Постановка музыкальных спектаклей. Музыкальные театры россии. Мюзикл в Европе

при подготовке и проведению

музыкальных спектаклей

с детьми дошкольного возраста

МКДОУ БГО Детский сад №12

общеразвивающего вида

Музыкальный руководитель

Усова Марина Станиславовна

Г. Борисоглебск

«Детские музыкальные спектакли»

Огромные возможности раскрыть свои таланты, воплотить в жизнь мечту выплеснуть на копившуюся энергию, найти друзей, разобраться в своем характере и сделать еще один шаг в постижении окружающего мира дает ребенку детский музыкальный спектакль.

Такой спектакль требует длительной подготовки. Поэтому надо точно распределить время на подготовку рационально спланировать репетиции. Задумав подготовить спектакль, найдите себе единомышленников среди коллег, родителей. Пусть каждый их них внесет свою лепту в спектакль, возьмет на себя какие-либо обязанности актеров, осветителей, костюмеров, декораторов, хореографа, музыкального руководителя, режиссера, звукорежиссера и ответственного за выразительное чтение текстов детьми.

Выбран сценарий, обсудите его в своем коллективе, внесите возможные изменения и дополнения. Совместно разработайте звуковую и световую партитуры, проекты и эскизы будущих декораций, обсудите варианты костюмов. На этом же обсуждении определите, кто возьмет на себя роль ведущего, если таковая требуется по сценарию, и кто и каким образом будет заполнять возможные паузы и заминки. Ведущие должны отличаться хорошей дикцией, иметь организаторские способности, быть обаятельными договоритесь о месте, где будет показан спектакль, назначьте день и время начала спектакля и генеральной репетиции.

На другой день после спектакля соберитесь вместе, обсудите, насколько удачно спектакль прошел, отметьте удачные места, постарайтесь доброжелательно выяснить причину неудач.

ВЗРОСЛЫЕ РОЛИ В СПЕКТАКЛЕ

Некоторые роли в детских спектаклях с участием дошкольников берут на себя взрослые. Обычно, это Мамы, Папы, Волшебники, Феи, Баба Яга, Кощей Бессмертный, Леший, Король, Королева, Хозяйка в спектаклях, где дети играют Мышат, Цыплят, Бабочек и просто детей.

К выбору актеров и участию в детской сказке в роли актеров надо отнестись очень ответственно:

1) кандидат на роль должен по возможности соответствовать образу своего персонажа (голос и внешность),

2) выбираемый должен обладать артистическими способностями, хорошей памятью;

З) тексты заучиваются наизусть, особенно следует обратить внимание на диалоги и стихотворные тексты;

4) песни и танцы разучивают отдельно, в этом помогают музыкальный руководитель и хореограф;

5) совместные репетиции с детьми проводятся только ё теми их них, кто непосредствен, но участвует в диалогах, песнях или хореографических номерах;

б) иногда требуется участие взрослого персонажа в массовых номерах, тогда номера разучиваются взрослым и детьми отдельно с музыкальным руководителём и только за несколько дней до спектакля проводятся совместные репетиции.

Взрослые должны ответственно подойти к подготовке сказки: знать последовательность происходящего, свои тексты, а также обязательно знать наизусть все тексты детей, чтобы в бой момент можно было им подсказать. Спектакль для детей - это не экзамен, а возможность радостного общения, реализации своих способностей и незабываемые впечатления. Конечно, в процессе работы с детьми над спектаклем количество подсказок надо свести к минимуму, особенно в подготовитёльной группе. Вообще, это зависит от уровня развития детей и систематичности их участия в подобных представлениях.

ДЕТСКИЕ РОЛИ В СПЕКТАКЛЕ

По участию детей спектакли можно условно разделить на те, в которых есть роли (главные и второстепенные) как для детей, так и для взрослых, и те, в которых принимают участие только дети. В любом случае выбор детей на роли является одним из самых ответственных этапов подготовки к сказке. Тут есть несколько вариантов, и выбор одного из них основывается на опыте участия детей в таких спектаклях. Если дети не участвовали до этого в сказках, то роли должен распределить педагог. Нужно объяснить каждому ребенку кем будет, и что это будет значить для самого ребенка. Здесь нужно очень осторожно подбирать слова, чтобы не настроить ребенка против своей будущей роли, не усилить стеснительность и переживание перед тем, «как все это будет? Не буду ли я смешным и глупым?» Ребенок должен почувствовать, что на него надеются и ему не мешало бы потрудиться. Если вы сможете превратить репетиции в радостное творчество и, ребенку понравится такая информация, то его труд перестанет быть трудом, а станет интересным занятием.

