Бальзак годы жизни. Бальзак Оноре де - биография, факты из жизни, фотографии, справочная информация. «Сцены парижской жизни»

ЛЕКЦИЯ 12-13

ТВОРЧЕСТВО ОНОРЕ ДЕ БАЛЬЗАКА

1. Жизненный путь писателя.

2. Универсальность замысла, тематико - жанровый состав, основные принципы построения эпопеи «Человеческая комедия» О. де Бальзака.

3. Идейно-художественный анализ произведений «Эжени Гоанде», «Шагреневая кожа».

1. Жизненный путь писателя

Первая половина XIX века не знала более яркой фигуры, чем ОНОРЕ БАЛЬЗАК (1799-1850) , которого справедливо назвали «отцом современного реализма и натурализма». Его жизнь - живое воплощение тех условий, в которых находился европейский, а особенно, французский писатель XIX века. Бальзак прожил всего 51 год, оставив читателю 96 произведений. Он планировал написать их около 150, но не успел завершить свой грандиозный замысел. Все его произведения связаны между собой сквозными персонажами, которые в одних романах выступали главными, а в других - второстепенными героями.

У Бальзака каждый находит свое. Одним импонировала полнота и слаженность картину мира, которую он обрисовал. Других волновали готические тайны, вписаны в эту объективную картину. Третьи восхищались колоритными характерами, которые создало воображение писателя, поднятыми над действительностью своим величием и своей низостью.

Оноре Бальзак (частицу «де» он присоединил к своей фамилии позже и вполне произвольно) родился 20 мая 1799 года в городе Туре. Его отец Бернар Франсуа - крестьянский сын, который тяжело и долго выбивался в люди, - женился лишь в пятьдесят лет, взяв молодую девушку из богатой семьи (она была моложе его на 32 года). Мать поторопилась сбыть первенца из рук. Малыша отдали в деревню кормилице, в которой он провел 3 года. Мать не часто наведывалась. Светская жизнь и любовная связь с одним из местных аристократов полностью поглотили ее. Даже после возвращения в родительский дом, мать виделась с сыном только по воскресеньям. Детство Оноре было тяжелым и безрадостным. Семья почти не занималась его воспитанием.

Родители считали себя людьми образованными, поэтому не жалели денег для образования своих детей. В 8 лет Оноре отдали на обучение в Вандомський колледж, который стал для него «духовной тюрьмой», потому что здесь царил строгий надзор за воспитанниками, их даже не отпускали домой на каникулы. Все письма перечитывались цензором, прибегали даже до телесных наказаний. Юный Бальзак чувствовал себя в колледже заброшенным и угнетенным, очевидно, потому что учился посредственно и среди воспитателей имел репутацию несобранного и малообдарованого ученика. Здесь он впервые начал писать стихи и увлекся литературой.

Получив среднее образование, с большими трудностями Бальзак записался вольным студентом Парижской школы права. В ноябре 1816 г. он поступил на факультет права Сорбонны, серьеВНО заинтересовался философией и художественной литературой. И вместе с тем ему приходилось работать писарем в конторе нотариуса. Опыт, приобретенный во время службы, стал источником многих сюжетных коллизий в произведениях «Человеческой комедии».

В 1819 г. Бальзак окончил курс юридического факультета и получил степень бакалавра права. Однако Оноре не имел желания прозябать в нотариальной конторе, он захотел стать писателем (это произошло в 1819 году, когда наполеоновские эскапады безвозвратно завершились и страной уже правили реставрированные Бурбоны). Мать и слышать не хотела о такую сомнительную карьеру, но старый Бернар Франсуа неожиданно согласился предоставить сыну что-то вроде двухлетнего испытательного срока. Даже заключил с ним по этому своеобразную сделку, которая предусматривала мизерную денежную помощь; ведь, как писал А.Моруа, «Бальзак родился в семействе, где деньги боготворили».

Когда военного интенданта Бернара-Франсуа Бальзака отправили в отставку, семья поселилась в Вільпарізі, а Оноре остался в Париже, где испытал творческих мук, сидя у себя на чердаке перед чистым листом бумаги. Он хотел стать писателем, не имея малейшего представления, о чем же он будет писать; и взялся за героическую трагедию - жанр его дарованию больше всего противопоказан. Окрыленный надеждами, юноша работал над трагедией «Кромвель», но произведение вышел слабым, второстепенным, сориентированным не на жизнь, а на каноны искусства XVII в. Трагедия не получила признания даже в семейном кругу.

В 1820 - 1821 гг. Бальзак начал работу над романом в письмах «Стени, или философские блуждания», ориентируясь на творчество Ж.-Ж. Руссо и и. В. Гете, а также на опыт личных переживаний и впечатлений. Однако этот труд остался неоконченным: писателю не хватило мастерства и зрелости.

Весна 1822 года принесла ему встречу с женщиной, которая сыграла важную роль в его дальнейшей судьбе. Лара де Берни, крестница Людовика XVI, была замужем и старше Бальзака на 22 года. Это тот ангел дружбы, который сопровождал Оноре в течение 15 лет. Она помогала ему деньгами и советами, была его критиком. Она стала для него тем материнским началом, которое он все детство искал у матери. Бальзак благодарил ей любовью, но это не означало, что хранил верность. Его пассиями редко становились молодые девушки. Не случайно в своем творчестве, исследуя эволюцию женской души с юных лет и до глубокой старости, писатель обратил внимание именно на 30 - летний, «бальзаковский» возраст. Ведь именно в это время женщина, по его мнению, достигает расцвета физических и духовных возможностей, освобождается от иллюзий молодости.

Оноре Бальзак был репетитором детей мадам Берни. «Вскоре Бальзаки начинают кое-что подмечать. Во-первых, Оноре, даже когда он не дает уроков, отправляется в дом Берни и проводит там дни и вечера. Во-вторых, он начал тщательно одеваться, стал дружелюбней, доступней и гораздо приветливей». Когда мать узнала об отношениях мадам Берни с сыном, у нее пробудилось чувство ревности, к тому же скоро в городе начали ходить слухи о частых визитах Оноре. Чтобы оградить сына от этой женщины, мать отправила его к своей сестре.

С 1821 по 1825 г. Оноре де Бальзак сначала в соавторстве с другими, а потом самостоятельно начал писать и выпускать романы, полные тайн, ужасов и преступлений. Он пристроился на чердаке по улице Ледіг"єр и, подбадривая себя кофе, один за одним строчил романы: «Бірагська наследница» (1822), «Последняя фея, или Новая волшебная лампа» (1822) и др. Молодой прозаик подписывал различными псевдонимами и в дальнейшем отказывался включить в собрание своих трудов. Однако ни славы, ни гонораров для безбедной жизни работа не приносила.

В 1836 году, уже будучи известным, он переиздал некоторые из них, но под псевдонимом Орас де Сент-Обен. Хотя псевдоним был не более чем секретом, Бальзак так и не решился издать эти книги за свои. Он писал в 1842 году в «Предисловии к «Человеческой комедии»»: «.. .я должен обратить внимание читателей на то, что признаю своими только те произведения, которые вышли под моей фамилией. Кроме «Человеческой комедии», мне принадлежат только «Сто игривых рассказов», две пьесы и несколько статей - а впрочем, они все подписаны».

У исследователей не раз возникал соблазн совсем не брать во внимание ранние произведения писателя. И вряд ли стоит этому искушению поддаваться. Без них образ писателя не стал бы полным. Кроме того, они стали для него своеобразным испытательным полем.

На какое-то время Оноре Бальзак вообще превратился в литературного поденщика, не гнушался никаким заказом, которое приносило деньги. А те деньги были на то время немалые (тем более для начинающего литератора, никому не известного, анонимного), и семья перестала считать, что Оноре тратил время на глупости. Сам он, однако, был недоволен, потому что надеялся, что литературный труд сразу принесет ему грошістатки, славу и власть. И молодой Бальзак, подталкиваемый пылким нетерпением, прибег к коммерческих спекуляций: начал издавать классиков, купил типографию, а затем и словолитню. Этой деятельности он посвятил почти три года - с 1825 по 1828-й, а в результате - банкротство и огромный долг, который частично покрыла иметь, а частично уже немолодая любовница госпожа де Берни. Но полностью своего долга Оноре так и не избавился до конца дней, ибо с течением времени только увеличивал его.

«Для Бальзака, - писал еще один его биограф, Стефан Цвейг, - Мидаса наоборот (ибо все, к чему он прикасался превращалось не на золото, а на долги) - все и всегда заканчивалось финансовым крахом...». Он еще неоднократно пускался в авантюры (издавал газеты и журналы, покупал акции заброшенных серебряных рудников, с целью заработка работал для театра), и все с одинаковым результатом: вместо золота - долги, которые постепенно выросли до цифр действительно астрономических.

Во второй иол. 20-х гг. XIX в. в парижской прессе появились статьи и очерки Бальзака, которые представляли собой талантливые зарисовки типичных характеров и сценки из жизни разных слоев французского общества. Многие из них стали основой для образов и ситуаций в произведениях «Человеческой комедии».

«Последний шуан, или Бретань в 1800 году» (1829) - первое произведение Бальзака, подписанный его фамилией (он вообще называл этот роман своим первым произведением), - вышел в свет за год до «Красного и черного» Стендаля. Но «Красное и черное» - шедевр, большой памятник нового реализма, а «Последний шуан» - нечто среднее, незрелое.

