Раскопки древних допотопных слоев на территории россии. Как проводятся археологические раскопки? Кто проводит раскопки

РАСКОПКИ

(археологические) - вскрытие пластов земли для исследования находящихся в земле археологических памятников. Целью Р. является изучение данного памятника, его частей, находимых вещей и т. п. и реконструкция роли изучаемого объекта в историч. процессе. Науч. задачами, постановкой историч. проблем определяется как выбор объекта Р., так и порядок изучения его частей (если Р. рассчитаны на много лет). Р. не являются самоцелью, каждая Р. должна давать ответ на какие-то вопросы, связанные с историей общества, создавшего данный памятник. Р. предшествуют разведки археологические. Археологи разработали ряд спец. приемов, учитывающих специфику каждого объекта и позволяющих детально исследовать его особенности. Р. поселений связаны с уничтожением культурного слоя, к-рый сам по себе также является объектом науч. наблюдений. Поэтому чрезвычайно важна тщательная фиксация всех этапов Р. В отличие от лабораторного опыта, процесс Р. неповторим, нельзя дважды раскопать один и тот же культурный слой. Желательно полное раскрытие исследуемого археол. объекта, так как только оно дает наиболее целостную картину его прошлой жизни. Однако процесс Р. очень трудоемкий и дорогостоящий, поэтому иногда ограничиваются вскрытием части памятника; многие памятники раскапываются годами и десятилетиями.

Исследование избранного для Р. объекта начинается его обмерами, фотографированием и описанием.

Иногда для определения толщины культурного слоя, его направления или в поисках какого-либо объекта, о существовании к-рого известно из письменных источников (стена, здание, храм и т. п.), на археологич. памятнике делаются зондажи (шурфы) или траншеи. Этот метод допустим только в очень ограниченном виде - для целей разведки, т.к. шурфы и траншеи портят культурный слой и не дают возможности составить целостное представление об исследуемом поселении.

Для установления фактов прошлой жизни на поселении желательно одновременное вскрытие большой сплошной площади. Однако площадь не должна быть чрезмерно большой, т.к. это затруднит наблюдения за разрезами культурного слоя и удаление земли. То ограниченное место, на к-ром производятся Р. на поселении, наз. раскопом. Размеры его определяются поставленными задачами, технич. и материальными возможностями. Выбрав место для раскопа, определяют направление его сторон по странам света и его положение по отношению к какой-нибудь неподвижной и постоянной точке на местности (реперу). Поверхность раскопа нивелируется. Чаще всего для этого применяются геодезич. инструменты. Площадь раскопа разбивают на квадраты (чаще всего 2Ч2 м). Вскрытие культурного слоя ведут пластами по 20 см каждый и поквадратно с фиксацией на плане всех древних вещей и сооружений. Р. производят только вручную лопатами, а иногда и ножами. Механич. копатели (скреперы, бульдозеры и пр.) применяют лишь для удаления балласта и для Р. насыпей больших курганов. Раскопанный лопатами и перебранный руками культурный слой удаляется из раскопа транспортерами, электролебедками. Иногда к месту Р. прокладывается узкоколейная ж. д.

Кроме горизонтальных планов раскопа, обязательно составляются стратиграфич. (см. Стратиграфия) вертикальные чертежи его стенок и чертежи разрезов культурного слоя (т.н. "профили") в пределах раскопа везде, где они могут быть зафиксированы. Наблюдение за чередованием культурных слоев, отложившихся в данном месте, позволяет установить относительную хронологию внутри всего культурного напластования или констатировать его однослойность (т. е. одновременность существования всех обнаруженных объектов). Если жизнь на многослойном памятнике прерывалась на длительное время, то между археол. слоями находятся т.н. стерильные прослойки, не содержащие культурных остатков. Профили позволяют также выяснить была ли когда-нибудь нарушена последовательность напластований, существовали ли перекопы, наличие которых усложняет установление хронологии.

Одним из непременных требований при Р. является вскрытие целиком культурного слоя на всю его глубину, независимо от того, какая из историч. эпох и соответственно частей слоя интересует самого исследователя. Для полного освещения всех периодов жизни данного поселения археолог обязан уделить равное внимание всем слоям.

Недостатком метода ведения Р. горизонтальными пластами является то, что, как правило, археол. слои не совпадают с пластами; это затрудняет наблюдения и выводы. Поэтому, если слои на памятнике четко прослеживаются и предварительной разведкой (траншеями или шурфами) установлено их направление, то вскрытие памятника ведется по слоям, без деления на пласты, с регистрацией находок и сооружений в пределах слоя.

На многослойном памятнике слои нумеруются по мере их вскрытия, т. е. сверху вниз, но этот порядок обратный времени возникновения слоев: чем слой старше, тем ниже он лежит. При публикации отчета о Р. ученый иногда называет первым слоем наиболее древний слой данного памятника, в то время как в дневнике Р. первым назван наиболее поздний слой. Это создает путаницу. Следует культуры или культурные фазы, обнаруженные на данном памятнике, нумеровать в порядке от ранних к поздним.

Особая методика может быть применена при Р. остатков древних построек. Исследователь находит одну из стен постройки и, следуя за ней, постепенно расчищает ее. Это дает возможность без лишней затраты сил выяснить план строения. Однако необходимость установить связь постройки с окружением, датировать ее, установить строительные периоды, время разрушения и т. п. заставляет исследователя не ограничиваться расчисткой стен, а, как и в др. случаях, вести работы широкой площадью и обязательно получать точные разрезы окружающего постройку культурного слоя.

Дерево вообще, а деревянные постройки в частности, сохраняются только в особо благоприятных условиях: в очень влажной почве (напр., в торфянике), либо в очень сухом климате (напр., в Египте). Чаще же всего дерево в земле истлевает. В нашей стране в большинстве мест (кроме, напр., Новгорода и нек-рых других городов) деревянные постройки не сохраняются и определяются по едва заметным следам в земле.

Ямы от землянок, погреба, колодцы и пр. сохраняют следы деревянных креплений, отпечатанных на стенках, по к-рым реконструируется все сооружение. Очень важны наблюдения за ямами от столбов.

