Бальзак Оноре де - биография, факты из жизни, фотографии, справочная информация. Оноре де бальзак - биография, информация, личная жизнь Романы оноре де бальзака

Оноре де Бальзак , французский писатель, «отец современного европейского романа», появился на свет 20 мая 1799 г. в городе Тур. Его родители не имели благородного происхождения: отец был выходцем из крестьян с хорошей коммерческой жилкой, впоследствии поменял фамилию с Бальса на Бальзак. Частица «де», свидетельствующая о принадлежности к дворянам, - также более позднее приобретение этого семейства.

Амбициозный отец видел сына адвокатом, и в 1807 г. мальчика вопреки его желанию отдали в Вандомский колледж - учебное заведение с весьма строгими порядками. Первые годы обучения превратились для юного Бальзака в настоящее мучение, он был завсегдатаем карцера, потом понемногу привык, а его внутренний протест выливался в пародии на преподавателей. Вскоре подростка настигла тяжелая болезнь, вынудившая в 1813 г. покинуть колледж. Прогнозы были самыми пессимистичными, однако через пять лет недуг отступил, позволив Бальзаку получать образование дальше.

С 1816 по 1819 г. он, живя с родителями в Париже, работал в судейской конторе писцом и одновременно учился в Парижской школе права, но не желал связывать будущее с юриспруденцией. Бальзаку удалось убедить отца с матерью в том, что карьера литератора - это именно то, что ему нужно, и с 1819 г. он занялся сочинительством. В период до 1824 г. начинающий автор печатался под псевдонимами, выдавая один за другим на-гора откровенно конъюнктурные, не имевшие большой художественной ценности романы, которым сам впоследствии дал определение «сущее литературное свинство», стараясь вспоминать как можно реже.

Следующий этап биографии Бальзака (1825-1828) был связан с издательско-типографской деятельностью. Его надежды разбогатеть не оправдались, более того - появились огромные долги, которые заставили несостоявшегося издателя снова взять в руки перо. В 1829 г. читающая публика узнала о существовании писателя Оноре де Бальзака: вышел в свет первый роман – «Шуаны», подписанный настоящим именем, и в том же году за ним последовала «Физиология брака» (1829) - написанное с юмором пособие для женатых мужчин. Оба произведения не остались незамеченными, а роман «Эликсир долголетия» (1830-1831), повесть «Гобсек» (1830) вызвали довольно широкий резонанс. 1830 год, опубликование «Сцен частной жизни» можно считать началом работы над главным литературным трудом – циклом повестей и романов под названием «Человеческая комедия».

Несколько лет писатель трудился внештатным журналистом, но главные его помыслы вплоть до 1848 г. были посвящены сочинению произведений для «Человеческой комедии», в которую вошло в общей сложности около сотни произведений. Схематические черты масштабного полотна, отображающего жизнь всех социальных слоев современной ему Франции, Бальзак проработал в 1834 г. Название для цикла, пополнявшегося все новыми и новыми сочинениями, он придумал в 1840 либо 1841 г., и в 1842 г. очередное издание вышло уже с новым заголовком. Известность и почет за пределами родины пришли к Бальзаку еще при жизни, но он и не думал почивать на лаврах, тем более что сумма долга, оставшегося после провала издательской деятельности, была весьма внушительной. Неутомимый романист, корректируя произведение в очередной раз, мог существенно поменять текст, полностью перекроить композицию.

Несмотря на напряженную деятельность, он находил время для светских развлечений, поездок, в том числе за границу, не игнорировал земные удовольствия. В 1832 или 1833 г. у него завязался роман с Эвелиной Ганской, польской графиней, которая на тот момент была несвободна. Возлюбленная дала Бальзаку обещание выйти за него замуж, когда станет вдовой, но после 1841 г., когда ее супруг скончался, не торопилась его сдержать. Душевные терзания, надвигающаяся болезнь и огромная усталость, вызванная многолетней напряженной деятельностью, сделали последние годы биографии Бальзака не самыми счастливыми. Его свадьба с Ганской все же состоялась - в марте 1850 г., но в августе Париж, а затем и всю Европу облетела весть о смерти писателя.

Творческое наследие Бальзака – огромное и многогранное, его талант повествователя, реалистичность описаний, умение создать драматическую интригу, передавать самые тонкие порывы человеческой души поставило его в ряд величайших прозаиков века. Его влияние испытали на себе как Э. Золя , М. Пруст, Г. Флобер, Ф. Достоевский , так и прозаики XX века.

Биография из Википедии

Оноре де Бальзак родился в Туре в семье крестьянина из Лангедока Бернара Франсуа Бальса (Balssa) (22.06.1746-19.06.1829). Отец Бальзака разбогател на скупке и продаже конфискованных дворянских земель в годы революции, а позднее стал помощником мэра города Тура. Не имеет никакого родственного отношения к французскому писателю Жану-Луи Гез де Бальзаку (1597-1654). Отец Оноре изменил фамилию и стал Бальзаком. Мать Анна-Шарлотта-Лаура Саламбье (1778-1853) была значительно моложе своего супруга и даже пережила своего сына. Она происходила из семьи парижского торговца сукном.

Отец готовил сына к адвокатской деятельности. В 1807-1813 годах Бальзак учился в Вандомском коллеже, в 1816-1819 - в Парижской школе права, одновременно работал у нотариуса писцом; однако он отказался от юридической карьеры и посвятил себя литературе. Родители мало занимались сыном. В Вандомский коллеж он был помещён против воли. Встречи с родными там были запрещены круглый год, за исключением рождественских каникул. Первые годы учёбы ему многократно приходилось бывать в карцере. В четвёртом классе Оноре начал смиряться со школьной жизнью, но насмешек над учителями не прекратил… В 14 лет он заболел, и родители забрали его домой по просьбе начальства коллежа. Пять лет Бальзак тяжело болел, считалось, что надежды на выздоровление нет, но вскоре после переезда семьи в Париж в 1816 году выздоровел.

Директор училища Марешаль-Дюплесси писал в своих воспоминаниях о Бальзаке: «Начиная с четвёртого класса его парта всегда была полна писаниями…». Оноре с ранних лет увлекался чтением, особенно его привлекало творчество , Монтескье , Гольбаха, Гельвеция и других французских просветителей. Также он пробовал писать стихи и пьесы, однако его детские рукописи не сохранились. Его сочинение «Трактат о воле» было отнято учителем и сожжено на его глазах. Позже свои годы детства в учебном заведении писатель опишет в романах «Луи Ламбер», «Лилия в долине» и в других.

После 1823 года напечатал несколько романов под различными псевдонимами в духе «неистового романтизма». Бальзак стремился следовать литературной моде, и позднее сам он называл эти литературные опыты «сущим литературным свинством» и предпочитал не вспоминать о них. В 1825-1828 годах попытался заняться издательской деятельностью, но потерпел неудачу.

В 1829 году выходит первая подписанная именем «Бальзак» книга - исторический роман «Шуаны» (Les Chouans). На формирование Бальзака как писателя оказали влияние исторические романы Вальтера Скотта. Последующие сочинения Бальзака: «Сцены частной жизни» (Scènes de la vie privée, 1830), роман «Эликсир долголетия» (L"Élixir de longue vie, 1830-1831, вариация на темы легенды о Дон Жуане); повесть «Гобсек» (Gobseck, 1830) привлекли внимание читателя и критики. В 1831 году Бальзак публикует свой философский роман «Шагреневая кожа»(La Peau de chagrin) и начинает роман «Тридцатилетняя женщина» (фр.) (La femme de trente ans). Цикл «Озорные рассказы» (Contes drolatiques, 1832-1837) - ироническая стилизация под новеллистику Возрождения. В отчасти автобиографическом романе «Луи Ламбер» (Louis Lambert, 1832) и особенно в более поздней «Серафите» (Séraphîta, 1835) отразилось увлечение Бальзака мистическими концепциями Э. Сведенборга и Кл. де Сен-Мартена.

