Error: не определено #11234. Архитектурные сооружения с астрономическим аспектом. Особенности восприятия архитектурных сооружений. Основные понятия архитектуры

Архитектурные сооружения с астрономическим аспектом. Особенности восприятия архитектурных сооружений. Основные понятия архитектуры

Единство архитектуры достигается рядом композиционных и художественных средств.

¾ Простейшее художественное средство – геометрическая форма.

Определяется соотношением размеров формы по трем координатам (высота, ширина глубина). Если все три измерения относительно равны форма объемна (развита по всем трем координатам. На восприятие этой формы влияет: вид поверхности, положение и ракурс формы относительно зрителя, высота горизонта. Если одно измерение меньше – форма плоская. Если одно измерение больше - линейный характер. В сложном ансамбле единство достигается соподчинением : главному объему подчиняются второстепенные здания и ориентация в сторону композиционного центра.

¾ Симметрия – симметричными считаются элементы формы относительно центра.

¾ Асимметрия – средством создания единства в ассиметричных композициях является зрительное равновесие частей по массе, фактуре, цвету. (Спасо-преображенский собор Мирожского монастыря). Роль – выявление динамики художественного образа произведения.

¾ Пропорции – соотношение архитектурных форм по высоте, ширине, длине. Равные пропорции (пирамиды), нарывные – золотое сечение. Пропорции определяют соразмерность и гармоничность элементов архитектурных форм.

¾ Масштабность – соразмерность форм и элементов по отношению к человеку, окружающему пространству. Определяет относительное соотношение воспринимаемых форм по отношению к размерам человека

¾ Ритм – с его помощью достигается соразмерность и выразительность архитектуры. Ритм создается равномерным повторением форм и интервалов (орнамент, колонны. Окна)

¾ Положение формы в пространстве – фронтальное, профильное, горизонтальное, ближе, дальше от зрителя



¾ Масса в здании в зрительном восприятии зависит от визуальной оценки количества материала. Наибольшей массой обладают кубические или шарообразные формы.

¾ Фактура материала – отражает объемный характер поверхности, текстура – линейную структуру материала на поверхности.

¾ Цвет – свойство поверхности отражать или излучать свет. Его характеризуют цветовой тон. Насыщенность. Светлота.

¾ Светотень – выявляет распределение светлых и темных участков поверхности формы. Облегчает зрительное восприятие архитектурной формы. Наиболее выявляет объем и фактуру свет под углом 45 градусов.

Роль естественного и искусственного света очень важна. Характеристика света связаны с ориентацией здания – прямой может освещать южный, восточный, западный фасады, проникая в интерьер в качестве бокового или верхнего света. Естественный свет увеличивает освещенность. Искусственный свет используется на уровне уличного освещения объемов архитектуры.

Архитектура обращается не к одним только органам зрения, но ко всей совокупности чувственного и духовного восприятия человека. Одного зрительного восприятия недостаточно для оценки архитектуры уже потому, что мы не можем одним взором, с одной точки зрения окинуть все здание. Если мы смотрим на здание снаружи, мы можем видеть полностью только одну его сторону или, если смотрим с угла, две стороны в сильном сокращении. Более широкий охват пространства доступен взгляду внутри здания, когда с одной точки зрения можно увидеть за раз несколько стен и потолок или пол. Но и внутреннее пространство здания мы способны воспринимать только в виде отдельных, частичных картин. Каким же образом мы можем получить полное, исчерпывающее представление о всем архитектурном организме, если наше впечатление от здания неизбежно составляется только из разрозненных, фрагментарных оптических аспектов?

Архитектура, как я уже указал, обращается не к одним только зрительным ощущениям, но и к осязанию, и даже к слуху зрителя. Рука незаметно прикасается к стене, ощупывает колонну, скользит по перилам. Мы мало обращаем внимание на это часто бессознательное проявление нашей тактильной энергии, в особенности же на движения нашего тела, на ритм нашего шага, а между тем тактильные и моторные ощущения играют очень важную роль в нашем переживании архитектуры, в том своеобразном настроении, в которое нас повергает то или иное архитектурное пространство. И, наконец, что особенно важно, полное восприятие архитектуры возможно только в непрерывном движении, в последовательном перемещении в пространстве здания: мы приближаемся к зданию по улице, по площади или по ступеням лестницы, обходим его кругом, проникаем в его внутренность, двигаемся по его главным осям, то минуя целые анфилады комнат, то блуждая в лесу колонн. (ВИППЕР).

25. Синтез искусств в архитектуре .

СИНТЕЗ ИСКУССТВ (греч. synthesis - соединение, сочетание) - органическое единство художественных средств и образных элементов различных искусств, в котором воплощается универсальная способность человека эстетически осваивать мир. Синтез искусств реализуется в едином художественном образе или системе образов, объединенных единством замысла, стиля, исполнения, но созданных по законам различных видов искусства.

Большого расцвета Синтез достигает в древнем Египте, в античной Греции и Риме . В древнерусской художественной культуре примеры Синтеза представляют собой многие монастырские ансамбли, кремли, церкви, гражданские постройки.

Исторически развитие Синтеза искусств связано со стремлением воплотить в искусстве идеал целостной личности , выражающей идею социального прогресса.

Основу синтеза составляет архитектура она определяет место , идейную направленность, масшта б, технику исполнения и общие принципы композиции, дополняемое произведением скульптуры, живописи, декоративного искусства , которые отвечают определенному художественно-архитектурному решению.

Архитектура организует наружное пространство . Скульптура, живопись, декоративное искусство должны обладать особыми качествами, отвечающими их роли и расположению в архитектурном ансамбле (напр., живопись, скульптура на фасадах зданий должны обладать монументальностью, декоративностью ). Сочетаемые с архитектурой, скульптура, живопись, декоративное искусство организуют внутреннее пространство (интерьер) и помогают установить образное единство между ним и внешней средой.

Ритм, масштаб, цвет живописных и скульптурных элементов существенно влияют на восприятие архитектурного облика здания или комплекса в целом и, следовательно, на достижение единства, воплощенного в синтезе.

Синтез достигается благодаря единому замыслу и стилю . Стилем в архитектуре принято называть общность средств и приемов художественной выразительности проникнуты х мироощущением господствующей идеологии в обществе.

В современную эпоху получает развитие «большой синтез» - создания с помощью архитектуры, цвета, монументальной живописи, декоративно-прикладного искусства предметной среды наиболее полно воплощающей и раскрывающей идейно-художественное содержание ансамбля и его активного воздействия на человека .

Не всегда синтез возникает сразу, в результате единовременного замысла и единовременной работы архитектора и художника. Мы знаем примеры, когда сперва строилось здание, а потом уже оно дополнялось живописью.

То же самое можно было бы сказать о здании Адмиралтейства и украшающих его скульптурах Ф. Щедрина, И. Теребенева, С. Пименова, В. Демут-Малиновского. Трудно представить себе центральную часть Адмиралтейства, венчающую его башню, без скульптуры, способствующей раскрытию основной идеи архитектора А. Захарова-демонстрации морской мощи, морского могущества России. Без скульптуры Адмиралтейство станет другим, в то же время любая статуя, снятая с башни, будет смотреться как очень большая, хорошо выполненная вещь, и только.

Введение

Глава I Процессы семиотизации и космизации пространства как система моделирования мира 18

1.1 Формирование плана выражения и плана содержания архитектурного пространства в результате его космизации 18

1.2. Миф и ритуал как структурный каркас картины мира, сложившейся в архаическом мифопоэтическом сознании человека 21

1.3. Принципы архитектурной символики 23

1.4. Истоки астрономической и временной символики в мировой культуре..28

1.5. Солнечное измерение креста направлений 34

1.6. Архитектура как серия пространственных и временных ссылок 37

Глава II Астрономическая и временная символика в архитектуре 47

2.1. Астрономическая символика в архитектуре Ближнего Востока 47

2.1.1. Города Ближнего Востока 47

2.1.2. Ориентация зданий на Ближнем Востоке 49

2.1.3. Космологические основы ориентации и размещения пирамид Гизы и Большого Сфинкса 50

2.1.4. Символика солнца в египетской архитектуре 55

2.1.5. Космологическое значение обелиска 57

2.1.6. Ориентация зданий в Египте 57

2.2. Астрономическая символика в древнеиндийской архитектуре 58

2.2.1. Храм как опора стационарного Солнца 59

2.2.2. Квадратура круга, пространственность времени, их символика в ведическом алтаре и храме 63

2.2.3. Соответствие микрокосма человека микрокосму храма 70

2.2.4. Символика Линги в шиваистских храмах 72

2.3. Космогония в античной Греко-Римской культуре 78

2.3.1. Формирование ритуального сакрального пространства 78

2.3.2. Сравнительный анализ основанных на космогонии архитектурной и урбанистической концепции Греции и Рима 81

2.3.3. Мундус-очаг - воспроизведение центрального солнца 85

2.4. Символическое значение зрелищных сооружении Греции и Рима, их космогоническая структура 91