Р. истлевших деревянных сооружений представляют большую трудность, чем Р. построек из сырцового (необожженного) кирпича. Развал стен из такого кирпича немногим отличается от окружающей земли, в к-рой погребена постройка. Необходимо учитывать оттенки глины, разницу во влажности, примесь соломы, к-рая бывает в сырцовом кирпиче, и т. п., чтобы наметить границы строения.

Р. больших или долго существовавших поселений необходимо строго планировать, т.к. хаотичное исследование, какие бы значит. площади оно не охватило, не даст возможности представить историч. картину жизни поселения.

Кроме графич., фото- и кинодокументации, процесс Р. и открытые объекты подробно описываются в дневниках исследования. При Р. погребений (см. Могильники), хотя они в большинстве случаев не имеют собственно культурного, т. е. жилого слоя, образующегося в течение длит. времени, также необходимы стратиграфич. наблюдения. Курганы - это не только просто холмы, насыпанные над могилой, а сложные и разнообразные по своей конструкции ритуальные сооружения. В структуре кургана отражаются особенности погребального обряда, к-рые можно изучить полностью лишь при условии снятия всей курганной насыпи на снос. Для выяснения структуры насыпи в центре кургана оставляют одну или две поперечные земляные стенки, т.н. "бровки", к-рые снимают только в самом конце Р. Иногда для той же цели вскрывают курган не сразу по всей площади, а вырезая последовательно отдельные сегменты. В дневниках, на чертежах и фотографиях отмечаются раскрывающиеся в насыпи или под нею более поздние впускные погребения, следы погребального пира (тризны), кострища, выкладки из камней и все погребальные сооружения; деревянные и каменные склепы, грунтовые и подбойные могилы, каменные ящики и т. п. Р. грунтовых могильников, не имеющих каких-либо сооружений на поверхности земли, обычно производится большими площадями. Это дает возможность определить границы могильника, отыскать могильные ямы и установить взаимоположение погребений.

При обнаружении в культурном слое отдельных вещей, сооружений, погребений или их следов, лопаты заменяются ножами, пинцетами и кисточками. Каждая найденная вещь очищается кистью, зарисовывается или фотографируется в том положении, в к-ром она находится в земле, точка ее нахождения тщательно фиксируется. Взаиморасположение вещей дает археологу в смысле реконструкции прошлого не меньше, чем сами вещи. Многие предметы, особенно из органич. веществ - дерево, кожа, ткани, при извлечении на воздух быстро разрушаются. Для сохранности таких находок требуется немедленная их консервация, здесь же, в раскопе. Их заливают гипсом или опрыскивают расплавленным парафином, иногда погружают в воду или какой-нибудь раствор. Нек-рые предметы совершенно разрушаются в земле, но оставляют следы в виде пустот или отпечатков. Пустоты, очищенные от трухи и позднейших наносов, заливают гипсом и получают слепок исчезнувшей вещи.

При раскопках следует собирать все вещи и различные остатки, свидетельствующие о природных и других условиях, в к-рых находилось древнее население. Из разных пластов культурного слоя берется проба для химич. анализа. Химич. анализ позволяет выяснить, из каких органич. веществ образовался перегной, какие породы деревьев оставили золу и угли и т.д. Реконструкции ландшафта имеет особенно большое значение для очень отдаленных эпох, напр. палеолита, когда природные условия резко отличались от современных. Собирают пыльцу растений, кости животных и по ним реконструируют древнюю флору и фауну, климат и т.д. Антропологич. изучение отдельных костей и целых скелетов людей способствует установлению физич. типа древнего населения.

В последнее время приобретают все большее значение для датировки памятника радиокарбонный и палеомагнитный методы. Археолог должен взять для анализов образцы угля, дерева, органич. остатков и обожженной глины в соответствии со спец. инструкциями, разработанными для взятия таких образцов. После завершения Р. добытые материалы подвергаются реставрации и консервации, а также подробному изучению в лабораторных условиях. В результате Р. могут быть открыты различные сооружения, архит. памятники, к-рые должны быть сохранены на месте. Их консервация представляет весьма сложную задачу, особенно в том случае, когда необходимо предохранить от разрушения настенную живопись, резьбу и т. п.

Раскопки в СССР производятся только специалистами археологами по особым разрешениям - т.н. открытым листам, выдаваемым Ин-том археологии АН СССР на право Р. памятников, имеющих общесоюзное значение и занесенных в гос. списки СССР, а также памятников, находящихся на терр. РСФСР. Для Р. памятников респ. значения открытые листы выдаются АН союзных республик. Исследователь обязан представить отчет о Р. по месту выдачи открытых листов. Отчеты хранятся в архивах и представляют гос. фонд документов по исследованию памятников.

Лит.: Блаватский В. Д., Античная полевая археология, М., 1967; Авдусин Д. A., Археологические разведки и раскопки М., 1959; Спицын A. A., Археологические раскопки, СПБ, 1910; Crawford О. G. S., Archaeology in the field, L., (1953); Leroi-Gourhan A., Les fouilles préhistoriques (Technique et méthodes), P., 1950; Woolley C. L., Digging up the Past, (2 ed), L., (1954); Wheeler R. E. M., Archaeology from the Earth, (Harmondsworth, 1956).

А. Л. Монгайт. Москва.


Советская историческая энциклопедия. - М.: Советская энциклопедия . Под ред. Е. М. Жукова . 1973-1982 .

