Error: не определено #11234. Деревянное зодчество церкви в пермском крае. Достопримечательности деревни Хохловка (Пермский край). Численность экскурсионной группы

Деревянное зодчество церкви в пермском крае. Достопримечательности деревни Хохловка (Пермский край). Численность экскурсионной группы

Ну что же, вот и заключительный отчет о нашей поездке на Урал. Сегодня на удивление небо было какого-то не естественно голубоватого цвета, да к тому же еще в глаза светил какой-то яркий фонарь. Да это же ясное небо и солнце! Вот тебе на! Пермский край сжалился над нами и на прощание подарил прекрасный летний денек.
У нас оставалась еще одна точка в этих краях - Пермский музей деревянного зодчества "Хохловка"


Так как я большой любитель деревянного зодчества и деревень в частности, то по возможности стараюсь посещать музеи деревянного зодчества там, где они есть. Здесь как правило собраны, наверно, лучшее экспонаты со всего края, с другой стороны, все эти объекты выдернуты со своего культурного ландшафта и кое-как понатыканы на небольшом участке земли имитирующие своеобразное поселение. Честно сказать самый интересный музей все же Малые Корелы в Архангельской области, но и в Хохловке есть на что посмотреть.
Ну что же поехали, быстренько пробежимся по представленным экспонатам:
При входе нас встречает усадьба коми-пермяцкого крестьянина. Северо-западное Прикамье. Усадьба построена в середине XIX века и привезена из деревни Яшкино, Юсьвинского района Коми-Пермяцкого АО.
Внешний вид коми-пермяцкого жилища прост, даже суров. Представляет собой дом двор поперечной (Г-образной) связи с хозяйственными постройками. Комплекс "дом-двор" состоит из двух изб, связанных сенями, и двора, примыкающего сзади под прямым углом. Все хозяйственные постройки (амбар, ледник, баня) восстановлены по аналогам XIX века.
Усадьба рублена из сосновых бревен способом " в обло". Жилая часть и хоздвор перекрыты двухскатными кровлями самцовой конструкции.
Обстановка избы, предельно проста и рациональна. На привычных местах разместилась домашняя утварь: посуда, одежда, некоторые орудия труда. В правом углу находиться глинобитная печь. По стенам расположены широкие деревянные лавки, над ними утроены полки. Над входом полати. По диагонали от печи расположен "красный" угол, в котором находиться божница с иконой. Место напротив печи кут для приготовления пищи.

1.

2.

3.

4.

5.

6.

Следующий дом: Усадьба Н.П Светлакова. из деревни Дема Кочевского района Коми-Пермячкого АО.
Усадьба - типичный "дом-двор" двурядной связи. Здесь жилая и хозяйственные части под отдельными двухскатными крышами расположены параллельно друг другу. Между ними находиться крытый двор с мощными столбами-опорами. В непогоду и холодное время года во дворе выполнялись многие домашние работы: теребили лен, мололи зерно на ручном жернове, вели ремонт промыслового инвентаря.
Жители усадьбы занимались добычей и обработкой "жернового камня" - из обломков твердых горных пород, делали жернова для ручных мельниц. Этот промысел был широко развит среди крестьян Кочевской волости Чердынского уезда.

7.

8.

9.

10.

Усадьба с росписью - привезена из деревни Гадья Чердынского района 1880 гг. Усадьба русского крестьянина двухрядного типа (один ряд - жилой дом на две избы с сенями, другой - двор в два яруса). Особенность этой усадьбы - художественная домовая роспись. В переднем углу над обеденным столом изображены круги-венки. Над полатями написаны букеты цветов в вазонах с парой птиц. Лучше всего эта роспись видна с полатей, вероятно, предназначалась для семейных пар ("свадебная" роспись).
В крытом дворе располагались хозяйственные постройки - хлев и конюшни для скота, размещались земледельческие орудия, транспортные средства.

11.

12.

13.

14.

15.

16.

17.

Гумно с овином. Копия оригинала 1920-х годов. Село Ошиб Кудымкарского района, Коми-Пермяцкого АО.
Совмещенные под двухскатной стропильной крышей хозяйственные постройки для сушки снопов и обмолота зерна. Стены гумна рублены способом забирки ("в заплот"), овина "в обло".
Под более низкой крышей расположен ямный овин, где сушили снопы. После чего снопы обмолачивали на глиняном полу гумна. Открытые ворота давали возможность веять зерно при различных направлениях ветра.
Внутри постройки восстановлен интерьер, где представлены орудия крестьян для сушки, ручной молотьбы и веяния зерна, а так же машины появившиеся в крестьянских хозяйствах в 80х годах XIX века.

18.

Ветряная мельница из деревни Шихири, Очерского района XIX века.
Принадлежала К. Рахманову, переходила по наследству. В 1931 году была взята в колхоз "Красный боец", и на ней мололи зерно до 1966 года.
Такой тип мельниц называется шатровыми или "шатровками", главная особенность которых неподвижное основание - сруби подвижное "оголовье" - крыша. Оголовье поворачиваться вокруг оси вместе с крыльями, насаженными на вал. Поворот в сторону ветра делали с помощью специального рычага - хвостовины ("хобота"). Под напором ветра через сложную систему шестеренчатых передач и вертикальный вал движение крыльев передавалось на жернова. Мукомольные жернова находятся на первом ярусе.
Зерно засыпали в специальные ковши-воронки, из них оно поступало на жернова и перетиралось, затем мука по узкому лотку ссыпалась в мучной ларь. Сложная конструкция мельницы оттачивалась веками, и до сих пор является венцом крестьянской инженерной мысли.

19.

