Тренинговые упражнения по толерантности для подростков. План-конспект занятия по психологии на тему: Занятие "Толерантность"

Толерантность человека, выходящего в большую жизнь, является фактором социализации и в значительной мере определяет успешность жизненного пути человека. Именно поэтому важнейшей задачей является развитие у подрастающего поколения умения строить взаимоотношения в процессе взаимодействия с окружающими на основе сотрудничества и взаимопонимания, готовности принять других людей и их взгляды, привычки такими, какие они есть.

Выработка толерантного поведения способствует дальнейшему позитивному развитию учащихся, повышает их уверенность в своих возможностях и перспективах.

Цель занятия: развитие толерантного отношения друг к другу, установки на принятие другого; понимания важности передачи эмоциональных связей и уважения.

Воспитательные:

  1. Развитие толерантных установок по отношению к людям;
  2. Развитие основ позитивного взаимодействия и эмоциональной отзывчивости детей между собой.

Развивающие:

  1. Развитие коммуникативных навыков, умения взаимодействовать в группе сверстников;
  2. Развитие творческого потенциала учащихся.

Обучающие:

  1. Знакомство детей с понятием “толерантность” и историей его происхождения.

Возраст участников: учащиеся 4-го класса.

Материалы и оборудование:

  1. Мультимедийная презентация.
  2. Музыкальное оформление.
  3. Фломастеры и цветные карандаши для творческого задания.
  4. Раздаточный и наглядный материал.

Ход занятия

1. Приветствие.

– Здравствуйте, ребята! Я очень рада видеть вас сегодня.

Давайте мы с вами поприветствуем друг друга необычным способом: возьмемся за руки и красиво улыбнемся друг другу, поздороваемся локтями, поздороваемся пятками.

2. Разминка.

Упражнение “Поменяйтесь местами те, кто…” – умеет веселиться? – у кого есть старший брат или сестра? – кто умеет дружить? – у кого сейчас хорошее настроение?

3. Введение в тему.

– Здорово, что у вас хорошее настроение и столько общего.

А сегодня мы отправимся в путешествие в страну своего Я. Совсем недавно – 16 ноября – весь мир отметил Международный день … ой, - ребята, я забыла, как называется этот волшебный день. Помогите мне. У каждого из вас есть карточка– билетик на наше занятие с цифрами (от 1 до 13). Задание:- встаньте так друг за другом, чтобы числа были расположены в порядке возрастания.

(Дети выстраиваются и показывают карточки.) А теперь переверните карточки и (имя ребенка) прочитает слово, которое получилось: “толерантность”.

– Ребята, откуда пришло к нам это загадочное слово и что оно означает, давайте заглянем в историю. (Обращение к презентации)

На рубеже XVIII-XIX веков во Франции жил некто Талейран-Перигор, князь Беневентский . Он отличился тем, что при разных правительствах (и при революционном, и при Наполеоне, и при короле Людовике XVII) оставался неизменно министром иностранных дел.

Это был человек, талантливый во многих областях, но, несомненно, более всего – в умении учитывать настроения окружающих, уважительно к ним относиться, искать решение проблем способом, наименее ущемляющим интересы других людей. И при этом сохранять свои собственные принципы, стремиться к тому, чтобы управлять ситуацией, а не слепо подчиняться обстоятельствам. Вот почему его имя было использовано для названия такого понятия в психологии, как толерантность.

– Посмотрите, ребята что же вкладывают в это понятие люди в разных странах:

(Дети по очереди читают)

– Готовность и способность без протеста воспринимать личность или вещь.

английском языке)

– Уважение свободы другого, его образа мысли, поведения, политических и религиозных взглядов.

(Во французском языке)

– Прощение, снисхождение, мягкость, снисходительность, сострадание, благосклонность, терпение… расположенность к другим.

арабском языке)

– Означает “позволять, допускать, проявлять великодушие в отношении других”.

китайском языке)

Как вы думаете, что значит слово толерантность в русском языке? (ответы детей)

Толерантность - означает уважение, принятие и признание другого- человека или другой культуры, уважительное отношение к их взглядам, образу жизни, вероисповеданию, национальности.

4. Рисунок “Цветок моего Я”

– Ребята, представьте свой внутренний мир в виде необычного цветка. Каким он будет, решать вам самим. Главное, чтобы он отражал то, что вам нравится, какой вы по характеру, что вы любите, к чему стремитесь. Ваши цветки мы посадим на нашу поляну и представим свои рисунки. – Посмотрите, какая красивая поляна у нас получилась. Пусть сейчас каждый расскажет о себе по своему рисунку (дети рассказывают о себе). Молодцы, посмотрите, какие мы все разные, но в то же время имеем и некоторые общие черты.

5. Работа со сказкой.

– Ребята, я хочу рассказать вам “Сказку о Необычном цветке” В одной стране, где днем светит яркое солнце, а по ночам редки холодные ветра, жили цветы. Они все были разные по характеру, но каждый из них был хорош по-своему. (Слайд) Королевские лилии – всегда стремились во всем быть первыми, любили давать советы и делать замечания другим цветам (Слайд), дикий шиповник – был слегка застенчив, но всегда доводил начатое дело до конца (Слайд), а желтые ноготки очень дружелюбны и жизнерадостны, любили веселые приключения (Слайд). Но в этой чудесной стране жил один необычный цветок – Синецветик, который боялся подружиться с остальными цветами, он считал себя некрасивым и безликим. И от этого он чувствовал себя несчастным, у него всегда было грустное настроение. (Слайд) Однажды древний мудрый цветок, который рос высоко в горах, сказал Синецветику: “Ты очень красивый и необычный цветок! Посмотри, какие у тебя прекрасные лепестки, какой ты добрый и отзывчивый, у тебя все получится и все будет хорошо!” (Слайд) Синецветик, услышав эти слова, расправил свои лепестки и широко улыбнулся всем другим цветам – жителям этой страны. Они тоже улыбнулись ему в ответ, и Синецветик был просто счастлив. (Слайд)

– Что делало Синецветика несчастным в начале сказки?

– Как вы думаете, что ему помогло стать счастливым?

– Да, в нашей жизни бывают такие ситуации, когда мы нуждаемся в чьей-то помощи и поддержке. Пусть она выражается просто в приятных добрых словах, но подчас многое значит для человека. Каждому человеку требуются любовь, признание, поддержка. Каждый человек вырастает в собственных глазах, когда его хвалят. Похвала – самое действенное средство. Но помните, похвала всегда должна быть к месту и соответствовать ситуации. Похвала должна быть искренней, так как нет ничего более скверного, чем лицемерие. И я хочу вам открыть секрет: Кто хвалит других, сам легче добивается успеха.

6. Упражнение “Волшебный стул”.

Один из участников садится на этот стул в центр круга, остальные делают ему комплименты. Он благодарит всех, затем на стул садится следующий участник и т. д. Рефлексия: Выполнив упражнение, участники группы обсуждают его по схеме:

  • Какие чувства вы испытывали, когда оказывали друг другу знаки внимания?
  • Что вы чувствовали, когда знаки внимания оказывались вам?
  • Легко ли было реагировать на оказанные знаки внимания? Почему?

7. Давайте попробуем почувствовать друг друга…

Возьмите за руки своих товарищей по команде, сядьте удобно, закройте глаза и… постарайтесь расслабиться,.. посчитайте мысленно до пяти.. Послушайте своё дыхание,.. а теперь прислушайтесь к звукам, доносящимся из класса.. и снова послушайте своё дыхание… теперь постарайтесь почувствовать свою правую руку, а в ней руку соседа справа… почувствуйте свою левую руку, а в ней руку соседа слева… представьте себе, что через руки бежит невидимый ручеёк, он очень тёплый и спокойный, это ручеёк дружбы и доверия, доброты и понимания, ручеёк поддержки и тепла… почувствуйте это… постарайтесь запомнить это ощущение надолго… а теперь мысленно мы считаем до пяти… и.. открываем глаза.. мы вернулись в наш светлый класс.