Синонимы :

Смотреть что такое "РАСКОПКИ" в других словарях:

    Раскапывание, выкопка, отрытие Словарь русских синонимов. раскопки сущ., кол во синонимов: 3 выкопка (5) … Словарь синонимов

    Археологические раскопки на территории кремля в Угличе … Википедия

    Раскопки - полевое изучение археол. пам., предусматр. выполнение специфич. вида земляных работ. Такие работы сопровождаются неизбежным разрушением всего пам. или его части. Повторные Р. обычно невозможны. Поэтому приемы изуч. должны быть макс. точными,… … Российский гуманитарный энциклопедический словарь

    Археологические, см. Археологические раскопки … Большая советская энциклопедия

    Способ исследования древних поселений, зданий, могил и т. п., ведущий свое происхождение от случайных находок или намеренных, с целью получения материальной выгоды поисков в земле, в могилах, под фундаментом и т. п. В научную систему Р. возведены … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    I. МЕТОДЫ РАСКОПОК Р. на Ближнем Востоке Мариэтта в Египте (1850 1980 гг.), П.Э.Ботты и О.Г.Лэйярда в Месопотамии (соотв. с 1843 г. и с 1845 г.) начались как кладоискательство. Их целью было приобретение для европ. музеев по возможности наиб.… … Библейская энциклопедия Брокгауза

    Мн. 1. Работы, направленные на поиски и извлечение чего либо, скрытого в земле, снегу, под развалинами и т.п. 2. Вскрытие пластов земли с целью извлечения находящихся в земле памятников древности. 3. Место, где ведутся работы по извлечению… … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой


Археологические раскопки являются чрезвычайно точным и обычно медленно продвигающимся процессом, нечто большим, чем простое копание. Истинный механизм археологических раскопок лучше всего познавать в поле. Есть свое искусство в мастерском владении лопаткой, кистью и другими приспособлениями при очистке археологических слоев. Очистка слоев, открытых в траншее, требует наметанного взгляда на изменение цвет и текстуры почв, особенно при раскопке ям столбов и других объектов; несколько часов практической работы стоят тысячи слов инструкций.

Цель раскопщика - объяснить происхождение каждого слоя и объекта, обнаруженного на памятнике, будь он естественного происхождения или создан человеком. Недостаточно просто раскопать и описать памятник, нужно объяснить, как он сформировался. Это достигается путем снятия и фиксирования налагающихся слоев памятника один за другим.

Основной подход при раскопках любого памятника заключает в себе один из двух главных методов, хотя они оба использоваться на одном и том же памятнике.

Раскопки по фиксируемым глазом слоям . Этот метод заключается в раздельном снятии каждого фиксируемого глазом слоя (рис. 9.10). Этот медленный метод обычно используется на памятниках-пещерах, которые часто имеют сложную стратиграфию, а также на открытых памятниках, таких как места забоя бизонов на североамериканских равнинах. Там достаточно легко выделить слои костей и другие уровни еще на этапе предварительные: тестовых стратиграфических шурфов.

Раскопки по произвольным слоям . В данном случае почва снимается стандартными по размеру слоями, величина их зависит от природы памятника, обычно от 5 до 20 сантиметров. Такой подход используется в таких случаях, когда стратиграфия слабо различима или при перемещении слоев заселения. Каждый слой тщательно просеивается в поисках артефактов, костей животных, семян и других мелких объектов.

Конечно, в идеале хотелось бы каждый памятник раскапывать в соответствии с его естественными стратиграфическими слоями, но во многих случаях, как, например, при раскопках прибрежных калифорнийских раковинных куч и некоторых больших жилых холмов, просто невозможно разглядеть естественные слои, если они вообще когда-то существовали. Часто слои слишком тонкие или чересчур запеплены для того, чтобы образовать дискретные слои, особенно когда они перемешаны ветром или утрамбованы более поздними поселениями или скотом. Я (Фаган), раскапывал ряд африканских земледельческих поселений на глубине до 3,6 метра, которые логично было раскапывать по выборочным слоям, так как немногие фиксируемые глазом слои заселения были отмечены концентрацией фрагментов стен обрушившихся домов. В большинстве слоев были найдены обломки горшков, изредка другие артефакты и много фрагментов костей животных.

Где копать

Любые археологические раскопки начинаются с тщательного изучения поверхности и составления точной топографической карты памятника. Затем на памятник накладывается сетка. Изыскания на поверхности и коллекция артефактов, собранных в это время, помогают разработать рабочие гипотезы, являющиеся основой для принятия археологами решения, где копать.

Первое решение, которое следует принять, это предпринимать сплошные раскопки или выборочные. Оно зависит от размеров памятника, неизбежности его разрушения, от тех гипотез, которые будут проверяться, а также от имеющихся денег и времени. Большинство раскопок являются выборочными. В таком случае встает вопрос об участках, которые следует раскапывать. Выбор может быть простым и очевидным, а может основываться на сложных предпосылках. Совершенно очевидно, что выборочные раскопки для определения возраста одного из сооружений Стоунхенджа (см. рис. 2.2) проводились у его подножия. Но участки раскопок раковинной кучи, не имеющей поверхностных признаков памятника (features), будут определяться методом выбора случайных квадратов сетки, на которых будут искать артефакты.

Во многих случаях выбор раскопок может быть очевидным и неочевидным. При раскопках ритуального центра майя в Тикале (см. рис. 15.2) археологи хотели узнать как можно больше о сотнях курганов, расположенных вокруг основных ритуальных мест (Коэ - Сое, 2002). Эти курганы тянулись на протяжении 10 километров от центра памятника в Тикале и были идентифицированы вдоль четырех тщательно изученных выступающих из земли полос. Очевидно, что провести раскопки каждого кургана и идентифицированного строения было невозможно, поэтому была составлена программа копки тестовых траншей для сбора случайных керамических образцов, приемлемых для датирования, для определения хронологического промежутка памятника. Посредством правильно составленной стратегии выборки исследователям удалось выбрать около сотни курганов для раскопок и получить те данные, которые они искали.

Выбор места, где копать, может определяться соображениями логики (например, доступ к траншее может быть проблемой в маленьких пещерах), имеющимися фондами и временем или, к сожалению, неизбежностью разрушения части памятника, находящегося близко от места промышленной активности или строительства. В идеале раскопки лучше проводить там, где результаты будут максимальными и шансы получения данных, необходимых для проверки рабочих гипотез, наилучшими.