Другой способ распределить роли подходит для детей, которые имеют некоторый «актер опыт». Можно предложить всем желающим попробовать свои силы в избранные ими роли, если возникли споры, на ком же остановиться. А остальные дети назовут того, у кого получается, дети редко ошибаются.

Конечно, возможны обиды. Существует много способов сгладить неприятный момент: предложить другие роли или исполнять роль по очереди, изыскав возможность показать сказку не один раз. Детям, которые часто принимали участие в спектаклях, можно поручить распределить роли самостоятельно. Однако во всех этих вариантах педагог, на уровне сотрудничества, должен, используя свое методическое мастерство, направлять деятельность детей.

Если сказка ставится на базе одной какой-то группы в детском саду, важно, чтобы все получили хоть какую-нибудь роль в ней. Пусть это будет роль второго плана или участие в хореографическом номере. Дети не должны чувствовать себя одинокими и ненужными.

В спектаклях, где все роли исполняют дети, наверняка, будут персонажи - взрослые: купцы, моряки в сказке «Аленький цветочек», мама Мышонка, Свинка, Лошадь, Кошка, Кот в сказке «Сказка о глупом мышонке» и другие. Дети часто играют в «дом», где берут на себя подобные роли, поэтому справиться с ними в спектакле будет им не так сложно, а соответствующие костюмы помогут маленьким артистам вжиться в образ.

Хорошо, если на каждую роль у вас будет дублер. Это не означает, что дублер - это ребенок, который участвует в спектакле лишь тогда, когда необходима замена. Например, поручите ребенку сразу две роли: одну из главных, которую он будет дублировать, и второстепенную из массовых сцен, в которой при необходимости его отсутствие не будет заметным. Или сразу договаривайтесь с детьми о поочередном исполнении роли во время одного спектакля (по частям, на которые можно разделить спектакль антрактами) или об обмене ролями на последующих показах.

ОРГАНИ3АЦИЯ РЕПЕТИЦИЙ

Теперь вы знаете, кто какого персонажа будет играть. Составьте список первого состава, список второго состава актеров. Разработайте расписание репетиций индивидуально для каждого актера (по необходимости), репетиций спектакля по отдельным кускам и совместных репетиций, которыми заканчивается подготовка к спектаклю, назначьте генеральную репетицию в костюмах со всеми звуковыми и световыми эффектами, песнями и хореографическими номерами.

Последняя репетиция должна обязательно проходить в костюмах по многим причинам. Еще раз проверить, не упадет ли что-нибудь с костюма во время спектакля, не будет ли мешать и стеснять движения костюм Дети заранее видят себя в костюмах, что позволяет глубже вникнуть в образ, не чувствовать себя скованными во время спектакля от новой, - привычной одежды. Кроме того, дети не будут отвлекаться, разглядывая друг друга в необычном виде.

На всех последних репетициях дети пользуются теми же атрибутами, что и во время спектакля. В начале разучивания ролей атрибуты можно заменять любыми предметами. Ложку может временно заменить флажок, метлу - гимнастическая палка.

Репетиции начинаются за месяц до представления.

РАЗУЧИВАНИЕ РОЛЕЙ

Детские роли готовятся заранее, чтобы за несколько дней не было лишних утомительных занятий.

Разучивание текстов с детьми дошкольного возраста можно поручить родителям ребенка. Возможно, родители - очень занятые люди, тогда вам самим придется позаниматься с их ребенком, назначив дополнительные индивидуальные репетиции. Хорошо, если кто-то будет специально закреплен, чтобы следить за разучиванием текстов и выразительным чтением.