Дальше туристическая тропа выводит нас на экспозицию посвященную соляному промыслу. О вываривании соли я уже рассказывал в прошлых частях. Здесь же представлены экспозиции с Усть_Боровского солеваренного завода: рассолоподъемная башня, соляной ларь, варница и амбар - весь тот путь, который проделывает соль от рассола до лавок русских купцов.
20.

21.

22.

В лесу представлен комплекс "Охотничье становье" в которой вошли: Очаг -"Нодья" с навесом, лобаз и охотничья избушка.
23.

24.

25.

Сельское пожарное депо из села Скобелевка Пермского района первая треть XX века.
В середине 90-х годов XIX века в Пермской губерни, создаются земские пожарные дружины. В селе Скобелевка пожарная дружина из 23 человек была организована в 1906 году. Основная часть депо - квадратная, к ней примыкают служебные помещения: конюшня, комната для дежурных. Здание перекрыта двускатной тесовой крышей, выше расположена наблюдательная вышка с пожарным колоколом. Внутри восстановлен типичный для конца XIX - начала XX века пожарный обоз: телеги и сани с ручными насосами фирмы "Сонинъ Пермь.", бочки для запаса воды и характерное для того времени пожарное оборудование: багры, ломы, топоры, ведра, лестницы.
26.

27.

28.

29.

Изба В.И. Игошина - из деревни Грибаны Уинского района середина XIX века.
Традиционная для Прикамья "изба-связь", состоящая из двух срубов, расположенных друг напротив друга и разделенных сенями. Изба покрыта двускатной крышей. Ее венчает массивный "охлупень", который изготовлялся из цельного бревна с желобом, размещался на вершине крыши и прижимал верхние концы тесанной кровли. Изба отличается особой монументальностью, рублена топором из мощных бревен лиственницы (диаметр от 45 до 80 см). В деревенских домах конца XIX века, уже появляются товары промышленного производства - мебель, кровати, самовары, швейные машины.
30.

31.

32.

33.

Богородицкая церковь - село Тохтарево Суксунского района 1694 год.
"Жемчужина" прикамского деревянного зодчества - образец древней "клетской" церкви "кораблем". Три части церкви - трапезная, храм и алтарь - располагаются по одной лини "кораблем" и подняты на высоки подклет. Отличает постройку особая красота кровли: высокая клинчатая крыша, главки, барабаны, "бочка", покрыты городчатым лемехом.
Внутренние убранство церкви чрезвычайно простое: скромные лавки, небольшой помост для службы. Иконостас до наших дней не сохранился.

Колокольня - из села Сыра - Суксунского района 1781 год.
Единственная деревянная колокольня, сохранившиеся в Пермском крае до наших дней. "Восьмерик" основания колокольни перерастает в ярус (площадку) звона с арочными проемами.
Венчает постройку большой островерхий шатер опоясанный "красным тесом" - на концах досок сделаны пропилы в форме перьев птиц или лучей солнца. Высота колокольни вместе с крестом достигает - 30 метров.
Колокольня рублена "в лапу". Это традиционный прием, при котором бревна на углах строения обрубаются по форме "лапы" и не выступают за пределы углов. Этими "лапами" бревна "схватываются", со временем такое соединение не рассыхается, а только уплотняется.

34.

35.

36.

37.

Сторожевая башня - из села Торговище Суксунского района. 1905 год, копия оригинала XVII века.
Сторожевая башня - один из немногих сохранившихся образцов русского деревянного оборонного зодчества.
С 60х годов XVII века была центральной, проезжей башней Торговищенского острога - через нее попадали внутрь крепости.
Сгорела во время пожара 1899 года, но крестьяне села восстановили ее своими силами.
Башня двух ярусная - нижняя часть четырехугольная, верхняя - восьмиугольная ("восьмерик" на "четверике"). Через бойницы "восьмерика" велся обстрел врага на дальних подступах. Для ближнего боя использовался "облам" - боевой выступ на верхних бревнах "четверика". На вершине крыши находится небольшая башенка - "смотрельня" где несли службудозорные.
Башня рублена "в обло" распространенным в деревянной архитектуре способом.

38.

39.

Церковь Преображения - из села Янидор Чердынского района. 1702 год.
Уникальный памятник деревянного зодчества представляет собой "клетский" храм "кораблем"
Этот древнейший тип русского церковного строения, в основе которого лежит клеть - простой сруб как в избе, а три части церкви:трапезная, храм и алтарь -располагаются по одной линии "кораблем" и подняты на высокий подклет.
С северной и западной сторон церковь охватывает крытая галерея, устроенная на мощных выступах бревен. Все крыши в храме самцовые.
Необычно завершение центральной части храма - на высокой кровле "крещатая бочка" с главкой. Главки покрыты осиновым лемехом. Древесина осины под лучами солнца и каплями воды со временем приобретает серебристый оттенок. Стены рублены способом "в обло", бревна тщательно пригнаны друг к другу, поэтому ни мох ни другой утеплитель не требовался.
Вероятно, церковь в селе была построена на месте древнего языческого святилища. ("Ени-дор" на коми-пермяцком языке означает "божий край", "божий дом")

40.

41.

42.

43.

Ну что же, вот и закончилось наше путешествие на Северный Урал в Пермский край. После музея мы плотно пообедали в близ лежащем кафе и взяли курс в сторону Москвы.

44.

45.