Бесспорно, Стендаль и Бальзак - очень разные художественные индивидуальности. Творчество первого - это прежде всего две вершины: «Красное и черное» и «Пармский монастырь». Если бы он даже ничего больше не писал, то все равно остался бы Стендалем. У Бальзака были вещи, которые удались ему лучше, а некоторые хуже. И все же прежде всего он - автор «Человеческой комедии» как целого. Он знал и сам об этом говорил: «Произведение, над которым работает автор, получит в будущем признание, прежде всего благодаря широте своего замысла, а не ценности отдельных деталей».

Настоящая бальзаківська творчество началась на пороге революции 1830 года, которую писатель принял, однако очень быстро понял, что народ обманут. И все же значительная часть его произведений раскрыла тему Реставрации («Гобсек», «Шагреневая кожа», «Полковник Шабер», «Отец Горио», «Музей древностей», «Блеск и нищета куртизанок»).

В 1833 г. увидел свет роман «Евгения Гранде», который определил новую эпоху в творческом развитии О. де Бальзака. Предметом изображения в новом произведении стала буржуазная повседневность с ее внешним и реальным течением. Сразу же после публикации книги в Бальзака возник замысел об объединении всех своих произведений в эпопею.

В 1834 г. в квартире Бальзака нашел временный приют Жюль Сандо, отторгнут спутник Авроры Дюпен. Писатель предложил ему должность секретаря. Сандо стал свидетелем званых обедов. Но через полтора года он сбежал от Бальзака, потому что считал, что лучше умереть с голоду, чем так работать.

После 30-ти лет Бальзак начал мечтать о браке с знатной, красивой, молодой и богатой женщиной, что помогло бы ему наладить свои финансовые и личные проблемы.

В 1832 г. он получил письмо с одесским штампом, который был подписан «Чужестранка». Тайным корреспондентом оказалась графиня Эвелина Ганская (от рождения Ржевусская), которая принадлежала к известной польской семьи и была моложе Оноре всего на год. Она была замужем за Венуеславом Ганским, состоятельным помещиком в Волыни. Переписка скоро переросло в любовь, которому суждено было продолжаться вплоть до смерти писателя. На первый взгляд, Ганская не занимала в жизни Бальзака особого места. В промежутках между встречами с любимой, которые происходили то в Швейцарии, то в Германии, то в Италии, Бальзак ухаживал за женщин, писал романы... Однако все изменилось, когда в 1841 г. Эвелина стала вдовой. Все больше времени они проводили вместе. Бальзак часто ездил в Россию, Украину, в имение Эвелины. В 1845 г. он был очень потрясен известием о ее беременности. В мечтах писатель видел себя отцом, ничуть не сомневаясь, что у него будет сын. Художник даже назвал его Виктор-Оноре и начал строить планы на будущее. Но мечтам не суждено было осуществиться, потому что ребенок родился 6-месячным и умерла. 14 марта 1850 г. Бальзак и Ганская обвенчались в Бердичеве. Она прекрасно знала, что ее ждал уход за больным мужем и положение вдовы писателя, и все же дала согласие на брак.

В 1835 г. после публикации романа «Батюшка Горио» к писателю пришла настоящая слава и признание. Появлялись одна за другой новеллы и романы. Начало 30-х гг. ознаменован не только интенсивной литературной деятельностью Бальзака. Его успехи открыли перед ним двери аристократических салонов, что тешило его самолюбие. Стабилизировались материальные дела, сбылись давние мечты о дом, карету, сапожника. Художник жил широко и свободно.

Когда пришла слава, когда он стал властителем дум, его огромные гонорары уже не могли ничего изменить. Деньги исчезали, еще не появившись в кошельке; сожрать долгами, они сыпались, словно в пропасть, не удовлетворяя и малой части кредиторов. Великий Бальзак убегал от них, словно легкомысленный повеса, а однажды (хоть и ненадолго) даже попал в долговую тюрьму.

Все это кардинально изменило его жизнь. Чтобы погасить долги, ему приходилось работать с лихорадочной скоростью (примерно за два десятка лет он написал 74 романов, множество рассказов, очерков, пьес, статей), а чтобы поддерживать славу избалованного успехом платежеспособного денди - залезать в долги снова и снова.

Однако Оноре и не искал выхода из этого замкнутого круга. Видимо, вечная спешка, атмосфера все большего числа падений и авантюр были непременными условиями его существования, и только при таких обстоятельствах, наверное, и мог проявиться бальзаковский гений. Итак, сначала Бальзак вполне трезво поставил себе цель стать писателем и лишь потом, «после десятилетних поисков наугад.. открыл свое истинное призвание». Он писал по 12 - 14 часов в день без перерыва в состоянии почти сомнамбулическом, превращая ночь в день и борясь со сном и усталостью с помощью гигантских порций черного кофе; кофе в конце концов и свела его в могилу.

40-е годы XIX в. - последний период творчества Бальзака и не менее значительный и плодотворный. Вышло 28 новых романов прозаика. Однако с осени 1848 г. он работал мало и почти ничего не печатал, потому что состояние его здоровья резко ухудшилось: болезни сердца, печени, сильные головные боли. Могучий организм творца «Человеческой комедии» был сломлен непосильным трудом. Бальзак собственно сгорел в труде, дожив почти до 50-ти лет. Это произошло 18 августа 1850 г. Однако выводом его творческой деятельности и мастерства стала «Человеческая комедия», которая принесла ему настоящее признание и бессмертие в веках.

В надгробной речи В. Гюго сказал: «Этот могучий и неутомимый труженик, этот философ, этот мыслитель, этот гений прожил среди нас жизнь, полную грез, борьбы, сражений - жизнь, которой во все времена живут все великие люди».

2. Универсальность замысла, тематико - жанровый состав, основные принципы построения эпопеи «Человеческая комедия» О. де Бальзака

Круг литературных интересов О. де Бальзака было свидетельством того, что он чувствовал потребность в выработке собственного аргументированного взгляда на мир. Результатом таких поисков стало формирования философского фундамента будущей грандиоВНОй эпопеи Бальзака: концепция мира и человека, реализованная в «Человеческой комедии» еще до того, как он подошел к ее созданию.

«Поздравьте меня. Ведь только испортилось, что я - гений», - так, по воспоминаниям сестры Бальзака Сюрвиль, сам писатель возвестил о появлении нового замысла, аналогов которому не было в мировой литературе. В 1833 г. он открыто заявил о желании объединить свои романы в одну эпопею. СвоеобраВНОй чертой, которая символизировала начало создания новой книга, стал роман «Отец Горио», который автор окончил в 1835 г. Начиная с этого произведения, Бальзак стал систематически брать имена и характеры героев из своих предыдущих произведений.

Власть золота стала одной из сквозных тем мировой литературы. Почти все выдающиеся писатели XIX-XX вв. обращались к ней. Не стал исключением и выдающийся французский прозаик Оноре де Бальзак, автор цикла романов под общим названием «Человеческая комедия», который он писал более 20 лет. В этих произведениях писатель стремился воплотить художественное обобщение жизни французского общества периода 1816-1848 гг.

Связь прозы художника с реальной жизнью Франции эпохи Реставрации сложный и многочисленный. Он умело переплітав упоминания о исторические детали и реальные события с фамилиями героев «Человеческой комедии» и описанными в ней событиями. Но Бальзак не имел целью воссоздать точную копию действительности. Он не скрывал, что на том, какой предстала в «Человеческой комедии» Франция, лежал отпечаток его представлений о смысле и содержании человеческой жизни и истории цивилизации в целом. Но можно точно сказать, что он последовательно реализовал в своем творчестве гуманистический взгляд на историю цивилизации. История морали, которую написал Бальзак, - это история, увиденная через людей со всеми их мечтами, страстями, горем и радостями.

Писатель решил в своих произведениях показать как можно более широкую панораму жизни Франции своей эпохи, но впоследствии убедился, что это невозможно осуществить в рамках одного романа. Так начал складываться цикл, который в 1842 г. получил название «Человеческая комедия».

«Божественная комедия» Данте

«Человеческая комедия» Бальзака

По форме это произведение - своеобраВНОе путешествие в потусторонний мир, осуществлена поэтом в художественном воображении, видении

По форме - изображение жизни Франции во всех его проявлениях

Цель произведения - указать средневековой человеку и всему человечеству путь к спасению

Цель комедии - стремление объяснить закономерности человеческой действительности

Назван комедией, потому что начинался печально, но имел счастливый конец

Назван комедией, потому что показал концепцию человеческого мира с самых разных сторон

Жанр - поэма

Проблематично определить жанр. Чаще всего встречается два определения: цикл романов и эпопея

Разделена на три части («Ад», «Чистилище», «Рай») - это три мира, где время жил Данте: реальная жизнь, чистилище внутренней борьбы и рай веры

Разделена на три части, каждая из которых включала определенные произведения

Поскольку план бальзаківської эпопеи вызревал постепенно, то и принципы классификации произведений, которые вошли в нее, многократно менялись. Изначально художник планировал назвать главную работу своей жизни «Социальные этюды», но впоследствии «Божественная комедия» Дайте навела его на другую мысль относительно названия произведения. ГрандиоВНОе произведение требовал величественной названия. Она пришла к писателю не сразу, а гораздо позже (по аналогии с «Божественной комедии» Данте). Трагедия XVIII в. сменилась комедией середины XIX в. Сам писатель так объяснял выбранную название: «Огромный размах плана, одновременно охватывает историю и критику общества, анализ его недостатков и обсуждение его основ позволяет, я думаю, дать ему тот заголовок, под которым он появится, - «Человеческая комедия». Или претенциозный он, только правильный? Это решат сами читатели, когда работа будет закончена».

