Бронзовый век в южной сибири, афанасьевская и андроновская культура. Афанасьевская культура - история - история - каталог статей - любовь безусловная

Афанасьевская культура Афана́сьевская культу́ра

(археол.), эпохи энеолита (3-е - начало 2-го тысячелетия до н. э.) в Южной Сибири. Названа по могильнику у города Афанасьевская в Хакасии. Остатки поселений и могильники. Хозяйство: скотоводство, охота, земледелие.

АФАНАСЬЕВСКАЯ КУЛЬТУРА

АФАНА́СЬЕВСКАЯ КУЛЬТУ́РА, археологическая культура энеолита Южной Сибири (Минусинская котловина и Алтай), распространенная в 3 - начале 2 тыс. до н. э. Современна кельтеминарской культуре (см. КЕЛЬТЕМИНАРСКАЯ КУЛЬТУРА) , ямной культуре (см. ЯМНАЯ КУЛЬТУРА) , катакомбной культуре (см. КАТАКОМБНАЯ КУЛЬТУРА) . Мезолитические и неолитические слои афанасьевской культуры изучены недостаточно.
Была выделена археологом С. А. Теплоуховым при раскопках стоянки у горы Афанасьевской (село Батени в Хакасии) в 1920-1923 годах. Курганы афанасьевской культуры раскапывал в 1925-1932 годах С. В. Киселев у села Кси в Минусинской степи Красноярского края и в 1937 у села Куроты на Алтае. Позднее в Южной Сибири были раскопаны сотни курганов афанасьевской культуры.
Характерной особенностью культуры является принадлежность ее обитателей к палеоевропеоидному типу, в то время как для неолита Сибири характерно население монголоидного типа. Афанасьевцы жили в землянках и срубных наземных жилищах. По результатам раскопок можно предположить, что они знали прядение и ткачество, умели обрабатывать кожи и шкуры, вырезать из кости и дерева различные предметы.
Керамика афанасьевцев - яйцевидная или сферической формы с круглым дном, реже встречаются плоскодонные сосуды баночной формы. Интересны керамические вазочки-курильницы со специальным отделением для ароматических смол. Аналогичные вазочки наблюдаются на стоянках катакомбной культуры.
Достаточно развитым у афанасьевцев было скотоводство, на раскопках найдены кости почти всех основных домашних животных, в том числе и лошади. Состав животных близок к суртандинской культуре Южного Урала. Знали афанасьевцы и земледелие; в целом, их хозяйство было производящим.
Большинство орудий труда афанасьевцы изготовляли из камня, но были знакомы и с металлом. Медные изделия изготовлялись как путем ковки, так и отливом. На стоянках найдено большое количество отлитых проушных топоров, достаточно высокого качества. На одной из стоянок был найден браслет из метеоритного железа. Кроме того, афанасьевцы изготовляли различные предметы из золота и серебра.
На раннем этапе афанасьевские могильники окружались кругами из каменных плит, позднее такими же плитами окружались курганы. Погребения совершались в ямах, стены которой облицовывались деревом, потолок был тоже деревянным. Покойников хоронили в скорченном положении. Часто встречаются групповые погребения, причем если костяков более двух, то в большинстве случаев только один из них мужской. Этот факт позволяет предположить, что у афанасьевских племен преобладал патриархат. Парные погребения встречаются реже. Признаки имущественного неравенства не прослеживаются. На погребальных плитах встречаются изображения сокола и человека, что характерно для китайских неолитических культур и более поздней карасукской культуры.


Энциклопедический словарь . 2009 .

Смотреть что такое "Афанасьевская культура" в других словарях:

    Археологическая культура эпохи энеолита (3 е нач. 2 го тыс. до н. э.) в Юж. Сибири, названа по могильнику у горы Афанасьевская в Хакасии. Остатки поселений и могильники. Хозяйство: скотоводство, охота, земледелие … Большой Энциклопедический словарь

    АФАНАСЬЕВСКАЯ КУЛЬТУРА, археологическая культура эпохи энеолита раннего бронзового века (3 е начало 2 го тыс. до н. э.) в Южной Сибири (Минусинская котловина). Названа по могильнику у горы Афанасьевская близ с. Батени в Хакасии. Остатки поселений … Русская история

    Археологическая культура Афанасьевская культура Бронзовый век … Википедия

    Культура энеолита Юж. Сибири, распространённая в Минусинской котловине и на Алтае в середине 3 начале 2 го тыс. до н. э. Современна кельтеминарской культуре (См. Кельтеминарская культура), ямной культуре (См. Ямная культура) и катакомбной … Большая советская энциклопедия

    Культура энеолита Юж. Сибири, распространенная на верх. Енисее и на Алтае в 3 нач. 2 го тыс. до н. э. Современна кельтеминарской, ямной и катакомбной культурам. Названа но могильнику у горы Афанасьевской (близ с. Батени Хакасской АО). В отличие… … Советская историческая энциклопедия

    Название нескольких населённых пунктов: Афанасьевская деревня в Бабаевском районе Вологодской области. Афанасьевская деревня в Вашкинском районе Вологодской области. Афанасьевская деревня в Тарногском районе Вологодской области (Озерецкий… … Википедия

    - (в испаноязычной литературе используется иной термин, «ламанчская бронза», исп. Bronce Manchego цивилизация оседлых земледельцев и скотоводов, существовая на территории исторической области Ла Манча (занимавшей часть провинции Сьюдад… … Википедия

    Зарисовка входа в одну из гробниц культуры Кастеллуччо Культура Кастеллуччо археологическая культура на Сицилии, которую выделил итальянский археолог Паоло Орси по своеобразной керамике. Орси отождествлял культуру с сикулами … Википедия

    Культура Деверел Римбери название археологической культуры, существовавшей на территории Великобритании в середине бронзового века. Названа по двум курганам в графстве Дорсет, относится к периоду 1600 1100 гг. до н. э. В настоящее … Википедия

    Культурно историческая общность Бронзовый век ←Катакомбная ←Шаровидных амфор ←Неманская … Википедия

Археологическая культура Южной Сибири эпохи бронзового века (III-нач.II тыс. до н.э.). Ареал распространения ‒ предгорья и высокогорные долины Алтая, степи Минусинской котловины.

Первые могильники афанасьевского типа были вскрыты еще В.В. Радловым в 1865 году и А.В. Адриановым в 1903 году. Культура была выделена С.А. Теплоуховым при раскопках могильника у Афанасьевской горы в верховьях Енисея в 1920-1923 годах и получила своё название по этой местности. С.В. Киселев исследовал курганы афанасьевской культуры в 1925-1932 годах у села Кси (Минусинская степь Красноярского края) и в 1937 году у села Курорты (Алтай).

