Error: не определено #11234. Жанр ноктюрна в европейской инструментальной музыке XIX–XX веков. Фридерик Шопен. Ноктюрны Что такое ноктюрн мы не знаем

Жанр ноктюрна в европейской инструментальной музыке XIX–XX веков. Фридерик Шопен. Ноктюрны Что такое ноктюрн мы не знаем

  • Ноктю́рн (от фр. nocturne - «ночной») - распространившееся с начала XIX века название пьес (обычно инструментальных, реже - вокальных) лирического, мечтательного характера. Французское слово nocturne в этом значении впервые применил Джон Филд в 1810-х годах, хотя итальянский термин notturno существовал ещё в XVIII веке и обозначал музыку, исполнявшуюся на открытом воздухе.

    Жанр ноктюрна возник ещё в Средневековье. Тогда ноктюрном называли часть религиозной католической службы, исполнявшуюся между полночью и рассветом (как православная заутреня). Из числа сугубо религиозных жанров ноктюрн вышел в XVIII веке, превратившись в камерное произведение, исполняемое в ночное время на открытом воздухе (Nachtmusik). К современному пониманию жанра классический ноктюрн не имел никакого отношения (не был лирической миниатюрой) и часто писался в форме сонатно-симфонического цикла (например, Маленькая ночная серенада Моцарта).

    В основе ноктюрна лежит обычно широкоразвитая певучая мелодия, благодаря чему ноктюрн представляет собой своеобразную инструментальную песню. Обычно ноктюрны пишутся для фортепиано, но встречаются также подобные сочинения для других инструментов, а также для ансамблей и для оркестров.

    Первым композитором, писавшим ноктюрны в современном значении этого слова, являлся Джон Филд. Он создал 18 фортепианных ноктюрнов, до сих пор входящих в репертуар пианистов.

    Дальнейшего расцвета жанр фортепианного ноктюрна достиг в творчестве Фредерика Шопена. Он написал 21 такую пьесу. В ранних работах Шопена (например, в знаменитом ноктюрне Es-dur, Op. 9 № 2) заметно влияние Филда; позднее композитор начал усложнять гармонию, и даже использовать более свободную форму.

    Ноктюрн стал настоящей визитной карточкой романтизма. В классической концепции ночь была олицетворением зла, классические произведения заканчивались триумфальной победой света над тьмой. Романтики же, напротив, предпочитали ночь - время, в которое душа открывает свои истинные черты, когда можно мечтать и думать обо всём, созерцая тихую природу, не отягощённую суетой дня. Ноктюрн Шопена, пожалуй, самый известный из романтических; именно ноктюрновая фактура (пленительная мелодия, парящая над аккомпанементом, состоящим из баса и ритмической фигурации изысканной гармонии) стала визитной карточкой композитора. Шуман чутко изобразил музыкальный стиль Шопена, поместив его своеобразный музыкальный портрет в одну из пьес фортепианного цикла «Карнавал» (№ 12 - лирический ноктюрн). Ноктюрны писали также Карл Черни, Ференц Лист, Эдвард Григ, русские композиторы - Глинка (два своих ноктюрна он написал под впечатлением от музыки Филда), Балакирев, Чайковский и другие композиторы.

    Среди оркестровых сочинений этого жанра наиболее известен ноктюрн из музыки Феликса Мендельсона к комедии Шекспира «Сон в летнюю ночь». Выдающимся образцом импрессионистической музыки являются Три ноктюрна («Облака», «Празднества», «Сирены») Клода Дебюсси.

    В XX веке некоторые композиторы пытались переосмыслить художественную сущность ноктюрна, отображая с его помощью уже не лирические ночные грёзы, а призрачные видения и естественные звуки ночного мира. Начало этому положил ещё Роберт Шуман в цикле Nachtstücke, более активно такой подход проявился в сочинениях Пауля Хиндемита (Сюита «1922»), Белы Бартока («Ночная музыка») и ряда других композиторов.