До дома оставалось 1700 км. Обратно мы решили ехать через республику Мари-Эл и Чувашию - ибо бить машину на """дорогах""" Костромской области было реально жалко. К тому же путь через Чебоксары нам давал еще две точки для осмотра - это Тракторный музей в Чебоксарах и один из самых дальних городов "Золотого кольца" - Гороховец - в который, с моими маршрутами, доехать мне проблематично. Рассказ об этих двух точках я наверно вынесу за пределы повествования о "Северном Урале 2015". Подводя итоги можно уверенностью сказать, что поездка удалась. Есть чего вспомнить, есть еще за чем сюда вернуться. Урал мне очень понравился, не смотря на ужасную погоду, и сюда я точно вернусь, но только уже осенью. Хотя вот уже в кулуарах идет обсуждение про Приполярный Урал и... Полярный.... Но это после... В следующем году... А может и через год... А может через два...

Архитектурно-этнографических музеев, или музеев деревянного зодчества, в России как минимум два десятка. В последнее время ими обзавелись почти все крупные регионы лесной полосы. Не стал исключением и Пермский край, где еще в 1969 году был учреждён, а в 1981 открыт АЭМ в деревне Хохловка (ударение на первый слог - ХОхловка, а не более привычное ХохлОвка), в 40км севернее Перми по правому (западному) берегу Камы.
На мой взгляд, при весьма скромном размере (23 постройки), Хохловка - один из лучших скансенов России. Во-первых, здесь чрезвычайно интересная подборка объектов, дающих исчерпывающую картину деревянного зодчества Урала; во-вторых, Хохловка чрезвычайно живописно расположена.

В общем, объём поста не случаен - ужать до адекватных размеров я его просто не смог.

В Хохловку от пермского автовокзала 4 раза в день ходят автобусы, интервал около 4-5 часов - этого с избытком хватит для осмотра музея. В пути автобус примерно полтора часа, причём не менее половины времени петляет по Перми, проезжая мимо Камской ГЭС.
И на самом деле первый экспонат Хохловки - её пейзаж. Холмы Предуралья и бескрайнее пространства Камского водохранилища:

Или, как называют его пермяки, Камского моря:

Хохловка чрезвычайно живописно поставлена на узком мысу между двух речек, превратившихся в заливы:

Хорошо видные самые крупные постройки: деревянные церкви, колокольня и башня острога. Другие постройки скрыты лесом. А по краям мыса - три осветительные мачты, вероятно для различных фестивалей, которые периодически тут бывают.

Вход в музей оформлен весьма креативно. Билет стоит 100р., фотосъёмка свободная (на фото запасной вход, главный чуть ниже):

Туристический автобус у входа в музей не случаен - место это довольно известное, особенно среди уральцев. Туристов в Хохловке много - это и школьники, и путешественники (в основном из других мест Урала), и даже иностранцы, а также дачники - по фотографиям видно, что окрестные холмы облеплены полуэлитными дачами. При этом, инфраструктура в Хохловке исчерпывается грязной автобусной остановкой (где я чуть не вляпался в коровью лепёшку) и сельпо. В общем, нытики, ау!
Меня же отсутствие ресторана этнической кухни и лесного отеля не смущает, так что начнём осмотр музея.

Хохловка делится на три сектора: коми-пермяцкий (три избы и гумно), северного Прикамья (церковь, изба и амбар), южного Прикамья (около половины музея), а также два тематических комплекса - охотничье становье и сользавод. У входа расположен Коми-Пермяцкий сектор:

Три крестьянских усадьбы 19 века представляют собой довольно странный синтез северной и уральской избы. Это как бы дом-двор по типу поморских, но часть построек всё же отдельно.

Строить избы коми-пермяки явно учились у русских, хотя облик изб весьма архаичен. Интерьеры комнат почти такие же, только печь другой формы:

Но больше всего меня поразили двери, размером больше похожие на люки:

В первой избе (из села Яшкино) воссозданы интерьер и выставлены предметы народных промыслов, во второй - экспозиция природы. Избы очень похожи, во второй усадьбе я покажу только баню, топившуюся по-чёрному:

В сторонке - третья изба богатого коми-пермяцкого крестьянина, оказавшаяся закрытой:

А чуть в стороне - здание, которое снаружи можно принять за подсобку, но внутри весьма интересное - это совмещённые гумно и овин с экспозицией инвентаря коми-пермяцких крестьян:

Об истории коми-пермяков я расскажу в постах про Чердынь - на самом деле это древний народ, имевший в Средние века собственное государство, вассальное Руси - Великопермское княжество (его столица, называвшаяся также Чердынь, отождествляется с нынешним селом Пянтег). Коми и коми-пермяки - очень близкие народы, с той лишь разницей, что коми были крещены мирным путём в конце 14в., а коми-пермяки - военным путём в 15-16 веках. В итоге коми в России около 330 тысяч, а коми-пермяков - около 150 тысяч. Еще недавно существовал Коми-Пермяцкий автономный округ в центром в Кудымкаре, ныне слитый с Пермской областью (которая после этого и стала Пермским краем).

Между гумном и богатой избой стоит еще одна изба из деревни Гадья. Это уже русская усадьба, часть сектора Северного Прикамья:

А чуть выше - пожалуй, самый ценный памятник этого музея, Преображенская церковь из села Янидор (Чердынский район), срубленная в 1707 году:

По ней хорошо видна разница между деревянными храмами Урала и Севера - уральские церкви более массивные, и выглядят более прочными. В то же время, на Севере и в Средней России очень редко строили клетские храмы такого размера. Шатровых храмов на Урале не было уже к началу ХХ века, а Янидорская церковь уникальна еще и "крещатой бочкой" под главкой. Такая деталь характерна для Пинеги и Мезени, где сохранилась на трёх храмах. Между Мезенью и Камой - республика Коми, но там не сохранилось церквей старше 19 века. И в общем, можно предположить, что в прошлом эта форма была распространена между Мезенью и Уралом.