Первым шагом на пути к «Человеческой комедии» стало обращение Бальзака к жанру «физиологического очерка», который не имел ничего общего с физиологией в медицинском понимании этого слова. То было своеобраВНОе исследование определенных социальных явлений. «Физиологический очерк» - художественная публицистика, затрагивающая современные темы и разрабатывала богатый материал социально-бытовых и психологических наблюдений.

Первые наброски грандиоВНОго труда появились с 1833 года («Шагреневая кожа»), работа над последними страницами закончилась незадолго до смерти автора («изнанка современной истории», 1848). В 1845 г. писатель составил список всех произведений «Человеческой комедии», который насчитывал 144 названия. Но реализовать свой замысел в полном объеме он не успел.

В письме к госпоже Карро он писал: «Мое произведение должно вобрать в себя все типы людей, все общественные состояния, он должен воплотить все социальные сдвиги так, чтобы ни одна жизненная ситуация, ни одно лицо, ни один характер, мужской или женский, ни один образ жизни, ни одна профессия, ни чьи-либо взгляды, ни одна французская провинция, ни хотя бы что-нибудь из детства, старости, зрелого возраста, с политики, права или военных дел не оказались забытыми».

Явлениям обыденным - и тайным, и явным, - а также событиям личной жизни, их причинам и першоосновам Бальзак предоставил не меньшего веса, чем историки придавали событиям общественной жизни народов. «Это нелегкий труд - описать 2 - 3 тысячи людей, которые чем-то выделяются на фоне своей эпохи, ибо примерно столько наберется в конечном итоге типов, которые представляют каждое поколение, и «Л. к.» вместит в себе их всех. Такое количество лиц, характеров, такое множество судеб нуждалась в определенных рамок и - да простят меня за это высказывание - галерей».

Общество, которое стало плодом творческой энергии писателя, обладало всеми признаками реальности. Из одного произведения в другое переходили «общие персонажи», которые, наряду с всеобщностью творческого метода и авторской концепции, укрепляли замысел писателя, придавая ему масштабности архитектурного сооружения. Постепенно у Бальзака появились свои врачи (Б"яншон, Деплен), сыщик (Корантен, Перад), адвокаты (Дервіль, Дерош), финансисты (Нусінген, братья Келлеры, дю Тийе), ростовщики (Гобсек, Пальме, Бидо), знать (Лістомери, Кергаруети, Монфріньєзи, Гранльє, Ронкеролі, Рогани) и т.д.

Постичь грандиоВНОсть общего замысла Бальзака позволила «Предисловие к «Человеческой комедии». «Первоначальная идея «Человеческой комедии» предстала передо мной как мечта, как один из тех туманных замыслов, их растишь, но отчетливо представить себе не можешь...».

Основные положения «Предисловия...»

Идея этого произведения родилась в результате сравнения человечества с животным миром.

Стремление найти в обществе единый механизм, поскольку оно, по его мнению, похоже на Природу.

Писатель выделял три формы бытия человека: «мужчины, женщины и вещи».

Главная идея замысла - дать огромную панораму общества на основе закона эгоизма.

Бальзак не исповедовал руссоїстських идей о «природную доброту человека».

«Человеческая комедия» разделена на три части, каждую из которых Бальзак назвал этюдами (вивченнями): «Этюды о нравах», «Философские этюды», «Аналитические этюды». Центральное место в ней заняли «Этюды об обычаях», которые писатель разделил на разные сцены жизни. Эта схема носила условный характер, некоторые произведения переходили из одного раздела в другой. Согласно схеме автор расположил свои романы таким образом (важнейшие произведения):

1. «Этюды о нравах».

А) Сцены частной жизни. «Дом кошки, играющей в мяч», «Бал в Со», «Супружеская согласие», «Побочная семья», «Гобсек», «Силуэт женщины», «30-летняя женщина», «Полковник Шабер», «Покинутая женщина», «Отец Горио», «Брачный контракт», «Обедня безбожника», «Дочь Евы», «Беатриса», «Первые шаги в науку».

Б) Сцены провинциальной жизни. «Евгения Гранде», «Прославленный Годиссар», «Провинциальная муза», «Старая дева», «Пьєретта», «Жизнь холостяка», «Утраченные иллюзии».

В) Сцены парижской жизни. «История тринадцати», «Блеск и нищета куртизанок», «Фачино Кане», «Деловой человек», «Принц богемы», «Кузина Бетта».

Г) Сцены политической жизни. «Изнанка современной истории», «Темное дело», «Эпизоды эпохи террора».

Д) Сцены военной жизни. «Шуани», «Страсть в пустыне».

Е) Сцены сельской жизни. «Сельский врач», «Сельский священник», «Крестьяне».

2. «Философские этюды».

«Шагреневая кожа», «Прощенный Мельмот», «Неведомый шедевр», «Проклятое дитя», «Поиски Абсолюта», «Прощай», «Палач», «Эликсир долголетия».

3. «Аналитические этюды».

«Философия брака», «Мелкие невзгоды супружеской жизни».

«Этюды о нравах» составляли общую историю общества, где собрано все события и деяния. Каждый из шести разделов соответствовал одной из главных мыслей. Каждый имел свой смысл, свое значение и охватил определенный период человеческой жизни:

«Сцены частной жизни изображают детство, юность и свойственные этому возрасту ошибки.

Сцены провинциальной жизни подают страсти в их зрелом возрасте, описывая расчеты, интересы и амбиции.

Сцены парижской жизни рисуют картину вкусов, пороков и неуемных проявлений жизни, связанные с обычаями, которые процветают в столице, где одновременно можно встретить и неповторимое добро, и неповторимое зло.

Сцены политической жизни отражают интересы многих или всех - то есть речь идет о жизни, что течет будто не в общем русле.

Сцены военной жизни показывают грандиозную картину Общества в состоянии наивысшего напряжения, когда оно выходит за пределы своего существования - когда защищается от вражеского нашествия или отправляется в завоевательные походы.

Сцены деревенской жизни - это как вечер долгого дня. В этом разделе читатель впервые встретит самые чистые характеры и будет показано, как нужно воплощать в жизнь высокие принципы порядка, политики и морали».

Трудно назвать все темы произведений Оноре де Бальзака. К вниманию автор взял, казалось бы, антихудожні темы: обогащение и банкротство торговца, история имения сменил владельца, спекуляция земельными наделами, финансовые аферы, борьба вокруг завещания. В романах именно эти главные события и определили отношения родителей - детей, женщин - мужчин, любовников - любовниц.

Главная тема, объединившая произведения Бальзака в одно целое, - стремление объяснить закономерности действительности. Автора интересовали не только конкретные темы и проблемы, но и взаимосвязь этих проблем; не только отдельные страсти, но и формирование человека под влиянием среды.

Эти методы позволили писателю сделать в книге определенные выводы о деградации человека в буржуаВНОм обществе. Однако он не абсолютизировал влияние среды, а подводил героя к самостоятельному выбору своего жизненного пути.

Объединило такое огромное количество произведений и действующих лиц следующее: Бальзак разработал важный мотив человеческих поступков - стремление к обогащению.

Внутренняя построение «Человеческой комедии» такова, что большие романы и повести чередовались в ней с новеллами-«перекрестками» - «Принц богемы», «Деловой человек», «Комедианты неведомо для себя». Это, скорее, невольно написаны этюды, основная ценность которых - встреча с хорошо известными писателю персонажами, которых на короткое время вновь объединила интрига.

«Человеческую комедию» писатель строил по принципу цикличности: большинство персонажей переходили из произведения в произведение, выступая главными действующими лицами в одних и эпизодическими - в других. Бальзак смело отказался от сюжета, где биография того или иного героя давалась полностью.

Таким образом, важный композиционный принцип «Человеческой комедии» - взаимодействие и взаимосвязь различных частей цикла (например, действия «Гобсека» и «Отец Горио» происходили почти одновременно, был у них и общий персонаж - Анастази де Ресто - дочь отца Горио и жена графа де Ресто).

Очень проблематично точно и однозначно определить жанр этого произведения. Чаще всего дано два определения: цикл романов и эпопея. Вряд ли их можно отнести к «Человеческой комедии». Формально - это цикл романов, точнее - произведений. Но у многих из них отсутствуют средства связи между собой - например, ни сюжеты, ни проблематика, ни общие герои не связали между собой романы «Шуани», «Крестьяне», «Блеск и нищета куртизанок» и повесть «Шагреневая кожа». И таких примеров немало. Определение «эпопея» тоже лишь частично касается «Человеческой комедии». Для эпопеи, в современном ее виде, характерно наличие стержневых героев и общего сюжета, чего не было у Бальзака.