Его надежда разбогатеть ещё не осуществилась (тяготеет долг - результат его неудачных коммерческих предприятий), когда слава начала приходить к нему. Между тем он продолжал напряжённо трудиться, работая за письменным столом по 15-16 часов в сутки, и ежегодно публикуя от 3 до 6 книг.

В созданных первые пять-шесть лет его писательской деятельности произведениях изображены разнообразнейшие области современной ему жизни Франции: деревня, провинция, Париж; различные социальные группы - купцы, аристократия, духовенство; различные социальные институты - семья, государство, армия.

В 1845 году писатель был награждён орденом Почётного легиона.

Оноре де Бальзак умер 18 августа 1850 года, на 52-м году жизни. Причина смерти - гангрена, развившаяся после того, как он поранил ногу об уголок кровати. Однако смертельная болезнь была лишь осложнением длившегося несколько лет мучительного недомогания, связанного с разрушением кровеносных сосудов, - предположительно, артериита.

Бальзак был похоронен в Париже, на кладбище Пер-Лашез. «Хоронить его вышли все писатели Франции ». От часовни, где с ним прощались, и до церкви, где его отпевали, среди несущих гроб людей были Александр Дюма и Виктор Гюго .

Бальзак и Эвелина Ганская

В 1832 году Бальзак заочно познакомился с Эвелиной Ганской, которая вступила с писателем в переписку, не открывая своего имени. Бальзак встретился с Эвелиной в Невшателе, куда она приехала со своим мужем, владельцем обширных поместий на Украине, Венцеславом Ганским. В 1842 году Венцеслав Ганский умер, однако его вдова, несмотря на многолетний роман с Бальзаком, не выходила за него замуж, так как хотела передать наследство мужа своей единственной дочери (вступив в брак с иностранцем, Ганская лишилась бы своего состояния). В 1847-1850 годах Бальзак гостил в поместье Ганской Верховня (в одноимённой деревне Ружинского района Житомирской области, Украина). Бальзак обвенчался с Эвелиной Ганской 2 марта 1850 года в городе Бердичеве, в костёле Святой Варвары, после свадьбы супруги уехали в Париж. Сразу же по приезде домой писатель заболел, и Эвелина ухаживала за мужем до последних его дней.

В неоконченном «Письме о Киеве» и частных письмах Бальзак оставил упоминания о своем пребывании в украинских городках Броды, Радзивилов, Дубно, Вишневец Киев посещал в 1847, 1848 и 1850 гг.

Творчество

Состав «Человеческой комедии»

В 1831 году у Бальзака зарождается мысль создать многотомное произведение - «картину нравов» его времени - огромный труд, впоследствии озаглавленный им «Человеческая комедия». По мысли Бальзака, «Человеческая комедия» должна была быть художественной историей и художественной философией Франции - как она сложилась после революции. Над этим трудом Бальзак работает в течение всей своей последующей жизни; он включает в него большинство уже написанных произведений, специально для этой цели перерабатывает их.Цикл состоит из трёх частей:

  • «Этюды о нравах»,
  • «Философские этюды»,
  • «Аналитические этюды».

Наиболее обширна первая часть - «Этюды о нравах», в которую вошли:

«Сцены частной жизни»

  • «Гобсек» (1830),
  • «Тридцатилетняя женщина» (1829-1842),
  • «Полковник Шабер» (1844),
  • «Отец Горио» (1834-35)

«Сцены провинциальной жизни»

  • «Турский священник» (Le curé de Tours , 1832),
  • Евгения Гранде» (Eugénie Grandet , 1833),
  • «Утраченные иллюзии» (1837-43)

«Сцены парижской жизни»

  • трилогия «История тринадцати» (L’Histoire des Treize , 1834),
  • «Цезарь Биротто» (César Birotteau , 1837),
  • «Банкирский дом Нусингена» (La Maison Nucingen , 1838),
  • «Блеск и нищета куртизанок» (1838-1847),
  • «Сарразин» (1830)

«Сцены политической жизни»

  • «Случай из времён террора» (1842)

«Сцены военной жизни»

  • «Шуаны» (1829),
  • «Страсть в пустыне» (1837)

«Сцены деревенской жизни»

  • «Лилия долины» (1836)

В дальнейшем цикл был пополнен романами «Модеста Миньон» (Modeste Mignon , 1844), «Кузина Бетта» (La Cousine Bette , 1846), «Кузен Понс» (Le Cousin Pons , 1847), а также, по-своему подытоживающим цикл, романом «Изнанка современной истории» (L’envers de l’histoire contemporaine , 1848).

«Философские этюды»

Представляют собой размышления о закономерностях жизни.

  • «Шагреневая кожа» (1831)

«Аналитические этюды»

Циклу присуща наибольшая «философичность». В некоторых произведениях - например, в повести «Луи Ламбер», объём философских выкладок и размышлений многократно превышает объём сюжетного повествования.

Новаторство Бальзака

Конец 1820-х и начало 1830-х годов, когда Бальзак вошёл в литературу, был периодом наибольшего расцвета творчества романтизма во французской литературе. Большой роман в европейской литературе к приходу Бальзака имел два основных жанра: роман личности - авантюрного героя (например, Робинзона Крузо) или самоуглубляющегося, одинокого героя («Страдания молодого Вертера» В. Гёте) и исторический роман (Вальтер Скотт).

Бальзак отходит и от романа личности, и от исторического романа Вальтера Скотта. Он стремится показать «индивидуализированный тип». В центре его творческого внимания, по мнению ряда советских литературоведов, находится не героическая или выдающаяся личность, а современное буржуазное общество, Франция Июльской монархии.

«Этюды о нравах» разворачивают картину Франции, рисуют жизнь всех сословий, все общественные состояния, все социальные институции. Их лейтмотив - победа финансовой буржуазии над земельной и родовой аристократией, усиление роли и престижа богатства, и связанное с этим ослабление или исчезновение многих традиционных этических и нравственных принципов.

В Российской империи

Творчество Бальзака нашло своё признание в России ещё при жизни писателя. Многое печаталось отдельными изданиями, а также в московских и петербургских журналах, почти сразу после парижских публикаций - в течение 1830-х годов. Однако, некоторые произведения были под запретом.

По просьбе начальника Третьего отделения, генерала А. Ф. Орлова, Николай I разрешил писателю въезд в Россию, но со строгим надзором..

В 1832, 1843, 1847 и 1848-1850 гг. Бальзак посещал Россию.
С августа по октябрь 1843 года Бальзак проживал в Санкт-Петербурге, в доме Титова на Миллионной улице, 16. В том году посещение столь известным французским писателем российской столицы вызвало у местной молодёжи новую волну интереса к его романам. Одним из молодых людей, проявившим такой интерес, был 22-летний инженер-подпоручик Петербургской инженерной команды Фёдор Достоевский. Достоевский был так восхищён творчеством Бальзака, что решил тут же, безотлагательно, перевести на русский язык один из его романов. Это был роман «Евгения Гранде» - первый русский перевод, опубликованный в журнале «Пантеон» в январе 1844, и первая печатная публикация Достоевского (хотя при публикации переводчик указан не был).

Память

Кинематограф

О жизни и творчестве Бальзака сняты художественные кинофильмы и телесериалы, в том числе:

  • 1968 - «Ошибка Оноре де Бальзака» (СССР): режиссёр Тимофей Левчук.
  • 1973 - «Большая любовь Бальзака» (телесериал, Польша–Франция): режиссёр Войцех Соляж.
  • 1999 - «Бальзак» (Франция–Италия–Германия): режиссёр Жозе Дайан.

Музеи

Существует несколько музеев, посвященных творчеству писателя, в том числе в России. Во Франции работают:

  • дом-музей в Париже;
  • музей Бальзака в замке Саше долины Луары.

Филателия и нумизматика

Почтовая марка Украины, 1999 год

Почтовая марка Молдовы, 1999 год

  • В 2012 году Парижский монетный двор в рамках нумизматической серии «Регионы Франции. Знаменитые люди», отчеканил серебряную монету достоинством 10 евро в честь Оноре де Бальзака, представляющего регион Центр.

