Погребальные обряды Ненцев. Зачем едят глаз медведя и угощают озеро табаком: Этнические странности коренных народов Севера Оленину точно покупать теперь никто не станет

У разных народов существует разная культура погребения покойников. Сказывается влияние истории народов, обычаи, религиозные воззрения и климат. Ненцы живут на Крайнем Севере России и занимающиеся оленеводством, ведут кочевой образ жизни.

Представления о загробном мире обусловили ход традиционного погребального обряда. Похороны проходили на следующий день после смерти.Умершего оставляли в той одежде, в которой он умер, затем тело оборачивали в кусок покрова чума и перевязывали веревками. Выносили покойного не через вход, а приподняв покров чума сбоку. На кладбище везли на мужских нартах мужчину, на женских - женщину. Следом шли нарты с вещами для умершего и досками для гроба. Кладбище хальмер прежде имело родовую принадлежность, располагаясь на возвышенности на территориях летних кочевий рода.

По прибытии на кладбище сооружали гроб, однотипный у всех ненцев. Он имел форму четырехугольного ящика из досок, скрепленных вертикальными и горизонтальными планками.Пара планок в головах покойника соединялась сверху поперечиной, на нее вешался колокольчик.Колокольчики встречаются разные, от небольших по размеру современных до старых ямщицких, купленных, видимо, когда-то на ярмарках. На одном из таких колокольчиков имелась дата изготовления (1897) и надпись «звенит потешает, ехать поспешает».

На тухардском кладбище на некоторых крестах или вертикальных рейках подвешены кастрюли, чайники, ведра, что свидетельствует о захоронении здесь женщин.В гроб клали личные вещи умершего: топор, нож, миску с ложкой, трубку и т.п. Женщине клали скребок для шкур, швейные принадлежности, хозяйственную утварь.Все вещи предварительно портились, очевидно, чтобы привести их в соответствие с загробным миром, где все наоборот. После закрывания гроба рядом с могилой забивали оленей, на которых привезли умершего. Черепа оленей вешали на планки гроба, мясо ели сырым или варили тут же на костре. Раньше полагалось туши оленей оставлять у могилы нетронутыми, чтобы они полностью достались покойному. Рядом с гробом также оставляли опрокинутые нарты покойного.Для ненцев характерно изготовление посмертного изображения (нгытарма) умершего главы семьи, в котором обитала после смерти его душа. Изображение держали в чуме, кормили, одевали, заботились о нем как о человеке. Нгытарма делали через 7-10 лет после смерти главы семьи и хранили в течение нескольких поколений. Нгытарма изготавливали из куска дерева либо без основы - только комплект меховой одежды. Этот обычай существует на Ямале до наших дней.Существовала у ненцев и своеобразная форма поминок (хальмерха хангуронта). Они устраивались весной, пока не распустились листья. На кладбище убивали оленя, варили мясо на костре и несколько минут не начинали трапезу - паром угощались умершие. В обряде участвовали все родственники, находящиеся в данный момент поблизости. И посвящался он всем родичам, похороненным на этом кладбище. Вызывали умерших, позванивая в колокольчики на перекладинах. Могилы ни в коем случае не поправлялись, не подновлялись, что означало бы вмешательство в загробную жизнь, а виновник этого должен умереть. Детей хоронили в подвешенном состоянии на деревьях. На вопрос «почему умерших младенцев не зарывают в землю?» обычным ответом были слова «так надо» или «а как душа слабенького младенца из земли выберется?».Выбор ненцами возвышенных мест для устройства кладбищ обусловлен не столько религиозными представлениями, как полагали некоторые исследователи XIX в., сколько практическими соображениями. Кладбище, как и священное место, нужно было видеть издалека не только для того, чтобы при перегоне стада по тундре не нарушить покой предков, но и чтобы олени не поранили ноги о гробы, перевернутые нарты, останки жертвенных собратьев.




Часто кладбища устраиваются на высоком берегу реки, как, например в п. Гыда Тазовского р-на, в тамбейской тундре на севере Ямала, в п. Ныда Надымского р-на, на р. Большая Хета притоке Енисея. Старое название поселка Тазовский - Хальмер-Седэ - в переводе означает «сопка мертвых». Кстати, довольно известный в Коми поселок городского типа называется Хальмер-Ю, что в переводе означает «Река в долине смерти» . Вышеописанные традиции похорон относятся к советскому и пост советскому времени. Существуют и священные места захоронений. И чтятся местным населением настолько, что можно и пулю получить с кустов в случае вандализма со стороны пришлых.