– Ребята, что вы почувствовали сейчас? Помогло ли это упражнение почувствовать своих товарищей по команде? (ответы детей)

– Итак, мы продолжаем путешествие по планете толерантности: и сейчас мы выполним творческое задание.

– У вас на столах лежат кусочки нашей планеты, но для того, чтобы всю планету соединить надо каждому из вас оставить на ней частичку себя. Ведь мы все разные, но мы вместе и будем жить на одной планете толерантности. У вас есть разноцветные фломастеры, нарисуйте на своих частях планеты частичку себя, пусть это будут улыбающиеся лица, если занятие вам понравилось, и грустные, если нет.

А теперь мы соберем нашу планету.

Посмотрите, какая она у нас получилась веселая и счастливая!

(Звучит музыка)

– Ребята, чтобы завершить наше занятие, давайте все вместе споем песенку, тоже веселую.

– Ребята, большое спасибо всем вам за сегодняшнюю работу, я хочу, чтобы вы не забывали о том, что каждый из нас индивидуален и неповторим, надо верить в свои силы и тогда сможешь достичь успеха.

Марина Кристафович

Пояснительная записка.

Тема : «» .

Цель :

Познавательные :

1. Познакомить с понятием «толерантность » , «толерантная личность » .

Практические :

1. Научить пользоваться техникой бесконфликтного общения, раскрыть качества важные для эффективного межличностного общения, помогающие формированию коммуникативных навыков.

Воспитывающие :

1. Воспитывать нравственные качества подростков : уважение к личности человека, с которым ты учишься, живёшь рядом и просто видишь и встречаешь в жизни;

Задачи :

1. Развитие сочувствия, сопереживания у воспитанников.

2. Моделирование собственного поведения подростков в соответствии с их представлениями о проявлении толерантности .

Форма проведения : беседа – размышление.

Вопросы нравственного развития, воспитания, совершенствования человека волновали общество всегда и во все времена. Особенно сейчас, когда все чаще можно встретить жестокость и насилие, нетерпимость к людям разных национальностей и культур, проблема нравственного воспитания становится всё более актуальной.

Важной педагогической задачей формирования личности является выработка воспитанниками активной жизненной позиции, сознательного отношения к общественному долгу, единства слова и дела, нетерпимости к отклонениям от норм нравственности.

Ведущая роль в подготовке и проведении данного занятия отводится воспитателю, детям отводится роль слушателей и исполнителей определённых заданий. Занятие разработано с использованием ИКТ. Сопровождением компьютерная презентация. Предложенный материал даётся в форме упражнений, тестов, носит дискуссионный характер, учит размышлять, высказывать своё мнение, делать выводы.

Ожидаемый результат : данное занятие по толерантности для участников станет ориентиром поведения в обществе, отношений со сверстниками.

Оборудование :

Плакаты по толерантности ;

Таблица «Черты толерантной личности »

Плакат по бесконфликтному общению;

Бланки опросника «Черты толерантной личности » ;

Памятки по бесконфликтному общению на каждого ребенка;

Рисунки ребят «Что такое толерантность

Карточки-задания по бесконфликтному общению;

Стихотворения о добром слове Н. Рыленкова и Л. Щипахина.

Ход воспитательского часа.

1. Вступление.

Ребята, тема сегодняшнего занятия «Жить в мире с собой и другими » . Вы все прекрасно знаете значение таких слов, как : доброта, красота, терпение, чуткость, доверие, доброжелательность, сопереживание, уважение.

Все эти слова можно объединить в одно научное понятие - толерантность .

Современный культурный человек – это не только образованный человек. Этого мало. Это человек, обладающий чувством самоуважения и уважаемый окружающими. Толерантность считается признаком высокого духовного и интеллектуального развития индивидуума, группы людей , всего общества в целом.

Генеральной конференцией ЮНЕСКО в 1995 году была принята Декларация толерантности . Согласно Декларации принципов толерантности , мы понимаем, что “толерантность означает уважение , принятие и правильное понимание богатого разнообразия культур нашего мира , наших форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности - это гармония в многообразии, это добродетель , которая делает возможным достижение мира и способствует замене культуры войны культурой мира…”

В своей жизни мы общаемся с представителями разных национальностей , культур, миров. социальных слоёв, поэтому надо уметь уважать культурные ценности как своего народа, так и представителей другой культуры , религии., научиться находить точки соприкосновения.

Кроме того, толерантность как качество личности помогает человеку адаптироваться в другой среде , к неожиданно новым для него условиям жизни. Люди, не обладающие этим качеством, проявляют категоричность, оказываются неспособными к изменениям, которых требует от нас жизнь.

Значение слова толерантность зависит от исторического опыта народов.

В английском языке толерантность – готовность и способность без протеста воспринимать личность или вещь;

Во французском – уважение свободы другого , его образа мысли, поведения, политических и религиозных взглядов;

В китайском языке быть толерантным значит – позволять , допускать, проявлять великодушие в отношении других .

В арабском толерантность – «прощение, снисхождение, мягкость, снисходительность, сострадание, благосклонность, терпение»

В персидском – терпение, выносливость, готовность к примирению .

В русском языке – способность, умение терпеть, мириться с чужим мнением, быть снисходительным к поступкам других людей .

Их невозможно представить себе без человека, так как они означают чувства и поступки людей. Если человек проявляет терпение, сопереживание, чуткость, уважение, то с ним будет приятно общаться, у него будет много друзей. Такого человека еще можно назвать воспитанным.

Понятие толерантность - многогранно , а сегодня мы рассмотрим одну из его сторон.

II. Основная часть

1. Беседа по вопросам

Что такое толерантность

Какое из определений вам импонирует больше всего?

Почему, на ваш взгляд, в разных странах эти определения различны?

А что же объединяет эти определения?

Почему так актуальна толерантность в наше время ?

2. Работа детей с бланками опросника «Черты толерантной

личности».

Давайте попробуем оценить себя, какие качества есть у вас?

Посмотрите, пожалуйста, на листы, которые лежат перед вами. Это - бланки-опросники с чертами толерантной личности .

Обсуждаю с детьми значение слов, написанных в бланке :

Черты толерантной личности .

1 Снисходительность

2 Терпение

3 Чувство юмора

4 Чуткость

5 Доверие

6 Альтруизм (любовь к людям)

7 Умение владеть собой

8 Доброжелательность

9 Умение не осуждать других

10 Уважение человеческого достоинства

11 Умение слушать

12 Сопереживание

Инструкция по заполнению бланка :

Сначала в колонке А поставьте «+» напротив тех черт, которые у вас наиболее выражены, затем в колонке В «-» напротив тех черт, которые у вас отсутствуют или слабо выражены.

На заполнение бланка дается 3 минуты.

Затем, на заранее подготовленном бланке опросника, проводится анализ ответов детей по каждому качеству , и определяются черты толерантной личности присущие нашему классу.

Резюме :

Вы – интересные ребята и живете в человеческом обществе, старайтесь сохранить хорошие качества и интерес сверстников к вам. Учитесь быть людьми в любой ситуации.

2. Поэма о толерантности .

Так, что же такое толерантность ? Давайте сочиним поэму о толерантности . Каждый придумает по строчке и напишет на листе бумаги, а я потом прочту все вместе.

Время на выполнение задания – 2-3 мин.