Библиография

Собрания сочинений

на русском языке

  • Собрание сочинений в 20 томах (1896-1899)
  • Собрание сочинений в 15 т. (~ 1951-1955)
  • Собрание сочинений в 24 томах. - М.: Правда, 1960 ("Библиотека «Огонёк»)
  • Собрание сочинений в 10 т. - М.: Художественная литература, 1982-1987, 300 000 экз.

на французском языке

  • Oeuvres complètes, 24 vv. - Paris, 1869-1876, Correspondence, 2 vv., P., 1876
  • Lettres à l’Étrangère, 2 vv.; P., 1899-1906

Произведения

Романы

  • Шуаны, или Бретань в 1799 году (1829)
  • Шагреневая кожа (1831)
  • Луи Ламбер (1832)
  • Евгения Гранде (1833)
  • История тринадцати (Феррагус, предводитель деворантов; Герцогиня де Ланже; Златоокая девушка) (1834)
  • Отец Горио (1835)
  • Лилия долины (1835)
  • Банкирский дом Нусингена (1838)
  • Беатриса (1839)
  • Сельский священник (1841)
  • Баламутка (1842) / La Rabouilleuse (фр.) / Black sheep (en) / альтернативные названия: «Паршивая овца» / «Жизнь холостяка»
  • Урсула Мируэ (1842)
  • Тридцатилетняя женщина (1842)
  • Утраченные иллюзии (I, 1837; II, 1839; III, 1843)
  • Крестьяне (1844)
  • Кузина Бетта (1846)
  • Кузен Понс (1847)
  • Блеск и нищета куртизанок (1847)
  • Депутат от Арси (1854)

Повести и рассказы

  • Дом кошки, играющей в мяч (1829)
  • Брачный контракт (1830)
  • Гобсек (1830)
  • Вендетта (1830)
  • Прощай! (1830)
  • Загородный бал (1830)
  • Супружеское согласие (1830)
  • Сарразин (1830)
  • Красная гостиница (1831)
  • Неведомый шедевр (1831)
  • Полковник Шабер (1832)
  • Покинутая женщина (1832)
  • Красавица Империи (1834)
  • Невольный грех (1834)
  • Наследник дьявола (1834)
  • Жена коннетабля (1834)
  • Спасительный возглас (1834)
  • Ведьма (1834)
  • Настойчивость любви (1834)
  • Раскаяние Берты (1834)
  • Наивность (1834)
  • Замужество красавицы Империи (1834)
  • Прощённый мельмот (1835)
  • Обедня безбожника (1836)
  • Фачино Кане (1836)
  • Тайны княгини де Кадиньян (1839)
  • Пьер Грассу (1840)
  • Мнимая любовница (1841)

Экранизации

  • Блеск и нищета куртизанок (Франция; 1975; 9 серий): режиссёр М. Казнёв. По одноимённому роману.
  • Полковник Шабер (фильм) (фр. Le Colonel Chabert, 1994, Франция). По одноимённой повести.
  • Не стоит трогать топор (Франция-Италия, 2007). По мотивам повести «Герцогиня де Ланже».
  • Шагреневая кожа (фр. La peau de chagrin, 2010, Франция). По одноимённому роману.

Факты

  • В рассказе К. М. Станюковича "Ужасная болезнь" упоминается имя Бальзака. Главного героя Ивана Ракушкина, начинающего писателя, не обладающего творческим талантом и обречённого на писательскую неудачу, утешают мыслью, что Бальзак, до того как стал известным, написал несколько плохих романов.

Оноре де Бальзак (родился 20 мая 1799, Тур — умер 18 августа 1850, Париж) — французский писатель. Настоящее имя — Оноре Бальзак, частицу «де», означающую принадлежность к дворянскому роду, начал использовать около 1830 года.

Французский писатель, воссоздавший целостную картину общественной жизни своего времени. Родился 20 мая 1799 в Туре; его родные, по происхождению крестьяне, были выходцами из южной Франции (Лангедок). Изначальную фамилию Бальса (Balssa) сменил отец, когда приехал в 1767 в Париж и начал там долгую чиновничью карьеру, которую с 1798 продолжил в Туре, занимая ряд административных должностей. Частицу "де" в 1830 добавил к имени сын Оноре, претендуя на благородное происхождение. Бальзак провел шесть лет (1806-1813) в качестве пансионера Вандомского колледжа, завершив образование в Туре и Париже, куда семья вернулась в 1814. Проработав три года (1816-1819) письмоводителем в судейской конторе, он убедил родителей разрешить ему попытать счастья в литературе. Между 1819 × 1824 Оноре издал (под псевдонимом) с полдюжины романов, написанных под влиянием Ж.Ж.Руссо, В.Скотта и "романов ужасов". В сотрудничестве с различными литературными поденщиками выпустил множество романов откровенно коммерческого толка.

Архитектура - выразительница нравов.

Бальзак Оноре де

В 1822 началась его связь с сорокапятилетней мадам де Берни (ум. 1836). Страстное поначалу чувство эмоционально обогатило его, позднее их отношения перешли в платоническую плоскость, и Лилия в долине (Le Lys dans la vallée, 1835-1836) дала в высшей степени идеальную картину этой дружбы.

Попытка сколотить состояние на издательско-типографском деле (1826-1828) вовлекла Бальзака в крупные долги. Вновь обратившись к писательству, он опубликовал в 1829 роман Последний Шуан (Le dernier Shouan; переработан и издан в 1834 под назв. Шуаны — Les Chouans). Это была первая книга, которая вышла под его собственным именем, наряду с юмористическим пособием для мужей Физиология брака (La Physiologie du mariage, 1829) она привлекла внимание публики к новому автору. Тогда же начался главный труд его жизни: в 1830 появляются первые Сцены частной жизни (Scènes de la vie privée), c несомненным шедевром Дом кошки, играющей в мяч (La Maison du chat qui pelote), в 1831 выходят первые Философские повести и рассказы (Contes philosophiques). В течение еще нескольких лет Бальзак подрабатывал в качестве внештатного журналиста, однако основные силы с 1830 по 1848 были отданы обширному циклу романов и повестей, известному миру как Человеческая комедия (La Comédie humaine).

Договор об издании первой серии Этюдов о нравах (Études de moeurs, 1833-1837) Бальзак заключил, когда многие тома (всего вышло 12) были еще не завершены или только начаты, поскольку имел обыкновение сначала продавать готовое произведение для публикации в периодике, затем выпускать его отдельной книгой и, наконец, включать в то или иное собрание. Этюды состояли из Сцен — частной, провинциальной, парижской, политической, военной и деревенской жизни. Сцены частной жизни, посвященные в основном молодости и присущим ей проблемам, не были привязаны к конкретным обстоятельствам и месту; зато сцены провинциальной, парижской и деревенской жизни разыгрывались в точно обозначенной среде, что является одной из самых характерных и оригинальных особенностей Человеческой комедии.

Помимо стремления отобразить социальную историю Франции, Бальзак намеревался поставить диагноз обществу и предложить лекарства для лечения его болезней. Эта цель явственно ощущается во всем цикле, но центральное место занимает в Философских этюдах (Études philosophiques), первое собрание которых вышло между 1835 × 1837. Этюды о нравах должны были представить "следствия", а Философские этюды — выявить "причины". Философия Бальзака представляет собой любопытное сочетание научного материализма, теософии Э.Сведенборга и других мистиков, физиогномики И.К.Лафатера, френологии Ф.Й.Галля, магнетизма Ф.А.Месмера и оккультизма. Все это сопрягалось, порой весьма неубедительным образом, с официальным католицизмом и политическим консерватизмом, в поддержку которых Бальзак открыто выступал. Два аспекта этой философии имеют особое значение для его творчества: во-первых, глубокая вера во "второе зрение", таинственное свойство, дающее своему обладателю возможность распознавать или угадывать факты или события, свидетелем которых он не был (Бальзак считал себя чрезвычайно одаренным в этом отношении); во-вторых, основанная на воззрениях Месмера концепция мысли как некоей "эфирной субстанции", или "флюида". Мысль состоит из воли и чувства, и человек проецирует ее в окружающий мир, придавая ей больший или меньший импульс. Отсюда возникает идея о разрушительной силе мысли: в ней заключена жизненная энергия, ускоренная трата которой приближает смерть. Это ярко иллюстрирует магическая символика Шагреневой кожи (La Peau de chagrin, 1831).