Погребения

Погребения данной культуры представлены в основном курганными могильниками (Ело 1-2, Бике 1, Пещеркин Лог и др.). Могильники Афанасьевской культуры отличаются небольшими размерами. Погребальные сооружения представлены кольцами из камня и каменных плит, которые перекрывались сверху бревнами или другими плитами. Внутреннее пространство имело каменную и земляную засыпь или каменную вымостку. В центре ‒ одно-два захоронения, большее количество встречается редко. Положение умерших ‒ на спине с согнутыми в коленях ногами или на боку в скорченном положении. Инвентарь ‒ глиняная и деревянная посуда (на ее наличие указывают находки медных оковок), каменные сверленые и клиновидные топоры, песты, терочники, колотушки, медные ножи и шилья, украшения из камня, кости, меди, железа, серебра и золота. Рядом с посудой лежали остатки мясной пищи (кости барана, коровы, лошади, а также диких животных). В редких случаях, среди человеческих костей, находят каменные наконечники стрел, которые, вероятнее всего, застряли в теле убитых.

Поселения

Известны высокогорные небольшие поселения открытого типа на Алтае и в Туве (Кара-Тенеш, Усть-Куюм, Тоора-Даш), а также пещерные становища (Денисова, Каминная), святилища (Кара-Коба, Кучерла 1). Жилища полуземляночные, прямоугольной формы (Кара-Тенеш). Стены, вероятно, были сложены из бревен. Вдоль стен, внутри жилища располагались каменные и земляные очаги. Такие очаги известны и в пещерных жилищах. Входы и проходы вглубь пещер были перекрыты плетнем или забором. Предполагается, что пещеры могли использоваться пастухами в качестве загона для скота. Культурный слой таких становищ состоит преимущественно из перегноя овечьих копролитов. Как на поселениях, так и в пещерах были найдены фрагменты керамики, орудия из камня, кости и меди, а также кости животных.

Хозяйство

У афанасьевцев сложилась подвижно-сезонная система скотоводства с выпасом на высокогорных пастбищах. Такой способ вертикального кочевания называется яйлажным. Он является одним из ранних типов кочевничества. Разводили мелкий и крупный рогатый скот, лошадей. Также важную роль продолжали играть охота и собирательство.

Металлургия

Афанасьевцы были первыми горняками и металлургами на своей территории. Исследованы медные рудники, которые использовались афанасьевцами в горном Алтае (Владимировка). На памятниках культуры обнаружено сравнительно небольшое количество медных изделий, однако уровень их металлообработки был высоким изначально. Наиболее характерны следующие предметы: втульчатые топоры, плоские тесла, двулезвийные черенковые ножи и шилья. Использование двусторонних литейных форм указывает на наличие трудоемкой техники. Так же афанасьевцы умели делать украшения из железа, золота и серебра. Скорее всего, такой высокий уровень производства не мог сложиться в среде предшествующего населения Саяно-Алтая. Гораздо больше оснований полагать, что металлургия укоренилась здесь в уже сложившемся виде. Однако афанасьевский металлургический очаг на протяжении нескольких столетий оставался изолированным.

Происхождение и связь с другими культурами

Высокоразвитая афанасьевская металлургия является еще одним из косвенных свидетельств того, что само происхождение этой культуры или импульсы к её формированию в Саяно-Алтае связаны со стремительной миграцией скотоводческих групп населения из ареала ямной культурно-исторической общности. В урало-казахстанских степях известны редкие погребальные комплексы ямно-афанасьевского круга (Верхняя Алабуга, Убаган, Карагаш).

Многие черты культуры (домашние животные, погребальный обряд, металл, керамика яйцевидных форм) и европеоидный антропологический облик позволяют видеть в афанасьевцах уникальную этнокультурную группу древнейших индоевропейцев. Некоторые исследователи именно с ними связывают распространение в центре Азии носителей протохарских языков и их ранний отрыв от основного индо-европейского ареала.

Монгольского Алтая и Синцзяна. Относится к эпохе ранней бронзы (IV - первая половина II тыс. до н. э.).

Первые раскопки афанасьевских памятников произведены в Горном Алтае в XIX в. Культура выделена С.А. Теплоуховым в 1927. В настоящее время на Алтае известно свыше 60 археологических памятни­ков. Лучше всего исследованы могильники (Айрыдаш-1, Арагол, Балыктыюль, Бертек-33, Ело-1, II, Первый Межелик, Пещернин Лог и др.), поселе­ния - слабее. Раскопки проводились приблизит, на 10 памятников - Алты-Айры, Малый Дуган, Кара-Тенеш и др. Интересный источник для исследования афанасьевской культуры пещеры Денисова , Иульчак, Каминная и др. На Алтае выявлены 2 афанасьевских культовых комплекса - Кара-Коба и Кучерла I (Куйлю). В Минусинской котловине культура известна прежде всего по материалам могиль­ников. Наиболее изучены Афанасьевская гора, Барсу­чиха, Каменный лог, Красный Яр, Подсуханиха и другие. Значительное количество памятников исследовано полностью. На границе Хакасии и Тувы изучено многочисленное поселение Тоора-Даш, которое впервые дало надежную стратиграфическую колон­ку. Случаи обнаружения афанасьевские памятнмики в Монголии и китайском Синцзяне пока эпизодичны, эти памятники извест­ны по отдельными находкам и захоронениям. Остатки афанась­евских жилищ обнаружены на поселении Кара-Тенеш (Горный Алтай). Вероятно, это были полуземлянки, углубленные на 0,15-0,2 м и имеющие подпрямоугольную форму, с несколькими каменными очагами, расположенные рядами вдоль стен. Конструкция стен, вероятно, срубная. Устойчива конструк­ция каменных очагов. Это кольцо диаметром 0,8-1,2 м. Камни врыты под углом от 45°. Глубина до 0,2 м. Дно выложено камнем. Такие очаги имели место на всей территории распро­странения культуры. На поселениях обнаружены кера­мика, аналогичная погребальной посуде, кости животных, ка­менные и костяные орудия. Крайне редко встречаются бронзовые изделия. На поселении Аскат-2 найден обломок литейной формы, что, не­сомненно, говорит о наличии бронзолитного производства. Яр­кие свидетельства хозяйственной деятельности полу­чены при раскопках афанасьевских слоев в пещерах, использо­вавшихся для содержания скота. В Де­нисовой пещере об­наружены мощные (около 1 м) слои ове­чьих копролитов, остатки деревянного загона, а в предвходовой части - очаги и остатки хозяйственной деятельности. Наиболее изучены погребальные комплексы Афанасьевской культуры. Надмогильные сооруже­ния представлены круглыми оградами из вертикально сто­ящих плит, кольцами, выложенными из блоков рваного камня, при этом внутри ограды устраивалось каменно-землянное сооружение. Сооружение возводилось над погребением. Для Алтая характерна 1 могила, в Минусинской котловине могло быть до 3 захоронений. В могилу поме­щали 1-2 умерших. В Минусинской котловине встречаются еще и коллективные усыпальницы на 5-8 человек, при этом имеют место вторичные погребения. Детей и подростков часто хоронили в небольших оградках - пристройках к кургану - со взрослыми. Могилы ориентированы по направлению Запад-Восток с отклонениями. В разной степени в могилах присутствует охра. Умерших помещали на спине, с согнутыми кверху коленями, в скорченном поло­жении на правом боку, а также в вытянутом на спине, чаще всего головой на ЮЗ. Основной погребальный инвентарь - глиняная посуда (1-4 горшка). Остальные предметы из камня, кости, бронзы, золота встречаются единично. Культовые комплексы представлены 2 вариантами: 1-й в виде каменного круглого сооружения с очажной ямой в цент­ре с фрагментами керамики, костями животных и т. д. 2-й вариант святилища выявлен на Кучерле. Здесь под скальным навесом обнаружены разновременные компози­ции петроглифов, а также материальные свидетельства связанных с ними культовых мистерий. Нижний, наибо­лее древний слой святилища представляет Афанасьевскую культуру, как, ве­роятно, и древнейшие изображения маралов. Афанасьевская посуда изготавливалась кольцевым ленточным спо­собом. Форма и размеры - от миниатюрных емкостей до вмещающих несколько десятков литров. Преобладают яйцевидные остродонные сосуды, круглодонные корчаги, реже встреча­ются плоскодонные горшки и чаши-курильницы. Сосуды богато украшены сплошными оттисками гладкого или зубчатого штампа, образующими различные композиции в виде горизонтальной елочки, древовидных фигур и т. д. Венчик сосуда особо подчеркнут горизонтальным зигзагом или налепными валиками. Из металлических предметов следу­ет отметить бронзовые, одно- и двулезвийные ножи, бронзовые кельт без отверстий и пазов для крепления, шилья, проколки, спиралевидные сережки. Высокого развития достигла каменная индустрия. Можно говорить о выражен­ной пластинчатой технике обработки камня. Из отщепов изготавливали наконечники стрел и дротиков, но­жи, скребки, полированные и сверленные топоры. Широко использовалась кость и рог. Носители Афанасьевской культуры разводили мелкий и крупный рогататый скот. Существенным подспорьем в экономике была охота. Проблемы возникновения Афанасьевской культуры и ее внутренняя периодизация остаются дискуссионными. Традиционной является миграционная гипотеза, связывающая носителей данной культуры с ямной, фиксируемой в Восточной Европе. Достаточно убедительным представляется кон­цепция центрально-азиатского происхождения Афанасьевской культуры на основе местного неолита . Определенное своеобразие в инвентаре, погребальном обряде и антропологических материалах позволяет ряду исследователей говорить о локальных вариантах культуры - восточной минусинской и западной горно-алтайской.