После разбора сценария разбейте его на отдельные небольшие сцены, продумайте все действия актеров на этом отрезке спектакля и их места в мизансценах (где в определенный момент ребенок будет стоять, куда смотреть и какие выполнять действия). Репетируйте спектакль по этим небольшим отрывкам, отдельным диалогам и даже фразам. Не спешите - отрабатывайте с детьми выразительные движения, правильные интонации.

Поощряйте детскую инициативу и способность к вариациям. Это поможет им не растеряться при возможной заминке во время спектакля и проявить свою индивидуальность.

Вокальные и танцевальные номера разучиваются также заранее и индивидуально.

МУЗЫКА В СПЕКТАКЛЕ

Детские спектакли приобретают особую окраску благодаря использованию в них музыки и звуков. Песни и танцы, а также и музыкальные фоны в некоторых спектаклях играют не менее важную роль, чем слово.

Существует ряд правил и ограничений по подбору и разучиванию музыкального репертуара с детьми дошкольного возраста.

Например, каждой возрастной группе детей-дошкольников, благодаря возрастным особенностям, соответствует свой диапазон пения. Дети 5-6 лет могут петь в диапазоне ре-до 2. Звучание низких звуков более напряженное, поэтому в работе с детьми надо использовать песни с удобной тесситурой, т. е. такие песни, в которых встречается больше высоких звуков, а низкие должны быть проходящими. Удобными звуками для детей 5-6 лет являются фа-си. В этом диапазоне звучание наиболее легкое, естественное.

Большинство детей 6-7 лет могут правильно интонировать мелодию в пределах ре-си, а целенаправленная, систематическая работа позволяет расширить диапазон всех детей (до-ре).

Разучивание или повторение песен обязательно начинайте с распевок и музыкальных упражнений.

Исключите громкое, надрывное пение. Это может привести к срыву голоса и даже заболеваниям.


Мы ответили на самые популярные вопросы - проверьте, может быть, ответили и на ваш?

  • Мы - учреждение культуры и хотим провести трансляцию на портале «Культура.РФ». Куда нам обратиться?
  • Как предложить событие в «Афишу» портала?
  • Нашел ошибку в публикации на портале. Как рассказать редакции?

Подписался на пуш-уведомления, но предложение появляется каждый день

Мы используем на портале файлы cookie, чтобы помнить о ваших посещениях. Если файлы cookie удалены, предложение о подписке всплывает повторно. Откройте настройки браузера и убедитесь, что в пункте «Удаление файлов cookie» нет отметки «Удалять при каждом выходе из браузера».

Хочу первым узнавать о новых материалах и проектах портала «Культура.РФ»

Если у вас есть идея для трансляции, но нет технической возможности ее провести, предлагаем заполнить электронную форму заявки в рамках национального проекта «Культура»: . Если событие запланировано в период с 1 сентября по 31 декабря 2019 года, заявку можно подать с 16 марта по 1 июня 2019 года (включительно). Выбор мероприятий, которые получат поддержку, осуществляет экспертная комиссия Министерства культуры РФ.

Нашего музея (учреждения) нет на портале. Как его добавить?

Вы можете добавить учреждение на портал с помощью системы «Единое информационное пространство в сфере культуры»: . Присоединяйтесь к ней и добавляйте ваши места и мероприятия в соответствии с . После проверки модератором информация об учреждении появится на портале «Культура.РФ».

Среди развлечений, которые предлагает Москва жителям города и гостям столицы, мюзиклы занимают особое место - эти зрелищные и захватывающие представления гарантируют сильные эмоции и яркие впечатления. Лучшие из них стоят каждого рубля, потраченного на билет. Поэтому решая, куда пойти в Москве, москвичи и туристы все чаще предпочитают постановки в этом жанре, тем более что часты билеты на мюзикл можно купить в день спектакля.

Какие мюзиклы смотреть в сезоне 2018/2019

В нашей афише мюзиклов Москвы мы постарались представить весь спектр столичных музыкальных спектаклей - масштабные шоу для взрослых, музыкальные спектакли для маленьких детей и для всей семьи, мюзиклы зарубежных авторов и современные русские мюзиклы, актуальные экспериментальные постановки и спектакли в классических традициях русского театра.