Третий главный раздел цикла должны были составить Аналитические этюды (Études analytiques), посвященные "принципам", но Бальзак так и не прояснил свои намерения на сей счет; фактически он завершил лишь два тома из серии этих Этюдов: полусерьезную-полушутливую Физиологию брака и Мелкие невзгоды супружеской жизни (Petites misères de la vie conjugale, 1845-1846).

Основные контуры своего честолюбивого замысла Бальзак определил осенью 1834 и затем последовательно заполнял ячейки намеченной схемы. Позволив себе отвлечься, он написал в подражание Рабле ряд забавных, хотя и непристойных "средневековых" повестей под названием Озорные рассказы (Contes drolatiques, 1832-1837), не вошедших в состав Человеческой комедии. Название для постоянно разрастающегося цикла было найдено в 1840 или 1841, и новое издание, впервые снабженное этим заголовком, начало выходить в 1842. В нем был сохранен тот же принцип деления, что и в Этюдах 1833-1837, но Бальзак добавил к нему "предисловие", в котором разъяснил свои цели. В так называемое "окончательное издание" 1869-1876 вошли Озорные рассказы, Театр (Théâtre) и ряд писем.

Благородство чувств не всегда сопровождается благородством манер.

Бальзак Оноре де

В критике нет единодушия относительно того, насколько верно удалось писателю изобразить французскую аристократию, хотя сам он гордился своим знанием света. Мало интересуясь ремесленниками и фабричными рабочими, он достиг наивысшей, по общему мнению, убедительности в описании различных представителей среднего класса: конторских служащих — Чиновники (Les Employés), судейских клерков и адвокатов — Дело об опеке (L’Interdiction, 1836), Полковник Шабе (Le Colonel Chabert, 1832); финансистов — Банкирский дом Нусингена (La Maison Nucingen, 1838); журналистов — Утраченные иллюзии (Illusions perdues, 1837-1843); мелких фабрикантов и торговцев — История величия и падения Цезаря Биротто (Histoire de la grandeur et decadence de César Birotteau, 1837). Среди Сцен частной жизни, посвященных чувствам и страстям, выделяются Покинутая женщина (La Femme abandonnée), Тридцатилетняя женщина (La Femme de trente ans, 1831-1834), Дочь Евы (Une Fille d’Ève, 1838). В Сценах провинциальной жизни не только воссоздается атмосфера маленьких городков, но также изображаются тягостные "бури в стакане воды", которые нарушают мирное течение привычной жизни — Турский священник (Le Curé de Tours, 1832), Евгения Гранде (Eugénie Grandet, 1833), Пьеретта (Pierrette, 1840). В романах Урсула Мируэ (Ursule Mirouët) и Баламутка (La Rabouilleuse, 1841-1842) показаны жестокие семейные раздоры из-за наследства. Но еще мрачнее предстает человеческое сообщество в Сценах парижской жизни. Бальзак любил Париж и сделал многое для того, чтобы сохранить память о ныне забытых улицах и уголках французской столицы. Вместе с тем он считал этот город адской бездной и сравнивал идущую здесь "борьбу за жизнь" с войнами в прериях, как их изображал в своих романах один из его любимейших авторов Ф.Купер. Наибольший интерес из Сцен политической жизни представляет Темное дело (Une Ténébreuse Affaire, 1841), где на мгновение возникает фигура Наполеона. Сцены военной жизни (Scènes de la vie militaire) включают всего два произведения: роман Шуаны и рассказ Страсть в пустыне (Une Passion dans le désert, 1830) — Бальзак намеревался значительно их дополнить. Сцены деревенской жизни (Scènes de la vie de campagne) в целом посвящены описанию темного и хищного крестьянства, хотя в таких романах, как Сельский врач (Le Médecin de campagne, 1833) и Сельский священник (Le Curé de village, 1839), значительное место отводится изложению политических, экономических и религиозных взглядов.

). Отец Бальзака разбогател на скупке и продаже конфискованных дворянских земель в годы революции, а позднее стал помощником мэра города Тура. Не имеет никакого родственного отношения к французскому писателю Жану-Луи Гез де Бальзаку (1597-1654). Отец Оноре изменил фамилию и стал Бальзаком, а позднее купил себе частицу «де». Мать Анна-Шарлотта-Лаура Саламбье (1778-1853) была значительно моложе своего супруга и даже пережила своего сына. Она происходила из семьи парижского торговца сукнами.

Отец готовил сына к адвокатской деятельности. В -1813 годах Бальзак учился в Вандомском коллеже , в - - в Парижской школе права, одновременно работал у нотариуса писцом; однако он отказался от юридической карьеры и посвятил себя литературе. Родители мало занимались сыном. В Вандомский коллеж он был помещён против воли. Встречи с родными там были запрещены круглый год, за исключением рождественских каникул. Первые годы учёбы ему многократно приходилось бывать в карцере. В четвёртом классе Оноре начал смиряться со школьной жизнью, но насмешек над учителями не прекратил… В 14 лет он заболел, и родители забрали его домой по просьбе начальства коллежа. Пять лет Бальзак тяжело болел, считалось, что надежды на выздоровление нет, но вскоре после переезда семьи в Париж в 1816 году выздоровел.

Директор училища Марешаль-Дюплесси писал в своих воспоминаниях о Бальзаке: «Начиная с четвёртого класса его парта всегда была полна писаниями…». Оноре с ранних лет увлекался чтением, особенно его привлекало творчество Руссо , Монтескье , Гольбаха , Гельвеция и других французских просветителей. Также он пробовал писать стихи и пьесы, однако его детские рукописи не сохранились. Его сочинение «Трактат о воле» было отнято учителем и сожжено на его глазах. Позже свои годы детства в учебном заведении писатель опишет в романах «Луи Ламбер », «Лилия в долине » и в других.

Его надежда разбогатеть ещё не осуществилась (тяготеет долг - результат его неудачных коммерческих предприятий), когда слава начала приходить к нему. Между тем он продолжал вести усердную трудовую жизнь, работая за письменным столом по 15-16 часов в сутки, и ежегодно публикуя три, четыре и даже пять, шесть книг.

В созданных в первые пять-шесть лет его писательской деятельности произведениях изображены разнообразнейшие области современной ему французской жизни: деревня, провинция, Париж; различные социальные группы: купцы , аристократия , духовенство ; различные социальные институты: семья , государство , армия .

Награждён орденом Почетного легиона (1845).

Умер от гангрены, развившейся после того, как он поранил ногу об уголок кровати. Однако смертельная болезнь была лишь осложнением длившегося несколько лет мучительного недомогания, связанного с разрушением кровеносных сосудов, - предположительно, артериита .

Похоронен в Париже на кладбище Пер-Лашез . «Хоронить его вышли все писатели Франции ». От часовни, где с ним прощались, до церкви, где его отпевали, среди несущих гроб были Александр Дюма и Виктор Гюго .

Состав «Человеческой комедии»

Бальзак отходит и от романа личности, и от исторического романа Вальтера Скотта. Он стремится показать «индивидуализированный тип». В центре его творческого внимания, по мнению ряда советских литературоведов, находится не героическая или выдающаяся личность, а современное буржуазное общество, Франция Июльской монархии .

«Этюды о нравах» разворачивают картину Франции, рисуют жизнь всех сословий, все общественные состояния, все социальные институции. Их лейтмотив - победа финансовой буржуазии над земельной и родовой аристократией, усиление роли и престижа богатства, и связанное с этим ослабление или исчезновение многих традиционных этических и нравственных принципов.