Читаю «поэму» , которую сочинили дети.

3. Задания по практике отношений

Задание №1. Правила бесконфликтного общения.

Ребята, мы с удовольствием проводим время с теми, кто нас понимает, кто нам интересен и стараемся избегать общения с людьми, которые нам неприятны и не вызывают у нас симпатии. Однако такое общение неизбежно. Как же научиться бесконфликтному общению? Посмотрите, пожалуйста, на памятки, которые лежат перед вами, давайте прочитаем!

Разыгрывание ситуаций. Анализ ошибок, обсуждение и правильный выбор из создавшегося положения. Дети для решения задачи используют памятки бесконфликтного общения.

Работа с карточками-заданиями.

Вы присутствуете при конфликтной ситуации. Катя оскорбила Петю из-за пустяка.

Петя, быстро принеси мне кружку, я хочу пить.

Сама принеси, у тебя, что ног нет?

Дурак, больше тебе ничего делать не буду.

Сама дура. А ты вообще ко мне больше не подходи!

В школе учитель ведет урок. Замечает, что Валера играет с мобильником.

Валера, убери, пожалуйста, телефон.

В ответ тишина, ученик увлеченно играет с телефоном.

Вы чего орете на меня! Это мой мобильник! Вы не имеете права его отбирать! – закричал мальчик.

Выйди вон из класса! Придешь тогда, когда будешь готов заниматься!

На столе у воспитателя лежали конфеты Лены. В комнате был только Егор. Он взял их без разрешения и съел.

Кто взял мои конфеты? – спрашивает Лена, входя в комнату.

Не знаю – отвечает Егор.

Негодяй, вор – это ты сожрал мои конфеты! – кричит девочка.

Дура, я их не трогал, нечего их было на стол класть. Будешь орать, в лоб получишь.

Резюме : Теперь вы видите, что значат слова в нашем повседневном общении и как важно правильно использовать в своей речи волшебные слова. От того, как мы разговариваем, зависит и наше поведение. Поэтому неразрывны между собой два понятия «культура общения» и «поведение» .

4. Чтение детьми стихотворений о добрых словах.

Со словом обидным нельзя торопиться,

Чтоб завтра себя самого не стыдиться.

(Н. Рыленков)

Счастливей, чем счастья подкова,

Дороже, чем горсть серебра…

Спасибо за доброе слово.

Спасибо за слово добра.

(Л. Щипахина)

5. Упражнение «Волшебные слова» .

Сформулируйте “обязательные условия” для начала диалога между людьми и предотвращения конфликта при контакте с человеком.

Вы должны попросить учителя, чтобы он Вам помог подготовиться по его предмету.

У Вас нет часов. Вы опаздываете. Ваша задача – узнать у прохожего сколько время.

Вы находитесь на незнакомой улице. Ваша задача – вступить в контакт с незнакомым человеком и узнать, как пройти на нужную Вам улицу.

У Вас срочное неотложное дело, надо уехать. Но Вы не можете этого сделать, пока не договоритесь, чтобы за Вас кто-нибудь отдежурил по столовой.

Вы опоздали на урок. Ваша задача - попросить учителя пустить к себе на урок.

Вы находитесь на вокзале с тяжелыми сумками. Ваша задача – попросить незнакомого человека помочь Вам донести сумки.

6. Упражнение «Комплименты» .

Дети становятся в круг. Ведущий начинает, говоря комплимент, стоящему справа, передает ему игрушку. Каждый следующий должен сказать комплимент другому участнику .

III. Заключительная часть.

Ребята, что нового вы узнали на занятии ?

Что чувствовали? Какие у вас впечатления?

Мы сегодня выучили научное понятие – толерантность , научились пользоваться правилами бесконфликтного общения, говорить добрые слова и комплименты друг другу .

Мы – это маленькая семья.

И хочется, чтобы в этой семье всегда царили доброта, уважение, взаимопонимание.

Воспитательное

занятие на тему: «Толерантность- путь к миру»

Подготовила и провела 27.02.2014 г.

Воспитатель 8 класса Панкова Л.И.

Цель:

знакомство обучающихся с понятием «толерантность», его происхождением, значением и актуальностью его формирования, как нравственного качества личности.

Задачи:

Образовательная

  1. Ввести и закрепить определение термина “толерантность”, углубить понимание его значения.

Коррекционно- развивающая:

  1. Корригировать и развивать умения формулировать и высказывать своё мнение, владеть собой, уважать чужое мнение, обогащать словарный запас обучающихся.

Воспитательная:


1. Воспитывать положительное отношение к себе, друзьям, одноклассникам, желание и умение прощать.

  1. Воспитывать чувства доброты и милосердия, отзывчивости и сострадания к человеку.

Оборудование:

компьютер, мультимедиа проектор, экран, презентация, макет дерева толерантности, глобус, силуэты людей с толерантными качествами, тест на каждого «Толерантный ли я», карточки красного цвета с заданием «Соотнесение высказывания с заповедью» на каждого, карточки желтого цвета на каждого с заданием « Определение качеств толерантной личности», мусорное ведро, памятки «Как стать толерантным человеком?» на каждого.

План.

  1. Организационный момент

Демонстрация приветствия народов разных стран(задание на карточках для каждой пары)

2. Вступительное слово

Притча «Ладная семья»

3. Сообщение темы занятия и цели

4. Работа по теме занятия

Определение слова «толерантность»

История происхождения понятия «толерантность»

Физминутка

Упражнения на закрепление понятия «толерантность»: «Определи качества толерантной личности»

Тест « Толерантный ли я»

Пальчиковая гимнастика

-« Соотнеси высказывания с заповедью»

Тренинг «Мусорное ведро»

Дерево толерантности

4. Итог занятия

Я рада всех вас приветствовать! Чтобы наше общение удалось – приготовьте хорошее настроение, желание высказаться, позитивный настрой друг к другу. (слайд №1)

Сейчас я всех поприветствовала, чувствуете, как стало комфортнее и веселей.

Знаете ли вы, что приветствия разных стран особенные?

Для того, чтобы в этом убедиться давайте выполним 1 задание
Задание 1: Демонстрация приветствий разных стран. на парту одно задание на двоих получают карточки с приветствиями из разных стран и выполняют действия.

Сложить руки (как в «молитве») на уровне груди и поклониться (Япония);

Потереться носами (Новая Зеландия);

Пожать друг другу руки, стоя на большом расстоянии друг от друга (Великобритания);

Крепко обняться и три раза поцеловать друг друга в щеки (Россия)

Показать язык (Тибет);

Очень крепко пожать друг другу руки, стоя близко друг к другу (Германия);

Каждый из нас живет в кругу друзей, приятелей, знакомых и незнакомых людей. Мы общаемся с разными людьми. Мы все отличаемся по возрасту и опыту, по вкусам и убеждениям. Все люди имеют право достойно жить на планете и не страдать от презрения и оскорблений. Каждый из нас неповторим и значим. Уважать других со всеми их физическими и религиозными различиями, быть внимательными к другим, отличать, в первую очередь то, что нас объединяет,- вот об этом и поговорим сегодня

Какими душевными качествами должны обладать люди, живущие на планете Земля, чтобы исчезли воины, ссоры, чтобы люди не страдали и перестали ненавидеть друг друга? (на глобус по экватору прикрепить силуэты человека, на которых написано- добрый, умный, улыбчивый, сильный, честный, жить в мире и спокойствии)

Вы все ученики одного класса. Какого? Сколько нас? Как вы считаете, класс это маленькая семья или нет? (ответы детей)

И хотелось бы, чтобы в нашей семье царил покой, мир, уважение и взаимопонимание. Что же для этого нужно? (ответы детей)

Сегодня мы начнём наше занятие с китайской притчи, которая поможет нам сформулировать тему занятия. Притча называется «Ладная семья». (Слайд №2)

(притчу читает Жуйко С)

«Жила-была на свете семья. Она была не простая. Более 100 человек насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село. Так и жили всей семьей и всем селом. Вы скажите: ну и что, мало ли больших семей на свете. Но дело в том, что была эта семья особая – мир и лад царили в этой семье. Ни ссор, ни ругани, ни, Боже упаси, драк и раздоров. Дошел слух об этой семье до самого владыки государства. И он решил проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада, пришёл к главе семейства: расскажи, мол, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье. Тот взял лист бумаги и стал что-то писать. Писал долго, видно, не очень силён был в грамоте. Затем передал лист владыке. Тот взял бумагу и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были начертаны на бумаге:

Какие? Как вы думаете?