Стратиграфия и разрезы

Мы уже кратко касались вопроса археологической стратиграфии в главе 7, где было сказано, что основой всех раскопок является должным образом зафиксированный и интерпретированный стратиграфический профиль (Уиллер - R. Wheeler, 1954). Поперечное сечение памятника дает картину аккумулированных почв и слоев обитания, которые представляют древнюю и современную историю местности. Очевидно, что человеку, фиксирующему стратиграфию, нужно как можно больше знать об истории естественный процессов, которым подвергся памятник, и о формировании самого памятника (Штайн - Stein, 1987, 1992). Почвы, покрывающие археологические находки, подверглисы трансформациям, которые радикально воздействовали на то, как сохранялисы артефакты и как они перемещалисы в почве. Роющие животные, последующая деятельность человека, эрозии, пасущийся скот - все это значительно меняет налагающиеся слои (Шиффер, 1987).
Археологическая стратиграфия обычно намного более сложна, чем геологические наслоения, так как наблюдаемое явление носит более локальный характер, а интенсивность деятельности человека очень велика и часто включает в себя постоянное повторное использование одной и той же местности (Вилла и Куртин - Villa and Courtin, 1983). Последовательная деятельность может радикально изменить контекст артефактов, строений и других находок. Памятник-поселение может быть выровнен и затем вновь заселен другим сообществом, которое будет вырывать фундаменты своих строений более глубоко, а иногда повторно использовать строительные материалы предыдущих обитателей. Ямы от столбов и ямы-хранилища, а также захоронения погружаются глубоко в более древние слои. Их присутствие можно обнаружить лишь по изменениям в цвете почв или по содержащимся артефактам.

Вот некоторые из факторов, которые следует принимать во внимание при интерпретации стратиграфии (Хэррис и другие - E. C. Harris and others, 1993).

Деятельность человека в прошлом, когда памятник был заселен, и ее последствия, если таковые имеются, для более ранних этапов заселения.
Деятельность человека - вспашка и промышленная активность, последовавшая за последним оставлением памятника (Вуд и Джонсон - Wood and Johnson, 1978).
Естественные процессы отложений и эрозии во времена доисторического заселения. Памятники-пещеры часто оставлялись обитателями, когда стены разрушались морозами и куски скал осыпались внутрь (Корти и другие - Courty and others, 1993).
Естественные явления, изменявшие стратиграфию памятника после того, как он был оставлен (наводнения, укоренение деревьев, рытье животных).

Интерпретация археологической стратиграфии включает в себя реконструкцию истории напластований на памятнике и последующий анализ значения наблюдаемый естественных и поселенческих слоев. Такой анализ означает разделение типов деятельности человека; разделение наслоений, которые получились в результате накопления мусора, остатков строительства и последствий, траншей-хранилищ и других объектов; разделение естественных последствий и вызванный человеком.

Филипп Баркер, английский археолог и специалист-раскопщик, является сторонником комбинированных горизонтальных и вертикальных раскопок для фиксирования археологической стратиграфии (рис. 9.11). Он указывал, что вертикальный профиль (разрез) дает стратиграфический вид только в вертикальной плоскости (1995). Многие важные объекты появляются в сечении в виде тонкой линии и поддаются расшифровке только в горизонтальной плоскости. Главная задача стратиграфического профиля (разреза) состоит в фиксации информации для потомков, с тем чтобы последующие исследователи имели точное впечатление о том, как он (профиль) формировался. Так как стратиграфия демонстрирует взаимоотношения между памятниками и строениями, артефактами, естественными слоями, то Баркер предпочитал кумулятивное фиксирование стратиграфии, которое позволяет археологу одновременно фиксировать слои в разрезе и в плане. Такое фиксирование требует особенно искусных раскопок. Различные модификации такого метода используются как в Европе, так и в Северной Америке.

Вся археологическая стратиграфия является трехмерной, можно сказать, что она включает в себя результаты наблюдений как в вертикальной, так и в горизонтальной плоскости (рис. 9.12). Конечной целью археологических раскопок является фиксирование трехмерных взаимоотношений на памятнике, так как эти взаимоотношения обеспечивают определение точного местоположения.

Фиксирование данных

Учет данных в археологии делится на три обширные категории: письменные материалы, фотографии и цифровые изображения, натурные чертежи. Компьютерные файлы являются важной частью ведения учета.

Письменные материалы . Во время раскопок у археолога накапливаются рабочие блокноты, включая дневники памятника и ежедневники. Дневник памятника - это тот документ, в котором археолог фиксирует все события на памятнике - объем проделанной работы, ежедневные графики работ, количество работников в группах раскопщиков и любые другие трудовые вопросы. Фиксируются также все размеры и другие сведения. Под дневником памятника подразумевается полный отчет о всех событиях и действиях на раскопках. Это нечто большее, чем просто инструмент для оказания помощи памяти археолога, которая может подвести, это документ о раскопках для последующих поколений исследователей, которые могут вернуться на этот памятник для пополнения коллекции первоначальных находок. Поэтому отчеты о памятнике нужно вести в цифровом виде, а если письменно - то на бумаге, которая может долго храниться в архивах. Между наблюдениями и интерпретациями делается четкое различие. Любые интерпретации или соображения по ним, даже те, которые после рассмотрения отбрасываются, тщательно фиксируются в дневнике, будь он обычный или цифровой. Тщательно фиксируются важные находки и стратиграфические детали, так же как и явно незначительная информация, которая впоследствии, в лаборатории, может оказаться жизненно важной.

Планы памятников . Планы памятников начинаются от простык контурных, составленный для курганов или мусорный свалок, и кончаются комплексными планами целого города или сложной последовательности строений (Баркер - Barker, 1995). Точные планы очень важны, так как на них фиксируются не только объекты памятника, но и система измерительной сетки до раскопок, которая нужна для установки общей схемы траншей. Компьютерные программы для составления карт, находясы в руках специалистов, значительно облегчили производство точных карт. Так, например, с помощью программы AutoCad Дуглас Гэнн (1994) составил трехмерную карту пуэбло Хомолыови у города Уинслоу, штат Аризона, которое представляет собой более яркую реконструкцию 150-комнатного поселения, чем его двухмерная карта. Компьютерная анимация позволяет любому человеку, незнакомому с памятником, живо представить себе, каким он был в реальности.

Стратиграфические чертежи могут быть выполнены в вертикальной плоскости или же могут быть начертаны аксонометрически с использованием осей. Любой вид стратиграфического чертежа (отчета) весьма сложен, и для его выполнения требуются не только чертежные навыки, но и значительные интерпретационные способности. Сложность фиксации зависит от сложности памятника и от его стратиграфических условий. Часто различные слои обитания или какие-либо геологические явления четко обозначены на стратиграфических разрезах. На иных памятниках слои могут быть намного более сложными и менее выраженными, особенно в условиях сухого климата, когда засушливосты почвы делает цвета блеклыми. Некоторые археологи использовали масштабированные фотографии или изыскательские инструменты для фиксации разрезов, причем последние совершенно необходимы при больших разрезах, таких как разрезы через городские валы.