Брошенные захоронения естественно обветшали и переставляют из себя кучу всяких предметов на одном небольшом участке, при незнании посторонние люди начинают собирать эти вещи, что является сильнейшим осквернением могилы, так как эти вещи служат и сейчас усопшему. Поскольку местное население знает о невежестве чужаков, то настоящие могилы скрываются. Были случаи расправы за осквернение, но такие вещи никогда не придаются широкой огласке.Среди кочевников не принято посещение кладбищ, однако, некоторые, по-своему воспринявшие русский православный обычай, совершают на кладбище поминки в 9-й и 40-й день. При этом на кладбище разжигают костер, кормят духов и ломают табак на могиле новопреставленного сородича.Умершего отправляли в последний Аргиш. И чем значимей был человек, тем длиннее у него был Аргиш. Считается что за вещами в Аргише необходимо следить и обновлять их, вот почему в них встречаются как современные вещи, так и вещи с времен усопшего. Что такое Аргиш?Аргиш- так называют кочевники Севера караван или поезд, состоящий из нескольких нарт, на которых они перевозят весь свой нехитрый скарб: вещи, продукты и даже жилище - чум. Все то, без чего трудно или невозможно прожить в условиях тундры. Кочуют или каслают с помощью транспортных оленей, запряженных в различные типы нарт, и продолжается это не день и не год, а всю жизнь. И более широкое понятие – «аргиш», что в приблизительном переводе означает «путь». Но философских и буквальных значений у этого слова не меньше, чем у китайского «дао».Аргиш – это весь жизненный путь северного кочевника, прошедшего свой, выделенный судьбой отрезок жизни, бок о бок с оленем. Это целый цикл действий от сбора в дорогу, в длительное кочевье, до прибытия на очередное зимовье, это тысячекилометровые переходы северного человека и его ближайшего друга оленя по бесконечной заснеженной лесотундре в поисках нового уютного места, где можно остановиться, поставить чум, некоторое время пожить, а потом – опять в бесконечный аргиш.


В России до сих пор живут коренные народы, о которых широкой публике известно немного. И хотя официально их давно обратили в христианство, многие из этих людей до сих пор верят в своих древних божеств и даже совершают странные (как может показаться) обряды. Нам это может показаться странным и даже смешным, но хранители древних традиций считают свои верования частью этнической культуры, которую не так-то просто забыть – даже с приходом цивилизации.

Лопари (саамы)

Этот народ населял Европу еще в первобытные времена, до прихода кельтов. В нашей стране лопарей, как и сто лет назад, насчитывается около 2 тысяч, и почти все живут в Мурманской области. Многие занимаются оленеводством, охотой и ловят рыбу.


Согласно древним верованиям саамов, у каждого их промысла есть дух-хозяин. Например, Оленья Хозяйка, которая живет в тундре и имеет внешность человека, покрытого оленьей шерстью, охраняет стада. С давних пор в жертву ей приносили кости оленя. Также кольские саамы верят, что в жизни им помогают умершие предки – например, управляют погодой и влияют на исход охоты.

А еще этот народ с древних времен покланялся камням. Огромные валуны, называемые сейдами, саамы ставили на маленькие камешки, как на ножки, и даже устанавливали правила, согласно которым подходить к культовым камням можно было в определенное время и определенным людям (например, только мужчинам). И хотя сейчас все больше саамов стали переходить в православие, к валунам до сих пор приносят жертвы в виде костей животных.


Считается, что рыбак, уходя в море, может оставить в таком сейде душу, чтобы в случае его гибели ее не сожрало чудовище. Кроме того, любой человек вполне способен превратиться в такой камень. Некоторые сейды лопарей носят имена: например, Летучий Камень на горе Сейдпакх и два скальных валуна на реке Поной, которые саамы зовут Старик и Старуха.

Долганы

Тюрский народ долгане (долганы), живущий в Якутии и Красноярском крае, сформировался сотни лет назад из якутов, тунгусов и таймырских старожилов русского происхождения.


Когда в эти края пришли казаки, они дали многим из местных жителей свои фамилии и обратили в православие. Однако традиционные верования долган оказались настолько крепки, что в итоге они стали сочетать православие со своими древними обрядами. С одной стороны, долганы взяли за правило, войдя в чум, креститься и регулярно молиться перед иконами, а также пользоваться православным календарем. С другой – продолжали верить, что окружающий мир делится на «верхний», «средний» и «нижний» и перемещаться из одного в другой может только шаман.

Когда долганы хоронят умерших, помимо православного креста, они сваливают на могилу дерево или ставят сруб, украшенный народной резьбой. Рядом кладут одежду, нарты и другие вещи, принадлежавшие покойному. А могилу оленевода может украшать шест с насаженной на него оленьей головой.


Кумандинцы

Кумандинцев в России не более 3 тысяч и живут они на Алтае и в Кемеровской области. Этот народ – потомки знаменитых некогда куманов (половцев), к которым позднее «примешались» другие коренные народности. Установлено, что в их жилах течет кровь древнейшего населения Сибири.


Кумандинцы всегда считались лучшими охотниками на медведей. Причем, косолапого они буквально обожествляли. Например, убив зверя, охотник проглатывал его глаз (чтобы его потом боялись другие медведи), а остальные мужчины произносили вокруг животного заклинания, предварительно отрубив у мишки голову и вставив ее в развилку дерева. И в тоже время, чтобы задобрить «хозяина тайги», охотники совершали в лесу обряд кропления... ячменной кашей. Произносить слово «медведь» вслух охотники боялись и вместо него говорили «дедушка».


Согласно древней религии кумандинцев, всеми процессами на Земле управляют духи – невидимые повелители воды, огня, тайги, гор и так далее. Несмотря на то, что часть кумандинцев в свое время обратили в православие, до сих пор остались те, кто придерживается бурханизма – странной религии с элементами мифов, основанной на вере в духов и в пришествие мессии. Их религию также называют алтайским вариантом буддизма.

Нанайцы (гольды)

Этот малочисленный народ живет на Дальнем Востоке. Как и многие коренные жители севера, нанайцы всегда верили в духов. В жилищах они традиционно хранят деревянных идолов, самый большой из которых – дух-хранитель дома. Согласно верованию, нанаец может молиться и приносить подношения не только этим фигурам, но и своему семейному дереву в лесу, и даже камню.


В религии нанайцев ключевой фигурой является собака. Это и покровитель женщин (мифическая Железная Собака), и верная помощница шамана в культовых обрядах и мероприятиях по «поиску души».