Предположения детей

(слайд 3) Любовь

Прощение

Терпение

И в конце листа: 100 раз любовь, 100 раз прощение, 100 раз терпение. Прочёл владыка, почесал за ухом и спросил: «И всё?». «Да, – ответил старик, – это и есть основа жизни всякой хорошей семьи. И мира тоже».

Обсуждение притчи.

три слова стали законом в семье, где царили мир и согласие? Какие?

Как вы думаете, о чём будем беседовать на занятии?

Всё то, о чём вы сейчас говорили, предполагали, можно объединить, назвать одним словом «толерантность ».

Сегодня наше занятие посвящено теме толерантности и называется оно «Толерантность – путь к миру».

- Как вы думаете, почему мы будем говорить об этом?

(класс – это школьная семья, в последнее время много ссоримся.)

(Сделать вывод из сказанного детьми)

Сегодня мы с вами познакомимся с понятием «толерантность», что оно обозначает.

Итак, толерантность слово заимствованное, а поэтому малопонятное.

Вы знаете, что такое толерантность?

Для русского языка слово «толерантность» относительно новое; четкого, однозначного толкования этот термин не имеет. Дать определение толерантности довольно-таки трудно из-за того, что в разных языках оно трактуется по-разному. И сейчас мы в этом убедимся.
На слайде даны определения толерантности разных народов мира. Прочитаем и ответим на вопрос: «Что общего в определениях»?
со слайда дети зачитывают:


  • Толерантность – способность признавать отличные от своих собственных идей и мнения. (Испанский)

  • Толерантность – готовность быть терпимым, снисходительным. (Английский)

  • Толерантность – позволять, принимать, быть по отношению к другим великодушным. (Китайский)

  • Толерантность – прощение, снисходительность, мягкость, милосердие, сострадание, терпение. (Арабский)

Что общего в этих определениях?

Термин “толерантность” объясняется, как терпимость.

Что ж такое толерантность?
Может к бабушке любовь?
А быть может это то, что маме
Я на день рождения принес?
Понял я, что это – уважение
К мнению не только своему.
Видеть боль чужую
Я, по-моему, уже могу.
Дам монетку нищему,
Пожилому помогу.
Товарища в беде не брошу,
Злобу в класс я не пущу.
Терпимость – это форма поведения. Ученик, который хочет жить в мире со своими одноклассниками, должен сам себя ограничивать. Лишнее слово не сказать, проглотить, если кто-то ему сказал что-то. Потому что, если он ответит таким же образом, ему еще хуже ответят и начнётся ссора. А когда уже начинается выяснение отношений, тогда никакой терпимости не будет .
Как каждый из вас понимает это слово?
Вот какое определение толерантности дают дети, ваши ровесники:

«Толерантный человек способен понять и простить других людей, он с уважением относится к их привычкам и ценностям»

«Толерантность - это, можно сказать, лучшее качество человека. Оно учит людей быть такими, какие они есть, а также принимать других людей такими, какие они есть. Если бы все люди были такими, то мир был бы совсем другим, намного лучше»

«Толерантность, терпимость, доброжелательность, взаимопонимание - эти качества очень важны, и они должны присутствовать в каждом человеке, ведь без взаимопонимания и доброжелательности не может существовать дружба»
Какие можно подобрать слова-синонимы?

Уважение к чужому мнению, лояльность,терпимость, доброжелательность и др.

– Почему нужно быть терпимыми? Что вы понимаете под словом терпимость?

Терпимость – способность терпеть что-то или кого-то, быть выдержанным, выносливым, стойким, уметь мириться с существованием чего-либо, кого-либо, считаться с мнением других, быть снисходительным.

– Как поступает терпимый человек?

Люди на свет
Рождаются разными:
Непохожими, своеобразными.
Чтобы других
Ты смог понимать,
Нужно терпенье
В себе воспитать.
Нужно с добром
К людям в дом приходить,
Дружбу, любовь
В своем сердце хранить!

Ну а здесь вы можете увидеть, что же каждая буковка этого слова означает. (Слайд ) Давайте каждый по очереди прочитает значение букв в этом слове.

Т – терпимость
О – ответственность
Л – любовь к ближнему своему

Е - единство, взаимопонимание и дружба
Р – равноправие
А – активность
Н - не безразличие к окружающим людям
Т - творческое общение
Н - наш мир
О – отличия
С - справедливость, сострадание
Т-труд

Ь - личное понятие толерантности

История происхождения понятия толерантность (слайд).

Итак. Толерантность – это ТЕРПИМОСТЬ(слайд) –способность терпеть что-то или кого-то, быть выдержанным, выносливым, уметь мириться с существованием чего-либо, кого-либо, считаться с мнением других.

Как вы думаете, как давно появилось понятие толерантная личность? (слайд)

На рубеже XVIII-XIX веков во Франции жил некто Талейран Перигор. Он отличается тем, что при разных правительствах оставался неизменно министром иностранных дел.

Это был человек талантливый во многих областях, но, более всего, - в умении учитывать настроения окружающих, уважительно к ним относиться и при этом сохранять свои собственные принципы, стремиться к тому, чтобы управлять ситуацией, а не слепо подчинятся обстоятельствам. С именем этого человека и связанно понятие "толерантность".(слайд)

ТОЛЕРАНТНОСТЬ – УВАЖЕНИЕ, ПРИНЯТИЕ ЛЮДЕЙ, КАКИМИ БЫ ОТЛИЧНМИ ОТ НАС ОНИ НЕ БЫЛИ. Люди разные, это нужно понимать и принимать.

Человек имеет право быть ДРУГИМ!!
- Проявлять толерантность – это значит признавать то, что люди различаются по внешнему виду, положениям, интересам, поведению и ценностям и обладают правом жить в мире, сохраняя при этом свою индивидуальность.
- Итак, толерантность – это умение быть терпимым к чужим мнениям.
итак, быть толерантным, значит:

  • Уважать другого.
  • Любить ближнего своего.
  • Не злиться.
  • Быть добрым, терпимым
  • Сострадать

А знаете ребята, чтобы люди всегда помнили об этих словах и совершали хорошие поступки, во многих странах мира 16 ноября отмечают Международный день Толерантности

В первую очередь толерантность проявляется дома и в школе. Все знают, что нужно жить дружно, но иногда трудно сдержаться, когда мы видим недостатки других. В школе, как и везде, все разные: есть маленькие, большие, худые, полные, в очках и без очков, разных национальностей. Все люди имеют право достойно жить на планете и не страдать от презрения и оскорблений. И каждый из нас неповторим и значим. О том же говорит и Библия: "Относись к другому как к самому себе, люби ближнего своего как самого себя". Ведь все люди, независимо от расы, национальности, культуры, обычаев, положения, возраста, пола, – все одинаковы. Делать добро другим – не обязанность. Это радость, и эта радость улучшает здоровье и увеличивает счастье.