Трехмерная фиксация . Трехмерная фиксация - это фиксация артефактов и строений во времени и пространстве. Местоположение археологических находок фиксируется относительно сетки памятника. Трехмерная фиксация проводится с помощью электронный устройств или рулетками с отвесом. Она является особенно важной на таких памятниках, где артефакты фиксируются в своем первоначальном положении, или там, где отбираются отдельные периоды в строительстве здания.

Новые технологии позволяют добиваться большей точности при трехмерной фиксации. Использование теодолитов с лазерными лучами позволяет резко сократить время фиксации. Многие раскопщики используют устройства и программное обеспечение, позволяющие мгновенно преобразовывать их цифровые фиксации в контурные планы или трехмерные репрезентации. Они могут почти мгновенно вывести на монитор распределения отдельно нанесенных на график артефактов. Такие данные могут использоваться даже при планировании раскопок на следующий день.

ПАМЯТНИКИ
ТУННЕЛИ В КОПАНЕ, ГОНДУРАС

Рытье туннелей редко случается в практике археологических раскопок. Исключением являются такие сооружения, как пирамиды майя, где их историю можно расшифровать лишь с помощью туннелей, так как иначе проникнуть внутрь невозможно. Чрезвычайно дорогой и медленный процесс создания туннелей создает также трудности в интерпретации стратиграфических слоев, которые имеются на каждой стороне траншеи.

Самый протяженный современный туннель использовался для изучения серии последовательных храмов майя, составляющих великий Акрополь в Копане (рис. 9.13) (Фэш - Fash, 1991). В этом месте раскопщики создали туннель в эродированном склоне пирамиды, подточенной протекающей рядом реки Рио Копан. В своей работе они руководствовались расшифрованными символами (глифами) майя, в соответствии с которыми данный политический и религиозный центр относится к периоду от 420 до 820 года н. э. Археологи следовали по древним площадям и другим объектам, погребенным под спрессованным слоем земли и камня. Для создания трехмерных презентаций меняющихся строительных планов они пользовались компьютерными изыскательскими станциями.

У правителей майя имелась страсть увековечивать свои архитектурные достижения и ритуалы, их сопровождавшие, детально продуманными символами. У создателей туннеля имелся ценный ориентир в надписи на ритуальным алтаре под названием «Алтарь Кью», который давал текстовое указание на правящую династию в Копане, обеспечиваемую 16 правителем Якс Пэком. Символы на «Алтаре Кью» говорят о прибытии основателя Киник Як Кьюк Мо в 426 году н. э. и изображают последующих правителей, которые украшали и способствовали росту великого города.

К счастью для археологов, Акрополь является компактным царским районом, что сделало расшифровку последовательности зданий и правителей относительно легкой. В итоге этого проекта были соотнесены отдельные строения с 16 правителями Копана. Самое раннее строение относится к временам правления второго правителя Копана. Вообще же здания делятся на отдельные политические, ритуальные и жилые комплексы. К 540-му году н. э. эти комплексы были объединены в единый Акрополь. Лишь на распутывание сложной истории всех разрушенных зданий потребовались годы туннельных работ и стратиграфического анализа. Сегодня мы знаем, что развитие Акрополя началось с небольшого каменного строения, украшенного яркими фресками. Возможно, это была резиденция самого основателя Киник Як Кьюк Мо. Его последователи изменили ритуальный комплекс до неузнаваемости.

Акрополь Копана является необычной хроникой царской власти и династической политики майя, имевших глубокие и сложные корни духовного мира, открытого при расшифровке символов. Он также является триумфом тщательных раскопок и стратиграфической интерпретации при очень сложных условиях.

В основе всего процесса фиксации лежат сетки, единицы, формы и этикетки. Сетки памятника обычно разбиваются с помощью окрашенных кольшков и веревок, растягиваемых над траншеями, если фиксация необходима. При мелкомасштабной фиксации сложных признаков могут использоваться даже более мелкие сетки, которые охватывают всего один квадрат общей сетки.

В пещере Боомплаас в Южной Африке Хилари Дикон использовала точную сетку, которую откладывали с крыши пещеры для фиксации положения маленьких артефактов, объектов и данных по окружающей среде (рис. 9.14). Подобные сетки возводились над местами морских катастроф в Средиземноморье (Бэс - Bass, 1966), хотя лазерная фиксация постепенно вытесняет такие методы. Разным квадратам в сетке и на уровнях памятника присваиваются свои номера. Они позволяют идентифицировать положение находок, так же как и основание для их фиксации. Ярлыки крепятся на каждый пакет или наносятся на саму находку, на них указываются номер квадрата, который также заносится в дневник памятника.

Анализ, интерпретация и публикации

Процесс археологических раскопок завершается заполнением канав и транспортировкой находок и документов по памятнику в лаборатории. Археологи возвращаются с полным отчетом о раскопках и всеми сведениями, необходимыми для проверки тех гипотез, которые были выдвинуты перед выходом в поле. Но на этом работа далеко не закончена. Фактически, она только начинается. Следующим этапом исследовательского процесса является анализ находок, о чем будет говориться в главах 10–13. После завершения анализа начинается интерпретация памятника (глава 3).

Сегодня стоимость печатных работ очень высока, поэтому невозможно полностью опубликовать материалы даже о небольшом памятнике. К счастью, многие системы поиска данных позволяют хранить информацию на CD-дисках и в виде микрофильмов, поэтому у специалистов есть возможность получить к ним доступ. Обычным становится размещение информации в Интернете, но здесь есть интересные вопросы, касающиеся того, насколько постоянными в действительности являются киберархивы.

Помимо опубликования материалов, у археологов есть два важных обязательства. Первое - поместить находки и документы в такое хранилище, где они будут находиться в безопасности и где они будут доступны последующим поколениям. Второе - сделать результаты исследований доступными как для широкой публики, так и для коллег-профессионалов.

