разнообразен, динамично развивается, зарождаются новые стили. Для того, чтобы свободно в нем ориентироваться, понимать происходящие процессы, необходимо знание хотя бы краткой истории джаза! Сегодня мы наблюдаем смешение всё большего числа всемирных культур, постоянно приближающего нас к тому, что в сущности уже становится "всемирной музыкой" (world music). Сегодняшний джаз вбирает в себя звуки и традиции практически из любого уголка земного шара. В том числе переосмысливается и африканская культура, с которой все начиналось. Европейский экспериментализм с классическим подтекстом продолжает влиять на музыку молодых пионеров, таких, как Кен Вандермарк, авангардист-саксофонист, известный по работе с такими известными современниками, как саксофонисты Мэтс Густафссон, Эван Паркер и Питер Броцманн. К другим молодым музыкантам более традиционной ориентации, которые продолжают поиски своего собственного тождества, относятся пианисты Джекки Террассон, Бенни Грин и Брэйд Мелдоа, саксофонисты Джошуа Редман и Дэвид Санчес и барабанщики Джефф Уоттс и Билли Стюарт. Старая традиция звучания продолжается и активно поддерживается такими художниками, как трубач Уинтон Марсалис, который работает с целой командой помощников, играет в собственных маленьких группах и возглавляет Оркестр Центра Линкольна. Под его покровительством выросли в больших мастеров пианисты Маркус Робертс и Эрик Рид, саксофонист Уэс "Warmdaddy" Эндерсон, трубач Маркус Принтуп и вибрафонист Стефан Харрис.

Басист Дейв Холланд также является прекрасным открывателем молодых талантов. Среди многих его открытий саксофонисты Стив Коулмен, Стив Уилсон, вибрафонист Стив Нельсон и барабанщик Билли Килсон.

К числу других великих наставников молодых талантов относятся легендарный пианист Чик Кориа, и ныне покойные барабанщик Элвин Джонс и певица Бетти Картер. Потенциальные возможности дальнейшего развития этой музыки в настоящее время велики и разнообразны. Например, саксофонист Крис Поттер под собственным именем выпускает мэйнстримовый релиз и одновременно участвует в записи с другим великим авнгардистом барабанщиком Полом Мотианом.

Нам еще предстоит насладится сотнями прекрасных концертов и смелых экспериментов, стать свидетелями зарождения новых направлений и стилей - эта повесть еще не дописана до конца!

Предлагаем обучение в нашей музыкальной школе:

  • уроки игры на пианино - разнообразные произведения от классики до современной поп-музыки, наглядность. Доступно каждому!
  • гитара для детей и подростков - внимательные педагоги и увлекательные занятия!

Джаз представляет собой музыкальное направление, которое пользуется огромной популярностью. Вдобавок этот самобытный и оригинальный жанр хорошо влияет на психику. Под его звуки можно расслабиться, а еще получить большое удовольствие от музыки. Он не уступает своей известностью хип-хопу и року, поэтому ученые решили выяснить: как же воздействует джаз на мозг?

Что такое музыкальные звуки?

Звук в действительности - колебательные движения частиц в упругих средах, которые распространяются волнами. Человек чаще всего воспринимает звуки в воздухе.

Ритм и частота воздействуют по-разному на организм. Например, низкочастотные звуки повышают агрессию и сексуальность. Вот почему женщины начинают реагировать, когда слышат низкий мужской голос.

Эксперимент, проводимый учеными

Для его выполнения ученые создали особую клавиатуру пианино, установленную внутри прибора, отражающего магнитно-резонансные рисунки. К нему они подсоединили сканер мозговой активности, показывающий рабочие зоны, когда играют на клавиатуре. Музыканты при выполнении этого исследования надевали наушники, чтобы слушать созданные мелодии.

Ученым удалось выяснить, что центральная зона мозга замедлила процессы деятельности, так как отвечала за создание контролируемой цепочки действий и самоцензуру. А вот в лобной и средней частях мозга, было выявлено повышение деятельности. Именно эти зоны отвечают за самовыражение и творчество.

Причем в этом эксперименте участвовали не только музыканты, играющие джаз. Подобным образом мозг действует всегда, когда человек пытается раскрыть творческий потенциал:

  • Решает проблемы;
  • Рассказывает о своих жизненных ситуациях;
  • Импровизирует.

Как воздействует джаз на здоровье?

Веселые мелодии этого стиля помогают избавиться от депрессии и разрядить накал чувств. Джаз относится к музыке, улучшающей настроение. Такие знакомые танцы, как маранга, румба и макарена имеют живую импульсивность и ритмы, делая дыхание более глубоким, улучшая сердцебиение и заставляя двигаться все тело. Быстрый джаз заставляет лучше циркулировать кровь и повысить пульс. А вот медленный джаз, отвлекает от многих проблем, так как снижает кровяное давление, тем самым расслабляя организм.

Вверх