физминутка слайд

Упражнения на закрепление понятия «толерантность»:

а) определение качеств толерантной личности;

(на столах карточки желтого цвета)

сейчас мы все вместе определим, какими качествами характера обладает толерантная личность. У каждого из вас на столах лежат карточки розового цвета, на которых записаны качества характера человека. Выберите те, которые характеризуют толерантную личность. А что, по вашему мнению, не относится, зачеркните.
Качества:

  • Терпимость +
  • Бессердечность -
  • Конфликт -
  • Сострадание
  • Прощение +
  • Вспыльчивость -
  • Желание что-либо делать вместе +
  • Милосердие +
  • Злорадство -
  • Ложь -
  • Сотрудничество +
  • Уважение прав других +
  • Раздражение -
  • Принятие другого таким, какой он есть +
  • Зависть -

у всех - из 15 качеств выбрать качества толерантной личности

у Яценко С, у Соловьевой Е и Коршунова Д - из 7выбрать+ у Саши -крупный шрифт

итак, толерантная личность обладает следующими качествами…

СРАВНИВАЕМ С КАЧЕСТВАМИ НА СЛАЙДЕ

б) Тестирование (практическая работа)

Вам предложены 5 вопросов, на которые даны 3 варианта ответов. Вам нужно выбрать только один, совпадающий с вашим мнением. Затем мы подсчитаем количество баллов, полученных за ответы, и выясним уровень вашей толерантности.

Дети. Отвечают на вопросы теста на индивидуальных листах.

Тест « Толерантный ли я»

1 . Если одноклассник очень отличается от меня внешним видом, поведением, я

а) не буду с ним общаться

б) толкну, стукну его

в) подружусь с ним

2. Когда в игре кто-то делает по- своему, не так, как мне хочется, я

а) не буду с ним играть

б) толкну, стукну его

в) попрошу объяснить, что он делает

3. Если моего одноклассника похвалила учительница за хороший ответ, а меня нет, я

а) не буду с ним общаться

б) толкну, стукну его

в) постараюсь отвечать лучше

4. В нашем классе появился ребёнок – инвалид, я

а) не буду с ним общаться

б) посмеюсь, какой он неуклюжий

в) подружусь с ним

5. Если одноклассник верит в другого Бога, я

а) не буду с ним общаться

б) посмеюсь над ним

в) попрошу рассказать о его вере

Ответы: а) по 2 балла

Б) по 1 баллу

В) по 3 балла

Подсчитайте количество баллов.

Вывод: (слайд)

От 5 до 9 баллов – ты часто ведёшь себя так, что людям рядом с тобой неуютно. Ты часто бываешь агрессивным, обижаешь одноклассников. Задумайся, ведь всё сделанное возвращается обратно.

От 10 до 14 баллов – часто ты проявляешь доброту, понимание, уважение к чужому мнению, но иногда ты совершаешь поступки или говоришь слова, за которые тебе бывает стыдно. Сдерживайся!

15 баллов – ты толерантен! Уважая себя, ты уважаешь и принимаешь весь окружающий мир.

Задумайтесь над ним.

Бывало ли такое, что кто-то говорил плохо о вас?
- Что вы чувствовали в тот момент?
- А вы когда-нибудь говорили о ком-либо плохо?
- Как вы думаете, что чувствовал тот человек?
- Ребята, в подобных ситуациях люди злятся друг на друга, и иногда возникает желание подраться. Люди должны вместе решать возникающие между ними проблемы мирно. Драка – не лучший способ решения проблем.
- Всегда очень приятно слышать, когда о вас говорят добрые и хорошие слова. А что вам приятнее делать – говорить людям добрые слова или гадости?
- Какое наставление вам помогает жить в мире?
Дети: Золотое правило: «Относись к людям так, как ты хотел бы, чтобы относились к тебе.(слайд)

А можем ли мы изменить себя в лучшую сторону?
- Человек должен стремиться к тому, чтобы изменить себя в лучшую сторону, жить в мире с собой и окружающими.
- Что нам помогает быть толерантными? Терпимыми?
Дети: знание и соблюдение заповедей.

В) На столах у каждого карточки красного цвета.

Задание:

соотнесение высказывания с заповедью;

  • «Наши сердца должны быть наполнены любовью к людям, нашим братьям и сестрам. Мы должны думать о них и помогать им, не ожидая ни малейшего вознаграждения». (возлюби ближнего своего)
  • «Гнев - страсть по расположению духа, способная часто повторяться, жестокая и непреклонная по силе, служащая причиною убийств, союзница несчастия, помощница вреда и бесчестия». (не убий)
  • «Не делай другому того, от чего больно тебе». (золотое правило)
  • «Ничто притворное не может быть продолжительным». (не лги)
  • «Любовь к родителям - основа всех добродетелей». (почитай отца своего и матерь свою)
  • Воровство порождает лень и жадность. (не кради)

У ЯценкоС., у Коршунова Д. и Соловьевой по 2 высказывания. У Саши- крупный шрифт

ТРЕНИНГ «Мусорное ведро»

Воспитатель ставит на середину класса небольшое ведёрко и предлагает детям порассуждать.

Зачем человеку нужно мусорное ведро?

Почему необходимо постоянно освобождать его от мусора?

Представьте себе жизнь без мусорного ведра, кода мусор постепенно наполняет комнаты, становится тяжело дышать, передвигаться, люди начинают болеть. Что будет происходить с человеком?

Но ведь также и с чувствами. У каждого из нас скапливаются чувства, часто ставшие ненужными и бесполезными. И некоторые любят копить эти чувства, например, копить свои обиды или страхи.

Я предлагаю вам выбросить ненужные обиду, гнев, страх в «мусорное ведро». Для этого вы на листочках бумаги записываете чувства, от которых хотите освободиться.

Например: «Я обижаюсь на …», «Я злюсь на…», «Я боюсь…».

Затем сворачиваете листочки комочками, выбрасываете в мусорное ведро, а дежурный выносит это ведро в мусорный ящик (таким образом, дети учатся справляться с чувством обиды, гнева).

В конце занятия ребятам предлагаю составить « Дерево Толерантности ».

«Толерантность – это дерево, которое не может вырасти самостоятельно».

У вас на столах у каждого лежит по листочку, вы напишете на нем советы, пожелания, что по вашему, надо сделать, чтобы наш класс, наша школа стали пространством толерантности, то есть, чтобы отношения в ней стали как можно более толерантным. Затем листочки прикрепим на дерево. На столах у каждого листочек дерева из цветной бумаги, на котором обучающиеся напишут пожелание и приклеивают свой лист к «Дереву Толерантности».

Сегодня мы с вами задумались над проблемой толерантности. Посмотрите в себя и ответьте на вопрос – я толерантная личность? Если ответ будет отрицательным – подумайте, что же нужно сделать, чтобы измениться. И у вас на партах есть памятки «Как стать толерантным человеком». Если мы будем их придерживаться, тогда поверьте – Ваша жизнь обязательно станет лучше!.

Мои пожелания:

  • Ребята, поступайте с другими так же, как хотите, чтобы они поступали с вами.
  • Будьте добрыми: любящими, внимательными, терпеливыми, заботливыми, милосердными, прощайте.
  • Будьте надёжными: честными, правдивыми, имейте чистое сердце, выполняйте свои обещания.
  • Будьте заботливыми: вежливыми, внимательными, любезными.
  • Будьте щедрыми: не жадными, бескорыстными, великодушными, готовыми помочь.

И всё это вам поможет жить в мире.