Ноктюрн

В XX веке некоторые композиторы пытались переосмыслить художественную сущность ноктюрна, отображая с его помощью уже не лирические ночные грёзы, а призрачные видения и естественные звуки ночного мира. Начало этому положил ещё Роберт Шуман в цикле Nachtstücke , более активно такой подход проявился в сочинениях Пауля Хиндемита (Сюита «1922»), Белы Бартока («Ночная музыка») и ряда других композиторов.

Библиография

  • Янкелевич В. Le nocturne. - Париж, 1957
  • Марина Малкиель. Цикл лекций по истории зарубежной музыки (Век романтизма)

Ссылки


Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :
  • Ферра, Кристиан
  • Тренчкот

Смотреть что такое "Ноктюрн" в других словарях:

    НОКТЮРН - (ноктурно) род музыкальной композиции, мечтательные, певучие, меланхолические пьесы. Всемирной известностью пользуются н ны Шопена. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Павленков Ф., 1907. НОКТЮРН, НОКТУРНО музыкальная… … Словарь иностранных слов русского языка

    НОКТЮРН - НОКТЮРН, ноктюрна, муж. (франц. nocturne, букв. ночной) (муз.). Род небольшого лирического музыкального произведения. Ноктюрн Шопена. «А вы ноктюрн сыграть могли бы на флейте водосточных труб?» Маяковский. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков.… … Толковый словарь Ушакова

    ноктюрн - См … Словарь синонимов

    ноктюрн - а, м. nocturne adj., < ит. nocturno ночной. 1. Небольшое лирическое музыкальное произведение. БАС 1. Жюли играла Борису на арфе самые печальные ноктюрны. Толст. Война и мир. Добряк слыхал в Москве Фильда и думал, что в музыке только и бывают… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

    НОКТЮРН - (франц. nocturne от лат. nocturnus ночной), в 18 и нач. 19 вв. многочастное инструментальное музыкальное произведение, большей частью для духовых инструментов, исполнявшееся обычно на открытом воздухе в вечернее или ночное время; родственно… … Большой Энциклопедический словарь

    НОКТЮРН - НОКТЮРН, а, муж. Небольшое лирическое, преимущ. фортепьянное музыкальное произведение. | прил. ноктюрновый, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

    НОКТЮРН - «НОКТЮРН», СССР, РИЖСКАЯ киностудия, 1966, ч/б, 88 мин. Военный фильм, трагическая мелодрама. По одноименному рассказу Жана Гривы. Француженка Иветта и латыш Жорж познакомились в годы гражданской войны в Испании, где они сражались на стороне… … Энциклопедия кино

    Ноктюрн - (Notturno, Nottorno, итал.) ночная музыка, род серенады,предназначенной для исполнения в тишине ночи; характер спокойный,нежный. Пишется в колонном складе и преимущественно в размере 8/8.Художественную обработку Н. получил у Фильда, Шопена и др.… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

    Ноктюрн - (фр. nocturne, букв. – ночной) – в XVIII – нач. XIX вв. многочастное инструментально музыкальное произведение, большей частью для духовых инструментов, исполняющееся обычно на открытом воздухе в вечернее или ночное время; с XIX в. небольшая… … Энциклопедия культурологии

Ноктюрны Шопена

Ноктюрн - один из характерных жанров романтического искусства. Французское слово nocturne в переводе означает «ночной». Термин этот появился в музыке XVIII века. В то далёкое время этим словом называли пьесы, исполняемые на открытом воздухе, чаще всего духовыми или струнными инструментами. Они были близки инструментальным серенадам или дивертисментам.

В XIX веке появился совсем другой ноктюрн - мечтательная, певучая фортепианная пьеса, навеянная образом ночи, ночной тишиной, ночными думами.

Впервые фортепианные ноктюрны стал писать ирландский композитор и пианист, Джон Филд.