Внутри пусто:

Неподалёку - классика жанра: мельница и амбар, правда Северное это Прикамье или Южное, уже не помню:

Выше Янидорской церкви - башня Торговищенского острога:

8-башенная крепость была срублена в 1663 году и прикрывала подступы к Кунгуру, бывшему тогда центром Южного Прикамья. В 1671 и 1708 годах Торговищенский острог выдержал башкирские набеги, а с утратой оборонных функций из крепости постепенно превратился в церковный ансамбль:

По сути, это было нечто уникальное - уральский погост-тройник! Ведь такое явление считалось характерным для Русского Севера. Помимо острожной башни в ансамбль входили церковь Иоанна Предтечи (1740), колокольня (1750) и церковь Зосимы и Савватия Соловецких (1701) с уникальным завершением:

В общем, это был лучший на Урале ансамбль деревянных храмов. В 1899 году сгорела башня, и жители сами воздвигли в 1905 году её точную копию (которая ныне в музее). В 1908 году сгорел храм Иоанна Предтечи, и его решили отстраивать в камне. Однако случилась Революция, погост был покинут и обветшал. Церковь Зосимы и Савватия развалилась, колокольня лишилась верхушки, а башню успели вывезти. В общем, одна из тяжелейших утрат деревянного зодчества.

Поднимаемся выше. Панорама залива:

И уже знакомая нам часть музея:

На высшей точке Хохловки - колокольня из села Сыра (1780) и Богородицкая церковь из села Тохтарёво (1694, самый старый объект в музее):

Колокольня - в общем, почти типовой проект, почти такие же встречаются и 16, и 19 веках от Карелии до Сибири. А церковь - почти точная копия Янидорской. Но Янидор - на севере края, а Тохтарёво - на юге, то есть прообразами друг друга эти храмы быть не могли. Просто наиболее характерная для Урала форма.

Внутри церкви - также пустой зал и фотографии других уральских деревянных церквей (в том же Пянтеге), а также пары храмов Севера для сравнения.
А лемеховая кровля обеих церквей - совсем как на Севере:

Вид от церкви на Камское водохранилище - пейзаж почти морской:

Еще одна изба из села Грибаны (Южное Прикамье):

С характернейшими для Урала наличниками - почти такие же я видел в эту поездку десятки, а то и сотни:

У крыльца - качели, на которых я, в уединении, от души покачался. В десяти метрах от избы - пожарное депо 1930-х годов из соседнего села Скобелевка:

Внутри - экспозиция пожарной техники 19в., но кадр у меня получился плохо.
От пожарного депо тропка ведёт вниз, и сам не замечаешь, как оказываешься в тайге:

Это охотничье становье, и сделано оно исключительно сильно. Лесной полумрак, запах хвои, тишина, и наверное просто контраст с солнечной и светлой территорией остального музея - несмотря на деревянный мостик и фигуры, возникает ощущение, что это действительно глухой лес, а не рощица 100х100 метров. Всего в охотничьем становище 4 постройки:

Избушка (такие стояли в тайге и ими мог пользоваться каждый):

Навес для ночлега:

И лабаз, то есть маленький амбар на ножке для защиты от зверей.

Четвёртая постройка - лабаз на двух ножках, но обнаружить его ни мне, ни другим посетителем, с которыми я встретился на этой поляне, не удалось. Зато мне понравилась вот эта штуковина - больше всего похоже на Шурале (татарский аналог Лешего):

А выходя из тайги, оказываешься около солепромышленного комплекса. Да-да - это индустриальный пейзаж!

Дело в том, что солепромышленные технологии на Урале не менялись веками - и первые купцы в 15-м веке, и Строгановы в 17-м, и последние купцы в 19-м получали соль одинаково. Хотя этим постройкам немногим более 100 лет, точно такие же солеварни строились и 500 лет назад. Один из сользаводов чудом уцелел до наших дней - Усть-Боровский завод на окраине Соликамска, с 1972 года ставший музеем (к слову, первый завод-музей на Урале, а значит и в России). Эти постройки вывезены именно оттуда, но и сам ансамбль завода стоит на своём месте (и о нём будет отдельный пост, когда дойдём до Соликамска).

В Хохловке - не ансамбль, а по одной постройке производственного цикла. Первая - рассолоподъёмная башня:

Пермскую соль добывались в колодцах и скважинах, и технология выкачивания рассола не отличалась от выкачивания нефти. Деревянная труба - ствол скважины:

Другая деревянная труба, потоньше - это внутризаводской трубопровод, по которому рассол передавался между сооружениями:

Второй объект - соляной ларь, то есть отстойник, где рассол стоял несколько дней, пока осядет песок::

В Хохловку ларь был привезён целиком, без разборки, на барже по Каме. Если не ошибаюсь, раньше в Хохловке была два ларя, но один вернули в Соликамск взамен сгоревшего там. Дерево ларя изъедено солью, и одновременно просолено так, что не гниёт. От солеваренных построек исходит совершенно непередаваемый, но приятный запах солёного дерева.

Варница - основное звено солеваренного цикла. Поставлена она почему-то между башней и ларём, но на самом деле туда поступал очищенный рассол:

Под варницей была кирпичная топка, потреблявшая в сутки до 10 кубометров дров:

На топке лежал цирен, или чрен - гигантская железная сковорода, на которую поступала рапа. Влага испарялась, соль оседала. Пар уходил вверх по деревянной трубе, а солевары выгребали соль специальными граблями:

Это была кошмарная работа - температура в варницах была около 80 градусов, при 100%-й влажности..

Последнее звено - амбар. Ранее два амбара были и в Соликамске, но в 2003 году они сгорели. В Хохловке же амбар аутентичен.