Ненцы

Этот довольно известный северный народ официально считается малочисленным, ведь в России ненцев осталось примерно 40 тысяч.


Согласно их древней религии, миром управляет верховное божество Нум, которому помогают другие боги и духи. Доброму и справедливому Нуму противостоит злой Нга, который посылает людям болезни и смерть. Чтобы умилостивить Нга, нужно принести ему в жертву собаку или оленя, предварительно задушив несчастное животное.

У ненцев священны каждое озеро, лес и даже камни, и каждым кусочком Земли якобы управляет свой дух, а самым почитаемым деревом считается лиственница. В старые времена ненцы приносили духам подношения в виде убитых оленей, монет, клочков ткани и даже табака. На каждом священном месте древний народ устанавливал деревянных антропоморфных идолов, которых и сейчас можно увидеть на севере страны.


А еще на Ямале у ненцев до сих пор существует традиция через 7-10 лет после смерти главы семейства изготавливать его «копию» из дерева или меха. Считается, что в чучело вселилась душа умершего, поэтому его хранят дома, кормят и одевают, как живого. Такого идола передают из поколения в поколение.

Манси

Хотя этот народ и дал название Ханы-Мансийскому автономному округу, на самом деле он очень малочисленный. Согласно переписи 2010 года, манси в России чуть больше 12 тысяч.


Официально считается, что этот народ обращен в христианство, но некоторые манси до сих пор верят, что земля делится на три мира – воздушный, земной и водный, а управляют ими множество богов и духов.

Согласно религии манси, у каждого мужчины есть 5 или 7 душ. А вот у женщин их всего 4. Причем две души - главные, третья переходит в родившуюся дочь, а четвертую после смерти забирает в свое царство повелитель зла Куль-Отыр. Практикуют манси и шаманизм.


Огонь, воздух, вода и земля - это не только основные стихии нашего мира. Навсегда простившись с покойным, можно оставить его тело ветру, кремировать, закопать или сбросить с корабля в море. Все эти способы захоронения хорошо известны человечеству с языческих времен. И хотя сейчас останки умерших чаще всего предают земле, многие народы России издревле не зарывали покойников в могилы, следуя самым разным традициям и обрядам.

Воздушное погребение

Язычники верили, что человеческой душе проще попасть в загробный мир по воздуху. Поэтому мертвецов либо подвешивали на деревьях, либо оставляли лежать вдали от проезжих дорог. При этом иногда сооружалось некое подобие склепов или помостов, куда укладывали трупы людей. Старший научный сотрудник Института этнологии и антропологии РАН Георгий Юрьевич Ситнянский подробно исследовал данную тему в своей научной статье «О происхождении древнего киргизского погребального обряда», которая была опубликована в «Среднеазиатском этнографическом сборнике» (выпуск IV, Москва, 2001 год издания).

По утверждению ученого, обряд воздушного погребения практиковался жителями Пиренейского полуострова, Кавказа, Урала, Сибири, Алтая, Тянь-Шаня, арктического побережья Евразии, а также некоторыми индейскими племенами Северной и Южной Америки. Среди этнографов бытует мнение, что примерно 25-26 тысяч лет назад на территории Сибири сформировалась некая общность людей, которые являются предками многих современных народов. Затем небольшие группы представителей этого древнего племени уходили в поисках лучшей жизни. Одни отправились на запад, достигнув Кавказа и даже Пиренеев, а другие пошли на восток, чтобы покинуть Евразию и достичь Аляски по замерзшему льду Берингова пролива.

«В дальнейшем представители этой общности расселились по обширным территориям Евразии и Северной Америки, а еще позже были ассимилированы представителями других языковых общностей, передав им, в свою очередь, среди других этнокультурных особенностей и необычный погребальный обряд, сохранившийся во многих районах до нового времени, а кое-где - практически до наших дней», - написал Г. Ю. Ситнянский. Не удивительно, что племя, долгое время обитавшее на территории Сибири, хоронило своих покойников, подвешивая их останки на деревьях. Все-таки этих людей окружала почти непроходимая тайга. Представители многих народов считают воздушное погребение единственно верным. Интересная легенда на этот счет есть у кетов. Согласно преданию, некий посланец верховного бога Еся (его сын или его собака - существуют разные варианты мифа) явился на землю и научил людей закапывать мертвецов в землю. И человеческие души, вернувшись с того света, не смогли найти свои тела. Так люди навсегда утратили былое бессмертие.

Кто так хоронил

Если оставить в стороне погребальные традиции басков, монголов и ирокезов, а сосредоточиться на народах России, практиковавших воздушное погребение, то список получится внушительным. В него входят: алтайцы, барабинские татары, буряты, ительмены, кеты, нганасаны, ненцы, селькупы, тувинцы, хакасы, шорцы, эвенки, якуты и представители некоторых других коренных народов Сибири.

Кроме того, своих покойников вверяют стихии воздуха жители Кавказа: адыгейцы, кабардинцы, черкесы, шапсуги, абазины. Итальянский миссионер Арканджело Ламберти (Arcangelo Lamberti) провел среди горцев 18 лет - с 1635 по 1653 годы. В своей книге «Описание Колхиды и Мингрелии» (Неаполь, 1654 год издания) путешественник изобразил удивительный для него обряд похорон.

«Между прочими обычаями этого народа замечательно то, что они не погребают, ни жгут тела покойника, а кладут труп в выдолбленный ствол дерева, который служит гробом. Последний с молитвой привязывают виноградной лозой к высочайшей ветви какого-нибудь большего дерева. Они привешивают также оружие и одежду усопшего», - сообщил своим читателям Арканджело Ламберти.