Наш разговор о толерантности не окончен. Мы его продолжим, обсудим, что значит толерантность в семье, в классном коллективе и вообще в обществе

Успеха!! Спасибо за сотрудничество


Памятки «Как стать толерантным человеком?» раздаются детям.


  • Уважай собеседника.

  • Старайся понять то, о чем говорят другие.

  • Отстаивай своё мнение тактично.

  • Ищи лучшие аргументы.

  • Будь справедливым, готовым признать правоту другого.

  • Стремись учитывать интересы других.

  • Прощай.

  • Уважай права другого.

  • Уважай человеческое достоинство.

  • Принимай другого таким, каков он есть.

  • Сострадай.

  • Проявляй терпимость к чужим мнениям

Подготовила и провела Кузнецова Елена Васильевна,

педагог-психолог ЦДТ «Мечта» , с.Частые, Пермский край

Внеклассное занятие с элементами психологического тренинга для подростков

« Час толерантности».

«Мы разные – в этом наше богатство,

мы вместе – в этом наша сила».

Цели:

Развивать навыки общения, необходимые для установления межличностного взаимодействия на основе понимания ценности чувств другого человека и необходимости бережного к ним отношения,

Развивать рефлексию и эмпатию, развивать умение осмысленно воспринимать информацию;

Формировать чувство причастности к коллективу, групповой сплочённости;

Учить самообладанию в стрессовых условиях и методам снятия психофизического напряжения,

Исследовать эмоциональные состояния, переживания;

Воспитывать выдержку, терпимость в ситуациях межличностных конфликтов, помогать подросткам осознать необходимость прощения, почувствовать радость прощения.

Методы:

1.Словесный- а) беседа, б) сообщение, в) рассказ, г) дискуссия, д) инструктаж

2 Наглядный - а) рассматривание, б) демонстрация, в) наблюдения учащихся.

3. Практический-а) упражнения, б) игры.

Оборудование: Листы бумаги, мешочек из ткани, два воздушных шара, бланки (качества личности), игрушки из киндер-сюрприза, цветные карандаши, листы формат А-4, большое вырезанное сердце, мяч, магнитофон, аудиозапись, вырезки из журналов, клей.

Предварительная работа:

    Психологическая и социальная диагностика.

    Подбор музыки.

Ход занятия:

Педагог-психолог - Здравствуйте! Я рада видеть вас всех. Сегодня у нас «Час толерантности».

1.Разминка «Приветственное письмо»

Инструкция : Я предлагаю вам написать свои приветствия на листах бумаги и положить их в мешочек. А теперь я их перемешаю, и вы получите уже другое приветствие, которое прочитаете группе и оставите себе на память о нашей сегодняшней встрече.

Анализ : Трудно ли было написать приветствие? Как вы себя чувствовали, когда зачитывали ваше приветствие? Готовы ли вы продолжать наше тренинговое занятие?

    Игра «Воздушный шарик»

Участники группы делятся на 2 подгруппы (по 8 человек), образуют 2 круга и берутся за руки.

Инструкция. Я сейчас подброшу воздушные шарики в центр каждого круга. Задача - выдувая воздух не дать воздушным шарикам упасть или вылететь из круга. Руки расцеплять нельзя. Победят те, у кого дольше продержится шарик в воздухе.

3.Упражнение «ФИО - алфавит»

Инструкция : Участники делятся на 2 подгруппы, каждой из которых предлагается построиться по первой букве фамилии в алфавитном порядке

Мы стоим так близко друг к другу, что чувствуем плечо друга, который всегда поможет, не бросит в трудную минуту, не оставит в беде.

Молодцы, вы не только справились с этим не легким заданием, но и больше узнали друг о друге. Теперь вся наша группа - это единое целое.

Вводим понятие толерантная личность.

Сначала мы должны разобраться в главном понятии нашего занятия.

Что означает слово «толерантность»?

Справка: Толерантность (от лат. tolerantia - терпение) - терпимость к иного рода взглядам, нравам, привычкам.

До сих пор речь шла о толерантности как способности терпеливо выносить неприятные воздействия без значительного физического и эмоционального ущерба. В последние годы изменилось значение толерантности и получило широкое в обществе. Сегодня толерантность трактуется как терпимость, спокойное отношение к различным взглядам и убеждениям, поведению и внешнему облику других людей, притом, что самому человеку подобные особенности не свойственны. То есть сама эта непохожесть не выступает для толерантной личности раздражающим фактором При столкновении с вариантами отличий во внешнем виде, поведении почти бессознательно срабатывает механизм сравнения и оценивания: не такой, как я. Можно допустить равенство и по другим параметрам - интеллекту, воспитанности, доброте. Подлинная толерантность является ценным качеством развитой личности. То есть такой личности, которой для самоутверждения не требуется унижение кого-то другого.

Кого, на ваш взгляд, можно назвать толерантным человеком, толерантной личностью?

Толерантная личность - это человек, хорошо знающий себя и признающий других.

Есть личность толерантная, а есть, к сожалению, личность нетолерантная или, как говорят ученые, интолерантная.

В чем может проявиться нетолерантное, нетерпимое поведение? Приходилось ли вам наблюдать его примеры в вашей повседневной жизни?

А какие примеры нетерпимости вы можете привести, опираясь на ваши знания истории?

В честь принятия Декларации 16 ноября было объявлено Международным Днем толерантности.

В чем может проявляться нетерпимость?

Смотри приложение 1.

4. Упражнение «Эксперимент».

Инструкция : Вы получили на бланках качества толерантной личности. Вам необходимо прочитать перечисленные качества и подчеркнуть те, которыми, по вашему мнению, обладает толерантная личность.

Смотри приложение 2.

Анализ : Сразу ли вы справились с заданием? С какими трудностями вы столкнулись при выполнении задания?

5.Упражнение «Закончи фразу».

Ведущий предлагает участникам закончить фразы

Терпимость - это… Простить - это...

Анализ: Что для вас было сложным в этом задании? Легко ли вы подобрали нужные слова? Что для вас сложнее сделать терпеть или простить?

6. Упражнение «Чудесные превращения».

Инструкция : Участникам предлагается взять из мешочка одну игрушку из киндер-сюрприза. Необходимо в течение 5 минут придумать историю для своей игрушки: о ее жизни в прошлом, настоящем и будущем, о ее привычках, проблемах. Нужно рассказать всем эту историю от лица игрушки.

Рассказывая историю, подростки невольно говорят о себе, о своих желаниях, проблемах, самораскрываются. Например: «Я маленький серый мышонок. Мне очень одиноко, меня все бросили, и я стал никому не нужен. Я очень хочу найти друга, который поймет и поддержит меня в трудную минуту. Хочу гулять и веселиться, а не сидеть в одиночестве».

Анализ: Испытывали вы сложность при выполнении этого задания? Нашли ли вы сходства между собой и описываемой игрушкой?

7.Упражнение "Сменяющиеся команды".

Инструкция : Дается сигнал и произносится команда, например, "Четыре!". Это означает, что только заданное количество игроков должны как можно быстрее выйти в центр круга. Если в ходе выполнения упражнения игроки не точно выполняют задание, то дается следующее, а затем возвращаются к предыдущему.

Анализ: Какие трудности вы испытывали при принятии решения? Кто чаще выходил в центр круга?

8. Упражнение «Волшебный лес чудес»

Инструкция : Сейчас мы превратимся в волшебный лес, где происходят различные чудеса и где всегда хорошо и приятно. Разделимся на две группы по принципу: лес - роща и встанем в две шеренги. Наши руки - это ветви деревьев, которые ласково и нежно будут прикасаться к человеку, проходящему по «лесу». И теперь каждый из вас по очереди пусть пройдет сквозь этот волшебный ласковый лес, а ветви будут поглаживать по голове, рукам, спине.