Джон Филд – ирландский музыкант, многие годы проведший в России и именно здесь создавший свои многочисленные ноктюрны. «У романтиков впервые проявился глубокий художественный интерес к этому жанру «ночной музыки». Картины ночной природы, сцены любовных свиданий на фоне лунной ночи, разнообразные настроения одинокого художника-романтика - то подавленного стихийной мощью ночной грозы, то мечтающего на берегу реки... о смутном и далёком счастье... - всё это... романтические образы, хорошо известные не только в музыке, но и в поэзии, и в живописи», - писал В. Ферман.

Мы находим ноктюрны в творчестве Глинки , Чайковского , Шумана. Но наиболее известны ноктюрны Шопена. Мечтательные или поэтичные, строгие или скорбные, бурные или страстные, они составляют значительную часть творчества этого поэта фортепиано.

Шопен начал писать эти романтические пьесы в 30-х годах. Ноктюрны Шопена значительно отличаются от ноктюрнов Д. Филда.

Шопен начал писать ноктюрны ещё в Варшаве. Ноктюрн, изданный после смерти композитора под ор. 72, сочинён в 1827 году, а ор. 9 датируется 1829-1830 годами. Общая хронология шопеновских произведений ведётся по датам прижизненного издания, из чего можно заключить, что создание подавляющего большинства ноктюрнов относится к периоду 30-х и начала 40-х годов. За исключением юношеского ноктюрна cis-moll. Всего у Шопена вместе с посмертно изданным ми-минорным девятнадцать ноктюрнов.

В основе филдовских ноктюрнов, как правило, один музыкальный образ, манера изложения напоминает песню с аккомпанементом: правая рука ведёт мелодию, остальные голоса ей аккомпанируют. У Шопена ноктюрны гораздо глубже по содержанию. Они отличаются богатством музыкальных образов и силой творческой фантазии. Большинство ноктюрнов Шопена строится на контрасте двух образов.

Одухотворённый лиризм Шопена находит в ноктюрнах свои специфические средства выражения. С чисто моцартовской щедростью рассыпает в них Шопен свои прекрасные мелодии. Предельно выразительные, непосредственные, они звучат как естественно льющаяся песня, как живой человеческий голос. В ноктюрнах наиболее явны песенные, вокальные истоки шопеновской мелодики.

Волнующий ноктюрн Шопена…
Уносит ночь стихов опавший лист.
Как медленно и вдохновенно
Свой сон играет пианист.
В мгновениях, парящих - вечность,
Аккордов, нот волшебный миг.
Мир из иллюзий - бесконечность,
Парящих фраз…
Луны полночной лик…

Три ноктюрна соч. 15 - это произведения, которые считаются вершиной творчества Шопена.

Одно из лучших произведений Шопена в этом жанре - Ноктюрн Фа-диез мажор, Op. 15 № 2. Как льющаяся в ночной тишине песня, звучит задушевная напевная мелодия.

Полнота лирического чувства выливается в страстный порыв. Словно налетевший вихрь (может быть, отчаяния, страсти) прерывает мечтательность песни. Насколько первый раздел формы спокоен и мечтателен, настолько взволнован и тревожен средний раздел. После него совсем по-другому звучит в репризе мелодия первой части. И только в коде исчезает напряжённость темы и всё успокаивается.

Ноктюрн Фа мажор, Op. 15 № 1 начинается нежной, необыкновенно лёгкой мелодией. Вторая часть - con fuoco («С огнём») - неожиданно драматичная и бурная. Мир вновь воцаряется лишь в самом конце, с возвращением первой темы.

Ноктюрн Соль минор, Op. 15 № 3 начинается мелодией грустной народной песни. Она звучит всё жалобнее, пронзительнее и горше. Следующий фрагмент напоминает хорал, построенный как секвенция аккордов, обозначающих модуляцию (смену тональностей в пределах одного произведения). В конце звучит вопросительный мотив - «плач об утраченной любви».