В Москве идет порядка 70 мюзиклов - от грандиозных шоу стоимостью в несколько миллионов евро до скромных камерных спектаклей. Важнейшие премьеры обычно проходят осенью. В сезоне 2018/2019 мы рекомендуем посетить:

  • мюзиклы «Анна Каренина» и «Монте-Кристо» в театре «Московская оперетта».
  • мюзикл «Принцесса цирка» и другие постановки Московского театра мюзикла, который переехал из «Горбушки» в театр «Россия» на Пушкинской площади.

Если вы не уверены, куда пойти в Москве, остановите свой выбор на одном из этих мюзиклов.

Хотя билеты на популярные мюзиклы обычно довольно дороги, есть несколько способов сэкономить. Как сходить на мюзикл и не разориться можно .

Что такое мюзикл? Наверняка многие задают этот вопрос, ведь на сегодняшний день этот жанр театрального искусства самый популярный во всём мире. Он представляет собой синтез драмы, музыки и танца.

Жанры музыкального театра

Что такое опера, балет, мюзикл и оперетта? Всё это жанры музыкального театра. Все они имеют свои отличительные особенности. Но объединяет их то, что во всех этих произведениях главной является музыка.

  • Опера. Появилась в XV веке в Италии. Она соединяет в себе музыку, слово и сценическое действие.
  • Балет. Зародился во Франции в XVI веке. Это музыкальный спектакль, в котором сюжет раскрывается посредством танца. А для выражения чувств используется пантомима. В XX веке появился новый вид балета - бессюжетный. Танцовщики выражают лишь характер музыки.
  • Оперетта - это комическое представление. Музыкальные номера здесь чередуются со словесными диалогами и танцами. Это гораздо более лёгкий жанр, чем опера и балет. Считается, что оперетта зародилась в середине XIX века.
  • Мюзикл появился в начале XX века. В этом жанре тесно переплетены музыка, драматическое искусство, диалоги, пантомима, хореография, песни.

Мюзикл

Рассмотрим более подробно, что такое мюзикл. Определение, характеризующее этот жанр, даёт нам представление о том, что зародился он под влиянием нескольких жанров, существовавших до него: оперетты, водевиля, комической оперы и бурлеска. Мюзикл чаще всего бывает двухактным. Это очень сложный жанр как для постановщиков, так и для актёров. Артисты в мюзикле должны быть универсальными и уметь всё - петь, танцевать, иметь драматический талант. В постановочном плане он сложен тем, что должен быть ярким, зрелищным, с большим количеством интересных сценических решений, со сложными декорациями, роскошными дорогими костюмами. Мюзиклы изобилуют разнообразными спецэффектами. В последнее время очень модно использовать в спектаклях этого жанра 3D-технологии. Мюзикл - это жанр коммерческий, поскольку необходимо затратить большие материальные средства на постановку такого спектакля, следовательно, и билеты на него стоят недёшево.

Как возник жанр мюзикла

Жанр, сочетающий в себе несколько других видов музыкально-сценического искусств, - вот что такое мюзикл в музыке. Определение этого вида представлений сложилось не так давно. Изначально было сложно отделить мюзикл от оперетты. Но со временем этот вид представлений сложился в отдельный жанр театрального искусства.

Родиной мюзикла является Америка. Впервые такое шоу было показано в Нью-Йорке в 1866 году. Оно сочетало в себе представление в варьете, комедийные номера, романтический балет, мелодраму и драматические интерлюдии. Самым первым мюзиклом был «Чёрный посох». Сначала этот жанр причислялся к музыкальной комедии, поскольку спектакли были развлекательными и какого-то особенного сюжета не имели. Содержанию вообще не придавалось большого значения. Главное, чтобы было весело, и при этом номера исполнялись популярными артистами. Сейчас в мюзикле сюжету придаётся большое значение. В большинстве случаев он основан на литературном произведении.

Отличие мюзикла от музыкальных спектаклей других жанров

Чем же отличается мюзикл от своих предшественниц - оперы и оперетты? Между оперой и мюзиклом отличий достаточно много. С опереттой же - много общего.