2.5. Символика небесного купола в Греции и Риме 94

2.6. Крест-солнце в христианской церкви 99

2.6.1 .Христос как верховное Солнце 99

2.6.2. Астральный крест в здании церкви 101

2.6.3. Временные циклы в христианской церкви 105

2.6.4. Астральная и религиозная символика православной христианской церкви 107

2.6.5. Ориентация христианских церквей 109

2.7. Крест направлений в Исламе 111

2.7.1 .Астрологическая символика в исламе 113

2.7.2. Ориентация мечети 117

2.7.3. Астральная символика Каабы 119

2.7.4. Ориентация Каабы 120

Выводы 123

Глава III Космогоническая архитектура современности. Трансформация архитектурного миромоделирования в современную и постсовременную эпохи 127

3.1. Глобализация и ее влияние на архитектуру сегодня 127

3.2. Путь космогонии в архитектуре 131

3.2.1. Космологический аспект развития архитектуры до конца XX века.132

3.3. Синергия музыки, архитектуры и всех других сфер искусства с космосом как основа вечных принципов гармонии 139

3.4. Ультрасовременные тенденции архитектуры, появление неокосмологии 143

3.5. Рождение новой парадигмы в науке как начало появления новой

архитектуры 146

3.6. Концепции и типология неокосмогенной архитектуры 154

Выводы 163

Заключение 169

Библиография 173

Введение к работе

Актуальность исследования

В сегодняшний век глобализации, век существования сложного многопланового пространства, остро стоит вопрос: в какую сторону дальше развиваться архитектуре, каковы пути ее развития? Для ответа на этот вопрос необходимо понять внутреннюю логику и внутренние смыслы формирования архитектурного пространства. Для того чтобы постичь закономерности современной архитектуры, необходимо обратиться к древнему зодчеству, поскольку понимание его внутренней логики и смысла ведет к пониманию современной архитектуры и позволяет прогнозировать ее будущее развитие и управлять им. Для понимания современной архитектуры необходимо уяснить факторы и особенности, влияющие на ее формирование.

Архаические представления о мироздании, которые многие тысячи лет определяли развитие архитектуры и культуры в целом, во многом определяют это развитие и поныне. В действительности, современное человечество не так давно отдалилось от природы, поселившись в крупных городах. На общечеловеческом уровне мы все еще достаточно близки к древнему человеку, чтобы попытаться понять его устремления, представления, мотивацию, выраженные в произведениях культуры и архитектуры, в частности. Однако непрерывное развитие человечества заставляет смотреть на законы формообразования сквозь призму времени.

С самого зарождения архитектуры, любое сооружение - будь то центральный столб пространства для проведения ритуалов, или, например, древнеегипетские постройки, идеальное пространство храма или некрополя, задумывалось как земное отражение космического порядка. В основе любого организованного поселения лежит человеческое стремление к созданию космоса, в противовес хаосу природного окружения. Архитектурное пространство представляет собой модель Вселенной в том виде, в котором она воспринимается человеком в определенной культуре,

однако повсеместно архитектура - это место пересечения мира физического и метафизического. На своем пути от древности до современности архитектурное пространство претерпело значительные изменения. Архаический город - это пространственно-календарный текст, отображающий строение мира. На каждом этапе своего развития архитектурный или градостроительный объект впитывает в себя черты социо-культурной реальности, в которой он воспроизведен. Зачастую объект несет в себе не фрагмент реальности, а картину нового мира для той эпохи, в которую он реализован. В современном мире сферическая организация трехмерного пространства вокруг центрального положения в нем человека отчасти совмещается с виртуальными перетекающими и трансформируемыми пространствами, поскольку происходит смещение центров, размывание границ, меняется восприятие расстояния за счет увеличения скоростей. Однако во все времена архитектура содержала и содержит непреходящие смыслы, несет в себе знания, накопленные и генерированные человеком. Одним из фундаментальных знаний является знание о творении, об устройстве мира. На протяжении веков архитектура знаково-символическими средствами доносит до человека свой мировоззренческий смысл, позволяет понять неисчерпаемое феноменологическое многообразие мира. В данном исследовании предпринимается попытка с помощью семиотических основ космогонии и космологии прокнитнуть в сущность архитектуры: найти в ней архаические и универсальные смыслы, общечеловеческие представления, понять то видение мира, которое неосознанно и сознательно руководило творческим импульсом зодчего. Рассмотрение архитектуры с такой позиции ведет к пониманию внутренней логики развития архитектурной формы и архитектурного пространства, пониманию процесса их зарождения, становления и непрерывного развития.

Создавая особую форму или пространство, архитектор воспроизводит в ней миропонимание, свойственное окружающей его социо-культурной

7 реальности. В свою очередь, содержание архитектурной формы и пространства ретранслирует себя вовне изображениями и символами, присутствующими в структуре сооружения, на фасадах, в различных архитектурных элементах. Кроме того, содержание проектируется зачастую и вовнутрь отдельных памятников архитектуры: на внутреннюю поверхность купола или потолок, на стены, полы и проявляется в самом пространстве, скажем храма, в виде новых архитектонических, изобразительных, символических форм.

Первые сооружения - это сооружения культовой, сакральной архитектуры. План и форма любого сакрального здания от первых построек и далее: церковь, мечеть, храм божеству и т.д. воспроизводят космический небесный порядок. Купол - это всегда небесный свод. Икона, михраб или мандала символизируют вечный свет, в котором отражена душа человека в своем духовном восхождении к божественному свету.

Особенность и универсальность архитектуры заключаются в том, что она отделяет культуру от природы и объединяет в себе время и пространство (см. приложение 1, рис.3).

Представления о времени можно сформулировать так: с одной стороны время циклично - оно постоянно начинается, но с другой стороны -прошлое бесконечно, как и будущее, таким образом, время представляет собой неразделимое единство. В архитектуре время отпечатывается не линейно в продолжении, а дискретно - в мгновениях, облеченных в форму.

Находясь на стыке таких категорий и важнейших форм бытия, как пространство и время, архитектура изображает историю, которая придает форму вечности. В то же время архитектура - это застывшее мгновение времени, время сейчас, в котором прошлое несет в себе будущее посредством хронологического настоящего. Время «переносится» в камень, представляя собой законченный продукт человеческой деятельности. Если история обладает изменяемым и неустойчивым ритмом, традиция, наоборот, представляется единственной и неизменяемой. Таким образом, в архитектуре

8 история и традиция безусловно присутствуют, вступая в союз с техническими возможностями (см, приложение 1, рис.2).

Архитектура - это жизнь формы в материи. Отражение идеальной модели «мировой горы» в форме мандалы, пирамиды, церкви, алтаря-жертвенника и любого культового архитектурного сооружения присутствует везде. Это фундаментальные элементы сакрального познания, средства передачи смыслов, отражающих структурный каркас пространственной картины мира. Они являются хранителями и трансляторами фундаментального человеческого знания, сгустками энергии, и они воплощены в совершенные геометрические формы. В архитектурном произведении на пересечении религиозного чувства и материального идеала возникает техническое явление, которое является механизмом развертывания космической драмы на земле.

Божественные пирамиды и золотые пагоды, храмы и кольца кромлехов, огромные купола и прекрасные церкви, - словом, все то, что астрономически и символически соподчинено, все то, что имеет центр и исходящую от него силу - все это выражение космического порядка и его мифопоэтический след.

Настоящие произведения архитектуры, которые по праву можно назвать чудесами света, являются носителями целостности и бесконечности. Сакральные здания, от которых, в сущности, и происходит вся архитектура, -это посредники между человеком и космосом, небом и землей, В них заключена магия круга и квадрата, и они несут в себе бесконечность времени. Можно говорить о том, что пространство - это форма времени, так же как время - это форма пространства. Находящееся на этом пересечении культовое сооружение, наполненное символическим значением, проходящее сквозь время и пространство, - это ни что иное, как imago mundi - изображение мира. Тайна геометрической формы - инструмента архитектуры берет начало в «пространственном» цикле времени и в ритме

9 разверзающегося пространства. Сакральная архитектура порождена пространством и временем.

Поскольку архитектура содержит в себе и транслирует некий смысл, необходимо найти семиотические механизмы, позволяющие расшифровать послания. Исследование семиотических аспектов космогонии и космологии, легших в основу архитектуры с момента ее появления, позволяет выявить определенные закономерности, соответственно разобраться в значимости сокрытого в форме.

Знания о мире, систематизированные за последние несколько столетий в научных открытиях - законах природы, существуют в человеческой культуре уже многие тысячелетия. Они всегда, с самого появления человека на земле, гармонично входили в его целостное мировосприятие и как осознанные или неосознанные представления формировались в его творчестве, в частности, пространственном. И сегодня следы древнейших представлений о вселенной можно найти в зданиях любого человеческого поселения. Раскрытие базирующихся на космической гармонии принципов, позволяющих создавать гармоничную архитектуру в разные времена от античности до современности, позволит архитекторам учитывать их при формировании пространства. Проанализировать общечеловеческое видение мира и воспроизведение его в архитектуре можно только на пересечении различных областей знаний, поскольку этот аспект очень многогранен и неоднозначен.