Сходное описание содержится и в книге «Путешествия Иоганна Шильтбергера по Европе, Азии и Африке с 1394 по 1427 годы» (Майнц, 1475 год издания). Немецкий воин Johannes Schiltberger, попавший в плен к туркам, долгое время скитался по разным странам - от Греции до Средней Азии - пока не вернулся на родину. Рассказывая о традициях черкесов, автор написал: «У них есть обычай класть убитых молнией в гроб, который потом вешают на высокое дерево. После того приходят соседи, принося с собою кушанья и напитки, и начинают плясать и веселиться, режут быков и баранов и раздают большую часть мяса бедным. Это они делают в течение трех дней, и повторяют то же самое каждый год, пока трупы совершенно не истлеют, воображая, что человек, пораженный молнией, должно быть, святой».

Если говорить о финно-угорских народах, то этнографы отметили обряд воздушного погребения у манси, хантов и мокшан, которые являются представителями одной из этнических групп мордвы. В древние времена эти люди тоже подвешивали тела покойников на деревьях. Данные захоронения назывались «Уркспря» (или «Урля»).

Затем мертвецов мокшане стали хоронить иначе: из стволов сооружались срубы, которые устанавливались на высокие пни. В таких деревянных склепах, имеющих крыши, покоились предки мордвы. Эти сооружения обустраивались в лесу, их именовали «Калмакужа» («Калмакужат»). Лишь после принятия христианства мокшане стали зарывать своих покойников в землю. Вплоть до ХХ века среди калмыков сохранялся древний кочевой обычай: тела покойников просто оставляли в степи, подальше от проезжих дорог. Жители Древней Руси не допускали на кладбища преступников, самоубийц, утопленников, скоморохов и людей, умерших насильственной смертью. Славяне издревле поклонялись не только богам-воителям, но и женской плодородной силе природы, которую называли «Мать Сыра Земля». Русские не хотели осквернять эту стихию «нечистыми» трупами. Таких мертвецов обычно оставляли в лесной чаще или в развалинах домов, заложив камнями. Примечательно, что легендарный богатырь Добрыня Никитич, согласно былине, повесил поверженного им Змея Горыныча «на осине на проклятыя». Это не удивительно, ведь злодей-антагонист не достоин иного обращения даже после смерти.

Кого так хоронили

Воздушное погребение применялось далеко не ко всем покойникам. Но если русские не предавали земле преступников, то представители других народов придерживались противоположных взглядов на похоронный обряд. Коренные жители Сибири, например, считали, что люди, как-то запятнавшие свою честь, не достойны воздушной стихии. Г. Ю. Ситнянский в своей научной работе указал, что алтайцы хоронили на деревьях людей, погибших в результате удара молнии, а также представительниц прекрасного пола, не доживших до свадьбы по тем или иным причинам. А вот телеуты и шорцы подвешивали на деревьях тела умерших детей. Порой младенческий труп клали в дупло, прикрывая снаружи корой, так что никто не мог увидеть такую могилу. Также поступали хакасы, барабинские татары, ненцы, эвенки, ительмены, селькупы. Разумеется, захоронение зависело от возраста умершего ребенка. Подростков обычно помещали в деревянные гробы или заворачивали в бересту, а затем привязывали к дереву. Еще одной категорией покойников, к которым применялось воздушное погребение, были шаманы северных народов. В частности, такой традиции вплоть до ХХ века придерживались якуты и тувинцы. Трупы служителей культа предков оставляли на специальных помостах, сооруженных высоко на деревьях. Буряты также укладывали покойных шаманов на деревянные настилы, которые устанавливались в ветвях кедра, лиственницы или сосны. Большинство исследователей полагают, что изначально обряд воздушного погребения применялся по отношению ко всем умершим представителям коренных народов Сибири, а затем так хоронить стали лишь детей, шаманов и уважаемых стариков. Представители абхазо-адыгских народов тоже удостаивали воздушного погребения только почтенных покойников, знатных людей, а также тех, кто погиб в результате удара молнии.

Кремация

Предание трупа огню - еще один древний вид погребального обряда, который был распространен у представителей многих народов мира. До сих пор в некоторых странах большинство покойных подвергаются кремации. А затем прах либо хоронят в специальных урнах, либо развеивают по ветру. Доктор исторических наук Мария Всеволодовна Добровольская написала научную статью «К методике изучения материалов кремации», которая была опубликована в сборнике «Краткие сообщения института археологии» (выпуск 224, 2010 год издания). Автор объяснила повсеместную распространенность данного похоронного обряда архетипическим отношением людей к очистительной силе огня. Многие язычники верили, что душа человека, освобожденная от земных тягот и грехов, поднимается в небо с дымом погребального костра. Если говорить о народах России, то такой способ похорон издревле использовали славяне. Например, известный публицист и писатель Владислав Владимирович Артемов в своей книге «Славянская энциклопедия» (Москва, 2011 год издания) указал, что жители Древней Руси верили в то, что души их предков находятся на небе вместе с верховными божествами. Такие уважаемые покойные деды и прадеды могли содействовать своим потомкам с погодой. Люди не сомневались в том, что души предков способны, например, рассеять туман, вызвать дождь или снегопад.