ПРАКТИКА АРХЕОЛОГИИ
ВЕДЕНИЕ ДОКУМЕНТАЦИИ НА ПАМЯТНИКЕ

Я (Брайан Фейган) в своих блокнотах веду различные записи. Наиболее важны следующие.

Ежедневный дневник о раскопках, который начинаю вести с того момента, как мы прибываем в лагерь, и заканчиваю в тот день, когда мы сворачиваем работы. Это обычный дневник, в котором я пишу о ходе раскопок, фиксирую общие соображения и впечатления, пишу о работе, которой был занят. Это также личный отчет, в котором я пишу о разговорах и дискуссиях, о других «человеческих факторах», таких как несогласия между членами экспедиции по теоретическим вопросам. Такой ежедневник совершенно неоценим при работе в лаборатории и при подготовке публикаций о раскопках, так как в нем содержится много забытых деталей, первых впечатлений, неожиданно пришедших в голову мыслей, которые иначе были бы потеряны. Я веду дневники во время всех своих исследований, а также просто во время посещений памятников. Например, мой дневник напомнил мне о деталях посещения раскопок центра майя в Белизе, которые ускользнули из моей памяти.

В Чатал-Хююке археолог Айэн Ходдер просил своих коллег не только вести дневники, но и размещать их во внутренней компьютерной сети, с тем чтобы каждый знал, о чем рассуждают другие участники экспедиции, а также для того, чтобы поддерживать постоянную дискуссию об отдельных траншеях, находках и проблемах раскопок. Судя по своему личному опыту, я склонен думать, что это является замечательным способом совмещать непрерывное течение теоретических дискуссий с практическими раскопками и ведением документации.

Дневник памятника является формальным документом, который включает в себя технические детали раскопок. Информация о раскопках, методы отбора, стратиграфические сведения, записи о необычных находках, основные объекты - все это фиксируется в дневнике помимо многого другого. Это намного более организованный документ, настоящий вахтенный журнал всех ежедневных действий на раскопках. Дневник памятника является также исходной точкой всех документов памятника, и они все ссылаются друг на друга. Я обычно использую блокнот со вставными листами, тогда можно вставлять записи об объектах и о других важных открытиях в нужное место. Дневник памятника следует вести на «архивной бумаге», так как он является долговременным документом об экспедиции.
Материально-технический дневник, как явствует из названия, это тот документ, где я фиксирую счета, основные адреса, различные сведения, относящиеся к административной и бытовой жизни экспедиции.

Когда я начал заниматься археологией, все пользовались ручками и бумагой. Сегодня многие исследователи пользуются портативными компьютерами и отправляют свои заметки на базу посредством модема. Использование компьютера имеет свои преимущества - возможность мгновенно дублировать очень важную информацию и вносить свою информацию в материалы исследования, находясь непосредственно на памятнике. На раскопках в Чатал-Хююке имеется своя собственная компьютерная сеть для свободного обмена информацией, что было невозможно во времена ручек и бумаги. Если я ввожу свои документы в компьютер, я обязательно сохраняю их приблизительно через каждые четверть часа и распечатываю их в конце рабочего дня для того, чтобы обезопасить себя от компьютерного сбоя, когда результаты многих недель труда могут быть уничтожены в течение секунд. Если я пользуюсь ручкой и бумагой, то как можно быстрее делаю фотокопии всех документов, а оригиналы храню в сейфе.

Родился Игорь Иванович Кириллов - доктор исторических наук, профессор, специалист по археологии Забайкалья. 1947 Родился Даврон Абдуллоев - специалист по археологии средневековой Средней Азии и Среднего Востока. 1949 Родился Сергей Анатольевич Скорый - археолог, доктор исторических наук, профессор, специалист по раннему железному веку Северного Причерноморья. Известен также как поэт. Дни смерти 1874 Умер Иоганн Георг Рамзауэр - чиновник из шахты Гальштата. Известен тем, что обнаружил в 1846 году и вёл там первые раскопки захоронений гальштатской культуры железного века.

Разрешение на раскопки

Раскопки по своей природе приводят к уничтожению культурного слоя. В отличие от лабораторных экспериментов, процесс раскопок неповторим. Поэтому во многих государствах для производства раскопок требуется особое разрешение.

Раскопки без разрешения в Российской Федерации являются административным правонарушением .

Цель раскопок

Цель раскопок - изучение памятника археологии и реконструкция его роли в историческом процессе. Предпочтительно полное вскрытие культурного слоя на всю его глубину, независимо от интересов конкретного археолога. Однако процесс раскопок очень трудоёмок, поэтому зачастую производят вскрытие лишь части памятника; многие раскопки длятся годами и десятилетиями.

Археологическая разведка

Исследование объекта раскопок начинается неразрушающими методами, в том числе обмерами, фотографированием и описанием.

Иногда в процессе разведки для измерения толщины и направления культурного слоя, а также с целью поиска объекта, известного из письменных источников, делаются «зондажи» (шурфы) или траншеи. Эти методы портят культурный слой и потому их применение ограничено.

Технология раскопок

Для получения целостной картины жизни в поселении предпочтительно вскрытие одновременно большой сплошной площади. Однако, технические ограничения (наблюдение за разрезами слоя, удаление земли) налагают ограничения на размер раскапываемого участка, так называемого раскопа .

Поверхность раскопа нивелируется с разделением на квадраты (обычно 2х2 метра). Вскрытие ведут пластами (обычно по 20 сантиметров) и поквадратно с применением лопат и иногда ножей. Если на памятнике легко прослеживаются слои, то вскрытие ведётся по слоям, а не по пластам. Также при раскопках построек археологи часто находят одну из стен и постепенно расчищают постройку, следуя за линией стен.

Механизация применяется лишь для удаления грунта, не относящегося к культурному слою, а также для больших курганных насыпей. При обнаружении вещей, погребений или их следов вместо лопат применяются ножи, пинцеты и кисточки. Для сбережения находок из органических веществ используется консервация их прямо в раскопе, обычно с помощью залития их гипсом или парафином. Пустоты, оставшиеся в земле от полностью разрушившихся предметов, заливают гипсом, чтобы получить слепок исчезнувшей вещи.

При раскопках составляются стратиграфические чертежи его стенок, а также и профили культурного слоя в пределах раскопа везде, на основании которых иногда создаётся планиграфическое описание.