Таким образом, тема работы находится на стыке нескольких наук: космогонии, космологии, философии, архитектуроведения, семиотики, мифологии, культурологии. Ранее учеными рассматривались проблемы семантики, космогонии и космологии архитектуры, но, эти исследования касались определенного временного промежутка, и велись, как правило, в какой-то одной из перечисленных областей, соответственно, имели один подход, либо описательный, либо исторический, либо культурологический. На каждом новом витке своего развития культура и архитектура, в частности,

10 отсылаются к уже созданным ими образам и представлениям. Возможно, и сегодня возникла необходимость в новом целостном, логичном объяснении представления о мире. Одним из способов может быть исследование архитектуры, ее содержания и выражения, зашифрованных в космологической и космогонической символике. Это стало одной из причин проведения представленного диссертационного исследования, где мы обратились к памятникам архитектуры, чтобы проследить присутствие в них основ мироздания, заключенных в их структуре и отдельных элементах, притом проследить в хронологической последовательности от зарождения архитектуры до сегодняшнего дня и проанализировать логику и смыслы, принципы и методы формирования архитектурного пространства, их значимость и влияние на архитектуру будущего.

Научно-теоретическую основу исследования составляют источники отечественных и зарубежных ученых, среди которых первый блок можно отнести к исследованиям по теории архитектуры и семиотике пространства. Среди них работы А.А. Барабанова, Е. Дальфонсо, Ч. Джэнкса, И. Добрицыной, Е. Желевой-Мартинс, В.И. Иовлева, Д. Кинга, Е.Н. Князевой, С. Крамриша, А. Лагопулоса, А. Леви, Ю.М. Лотмана, Н.Л. Павлова, А. Снодграсса, Д. Самса, М.О. Суриной, С.А. Матвеева, СМ. Неаполитанского, Дж. Фрэйзера, Л.Ф. Чертова и др. исследователей.

В этих литературных источниках рассматриваются специфические пространственные средства смыслообразования и смысловыражения, устанавливаются семиотические закономерности связи формы со своими значениями и содержанием, расматривается семиотика пространства в различных аспектах. В работах А. А. Барабанова даются основы семиотического языка в архитектуре, также рассматривается семиотическое значение различных архитектурных образов в различных аспектах, в частности в космологическом и космогоническом, исследуются семиотические проблемы формообразования в архитектуре. Работы А. Лагопулоса посвещены семиотике урбанизма древних культур. Автор

рассматривает историю урбанизма, исследуя в ней формы организации пространства доиндустриальных обществ. В исследованиях А.Лагопулоса определяется специфика исторической семиотики пространства: взаимосвязь между означаемым и означающим, особенность или равнозначность символики, ее универсальность или взаимозаменяемость. В трудах А. Снодграсса, Н. Л. Павлова, Е. Желевой-Мартинс исследуется древняя архитектура, закономерности ее зарождения, процесс появления архитектурной формы из пространства, внутренняя логика зодчества и смыслы, изначально закладываемые в произведения архитектуры, также примеры зачастую неосознанных представлений человечества о целостности, о гармоничной вселенной, воплощаемые в архитектуре. В целом, работы всех авторов, отнесенных к этому блоку, направлены на установление общих закономерностей связи формы со своим значением.

Второй блок исследований - это работы по мифологии, культурологии,
искусствоведению А. Андреевой, Э. В. Барковой, В. Бауэра, Л. Г. Бергера, Т.
Бурхарда, Р. Бьювэла, Г. Д. Гачева, С. Головина, Б. Дзэви, И. Дюмотца,

А. В. Жохова, С. Крамриша, В. М. Рошаля, С. А. Токарева, Г. Хэнкока, М.
Элиаде и др. Все они значимы для данного исследования, т. к. связаны с
семиотикой пространства в различных аспектах: архитектурно-
историческом, социо-культурном, литературоведческом,
искусствоведческом.

Кроме того использованы статьи из периодики по архитектуре, материалы конференций и конгрессов, посвященных архитектуре и семиотике архитектуры.

Гипотеза исследования. Предполагается, что архитектура - это отражение космического порядка на земле. В первых произведениях архитектуры человек неосознанно воплощал представления о целостной гармоничной вселенной. Из этих неосознанных идей и изначальных смыслов и была порождена вся дальнейшая архитектура. В архитектуре (от античности и до наших дней) заключены человеческие представления о

12 мироздании, которые тысячелетиями определяли развитие архитектуры и культуры в целом.

Объектом исследования является архитектурное пространство и форма. Архитектура, находясь на стыке важнейших форм бытия -пространства и времени, представляет собой земное отражение космического порядка. В работе архитектура рассматривается сквозь призму времени и пространства, будучи наполненной символическими значениями и представляя собой изображение мира - imago mundi.

Предмет исследования - смысловое формообразующее содержание архитектуры, базирующееся на раскрытии космологических и семиотических понятий, через которые происходит трансляция картины мира в пространстве и времени. Исследуются также космологические, космогонические, семантические закономерности в постоянно развивающейся системе формообразования в архитектуре.

Цель исследования - выявление космологических закономерностей и принципов формирования пространства и формы, раскрытие смыслов архитектуры, отражающих представление человека о мироздании. Выявление факта присутствия и роли космологии и космогонии в архитектуре и урбанизме.

В соответствии с целью в работе были поставлены и решены следующие задачи:

    рассмотреть семантику космогонических и космологических процессов в системе моделирования мира в архитектуре и градостроительстве;

    показать место архитектуры в контексте всех символов культуры, и выявить их совпадающие значения;

    установить факт общности и взаимосвязи между внутренней логикой архитектуры и принципами ее формирования;

    рассмотреть принципы архитектурной символики, определить их связь с физическими движениями астрономических тел и с созидательными

13 вселенскими принципами на земле. Использовать это как инструментарий во всей дальнейшей работе;

    рассмотреть понятия «макрокосм» и «микрокосм» применительно к архитектуре;

    выявить влияние глобализации на архитектуру и рассмотреть космологический путь архитектуры до сегодняшнего дня и на базе этого показать феномен архитектуры нового тысячелетия;

    рассмотреть изменение архитектуры под воздействием новой парадигмы в науке, появившейся в конце XX столетия, на фоне возникновения идеи «новой целостности», и установить принципы формирования нового пространства.

Научная новизна исследования:

    Впервые представлены принципы и процессы развития архитектурного пространства сразу в нескольких аспектах: космогоническом, космологическом, семиотическом.

    Принципы архитектурной символики сопоставлены с движениями астрономических тел и космическими принципами архитектурного формообразования.

    Установлены закономерности и смысл архитектурного пространства и формы посредством анализа и выявления внутренней логики архаической архитектуры и заключенных в ней представлений о мироздании.

    На основе комплексного анализа обобщены и сопоставлены принципы и процессы развития архитектурных форм и пространств с точки зрения космогонии и космологии от зарождения до наших дней. Отмечено появление новой целостности в архитектуре, где архитектура рассматривается как синергетическая система, развивающаяся согласно космологическим принципам.

    Введено новое понятие в отношении современной архитектуры -неокосмогенная архитектура и предложена ее типология.

14 6. Создана модель, отражающая развитие архитектуры под влиянием внешних процессов с точки зрения космологии и космогонии. Модель подводит к прогнозированию будущего развития архитектуры через структурный анализ ее прошлого.

Методика исследования архитектурного пространства базируется на комплексном анализе литературных источников, а также на разработке авторских моделей понимания архитектурного пространства; таким образом, вырабатывается новая самостоятельная методика.

К анализу космологии и космогонии архитектурного пространства привлечены различные методы:

метод систематизации и обобщения литературных источников;

историко-генетический анализ архитектуры;

семиотический метод - поиск информации, знаков, смыслов, заключенных и выраженных в архитектуре;

методы космологонии и космологии основанные на поиске символических механизмов и закономерностей, отображающих структурный каркас пространственной картины мира (мировая гора, мировая ось, мировое древо), и проективном их наложении на изображения памятников архитектуры;

методы из философский, базируемые на установлении астрономических, символических, культурных и другого рода связей между понятиями, образами, эпохами, которые затронуты в данном исследовании;

графо-аналитический метод - составление схем и таблиц на базе проанализированного материала;

метод моделирования - разработка семиотических, аналитических, прогностических моделей по результатам исследования

Границы исследования. В работе исследуются космогония и космология в архитектуре на различных этапах развития. Соответственно рассматриваются периоды, в которые проявление принципов космологии и космогонии в архитектуре было наиболее показательным для последующих

15 поколений и, безусловно, самый современный период - начало третьего тысячелетия. Рассматривается сакральная архитектура древности: Египта, Индии, Камбоджи, стран Ближнего Востока, Античных Греции и Рима; культовая архитектура средневековья трех мировых религий - Буддизма, Христианства и Ислама соответственно - в Индии, Европе, на Ближнем Востоке. Также рассмотрена архитектура от зарождения до наших дней по всему миру, включая Европу, Америку, Россию. Новейшая архитектура рассматривается повсеместно: в Азии, Америке, Европе.