Наиболее сложный вариант циклического единства - это объединение в рамках одного замысла произведений разных жанров (романов, рассказов, новелл, очерков, повестей). В этом случае огромный жизненный материал, огромное количество персонажей, масштабность обобщений писателя также позволили говорить о эпопею. Как правило, в таком контексте в первую очередь вспоминают о «Человеческую комедию» Бальзака и о «Ругон-Маккари» Е. Золя, созданных под влиянием бальзаковского шедевра.

3. Идейно-художественный анализ произведений «Эжени Гранде», «Шагреневая кожа»

В 1831 г. Бальзак опубликовал роман «Шагреневая кожа», который «должен был сформулировать современность, наша жизнь, наш эгоизм». Главная тема произведения - тема талантливого, но бедного молодого человека, которая потеряла мечты юности в столкновении с эгоистичным и бездуховным буржуазным обществом. Уже в этой книге была очерчена главная черта творчества писателя - фантастические образы не противоречили реалистичному отображению действительности, а, наоборот, придавали особой интриги и философских обобщений рассказы.

Философские формулы раскрыты в романе на примере судьбы главного героя Рафаэля де Валантена, поставленного перед дилеммой века: «желать» и «мочь». Заражен болезнью времени, Рафаэль, который изначально выбрал путь ученого, откажись от него ради блеска и наслаждений светской жизни. Пережив полный крах в своих честолюбивых намерениях, отторгнут женщиной, которой так увлекался, оставшись без минимальных средств к существованию, герой уже был готов покончить жизнь самоубийством. Именно в это время судьба свела его с удивительным стариком, антикваром, который вручил ему всесильный талисман - шагреневую кожу, для владельца которой желание и возможности становились реальностью. Однако расплатой за все желания жизнь Рафаэля, которое очень быстро стало всплывать вместе с уменьшением размера шагреневой кожи. Выход из данной ситуации для героя был только один - утолить все желания.

Так в романе раскрыты две системы бытия: жизнь, полная наслаждений и страстей, которое привело к уничтожению человека, и жизнь аскетическую, единственным удовольствием которого были знания и потенциальная мощь. Бальзак изобразил как сильные, так и слабые стороны обеих этих систем на примере образа Рафаэля, который сначала почти не погубил себя в русле страстей, а затем медленно умирал в «растительном» существовании без желаний и эмоций.

«Рафаэль мог все, но не совершил ничего». Причина тому - эгоизм героя. Желая иметь миллионы и получив их, Рафаэль, ранее переполнен желаний и грез, сразу же переродился: «глубоко эгоистическая мысль вошла в самую его суть и поглотила для него вселенная».

Все события в романе строго мотивированы естественным стечением обстоятельств: Рафаэль, получив шагреневую кожу, сразу пожелал развлечений и оргий, и в тот же миг наткнулся на своего давнего приятеля, который пригласил его на «роскошную вечеринку в дом Тайфера; там герой случайно встретился с нотариусом, который уже две недели разыскал наследника умершего миллионера, им и оказался Рафаэль, и т.д. Итак, фантастический образ шагреневой кожи выступил «средством сугубо реалистического отражения переживаний, настроений и событий» (Гете).

В 1833 г. увидел свет роман «Эжени Гранде». Предметом изображения в новом произведении выступила буржуазная обыденность с ее привычным ходом событий. Место действия - типичное для французской провинции городок Сомюр, которое раскрыто на фоне соперничества двух родовитых семейств города - Крюшон и Грассенів, что спорили за руку героини романа Эжени, наследницы многомиллионного имущества «батюшки Гранде».

Главный герой романа - отец Эжени. Феликс Гранде - образ провинциального богача, личность исключительная. Жажда денег заполонила его душу, уничтожил в нем все человеческие чувства. Известие о самоубийстве брата оставила его совершенно равнодушным. В судьбе осиротевшего племянника он не принимал никакой семейной участия, быстро отправив его в Индию. Жену и дочь скряга оставил без самого необходимого, економивши даже на визитах врача. Своей привычной безразличия к умирающей жены Гранде изменил лишь после того, как узнал, что ее смерть грозила распределением имущества, поскольку именно Эжени была законной наследницей матери. Единственная, к кому он по-своему был не безразличен, - дочь. И то только потому, что видел в ней будущую берегиню накопленных богатств. «Береги злато, береги! Ты дашь мне ответ на том свете,» - таковы последние слова отца, обращенные к ребенку.

Страсть к накоплению не только дегуманізувала Феликса Гранде, в ней причины преждевременной смерти жены и потерянного жизни Эжени, которому отец отказал в естественном праве любить и быть любимой. Страстью объяснялась и печальная эволюция Шарля Гранде, который пришел в дом дяди неиспорченным юношей, а вернулся из Индии жестоким и жадным, потеряв лучшие черты своего «я».

Выстраивая биографию Гранде, Бальзак в широкой экспозиции аналитически разоблачил «корни» деградации героя, тем самым проведя параллель с буржуазным обществом, которое утверждала с помощью золота свое величие. Этот образ нередко сравнивали с образом Гобсека. Но жажда наживы у Гобсека и Гранде носила различный характер: если у Гобсека культ золота вкладывался в философское осмысление величия богатства, то Гранде просто любил деньги ради денег. Реалистичный образ Феликса Гранде не наделен и романтическими чертами, которые одиночно пробивались в Гобсекові. Если сложность натуры Гобсека в чем-то импонировала Бальзаку, то батюшка Гранде в своей примитивности никаких симпатий у писателя не пробудил.

Сомюрському миллионеру противопоставлена его дочь. Именно Эжени с ее равнодушием к золоту, высокой духовностью и стремлением к счастью решила вступить в конфликт с отцом. Истоки драматической коллизии - в любви героини к ее юного кузена Шарля. В борьбе за Шарля - любимого и влюбленного - она проявила редкую настойчивость и дерзость. Но Гранде пошел хитрым путем, отправив племянника за золотом в далекую Индию. Если счастье Эжени так и не пришло, то причиной тому стал сам Шарль, предав юношеской любви ради денег и социального положения. Потеряв с любовью смысл жизни, внутренне опустошенная Эжени в конце романа продолжала существовать, будто выполняя завет отца: «Не смотря на 800 тыс. ливров дохода, она живет так же, как жила раньше бедная Эжени Гранде, топит печь в своей комнате только в те дни, когда позволял ей отец... Всегда одета, как одевалась ее мать. Сомюрський дом, без солнца, без тепла, постоянно наполнен меланхолии - отражение ее жизни».

Вот такой грустной предстала история Эжени - женщины, созданной природой для счастья быть женой и матерью. Но через свою духовность и непохожесть на других, за деспота-отца она «...не получила ни мужа, ни детей, ни семьи».

Творческий метод писателя

Введены бальзаковские герои: яркие, талантливые, неординарные личности;

Склонность к контрастам и преувеличений;

Бальзак над персонажем работал в три этапа:

Набросал образ человека, отталкиваясь от кого-то из своих знакомых или из литературы,

Собирал весь материал в единое целое;

Персонаж стал воплощением какой-то определенной страсти, идеи, которая и придавала ему определенной формы;

Все, что происходило в его произведениях - это результат многочисленных причин и последствий;

Значительное место в произведениях отводилось описаниям.

Вопросы для самоконтроля

1. Почему Оноре де Бальзака называют «отцом современного реализма и натурализма»?

2. Раскройте основной замысел писателем «Человеческой комедии».

3. Что объединяет такую массу произведений Бальзака в одно целое?

4. Какие основные принципы построения эпопеи «Человеческая комедия» ?

(1799-1850) великий французский писатель-реалист

Оноре де Бальзак родился в городе Туре в семье небогатого чиновника крестьянского происхождения, поменявшего свою фамилию Бальса на более благородную. Оноре был старшим из четырех детей. Его мать, женщина по натуре холодная и эгоистичная, детей не любила, кроме младшего сына Анри. Холодная суровость матери глубоко ранила душу будущего писателя, и в сорокалетнем возрасте Бальзак писал: «Я никогда не имел матери». До четырех лет он воспитывался у кормилицы в деревне. Когда Оноре было восемь, мать отправила его в Вандомский колледж с суровым монастырским уставом. Здесь применялись телесные наказания и карцер, прогулки по городу были запрещены, детей не отпускали домой даже на каникулы. Через шесть лет обучения в колледже семья забрала Оноре домой, так как у мальчика было тяжелое нервное истощение.

В 1814 году семья переехала в Париж. Бальзак закончил среднее образование в частных пансионах. Затем он поступил на факультет права Сорбонны и начал слушать лекции по праву и литературе. Его отец хотел, чтобы сын стал адвокатом. В 1819 году Оноре де Бальзак бросает занятия правом и объявляет семье о своем намерении посвятить себя литературе.

В начале литературной карьеры он терпит неудачу за неудачей. Провал его трагедии «Кромвель» (1819) заставляет молодого литератора изменить на время свои творческие планы. Оказавшись без финансовой поддержки родителей, в

1820 году он знакомится с молодыми людьми, зарабатывавшими на написании бульварных романов. Они предлагают Оноре де Бальзаку войти в долю. С 1821 по 1826 год он пишет серию исторических и приключенческих романов, которые впоследствии сам же назовет «литературной пачкотней» и «литературным свинством». Однако романы «на сбыт» денег не приносят. Бальзак покупает типографию и строит новые творческие планы, но в 1828 году его предприятие терпит крах.