АФАНАСЬЕВСКАЯ КУЛЬТУРА

В эпоху энеолита (III тыс. до н.э.) на территории Южной Сибири возникает самостоятельный очаг производящего хозяйства, связанный с развитием скотоводства, основ земледелия и появлением первых признаков металлургии меди. Эта эпоха начального становле­ния скотоводческих культур на территории Саяно-Алтая получила название в археологической литературе - афанасьевской культуры. Свое название эта культура приобрела по одноименным раскопкам древних могил у горы Афанасьевой около села Батени на Енисее.

Афанасьевская культура - это первый этап эпохи палеометалла в степных пространствах Южной Сибири, являющийся отправной точ­кой в понимании развития историко-культурных процессов в жизни древнего населения этой территории.

Несмотря на то, что афанасьевская культура была выделена и клас­сифицирована в первой трети XX столетия в результате исследований выдающегося российского археолога С.А.Теплоухова, первые раскоп­ки памятников этого времени относятся еще к середине XIX века. В 1865 г. В.В.Радловым было исследовано погребение афанасьевского вре­мени в Горном Алтае. В 1903 году А.В.Адриановым было раскопано несколько афанасьевских могил у улуса Саргов у подножия горы Ог-лахты в Минусинской котловине.

Окончательное осмысление памятники афанасьевского времени по­лучили после знаменитых раскопок С.А.Теплоухова у села Батени в 1927 году. В краткой характеристике С.А.Теплоухов определял её как первую культуру палеометалла в Саяно-Алтае, предположил связь этой культуры с Приаральем и отметил широкий ареал её распространения, как в Минусинских степях, так и Горном Алтае.

В дальнейшем раскопки афанасьевских памятников на Енисее про­водили СВ. Киселев, В.П. Левашова; в Горном Алтае - СИ. Руденко, СМ. Сергеев, Г.П. Сосновский.

Анализ антропологических материалов афанасьевской культуры, в результате которого была установлена европеоидная расовая принад­лежность населения, был проведен Г.Ф.Дебецом. Систематизация ма­териалов афанасьевского времени к середине 50-х годов была выпол­нена С.В.Киселевым. В 50-60-е гг. XX в. афанасьевские памятники в Минусинской котловине исследовали А.Н.Липский, М.П.Грязнов, Г.А.Максименков, М.П.Комарова, Э.Б.Вадецкая, Л.Р.Кызласов. Особенно следует отметить плодотворные работы по изучению по­гребальных памятников афанасьевского времени в связи с деятельнос­тью Красноярской экспедиции Ленинградского отделения Института Археологии Академии наук СССР под руководством М.П. Грязнова. Эта экспедиция проводила охранные раскопки памятников археоло­гии, которые попадали в зону затопления в связи со строительством Красноярского водохранилища. В ходе работ экспедиции были иссле­дованы такие крупные афанасьевские могильники как Карасук III, Афанасьева Гора. При раскопках афанасьевских курганов М. П. Грязновым была раз­работана новая методика археологического изучения погребальных комплексов в Минусинской котловине. На исследуемых могильниках раскапывались все курганы и межкурганные пространства. Не допус­тимым становилось производство раскопок только погребений без ис­следования оград курганов. Все это дало дополнительные возможнос­ти для более полной характеристики афанасьевской эпохи на Енисее. Результаты исследований впоследствии были обобщены Э.Б.Вадецкой и М.П.Грязновым.

Открытием времени деятельности Красноярской экспедиции стало обнаружение могил, которые по-своему погребальному обряду четко отличались от афанасьевских, но были размещены внутри их оград курганов. Выделение окуневской культуры как самостоятельного эта­па развития бронзового века в Минусинской котловине позволило от­нести к ней эти впускные могилы в афанасьевских курганах.

В 1960-е гг. Е.М.Берс были возобновлены раскопки афанасьевских памятников на Алтае. С начала 1970-х гг. началось интенсивное изу­чение памятников афанасьевской культуры в Горном Алтае. Значитель­ные по масштабам раскопки могильников, поселений и пещерных сто­янок проводили В.И.Молодин, А.П.Погожева, С.А.Суразаков, С.В.Цыб.

Наиболее важной обобщающей работой последнего времени по афа­насьевской культуре в Минусинской котловине стало монографичес­кое издание материалов раскопок М.П.Грязнова таких эталонных афа­насьевских комплексов, исследованных полностью -Афанасьева Гора и Карасук III.

Типичные памятники афанасьевской культуры - это древние могиль­ники, многочисленные на территории Саяно-Алгая. Стоянки встреча­ются значительно реже и, в основном, на Алтае. В Минусинской кот­ловине известны такие погребальные комплексы - Карасук III, Черно­вая IV, Афанасьева Гора; на Алтае - Усть-Кокса, Усть-Куюм.