Водное погребение

Еще один издревле известный способ погребения связан с водной стихией. В основном, его использовали народы, живущие у крупных водоемов - морей и океанов. Например, викинги отправляли своих боевых товарищей в последний путь на небольших ладьях, снабдив покойных всем необходимым в загробном мире. Жители Древней Руси верили, что души покойных должны пересечь реку Смородину, отделяющую наш мир от обители мертвых. Поэтому гробы славян часто напоминали лодки. Как написал в своей книге В. В. Артемов, некоторые племена русов пускали трупы по реке на специальных плотиках, предварительно их поджигая. Такой похоронный обряд совмещал в себе традиции огненного и водного погребения. Подобные обряды в языческие времена практиковали потомки викингов, поселившиеся на побережье Белого моря. Впоследствии они смешались с жителями Русского Севера и постепенно утратили свои исконные традиции.

С самых давних времен люди исполняли особые ритуалы, провожая умерших в Страну Мертвых. Определенная последовательность действий, как правило, была направлена на то, чтобы сделать пребывание усопшего на том свете удобнее и приятнее. Древние люди клали в могилу оружие и пищу, позже знатных людей стали отправлять на тот свет в сопровождении жены и слуг, а с распространением религий, погребальный обряд стали проводить священнослужители, прося у бога молитвами райские сады для покойного.

В любом случае, в течение всей истории человечества, существовали и продолжают существовать особые действия, которые люди проводят для умершего после его смерти. Какими особенностями отличались погребальные обряды народов Севера – мы расскажем в этой статье.

Остяки и самоеды .

Эти народности (современное название – ханты и ненцы) обитали в низовьях Оби. Своих мертвых они хоронили в специальных ящиках – хольмерах. Внутри помещался гроб-полулодка, куда и клали покойного ногами на юг, вниз по течению реки. Снаряжали человека в последний путь основательно – на хольмер или рядом с ним клали вёсла, лыжи, лук со стрелами. Внутри ящика оставляли идолов – временные сосуды для души и другие религиозные атрибуты. А внутри лодки, непосредственно рядом с телом, располагали мелкие предметы – нож, топор, посуду, металлические бляхи.

Нанайцы .

Они определяли смерть с помощью птичьего пера – его подносили к лицу человека, и если пух оставался неподвижен, значит человек мертв. Тело клали на пол возле нар, руки укладывали вдоль туловища, а ноги связывали белой тесьмой. К пяткам приставляли камень, чтобы покойник не выталкивал души живых из жилища. Ему делали погребальный нагрудник со схематическим изображением кишок, чтобы душе можно было питаться. Еду и питье ставили у изголовья.

Занимались похоронами (копали могилу, выносили из дома, закапывали) обязательно чужеродцы, чтобы покойный не вернулся из могилы в семью. В погребальный наряд входило нечетное число порванных вещей. Остальное имущество умершего раскладывали во дворе, а потом – частично раздавали на память родным, частично – сжигали. В гроб клали остатки одежды и предметы обихода.

Нганасаны .

Эта народность жила на севере Таймыра. Особенность их захоронений была в том, что умершего вывозили на нартах в тундру и там оставляли. Если медведь разорял такую могилу, это считалось хорошим знаком. В любом случае – живым приближаться к нартам запрещалось, так как по их верованиям, все лучшее из человека уходит в мир мертвых, который находится под землей, за семью слоями льда, а плохое – остается на могиле. Детей же хоронили на деревьях, чтобы они были ближе к небу.

Обские угуры .

В обычаи этой народности входит особый ритуал «угощения» - до погребения покойный лежал дома, а приходящие почтить его память приносили особую еду и табак. Гости, в свою очередь, брали кушанья, лежащие рядом с умершим и табак из его кисета. Заканчивалась церемония созданием набора из еды и вещей, которые клались в гроб, а также наречением покойного посмертным именем.

Эвены .

В обычаях этого племени умершего человека наряжают в лучшую одежду, кладут в выдолбленную колоду и ставят ее на специальные столбы. Гроб и столбы обливали кровью жертвенных оленей, вещи усопшего клали под гробом. Считалось, что после смерти эвен отправится на восток, поэтому хоронили его головой на запад. Погребальная одежда шилась специально и не имела узлов, так как считалось, что они могут помешать душе освободиться от тела.

Подробнее о различных ритуалах, погребальных и мемориальных традициях, феноменах, необычных фактах вы можете узнать в разделе

На крайнем севере существовало несколько типов захоронений: воздушные, наземные, подземные и сжигание. Здесь вы можете почитать о воздушном, наземном и сжигании.

Наземные захоронения

Кладбища у ненцев располагались на возвышенных местах, захоронения производились в наземных деревянных гробах-ящиках четырехугольной формы, скрепленных системой вертикальных и горизонтальных планок, значительно возвышающихся над гробом. К планкам в головах покойного прикреплялась горизонтальная рейка, на которую подвешивался колокольчик.

Что такое хальмер

В просторечии ненцы часто называют гробы так же, как и самих покойников - хальмеры (нен. хальмер’ нгэсь’). Отличаются типы гробов-хальмеров у ненцев северного и южного Ямала, в Надымском районе влияние на погребальную обрядность ненцев оказали коми-ижемцы, имеются варианты захоронений у восточных групп ненцев.

Кстати, довольно известный в Коми поселок городского типа называется Хальмер-Ю:

«Хальмер-Ю» в переводе с ненецкого означает «Река в долине смерти». Есть также такой вариант перевода, как «Мёртвая река». Кочевые оленеводы ненцы считали Хальмер-Ю священным местом, куда свозили своих покойников для захоронения. Халь - Долина, Мер - смерть, Ю - река (перевод с ненецкого).