Надо сказать, что на протяжении всей жизни Оноре де Бальзак боролся с долгами, и все его финансовые проекты проваливались. Однако он оставался человеком очень энергичным и неутомимым.

Оноре де Бальзак очень много работал. В тридцатые годы писатель создал произведения, ставшие шедеврами мировой литературы: «Евгения Гранде» (1833), «Отец Горио» (1835, это один из самых знаменитых романов XIX века), «Утраченные иллюзии» (1837-1843). Имя Гобсек («Гобсек», 1830) стало нарицательным.

Оноре де Бальзак был преисполнен честолюбия, жаждал принадлежать к элите. Его, как человека простого происхождения, ослепляли и манили блеск высшего, аристократического общества, утонченность манер, титулы. Он купил себе титул, и его самолюбие тешили посвящения, которые он писал в своих книгах: «Герцогине д"Абрантес. Преданный слуга Оноре де Бальзак». Однако в аристократических салонах он в глазах света был смешон, в лучшем случае - забавен.

У Бальзака очень рано зародилась идея изучить в своих произведениях различные аспекты человеческой жизни, а затем объединить эти исследования в несколько серий. В начале 1830-х годов он уже наметил конкретный план: создать «историю современного французского общества». С 1834 года Оноре де Бальзак пишет не отдельные романы, а одно большое произведение, которому позже, в 1841 году, даст название «Человеческая комедия». Замысел был грандиозным - создать 140 романов и «... составляя опись пороков и добродетелей, собирая важнейшие случаи проявления страстей, изображая характеры, собирая события из жизни общества, создавая типы путем соединения отдельных черт многочисленных однородных характеров, написать историю, забытую столькими историками, историю нравов» (Бальзак, предисловие к «Человеческой комедии»). Название этого монументального творения было выбрано по аналогии с «Божественной комедией» Данте, итальянского поэта эпохи Возрождения. Вся «Человеческая комедия» была разделена на три серии:

1) «Этюды о нравах», в которых выделялись шесть «сцен»: сцены из частной, провинциальной, парижской, политической, военной и деревенской жизни;

2) «Этюды философские»;

3) «Этюды аналитические».

Изображая все слои современного ему французского общества, как парижского, так и провинциального, Оноре де Бальзак собрал в своих романах около трех тысяч персонажей, причем одни и те же герои проводятся писателем через различные произведения. Этот переход героев из одних романов в другие подчеркивает связь общественных явлений и создает впечатление отдельных эпизодов из жизни одного общества. Время действия - эпоха Реставрации и Июльская монархия. Бальзак показывает конец эпохи аристократии и появление новых хозяев жизни - буржуазных выскочек. Основу общественной жизни составляет борьба за деньги. Мораль этого общества выражена словами одного из персонажей: «Нет морали - есть только обстоятельства» («Отец Горио»).

Если творческая судьба писателя складывалась весьма успешно, то в личной жизни он был не столь счастлив. В 1833 году писатель Оноре де Бальзак получил анонимное письмо от женщины, восторженной поклонницы его таланта. Вскоре он узнал ее имя. Это была польская графиня Эвелина Ганская, жившая с семьей в имении на Украине. Началась длительная переписка между Бальзаком и Ганской. Писатель встречался с графиней несколько раз в Швейцарии, Франции, Голландии, Бельгии. В 1841 году умер ее муж, и вопрос о браке между писателем и графиней был решен. В 1847- 1848 годах Бальзак был в имении Ганской на Украине. В начале 1850 года они обвенчались в костеле в уездном городе Бердичеве. Однако Оноре де Бальзак был уже тяжело болен. В холодную зиму на Украине он простудился, бронхит перешел в тяжелое воспаление легких. Вернувшись в Париж, писатель слег и умер в августе 1850 года.

Он не успел полностью осуществить свой грандиозный план, но написанные им 95 романов «Человеческой комедии» представляют собой широчайшую картину французского общества того времени, названного Бальзаком «великой комедией нашего века» или «комедией дьявола».

Кроме 95 романов, объединенных общим названием «Человеческая комедия», Оноре де Бальзак написал десятки произведений, пять драм, критические статьи и сборник новелл «Озорные рассказы».

Оноре де Бальзак , французский писатель, «отец современного европейского романа», появился на свет 20 мая 1799 г. в городе Тур. Его родители не имели благородного происхождения: отец был выходцем из крестьян с хорошей коммерческой жилкой, впоследствии поменял фамилию с Бальса на Бальзак. Частица «де», свидетельствующая о принадлежности к дворянам, - также более позднее приобретение этого семейства.

Амбициозный отец видел сына адвокатом, и в 1807 г. мальчика вопреки его желанию отдали в Вандомский колледж - учебное заведение с весьма строгими порядками. Первые годы обучения превратились для юного Бальзака в настоящее мучение, он был завсегдатаем карцера, потом понемногу привык, а его внутренний протест выливался в пародии на преподавателей. Вскоре подростка настигла тяжелая болезнь, вынудившая в 1813 г. покинуть колледж. Прогнозы были самыми пессимистичными, однако через пять лет недуг отступил, позволив Бальзаку получать образование дальше.

С 1816 по 1819 г. он, живя с родителями в Париже, работал в судейской конторе писцом и одновременно учился в Парижской школе права, но не желал связывать будущее с юриспруденцией. Бальзаку удалось убедить отца с матерью в том, что карьера литератора - это именно то, что ему нужно, и с 1819 г. он занялся сочинительством. В период до 1824 г. начинающий автор печатался под псевдонимами, выдавая один за другим на-гора откровенно конъюнктурные, не имевшие большой художественной ценности романы, которым сам впоследствии дал определение «сущее литературное свинство», стараясь вспоминать как можно реже.

Следующий этап биографии Бальзака (1825-1828) был связан с издательско-типографской деятельностью. Его надежды разбогатеть не оправдались, более того - появились огромные долги, которые заставили несостоявшегося издателя снова взять в руки перо. В 1829 г. читающая публика узнала о существовании писателя Оноре де Бальзака: вышел в свет первый роман – «Шуаны», подписанный настоящим именем, и в том же году за ним последовала «Физиология брака» (1829) - написанное с юмором пособие для женатых мужчин. Оба произведения не остались незамеченными, а роман «Эликсир долголетия» (1830-1831), повесть «Гобсек» (1830) вызвали довольно широкий резонанс. 1830 год, опубликование «Сцен частной жизни» можно считать началом работы над главным литературным трудом – циклом повестей и романов под названием «Человеческая комедия».

Несколько лет писатель трудился внештатным журналистом, но главные его помыслы вплоть до 1848 г. были посвящены сочинению произведений для «Человеческой комедии», в которую вошло в общей сложности около сотни произведений. Схематические черты масштабного полотна, отображающего жизнь всех социальных слоев современной ему Франции, Бальзак проработал в 1834 г. Название для цикла, пополнявшегося все новыми и новыми сочинениями, он придумал в 1840 либо 1841 г., и в 1842 г. очередное издание вышло уже с новым заголовком. Известность и почет за пределами родины пришли к Бальзаку еще при жизни, но он и не думал почивать на лаврах, тем более что сумма долга, оставшегося после провала издательской деятельности, была весьма внушительной. Неутомимый романист, корректируя произведение в очередной раз, мог существенно поменять текст, полностью перекроить композицию.

Несмотря на напряженную деятельность, он находил время для светских развлечений, поездок, в том числе за границу, не игнорировал земные удовольствия. В 1832 или 1833 г. у него завязался роман с Эвелиной Ганской, польской графиней, которая на тот момент была несвободна. Возлюбленная дала Бальзаку обещание выйти за него замуж, когда станет вдовой, но после 1841 г., когда ее супруг скончался, не торопилась его сдержать. Душевные терзания, надвигающаяся болезнь и огромная усталость, вызванная многолетней напряженной деятельностью, сделали последние годы биографии Бальзака не самыми счастливыми. Его свадьба с Ганской все же состоялась - в марте 1850 г., но в августе Париж, а затем и всю Европу облетела весть о смерти писателя.

Творческое наследие Бальзака – огромное и многогранное, его талант повествователя, реалистичность описаний, умение создать драматическую интригу, передавать самые тонкие порывы человеческой души поставило его в ряд величайших прозаиков века. Его влияние испытали на себе как Э. Золя , М. Пруст, Г. Флобер, Ф. Достоевский , так и прозаики XX века.

Биография из Википедии

Оноре де Бальзак родился в Туре в семье крестьянина из Лангедока Бернара Франсуа Бальса (Balssa) (22.06.1746-19.06.1829). Отец Бальзака разбогател на скупке и продаже конфискованных дворянских земель в годы революции, а позднее стал помощником мэра города Тура. Не имеет никакого родственного отношения к французскому писателю Жану-Луи Гез де Бальзаку (1597-1654). Отец Оноре изменил фамилию и стал Бальзаком. Мать Анна-Шарлотта-Лаура Саламбье (1778-1853) была значительно моложе своего супруга и даже пережила своего сына. Она происходила из семьи парижского торговца сукном.