На Енисее афанасьевские курганы имеют разнообразный внешний вид, но устройство могил в основном одинаково. Могильники устраи­вались на надпойменных речных террасах, недалеко от реки. По своим размерам кладбища сильно различаются. Как правило, они состоят из нескольких курганов, иногда содержат до 20 курганов. Обычно в од­ном могильнике общее число погребенных составляет до 20 человек. Самые большие из известных могильников (Карасук III, Афанасьева Гора) содержали останки до 60 человек. Большинство умерших людей, вероятно, хоронили весной, летом или осенью. В качестве могилы вы­капывали просторную, прямоугольной формы, яму, глубиной до 1,5 м. Иногда внутри кургана сооружали две-три могилы. Пространство вок­руг могил обязательно окружали круглой каменной оградой. Встреча­ются ограды двух видов. Ограды курганов первого вида сложены из обломков камней округлой формы без связующего раствора. Другие ограды сооружены из вертикально врытых в землю плит песчаника. Каменные ограды курганов двух видов часто расположены на одних и тех же могильниках.

Могильную яму в ограде закрывали длинными бревнами листвен­ницы и насыпали над ней земляную насыпь, которую облицовывали камнями. Высота таких насыпей достигала 2-3 метров. Затраты на со­оружение типичного афанасьевского кургана требовали значительно­го времени. По оценке М.П. Грязнова на возведение насыпи кургана и каменной ограды в целом затрачивалось не менее 60 человеко-дней

Детей часто хоронили в тех же курганах, что и взрослых соплемен­ников. Выкапывали небольшие ямки вдоль внутренней или наружной стенки ограды. В погребениях взрослых совместные детские захороне­ния встречаются редко, хотя в курганах найдено много новорожден­ных и младенцев.

Среди могил встречаются как индивидуальные, так и коллективные захоронения. Коллективные погребения редки на Алтае, но в минусин­ских степях составляют около 30% по отношению к индивидуальным, содержащим погребения взрослых людей и подростков старше десяти­летнего возраста. Коллективные могилы являются центральными в ог­раде кургана. В них захоронено от двух до девяти человек. При боль­шом количестве погребенных умерших располагали по всему дну мо­гильной ямы, вплотную друг к другу. Коллективные могилы принято рассматривать не как усыпальницы каких-либо особых лиц с сопро­вождающими их подчиненными или членами семьи, а как могилы, куда хоронили одновременно нескольких умерших, возможно представите­лей одного рода.

Прослежен обряд отдельного захоронения головы погребенного в афанасьевских памятниках (могильник Карасук III), что предположи­тельно свидетельствует о существовании временных зимних захороне­ний

В Минусинских степях в афанасьевских погребениях слабо просле­живается традиция посыпания тела умершего красной минеральной краской - охрой. На Алтае этот обычай, напротив, широко распрост­ранен.

Традиционно афанасьевцы своих соплеменников хоронили на спи­не с поднятыми вверх ногами, головой на запад или юго-запад. Иног­да прослежены погребения, где умерших хоронили на правом или ле­вом боку с согнутыми ногами. Известный археолог М.П. Грязнов, ис­ходя из анализа положения умерших в афанасьевских курганах, счи­тал, что «... трупы погребенных окоченевали в позе человека, сидяще­го на стуле с кистями рук положенными на бедра». В таком виде, вероятнее всего, погребенных помещали в могилы.

Афанасьевский обряд имеет четко выраженные характерные при­знаки. Афанасьевцы погребали своих умерших в одежде, в могилу кла­ли глиняную и деревянную посуду с пищей. Каждому погребенному ставили по 1-2 глиняных сосуда. В большинстве случаев посуда обна­руживается в ногах, значительно реже - у головы. Пища в сосудах не сохранилась, но на стенках внутри горшков видны следы накипи. В коллективных могилах одна половина могилы, чаще северо-западная, специально отводилась для предметов погребального инвентаря. В это время ещё не прослеживается традиции индивидуальных погребаль­ных предметов. Все вещи сложены вместе. Внутри каменной ограды кургана, так и за пределами оград, а также на бревенчатых перекрыти­ях могильных ям, часто встречаются кости животных и отдельные фрагменты керамических сосудов, оставшиеся от тризн. В афанасьевс­кую эпоху еще не сложилось обязательной традиции помещения в мо­гилу части туши животного, как это известно, на позднем этапе бронзы в культурах Южной Сибири. В могилах изредка находят кости домаш­них животных - коровы, лошади и овцы. Ещё реже обнаруживаются кости диких животных.

Основной погребальный инвентарь в могилах - это керамика, пред­ставленная глиняными сосудами. Наиболее часто встречаются остро­донные яйцевидные по форме горшки и круглодонные шаровидные

сосуды. С внутренней стороны стенки сосудов заглаживали травой, жрсвянной щепкой или зубчатым штампом, в связи, с чем на стенках сосудов хорошо прослеживаются ряды параллельных линий. Сосуды изготавливались вручную техникой кольцевого налепа, последовательно соединяя глиняные кольца-ленты. Обращает на себя внимание ха­рактерная специфическая форма большинства афанасьевских сосудов: вытянутая яйцевидно-эллипсоидная с заостренным дном. Такая по хорме посуда достаточно своеобразна. Возможно, такая форма дна афанасьевских сосудов предполагала их установку вертикально в очажных ямках, заполненных углями, или в специально для этого выкопанных глубоких ямах. Подобные сосуды яйцевидной формы с характер­ным заостренным дном известны в это время и в других археологичес­ких культурах древних скотоводов Евразийской степи. В частности, такие сосуды найдены в степной части Восточной Европы в древнеям-ной культурно-исторической общности, датируемой III тыс. до н.э.

Афанасьевские сосуды снаружи покрывали несложным орнаментом, оттиснутым гребенкой, гладкой пластинкой или палочкой. Орнамент вносился на всю поверхность сосуда. Характерные виды орнамента­ции: ряды косых оттисков зубчатого или гладкого штампа, располо­женные елочкой. Встречаются более сложные орнаменты: ряды арок, причерченные линии, древовидные фигуры, шахматный узор, выдав­ленные изнутри «жемчужины». По мнению М.П.Грязнова, афанасьев-цы орнаментировали керамические сосуды не столько из-за стремле­ния к украшению, а по практическим соображениям, может быть, с це­лью подражания фактуре плетеных и вязаных корзин. Видимо, была также широко распространена деревянная посуда. От такой посуды сохранились только металлические оковки, по которым иногда удается реконструировать внешний вид подобных изделий.

Обращает внимание разнообразие размеров афанасьевской посуды. Во взрослых захоронениях чаще всего находят сосуды емкостью 2-4 литра и даже больше - до нескольких десятков литров. В детских по­гребениях встречаются маленькие сосуды небольшой емкостью. Изве­стны отдельные сосуды огромных размеров - емкостью до 210 литров. Не исключено, что этот сосуд использовался для приготовления пищи для особых церемоний.