Практическая значимость исследования заключается в том, что на основании способов и типов организации архитектурного пространства, базирующихся на космологических и космогонических принципах, выявляется теоретическая база для прогноза развития архитектуры: различные подходы на стыке наук способствуют более глубокому анализу многоплановой картины мира, что и позволяет более точно определить в ней значение и место архитектуры сегодня. Эта база может быть применена в рамках научных исследований в этом направлении. Представленные в систематизированной форме принципы архитектурного формообразования, базирующиеся на космологических и космогонических традициях и подходах, могут быть учтены в архитектурном проектировании.

Основные результаты учтены в научно-исследовательской теме «Семиотика архитектурного пространства», разрабатываемой на кафедре основ архитектурного проектирования в соответствии с тематикой внутривузовского плана НИР Уральской государственной архитектурно-художественной академии. Результаты работы использованы в реальном проектировании при создании знака Европа-Азия, установленного на границе частей света, на 17-м километре Московского тракта в окресностях г.Екатеринбурга.

На защиту выносятся:

    Сопоставление принципов архитектурной символики с принципами движения астрономических тел, астрономической и временной символикой в мировой культуре.

    Систематизация принципов архитектурной космогонии и космологии с выявлением общего и особенного в космологической структуре символики, геометрической структуре архитектуры, ориентации сооружений относительно сторон света, в кодах плана содержания.

    Структура плана выражения и плана содержания в символике архитектурных сооружений и их элементов с расшифровкой основных семиотических кодов.

    Новые направления современной архитектуры, возникшие в результате расширения спектра принципов формообразования в архитектуре и более глубокого понимания генезиса архитектурной формы

    Теоретическая модель трансформации архитектуры, отражающая процесс развития архитектуры при взаимодействии и под влиянием на ее космогенные свойства различных процессов, среди которых основополагающими являются техногенный и антропоморфный.

Апробация работы. По главным положениям исследования автором были сделаны доклады: 2003 год - на Международном Коллоквиуме AISE в городе Урбино (Италия), 2003 год - на XXXI Международном Коллоквиуме AISS в г. Кастильончелло (Италия), 2004 год - на Международном конгрессе «Архитектура 3000» в городе Барселона (Испания), 2004 год - на Международном конгрессе AISE «Знаки мира. Интертекстуальность и глобализация» в г.Лион (Франция). Проведенное исследование позволило разработать ряд архитектурных проектов с использованием космогонических и космологических подходов, в том числе «Общественно-культурный комплекс на границе Европа-Азия», уменьшенная копия которого в виде мемориального знака установлена в 2004 г. на границе двух континентов: Европы и Азии вблизи г.Екатеринбурга.

17 Структура работы.

Формирование плана выражения и плана содержания архитектурного пространства в результате его космизации

Согласно исследованиям семиотиков тартусско-московской школы, миф, ритуал, фольклор, литература, изобразительное искусство, архитектура, предметно пространственная среда являются формами порождения и передачи культурных смыслов. Пространственными носителями культурных смыслов являются знаки и построенные на них тексты .

Синтез категорий, составляющих Универсум, создает совокупную картину мира. Для того, чтобы описать отношения между этими категориями, необходим структурный семиотический анализ пространственной картины мира. который позволяет выявить семиотические механизмы, ответственные за классификацию различных групп явлений, распределяя их по разным зонам структурируемого этой схемой пространства.

В роли таких семиотических механизмов, если рассматривать космологический аспект, выступают символы, отображающие структурный «каркас» пространственной картины мира, сложившейся в архаическом мифологическом сознании человека. Например, мировая ось, мировая гора, мировое древо.

На уровне плана выражения значимые пространственные отношения, позволяющие увидеть картину мира - это структуры пространственных форм и сооружений. Создаваемые по определенным культурным нормам - это конструкции ритуальных и бытовых предметов, планировка жилища и среды обитания, а также планировка городского пространства, которая представляет собой специфический пространственный текст . Смысл такого пространственного текста образуют, наряду с антропологическими и социологическими представлениями, также космологические представления. Роль определенных знаков в таком тексте выполняют значимые участки пространства.

Максимальной смысловой нагрузкой обладают части пространства, представляющие собой члены пространственной оппозиции. Скажем, центр соединяет части периферии, имеет место оппозиция внутреннего и внешнего и т.д. Следовательно, пространственные отношения обладают способностью быть носителями разнообразных культурных смыслов .

В культуре присутствуют знаки не только визуальные и пространственные, они могут иметь любое другое выражение, например, вербальное, которое присутствует в мифе или в философии, звуковые выражения в музыке, геометрия и числа, ритуал и т.д. Все их объединяет свойство управлять метафизическими значениями. Миф - это повествовательный аспект символики, ритуал - это символика, выраженная в жестах и словах, где действие разыгрывается по определенному сценарию, подражание архетипическим событиям во вневременном пространстве.

Таким образом, внутри культуры различные способы символического выражения формируют своеобразную сеть совпадающих значений. Каждый символ - это аспект многообразного единства, вместе с другими символами, принадлежащими этому единству или с другой формой своего проявления, вербальной, звуковой, ритуальной и т.д. Они создают некое поле или пространственный текст пересекающихся значений, чей синтез выражает культуру или культурную традицию. Это значит, что ни один символ не существует сам по себе, его форма - это часть семиосферы , точка пересечения разноплановых интерпретаций.

Архитектурная форма включает в себя отражения всей сети символов. Например, знание о том, что план здания очерчен по принципу мандалы (геометрической диаграммы с огромными потенциальными возможностями духовной реализации, чьей главной характеристикой является симметрия) -лишено значения, если не разобраться в значении мандалы. Понять значение мандалы - значит углубиться в миф, в концепцию ритуала - тогда становится понятным значение здания. Значение созданной формы, таким образом, продуцируется из значений ее символических эквивалентов.

Поскольку созданная форма находится в поле или сети значений, то значения, обнаруженные, например, в здании - это значения всей семиосферы в комплексе. Таким образом, здание, равно как и символ, - это своеобразный фокус значений, содержащихся в других символах. Ввиду этого, в исследовании необходимо, наравне с анализом архитектурной природы, рассмотреть остальные аспекты, предшествующие и сопутствующие строительству. Исследуя космологический аспект архитектуры, следует взглянуть на развитее символики в аспектах временном и пространственном в рамках различных традиций и культур, а также рассмотреть распространение системы соответствующих знаков и символов от одной культуры к другой.

Архитектура, являясь графическим или материализованным выражением движения солнца или звезд, - это не только диаграмма физических движений астрономических тел, а изображение действия космических принципов на земле. Итак, традиционная архитектура находится в знаковом контексте. Созданная форма - это своего рода знак, который в реальности отражает космическое происхождение. Символика регулирует и определяет форму традиционных зданий. Форма как символ -это imago mundi (изображение мира), выражающее процесс, посредством которого множественность, представленная пространством и временем, появляется из первородного единства .

Символические значения, транслируемые архитектурной формой, не ограничены лишь одной культурой, в рамках которой находится рассматриваемая архитектурная форма, они находятся также и в других культурах, создавая, таким образом, межкультурную сеть.

Человек, с момента своего появления на земле, испытывает потребность своего взаимодействия, коммуникации со вселенной через систему отношений. Она может быть оформлена, в частности, в ритуале и в архитектуре. Если в ритуале эта система отношений остается в качестве текста и пространственно-временного действа, поскольку, как в любой знаковой системе многое зашифровано и закодировано, то в архитектуре первообраз вселенной наглядно и материализованно демонстрируется в самом здании, а помимо этого, условно - в ритуале его возведения .

Обладая мифологическим сознанием, человечество отождествляло себя с окружающим миром и делало то, что этот внешний мир диктует. Все видимое вокруг конкретно воспроизводилось и вновь создавалось в слове, вещи, действии. Первообраз вселенной материализовался как модель сначала в произведениях декоративно-прикладного искусства: статуэтках, украшениях, а затем эта тема транслируется в ритуал, архитектуру и градостроительство. Первобытное сознание делает вещь тотемом и рассматривает вещь как космос .