Отец готовил сына к адвокатской деятельности. В 1807-1813 годах Бальзак учился в Вандомском коллеже, в 1816-1819 - в Парижской школе права, одновременно работал у нотариуса писцом; однако он отказался от юридической карьеры и посвятил себя литературе. Родители мало занимались сыном. В Вандомский коллеж он был помещён против воли. Встречи с родными там были запрещены круглый год, за исключением рождественских каникул. Первые годы учёбы ему многократно приходилось бывать в карцере. В четвёртом классе Оноре начал смиряться со школьной жизнью, но насмешек над учителями не прекратил… В 14 лет он заболел, и родители забрали его домой по просьбе начальства коллежа. Пять лет Бальзак тяжело болел, считалось, что надежды на выздоровление нет, но вскоре после переезда семьи в Париж в 1816 году выздоровел.

Директор училища Марешаль-Дюплесси писал в своих воспоминаниях о Бальзаке: «Начиная с четвёртого класса его парта всегда была полна писаниями…». Оноре с ранних лет увлекался чтением, особенно его привлекало творчество , Монтескье , Гольбаха, Гельвеция и других французских просветителей. Также он пробовал писать стихи и пьесы, однако его детские рукописи не сохранились. Его сочинение «Трактат о воле» было отнято учителем и сожжено на его глазах. Позже свои годы детства в учебном заведении писатель опишет в романах «Луи Ламбер», «Лилия в долине» и в других.

После 1823 года напечатал несколько романов под различными псевдонимами в духе «неистового романтизма». Бальзак стремился следовать литературной моде, и позднее сам он называл эти литературные опыты «сущим литературным свинством» и предпочитал не вспоминать о них. В 1825-1828 годах попытался заняться издательской деятельностью, но потерпел неудачу.

В 1829 году выходит первая подписанная именем «Бальзак» книга - исторический роман «Шуаны» (Les Chouans). На формирование Бальзака как писателя оказали влияние исторические романы Вальтера Скотта. Последующие сочинения Бальзака: «Сцены частной жизни» (Scènes de la vie privée, 1830), роман «Эликсир долголетия» (L"Élixir de longue vie, 1830-1831, вариация на темы легенды о Дон Жуане); повесть «Гобсек» (Gobseck, 1830) привлекли внимание читателя и критики. В 1831 году Бальзак публикует свой философский роман «Шагреневая кожа»(La Peau de chagrin) и начинает роман «Тридцатилетняя женщина» (фр.) (La femme de trente ans). Цикл «Озорные рассказы» (Contes drolatiques, 1832-1837) - ироническая стилизация под новеллистику Возрождения. В отчасти автобиографическом романе «Луи Ламбер» (Louis Lambert, 1832) и особенно в более поздней «Серафите» (Séraphîta, 1835) отразилось увлечение Бальзака мистическими концепциями Э. Сведенборга и Кл. де Сен-Мартена.

Его надежда разбогатеть ещё не осуществилась (тяготеет долг - результат его неудачных коммерческих предприятий), когда слава начала приходить к нему. Между тем он продолжал напряжённо трудиться, работая за письменным столом по 15-16 часов в сутки, и ежегодно публикуя от 3 до 6 книг.

В созданных первые пять-шесть лет его писательской деятельности произведениях изображены разнообразнейшие области современной ему жизни Франции: деревня, провинция, Париж; различные социальные группы - купцы, аристократия, духовенство; различные социальные институты - семья, государство, армия.

В 1845 году писатель был награждён орденом Почётного легиона.

Оноре де Бальзак умер 18 августа 1850 года, на 52-м году жизни. Причина смерти - гангрена, развившаяся после того, как он поранил ногу об уголок кровати. Однако смертельная болезнь была лишь осложнением длившегося несколько лет мучительного недомогания, связанного с разрушением кровеносных сосудов, - предположительно, артериита.

Бальзак был похоронен в Париже, на кладбище Пер-Лашез. «Хоронить его вышли все писатели Франции ». От часовни, где с ним прощались, и до церкви, где его отпевали, среди несущих гроб людей были Александр Дюма и Виктор Гюго .

Бальзак и Эвелина Ганская

В 1832 году Бальзак заочно познакомился с Эвелиной Ганской, которая вступила с писателем в переписку, не открывая своего имени. Бальзак встретился с Эвелиной в Невшателе, куда она приехала со своим мужем, владельцем обширных поместий на Украине, Венцеславом Ганским. В 1842 году Венцеслав Ганский умер, однако его вдова, несмотря на многолетний роман с Бальзаком, не выходила за него замуж, так как хотела передать наследство мужа своей единственной дочери (вступив в брак с иностранцем, Ганская лишилась бы своего состояния). В 1847-1850 годах Бальзак гостил в поместье Ганской Верховня (в одноимённой деревне Ружинского района Житомирской области, Украина). Бальзак обвенчался с Эвелиной Ганской 2 марта 1850 года в городе Бердичеве, в костёле Святой Варвары, после свадьбы супруги уехали в Париж. Сразу же по приезде домой писатель заболел, и Эвелина ухаживала за мужем до последних его дней.

В неоконченном «Письме о Киеве» и частных письмах Бальзак оставил упоминания о своем пребывании в украинских городках Броды, Радзивилов, Дубно, Вишневец Киев посещал в 1847, 1848 и 1850 гг.

Творчество

Состав «Человеческой комедии»

В 1831 году у Бальзака зарождается мысль создать многотомное произведение - «картину нравов» его времени - огромный труд, впоследствии озаглавленный им «Человеческая комедия». По мысли Бальзака, «Человеческая комедия» должна была быть художественной историей и художественной философией Франции - как она сложилась после революции. Над этим трудом Бальзак работает в течение всей своей последующей жизни; он включает в него большинство уже написанных произведений, специально для этой цели перерабатывает их.Цикл состоит из трёх частей:

  • «Этюды о нравах»,
  • «Философские этюды»,
  • «Аналитические этюды».

Наиболее обширна первая часть - «Этюды о нравах», в которую вошли:

«Сцены частной жизни»

  • «Гобсек» (1830),
  • «Тридцатилетняя женщина» (1829-1842),
  • «Полковник Шабер» (1844),
  • «Отец Горио» (1834-35)

«Сцены провинциальной жизни»

  • «Турский священник» (Le curé de Tours , 1832),
  • Евгения Гранде» (Eugénie Grandet , 1833),
  • «Утраченные иллюзии» (1837-43)

«Сцены парижской жизни»

  • трилогия «История тринадцати» (L’Histoire des Treize , 1834),
  • «Цезарь Биротто» (César Birotteau , 1837),
  • «Банкирский дом Нусингена» (La Maison Nucingen , 1838),
  • «Блеск и нищета куртизанок» (1838-1847),
  • «Сарразин» (1830)

«Сцены политической жизни»

  • «Случай из времён террора» (1842)

«Сцены военной жизни»

  • «Шуаны» (1829),
  • «Страсть в пустыне» (1837)

«Сцены деревенской жизни»

  • «Лилия долины» (1836)

В дальнейшем цикл был пополнен романами «Модеста Миньон» (Modeste Mignon , 1844), «Кузина Бетта» (La Cousine Bette , 1846), «Кузен Понс» (Le Cousin Pons , 1847), а также, по-своему подытоживающим цикл, романом «Изнанка современной истории» (L’envers de l’histoire contemporaine , 1848).

«Философские этюды»

Представляют собой размышления о закономерностях жизни.

  • «Шагреневая кожа» (1831)

«Аналитические этюды»

Циклу присуща наибольшая «философичность». В некоторых произведениях - например, в повести «Луи Ламбер», объём философских выкладок и размышлений многократно превышает объём сюжетного повествования.

Новаторство Бальзака

Конец 1820-х и начало 1830-х годов, когда Бальзак вошёл в литературу, был периодом наибольшего расцвета творчества романтизма во французской литературе. Большой роман в европейской литературе к приходу Бальзака имел два основных жанра: роман личности - авантюрного героя (например, Робинзона Крузо) или самоуглубляющегося, одинокого героя («Страдания молодого Вертера» В. Гёте) и исторический роман (Вальтер Скотт).

Бальзак отходит и от романа личности, и от исторического романа Вальтера Скотта. Он стремится показать «индивидуализированный тип». В центре его творческого внимания, по мнению ряда советских литературоведов, находится не героическая или выдающаяся личность, а современное буржуазное общество, Франция Июльской монархии.

«Этюды о нравах» разворачивают картину Франции, рисуют жизнь всех сословий, все общественные состояния, все социальные институции. Их лейтмотив - победа финансовой буржуазии над земельной и родовой аристократией, усиление роли и престижа богатства, и связанное с этим ослабление или исчезновение многих традиционных этических и нравственных принципов.

В Российской империи

Творчество Бальзака нашло своё признание в России ещё при жизни писателя. Многое печаталось отдельными изданиями, а также в московских и петербургских журналах, почти сразу после парижских публикаций - в течение 1830-х годов. Однако, некоторые произведения были под запретом.

По просьбе начальника Третьего отделения, генерала А. Ф. Орлова, Николай I разрешил писателю въезд в Россию, но со строгим надзором..