Ноктюрн Ре-бемоль мажор, Op. 27 № 2 - прекрасен прозрачной красотой. Кристально чистую мелодию, лежащую в основе сочинения, Шопен многократно преобразует, используя самые изысканные технические средства (трели, мелизмы, пассажи, уменьшенные кварты и квинты).

Упоение тёплой летней ночью, поэзия ночного свидания звучат в нежной и страстной музыке этой пьесы. Основная тема как бы проникнута живым и трепетным человеческим дыханием.

В средней части ноктюрна слышится нарастающее волнение, однако оно вновь уступает место основному ясному и светлому настроению, господствующему в этой пьесе. Пронзительная, пылкая романтическая мелодия ведёт нас к страстной кульминации, а затем – к тихому, спокойному финалу. Ноктюрн заканчивается чудесным дуэтом-разговором 2-х голосов.

О ноктюрне Ми-бемоль мажор, Op. 9 № 2 известно, что его начало Шопен написал на листе письма к Марии Водзиньской, своей возлюбленной. Этот ноктюрн всегда очень нравился публике. Его сонное течение, спокойные аккорды в партии левой руки, полная лиризма, неги и романтической чувственности мелодия завораживают, околдовывают сердце. Композитор и сам любил это произведение и часто исполнял его на концертах или просто играл ученикам, каждый раз находя удовольствие в том, чтобы менять орнаментику.

Презентация

В комплекте:
1. Презентация - 10 слайдов, ppsx;
2. Звуки музыки:
Шопен. Ноктюрн Ми-бемоль мажор (Op. 9 № 2), mp3;
Шопен. Ноктюрн Ре-бемоль мажор (Op. 27 № 2), mp3;
Шопен. Ноктюрн Соль минор (Op. 15 № 3), mp3;
Шопен. Ноктюрн Фа мажор (Op. 15 № 1), mp3;
Шопен. Ноктюрн Фа-диез мажор (Op. 15 № 2), mp3;
3. Сопровождающая статья, docx.

Ноктюрн -- характерный жанр романтической музыки, разновидность лирической миниатюры -- отличается своей оригинальной тематикой.

Само слово «ноктюрн» означает «ночной». Печальная поэзия сумеречного света, призрачное сияние луны или разбушевавшаяся во мраке ночная гроза, смещая границы реального, преображались в окутанные таинственной дымкой видения, неотделимые от личного чувства, от охватившего художника настроения. Образы ночи в разных аспектах -- изобразительных и выразительных, описательных и психологических -- частое явление в поэзии, живописи, музыке XIX века. Разновидности этого жанра назывались серенадами, кассациями, дивертисментами и ноктюрнами. Отличие одной разновидности от другой было весьма незначительным.

Тот факт, что ноктюрны предназначались для исполнения на открытом воздухе, определил особенности этого жанра и средства исполнения: такие пьесы писались обычно для ансамбля духовых инструмен???, иногда со струнными.

Интересно отметить, что ночная музыка 18 века вовсе не носила томно-лирического характера, который возникает в нашем представлении, когда мы говорим о ноктюрне. Такой характер произведения этого жанра приобрели значительно позже. Ноктюрны же 18 века, наоборот - отличаются бодрым, отнюдь не ”ночным” тоном. Нередко такие сюиты начинались и заканчивались маршем, как бы изображая приход или уход музыкан???. Образцы таких ноктюрнов встречаются у И. Гайдна и В.А. Моцарта.

Помимо инструментальных ноктюрнов, в 18 веке существовали также ноктюрны вокальные-сольные и хоровые.

В 19 веке в творчестве композиторов-романтиков жанр ноктюрна переосмысливается. Ноктюрны романтиков-это уже не обширные ночные сюиты, а небольшие инструментальные пьесы, мечтательного, задумчивого, спокойного характера, в которых они стремились передать различные оттенки чувств и настроений, поэтические образы ночной природы.