Спектакль, где артисты, исполняющие роли, должны владеть различными вокальными техниками от классики до джаза, - вот что такое мюзикл. Опера более требовательна к вокальным данным артистов: чтобы исполнять оперные партии, необходим более сильный и яркий голос с широким диапазоном. Но, с другой стороны, солисты оперных театров поют исключительно в академической манере.

Спектакль, в котором артисты должны не только хорошо петь, но и обладать драматическим талантом. Именно так можно ответить на вопрос «Что такое оперетта?». И мюзикл - это также спектакль, где артист должен быть хорошим драматическим актёром и прекрасным вокалистом. Но, помимо этого, артисты здесь должны танцевать на высоком уровне. В оперетте актёры тоже исполняют танцевальные номера, но реже и не такие сложные. В мюзикле присутствуют различные танцевальные и вокальные жанры - джаз, эстрада, классика, рок, фольклор. В оперетте, как и в опере, манера пения и танца академическая.

Мюзикл на Бродвее

Развитию мюзикла в Америке в начале XX века способствовали такие легендарные личности, как О. Хаммерстайн, Дж. Гершвин, Л. Бернстайн, Дж. Керн и другие. Многие из них являются выходцами из России, уехавшими за границу в годы революции.

Бродвейское музыкальное шоу - это что такое? Жанр "мюзикл" к середине XX века несколько изменился. Усложнилось либретто, повысились требования к вокальному и актёрскому мастерству исполнителей, больше внимания стало уделяться хореографии. Законодателем мюзикловой моды в тот период стал Бродвей. Спектакли, которые шли там в первой половине XX века, сегодня уже причислены к классике. Бродвей - это нью-йоркская улица, протяжённость которой 25 километров. На ней разместилось 40 театров. Бродвейские мюзиклы самые знаменитые в мире. До сих пор они пользуются огромной популярностью. Зрители со всего мира едут в Америку, чтобы побывать на Бродвейском музыкальном шоу.

Что представляют собой театры на Бродвее? Они отличаются от стандартных репертуарных. Бродвейские театры - это здания, которые сдаются в аренду продюсерам шоу. Здесь нет своей труппы. Под каждый спектакль посредством кастинга выбирают артистов.

Спектакли идут в ежедневном режиме. Если посещаемость падает и заработки становятся меньше, то шоу закрывают, а труппу распускают. Одна из главных особенностей бродвейского мюзикла состоит в том, что он создан с расчетом на успех и большую прибыль. Некоторые шоу идут в театрах по 20-30 лет. Но есть и такие, которые перестают быть интересны публике уже через несколько недель.

Мюзикл в Европе

В 50-е годы XX века европейский зритель познакомился с мюзиклом. Но популярным этот жанр там стал не сразу. Первое время опера и оперетта оставались для европейского зрителя на первом месте. Тем не менее жанр прижился.

Первым спектаклем, который сумел по популярности обойти оперу с опереттой, стала постановка на музыку Ф. Лоу «Моя прекрасная леди». Затем были «Вестсайдская история» и «Хелло, Долли!». Сегодня мюзикл в Европе является самым популярным жанром театрального искусства. На смену заимствованным американским постановкам пришли свои.

Что такое мюзикл в Европе? Он отличается от бродвейского. Здесь большое внимание уделяется сюжету, который имеет под собой литературную основу. Это далеко не комедийные шоу. Манера исполнения в европейских постановках отличается от американских традиций. Музыка более сложная, и она не призвана веселить и развлекать. Даже процесс подготовки постановки в Европе отличается от того, как это происходит в Америке. Разница очень большая. Сегодня самыми популярными в мире европейскими мюзиклами стали творения англичанина Э. Л. Уэббера, а также французские и австрийские постановки.

Э. Л. Уэббер

Самым известным и популярным на сегодняшний день в мире композитором, сочиняющим музыку для мюзиклов, является Э. Л. Уэббер. Его эпоха началась в 70-е годы XX века. Что такое мюзикл Э. Л. Уэббера? Это сложная и гениальная музыка, сочетающаяся с интереснейшим либретто и талантливой постановкой. Творения этого композитора - самые долгоиграющие и кассовые.