См. также

Примечания

Источники

Литература из Исторической энциклопедии:

  • Блаватский В. Д., Античная полевая археология, М., 1967
  • Авдусин Д. A., Археологические разведки и раскопки М., 1959
  • Спицын A. A., Археологические раскопки, СПБ, 1910
  • Crawford О. G. S., Archaeology in the field, L., (1953)
  • Leroi-Gourhan A., Les fouilles préhistoriques (Technique et méthodes), P., 1950
  • Woolley C. L., Digging up the Past, (2 ed), L., (1954)
  • Wheeler R. E. M., Archaeology from the Earth, (Harmondsworth, 1956).

Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :
  • Кириак Остийский
  • Археопарк

Смотреть что такое "Раскопки" в других словарях:

    раскопки - раскапывание, выкопка, отрытие Словарь русских синонимов. раскопки сущ., кол во синонимов: 3 выкопка (5) … Словарь синонимов

    РАСКОПКИ - (археологические) вскрытие пластов земли для исследования находящихся в земле археологических памятников. Целью Р. является изучение данного памятника, его частей, находимых вещей и т. п. и реконструкция роли изучаемого объекта в историч.… … Советская историческая энциклопедия

    Раскопки - полевое изучение археол. пам., предусматр. выполнение специфич. вида земляных работ. Такие работы сопровождаются неизбежным разрушением всего пам. или его части. Повторные Р. обычно невозможны. Поэтому приемы изуч. должны быть макс. точными,… … Российский гуманитарный энциклопедический словарь

    Раскопки - археологические, см. Археологические раскопки … Большая советская энциклопедия

    Раскопки - способ исследования древних поселений, зданий, могил и т. п., ведущий свое происхождение от случайных находок или намеренных, с целью получения материальной выгоды поисков в земле, в могилах, под фундаментом и т. п. В научную систему Р. возведены … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    Раскопки - I. МЕТОДЫ РАСКОПОК Р. на Ближнем Востоке Мариэтта в Египте (1850 1980 гг.), П.Э.Ботты и О.Г.Лэйярда в Месопотамии (соотв. с 1843 г. и с 1845 г.) начались как кладоискательство. Их целью было приобретение для европ. музеев по возможности наиб.… … Библейская энциклопедия Брокгауза

    Раскопки - мн. 1. Работы, направленные на поиски и извлечение чего либо, скрытого в земле, снегу, под развалинами и т.п. 2. Вскрытие пластов земли с целью извлечения находящихся в земле памятников древности. 3. Место, где ведутся работы по извлечению… … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

    раскопки - раск опки, пок … Русский орфографический словарь

    Раскопки - поиск, исследование и сохранение памятников древности, остатков культуры и культурных слоев, а также зарисовка или фотографирование места Р. и находок. Р. с целью выявления спрятанных богатств или разграбления захоронений встречаются уже… … Словарь античности

    раскопки - мн., Р. раско/пок … Орфографический словарь русского языка

Книги

  • Раскопки в Ольвии в 1902-1903 годах. , Фармаковский Б.В.. Книга представляет собой репринтное издание 1906 года. Несмотря на то, что была проведена серьезная работа по восстановлению первоначального качества издания, на некоторых страницах могут…

Продолжаю начатую тему несостоятельности версий толщины и состава (глины) культурных слоев, которые обнажаются при археологических раскопках
Ранее размещенные материалы:

Костенки
В начале 2007 года научный мир планеты потрясла сенсация. При раскопках около села Костенки Воронежской области выяснилось, что найденным находкам - примерно 40 тысяч лет назад.

Видимо, эту дату археологи придумали по причине глубины залегания находок. Т.к. даже с учетом всех проведенных радиоуглеродных датировок – возраст сомнительный по одной причине: ученые до сих пор не знают содержание радиоактивного углерода в атмосфере прошлого. Был ли этот показатель константой или менялся? И отталкиваются от современных данных.

Я бы обратил внимание на месте археологов именно на глубину залегания артефактов. Именно они – говорит об катаклизме. Как сами археологи не могут увидеть этого объективного факта?
Хотя сами же об этом пишут, а выводы – опускают:

Оказывается, при катаклизме-потопе была сильная вулканическая деятельность! Слой пепла – солидный, при учете того, что до ближайшего вулкана – тысячи километров. Значит, из-за такой задымленности атмосферы - была длительная и суровая зима!

Кости животных. Как и в случае с мамонтами – огромное кладбище.

«Лошадиный» слой IV «а» со стоянки Костенки 14. Раскопки А.А. Синицына

Слой костей мамонтов со стоянки Костенки 14. Раскопки А.А. Синицына

На конференции 2004 года осматривают разрез стоянки Костенки 12

Раскопки на р.Ангара (Иркутская обл.-Красноярский край)
Здесь толщину «культурного слоя» можно объяснить разливами реки в прошлом. Но такое количество глины и песка река нанести не может, она скорее смоет его и унесет ниже по течению. Считаю, вода долго стояла, а потом река промыла себе пойму в этих отложениях. Итак:

Раскоп на памятнике Окуневка

Археологические раскопки Усть-Ёдарма

Раскопки на месте строительства нефтепровода Куюмба-Тайшет на стоянках эпохи палеолита и неолита "Ельчимо-3" и "Матвеевская площадь" в Нижнем Приангарье на левом и правом берегах Ангары

А нашли вот это:

Железные наконечники стрел! В эпоху палеолита и неолита!!??

Всего было раскопано около 10 тыс. кв. м, глубина раскопок - 2,5 м.
На раскопках археологи нашли порядка 10 стрел XIII–XV века с железными наконечниками. Все стрелы находились в одном месте, что удивило археологов.

И сразу омолодили находку до XIII–XV века! Т.е. это выглядит так. Если при раскопках археологи находят только изделия из кости, каменные примитивные предметы и орудия труда – это неолит или даже палеолит. А если изделия из бронзы – бронзовый век. Из железа – никак не раньше XIII века! А то и после прихода Европейцев, после Ермака.