Астрономическая символика в архитектуре Ближнего Востока

Рассмотрим города Месопотамии, такие как, например, Ур, Урук, Экбатан. Согласно представлениям древних жителей, земля разделена на три концентрических региона: центральная часть находится в окружающем ее океане, который окружен кольцом гор, поддерживающих небесный купол . В конце II тыс. до н.э. Месопотамское изображение мира представляло собой семичастную структуру, где центр мира - это центр рождения божества (см. приложение 8, рис. 19, 20). Повторение космогонии осуществлялось и в главном ритуале занятия центрального места правителем, которое представляло собой создание храма или космоса из хаоса. Этот же акт передавал мифическую иерогамию - объединение земли и неба . Важное значение в месопотамской цивилизации приобрела символика Зиккурата - пирамидальной религиозной конструкции, храма, находившегося в центральной части поселения. Идея зависимости человека от бога спроецировалась на урбанистическую планировку, чья пространственная организация основывается на окружении пространством главного центрального храма - зиккурата . Постройка городов имела то же космологическое и астральное значение: каждая из семи концентрических стен, которыми он был окружен, была выкрашена в цвет одной из семи планет и соответствовала планетарной сфере или небу, управляемому и движимому богом. Самое высокое из этих планетарных божеств олицетворяло Солнце, чье могущество исходило из центра и переходило каждые десять дней от одного бога другому посредством крылатых посланцев. Могущество планетарных богов было пропорционально их близости к Солнцу; поэтому высота стены увеличивалась с приближением к центру (см. приложение 9). Каждая планета, как и круг стены, построенный по ее подобию, являлась ступенью посвящения. Посвященные поднимались на каждый более высокий уровень, проходя ритуалы очищения, до тех пор, пока не приблизятся к центру города, где высилась башня-дворец, которая представляла собой космическую гору, ось мира, и ось вращения планет . Увенчание зубцами стены указывало на волнообразный путь, начертанный семью планетами на линии эклиптики. Максимумы и минимумы этого синусоидального движения обозначали взаимодополняющие аспекты - свет и тьма, позитив и негатив -вовлеченные в движение планеты. Они также обозначали позиции восхода планеты к небесному горизонту.

Космическая символика месопотамского города с семью стенами. представлена в семиуровневом зиккурате. Семь этажей зиккурата и семь опоясывающих стен города символически эквивалентны: все уровни зиккурата также покрашены в семь цветов и представляют собой семь планет, семь частей земли, семь небес и семь ступеней восхождения на небо (см. приложение 9) . Зиккурат - это мировая гора, центр мира, вершина мира, ось мира .

Подъем на Зиккурат - это путешествие к центру мироздания. Достигая верхней террасы, паломник ощущает разрыв уровней, поднимаясь таким образом над всем мирским . Вавилон именовался по-разному, в частности, «мостом между Небом и Землей», именно там осуществлялась связь между Землей и преисподней, ведь город был построен на «bab Apsu» т.е. на «Вратах Апсу» .

В месопотамской астрономической символике каждая из четырех планет - Юпитер, Меркурий, Марс и Сатурн - управляют одним из четырех кардинальных направлений, в то время как Венера, Солнце и Луна управляют соответственно вершиной неба, центром и надиром. Существует также соответствие между астральной и цветовой символикой: белый цвет -Сатурн, черный - Венера, пурпурный - Юпитер, голубой - Меркурий, оранжевый - Марс, серебряный - Луна, золотой - Солнце . Месопотамская архитектура транслирует космогонические смыслы, заключенные в цепи соответствия разнообразных семиотических кодов: хроматических (цветовых), религиозных (семь основных божеств), астральных (планетарных), временных (дни недели) и исторических (исторические фазы космизации, соответствующие основным минералам) .

Моделью четырехчастной вселенской структуры являлись месопотамские города-лагеря, разделенные на четыре части разметкой двух осевых улиц, которые ведут к четырем воротам города, направленным к позициям равноденствий и солнцестояний, и управляемые четырьмя планетами, соответствующими кардинальным направлениям (см. приложение 8) . Месопотамский город - это трехмерный крест: четыре ветви которого в горизонтальной плоскости соответствуют Юпитеру, Меркурию, Марсу и Сатурну, а два ответвления в вертикальной плоскости - Луне и Венере. Центр, где пересекаются все направления, обозначен седьмой планетой и седьмым направлением -Солнцем.

Города-лагеря Ближнего Востока демонстрируют ту же структурную характеристику. Они представляют варианты той же астро-космологической схемы.

Глобализация и ее влияние на архитектуру сегодня

Эпоха ХХІ-го века начинается с лозунга ГЛОБАЛИЗАЦИЯ. Глобализация, в одном из своих значений, - это возможности нового периода, направленность на универсальную коммуникацию. Начало эпохи характеризует наличие коммуникационных сетей, а именно: связи между компьютером и телефоном, доступ в Интернет, т. е. то, что устанавливает вездесущность этой эпохи. Выражение «реальное время» характеризует эту эпоху очень четко, обозначая абсолютный настоящий момент, действительный везде; мгновенность контакта, независимо от места; одновременность присутствия с теми, кто находится на связи - это, таким образом, факт не пространственный или географический, а нематериальный. Время становится единственной характеристикой . Такая исключительность очень тревожна в отношении архитектуры, искусства, которые творятся в пространстве, фиксируя ценности времени; кроме того, можно констатировать, что устанавливается подвешенное состояние тела и места, как это провозглашают термины «нематериальный», «виртуальный», которые отражают контакт в навигации. Это расшатывает целостность восприятия, изменяет отношение между смыслом, чувством и представлением, которые являют собой ключ к архитектуре.

Нематериальность и виртуальность, как превосходство времени над пространством, должны, следовательно, присутствовать на фоне любой интерпретации сегодняшней архитектуры как своеобразный радикальный запрос времени. Таким образом, в нынешнюю эпоху формируется новое отношение между смыслом, знаком и означаемым.

С другой стороны, существует обратная сторона глобализации -конкретная, материальная и реальная, которая требует возможности рассоединения времени и места, чтобы обеспечить безграничные пределы человеческой мобильности.

В настоящее время, глобализация и цивилизация уже идут параллельно, в связи с этим появляется некая субкультура, характеризующаяся, например, появлением самостоятельной «цивилизованной структуры» внутри города. Благодаря существующим транспортным сетям осуществляется конкретный контакт, встреча. У любого есть возможность расположиться внутри сети города мира с учетом персонального программирования времени, подтверждая таким образом принцип свободы как принцип современности, и воспринять мир сквозь совокупность выводов по обмену информацией, вещами, симпатиями и, одновременно, в согласии с природой, городом .

Можно говорить о наличии двоичной структуризации пространства сегодня: точечная система зданий и сетчатая система связи, наложенная на них. Колебание между полосами этой двоичной организации характеризует «современную жизнь» городского общества и горожан, устанавливает скоростной ритм, который являет собой дух сегодняшнего дня.

Увеличение скоростей, постоянное общение масс, множество функций требуют архитектуры огромных размеров, посторонней мегаструктуры в контексте. Цитадели, обеспеченные высоким функциональным качеством и гиперурбанистическим обликом требуют от окружения соразмерности с ним. Правила урбанистической морфологии таковы, что структура улиц и кварталов, формирует ткань города, однако сегодня они должны вновь определить свой статус, чтобы воспринять вмешательства новых урбанистических организаций и установить их отношения с общей структурой, для того чтобы присоединиться к ней . Такие добавления в урбанистической морфологии и типологии строительства, можно определить как новое архитектурное понятие «урбанистический морфотип» . Вместе с морфотипом появляется понятие мультимасштаба.

Процессы частичного или более детального вторжения в архитектуру или в инфраструктуру города, демонстрируют изменение структуры, а также изменение и трансформацию конструктивных элементов и архитектурно-урбанистической типологии, в которой выявляется изменение масштабности (в сторону увеличения), появление новой урбанистической формы или парадигмы.

Виртуальная Глобализация не существовала бы, если бы не более чем за век городское общество а также архитектура Европы, Америки, и как следствие, других континентов, Японии, Южной Америки, Индии не попали бы под адаптацию к своему городу с новыми обычаями мобильных горожан и непонятностью форм, которые выражают радикальность коренного населения - ведь город модифицируется вслед за обществом.

Определение структурного изменения городов мира - изменения масштабности и парадигмы (уже в первые годы века угадываются его признаки) - повод для изучения средств, контролирующих это явление.

Кондель-Перминова, Наталия Николаевна

, , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , 63 , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , ,

Послания космических пришельцев

Достаточно беглого взгляда на лица каменных исполинов острова Пасхи, чтобы понять: такой тип людей на Земле не водится. Вытянутые лица, длинные уши, глубоко посаженные глаза. Всмотритесь в израненное временем лицо Большого Сфинкса. У земных обитателей не бывает таких пропорций лица и глаз. А что, если и Сфинкс, и каменные Гулливеры с острова Пасхи есть ничто иное, как скульптурные портреты инопланетян, и соорудивших комплекс стоящих рядом больших пирамид, и населивших небольшой остров, затерянный в океане, каменными великанами?