Мелодии ноктюрнов в большинстве случаев отличаются певучестью, широким дыханием. Жанр ноктюрна вытрудил свою, “ноктюрнообразную” фактуру сопровождения; она представляет собой колышущийся, покачивающийся фон, который вызывает ассоциации с пейзажными образами. Композиционное строение ноктюрнов - 3-частная форма, т.е. такая, в которой 3-я часть повторяет 1-ю; при этом обычно крайним, более спокойным и светлым частям противопоставляется взволнованная и динамическая средняя.

Ноктюрн стал настоящей визитной карточкой романтизма. В классической концепции ночь была олицетворением зла, классические произведения заканчивались триумфальной победой света над тьмой. Романтики же, напротив, предпочитали ночь -- время, в которое душа открывает свои истинные черты, когда можно мечтать и думать обо всём, созерцая тихую природу, не отягощённую суетой дня.

Ноктюрн Шопена, пожалуй, самый известный из романтических; именно ноктюрновая фактура (пленительная мелодия, парящая над аккомпанементом, состоящим из баса и ритмической фигурации изысканной гармонии) стала визитной карточкой композитора. Шуман чутко изобразил музыкальный стиль Шопена, поместив его своеобразный музыкальный портрет в одну из пьес фортепианного цикла «Карнавал» (№12 -- лирический ноктюрн). Ноктюрны писали также Карл Черни, Ференц Лист, Эдвард Григ, русские композиторы -- Глинка (два своих ноктюрна он написал под впечатлением от музыки Филда), Балакирев, Чайковскийи другие композиторы.

Темп ноктюрнов бывает медленный или умеренный. Но при этом середина (если 3 части) обычно пишется в более оживлённом темпе.

В подавляющем большинстве случаев ноктюрны пишутся для сольного инструментального исполнения и в основном для фортепиано. Ноктюрн, поэтический жанр романтической музыки, не мог не привлечь поэтичнейшего из композиторов-романтиков, Фредерика Шопена. Шопеном написано 20 ноктюрнов. Основной их эмоциональный тон - мечтательная лирика самых разнообразных оттенков. В его творчестве ноктюрн достиг наивысшего художественного совершенства, превратился в концертное произведение, значительное по содержанию. Ноктюрны Шопена многообразны по характеру: светлые и мечтательные, скорбно-задумчивые, героико-патетические, мужественно-сдержанные.

Едва ли не самая поэтическая пьеса Шопена - ноктюрн ре-бемоль мажор (ор.27, №2). Упоение тёплой летней ночью, поэзия ночного свидания звучат в нежной и страстной музыке этой пьесы. Основная тема как бы проникнута живым и трепетным человеческим дыханием.

В средней части ноктюрна слышится нарастающее волнение, однако оно вновь уступает место основному ясному и светлому настроению, господствующему в этой пьесе. Ноктюрн заканчивается чудесным дуэтом-разговором 2-х голосов.

В творчестве русских композиторов жанр ноктюрна занимает довольно значительное место. В ноктюрнах русских классиков запечатлены едва ли не самые искренние их высказывания.

Приоритет в создании музыкального жанра ноктюрна принадлежит Джону Фильду . Он наметил основные контуры этой романтической лирической миниатюры. Но изящная форма, красивая фортепианная фактура не избавили его пьесы от некоторой салонной чувствительности, которая сужала сферу распространения и воздействия ноктюрнов Фильда. Большую и долгую жизнь этому новому жанру принес гений Шопена. Он преобразил скромный по замыслу и пианизму фильдовский ноктюрн, вложив в свои произведения огромную силу лирического чувства, трагического пафоса или нежную элегичность и меланхолию. Обогащая внутреннее содержание музыкальных образов, драматизируя форму, Шопен не преступает границ, естественных для малых форм камерной музыки.