Оноре де Бальзак в Российской империи

Творчество Бальзака нашло своё признание в России ещё при жизни писателя. Многое печаталось отдельными изданиями, а также в московских и петербургских журналах, почти сразу после парижских публикаций - в течение 1830-х годов . Однако, некоторые произведения были под запретом.

Первое собрание сочинений Бальзака на русском языке, в двадцати томах, вышло в 1896-1899 годы .

Оноре де Бальзак и Эвелина Ганская

В 1832 году Бальзак заочно познакомился с Эвелиной Ганской , которая вступила с писателем в переписку, не открывая своего имени. Бальзак встретился с Эвелиной в Невшателе, куда она приехала со своим мужем, владельцем обширных поместий на Украине, Венцеславом Ганским. В 1842 году Венцеслав Ганский умер, однако его вдова, несмотря на многолетний роман с Бальзаком, не выходила за него замуж, так как хотела передать наследство мужа своей единственной дочери (вступив в брак с иностранцем, Ганская лишилась бы своего состояния). В 1847-1850 годах Бальзак гостил в поместье Ганской Верховня (ныне - село в Ружинском районе Житомирской области , Украина). Бальзак обвенчался с Эвелиной Ганской 2 марта 1850 года в городе Бердичеве , в костёле Святой Варвары, после свадьбы супруги уехали в Париж. Сразу же по приезде домой Бальзак заболел, и Эвелина ухаживала за мужем до последних дней.

В неоконченном «Письме о Киеве», частных письмах оставил упоминания о своем пребывании в украинских городках Броды , Радзивилов , Дубно , Вишневец и др. Киев посещал в 1847, 1848 и 1850 гг.

Память

Кинематограф

О жизни и творчестве Бальзака сняты художественные кинофильмы и телесериалы, в том числе:

  • - «Ошибка Оноре де Бальзака», СССР, режиссёр Тимофей Левчук .
  • - «Большая любовь Бальзака», Польша-Франция, режиссёр Войцех Соляж.
  • - «Бальзак» , Франция-Италия-Германия, режиссёр Жозе Дайан.

Музеи

Существует несколько музеев, посвященных творчеству писателя, в том числе и в России. Во Франции работает дом-музей в Париже и музей Бальзака в замке Саше долины Луары .

Филателия и нумизматика

  • В честь Бальзака были выпущены почтовые марки многих стран мира.

Собрания сочинений

  • Oeuvres complètes, 24 vv., P., - , Correspondence, 2 vv., P.,
  • Lettres à l’Étrangère, 2 vv.; P., -
  • Собр. соч., т. 1-24. - М., ;

Произведения

Романы

  • Беатриса (1839)
  • Баламутка (1842) / La Rabouilleuse (фр.) / Black sheep (en) / альтернативные названия: «Паршивая овца» / «Жизнь холостяка»
  • Утраченные иллюзии (I, 1837; II, 1839; III, 1843)
  • Крестьяне (1844)

Повести и рассказы

  • Брачный контракт (1830)
  • Прощай! (1830)
  • Загородный бал (1830)
  • Супружеское согласие (1830)
  • Сарразин (1830)
  • Красная гостиница (1831)
  • Покинутая женщина (1832)
  • Красавица Империи (1834)
  • Невольный грех (1834)
  • Наследник дьявола (1834)
  • Жена коннетабля (1834)
  • Спасительный возглас (1834)
  • Ведьма (1834)
  • Настойчивость любви (1834)
  • Раскаяние Берты (1834)
  • Наивность (1834)
  • Замужество красавицы Империи (1834)
  • Прощённый мельмот (1835)
  • Обедня безбожника (1836)
  • Пьер Грассу (1840)
  • Мнимая любовница (1841)

Экранизации

  • Полковник Шабер (Le Colonel Chabert, 1994, Франция)
  • Ошибка Оноре де Бальзака (СССР, 1968)
  • Большая любовь Бальзака - польско-французский телесериал, 1973 г.
  • Не стоит трогать топор (Франция-Италия, ), по мотивам повести «Герцогиня де Ланже»

См. также

  • Бернар, Шарль де - друг и ученик Бальзака.

Напишите отзыв о статье "Бальзак, Оноре де"

Примечания

Литература

  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.
  • // Энциклопедический лексикон : В 17 тт. - СПб. : Тип. А. Плюшара, 1835. - Т. IV: Б-БАР. - С. 177.
  • Дежуров А. С. Художественный мир О. де Бальзака (на материале романа «Отец Горио») // Зарубежная литература XIX в. Практикум для студентов, аспирантов, преподавателей-филологов и учащихся старших классов школ гуманитарного профиля. - М., . - С. 278-303.
  • Моруа А. Прометей, или жизнь Бальзака. - М., 1967.
  • Обломиевский Д. Д. Основные этапы творческого пути Бальзака. - М., 1957.
  • Реизов Б. Г. Бальзак. - Л., 1960;
  • Сиприо П. Бальзак без маски. - М.: Молодая гвардия. (Серия «ЖЗЛ»). - 2003. - ISBN 5-235-02516-4 .
  • Сухотин П. С. Бальзак - 1934 год. - 368 с. (Серия «ЖЗЛ»).
  • Чернышевский Н. Г. // Чернышевский Н. Г. Полное собрание сочинений: в 15 т. - М ., 1947. - Т. 3 . - С. 369–386 .
  • Цвейг С., Бальзак, 2 изд. - М ., 1962;

Статья основана на материалах Литературной энциклопедии 1929-1939 . В статье использован текст Исаака Нусинова , перешедший в общественное достояние .

Отрывок, характеризующий Бальзак, Оноре де

– Где он? – спросила она еще раз, обращаясь ко всем.
– Он внизу, Наташа с ним, – отвечала Соня, краснея. – Пошли узнать. Вы, я думаю, устали, княжна?
У княжны выступили на глаза слезы досады. Она отвернулась и хотела опять спросить у графини, где пройти к нему, как в дверях послышались легкие, стремительные, как будто веселые шаги. Княжна оглянулась и увидела почти вбегающую Наташу, ту Наташу, которая в то давнишнее свидание в Москве так не понравилась ей.
Но не успела княжна взглянуть на лицо этой Наташи, как она поняла, что это был ее искренний товарищ по горю, и потому ее друг. Она бросилась ей навстречу и, обняв ее, заплакала на ее плече.
Как только Наташа, сидевшая у изголовья князя Андрея, узнала о приезде княжны Марьи, она тихо вышла из его комнаты теми быстрыми, как показалось княжне Марье, как будто веселыми шагами и побежала к ней.
На взволнованном лице ее, когда она вбежала в комнату, было только одно выражение – выражение любви, беспредельной любви к нему, к ней, ко всему тому, что было близко любимому человеку, выраженье жалости, страданья за других и страстного желанья отдать себя всю для того, чтобы помочь им. Видно было, что в эту минуту ни одной мысли о себе, о своих отношениях к нему не было в душе Наташи.
Чуткая княжна Марья с первого взгляда на лицо Наташи поняла все это и с горестным наслаждением плакала на ее плече.
– Пойдемте, пойдемте к нему, Мари, – проговорила Наташа, отводя ее в другую комнату.
Княжна Марья подняла лицо, отерла глаза и обратилась к Наташе. Она чувствовала, что от нее она все поймет и узнает.
– Что… – начала она вопрос, но вдруг остановилась. Она почувствовала, что словами нельзя ни спросить, ни ответить. Лицо и глаза Наташи должны были сказать все яснее и глубже.
Наташа смотрела на нее, но, казалось, была в страхе и сомнении – сказать или не сказать все то, что она знала; она как будто почувствовала, что перед этими лучистыми глазами, проникавшими в самую глубь ее сердца, нельзя не сказать всю, всю истину, какою она ее видела. Губа Наташи вдруг дрогнула, уродливые морщины образовались вокруг ее рта, и она, зарыдав, закрыла лицо руками.
Княжна Марья поняла все.
Но она все таки надеялась и спросила словами, в которые она не верила:
– Но как его рана? Вообще в каком он положении?
– Вы, вы… увидите, – только могла сказать Наташа.
Они посидели несколько времени внизу подле его комнаты, с тем чтобы перестать плакать и войти к нему с спокойными лицами.
– Как шла вся болезнь? Давно ли ему стало хуже? Когда это случилось? – спрашивала княжна Марья.
Наташа рассказывала, что первое время была опасность от горячечного состояния и от страданий, но в Троице это прошло, и доктор боялся одного – антонова огня. Но и эта опасность миновалась. Когда приехали в Ярославль, рана стала гноиться (Наташа знала все, что касалось нагноения и т. п.), и доктор говорил, что нагноение может пойти правильно. Сделалась лихорадка. Доктор говорил, что лихорадка эта не так опасна.
– Но два дня тому назад, – начала Наташа, – вдруг это сделалось… – Она удержала рыданья. – Я не знаю отчего, но вы увидите, какой он стал.
– Ослабел? похудел?.. – спрашивала княжна.
– Нет, не то, но хуже. Вы увидите. Ах, Мари, Мари, он слишком хорош, он не может, не может жить… потому что…