В 1832, 1843, 1847 и 1848-1850 гг. Бальзак посещал Россию.
С августа по октябрь 1843 года Бальзак проживал в Санкт-Петербурге, в доме Титова на Миллионной улице, 16. В том году посещение столь известным французским писателем российской столицы вызвало у местной молодёжи новую волну интереса к его романам. Одним из молодых людей, проявившим такой интерес, был 22-летний инженер-подпоручик Петербургской инженерной команды Фёдор Достоевский. Достоевский был так восхищён творчеством Бальзака, что решил тут же, безотлагательно, перевести на русский язык один из его романов. Это был роман «Евгения Гранде» - первый русский перевод, опубликованный в журнале «Пантеон» в январе 1844, и первая печатная публикация Достоевского (хотя при публикации переводчик указан не был).

Память

Кинематограф

О жизни и творчестве Бальзака сняты художественные кинофильмы и телесериалы, в том числе:

  • 1968 - «Ошибка Оноре де Бальзака» (СССР): режиссёр Тимофей Левчук.
  • 1973 - «Большая любовь Бальзака» (телесериал, Польша–Франция): режиссёр Войцех Соляж.
  • 1999 - «Бальзак» (Франция–Италия–Германия): режиссёр Жозе Дайан.

Музеи

Существует несколько музеев, посвященных творчеству писателя, в том числе в России. Во Франции работают:

  • дом-музей в Париже;
  • музей Бальзака в замке Саше долины Луары.

Филателия и нумизматика

  • В честь Бальзака были выпущены почтовые марки многих стран мира.

Почтовая марка Украины, 1999 год

Почтовая марка Молдовы, 1999 год

  • В 2012 году Парижский монетный двор в рамках нумизматической серии «Регионы Франции. Знаменитые люди», отчеканил серебряную монету достоинством 10 евро в честь Оноре де Бальзака, представляющего регион Центр.

Библиография

Собрания сочинений

на русском языке

  • Собрание сочинений в 20 томах (1896-1899)
  • Собрание сочинений в 15 т. (~ 1951-1955)
  • Собрание сочинений в 24 томах. - М.: Правда, 1960 ("Библиотека «Огонёк»)
  • Собрание сочинений в 10 т. - М.: Художественная литература, 1982-1987, 300 000 экз.

на французском языке

  • Oeuvres complètes, 24 vv. - Paris, 1869-1876, Correspondence, 2 vv., P., 1876
  • Lettres à l’Étrangère, 2 vv.; P., 1899-1906

Произведения

Романы

  • Шуаны, или Бретань в 1799 году (1829)
  • Шагреневая кожа (1831)
  • Луи Ламбер (1832)
  • Евгения Гранде (1833)
  • История тринадцати (Феррагус, предводитель деворантов; Герцогиня де Ланже; Златоокая девушка) (1834)
  • Отец Горио (1835)
  • Лилия долины (1835)
  • Банкирский дом Нусингена (1838)
  • Беатриса (1839)
  • Сельский священник (1841)
  • Баламутка (1842) / La Rabouilleuse (фр.) / Black sheep (en) / альтернативные названия: «Паршивая овца» / «Жизнь холостяка»
  • Урсула Мируэ (1842)
  • Тридцатилетняя женщина (1842)
  • Утраченные иллюзии (I, 1837; II, 1839; III, 1843)
  • Крестьяне (1844)
  • Кузина Бетта (1846)
  • Кузен Понс (1847)
  • Блеск и нищета куртизанок (1847)
  • Депутат от Арси (1854)

Повести и рассказы

  • Дом кошки, играющей в мяч (1829)
  • Брачный контракт (1830)
  • Гобсек (1830)
  • Вендетта (1830)
  • Прощай! (1830)
  • Загородный бал (1830)
  • Супружеское согласие (1830)
  • Сарразин (1830)
  • Красная гостиница (1831)
  • Неведомый шедевр (1831)
  • Полковник Шабер (1832)
  • Покинутая женщина (1832)
  • Красавица Империи (1834)
  • Невольный грех (1834)
  • Наследник дьявола (1834)
  • Жена коннетабля (1834)
  • Спасительный возглас (1834)
  • Ведьма (1834)
  • Настойчивость любви (1834)
  • Раскаяние Берты (1834)
  • Наивность (1834)
  • Замужество красавицы Империи (1834)
  • Прощённый мельмот (1835)
  • Обедня безбожника (1836)
  • Фачино Кане (1836)
  • Тайны княгини де Кадиньян (1839)
  • Пьер Грассу (1840)
  • Мнимая любовница (1841)

Экранизации

  • Блеск и нищета куртизанок (Франция; 1975; 9 серий): режиссёр М. Казнёв. По одноимённому роману.
  • Полковник Шабер (фильм) (фр. Le Colonel Chabert, 1994, Франция). По одноимённой повести.
  • Не стоит трогать топор (Франция-Италия, 2007). По мотивам повести «Герцогиня де Ланже».
  • Шагреневая кожа (фр. La peau de chagrin, 2010, Франция). По одноимённому роману.

Факты

  • В рассказе К. М. Станюковича "Ужасная болезнь" упоминается имя Бальзака. Главного героя Ивана Ракушкина, начинающего писателя, не обладающего творческим талантом и обречённого на писательскую неудачу, утешают мыслью, что Бальзак, до того как стал известным, написал несколько плохих романов.

Один из величайших прозаиков XIX века - О. де Бальзак. Биография этого писателя ничем не уступает бурным приключениям героев, которых он создал. До сих пор мир интересуется его личной жизнью.

Горькое детство

Основоположник реализма родился 20 мая 1799 года, в городе Тур, который находится в центре Франции. Прозаик происходил из простой, но предприимчивой семьи. Отец, местный юрист, Бернар Франсуа Бальсса скупал и перепродавал земли разоренных дворян. Такой бизнес принес ему прибыль. Это стало причиной того, что он сменил фамилию и хвастался своим родством с популярным писателем Жаном-Луи Гез де Бальзаком, к которому не имел никакого отношения.

Впоследствии приобрел дворянскую приставку «де». Бернар женился на девушке, Анне-Шарлотте-Лауре Саламбье, которая была на 30 лет моложе его. Мать Оноре родом из аристократичной семьи. Женщина была свободолюбивой и не скрывала своих романов. От связей на стороне появился брат писателя, который был любимцем Анны. А будущего писателя отдали кормилице. После он жил в пансионате.

В доме, где на первое место ставили все, кроме семьи, мальчику было нелегко. Мало внимания в детстве получал Оноре де Бальзак. Биография кратко описана в некоторых его произведениях. Проблемы, которые он пережил, когда был маленьким, позже присутствовали в его работах.

Несостоявшийся юрист

Видимо, гений унаследовал основные черты родителей, поскольку в дальнейшем они были ярко выражены в его характере. По желанию отца и матери сына отправили в Вандомской колледж, где он изучал право. Заведение отличалось суровой дисциплиной, которую мальчик постоянно срывал. За это заслужил репутацию бездельника и разбойника. Там ребенок открыл для себя мир книги. В 12-летнем возрасте впервые попробовал себя в роли писателя. Тогда над его произведениями насмехались все одноклассники.

Из-за постоянных стрессов и недостатка внимания дитя заболело. Родители забрали его домой. Болел парень несколько лет. Многие врачи не давали гарантии на то, что ребенок будет жить. Тем не менее он выкарабкался.

Юноша продолжал изучать дело юриста в Париже, куда переехали его родители. В школе права учится в 1816 - 1819 годах. Одновременно работает нотариусом. Но по-настоящему его манил только мир литературы. К нему и тянулся Бальзак. Биография могла бы сложиться иначе, но родители решили поддержать увлечение сына и дать ему шанс.

Первая любовь

Отец пообещал в течение двух лет поддерживать Оноре. За это время юноша должен был доказать, что сможет работать в выбранном направлении. В течение этого времени будущий талант активно работал, но ни к одному из его произведений не отнеслись серьезно. Первая трагедия «Кромвель» была безжалостно осуждена. В общем, до 1823 года он написал около 20 томов. Позже сам литератор называл свои ранние труды сплошной ошибкой.

Время от времени юноша выезжал из Парижа в провинцию, куда переехали родители. Там он познакомился с Лаурой де Берни. Тесно сплелась с этой женщиной его биография. Бальзак Оноре, который получал минимум материнской ласки, нашел в объятиях мадам (старше его на 20 лет) тепло и нежность. Несчастная в семейной жизни, с шестью детьми на руках, она стала его любовью и поддержкой.

Когда пришел срок отчитываться родным за те два года, которые они финансировали его увлечение, Бальзаку нечего было предоставить. Все попытки ворваться в мир слова провалились. Поэтому семья отказала ему в денежных средствах.

Жилка предпринимателя

С детства мастер слова мечтал неприлично разбогатеть. Пока с литературой не складывалось, прозаик пытался заработать. Сначала он выдает однотомные издания классиков. Также организует издательство. Затем отправляется в Сардинию, чтобы найти в шахтах серебро древних римлян. Еще один план, который не оправдал себя - выращивание ананасов под Парижем. Сложными и фантастическими бизнес-схемами полна биография Бальзака. Кратко описать все его замыслы можно одним словом - фиаско.

От неудач и без того большие долги еще больше выросли. От тюрьмы за векселя его спасла мать, которая частично погасила займы.