Вот на такой глубине:

находят вот такие изделия из железа:

Остатки каменных строений на Ангаре под слоем глины

Если вернуться к тому, какой толщины и как выглядит именно культурный слой, то посмотрите на эти фото:

Раскопки в Новгороде

Почти до основания сгнивший сруб в перегное на поверхности земли – все как и должно быть (Новгород)

Раскопки святилища Усть-Полуй, ЯНАО

Стенку, забор из бревен просто срезало потоком воды или селевыми массами. Т.е. стену не сожгли, она не сгнила, бревна одновременно сломаны у основания

Археологический музей Берестье, Беларусь

«Бере́стье» - уникальный археологический музей в городе Бресте (Беларусь), на мысе, образуемом рекой Западный Буг и левым рукавом реки Мухавец, на территории Волынского укрепления Брестской крепости. Музей был открыт 2 марта 1982 года на месте археологических раскопок, проводившихся с 1968 года. В основе музея - вскрытые остатки городища древнего Бреста, постройки ремесленного посада XIII века. На территории «Берестья» на глубине 4 м археологами раскопаны улицы, вымощенные деревом, остатки построек различного назначения, находящиеся на площади около 1000 м². В экспозиции представлено 28 жилых бревенчатых зданий - одноэтажных срубов из брёвен хвойных деревьев (в том числе две из них сохранились на 12 венцов). Деревянные постройки и детали мостовых были законсервированы специально разработанными синтетическими веществами.

Вокруг вскрытого древнего посада размещена экспозиция, посвящённая жизненному укладу славян, населявших в древности эти места, представлены археологические находки, сделанные в ходе раскопок - изделия из металлов, стекла, дерева, глины, кости, ткани, в том числе многочисленные украшения, посуда, детали ткацких станков. Вся экспозиция находится в крытом павильоне площадью 2400 м².

После раскопок объект обнесли строением и накрыли стеклянной крышей. Но посмотрите, он на 3-4 м находится ниже современного уровня поверхности земли. Древние были настолько дикими, что строили городища в ямах? Опять культурный слой? Как мы выяснили – он таким не бывает при том возрасте, что дают строениям.

Вот так могло выглядеть городище


Тротуар явно сделали при реконструкции из тех остатков кровли и т.д., что откапали, но не знали куда пристроить…


Железный топор, найденный при раскопках


Инструмент


Найденная обувь из кожи. Этот факт говорит, что катастрофа здесь произошла совсем недавно. Но возможен вариант, что грунт изолировал обувь от кислорода и этому он обязан такой сохранности.


Стеклянные браслеты. Так в каком веке появилось стекло?


Интересен факт находки черепов кота, собаки, лошади и зубра. Вопрос: их захоронили рядом с жилищами (или выбросив рядом черепа съеденного зубра и лошади) или всех их накрыло волной-селем? И так быстро, что даже кошки и собаки не смогли почувствовать угрозу, как обычно они чувствуют землетрясения и попытаться убежать.

Как проводятся археологические раскопки?

Раскопать - значит как бы приподнять всю толщу земли, которая веками и тысячелетиями наносилась ветрами, потоками воды, наслаивалась остатками гниющих растений, приподнять так, чтобы не потревожить все, что было оставлено, потеряно или брошено в давно минувшие времена. Слой земли над остатками заброшенных поселений и другими следами жизни человека растет и сейчас, ежегодно и ежедневно. По подсчетам специалистов, в настоящее время ежегодно поднимается в воздух, а затем оседает 5 млн. кубических километров породы. Воды размывают и переносят с места на место еще больше почвы.
«Археология - наука лопаты», - говорится в старых учебниках. Это не совсем точно. Раскапывать приходится не только лопатой, но и ножом, медицинским скальпелем и даже акварельной кисточкой. Прежде чем начать раскопки, поверхность памятника разбивают с помощью колышков на равные квадраты площадью в 1 (1х 1) или 4 (2 х 2) м2. Каждый колышек нумеруют и наносят на план. Все это называется сеткой. Сетка помогает фиксировать находки на планах и чертежах. При раскопках вся работа ведется вручную. Механизировать это трудное, тонкое и ответственное дело пока еще невозможно. Механизируется только удаление земли из раскопа.
Очень часто встречаются многослойные памятники- обычно это места, в которых люди поселялись неоднократно. В Средней Азии и на Ближнем Востоке, где строили из сырцового кирпича глинобитные дома, наслоившиеся друг на друга развалины древних городов образовали холмы высотой в несколько десятков метров - телли. Разобраться в таком многослойном памятнике трудно. Но еще труднее расслоить те древние поселения, где дома строились из дерева. От таких поселений сохраняется только тонкий слой сгнивших остатков дерева, золы, угольков и не полностью сгнивших органических остатков. Этот слой темного цвета хорошо заметен в стенке обваливающегося оврага или в кромке размываемого берега реки. В археологии такой слой называется культурным слоем, так как в нем сохраняются остатки той или иной древней культуры человека. Толщина культурного слоя различна. В Москве при строительстве метро обнаружилось, что в центре города он доходит до 8 м, а в районе Сокольников составляет всего 10 см. В среднем в Москве за 800 лет отложилось 5 м культурного слоя. На Римском форуме толщина культурного слоя - 13 м, в Нишгуре (Месопотамия) -
20 м, в поселении Анау (Средняя Азия) - 36 м. Над стоянками палеолита в Африке - сотни метров камня. На стоянке Каратау в Таджикистане над культурным слоем 60 м глины.
Древние люди рыли землянки, ямы для хранения продуктов, углубления для костров, не заботясь, конечно, о сохранности для археологов культурного слоя. Чтобы лучше разобраться в стратиграфии (чередовании слоев) памятника, между квадратами оставляют узкие полоски нетронутых участков - бровки. По бровкам после завершения раскопок можно видеть, как один культурный слой сменяется другим. Профили бровок фотографируют и зарисовывают. Между бровками земля одновременно снимается пластами не более 20 см по всей площади раскопа.
Работа археолога может сравниваться с работой хирурга. Маленький промах приводит к гибели древнего объекта. При раскопках нужно не только не повредить находки, но и законсервировать, сохранить их от гибели, подробно все описать, сфотографировать, зарисовать, составить план древних сооружений, стратиграфические профили раскопов, точно отметить на них последовательность чередования слоев. Необходимо взять на анализ всевозможные материалы и т. д.



Вверх