Кроме кухонной и погребальной посуды, афанасьевцы изготавли-зали культовые сосуды-курильницы. Курильницы представляли собой низкие толстостенные чаши на коническом поддоне или ножках, с массивной боковой ручкой. Поверхность курильниц орнаментирована и первоначально была окрашена красной охрой, изнутри чаши сосуда прослеживается копоть. Сосуды-курильницы изготовлены в той же ке­рамической традиции, что и бытовая афанасьевская посуда. Как счи­тает Э.Б.Вадецкая, «курильницы» были ритуальными сосудами и их могли ставить в могилы определенной группе умерших, которые, воз­можно, являлись служителями культа. Архео­логами давно отмечено определенное сходство афанасьевских куриль­ниц с аналогичными культовыми сосудами древнеяхмной культуры Во­сточной Европы.

Орудия труда редко встречаются в составе погребального инвента­ря афанасьевских могил. Большинство предметов изготавливались из камня. Известны такие категории орудий: топоры, песты, колотушки, терочники, скребки. На памятниках афанасьевского времени Горного Алтая и Минусинской котловины в некоторых случаях обнаружива­ются каменные шлифованные топоры клиновидной формы, которые, скорее всего, служили рабочими инструментами.

В погребениях также найдены немногочисленные металлические орудия труда - самые ранние на территории Южной Сибири. Из меди или бронзы делались небольшие по размерам изделия: проколки, ши­лья, ножи листовидной формы, игольники, рыболовные крючки. Най­дены также медные оковки и накладки от деревянной посуды. Количе­ство металлических предметов в погребениях афанасьевцев незначи­тельно. Все это является косвенным подтверждением того факта, что в эту древнюю эпоху человек в Южной Сибири только начал осваивать первоначальные знания о металле и металлообработке меди. Кроме изделий из меди и бронзы, известны вещественные находки, изготов­ленные из других металлов: небольшие украшения из серебра и золота; в одном из погребений могильника Афанасьева Гора обнаружены ос­татки браслета из тонких железных пластинок. Спектральный хими­ческий анализ показал, что данное железо имеет метеоритное проис­хождение.

Костяные изделия афанасьевцев разнообразны: игольники, прокол­ки, роговые молоты. В качестве украшений использовались декоратив­ные роговые гвоздики - небольшие конической формы стерженьки дли­ной до 2 см, которые могли применяться для инкрустации больших деревянных предметов. Интересны своеобразные навершия из рога. Они представляют собой заостренные стержни с несколькими отверстия­ми, которые некоторые исследователи интерпретировали как псалии. М.П. Грязнов считал, что они надевались на деревянную палку-посох. Анализируя афанасьевские материалы погребального обряда, ис­следователи традиционно не выделяли вещественных находок, связан­ных с военной деятельностью. Систематизируя все доступные матери­алы по культуре, Э.Б. Вадецкая отметила, что у афанасьевцев отсут­ствует традиция помещения в могилы оружия. В то же время она ука­зывает, что в могилах были найдены каменные наконечники стрел, за­стрявшие в теле убитых людей (в Минусинской котловине зафиксиро­вано шесть случаев, когда люди, захороненные в курганах, были уби­ты стрелами с каменными наконечниками). Подобные находки являются важным свидетельством военных столк­новений в период существования афанасьевской культуры. Сами стре­лы изготавливались из камня и кости. Каменные наконечники стрел - из кремнистого сланца. Известны наконечники трех видов: черешко­вые, ланцетовидные, удлиненно-треугольные с выемкой у основания. Найдено несколько костяных стерженьков, которые могли использо­ваться как наконечники стрел. Э.Б. Вадецкая считает костяные стрелы охотничьими, предназначенными для пушного зверя. По мнению Ю.С.Худякова, правильнее будет считать такие стрелы предметами уни­версального назначения. Они изготавливались не для военных целей специально, но могли применяться и в этом качестве.

На территории Алтая, в отличие от Минусинской котловины, об­наружены предметы, интерпретируемые как оружие. Найдены они при раскопках поселений и пещерных стоянок афанасьевского времени.

В афанасьевском слое Денисовой пещеры в Горном Алтае обнару­жен каменный наконечник дротика. Он имеет остроугольное острие, вытянутое перо и овальный насад. В этом же слое пещеры найден брон­зовый кельт трапециевидной формы с заостренным лезвием. Подоб­ное изделие уникально. В комплексах афанасьевской культуры в Ми­нусинской котловине такие кельты не известны. К предметам воору­жения может быть так же отнесен каменный кинжал из могильника Пещеркин Лог I в Горном Алтае.

В афанасьевскую эпоху фиксируется традиция использования в за­хоронениях погребальной одежды и украшений. Как в случае с оруди­ями труда в погребениях афанасьевцев, украшения малочисленны, но разнообразны: серьги, бляшки, подвески, браслеты, ожерелья. Самы­ми распространенными были серьги в виде проволочного кольца в пол­тора оборота и больше. Украшения делались из различных металлов. При раскопках в погребениях найдены височные серьги из меди, се­ребра и золота. В качестве подвесок использовались зубы диких жи­вотных. Обнаружены просверленные клыки волка, кабарги и сурка.

Интересны ожерелья, состоящие из каменных бусин, ракушек, просвер­ленных позвонков и щитков осетровых рыб. Афанасьевские поселения исследованы недостаточно. На террито­рии Минусинской котловины открыто всего лишь три поселения и сто­янки (Тепсей X, Мочеркина Гора, грот Све-таг). В Горном Алтае их известно несколько больше. Памятник Тепсей X располагался на краю надпойменной террасы правого берега Енисея. Долгое время это поселение было единствен­ным археологически исследованным бытовым памятником афанась­евской эпохи в Минусинской котловине. Раскапывалось это поселение М.П. Грязновым в 1968 году в рамках работ Красноярской археологи­ческой экспедиции в зоне заполнения Красноярского водохранилища. Стоянка была сезонной, остатков жилищ не обнаружено. На террито­рии поселения были прослежены кострище и два очага в виде округ­лых ямок, стенки которых обложены каменными плитками. Культур­ный слой стоянки не выразителен. Найдены фрагменты керамических сосудов, единичные изделия из камня - обломок топора, скребок, «утю­жок», кости животных. Недостаточная насыщенность артефактами культурного слоя этого памятника не позволяет представить в полной мере хозяйственную и бытовую жизнь древнейших скотоводов Юж­ной Сибири. В тоже время раскопки стоянки Тепсей позволили сде­лать интересные наблюдения, которые были невозможны при изуче­нии только афанасьевских погребальных памятников. Керамика со сто­янки имеет полные соответствия по орнаментации и типологии форм с погребальной керамикой афанасьевцев. Кости животных, обнаружен­ные при раскопках памятника, принадлежали исключительно домаш­ним животным - корове, лошади, овце. Причем, кости овцы значитель­но преобладают над костями других животным. Этот факт указывает на определенную хозяйственную специализацию населения этой сто­янки, связанную с развитым скотоводством. Из находок афанасьевских стоянок последнего времени интересен памятник - грот Све-таг, расположенный на берегу реки Белый Июс на севере Хакасии. Этот памятник исследовался в 1998 г. археологи­ческой лабораторией Хакасского госуниверситета им.Н.Ф.Катанова. Данный археологический комплекс представляет собой многослойную кратковременную стоянку. В ходе раскопок выявлена стратиграфичес­кая последовательность залегания нескольких культурно-хронологи­ческих слоев, содержащих остатки жизнедеятельности человека на про­тяжении почти двух тысяч лет. На территории грота хорошо фиксиру­ются афанасьевский слой и культурные слои эпохи средней бронзы (воз­можно, окуневского времени); также здесь отмечается более позднее присутствие людей в так называемый тагаро-таштыкский период. Ин­тересно само место расположения грота - у подножия массивного гра­нитного утеса причудливой естественной формы, напоминающего со­бой огромную антропоморфную личину с нависающим сверху длин­ным козырьком. Это природное обстоятельство могло способствовать тому, что грот, вероятно, использоваться древними людьми в культо­вых целях. В гроте лучше всего сохранился культурный слой, уверенно датируемый по фрагментам керамики афанасьевским временем. В слое отмечены следы кострища. Найдены десятки фрагментов керамики по меньшей мере от 6 сосудов - корчаг с типичным для афанасьевской культуры орнаментами. С внутренней стороны фрагментов сосудов про­слежены четкие следы расчесов, характерные для керамики этого вре­мени. Среди находок отмечается большое количество необработанных целых речных галек и их обломков; несколько каменных отщепов; крем­невый наконечник стрелы; каменные заготовки стрел; песты и грузило из камня; фрагмент венчика сосуда - «курильницы». Грот Све-таг яв­ляется несомненным доказательством непродолжительного пребыва­ния древнего человека в этом месте, начиная с афанасьевской эпохи и ранней бронзы.