Анализ : Что вы испытывали, когда вы проходили по «лесу» и к вам прикасались участники группы? Ваши чувства, когда вы были деревьями? Расскажите о своем состоянии до и после упражнения.

9.Упражнение «Ожерелье».

Участники стоят в кругу и держатся за руки.

Инструкция: Нам необходимо выбрать ювелира

Давайте представим, что мы - большое прекрасное ожерелье, а каждый из вас - бусинка. Ожерелье переливается разными цветами, а бусинки медленно двигаются на вращаемой витрине, демонстрируя себя покупателям.

Участники ходят по кругу в сменяющемся темпе (под музыку).

Но вдруг ожерелье разорвалось, и все бусинки рассыпались. Все расходятся в разные стороны. Ювелир может взять только одного из участников за руку, каждая бусинка может захватить только одну бусинку и т.д. Образуется цепочка. Ювелир соединяет.

Анализ : С какими трудностями вы столкнулись при выполнении упражнения? Стоял ли остро перед вами вопрос выбора следующего участника? Кому было сложно демонстрировать себя?

10. Упражнение «Дорисуй и передай».

Инструкция : Возьмите по листу белой бумаги и выберите самый приятный цвет карандаша. Как только я хлопну в ладоши, вы начнете рисовать что хотите. По хлопку передадите свой лист вместе с карандашом соседу слева, тот дорисовывает. Затем я опять хлопаю в ладоши, и лист передается дальше по кругу до тех пор, пока не вернется назад к хозяину. Может, кто-то из вас хочет дополнить свой рисунок, а может быть, изменить что-то в нем или нарисовать новый?

Анализ : Понравилось ли вам то, что получилось? Поделитесь своими чувствами, настроением. Трудно ли было поддержать тему рисунка другого человека?

11.Упражнение «Угадай, о ком идет речь».

Инструкция : Каждый участник описывает – по возможности объективно и безоценочно – одного члена группы по выбору. Все остальные пытаются угадать, о ком идет речь. Материалы: бумага и карандаши. Члены группы рассаживаются за столами так, чтобы все могли видеть друг друга. Каждый участник выбирает кого-нибудь из группы и письменно фиксирует его особенности: черты лица, одежду, строение тела, характерные движения. Не следует давать никаких психологических заключений. Например, нельзя говорить: "Андрей – нервный, сейчас в хорошем настроении, преисполнен сознания собственного достоинства". Описание должно быть по возможности более точным, но не содержать указаний, которые позволили бы сразу же установить личность выбранного человека. На составление письменного портрета отводится 6 минут. Один за другим участники зачитывают свои заметки, а остальные каждый раз отгадывают, кто был описан.

Анализ : Что сложнее выделить внешние признаки или качества личности? Почему?

12 . Упражнение «Копилка обид».

Инструкция : Участникам предлагается нарисовать «Копилку обид» и поместить в нее все обиды, которые они переживали раньше. После этого проводится обсуждение: что делать с этой копилкой? Отсутствует смысл накопления обид. Жалость к себе является плохой привычкой. Что же делать с «текущими» обидами? Важно уметь выразить обиду. Но нельзя мстить другим людям: это не решает проблему, а усугубляет ее. Как же нужно относиться к обидчику? Давайте вместе примем решение, что делать с обидами? Порвите эти листки с обидами и выбросите их в мусорный пакет.

Анализ: в процессе обсуждения, приходят к выводу, что нужно уметь прощать обиды.

13. Упражнение "Я – хороший, ты – хороший".

Инструкция : Участники находятся в кругу, у ведущего в руке мяч. Ведущий подбрасывает мяч вверх и называет свое положительное качество, начинающееся на первую букву имени. Затем кидает мяч другому. Тот делает то же самое. Мяч должен побывать у всех.

Анализ: Какие чувства вы испытывали, когда мяч оказался у вас в руках и было необходимо назвать свое положительное качество?

14. Упражнение «Сердце нашей группы».

И нструкция : Возьмите лист ватмана, вырежьте большое сердце и прикрепите его к стене. А теперь каждый из вас возьмет страницу журнала и, без ножниц попытаемся придать форму сердца, используя обрывочную технику. Обратите внимание на это огромное белое сердце. Оно не живое, не бьется и не трепещет. Но мы сейчас оживим его и вдохнем в него жизнь! Для этого надо немного. Просто взять и прикрепить свои маленькие сердечки на это большое сердце. Посмотрите, как оно на ваших глазах оживает! И это наше групповое сердце будет биться с нами весь тренинг!

Анализ : Какие чувства и эмоции вызвало у вас это упражнение? Понравилась ли вам это упражнение? Что вам нравится в этом сердце? Можете ли вы себя назвать толерантной личностью? А что мешает вам быть толерантной личностью?

Ответив на следующие вопросы, можно узнать умеете ли вы себя контролировать.

Смотри приложение 3.

Приложение 1 Справка. Проявления нетерпимости :

1) оскорбления, насмешки, выражение пренебрежения;

2) игнорирование (отказ в беседе, в признании);

3) негативные стереотипы, предубеждения, предрассудки (составление обобщенного мнения о человеке, принадлежащем к иной культуре, полу, расе, этнической группе, как правило, на основе отрицательных характеристик);

4) этноцентризм (понимание и оценка жизненных явлений сквозь призму ценностей и традиций собственной группы как эталонной и лучшей по сравнению с другими группами);

5) поиск врага (перенос вины за несчастья, неблагополучие и социальные проблемы на ту или иную группу);

6) преследования, запугивания, угрозы;

7) дискриминация по признаку пола, сексуальной ориентации и других различий (лишение социальных благ, отрицание прав человека, изоляция в обществе);

8) расизм (дискриминация представителей определенной расы на основе предпосылки, что одни расы превосходят другие);

9) ксенофобия в форме этнофобий (антисемитизм, кавказофобия и др.), религиозных фобий, мигрантофобии (неприязнь к представителям других культур и групп, убеждение в том, что «чужаки» вредны для общества, преследование «чужаков»);

10) национализм (убеждение в превосходстве своей нации над другими и в том, что своя нация обладает большим объемом прав);

11) фашизм (реакционный антидемократический режим, для которого характерны крайние формы насилия и массовый террор);

12) империализм (покорение одних народов другими с целью контроля богатств и ресурсов подчиненных народов);

13) эксплуатация (использование чужого времени и труда без справедливого вознаграждения, безрассудное использование ресурсов и природных богатств);

14) осквернение религиозных или культурных символов;

15) религиозное преследование (насаждение конкретной веры, ее ценностей и обрядов);

16) изгнание (официальное или насильственное);

17) сегрегация, включая апартеид (принудительное разделение людей различных рас, религий или полов, обычно в ущерб интересам одной группы);

18) репрессии (насильственное лишение возможности реализации прав человека), уничтожение и геноцид (содержание в заключении, физические расправы, нападения, убийства).

Приложение 2

Агрессивность, безволие, безразличие, бестактность, бесхарактерность, благородство, вежливость, властность, выдержка, высокомерие, деликатность, дерзость, доброта, душевность, конфликтность, лидерство, лицемерие, несдержанность, неуживчивость, объективность, отзывчивость, отчужденность, придирчивость, резкость, своенравность, слабоволие, справедливость, тактичность, уживчивость, уступчивость.