Самые популярные мюзиклы сэра Уэббера:

  • «Призрак Оперы».
  • «Кошки».
  • «Иисус Христос - суперзвезда».
  • «Эвита».

Мюзикл в России

В нашей стране впервые этот жанр появился в середине XX века.

Что такое мюзикл в России? Изначально это были исключительно киноленты, в которых персонажи пели песни. Сложно чётко определить, каков точный жанр этих картин, - действительно ли это мюзиклы или правильнее будет назвать их музыкальными фильмами? Почему возникает такой вопрос? Потому что они были весьма отклонены от стандартов настоящего мюзикла. Они были созданы по собственным канонам. Тем не менее есть и такие советские фильмы, которые можно с уверенностью назвать мюзиклами. К ним можно отнести картины:

  • «Мэри Поппинс, до свидания».
  • «31 июня».
  • «Остров погибших кораблей».
  • «Обыкновенное чудо».
  • «Ханума» и т. д.

Первым фильмом, снятым в жанре мюзикла, стала картина Г. Александрова «Весёлые ребята», в которой принимал участие Л. Утёсов со своим джаз-бандом. Советский зритель получил возможность узнать, что такое мюзикл. В музыке к фильму преобладает джаз, что отвечает традициям Бродвея. В дальнейшем режиссёр снял ещё несколько фильмов такого рода.

В 60-е годы XX века были первые попытки поставить мюзикл на сцене. Подобные эксперименты проводил театр «Ленинградский». Здесь была поставлена даже легендарная «Вестсайдская история». В 80-е годы пришла эпоха рок-опер А. Рыбникова, которые ставил режиссёр М. Захаров на сцене Ленкома. Имели большой успех «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты», «Юнона и Авось». Последняя до сих пор идёт с неизменным аншлагом.

XXI век обозначился созданием таких отечественных постановок в жанре мюзикла, как:

  • «Граф Орлов».
  • «Мастер и Маргарита».
  • «Норд-Ост».
  • «Алые паруса».

Русские версии иностранных постановок в Москве

В конце 90-х годов XX века в столице России начали выпускаться мюзиклы по принципам Запада. Русские продюсеры стали приобретать лицензии на прокат иностранных спектаклей. Актёры - наши, постановщики - из-за рубежа. Российский зритель получил возможность познакомиться с лучшими шоу мира. Самым первым таким проектом стал мюзикл «Метро». Его прокат имел большой успех, что послужило причиной к тому, что мюзиклы, созданные по иностранным лицензиям, стали множиться. После были «Нотр Дам де Пари», «Ромео и Джульетта», «Красавица и Чудовище», «Кошки», «Русалочка» и т. д. С 2014 года в МДМ идёт легендарный «Призрак Оперы» Э. Л. Уэббера.

Русские версии иностранных постановок в Петербурге

С большим успехом подхватил эстафету лицензионных постановок из-за рубежа Петербургский театр музыкальной комедии. Всё началось в 2011 году, когда был поставлен «Бал вампиров» Романа Полански, имевший грандиозный успех. В 2014 году постановка была временно закрыта, и зрители ждут возвращения любимого спектакля. Сейчас на сцене музкомедии идёт ещё один легендарный мюзикл - «Джекилл и Хайд».

Кастинги на роли в мюзиклах

Отбор актёров на исполнение ролей в постановках этого жанра проводится в несколько этапов. Артисты должны продемонстрировать свои вокальные данные, хореографическое мастерство и драматический талант. В основном на исполнение ролей в мюзикле отбирают актёров профессиональных. Но бывают и исключения. Существует такое понятие, как «народный мюзикл». Яркий пример такого шоу - «Голубая камея» К. Брейтбурга. Что такое народный мюзикл? Это такой спектакль, где солистом может стать человек, не имеющий специального образования, но обладающий талантами. В кастинге таких проектов могут принимать участие все желающие. Талантливые самородки выходят на сцену вместе с профессионалами.

В данной статье подробно раскрыт вопрос, что такое мюзикл. Определение этого жанра дано в самом её начале.

Вверх