Соляные амбары были гигантского размера - 50х25х15 метров. Соль заносили через верх по взвозу или лестнице (у этого амбара лестница в башне). Соленос - работа не менее адская, чем солевар: для женщины нормой был 3-пудовый мешок, для мужчины 5-пудовый (то есть 45 и 65кг соответственно), и в день они носили до тысячи мешков.

Отсюда и "пермяк - солёные уши" - от пота соль оседала на теле, разъедала кожу, и спина, затылок, а также уши покрывались незаживающей коростой. В общем, это сейчас шутка, а раньше было примерно то же, что "негр на плантации".

Подробнее о пермских солеварнях я расскажу в постах про Соликамск:

Около солеварен - набережная, лавочки из трёх полубрёвен, изгородь и таблички "Купаться запрещено!". За заливом - скалы:

Кстати, еще одна "достопримечательность" Хохловки - таблички "По траве не ходить! Клещи!". Энцефалитный клещ - действительно, самое опасное животное на Урале, здесь люди регулярно умирают от энцефалита. Но в Хохловке скорее таким способом охраняют луга.

УРАЛЬСКАЯ БЫЛЬ-2010

Говорят, поселок Хохловка (Пермский край) с каждым годом привлекает к себе все больше и больше посетителей со всего мира.

В чем же причина такой популярности? Неужели скромный населенный пункт может на самом деле стать объектом столь пристального внимания? Стоит ли отправляться туда во время своего очередного отпуска?

Оказывается, на все три поставленных выше вопроса можно безо всяких сомнений дать положительный ответ.

Данная статья не только расскажет про удивительное место под названием Хохловка (Пермский край), достопримечательности которого действительно способны удивить даже самого искушенного туриста. Читатель также получит дельные советы о том, как добраться до данного населенного пункта, на что обратить особое внимание, и какие объекты посетить в первую очередь.

Раздел 1. Общее описание

Деревня Хохловка (Пермский край, кстати, имеет достаточно обширную территорию) - небольшой населенный пункт, который мог бы жить привычной в этих краях сельской жизнью, если бы не одно «но». В его окрестностях сооружен удивительный музей деревянного зодчества. Расположен данный объект под открытым небом, и на сегодняшний день по праву считается одной из главных

Географически на карте это место можно найти в 43 км от Перми, на берегу недалеко от одноименного села. Музей был создан в конце 60-х годов прошлого столетия, но открытие состоялось только в 1980 году. На территории комплекса собрана уникальная экспозиция из 23 памятников деревянной архитектуры XVII-XX веков.

Раздел 9. и пожарное дело

Мельница, построенная зажиточным крестьянином К. Рахмановым в XIX в., была привезена из д. Шихари Очерского района в 1977 году. В основе конструкции лежит восьмигранный сруб, напоминающий северные культовые сооружения шатрового типа. Крыша мельницы вращается по благодаря специальному рычагу.

Пожарное депо, построенное в д. Скобелевка в 30-е годы прошлого века, появилось в музее в 1977 году. К прямоугольному сооружению с выступом примыкают подсобные помещения. Дозорная вышка находится на столбах, опирающихся на стены из балок.

Под шатром вышки установлен колокол. Внутри стоят сани и телеги с ручными насосами, а также двуколки с бочками для воды.

По мнению бывалых путешественников, далеко не единственной российской достопримечательностью такого плана является Хохловка. Пермский край отдых выходного дня может организовать великолепно, однако интересующимся именно этим направлением на самом деле придется все же поездить по стране.

Следует также посетить и другие подобные музейные объекты с архитектурно-этнографическими экспозициями. Самыми востребованными, пожалуй, считаются следующие:

  • Город Чайковский. Музейный комплекс «Сайгатка» при Чайковском краеведческом музее.
  • Чусовской этнографический заповедник, расположенный рядом с г. Чусово. Здесь желающие могут трогать руками все музейные экспонаты.
  • Множество памятников архитектуры находится в г. Усолье (Спасо-Преображенский собор, палаты Строгановых и т. д.).
Пермь. Часть II. Хохловка.

Пермь очень вытянута вдоль Камы и поэтому добраться до архитектурно-этнографического музея (АЭМ) «Хохловка», расположенного в пригороде не так-то просто и быстро. Около часа автобус петляет либо по правому, либо по левому берегу реки чтобы, проехав район Гайва, оказаться на Ильинском тракте.

Как только вы проехали выездной знак «Пермь» до Хохловки будет уже совсем недалеко.

Осенью тут очень красиво. Лес пламенеет оттенками желтого и красного.

Первое что поражает - название произноситься как ХОхловка (с ударением на первый слог) и это очень чудно и непривычно. Хотя здесь все так - КИзел, ЧЕрдынь и т. п. Представители других регионов выдают себя неправильным произношением сразу и с головой:) Для антуража территория у входа огорожена вот такой стеной.

Попасть на территорию стоит 100 рублей, снимать можно невозбранно. Т.е. конечно бы цену назначили, если бы могли проконтролировать, но на таких пространствах туристов подвергать репрессиям не получается.

История.

Предложение об организации подобного музея появились в 1966 г. и, после утверждения во всевозможных инстанциях, в 1969 г. коллекцию изб, усадеб и промышленных сооружений стали потихонечку собирать. Открыт же для посетителей он был только в 1980 г., когда подготовили экспозицию (нужно было собрать, привезти, починить, грамотно расположить). Изначально объектов было 12, на данный момент их 21.

Вот план музея, маршрут проложен в виде петли и посетитель обязательно увидеть все объекты.

18 сентября 2010 г. я попал как раз на день открытых дверей и бесплатный вход посвященный 30-летию музея (официальное открытие правда состоялось 17 сентября 1980 г., но нынешнее празднование просто подвинули на один день, на ближайшую субботу).