Одухотворенный лиризм Шопена находит в ноктюрнах свои специфические средства выражения. С чисто моцартовской щедростью рассыпает в них Шопен свои прекрасные мелодии. Предельно выразительные, непосредственные, они звучат как естественно льющаяся песня, как живой человеческий голос. В ноктюрнах наиболее явны песенные, вокальные истоки шопеновской мелодики. Здесь проявляется его особая склонность к орнаментальности мелодического рисунка. Тонко выписанная, филигранно отделанная мелизматика непрестанно варьирует, обновляет звучание мелодии.

Характерно соотношение лирической мелодии и сопровождения. Часто сопровождение представляет собой гармоническую фигурацию, которая охватывает широкий диапазон; ее аккордовые тоны расположены по широким интервалам, соответствующим акустической природе обертоновой шкалы. В результате создается иллюзия долгого педального звучания, глубокого «дышащего» фона, словно обволакивающего парящую мелодию.

Несмотря на множественность оттенков лирической образности, Шопен ставит перед каждой пьесой свою творческую задачу, и ее решение всегда индивидуально. И все же ноктюрны можно группировать по некоторым общим композиционным приемам. Есть ноктюрны фильдовского типа -- как бы разновидность «песни без слов». В их основе лежит один музыкальный образ; верхний голос ведет мелодию, остальные гармонические голоса образуют к ней аккомпанемент. Но и такие ноктюрны у Шопена отличаются от фильдовских глубоким содержанием, творческой фантазией, интонационной выразительностью мелодики. Интенсивность мелодического развития доводит элегические мелодии до высокой степени напряженности и драматизма. Примером могут служить даже наиболее ранние ноктюрны: e-moll, ор. 72 [(посмертный) или Es-dur, ор. 9.

Но для большинства шопеновских ноктюрнов типично наличие двух резко контрастных образов. В этом проявляется большая усложненность содержания, что в свою очередь ведет к обогащению формы, а острота контрастов -- к драматизации самого жанра. Примеры такого типа композиции -- ноктюрны ор. 15, F-dur и Fis-dur.

В том и в другом случае трехчастность формы логически вытекает из противопоставления медленных крайних частей с кантиленной мелодикой подвижным и неспокойным средним частям (Сложная трехчастная форма особенно часто встречается в ноктюрнах. Возвращение к исходному образу вызывает пластичную завершенность, симметричность построения, присущие шопеновским формам. Однако для каждого произведения Шопен всегда находит индивидуальные решения.). Несмотря на сходство композиционного плана и общих контуров формы, внутренние соотношения, самый тип контрастности -- различны.

Ноктюрн - это не название популярной парикмахерской или нового магазинчика пирожных за углом. Это не поэтический слог, не название любимых конфет или вкусного кофе. Понятие «ноктюрн» пришло к нам из Европы, а в переводе с французского означает «ночной». Возможно, именно поэтому первое время ноктюрны было принято исполнять только в вечернее время, стоя под окнами дамы сердца.

Ноктюрн как он есть

Большинство книг по музыке значение слова «ноктюрн» трактуют как небольшую лирическую пьесу мечтательного характера с легким и непринужденным темпом, а также изящной и романтичной манерой исполнения.

Спокойное мелодичное произведение пленяет своей лирикой и музыкальными переливами, навевает мысли о светлом будущем или отправляет в страну теплых воспоминаний о счастливых моментах жизни.

Эти произведения включают несколько частей, как правило, три - обычно это тихое вступление, более оживленная вторая часть, и венчает ноктюрн такая же спокойная, как и вначале, музыка третьего фрагмента, местами сопровождающаяся громкими выходами. Они небольшие и очень легкие для восприятия, душевные.

Звуки прошлого

Давайте посмотрим, как люди разных эпох и поколений понимали, что такое ноктюрн. В ноктюрн относили к религиозным жанрам, поэтому играли такие произведения исключительно ранним утром. Свое основное развитие как он получил в последующие столетия.