Когда Наташа привычным движением отворила его дверь, пропуская вперед себя княжну, княжна Марья чувствовала уже в горле своем готовые рыданья. Сколько она ни готовилась, ни старалась успокоиться, она знала, что не в силах будет без слез увидать его.
Княжна Марья понимала то, что разумела Наташа словами: сним случилось это два дня тому назад. Она понимала, что это означало то, что он вдруг смягчился, и что смягчение, умиление эти были признаками смерти. Она, подходя к двери, уже видела в воображении своем то лицо Андрюши, которое она знала с детства, нежное, кроткое, умиленное, которое так редко бывало у него и потому так сильно всегда на нее действовало. Она знала, что он скажет ей тихие, нежные слова, как те, которые сказал ей отец перед смертью, и что она не вынесет этого и разрыдается над ним. Но, рано ли, поздно ли, это должно было быть, и она вошла в комнату. Рыдания все ближе и ближе подступали ей к горлу, в то время как она своими близорукими глазами яснее и яснее различала его форму и отыскивала его черты, и вот она увидала его лицо и встретилась с ним взглядом.
Он лежал на диване, обложенный подушками, в меховом беличьем халате. Он был худ и бледен. Одна худая, прозрачно белая рука его держала платок, другою он, тихими движениями пальцев, трогал тонкие отросшие усы. Глаза его смотрели на входивших.
Увидав его лицо и встретившись с ним взглядом, княжна Марья вдруг умерила быстроту своего шага и почувствовала, что слезы вдруг пересохли и рыдания остановились. Уловив выражение его лица и взгляда, она вдруг оробела и почувствовала себя виноватой.
«Да в чем же я виновата?» – спросила она себя. «В том, что живешь и думаешь о живом, а я!..» – отвечал его холодный, строгий взгляд.
В глубоком, не из себя, но в себя смотревшем взгляде была почти враждебность, когда он медленно оглянул сестру и Наташу.
Он поцеловался с сестрой рука в руку, по их привычке.
– Здравствуй, Мари, как это ты добралась? – сказал он голосом таким же ровным и чуждым, каким был его взгляд. Ежели бы он завизжал отчаянным криком, то этот крик менее бы ужаснул княжну Марью, чем звук этого голоса.
– И Николушку привезла? – сказал он также ровно и медленно и с очевидным усилием воспоминанья.
– Как твое здоровье теперь? – говорила княжна Марья, сама удивляясь тому, что она говорила.
– Это, мой друг, у доктора спрашивать надо, – сказал он, и, видимо сделав еще усилие, чтобы быть ласковым, он сказал одним ртом (видно было, что он вовсе не думал того, что говорил): – Merci, chere amie, d"etre venue. [Спасибо, милый друг, что приехала.]
Княжна Марья пожала его руку. Он чуть заметно поморщился от пожатия ее руки. Он молчал, и она не знала, что говорить. Она поняла то, что случилось с ним за два дня. В словах, в тоне его, в особенности во взгляде этом – холодном, почти враждебном взгляде – чувствовалась страшная для живого человека отчужденность от всего мирского. Он, видимо, с трудом понимал теперь все живое; но вместе с тем чувствовалось, что он не понимал живого не потому, чтобы он был лишен силы понимания, но потому, что он понимал что то другое, такое, чего не понимали и не могли понять живые и что поглощало его всего.
– Да, вот как странно судьба свела нас! – сказал он, прерывая молчание и указывая на Наташу. – Она все ходит за мной.
Княжна Марья слушала и не понимала того, что он говорил. Он, чуткий, нежный князь Андрей, как мог он говорить это при той, которую он любил и которая его любила! Ежели бы он думал жить, то не таким холодно оскорбительным тоном он сказал бы это. Ежели бы он не знал, что умрет, то как же ему не жалко было ее, как он мог при ней говорить это! Одно объяснение только могло быть этому, это то, что ему было все равно, и все равно оттого, что что то другое, важнейшее, было открыто ему.
Разговор был холодный, несвязный и прерывался беспрестанно.
– Мари проехала через Рязань, – сказала Наташа. Князь Андрей не заметил, что она называла его сестру Мари. А Наташа, при нем назвав ее так, в первый раз сама это заметила.
– Ну что же? – сказал он.
– Ей рассказывали, что Москва вся сгорела, совершенно, что будто бы…
Наташа остановилась: нельзя было говорить. Он, очевидно, делал усилия, чтобы слушать, и все таки не мог.
– Да, сгорела, говорят, – сказал он. – Это очень жалко, – и он стал смотреть вперед, пальцами рассеянно расправляя усы.
– А ты встретилась с графом Николаем, Мари? – сказал вдруг князь Андрей, видимо желая сделать им приятное. – Он писал сюда, что ты ему очень полюбилась, – продолжал он просто, спокойно, видимо не в силах понимать всего того сложного значения, которое имели его слова для живых людей. – Ежели бы ты его полюбила тоже, то было бы очень хорошо… чтобы вы женились, – прибавил он несколько скорее, как бы обрадованный словами, которые он долго искал и нашел наконец. Княжна Марья слышала его слова, но они не имели для нее никакого другого значения, кроме того, что они доказывали то, как страшно далек он был теперь от всего живого.
– Что обо мне говорить! – сказала она спокойно и взглянула на Наташу. Наташа, чувствуя на себе ее взгляд, не смотрела на нее. Опять все молчали.
– Andre, ты хоч… – вдруг сказала княжна Марья содрогнувшимся голосом, – ты хочешь видеть Николушку? Он все время вспоминал о тебе.
Князь Андрей чуть заметно улыбнулся в первый раз, но княжна Марья, так знавшая его лицо, с ужасом поняла, что это была улыбка не радости, не нежности к сыну, но тихой, кроткой насмешки над тем, что княжна Марья употребляла, по ее мнению, последнее средство для приведения его в чувства.
– Да, я очень рад Николушке. Он здоров?

Когда привели к князю Андрею Николушку, испуганно смотревшего на отца, но не плакавшего, потому что никто не плакал, князь Андрей поцеловал его и, очевидно, не знал, что говорить с ним.
Когда Николушку уводили, княжна Марья подошла еще раз к брату, поцеловала его и, не в силах удерживаться более, заплакала.
Он пристально посмотрел на нее.
– Ты об Николушке? – сказал он.
Княжна Марья, плача, утвердительно нагнула голову.
– Мари, ты знаешь Еван… – но он вдруг замолчал.
– Что ты говоришь?
– Ничего. Не надо плакать здесь, – сказал он, тем же холодным взглядом глядя на нее.

Когда княжна Марья заплакала, он понял, что она плакала о том, что Николушка останется без отца. С большим усилием над собой он постарался вернуться назад в жизнь и перенесся на их точку зрения.
«Да, им это должно казаться жалко! – подумал он. – А как это просто!»
«Птицы небесные ни сеют, ни жнут, но отец ваш питает их», – сказал он сам себе и хотел то же сказать княжне. «Но нет, они поймут это по своему, они не поймут! Этого они не могут понимать, что все эти чувства, которыми они дорожат, все наши, все эти мысли, которые кажутся нам так важны, что они – не нужны. Мы не можем понимать друг друга». – И он замолчал.