25 декабря 1993 года правительство РФ приняло постановление о ликвидации шахты. Осенью 1995 года планировалось завершить ликвидацию посёлка, причём правительство пыталось осуществить процесс по мировым стандартам, что потребовало огромных финансовых и материальных ресурсов. В результате при выселении использовались силы ОМОНа. Вышибались двери, людей насильно загоняли в вагоны и вывозили в Воркуту.

После закрытия посёлка территория посёлка используется как военный полигон под условным названием «Пембой». 17 августа 2005 года в ходе учений стратегической авиации бомбардировщик Ту-160, на борту которого находился В.В. Путин, произвёл запуск трёх ракет по зданию бывшего дома культуры посёлка Хальмер-Ю.

Собственно, как поселок назвали, такая судьба его и постигла. Он стал мертвым. Сейчас это довольно популярное место для посещения туристами, интересующимися заброшенными городами и поселками.

Выбор ненцами возвышенных мест для устройства кладбищ обусловлен не столько религиозными представлениями, как полагали некоторые исследователи XIX в., сколько практическими соображениями. Кладбище, как и священное место, нужно было видеть издалека не только для того, чтобы при перегоне стада по тундре не нарушить покой предков, но и чтобы олени не поранили ноги о гробы, перевернутые нарты, останки жертвенных собратьев.

Часто кладбища устраиваются на высоком берегу реки, как, например в п. Гыда Тазовского р-на, в тамбейской тундре на севере Ямала, в п. Ныда Надымского р-на, на р. Большая Хета притоке Енисея. Старое название поселка Тазовский - Хальмер-Седэ - в переводе означает «сопка мертвых». По преданию, берег р. Таз весной подмывало водой и захоронения, находившиеся там, падали в реку.

Свидетельством былого существования у ненцев родовых кладбищ являются современные групповые семейные захоронения. Обычные кладбища близ национальных поселков никак не ограничены территориально и занимают довольно обширные пространства. То в одном, то в другом месте встречаются группы из двух-трех и более гробов-хальмеров, стоящих в ряд близко друг к другу, что указывает на захоронение здесь родственников. Подобные захоронения встречаются на Ямале, на Гыданском п-ове, в низовьях Енисея.

Гробы-хальмеры у большинства групп ненцев представляют собой традиционные деревянные прямоугольные ящики, сделанные из оструганных досок и скрепленные деревянными рейками. К левой рейке в головах покойного часто привязывается шест-хорей, которым умерший при жизни управлял оленями, реже - обычная длинная палка. Иногда хорей просто прислоняют к горизонтальной рейке. Отсутствие хорея на могиле может свидетельствовать о том, что умерший был рыбаком, а не оленеводом или проживал в поселке.

На горизонтальных рейках за неимением колокольчиков ненцы часто подвешивают пустые консервные банки или другие звенящие металлические предметы. Колокольчики встречаются разные, от небольших по размеру современных до старых ямщицких, купленных, видимо, когда-то на ярмарках. На одном из таких колокольчиков имелась дата изготовления (1897) и надпись «звенит потешает, ехать поспешает».

На тухардском кладбище на некоторых крестах или вертикальных рейках подвешены кастрюли, чайники, ведра, что свидетельствует о захоронении здесь женщин.

Еще по поводу похоронных ритуалов Ненцев и Долган рассказывают следующее. Вышеописанные традиции похорон относятся к советскому и пост советскому времени, и существуют кладбища так сказать, для большого круга людей и те, что чтятся местным населением настолько, что можно и пулю получить с кустов.

Но это связано в первую очередь с непониманием обычаев похорон, и попыткой придать их забвению сначала православными священниками, а затем советской властью.

Основная традиция была такова. Умершего отправляли в последний Аргиш. И чем значимей был человек, тем длиннее у него был Аргиш. Считается что за вещами в Аргише необходимо следить и обновлять их, вот почему в них встречаются как современные вещи, так и вещи с времен усопшего.

Брошенные захоронения естественно обветшали и переставляют из себя кучу всяких предметов на одном небольшом участке, при незнании посторонние люди начинают собирать эти вещи, что является сильнейшим осквернением могилы, так как эти вещи служат и сейчас усопшему.

Поскольку местное население знает о невежестве чужаков, то настоящие могилы скрываются. Были случаи расправы за осквернение, но такие вещи никогда не придаются широкой огласке.

Что такое аргиш

Аргиш (у ненцев - мюд) - так называют кочевники Севера караван или поезд, состоящий из нескольких нарт, на которых они перевозят весь свой нехитрый скарб: вещи, продукты и даже жилище - чум. Все то, без чего трудно или невозможно прожить в условиях тундры. Кочуют или каслают с помощью транспортных оленей, запряженных в различные типы нарт, и продолжается это не день и не год, а всю жизнь.

Трудно себе представить, как можно жить в постоянном передвижении, перевозя с собой все вещи и жилище, невзирая на бездорожье и зимой и летом, в любую погоду. Чуть не ежедневно, после очередной перекочевки ставить жилище, переносить в него постельные принадлежности, готовить пищу… а утром снова в дорогу. Но даже редкие многодневные стоянки утомляют тундровиков, хотя без них нельзя. Нужно подремонтировать нарты, упряжь, заготовить продукты, женщинам починить одежду. Обычно аргиш состоит из пяти - семи нарт. Летом - из двух-трех.

Также есть у эвенков более широкое понятие – «аргиш», что в приблизительном переводе означает «путь». Но философских и буквальных значений у этого слова не меньше, чем у китайского «дао».