Хозяйство населения афанасьевской культуры характеризуется дву­мя чертами - развитием скотоводства и началом металлургии меди. Материалы раскопок древних погребений у горы Афанасьевой позво­лили СА. Теплоухову указать на развитое скотоводческое хозяйство у афанасьевцев. Как правило, в погребальных памятниках практически не встречаются кости диких животных, за исключением косули. В мо­гилах чаще всего обнаруживаются кости овцы, реже - кости коровы и совсем редко - лошади. Афанасьевцы имели производящее скотовод­ческое хозяйство с преобладанием крупного рогатого скота. О земле­делии прямых указаний нет. Но, возможно, афанасьевцы занимались обработкой продуктов земледелия, о чем косвенно могут свидетель­ствовать найденные в погребениях роговые молоты и каменные песты. Афанасьевцы в это время уже умели прясть и выделывать кожу. Об этом говорят найденные в могилах шерстяные нитки, продетые в ушки медных иголок, и кожаный браслет. Охота у афанасьевцев не получи­ла широкого распространения.

Население афанасьевской культуры в Минусинской котловине, по всей видимости, по мнению М.П.Грязнова, жило полуоседло в неболь­ших поселках. Каких-либо стационарных поселе­ний с долговременными жилыми конструкциями в Минусинской кот­ловине неизвестно. Скорее всего, зимой жилищами могли служить землянки, а летом наземные шалаши или балаганы. В связи со спецификой изученности афанасьевской культуры на Енисее достаточно сложно решаются проблемы реконструкции харак­тера развития общественных отношений. Так отсутствуют источники, которые могут говорить о родовых и семейных отношениях у афанась­евских племен. На основании погребального обряда, как в коллектив­ных, так и в индивидуальных могилах не выделяются особые по поло­жению захоронения. Единичны парные захоронения (погребения муж­чины и женщины в одной могиле). Детей хоронят как вместе с женщи­нами, так и с мужчинами. В афанасьевских могилах не прослеживаются следы имущественной дифференциации общества. Практически невозможно выделить в по­гребениях богатых или бедных захоронений. Можно только предполо­жительно и осторожно говорить о возможности зарождения у афана­сьевских племен функциональной дифференциации и начале разгра­ничения культовой и «светской» власти. В качестве подтверждения данного тезиса следует указать на присутствие в погребальной тради­ции афанасьевцев особо значимых курганов, которые отличаются от стандартных захоронений. Среди всех афанасьевских погребений в Минусинской котловине выделяется большой курган у села Восточ­ное, на правом берегу Енисея. Это - монументальное сооружение: ши­рина каменной ограды кургана - 5 метров, высота насыпи более 2 мет­ров, диаметр кургана - 20 метров. В центральной могиле были похоро­нены обезглавленные мужчина и женщина. В ногах находились трупы младенцев. Среди вещей в могиле обнаружены глиняная корчага и длин­ный жезл, предположительно деревянный, украшенный 200 роговыми гвоздиками. В заполнении могильной ямы, как редкое исключение, были найдены кости диких животных: косули, зайца и птицы. По мне­нию автора раскопок этого замечательного погребального комплекса у села Восточное Э.Б. Вадецкой: «Курган свидетельствует о появлении особо монументальных... сооружений, видимо, для старейшин-вож­дей племени в Минусинских степях ещё с энеолитической афанасьевс­кой культуры».

Определенные представления об особенностях социальной жизни афанасьевских племён дают палеодемографические наблюдения. Со­бранный статистический материал позволяет получить наиболее пол­ные данные о характере смертности древнего населения. М.П. Грязнов проанализировал сведения о возрасте 150-и человек на основании ма­териалов девяти исследованных афанасьевских могильников Минусин­ской котловины, включая такие яркие памятники, как: Афанасьева Гора, Карасук III и т.д. Отмечается высокая смертность населения в юношеском возрасте от 15-20 лет, вдвое большая, чем последующие возрасты. Максимум смертности фиксируется у взрослых в промежутке 40-60 лет, что свидетельствует о короткой продолжительности жизни у афанасьевцев.

С изучением афанасьевской культуры связано несколько проблем, наиболее важная из них - это происхождение населения и самой куль­туры. В науке в настоящее время существует несколько точек зрения по вопросу о происхождении культуры и ее появлении в Минусинской котловине. Со времени выделения афанасьевской культуры большин­ство исследователей относило её к эпохе энеолита. В качестве основ­ных признаков культуры на территории Саяно-Алтая отмечались: оче­видная принадлежность афанасьевцев к европеоидной расе; отсутствие связей с местной южносибирской неолитической культурой; четко вы­раженная погребальная традиция, значительное сходство афанасьевс­кой культуры с ямной культурой Восточной Европы. Все эти обстоя­тельства позволили исследователям высказать достаточно аргументи­рованное предположение о том, что носители афанасьевской культу­ры в Южной Сибири появляются внезапно и уже с вполне сложивши­мися характерными чертами культуры. В связи с вышеизложенным, одной из основных гипотез о проис­хождении афанасьевцев стала миграционная концепция. Наиболее ши­роко распространена в научной литературе точка зрения о несомнен­ной связи афанасьевцев с древнеямной культурно-исторической общ­ностью степной части Восточной Европы.