Таким непраздным вопросом однажды задался физик из Омска В. Романов. Отталкиваясь от этой гипотезы, он резонно замечает: "Если посещение нашей планеты посланцами других миров действительно имело место, то инопланетяне при этом непременно должны были оставить какие-то материальные следы своего посещения". И эти следы должны быть весьма заметными, обращающими на себя внимание, иначе утрачивается смысл негласного сигнала: "Мы были здесь!". В этой связи исследователей, прежде всего, привлекли древние архитектурные сооружения, которые, скорее всего, и являются материальным автографом пришельцев. Среди древних сооружений много таких, которые примечательны только своей необычной архитектурой, но есть и такие сооружения древности, которые, помимо архитектурных особенностей, представляют собой так называемый астрономический аспект, т.е., определённую ориентацию относительно Солнца, Луны и некоторых звёзд на небе. Из этого факта астроархеологи сделали некогда ошибочный вывод, полагая, что древние люди способны были вести наблюдения за небесными телами и использовали полученные таким образом знания для ведения счёта дням и создания календаря, столь необходимого для хозяйственной деятельности. Археологи же, напротив, считали, что первобытным людям была свойственна "первородная" глупость, т.е. низкая познавательная культура, которая не позволяла им в жестких условиях борьбы за существование вести наблюдения за небесными светилами на столь высоком уровне, как это обнаружилось в древних сооружениях с астрономическим аспектом. Вывод напрашивается сам: видимо, следует признать, что именно древние сооружения, сохранившиеся до сих пор на Земле, и являются теми материальными следами посещения Земли в далеком прошлом посланцами других миров. Если инопланетяне хотели (а они непременно того хотели), чтобы мы, обитатели Земли, заметили следы их присутствия, то следует искать код, ключ, капсулу, наконец, в которой должна содержаться необходимая информация о целях посещения Земли, о цивилизации, направившей НЛОнавтов в столь далёкое путешествие к Земле, и землянах того исторического периода. Так поступили бы разумные существа, а то, что они разумные, сомнений не вызывает.

Итак, капсула. Она, несомненно, должна быть связана с каменными сооружениями древности с символизацией параметров Солнечной системы, причем расчёт делался на то, что настанет время, когда земляне достигнут того высокого уровня развития, который необходим и для того, чтобы отыскать эту капсулу, и - ещё больше - для того, чтобы суметь расшифровать заключённую в ней информацию. Следуя логике, можно предположить, что главное содержание информации - как установить с ними контакт и, в первую очередь, радиоконтакт или телепатический контакт. Анализируя особенности древних сооружений, исследователи выделили, как минимум, три вида. Одни служат своего рода "указательными знаками", другие - "телами отсчёта" для обнаружения инопланетной капсулы, третьи - хранилищами. Именно в последних и следует искать предполагаемую капсулу.

Поскольку пришельцы предполагали, что храниться капсула будет долго, а до того времени, когда земляне "созреют" для контакта, пройдут тысячелетия, закладка капсулы производилась на научной основе и на высоком инженерном уровне с тем, чтобы её не обнаружили до срока. "Указателями" места "захоронения" капсулы вполне могут служить: взлётно-посадочная полоса в Андах, рисунки на местности в пустыне Наска, статуи на острове Пасхи в Тихом океане.

"Тела отсчёта" - сооружения типа английского Стоунхенджа или комплекса египетских пирамид Хеопса, Хефрена и Микерина, включая расположенный рядом с ним Большой Сфинкс. "Хранилища" инопланетных капсул (либо одной капсулы) - это, скорее всего, ступенчатые пирамиды Джосера в Саккаре и?луни в Медуме?. На одном из склонов Анд, обращенных к океану, начертан огромный знак - трезубец. Если лететь по указанному им направлению, то вскоре можно будет совершить посадку на выложенную из больших каменных плит взлётно-посадочную полосу, расположенную на вершине горы. Посылка такова: летите по указанному направлению, приземлитесь на подготовленную для вас полосу, а в её конце - копаете на глубину, равную длине полосы. Там найдёте инопланетную капсулу. Длина полосы равна 78 метрам.

Если искомую капсулу отыскивать, используя сооружения, относящиеся к "телам отсчёта", то следует обратить внимание на план кромлеха (каминный круг) Стоунхенджа. В центре этого круга, вернее, нескольких концентрических кругов, когда-то лежал Алтарный камень, являвшийся поверхностной координатой. Глубинная же координата равна расстоянию от указанного центра до расположенного на востоке за пределами всех кругов так называемого Пяточного камня. Расстояние между ними - 78 метров.

Если отталкиваться от "хранилищ" - ступенчатых пирамид, - следует из туманного Альбиона перенестись в жаркую Ливийскую пустыню в Египте, где давно соревнуются со временем на прочность загадочный, грандиозный даже по современным понятиям Большой Сфинкс и комплекс охраняемых им гигантских каменных пирамид. На схеме точка пересечения диагональных линий пирамид - главной, на которой стоят пирамиды Хеопса и Хефрона, и вспомогательной с пирамидой Микерина - ничто иное, как наше Солнце, вернее, его символ. Эта точка и является поверхностной координатой. Глубинная координата равна расстоянию от точки "Солнца" до установленной на вспомогательной диагональной линии пирамиды Микерина. Измеряя данный отрезок, получаем всё те же магические 78 метров, что и у Стоунхенджа, и у статуй на острове Пасхи, и, возможно, во всех остальных случаях, известных западной литературе.

Интересно, почему во всех случаях фигурирует 78 метров? Оказывается, всё дело в том, что выше расположены грунтовые воды, а ниже - артезианские. Все продумано с завидным профессионализмом, с учётом всех возможных и невозможных перипетий. Остаётся только удивляться: почему, располагая многократно просчитанными координатами, человечество до сих пор не удосужилось преодолеть эти 78 метров в глубину, дабы овладеть предназначенной ему бесценной информацией, которой, может быть, было предназначено внести в человеческое бытие нечто важное, способное изменить жизнь целой цивилизации, войти в контакт с космическим сообществом, более мудрым, более развитым, более духовным. Иначе, зачем было пришельцам вкладывать столько энергии и сил на планете Земля, где они были всего лишь гостями?

Кто знает, может быть, именно поэтому на официальном уровне (Космос-Земля)контакт-содружество, контакт-взаимопомощь, контакт-взаимопонимание так и не состоялся. Были и есть отдельные попытки контактёров-одиночек установить какие-то связи с Космосом, но кустарный способ в таком глобальном предприятии как контакт миров способен, в лучшем случае, дать лишь результат местного значения, локальный, без значимых последствий. Такого рода контактов известно предостаточно. Вариант с предполагаемой капсулой, видимо, был задуман совсем на ином уровне и предполагал многоплановое взаимодействие, без которого в современных условиях уже ни Земля, ни Космос нормально развиваться не в состоянии. Контакт этот важен ещё и потому, что может предупредить попытку человечества перешагнуть в своём развитии тот роковой рубеж, после которого "игры" с такими явлениями, как атомная энергия и экология, выйдя из-под контроля, примут необратимый характер, последствием чего может стать ни больше, ни меньше, чем гибель земной цивилизации.

Будем надеяться, что еще не все потеряно. Еще есть время, есть технические возможности и есть желание человечества наконец-то узнать о таинственном содержании тех (той) капсул(ы), оставленных космическими пришельцами землянам, когда они еще пребывали в девственной первобытности.

Добавить свой отзыв

Перелистайте историю чуть более чем на 7 столетий назад и представьте, что сейчас - 13-ый век от Р.Х., 7-ой век по календарю хиджры, время правления исмаилитов. Время, когда Хадже Насир, известный также как «Ходжа Насреддин Туси», - молодой учёный из города Тус, занимающийся наукой и философией, замыслил строительство самой большой в мире астрономической башни.
Высота будущей астрономической башни, названной Радекан, составит 25 метров, астрономы того времени с её помощью будут определять самые важные аспекты солнечного календаря…

Ещё несколько лет тому назад считалось, что башня Радекан - это гробница одного из Ильханидов. Однако дальнейшие изыскания и исследования учёных показали, что эта высокая башня с её особенным куполом на вершине является единственной, способной определять границы четырёх времён года, високосные года и начало Ноуруза. Башня эта была построена по проекту Мухаммада ибн Хасана Джахруди Туси и располагается в городе Ченаран иранской провинции Хорасан-Резави. Радекан являет собой великое произведение инженерного и архитектурного искусства. Она возвышается над 12-тью внешними глинобитными стенами, делящими её на 12 частей, причём каждая часть стены по горизонту составляет 30 градусов. В окружающей башню стене есть две двери, расположенные друг напротив друга, в верхней части стены имеются 365 вертикальных рисок, которые делят башню на 36 секторов, каждый из которых составляет 10 градусов. Выбор мест для дверей и проёмов был неслучайным. Двери башни построены как раз напротив точек восхода солнца во время зимнего солнцестояния (начало зимы) и заката солнца во время начала лета. Башня Радекан уникальна и имеет целый ряд характерных особенностей, что вызывает у иранцев чувство гордости.