Аргиш – это весь жизненный путь эвенка, прошедшего свой, выделенный судьбой отрезок жзни, бок о бок с оленем. Это целый цикл действий от сбора в дорогу, в длительное кочевье, до прибытия на очередное зимовье, это тысячекилометровые переходы северного человека и его ближайшего друга оленя по бесконечной заснеженной лесотундре в поисках нового уютного места, где можно остановиться, поставить чум, некоторое время пожить, а потом – опять в бесконечный аргиш.

Среди эвенков не принято посещение кладбищ, однако, некоторые, по-своему воспринявшие русский православный обычай, совершают на кладбище поминки в 9-й и 40-й день. При этом на кладбище разжигают костер, кормят духов и ломают табак на могиле новопреставленного сородича.

Родовые кладбища эвенков расположены в тайге. Везущие по лесу багаж мертвых похоронные аргиши (караваны), состоящие из так называемых «натуральных макетов» - деревянных изображений ездовых учаков с седлом и головой принесенного в жертву оленя, - зрелище не для слабонервных. Взрослых хоронят в землю, устанавливая на месте погребения крест и «натуральный макет» ездового оленя, детские гробы помещают на деревья.

Эвенки обходят стороной кладбища и заброшенные лабазы, однако, страх перед шаманскими местами и предметами во много раз сильнее. Зачастую отношение эвенков к материальным памятникам своей культуры выражается коротким словом «экэл» - «нельзя», «не трогай», «не прикасайся». Из-за «экэл» артефакты обречены на то, чтобы сгнить в тайге и бесследно исчезнуть из общечеловеческого наследия.

Воздушные захоронения

Имелись и такие варианты захоронений: в половине лодки, в земле, детей хоронили в подвешенном состоянии на деревьях. Раньше кладбища были родовыми. У Линевского в «Листах каменной книги», кстати, как раз и описано, как мать похоронила младенца, повесив в мешке на дереве:

"Ребенка похоронили без всякого обряда. Мать бережно завернула его в шкуру лосенка, снесла в лес к заранее облюбованной ею березе и повесила свою ношу на сук. Зато если при погребении старухи никто не уронил ни слезинки, здесь, у старого дерева, было пролито немало слез.

Только после того как похоронили умерших, женщины пошли к взморью. Улов сегодня был не лучше вчерашнего. Может, и в эту ночь кто-нибудь, тихо заснув, больше не проснется. Смерть от голода легкая – она совсем незаметно приходит во время сна".

Взрослых хоронили в землю, устанавливая на месте погребения крест и «натуральный макет» ездового оленя, детские гробы помещали на деревья.

На вопрос «почему умерших младенцев не зарывают в землю?» обычным ответом были слова «так надо». Кое-кто ответил вопросом: «а как душа слабенького младенца из земли выберется?», другой объяснил: «важно, чтобы птички на гробик младенца садились - птицы унесут душу ребенка».

Основных причин воздушных захоронений - две. Во-первых, суровая зима, которая в сочетании с вечной мерзлотой на большую часть года превращала землю в сплошной ледовый монолит, в котором не так- то просто было вырыть могилу. Вместе с тем очень маленькая плотность населения и наличие огромных лесных массивов позволяли без всяких санитарных проблем размещать в них редкие захоронения, буквально «тонувшие» в тайге.

Второй причиной воздушных похорон были сохранившиеся языческие традиции, существовавшие тогда не только на территории современной Якутии и не только среди предков нынешних саха. Они практиковались на сопредельных таежных территориях у многих северных, северо- восточных народов вплоть до монголов.

Не всем сегодня известно, но далекие предки европейских славян и их соседи когда- то, еще до погребальных костров, хоронили своих усопших подобным образом. Отсюда и идут русские народные сказки, например, о царевне, спящей в хрустальном гробу, подвешенным на цепях. А если вспомнить под этим углом описание «избушки на курьих ножках» и «бабы яги – костяной ноги», у которой «нос уперт в потолок, голова – в стену, ноги – в дверь», то становится ясно, что речь именно о воздушном погребении. Тогда понятен и суеверный страх, охватывающий добрых молодцев перед случайно обнаруженной и вроде бы безобидно лесной «избушкой».

Для сооружения арангаса саха (а также эвенки, юкагиры, эвены) выбирали четыре рядом стоящих дерева, отпиливали им вершины и на высоте примерно 2- х метров соединяли перекладинами. На эти перекладины и устанавливался гроб, представлявший из себя выдолбленную колоду из двух половинок цельного и достаточно толстого ствола. Специальные фиксаторы и клинья плотно прижимали верхнюю часть колоды к нижней и неподвижно закрепляли весь гроб на помосте. Иногда, чтобы корни деревьев меньше прогнивали, их обнажали, снимая сверху дерн и действительно превращая их в «курьи ножки». Образцы таких захоронений можно увидеть в Музее Дружбы под открытым небом в с. Соттинцы Усть- Алданского улуса.

С приходом русских и православия священники стали требовать от своей паствы «христианского погребения». «Варварскими» и опасными с точки зрения ширившихся эпидемий представлялись арангасы и советским властям. Так что похороны в земле были окончательно узаконены.

Но поскольку шаманы были главными выразителями традиционной культуры, то для них вплоть до первых лет советской власти продолжала сохраняться традиция воздушного погребения. Поэтому, обнаружив сегодня в тайге древний арангас, можно почти со стопроцентной уверенностью предположить, что он принадлежит ойууну или удаганке. Однако шаманские могилы требуют к себе почтения независимо от того, какой тип захоронения применен.