По мнению Э.Б.Вадецкой, сопоставление этих культур позволяет выявить много общего в их культурных традициях: ритуальная погре­бальная практика, традиции металлургии, формы производящего хо­зяйства, общие формы отдельных категорий погребального инвента­ря. При сопоставлении форм керамики афанасьевцев и ямников обна­руживается сходство. Для обеих культур типичны сосуды яйцевидной, эллипсоидной форм с заостренным дном. Наблюдается общее и в ор­наментации сосудов. Конечно, афанасьевская керамика не совпадает полностью с керамикой древнеямной культуры, но еще меньше у неё сходства с местной сибирской керамической традицией этого времени.

Антропологические исследования афанасьевского населения также убедитель­но показывают схожесть антропологических типов афанасьевцев и древнеямников. Афанасьевские племена принадлежали к европеоид­ному населению. На основании этих фактов часть исследователей счи­тает, что прародину афанасьевцев нужно искать на восточной границе ямной культурно-исторической общности. Существуют и другие точки зрения о происхождении афанасьевской культуры. С.В.Киселев и И.Н.Хлопин считали, что носители афанась­евских традиций скорее всего пришли в Саяно-Алтай из Средней Азии, где были распространены культуры с производящим хозяйством, или с территорий, соседствующих с этим регионом. В.А.Семенов высказал предположение о том, что афанасьевцы, возмож­но, являются носителями одного из индоевропейских языков - «прото-тохарских диалектов, анклавы которых сохранились в оазисах восточ­ного Туркестана до первых веков н.э.». Открытие в последние десятилетия памятников афанасьевской эпо­хи в Монголии и Северо-Западном Китае (Синцзянь-Уйгурский авто­номный район) способствовало появлению новых идей о местонахож­дении предполагаемой прародины афанасьевской культуры. Несмотря на то, что в афанасьевских могилах нет дати­рующих вещей, хронологические рамки культуры, предположительно, определяются XXV-XVIII до н.э.

Афанасьевская культура на территории Саяно-Алтая существова­ла длительное время. Территориально возможно выделить два вари­анта культуры: алтайский, вероятно, более ранний, и минусинский. Определить хронологические этапы развития афанасьевской культу­ры не удается. Всеми исследователями отмечается редкое единообра­зие основных источников по изучению культуры - погребальных па­мятников, которые практически не видоизменяются на всем протяже­нии существования афанасьевского общества. В настоящее время хро­нологическое определение культуры основывается только на радиоуг­леродных датах. В последние годы получена новая серия радиоугле­родных дат из материалов погребений афанасьевской культуры в Ми­нусинской котловине (могильник Суханиха на правом берегу Енисея), которые позволяют значительно удревнить время существование афа­насьевской культуры в Южной Сибири. Оно определяется в интервале от 4409±70 гг. - 3936±35 гг. С учетом калибровки получается времен­ной интервал от 3290-3240 гг. до н.э. до 2580-2470 гг. до н.э.

Культуры культуры (Поздняковская культура ) формируется протобалтская Бондарихинская культура , на основе которой...

Носители Исследователи Преемственность:

Афана́сьевская культу́ра - южносибирская археологическая культура бронзового века (III-II тысячелетия до н. э.). Название культура получила от Афанасьевской горы (близ села Батени в Боградском районе Хакасии), где в 1920 году был исследован первый могильник этой культуры .

Артефакты

Афанасьевская культура - первый этап эпохи палеометалла в степях Южной Сибири , являющийся отправной точкой в понимании развития историческо-культурных процессов в жизни древнего населения этой территории. В основном представлена древними могильниками, поселения встречаются значительно реже.

Медь использовалась для украшений, игл, шильев, небольших ножей. Афанасьевские мастера ещё не знали литья, медные предметы обрабатывались ковкой. Керамика афанасьевской культуры разнообразна по размерам и форме. Преобладали высокие остродонные сосуды с ёлочным орнаментом. Узор наносился затупленной палочкой или гребенчатым штампом. Хозяйство афанасьевцев было комплексным. Наряду с традиционными для неолитической Сибири сетевым рыболовством и охотой, получили развитие скотоводство и в меньшей степени земледелие. Находки костей домашних животных в могилах и культурном слое поселений свидетельствуют, что афанасьевцы разводили коров, лошадей, овец. Комплексное хозяйство позволило им жить оседло, в постоянных жилищах.

Несмотря на наличие металлических украшений, орудия были каменными. Посуду делали из глины и дерева. Глиняная посуда разнообразная: в основном, это яйцевидные горшки ёмкостью от 1,5 до 3 литров. Горшки зарывали в землю, и пища варилась жаром костра. Среди сосудов встречаются и большие, ёмкостью до 200 литров . Покойников хоронили в курганах . Афанасьевские памятники представлены могильниками и поселениями Балыктуюль, Ело, Кара-Тенеш, Теньга, Большой Толгоек, Арагол, Курота и др. .

Происхождение и этническая принадлежность

Предположительно культура была создана мигрантами из Восточной Европы , в частности, носителями древнеямной культуры , ассимилировавшими местное население. Сменилась карасукской и окуневской культурами.

Наследниками афанасьевцев были племена тагарской культуры , дожившей до III в. до н. э. , по другой версии, тагарцы были скифами , а потомки афанасьевцев - тохарами , которых именно скифы-тагарцы вытеснили в Синьцзян . Большинство исследователей ассоциируют афанасьевскую культуру с (прото-)тохарами .

Антропологический тип

Афанасьевцы являлись носителями протоевропеоидного антропологического типа . Афанасьевцы с территории Хакасии характеризуются очень длинным, довольно широким, средневысоким долихокранным черепом, очень сильно наклонным лбом, а также сильно развитым надбровьем, низкими и широкими орбитами, больше прямоугольной формы, большим межорбитным расстоянием, высоким носом… Таким образом, контакты между европеоидами и монголоидами на данной территории, возможно, происходили уже на самых ранних этапах .

Митохондриальные гаплогруппы

Представительницы афанасьевской культуры обладали митохондриальными гаплогруппами J2a2a , T2c1a2 и U5a1a1 .

См. также

Напишите отзыв о статье "Афанасьевская культура"

Примечания

Литература

  • Владимиров В. Н., Степанова Н. Ф.
  • Грязнов М. П. Афанасьевская культура на Енисее. СПб., 1999.
  • // Древние культуры Бертекской долины (Горный Алтай, плоскогорье Укок) / А. П. Деревянко , В. И. Молодин , Д. Г. Савинов. - Новосибирск:, 1994. - С. 130-135.
  • Матющенко В. И. // Вестник Омского университета, 1997, Вып. 2. С. 43-46.
  • Солодовников К. Н.
  • Теплоухов С. А. Опыт классификации древних металлических культур Минусинского края: (В кр. изложении) // Материалы по этнографии. 1929. Т. 4, вып. 2. С. 41-62

Отрывок, характеризующий Афанасьевская культура

– И это последнее мое слово, знай, последнее… – кончил князь таким тоном, которым показывал, что ничто не заставит его изменить свое решение.
Князь Андрей ясно видел, что старик надеялся, что чувство его или его будущей невесты не выдержит испытания года, или что он сам, старый князь, умрет к этому времени, и решил исполнить волю отца: сделать предложение и отложить свадьбу на год.
Через три недели после своего последнего вечера у Ростовых, князь Андрей вернулся в Петербург.