Маленькому сыну князя Андрея было семь лет. Он едва умел читать, он ничего не знал. Он многое пережил после этого дня, приобретая знания, наблюдательность, опытность; но ежели бы он владел тогда всеми этими после приобретенными способностями, он не мог бы лучше, глубже понять все значение той сцены, которую он видел между отцом, княжной Марьей и Наташей, чем он ее понял теперь. Он все понял и, не плача, вышел из комнаты, молча подошел к Наташе, вышедшей за ним, застенчиво взглянул на нее задумчивыми прекрасными глазами; приподнятая румяная верхняя губа его дрогнула, он прислонился к ней головой и заплакал.
С этого дня он избегал Десаля, избегал ласкавшую его графиню и либо сидел один, либо робко подходил к княжне Марье и к Наташе, которую он, казалось, полюбил еще больше своей тетки, и тихо и застенчиво ласкался к ним.
Княжна Марья, выйдя от князя Андрея, поняла вполне все то, что сказало ей лицо Наташи. Она не говорила больше с Наташей о надежде на спасение его жизни. Она чередовалась с нею у его дивана и не плакала больше, но беспрестанно молилась, обращаясь душою к тому вечному, непостижимому, которого присутствие так ощутительно было теперь над умиравшим человеком.

Князь Андрей не только знал, что он умрет, но он чувствовал, что он умирает, что он уже умер наполовину. Он испытывал сознание отчужденности от всего земного и радостной и странной легкости бытия. Он, не торопясь и не тревожась, ожидал того, что предстояло ему. То грозное, вечное, неведомое и далекое, присутствие которого он не переставал ощущать в продолжение всей своей жизни, теперь для него было близкое и – по той странной легкости бытия, которую он испытывал, – почти понятное и ощущаемое.
Прежде он боялся конца. Он два раза испытал это страшное мучительное чувство страха смерти, конца, и теперь уже не понимал его.
Первый раз он испытал это чувство тогда, когда граната волчком вертелась перед ним и он смотрел на жнивье, на кусты, на небо и знал, что перед ним была смерть. Когда он очнулся после раны и в душе его, мгновенно, как бы освобожденный от удерживавшего его гнета жизни, распустился этот цветок любви, вечной, свободной, не зависящей от этой жизни, он уже не боялся смерти и не думал о ней.
Чем больше он, в те часы страдальческого уединения и полубреда, которые он провел после своей раны, вдумывался в новое, открытое ему начало вечной любви, тем более он, сам не чувствуя того, отрекался от земной жизни. Всё, всех любить, всегда жертвовать собой для любви, значило никого не любить, значило не жить этою земною жизнию. И чем больше он проникался этим началом любви, тем больше он отрекался от жизни и тем совершеннее уничтожал ту страшную преграду, которая без любви стоит между жизнью и смертью. Когда он, это первое время, вспоминал о том, что ему надо было умереть, он говорил себе: ну что ж, тем лучше.
Но после той ночи в Мытищах, когда в полубреду перед ним явилась та, которую он желал, и когда он, прижав к своим губам ее руку, заплакал тихими, радостными слезами, любовь к одной женщине незаметно закралась в его сердце и опять привязала его к жизни. И радостные и тревожные мысли стали приходить ему. Вспоминая ту минуту на перевязочном пункте, когда он увидал Курагина, он теперь не мог возвратиться к тому чувству: его мучил вопрос о том, жив ли он? И он не смел спросить этого.

Болезнь его шла своим физическим порядком, но то, что Наташа называла: это сделалось с ним, случилось с ним два дня перед приездом княжны Марьи. Это была та последняя нравственная борьба между жизнью и смертью, в которой смерть одержала победу. Это было неожиданное сознание того, что он еще дорожил жизнью, представлявшейся ему в любви к Наташе, и последний, покоренный припадок ужаса перед неведомым.
Это было вечером. Он был, как обыкновенно после обеда, в легком лихорадочном состоянии, и мысли его были чрезвычайно ясны. Соня сидела у стола. Он задремал. Вдруг ощущение счастья охватило его.
«А, это она вошла!» – подумал он.
Действительно, на месте Сони сидела только что неслышными шагами вошедшая Наташа.
С тех пор как она стала ходить за ним, он всегда испытывал это физическое ощущение ее близости. Она сидела на кресле, боком к нему, заслоняя собой от него свет свечи, и вязала чулок. (Она выучилась вязать чулки с тех пор, как раз князь Андрей сказал ей, что никто так не умеет ходить за больными, как старые няни, которые вяжут чулки, и что в вязании чулка есть что то успокоительное.) Тонкие пальцы ее быстро перебирали изредка сталкивающиеся спицы, и задумчивый профиль ее опущенного лица был ясно виден ему. Она сделала движенье – клубок скатился с ее колен. Она вздрогнула, оглянулась на него и, заслоняя свечу рукой, осторожным, гибким и точным движением изогнулась, подняла клубок и села в прежнее положение.
Он смотрел на нее, не шевелясь, и видел, что ей нужно было после своего движения вздохнуть во всю грудь, но она не решалась этого сделать и осторожно переводила дыханье.
В Троицкой лавре они говорили о прошедшем, и он сказал ей, что, ежели бы он был жив, он бы благодарил вечно бога за свою рану, которая свела его опять с нею; но с тех пор они никогда не говорили о будущем.
«Могло или не могло это быть? – думал он теперь, глядя на нее и прислушиваясь к легкому стальному звуку спиц. – Неужели только затем так странно свела меня с нею судьба, чтобы мне умереть?.. Неужели мне открылась истина жизни только для того, чтобы я жил во лжи? Я люблю ее больше всего в мире. Но что же делать мне, ежели я люблю ее?» – сказал он, и он вдруг невольно застонал, по привычке, которую он приобрел во время своих страданий.
Услыхав этот звук, Наташа положила чулок, перегнулась ближе к нему и вдруг, заметив его светящиеся глаза, подошла к нему легким шагом и нагнулась.
– Вы не спите?
– Нет, я давно смотрю на вас; я почувствовал, когда вы вошли. Никто, как вы, но дает мне той мягкой тишины… того света. Мне так и хочется плакать от радости.
Наташа ближе придвинулась к нему. Лицо ее сияло восторженною радостью.
– Наташа, я слишком люблю вас. Больше всего на свете.
– А я? – Она отвернулась на мгновение. – Отчего же слишком? – сказала она.
– Отчего слишком?.. Ну, как вы думаете, как вы чувствуете по душе, по всей душе, буду я жив? Как вам кажется?
– Я уверена, я уверена! – почти вскрикнула Наташа, страстным движением взяв его за обе руки.

). Отец Бальзака разбогател на скупке и продаже конфискованных дворянских земель в годы революции, а позднее стал помощником мэра города Тура. Не имеет никакого родственного отношения к французскому писателю Жану-Луи Гез де Бальзаку (1597-1654). Отец Оноре изменил фамилию и стал Бальзаком. Мать Анна-Шарлотта-Лаура Саламбье (1778-1853) была значительно моложе своего супруга и даже пережила своего сына. Она происходила из семьи парижского торговца сукном .

Отец готовил сына к адвокатской деятельности. В -1813 годах Бальзак учился в Вандомском коллеже , в - - в Парижской школе права, одновременно работал у нотариуса писцом; однако он отказался от юридической карьеры и посвятил себя литературе. Родители мало занимались сыном. В Вандомский коллеж он был помещён против воли. Встречи с родными там были запрещены круглый год, за исключением рождественских каникул. Первые годы учёбы ему многократно приходилось бывать в карцере. В четвёртом классе Оноре начал смиряться со школьной жизнью, но насмешек над учителями не прекратил… В 14 лет он заболел, и родители забрали его домой по просьбе начальства коллежа. Пять лет Бальзак тяжело болел, считалось, что надежды на выздоровление нет, но вскоре после переезда семьи в Париж в 1816 году выздоровел.