В путеводителях пишут дескать инфраструктура у музея не развита... Это правда - немного сувениров в кассе и рядом, маленький сельский продуктовый магазин, а вот с туалетами все просто отлично (их много по всей территории). Т.е. советую еду брать с собой.

Территория разделена на 6 отделов. Посмотрим, что же тут есть -

а) Коми-Пермяцкий сектор («Северо-Западное Прикамье»).

Объект №1. Усадьба Кудымова из д. Яшкино Юсьвинского района.

Середина XIX века.

Настоящая усадьба с домом, хоздвором, сараем, баней и ледником. Коми-пермяки не украшают окна наличниками и поэтому окна кажутся какими-то слеповатыми. Вся изба собрана без единого скрепляющего элемента (гвоздя или скобы) а стыки бревен проложены берестой.

Внутри всякая-разная утварь.

А во дворе - сани.

Объект №2. Усадьба Светлакова из д. Дема Кочевского района.

1910-1920 гг., т.е. достаточно поздняя.

Отличается грандиозным внутренним двором. Усадьба мелкого ремесленника-отходника (изготовление жерновов) существенно отличается от первого чисто крестьянского дома.

Объект №3. Усадьба Баяндиных-Баталовых из д. Дмитриево Юсьвинского района.

Это копия, построенная в 1989 (?) году.

А вот это натуральный многофункциональный зажиточный дом с красильной мастерской, лавкой и жилой частью. Крыльцо богатое а наличников опять нет.

б) Сектор «Северное Прикамье».

Объект №4. Церковь Преображения из с. Янидор Чердынского района.

1702 г. (!). Уникальное здание, помнит еще Петровскую Россию.

Явный и узнаваемый северорусский стиль, отсыл к архитектуре Архангельской и Вологодской областей. В Коми подобное не сохранилось.

У здания очень высокий двухметровый подклет (т.е. цокольный этаж) и поставлена она без единого гвоздя - только пазы и выемки. Разобрали ее по бревнышку в Янидоре и к 1985 г. собрали здесь.

Картинка из жизни Древней Руси просто.

Объект №5. Усадьба Васильевых из д. Гадья Чердынского района.

1880-е годы.

Странное сооружение, по сути две жилые избы под одной крышей. Т.е. от входа налево - одна семья, от входа направо - другая.

Расписные прялки -

Внутри собрано еще много всяких расписных штук. Ресурсы у крестьян были небольшие, а красоты хотелось.

в) Сектор «Южное Прикамье».

Объект №6. Сторожевая башня Торговищенского Острога из с. Торговище Суксунского района.

Центральная проезжая башня Торговищенского острога (т.е. маленькой крепости с гарнизоном) построена была около 60-х годов XVII века для защиты от нападений башкир. Но больше всего пригодилась в 1773 г. против мятежников-пугачевцев (и единственная из всего острога уцелела).

Оборонное значение потом она конечно потеряла и в 1899 году даже сгорела, но местными жителями самостоятельно (!) отстроена заново (к 1905 г.). Вот эта уже столетняя реплика и экспонируется в музее. Самый первый объект, который перевезли в будущий музей «Хохловка».

Объект №7. Богородицкая церковь из с. Тохтарево Суксунского района.

1694 г. (Самое старое здание экспозиции).

Очень затейливое здание высотой более 20 метров. Изнутри полностью пуста, к сожалению. Никаких следов алтаря и икон не сохранилось.

Объект №8. Колокольня из с. Сыра Суксунского района.

Видно, что некоторые бревна заменены. Как жалко, что дерево такой непрочный материал.

«— Мы вывозим только то, — говорил Канторович, — что невозможно уберечь на месте. Колокольня, например, была сильно наклонена, и, не встань она на Заповедном холме, мы бы потеряли ее... »
http://www.vokrugsveta.ru/vs/article/1594/

Без крыльца здание еще более величественно.

Объект №9. Пожарное депо из с. Скобелевка Пермского района.

Первая треть XX века.

В свете современных лесных пожаров невредно будет знать, как эту проблему решали наши предки. Вот, например, оснастка добровольной (!) пожарной дружины в селе Скобелевка. Здешняя дружина, организованная в 1906 г., насчитывала 23 человека, что очень немало. И это помимо отличного здания и пожарной техники.

Телеги с бочками.

Там и рында была, да.

Здание перенесено всего лишь на 6 километров от своего первоначального сельского расположения.

Объект №10. Усадьба Игошева из д. Грибаны Уинского района.

Середина XIX века.

г) Сектор «Охотничье становье».

Охотничий комплекс расположен в очень похожем на настоящий диком лесу, но все постройки построены в настоящее время. По древним образцам конечно но тем не менее...

Объект №11. Охотничья изба.

На местных языках эта избушка зовется «пывзен».

Объект №12. Навес с очагом-костром «нодья».

На самом деле это не стойка для сушки жердей, а полушалаш с костром под ним. Строился в любом месте ночевки скатом к ветру - очень удобно.

Объект №13. Лабаз-чамья на одном столбе.

Этот амбар для припасов вполне мог стать источником слухов об «избушке на курьих ножках».

Объект №14. Лабаз-чамья на двух столбах.

Обнаружить не удалось. Похоже, что его увезли на реконструкцию или просто убрали. то же, что и наверху, только с двумя ногами:). На дом бабы-яги смахивал еще больше:)

Пройдя еще чуть-чуть по страшной дорожке в темном лесу мы выходим к исключительно интересному не природному, ни архитектурному, а промышленному (!) комплексу.

д) Сектор «Солепромышленный комплекс».