Агрессивность, безволие, безразличие, бестактность, бесхарактерность, благородство, вежливость, властность, выдержка, высокомерие, деликатность, дерзость, доброта, душевность, конфликтность, лидерство, лицемерие, несдержанность, неуживчивость, объективность, отзывчивость, отчужденность, придирчивость, резкость, своенравность, слабоволие, справедливость, тактичность, уживчивость, уступчивость

Агрессивность, безволие, безразличие, бестактность, бесхарактерность, благородство, вежливость, властность, выдержка, высокомерие, деликатность, дерзость, доброта, душевность, конфликтность, лидерство, лицемерие, несдержанность, неуживчивость, объективность, отзывчивость, отчужденность, придирчивость, резкость, своенравность, слабоволие, справедливость, тактичность, уживчивость, уступчивость

Агрессивность, безволие, безразличие, бестактность, бесхарактерность, благородство, вежливость, властность, выдержка, высокомерие, деликатность, дерзость, доброта, душевность, конфликтность, лидерство, лицемерие, несдержанность, неуживчивость, объективность, отзывчивость, отчужденность, придирчивость, резкость, своенравность, слабоволие, справедливость, тактичность, уживчивость, уступчивость

Приложение 3

Тест «Умеете ли вы контролировать себя?»

Цель : показать участникам, каким коммуникативным контролем они обладают, как реагируют на изменения ситуации, умеют ли предвидеть, какое впечатление производят на окружающих.

Время : 15 минут.

Инструкция : Прочитайте высказывания и ответьте «да» или «нет».

1. Мне кажется трудным подражать другим людям.

2. Я бы, пожалуй, мог при случае свалять дурака, чтобы привлечь внимание или позабавить окружающих.

3. Из меня мог бы выйти неплохой актер.

4. Другим людям иногда кажется, что я переживаю что-то более глубоко, чем это есть на самом деле.

5. В компании я редко оказываюсь в центре внимания.

6. В различных ситуациях и в общении с разными людьми я часто веду себя совершенно по-разному.

7. Я могу отстаивать только то, в чем я искренне убежден.

8. Чтобы преуспеть в делах и в отношениях с людьми, я стараюсь быть таким, каким меня ожидают увидеть.

9. Я могу быть дружелюбным с людьми, которых я не выношу.

10. Я всегда такой, каким кажусь.

Начислите себе по одному баллу за ответ «нет» на вопросы 1, 5, 7 и за ответ «да» на все остальные. Подсчитайте сумму баллов. Если вы отвечали искренне, то о вас, по-видимому, можно сказать следующее:

0–3 балла. У вас низкий коммуникативный контроль, и вы не считаете нужным его изменять в зависимости от ситуации. Вы способны к искреннему самораскрытию в общении. Некоторые считают вас «неудобным» в общении по причине вашей прямолинейности.

4–6 баллов . У вас средний коммуникативный контроль. Вы искренни, но сдержанны в своих эмоциональных проявлениях. Вам следует больше считаться в своем поведении с окружающими людьми.

7–10 баллов. У вас высокий коммуникативный контроль. Вы легко входите в любую роль, гибко реагируете на изменения ситуации и даже в состоянии предвидеть впечатление, которое производите на окружающих.

Описание материала: Предлагаемое тренинговое занятие в интерактивной форме знакомит учащихся 10-12 лет с понятием толерантного общения и помогает смоделировать стиль толерантного поведения с окружающими людьми. Данный материал будет интересен школьным психологам и социальным педагогам.

Конспект тренингового занятия с учащимися 10-12 лет «Дерево толерантности»

Цель:

1. Знакомство подростков с понятием «толерантность».

2. Показать участникам тренинга значимость толерантного общения для решения различных проблем в социуме.

Материал: 3 шарфа для завязывания глаз, яблоко, разделенное на части, разноцветные стикеры, фломастеры, доска, мел.

Ход занятия

Психолог. Очень часто людям трудно найти общий язык с другими людьми, потому что они очень отличаются друг от друга. Поэтому сегодня мы поговорим о том, как строить отношения с теми, кто не похож на вас.

Прежде чем мы начнем обсуждение, давайте проведем маленький эксперимент (приглашаются три участника). Сейчас, я завяжу вам глаза и дам поочередно дотронуться до одного и того же предмета, очень хорошо знакомого вам. А затем вы решите вместе, что это за предмет! Остальные ребята, пожалуйста, оставайтесь молчаливыми участниками данного эксперимента. Надеюсь, что по окончанию эксперимента мы вместе сможем сделать интересный вывод. Завязываются глаза детям, которые участвуют в эксперименте и ведущий дает им возможность дотронуться до одного предмета - яблока, но 1-му только до кожуры яблока одним пальцем, 2-му только до мякоти яблока одним пальцем, а 3-му только до стопочки яблока одним пальцем. Дети трогают предмет, водят по нему пальцем в течение 30-ти секунд, затем предмет убирается в коробку и им развязывают глаза.

Психолог. Ваша задача - предположить, что это за предмет, а затем, в процессе общения вы должны прийти к единому решению (учащиеся доказывают друг другу свою точку зрения и приходят к общему ответу на поставленный вопрос - Что это?- и озвучивают его)

Психолог показывает целое яблоко и анализирует ответ учащихся вместе со всеми детьми:

Какие шаги приближали вас к принятию общего решения? (умение прислушиваться друг к другу, умение идти на компромисс, сотрудничество, взаимоуважение, доверие друг к другу, доброжелательность …)

Какие шаги отдаляли вас друг от друга и от общего решения? (неумение слушать внимательно других, торопливость, эгоизм, недоверие, сомнения, самоуверенность …)

Психолог. Посмотрите, каждый из вас анализировал данную проблему по-своему, но вы смогли найти общее решение, хотя предмет был неоднозначный.

Все вы смогли проявить очень хорошее качество личности - толерантность в общении. (На доске написано определение толерантности).

Часто ли люди бывают, терпимы друг к другу в современной жизни?

(Ответы учащихся)

Если человек отличается от нас по внешности, по убеждению, по мировоззрению, по физическим возможностям или национальности, языку, вере, какие чувства он может вызывать у нас?

(Ответы учащихся, которые необходимо записать на доске)

Раздражение,

Равнодушие,

Агрессивность,

Удивление,

Презрение,

Высокомерие.

Если же мы проявляем терпимость, доброжелательность и внимание к другим людям, эти негативные чувства могут превратиться в положительные.

Давайте попробуем вместе это сделать.

(На доске вместе преобразовываем)

Умение владеть собой,

Чуткость,

Доброжелательность,

Доверие,

Великодушие,

Бескорыстие

К какому же выводу мы можем подойти в нашей совместной работе?

Нельзя делить мир только на черное или белое, хорошее или плохое, в мире много оттенков, поэтому каждый человек имеет положительные и отрицательные черты характера. Но если мы проявляем друг к другу терпимость, чуткость, доброжелательность, нам легко найти общий язык даже с теми, кто не похож на нас.

Давайте, сегодня вместе вырастим свое дерево толерантности, которое будет напоминать, какие качества помогают людям позитивно общаться.

У вас есть стикеры - листочки дерева, на которых вы можете написать те качества, которые вам помогают общаться с людьми, а у меня на доске ствол дерева толерантности (дети пишут и приклеивают листочки, а затем зачитывают их).

Рефлексия:

Что вам понравилось в занятии?

Что вы можете взять для себя из нашего общения на занятии?

Итог занятия.

Ведущий благодарит за работу всех детей и подводит итог:

«Это дерево останется с вами и пусть на нем появляются новые плоды и побеги ваших успехов в толерантном общении с людьми!»

Список используемой литературы:

1. М. Р. Битянова, Т. В. Азарова, Е. И. Афанасьева, Н. Л. Васильева «Рабочая книга школьного психолога».

2. Г. В. Солдатова, Л. А. Шайгерова, О. Д. Шарова «Жить в мире с собой и другими: Тренинг толерантности для подростков».



Вверх