Согласно проведённым исследованиям, на сегодня является очевидным только астрономическое предназначение этой башни. Форма башни очень простая, она построена из обычного кирпича и снаружи украшена тоже кирпичной кладкой, а местами - оштукатурена. С целью укрепления кирпичной кладки в процессе её создания на швы между рядами кирпича давили пальцами, что в значительной мере повышало прочность кладки. На башне можно увидеть отверстия, расположенные на определённом расстоянии друг от друга - это следы строительных лесов, возведённых во время её сооружения.

К сожалению, в последние десятилетия были предприняты действия по поиску в башне дорогостоящих предметов антиквариата. В результате таких действий были разрушены некоторые части башни, но самым разрушительным для неё стало то, что землю вокруг стали использовать для выращивания сельскохозяйственных культур, что нанесло значительный ущерб строению. В течение последних лет астрономическим обществом провинции Хорасан предпринимаются попытки по изменению сложившейся ситуации, и можно отметить определённое улучшение в её состоянии.

Регистрация движения звёзд на вершине башни ведётся вокруг Полярной Звезды, считается, что в северном полушарии она постоянно находится в неподвижном состоянии и указывает северное направление.

Здесь представлена фотография, сделанная с помощью 95 кадров, каждый кадр имеет освещённость в 45 секунд.

Как говорилось выше, башня Радекан имеет 12 широких и высоких глиняных стен, делящих её на 12 частей, каждая из которых равна 30 градусам. То есть, каждая стена охватывает по горизонтали угол в 30 градусов. В тоже время, все участки стены образуют между собой параллельные пары, в верхней части которых имеются 365 вертикальных рисок, делящих башню на 36 секторов по 10 градусов каждый.

Учитывая всё это, становится понятным, что выбор мест расположения дверей и проёмов в башне не мог быть случайным. Архитекторы построили две стены, параллельные 12-ти первым стенам башни, как раз напротив небесного меридиана, а двери - напротив точек зимнего восхода и летнего заката. Благодаря такому проектированию башня позволяет определять границы четырёх времен года, високосные года и начало Ноуруза. На деле эти двери устроены таким образом, чтобы после того, как солнце, двигаясь по горизонту, достигнет точки 60 градусов, солнечный свет проходил через две двери, и на горизонте башни стали видны восход в начале зимы и закат в начала лета. Если в какое-то время вы видите восход солнца сквозь две двери, и он достигает своей вершины, то знайте, что прошла самая длинная ночь в году, и с этого дня начинается зима. Этот день является первым днём иранского месяца Дей.
На двух нижних снимках вы можете увидеть восход солнца во время зимнего солнцестояния и заход солнца - во время летнего. Свет солнца проходит сквозь две двери, что точно определяет временные границы этих двух времён года.


Фотография слева относится к началу зимнего периода, фото справа - к началу летнего периода.



Под куполом сооружения также расположены 12 проёмов, с помощью которых астрономы могли находить место начала 4-х месяцев, определяющих времена года, то есть, месяцы Фарвардин, Тир, Мехр и Дей.

Научные возможности башни Радекан на этом не заканчиваются. На протяжении всего года во время, когда солнце достигнет своей наивысшей точки на небосклоне, на двух стенах башни можно увидеть освещённую им часть и тень, и когда они достигают равного размера - это свидетельствует о том, что наступил астрономический полдень, или время, когда звучит призыв к полуденной молитве.

Научные произведения Туси в области астрономии и ботаники стали важнейшими источниками, широко использовавшимися учёными. Фактически, его воззрения прямо или косвенно повлияли на все книги по астрономии того времени. Туси сделал открытия и в области тригонометрии. Он первым доказал шесть теорем прямоугольного треугольника и рассмотрел их в своей книге Аль-шекл-оль-гета.

Туси занимался также исследованиями в области физики и за сотни лет до Декарта и Гюйгенса утверждал, что свет состоит из частиц. Писал он и о законах отражения и преломления света. Так, в одном из своих произведений Туси пишет: “Некоторые учёные придерживаются мнения, что свет состоит из мелких частиц, испускаемых источником света и отражающихся от освещаемых предметов.”Насир ад-Дин ат-Туси обладал обширными познаниями в области философии, логики, этики и написал около двух сотен произведений, посвящённых вышеуказанным наукам. Помимо содержательных трактатов он оставил нам стихи на персидском языке, которые свидетельствуют ещё и о присущем выдающемуся учёному 13-го века изяществе речи.

В построенной им в 1258 г. н.э. Марагинской обсерватории была создана грандиозная библиотека, состоявшая из ценных книг, привезённых из Багдада, Мосула и Хорасана. Учёный направлял в разные страны доверенных лиц для приобретения редких научных рукописей. Согласно выводам некоторых историков, благодаря его усилиям в Марагинской библиотеке было собрано около 400 000 книг. Существование подобного грандиозного собрания около 700 лет назад (во времена, когда, по признанию западных учёных, во всей Европе насчитывалось не более 1200 книг) является предметом гордости для исламской истории.

Бороться с угрозами, присущими сетевой среде, средствами универсальных операционных систем не представляется возможным. Универсальная ОС – это огромная программа, наверняка содержащая, помимо явных ошибок, некоторые особенности, которые могут быть использованы для нелегального получения привилегий. Современная технология программирования не позволяет сделать столь большие программы безопасными. Кроме того, администратор, имеющий дело со сложной системой, далеко не всегда в состоянии учесть все последствия производимых изменений. Наконец, в универсальной многопользовательской системе бреши в безопасности постоянно создаются самими пользователями (слабые и/или редко изменяемые пароли, неудачно установленные права доступа, оставленный без присмотра терминал и т.п.). Единственный перспективный путь связан с разработкой специализированных сервисов безопасности, которые в силу своей простоты допускают формальную или неформальную верификацию. Межсетевой экран как раз и является таким средством, допускающим дальнейшую декомпозицию, связанную с обслуживанием различных сетевых протоколов.

Межсетевой экран располагается между защищаемой (внутренней) сетью и внешней средой (внешними сетями или другими сегментами корпоративной сети). В первом случае говорят о внешнем МЭ, во втором – о внутреннем. В зависимости от точки зрения, внешний межсетевой экран можно считать первой или последней (но никак не единственной) линией обороны. Первой – если смотреть на мир глазами внешнего злоумышленника. Последней – если стремиться к защищенности всех компонентов корпоративной сети и пресечению неправомерных действий внутренних пользователей.

Межсетевой экран – идеальное место для встраивания средств активного аудита. С одной стороны, и на первом, и на последнем защитном рубеже выявление подозрительной активности по-своему важно. С другой стороны, МЭ способен реализовать сколь угодно мощную реакцию на подозрительную активность, вплоть до разрыва связи с внешней средой. Правда, нужно отдавать себе отчет в том, что соединение двух сервисов безопасности в принципе может создать брешь, способствующую атакам на доступность.

На межсетевой экран целесообразно возложить идентификацию/аутентификацию внешних пользователей, нуждающихся в доступе к корпоративным ресурсам (с поддержкой концепции единого входа в сеть).

В силу принципов эшелонированности обороны для защиты внешних подключений обычно используется двухкомпонентное экранирование (см. рис. 12.3). Первичная фильтрация (например, блокирование пакетов управляющего протокола SNMP, опасного атаками на доступность, или пакетов с определенными IP-адресами, включенными в «черный список») осуществляется граничным маршрутизатором (см. также следующий раздел), за которым располагается так называемая демилитаризованная зона (сеть с умеренным доверием безопасности, куда выносятся внешние информационные сервисы организации – Web, электронная почта и т.п.) и основной МЭ, защищающий внутреннюю часть корпоративной сети.



Рис. 12.3. Двухкомпонентное экранирование с демилитаризованной зоной.

Теоретически межсетевой экран (особенно внутренний) должен быть многопротокольным , однако на практике доминирование семейства протоколов TCP/IP столь велико, что поддержка других протоколов представляется излишеством, вредным для безопасности (чем сложнее сервис, тем он более уязвим).

Вообще говоря, и внешний, и внутренний межсетевой экран может стать узким местом, поскольку объем сетевого трафика имеет тенденцию быстрого роста. Один из подходов к решению этой проблемы предполагает разбиение МЭ на несколько аппаратных частей и организацию специализированных серверов-посредников . Основной межсетевой экран может проводить грубую классификацию входящего трафика по видам и передоверять фильтрацию соответствующим посредникам (например, посреднику, анализирующему HTTP-трафик). Исходящий трафик сначала обрабатывается сервером-посредником, который может выполнять и функционально полезные действия, такие как кэширование страниц внешних Web-серверов, что снижает нагрузку на сеть вообще и основной МЭ в частности.