Представлен сооружениями Рязанцевских солеварен Усть-Боровского завода (ныне часть г. Соликамска), иллюстрирующими почти от начала до конца способ добычи пищевой соли. В XII-XVII веках соль была исключительно ликвидным и высокодоходным товаром, из-за нее воевали и бунтовали (например Московский соляной бунт 1648 г.). Соликамск интенсивно развивался именно в это время.

Технология, кстати, изменилась совсем немного хотя, конечно, автоматизации стало гораздо больше и там где раньше были человеческие руки и пар сейчас уже давно электричество.

А вот условия труда в солепромышленности того времени были не просто тяжелыми а смертельно опасными для здоровья. Во-первых одежда. К концу рабочего дня она просто стояла отдельно от хозяина, пропитавшись солью. Во-вторых совершенно ненормированное поднятие тяжестей. Работа была сдельная и чем больше мешков (их носили на голове) перенесла твоя бригада тем больше заплатят. Люди себя конечно не жалели да и отдыхать во время погрузки не полагалось.

Если ты работал в варнице то добавлялась еще и высокая температура и соляные испарения.
Поработав в таких условиях десяток лет у соленосов, например, деформировался череп и позвоночник, кожу за ушами проедало до мяса и разрушались мышцы поднимающие веки на глазах.

В этом бизнесе существовали весьма экзотические профессии:
1. «Вертельщики-бурильщики» - шахта бурилась вручную и без профессионалов никуда.
2. «Кочегары» - это понятно.
3. «Повара» - те, кто выпаривал соль и вообще следил за технологическим процессом варки.
4. «Вынимальщики» - выемка готового продукта.
5. «Соленосы» - те, кто занимались переносом мешков соли на баржу. Самый распространенный, неквалифицированный и малооплачиваемый труд. Нанимались и мужчины, и женщины, и дети.
6. «Солерубы» - когда соль слеживалась и превращалась в камень требовались именно они.
7. «Резатые» - счетчики мешков при погрузке на баржу.
8. «Весовщики» - тоже понятно, продукт дорогой и без строгого учета никак.

Рязанцевские солеварни в Усть-Боровой основаны в 1882 г. и прекратили свою деятельность в январе 1972 (!) г. Т.е. в музее представлена совершенно аутентичная, рабочая система.

Объект №15. Рассолоподьемная башня.

XIX в. Перевезена на Усть-Боровской сользавод с Островского завода.

Сооружение над соляной шахтой для подъема рассола из скважины. Бурение и разработка рассолоподъемного колодца было достаточно сложным процессом, занимавшим от 3 до 5 лет. В день при тяжелых грунтах могли не пройти и 2 см. В разработку загонялись полые сосновые стволы и изначально соляной раствор поднимали ведрами, потом с помощью лошади а уж потом стали использовать и электрические машины. Но в музее представлена еще архаичная ручная система.

Объект №16. Михайловский соляной ларь.

Внутри этого с виду обыкновенного сооружения находится натуральный «ларь» т.е. в данном случае бассейн для хранения рассола. Деревянный чан на первом этаже служит резервуаром для последующего разлива рассола по варницам. Перевозили его из Соликамска в 1975 г. целиком, не разбирая, на речной барже.

«...Сначала тащили стотонный ларь к берегу. Надо было преодолеть метров триста. Тащили осторожно, при помощи домкратов, различных блоков и полиспастов. Для этого на берегу реки, в Усть-Боровой, построили специальный причал, закопали якорь-мертвяк. То же самое пришлось делать и в конце пути, у берегов Заповедного холма. Триста километров плыл ларь на барже вниз по Каме. Весной. По большой воде » .
http://www.vokrugsveta.ru/vs/article/1594/

Вот на фото из того же журнала «Вокруг Света». Собирают рассолоподъемную башню.

Объект №17. Варница.

Сердце всей индустрии - варница. т.е. место. где из рассола выпаривают соль. Процесс элементарен но как и любое ремесло обладает массой тонкостей и особенностей. Соль выпаривали, разводя под гигантским импровизированным протвинем огонь...

Рассол льется по желобам...

и, высыхая, застывает белыми кристаллами.

Вот историческое фото, все выглядело так.

Объект №18. Никольский соляной амбар.

Амбар он и есть амбар но поражают его размеры. Многосекционный, с высокими потолками с несколькими воротами для погрузки товара на речные баржи и сейчас легко бы мог выполнять свою роль. И размеры и планировка позволяют.

Вот погрузочный комплекс. Впечатляет.

Весь комплекс специально перенесен на берег Камского водохранилища в очень красивое место. Напротив - абсолютно дикий скальный берег, поросший соснами.

Кама здесь широ-о-о-о-окая.

Праздничные мероприятия музея включали в себя и несколько поющих народных хоров из бабушек.

е) Сектор «Сельскохозяйственный комплекс».

Объект №19. Ветряная мельница из д. Шихири Очерского района.

Музей деревянного зодчества без мельницы - не музей.

Эта построена крестьянином Ратмановым и долгое время принадлежало его потомкам. а В 1931 г., в связи с известными событиями, перешла к колхозу «Красный Боец». Проработала «по профилю» до 1966 г.

Объект №20. Амбар для хранения зерна из села Хохловка (местный!) Пермского района.

Начало XX века.

Обыкновенный в общем склад для зерна. Его только чуть-чуть подновили в 1976 г.

Объект №21 и последний. Гумно с овином из с. Ошиб Кудымкарского района.

Фотографии снаружи у меня нет, но больше всего здание напоминает большой коровник. На самом деле предназначен не для скота, а для сушки, обмолота и веяния зерна.

Вот с помошью такого механизма.

Еще немного антуража.

Все, экспозиция кончилась и нам пора на выход.

Следующий пост будет посвящен прогулке по плотине Камской ГЭС.