На другой день после своего объяснения с матерью, Наташа ждала целый день Болконского, но он не приехал. На другой, на третий день было то же самое. Пьер также не приезжал, и Наташа, не зная того, что князь Андрей уехал к отцу, не могла себе объяснить его отсутствия.
Так прошли три недели. Наташа никуда не хотела выезжать и как тень, праздная и унылая, ходила по комнатам, вечером тайно от всех плакала и не являлась по вечерам к матери. Она беспрестанно краснела и раздражалась. Ей казалось, что все знают о ее разочаровании, смеются и жалеют о ней. При всей силе внутреннего горя, это тщеславное горе усиливало ее несчастие.
Однажды она пришла к графине, хотела что то сказать ей, и вдруг заплакала. Слезы ее были слезы обиженного ребенка, который сам не знает, за что он наказан.
Графиня стала успокоивать Наташу. Наташа, вслушивавшаяся сначала в слова матери, вдруг прервала ее:
– Перестаньте, мама, я и не думаю, и не хочу думать! Так, поездил и перестал, и перестал…
Голос ее задрожал, она чуть не заплакала, но оправилась и спокойно продолжала: – И совсем я не хочу выходить замуж. И я его боюсь; я теперь совсем, совсем, успокоилась…
На другой день после этого разговора Наташа надела то старое платье, которое было ей особенно известно за доставляемую им по утрам веселость, и с утра начала тот свой прежний образ жизни, от которого она отстала после бала. Она, напившись чаю, пошла в залу, которую она особенно любила за сильный резонанс, и начала петь свои солфеджи (упражнения пения). Окончив первый урок, она остановилась на середине залы и повторила одну музыкальную фразу, особенно понравившуюся ей. Она прислушалась радостно к той (как будто неожиданной для нее) прелести, с которой эти звуки переливаясь наполнили всю пустоту залы и медленно замерли, и ей вдруг стало весело. «Что об этом думать много и так хорошо», сказала она себе и стала взад и вперед ходить по зале, ступая не простыми шагами по звонкому паркету, но на всяком шагу переступая с каблучка (на ней были новые, любимые башмаки) на носок, и так же радостно, как и к звукам своего голоса прислушиваясь к этому мерному топоту каблучка и поскрипыванью носка. Проходя мимо зеркала, она заглянула в него. – «Вот она я!» как будто говорило выражение ее лица при виде себя. – «Ну, и хорошо. И никого мне не нужно».
Лакей хотел войти, чтобы убрать что то в зале, но она не пустила его, опять затворив за ним дверь, и продолжала свою прогулку. Она возвратилась в это утро опять к своему любимому состоянию любви к себе и восхищения перед собою. – «Что за прелесть эта Наташа!» сказала она опять про себя словами какого то третьего, собирательного, мужского лица. – «Хороша, голос, молода, и никому она не мешает, оставьте только ее в покое». Но сколько бы ни оставляли ее в покое, она уже не могла быть покойна и тотчас же почувствовала это.
В передней отворилась дверь подъезда, кто то спросил: дома ли? и послышались чьи то шаги. Наташа смотрелась в зеркало, но она не видала себя. Она слушала звуки в передней. Когда она увидала себя, лицо ее было бледно. Это был он. Она это верно знала, хотя чуть слышала звук его голоса из затворенных дверей.
Наташа, бледная и испуганная, вбежала в гостиную.
– Мама, Болконский приехал! – сказала она. – Мама, это ужасно, это несносно! – Я не хочу… мучиться! Что же мне делать?…
Еще графиня не успела ответить ей, как князь Андрей с тревожным и серьезным лицом вошел в гостиную. Как только он увидал Наташу, лицо его просияло. Он поцеловал руку графини и Наташи и сел подле дивана.
– Давно уже мы не имели удовольствия… – начала было графиня, но князь Андрей перебил ее, отвечая на ее вопрос и очевидно торопясь сказать то, что ему было нужно.
– Я не был у вас всё это время, потому что был у отца: мне нужно было переговорить с ним о весьма важном деле. Я вчера ночью только вернулся, – сказал он, взглянув на Наташу. – Мне нужно переговорить с вами, графиня, – прибавил он после минутного молчания.
Графиня, тяжело вздохнув, опустила глаза.
– Я к вашим услугам, – проговорила она.
Наташа знала, что ей надо уйти, но она не могла этого сделать: что то сжимало ей горло, и она неучтиво, прямо, открытыми глазами смотрела на князя Андрея.
«Сейчас? Сию минуту!… Нет, это не может быть!» думала она.
Он опять взглянул на нее, и этот взгляд убедил ее в том, что она не ошиблась. – Да, сейчас, сию минуту решалась ее судьба.
– Поди, Наташа, я позову тебя, – сказала графиня шопотом.
Наташа испуганными, умоляющими глазами взглянула на князя Андрея и на мать, и вышла.
– Я приехал, графиня, просить руки вашей дочери, – сказал князь Андрей. Лицо графини вспыхнуло, но она ничего не сказала.
– Ваше предложение… – степенно начала графиня. – Он молчал, глядя ей в глаза. – Ваше предложение… (она сконфузилась) нам приятно, и… я принимаю ваше предложение, я рада. И муж мой… я надеюсь… но от нее самой будет зависеть…
– Я скажу ей тогда, когда буду иметь ваше согласие… даете ли вы мне его? – сказал князь Андрей.
– Да, – сказала графиня и протянула ему руку и с смешанным чувством отчужденности и нежности прижалась губами к его лбу, когда он наклонился над ее рукой. Она желала любить его, как сына; но чувствовала, что он был чужой и страшный для нее человек. – Я уверена, что мой муж будет согласен, – сказала графиня, – но ваш батюшка…
– Мой отец, которому я сообщил свои планы, непременным условием согласия положил то, чтобы свадьба была не раньше года. И это то я хотел сообщить вам, – сказал князь Андрей.
– Правда, что Наташа еще молода, но так долго.
– Это не могло быть иначе, – со вздохом сказал князь Андрей.
– Я пошлю вам ее, – сказала графиня и вышла из комнаты.
– Господи, помилуй нас, – твердила она, отыскивая дочь. Соня сказала, что Наташа в спальне. Наташа сидела на своей кровати, бледная, с сухими глазами, смотрела на образа и, быстро крестясь, шептала что то. Увидав мать, она вскочила и бросилась к ней.
– Что? Мама?… Что?
– Поди, поди к нему. Он просит твоей руки, – сказала графиня холодно, как показалось Наташе… – Поди… поди, – проговорила мать с грустью и укоризной вслед убегавшей дочери, и тяжело вздохнула.
Наташа не помнила, как она вошла в гостиную. Войдя в дверь и увидав его, она остановилась. «Неужели этот чужой человек сделался теперь всё для меня?» спросила она себя и мгновенно ответила: «Да, всё: он один теперь дороже для меня всего на свете». Князь Андрей подошел к ней, опустив глаза.



Вверх