Директор училища Марешаль-Дюплесси писал в своих воспоминаниях о Бальзаке: «Начиная с четвёртого класса его парта всегда была полна писаниями…». Оноре с ранних лет увлекался чтением, особенно его привлекало творчество Руссо , Монтескье , Гольбаха , Гельвеция и других французских просветителей. Также он пробовал писать стихи и пьесы, однако его детские рукописи не сохранились. Его сочинение «Трактат о воле» было отнято учителем и сожжено на его глазах. Позже свои годы детства в учебном заведении писатель опишет в романах «Луи Ламбер», «Лилия в долине» и в других.

Его надежда разбогатеть ещё не осуществилась (тяготеет долг - результат его неудачных коммерческих предприятий), когда слава начала приходить к нему. Между тем он продолжал напряжённо трудиться, работая за письменным столом по 15-16 часов в сутки, и ежегодно публикуя от 3 до 6 книг.

В созданных первые пять-шесть лет его писательской деятельности произведениях изображены разнообразнейшие области современной ему жизни Франции: деревня, провинция, Париж; различные социальные группы - купцы , аристократия , духовенство ; различные социальные институты - семья , государство , армия .

В 1845 году писатель был награждён орденом Почётного легиона.

Оноре де Бальзак умер 18 августа 1850 года, на 52-м году жизни. Причина смерти - гангрена, развившаяся после того, как он поранил ногу об уголок кровати. Однако смертельная болезнь была лишь осложнением длившегося несколько лет мучительного недомогания, связанного с разрушением кровеносных сосудов, - предположительно, артериита .

Бальзак был похоронен в Париже, на кладбище Пер-Лашез . «Хоронить его вышли все писатели Франции ». От часовни, где с ним прощались, и до церкви, где его отпевали, среди несущих гроб людей были

(1799-1850) великий французский писатель-реалист

Оноре де Бальзак родился в городе Туре в семье небогатого чиновника крестьянского происхождения, поменявшего свою фамилию Бальса на более благородную. Оноре был старшим из четырех детей. Его мать, женщина по натуре холодная и эгоистичная, детей не любила, кроме младшего сына Анри. Холодная суровость матери глубоко ранила душу будущего писателя, и в сорокалетнем возрасте Бальзак писал: «Я никогда не имел матери». До четырех лет он воспитывался у кормилицы в деревне. Когда Оноре было восемь, мать отправила его в Вандомский колледж с суровым монастырским уставом. Здесь применялись телесные наказания и карцер, прогулки по городу были запрещены, детей не отпускали домой даже на каникулы. Через шесть лет обучения в колледже семья забрала Оноре домой, так как у мальчика было тяжелое нервное истощение.

В 1814 году семья переехала в Париж. Бальзак закончил среднее образование в частных пансионах. Затем он поступил на факультет права Сорбонны и начал слушать лекции по праву и литературе. Его отец хотел, чтобы сын стал адвокатом. В 1819 году Оноре де Бальзак бросает занятия правом и объявляет семье о своем намерении посвятить себя литературе.

В начале литературной карьеры он терпит неудачу за неудачей. Провал его трагедии «Кромвель» (1819) заставляет молодого литератора изменить на время свои творческие планы. Оказавшись без финансовой поддержки родителей, в

1820 году он знакомится с молодыми людьми, зарабатывавшими на написании бульварных романов. Они предлагают Оноре де Бальзаку войти в долю. С 1821 по 1826 год он пишет серию исторических и приключенческих романов, которые впоследствии сам же назовет «литературной пачкотней» и «литературным свинством». Однако романы «на сбыт» денег не приносят. Бальзак покупает типографию и строит новые творческие планы, но в 1828 году его предприятие терпит крах.

Надо сказать, что на протяжении всей жизни Оноре де Бальзак боролся с долгами, и все его финансовые проекты проваливались. Однако он оставался человеком очень энергичным и неутомимым.

Оноре де Бальзак очень много работал. В тридцатые годы писатель создал произведения, ставшие шедеврами мировой литературы: «Евгения Гранде» (1833), «Отец Горио» (1835, это один из самых знаменитых романов XIX века), «Утраченные иллюзии» (1837-1843). Имя Гобсек («Гобсек», 1830) стало нарицательным.

Оноре де Бальзак был преисполнен честолюбия, жаждал принадлежать к элите. Его, как человека простого происхождения, ослепляли и манили блеск высшего, аристократического общества, утонченность манер, титулы. Он купил себе титул, и его самолюбие тешили посвящения, которые он писал в своих книгах: «Герцогине д"Абрантес. Преданный слуга Оноре де Бальзак». Однако в аристократических салонах он в глазах света был смешон, в лучшем случае - забавен.

У Бальзака очень рано зародилась идея изучить в своих произведениях различные аспекты человеческой жизни, а затем объединить эти исследования в несколько серий. В начале 1830-х годов он уже наметил конкретный план: создать «историю современного французского общества». С 1834 года Оноре де Бальзак пишет не отдельные романы, а одно большое произведение, которому позже, в 1841 году, даст название «Человеческая комедия». Замысел был грандиозным - создать 140 романов и «... составляя опись пороков и добродетелей, собирая важнейшие случаи проявления страстей, изображая характеры, собирая события из жизни общества, создавая типы путем соединения отдельных черт многочисленных однородных характеров, написать историю, забытую столькими историками, историю нравов» (Бальзак, предисловие к «Человеческой комедии»). Название этого монументального творения было выбрано по аналогии с «Божественной комедией» Данте, итальянского поэта эпохи Возрождения. Вся «Человеческая комедия» была разделена на три серии:

1) «Этюды о нравах», в которых выделялись шесть «сцен»: сцены из частной, провинциальной, парижской, политической, военной и деревенской жизни;

2) «Этюды философские»;

3) «Этюды аналитические».

Изображая все слои современного ему французского общества, как парижского, так и провинциального, Оноре де Бальзак собрал в своих романах около трех тысяч персонажей, причем одни и те же герои проводятся писателем через различные произведения. Этот переход героев из одних романов в другие подчеркивает связь общественных явлений и создает впечатление отдельных эпизодов из жизни одного общества. Время действия - эпоха Реставрации и Июльская монархия. Бальзак показывает конец эпохи аристократии и появление новых хозяев жизни - буржуазных выскочек. Основу общественной жизни составляет борьба за деньги. Мораль этого общества выражена словами одного из персонажей: «Нет морали - есть только обстоятельства» («Отец Горио»).

Если творческая судьба писателя складывалась весьма успешно, то в личной жизни он был не столь счастлив. В 1833 году писатель Оноре де Бальзак получил анонимное письмо от женщины, восторженной поклонницы его таланта. Вскоре он узнал ее имя. Это была польская графиня Эвелина Ганская, жившая с семьей в имении на Украине. Началась длительная переписка между Бальзаком и Ганской. Писатель встречался с графиней несколько раз в Швейцарии, Франции, Голландии, Бельгии. В 1841 году умер ее муж, и вопрос о браке между писателем и графиней был решен. В 1847- 1848 годах Бальзак был в имении Ганской на Украине. В начале 1850 года они обвенчались в костеле в уездном городе Бердичеве. Однако Оноре де Бальзак был уже тяжело болен. В холодную зиму на Украине он простудился, бронхит перешел в тяжелое воспаление легких. Вернувшись в Париж, писатель слег и умер в августе 1850 года.

Он не успел полностью осуществить свой грандиозный план, но написанные им 95 романов «Человеческой комедии» представляют собой широчайшую картину французского общества того времени, названного Бальзаком «великой комедией нашего века» или «комедией дьявола».

Кроме 95 романов, объединенных общим названием «Человеческая комедия», Оноре де Бальзак написал десятки произведений, пять драм, критические статьи и сборник новелл «Озорные рассказы».



Вверх