Недалеко от города Пермь у села Хохловка под открытым небом расположен одноименный музей Хохловка — архитектурно-этнографический филиал Пермского краевого музея.

Расположением Пермского края, который еще называют Прикамье или Западный Урал, на географической границе Европы и Азии было обусловлено, что по этой территории пролегали маршруты торговых путей, связывавших Восток и Запад. Здесь селились и жили древние племена славян, тюркские и финно-угорские народы. Курганы, могильники, городища и другие археологические памятники былых времен являются свидетельством богатой истории Западного Урала.

Культурные традиции региона известны далеко за пределами его границ наравне со знаменитыми природными богатствами. В 1890 году Уральским обществом любителей естествознания был основан краеведческий музей, который открылся для посетителей в 1894 году. Музей стал своего рода центром культуры и науки Пермского края. Во второй половине XX века началась работа по организации филиала музея в Хохловке — архитектурно-этнографического музея деревянного зодчества, который стал первым музеем подобного типа на Урале.

Музей Хохловка

Более 40 гектаров занимает музейный комплекс Хохловка -это один из самых больших музеев в Прикамье. Местом для расположения памятников архитектуры был выбран полуостров Варнач. Экспонаты деревянного зодчества гармонично вписались в окружающий пейзаж и позволяют с наслаждение провести уикэнд, любуясь сочетанием природных и рукотворных шедевров.

С 1969 года в музей несколько десятилетий со всего Западного Урала собирали деревянные постройки XVII-XIX веков.

И в 1980 году посетителям открылась сказочная деревенька похожая на Берендеево царство, где есть церкви и колокольня, ветряная мельница и пожарная башня, крестьянские избы и усадьбы.

Здесь достаточно наглядно можно узнать, как жили наши предки.

Музейный комплекс деревянного зодчества объединяет 23 архитектурно-исторических памятника нескольких столетий, представляющих традиции и культуру народов Прикамья.

На территории музея выделены три зоны: Южное Прикамье, Северо-Западное (Коми-Пермяцкий округ), Северное Прикамье. Обособление секторов было связано с характерными особенностями архитектурных традиций выделенных районов Прикамья.

Каждое из деревянных строений было привезено с разных уголков Прикамья, многие из них имеют возраст не менее двух столетий. Например, Церковь Преображения начала XVIIIв. была перевезена из села Янидор Чердынского района. Из Суксунского района в музей переместили Богородицкую церковь конца XVIIв. — из села Тохтарёво, Колокольню конца XVIIIв. — из деревни Сыра, а сторожевую башню XVIIв. — из села Торговище. Пожарное депо 30-х годов прошлого столетия привезли из деревни Скобелевка Пермского района.

Главный экспонат

Богородицкая церковь является самым старым строением. Вход в здание предшествует довольно высокая лестница, ведущая сразу на второй этаж. Нижний ярус использовался для хранения зерна и церковной утвари.

Рядом с церковью на самой высокой точке полуострова располагается колокольня, которая вместе с крестом достигает тридцатиметровой высоты. Это единственная в Пермском крае деревянная колокольня, сохранившейся до наших дней.

Интерьеры и экспозиции

Большинство построек открыты для осмотра изнутри (иногда могут закрываться на реставрацию).

Внутри размещены стилизованные интерьеры прошедшей эпохи.

Можно увидеть, как жили прикамцы в прошлом и позапрошлом столетии, как они вели хозяйство и быт, где молились, где работали. Множество предметов быта наглядно показывает уровень развития технологий в те времена.

Не смотря на достаточно простые технологии, используемые в те времена при строительстве деревянных домов, они выглядят вполне уютно.

Вниманию посетителей представлена хозяйственная утварь, посуда, мебель и одежда. В этом уникальном музее разрешено не только смотреть на экспонаты, но и изучить их в действии.

На территории музея регулярно проходят различные праздничные мероприятия, например:

  • в период новогодних и рождественских каникул — Новогодние забавы
  • в феврале или марте — Проводы Масленицы
  • летом — Троица и Яблочный спас
  • фестиваль хоров «Певчевское поле Прикамья»
  • музыкальный фестиваль «Движение»
  • этнофутуристический фестиваль «Камва»

«Пермяк - солены уши»

Особого внимания заслуживает солепромышленный комплекс, привезенный в музей Хохловка из Соликамска.

Вплоть до XVII века в России соль стоила дорого, так как из-за нехватки разведанных месторождений ее приходилось закупать за границей. А в Прикамье грунтовой воды, насыщенные солью, выходили прямо на поверхность. Выварка соли стала ведущим производством Пермского края. Но условия труда на таком производстве были очень тяжелыми. Соль была везде, стояла в воздухе. Нередко у рабочих даже разъедало уши. Так и появилась поговорка. В окрестностях Соликамска и Усолья и сегодня можно встретить родники, берега которых покрыты кристалликами соли.

Спускаясь к солепромышленному комплексу нельзя не остановиться у экспозиции «Охотничье становье», представляющей промысел североприкамских охотников. Тишина и лесной полумрак создают удивительное впечатление, словно находишься в глухой тайге. Небольшой домик был пристанищем для уставших охотников, в полушалаше можно было развести костер и укрыться от ветра, а в подвесном лабазе спрятать от животных припасы.

Как добраться

К Музею ведет асфальтированная дорога, поэтому добраться до Хохловки можно как на личном транспорте, так и на рейсовом автобусе. От Перми до комплекса чуть более 40 километров, а это меньше часа езды на автомобиле.

Рейсовый автобус до Хохловки №340 ходит с центрального автовокзала. Также действует транспортное сообщение из Верхних Муллов через Центральный рынок (автобус №487). Маршруты ходят не часто, поэтому лучше заранее уточнить время их отправления.

Вверх