Некоторые арангасы сохранились до наших дней еще и потому, что существовал достаточно строгий ритуал перезахоронения шаманов, особенно великих. Останки каждого из них лежали в арангасе, пока он не разрушался естественным образом. Однако сибирская лиственница необычайно прочна, она способна удерживать арангас и больше века. В таких случаях, потомки совершали обряд перезахоронения ровно через 100 лет. Из уст в уста передавали следующему поколению необходимую информацию, чтоб не пропустить важную дату. Второй раз перезахоронение шамана проводили опять через 100 лет, или раньше, если арангас разрушался. В третий раз останки предавали земле. Потомки шамана внимательно мониторили состояние воздушного захоронения, каждый раз принося подарки. В то же время старались не беспокоить его без лишней надобности. Каждый раз шаманом совершался древний ритуал. Арангас сооружали девять юношей, еще не познавших женщину. В жертву приносили жеребца черной масти с белой мордой.

В ответ на такую заботу шаман продолжал хранить своих потомков и оказывал помощь в трудных ситуациях. Чтобы получить помощь шамана, приходили на его могилу и просили предка вслух или мысленно. Иногда негромко стучали по арангасу или надмогильному сооружению в виде домовины.

Преданиями зафиксированы случаи, когда при конфликтах или физических столкновениях с агрессивно настроенными чужаками, пострадавший потомок шамана получал помощь. Черный вихрь срывался с места, разбрасывал по сторонам обидчиков и их скарб. Случалось, зарвавшихся гостей секли молнии и град, нередко они сходили с ума. Иногда помощь была выражена не столь ярко внешне, а носила созидательный, гуманитарный, целительский характер. Но не все шаманы становились заступниками своих потомков. Это характерно для шаманов, служивших светлым силам, пишет Кондаков.

Но если родовичи сами забывали перезахоронить предка или неуважительно относились к его памяти, он сам напоминал им о себе, являясь в снах или видениях. Если и это не имело действия, наступали репрессии по отношению к собственному роду ойууна.

И, конечно, шаманы продолжают охранять свои могилы всеми доступными способами от чужаков. Перейдем к примерам, в большинстве своем описанным журналистом и писателем Владимиром Федоровым.

Самое древнее захоронение шаманки на территории Якутии находится в местности Родинка на Колыме. Открыл его археолог С. П. Кистенев. Все находки были сданы в институт, а кости отправлены в Санкт- Петербург для радио- углеродного анализа, который показал, что останкам шаманки 3, 5 тысячи лет.

И в заключение цитата от Владимира Кондакова: «Пусть хранятся древние тайны, пусть никто не мнит себя всезнающим и всемогущим. Древние тайны, в том числе и шаманские могилы, при кощунственном и неуважительном к ним отношении, очень опасны, шутки с ними не проходят».

Сжигания покойников

Обычаи коряков, предписанные им вороном-создателем Куткыняку, прежде чем он улетел на небо:

"Я хочу сказать о тех правилах, какие будто бы им завещал Kutkinachu перед своим огненным отлетом, так как эти правила являются главной основой их жизни и без их соблюдения ничего нельзя начинать и совершать.

Каждый может иметь столько жен, сколько захочет и сколько он может содержать. Но, прежде чем взять себе жену, он должен некоторое время за нее служить и работать; когда же ему покажется, что он достаточно за нее отработал, ему дозволяется ее взять. Если же он захочет взять себе еще вторую жену или больше, он обязан получить на это согласие от своей первой жены и точно так же отработать за нее. Причем работа его считается платой за воспитание девушки и заменяет калым.

Надо приносить жертвы из добытого на охоте солнцу, луне, огню, а воде приносить жертвы в виде куска ольхового дерева.

Не разрешается ничего отрубать от своих жилищ и лестниц, ни колотить по ним, а если же кто посторонний, а именно чужестранец, по ним ударит, то все должны плясать вокруг огня и приготовить толкушу.

Нарушение супружеской верности и распутство карается смертью, и кто это делает, предается позорной казни. Если же оба провинившихся оказываются свободны, то они должны пожениться, если только родители дадут на это согласие.

Если кто умрет, то прорубают в юрте отверстие в том месте, где лежит покойник, и через это отверстие вытаскивают его головой вперед со всей его одеждой, луком и стрелами и сжигают...

Мертворожденных детей погребают, а если умирает беременная женщина, то ей разрезают живот, вынимают ребенка и обоих затем сжигают.

Если кто тонет, то его не разрешается спасать, а ему дают утонуть; если же труп его после находят, то тоже сжигают.

Если кто-нибудь повесится или кончает жизнь каким-либо иным способом, то тело его тоже сжигают.

Медведь у них пользуется величайшим почтением. Но если медведя убьют, кости его приносят в жертву кумирной дощечке (?) Kalita, или Toelitoe, яичник (testicula - лат.) - воде, голову же вешают на дерево - как жертву солнцу.

Перед всякими занятиями - охотой, ловлей китов - в месяцы Tuddjan и Leipajoel следует трещать кумирной дощечкой - Toelitoe над огнем.

Следует воздерживаться от половых сношении с роженицей в течение месяца после родов, а равным образом с женщиной во время месячных очищений.

Таковы правила, которые завещаны Kutkinachu"oм. Но после него от своих шаманов коряки получили еще другие правила, о которых я буду упоминать при описании каждого их занятия".



Вверх