В XVIII ноктюрн - это небольшая пьеса, исполняющаяся исключительно на свежем воздухе и носящая самый разный характер. Чаще она была шутливой, озорной, развлекательной, иногда даже танцевальной. В ее завершении всегда звучали командные нотки, которые оповещали слушателей об уходе музыкантов. Сочиняли ноктюрны для самых разных инструментов, как правило, их исполняли оркестры с духовыми или струнными составами.

XIX век, прежде всего, ассоциируется с композитора Джона Филда. Он первым употребил французское слово «ноктюрн», и не просто ввел его в обиход, но и наполнил понятие новым смыслом. Им созданы восемнадцать произведений, мелодии которых имеют богатый звуковой ряд, а также они наполнены романтикой, певучестью и проникновенными нотками. Музыканты той эпохи создавали спокойные, плавные, задумчивые мотивы. В своих произведениях они стремились передать всю гамму чувств и эмоций, которые может испытывать человек.

Ф.Ф. Шопен

С понятием ноктюрна неразрывно связано творчество талантливого и виртуозного пианиста Фредерика Шопена. Пожалуй, он был лучшим в этом Композитором написаны двадцать многообразных и удивительных по своей форме ноктюрнов. Они радужные и эмоциональные, печальные и задумчивые, дерзкие и волнующие, спокойные и сдержанные. Одно из лучших и запоминающихся сочинений Шопена в этом музыкальном жанре - ноктюрн ре-бемоль мажор. Его особенностью является то, что в заключительной части светлой, чувственной и волнующей темы произведения звучит диалог.

Гайдн

Совершенно оправданно вспоминается прекрасный представитель школы - Франц Йозеф Гайд. Ноктюрн в его исполнении всегда отличался особой манерой воспроизведения. Им было создано несколько мелодичных тем для фрикционных музыкальных инструментов, и, что особенно хочется отметить, сделано это было по заказу самого короля Неаполя.

Кроме Фредерика Шопена и Йозефа Гайдна к жанру ноктюрна обращались такие именитые композиторы Западной Европы, как Э. Григ, Ф. Лист, Р. Шуман и многие другие.

Ноктюрн. Глинка

Жанр лирического ноктюрна в творчестве русских композиторов носил своеобразный характер. Чтобы лучше его понять, обратимся к опыту великого музыканта - Михаила Ивановича Глинки.

Из ноктюрнов для фортепиано в первую очередь вспоминаются именно его сочинения, поскольку он был непревзойденным мастером черно-белых клавиш. В жанре лирической миниатюры композитором написано несколько чудесных произведений. И первым среди них на ум приходит ноктюрн «Разлука», посвященный его сестре Елизавете Ивановне Флери. Композиция дышит эмоцией, отличается плавными и мелодичными переходами, трогательным и мягким настроением. Признанный шедевр является не только отличным примером инструментального мастерства, но и истинным образцом современного лирического жанра, путь к которому начал прокладывать выдающийся деятель фортепианной музыки - Михаил Глинка.

Оригинальные и замысловатые черты мелодий присущи также ноктюрнам таких почитаемых русских композиторов, как Скрябин, Балакирев, Рахманинов, Чайковский.

Ноктюрн в наши дни

Современные мелодии претерпели ряд изменений, они несколько отличаются от привычного для прошлых столетий шаблона. Сегодня ноктюрн - это, скорее, образное понятие, включающее в себя смешение стилей разноплановой музыки. Ее можно услышать как в зале консерватории или филармонии в исполнении классического оркестра, так и на концертных площадках страны в необычном вокальном воплощении. Хорошим примером в этом плане служат выступления Муслима Магомаева, Иосифа Кобзона, Валерии и многих других.

Небольшое инструментальное произведение с душещипательными и мелодичными нотками способно тронуть даже самое черствое сердце. Ноктюрн - это не просто музыкальное творение. Это особое признание, настоящая исповедь, которая цепляет тонкие струны души человека и позволяет насладиться необыкновенно чувственной мелодией с живым характером.

Вверх