В течение долгого периода жизни гения преследовала бедность. Так, одной ночью в его простую квартиру забрался вор. Наощупь он искал то, что можно было бы украсть. Хозяин, который в то время был в комнате, не растерялся и сказал: «Напрасно вы ищете в темноте то, чего я даже при свете не вижу».

Путь к успеху

Покорность не входила в число достоинств, которые имел Оноре де Бальзак. Биография писателя не вызывала бы столько эмоций, если бы не его непоколебимая вера в свою судьбу. Мастер продолжал трудиться, невзирая ни на что.

В 1829 году прозаик снова взялся за перо. Он составил для себя жесткий график. Ложился спать в 6 вечера, просыпался в полночь. Все время писал. Десятки страниц выходили из-под его руки. Силы в себе он поддерживал многочисленными чашками крепкого кофе.

Старания увенчались успехом. Известность ему принес исторический роман «Шуаны». Мир тогда еще не знал, кто такой Бальзак. Биография автора отмечает, что до сих пор он использовал различные псевдонимы.

Действия в этой книге происходят во время Великой французской революции. Здесь талантливый автор умело описал борьбу республиканских войск с шуанами.

Фундамент главного труда

На крыльях успеха мастер решает в 1831 году создать серию повестей. Это должно было быть описание тогдашней морали. Название - «Человеческая комедия». Началась работа со сцен жизни Парижа XVIII-XIX века.

Многие двери открывало перед собой имя Оноре де Бальзак. Биография мужчины после молниеносной популярности приобрела новые цвета. В самых модных салонах его принимали как уважаемого гостя. Там автор познакомился со многими героями своих будущих произведений, которые вошли в «Человеческую комедию». Цель труда заключалась в том, чтобы соединить все свои написанные работы в один цикл. Он взял все ранее изданные романы и частично изменил их. Герои разных книг обзавелись между собой семейными, дружескими и другими связями. Эпопея должна была состоять из 143 романов. Но довести замысел до конца французу не удалось.

Теория комедии

«Непревзойденный романист» - вот какое имя получил от критиков Бальзак. Биография писателя навсегда связана с «Человеческой комедией». Состоит она из трех частей. Первая и самая широкая, в которую вошли предыдущие работы - «Этюды о нравах». Тут аудитория встречается со скрягой Гобсеком, бескорыстным отцом Горио, французским офицером Шабером. Второй раздел - «Философский». Он помогает читателю рассуждать о смысле жизни. Сюда вошел роман «Шагреневая кожа». Третья часть - «Аналитические этюды». Книги в этом фрагменте выделяются чрезмерными размышлениями, и иногда ставят сюжет на второй план.

Полна курьезных ситуаций биография Бальзака. Творчество приносило прибыль, но не покрывало всех расходов и прошлых долгов. Есть история о том, что автор еженедельно ходил к своему редактору, чтобы попросить аванс в счет будущих гонораров. Начальник отличался скупостью, поэтому редко выдавал деньги. Однажды писатель, как всегда, пришел за выплатой, но секретарь заявил, что сегодня хозяин не принимает. На что Бальзак ответил, что это ему безразлично, главное, чтобы руководитель дал деньги.

Женщины бальзаковского возраста

Непривлекательный на вид Оноре все же покорил многих дам. Их поражали запал и страсть, с которой говорил прозаик. Поэтому все свободное время от написания мужчина проводил с многочисленными любовницами. Его внимания добивались многие знатные леди, но часто впустую. Женщин «элегантного» возраста любил Бальзак. Биография писателя полная романтических приключений. Их героинями становились дамочки, которым далеко за 30. Таких особ он и описывал в своих произведениях.

Самым популярным стал персонаж романа «Тридцатилетняя женщина». Главная фигура - девушка Жюли. Сквозь этот образ автор четко передает психологию прекрасного пола. Именно из-за этой работы родилось выражение «женщина бальзаковского возраста», то есть дама от 30 до 40 лет.

Исполнение мечты

Любовь играет большую роль в жизни человека. Польская графиня Эвелина Ганская стала самой большой страстью, которую когда-нибудь чувствовал Оноре де Бальзак. Биография кратко описывает их знакомство. Женщина, как и сотни других поклонниц, отправила писателю признание. Мужчина ответил. Началась переписка. Долгое время они встречались тайно.

Эвелина отказывалась бросить супруга и выходить замуж за прозаика. Отношения продолжались на протяжении 17 лет. Свободной она стала, когда овдовела. Тогда пара обвенчалась. Это произошло в мае 1850 года, в украинском городе Бердичев. Но насладиться супружеской жизнью у Бальзака времени не было. Он долгое время тяжело болел и умер того же года 18 августа, в Париже.

Мастер вытесывал каждого из своих героев. Он не боялся делать их жизнь не только яркой, но и реалистичной. Именно поэтому персонажи Бальзака до сих пор интересны читателю.

Оноре де Бальзак (20.05.1799 – 18.08.1850) – французский писатель, выдающийся прозаик XIX века, считается основоположником реалистического направления в литературе.

Детство

Бальзак родился во французском городе Туре в крестьянской семье. Его отец смог разбогатеть в революционные годы, а позднее стал правой рукой местного мэра. Первоначально их фамилия была Бальса. Отец видел в сыне будущего адвоката. Бальзак обучался в колледже вдали от семьи, отличался плохим поведением, за что постоянно подвергался наказанию в карцере. Родители забрали его домой из-за тяжелой болезни, которая длилась пять лет. После того, как 2016 году его семья перебралась в столицу, юноша выздоровел.

Затем Бальзак учился в Парижской правовой школе. Начинал трудиться в должности писца при нотариусе, но вскоре отдал предпочтение литературной деятельности. Читать любил с раннего детства, любимыми авторами были Монтескье, Руссо и другие. Мальчиком он сочинял пьесы, но они не сохранились. В школьные годы его «Трактат о воле» не понравился учителю, и тот сжег сочинение на глазах автора.

Литературная деятельность

Дебютным в литературе считается произведение «Кромвель» (1820). Оно вместе с другими ранними творениями автора было опубликовано, но не оказалось успешным. Впоследствии сам Бальзак отказался от них. Видя неудачи начинающего писателя, родители лишили его материального содержания, так Бальзак вступил в самостоятельную жизнь.

Молодой Бальзак

В 1825 году Оноре решил открыть издательское дело, которым безуспешно занимался три года, пока окончательно не разорился. Ранее его произведения выходили под псевдонимами, в 1829 году впервые он подписывает своим настоящим именем роман «Шуаны». Сам Бальзак считал отправной точкой своей литературной деятельности роман 1831 года «Шагреневая кожа». Далее последовали «Элексир долголетия», «Гобсек», «Тридцатилетняя женщина». Так в карьере писателя начался период признания и успеха. Наибольшее влияние на его творчество оказал писатель В. Скотт.

В 1831 году Оноре задумывает написать многотомную книгу, где хочет отразить в художественном стиле французскую историю и философию. Этой работе он посвящает большую часть своей жизни и называет ее «Человеческой комедией». В эпопею, состоящую из трех частей и 90 произведений, вошли как ранее написанные, так и новые творения.

Стиль писателя считался оригинальным при всеобщем распространении романизма в те времена. В любом романе главной темой была трагедия личности в буржуазном обществе, описываемая новым художественным методом. Произведения отличались глубоким реализмом, они весьма точно отражали действительность, чем вызывали восхищение у читателей.

Бальзак работал в жестком темпе, практически не отрываясь от пера. Писал в основном по ночам, очень быстро, никогда не пользовался черновиками. В год публиковалось по несколько произведений. За первые годы активного написания книг ему удалось затронуть самые различные сферы жизни французского общества. Также Бальзак писал драматические произведения, которые не были так популярны, как его романы.

Признание и последние годы

Бальзак был признан выдающимся литературным деятелем еще при жизни. Несмотря на свою популярность, он не смог разбогатеть, так как имел много долгов. Его творчество отразилось на произведениях Диккенса, Золя, Достоевского и других известных писателей. В России его романы публиковались практически сразу же после парижских изданий. Писатель посещал империю несколько раз, в 1843 году три месяца жил в Петербурге. Федор Достоевский, увлекавшийся чтением Бальзака, перевел на русский язык роман «Евгения Гранде».


Жена Бальзака Э. Ганская

У Бальзака был многолетний роман с польской помещицей Эвелиной Ганской. Познакомившись в 1832 году, они долго переписывались, затем встречались. Ганская была замужем, овдовела, а затем планировала передать наследство мужа дочери. Пожениться они смогли лишь в 1850 году. После венчания пара уехала в Париж, где Оноре подготовил для новой семьи квартиру, но там писателя настигла тяжелая болезнь. Супруга была с ним рядом до последнего дня.

Творчество писателя изучается по сей день. Первую биографию выпустила сестра Бальзака. Позже о нем писали Цвейг, Моруа, Вюрмсер и другие. О его жизни также снимали фильмы, экранизировали произведения. Существует не один музей, посвященный его творчеству, в том числе в России. Во многих странах в разное время изображение Бальзака помещали на почтовые марки. Всего за свою жизнь он написал 137 произведений, познакомил мир с более чем 4 тысячами персонажей. В России первое опубликованное собрание его сочинений насчитывало 20 томов.

Вверх