Ситуации, когда корпоративная сеть содержит лишь один внешний канал, являются скорее исключением, чем правилом. Напротив, типична ситуация, при которой корпоративная сеть состоит из нескольких территориально разнесенных сегментов, каждый из которых подключен к Internet. В этом случае каждое подключение должно защищаться своим экраном. Точнее говоря, можно считать, что корпоративный внешний межсетевой экран является составным, и требуется решать задачу согласованного администрирования (управления и аудита) всех компонентов.

Противоположностью составным корпоративным МЭ (или их компонентами) являются персональные межсетевые экраны и персональные экранирующие устройства . Первые являются программными продуктами, которые устанавливаются на персональные компьютеры и защищают только их. Вторые реализуются на отдельных устройствах и защищают небольшую локальную сеть, такую как сеть домашнего офиса.

При развертывании межсетевых экранов следует соблюдать рассмотренные нами ранее принципы архитектурной безопасности , в первую очередь позаботившись о простоте и управляемости , об эшелонированности обороны, а также о невозможности перехода в небезопасное состояние . Кроме того, следует принимать во внимание не только внешние , но и внутренние угрозы .

Классификация межсетевых экранов

При рассмотрении любого вопроса, касающегося сетевых технологий, основой служит семиуровневая эталонная модель ISO/OSI. Межсетевые экраны также целесообразно классифицировать по уровню фильтрации – канальному, сетевому, транспортному или прикладному. Соответственно, можно говорить об экранирующих концентраторах (мостах, коммутаторах) (уровень 2), маршрутизаторах (уровень 3), о транспортном экранировании (уровень 4) и о прикладных экранах (уровень 7). Существуют также комплексные экраны, анализирующие информацию на нескольких уровнях.

Фильтрация информационных потоков осуществляется межсетевыми экранами на основе набора правил , являющихся выражением сетевых аспектов политики безопасности организации. В этих правилах, помимо информации, содержащейся в фильтруемых потоках, могут фигурировать данные, полученные из окружения, например, текущее время, количество активных соединений, порт , через который поступил сетевой запрос, и т.д. Таким образом, в межсетевых экранах используется очень мощный логический подход к разграничению доступа.

Возможности межсетевого экрана непосредственно определяются тем, какая информация может использоваться в правилах фильтрации и какова может быть мощность наборов правил. Вообще говоря, чем выше уровень в модели ISO/OSI, на котором функционирует МЭ, тем более содержательная информация ему доступна и, следовательно, тем тоньше и надежнее он может быть сконфигурирован.

Экранирующие маршрутизаторы (и концентраторы) имеют дело с отдельными пакетами данных, поэтому иногда их называют пакетными фильтрами . Решения о том, пропустить или задержать данные, принимаются для каждого пакета независимо, на основании анализа адресов и других полей заголовков сетевого (канального) и, быть может, транспортного уровней. Еще один важный компонент анализируемой информации – порт, через который поступил пакет.

Экранирующие концентраторы являются средством не столько разграничения доступа, сколько оптимизации работы локальной сети за счет организации так называемых виртуальных локальных сетей. Последние можно считать важным результатом применения внутреннего межсетевого экранирования.

Современные маршрутизаторы позволяют связывать с каждым портом несколько десятков правил и фильтровать пакеты как на входе, так и на выходе . В принципе, в качестве пакетного фильтра может использоваться и универсальный компьютер, снабженный несколькими сетевыми картами.

Основные достоинства экранирующих маршрутизаторов – доступная цена (на границе сетей маршрутизатор нужен практически всегда, вопрос лишь в том, как задействовать его экранирующие возможности) и прозрачность для более высоких уровней модели OSI. Основной недостаток – ограниченность анализируемой информации и, как следствие, относительная слабость обеспечиваемой защиты.

Транспортное экранирование позволяет контролировать процесс установления виртуальных соединений и передачу информации по ним. С точки зрения реализации экранирующий транспорт представляет собой довольно простую, а значит, надежную программу.

По сравнению с пакетными фильтрами, транспортное экранирование обладает большей информацией, поэтому соответствующий МЭ может осуществлять более тонкий контроль за виртуальными соединениями (например, он способен отслеживать количество передаваемой информации и разрывать соединения после превышения определенного порога, препятствуя тем самым несанкционированному экспорту информации). Аналогично, возможно накопление более содержательной регистрационной информации. Главный недостаток – сужение области применения, поскольку вне контроля остаются датаграммные протоколы. Обычно транспортное экранирование применяют в сочетании с другими подходами, как важный дополнительный элемент.

Межсетевой экран, функционирующий на прикладном уровне, способен обеспечить наиболее надежную защиту. Как правило, подобный МЭ представляет собой универсальный компьютер, на котором функционируют экранирующие агенты , интерпретирующие протоколы прикладного уровня (HTTP, FTP, SMTP, telnet и т.д.) в той степени, которая необходима для обеспечения безопасности.

При использовании прикладных МЭ, помимо фильтрации, реализуется еще один важнейший аспект экранирования. Субъекты из внешней сети видят только шлюзовой компьютер; соответственно, им доступна только та информация о внутренней сети, которую он считает нужным экспортировать. Прикладной МЭ на самом деле экранирует, то есть заслоняет, внутреннюю сеть от внешнего мира. В то же время, субъектам внутренней сети кажется, что они напрямую общаются с объектами внешнего мира. Недостаток прикладных МЭ – отсутствие полной прозрачности, требующее специальных действий для поддержки каждого прикладного протокола.

Если организация располагает исходными текстами прикладного МЭ и в состоянии эти тексты модифицировать, перед ней открываются чрезвычайно широкие возможности по настройке экрана с учетом собственных нужд. Дело в том, что при разработке систем клиент/сервер в многозвенной архитектуре появляются специфические прикладные протоколы, нуждающиеся в защите не меньше стандартных. Подход, основанный на использовании экранирующих агентов, позволяет построить такую защиту, не снижая безопасности и эффективности других приложений и не усложняя структуру связей в межсетевом экране.

Комплексные межсетевые экраны, охватывающие уровни от сетевого до прикладного, соединяют в себе лучшие свойства «одноуровневых» МЭ разных видов. Защитные функции выполняются комплексными МЭ прозрачным для приложений образом, не требуя внесения каких-либо изменений ни в существующее программное обеспечение, ни в действия, ставшие для пользователей привычными.

Комплексность МЭ может достигаться разными способами: «снизу вверх», от сетевого уровня через накопление контекста к прикладному уровню, или «сверху вниз», посредством дополнения прикладного МЭ механизмами транспортного и сетевого уровней.

Помимо выразительных возможностей и допустимого количества правил, качество межсетевого экрана определяется еще двумя очень важными характеристиками – простотой использования и собственной защищенностью . В плане простоты использования первостепенное значение имеют наглядный интерфейс при определении правил фильтрации и возможность централизованного администрирования составных конфигураций. В свою очередь, в последнем аспекте хотелось бы выделить средства централизованной загрузки правил фильтрации и проверки набора правил на непротиворечивость . Важен и централизованный сбор и анализ регистрационной информации, а также получение сигналов о попытках выполнения действий, запрещенных политикой безопасности.

Собственная защищенность межсетевого экрана обеспечивается теми же средствами, что и защищенность универсальных систем. Имеется в виду физическая защита, идентификация и аутентификация, разграничение доступа, контроль целостности, протоколирование и аудит. При выполнении централизованного администрирования следует также позаботиться о защите информации от пассивного и активного прослушивания сети, то есть обеспечить ее (информации) целостность и конфиденциальность. Крайне важно оперативное наложение заплат, ликвидирующих выявленные уязвимые места МЭ.

Хотелось бы подчеркнуть, что природа экранирования как сервиса безопасности очень глубока. Помимо блокирования потоков данных, нарушающих политику безопасности, межсетевой экран может скрывать информацию о защищаемой сети, тем самым затрудняя действия потенциальных злоумышленников. Мощным методом сокрытия информации является трансляция «внутренних» сетевых адресов , которая попутно решает проблему расширения адресного пространства, выделенного организации.

Отметим также следующие дополнительные возможности межсетевых экранов:

Контроль информационного наполнения (антивирусный контроль «на лету» , верификация Java-апплетов, выявление ключевых слов в электронных сообщениях и т.п.);

Выполнение функций ПО промежуточного слоя .

Особенно важным представляется последний из перечисленных аспектов. ПО промежуточного слоя, как и традиционные межсетевые экраны прикладного уровня, скрывает информацию о предоставляемых услугах. За счет этого оно может выполнять такие функции, как маршрутизация запросов и балансировка нагрузки . Представляется вполне естественным, чтобы эти возможности были реализованы в рамках межсетевого экрана. Это существенно упрощает действия по обеспечению высокой доступности экспортируемых сервисов и позволяет осуществлять переключение на резервные мощности прозрачным для внешних пользователей образом. В результате к услугам, традиционно предоставляемым межсетевыми экранами, добавляется поддержка высокой доступности сетевых сервисов.

Пример современного межсетевого экрана представлен в статье «Z-2 – универсальный межсетевой экран высшего уровня защиты» (Jet Info, 2002, 5).

Вверх